Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Омской области от 04.02.1999 № 31-пГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 февраля 1999 года N 31-п г. Омск О внесении на рассмотрение Законодательного Собрания Омской области проекта закона Омской области "Об областном бюджете на 1999 год" Рассмотрев представленный проект закона Омской области "Об областном бюджете на 1999 год", руководствуясь статьей 7 Закона Омской области "О Законодательном Собрании Омской области", статьей 11 Закона Омской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Омской области" и статьей 46 Закона Омской области "Регламент Законодательного Собрания Омской области", постановляю: 1. Внести на рассмотрение Законодательного Собрания Омской области проект закона Омской области "Об областном бюджете на 1999 год". 2. Поручить представление проекта закона Омской области "Об областном бюджете на 1999 год" на заседании Законодательного Собрания Омской области заместителю Главы Администрации (Губернатора) Омской области, председателю комитета финансов и контроля Администрации Омской области Фроловой Н.К. Глава Администрации (Губернатор) области Л.К. Полежаев БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ Главы Администрации (Губернатора) области Законодательному Собранию области на 1999 год Омск-1999 СОДЕРЖАНИЕ 1. Оценка экономической и социальной ситуации в 1998 году. 1-9 2. Прогноз экономического и социального развития Омской области. 10-24 3. Сводный финансовый баланс. 25-32 4. Основные направления финансовой и бюджетной политики. 33-37 5. Проект закона Омской области "Об областном бюджете на 1999 год". Приложение N 1. Областной бюджета на 1999 год. Приложение N 2. Программа государственных капитальных вложений за счет средств областного бюджета на 1999 год. (Инвестиционная программа). Приложение N 3. Бюджет развития Омской области на 1999 год. (с программой государственных капитальных вложений за счет средств областного бюджета развития на 1999 год). Приложение N 4. Нормативы (проценты) зачисления от федеральных и региональных налогов в бюджеты муниципальных образований в 1999 году. Приложение N 5. Доля в процентах муниципальных образований в фонде финансовой поддержки (трансферт). Приложение N 6. Основные направления формирования областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на 1999 год. Приложение N 7. Методика формирования областного фонда финансовой поддержки, подлежащего передаче муниципальным образованиям области. Приложение N 8. Мероприятия по покрытию дефицита бюджета. Приложение N 9. Ассигнования по аппарату управления, финансируемому из областного бюджета на 1999 год. Приложение N 10. Перечень мероприятий, финансируемых в 1999 году на выполнение государственных функций. Приложение N 11. Государственный заказ на закупку товарно-материальных ресурсов, работ и услуг для областных нужд за счет средств областного бюджета. Приложение N 12. Расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы г. Омска, определенные полномочиями статей 11 Закона и передаваемые источники их покрытия в областной бюджет. Приложение N 13. Консолидированный бюджет области на 1999 год. Пояснительная записка к проекту закона Омской области "Об областном бюджете на 1999 год". I ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В 1998 ГОДУ По итогам 1997 - базового года, область практически достигла уровня предыдущего года в ряде отраслей, улучшилась ситуация с доходами бюджетов, удалось полностью рассчитаться с задолженностью по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы. Регулярно стали выплачиваться пенсии. Обеспечивалось исполнение всех видов льгот населению. И в первом квартале 1998 года сохранялись положительные тенденции: незначительное снижение объемов промышленного производства, сумма доходов бюджета сохранялась на уровне соответствующего периода прошлого года, реальные денежные доходы населения увеличились на 2,8 процента, отмечался невысокий уровень инфляции и темпов роста потребительских цен. В первом квартале 1998 года сумма собранных налоговых платежей выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года на 6,6 процента. По причине отсутствия бюджетного финансирования на 1 апреля 1998 года не выплачено заработной платы на сумму 112,4 млн. рублей, что составило 11 процентов от общего объема просроченной задолженности. В 1997 году величина этого показателя составляла 35 процентов. Администрация последовательно осуществляла намеченный на 1998 год план действий. Имелись все основания рассчитывать в 1998 году на серьезные сдвиги, выход на положительные показатели по многим параметрам, характеризующим экономику области и социальную ситуацию в ней. Однако в течение года появились обстоятельства объективного (например, возникновение и быстрое распространение мирового, а затем и российского финансового кризиса, падение цен на нефть, "нештатные" погодные условия) и субъективного (в виде ошибок, непродуманных, непоследовательных действий Правительства и ЦБ России) характера, которые резко обострили обстановку. В результате уже со второго квартала темпы роста производства почти по всем направлениям вновь упали на величину, сопоставимую с первыми шоковыми годами реформ. Быстро уменьшалась финансовая эффективность деятельности предприятий, росла кредиторская и дебиторская задолженность, на треть сократились поступления средств в бюджеты всех уровней. В целом по итогам года отмечается значительное ухудшение показателей почти во всех секторах экономики. Если, например, объем промышленного производства в 1997 году составил 94,5 процента к уровню предыдущего года (в 1996 г. - 91 процент), то в 1998 году он составил 82,9 процента. Спад производства отмечается во всех отраслях, кроме электроэнергетики и пищевой и перерабатывающей промышленности, где объемы производства сохранились почти на уровне прошлого года. Значительно, на 14 - 35 процентов, сократилось производство в ведущих отраслях экономики области - нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, а также машиностроении, промышленности строительных материалов и конструкций, легкой, лесной, деревообрабатывающей промышленности из-за серьезных изменений конъюнктуры рынка, снижения уровня мировых цен на нефть и продукты ее переработки, сокращения поставок сырой нефти, полуфабрикатов и сырья. Практически на всех ведущих предприятиях этих отраслей (ОАО "Омскхимпром", ОАО "Омский каучук", ПО "Полет", ОМП им. П.И.Баранова, ПО "Завод транспортного машиностроения" и др.) в истекшем году имели место масштабные остановки производства. Производство валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 1997 году сохранялось почти на уровне 1996 года. Был получен хороший урожай зерновых культур с качеством зерна выше прошлогоднего. Увеличилось производство картофеля, овощей и яиц. Экстремальные погодные условия минувшего года не позволили получить такие же результаты. Валовой сбор основного продукта - зерна в весе после доработки составил 1418,4 тыс. тонн - почти на 40 процентов меньше уровня 1997 года. Урожайность зерновых и зернобобовых культур с уборочной площади - 9,7 центнера с гектара. В наиболее уязвимом положении оказалось животноводство. Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств по состоянию на 1 января 1999 года уменьшилось на 143,1 тыс. голов (15,6 процента), в том числе коров - на 49,4 тыс. голов (12,2 процента), овец и коз - на 65,6 тыс. голов (26,2 процента) в сравнении с аналогичным периодом 1997 года. Поголовье свиней за этот период несколько увеличилось. Производство (реализация) скота и птицы за этот период осталось практически на уровне прошлого года, а молока снизилось на 10 процентов. Снизились объемы перевозок грузовым (на 15 процентов по сравнению с 1997 годом) и пассажирским транспортом (на 8 процентов). Важнейшей задачей в экономике всегда была и есть задача обеспечения воспроизводственного процесса, определяющего все остальные условия жизнедеятельности общества и его возможности. Основными инвестиционными тенденциями 1998 года стали - дальнейшее сокращение общего объема инвестиций, сжатие инвестиционного рынка региона, ухудшение баланса собственных и привлеченных средств предприятий, направляемых в краткосрочные, долгосрочные финансовые активы и в основной капитал. Наиболее тревожной тенденцией в инвестиционном процессе области стало дальнейшее падение по отношению к предыдущему году показателей ввода в действие основных фондов (при параллельном нарастании полностью амортизированных основных средств). Если и для периода до "девальвационного скачка" 1998 года характерной чертой финансово-кредитного сектора экономики области было в основном обслуживание оборотных потребностей предприятий (роль банковского сектора в реальном инвестировании была невелика, банковские и другие элементы финансово-кредитной системы в погоне за прибылью обслуживали в основном спекулятивные инвестиции финансового сектора), а основная нагрузка по воспроизводству ложилась на сами предприятия, то "девальвационный фактор" еще более усугубил ситуацию. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в 1998 году составили около 74 процента к уровню 1997 года (в 1997 году - 98 процентов от итогов 1996 года). В 1997 году фиксировалась некоторая стабилизация финансового рынка, прослеживалась тенденция роста суммы прибыли по основным отраслям экономики, снижение процентных ставок позволило привлечь кредитные ресурсы и обеспечить исполнение бюджета области по основным расходам. В 1998 году финансовые возможности области сократились. Снизилась прибыль в основных отраслях промышленности, росли убытки в сельском хозяйстве. Исполнение бюджета области ниже уровня 1997 года. Структура доходов существенно отличается от структуры предыдущих лет, в основном за счет значительного снижения доли налога на прибыль. Возможности заимствований в IV квартале свелись к нулю, исключая возможность хоть как-то сбалансировать доходы и расходы. Рынок труда в 1998 году характеризовался ростом общей численности безработных, лиц, не имеющих работу, но активно ее ищущих. При этом численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилось, что связано, прежде всего, с ужесточением требований по постановке на учет безработных граждан, ростом задолженности по выплате пособий. В 1997 году было достигнуто значительное снижение темпов роста потребительских цен (в 1996 году цены выросли на 29,9 процента, в 1997 году - на 11,1 процента), и в первом полугодии 1998 года сохранялась тенденция снижения инфляции. Однако с сентября цены на продовольственные и непродовольственные товары и услуги стали резко расти. Индекс потребительских цен за 1998 год оценивается в 172,2 процента. Отмечен опережающий рост уровня цен над ростом средней заработной платы. Сохранилась дифференциация заработной платы по секторам экономики. Значительными остаются долги по заработной плате работникам промышленных и сельскохозяйственных предприятий. С учетом особенностей 1998 года Администрации пришлось принимать дополнительные меры фактически чрезвычайного, антикризисного характера, зачастую выходя при этом за пределы своих прав и возможностей. Причем в условиях усилившегося давления оппозиции, профсоюзов, а также неоднозначности отношений к некоторым мерам и различных групп населения. Например, постановления Главы Администрации (Губернатора) Омской области по регулированию цен на основные продукты и товары народного потребления и по ограничению вывоза продовольствия с территории области, соответствуя категорическим требованиям омичей - потребителей, столь же дружно осуждаются омичами - производителями, хотя зачастую это одни и те же люди в разных ипостасях - на работе и дома. Понимая, что делать многие вещи силами только субъекта федерации и в рамках отдельной области долго невозможно, Администрация, при поддержке областного Законодательного Собрания, вела активную работу в Государственной Думе, Федеральном Собрании и Правительстве РФ с целью поиска общегосударственных подходов и методов выхода из кризиса, создания необходимой нормативной, финансовой, организационной базы для этого. И нельзя не видеть, что эти усилия нашли отражение в действиях центра по стабилизации положения. В значительной мере все это помогло и тому, что в области, несмотря на исключительно сложные условия, сохранилось немало положительных моментов и точек роста, которые однозначно окажут свое весомое положительное влияние в 1999 году. Например, незначительно снизился объем производства в пищевой и перерабатывающей промышленности. В этой отрасли постоянно расширяется ассортимент продукции, давно завоевавшей приоритет у омских покупателей. В целях более глубокой переработки животноводческой продукции, повышения экономической эффективности и конкурентоспособности осуществляется интеграция и кооперация перерабатывающих предприятий с сельскими товаропроизводителями и торговыми предприятиями. Так, АО "Омский бекон", которое ввело в эксплуатацию завод по переработке собственной продукции производительностью 20 тыс. тонн в сутки и более 50 видов мясной продукции, осуществляет интеграцию с АО "Лузинский комбикормовый завод" и АО "Омский мясокомбинат", развивает собственную торговую сеть, и, как результат, работает рентабельно. В текущем году введена в эксплуатацию импортная линия по производству короткорезанных макаронных изделий в ОАО "Омская макаронная фабрика", а также линия по производству печенья на базе АО "Иртыш" в Черлакском районе. Это позволит выпускать продукцию хорошего качества и высоких потребительских свойств в удобной упаковке. В октябре 1998 года фирмой "Оша" введена в эксплуатацию вторая очередь спиртозавода, общая мощность которого составляет 900 тыс. декалитров в год, или 65 процентов потребности области. Ведется строительство спиртового завода и в Азовском районе, при вводе которого область станет крупным поставщиком спирта в другие регионы. За счет переоснащения и внедрения современных технологий по производству высококачественной продукции в последние годы успешно развивается производство пива в акционерном обществе "Росар". Областью в течение года реализован ряд крупнейших инвестиционных проектов, имеющих огромное стратегическое значение. Безусловно, в первую очередь к ним относится программа газификации области. Удалось освоить на объектах программы 176,6 млн. рублей и построить 406 км. газопроводов, 2 ГРС. Ввести газ в 18 котельных, 8916 квартир и домов жителей. Это больше чем было сделано за всю историю Омской области. И это позволило уже в 1998 году сэкономить 20 млн. рублей только за счет разницы цен на топливо, расчетная сумма экономии по этой статье на 1999 год составляет уже 100 млн. рублей. Эта программа является также характерным примером привлечения даже в столь трудное время солидного крупного инвестора. Она осуществляется на паритетных началах с РАО "Газпром", который в течение года вложил в экономику области 67 млн. рублей собственных средств. Другими примерами подобного рода являются программы, осуществляемые на объединении "Иртыш" совместно с корпорацией VOLVO, на АО "Росар" совместно с компанией "Интербрю". Это позволит увеличить объем их продукции от двух до трех раз и т.