Расширенный поиск

Решение Совета депутатов Новосибирской области от 20.02.1997 б/н

                Новосибирский областной Совет депутатов
                            первого созыва

                               РЕШЕНИЕ
                       двадцать девятая сессия

От 20.02.97

Об итогах депутатской проверки
деятельности АО "Транссибавиа"

     Заслушав и   обсудив   информацию   комитетов  областного  Совета
депутатов по  промышленности  и  производственной  инфраструктуре,  по
экономике,  межрегиональным,  внешнеэкономическим  связям и управлению
собственностью, по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике
о  выполнении  решения  Новосибирского  областного Совета депутатов от
15.02.95  "Об  организации  депутатской   проверки   деятельности   АО
"Транссибавиа"   (восьмая   сессия),   Новосибирский  областной  Совет
депутатов

РЕШИЛ:

     1. Информацию   комитетов   областного   Совета   депутатов    по
промышленности   и   производственной  инфраструктуре,  по  экономике,
межрегиональным,    внешнеэкономическим    связям     и     управлению
собственностью, по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике
принять к сведению  (прилагается).  Направить  материалы  депутатского
расследования  в  прокуратуру  области для установления по указанным в
них фактам виновных лиц и принятия соответствующих мер.
     2. Предложить   главе   администрации  области  В.П.Мухе  принять
необходимые   меры   по   оценке   деятельности    руководителей    АО
"Транссибавиа".  О  принятых  мерах  проинформировать  областной Совет
депутатов.
     3. В  связи  с  тем,  что администрация области приняла решение о
передаче функций "Заказчика" строительства международного терминала от
АО  "Транссибавиа"  аэропорту "Толмачево",  а другие целевые задачи по
созданию международного аэропорта акционерным обществом не  выполнены,
предложить  администрации  области  как  держателю контрольного пакета
акций  оперативно  принять  решение  по  определению  целесообразности
дальнейшего существования названной организации. При этом не допустить
утраты уставного капитала и имущества,  накопленного за счет бюджетных
средств,   а   также   возможности  наступления  правовых  последствий
(вследствие арбитражных исков к АО "Транссибавиа" и вступления в  силу
пунктов  контракта  с  генеральным  директором АО),  способных повлечь
значительные дополнительные расходы.
     4. Проинформировать  средства  массовой  информации о результатах
депутатской  проверки  деятельности  АО  "Транссибавиа"   и   принятом
решении.



     Председатель Совета          А.П.Сычев

_________________________



                                          Приложение к решению 29 сессии
                                          "Об итогах депутатской проверки
                                           деятельности АО"Транссибавиа".

               Новосибирский областной Совет депутатов
                            первого созыва

                      (двадцать девятая сессия)

От 20 февраля 1997 г.
                            г.Новосибирск

                             Информация

комитетов областного   Совета   депутатов    по    промышленности    и
производственной   инфраструктуре,   по   экономике,  межрегиональным,
внешнеэкономическим связям и управлению собственностью,  по бюджетной,
налоговой  и финансово-кредитной политике о выполнении решения восьмой
сессии Новосибирского областного Совета депутатов  от  15.02.95г.  "Об
организации депутатской проверки деятельности АО "Транссибавиа".

