Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 15.01.1998 № 19

                        ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                            ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           от 15.01.98 N 19
                               г. Омск

               О законодательной инициативе Сахалинской
             областной Думы по внесению в Государственную
           Думу Федерального Собрания Российской Федерации
             проекта федерального закона "О районировании
                 Севера Российской Федерации по зонам
           дискомфортности, государственной поддержке лиц,
                   работающих и проживающих в них"

     Рассмотрев обращение Сахалинской областной Думы,  Законодательное
Собрание Омской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Поддержать  законодательную  инициативу  Сахалинской областной
Думы  по  внесению  в  Государственную  Думу   Федерального   Собрания
Российской  Федерации  проекта  федерального  закона  "О районировании
Севера Российской Федерации по зонам дискомфортности,  государственной
поддержке лиц, работающих и проживающих в них".

     2. Направить    данное    постановление    Государственной   Думе
Федерального Собрания Российской  Федерации  и  Сахалинской  областной
Думе.

     Председатель
     Законодательного Собрания          В.А.Варнавский



                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
        к проекту федерального закона "О районировании Севера
            Российской Федерации по зонам дискомфортности,
              государственной поддержке лиц, работающих
                         и проживающих в них"

 Обоснованность необходимости принятия настоящего Федерального закона

     До настоящего времени существует  деление  территории  Российской
Федерации  на  районы  Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Однако правовая основа для отнесения к указанным районам  отсутствует,
деление носит произвольный,  научно не обоснованный, законодательно не
подкрепленный  характер,  не  позволяющий  учесть  всего  многообразия
природно-климатических,                      экономико-географических,
социально-экономических,   медико-биологических   и   иных   факторов,
присущих   конкретным   территориям   и   оказывающих  неблагоприятное
воздействие на здоровье и образ жизни людей и,  как  следствие  этого,
проводить  на указанных территориях дифференцированную государственную
политику.
     При существующем   делении  территории  Российской  Федерации  на
районы Крайнего Севера и приравненные к  ним  местности  под  действие
законодательной  базы,  регламентирующей государственное регулирование
социально-экономического развития Севера России, не подпадает даже ряд
высокоширотных   районов  Ханты-Мансийского  и  Эвенкийского  округов,
Республики  Саха  (Якутия),   Магаданской   и   Камчатской   областей,
Корякского  автономного округа,  характеризующихся суровым арктическим
климатом.
     Поэтому назрела  необходимость  перейти  к  районированию  Севера
Российской Федерации по зонам дискомфортности.
     В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 18.01.92 N 107-р  "О  концепции  социально-экономического  развития
районов  Севера  и  критериях  отнесения территории к районам Крайнего
Севера и местностям,  приравненным к ним",  постановлением 6-го съезда
народных  депутатов  Российской  Федерации  "О социально-экономическом
положении районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"  от
21.04.92   N   2707-1,   решением  комиссии  правительства  Российской
Федерации  по  оперативным  вопросам  от  24.07.94  (протокол  N   10)
Государственным  комитетом  Российской  Федерации по вопросам развития
Севера (Госкомсевер России) был разработан проект Федерального  закона
"О районировании Севера России".  В порядке законодательной инициативы
Комитет Совета Федерации  по  делам  Севера  и  малочисленных  народов
(Комитет  по Северу) предложил альтернативный вариант к законопроекту,
разработанному Госкомсевером России,  под названием  "О  районировании
Севера Российской Федерации".
     В варианте  Госкомсевера  России  определен,   с   точки   зрения
составителей  законопроекта,  "оптимальный  набор  элементов природной
среды,  влияющих на условия жизни человека".  Однако  характерные  для
отдельных   территорий   природно-климатические  явления,  оказывающие
наиболее  неблагоприятное  воздействие  на  здоровье  и  жизнь   людей
(тайфуны,  циклоны,  цунами,  землетрясения  и  др.) остались вне поля
зрения разработчиков законопроекта.
     В варианте проекта федерального закона Комитета по Северу введена
базовая линия 60 градусов северной широты как южная граница территории
Севера  России,  подпадающей  под  действие предлагаемого Федерального
закона.  Это заведомо оставляет ряд дискомфортных зон  со  сложнейшими
условиями  для  жизнедеятельности населения,  не сравнимыми ни с одним
регионом,  расположенным выше 60 градусов  северной  широты,  вне  его
действия.
     Отмеченные обстоятельства  побудили   администрацию   Сахалинской
области    разработать    в    порядке    законодательной   инициативы
альтернативный вариант  к  законопроектам,  предложенным  Госкомсевера
России и Комитетом по Северу на основе текстов этих проектов.
     В основу  законопроекта  также   положены   результаты   научного
исследования   по   теме  районирования  Севера  России,  проведенного
институтом экономических проблем Кольского научного центра  Российской
академии  наук  на  основании  распоряжения  Правительства  российской
Федерации от 18.01.92 N 107-р с некоторыми добавлениями,  так как  при
исследовании   использовались   устаревшие  данные  и  не  учитывались
отдельные показатели.

