Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 20.05.2004 № 148

 
                       ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                            ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      от 20 мая 2004 года N 148

               О представлении прокурора Омской области
       об устранении нарушений федерального законодательства о
             разграничении государственной собственности
         на объекты культурного наследия Российской Федерации

     Рассмотрев представление  прокурора  Омской области об устранении
нарушений    федерального     законодательства     о     разграничении
государственной   собственности   на   объекты   культурного  наследия
Российской    Федерации,    решение    комитета    по    собственности
Законодательного   Собрания   Омской   области   по  данному  вопросу,
Законодательное Собрание Омской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Представление прокурора Омской области об устранении нарушений
федерального    законодательства   о   разграничении   государственной
собственности на объекты  культурного  наследия  Российской  Федерации
принять к сведению и в удовлетворении отказать.

     2. Действия   Законодательного   Собрания   Омской   области   по
утверждению перечней объектов,  предлагаемых к передаче из федеральной
собственности в государственную собственность Омской области, в состав
которых  включены  и  объекты  культурного  наследия,  правомерны   по
следующим основаниям.
     Постановления Законодательного  Собрания  Омской  области  от  13
ноября 2003 года N 322 "Об утверждении перечня объектов, относящихся к
казне Российской Федерации,  предлагаемых к передаче в государственную
собственность  Омской  области",  от  2  декабря  2003  года N 363 "Об
утверждении перечня зданий,  предлагаемых к  передаче  из  федеральной
собственности  в государственную собственность Омской области" и от 18
декабря 2003 года N 375 "Об утверждении перечня объектов недвижимости,
предлагаемых к передаче из федеральной собственности в государственную
собственность Омской области" приняты  в  соответствии  с  процедурой,
предусмотренной  пунктами  3,  6,  8  постановления  Верховного Совета
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении
государственной  собственности  в  Российской Федерации на федеральную
собственность,  государственную  собственность  республик  в   составе
Российской Федерации,  краев, областей, автономной области, автономных
округов,   городов   Москвы   и   Санкт-Петербурга   и   муниципальную
собственность",  и распоряжением Президента Российской Федерации от 18
марта 1992 года N 114-рп  "Об  утверждении  Положения  об  определении
пообъектного  состава  федеральной,  государственной  и  муниципальной
собственности и порядке оформления прав собственности".
     Данные нормативные  акты  продолжают  действовать  и  в отношении
объектов   культурного   наследия,   поскольку   федеральный    закон,
разграничивающий   объекты   культурного   наследия,   находящиеся   в
государственной   собственности,   на    федеральную    собственность,
собственность   субъектов   Российской   Федерации   и   муниципальную
собственность, не принят.
     Приостановление регистрации   права   федеральной  собственности,
права собственности  субъекта  Российской  Федерации  и  муниципальной
собственности   на   объекты   культурного   наследия,  находящиеся  в
государственной собственности (пункт 2 статьи 63  Федерального  закона
от  25.06.2002  N  73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках
истории  и  культуры)  народов  Российской  Федерации"),  не  является
основанием  для  приостановления  действий,  связанных  с определением
пообъектного состава  федеральной,  субъекта  Российской  Федерации  и
муниципальной собственности.
     Таким образом,  решения Законодательного Собрания Омской  области
по   утверждению   перечней   объектов,   предлагаемых  к  передаче  в
собственность  Омской  области,  приняты  с   соблюдением   требований
законодательства Российской Федерации.

     3. Направить  настоящее  постановление  прокурору  Омской области
государственному советнику юстиции 2 класса С.П.Казакову.

