Расширенный поиск
Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 18.12.2009 № 313-рГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 18.12.2009 N 313-р Об утверждении Концепции повышения эффективности сельской экономики и создания условий для сохранения сельского образа жизни на территории Новосибирской области В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.04.2009 N 164 «О разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области»: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию повышения эффективности сельской экономики и создания условий для сохранения сельского образа жизни на территории Новосибирской области. 2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области - руководителя департамента агропромышленного комплекса Новосибирской области Гергерта В.А. Губернатор Новосибирской области В.А.Толоконский ____________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Губернатора Новосибирской области от 18.12.2009 N 313-р КОНЦЕПЦИЯ повышения эффективности сельской экономики и создания условий для сохранения сельского образа жизни на территории Новосибирской области I. Анализ ситуации и ключевые проблемы развития Сельская местность Новосибирской области имеет большой потенциал развития. Более полное, рациональное и эффективное его использование способно обеспечить устойчивое развитие сельских территорий на основе полифункциональности аграрного сектора, многопрофильности сельской экономики, многоукладности аграрного производства; обеспечить полную и продуктивную занятость трудоспособного населения, качественный прорыв в повышении уровня и качества жизни сельского населения при сохранении неурбанизированного образа жизни. Сельское население является хранителем специфического сельского образа жизни и традиционной культуры. Село как социально-территориальная подсистема общества обеспечивает воспроизводство общественно значимых ценностей, которые не всегда поддаются количественной или стоимостной оценке. Оно выполняет ряд важнейших общенациональных функций, главные из которых: демографическая и трудоресурсная - пополнение демографического потенциала, обеспечение города рабочей силой, мигрировавшей из села, использование на городских предприятиях трудоспособного сельского населения, проживающего в пригородах, привлечение трудоспособного сельского населения для работы на размещаемых в сельской местности городскими хозяйствующими субъектами предприятиях (филиалах); социально-культурная - сохранение специфического сельского образа жизни и национального духовного менталитета: обычаев, народных традиций, памятников природы, историко-художественных ценностей, расположенных на внегородских территориях, пополнение общенационального культурного наследия новыми духовными ценностями; производственная - удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье для промышленности; рекреационная - размещение в сельской местности объектов отдыха, оздоровления и туризма, дач и садово-огородных участков горожан, другие формы отдыха на природе; природоохранная - сохранение, восстановление и улучшение природного потенциала - почв, воды, растительности, природных и культурных ландшафтов, содержание заповедников, заказников, национальных парков. Успешное выполнение селом указанных функций - важнейшее условие активного социально-экономического развития Новосибирской области. В решении этой задачи политика органов государственной власти Новосибирской области должна быть направлена на устойчивое сельское развитие в целом, включающее три основных элемента: развитие сельской экономики, развитие сельских территорий и развитие человека. Сельская экономика Новосибирской области в последние годы развивалась высокими темпами, опережающими средние российские показатели. К настоящему времени сельское хозяйство Новосибирской области является одним из крупных в России, обеспечивает потребности Новосибирской области в зерне и зернопродуктах, картофеле и овощах местного производства, яйце. Выпуск продукции сельского хозяйства всеми категориями хозяйств в 2006-2008 годах увеличился на 37%. Важнейший результат развития сельскохозяйственной отрасли на протяжении последних лет - формирование отношения к ней как к привлекательному для инвестиций, достаточно эффективному бизнесу. К этому располагают и современные тенденции на мировом продовольственном рынке. В большинстве районов Новосибирской области увеличиваются объемы промышленного производства. В целом по районам в 2006 - 2008 годах прирост объема выпуска промышленной продукции составил 140%. Существенную роль в развитии экономики районов Новосибирской области играют инвестиции, направленные в основной капитал, объем которых за последние 3 года возрос почти в 5 раз и достиг в 2008 году 45,7 млрд. рублей. Наибольшими темпами увеличивались инвестиции в сельскохозяйственной отрасли, которые составили в 2008 году около 10 млрд. рублей, в последние годы идет целенаправленное технологическое перевооружение сельскохозяйственного производства. В то же время предпринятые в последние годы меры по развитию сельской экономики хотя и обеспечили стабилизацию и рост объемов производства в сельском хозяйстве, и особенно в пищевой и перерабатывающей промышленности, но не привели к повсеместному улучшению ситуации в сельской местности. В сельских территориях высок уровень регистрируемой и общей безработицы, по состоянию на начало 2009 года сельские жители составляли 43,5% от общего числа зарегистрированных безработных Новосибирской области. При этом имеет место структурная безработица, что обусловлено, с одной стороны, низким уровнем образования и квалификации сельского населения и частичной деквалификацией специалистов в процессе длительной безработицы и разрушения системы профессиональной переподготовки. А с другой стороны, - низким качеством вакантных рабочих мест (плохие условия труда, низкая его оплата, длительные задержки заработной платы, отсутствие перспектив и т.