п. Сегодня, как отмечалось выше, потеряли объемы производства отрасли легкой, лесной, деревообрабатывающей промышленности. Вместе с тем, предприятия этих отраслей ежегодно на 20-30 процентов обновляют свой ассортимент, налажен выпуск продукции по индивидуальным заказам (30-40 процентов от объема производства). Следует иметь в виду и то обстоятельство, что в значительной части (до 80 процентов в легкой промышленности, например, не говоря уже о нефтепереработке) предприятия многих отраслей перешли к работе в режиме процессинга, что в принципе меняет всю организационную, финансовую, экономическую сущность происходящих процессов, но никак не учитывается, не рассматривается и не оценивается действующей статистикой и традиционными методами экономического анализа. Внешняя торговля предприятий области устойчиво удерживала растущее положительное сальдо. Тенденцию роста имеет и доля экспортных поставок области в общем показателе экспортной деятельности России. В 1998 году превышение стоимости экспортных операций над стоимостью импортных оценивается в 1,8 раза с суммой положительного сальдо торгового оборота около 190 млн. долларов США. В структуре экспорта товаров из Омской области традиционно преобладает продукция топливной, химической и нефтехимической отраслей промышленности. Вместе с тем, в последние два года в товарной структуре экспортных поставок происходят заметные положительные структурные сдвиги. Заметно возрос экспорт продукции машиностроения и металлообработки, продовольствия. Заметное развитие получил экспорт услуг из области. Преобладающей группой товаров в импорте Омской области в последние несколько лет традиционно является машиностроительная продукция. 27,8 процента импорта 1998 года занимали продовольственные товары и сырье для их производства. Одной из важных групп товаров в импорте остается продукция топливно-энергетического комплекса (12,6 процента), в основном это каменный уголь из Казахстана. Большое значение имеет и то обстоятельство, что Администрациям области и многих муниципальных образований удалось к концу года вдвое сократить разрыв по выплате заработной платы бюджетникам, доведя его, как и было обещано, до 2-3 месяцев по отношению к нормативному. II ПРОГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД Можно предполагать два крайних варианта развития ситуации в 1999 году. Пессимистический вариант предполагает, что Правительству не удастся цивилизованными методами справиться с факторами финансового и банковского кризиса и других случившихся обстоятельств аналогичного характера. Результаты могут быть самые сокрушительные и вылиться в гиперинфляцию со всеми вытекающими из нее последствиями экономического и политического плана. Резко усилятся и вполне могут выйти за грань допустимого центробежные процессы суверенизации всего и вся. Будут свернуты социальные, и вообще все подобного рода программы. Будет стоять задача простого выживания, которая уже сегодня вышла фактически на первый план. Вероятность такого исхода слишком велика. И в силу фактически сложившегося сейчас положения и потому, что у Правительства РФ до последнего времени не было цельной, отработанной, понятной всем Программы, и концепции бюджета. Вряд ли стоит считать, что есть они и сейчас. Представление федерального бюджета в Федеральное собрание не внесло никакой ясности в бюджетные и межбюджетные отношения, финансовую, налоговую политику - основу нормальной жизнедеятельности любого государственного образования. Вместе с тем, Правительством РФ и ЦБ России принимаются меры первоочередного антикризисного порядка. Со многими из них трудно не согласиться и они могут стать основой развернутой и действительно работающей Программы и удержать ситуацию в тех пределах, которые в настоящее время декларируются как целевые установки 1999 года. Предлагаемый к учету в расчетах проекта областного бюджета прогноз социально-экономического развития области на 1999 год исходит из такого - оптимистического - варианта, а также сценарных условий Минэкономики России, оценки деятельности хозяйствующих субъектов в 1997, 1998 годах, материалов о намерениях предприятий, о реализуемых инвестиционных проектах, иных подлежащих учету факторов. Предполагается при этом, что 1999 год сохранит, а, учитывая особенность предстоящего года, как года очередной масштабной выборной кампании, и усилит неопределенность, напряженность и сложность положения по многим социально-экономическим направлениям. В рамках этого выбранного варианта в свою очередь возможны колебания в оценке конечных показателей развития области, которые будут прямо отражаться на состоянии бюджетов и реализации задач области. Они зависят от многих факторов, и их размах при расчетах определяется параметрами, задаваемыми Правительством России через Министерства экономики и финансов. В частности, уровень индекса инфляции в 1999 году может составить от 140 до 170 процентов. В первом случае объем промышленного производства в целом ожидается на уровне 97 процентов. Предполагается сохранение объемов производства в электроэнергетике, небольшой рост в пищевой промышленности (101,6 процента). Дальнейшее снижение производства по сравнению с текущим годом прогнозируется в топливной промышленности (97 процентов), химической и нефтехимической (93 процента), легкой промышленности (92 процента), машиностроении и металлообработке (90 процентов), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (86 процентов), промышленности строительных материалов (85 процентов). Во втором случае объем промышленного производства вряд ли превысит 90 процентов. В среднем по большинству отраслей уменьшение показателей составит в пределах до 10 процентов по отношению к тем, которые указаны выше. По продукции промышленности по малым, средним и совместным предприятиям прослеживается возможность падения объемов производства до 60 процентов в силу изменений в налоговом законодательстве, общего ухудшения конъюнктуры, меньшей их устойчивости и т.д. Именно этим обстоятельством, в частности, вызвано усиление попыток Администрации в плане поддержки малого и среднего бизнеса и предпринимательства, проведение недавнего Съезда предпринимателей Омской области. Оба расчетных варианта предполагают в 1999 году сокращение рабочих мест и усиление процесса высвобождения занятых с предприятий и организаций области. В целом в сфере занятости будет по-прежнему отмечаться рост скрытой безработицы, трансформация формальной занятости в неформальную. Не ожидается прироста реальных располагаемых доходов граждан. Будет расти доля нуждающихся в государственной поддержке. