Расширенный поиск

Решение Совета депутатов Новосибирской области от 24.12.1998 б/н

 
               Новосибирский областной Совет депутатов
                            второго созыва

                               РЕШЕНИЕ
                            десятой сессии

От 24.12.98

О Рекомендациях депутатских слушаний
по теме "Об эффективности управления
областной собственностью"

     Новосибирский областной Совет депутатов

РЕШИЛ:

     1. Одобрить  Рекомендации  депутатских  слушаний  по   теме   "Об
эффективности   управления   областной   собственностью",  проведенных
комитетом по экономике и состоявшихся 9 декабря 1998 года в  областном
Совете депутатов (прилагаются).
     2. Предложить администрации области,  комитетам областного Совета
депутатов по экономике,  межрегиональным, внешнеэкономическим связям и
управлению    собственностью,    по     бюджетной,     налоговой     и
финансово-кредитной   политике,  по  промышленности,  строительству  и
топливно-энергетическому комплексу,  по земельным  вопросам,  аграрной
политике  и  потребительскому  рынку  разработать  план мероприятий по
реализации Рекомендаций депутатских  слушаний  и  определить  перечень
нормативных  правовых  актов  области,  необходимых для разработки или
изменения в 1999 году,  для включения в  план  правотворческой  работы
областного Совета депутатов.
     3. Контроль за выполнением данного решения возложить  на  комитет
по экономике, межрегиональным, внешнеэкономическим связям и управлению
собственностью областного Совета депутатов.
     4. Решение вступает в силу с момента его подписания.



     Председатель Совета          В.В.Леонов

_________________________



                                          Приложение к решению
                                          10 сессии областного
                                          Совета депутатов от 24.12.98

               Новосибирский областной Совет депутатов

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
                         депутатских слушаний
        "Об эффективности управления областной собственностью"
                         9 декабря 1998 года.

     Обсудив проблему     эффективности      управления      областной
собственностью   участники  депутатских  слушаний  отмечают,  что  это
направление   работы   является   ключевым   для   исполнительной    и
представительной власти области.
     Ход приватизации  определялся  приоритетом   политических   целей
осуществляемого  реформирования над экономическими.  Результатом этого
явилось неоправданное  форсирование  темпов  приватизации,  упрощенная
процедура  её  проведения,  вследствие  чего  в большинстве случаев не
учитывались   отраслевые   особенности    и    социально-экономические
последствия  приватизации  для  предприятий.  Кроме того,  сложившийся
уровень цен на объекты приватизации на конкурсах и аукционах  оказался
значительно  ниже  того уровня,  который возможен был при рациональных
темпах приватизации.
     На фоне  приватизации  происходили различные негативные процессы,
отрицательно сказавшиеся на экономическом положении как  Новосибирской
области, так и России в целом.
     За шесть  лет  приватизации  на  01.01.1998  г.  в  Новосибирской
области было приватизировано 1 871 предприятие федеральной,  областной
и муниципальной форм собственности.  На них трудились более  400  тыс.
человек,  стоимость приватизированного имущества оценивается в 127 320
млн.  руб.  Особенно  высокими  темпами  осуществлялась   приватизация
муниципальных    предприятий,   83,0%   из   которых   сменили   форму
собственности,  в  то  время  как  среди   предприятий   областной   и
федеральной  собственности этот показатель соответственно равен 54%  и
48,9%.
     Широкое распространение в 1990-91 годах договоров аренды с правом
последующего  выкупа  привело  к  тому,   что   на   начальном   этапе
приватизации     в     первую    очередь    приватизировались    такие
высокорентабельные  государственные  предприятия,  как  шоколадная   и
кондитерские  фабрики,  областные  торговые  оптовые  базы.  При  этом
выкупная цена рассчитывалась согласно условий договоров аренды и  была
намного ниже реальной рыночной стоимости этих предприятий.
     Предельная регламентированность  федерального   приватизационного
законодательства   не   позволила   учесть   региональную   специфику,
разработать областную программу  приватизации  с  учетом  особенностей
Новосибирской области. При этом федеральные власти в отдельных случаях
шли на нарушения  действующего  на  тот  момент  законодательства.  По
существу,  в ходе приватизации органы законодательной и исполнительной
власти Новосибирской области не могли принять самостоятельных  решений
даже по объектам областной собственности.
     Сформировавшаяся в  ходе   реформирования   экономики   структура
областной  собственности,  незначительная  величина  областных пакетов
акций  не  позволяют  областной  администрации  действенно  влиять  на
хозяйственную деятельность предприятий.  В то же время,  администрация
области  не   всегда   достаточно   эффективно   реализует   имеющиеся
возможности   по   распоряжению   пакетами   акций,   находящимися   в
собственности Новосибирской области или переданными ей  в  управление.
Примеры   управления  пакетами  акций  АООТ  "НОВЭЗ",  ОАО  "Нефтебаза
"Красный Яр", АО "Аэропорт "Толмачево", АО "Новосибирскэнерго" вызвали
неоднозначную  реакцию у населения области и подвергаются критическому
анализу со стороны части депутатского корпуса области.
     Анализ непосредственных  результатов приватизации в Новосибирской
области   позволяет   сделать   выводы,   которые   могут    оказаться
справедливыми не только для данного региона:
     - Срок проведения приватизации оказался неоправданно коротким для
решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество
приватизации.
     - Если     рассматривать     приватизацию     как    составляющую
инвестиционного процесса,  то ее можно признать  неудовлетворительной,
так  как в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой
притока внешних инвестиций.
     - Приватизация    не    сопровождалась   совершенно   необходимой
финансовой,  юридической и функциональной реорганизацией  в  требуемых
масштабах.
     В связи  с  вышеизложенным,  в   настоящее   время   для   вывода
отечественной экономики и экономики Новосибирской области в частности,
из кризисного состояния от органов  государственной  власти  требуется
прежде всего решить задачу перераспределения объектов собственности от
неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным.
     С целью  повышения  эффективности работы отечественной экономики,
совершенствования   управления   государственной   собственностью    и
увеличения  доходов  от  ее  использования  участники  слушаний вносят
следующие рекомендации:

     Областному Совету депутатов:

     1. Предусмотреть в 1999 году такой порядок приватизации  объектов
областной  собственности,  в  том  числе  пакетов  акций,  при котором
решение о приватизации принимается областным комитетом  по  управлению
госимуществом только по согласованию с областным Советом депутатов. До
принятия федеральной программы приватизации государственного имущества
областную программу приватизации не принимать.
     2. Выступить с законодательной инициативой по внесению в Закон РФ
"О    несостоятельности   (банкротстве)"   дополнений   и   изменений,
предусматривающих повышение роли  субъекта  Федерации  при  реализации
процедуры  банкротства,  в  том  числе  предоставление  администрациям
Субъектов Федерации права аттестации антикризисных управляющих.

     Администрации области совместно с областным Советом депутатов:

     1. Разработать   и    утвердить    типовой    устав    областного
государственного унитарного предприятия, предусмотрев в нем отчетность
руководителей перед  администрацией  области,  их  ответственность  за
действия,   наносящие   ущерб   государственному  имуществу,  а  также
регулярные аудиторские проверки  финансово-хозяйственной  деятельности
предприятия.
     2. Войти с предложением в Правительство РФ об  упрощении  порядка
передачи  в собственность субъектов Российской Федерации предприятий и
пакетов акций, имеющих региональное значение.
     3. Войти  с  предложением в Правительство РФ об упрощении порядка
передачи   в   собственность   субъектов   Российской   Федерации    и
муниципальную    собственность    объектов   социально-культурного   и
коммунально-бытового назначения с  целью  обеспечения  их  стабильного
финансирования и бесперебойного функционирования.
     4. Обратиться  в  Правительство  РФ  и  Государственную  Думу   с
предложением  разработать и принять порядок национализации предприятий
в необходимых случаях,  а также изменить порядок приватизации с  целью
замены  существующего  принципа  получения максимальной продажной цены
объекта на принцип привлечения максимальных инвестиций.
     5. Разработать     и    утвердить    нормативно-правовые    акты,
устанавливающие полномочия органа исполнительной  власти,  призванного
представлять   интересы   Новосибирской   области   как   собственника
(учредителя участника) неплатежеспособных  организаций,  кредитора  по
денежным  обязательствам и по обязательным платежам в областной бюджет
и   областные   внебюджетные   фонды   при   разрешении   вопросов   о
несостоятельности   (банкротстве)  и  предусматривающие  осуществление
банкротств   предприятий   на   основе   всестороннего   анализа    их
финансово-хозяйственной деятельности и индивидуального подхода.
     6. Включить в концепцию развития Новосибирской  области  до  2005
года   план   развития  государственного  сектора  экономики  региона.
Администрации области в  1  кв.  1999  г.  разработать  и  внести  для
утверждения   в   областной   Совет   депутатов   список   предприятий
стратегического  значения  (ПСЗ),  в  которых  целесообразно  иметь  в
областной собственности 100%  пакета акций,  50%+1 акция - контрольный
пакет, 25%+1 - блокирующий пакет акций.
     7. Представить в 1 квартале 1999 года в областной Совет депутатов
перечень   объектов   федеральной   собственности,   расположенных   в
Новосибирской   области,   рекомендуемых   к   передаче   в  областную