д.). При этом для сельского рынка труда характерна застойная безработица с высокой долей молодежи. Сохраняется высокая дифференциация в уровне развития экономики по районам Новосибирской области. По итогам 2008 года, даже без учета показателей Северного района Новосибирской области, где за счет нефтедобывающей отрасли в последнее время наблюдаются наибольшие объемы промышленного производства, Усть-Таркского и Убинского района Новосибирской области, в которых промышленное производство практически отсутствует, наибольший и наименьший уровень производства промышленной продукции на душу населения различается в 87 раз. Уровень развития сельского хозяйства имеет меньшую дифференциацию. По показателю производства продукции сельского хозяйства на душу населения в районах области в 2008 году отмечена 11-кратная разница между максимальным и минимальным значением показателя. Значительны различия производительности труда по районам Новосибирской области. Соотношение выработки одного занятого в промышленности районов с наибольшей и наименьшей производительностью труда различается в 102 раза, в сельском хозяйстве - в 6 раз. В 2008 году наибольшее среди районов Новосибирской области значение показателя объема инвестиций в основной капитал на душу населения превысило наименьшее в 100 раз. При этом около 60% всего объема инвестиций было освоено в Новосибирском и Искитимском районах, входящих в Новосибирскую агломерацию. Наметилась тенденция к сокращению дифференциации и общему росту доходов населения районов Новосибирской области. Тем не менее сохраняется значительное отставание среднедушевых доходов жителей во всех районах области от среднего уровня по Новосибирской области. Существенной особенностью Новосибирской области, которую необходимо учитывать при решении задач развития сельских территорий, является сложившаяся в области система расселения, характеризующаяся неравномерностью распределения населения Новосибирской области по ее территории. 2/3 населения Новосибирской области проживает на территориях, входящих в Новосибирскую агломерацию. Наименее заселены территории в северной части Новосибирской области. Плотность населения по районам Новосибирской области колеблется от 0,7 человек на 1 кв. км в Северном районе, до 40 человек на 1 кв. км в Новосибирском районе. В среднем по районам Новосибирской области плотность населения составляет 6 человек на 1 кв. км. Основная часть населения сосредоточена в городах и поселках городского типа, численность сельского населения в 3 раза ниже городского. В последние годы произошло интенсивное сокращение общего числа сельских поселений, уменьшение их населенности. Населенные пункты с численностью жителей менее 100 человек составляют 28% от общего числа населенных пунктов Новосибирской области. Продолжается отток в Новосибирск и пригород наиболее активной части сельского населения, особенно молодежи, старение местного населения. Доля сельского населения ежегодно снижается и составила на конец 2008 года 24,6%. За последние 3 года из 30 районов Новосибирской области только в 8 наблюдалось увеличение численности населения. При этом существенный прирост населения отмечен в Новосибирском (более 5 тысяч человек) и Искитимском (более 1,5 тысячи человек) районах Новосибирской области. Основные проблемы развития сельских территорий: 1. Низкий уровень эффективности и конкурентоспособности, отсталость технологий на предприятиях в сельской местности. Недостаточными темпами развиваются производства по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья. Используемые устаревшие технологии и оборудование не позволяют выпускать востребованную на рынке конкурентную продукцию. Избыточность примитивных форм производственной деятельности и в связи с этим примитивизация труда, также влечет и низкий уровень оплаты труда работников таких предприятий. 2. Фактически отсутствует механизм трансферта и внедрения научных разработок, передового опыта хозяйствования, новых инновационных технологий агропромышленного производства. 3. Отсутствует современная сбытовая и рыночная инфраструктура, в результате чего возникла ограниченность доступа, прежде всего мелких и средних товаропроизводителей к рынкам сбыта сельхозпродукции, материально-техническим и финансовым ресурсам. 4. Не сформирован полноценный институт эффективных собственников, ориентированных на долговременное устойчивое развитие бизнеса в условиях повышенных рисков, не завершена реформа рыночных отношений, основанных на развитии многоукладной экономики и многообразии форм собственности. В том числе не отрегулированы земельные отношения. Не решена проблема использования большинства земель сельскохозяйственного назначения в качестве залога для привлечения инвестиций, медленно формируется рынок земли. Имеется большая доля невостребованных и неэффективно используемых земель, при этом доминирует виртуальная общая долевая собственность на землю. 