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————————————————| | Показатели | Единица | 1997 год | 1998 год | 1999 год | | | измерения | отчет | отчет | прог н оз | | | | | |———————————|———————————| | | | | | 1 вариант | 2 вариант | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | | | | | | | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Продукция промышленности | | | | | | | (работ, услуг) без НДС, | | | | | | | спецналога и акциза (включая | | | | | | | малые и совместные | | | | | | | предприятия) - всего: | | | | | | | в действующих ценах | млн. руб. | 22458 | 20301 | 28677 | 33827 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в сопоставимых ценах | в % к пред. году | 94,5 | 82,9 | 97 | 90 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в том числе в разрезе | | | | | | | отраслей: | | | | | | | - электроэнергетика | млн. руб. | 3090 | 2811 | 3987 | 4728 | | |——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | | в % к пред. году | 85,5 | 99,8 | 100 | 98 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | - нефтеперерабатывающая | млн. руб. | 10814,3 | 10200 | 13900 | 16100 | | промышленность |——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | | в % к пред. году | 101,2 | 79,5 | 97 | 90 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | - химическая и нефтехимичес- | млн. руб. | 1393,7 | 1332 | 1900 | 2100 | | кая промышленность |——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | | в % к пред. году | 90,5 | 85,7 | 93 | 85 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | - машиностроение и | млн. руб. | 2175,8 | 1618 | 2000 | 2200 | | металлообработка |——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | | в % к пред. году | 93,3 | 66,9 | 90 | 80 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | - лесная, | | | | | | | деревообрабатывающая и | | | | | | | целлюлозно-бумажная | млн. руб. | 242 | 157 | 214 | 230 | | |——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | | в % к пред. году | 70,4 | 71,7 | 86 | 75 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | - промышленность | млн. руб. | 898 | 547 | 747 | 815 | | строительных материалов |——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | | в % к пред. году | 85,8 | 64,4 | 85 | 71 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | - легкая промышленность | млн. руб. | 233 | 192 | 248 | 292 | | |——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | | в % к пред. году | 80,7 | 76,9 | 92 | 84 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | - пищевая промышленность | млн. руб. | 3062 | 2944 | 5017 | 6590 | | |——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | | в % к пред. году | 102,1 | 94,7 | 101,6 | 95 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Из общего объема: | | | | | | | продукция промышленности | | | | | | | по крупным и средним | | | | | | | предприятиям | | | | | | | в действующих ценах | млн. руб. | 19953,3 | 18582 | 25445 | 29982 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в сопоставимых ценах | в % к пред. году | 94,1 | 82,5 | 96 | 90 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в том числе в | | | | | | | государственном секторе | | | | | | | в действующих ценах | млн. руб. | 1349,5 | 866,4 | 1147 | 1313 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в сопоставимых ценах | в % к пред. году | 93,7 | 75,3 | 93 | 83 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | продукция промышленности | | | | | | | по малым и совместным | | | | | | | предприятиям | | | | | | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в действующих ценах | млн. руб. | 584,7 | 661,1 | 1044,7 | 565,2 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в сопоставимых ценах | в % к пред. году | 104,6 | 103,3 | 112 | 60,6 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Продукция сельского хозяйства | | | | | | | во всех категориях хозяйств | | | | | | | в действующих ценах | млн. руб. | 7505 | 6433,4 | 10862 | 12542,4 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в сопоставимых ценах | в % к пред. году | 99,5 | 79 | 106 | 100 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Производство потребительских | | | | | | | товаров (в сопоставимых | | | | | | | ценах) - всего | в % к пред. году | 92,8 | 86,2 | 101 | 90 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | по группам товаров: | | | | | | | продовольственные товары | в % к пред. году | 84,5 | 84,9 | 100 | 89 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | винно-водочные изделия и пиво | в % к пред. году | 121,3 | 103,2 | 120 | 105 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | непродовольственные товары | в % к пред. году | 100,8 | 80,7 | 92 | 85 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Производство важнейших | | | | | | | видов продукции: | | | | | | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | электроэнергия | млрд. кВт. ч | 6,7 | 6,8 | 7 | 6,9 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | топливо дизельное | млн. тонн | 5,7 | 4,7 | 4,8 | 4,5 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | бензин автомобильный | млн. тонн | 4,2 | 3,4 | 3,5 | 3 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | газ | млн. куб. м | - | 1,5 | 6 | 6 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | шины | тыс. шт. | 1843 | 1846 | 1680 | 1550 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | зерно (в весе после | | | | | | | доработки) | тыс. тонн | 2348 | 1418,4 | 2100 | 1900 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | картофель | тыс. тонн | 693,1 | 421,8 | 600 | 500 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | овощи | тыс. тонн | 200,9 | 138 | 170 | 150 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | скот и птица (в живом весе) | тыс. тонн | 230,6 | 229,6 | 210 | 201 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | молоко | тыс. тонн | 973,3 | 873,6 | 785 | 746 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | яйца | млн. шт. | 515,9 | 481,8 | 445 | 423 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | мука | тыс. тонн | 229,7 | 225,8 | 230 | 210 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Экспорт | млн. долл. США | 811.5 | 440 | 740 | 475 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Импорт | млн. долл. США | 402.1 | 250 | 320 | 220 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Пассажирооборот транспорта | млрд. пасс.-км | 7 | 6,8 | 6 | 5,8 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Грузооборот транспорта | млрд. т-км | 66,4 | 61 | 56,9 | 54,9 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Капитальные вложения за счет | | | | | | | всех источников | | | | | | | финансирования в действующих | | | | | | | ценах | млн. руб. | 3475 | 2779,8 | 3479 | 3923 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в сопоставимых ценах | в % к пред. году | 98 | 74 | 80,7 | 76.7 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в том числе | | | | | | | производственного назначения | | | | | | | в действующих ценах | млн. руб. | 2286,7 | 1779,1 | 2212 | 2495 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в сопоставимых ценах | в % к пред. году | 106 | 73 | 80,2 | 74,4 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | непроизводственного | | | | | | | назначения | | | | | | | в действующих ценах | млн. руб. | 1189 | 1000,7 | 1267 | 1428 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в сопоставимых ценах | в % к пред. году | 86 | 75 | 81,6 | 77,5 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Ввод в действие объектов | | | | | | | социально-культурной сферы: | | | | | | | жилых домов | тыс. кв. м | 370,5 | 219,9 | 300 | 290 | | | общ. площади | | | | | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | | количество | 4 | 3 | 6 | 6 | | общеобразовательных школ |——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | | мест | 2140 | 1486 | 754 | 754 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | больниц | коек | - | 400 | 350 | 350 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Розничный товарооборот | | | | | | | в действующих ценах | млн. руб. | 12272,3 | 14255 | 24892 | 29922 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в сопоставимых ценах | в % к пред. году | 103,8 | 95,4 | 101 | 98 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Объем платных услуг населению | | | | | | | в действующих ценах | млн. руб. | 3649,5 | 3841 | 7389 | 7600 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в сопоставимых ценах | в % к пред. году | 98,6 | 96,6 | 100 | 85 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Прибыль(убыток) по всем | | | | | | | видам деятельности - всего | млн. руб. | 1758,3 | -5200 | 400 | 200 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | в том числе промышленных | | | | | | | предприятий | млн. руб. | 1322,9 | -4637,2 | 1085 | 947 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Амортизационные отчисления | млн.