Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Омской области от 21.04.2005 № 118

                        ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                            ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         от 21.04.2005 N 118

           Об Информации о работе Законодательного Собрания
              Омской области третьего созыва за 2004 год

     Рассмотрев Информацию о работе Законодательного  Собрания  Омской
области  третьего созыва за 2004 год,  Законодательное Собрание Омской
области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять  к  сведению  Информацию  о  работе   Законодательного
Собрания Омской области третьего созыва за 2004 год (прилагается).

     2. Рекомендовать  депутатам  Законодательного  Собрания  во время
встреч с  избирателями  информировать  их  о  работе  Законодательного
Собрания в 2004 году.

     3. Опубликовать  Информацию  о  работе  Законодательного Собрания
Омской области третьего созыва за 2004 год в газете "Омский вестник" и
Ведомостях Законодательного Собрания Омской области.

     Председатель
     Законодательного Собрания          В.А.Варнавский


            Информация о работе Законодательного Собрания
              Омской области третьего созыва в 2004 году

     12 апреля 2004 года исполнилось  10  лет  с  начала  деятельности
Законодательного      Собрания      -     высшего     законодательного
(представительного) органа государственной власти Омской  области.  За
это  время,  реализуя  конституционные  права и полномочия,  областной
парламент    сформировал    основы    областного     законодательства,
регулирующего     социальную,    экономическую,    культурную    сферы
жизнедеятельности, бюджетные отношения, государственное строительство,
организацию местного самоуправления Омской области.
     Характеристика законов Омской области,  принятых  Законодательным
Собранием  за  минувшее  десятилетие  по  основным  отраслям правового
регулирования, отображена в таблице:

                                                     (по состоянию на 31.12.2004)
|—————|———————————————————————————————————————————|———————————————————————————————|
|  N  |                                           |        Количество законов     |
| п/п | Предмет правового регулирования           |———————|———————|———————|———————|
|     |                                           |   1   |   2   |   3   | Всего |
|     |                                           | созыв | созыв | созыв |       |
|—————|———————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|
|  1  | Государственно-правовое строительство     |  26   |  30   |  47   |  103  |
|—————|———————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|
|  2  | Обеспечение и охрана прав человека        |   3   |   2   |   2   |    7  |
|—————|———————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|
|  3  | Административно-территориальное           |   5   |  12   |  20   |   37  |
|     | устройство. Местное самоуправление        |       |       |       |       |
|—————|———————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|
|  4  | Финансы. Бюджет. Налоги                   |  55   |  80   |  51   |  186  |
|—————|———————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|
|  5  | Областная собственность. Управление       |   5   |   6   |  12   |   23  |
|     | имуществом. Приватизация                  |       |       |       |       |
|—————|———————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|
|  6  | Экономическая и инвестиционная политика,  |   6   |  24   |  22   |   52  |
|     | экономическое развитие. Реформа ЖКХ.      |       |       |       |       |
|—————|———————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|
|  7  | Сельское хозяйство. Природные ресурсы.    |   8   |  21   |  18   |   47  |
|     | Земля и земельные отношения.              |       |       |       |       |
|—————|———————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|
|  8  | Вопросы социальной политики.              |   2   |  11   |  21   |   34  |
|—————|———————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|
|  9  | Охрана здоровья населения                 |   9   |   8   |  12   |   29  |
|—————|———————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|
| 10  | Образование. Наука. Культура. Молодежная  |  15   |  18   |  16   |   49  |
|     | политика.                                 |       |       |       |       |
|—————|———————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|
| 11  | Правоохранительная деятельность.          |   7   |  12   |  18   |   37  |
|     | Безопасность. Судебно-правовая реформа.   |       |       |       |       |
|—————|———————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|
|     | ИТОГО:                                    | 141   | 224   | 239   |  604  |
|—————|———————————————————————————————————————————|———————|———————|———————|———————|

     В составе Законодательного Собрания Омской области на начало 2004
года было 30 депутатов.  С  1  апреля  2004  года  сложил  депутатские
полномочия   А.Ф.   Триппель   (округ  N  20),  назначенный  Министром
нефтехимического комплекса Омской области.  Выборы по  освободившемуся
Октябрьскому округу N 20 были объявлены на 27 марта 2005 года.
     В Законодательном Собрании на начало созыва было зарегистрировано
три  депутатских  группы:  "Единая  Россия",  "Народная  партия  РФ" и
"КПРФ". В 2004 году их осталось две - "Единая Россия" и "КПРФ".
     Основная деятельность  Законодательного Собрания Омской области в
2004 году была направлена на правовое  обеспечение  наиболее  значимых
сфер  общественной  и  экономической жизни Омской области,  трудовых и
социальных прав ее жителей,  реформирование  местного  самоуправления,
увеличение   доходной  части  бюджета,  в  том  числе  за  счет  более
эффективного использования областной собственности, сбалансированности
бюджета и совершенствования межбюджетных отношений.
     Проведена большая работа по принятию законов,  внесению изменений
в  них  с  целью  реализации требований федерального законодательства.
Федеральный закон N 122-ФЗ "О  внесении  изменений  в  законодательные
акты  Российской  Федерации  и  признании  утратившими  силу некоторых
законодательных  актов  Российской  Федерации  в  связи  с   принятием
федеральных  законов  "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон    "Об    общих    принципах     организации     законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов Российской Федерации"  и  "Об  общих  принципах  организации
местного  самоуправления  в  Российской  Федерации" (далее Федеральный
закон N 122-ФЗ)  содержит  концептуальные  изменения  167  и  признает
утратившими   силу   39   федеральных   законов.   В   связи   с  этим
Законодательное Собрание совместно  с  Правительством  Омской  области
организовало  подготовку  законов  и  иных  нормативных  актов  Омской
области (всего более 40) по исполнению Федерального закона  N  122-ФЗ;
соответственно  была  организована и работа комитетов Законодательного
Собрания.
     В 2004 году состоялось 12 заседаний Законодательного Собрания, на
которых рассмотрено 494 вопроса и принято самое большое  за  прошедшее
десятилетие количество законов Омской области - 107 (перечень законов,
принятых  в  2004   году,   прилагается).   Сравнительная   статистика
принимаемых ежегодно законов Омской области представлена диаграммой:

 15    24    42    48    44    55    40    78    75    76    107
1994  1995  1996  1997  1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004

     Из общего числа (107) законов 37 - вновь разработанные,  65  -  о
внесении  изменений  и  дополнений  в  ранее  принятые  законы  Омской
области,  5-о признании утратившими силу ранее принятых  законов.  Это
соотношение отражено на диаграмме:

37 (35%) - вновь разработанные законы
5 (5%) - о признании законов утратившими силу
65 (60%) - об изменениях и дополнениях в ранее принятые законы