5. Недостаточность развития и низкая степень диверсификации сельской экономики. Фактически она монопрофильна - в экономике большинства сельских территорий значительна доля сельского хозяйства, сама сельскохозяйственная отрасль недостаточно диверсифицирована. Это порождает дополнительные проблемы на рынке труда в сельской местности в связи с узким выбором рабочих мест. Активное переоснащение производства и увеличение производительности труда в сельском хозяйстве высвобождает трудовые ресурсы, что усугубляет проблему роста безработицы в сельской местности. 6. Недостаток ресурсов для развития, обусловленный низкой инвестиционной привлекательностью сельской местности, особенно удаленных территорий. 7. Отсталость большинства сельских территорий в инфраструктурном развитии: неудовлетворительное состояние сельских электрических сетей и дефицит энергомощностей, низкий уровень развития и техническое состояние дорожно-транспортной сети в сельской местности, слабая обеспеченность сельских населенных пунктов и производственных объектов современными средствами связи, доступом к интернет-ресурсам. 8. Современное состояние качества жизни в сельской местности (низкий уровень качества жилищных условий, благоустройства территорий, состояния коммунального хозяйства, качества питьевой воды и пр.), качество и доступный объем социальных услуг в сельской местности существенно отстает от уровня их развития в городах, что способствует оттоку наиболее активной части сельского населения, особенно молодежи, в Новосибирск и пригород, подрывает потенциал развития села. 9. Недостаток кадров высокого уровня квалификации для работы в производственной и управленческой сфере в современных рыночных условиях с использованием современной техники и технологий, как в агропромышленном комплексе, так и других отраслях сельской экономики. 10. Ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями. Отсутствуют целостная стратегия и эффективные механизмы осуществления программ устойчивого сельского развития на всех уровнях: федеральном, региональном, местном. Имеет место узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села. Все отрасли, кроме аграрной, не всегда выделяют сельскую составляющую в своих программах, планах, бюджете. II. Система целей и задач Стратегическая цель - формирование более высоких стандартов жизни и доходов сельских жителей и обеспечение устойчивого развития сельских территорий на основе интенсивного развития агропромышленного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей населения и экономики России, а также зарубежных рынков в качественном продовольствии и современных продуктах переработки сельскохозяйственного сырья; диверсификации и повышения эффективности сельской экономики. Достижение цели концепции требует решения комплекса задач по повышению эффективности сельскохозяйственного производства, развитию других отраслей экономики и социальной сферы сельских территорий. 1. Обеспечить интенсивное развитие агропромышленного комплекса как базовой отрасли экономики в районах Новосибирской области на основе технического перевооружения производств, внедрения инновационных методов и технологий, индустриальных форм ведения сельского хозяйства, диверсификации сельскохозяйственного производства. Для того, чтобы организациям агропромышленного комплекса Новосибирской области стать конкурентоспособными в современных условиях, повысить эффективность производства, необходим переход на стратегически отработанный перспективный путь развития. При этом требуется реализовать мероприятия, обеспечивающие устойчивое развитие производственно-сбытовой инфраструктуры и рынков реализации сельскохозяйственной продукции в первую очередь за счет глубокой переработки и производства продукции технического назначения и продовольствия с высокими потребительскими свойствами: 1) развитие производственной и рыночной инфраструктуры, сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, каналов реализации продукции, сети финансовых, маркетинговых и инжиниринговых услуг; 2) организация современных производств по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, с созданием наряду с крупными перерабатывающими предприятиями мини-производств, с приближением их к местам производства сельскохозяйственной продукции; 3) продолжение технического перевооружения сельскохозяйственного производства; 4) расширение масштабов внедрения научных разработок, передового опыта в сельскохозяйственных организациях и малых формах хозяйствования Новосибирской области; 5) создание высокопродуктивных молочных и мясных комплексов (ферм); 6) совершенствование земельных отношений и формирование института эффективных собственников в сфере сельскохозяйственного производства; 7) развитие предприятий всех форм собственности при сохранении ведущей роли коллективного сектора, прогрессивных кооперативных и интегрированных формирований с учетом специфики и поддержкой малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, товарные личные подсобные хозяйства; 8) повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения; 9) развитие новых подотраслей сельского хозяйства, создание производств по выпуску новых видов сельскохозяйственной продукции, пользующихся повышенным спросом на рынке. 