Расширенный поиск

Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 17.11.2009 № 283-р

                                                                       
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                      ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                                РАСПОРЯЖЕНИЕ                          
                                                                      
                                                                      
                            от 17.11.2009 N 283-р                     
                                                                      
                                                                      
       Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Новосибирской 
                    области на период до 2015 года                    


       В  соответствии  с  постановлением  Губернатора   Новосибирской
области   от   17.04.2009   N  164  «О  разработке  концепций  решения
комплексных  задач  социально-экономического  развития   Новосибирской
области»:
       1. Утвердить  прилагаемую  Концепцию  охраны  окружающей  среды
Новосибирской области на период до 2015 года (далее - Концепция).
       2. Департаменту природных ресурсов и  охраны  окружающей  среды
Новосибирской области (Петрик А.И.) обеспечить реализацию Концепции.
       3. Контроль за исполнением распоряжения  возложить  на  первого
заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А.


Губернатор
Новосибирской области                                  В.А.Толоконский
____________________



       УТВЕРЖДЕНА
       распоряжением Губернатора
       Новосибирской области
       от 17.11.2009 N 283-р


                                  КОНЦЕПЦИЯ                           
       охраны окружающей среды Новосибирской области на период до 2015
                                 года                                 
                                                                      
           I. Анализ состояния окружающей среды, ключевые проблемы    
                               развития                               
                                                                      
       Новосибирская   область    не    относится    к    экологически
неблагополучным  территориям  России, однако принимая во внимание, что
социально-экономическое  развитие   Новосибирской   области   напрямую
связано  с  увеличением  нагрузки  на  окружающую  среду, необходимо в
среднесрочной и долгосрочной  перспективе  принять  меры,  позволяющие
минимизировать  негативное  воздействие на окружающую среду и здоровье
населения,  обеспечить  экологическую  безопасность   при   устойчивом
развитии области.
       В настоящее время состояние  окружающей  среды  характеризуется
следующими   проблемными   ситуациями,   требующими   государственного
регулирования.
       1. Загрязнение атмосферного воздуха.
       В четырех городах Новосибирской области,  в  которых  проживает
около  60%  населения,  уровень  загрязнения  воздуха  оценивается как
высокий и повышенный. Основными источниками загрязнения  атмосферы  на
территории  области  являются  автомобильный  транспорт  (64%),  ТЭЦ и
отопительные котельные (21%), промышленные предприятия (15%), удельные
нормативы выбросов которых существенно выше европейских норм.
       2. Несоответствие  системы  сбора,  размещения,  переработки  и
утилизации  отходов производства и потребления современным требованиям
и нормам.
       Большинство объектов размещения твердых бытовых отходов  (далее
-  ТБО)  находятся  на  пределе своей емкости, не отвечают современным
экологическим  требованиям   к   их   обустройству   и   эксплуатации.
Отсутствует  система  раздельного  сбора ТБО, низка доля утилизируемых
отходов,  не  развита   индустрия   их   переработки   и   дальнейшего
использования.
       Особо  остро  стоит  проблема  организации  системы   сбора   и
утилизации     отходов    эксплуатации    автотранспортных    средств,
ртутьсодержащих отходов у населения, утилизации  золошлаковых  отходов
ТЭЦ,  иловых  осадков  очистных  сооружений,  отходов  горнодобывающих
производств. Требует совершенствования система утилизации  медицинских
отходов,  система  комплексной  переработки  отходов  животноводства с
использованием современных технологий.
       3. Несоответствие состояния  поверхностных  водных  объектов  и
прибрежных  территорий  действующим  экологическим и градостроительным
требованиям.
       Ежегодно сбрасывается в поверхностные водные объекты и на
                                   3
рельеф местности более 100 млн. м загрязненных сточных вод без очистки
и  недостаточно  очищенных.  Река Обь и многие другие водные объекты в
пределах Новосибирской области стабильно  загрязнены  нефтепродуктами,
фенолом, тяжелыми металлами и соединениями азота.
       Нормативную   очистку    хозяйственно-бытовых    сточных    вод
обеспечивают   только   очистные   сооружения   канализации  в  городе
Новосибирске,  остальные  -  работают  неэффективно,   характеризуются
значительным  физическим и моральным износом основных фондов, при этом
часть городов и населенных пунктов области вообще  не  имеет  очистных
сооружений.
       4. Недостаточность    источников    питьевого    водоснабжения,
отвечающих действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям.
       Около 1 млн. жителей области проживает в городах  и  населенных
пунктах,  где  основным  источником  питьевого  водоснабжения являются