     По отраслям     правового     регулирования    принятые    законы
распределяются следующим образом:
     1. Государственно-правовое строительство.
     Местное самоуправление.                                        30
     2. Бюджет, налоги, финансы.                                    25
     3. Социальная сфера. Трудовые ресурсы.                         14
     4. ЖКХ. Строительство. Инвестиции.                             10
     5. Образование, наука, культура. Молодежная политика.           9
     6. Сельское хозяйство. Земля. Природные ресурсы.                8
     7. Правоохранительная деятельность. Безопасность.               7
     8. Областная собственность. Управление имуществом.              4
                                                                   107
     В 2004  году  Законодательное  Собрание рассмотрело и приняло ряд
областных целевых программ, в том числе:
     Ведение государственного     градостроительного     кадастра    и
мониторинга объектов градостроительной деятельности в  Омской  области
на 2005-2008 годы.
     Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий  в
Омской области на период до 2010 года.
     Омский сапропель на 2005-2008 годы.
     Развитие льнопроизводства в Омской области до 2010 года.
     Развитие особо  охраняемых   природных   территорий   по   охране
охотничьих животных Омской области на период до 2010 года.
     Областная целевая программа развития  имущественных  отношений  в
жилищно-коммунальном комплексе Омской области на 2005-2010 годы.
     Социальное развитие села в Омской области на период до 2010 года.
     Развитие детского и юношеского спорта в Омской области (2005-2008
годы).
     Библиотека - XXI век.
     Совершенствование службы  трансплантологии  на  2005-2010   годы.
     Поддержка личных подсобных хозяйств в Омской области на 2005-2010
годы.
     Областная целевая  программа развития дорожного хозяйства на 2005
год.
     Законотворческая деятельность  в  сфере  государственно-правового
строительства  и  местного  самоуправления   была   сосредоточена   на
приведении областного законодательства в соответствие с новыми нормами
федеральных законов.
     Внесены необходимые  изменения  и  дополнения  в Закон "О выборах
депутатов Законодательного Собрания Омской области".
     Дважды вносились  изменения  и  дополнения  в  Закон "О выборах в
органы местного самоуправления":  в части введения нормы  о  досрочном
голосовании  вместо  открепительного удостоверения,  об уведомительном
порядке регистрации кандидатов без сбора подписей  в  свою  поддержку.
Потребовали   также   пересмотра   статьи,   регулирующие  организацию
деятельности  избирательных  комиссий.  Подготовлены  новые   редакции
законов  "О  референдуме  в Омской области" и "О местном референдуме в
Омской области".
     С принятием   Федерального   закона   "О   собраниях,   митингах,
демонстрациях,  шествиях  и  пикетированиях",  установившего   систему
правовых   норм,   обеспечивающих  реализацию  конституционного  права
граждан  России  в  сочетании  с  оптимально   безопасными   условиями
организации   и   проведения   публичных   мероприятий  на  территории
Российской   Федерации,   областной   проект   закона,    регулирующий
аналогичные  отношения,  с дальнейшего рассмотрения был снят.  В целях
реализации указанного Федерального закона в первом чтении  был  принят
законопроект "О порядке проведения публичных мероприятий на территории
Омской области".
     В соответствии  с федеральным законодательством внесены изменения
и дополнения в Законы "О мировых судьях Омской области",  "О номерах и
границах    судебных   участков   мировых   судей   Омской   области".
Законодательное Собрание продолжало планомерную работу по формированию
кадрового  состава  мировых  судей  Омской  области.  В  2004  году на
заседаниях  Законодательного  Собрания  27  мировых   судей,   впервые
назначенных на должность, в торжественной обстановке принесли присягу.
Таким образом,  в  декабре  2004  года  полностью  завершился  процесс
укомплектования  состава  мировых судей и на территории Омской области
приступили к работе все 97 судебных участков, из них 56 - в г. Омске.
     Во исполнение   Федерального   закона   "Об   органах  судейского
сообщества в Российской Федерации"  и  постановления  Законодательного
Собрания  было  объявлено о начале процедуры назначения представителей
общественности в квалификационную коллегию судей Омской области. Из 11
рекомендованных     комитетом     по    законодательству    кандидатур
Законодательное   Собрание   по   итогам   голосования   назначило   7
представителей общественности в квалификационную коллегию судей Омской
области.
     В течение   года  внесены  изменения  и  дополнения  в  Закон  "О
договорах и соглашениях Омской области", который устанавливает порядок
заключения,   исполнения,   изменения  договоров  и  соглашений  между
органами   государственной   власти   Омской   области   и    органами
государственной власти Российской Федерации,  органами государственной
власти   субъектов    Российской    Федерации,    органами    местного
самоуправления  Омской  области,  иностранными  партнерами.  В  рамках
действующего Закона подписано Соглашение Правительства Омской  области
и    Акимата    Акмолинской    области    Республики    Казахстан    о
торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
Особый  интерес  в  рамках  такого  сотрудничества представляют добыча
угля,  международный  туризм,  лечение  и   отдых,   обмен   научными,
экономическими, культурными программами и т.д.
     В 2004 году  принят  Закон  "О  государственных  наградах  Омской
области, наградах высших органов государственной власти Омской области
и почетных званиях Омской области",  регулирующий отношения, связанные
с  награждением  государственными наградами Омской области,  наградами
высших  органов  государственной  власти  Омской  области,   а   также
присвоением  почетных  званий  Омской  области  как  формой  поощрения
граждан за заслуги перед  Омской  областью.  Установлено,  что  высшей
наградой  Омской  области являются:  золотая медаль "За особые заслуги
перед Омской областью",  Государственная премия Омской области, звание
"Почетный гражданин Омской области", иные награды и звания.
     Закон "О  дополнительном  ежемесячном  материальном   обеспечении
граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги
перед Омской областью"  определяет  основания,  порядок  назначения  и
выплаты  дополнительного  ежемесячного  материального обеспечения этой
категории граждан.
     Завершилась многолетняя    работа   над   созданием   официальной
символики - герба,  флага и гимна Омской области.  В  июне  2003  года
вступил  в  действие  Закон  Омской  области  "О  гербе и флаге Омской
области".  По итогам конкурса авторами гимна Омской области стали Т.Н.
Хренников (музыка) и В.Ф. Балачан (текст), 16 июля 2004 года вступил в
силу Закон "О гимне Омской области".
     В 2004  году  приведены  в  соответствие с измененным федеральным
законодательством областные законы,  регулирующие правовые  условия  и
организацию  деятельности  областного  парламента и его депутатов:  "О
Законодательном  Собрании  Омской  области",   "О   статусе   депутата
Законодательного  Собрания  Омской области",  "О комитетах (комиссиях)
Законодательного  Собрания  Омской  области".  Внесены   изменения   и
дополнения в Регламент Законодательного Собрания Омской области.
     Также приведен в  соответствие  с  федеральным  законодательством
Закон  "О  Правительстве  Омской  области",  закрепивший  в  2003 году
правовые основы реформирования исполнительной власти Омской области.
     Реформа системы       власти      предполагает      одновременное
совершенствование основ государственной и  муниципальной  службы,  без
эффективной работы которых невозможны административные преобразования.
Принятый в декабре  2004  года  Кодекс  о  государственных  должностях
Омской  области  и  государственной  гражданской службе Омской области
регулирует  в  соответствии  с  Конституцией   Российской   Федерации,
федеральными    законами    отношения,    связанные    с    замещением
государственных    должностей     Омской     области,     организацией
государственной гражданской службы Омской области,  основами правового
положения лиц, замещающих государственные должности, и государственных
гражданских  служащих Омской области.  С принятием Кодекса приведены в
соответствие  с  федеральным,   областным   законодательством,   новым
Реестром  должностей государственной гражданской службы Омской области
Законы:  "О  государственной  службе  Омской  области",  "О   денежном
содержании  государственных  служащих  Омской  области".  Одновременно
признаны утратившими силу Законы: "О стаже государственной гражданской
и  муниципальной  службы  Омской области",  "О присвоении и сохранении
квалификационных разрядов государственным  служащим  Омской  области",
"Об аттестации государственных служащих Омской области".
     Новая редакция Федерального закона от 26.10.2003  года  N  131-ФЗ
"Об  общих  принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" потребовала значительных изменений нормативно-правовой базы
областного  законодательства  о  местном  самоуправлении.  Федеральный
закон содержит нормы прямого действия.  Многие принципиальные  вопросы
организации    местного   самоуправления   теперь   урегулированы   на
федеральном уровне,  права  и  обязанности  муниципальных  образований
также  прописаны  непосредственно  в  Федеральном  законе и не требуют
дублирования в законах субъекта РФ.  В связи с этим Закон  "О  местном
самоуправлении  в  Омской  области"  от  14  декабря 1995 года N 37-ОЗ
утратит силу с 1 января 2006 года.
     В 2004  году  были  внесены  изменения  и  дополнения в уставы 30
муниципальных  образований  в  целях  совершенствования   деятельности
органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В уставах уточнен ряд положений в соответствии с Федеральным законом N
131-ФЗ   в   части   непосредственного  участия  населения  в  местном
самоуправлении, управления муниципальной собственностью, муниципальной
службы,   статуса  главы  муниципального  образования  и  председателя
представительного органа,  а также в связи с  вступлением  в  действие
изменений   в  Бюджетный  и  Налоговый  кодексы  -  о  формировании  и
исполнении бюджета муниципального образования.
     Во исполнение   требований   главы   12   "Переходные  положения"