        Цели и задачи принятия настоящего Федерального закона

     Целью принятия   настоящего   Федерального   закона   определение
территориальных  различий  в дискомфортности условий жизнедеятельности
населения Севера Российской Федерации, административно-территориальных
образований,  относящихся к Северу Российской Федерации,  и границ его
зон дискомфортности.
     Настоящий Федеральный    закон    ставит    задачу   установления
государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим
на    территории    Севера   Российской   Федерации,   по   возмещению
дополнительных материальных,  физиологических затрат и  более  высокой
стоимости   жизни,   складывающихся  под  воздействием  климатических,
географических, экономических и социальных факторов.
     Положения настоящего   Федерального  закона  призваны  обеспечить
дифференцированный подход к формированию и проведению  государственной
социально-экономической политики развития Севера Российской Федерации.

         Критерии, факторы и показатели районирования Севера
                         Российской Федерации

     На условия   жизнедеятельности   населения   Севера    Российской
Федерации  влияет  целый  комплекс  факторов.  В  качестве  обобщающих
критериев    приняты    географическое     расположение     территории
(монолитность,  целостность  ее  с  остальной  территорией  России)  и
дискомфортность    условий    жизнедеятельности    населения    (далее
дискомфортность) на этой территории.
     Были выделены 4 основных группы факторов: природно-климатическая,
экономико-географическая,           социально-экономическая          и
медико-биологическая.      Доминирующее       значение       отводится
природно-климатическому фактору, коэффициент значимости которого равен
0,5.
     Для оценки    природно-климатического    фактора   использовались
следующие показатели:  биоклиматический индекс  суровости  метеорежима
(БИСМ),     продолжительность    дня    и    ночи    (ультрафиолетовая
недостаточность) в зависимости от широты местности с учетом туманов  и
пасмурных    дней,    частота   повторяемости   и   мощность   опасных
гидрометеорологических явлений и  природных  (стихийных)  бедствий,  с
которыми   связаны   резкие  изменения  погодных  условий  и  перепады
атмосферного давления,  достигающие критических значений (более 5  Гпа
за  3  часа);  продолжительность  летнего  периода  со  среднесуточной
температурой  выше  15  градусов   Цельсия,   эквивалентно-эффективные
температуры   (комплексные  характеристики  температуры,  влажности  и
ветра);  продолжительность  периодов  с   экстремальными   (до   100%)
значениями  относительной  влажности воздуха;  оценка газового состава
воздуха (кислородное голодание);  мощность и продолжительность  таяния
снежного покрова.
     Социально-экономический фактор       представлен       следующими
показателями: уровень жизни населения, продолжительность отопительного
периода   с  учетом  всего  комплекса  климатических  характеристик  -
температуры,  скорости и направления ветров,  влажности воздуха; сумма
активных температур за вегетационный период, фотосинтетически активная
радиация (ФАР), продолжительность безморозного периода, сумма активных
температур  за  периоды с температурой воздуха свыше 10 и 15 градусов,
отношение испарения к испаряемости, теплозащитные свойства одежды.
     Экономико-географический фактор       представлен      следующими
показателями:     плотность     сельского      населения,      степень
сельскохозяйственной    освоенности   и   заболоченности   территории,
транспортная   доступность,   отдаленность    от    экономических    и
индустриальных центров.
     Фактор риска проживания представлен двумя показателями: состояние
здоровья  населения,  степень  пригодности  территории  для  заселения
пришлыми контингентами.
     Все предлагаемые показатели имеют  устойчивые  единицы  измерения
или  конкретные  описательные  характеристики  степеней развития,  что
позволяет,  объединив их в систему,  выйти  на  количественную  оценку
факторов   по  группам,  рассчитать  уровень  дискомфортности  условий
жизнедеятельности населения (таблица 2 приложения к законопроекту).

