Расширенный поиск

Закон Омской области от 01.07.1999 № 202-оз

                        ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                            ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                         ЗАКОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                                   Утратил силу - Закон Омской области
                                       от 06.05.2008 г. N 1032-оз

             О профилактике наркомании и токсикомании на
                      территории Омской области

     (В редакции Закона Омской области от 04.10.2002 г. N 396-оз)

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     С т а т ь я 1. Сфера действия и цель настоящего Закона

     Настоящий Закон   регулирует   отношения   в  сфере  профилактики
наркомании  и  токсикомании,   организации   лечения,   социальной   и
психической реабилитации лиц,  страдающих данными заболеваниями, имеет
целью  прекращение  роста   незаконного   потребления   наркотических,
токсических средств и психотропных веществ гражданами, проживающими на
территории Омской области,  в  особенности  несовершеннолетними,  а  в
последующем, сокращение числа заболеваний наркоманией и токсикоманией,
связанных с ними правонарушений.

     С т а т ь я 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

     В настоящем Законе используются следующие понятия:
     1) наркомания   -   заболевание,  обусловленное  зависимостью  от
наркотического средства или психотропного вещества;
     2) наркотические    средства    -   вещества   синтетического   и
естественного  происхождения,  препараты,   растения,   включенные   в
Перечень   наркотических  средств,  психотропных  веществ,  подлежащих
контролю в Российской Федерации  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации,  международными договорами Российской Федерации,
в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах (1961);
     3) психотропные    вещества    -    вещества   синтетического   и
естественного  происхождения,  препараты,   растения,   включенные   в
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
подлежащих  контролю  в  Российской   Федерации   в   соответствии   с
законодательством   Российской  Федерации,  международными  договорами
Российской Федерации,  в том числе Конвенцией о психотропных веществах
(1971);
     4) токсикомания  -   болезненное   состояние,   характеризующееся
влечением  и  привыканием  к  приему  лекарственных  средств  и других
веществ,  не относимых к наркотическим  согласно  Единой  конвенции  о
наркотических  средствах  (1961),  Конвенции  о психотропных веществах
(1971), сопровождающееся хронической интоксикацией, наличием синдромов
психической и физической зависимости;
     5) аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем
искусственного  изменения  своего  психического  состояния посредством
употребления наркотических, токсических средств и психотропных веществ
с нелечебной целью;
     6) группа риска - группа лиц с аддиктивным поведением;
     7) социальная   адаптация   -  процесс  активного  приспособления
индивида к социальной среде;
     8) девиантное    поведение    -   поведение,   отклоняющееся   от
общепринятых стандартов,  обусловленное психическим  заболеванием  или
асоциальными установками субъекта, проявляющееся как конфликтное;
     9) ремиссия - ослабление явлений болезни.

     С т а т ь я 3. Задачи настоящего Закона

     Задачами настоящего Закона являются:
     1) определение    основных   направлений   деятельности   органов
государственной    власти    Омской    области,    органов    местного
самоуправления,  юридических  и  физических  лиц  в сфере профилактики
наркомании и токсикомании;
     2) определение   основных   направлений  правового  регулирования
отношений, возникающих в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
     3) прекращение   роста   незаконного  потребления  наркотических,
токсических  средств  и  психотропных  веществ  на  территории  Омской
области;
     4) пресечение роста незаконного оборота наркотических  средств  и
психотропных веществ на территории Омской области;
     5) создание механизма,  обеспечивающего  условия,  препятствующие
появлению наркомании и токсикомании.

     С т а т ь я 4.     Основные      направления     государственного
регулирования в сфере профилактики наркомании и токсикомании

     Основными направлениями государственного  регулирования  в  сфере
профилактики наркомании и токсикомании являются:
     1) информирование населения о причинах возникновения  наркомании,
пропаганда   здорового   образа   жизни   и  формирование  в  обществе
негативного отношения к наркомании и токсикомании;
     2) охрана здоровья человека, в том числе психического;
     3) создание правовых гарантий для системы профилактики наркомании
и   токсикомании,  в  том  числе  путем  обеспечения  гарантированного
бюджетного финансирования;
     4) определение     полномочий     и    ответственности    органов
государственной    власти    Омской    области,    органов    местного
самоуправления,  юридических  и  физических  лиц  в сфере профилактики
наркомании и токсикомании;  правовое регулирование отношений в  данной
области;
     5) создание для граждан, употребляющих наркотические, токсические
средства  и психотропные вещества,  условий для коррекции и социальной
адаптации на основе правовых, медицинских и педагогических методов;
     6) подготовка,    переподготовка    и    повышение   квалификации
специалистов в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