Федерального закона N 131-ФЗ Законодательным Собранием принят Закон "О
границах  и  статусе  муниципальных  образований  Омской области".  Он
установил границы муниципальных образований Омской области  и  наделил
соответствующие  муниципальные образования статусом городского округа,
городского,  сельского поселения,  муниципального района.  С 1  января
2006   года   на  территории  Омской  области  будут  действовать  424
муниципальных образования, из них 391 - вновь образованные.
     В связи  с  уточнением перечня территориальных образований Омской
области:  исключением ряда населенных пунктов,  входящих в  состав  г.
Омска  и  ряда  сельских  районов,  -  внесены  изменения  в Закон "Об
административно-территориальном устройстве Омской  области  и  порядке
его изменения".
     Приняты в первом чтении законопроекты: "О наименованиях органов и
должностных   лиц   муниципальных   образований  Омской  области",  "О
численности  депутатов  вновь  образуемых   представительных   органов
муниципальных образований первого созыва и сроках их полномочий".
     Вопросы, связанные  с  проведением  в  жизнь   реформы   местного
самоуправления, стали главным предметом обсуждения научно-практической
конференции "Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации",
проходившей  18-19  ноября  в  Омске.  В  ней приняли участие депутаты
Законодательного  Собрания  и  члены  Правительства  Омской   области,
сотрудники  аппаратов Госдумы,  Совета Федерации Федерального Собрания
РФ,  представители  законодательных  органов  государственной   власти
различных  субъектов  Федерации,  ведущие  российские ученые в области
муниципального  права  от  Москвы  до  Приморского   края.   Материалы
конференции  опубликованы в журнале "Российская Федерация" (N 1,  2005
г.).
     Одним из  приоритетных  направлений  в  законотворчестве остаются
проблемы бюджетной,  финансовой  и  налоговой  политики,  так  как  от
обеспеченности финансовыми ресурсами,  их рационального использования,
создания     благоприятного     режима     налогообложения     зависит
социально-экономическое развитие области и качество жизни омичей.
     При активном взаимодействии депутатов Законодательного Собрания и
Правительства   Омской   области   проводилась   системная  работа  по
совершенствованию и повышению эффективности  областного  бюджетного  и
налогового   законодательства,  контрольных  функций  в  использовании
бюджетных средств. В этой сфере принято 25 законов Омской области.
     Приоритетом бюджетной  политики  Законодательного Собрания в 2004
году было усиление социальной  направленности  областного  бюджета.  В
связи   с  этим  особое  внимание  уделялось  вопросам  финансирования
образования,    здравоохранения,    культуры,    жилищно-коммунального
хозяйства  и  других  направлений  социальной сферы.  Целенаправленная
работа по наполнению и увеличению доходной части бюджета в  2004  году
позволила  профинансировать  указанную  сферу  более  чем  на  2 млрд.
рублей.
     Закон "О  бюджетном  процессе  и межбюджетных отношениях в Омской
области",  своевременно  приведенный  в  соответствие   с   измененным
бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации, позволил
провести необходимую работу  по  внедрению  новых  методов  управления
областными  и  муниципальными  финансами,  формированию  бюджетов всех
уровней на очередной год.
     В соответствии  с  требованиями  Закона Губернатор Омской области
внес в Законодательное Собрание проект областного бюджета на 2005 год,
подготовка    которого    осуществлялась    в   условиях   начавшегося
реформирования  федеративных  отношений  и  местного   самоуправления,
изменений  бюджетного  и  налогового  законодательства,  всей  системы
социальной  защиты   населения,   перевода   областного   бюджета   на
казначейское исполнение.
     Доходы областного  бюджета  в  2005  году  были заложены в объеме
20006248,7 тыс.  рублей,  расходы - 19978971 тыс.  рублей с профицитом
27277  тыс.  рублей.  После  уточнений  областной  бюджет утвержден по
доходам в сумме 22085503 тыс.  рублей,  расходам в сумме 22992503 тыс.
рублей и дефицитом 907000 тыс. рублей.
     При принятии   областного  бюджета  и  в  ходе  контроля  за  его
исполнением депутаты  уделяют  самое  серьезное  внимание  обеспечению
доходной  части бюджета,  максимальному использованию экономического и
налогового потенциалов области.
     Неналоговые поступления  в  бюджет должны быть обеспечены за счет
повышения  эффективности  управления  государственной  собственностью,
усиления   контроля   за  использованием  государственного  имущества,
совершенствования работы по организации конкурсов на право его аренды.
     В соответствии     с     новыми     требованиями     федерального
законодательства осуществляется разграничение  расходных  обязательств
между  уровнями  бюджетов  в  сфере  социальной защиты населения,  что
отразилось на содержании отдельных статей областного бюджета.
     Для обеспечения  выполнения  Федерального  закона  N  122-ФЗ   на
финансирование  20 областных целевых программ в областном бюджете было
заложено 1917137,0 тыс. рублей.
     В соответствии с бюджетными полномочиями Законодательное Собрание
рассмотрело и утвердило отчет об исполнении областного бюджета за 2003
год, отчеты об исполнении бюджета территориального фонда обязательного
медицинского   страхования  за  2003  год,  Программы  формирования  и
развития государственной собственности Омской области за  2003  год  и
Программы приватизации государственной собственности Омской области за
2003 год.  Рассмотрен отчет о работе Контрольно-счетной палаты области
за 2003 год.
     В 2004 году  в  целях  совершенствования  межбюджетных  отношений
приняты   Законы:   "О   заключении   соглашения   о  реструктуризации
задолженности  между  Министерством  финансов  Российской   Федерации,
Правительством Омской области,  Администрацией города Омска и договора
о  государственной  гарантии  Омской  области  в   пользу   Российской
Федерации",  "Об  утверждении заключения договора перевода долга между
Омской областью и ЗАО "Золотая Нива" и соглашения  о  реструктуризации
задолженности   между  Министерством  финансов  Российской  Федерации,
Банком внешнеэкономической деятельности СССР и Омской областью".
     В целях  повышения  эффективности  расходования бюджетных средств
более  полно  стали   реализовываться   профессиональные   возможности
Контрольно-счетной    палаты   Омской   области.   Полномочия   Палаты
распространяются на органы  государственной  власти,  органы  местного
самоуправления Омской области,  организации, получающие, перечисляющие
или   использующие   средства   областного    бюджета    и    бюджетов
территориальных   государственных   внебюджетных   фондов,   а   также
использующие  собственность  Омской  области  или   управляющие   этой
собственностью.  Новая  редакция  Закона  "О Контрольно-счетной палате
Омской области" предоставляет дополнительные аналитические возможности
постоянно действующему государственному органу финансового контроля.
     В 2004 году Контрольно-счетной палатой Омской  области  проведено
47  контрольных  мероприятий,  из  них  14 - по поручениям комитетов и
депутатов  Законодательного  Собрания.  Проверками  Контрольно-счетной
палаты  были охвачены 56 объектов всех уровней,  использующих средства
областного бюджета.
     Выявлены факты финансовых нарушений в размере 231,2 млн.  рублей,
в том числе нецелевое  использование  средств  областного  бюджета  на
сумму  12,4 млн.  рублей.  Во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды
восстановлено средств в сумме 2,8 млн. рублей.
     Итоговые документы      по      завершении      контрольных     и
экспертно-аналитических  мероприятий,  проводимых   Контрольно-счетной
палатой,    регулярно    рассматриваются   на   заседаниях   комитетов
Законодательного Собрания.
     С 1  января  2005  года вступил в силу Федеральный закон N 95-ФЗ,
внесший изменения в Налоговый кодекс  и  признавший  утратившими  силу
некоторые  законодательные  акты  Российской  Федерации  о  налогах  и
сборах,  в результате чего введен новый перечень действующих налогов и
сборов:  на территории России действуют 10 федеральных, 3 региональных
и 2 местных налога и сбора (до этого  действовало  14  федеральных,  4
региональных  и  4 местных налога).  Предусмотрено также действие трех
специальных   налоговых   режимов:   система    налогообложения    для
сельхозтоваропроизводителей (единый сельхозналог),  упрощенная система
налогообложения,  система налогообложения в  виде  единого  налога  на
вмененный   доход  для  отдельных  видов  деятельности.  Своевременное
приведение областного налогового  законодательства  в  соответствие  с
федеральным   позволило   обеспечить   более   эффективную  работу  по
наполнению областного бюджета.
     Приведены в  соответствие  с федеральным законодательством Законы
Омской области:  "Об установлении пониженной ставки налога на  прибыль
организаций" и "О транспортном налоге".
     На новую систему налогообложения (на вмененный доход)  переведены
отдельные    виды    деятельности:    оказание   услуг   по   ремонту,
техобслуживанию,  мойке автотранспортных  средств  и  хранению  их  на
платных стоянках; распространение и размещение наружной рекламы.
     Изменения в Закон "Об установлении ставок на игорный бизнес" были
вызваны  активным  развитием  этого  вида бизнеса на территории Омской
области и увеличением количества  объектов  налогообложения  в  данной
сфере. Налог зачисляется в доходную часть бюджета.
     Сумма поступивших налоговых и  обязательных  платежей  в  бюджеты
всех  уровней  за 2004 год составила 39141,7 млн.  рублей и выросла по
сравнению с предыдущим периодом на 82,7%,  в том числе  по  налогу  на
прибыль организаций - в 5 раз,  по налогу на добавленную стоимость - в
3,2 раза,  по налогу на физических лиц -  на  20,3%,  по  платежам  за
пользование природными ресурсами - на 76,9%, по налогам со специальным
налоговым  режимом  -  на  56,6%.  Поступление  платежей  по   единому
социальному  налогу  в  государственные бюджетные фонды увеличилось на
25,6%.
     Осуществляя контрольные функции,  Законодательное Собрание Омской
области в соответствии с Законом рассматривает  исполнение  областного
бюджета.
     Принятие в  2004  году  большинства  областных  законов  в  сфере
социальной  политики,  включая  вопросы  социальной поддержки и охраны
здоровья населения,  было обусловлено Федеральным законом N 122-ФЗ.  В
целях  его  реализации  было  разработано и принято более 40 областных