     1. Руководство  АО  "Транссибавиа" (В.Н.  Колтунов) предпринимало
различные  организационные  и   процедурные   попытки   не   допустить
проведения  комплексной депутатской проверки,  часто своими действиями
ставя в двусмысленное  положение  руководство  администрации  области.
Однако принципиальных оценок его деятельности со стороны администрации
области сделано не было.
     2. Депутатская   группа   изучила    многочисленные    документы,
полученные, в основном, из органов государственной власти. Их изучение
позволяет  сделать  вывод  о  многочисленных  фактах,   подтверждающих
нецелевое  и  неэффективное  использование  бюджетных  средств области
дирекцией АО "Транссибавиа".  Во многих случаях эти расходы  не  имели
никакого   отношения   к  решению  задач  по  созданию  международного
аэропорта.  Например,  за счет ссуды областного  бюджета  директор  АО
"Транссибавиа"  В.Н.  Колтунов  профинансировал  на значительную сумму
мараловодческое  хозяйство  в  Республике  Алтай,  позже  ссуда   была
погашена  за  счет бюджетных средств,  выделенных АО "Транссибавиа" на
завершение  строительства   международного   терминала   в   аэропорту
"Толмачево" .
     В ряде случаев соблюдалась лишь видимость целевого  использования
крупных  сумм бюджетных средств,  но никаких,  заслуживающих внимания,
результатов представлено не было, ввиду их отсутствия.
     Например, гражданину США Р.Стайнеру было переведено на зарубежные
счета в 1993-1995 гг.  более 352 тысяч долларов,  54  тысячи  долларов
переведено  жителю  Австрии С.Ландау - на изучение рынка...,  28 тысяч
дойч-марок  -  за  адвокатские  услуги.  Поскольку   не   представлены
документы,   подтверждающие   эффективность   понесенных   затрат,  не
достигнута ни одна из объявленных целей (нет приемлемого бизнес-плана,
безрезультатно закончились все контакты с фирмой "Боинг", не найден ни
один иностранный инвестор),  есть основания полагать,  что эта одна из
схем перевода за границу крупных сумм бюджетных средств.
     Не сыграла  никакой   положительной   роли   обширная   рекламная
компания,   развернутая   дирекцией   АО"Транссибавиа"  в  европейских
странах,  на которую  было  потрачено  или  списано  около  100  тысяч
долларов США из областного бюджета,  также как и организация более 300
встреч с  более  чем  70-ю  иностранными  фирмами  США,  Южной  Кореи,
Югославии,   Франции,  Италии,  Германии,  Австрии,  Дании,  Норвегии,
Ирландии,  Турции,  Великобритании,  Швеции,  Японии   и   др.,   т.к.
иностранные  инвесторы  от  участия в совместном международном проекте
уклонились.
     3. Большая   часть   сумм   бюджетных   средств,   выделенных  на
строительство международного аэропорта, была использована руководством
дирекции АО "Транссибавиа" в личных целях.  Так,  с марта 1993 года за
счет средств АО "Транссибавиа" оплачивалось  проживание  родственников
руководителя  акционерного  общества В.Н.  Колтунов(родителей,  членов
семьи) в помещении коттеджного  типа  ГК  "Интерсервис",  снятого  для
официального приема и размещения иностранных партнеров.  Только с июня
1994 года по 1 квартал  1996  года  ХОЗУ  областной  администрации  за
аренду  указанного  помещения  АО "Транссибавиа" перечислено около 150
млн.рублей.
     В мае  1995  года  за счет средств акционерного общества в СИБНИА
арендовался  самолет  ЯК-40  для  перевозки  группы  должностных   лиц
областной администрации (Г.М.  Глебова, А.Л. Волотовского) и членов их
семей,  а так  же  В.Н.  Колтунова  с  супругой  в  Горный  Алтай  для
однодневного  отдыха.  Самолет  ЯК-40  был  арендован также для полета
В.Н.Колтунова в г.Красноярск (вдвоем с переводчиком А.Тепловым).
     По представленным  в  областной  Совет  депутатов,  администрацию
области  и  полномочному  представителю  Президента  РФ  сведениям  из
управления ФСБ по Новосибирской области руководитель АО "Транссибавиа"
В.Н.  Колтунов  в  период  с  1994  по  1995  год  приобрел  в  личную
собственность   (оформлено   на  него  и  его  близких  родственников)
несколько дорогостоящих квартир в центре города:  4-х  комнатную,  3-х
комнатную  и  1-комнатную  квартиры  общей площадью 205 кв.м в доме по
ул.Державина и 2-х уровневую квартиру общей площадью 357 кв.м  в  доме
по ул.Щетинкина.  Оплата приобретенных квартир частично произведена за
счет средств АО "Транссибавиа".
     Там же  приведены  и  другие  факты,  указывающие  на  негативную