подземные  воды,  которые  имеют  повышенные  жесткость,   щелочность,
содержание   натрия,  бора,  железа,  марганца,  дефицит  фтора  и  не
соответствуют  важнейшим  требованиям,  предъявляемым   к   источникам
питьевой воды для населения.
       В  силу   недостаточной   природной   защищенности   водоносные
горизонты  питьевого  назначения  подвержены загрязнению, связанному с
промышленной и сельскохозяйственной деятельностью, размещением  свалок
бытовых   отходов,  а  также  существованием  более  800  бесхозяйных,
заброшенных и неэксплуатируемых скважин.
       5. Неудовлетворительное  состояние  русел  и   берегов   водных
объектов.
       6. Неудовлетворительное  техническое  состояние   значительного
числа напорных гидротехнических сооружений (далее - ГТС).
       Техническое состояние около 80  %  ГТС,  особенно  бесхозяйных,
угрожает  созданием  чрезвычайных  ситуаций  в населённых пунктах и на
хозяйственных   объектах   области,   особенно   во   время   паводка.
Периодически  подвергаются  затоплению  в  период  весеннего половодья
г. Куйбышев, р. ц. Северное, Кыштовка, Венгерово.
       7. Подтопление   грунтовыми   водами   населенных   пунктов   и
сельскохозяйственных    площадей,   которое   усугубляется   причинами
техногенного характера.
       8. Недостаточность мониторинга радиационного фона.
       В   основании   города   Новосибирска   залегают   тектонически
нарушенные  горные  породы,  на  70  %  представленные  гранитоидами с
повышенным содержанием урана-238, продуктом распада которого  является
радон-222.  Для  исключения  негативного  влияния  высокого природного
радиационного  воздействия   радона   и   иных   негативных   факторов
геолого-геофизической   природы   на   здоровье  населения  необходимо
совершенствование системы мониторинга.
       9. Продолжающиеся процессы ухудшения состояния земель.
       В настоящее время наблюдается  разрушение  почвенного  покрова,
загрязнение     земель    химическими    веществами,    захламленность
производственными и бытовыми отходами, развитие эрозионных  процессов,
зарастание  сельхозугодий  сорной  растительностью,  кустарником,  что
приводит к потере их плодородия и продуктивности.
       10. Недостаточная  эффективность  системы  сохранения   лесного
фонда.
       Износ средств пожаротушения достигает 90%; наблюдается нехватка
квалифицированных    специалистов    по    тушению   лесных   пожаров;
противопожарное обустройство территорий, прилегающих к  лесному  фонду
на   землях   иных   категорий,  является  недостаточным;  отсутствует
лесоустройство  неохраняемых  лесов  на  землях  сельскохозяйственного
назначения  на  площади  около  115 тыс. га; объемы лесовосстановления
недостаточны.
       Требует решения проблема  сохранения  и  поддержания  городских
лесов  и  парков,  а  также  развитие  их  рекреационных  качеств  при
осуществлении градостроительной деятельности.
       11. Недостаточная  вовлеченность  в  рыбохозяйственный   оборот
водных объектов области.
       Объем     рыбоводно-мелиоративных     работ     на     основных
рыбохозяйственных  озерах  существенно  занижен, в водоемах происходит
стихийное замещение ценных видов рыб  на  малоценные,  снижены  объемы
выращивания рыбопосадочного материала. Пруды рыбопитомников зарастают,
заболачиваются или вообще не используются.
       12. Усиление   негативного    техногенного    воздействия    на
растительный и животный мир.
       Растительный и животный мир испытывает значительное техногенное
воздействие,  что  вызывает серьезные, порой необратимые изменения его
состояния. Обеспечение дальнейшего развития  созданной  на  территории
области  сети  особо  охраняемых  природных территорий, обеспечение их
охраны и нормального  функционирования  позволит  сохранить  природное
разнообразие    и   защитить   среду   от   негативного   воздействия.
Приоритетными  объектами  охраны  являются  редкие  виды  растений   и
животных, которые занесены в Красную книгу Новосибирской области.
       13. Низкий уровень экологической культуры населения.
       14. Негативное воздействие  на  окружающую  среду  усугубляется
недостаточностью   государственного   регулирования,   несовершенством
системы  управления  природоохранной  деятельностью,   в   том   числе
следующими проблемами:
       1) использованием устаревших технологий и оборудования, высокой
ресурсо- и энергоемкостью производства;
       2) недостаточной    оснащенностью    источников     загрязнения
окружающей среды газо-водоочистными сооружениями и средствами контроля
за  выбросами  и  сбросами  вредных  веществ,  а  также  неэффективной
работой действующих сооружений;
       3) несовершенством систем  и  методов  контроля  за  состоянием
окружающей среды;
       4) несовершенством  нормативной  правовой  базы   экологической
сферы;
       5) неэффективным экономическим  механизмом  природопользования,
не стимулирующим природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов;
       6) слабостью  систем  ограничений   для   природопользователей,
низким   уровнем   внедрения   экологических   аудита,   сертификации,
стандартизации   производства,   технологического    нормирования    с
использованием наилучших доступных технологий;
       7) недостаточным    уровнем    эффективности    государственной
экологической  экспертизы,  а  также  государственного  экологического
контроля;
       8) отсутствием комплексного подхода  к  ведению  экологического
мониторинга.