2. Обеспечить высокий уровень диверсификации сельской экономики и расширение рынка труда в сельской местности путем развития альтернативных сфер деятельности, технологического обновления отраслей сельской экономики: 1) освоение природных и сырьевых ресурсов и развитие несельскохозяйственных производств: лесозаготовительных и лесоперерабатывающих производств, обеспечивающих экологически безопасную глубокую переработку древесины, производство строительных материалов, создание туристско-рекреационных зон с высоким уровнем сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями, расширение сервисного обслуживания производства и населения; 2) развитие малого бизнеса в сельской местности: заготовка, переработка и реализация дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья, сельскохозяйственной продукции, развитие народных промыслов, бытового, торгового обслуживания, общественного питания; 3) создание современной заготовительно-сбытовой системы, сети приемно-заготовительных пунктов по закупу продукции в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах; 4) наращивание и модернизация деятельности в сфере услуг, сельском строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве; 5) повышение эффективности самозанятости населения в личных подсобных хозяйствах. 3. Модернизировать инфраструктуру в районах области: 1) развитие сети автомобильных дорог с твердым покрытием, связывающих сельские населенные пункты между собой и с центрами сельских муниципальных образований и опорной сетью дорог, увеличение числа сельских населенных пунктов, имеющих регулярное транспортное сообщение с административными центрами муниципальных районов Новосибирской области; 2) сокращение ограничений доступности энергоресурсов в сельской местности на основе внедрения энергоэффективных технологий, создания и модернизации объектов локальной энергетики, реконструкции и развития сетей; 3) обеспечение современными услугами связи и доступом к сети Интернет населения, административных, производственных, образовательных объектов в сельской местности. 4. Обеспечить модернизацию условий жизнедеятельности сельского населения, создание комфортных условий проживания в собственной усадьбе при сохранении культурного многообразия, возрождении местных традиций, сохранении природных ресурсов и поддержании экологического равновесия: 1) развитие строительства благоустроенного жилья в сельской местности, отвечающего особенностям сельского образа жизни, в том числе с применением автономных источников жизнеобеспечения; 2) улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в первую очередь сокращение количества жилья, находящегося в ветхом и аварийном состоянии или требующего капитального ремонта; 3) повышение уровня обеспеченности населения газовым топливом; 4) обеспечение сельского населения питьевой водой нормативного качества на основе реконструкции и развития централизованных систем водоснабжения, установки контейнерных сооружений водоподготовки, повышения санитарной надежности водозаборных сооружений; 5) повышение качества коммунальных услуг и эффективности функционирования систем жизнеобеспечения в сельской местности; 6) благоустройство территорий сельских населенных пунктов; 7) повышение качества социального обслуживания населения и объектов общественной инфраструктуры. 5. Обеспечить квалифицированными кадрами сельское хозяйство и другие отрасли диверсифицируемой сельской экономики: 1) переоснащение материально-технической базы сельских учреждений общего и профессионального образования, модернизация образовательных программ профессионального образования, направленная на получение профессионального образования, соответствующего требованиям современного и перспективного рынка труда, уровню технологического развития отраслей сельской экономики и социальной сферы; 2) организация подготовки и переподготовки нового поколения специалистов для сельской экономики, в том числе резерва руководителей сельскохозяйственных организаций, на основе мониторинга потребности предприятий и организаций в квалифицированных кадрах; 3) привлечение молодых семей и молодых специалистов для работы в секторах сельской экономики и социальной сфере. III. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач по временным периодам |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| | Целевой индикатор | Показатель | |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| | Среднегодовой прирост производства валовой | не менее 4 | | продукции сельского хозяйства в сопоставимых | | | ценах, % | | |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| | Среднегодовой прирост производительности труда в | не менее 20 | | сельском хозяйстве, в рублях в расчете на одного | | | работающего, % | | |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| | Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных | не менее 95 | | организаций в 2015 г., % | | |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| | Энергообеспеченность на 100 гектаров посевной | не менее 190 | | площади в 2015 г., л.с. | | |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| | Объем производства во всех категориях хозяйств в | | | 2015 г.: | | | зерна, тыс. т | 4000 | | молока, тыс. т | 1000-1200 | | мяса всех видов, тыс. т | 190 | |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| | Продуктивность коров в сельскохозяйственных | 4000 | | организациях в среднем по области в 2015 г., кг, | | | в т.