Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Омской области от 18.03.2004 № 90ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18.03.2004 г. N 90 Информация о состоянии соблюдения законодательства о труде и охране труда в Омской области за 2003 год Заслушав и обсудив информацию государственной инспекции труда в Омской области о состоянии соблюдения законодательства о труде и охране труда в Омской области за 2003 год. Законодательное Собрание Омской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Информацию государственной инспекции труда в Омской области принять к сведению (прилагается). 2. Поручить комитету по социальным вопросам Законодательного Собрания Омской области продолжить контроль за исполнением Закона Омской области "Об охране труда в Омской области". 3. Контроль исполнения данного постановления возложить на комитет по социальным вопросам Законодательного Собрания Омской области. Председатель Законодательного Собрания В.А.Варнавский ИНФОРМАЦИЯ о состоянии соблюдения законодательства о труде и охране труда в Омской области за 2003 год Госинспекция труда в Омской области, обеспечивая в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, надзорно-контрольными органами, профсоюзными организациями, сосредоточила свои усилия на повышении эффективности профилактики трудовых правонарушений и выполнении в полном объеме требований Трудового кодекса РФ. В этих целях были осуществлены определенные организационно-управленческие решения. В течение 2003 г. организованы комплексные проверки соблюдения законодательства о труде и охране труда в Кировском и Центральном административных округах г. Омска, в организациях и муниципальных образованиях в Большереченском, Омском, Москаленском, Тевризском, Крутинском, Полтавском районах области. По результатам проверок проведены заседания коллегий администраций местного самоуправления, с приглашением руководителей организаций и принятием соответствующих решений. Осуществляя контроль за реализацией предписаний, выданных в ходе комплексных проверок, госинспекция труда совместно с комитетом по социальной политике Омской области практикует проведение "Дней охраны труда". Анализируя акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, госинспекция труда принимала меры к выявлению и устранению их несоответствия Трудовому кодексу РФ. В августе 2003 года госинспекция труда внесла в постоянную комиссию Омского городского Совета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка обращение об изменениях в пункте 4 раздела 2 "Регистрация договоров" Положения о порядке регистрации трудовых договоров работодателей - физических лиц с работниками, в связи с тем, что сформулированные в этом пункте правила противоречили статье 67 Трудового кодекса РФ. Данное обращение постоянной комиссией рассмотрено, и решением Омского городского Совета порядок регистрации был приведен в соответствие с Трудовым кодексом РФ. Однако, при всей эффективности этих форм взаимодействия с органами местного самоуправления здесь не хватает главного, а именно: законодательно не определена роль выборного органа местного самоуправления. Исходя из такой ситуации, госинспекция труда сочла возможным совместно с депутатами Тарского городского Совета Омской области проанализировать полномочия муниципальных образований в сфере трудовых отношений и охраны труда. Результатом явилась совместно подготовленная и проведенная сессия с повесткой дня "О соблюдении трудового законодательства и охраны труда работодателями на территории Тарского муниципального образования". Было принято развернутое решение, в котором местная власть, с опорой на трудовой закон, сформулировала свою роль, предъявила свои требования к работодателям, которые работают и используют труд работников, живущих в районе. Впервые было принято решение не только объединить усилия всех заинтересованных организаций, но и повысить роль депутатов в соблюдении трудового законодательства на своих округах. Более того, депутаты приняли решение на основании ст. 226 ТрК РФ при составлении бюджета предусматривать в нем средства на охрану труда. К новой форме эффективного взаимодействия, продиктованной практикой правовых реформ, относится работа госинспекции труда с отделением Пенсионного фонда по Омской области. В ходе надзорно-контрольных мероприятий, которые госинспекция труда традиционно проводит по вопросам оплаты труда, к госинспекторам труда стали обращаться работники по вопросам пенсионного обеспечения. Был сделан анализ Трудового кодекса РФ, и выяснено, что целый ряд содержащихся здесь правовых норм впрямую гарантирует работнику эти права, а работодателей обязывает их обеспечить. Имеются в виду прежде всего ст. 2, 21 и 22 ТрК РФ. Вместе с отделением Пенсионного фонда по Омской области по этой проблеме проведен "круглый стол" для работодателей. Направлена информация в прессу. С отделением Пенсионного фонда разработано и подписано совместное соглашение, ставшее реальной правовой основой взаимного сотрудничества по реализации федеральных законов о пенсионном обеспечении и исполнению конституционных прав граждан на труд, усиления взаимодействия при проведении надзорно-контрольных мероприятий и создания условий для обмена