     Председатель
     Законодательного Собрания          В.А.Варнавский


                            ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
       об устранении нарушений федерального законодательства о
             разграничении государственной собственности
                  на объекты культурного наследия РФ

     Прокуратурой области  проведена  проверка исполнения федерального
законодательства  о  разграничении  государственной  собственности  на
объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) РФ, в ходе
которой установлено следующее.
     Постановлениями Законодательного   Собрания   Омской  области  от
13.11.2003 N 322,  02.12.2003  N  363,  18.12.2003  N  375  утверждены
перечни   объектов,   относящихся   к   казне   Российской  Федерации,
предлагаемых к передаче в государственную собственность Омской области
(далее  -  Перечни),  на  основании  того,  что эти объекты могут быть
переданы  в  собственность  Омской  области   согласно   постановлению
Верховного   Совета   РФ  от  27.12.1991  N  3020-1  "О  разграничении
государственной собственности в Российской  Федерации  на  федеральную
собственность,   государственную  собственность  республик  в  составе
Российской Федерации,  краев, областей, автономной области, автономных
округов,   городов   Москвы   и   Санкт-Петербурга   и   муниципальную
собственность",  распоряжению Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп "Об
утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной,
государственной и муниципальной  собственности  и  порядке  оформления
прав собственности".
     Согласно Перечням в  число  объектов  федеральной  собственности,
предлагаемых  к  передаче в собственность Омской области,  включено 29
недвижимых  объектов  культурного  наследия   (памятники   истории   и
культуры) РФ, в том числе:
     здание с   пристроенным    гаражом,    расположенное    по    ул.
Красногвардейская,   63  (включено  в  Единый  государственный  реестр
объектов культурного наследия за N 5500414000);
     здание (Дом  жилой Кабалкина),  расположенное по ул.  Думская,  3
(включено  в  Единый  государственный  реестр   объектов   культурного
наследия за N 5500549004);
     помещения в здании,  расположенном по ул.  Октябрьская, 33 (Жилой
дом  купца  С.В.Хаберева  (включено  в  Единый  государственный реестр
объектов культурного наследия за N 5500601000) и др.
     Включение объектов  культурного наследия РФ (памятников истории и
культуры) в перечень объектов, предлагаемых к передаче в собственность
Омской области, осуществлено в нарушение федерального законодательства
по следующим основаниям.
     Пунктом "г" ст.  72 Конституции РФ определено,  что разграничение
государственной   собственности   находится   в   совместном   ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     Согласно ч.  ч.  2,  5  ст.  76  Конституции  РФ   по   предметам
совместного  ведения  РФ  и субъектов РФ издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные  нормативные  правовые
акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным
в Российской Федерации, действует федеральный закон.
     В соответствии с п.  4 ст.  4 Федерального закона от 25.06.2002 N
73-ФЗ   "Об   объектах  культурного  наследия  (памятниках  истории  и
культуры) народов РФ",  вступившего в силу  29.06.2002,  разграничение
собственности  на  объекты  культурного  наследия (памятники истории и
культуры) народов Российской Федерации,  находящиеся в государственной
собственности,   осуществляется   федеральным   законом,  регулирующим
отнесение объектов культурного наследия к  федеральной  собственности,
собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.
     Пунктом 2 ст.  63 Федерального закона от 25.06.2002 N  73-ФЗ  "Об
объектах  культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
РФ"  установлено,  что  впредь  до   принятия   Федерального   закона,
разграничивающего   объекты   культурного   наследия,   находящиеся  в
государственной   собственности,   на    федеральную    собственность,
собственность    субъектов    РФ    и   муниципальную   собственность,
приостановлена регистрация права  федеральной  собственности  и  права
собственности   субъектов   РФ   на   объекты   культурного  наследия,
находящиеся в государственной собственности.
     В соответствии с п.  1 ст.  2 Федерального закона от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое  имущество  и
сделок с ним" (в ред.  от 09.06.2003) государственная регистрация прав
на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт  признания  и
подтверждения  государством возникновения,  ограничения (обременения),
перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации.