нормативных  правовых  актов,  определяющих   способы   финансирования
областных обязательств в соответствии с федеральными требованиями.
     На реализацию областных целевых программ социального характера  в
2004  году  было направлено в 3 раза больше средств,  чем в 2003 году.
Доля  финансирования  отраслей  социальной  сферы  в  общих   расходах
областного бюджета составила 59,3%  против 47%  в 2003 году. В расчете
на   душу   населения   расходы    консолидированного    бюджета    на
социально-культурную сферу выросли в 1,5 раза.
     Для обеспечения  на  территории   области   единого   подхода   к
реформированию  системы  социальной  защиты населения был разработан и
принят пакет законов.
     Закон "О  социальном  обслуживании населения на территории Омской
области"  регулирует  отношения  в  сфере  предоставления  бесплатного
социального  обслуживания  (в  объемах,  определенных государственными
стандартами) гражданам,  находящимся в трудной жизненной ситуации:  не
способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью,
инвалидностью;  не имеющим родственников,  которые могут обеспечить им
помощь  и уход,  в случае,  если среднедушевой доход этих граждан ниже
прожиточного  минимума,  установленного  в  Омской  области  на   душу
населения;   находящимся  в  трудной  жизненной  ситуации  в  связи  с
безработицей,  стихийными  бедствиями,  катастрофами;  пострадавшим  в
результате вооруженных и межэтнических конфликтов;  несовершеннолетним
детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
     В новой  редакции  Закона  "О государственной социальной помощи в
Омской области" определены размер,  условия  и  порядок  назначения  и
выплаты   государственной   социальной   помощи  малоимущим  семьям  и
малоимущим одиноко проживающим гражданам,  которые по не зависящим  от
них  причинам  имеют  среднедушевой  доход  ниже величины прожиточного
минимума.
     Закон "О  государственных пособиях гражданам,  имеющим детей,  на
территории Омской области" определяет  порядок  назначения  и  выплаты
ежемесячного пособия на ребенка, установленного Федеральным законом "О
государственных  пособиях  гражданам,  имеющим  детей",  что  является
теперь расходными обязательствами Омской области.
     Изменениями, внесенными  в  Закон  "О  государственной  поддержке
многодетных семей в Омской области",  отдельные натуральные льготы для
многодетных семей заменены ежемесячной денежной выплатой.
     Внесены изменения  и  дополнения  в  Закон  "О  социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленный
на  осуществление  скоординированных  действий органов государственной
власти и общественных институтов в сфере  социальной  защиты  детей  -
сирот  и детей,  оставшихся без попечения родителей,  создание условий
для их полноценного развития.
     Изменены и  дополнены  отдельные  нормы Закона Омской области "Об
оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах,  предоставляемых
приемной семье".
     В Омской  области  в  результате  совместных   действий   органов
государственной   власти,   тщательного   анализа  ситуации,  изучения
общественного мнения,  на 2005 год сохранены  натуральные  льготы  для
омских   льготников.  Одновременно  осуществляются  денежные  выплаты,
установленные в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ  ветеранам
труда, труженикам тыла и реабилитированным.
     В связи с приближающимся 60-летием Победы в Великой Отечественной
войне  принимаются  дополнительные  меры  по улучшению адресной помощи
ветеранам и инвалидам.  В  первоочередном  порядке  решаются  вопросы,
связанные    с    их    обеспечением   санаторно-курортным   лечением,
спецавтотранспортом,  протезно-ортопедическими  изделиями  и   другими
средствами реабилитации. Принимаются дополнительные меры социального и
медицинского обслуживания.
     В целях совершенствования социальной защиты ветеранов и инвалидов
Законодательное Собрание в  2004  году  приняло  Закон  "О  социальной
поддержке  в  Омской  области  отдельных  категорий  граждан".  В  нем
установлены меры социальной поддержки  лиц,  проработавших  в  тылу  в
период  с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев,
ветеранов труда,  а также граждан,  приравненных к ним по состоянию на
31 декабря 2004 года,  граждан, подвергшихся политическим репрессиям и
впоследствии реабилитированных,  а также  лиц,  страдающих  отдельными
категориями заболеваний.
     В 2004 году из областного бюджета направлено  9  млн.  рублей  на
приобретение    жилья   семьям   участников   ликвидации   последствий
радиационных аварий и ветеранам боевых действий  в  Афганистане  и  на
Северном  Кавказе.  100  семьям  военных  пенсионеров  выданы жилищные
сертификаты, что почти в 3 раза больше, чем в 2003 году.
     Законом "Об оплате труда работников организаций, финансируемых из
областного бюджета" сохранены государственные гарантии  и  установлены
единые условия оплаты труда. Предусмотрено также установление зарплаты
на основе Единой тарифной сетки по оплате  труда,  определены  условия
выплат стимулирующего и компенсационного характера.
     Закон "О    бюджете    территориального    фонда    обязательного
медицинского  страхования  Омской  области  на  2005 год" обеспечивает
равные  гарантии  и  условия  для  граждан  в   пользовании   услугами
здравоохранения.   Бюджет  территориального  фонда  ОМС  утвержден  по
доходам в сумме 2496024,4 тыс.  рублей,  по расходам в сумме 2476024,4
тыс. рублей с превышением доходов над расходами в 20000,0 тыс. рублей.
Внесены необходимые изменения и дополнения в Закон "О  территориальном
фонде  обязательного медицинского страхования Омской области",  дважды
вносились  изменения  в  Закон  "О  бюджете   территориального   фонда
обязательного медицинского страхования Омской области на 2004 год".
     Новая редакция  Закона  "Об  охране  здоровья  населения   Омской
области"   разработана   в  целях  приведения  его  в  соответствие  с
федеральным   законодательством.   Закон   регулирует   отношения   по
реализации  государственной  политики  Омской  области  в сфере охраны
здоровья населения Омской области, определяет полномочия Правительства
Омской  области в этой сфере,  устанавливает меры социальной поддержки
медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения,
предусматривает   формы   государственной   поддержки   лекарственного
обеспечения населения Омской области.  Он  включил  в  себя  отдельные
положения  утративших  силу  Законов:  "О  противотуберкулезной помощи
населению  и  предупреждении  распространения  туберкулеза  в   Омской
области",  "О лекарственном обеспечении населения на территории Омской
области".
     Реализация принятой  в  2004  году  областной  целевой  Программы
"Совершенствование службы трансплантологии на 2005-2010 годы" позволит
значительно  повысить  выявляемость  больных  с  заболеваниями  почек,
поджелудочной железы и печени,  в том  числе  в  детском  возрасте,  и
оказание им помощи. Стоимость Программы 171,7 млн. рублей.
     Внесены изменения в областную целевую программу "Предупреждение и
борьба с заболеваниями социального характера" на 2004 - 2008 годы".
     В центре  внимания  Законодательного  Собрания  остаются  вопросы
правового  регулирования  образования,  науки,  культуры  и молодежной
политики.
     Приведен в  соответствие с федеральным законодательством и принят
в новой редакции Закон  Омской  области  "О  государственной  политике
Омской  области в сфере образования",  определяющий полномочия органов
исполнительной власти по реализации государственной политики  в  сфере
образования.  В  Законе  установлены  также  меры социальной поддержки
работников системы образования,  переданные на  региональный  уровень,
что потребует значительного увеличения расходов областного бюджета.  В
связи  с  этим  размер  компенсации  на   оплату   жилого   помещения,
коммунальных  услуг  педагогам,  равно как и государственная поддержка
ипотечного жилищного кредитования для желающих построить новое  жилье,
будет  ежегодно предусматриваться в законе Омской области об областном
бюджете.  Только  на  ежемесячную  доплату  1468  работающим   молодым
специалистам потребуется 2642,4 тыс. рублей в год.
     Закон "Об  инновационной  деятельности   на   территории   Омской
области"  определяет  основные  направления  государственной областной
инновационной  политики,   регулирует   правовые   отношения   органов
государственной   власти  Омской  области  и  субъектов  инновационной
деятельности в данной сфере.  Эти меры позволят сохранить  накопленный
научный  потенциал,  совершенствовать механизмы финансирования науки и
наиболее     эффективно     использовать      их      для      решения
социально-экономических  задач,  устойчивого  развития промышленного и
сельскохозяйственного производства,  создания  и  выпуска  наукоемкой,
конкурентоспособной продукции.
     В соответствии   с   Федеральным    законом    "Об    информации,
информатизации   и   защите   информации"   в  состав  государственных
общедоступных информационных ресурсов включены информационные  ресурсы
библиотек.  На  них  возложено  решение  важнейшей социальной задачи -
обеспечение конституционных прав граждан России  на  равный  доступ  к
получению  информации,  приобщение  к  ценностям  российской и мировой
культуры.
     Реализация принятой  в  2004  году  областной  целевой  программы
"Библиотека  - XXI век" позволит сформировать качественно новую единую
библиотечную систему Омской области и решить задачу свободного доступа
пользователей   библиотек,   в   том   числе   сельских,   к   единому
информационному   пространству.   Объем   финансирования   мероприятий
Программы  на  2005  -  2007 годы из областного бюджета - 11653,2 тыс.
рублей;  предполагается  также  привлечение  средств   из   иных,   не
запрещенных законом источников.
     Одной из  важнейших задач государственной политики Омской области
в  сфере  культуры  признается  сохранение,  возрождение  и   развитие
народных  художественных  промыслов,  в  том  числе  в виде уникальных
авторских  произведений,  а  также  специальных  знаний,   технических
приемов,  рецептур,  технологий изготовления изделий,  систем передачи
мастерства,  способов  организации   творческого   процесса.   Большие
возможности  для  этого предоставляет Закон "О народных художественных
промыслах в Омской области". За заслуги в деле возрождения, сохранения
и развития народных художественных промыслов учреждено почетное звание