     С т а т ь я 5. Профилактика наркомании и токсикомании

     1. Профилактика наркомании и токсикомании  -  система  адекватных
мер,  направленных  на  предотвращение  появления причин,  прекращение
роста  и  снижение  уровня  незаконного   потребления   наркотических,
токсических средств,  психотропных веществ гражданами, проживающими на
территории Омской области;  предупреждение  совершения  правонарушений
лицами,   употребляющими   наркотические,   токсические   средства   и
психотропные  вещества,  оказание   им   необходимой   медицинской   и
реабилитационной  помощи;  осуществление  государственного контроля за
изготовлением, хранением, транспортировкой и реализацией наркотических
средств  и психотропных веществ,  пресечение их незаконного оборота на
территории Омской области.
     2. Объектами профилактики наркомании и токсикомании являются:
     1) граждане, не имеющие опыта аддиктивного поведения, в том числе
несовершеннолетние;
     2) граждане,  склонные к  аддиктивному  поведению,  в  том  числе
несовершеннолетние  правонарушители,  состоящие  на  учете  в  органах
внутренних дел,  как потребители наркотических,  токсических средств и
психотропных веществ;
     3) организации,  занимающиеся  производством,   транспортировкой,
хранением  и реализацией наркотических средств и психотропных веществ,
в соответствии с федеральным законодательством;
     4) граждане, причастные к незаконным операциям с наркотиками;
     5) граждане,  употребляющие наркотические средства и состоящие на
диспансерном учете в наркологических учреждениях.
     3. Система профилактики наркомании и токсикомании включает:
     1) разработку  и  реализацию областных и муниципальных программ в
сфере профилактики наркомании и токсикомании;
     2) деятельность  органов  государственной  власти Омской области,
органов  местного  самоуправления   и   организаций   различных   форм
собственности,  в том числе общественных объединений,  по профилактике
наркомании и токсикомании.

         Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
           ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ЗАДАЧИ
                ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ
                      НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

     С т а т ь я 6.  Полномочия    Законодательного   Собрания  Омской
     области в сфере профилактики наркомании и токсикомании

     К полномочиям Законодательного Собрания Омской  области  в  сфере
профилактики наркомании и токсикомании относятся:
     1) законодательное регулирование в сфере профилактики  наркомании
и токсикомании;
     2) контроль за исполнением областного  законодательства  в  сфере
профилактики наркомании и токсикомании;
     3) утверждение областных целевых программ  и  объемов  финансовых
средств,   направленных  на  реализацию  мероприятий  по  профилактике
наркомании и токсикомании;
     4) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании
в соответствии с федеральным и областным законодательством.

     С  т  а  т  ь  я 7. Полномочия Губернатора Омской области в сфере
профилактики  наркомании  и  токсикомании  (В  редакции  Закона Омской
области от 04.10.2002 г. N 396-оз)

     К  полномочиям  Губернатора  Омской  области в сфере профилактики
наркомании и токсикомании относятся: (В редакции Закона Омской области
от 04.10.2002 г. N 396-оз)
     1) обеспечение  исполнения областных законов в сфере профилактики
наркомании и токсикомании;
     2) определение  основных  направлений деятельности исполнительных
органов  государственной  власти  Омской  области,  органов   местного
самоуправления, органов внутренних дел, юридических и физических лиц в
области профилактики наркомании и токсикомании;
     3) разработка   областных   целевых   программ   по  профилактике
наркомании и токсикомании;
     4) создание  координационного  совета  по  вопросам  профилактики
наркомании и токсикомании;
     5) координация      деятельности      исполнительных      органов
государственной   власти   Омской   области   и    органов    местного
самоуправления,  организаций,  реализующих  программы  по профилактике
наркомании и токсикомании;
     6) создание  и  реализация  экономических  и правовых механизмов,
стимулирующих у населения интерес  к  сохранению  здоровья,  здоровому
образу жизни.