     Таким образом,   в   соответствии   с   вышеизложенными   нормами
федеральных законов с 29.06.2002 приостановлены разграничение объектов
культурного наследия,  находящихся в государственной собственности, на
федеральную  собственность  и  собственность  субъектов РФ до принятия
федерального  закона,  регулирующего  отнесение  объектов  культурного
наследия  к  указанным  видам собственности,  а также регистрация этих
прав.
     В то   же   время,   Законодательное   Собрание  Омской  области,
руководствуясь постановлением Верховного Совета  РФ  от  27.12.1991  N
3020-1  "О  разграничении  государственной  собственности в Российской
Федерации на федеральную собственность,  государственную собственность
республик в составе Российской Федерации,  краев, областей, автономной
области,  автономных округов,  городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга  и
муниципальную   собственность",   распоряжением   Президента   РФ   от
18.03.1992  N  114-рп  "Об  утверждении   Положения   об   определении
пообъектного  состава  федеральной,  государственной  и  муниципальной
собственности и порядке оформления прав  собственности",  включило  29
объектов  культурного  наследия  РФ  в  перечень объектов,  подлежащих
передаче в собственность области, постановлениями от 13.11.2003 N 322,
от  02.12.2003  N  363,  от 18.12.2003 N 375,  и,  тем самым,  приняло
решения о начале процедуры разграничения государственной собственности
на   эти  памятники  в  нарушение  Федерального  закона  "Об  объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ".
     Пунктом 3   названного  постановления  Верховного  Совета  РФ  от
27.12.1991 N 3020-1  предусматривается,  что  объекты  государственной
собственности,   не   указанные   в   Приложениях   1-3  к  настоящему
Постановлению независимо от того,  на чьем балансе они находятся, и от
ведомственной подчиненности предприятий,  передаются в государственную
собственность  республик  в  составе  Российской   Федерации,   краев,
областей,  автономной  области,  автономных округов,  городов Москвы и
Санкт-Петербурга  на  основании  предложений  их  Верховных   Советов,
Советов  народных  депутатов.  До момента определения соответствующего
собственника  указанных   объектов   они   относятся   к   федеральной
собственности.
     Учитывая, что   памятники   истории   и   культуры   местного   и
регионального  значения  не  указаны  в  приложениях  1-3 к настоящему
Постановлению,  они могли быть переданы в собственность субъекта РФ, в
данном случае Омской области, по предложению Законодательного Собрания
Омской области  до  29.06.2002.  После  указанной  даты,  в  связи  со
вступлением  в  силу  Федерального  закона  "Об  объектах  культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ",  а также в связи
с   тем,   что  федеральный  закон,  разграничивающий  государственную
собственность объектов  культурного  наследия,  не  принят,  процедура
регистрации   права   собственности  на  них  приостановлена,  объекты
культурного наследия считаются федеральной собственностью и передаче в
собственность субъекта РФ не подлежат.
     Пунктом 2 ст.  27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ  "Об
общих   принципах  организации  законодательных  (представительных)  и
исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (в ред. от
04.07.2003) установлено,  что законодательный (представительный) орган
государственной   власти   субъекта   Российской   Федерации,   высшее
должностное  лицо  субъекта Российской Федерации (руководитель высшего
исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации)   и   органы   исполнительной  власти  субъекта  Российской
Федерации при осуществлении своих полномочий  обеспечивают  соблюдение
Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
     На основании  изложенного,  руководствуясь   ст.   ст.   22,   24
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

                              ПРЕДЛАГАЮ:

     Рассмотреть настоящее   представление   на   ближайшем  заседании
Законодательного Собрания Омской области и принять меры по  устранению
нарушений     федерального     законодательства     о    разграничении
государственной  собственности   на   объекты   культурного   наследия
(памятники истории и культуры) РФ, а также по недопущению их впредь.
     О результатах  рассмотрения  представления   и   принятых   мерах
сообщить  в  прокуратуру  области  в  письменной форме в установленный
законом месячный срок с момента его рассмотрения.

     Прокурор области
     государственный советник юстиции 2 класса          С.П.Казаков

Информация по документу
Читайте также