руб. | 3336,1 | 3242 | 3099 | 3099 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | | (конец периода к | | | | | | Индекс потребительских цен | декабрю) | 111,1 | 172,2 | 139,6 | 168,9 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Денежные доходы на душу | | | | | | | населения на конец периода | рублей | 962,4 | 1232 | 998,2 | 1207,4 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Прожиточный минимум на | | | | | | | конец периода на душу | | | | | | | населения * | рублей | 347 | 675 | 664 | 863 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Численность занятых в | | | | | | | экономике в среднегодовом | | | | | | | исчислении | тыс. чел. | 947,3 | 945 | 945 | 943 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Уровень безработицы | | | | | | | (удельный вес безработных в | | | | | | | численности экономически | | | | | | | активного населения) | % | 2,5 | 1,9 | 1,9 | 2,3 | |———————————————————————————————|——————————————————|——————————|——————————|———————————|———————————| * Расчет выполнен согласно методике Минтруда России ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ (В ПРОЦЕНТАХ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ) Проценты |——————————————————————————————————————————————————————————————————————| 120 |Продукция промышленности Валовая продукция сельского хозяйства | | | | | | 106 | | 97 99,5 |———————| 100 | 100 | 94,5 |———————| |——————| | |———————| |——————| | | 90 | | | | | | | 82,9 | |———————| | | | | | | |———————| | | | | 79 | | | 80 | | | | | | |———————| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 60 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 40 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 20 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 |——————|———————|———————|———————|————————|——————|———————|———————|———————| 1997 г. 1998 г. 1999 г. 1999 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 1999 г. I II I II вариант вариант вариант вариант прогноза прогноза прогноза прогноза ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ОТРАСЛЯМ (ПО ПОЛНОМУ КРУГУ ПРЕДПРИЯТИЙ) Проценты 120 |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————| | |1 - 1997 г. | | | |2 - 1998 г. | | | 99,8 100 101,2 |3 - 1999 г. (I вариант прогноза) | 101,2 101,6 | 100 | |————|———| 98 |————| |4 - 1999 г. (II вариант прогноза)| |————| |————| | |85,5| | |———| | | 97 93 93,3 |—————————————————————————————————| | |94,7| | 95| |————| | | | | | |———| 90 90,5 |——| |————| 90 86 92 | |————| |———| | | | | | | |79,5| |———| |———|85,7| |85 | | |———| 80 |——| 85,8 85 80,7 |———| 84 | | | | | 80 | | | | | | |————| | | | |————| |——| | | | |———| | | 75 |————| |———| |————|76,9| |———| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 70,4 71,7| |————| | | | | 71 | |————| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |————|————| | | | | | |———| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |66,9| | | | | | | | | |64,4| | | | | | | | | | | | | 60 | | | | | | | | | | | | | | | | |————| | | | | | | | | |————| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 40 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 20 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 |————|————|———|———|————|————|————|———|———|————|———|————|——|——|—————|————|————|———|———|—————|————|————|——|————|—————|————|————|———|———|————|————|————|———|———|—————|————|————|————|———| 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Электроэнергетика Нефтеперерабатывающая Химическая и Машиностроение и Лесная, Промышленность Легкая Пищевая промышленность нефтехимическая металлообработка деревообрабатывающая строительных промышленность промышленность промышленность и целлюлозно-бумажная материалов промышленность ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ (В ПРОЦЕНТАХ К УРОВНЮ ПРЕДЫДУЩЕГО ГОДА) Проценты 140 |————————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————| | |1 - 1997 г. | | 121,3 120 |2 - 1998 г. | 120 | |————| |———| 100,8 |3 - 1999 г. (I вариант прогноза) | | | | | |105 |———| |4 - 1999 г. (II вариант прогноза)| | 101 100 | |103,2| |———| | | |—————————————————————————————————| 100 |92,8 |———|90 |———| 89 | |—————| | | | | | |————|86,2| |——| 85,4 84,9| |———| | | | | | | | 92 | | |————| | | |————|————| | | | | | | | | |80,7|———| 85 | 80 | | | | | | | | | | | | | | | | |————| |———| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 60 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 40 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 20 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 |————|————|———|——|———|————|————|———|———|———|————|—————|———|———|———|———|————|———|———|———————————————————————| 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Потребительские Продовольственные Винно-водочные Непродовольственные товары товары изделия и пиво товары всего ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА ВО ВСЕХ КАТЕГОРИЯХ ХОЗЯЙСТВ Тыс. тонн 2500 |—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2348 |—————————————————————————————————| | |—————| 2100 |1 - 1997 г. | | 2000 | | |—————| 1900 |2 - 1998 г. | | | | | |—————| |3 - 1999 г. (I вариант прогноза) | | | | | | | |4 - 1999 г. (II вариант прогноза)| | 1500 | |1418,4| | | |—————————————————————————————————| | | |——————| | | | | | | | | | 1000 | | | | | | | | | | | 693,1 600 | | | | | | |—————|421,8|—————| 500 | 500 | | | | | | |—————| |—————| | | | | | | 229,7 228,8 230 210 | | | | | 200,9 170 | | | | | | |—————|—————|—————|—————| | | | | | |—————| 138 |—————| 150 | | | | | | | | | | | | | | | | | |—————| |——————| 0 |—————|——————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|——————| 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Зерно Мука Картофель Овощи (в весе после доработки) ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА ВО ВСЕХ КАТЕГОРИЯХ ХОЗЯЙСТВ Тыс. тонн 1200 |—————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————| | |1 - 1997 г. | | |2 - 1998 г. | 1000 | 973,3 |3 - 1999 г. (I вариант прогноза) | | |——————| 873,6 |4 - 1999 г. (II вариант прогноза)| | | |——————| 785 |—————————————————————————————————| 800 | | | |——————| 746 | | | | | |——————| | | | | | | | | 600 | | | | | | 519,9 | | | | | | | |—————|481,8 | | | | | | | | |—————| 445 | 400 | | | | | | | | |—————| 423 | |230,6 229,6 | | | | | | | | |—————| |—————|—————| 210 201 | | | | | | | | | | 200 | | |—————|—————| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 |—————|—————|—————|—————|—————|—————|——————|——————|——————|——————|—————|—————|—————|—————|—————|—————| 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Скот и птица Молоко Яйца (млн. шт.) (в живом весе) КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ ЗА СЧЕТ ВСЕХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ (В ПРОЦЕНТАХ К ПРЕДЫДУЩЕМУ ГОДУ) Проценты 120 |—————————————————————————————|—————————————————————————————————| | |1 - 1997 г. | | |2 - 1998 г. | 100 | 98 |3 - 1999 г. (I вариант прогноза) | | |——————| |4 - 1999 