информацией о состоянии соблюдения трудового и пенсионного законодательства в области. В газете Федерации омских профсоюзов "Позиция" опубликована аналитическая статья начальника отдела госинспекции труда (кандидата юридических наук) "Ответственность работодателей по Трудовому кодексу РФ за обязательное пенсионное страхование". Эта статья доведена до сведения Союза предпринимателей и Союза товаропроизводителей Омской области, до каждого районного главы органов местного самоуправления. Повышая эффективность взаимодействия с заинтересованными органами и организациями, госинспекция труда направила в Законодательное Собрание Омской области информацию о практике соблюдения Трудового кодекса РФ и возможных направлениях законодательной инициативы депутатов. Вопросы соблюдения трудового законодательства и охраны труда с участием госинспекции труда регулярно рассматривалась на заседаниях комитетов областной администрации. Усилению соблюдения законов о труде способствовало систематическое рассмотрение этих вопросов на заседаниях Межведомственной комиссии по координации деятельности органов исполнительной власти Омской области в сфере защиты трудовых прав работников. Решением этой комиссии на 2003 год определены и осуществляются мероприятия по реализации требований ТрК РФ на территории области, а также меры по повышению роли коллективных договоров, соглашений и других нормативных актов в решении социальных проблем. Такие вопросы стали рассматриваться на трехсторонних комиссиях муниципальных образований. Взаимодействие с органами законодательной власти области и самоуправления города проявляется в систематическом информировании их об итогах надзора и контроля за исполнением трудового законодательства для принятия конкретных мер по устранению нарушений. Всe указанные формы взаимодействия и осуществляемые мероприятия направлены, в конечном счете, на решение главной задачи обеспечения в Омской области управления трудом и организации труда на прочной основе соблюдения Трудового кодекса РФ. За 2003 год государственные инспекторы труда провели 4255 различных проверок предприятий, организаций и других работодателей по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда, рассмотрели 1304 обращения и заявления граждан, расследовали 404 несчастных случая на производстве. По итогам всех проверок выявлено 25728 нарушений законодательства о труде и охране труда, работодателям выдано 3736 предписаний. За допущенные нарушения трудового законодательства к административной ответственности привлечено 884 руководителя и других должностных лиц, которые оштрафованы на общую сумму 899,1 тыс. рублей. В связи с имеющимися нарушениями сроков выплаты заработной платы, госинспекторами труда за 2003 г. проведено 984 проверки соблюдения законодательства об оплате труда. Пo-прежнему достаточно высокими остаются показатели производственного травматизма. В течение года на предприятиях и в организациях области зарегистрировано 1286 пострадавших от несчастных случаев на производстве, произошло 22 групповых, 213 тяжелых и 62 смертельных несчастных случаев. Увеличился производственный травматизм с летальным исходом на транспорте (225 %), в строительстве (125 %) и в других отраслях. Приведенные цифры нарушений законодательства о труде и охране труда свидетельствуют, что их количество, к сожалению, не убывает. Основная задача состоит в том, чтобы предотвратить эти нарушения, эффективно добиваться, чтобы их было как можно меньше. В этом случае в полной мере должна работать вся система управления охраной труда и профилактики нарушений трудового законодательства на территории, на каждом предприятии, у каждого работодателя. Учитывая текущее состояние экономики, госинспекция труда будет направлять усилия на анализ причин трудовых правонарушений и на совершенствование системы соблюдения трудовых прав человека, оказывая влияние на экономику через обеспечение законности в трудовых отношениях. В этой связи считал бы целесообразным объединить усилия законодательной власти и госинспекции труда на повышении эффективности взаимодействия на следующих направлениях. В 2004 г. необходимо, прежде всего, навести порядок в вопросах оплаты труда, добиться неуклонного повсеместного исполнения всеми работодателями требований ст. 136 ТрК РФ о выплате заработной платы не реже чем каждые полмесяца, что должно быть установлено правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором либо трудовым договором. Надо на деле повысить социальную и юридическую ответственность работодателей за реальный уровень зарплаты и регулярность ее выплаты. По данным Омского облкомстата, на 1 января 2004 г. задолженность по заработной плате составляет более 631 млн. рублей, что соответствует просроченной задолженности за 2 месяца. Из общего количества обращений работников в госинспекцию труда вопросы оплаты долгов по заработной плате составляют более 39 %. Основной объем задолженности приходится на отрасли сельского хозяйства (263,2 млн. рублей), промышленности (227,2 млн. рублей), коммунального хозяйства (52 млн. рублей). Работа, проведенная в отчетном периоде администрацией города во взаимодействии с госинспекцией труда, способствовала стабилизации выплат зарплаты работникам