деятельность руководителя АООТ "Транссибавиа" В.Н.  Колтунова, которая
стала   возможной  вследствие  его  низких  морально-деловых  качеств,
отсутствия должного контроля  со  стороны  должностных  лиц  областной
исполнительной   власти,   а   также  механизма  контроля  со  стороны
областного Совета депутатов.
     Несмотря на  нарастающую  критику  в  адрес  В.Н.  Колтунова и АО
"Транссибавиа" со стороны различных  организаций  и  должностных  лиц,
отказ  областного  Совета депутатов утвердить расходы на содержание АО
"Транссибаваиа" в бюджетах 1994-1995 гг.,  администрация не только  не
остановила  деятельность  В.Н.Колтунова  и  не  применила  против него
никаких санкций (  в  качестве  учредителя  и  держателя  контрольного
пакета  акций  АО),  но  и  пошла на передачу ему функций Заказчика по
строительству  "Международного  пассажирского   терминала"   аэропорта
"Толмачево".
     Крупные суммы  денег,  по  существу   бюджетных   (полученных   в
результате    сбора    налогов),    но    пропущенных    через    фонд
транспортно-дорожного  комплекса,  связи  и  инфраструктуры  -   ТДКСИ
(руководитель департамента по транспорту,  связи и строительству дорог
- Г.П.  Глебов,  затем  Ю.П.  Алаферовский,  руководитель  фонда  А.Л.
Волотовский) вновь были переданы в распоряжение В.Н. Колтунова .
     Об итогах деятельности В.Н.  Колтунова,  а также должностных  лиц
областной   администрации   и   аэропорта  "Толмачево",  причастных  к
строительству Международного  терминала,  можно  судить  по  следующим
выдержкам из официальных документов.
     Из письма       начальника       Инспекции       государственного
архитектурно-строительного надзора А.С.Кайкова в администрацию области
(от 15.08.96 № 1-18\264).
     "Строительство международного аэропорта "Толмачево" было начато и
продолжается   с   нарушением   строительного   законодательства.   До
настоящего  времени  нет  в  полном  объеме  проекта,  утвержденного и
согласованного  в  установленном  порядке,  нет  проекта   организации
строительства,  проект  не прошел экспертизу.  Это привело к массовому
браку в проектных и монтажных работах на  всех  этапах  строительства.
Заказчик   имел   возможность   бесконтрольно  расходовать  выделенные
средства, оплачивать по несколько раз одни и те же работы, выполненные
с браком ...
     Выводы:
     1) Здание   Международного   аэропорта   "Толмачево"  (строящийся
терминал)  находится  в  аварийном  состоянии  и   проводить   работы,
связанные с увеличением нагрузок до усиления конструкции, недопустимо.
     2) Выделенные средства на  строительство  аэропорта  используются
нерационально" - конец цитирования .
     Из других материалов,  в частности, подготовленных в департаменте
строительства,   инвестиционного   комплекса  и  жилищно-коммунального
хозяйства, следует, что стоимость работ на строительство этого объекта
в несколько раз завышена.  Это касается расходов на выполнение функций
"Заказчика" (превышение в 3 раза), уровня почасовой оплаты (в 2-3 раза
выше,  чем  в  среднем  по городу).  Общий средневзвешенный индекс цен
превышает аналогичный показатель по городу (по  данным  мэрии)  в  4-5
раз.
     5. Более чем странными являются ничем не  обоснованные  (по  ряду
моментов  и не имеющие аналогов) льготы,  предоставленные официальными
должностными лицами администрации области В.Н.Колтунову.
     Выписка из  Контракта  с генеральным директором АО "Транссибавиа"
от 10.07.1993 г.,  подписанного работодателем - 1-м заместителем Главы
администрации  Новосибирской  области  В.Н.  Киселевым и председателем
Комитета по управлению госимуществом Н.А. Тереховым.
     "Статья 10.   При   расторжении  Контракта  в  случае  ликвидации
общества  генеральному  директору  выплачивается  выходное  пособие  в
размере 6 годовых заработков ..." Из этой записи следует, что в случае
ликвидации акционерного общества  (при  перекрытии  бюджетных  каналов
финансирования, как показывает анализ материалов аудиторских проверок,
это может  произойти  очень  быстро)  В.Н.Колтунову  нужно  еще  будет
доплатить  из  бюджета порядка 800-1000 млн.рублей (т.к.  его месячная
зарплата с начислениями превышает 15 млн.руб.).
     Обязательства же  генерального  директора  (статья 5):  "в случае
нанесения  обществу  материального  ущерба,  в   случае   невыполнения
генеральным  директором  своих обязанностей" оценены примерно в 15 раз