     С т а т ь я 8.  Компетенция  органов исполнительной власти Омской
     области в сфере профилактики наркомании и токсикомании

     К компетенции органов  исполнительной  власти  Омской  области  в
сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
     1) организация    подготовки,    переподготовки    и    повышения
квалификации специалистов органов и организаций, реализующих программы
по профилактике наркомании и токсикомании;
     2) осуществление   систематического   контроля   за  хранением  и
использованием наркотических и психотропных средств, сильнодействующих
и   ядовитых  веществ  в  организациях  здравоохранения,  медицинской,
фармацевтической  и  химической  промышленности   в   соответствии   с
федеральным законодательством;
     3) организация разработки и внедрения новых  эффективных  методов
лечения  и  реабилитации больных наркоманией и токсикоманией,  а также
использования современных научных достижений в этой области;
     4) содействие развитию и поддержка антинаркотической пропаганды;
     5) создание реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на
длительное  пребывание  в  них  пациентов,  страдающих  наркоманией  и
токсикоманией;
     6) разработка   и   реализация   мероприятий   по  предупреждению
немедицинского  потребления  наркотических,  токсических   средств   и
психотропных   веществ,   раннему   выявлению  больных  наркоманией  и
токсикоманией и привлечению их к лечению;
     7) обеспечение  контроля  за  деятельностью органов и организаций
здравоохранения  в  сфере  профилактики   и   лечения   наркомании   и
токсикомании;
     8) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании
в соответствии с федеральным и областным законодательством.

     С т а т ь я 9.  Компетенция  органов  местного  самоуправления  в
     сфере профилактики наркомании и токсикомании

     К компетенции   органов   местного   самоуправления    в    сфере
профилактики наркомании и токсикомании относятся:
     1) разработка и реализация муниципальных программ по профилактике
наркомании и токсикомании;
     2) координация деятельности организаций, реализующих программы по
профилактике   наркомании   и   токсикомании  на  территории  местного
самоуправления;
     3) развитие  социальной  сферы:  муниципального  здравоохранения,
образования, культуры, физической культуры и спорта;
     4) создание  и  реализация  экономических  и правовых механизмов,
стимулирующих у населения интерес  к  сохранению  здоровья,  здоровому
образу жизни;
     5) создание     муниципальных     организаций,     осуществляющих
профилактическую,  коррекционную,  воспитательную работу с гражданами,
страдающими наркоманией и токсикоманией;
     6) создание,   поддержка   и   развитие  системы  специального  и
коррекционного образования, системы психологической реабилитации;
     7) организация    подготовки,    переподготовки    и    повышения
квалификации  специалистов,  реализующих  программы  по   профилактике
наркомании и токсикомании;
     8) обеспечение   систематического   контроля   за   хранением   и
использованием   наркотических   средств   и   психотропных   веществ,
сильнодействующих  и  ядовитых  веществ  в  муниципальных  учреждениях
здравоохранения, фармацевтических организациях;
     9) содействие развитию и поддержка антинаркотической пропаганды;
     10) создание  муниципальных реабилитационных центров и отделений,
рассчитанных на длительное  пребывание  в  них  пациентов,  страдающих
наркоманией и токсикоманией;
     11) участие  в   организации   деятельности   по   предупреждению
немедицинского потребления  наркотических,  токсических и психотропных
веществ;
     12) обеспечение   раннего   выявления   больных   наркоманией   и
токсикоманией;
     13) обеспечение  контроля  за  деятельностью  местных  органов  и
учреждений здравоохранения в сфере профилактики и лечения наркомании и
токсикомании;
     14) обеспечение    наркологических    учреждений     необходимыми
лекарственными   средствами   для   лечения   больных   наркоманией  и
токсикоманией;
     15) иные   полномочия   в   сфере   профилактики   наркомании   и
токсикомании в соответствии с компетенцией, определенной федеральным и
областным законодательством, уставами муниципальных образований;
     16) содействие разработке и внедрению новых  эффективных  методов
лечения  и  реабилитации больных наркоманией и токсикоманией,  а также
использования современных научных достижений в этой области.

     С т а т ь я 10.  Задачи органов внутренних  дел  по  профилактике
     наркомании и токсикомании

     Основными задачами   органов   внутренних   дел  по  профилактике
наркомании и токсикомании являются:
     1) проведение    профилактической   работы   в   пределах   своей
компетенции среди правонарушителей в  целях  предотвращения  повторных
правонарушений;
     2) выявление  причин   и   условий,   способствующих   совершению
правонарушений,  и  принятие  в  пределах  своей компетенции мер по их
устранению;
     3) внесение   в   соответствии   с  законодательством  Российской
Федерации в государственные  и  муниципальные  органы,  в  организации
различных    форм    собственности   обязательных   для   рассмотрения
представлений   и    предложений    об    устранении    обстоятельств,
способствующих совершению правонарушений.