собственность,  а  также  перечень  акций  федеральной  собственности,
которые  целесообразно  передать  в  управление области для дальнейшей
работы по их передаче с федеральными органами власти.
     8. Предпринять  следующие меры по оптимизации структуры областной
собственности:
     - изучить   законность  приватизации  предприятий  и  возможность
возврата их в областную собственность в судебном порядке;
     - инициировать  в  необходимых  случаях  санацию  (в  т.ч.  через
банкротство) предприятий, имеющих задолженность перед бюджетом;
     - провести переговоры с акционерами предприятий по дополнительной
эмиссии акций с целью передачи их в областную собственность;
     - обратиться   в  Правительство  РФ  с  предложением  о  передаче
федеральных объектов в областную собственность;
     - изучить  целесообразность  и  обратиться  в  Правительство РФ с
предложением национализировать ряд предприятий Новосибирской области.
     9. Разработать   закон  о  поддержке  эффективных  собственников,
которым предоставлять под расширение производства налоговые кредиты  и
другие льготы.
     10. Разработать Положение о порядке учета областного имущества  и
порядке   ведения   реестра   областной   собственности,  предусмотрев
процедуру  ежегодного  рассмотрения   Реестра   в   областном   Совете
депутатов.

     Администрации области:

     1. Завершить  проведение  инвентаризации  и  формирования реестра
областного имущества,  в результате которого должны быть выявлены  все
объекты недвижимости, находящиеся на балансе хозяйствующих субъектов и
не используемые ими или используемые не по назначению.
     2. Предусмотреть   переход  к  маркетинговой  системе  реализации
государственного   имущества,   включающей   её   многоканальность   и
проведение предпродажной подготовки объекта приватизации.
     3. Разработать  и  утвердить  перечень  и  методику   определения
основных    экономических   показателей   эффективности   деятельности
областных государственных предприятий и акционерных обществ с участием
Новосибирской области.
     4. Разработать  и  утвердить  примерное  техническое  задание  на
проведение    аудиторской    проверки    областного   государственного
предприятия и перечень требований к заключению аудитора.
     5. Определить   меры   по  подготовке  управляющих,  способных  в
условиях рыночной экономики возглавить убыточное предприятие и вывести
его из кризиса.
     6. Обеспечить  выполнение  ст.23   закона   РФ   "Об   охране   и
использовании  памятников истории и культуры" о направлении средств от
аренды зданий памятников на расчетный счет специально  уполномоченного
госоргана по охране недвижимого культурного наследия для использования
их на  мероприятия  по  ремонту,  консервации,  реставрации  и  другие
охранные мероприятия.
     7. Совместно с ГНИ по Новосибирской области разработать и  внести
в  областной  Совет  депутатов  предложения  по  изменению действующих
законодательных актов области в целях обеспечения поступления в бюджет
дивидендов по акциям,  принадлежащим Новосибирской области, и арендной
платы от аренды государственного имущества.
     8. Разработать   меры   материального   поощрения  представителей
государства  в  акционерных  обществах  в  зависимости  от   конечного
результата их деятельности.



     Рекомендации приняты на депутатских слушаниях
     9 декабря 1998 года. Конференц-зал областного
     Совета депутатов, Кирова, 3.



Информация по документу
Читайте также