"Заслуженный  мастер   народного   художественного   промысла   Омской
области".
     В отсутствие  федерального  закона  о  молодежи   Законодательное
Собрание  Омской  области  ранее  приняло  Законы  Омской области:  "О
молодежной  политике  на  территории  Омской  области",  "О  поддержке
детских  и  молодежных  общественных объединений в Омской области",  в
которые в 2004 году были внесены изменения и дополнения.
     На укрепление  здоровья  и  физической  подготовки  подрастающего
поколения,  снижение уровня наркомании, алкоголизма и криминализации в
молодежной среде направлена принятая в  2004  году  областная  целевая
программа  "Развитие  детского  и  юношеского  спорта в Омской области
(2005 -  2008  годы)".  Предусмотрено  строительство  и  реконструкция
объектов  детско-юношеского  спорта,  поэтапное  оснащение  спортивным
оборудованием и инвентарем центров олимпийской подготовки и учреждений
дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности,  в
том числе по  созданию  необходимых  условий  для  занятий  физической
культурой  и  спортом  для  детей  с  ограниченными возможностями.  Из
областного бюджета на реализацию Программы будет выделено 70137,0 тыс.
рублей, в том числе в 2005 году - 10995,0 тыс. рублей.
     В связи  с  изменением  расходных полномочий субъектов Российской
Федерации Законом от 22 декабря 2004 года N 604-ОЗ  с  1  января  2005
года признаны утратившими силу законы Омской области:
     О благотворительной     деятельности     и      благотворительных
организациях;
     Об общественных работах в Омской области;
     О государственном  регулировании  в  сфере научной деятельности и
научно-технической политики в Омской области;
     О погребении и похоронном деле на территории Омской области.
     Реформирование жилищно-коммунального  комплекса  Омской  области,
повышение  устойчивости  его  функционирования,   улучшение   качества
жилищно-коммунальных  услуг  и  адресная  социальная  защита населения
Омской области осуществляется в соответствии  с  принятыми  в  третьем
созыве  Законами:  "О  государственной  поддержке ипотечного жилищного
кредитования  в  Омской  области",  "Об  областной  целевой  программе
"Техническое  перевооружение  в  жилищно-коммунальном комплексе Омской
области"  на  2004-2010  годы".  Первоочередные  мероприятия   по   их
исполнению  включены  в  План  действий Правительства Омской области и
органов    местного    самоуправления    по    реализации    программы
"Реформирование   и   модернизация   жилищно-коммунального   комплекса
Российской  Федерации",  федеральной  целевой  программы  "Жилище"  на
2002-2010 годы.
     Омская область  признана  "пилотной" территорией в реформировании
отраслей строительного и жилищно-коммунального комплексов.
     В 2004  году  завершился  первый этап реформирования ЖКХ,  в ходе
которого  была  заложена  основа  его   нормативной   правовой   базы.
Законодательным   Собранием  принят  Градостроительный  кодекс  Омской
области и изменения к нему.  Претворяются в жизнь 11 областных целевых
программ,  в  том числе по переселению граждан из ветхого и аварийного
жилья,  реконструкции жилых домов первых массовых серий, строительству
социального жилья,  обеспечению населения питьевой водой, техническому
перевооружению отрасли  и  развитию  в  ней  имущественных  отношений,
ресурсоэнергосбережению,     благоустройству    населенных    пунктов,
информационному   и   кадровому   обеспечению    жилищно-коммунального
комплекса.  Скоординированы  действия органов государственной власти и
местного самоуправления области.  Во всех  муниципальных  образованиях
области  разработаны  мероприятия,  учитывающие  специфические условия
территории;  на базе областной программы реформирования и модернизации
жилищно-коммунальной   сферы   реализуются   конкретные   проекты   по
газификации,    энергосбережению,    теплоснабжению,    водоснабжению,
строительству жилья и другие.
     В качестве  главной  задачи  второго  этапа  реформирования   ЖКХ
выделяется  проблема  ликвидации  ветхого  жилья  и массовое улучшение
жилищных  условий  для   населения.   На   формирование   экономически
эффективной  системы управления жилищным фондом и объектами инженерной
инфраструктуры,  финансовое оздоровление муниципальных организаций ЖКХ
направлен  принятый  в  октябре  2004 года Закон "Об областной целевой
программе  развития  имущественных  отношений  в  жилищно-коммунальном
комплексе  Омской  области  на  2005 - 2010 годы".  Расходы областного
бюджета на реализацию Программы составят около 700 млн. рублей.
     Закон "О    государственной    поддержке   ипотечного   жилищного
кредитования в Омской области"  создает  условия  для  развития  рынка
доступного   жилья   на   территории   Омской   области,  обеспечивает
стабильность и гарантии для всех участников  строительного  комплекса.
Изменениями,  внесенными  в  Закон,  срок ипотечного жилищного кредита
продлен с 10 до 15 лет в зависимости от платежеспособности заемщика.
     По данным статистики,  темпы строительства жилья в Омской области
самые высокие не только в Сибирском федеральном округе,  но в целом по
Российской Федерации.  В 2004 году сдано в эксплуатацию 517,2 тыс. кв.
метров  общей  площади  жилья,  что  на  62,5%   больше   2003   года.
Одновременно формируется и модернизируется инфраструктура: в 2004 году
введено в  эксплуатацию  47  новых  котельных,  26  локальных  станций
очистки воды, проложено более 300 км газопроводов, заменено 123 ветхих
и аварийных водопроводных сетей,  построено  и  отремонтировано  дорог
почти  вдвое больше,  чем в 2003 году.  На областную целевую программу
развития дорожного хозяйства в 2005 году выделено 2500000 тыс. рублей.
     В июне  2004  года  в  Омске  была  проведена научно-практическая
конференция "Развитие ипотечного  жилищного  кредитования  -  одно  из
основных   условий   создания   рынка   доступного  жилья".  Вопрос  о
реформировании ЖКХ был главным в повестке  дня  совместного  заседания
советов  Сибирского  федерального  округа и Межрегиональной ассоциации
"Сибирское соглашение". В Омске состоялось также расширенное совещание
Федерального   агентства   по  строительству  и  жилищно-коммунальному
хозяйству,  на  котором  члены  Правительства  Российской   Федерации,
специалисты  и  руководители  профильных  ведомств  более  чем  из  80
субъектов РФ обсуждали итоги подготовки объектов ЖКХ к работе в зимних
условиях  2004-2005  годов  и  проблемы  формирования рынка доступного
жилья.  Итогом  стало   Соглашение   о   сотрудничестве,   подписанное
Правительством Омской области, Федеральным агентством по строительству
и ЖКХ,  Фондом содействия развитию регионов в  сфере  строительства  и
модернизации ЖКХ.
     Совершенствовалось областное     законодательство     в     сфере
инвестиционной политики.  Принятый в 2004 году Закон "О стимулировании
инвестиционной   деятельности   на    территории    Омской    области"
предусматривает    создание   бюджетного   механизма   государственной
поддержки   инвестиционной   деятельности,   определяет    формы    ее
осуществления   органами   государственной   власти   Омской  области,
закрепляет порядок обеспечения прав и законных  интересов  инвесторов,
систему   гарантий   инвестиционной   деятельности   и   направлен  на
установление режима наибольшего инвестиционного благоприятствования на
территории   Омской   области.  Кроме  того,  развитие  инвестиционной
деятельности обеспечивается  и  поддерживается  действием  Закона  "Об
установлении  пониженной  ставки  налога на прибыль организаций".  С 1
января  2005  года  прекратил  действовать  ранее  принятый  Закон  "О
государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской
области".
     Одним из  важнейших  направлений  в законотворческой деятельности
Законодательного Собрания Омской области  являются  вопросы  земельных
отношений, сельского хозяйства, природо(недро)пользования.
     Принята новая  редакция   Закона   "О   регулировании   земельных
отношений  в Омской области".  Законом определены нормы предоставления
земельных участков,  порядок их продажи и резервирования,  установлены
виды    землеустроительной   документации,   перечень   особо   ценных
продуктивных сельскохозяйственных угодий,  использование  которых  для
несельскохозяйственных    целей   не   допускается,   другие   вопросы
использования и охраны земель на территории Омской области.
     25 марта 2004 года на областном семинаре - совещании с депутатами
комиссий  по  аграрным  вопросам  представительных  органов   местного
самоуправления,   начальниками   управлений   сельского   хозяйства  и
продовольствия  районов  Омской  области,  проведенном  по  инициативе
комитета  по  аграрным  вопросам Законодательного Собрания,  обсуждены
проблемы   исполнения    федерального    и    областного    земельного
законодательства  в  Омской  области,  что  позволило выявить основные
вопросы правоприменительной практики в сфере земельных отношений.
     Во исполнение  федеральной целевой программы "Социальное развитие
села  до  2010  года"  разработана  и  утверждена  областная   целевая
программа "Социальное развитие села в Омской области на период до 2010
года", направленная на развитие социальной и инженерной инфраструктуры
сельских  поселений,  сокращение  разрыва  между  городом  и  селом по
качеству жизни,  обеспечение  агропромышленного  производства  области
квалифицированными кадрами.
     В целях создания условий  для  возрождения  и  развития  льняного
комплекса  Омской  области,  выпуска  востребованной  рынком продукции
разработана  и   принята   областная   целевая   программа   "Развитие
льнопроизводства в Омской области до 2010 года", на реализацию которой
будет направлено 22,8 млн. рублей.
     Областная целевая  программа "Поддержка личных подсобных хозяйств
в Омской области на 2005-2010 годы" предусматривает адаптацию граждан,
ведущих  личное подсобное хозяйство,  к рыночным условиям,  укрепление
кооперативных  связей  сельскохозяйственных   товаропроизводителей   с
организациями по переработке и сбыту продукции.
     В сфере    правового     регулирования     вопросов     экологии,
природо(недро)пользования   в   новой  редакции  изложены  мероприятия
областной целевой Программы геологического  изучения,  воспроизводства
минерально-сырьевой   базы   и  рационального  использования  недр  на
территории Омской области  на  2004  -  2010  годы,  а  также  внесены
поправки  в Закон "О государственном регулировании пользования недрами
