Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 09.06.2011 № 234-рпПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 09.06.2011 N 234-рп г.Новосибирск Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы" В соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации": 1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы "Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы". 2. Министерству культуры Новосибирской области (Ярославцева Н.В.) организовать разработку долгосрочной целевой программы "Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы". 3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой. Губернатор Новосибирской области В.А.Юрченко ____________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Новосибирской области от 09.06.2011 N 234-рп КОНЦЕПЦИЯ долгосрочной целевой программы "Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы" I. Цели, задачи программы: Концепция долгосрочной целевой программы "Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы" разработана в соответствии с политикой в сфере формирования условий для развития духовности, культуры и нравственного здоровья населения, обозначенной в Программе социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы. Целью программы "Культура Новосибирской области (2012_2016 годы)" (далее - Программа) является: повышение эффективности использования потенциала сферы культуры Новосибирской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Создание условий для формирования и развития нравственных и духовных ценностей населения. Создание условий для наиболее полного удовлетворения культурных потребностей населения и его занятий художественным творчеством. Укрепление имиджа Новосибирской области как культурного центра Сибири. II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач по временным периодам Система целевых индикаторов приведена в приложении N 1. III. Анализ проблемы В Новосибирской области накоплен уникальный культурный потенциал: многочисленные объекты культурного наследия, разнообразная сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования. Новосибирск является не только культурной столицей Сибири, но и третьим по значимости и масштабам культурным центром России. Развитые традиции оперного, балетного, драматического, изобразительного искусства и один из лучших в стране модернизированный Новосибирский театр оперы и балета сформировали в Новосибирской области особую культурную атмосферу. Симфонический оркестр, новосибирская скрипичная школа известны далеко за пределами России и отвечают самым высоким мировым стандартам. Численность государственных и муниципальных учреждений культуры, расположенных в Новосибирской области, составляет более двух тысяч учреждений, в том числе: 10 профессиональных театров, 3 концертные организации, 883 библиотеки, 34 музея, более тысячи культурно-досуговых учреждений, более 200 кинотеатров и киноустановок, 9 парков культуры и отдыха, зоопарк, цирк. Сеть образовательных учреждений культуры Новосибирской области включает более 90 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 5 средних специальных образовательных учреждений, 2 высших учебных заведения культуры и искусства. В указанных учреждениях культуры обучаются свыше 30 тысяч человек. Реализация государственной политики Новосибирской области в сфере культуры, в том числе в рамках областных целевых программ "Развитие культуры в сельской местности Новосибирской области на 2004-2011 годы" и "Библиотеки Новосибирской области", способствовала развитию и поддержке как областного, так и муниципального секторов культуры Новосибирской области. С 2000 года в сельских районах области введены в строй более 30 новых объектов культуры, отремонтировано и восстановлено более 200 муниципальных учреждений культуры, пополнены библиотечные фонды общедоступных государственных и муниципальных библиотек Новосибирской области. Осуществлялась государственная поддержка коллективов самодеятельного творчества, национально-культурных организаций, творческих союзов, оказывалась адресная поддержка творчески одаренных детей и молодежи. Развивались международные и межрегиональные культурные связи с Казахстаном, Францией, Италией, Болгарией и другими странами дальнего и ближнего зарубежья. Несмотря на достигнутые положительные результаты деятельности в сфере культуры Новосибирской области, отрасль нуждается в более интенсивной государственной поддержке. Экспертами отмечается снижение значения духовно-нравственных ценностей для населения, особенно для молодежи, усиление ценностей потребительского общества, нигилизм по отношению к прошлому, недооценка традиций российской культуры и некритичное заимствование стереотипов "западной культуры". В этой связи особенно возрастает роль государства в поддержке сферы культуры, являющейся основой для нравственного и духовного развития общества. Анализ текущей ситуации в сфере культуры Новосибирской области, основанный на результатах социологического исследования, проведенного "Лабораторией социолого-маркетинговых исследований "Нового сибирского института" (приложение N 2), экспертных оценках и статистических данных, выявил ряд проблем, без разрешения которых невозможно динамичное и социально значимое развитие культуры в Новосибирской области. 1. Отмечается разобщенность и несогласованность действий органов государственной власти Новосибирской области, различных ведомств и организаций в области духовно-нравственного воспитания и просвещения населения. 