                         Зоны дискомфортности

     Разделение территорий  на районы крайнего Севера и приравненные к
ним местности,  как показали исследования,  не соответствуют  реальным
различиям  в  условиях  работающих и проживающих здесь людей.  Поэтому
предлагается отказаться от  такого  деления  и  перейти  к  зональному
районированию    на    основе    критерия    дискомфортности   условий
жизнедеятельности населения.
     В результате  такого  районирования  на  территории Севера России
выделено 3 зоны по дискомфортности условий жизнедеятельности населения
(таблица  1):  абсолютно  дискомфортная,  экстремально  дискомфортная,
дискомфортная.
     Абсолютно дискомфортная      зона     характеризуется     суровой
продолжительной зимой и коротким холодным летом,  сильными  ветрами  и
метелями.  В  течение  года  повторяемость  неблагоприятной погоды для
человека превышает 90%,  продолжительность безморозного периода длится
менее 2-х месяцев,  а отопительного сезона - более 300 дней.  Период с
ультрафиолетовой   недостаточностью   превышает   5   месяцев.    Зона
характеризуется    также    многолетнемерзлыми    грунтами,   коротким
вегетационным   периодом,   отсутствием   древесной    растительности.
Выращивание  овощных  культур  возможно  только в условиях закрытого и
полузакрытого грунта.  В районах арктического севера продолжительность
безморозного  периода  сокращается  до  нескольких  недель  и возможно
выпадение снега в течение почти целого года.
     В первую  зону  включены территории с диапазоном биоклиматических
индексов:  жесткость погоды по Бодману - свыше 4,0  баллов,  влажность
ветрового  охлаждения - 70 мкал/см.сек,  теплосодержание воздуха менее
65 ккал/кг, суровость метеорежима - 4,0-4,99 баллов.
     Это территория   с  крайне  интенсивным  отрицательным  природным
воздействием на людей.  Адаптация детей,  пожилых и хронически больных
людей   чаще   всего   заканчивается   декомпенсацией.   Преобладающие
заболевания  связаны  с  климатическими  условиями   -   метеострессы,
сердечно-сосудистые,  холодовые полиневрозы,  обмораживания,  снижение
иммунных  свойств  организма,  расстройство  ритмики   физиологических
функций. По медицинским показаниям оптимальный срок проживания пришлых
контингентов населения в этой зоне  не  более  2-х  лет.  Формирование
постоянного   населения   здесь   не   рекомендуется.   Для   создания
благоприятных условий труда,  быта и  отдыха  необходимы:  герметичный
режим   помещения,  особая  арктическая  одежда  и  обувь,  повышенная
калорийность пищи,  снабжение цельным  молоком,  фруктами  и  овощами,
витаминизированными продуктами.
     Величина дискомфортности абсолютно дискомфортной  зоны  с  учетом
значимости влияющих на нее факторов оценивается в 20-35 баллов.
     Экстремально-дискомфортная зона        отличается         суровой
продолжительной  зимой  и  умеренно  холодным  летом.  В  течение года
повторяемость неблагоприятной погоды для человека составляет 70-90  %,
продолжительность  безморозного периода - 70-90 дней,  а отопительного
сезона - 250-300  дней.  Период  с  ультрафиолетовой  недостаточностью
длится 3-5 месяцев.
     Во вторую зону включены территории с диапазоном  биоклиматических
индексов:  жесткость  погоды  по  Бодману  - 3,5-4,5 балла,  влажность
ветрового охлаждения - 60-70 мкал/см.сек.,  теплосодержание воздуха  -
65-66 ккал/кг, суровость метеорежима - 5,0-5,99 баллов.
     По медицинским показаниям рекомендуемый срок проживания  пришлого
населения   здесь   не   превышает  3-х  лет.  Адаптация  переселенцев
сопровождается сильным  напряжением  адаптационных  систем  организма.
Особенно  тяжело  протекает  адаптация  пожилых  и  хронически больных
людей.
     Для создания   благоприятных   условий   труда,   быта  и  отдыха
требуются:  герметичные и закрытые помещения,  высококачественная  или
обычная  меховая  одежда  и утепленная обувь,  повышенная калорийность
пищи с высоким содержанием витаминов.
     Величина дискомфортности экстремально дискомфортной зоны с учетом
значимости влияющих на нее факторов оценивается в 36-50 баллов.
     Дискомфортная зона  характеризуется  холодной  зимой и прохладным
летом.  В  течение  года  повторяемость  неблагоприятной  погоды   для
человека  составляет 65-70%,  продолжительность безморозного периода -
90-105  дней,  отопительного  сезона  -   250-275   дней.   Период   с
ультрафиолетовой недостаточностью длится 2-3 месяца. В сезоне возможно
выращивание овощей и картофеля, зерновых, зернобобовых и льна.
     В третью  зону  включены территории с диапазоном биоклиматических
индексов:  жесткость погоды по  Бодману  -  3,0-3,5  балла,  влажность
ветрового  охлаждения - 50-60 мкал/см.сек.,  теплосодержание воздуха -
66 до 67 ккал/кг, суровость метеорежима 6,0-6,99 баллов.
     По медицинским  показаниям рекомендуемый срок проживания пришлого
населения не должен превышать 6 лет.
     Адаптация пришлого  населения  протекает  с  сильным  напряжением
адаптационных систем переселенцев,  а  пожилых  и  хронически  больных
людей часто заканчивается обострением заболеваний.
     Для создания нормальных условий труда,  быта и отдыха  необходимы
дополнительные   затраты  на  строительство  промышленных  и  объектов
социальной инфраструктуры,  утепленная одежда и обувь, калорийная пища
с повышенным содержанием витаминов.
     Величина дискомфортности третьей дискомфортной зоны Севера России
с  учетом  значимости  влияющих  на  нее  факторов оценивается в 51-65
баллов.
     Согласно выполненному    районированию    территория    абсолютно
дискомфортной зоны Севера России занимает 10,6 млн.  кв. км (около 63%
территории  России),  где  проживает  около 11,0 млн.  человек или 13%
населения.
     В первую   дискомфортную   зону   Севера   России   включено   64
административных района, автономных округов и городских администраций.
Из них 32 относятся к арктическому Северу.  Территория зоны составляет
более 5,4 млн. кв. км, население 1,8 млн. человек.
     Экстремально дискомфортная  зона  Севера  России занимает площадь
3,1 млн. кв. км с населением 3,6 млн. человек, в нее входят территории
83-х  административных  районов,  городских администраций и автономных
округов.
     В третью дискомфортную зону Севера России включены территории 136
административных  районов,  городских   администраций   и   автономных
округов.  Площадь ее составляет 2,1 млн. кв. км, численность населения
около 6 млн. человек.