г. (II вариант прогноза)| | | | 80,7 |—————————————————————————————————| 80 | | | 74 |——————| 76,7 | | | |——————| |——————| | | | | | | | | 60 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 40 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 20 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 |—————|——————|——————|——————|——————|—————————————————————————————| 1 2 3 4 ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖИЛЫХ ДОМОВ Тыс. кв. м 400 |——————————————————————————|—————————————————————————————————| | 370,5 |1 - 1997 г. | | |—————| |2 - 1998 г. | 350 | | | |3 - 1999 г. (I вариант прогноза) | | | | |4 - 1999 г. (II вариант прогноза)| | | | 300 |—————————————————————————————————| 300 | | | |—————| 290 | | | | | |—————| | | | | | | | | 250 | | | | | | | | | |219,9| | | | | | |—————| | | | 200 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 150 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 100 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 50 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 |——————|—————|—————|—————|—————|—————————————————————————————| 1 2 3 4 ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ И РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ млн. рублей 35000 |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | |——| | | |::|- объем платных услуг 29922 | 30000 | |——| |——————| | |——| | | | | |- розничный товарооборот | | 25000 | |——| 24892 | | | |——————| | | | | | | | 20000 | | | | | | | | | | | | | | | 15000 | 14255 | | | | | 12272,3 |——————| | | | | | |——————| | | | | | | 10000 | | | | | 7389 | | | | | | | | | |—————| | |——————| | | | | | | |:::::| | |::::::| | 5000 | | | | | |:::::| | |::::::| | | 3649,5| | 3841 | | |:::::| | |::::::| | | |—————| | |—————| | |:::::| | |::::::| | 0 | |:::::| | |:::::| | |:::::| | |::::::| | |——————|—————|——————|————————|—————|——————|————————|—————|——————|————————|——————|——————| 1997 г. 1998 г. 1999 г. 1999 г. I вариант II вариант прогноза прогноза ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН |———————————————————————————————————————————————————————————| 180 | 172,2 | | * . . . . . . . . * 168,9 | 170 | . . | | ..... прогноз 1 вариант . . | 160 | ..*.. прогноз 2 вариант . . | | . . | 150 | . . | | . . | 140 | . * | | . 139,6 | 130 | . | | . | 120 | . | | . | 110 | * 111,1 | | | 100 |———————————————————————————————————————————————————————————| 1997 г. 1998 г. 1999 г. прогноз III СВОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ БАЛАНС ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 ГОД Сводный финансовый баланс разработан на базе прогноза основных показателей социально-экономического развития Омской области на 1999 год в условиях планируемых изменений налогового законодательства при упрощении налоговой системы и условии существенного улучшения собираемости налогов, с учетом наиболее неблагоприятных факторов в соответствии с методикой Минэкономики Российской Федерации (от 23 октября 1998 года N ИМ2099/1-267), положений Закона о федеральном бюджете. Доходная часть сводного финансового баланса складывается за счет следующих основных источников: прибыль, амортизационные отчисления, налоговые доходы, средства целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов и определяются в сумме 18541,5 млн. руб. с учетом отчислений в федеральный бюджет. Прибыль прибыльных предприятий и амортизационные отчисления являются основными источниками доходной части сводного финансового баланса и составляют около 33 процентов всех доходов. Прибыль прибыльных предприятий, по данным Омского областного комитета государственной статистики, за 1997 год с учетом досчета до полного круга предприятий составила 3916,4 млн. руб. В 1998 году прибыль ориентировочно составит 1670 млн. руб. На формирование финансового результата большое влияние оказывают предприятия топливной промышленности, где в 1998 году получен значительный убыток. В 1999 году прогнозируется некоторое увеличение прибыли, в основном, за счет финансовых результатов в промышленности. Из других отраслей следует отметить сельское хозяйство, где прогнозируется рост убытков. Сокращение прибыли прибыльных предприятий имеет следствием снижение поступлений в бюджеты налога на прибыль. Если в 1996 году налог на прибыль составляет в структуре бюджета 24,3 процента, в 1997 году - 16,6 процента, в 1998 году - 10 процентов, то в планируемом 1999 году он может не превысить 8 процентов. Значительный удельный вес в общей сумме доходов занимают косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и акцизы), удельный вес которых составит 24 процента в 1999 году. Налог на добавленную стоимость определен из ставок налогообложения (по группе продовольственных товаров и товаров детского ассортимента - 10 процентов, по остальным товарам - 15 процентов) и с учетом норматива распределения этого налога между федеральным бюджетом (85 процентов) и бюджетами субъекта Федерации (15 процентов). Объем поступлений акцизов, определен исходя из прогнозируемых объемов - производства подакцизных товаров (спирт, водка и ликеро-водочные изделия, пиво, табачные изделия, бензин автомобильный) и увеличения ставок. В федеральный бюджет зачисляются акцизы на бензин в размере 100 процентов, а по спирту, водке и ликеро-водочным изделиям в размере 50 процентов. Подоходный налог с физических лиц определен на 1999 год, исходя из прогнозируемого фонда оплаты труда, численности занятого в народном хозяйстве населения с учетом снижения просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату. При расчете прочих налогов предусмотрено сокращение числа налогов и других обязательных платежей. В то же время учтены в расчетах вновь вводимые в 1999 году налог с продаж и единый налог на вмененный доход. Важнейшими доходными источниками для финансирования инвестиций будут амортизационные отчисления. В области наблюдается тенденция снижения амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления в 1997 году составили 3336,1 млн. руб., снижение на 292,0 млн. руб. по сравнению с 1996 годом. В 1998 году амортизационные отчисления ориентировочно составят 3241,6 млн. руб. Снижение сумм начисленной амортизации, объясняется уменьшением стоимости основных фондов за счет более высоких темпов выбытия основных фондов по сравнению с вводом, увеличением стоимости основных фондов, по которым не начисляется амортизация, в том числе полностью амортизированных. Это с неизбежностью предполагает дальнейшее снижение потенциала воспроизводства, вплоть, если не будет предприниматься радикальных мер на всех уровнях, до его порогового состояния. В составе доходов учтены средства целевых бюджетных фондов (дорожных, экологических и воспроизводства минерально-сырьевой базы), которые могут составить 1948,4 млн. руб. В соответствии с налоговым законодательством источниками дорожных фондов являются: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, который полностью зачисляется в федеральный бюджет, налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств. Увеличение поступлений средств в целевые бюджетные фонды объясняется, в первую очередь, прогнозируемым увеличением объемов производства ГСМ (бензин автомобильный, дизельное топливо, масла смазочные) в стоимостном выражении и повышением собираемости. Средства государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости), собираемые на территории области, составят в 1999 году 2853 млн. руб. Они формируются, в основном, за счет страховых взносов, установленных законодательными актами