2. Учреждения культуры "проигрывают" в предоставлении услуг по сравнению с другими формами организации досуга населения. Результаты социологического исследования свидетельствуют о недостаточной удовлетворенности населения Новосибирской области объемом и уровнем предоставляемых культурно-досуговых услуг, а также оснащением учреждений культуры. При проведении социологического исследования фактически всеми возрастными группами опрошенных, независимо от дохода, уровня образования, рода деятельности и места проживания, отмечено однообразие репертуара и выставок, неудобный режим работы учреждений культуры. 3. Система информирования населения Новосибирской области о культурных программах, основных событиях в сфере культуры нуждается в совершенствовании. Экспертами отмечается недостаточный уровень информирования населения, в том числе в сети Интернет о мероприятиях и услугах, предоставляемых учреждениями культуры. Собственные веб-сайты имеют менее 5% учреждений культуры Новосибирской области, а содержащаяся в них информация не всегда отличается актуальным состоянием. Необходимо создавать систему работы со средствами массовой информации, стимулировать их к пропаганде культуры, искусства, высоких моральных ценностей. 4. Инженерная инфраструктура зданий, техническое оснащение большинства учреждений культуры не вполне соответствуют современным требованиям предоставления услуг в сфере культуры. В настоящее время износ зданий учреждений культуры составляет более 70%. 431 здание учреждений культуры требует капитального ремонта, 66 зданий находятся в аварийном состоянии, что составляет 33,2% от общего количества зданий, из них 60% находятся в сельской местности. 5. Слабая материально-техническая база учреждений культуры увеличивает разрыв между культурными потребностями населения области и возможностями их удовлетворения. 6. Существует нормативная правовая нерешенность отдельных вопросов в сфере культуры, в том числе отсутствует нормативная база, регулирующая благотворительность, применение механизмов государственно-частного партнерства, не принят федеральный закон о меценатстве, требует совершенствования система государственной поддержки общественных творческих инициатив. Следствием данной проблемы является низкая вовлеченность организаций негосударственного сектора в реализацию мер государственной политики в сфере культуры. 7. В учреждениях культуры Новосибирской области отмечается ряд кадровых проблем: 1) существует дефицит молодых управленческих и творческих кадров. Последние 5 лет кадровый состав учреждений культуры по возрастным группам выглядит следующим образом: 25% специалистов - пенсионного возраста, 17% специалистов - до 30 лет, средний возраст руководителей учреждений культуры составляет 49 лет. При наличии достаточно развитой системы художественного образования в Новосибирской области интерес абитуриентов к получению профессионального художественного образования снижается. При наборе в средние учебные заведения профессионального образования в сфере культуры проявляется тенденция снижения проходного балла, на отдельные специальности отсутствует конкурс среди поступающих. Кроме того, экспертами отмечается, что существует отток наиболее талантливых деятелей культуры и искусства из Новосибирской области в федеральные центры и за рубеж. Кадровый дефицит в сфере культуры, а также снижение уровня заинтересованности молодых людей в получении профессионального художественного образования обусловлены, в первую очередь, низким уровнем престижа творческой деятельности. Оплата труда работников культуры традиционно самая низкая среди работников бюджетной сферы. Средняя заработная плата работников культуры в Новосибирской области (по состоянию на 01.01.2011) составляет 11214 рублей, в районах области 7582 рубля, причем динамика роста за последние 3 года незначительная - в среднем 8%, в отдельных районах Новосибирской области наблюдается отрицательная динамика; 2) в учреждениях культуры в Новосибирской области, особенно сельских, отмечается недостаточный уровень квалификации кадров. Около четверти специалистов не имеют специального образования. Вместе с тем внедрение современных средств и технологий во все процессы деятельности сферы культуры предъявляет новые требования к компетентности специалистов сферы культуры, системе повышения квалификации и аттестации специалистов. 8. Имидж Новосибирска как культурной столицы Сибири слабо поддерживается региональными и федеральными СМИ, что требует создания специальной инфраструктуры, обеспечивающей представление о характере развития и возможностях культуры Новосибирской области во внешнем пространстве. Необходимо проводить более масштабные мероприятия, позиционировать достижения в культуре и искусстве за пределами Новосибирской области, в том числе посредством гастрольной деятельности, реализовывать инновационные проекты в сфере культуры. Обозначенные проблемы в сфере культуры Новосибирской области подтверждают необходимость оказания масштабной государственной поддержки в целях модернизации и развития инфраструктуры объектов культуры области, сохранения культурных ценностей, создания условий для творчества, доступности культурных услуг и ценностей для всех жителей и гостей Новосибирской области. В разделе VIII представлен перечень возможных направлений реализации мероприятий, позволяющих