                          II. Система целей и задач                   

       Цель -  обеспечение  экологической  безопасности  Новосибирской
области  за  счет  стабилизации  и улучшения экологической обстановки,
сохранения и восстановления целостности природных экосистем.
       В результате проведенного анализа  состояния  окружающей  среды
приоритетными  задачами  на  период  до  2015 года, на решении которых
необходимо сконцентрировать  усилия  органов  государственной  власти,
местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, являются следующие:
       1.     Комплексное  решение  проблемы  обеспечения   населения,
особенно  в  северо-западных  районах  области,  качественной питьевой
водой  в  целях  создания  благоприятных  условий  для  проживания   и
увеличения средней продолжительности жизни.
       2.      Совершенствование   систем   канализации   сточных    и
поверхностных (ливневых и талых) вод в целях улучшения качества воды в
водных     объектах,     обеспечения      санитарно-эпидемиологической
безопасности  населения, сохранения естественной среды обитания водных
биологических ресурсов.
       3.      Совершенствование   системы   обращения   с    отходами
производства  и  потребления  в  городах  и  районных центрах области,
направленное на сокращение объемов образования и захоронения  отходов,
увеличение объемов их утилизации и переработки.
       В то же время для достижения поставленной цели должны  решаться
и другие задачи:
       1) улучшение качества окружающей среды, в том числе:
       а) охрана атмосферного воздуха;
       б) охрана, рациональное использование и  восстановление  водных
ресурсов;
       в) предупреждение   чрезвычайных   ситуаций   на    техногенных
объектах;
       2) защита населения и объектов жизнедеятельности от негативного
воздействия вод, в том числе:
       а) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
       б) защита  территорий  и  населенных  пунктов  от   подтопления
грунтовыми водами;
       3) обеспечение рационального использования природных  ресурсов,
восстановления  природных  комплексов  и охраны биоразнообразия, в том
числе:
       а) внедрение   энерго-,   ресурсосберегающих   и   малоотходных
технологий;
       б) сохранение и восстановление почв;
       в) охрана, восстановление и рациональное  использование  лесных
ресурсов;
       г) воспроизводство    водных    биологических    ресурсов     и
аквакультуры;
       д) развитие  сети  особо   охраняемых   природных   территорий,
сохранение    и    восстановление    ландшафтного   и   биологического
разнообразия;
       4) совершенствование    системы    управления     экологической
безопасностью, в том числе:
       а) совершенствование   системы    управления    и    механизмов
регулирования  использования  природных  ресурсов  и охраны окружающей
среды;
       б) совершенствование системы мониторинга окружающей среды;
       в) выявление и минимизация экологических  рисков  для  здоровья
населения;
       г) повышение уровня экологической  культуры,  развитие  системы
экологического   образования   и  просвещения  населения,  обеспечение
достоверной экологической информацией.

        III. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость  
  результатов достижения целей и решения задач по временным периодам  

       Решение поставленных задач будет  характеризоваться  следующими
целевыми показателями:

|———————————————————————————————————————————|—————————————|——————|——————|
|     Наименование целевых индикаторов      |  Единицы    |2008  |2015  |
|                                           | измерения   |      |      |
|———————————————————————————————————————————|—————————————|——————|——————|
|Доля населённых   пунктов,    обеспеченных |     %       |63,0  |88,0  |
|питьевой водой надлежащего качества:       |             |      |      |
|———————————————————————————————————————————|—————————————|——————|——————|
|городских поселений                        |     %       |79,7  |95,0  |
|———————————————————————————————————————————|—————————————|——————|——————|
|сельских населённых пунктов                |     %       |53,6  |80,0  |
|———————————————————————————————————————————|—————————————|——————|——————|
|Доля утечек и  неучтенного расхода воды  в |     %       | 7,5  | 7,0  |
|суммарном объеме воды, поданной в сеть     |             |      |      |
|———————————————————————————————————————————|—————————————|——————|——————|
|Доля загрязненных  сточных  вод  в   общем |     %       |29,7  |25,0  |
|объеме     организованного    сброса     в |             |      |      |
|поверхностные водные объекты сточных  вод, |             |      |      |
|подлежащих очистке                         |             |      |      |
|———————————————————————————————————————————|—————————————|——————|——————|
|Количество населенных   пунктов   (крупных |    шт.      |  1   | 35   |
|городов  и   районных  центров),   имеющих |             |      |      |
|полигоны твердых бытовых отходов (далее  - |             |      |      |
|ТБО), отвечающих установленным требованиям |             |      |      |
|———————————————————————————————————————————|—————————————|——————|——————|
|Доля переработанных и обезвреженных ТБО от |     %       |24,0  |50,0  |
|образующихся в течение года;               |             |      |      |
|———————————————————————————————————————————|—————————————|——————|——————|
|Доля отходов, захораниваемых на  полигонах |     %       |76,0  |50,0  |
|ТБО, от образующихся в течение года        |             |      |      |
|———————————————————————————————————————————|—————————————|——————|——————|
|Доля аварийных и бесхозяйных ГТС           |     %       |26,8  | 0,0  |
|———————————————————————————————————————————|—————————————|——————|——————|
|Количество бесхозяйных скважин             |    шт.      | 800  |  0   |
|———————————————————————————————————————————|—————————————|——————|——————|
|Лесовосстановление, тыс. га                |  тыс. га    | 7,3  | 9,7  |
|———————————————————————————————————————————|—————————————|——————|——————|
       Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:
       снижение  до   нормативных   показателей   уровня   загрязнения
атмосферного   воздуха   в   большинстве  крупных  населенных  пунктов
Новосибирской области;
       обеспечение социально значимых объектов (детские  сады,  школы,
лечебные  учреждения  и  другие)  доброкачественной  питьевой  водой в
полном объеме;
       создание  межмуниципальных  объектов  размещения  отходов  ТБО,
отвечающих установленным требованиям;
       создание  индустрии  переработки  и  дальнейшего  использования
бытовых и промышленных отходов;
       организация системы сбора  и  утилизации  отходов  эксплуатации
автотранспорта, ртутьсодержащих, медицинских и биологических отходов в
полном объеме;
       существенное сокращение числа несанкционированных свалок;
       разработка проектной  документации  и  начало  строительства  и
реконструкции  очистных  сооружений  канализации  в городах и районных
центрах;
       сокращение сброса загрязненных сточных вод на 15%;
       обеспечение безопасности напорных  гидротехнических  сооружений
территории Новосибирской области в полном объеме;
       создание правовых,  организационных  условий  для  эффективного
функционирования   и   развития   системы   управления   экологической
безопасностью  в  Новосибирской   области,   повышение   эффективности
государственного    экологического   и   санитарно-эпидемиологического
контроля;
       повышение ответственности природопользователей за экологические
последствия своей деятельности;
       внедрение экологического аудита, развитие  рынка  экологических
услуг,  создание  системы  добровольной  экологической  сертификации и
страхования;
       повышение уровня  экологической  культуры  населения,  развитие
общественного экологического движения;
       повышение  уровня  доступа   общественности   к   экологическим
информационным ресурсам.

        IV. Основные механизмы и направления реализации мероприятий,  
  задачи исполнительных органов государственной власти Новосибирской  
    области по созданию условий и обеспечению реализации Концепции    

       Основными механизмами реализации Концепции,  а  также  задачами
исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по
созданию условий  и  обеспечению  решения  задач  и  достижения  целей
Концепции являются:
       1. Создание   нормативной   правовой   базы    на    территории
Новосибирской области, соответствующей современным требованиям в сфере
охраны окружающей среды и обеспечения  экологической  безопасности,  а
также   подготовка   предложений   по  совершенствованию  федерального
законодательства.
       Для  успешной  реализации  положений  Концепции  необходимо   в
течение 2009-2010 годов разработать и принять:
       1) Закон  Новосибирской  области  «Об  отходах  производства  и
потребления в Новосибирской области»;
       2) иные нормативные  правовые  акты  Новосибирской  области  по
вопросам:
       размещения на территории Новосибирской области межмуниципальных
объектов размещения отходов;
       сбора и утилизации на территории Новосибирской области  отходов
эксплуатации   автотранспортных   средств,   ртутьсодержащих   отходов
электронного  и  электротехнического  лома,   полимерных   материалов,
медицинских и биологических отходов, крупногабаритного мусора, отходов
строительства и сноса;
       создания  и  внедрения   системы   добровольной   экологической
сертификации на территории Новосибирской области;
       предоставления  субсидий   на   обеспечение   отдельных   групп
населения    Новосибирской    области    питьевой   водой   заводского
изготовления.
       2. Безусловный  учет  экологических  интересов  при  разработке
инвестиционных     проектов,     территориальном     планировании    и
градостроительном зонировании.
       3. Создание   системы    государственного    регулирования    и
стимулирования  деятельности  по  охране окружающей среды, в том числе
путем:
       1) оказания содействия в разработке и реализации  муниципальных
целевых программ в сфере охраны окружающей среды;
       2) оказания    государственной    поддержки     природоохранной
деятельности,  в том числе строительству, реконструкции полигонов ТБО,
строительству  мусороперерабатывающих  заводов,  очистных   сооружений
канализации,  обеспечению  населения  бутилированной  водой заводского
изготовления;
       3) развития практики государственно-частного партнерства;
       4) внедрения    механизмов    экономического     стимулирования
сокращения антропогенной нагрузки на окружающую среду;
       5) развития   систем   экологического   аудита,   экологической
сертификации, экологического страхования.
       4. Разработка и  реализация  целевых  программ  и  проектов  по
направлениям:
       1) обеспечение населения области качественной питьевой водой;
       2) совершенствование систем канализации сточных и поверхностных
вод;
       3) совершенствование системы обращения с отходами  производства
и потребления;
       4) охрана атмосферного воздуха от загрязнения;
       5) охрана, восстановление и рациональное  использование  водных
ресурсов;
       6) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
       7) защита  территорий  и  населенных  пунктов  от   подтопления
грунтовыми водами;
       8) сохранение и восстановление почв;
       9) охрана, восстановление и рациональное  использование  лесных
ресурсов;
       10) воспроизводство    водных    биологических    ресурсов    и
аквакультуры;
       11) развитие  сети  особо  охраняемых   природных   территорий,
сохранение    и    восстановление    ландшафтного   и   биологического
разнообразия.
       5. Повышение   роли    гражданского    общества    в    решении
природоохранных   проблем,   в   том   числе  путем  развития  системы
экологического образования и просвещения населения.
       Общая  координация   деятельности   по   реализации   Концепции
осуществляется  департаментом  природных  ресурсов и охраны окружающей
среды Новосибирской области.
       Перечень   основных   направлений    реализации    мероприятий,
необходимых  для  решения задач и достижения цели Концепции приведен в
приложении.