в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям. В расчет доходов фондов взят прогнозируемый фонд заработной платы при существенном повышении собираемости средств, учтено введение единого налога на вмененный доход. В балансе показаны взаимоотношения с другими уровнями бюджетов. Предусматривается перечислить в 1999 году в федеральный бюджет 5655,7 млн. руб. (с учетом перечислений в целевые бюджетные фонды: дорожный, экологический и воспроизводства минерально-сырьевой базы) и 49,8 млн. руб. в государственные внебюджетные фонды (в фонд социального страхования РФ 12 млн. руб., федеральный фонд обязательного медицинского страхования по ставке 0,2 процента - 14,7 млн. руб., федеральный фонд занятости - 23,1 млн. руб.). А также получить средств из федерального бюджета 944,1 млн. руб. (трансферты 413,1 млн. руб., ассигнования на инвестиции 326 млн. руб., и поступления из федерального дорожного фонда 205 млн. руб.). За ряд лет при определении сумм фонда финансовой поддержки, подлежащей получению из федерального бюджета, не учитывались отдельные Законы и Указы, приводящие к дополнительным расходам. Потребности области в средствах за счет фонда финансовой поддержки удовлетворяются в минимальных размерах. Область ежегодно недополучает трансферт. На 1999 год предусмотрена сумма трансферта в 317 млн. рублей. Из государственных внебюджетных фондов предполагается получить 880,7 млн. руб., в основном, из Пенсионного фонда РФ. Это объясняется тяжелым финансовым положением, складывающимся в отделении Пенсионного фонда РФ по Омской области, по исполнению бюджета и своевременному финансированию выплат пенсий. Кроме того, прогнозируется поступление сумм дотаций от Фонда социального страхования РФ и федерального фонда занятости. В 1999 году расходы сводного финансового баланса прогнозируются в сумме 18300,9 млн. рублей. В расходной части сводного финансового баланса 28 процентов составляют расходы предприятий за счет остающейся в их распоряжении прибыли и амортизационных отчислений. Расходы финансового баланса на инвестиции за счет средств федерального бюджета и средств бюджета области прогнозируются в 1999 году в сумме 913,6 млн. руб. Прогнозируются расходы на выплату различных субсидий (на сельхозпродукцию, жилищно-коммунальному хозяйству и другие). В составе расходов предусматривается финансирование расходов на социально-культурные мероприятия, включающие финансирование учреждений образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, социальной политики, а также средств массовой информации, как за счет средств консолидированного бюджета, так и средств государственных внебюджетных фондов социального назначения. Прогнозируется увеличение расходов на пенсионное обеспечение, на выплату различных пособий, на оплату медицинских услуг лечебно-профилактическим учреждениям и программ политики занятости и другие цели. Общая сумма расходов на социально-культурные мероприятия предусматривается в сумме 6900,6 млн. руб. или 37 процентов расходов баланса в 1999 году. Разрыв в исполнении доходной и расходной части целевых бюджетных фондов в 1997 - 1998 годах произошел в результате отвлечения средств на обеспечение наиболее значимых социальных гарантий в связи с дефицитностью бюджета. С 1997 года наметилась тенденция снижения доли налогов и сборов (включая бюджетные и внебюджетные фонды), собираемых на территории области, в валовом региональном продукте. Так, если в 1997 году этот показатель был равен 33 процента, то в 1998 году его значение составило 28 процентов, а прогнозное значение на 1999 год будет от 32 процентов (по первому варианту прогноза) до 26 процентов (по второму варианту). При этом, если доля налогов, отчисляемых в федеральный бюджет, с 12 процентов в 1997 году либо повысится до 15 процентов в 1999 году (по первому варианту прогноза), либо останется неизменным (по второму варианту), то снижение налогов и сборов, остающихся в области, значительно снизится (с 21 процента до 14-17 процентов). СВОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ БАЛАНС НА 1999 ГОД млн. руб. |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Показатели | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | | | отчет | оценка | прогноз | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | ДОХОДЫ | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Прибыль (убыток) - сальдо | 1758,3 | -5200,0 | 400,0 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | в том числе: | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | прибыль прибыльных предприятий | 3916,4 | 1670,0 | 2975,0 | | (убытки) | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Амортизационные отчисления | 3336,1 | 3241,6 | 3099,3 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Налог на добавленную стоимость | 2062,1 | 1274,0 | 3060,0 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Акцизы | 1213,8 | 1053,6 | 1411,6 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Подоходный налог с физических | | | | | лиц | 866,1 | 665,2 | 796,5 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Прочие налоги, сборы и пошлины | 2427,1 | 1889,7 | 2397,7 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Средства целевых бюджетных | | | | | фондов | 1540,7 | 1830,1 | 1948,4 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Средства для образования | 2265,7 | 1833,0 | 2853,0 | | государственных внебюджетных | | | | | фондов | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Итого доходов | 17628,0 | 13457,2 | 18541,5 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Взаимоотношения с другими | | | | | уровнями власти | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Средства, перечисляемые: | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | в федеральный бюджет | 3770,6 | 2808,4 | 5655,7 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | в государственные внебюджетные | 32,6 | 62,4 | 49,8 | | фонды | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Средства, получаемые: | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | из федерального бюджета | 989,9 | 941,9 | 848,1 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | из государственных внебюджетных | 843,2 | 1419,6 | 880,7 | | фондов | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Всего доходов | 15657,9 | 12947,9 | 14564,8 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | РАСХОДЫ | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Расходы предприятий за счет | 6051,9 | 4387,3 | 5181,9 | | прибыли, остающейся в их | | | | | распоряжении после уплаты | | | | | налога, а также за счет | | | | | амортизации | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Затраты на инвестиции (кроме | 676,6 | 636,7 | 913,6 | | инвестиций, осуществляемых за | | | | | счет прибыли, оставляемой в | | | | | распоряжении предприятий) | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | из них за счет: | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | - средств федерального бюджета | 328,0 | 295,0 | 326,0 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | - средств бюджетов субъектов | | | | | Федерации | 348,6 | 341,7 | 587,6 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Субсидии | 1917,4 | 1346,7 | 1392,0 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Расходы на социально-культурные | 6000,9 | 5501,6 | 6900,6 | | мероприятия, финансируемые за | | | | | счет средств бюджета и | | | | | внебюджетных фондов | | | | | (без капитальных вложений) | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Расходы на научные исследования | | | | | и