бюджетной сферы. В сфере образования г. Омска долги по зарплате работникам сократились и составили на 1 января 2004 г. сумму 0,7 млн. рублей. Работа госинспекции труда, направленная на контроль за задолженностью, выявленной в ходе проверок, способствовала тому, что по итогам 2003 г. задержанная зарплата выплачена 10101 работнику в общей сумме 33,923 млн. рублей (за 2002 г. сумма подобных выплат составила 8 млн. рублей). Эта статистика позволяет сделать вывод, что многие работодатели, в том числе руководители государственных предприятий, акционерных обществ и бюджетных организаций, в первую очередь, решают другие производственные вопросы, зачастую очень важные, но в ущерб интересам работников, нарушая не только сроки выплаты, но установленные гарантии и размеры оплаты труда. Примером такого поведения работодателя, нарушающего принцип социального партнерства как основы правового регулирования трудовых отношений, является состояние дел в ОАО АК "Омскэнерго" (генеральный директор Антропенко А.В.). Проверка соблюдения трудового законодательства в АК "Омскэнерго", проведенная госинспекцией труда в декабре 2003 г., показала, что в компании систематически задерживается выплата работникам заработной платы, отпускных и окончательного расчета. Сумма задолженности компании по уплате взносов в Фонд пенсионного страхования на момент проверки составляла более 278 млн. рублей, общая сумма долга по заработной плате - около 104 млн. рублей. Работникам заработная плата за октябрь 2003 г. выдавалась в декабре 2003 года. Работодатель таким образом нарушает требование ст.ст. 22, 136 Трудового кодекса РФ и условия коллективного договора в части выплаты в полном размере заработной платы не реже, чем 2 раза в месяц. В компании имеет место нарушение ст. 113 ТрК РФ, когда работники привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их письменного согласия и без учета мнения профсоюзного органа. В нарушение ст. 152 ТрК РФ начисление заработной платы по сверхурочным работам не производится, а следовательно, и не выплачивается. В компании сформирована неправильная практика применения ст. 128 ТрК РФ, согласно которой по семейным и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Однако приказом N 237 от 12.08.2003 года генеральный директор ОАО АК "Омскэнерго" Антропенко А.В. рекомендовал руководителям подразделений предоставлять отпуска работникам без сохранения заработной платы в связи с дефицитом бюджетных средств и необходимостью экономии фонда заработной платы. В соответствии с этим издаются и другие приказы о представлении указанных отпусков. Только за 9 месяцев 2003 года 9330 работников компании находились в отпуске без сохранения заработной платы. Систематическое предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы под видом семейных обстоятельств и согласия работника является грубым нарушением трудовых и конституционных прав граждан РФ. Госинспекция труда в Омской области выдала генеральному директору ОАО АК "Омскэнерго" предписание с требованиями устранить нарушения трудового законодательства и принять меры к их недопущению. Направлена информация председателю Омской областной организации "Электропрофсоюз" Панову Б.Ф. для принятия в соответствии с требованием Трудового кодекса РФ активных мер по защите трудовых прав работников. Для искоренения подобных недостатков в деятельности других работодателей следует совместно с Межведомственной комиссией по координации деятельности органов исполнительной власти Омской области в сфере защиты трудовых прав работников, которая успешно действует в области, продолжить практику обсуждения этих вопросов, добиться создания системы, при которой нарушение требований законодательства по оплате труда не проходило бы незамеченным. Госинспекция труда ежемесячно анализирует состояние дел по этому вопросу в организациях области и принимает меры административного воздействия к нарушителям. Считал бы правильным также объединение усилий законодательной и исполнительной власти на следующих дополнительных направлениях. В соответствии со ст.ст. 6 и 7 ТрК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а органы местного самоуправления вправе принимать такие нормативные акты в пределах своей компетенции. При этом значительная роль в новом ТрК отводится органам государственной власти субъекта Федерации по вопросам социального партнерства, охраны труда и решения коллективных трудовых споров. Полагаю, что на основе уже имеющейся двухгодичной практики применения ТрК РФ необходимо изменить либо принять в новой редакции ряд наших областных нормативных актов, касающихся социально-трудовых отношений. Это прежде всего законы о социальном партнерстве и об охране труда. Так, в областном законе об охране труда в редакции 2002 года прописано только "участие органов местного самоуправления в мероприятиях по охране труда" (ст. 6), хотя ст. 7 ФЗ "Об основах охраны труда" говорит о том, что "органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда...". В областном законе об охране труда необходимо передать соответствующие полномочия органам местного самоуправления, которые могли бы: - осуществлять координацию и методическое руководство работой служб охраны труда предприятий, организаций