         V. Оценка ресурсных возможностей решения комплексной задачи  
       социально-экономического развития Новосибирской области        

       Реализация   Концепции   предполагает    привлечение    средств
хозяйствующих    субъектов    на   принципах   государственно-частного
партнерства,    привлечение    средств    муниципальных    образований
Новосибирской  области в рамках разрабатываемых ими целевых программ в
сфере охраны окружающей среды.
       Средства областного бюджета Новосибирской области, направляемые
на   реализацию  Концепции,  определяются  в  соответствии  с  законом
Новосибирской области об областном бюджете  Новосибирской  области  на
очередной финансовый год и должны играть стимулирующую роль.
       Финансовые затраты, связанные с сокращением  и  предупреждением
«текущего»  загрязнения  окружающей  среды  и  ликвидацией вредных для
здоровья  населения  последствий  этого  загрязнения,   должны   нести
организации  -  природопользователи,  исходя из принципа «загрязнитель
платит».
       Финансовые  затраты,  связанные   с   ликвидацией   последствий
«старых»  загрязнений  окружающей  среды  в случае отсутствия виновной
организации - природопользователя, восстановлением и охраной природных
комплексов    области,   созданием   системы   реабилитации   здоровья
населения, проживающего на экологически  неблагополучных  территориях,
экологическим  образованием и воспитанием населения, в большей степени
осуществляются за счет  областного  бюджета  Новосибирской  области  и
местных бюджетов муниципальных образований Новосибирской области.
       Поступление  дополнительных  финансовых  средств   может   быть
обеспечено:
       за счет формирования тарифной  политики,  предусматривающей,  в
том  числе, обоснованное увеличение тарифов на услуги по водоотведению
и по утилизации твердых бытовых отходов;
       за  счет  стимулирования   на   муниципальном   уровне   выкупа
хозяйствующими   субъектами   занимаемых   ими  земельных  участков  в
собственность.



       ПРИЛОЖЕНИЕ
       к Концепции охраны окружающей среды
       Новосибирской области на период до 2015 года


                                  ПЕРЕЧЕНЬ                            
        основных направлений реализации мероприятий, необходимых для  
 решения задач и достижения цели Концепции охраны окружающей среды на 
                         период до 2015 года                          