на территории Омской области".  Оба документа приведены в соответствие
с Уставом Омской области и Законом "Об областных целевых программах".
     Изменения федерального законодательства обусловили принятие новой
редакции  Закона  "О  защите  населения и территорий Омской области от
чрезвычайных   ситуаций   природного   и   техногенного    характера",
устанавливающего  организационно-правовые  нормы  по  защите  граждан,
всего земельного,  водного,  воздушного пространства в пределах Омской
области   или   его  отдельной  части,  объектов  производственного  и
социального  назначения,  а  также  окружающей  природной   среды   от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
     Разработана и принята областная целевая программа "Развитие особо
охраняемых  природных  территорий по охране охотничьих животных Омской
области на период до 2010 года",  что  позволит  осуществить  меры  по
сохранности  уникальных  уголков  природы нашего края,  основные места
концентрации диких животных,  поддержание  экологического  равновесия,
увеличить численность охотничьих угодий.
     Областная целевая программа "Омский сапропель"  на  2005  -  2008
годы  нацелена  на  вовлечение в региональный производственный процесс
ресурсов сапропеля и увеличение инновационного  потенциала  территории
за  счет  развития  наукоемких  технологий.  Общие  расходы областного
бюджета на реализацию Программы составят 19,88  млн.  рублей.  Главным
социально-экономическим  эффектом  от  принятия Программы,  по замыслу
разработчиков, будет доведение годового объема добычи сапропеля до 150
тыс.  тонн,  создание до 1000 дополнительных рабочих мест,  увеличение
налоговых поступлений в областной бюджет.
     В 2004  году  были приведены в соответствие с новыми требованиями
федерального законодательства  Законы  Омской  области:  "О  плате  за
землю", "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню в
лесах Омской области".  С 1 января  2005  года  признан  недействующим
Закон  "Об  установлении ставок платы за пользование водными объектами
на территории Омской области" (субъекты Российской Федерации  утратили
полномочия по их установлению).
     Таким образом,  принятые  в  2004  году  законы,  создают   более
благоприятные условия и новые возможности для решения многих вопросов,
накопившихся  в  сельском  хозяйстве  Омской  области.  Деловой  визит
Министра  сельского  хозяйства  РФ и итоги Всероссийской конференции о
проблемах  агропромышленного  комплекса,   прошедшей   в   г.   Омске,
подтвердили,  что  политика  Омской  области  в  этой отрасли признана
последовательной, продуманной и достаточно эффективной.
     В сфере обеспечения безопасности и правопорядка одним из первых в
2004 году был принят Закон "О  Совете  безопасности  Омской  области",
который   в   пределах   полномочий  субъекта  Федерации  обеспечивает
взаимодействие  органов  государственной  власти,   органов   местного
самоуправления, организаций и физических лиц, разработку предложений в
сфере общественной безопасности Омской области.
     Принят в  новой  редакции Закон "О пожарной безопасности в Омской
области",    который    устанавливает    порядок     организации     и
материально-технического обеспечения противопожарной службы,  гарантии
правовой,  социальной  защиты,  страховые  гарантии  личного   состава
противопожарной  службы  Омской  области.  Ранее  принятый одноименный
Закон признан утратившим силу.
     Изменения и дополнения,  внесенные в Законы: "Об административной
ответственности  за  правонарушения   на   городском   и   пригородном
транспорте  и  нарушение  общественного  порядка  на территории Омской
области",  "Об административной ответственности  за  нарушения  правил
благоустройства  территорий  городских  и  сельских  поселений  Омской
области",   -   упростили   процедуру   составления   протоколов    об
административных правонарушениях,  предоставив такое право должностным
лицам органов местного самоуправления.
     Законодательное Собрание    рассмотрело    информацию    Главного
управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области
об общественно-политической и религиозной ситуации в Омской области.
     С целью  повышения  эффективности  использования   имущественного
комплекса Омской области продолжалось совершенствование правовых основ
управления областной собственностью.
     Продолжалась работа      по     разграничению     государственной
собственности на  собственность  Российской  Федерации,  собственность
Омской области и собственность муниципальных образований.
     В Закон "О Программе формирования и развития собственности Омской
области на 2004 год" дважды вносились изменения, касающиеся исключения
объектов собственности Омской области, подлежащих приватизации.
     В порядке   контроля   принят   Закон  "Об  исполнении  Программы
формирования и развития государственной собственности  Омской  области
за  2003  год  и  Программы приватизации государственной собственности
Омской области за 2003 год".
     Постоянный контроль   со   стороны   Законодательного   Собрания,
комитета по собственности и Контрольно-счетной палаты  Омской  области
за  управлением  объектами областной собственности способствовал росту
доходов областного бюджета от использования имущества,  находящегося в
государственной  собственности,  которые  в  2004 году составили 198,4
млн.  рублей,  что  на  21  млн.  рублей  больше,  чем  в  2003  году.
Законодательное   Собрание  рекомендовало  Министерству  имущественных
отношений Омской области усилить контроль:  за деятельностью областных
государственных  унитарных  предприятий  и  областных  государственных
учреждений,  представителей Омской  области  в  органах  управления  и
контроля  акционерных  обществ с участием Омской области;  за полным и
своевременным поступлением арендных платежей и т.д.
     В 2004   году   Государственная   Дума   приняла  к  рассмотрению
инициативу  Законодательного  Собрания   Омской   области   -   проект
федерального  закона  "О  порядке  учета  и  ведения  Единого  реестра
государственной  собственности  субъекта  Российской   Федерации",   в
котором   предложено   создание  системной  базы  данных  о  состоянии
собственности субъекта РФ и более действенный механизм ее учета.
     Рабочими органами    Законодательного   Собрания   являются   его
комитеты,   сформированные   для   ведения   законопроектной   работы,
подготовки   и   рассмотрения   вопросов,   отнесенных  к  компетенции
Законодательного Собрания Омской области,  а также  для  осуществления
Законодательным Собранием Омской области контрольной деятельности. Они
разрабатывают проекты законов,  постановлений по вопросам, относящимся
к    ведению    комитета,   рассматривают   направленные   в   комитет
законопроекты,   постановления   и   иные   акты,   готовят   по   ним
соответствующие     заключения,     взаимодействуют    с    субъектами
законодательной инициативы, органами прокуратуры и т.д.
     В 2004  году  состоялось 103 заседания комитетов Законодательного
Собрания,  на которых  обсуждались  проекты  федеральных  и  областных
законов,  в предварительном порядке рассматривались повестки очередных
заседаний Законодательного Собрания,  обращения  граждан,  коллективов
предприятий и организаций по вопросам, отнесенным к их ведению.
     Комитеты используют различные формы работы: выездные и совместные
заседания,  депутатские слушания,  круглые столы,  пресс-конференции и
т.д.  Например,  практика выездных заседаний - одна из  активных  форм
работы комитета по социальным вопросам Законодательного Собрания: 5 из
17 заседаний комитета  были  подготовлены  и  проведены  с  выездом  в
соответствующие  учреждения  и организации с целью проверки исполнения
областного законодательства по вопросам здравоохранения  и  социальной
защиты населения.
     Для подготовки законопроектов  по  наиболее  проблемным  вопросам
создаются  рабочие  группы.  В 2004 году 17 законов были приняты после
тщательной доработки их рабочими  группами,  организацию  деятельности
которых   обеспечивали   также   комитеты  Законодательного  Собрания.
Наиболее   активно   эту   форму    работы    использовали    комитеты
Законодательного   Собрания:  по  социальным  вопросам;  финансовой  и
бюджетной  политики;  по  экономической  политике  и  инвестициям;  по
аграрным  вопросам;  по  образованию,  науке,  культуре  и  молодежной
политике.
     Заседания комитетов проводятся гласно с участием средств массовой
информации.
     Одно из важных направлений деятельности Законодательного Собрания
- участие в федеральном законодательном процессе.
     Используя конституционное   право   законодательной   инициативы,
Законодательное   Собрание  в  2004  году  направило  на  рассмотрение
Государственной Думы проекты федеральных законов о внесении  изменений
в  Жилищный,  Налоговый  и Бюджетный кодексы,  Федеральные законы:  "О
системе  государственной  службы  Российской   Федерации"   (в   части
финансирования    федеральной    государственной   и   государственной
гражданской службы),  "О мировых судьях  в  Российской  Федерации"  (о
порядке  формирования корпуса мировых судей).  На рассмотрение Госдумы
были внесены проекты федеральных законов:  "Об  ограничении  розничной
продажи   пива",   "О   порядке   учета   и  ведения  Единого  реестра
государственной собственности субъекта Российской Федерации" и др.
     Законодательное Собрание   поддержало    инициативу    Президента
Российской  Федерации  по  внесению  изменений в отдельные нормативные
правовые акты Российской  Федерации  и  одобрило  проект  федерального
закона:  "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) органов государственной
власти  субъектов  Российской  Федерации"  и  в Федеральный закон "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан  Российской  Федерации",  направленный на обеспечение единства
системы исполнительной власти в Российской Федерации, повышение роли и
ответственности     законодательных     (представительных)     органов
государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании
высших исполнительных органов государственной власти регионов.
     В 2004 году в Законодательное Собрание поступило 669  федеральных
законопроектов,  которые были рассмотрены в комитетах Законодательного
Собрания.  По 34 из них направлены поправки, замечания и предложения в
Государственную Думу Федерального Собрания РФ.  Количество поступивших
в  комитеты  Законодательного  Собрания  Омской  области   федеральных
законопроектов в 2004 году представлено диаграммой:

349 -  По законодательству
111 -  Финансовой и бюджетной политики
 92 -  По социальным вопросам
 32 -  По образованию, науке, культуре и молодежной политике
 29 -  По аграрным вопросам
 41 -  По экономической политике и инвестициям
 15 -  По собственности
     Рассмотрена информация  члена   Совета   Федерации   Федерального
Собрания   Российской  Федерации,  представителя  от  Законодательного
Собрания  Омской  области  Валентина  Семеновича  Чернявского  о   его
деятельности в верхней палате Федерального Собрания и о взаимодействии
с  Законодательным  Собранием,  Правительством   Омской   области   по
подготовке    федеральных   законопроектов,   затрагивающих   интересы
субъектов РФ и непосредственно Омской области.
     Депутаты Законодательного  Собрания  Омской   области   принимали
участие в мероприятиях,  проводимых Госдумой:  по проблемам молодежи и
перспективам законодательного регулирования  этих  проблем  (Третьяков
А.Г.);  по  проекту  Градостроительного  кодекса  Российской Федерации
(Оркиш С.Н.).  В рамках Сибирского федерального округа в  Новосибирске
омские   депутаты  участвовали  в  совещаниях  по  вопросам  правового
обеспечения   органами   государственной   власти   реформы   местного
самоуправления  и  выполнения мероприятий переходного периода (Калинин
С.П.),  по проблемам  перехода  на  трехуровневую  систему  бюджетного
планирования (Рядовой Н.Г.). Депутат Оркиш С.Н. был в числе участников
конференции "Санация жилых зданий  как  ключевой  вопрос  формирования
муниципальных    районов    высокой   энергетической   эффективности",
проходившей в г. Галле (Германия) и т.д.
     Депутаты Законодательного Собрания продолжают  развивать  деловые
контакты  с  представительными  органами  других  субъектов Российской
Федерации.  Систематически  проводится  обмен  нормативными  правовыми
актами,  материалами из практики работы органов государственной власти
и местного самоуправления.  Законодательное Собрание по  представлению
комитетов   поддержало   ряд  инициатив,  выдвинутых  законодательными
(представительными) органами власти субъектов РФ:
     Курской областной   Думы   -   по   внесению  в  Госдуму  проекта
федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";
     Законодательного Собрания  Ростовской  области  - об изменениях в
Федеральный   закон   "Об   обороте    земель    сельскохозяйственного
назначения";
     Законодательного Собрания Кемеровской  области  -  о  федеральном
законопроекте  "О внесении изменения в статью 5 Бюджетного кодекса РФ"
и другие.
     Взаимодействие законодательной     и     исполнительной    власти
обеспечивается    институтом    представительства    Губернатора     и
Правительства  Омской области в Законодательном Собрании.  Постоянными
представителями  Губернатора  и   Правительства   Омской   области   в
Законодательном Собрании Омской области Указом Губернатора от 8 апреля
2004 года N 83 были назначены:
     Шрейдер В.Ф.  -  первый  заместитель  Председателя  Правительства
Омской области;
     Артемов А.В.  -  заместитель  Председателя  Правительства  Омской
области, руководитель Аппарата Губернатора Омской области;
     Бутаков А.В.  -  заместитель  Председателя  Правительства  Омской
области, Министр государственно-правового развития Омской области;
     Фролова Н.К.  -  заместитель  Председателя  Правительства  Омской
области, Министр финансов Омской области.
     Члены Правительства  Омской  области  присутствуют  на заседаниях
Законодательного  Собрания  Омской   области,   участвуют   в   работе
комитетов,  комиссий,  рабочих  групп.  Для  внесения  на рассмотрение
Законодательного  Собрания   проектов   нормативных   правовых   актов
Губернатор Омской области назначает официальных представителей.
     Взаимодействие Законодательного  Собрания  с  органами   местного
самоуправления  не ограничивалось лишь правотворческой деятельностью в
сфере организации местного самоуправления.  Оказывалась методическая и
консультативная  помощь  депутатам  представительных  органов местного
самоуправления,  изучалась  правоприменительная  практика   областного
законодательства в муниципальных образованиях.
     В апреле - июне 2004  года  были  проведены  четыре  традиционных
зональных  семинара-совещания  с  депутатами  представительных органов
муниципальных   образований,   на   которых   были   подведены   итоги
десятилетней   деятельности   Законодательного   Собрания  и  намечены
перспективы   дальнейшего   взаимодействия   с    органами    местного
самоуправления. Были рассмотрены также следующие вопросы:
     Особенности новой  редакции   Федерального   закона   "Об   общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
     Вопросы управления    муниципальными    финансами.    Перспективы
укрепления финансовой базы.
     О реализации  федерального  и   областного   законодательства   о
муниципальной службе и другие.
     В целях  реализации  Федерального  закона  "Об  общих   принципах
организации   местного   самоуправления  в  Российской  Федерации"  (N
131-ФЗ),  обеспечения взаимодействия органов государственной власти  и
органов  местного  самоуправления в процессе проведения реформы в 2004
году  была  создана  межведомственная  комиссия  по   делам   местного
самоуправления  Омской  области,  а также рабочая группа по подготовке
проектов нормативных правовых актов Омской области  в  сфере  местного
самоуправления,  в  состав которой вошли депутаты и работники аппарата
Законодательного Собрания.
     19 декабря  2004  года  состоялись  выборы  глав 30 муниципальных
образований  и  депутатов   31   представительного   органа   местного
самоуправления  третьего  созыва.  Ранее  такие  выборы  прошли  в  МО
"Тевризский район" и выборы главы Омского МО.
     Всего избрано  518  депутатов  представительных  органов местного
самоуправления.
     Итоги выборов  свидетельствуют  о  высоком образовательном уровне
депутатского корпуса районных Советов:  высшее образование  имеют  399
депутатов (77%),  причем, в десяти муниципальных образованиях от 80 до
100% депутатов с высшим образованием. По профессиональным группам: 149
депутатов   -  руководители  учреждений,  предприятий  различных  форм
собственности,  130 - работники просвещения, из них 67 - руководители;
61 - работники здравоохранения,  в т.ч.  17 - руководители; 26 - главы
крестьянских  фермерских  хозяйств,  18  -  частные   предприниматели.
Избрана  141  женщина,  в  прошлом  созыве  их  было 104.  155 (29,9%)
депутатов избраны второй и третий раз,  то есть каждый третий  депутат
уже имеет опыт работы.
     С избранными   депутатами   представительных   органов   местного
самоуправления  Законодательное  Собрание  и  в  дальнейшем  планирует
проведение зональных семинаров-совещаний.
     Работа с    обращениями    граждан,    поступающими    в    адрес
Законодательного Собрания Омской области, остается важным направлением
его   деятельности.  Закон  Омской  области  "Об  обращениях  граждан"
действует с 1996 года,  в 2004 году в него были  внесены  изменения  и
дополнения.
     Всего за прошедший год в Законодательное Собрание  поступило  639
обращений граждан (2003 г.  - 548),  в том числе письменных - 303.  Из
общего количества обращений  председателем  Законодательного  Собрания
В.А.Варнавским рассмотрено - 611 (95,6%).
     От жителей  города  Омска  поступило  477  обращений (74,7%),  из
сельских районов - 147 (23%). На личном приеме принято 348 граждан.
     В связи   с   сохраняющейся    сложной    социально-экономической
ситуацией, низким уровнем жизни социально незащищенных слоев населения
45%  общего количества  обращений,  или  каждое  второе  поступило  от
граждан,  относящихся  к  этой категории - инвалиды,  малообеспеченные
семьи, пенсионеры (в 2003 г. - 47%).
     Как и  в  предыдущие  годы,  вопросы  социальной защиты населения
остаются в  тематике  обращений  главными  -  104  обращения  (15,3%).