     С т а т ь я 11.  Задачи    учреждений   здравоохранения   в сфере
     профилактики наркомании и токсикомании

     Основными задачами  государственных  и  муниципальных  учреждений
здравоохранения   в   сфере  профилактики  наркомании  и  токсикомании
являются:
     1) пропаганда  здорового образа жизни,  осуществление мероприятий
по профилактике наркомании и токсикомании;
     2) оказание       специализированной       диагностической      и
лечебно-восстановительной  помощи  злоупотребляющим  наркотическими  и
токсическими  средствами,  в  том  числе  социально  дезадаптированным
лицам;
     3) оказание    консультативной   помощи   родственникам   больных
наркоманией;
     4) оказание консультативной помощи специалистам государственных и
муниципальных учреждений,  осуществляющих мероприятия по  профилактике
наркомании и токсикомании;
     5) выявление,   учет,   обследование,   наблюдение   и    лечение
злоупотребляющих    наркотическими,    токсическими    средствами    и
психотропными веществами.

     С т а т ь я 12.  Задачи    образовательных   учреждений  в  сфере
     профилактики наркомании и токсикомании

     Основными задачами  образовательных  учреждений  в  осуществлении
мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании являются:
     1) пропаганда  здорового образа жизни,  осуществление мероприятий
по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании;
     2) создание   условий   для  индивидуальной  медико-социальной  и
психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в  развитии  и
обучении в образовательных учреждениях;
     3) организация    и    обеспечение     социально-психологической,
педагогической  помощи  и  коррекции детей и подростков с проблемами в
развитии и обучении в целях предупреждения социальной  дезадаптации  и
аддиктивного поведения;
     4) оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам,  их
заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;
     5) обеспечение   приоритета   в   реализации   воспитательных   и
развивающих  программ,  направленных  на  социальную  адаптацию  и  на
предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;
     6) выявление    и    учет   несовершеннолетних,   не   посещающих
образовательные учреждения,  принятие мер по обеспечению получения ими
основного общего образования;
     7) обучение социальных педагогов и  школьных  психологов  методам
профилактики наркомании и токсикомании;
     8) обучение  молодежи  методам  построения  семейных   отношений,
исключающих мотивацию употребления наркотиков.

     С т а т ь я 13.  Задачи   учреждений  социальной  защиты  в сфере
     профилактики наркомании и токсикомании

     1. Задачами учреждений социальной  защиты  в  целях  профилактики
наркомании и токсикомании являются:
     1) выявление семей,  которые нуждаются в  социальных  услугах,  в
связи   с  выявлением  лиц,  особенно  несовершеннолетних,  страдающих
наркоманией и токсикоманией;
     2) определение  необходимых  направлений социальной реабилитации,
видов    и    форм    социального    обслуживания    лиц,     особенно
несовершеннолетних,   прошедших   курс   лечения   от   наркомании   и
токсикомании, их семей;
     3) предоставление социальных услуг,  обеспечивающих защиту прав и
законных интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
     2. Учреждения социальной защиты в установленном законодательством
Российской  Федерации   порядке,   в   пределах   своей   компетенции,
предоставляют    социальные    услуги,   обеспечивающие   профилактику
безнадзорности  несовершеннолетних,   предупреждение   распространения
среди них наркомании и токсикомании.

     С т а т ь я 14. Задачи и полномочия специализированных учреждений
     по  социальной  реабилитации  для  несовершеннолетних   в   сфере
     профилактики наркомании и токсикомании