и учреждений на территории муниципального образования независимо от их организационно-правовых форм; - принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве; - производить анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости; - разрабатывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда, по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; - содействовать организации работ по проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда на производственных объектах; - содействовать обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - содействовать организации обучения и проверке знаний по охране труда работников организаций муниципального образования, включая руководителей и специалистов; - доводить нормативные правовые документы по охране труда или информацию об их утверждении до всех организаций, расположенных на территории муниципального образования; - участвовать в рассмотрении споров между работодателями и работниками организаций по вопросам условий труда, предоставлению льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях; - совместно с заинтересованными организациями участвовать в проведении семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда; - информировать общественность через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и своей деятельности по разработке и реализации мероприятий по улучшению условий охраны труда. Новым ТрК РФ предусмотрены 3 этапа разрешения коллективных конфликтов: это рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, затем с участием посредника в трудовом арбитраже, и самый крайний способ разрешения такого спора - забастовка. В этой процедуре весьма важна роль службы по урегулированию коллективных трудовых споров, которая, в соответствии со ст. 407 ТрК РФ, создается в субъектах Федерации и органах местного самоуправления. Еще в августе 2002 года постановлением Минтруда были приняты соответствующие рекомендации по рассмотрению коллективных трудовых споров с участием указанных органов. Однако в области такие службы до сего времени не созданы. В соответствии с новым ТрК в субъектах Федерации должны быть приняты нормативные документы, касающиеся оплаты и нормирования труда, рабочего времени и времени отдыха и т.п. для предприятий и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Федерации. В частности, согласно ст. 145 ТрК, оплата труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из бюджетов субъекта Федерации определяется органами госвласти субъекта, а финансируемых из местного бюджета - органами местного самоуправления. Создание такой нормативной основы позволит избегать ситуаций несправедливой разницы в оплате труда руководящего звена и остальных работников бюджетной сферы. Для коренного изменения ситуации, сложившейся с ростом производственного травматизма, необходимо на уровне Правительства РФ разработать и утвердить систему государственного управления охраной труда в России, регулирующую механизм взаимодействия и координации всех социальных партнеров: работодателей, профсоюзов и государства, а также всех уровней управления: федерального, субъектов федерации, отраслевого, муниципального и непосредственно организаций. Система должна предусматривать создание в определенных законом случаях служб охраны труда на всех уровнях управления, закрепление сложившейся практики участия в решении проблем охраны труда органов исполнительной власти по труду, а также конкретизацию функций по охране труда специализированных федеральных министерств и ведомств, надзорно-контрольных органов. На наш взгляд, если бы Законодательное Собрание Омской области вошло в Правительство или Минтруд России с предложением о принятии "Положения о системе государственного управления охраной труда" и "Положения о Государственной экспертизе условий труда", многие вопросы повышения эффективности исполнения трудового законодательства об охране труда были бы решены. Настало время привести в действие механизм экономического стимулирования работ по охране труда, в том числе внести частичные изменения в порядок налогообложения для повышения заинтересованности работодателей в осуществлении затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда. В связи с этим необходимо внесение изменений и дополнений в "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", с тем, чтобы были учтены все виды затрат, которые несут работодатели при выполнении обязанностей, указанных в статье 212 ТК РФ. В том числе, затраты на обучение, оплату экспертов, оплату государственной экспертизы, аттестацию рабочих мест, сертификацию по безопасности, приобретение научно-методической литературы, средств коллективной и индивидуальной защиты, включая лечебно-профилактические средства, научно-исследовательские работы и т. д. Государственная инспекция труда в Омской области готова принять участие в совместной работе по совершенствованию правовых основ действующего в области законодательства о труде и охране труда. Направляю данную информацию для сведения. Руководитель госинспекции труда - Главный государственный инспектор труда в Омской области, государственный советник Российской Федерации 3 класса А.А. Пастухов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|