разработки | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Расходы за счет средств целевых | 664,9 | 350,7 | 1192,3 | | бюджетных фондов | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Расходы на содержание | 325,4 | 246,3 | 333,3 | | правоохранительных органов | | | | | (без капитальных вложений) | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Расходы на содержание органов | 423,5 | 306,7 | 338,0 | | власти и управления | | | | | (без капитальных вложений) | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Прочие расходы | 390,7 | 303,7 | 2049,2 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Всего расходов | 16451,3 | 13079,7 | 18300,9 | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| | Превышение доходов над | | | | | расходами (+), | -793,4 | -131,8 | -3736,1 | | или расходов над доходами (-) | | | | |—————————————————————————————————|———————————|———————————|——————————| IV Основные направления финансовой и бюджетной политики Администрации области определены в соответствии с финансовой и бюджетной политикой Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления. В части доходов областного бюджета и расчете соотношений между различными видами налогов политика Администрации области выразилась в следующем: - на 1,5 процента увеличены собственные доходы областного бюджета; - введены новые налоги (налог с продаж, единый налог на вмененный доход), по которым запланированы поступления в размере от 18-20 процентов собственных доходов; - в связи с планируемым изменением налогового законодательства (уменьшение ставок) снижены планируемые поступления по подоходному налогу, налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль; - более, чем в два раза увеличен план поступлений по акцизам. В целях поддержки важнейшей для области отрасли промышленности - пищевой и перерабатывающей - планируется для таких предприятий установить режим льготного налогообложения. Кроме того, будет продолжена реализация Закона Омской области "О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области" - в части предоставления налоговых льгот. Одновременно будет усилено налогообложение предприятий торговли и общественного питания, сферы услуг, чей вклад в доходы бюджета не сопоставимы с их ролью в экономике. Из-за резкого роста стоимости заимствований и сокращения свободных ресурсов инвесторов, в 1999 году не планируется использования привлечения заемных средств в качестве покрытия дефицита бюджета, однако погашение уже имеющейся кредиторской задолженности будет проводиться обязательно, чтобы не потерять положительный инвестиционный рейтинг. Из характеристик сводного финансового баланса области на 1999 год видно, что несмотря на возможность сохранения относительной стабильности процессов в сфере производства и получения приемлемых в данных условиях основных экономических показателей, ситуация в финансовой сфере области будет крайне острой в любом случае. Это связано с тем, что еще не решены и в ближайшее время не могут быть решены проблемы организации расчетов, уменьшения взаимной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий друг с другом и с бюджетом. Негативное влияние окажет и значительные изменения в налоговой системе, необходимость проведения разъяснений по вновь вводимым налогам, их внедрение, а возможно и корректировка. Предполагается в 1999 году ограничить сумму дефицита в доходной части бюджетов муниципальных образований в размере не выше 15 процентов от утвержденных расходов. В части расходов областного бюджета финансовая и бюджетная политика Администрации области имеет следующие направления: - дальнейшее ужесточение курса на экономию средств; - повышение эффективности каждого вложенного бюджетного рубля, путем ужесточения контроля за исполнением государственных функций, в счет переданных муниципальным образованиям нормативов от регулирующих налогов; - усиление адресности государственной поддержки населения в части исполнения Закона Омской области "Об адресной государственной социальной помощи в Омской области"; - безусловное выполнение обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Для этих целей предусмотрен механизм централизованного финансирования заработной платы работникам социальной сферы путем заключения соглашений с муниципальными образованиями и передачи последними части нормативов по регулирующим налогам в областной бюджет; - погашение имеющейся кредиторской задолженности, недопущение возникновения новой; - введение механизма государственного заказа в структуре расходов областного бюджета в целях централизованного осуществления необходимых расходов и недопущения распыления бюджетных средств. В результате вышеперечисленных действий Администрации области конечном счете планируется в 1999 году выход на оптимальный уровень объективно необходимых затрат и создание условий для стабилизации и экономического роста экономики области. Одной их основных задач финансовой и бюджетной политики в 1999 году станет необходимость максимального смягчения эффекта несбалансированности областного и местных бюджетов, открытости экономики, зависимости области от источников энергии и основных ресурсов. В сфере межбюджетных отношений должно дать хорошую основу заключение по образцу соглашений Российской Федерации с субъектами Российской Федерации, соглашений субъекта Федерации с муниципальными образованиями. В структуре расходов областного бюджета 1999 года, как и в предыдущие годы до 40 процентов, будет направлено на активную социальную политику, защите людей от жестких последствий экономических экспериментов, созданию условий для более легкой их адаптации к новым "правилам игры". Многое из того, что делалось и делается для этого на территории области не имеет аналогов в России. Достаточно упомянуть в качестве примера объем и номенклатуру реально предоставляемых льгот, выплату пособий на детей и т.п. На поддержку агропромышленного комплекса предусматривается направить около 10 процентов расходной части бюджета. В части содействия экономическому росту политика Администрации области базируется на продолжении реализации стратегических направлений, принятых за основу развития в предыдущие периоды. При этом приоритеты будут отдаваться местным товаропроизводителям, в том числе предпринимателям, сохранению и стимулированию регионального производства, повышению экономической безопасности региона, оздоровлению финансовой сферы, что, с одной стороны, позволит снизить уровень безработных (официально или фактически), одновременно снизив нагрузку на бюджет по этому направлению, и увеличить налогооблагаемую базу, с другой стороны. Практика последних лет показывает, что решение всех этих задач невозможно без дальнейшего повышения эффективности деятельности государственного аппарата и системы управления хозяйственным комплексом области. Структура, организация и психология принятия и реализации управленческих решений требуют последовательной модернизации. Сегодня очевидно, что несмотря на существенные колебания условий деятельности в предыдущие годы, стратегические установки, а также в значительной части и тактические формы и меры, намеченные и осуществляемые Администрацией при поддержке Законодательного Собрания соответствуют задачам эффективного реформирования экономики и общества, вписываются в законы действий власти в данных условиях и имеют положительный результат. И в целом должны последовательно реализовываться с учетом корректировок на время и колебаний условий в 1999 и последующих годах. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|