     1. Основными задачами специализированных учреждений по социальной
реабилитации   для   несовершеннолетних    (социально-реабилитационных
центров,  социальных  приютов,  центров  помощи детям,  оставшимся без
попечения  родителей),  осуществляющих   профилактику   наркомании   и
токсикомании, являются:
     1) выявление и устройство несовершеннолетних,  попавших в трудную
жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи со стороны государства;
     2) обеспечение    защиты    прав     и     законных     интересов
несовершеннолетних,   оказавшихся   в   трудной   жизненной  ситуации,
временного проживания с полным государственным  обеспечением,  включая
медицинское обслуживание, коммунальные услуги;
     3) выявление  и  анализ  причин,   обусловивших   безнадзорность,
социальную дезадаптацию несовершеннолетних, внесение предложений по их
устранению в соответствующие государственные органы и учреждения;
     4) обеспечение   несовершеннолетних,   имеющих   различные  формы
дезадаптации,  доступной,  квалифицированной   социальной,   правовой,
психологической,   медицинской  и  педагогической  помощью  на  основе
программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовые,
учебные, культурные, спортивно-оздоровительные и иные мероприятия;
     5) обеспечение  воспитанникам  специализированных  учреждений  по
социальной  реабилитации  несовершеннолетних  возможности медицинского
обследования и обучения в образовательных учреждениях.
     2. Основаниями  помещения несовершеннолетних в специализированные
учреждения по социальной реабилитации для несовершеннолетних являются:
     1) заявление несовершеннолетнего;
     2) заявление родителей (лиц, их заменяющих);
     3) направление  комиссии  по делам несовершеннолетних,  органов и
учреждений   социальной   защиты   населения,    органов    опеки    и
попечительства, органов внутренних дел;
     4) обращение органов внутренних дел и ходатайство иных органов  и
учреждений в порядке, определяемом федеральным законодательством.
     3. Специализированные учреждения по социальной  реабилитации  для
несовершеннолетних  создаются Администрацией Омской области,  органами
местного самоуправления.

     С т а т ь я 15. Задачи органов государственной службы занятости в
     сфере профилактики наркомании и токсикомании

     Органы государственной   службы   занятости   в   соответствии  с
законодательством Российской Федерации в сфере профилактики наркомании
и токсикомании содействуют реализации права граждан на труд,  на выбор
рода деятельности и профессии,  организуют профессиональную подготовку
и переподготовку, квотируют и создают дополнительные рабочие места для
прошедших  курс  лечения  от  наркомании  и   токсикомании,   особенно
несовершеннолетних,   в   целях  их  реабилитации,  в  соответствии  с
программами по профилактике наркомании и токсикомании.

     С т а т ь я 16.  Задачи  исполнительных  органов  государственной
     власти  и местного самоуправления в области культуры,  физической
     культуры,  спорта и туризма,  осуществляющих мероприятия в  сфере
     профилактики наркомании и токсикомании

     Исполнительные органы  государственной  власти  и органы местного
самоуправления в  области  культуры,  физической  культуры,  спорта  и
туризма  в  целях  профилактики наркомании и токсикомании,  в пределах
своей  компетенции,  оказывают  содействие  гражданам,  в  том   числе
несовершеннолетним,   в   удовлетворении   их  духовных  потребностей,
приобщении к ценностям отечественной и мировой культуры, в обеспечении
досуга, отдыха, спорта и туризма несовершеннолетних.

     С т а т ь я 17.  Задачи  учреждений молодежи в сфере профилактики
     наркомании и токсикомании

     1. Учреждения  молодежи  в  сфере   профилактики   наркомании   и
токсикомании   осуществляют   мероприятия  по  защите  прав  молодежи,
организации занятости и досуга,  предупреждению  безнадзорности  среди
несовершеннолетних,   предупреждению   правонарушений  и  употребления
наркотических,  токсических  средств  и  психотропных  веществ   среди
молодежи,  оказывают социальную поддержку, проводят работу по развитию
их творческих способностей.
     2. Государственные  областные и муниципальные учреждения молодежи
(центры      социального      обслуживания      молодежи,       центры
социально-психологической   помощи  молодежи,  социальной  службы  для
молодежи,  подростково-молодежные клубы  и  центры,  молодежные  биржи
труда  и  другие)  создаются  Администрацией Омской области и органами
местного самоуправления.