|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
|  N  |   Система задач для   |     Основные направления реализации мероприятий      |
| п/п |    достижения цели    |                                                      |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
|  1  | Улучшение качества окружающей среды:                                         |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 1)  | обеспечение населения | внедрение современного  оборудования,  технологий  и |
|     | Новосибирской области | систем  водоочистки,  в том  числе  доочистки  воды, |
|     | доброкачественной     | подаваемой в  наиболее важные для  жизнедеятельности |
|     | питьевой водой        | населения объекты;                                   |
|     |                       | проведение мероприятий,  связанных  с   организацией |
|     |                       | снабжения населения бутилированной питьевой водой;   |
|     |                       | предоставление субсидий  для  обеспечения  отдельных |
|     |                       | групп населения области качественной питьевой  водой |
|     |                       | заводского изготовления;                             |
|     |                       | строительство и защита водозаборов;                  |
|     |                       | реконструкция и    замена    водопроводных     сетей |
|     |                       | централизованного водоснабжения;                     |
|     |                       | создания системы      аварийного      резервирования |
|     |                       | источников водоснабжения                             |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 2)  | охрана,               | проектирование, реконструкция    и     строительство |
|     | восстановление      и | очистных    сооружений,    сетей    водопровода    и |
|     | рациональное          | канализации, в том числе ливневых и талых вод;       |
|     | использование  водных | обеспечение нормативного            функционирования |
|     | ресурсов, в том числе | действующих систем очистки сточных вод;              |
|     | совершенствование     | благоустройство прибрежных территорий;               |
|     | систем    канализации | берегоукрепление и  расчистка  русел  и  дна  водных |
|     | сточных             и | объектов;                                            |
|     | поверхностных         | внедрение водосберегающих  современных технологий  и |
|     | (ливневых  и   талых) | экологически более чистых производств;               |
|     | вод                   | контроль за соблюдением режима в водоохранных зонах; |
|     |                       | защита подземных вод от поверхностного  загрязнения, |
|     |                       | ликвидация бесхозяйных гидрогеологических скважин    |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 3)  | совершенствование     | создание единой информационной системы об объемах  и |
|     | системы  обращения  с | источниках  образования  отходов,  потребностях   во |
|     | отходами производства | вторичных материальных ресурсах, доступных  способах |
|     | и потребления         | их переработки;                                      |
|     |                       | совершенствование тарифной политики в сфере сбора  и |
|     |                       | удаления   отходов   с   территории    муниципальных |
|     |                       | образований;                                         |
|     |                       | создание межмуниципальных    объектов     размещения |
|     |                       | отходов,  предприятий  по  переработке  отходов   на |
|     |                       | основании схем территориального планирования районов |
|     |                       | и схем санитарной очистки муниципальных образований; |
|     |                       | организация системы сбора и обезвреживания в  полном |
|     |                       | объеме ТБО, образующихся на территории муниципальных |
|     |                       | образований  с  численностью населения  от  10  тыс. |
|     |                       | человек;                                             |
|     |                       | создание полигонов  ТБО,  отвечающих   установленным |
|     |                       | требованиям, для  населенных пунктов с  численностью |
|     |                       | населения до 30 тыс. человек;                        |
|     |                       | создание мусороперерабатывающих           мощностей, |
|     |                       | обеспечивающих переработку 100% образующихся ТБО  на |
|     |                       | территории муниципальных образований с  численностью |
|     |                       | населения от 30 тыс. человек;                        |
|     |                       | ликвидация и рекультивация существующих свалок ТБО;  |
|     |                       | организация системы      сбора     и      утилизации |
|     |                       | ртутьсодержащих отходов, в том числе у населения;    |
|     |                       | организация системы  сбора  и  переработки   отходов |
|     |                       | эксплуатации автотранспортных средств;               |
|     |                       | организация системы сбора и переработки электронного |
|     |                       | и электротехнического лома, полимерных материалов;   |
|     |                       | привлечение населения    и    предпринимателей     к |
|     |                       | раздельному сбору и переработке отходов;             |
|     |                       | обеспечение безопасного   хранения   и    утилизации |
|     |                       | отходов средств защиты растений;                     |
|     |                       | внедрение технологий    переработки     золошлаковых |
|     |                       | отходов,   иловых   осадков   очистных    сооружений |
|     |                       | канализации, отходов горнодобывающих производств;    |
|     |                       | развитие системы     утилизации    медицинских     и |
|     |                       | биологических отходов                                |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 4)  | охрана атмосферного   | внедрение современных   технологий,    использование |
|     | воздуха               | высокоэффективных систем пылегазоочистки;            |
|     |                       | перевооружение, реконструкция     и     модернизация |
|     |                       | генерирующих источников и котельных;                 |
|     |                       | газификация котельных, частного сектора;             |
|     |                       | оптимизации транспортного   движения  в   населенных |
|     |                       | пунктах;                                             |
|     |                       | перевод автотранспорта   на  использование   сжатого |
|     |                       | природного газа в качестве моторного топлива;        |
|     |                       | развитие электрических видов транспорта;             |
|     |                       | сокращение практики уплотнения городской застройки   |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 5)  | предупреждение        | вывод особо опасных техногенных объектов из  районов |
|     | чрезвычайных ситуаций | массовой жилой застройки;                            |
|     | на        техногенных | сокращение площади     территорий,      подверженных |
|     | объектах              | сверхнормативному техногенному воздействию;          |