   О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
   проживающих в зонах дискомфортности Севера Российской Федерации

     В целях   ускорения   принятия  мер  социальной  защиты  граждан,
работающих и (или)  проживающих  на  территориях  зон  дискомфортности
Севера  Российской  Федерации,  настоящим  Федеральным законом для них
предусматривается   предоставление    государственных    гарантий    и
компенсаций,  механизмов  регулирования трудовых и жилищных отношений,
социального  страхования,  пенсионного  обеспечения,   оплаты   труда,
времени отдыха, возмещения транспортных расходов, изложенных во втором
разделе настоящего Федерального закона. В основу раздела положен Закон
Российской  Федерации  "О государственных гарантиях и компенсациях для
лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях" N 4520-1 от 19 февраля 1993 года.
     При этом   лицам,   работающим   и   проживающим  на  территориях
абсолютно-дискомфортной и экстремально-дискомфортной зон,  гарантии  и
компенсации  назначаются  на условиях,  применяемых в настоящий момент
для  лиц,  работающих  и  проживающих  в  районах  Крайнего  Севера  с
некоторыми добавлениями и поправками.
     Лицам, работающим  и  проживающим  на  территориях  дискомфортной
зоны,  гарантии и компенсации назначаются на условиях,  применяемых  в
настоящий  момент  для  лиц,  работающих  и  проживающих в местностях,
приравненных  к  районам  Крайнего  Севера   так   же   с   некоторыми
добавлениями и поправками.

        Ожидаемые социально-экономические последствия принятия
                    настоящего Федерального закона

     Принятие настоящего  Федерального  закона   позволит   определить
направления перехода к новой модели развития территорий, расположенных
в дискомфортных зонах России.  В центре этой модели должен  находиться
человек,   его   потребности   в  соответствии  с  наличием  различных
экстремальных природно-климатических условий,  оказывающих влияние  на
его жизнедеятельность.  Она призвана создать условия для упорядочения,
предпосылки  для  формирования  налоговой,  ценовой,   инвестиционной,
технологической  и других направлений социально-экономической политики
территории Севера Российской Федерации.

     Член Совета Федерации,
     губернатор Сахалинской области          И.П.Фархутдинов

Информация по документу
Читайте также