Большинство  из  них  (38)  поступило  в  четвертом квартале:  граждан
беспокоило возможное ухудшение  их  материального  положения  в  связи
"монетизацией" льгот.
     На втором   месте    (11%)    проблемы    жилищного    хозяйства:
предоставление жилья,  его ремонт и содержание; 5% от этих обращений -
вопросы коммунального и дорожного хозяйства.
     Каждое десятое  обращение  (9,1%)  касается  вопросов экономики и
финансов,  из  них  29%  -  по  налогообложению,  39%  -  об  оказании
финансовой помощи.
     Сокращается количество обращений по проблемам охраны правопорядка
и правовой защиты граждан. Их было 46 (6,8%) от общего числа обращений
(в 2003 году - 66, 2002 - 84).
     6,6% обращений - по вопросам труда и занятости.
     9,21% обращений граждан направлены для  принятия  соответствующих
мер  в  соответствии  с  компетенцией  в  Правительство и министерства
Омской области,  мэрию города Омска,  федеральные органы и акционерные
общества.
     В 2004 году в Законодательное  Собрание  поступило  87  писем,  в
которых   высказывалась   благодарность   депутатам   Законодательного
Собрания за их активную работу на избирательном округе. В трех письмах
критически оценивается деятельность депутатов.
     По всем  устным  и  письменным  обращениям  даются   разъяснения.
Консультации,  разъяснения по существу поставленных вопросов были даны
1513 гражданам,  обратившимся непосредственно в  сектор  по  обращению
граждан Законодательного Собрания Омской области.
     Информационное обеспечение деятельности Законодательного Собрания
строится  по  принципу  свободного распространения информации о работе
депутатов и нацелено на формирование устойчивого  интереса  граждан  к
законодательству Омской области. В соответствии с Законом все принятые
Законодательным Собранием  нормативные  правовые  акты  публикуются  в
официальных  изданиях:  областной газете "Омский вестник" и Ведомостях
Законодательного Собрания Омской области.
     Для оперативной  связи  с СМИ в Законодательном Собрании работает
пресс-центр, аккредитованы 58 журналистов, представляющие федеральные,
областные и районные СМИ. Они обеспечиваются необходимой информацией о
заседаниях  Законодательного  Собрания,  его  комитетов,   депутатских
слушаниях, пресс-конференциях и других мероприятиях.
     В 2004 году на  ГТРК  "Иртыш"  продолжала  выходить  тематическая
передача "Законодатель"; транслировались информационные блоки по радио
в программе "Омское время";  на ОГТРК "12 канал" - "Ключевой  момент",
интервью  депутатов  Законодательного  Собрания;  на ТРК "Антенна-7" -
передача  с  тематическими   интервью   по   вопросам,   связанным   с
формированием и принятием областного бюджета,  деятельностью комитетов
и отдельных депутатов.
     В рамках  мероприятий,  посвященных  десятилетнему  юбилею,  были
организованы  и  проведены  встречи  в  Законодательном   Собрании   с
руководителями  муниципальных  органов  управления образованием Омской
области,  руководством  и  учащимися   Омского   кадетского   корпуса,
профессионального  училища  N  48,  воспитанниками детского дома N 5 и
образовательного учреждения "Черлакский детский дом-школа",  учащимися
областной  специализированной  школы олимпийского резерва,  творческой
молодежью  МО  "Азовский  национальный  район"  и  Центра   творчества
"Амурский", студентами ОмГУ и др.
     10-летию Законодательного    Собрания    посвящалась    областная
викторина на лучшее знание областного законодательства.
     Организован конкурс на лучшие журналистские работы  по  освещению
деятельности областного парламента.  Работы победителей были посвящены
истории и законотворческой деятельности Законодательного Собрания.
     В декабре  были подведены итоги первого этапа объявленного в 2004
году конкурса творческих школьных и студенческих работ "Если бы я  был
депутатом Законодательного Собрания...", также приуроченного к юбилею.
     В распоряжении депутатов находятся значительные  интеллектуальные
и     информационные    ресурсы,    которыми    располагает    аппарат
Законодательного   Собрания.    В    соответствии    с    требованиями
законодательства о государственной службе постоянно повышается уровень
профессионального образования  госслужащих  и  технического  персонала
аппарата  Законодательного  Собрания.  Из  50 работников аппарата 41 -
прошли   аттестацию   и   получили   соответствующие   классные   чины
государственных  служащих  государственной  гражданской  службы Омской
области.  Сотрудничество опытных  работников  и  молодых  специалистов
позволяет  сохранять  преемственность  и  внедрять современные формы и
методы в работу аппарата Законодательного Собрания.  37 человек  имеют
высшее образование, в том числе, 8 - по два высших образования, двое -
кандидаты наук, 13 госслужащих имеют высшее юридическое образование, 5
- экономическое,  6 техническое,  8 - гуманитарное. В прошедшем году 5
человек  повысили  свою  квалификацию  на  курсах  "Государственное  и
муниципальное управление".
     Отделом законодательных      предположений     и     юридического
консультирования рассмотрено и дано 173 правовых заключения на проекты
федеральных законов, 96 - на проекты областных законов, 75 - на уставы
муниципальных образований и т.д.  В 2004 году аппарат Законодательного
Собрания  обеспечил проведение 12 заседаний Законодательного Собрания,
103 заседаний комитетов,  27 рабочих групп, а также иных мероприятий -
депутатских     слушаний,     пресс-конференций,    круглых    столов,
совещаний-семинаров и т.д.
     Силами работников   аппарата   обеспечено   сопровождение    всех
мероприятий,   посвященных   10-летию   образования   Законодательного
Собрания Омской области.  Разработаны эскизы и изготовлены:  нагрудный
знак "Депутат Законодательного Собрания Омской области",  два памятных
знака,  плакат,  сувениры  и  другая  продукция  с  элементами  омской
символики.
     Оформлены документы и организовано вручение 63 памятных  адресов,
92  благодарственных  писем  Законодательного Собрания Омской области,
направлено  59  поздравительных  телеграмм.  Подготовлены  и   вручены
удостоверения 27 мировым судьям Омской области.
     Работники аппарата    Законодательного     Собрания     оказывают
методическую помощь с выездом на места органам местного самоуправления
в   муниципальных   образованиях.   Подготовлены   четыре    зональных
семинара-совещания  для  депутатов  представительных  органов местного
самоуправления,  учеба  депутатов  Законодательного  Собрания   и   их
помощников.
     Информационным сектором организационного отдела  подготовлено  по
запросам    депутатов,    комитетов   ЗС,   депутатов   и   работников
представительных   органов   местного    самоуправления    более    40
информационно-аналитических, методических, статистических сборников.
     Улучшается электронное обеспечение деятельности  Законодательного
Собрания, модернизируется автоматизированная система ведения заседаний
и локальная компьютерная сеть.  В 2004 году состоялось  подключение  к
системе  "Электронная Россия" и "Автоматизированной системе управления
бюджетным процессом",  проводилась подготовка к внедрению электронного
документооборота  "Дело".  С  помощью электронной почты осуществляется
взаимодействие  с  федеральными  органами  государственной  власти   -
Советом  Федерации и Государственной Думой,  органами власти субъектов
РФ.
     Для обеспечения законотворческого процесса большое значение имеет
информационно-правовая система Консультант Плюс с ее огромным массивом
федерального  и  регионального  законодательства  (79  субъектов  РФ),
консультационных материалов по налогообложению и бухгалтерскому учету,
материалами   судебной   практики,   комментариями   законодательства,
документами по международному праву и др.
     План законопроектных работ на 2005  год  предполагает  дальнейшее
развитие системы законодательства Омской области.

Информация по документу
Читайте также