Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Омской области от 18.07.2000 № 144ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18.07.2000 г. N 144 г. Омск О протесте прокурора Омской области Казакова С.П. на Закон Омской области от 31 декабря 1999 года N 224-ОЗ "О государственных и муниципальных землях в Омской области" Рассмотрев протест прокурора Омской области Казакова C.П. на Закон Омской области от 31 декабря 1999 года N 224-ОЗ "О государственных и муниципальных землях в Омской области", Законодательное Собрание Омской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Протест прокурора Омской области Казакова С.П. на Закон Омской области от 31 декабря 1999 года N 224-ОЗ "О государственных и муниципальных землях в Омской области" принять к рассмотрению. 2. Поручить комитету по аграрным вопросам подготовить предложения по данному вопросу к очередному заседанию Законодательного Собрания Омской области. Председатель Законодательного Собрания В.А.Варнавский Прокуратура Российской Федерации ПРОКУРАТУРА Законодательное Собрание ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Омской области 644099, г. Омск, ул. Ленина, 1 23.06.2000 N 7-3-2000 ПРОТЕСТ на Закон Омской области от 31 декабря 1999 года N 224-ОЗ "О государственных и муниципальных землях в Омской области" 28 декабря 1999 года постановлением Законодательного Собрания области N 321 принят Закон "О государственных и муниципальных землях в Омской области". Названный областной Закон определяет принципы отнесения земель к государственной собственности Омской области и собственности муниципальных образований (статья 1); устанавливает объекты права областной и муниципальной собственности на землю (статьи 2 и 3), порядок разграничения и оформления земель на областные и муниципальные земли (статья 4) и разрешения споров при разграничении земель на областные и муниципальные земли (статья 5). Закон Омской области "О государственных и муниципальных землях в Омской области" не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно п. 2 ст. 9 Конституции РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью. Под государственной собственностью п. 1 ст. 214 ГК РФ определяет имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта РФ). Согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом. Под законом п. 5 ст. 214 ГК РФ понимает федеральный закон, так как в соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из ГК РФ и "принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы)", регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 2 ГК РФ. Статья 2 ГК РФ в пункте 1 устанавливает, что гражданское законодательство определяет, в том числе, "основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав". Пункт 3 ст. 212 ГК РФ предусматривает, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (имеется в виду федеральный закон по указанным выше доводам). Отнесение государственной собственности к федеральной собственности и собственности субъектов РФ является одним из оснований возникновения права собственности. Из вышеизложенного следует вывод о том, что ГК РФ относит установление порядка отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ к гражданским правоотношениям, регулирование которых должно осуществляться гражданским законодательством (а именно - федеральным законом), так как в соответствии с пунктом "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, а согласно п. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Подпункт "г" п. 1 ст. 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ разграничение государственной собственности. В соответствии с п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. В федеральном законодательстве уже имеется норма, а именно п. 5 ст. 214 ГК РФ, предусматривающая, что установление порядка отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ должно осуществляться федеральным законом. В соответствии же с п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Подпункты "в" и "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ относят вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Пункт 3 ст. 36 Конституции предусматривает, что условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона. Право собственности есть понятие гражданского права, статьей 9 Конституции РФ земля включена в число объектов частной собственности, земельный участок введен в гражданский оборот. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле (имеются в виду федеральные законы по указанным выше доводам). Следовательно, основания возникновения и порядок осуществления права собственности на землю также относятся к гражданским правоотношениям и могут регулироваться только федеральными законами. До принятия Закона РСФСР "О земельной реформе" в 1990 г. и Конституции РФ 1993 года в соответствии с Конституцией СССР и ГК РСФСР земля признавалась находящейся в исключительной собственности государства, при этом под государством понималось государство в целом, субъекты РФ не могли являться собственниками земли. Земельный кодекс 1991 года также не указывал субъекты РФ (за исключением республик в составе РСФСР) в качестве собственников земли. В связи с принятием Конституции РФ в 1993 году, а также нового Гражданского кодекса изменилась нормативная база, субъекты РФ могут теперь быть собственниками земель. Однако, это не означает автоматического отнесения ряда земель к собственности субъектов РФ, данный процесс должен происходить, как доказывалось выше, в порядке, установленном федеральным законом. Таким образом, исходя из вышеизложенного, субъекты РФ не могут своими законами устанавливать порядок отнесения государственной собственности, в том числе земель, к федеральной собственности и собственности субъектов РФ по причине того, что: - во-первых, данные правоотношения относятся к гражданским правоотношениям и могут регулироваться только федеральным законодательством; - во-вторых, федеральное законодательство уже содержит норму, устанавливающую, что данный порядок должен регулироваться федеральным законом. Закон Омской области, определяя порядок отнесения земель к собственности субъекта РФ и объекты права областной собственности на землю до принятия соответствующего федерального закона, вступает в противоречие с п. 5 ст. 76 Конституции РФ, п. 5 ст. 214 и п. 3 ст. 129 ГК РФ. В силу п. 3 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Однако, до проведения разграничения государственной собственности на землю в соответствии с установленным федеральным законом порядком отнесения государственной собственности к федеральной собственности и собственности субъектов РФ, субъекты РФ не являются полноправными собственниками каких-либо земельных участков и, следовательно, не вправе передавать их муниципальным образованиям. Не определив пообъектный состав областной собственности в соответствии с федеральным законодательством (а это невозможно в связи с имеющимися пробелами в федеральном законодательстве), невозможно решать вопросы о передаче земель в муниципальную собственность. В отношении же земель, находящихся в федеральной собственности, субъекты РФ не обладают и не могут обладать правомочиями по распоряжению собственностью и передаче ее в собственность муниципальных образований. Как указывалось выше, вопросы возникновения собственности на землю, в том числе муниципальной, относятся к гражданским правоотношениям и, следовательно, к предметам ведения Российской Федерации. Законодательное Собрание, определив в ст. 3 Закона объекты права муниципальной собственности на землю, а в ст. 4 порядок отнесения земель к муниципальной собственности, вышло за рамки своих полномочий. Подпункт а) пункта 1 ст. 2 Закона Омской области относит к объектам областной собственности на землю: "а) земельные участки, необходимые для: использования недр, энергетических систем, объектов связи, железнодорожного транспорта, воздушного, автомобильного, трубопроводного и речного транспорта, принадлежащие областной собственности". Из текста Закона не совсем ясно, относится ли словосочетание "принадлежащие областной собственности" к словам "земельные участки" или к словам "объектов связи...". В том и другом случае в части отнесения земельных участков, занятых объектами железнодорожного транспорта, к собственности Омской области п. 1 ст. 2 Закона противоречит федеральному законодательству, так как в соответствии со ст. 4 ФЗ "О естественных монополиях" и ст. ст. 1, 4, 5 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" железнодорожные перевозки относятся к естественным монополиям, имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности, землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения. Таким образом, Законодательное Собрание области, приняв Закон "О государственных и муниципальных землях в Омской области", определяющий порядок отнесения земель к государственной собственности и собственности муниципальных образований, а также объекты права областной и муниципальной собственности на землю, вышло за пределы полномочий, предоставленных субъекту Федерации. Данные выводы прокуратуры области частично подтверждаются экспертным заключением Минюста РФ от 17.05.2000 на Закон Омской области "О государственных и муниципальных землях в Омской области". С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и п. 1 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", П Р Е Д Л А Г А Ю: Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Законодательного Собрания. Закон Омской области "О государственных и муниципальных землях в Омской области", как противоречащий Конституции РФ и федеральному законодательству, отменить, признать недействительным и утратившим силу. О результатах рассмотрения протеста сообщите в письменной форме. Прокурор Омской области государственный советник юстиции 2 класса С.П.Казаков Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|