ч. в 25 процентах от общего поголовья коров,кг| не менее 6000 | |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| | Среднегодовой прирост объема инвестиций в | не менее 10 | | основной капитал в районах области (за | | | исключением сельского хозяйства и бюджетных | | | источников), % | | |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| | Объем инвестиций в основной капитал в сельском | 7-10 ежегодно | | хозяйстве, млрд. руб. | | |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| | Доля малого и среднего бизнеса в численности | 25 | | занятого населения в районах Новосибирской | | | области в 2015 г., % | | |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| | Среднемесячная заработная плата в сельском | не менее минимального | | хозяйстве на одного работающего в 2015 г. | потребительского бюджета для | | | населения Новосибирской | | | области | |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| | Среднемесячные номинальные денежные доходы на | увеличить вдвое | | душу населения в 2015 году по отношению к уровню | | | 2008 г. | | |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| | Доля населения, имеющего среднедушевые доходы | не более 10 | | ниже величины прожиточного минимума в 2015 г., % | | |———————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————| IV. Задачи исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по обеспечению решения комплексной задачи, основные механизмы и направления реализации мероприятий, необходимых для решения задач и достижения целей Различия территорий, обусловленные объективными и исторически сложившимися факторами (природно-климатические условия, наличие и освоенность полезных ископаемых и других природных ресурсов, почвенный состав, степень удаленности от основных транспортных коммуникаций, развитость дорожной сети межрайонного и местного значения и т.п.), определяют разнообразие путей развития муниципальных образований Новосибирской области. Это требует создания гибкой системы механизмов управления развитием территорий с учетом базовых принципов: дифференцированная политика развития сельских территорий с учетом потенциала их социально-экономического развития, направленная на обеспечение роста сельской экономики, недопущение нарастания дифференциации в уровне развития экономики и уровне жизни между районами Новосибирской области; обеспечение согласованности областных и муниципальных программ развития с учетом приоритетов и перспектив развития Новосибирской области, муниципальных образований Новосибирской области и координации действий органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления Новосибирской области в вопросах развития территорий; концентрация бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях развития в интересах достижения наилучших результатов. 1. Главным механизмом решения задач концепции являются целевые программы и проекты, реализуемые за счет бюджетных средств, направленные на привлечение инвестиций в сельскую экономику, развитие дорожной сети, инженерной и социальной инфраструктур в сельской местности. Программы должны содержать привязку мероприятий к конкретным территориям и детализироваться в муниципальных и межмуниципальных программах устойчивого развития муниципальных образований Новосибирской области. Ключевые направления разработки и реализации программ: 1) государственная поддержка развития агропромышленного комплекса: а) стимулирование технологического перевооружения, внедрения ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, в том числе современных биотехнологий, сохраняющих возможность рационального использования рекреационных ресурсов Новосибирской области, позволяющих производить экологически чистую продукцию и предоставляющих возможность вывести сельскохозяйственные предприятия на качественно новый уровень эффективности производства; б) стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей на применение инновационных продуктов в сельскохозяйственном производстве; в) стимулирование рационального размещения, эффективной специализации и концентрации агропромышленного производства с учетом схемы пространственно-территориальной модели размещения производительных сил агропромышленного комплекса; г) установление мер государственной поддержки организаций, предоставляющих сервисные, инжиниринговые, консультационные услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям; д) создание агротехнопарков, демонстрационных площадок, районных информационных и консультационных служб; е) создание системы стимулов для сельхозтоваропроизводителей по надлежащему оформлению прав собственности или аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения, завершение работ по выделению невостребованных земельных долей с оформлением права государственной собственности Новосибирской области на земельные участки, развитие системы муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования Новосибирской области, особенно в отношении земель сельскохозяйственного назначения; 2) государственная поддержка инвестиционной деятельности: а) создание особых условий для активизации в малых городах и сельских территориях Новосибирской области инвестиционных процессов, обеспечивающих развитие наиболее перспективных сфер экономической деятельности; б) создание дополнительных стимулов по привлечению экономических субъектов на территории с низкой инвестиционной привлекательностью; в) активизация разработки за счет бюджетных средств инвестиционных проектов и предложений с созданием эффективных механизмов для обеспечения их ресурсами (земельными, лесными и др.), дорожной и инженерной инфраструктурой; г) разработка и реализация программ развития несельскохозяйственных видов деятельности, в том числе программы по развитию туризма; 3) стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет государственной поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе; 4) развитие жилищного строительства в сельской местности и создание эффективной системы жизнеобеспечения, социального обслуживания населения и функционирования экономики с концентрацией таких объектов в районных центрах и населенных пунктах, имеющих лучшую доступность и высокий потенциал развития: а) подготовка площадок для