     С т а т ь я 18.  Участие негосударственных  организаций  в  сфере
     профилактики наркомании и токсикомании

     1. Участие  негосударственных  организаций  в  сфере профилактики
наркомании и токсикомании может проявляться в:
     1) осуществлении   нравственного,   эстетического,   физического,
трудового   воспитания   и   обучения    граждан,    в    том    числе
несовершеннолетних;
     2) утверждении здорового образа жизни;
     3) оказании  помощи  семьям,  нуждающимся  в  социальных услугах,
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
     4) осуществлении  социальной реабилитации и адаптации граждан,  в
том числе несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические
средства и психотропные вещества;
     5) взаимодействии  с  государственными   учреждениями   и   иными
организациями,  осуществляющими мероприятия по профилактике наркомании
и токсикомании.
     2. Деятельность   негосударственных  учреждений  здравоохранения,
осуществляющих реабилитационную деятельность граждан, злоупотребляющих
наркотическими,  токсическими  средствами  и психотропными веществами,
осуществляется на основании лицензии,  выданной Администрацией  Омской
области в порядке, установленном федеральным законодательством.
     3. Деятельность  негосударственных  учреждений   здравоохранения,
осуществляющих реабилитационную деятельность граждан, злоупотребляющих
наркотическими,  токсическими средствами и  психотропными  веществами,
должна соответствовать государственным стандартам,  которые определяют
основные       требования       к       качеству       и       объемам
психолого-медико-педагогических и социальных услуг, порядку и условиям
их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.

     С т а т ь я 19.  Координация деятельности органов государственной
     власти Омской области, местного самоуправления и иных организаций
     в сфере профилактики наркомании и токсикомании

     Координацию  деятельности  органов  государственной власти Омской
области,   органов  местного  самоуправления  и  иных  организаций  по
профилактике  наркомании и токсикомании осуществляет Губернатор Омской
области. (В редакции Закона Омской области от 04.10.2002 г. N 396-оз)

             Глава III. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
          КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

     С т а т ь я 20.  Структура комплексной профилактики наркомании  и
     токсикомании

     Комплексная профилактика наркомании и токсикомании включает:
     1) первичную профилактику,  адресованную гражданам, не склонным к
употреблению   наркотических,   токсических   средств  и  психотропных
веществ,  а также гражданам,  употребляющим наркотические, токсические
средства   и   психотропные   вещества,  у  которых  еще  не  возникла
зависимость от них;
     2) вторичную    профилактику   в   виде   лечебных   мероприятий,
адресованных   гражданам   со   сформировавшейся    зависимостью    от
наркотических, токсических средств и психотропных веществ;
     3) третичную  профилактику  или  комплексную  реабилитацию   лиц,
прошедших  курс  лечения  на этапе вторичной профилактики,  либо лиц с
аддиктивным поведением.

     С т а т ь я 21. Первичная профилактика

     1. Первичная   профилактика   включает    обучение,    запрещение
пропаганды наркотических,  токсических средств и психотропных веществ,
социальный    менеджмент,    психологическое    консультирование     и
психотерапию,   информирование   населения  о  причинах  наркомании  и
токсикомании.
     2. Обучение включает:
     1) обучение граждан,  в том числе несовершеннолетних,  с согласия
их родителей, по программам здорового образа жизни;
     2) раннее  воспитание  у  несовершеннолетних  внутренней  системы
запретов  на  аддиктивное поведение,  а также воспитание неаддиктивной
системы получения удовольствий и снятия напряжения;
     3) обучение    родителей    (лиц,    их    заменяющих)    навыкам
бесконфликтного общения с детьми;
     4) обучение   специалистов  в  сфере  профилактики  наркомании  и
токсикомании  навыкам  раннего   выявления   аддиктивного   поведения,
проведение  профилактических  бесед  и  иные  способы профилактической
работы.
     3. Запрещение  пропаганды  наркотических,  токсических  средств и
психотропных веществ предполагает запрещение:
     1) пропаганды   деятельности   физических   и   юридических  лиц,
направленной  на  распространение   сведений   о   способах,   методах
разработки,   изготовления  и  использования,  о  местах  приобретения
наркотических,  токсических средств и психотропных  веществ,  а  также
пропаганду   сведений   об   описании   состояния   наркотического   и
токсического опьянения;
     2) производства  и  распространения книжной продукции,  продукции
средств массовой  информации,  распространения  в  компьютерных  сетях
сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования,
местах приобретения наркотических,  токсических и психотропных веществ
или совершения иных действий в этих целях.
     4. Социальный менеджмент включает:
     1) деятельность    по   созданию   организаций   молодежи,   иных
общественных объединений,  пропагандирующих  здоровый  образ  жизни  и
обеспечение их развития;
     2) деятельность  по  созданию  зон  досуговой   жизнедеятельности
несовершеннолетних   (детские   клубы  и  кружки,  спортивные  секции,
оздоровительные,  спортивные лагеря и другие); проведение молодежных и
иных мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни;
     3) деятельность  по  расширению  социальной   рекламы   ценностей
здорового образа жизни.
     5. Психологическое консультирование и психотерапия включают:
     1) психологическое  консультирование  семей,  входящих  в  группу
риска;
     2) поведенческую терапию граждан, в том числе несовершеннолетних,
с девиантным поведением;
     3) психотерапию   граждан,  в  том  числе  несовершеннолетних,  с
различными формами социальной дезадаптации;
     4) психологическое   консультирование  и  поддержку  по  телефону
доверия граждан, в том числе несовершеннолетних, из групп риска.