|     |                       | совершенствование системы  предупреждения,  снижения |
|     |                       | рисков   возникновения  и   ликвидации   последствий |
|     |                       | техногенных катастроф и аварий                       |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
|  2  | Защита населения  и объектов  жизнедеятельности  от негативного  воздействия |
|     | вод:                                                                         |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 1)  | обеспечение           | строительство, реконструкция  и  капитальный  ремонт |
|     | безопасности          | ГТС;                                                 |
|     | гидротехнических      | строительство и     реконструкция     берегозащитных |
|     | сооружений  (далее  - | сооружений;                                          |
|     | ГТС);                 | установление собственника      ГТС,       ликвидация |
|     |                       | бесхозяйных ГТС;                                     |
|     |                       | формирование областной      системы       управления |
|     |                       | функционированием ГТС;                               |
|     |                       | предпаводковое и    послепаводковое     обследование |
|     |                       | паводкоопасных территорий.                           |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 2)  | защита территорий   и | разработка (корректировка)    генеральных     планов |
|     | населенных пунктов от | поселений  с  учетом необходимости  решения  проблем |
|     | подтопления           | подтопления;                                         |
|     | грунтовыми водами     | строительство коллекторных сетей для снижения уровня |
|     |                       | грунтовых вод;                                       |
|     |                       | строительство, реконструкция  и  ремонт  водонесущих |
|     |                       | сетей и сооружений;                                  |
|     |                       | строительство канализационных   сетей   по    отводу |
|     |                       | сточных вод;                                         |
|     |                       | мониторинг уровня грунтовых вод                      |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
|  3  | Обеспечение рационального   использования   природных  ресурсов,   а   также |
|     | восстановления природных комплексов и охраны биоразнообразия:                |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 1)  | внедрение энерго-,    | обеспечение обновления    производственного    фонда |
|     | ресурсосберегающих  и | предприятий;                                         |
|     | малоотходных          | внедрение энерго-, ресурсосберегающих и малоотходных |
|     | технологий            | технологий;                                          |
|     |                       | обеспечение полноты     использования      природных |
|     |                       | ресурсов, их комплексной переработки;                |
|     |                       | вовлечение в  производство  отходов  производства  и |
|     |                       | потребления                                          |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 2)  | сохранение и          | проведение мероприятий по  защите почв  от эрозии  и |
|     | восстановление почв   | загрязнения;                                         |
|     |                       | осуществление мероприятий     по    сохранению     и |
|     |                       | восстановлению плодородия почв;                      |
|     |                       | осуществление агролесомелиоративных                и |
|     |                       | фитомелиоративных мероприятий                        |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 3)  | охрана,               | организация управления     неохраняемыми     лесами, |
|     | восстановление      и | находящимися    на   землях    сельскохозяйственного |
|     | рациональное          | назначения и иных категорий;                         |
|     | использование  лесных | лесовосстановление и лесоразведение;                 |
|     | ресурсов              | выращивание стандартного    посадочного    материала |
|     |                       | хвойных и лиственных пород;                          |
|     |                       | противопожарное обустройство земель области;         |
|     |                       | защита леса от вредителей и болезней;                |
|     |                       | техническое перевооружение        лесохозяйственного |
|     |                       | производства;                                        |
|     |                       | обновление материально-технической   базы    тушения |
|     |                       | лесных пожаров;                                      |
|     |                       | увеличение объемов глубокой переработки древесины на |
|     |                       | основе передовых технологий;                         |
|     |                       | перевод муниципальных и технологических котельных на |
|     |                       | использование древесных   отходов  и   мелкотоварной |
|     |                       | древесины в качестве твердого топлива;               |
|     |                       | сохранение и поддержание нормального  экологического |
|     |                       | состояния городских лесов и парков, а также развитие |
|     |                       | их  рекреационных   качеств  при   градостроительной |
|     |                       | деятельности                                         |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 4)  | воспроизводство       | государственная поддержка     зарыбления      водных |
|     | водных  биологических | объектов;                                            |
|     | ресурсов            и | строительство и    реконструкция    гидротехнических |
|     | аквакультуры          | сооружений рыбоводного назначения;                   |
|     |                       | мелиоративные работы на естественных водоемах;       |
|     |                       | научно-обоснованное вселение  водных   биологических |
|     |                       | ресурсов  с  целью максимального  освоения  кормовой |
|     |                       | базы водоемов области;                               |
|     |                       | организация подготовки специалистов-рыбоводов        |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 5)  | развитие сети   особо | районирование территорий   области   с    выделением |
|     | охраняемых  природных | значимых ландшафтов и экорегионов;                   |
|     | территорий  (далее  - | расширение площади ООПТ;                             |
|     | ООПТ),  сохранение  и | обустройство действующих    ООПТ    и    обеспечение |
|     | восстановление        | устойчивого  функционирования  в соответствии  с  их |
|     | ландшафтного        и | статусом;                                            |
|     | биологического        | проведение научно-исследовательских работ по  оценке |
|     | разнообразия          | биоразнообразия животных и растений;                 |
|     |                       | изучение популяций   редких   и   исчезающих   видов |
|     |                       | растений  и  животных,  а также  разработка  мер  их |
|     |                       | охраны и восстановления;                             |