решить вышеизложенные проблемы в рамках Программы. IV. Обоснование необходимости решения существующей или ожидаемой проблемы в рамках программно-целевого подхода Значимость и актуальность реализации обозначенных проблем требует сбалансированного решения вопросов, связанных с сохранением и развитием культурного потенциала Новосибирской области, а также выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих улучшение качества, разнообразие и увеличение доступности услуг организаций культуры, создание условий для развития творчества. Сложность и многогранность задач улучшения качества жизни за счет духовного, творческого развития личности, обеспечения качественных разнообразных и доступных населению услуг организаций культуры обуславливает необходимость решения данных проблем на основе программно-целевого подхода. Программно-целевой подход решения проблем доказал свою эффективность в государственном управлении. Он позволяет выделить направления финансирования, распределить полномочия и ответственность между органами исполнительной власти на областном и муниципальном уровнях, обеспечить эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. V. Механизм реализации Программы, система управления Государственным заказчиком-координатором Программы является министерство культуры Новосибирской области (далее - Министерство), государственными заказчиками - исполнительные органы государственной власти Новосибирской области: министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, управление по делам молодежи Новосибирской области, департамент массовых коммуникаций Новосибирской области (далее - Заказчики). Реализация и финансирование Программы осуществляются в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании нормативных правовых актов, действующих на территории Новосибирской области, государственных контрактов (договоров), заключаемых Заказчиками или Министерством с поставщиками товаров, работ и услуг. В рамках календарного года Министерство по согласованию с Заказчиками утверждает ежегодный план мероприятий Программы. По итогам года проводится анализ эффективности выполнения мероприятий Программы, расходования финансовых средств, на основе показателей и целевых индикаторов определяются промежуточные результаты реализации Программы. Заказчики в установленном порядке представляют в Министерство отчеты об исполнении программных мероприятий. Министерство ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям. При необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации Программы. Осуществление строительства, реконструкции и проведения капитального ремонта учреждений культуры Новосибирской области, а также приобретение автоклубов и библиобусов для муниципальных районов Новосибирской области происходит на условиях софинансирования из бюджетов муниципальных образований Новосибирской области. Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с планом проведения мероприятий Программы. Государственные заказчики Программы осуществляют текущий контроль за целевым и эффективным расходованием средств областного бюджета. Эффективность реализации Программы оценивается на основе выполнения показателей. Для определения некоторых показателей ежегодно проводится социологическое исследование. VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Существует два варианта решения существующей проблемы: "по потребностям" и "от возможностей". Первый предполагает финансирование всех мероприятий в необходимом для решения задач объеме. Это позволит максимально эффективно и результативно решить проблемы и достичь желаемого результата в установленные сроки. Во втором варианте исходят из наличия реальных финансовых средств, которые могут быть привлечены для реализации программных мероприятий. В таком случае необходимо направлять средства на приоритетные направления и ограничивать масштабы проектов, реализуемых в рамках Программы. При реализации любого из этих вариантов существует риск сокращения финансирования Программы. Наиболее затратным и подверженным этим рискам в рамках Программы является строительство, реконструкция и капитальный ремонт учреждений культуры. Муниципальные образования без средств, выделяемых из бюджета области, не смогут проводить строительство, реконструкцию крупных объектов и капитальный ремонт учреждений культуры. Помимо сокращения финансирования к возможным рискам реализации Программы можно отнести изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. VII. Оценка объема предполагаемого финансирования и предложения по его источникам Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджетов всех уровней по прогнозным данным составит 4484 000,0 тыс. рублей. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 4288750,0 тыс. рублей., в том числе: в 2012 году - 803500,0 тыс. рублей; в 2013 году - 882000,0 тыс. рублей; в 2014 году - 867750,0 тыс. рублей; в 2015 году - 867750,0 тыс. рублей; в 2016 году - 867750,0 тыс. рублей. Планируется, что функции главных распорядителей средств Программы будут осуществлять: министерство культуры Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, управление по делам молодежи Новосибирской области, департамент массовых коммуникаций Новосибирской области. VIII. Предполагаемый перечень основных направлений реализации мероприятий, достаточный для решения задач и достижения цели Программы Для достижения поставленной цели и выполнения задач предлагается реализация программных мероприятий по следующим направлениям деятельности: Задача 1. Создание условий для формирования и развития нравственных и духовных ценностей населения. Основные направления: 1.1. Организация циклов публичных лекций по философии, истории религий, истории этических учений. 