реализации проектов комплексной жилой застройки с обеспечением высокого уровня благоустройства с созданием системы дополнительной поддержки индивидуального строительства на селе и стимулов для работодателей, реализующих проекты строительства жилья; б) разработка и реализация специальных мер, направленных на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там; в) оптимизация и развитие сети объектов общественной инфраструктуры с модернизацией материально-технической базы социальных учреждений, строительство современных объектов культуры и отдыха, спортивных сооружений с учетом меняющейся системы расселения, поло-возрастной структуры населения, а также изменением требований к качеству услуг; 5) развитие дорожной и инженерной инфраструктуры. Планирование и реализация программ в данных сферах должны быть ориентированы на обеспечение условий для устойчивого развития населенных пунктов и производств в соответствии с перспективами трансформации территориальной организации экономики. 2. Формирование проектов комплексного развития территорий. В первую очередь такие проекты должны быть разработаны в отношении территорий, отличающихся наиболее высоким уровнем инвестиционной и социальной привлекательности, выгодным географическим расположением и развитыми транспортными коммуникациями, наличием квалифицированных трудовых ресурсов. Реализация данного механизма предполагает проведение типологизации сельских районов Новосибирской области на основе анализа уровня их социально-экономического развития, специализации, степени диверсификации экономики и инвестиционной привлекательности. 3. Совершенствование межбюджетных отношений и механизмов стимулирования привлечения населения и бизнеса к решению вопросов развития муниципальных образований Новосибирской области: а) дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов муниципальных образований Новосибирской области, оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и органов местного самоуправления; б) развитие системы предоставления государственной поддержки, при которой выделение бюджетных средств обусловлено обязательствами хозяйствующего субъекта, муниципального образования Новосибирской области по достижению определенных показателей деятельности или уровня и качества жизни населения; в) расширение практики грантовой системы финансирования местных социальных инициатив, позволяющей учесть специфику потребностей населения и дополнительно мобилизовать ресурсы местных сообществ. Межотраслевой характер концепции требует создания эффективной модели управления на основе использования проектного подхода. Данный подход позволит сконцентрировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных задач концепции, обеспечить прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, увязывать решение задач и этапов их реализации с ресурсами. VI. Оценка ресурсных возможностей решения комплексной задачи повышения эффективности сельской экономики и создания условий для сохранения сельского образа жизни на территории Новосибирской области Решение комплексной задачи повышения эффективности сельской экономики и создания условия для сохранения сельского образа жизни требует консолидации усилий и средств всех уровней государственной власти, местного самоуправления, бизнеса и населения. Бюджетные ресурсы области должны обеспечивать развитие и повышение качества социальной и инженерной инфраструктуры, дорог регионального и межмуниципального значения, играть стимулирующую роль в развитии экономики, поддержке социальных инициатив населения районов Новосибирской области. Решение задач концепции в первую очередь связано с возможностями предпринимателей и бизнес-структур по инвестированию средств в создание новых, развитие и модернизацию существующих производств, сферу услуг, внедрение новых технологий и техническое переоснащение сельского хозяйства, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, сохранение и повышение плодородия почв и т.д. В целом структура источников финансирования инвестиций в основной капитал в агропромышленном комплексе оценивается следующим образом: собственные средства хозяйствующих субъектов должны составлять 52-60%, привлеченные средства - 40-48% (из них 80-90% - кредиты и 10-20% - средства федерального, областного бюджета Новосибирской области и местных бюджетов муниципальных образований Новосибирской области). Важнейшую роль в развитии территорий играют земельные ресурсы. Активное вовлечение земельных участков сельскохозяйственного назначения в рыночный оборот позволяет привлечь в сельское хозяйство инвесторов и существенные финансовые ресурсы, что обеспечивается при наличии надлежаще оформленных прав собственников и арендаторов таких земельных участков. Система планирования использования земель, система управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, являются одними из основных инструментов развития территорий. За счет средств бюджетов необходимо завершить разработку документов территориального планирования муниципальных образований Новосибирской области. Даже в условиях существенных ограничений местных бюджетов органы местного самоуправления должны инициировать формирование инвестиционных предложений и земельных участков для жилищного строительства и размещения объектов экономики, расширять успешную практику создания структур экономического и инвестиционного развития, позволяющих с большей эффективностью использовать земельные, имущественные и финансовые ресурсы муниципальных образований Новосибирской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|