     С т а т ь я 22. Вторичная профилактика

     1. Мероприятия  вторичной  профилактики  предназначены  для  лиц,
страдающих наркоманией и токсикоманией.
     2. Цель  вторичной  профилактики  -  преодоление   физической   и
психической   зависимости  от  наркотических,  токсических  средств  и
психотропных веществ.
     3. Задачи вторичной профилактики:
     1) выявление граждан, страдающих наркоманией и токсикоманией;
     2) диагностика  типа  и  степени  зависимости,  а также факторов,
предрасполагающих  к  возникновению   зависимости,   провоцирующих   и
поддерживающих эту зависимость;
     3) осуществление комплекса лечебных мероприятий, направленных:
     - на проведение детоксикации;
     - на оказание неотложной наркологической помощи;
     - на преодоление физической зависимости;
     - на преодоление психической зависимости;
     - на    лечение    заболеваний,    сопутствующих   наркомании   и
токсикомании;
     - на формирование среды,  поддерживающей здоровый образ жизни,  в
ближайшем  социальном  окружении   лиц,   страдающих   наркоманией   и
токсикоманией, посредством психотерапевтических мероприятий.
     4. Координация  деятельности  на  этапе  вторичной   профилактики
находится   в   компетенции   уполномоченного  исполнительного  органа
государственной власти Омской области по здравоохранению.

     С т а т ь я 23. Третичная профилактика

     1. Реабилитация лиц,  прошедших курс лечения на  этапе  вторичной
профилактики,  либо с аддиктивным поведением,  имеет целью возвращение
им  способности  жить  без  наркотических,   токсических   средств   и
психотропных веществ.
     2. Система реабилитационных мероприятий адресована  гражданам,  в
том  числе  несовершеннолетним,  находящимся  в  ремиссии,  но имеющим
социальное окружение, провоцирующее аддиктивное поведение.
     3. Реабилитация включает в себя:
     1) медико-психологическую реабилитацию -  систему  медицинских  и
психологических    мероприятий,   предназначенных   для   потребителей
наркотических,  токсических  средств  и   психотропных   веществ   без
физической зависимости,  но сохраняющих психологическую зависимость от
наркотических,  токсических  средств   и   психотропных   веществ,   и
направленных   на   формирование  отказа  у  граждан  от  аддиктивного
поведения;
     2) социально-психологическую  реабилитацию - систему медицинских,
психологических  и   социальных   мероприятий,   предназначенных   для
потребителей наркотических, токсических средств и психотропных веществ
без выраженной психологической зависимости от них  и  направленных  на
удержание   ремиссии,   профилактику   наркомании   и  токсикомании  и
формирование неаддиктивного социального окружения;
     3) социальную  реабилитацию  -  систему  социальных  мероприятий,
предназначенных для лиц,  избавившихся от физической и психологической
зависимости  от  наркотических,  токсических  средств  и  психотропных
веществ,  и  направленных  на  удержание  неаддиктивного   социального
окружения.

     Глава  IV.  (Исключена  - Закон Омской области от 04.10.2002 г. N
396-оз)

                  Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     С т а т ь я 26. Ответственность за нарушение настоящего Закона

     За нарушение  настоящего  Закона  наступает  ответственность   по
основаниям  и  в  порядке,  предусмотренном  федеральным  и  областным
законодательством.

     С т а т ь я 27.  Гарантии   и   льготы   специалистам   в   сфере
профилактики наркомании и токсикомании

     Гарантии и  льготы специалистам в сфере профилактики наркомании и
токсикомании     устанавливаются     федеральным      и      областным
законодательством.

     Глава Администрации
     (Губернатор) Омской области          Л.К.Полежаев

г. Омск
1 июля 1999 г.
N 202-ОЗ


Информация по документу
Читайте также