меньше - не выше 5 средних месячных зарплат.  При  этом  "не  подлежит
возмещению  ущерб,  который может быть отнесен к категории нормального
производственно-хозяйственного риска."
     Статья 17,    пункт    3   Контракта:   "Генеральному   директору
производится  оплата  санаторно-курортных  и  туристических   путевок,
проезд  к  месту  отдыха  или  лечения  и  обратно во время очередного
отпуска...,  генеральному  директору  оплачиваются  все   расходы   по
медицинскому обслуживанию и лечению".
     Если учесть,  что продолжительность отдыха оговорена  в  этой  же
статье  в  размере  60 дней и никаких ограничений по стоимости и месту
отдыха (лечения) не установлено,  то В.Н.  Колтунов  ,  руководствуясь
данной  статьей,  мог  на  законных основаниях потратить все бюджетные
деньги,  выделенные АО  "Транссибавиа",  на  поддержание  собственного
здоровья и хорошего самочувствия.
     Статья 20.  "Работодатель  обязуется  предоставить   генеральному
директору  жилую  площадь  в виде 3-х комнатной квартиры в центральной
части Новосибирска в течение 1 года с момента заключения Контракта".
     6. О   бесконтрольности   действий   В.Н.Колтунова  и  о  большом
количестве   финансовых   нарушений   свидетельствует   акт   проверки
деятельности АО "Транссибавиа", проведенной КРУ в декабре 1996г.
     На содержание  коллектива  Дирекции,  с  учетом  отмеченных  выше
затрат  на зарубежных "консультантов" и рекламу,  потрачено более двух
миллиардов рублей из областного бюджета.  В ценах же конца 1996 г. эта
сумма оценивается примерно в 10 миллиардов рублей.
     Благодаря утвержденному  наблюдательным   советом   АО   штатному
расписанию в размере 25-27 человек,  при фактической численности 15-16
чел.,  Дирекция всегда имела так называемую "экономию фонда заработной
платы", которая распределялась "пропорционально коэффициенту трудового
участия".  В результате  даже  самый  низкооплачиваемый  сотрудник  АО
(шофер  или  секретарь)  получал  зарплату выше уровня зарплаты высших
должностных лиц области в 2-3 раза.
     В целом  коллектив  дирекции АО из 16 сотрудников в 1994-1996 гг.
тратил ежегодно бюджетных денег на свою деятельность больше,  чем  вся
законодательная   власть   Новосибирской  области  -  областной  Совет
депутатов и его органы.
     Анализ структуры   расходов  и  доходов  АО  по  данным  проверки
показал,  что доля доходов от  так  называемых  коммерческих  операций
составила  3,7%,  и  она  примерно равна доле расходов на коммерческие
операций - 3,6%. Основную же часть финансирования составляют бюджетные
деньги,  полученные  непосредственно  из бюджета или через фонд ТДКСИ.
Следовательно,  разговоры про коммерческую деятельность  и  отсутствие
порядка  в документах бухгалтерской отчетности могут расцениваться как
прикрытие  для  неэффективного,  нецелевого   расходования   бюджетных
средств или их использования в личных целях.
     Из материалов  акта  проверки  также  видно,  что  большая  часть
финансовых операций,  проводимых АО "Транссибавиа",  не имеет никакого
отношения к проблеме строительства международного аэропорта и  связана
с  личными  интересами группы лиц (Колтунов и др.) - покупка и продажа
квартир,  сдача в аренду третьим лицам  квартир  в  ГК  "Интерсервис",
финансирование    мараловодческих    хозяйств,   покупка   и   продажа
автомобилей, различные операции по театру "Глобус" и т.д.
     Общий вывод.   Широко  разрекламированная  компания  по  созданию
крупного международного аэропорта в  г.Новосибирске,  построенного  по
международным  стандартам  с  привлечением иностранных и отечественных
инвестиций,  полностью провалилась.  Пятилетние  усилия  администрации
области  по проекту "Международный аэропорт" в итоге свелись к попытке
строительства  небольшого  терминала  в  основном  за  счет  бюджетных
средств  области.  Такой итог нельзя признать положительным,  особенно
если  принять  во   внимание   большое   количество   злоупотреблений,
допущенных в расходовании бюджетных средств.



     Председатель комитета по экономике,
     межрегиональным, внешнеэкономическим
     связям и управлению собственностью          А.А. Кисельников

     Председатель комитета по промышленности
     и производственной инфраструктуре          К.Л. Комаров

     Председатель комитета по бюджетной,
     налоговой и финансово-кредитной политике          В.Ф. Шлеев

     г.Новосибирск
     20 февраля 1997 г.


Информация по документу
Читайте также