|     |                       | повышения эффективности управления ООПТ;             |
|     |                       | обучение и   повышение  квалификации   специалистов, |
|     |                       | работающих в системе ООПТ                            |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
|  4  | Совершенствование системы управления экологической безопасностью:            |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 1)  | совершенствование     | совершенствование нормативной  правовой базы  охраны |
|     | системы управления  и | окружающей среды и рационального природопользования; |
|     | механизмов            | совершенствование нормирования   в  области   охраны |
|     | регулирования         | окружающей   среды,    в    том   числе    внедрение |
|     | использования         | технологического   нормирования   с   использованием |
|     | природных ресурсов  и | наилучших доступных технологий;                      |
|     | охраны     окружающей | использование методологии   оценки   и    управления |
|     | среды                 | рисками  влияния  на  здоровье  населения   факторов |
|     |                       | загрязнения    среды    обитания    при     принятии |
|     |                       | управленческих решений по обеспечению  экологической |
|     |                       | безопасности;                                        |
|     |                       | увеличение объемов   инвестиций  в   природоохранную |
|     |                       | деятельность;                                        |
|     |                       | совершенствование методов   и  форм   экономического |
|     |                       | стимулирования природоохранной деятельности;         |
|     |                       | развитие систем экологического аудита, экологической |
|     |                       | сертификации, экологического страхования;            |
|     |                       | развитие материально-технической                базы |
|     |                       | государственного экологического контроля,  повышение |
|     |                       | его    мобильности   и    оснащение    оборудованием |
|     |                       | экспресс-диагностики загрязнения окружающей среды;   |
|     |                       | повышение эффективности    взаимодействия    органов |
|     |                       | государственной     власти,     органов     местного |
|     |                       | самоуправления,      общественных       организаций, |
|     |                       | экспертного  сообщества  и  населения  при   решении |
|     |                       | природоохранных проблем                              |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 2)  | совершенствование     | развитие системы          экологического           и |
|     | системы   мониторинга | социально-гигиенического мониторинга;                |
|     | окружающей среды      | учет и    контроль    поступления,    использования, |
|     |                       | перемещения  и  размещения радиоактивных  веществ  и |
|     |                       | радиоактивных отходов;                               |
|     |                       | проведение маршрутных   радиационных   измерений   в |
|     |                       | крупных населенных пунктах области и на транспортных |
|     |                       | коммуникациях;                                       |
|     |                       | выполнение эманационной  съемки  на  неисследованных |
|     |                       | территориях и участках перспективной застройки;      |
|     |                       | обследование зданий  и   сооружений  на   содержание |
|     |                       | радона в пределах выделенных радоноопасных зон;      |
|     |                       | выявление потенциальных   глубинных    радоноопасных |
|     |                       | участков                                             |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 3)  | выявление и           | снижение и предотвращение риска вредного влияния  на |
|     | минимизация           | здоровье населения  факторов среды обитания,  прежде |
|     | экологических  рисков | всего химического загрязнения;                       |
|     | для          здоровья | обеспечение санитарно-гигиенического               и |
|     | населения             | экологического качества  среды  обитания человека  в |
|     |                       | жилых и общественных помещениях;                     |
|     |                       | защита населения  и  окружающей  среды  от  вредного |
|     |                       | воздействия шума,  вибрации,  инфра- и  ультразвука, |
|     |                       | радиационных и электромагнитных излучений;           |
|     |                       | создание условий    для    обеспечения     населения |
|     |                       | экологически чистой и безопасной продукцией;         |
|     |                       | осуществление действенного   контроля   за   ввозом, |
|     |                       | производством   и   оборотом   продуктов    питания, |
|     |                       | полученных из генетически модифицированных форм;     |
|     |                       | обеспечение населения  информацией  об  экологически |
|     |                       | безопасных продуктах питания и товарах производства  |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|
| 4)  | повышение уровня      | развитие системы     непрерывного     экологического |
|     | экологической         | образования и просвещения населения;                 |
|     | культуры,    развитие | привлечение организаций,   научного  и   экспертного |
|     | системы               | сообщества   общественных  объединений   к   решению |
|     | экологического        | экологических проблем;                               |
|     | образования         и | сохранение и    развитие    системы     традиционных |
|     | просвещения           | экологических акций  и мероприятий, направленных  на |
|     | населения,            | привлечение  внимания  населения к  вопросам  охраны |
|     | обеспечение           | окружающей среды;                                    |
|     | достоверной           | развитие системы     профессиональной     подготовки |
|     | экологической         | (переподготовки)     и    повышения     квалификации |
|     | информацией           | руководителей     и    специалистов     организаций, |
|     |                       | ответственных   за   принятие  решений   в   области |
|     |                       | природопользования и охраны окружающей среды;        |
|     |                       | обеспечение регулярного освещения актуальных проблем |
|     |                       | охраны окружающей   среды   в   средствах   массовой |
|     |                       | информации,  в  том  числе  при  помощи   социальной |
|     |                       | рекламы;                                             |
|     |                       | поддержка издания  специализированной литературы  по |
|     |                       | экологической  проблематике  и  ее   распространения |
|     |                       | среди населения;                                     |
|     |                       | создание и  поддержание  веб-сайтов  по   актуальным |
|     |                       | экологическим вопросам                               |
|—————|———————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————|




Информация по документу
Читайте также