1.2. Разработка кодекса работника культуры. 1.3 Разработка и реализация системы государственных и народных традиционных праздников. 1.4. Разработка и реализация концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия Новосибирской области на 2012_2015 годы. 1.5. Издание книг, создание фильмов пропагандирующих высокие нравственные и духовные ценности. 1.6. Государственная поддержка общественно значимых инициатив, реализуемых на условиях бескорыстного общественного служения. 1.7. Организации премии: за благотворительность и меценатство; за культурные проекты, реализованные без использования бюджетных средств. 1.8. Проведение межнациональных фестивалей и праздников и иных мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания. 1.9. Поддержка проектов, направленных на развитие этнокультурной грамотности населения. Задача 2. Создание условий для наиболее полного удовлетворения культурных потребностей населения и его занятий художественным творчеством. Основные направления: 2.1. Организация и проведение образовательных программ художественно-эстетической направленности для различных групп населения Новосибирской области. 2.2. Развитие системы поддержки талантливых детей в сфере культуры и искусства, в том числе назначение стипендий. 2.3. Создание профессиональных театров в городах Новосибирской области. Создание самодеятельных (народных) театров, театральных студий в муниципальных районах Новосибирской области. 2.4. Развитие системы народного творчества и художественных ремесел. 2.5. Реализация Программы мероприятий по развитию системы образования и повышения квалификации специалистов в сфере культуры и искусства Новосибирской области на 2010-2015 годы. 2.6. Реализация пилотного проекта внедрения системы управления качеством в сфере культуры. 2.7. Создание на базе портала о культуре Новосибирской области дискуссионной площадки для экспертного сообщества в сфере культуры. 2.8. Строительство новых и реконструкция существующих объектов культуры в районах и городах Новосибирской области. 2.9. Капитальный ремонт учреждений культуры в районах и городах Новосибирской области с учетом современных требований безопасности. 2.10. Приобретение оборудования для сельских учреждений культуры Новосибирской области. 2.11. Комплектование библиотечных фондов сельских библиотек Новосибирской области. Задача 3. Укрепление имиджа Новосибирской области как культурного центра Сибири. Основные направления: 3.1. Организация и проведение конкурса проектов в сфере культуры Новосибирской области, реализуемых организациями негосударственного сектора. 3.2. Организация государственной поддержки для новых творческих коллективов. 3.3. Проведение масштабных культурных мероприятий областного, межрегионального, всероссийского и международного уровня. 3.4. Формирование эстетически ориентированной визуальной и звуковой среды в муниципальных образованиях Новосибирской области. 3.5. Наполнение портала "Культура Новосибирской области" мультимедийной, специальной, новостной и иной информацией о сфере культуры Новосибирской области. 3.6. Государственная поддержка средств массовой информации, распространяющих информацию о культурной жизни Новосибирской области, в том числе назначение премии для наиболее активных журналистов. 3.7. Организация гастролей творческих коллективов за пределами Новосибирской области. IX. Обоснование эффективности Программы Программа носит комплексный характер, направленный на повышение качества жизни граждан, развитие культурной и духовной сфер жизни общества, повышение эффективности использования потенциала сферы культуры Новосибирской области. Новое качество государственного управления и предоставления услуг в сфере культуры является важным фактором социально-экономического развития области и повышения качества жизни населения. Основными результатами реализации Программы, характеризующими эффективность решения задачи по созданию условий для формирования и развития нравственных и духовных ценностей населения станут: достижение 100% охвата учащихся общеобразовательных учреждений мероприятиями, направленными на духовно-нравственное просвещение (что более чем на 70% превышает уровень 2011 года); увеличение количества посетителей благотворительных акций на 12% (по сравнению с аналогичным показателем 2011 года); увеличение количества посетителей межнациональных мероприятий, а также мероприятий, проводимых совместно с Русской православной церковью и иными конфессиями до 9 тыс. человек (что на 50% больше показателя 2011 года). Создание условий для наиболее полного удовлетворения культурных потребностей населения и его занятий художественным творчеством будет характеризоваться: увеличением доли учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии до 82% (что на 15,2 процентных пункта выше аналогичного показателя 2011 года); вводом новых и отреставрированных учреждений культуры (всего за период реализации планируется построить и реконструировать около 30 объектов); увеличением уровня комплектования книжных фондов общедоступных библиотек на 12% по сравнению с аналогичным показателем 2011 года. К концу реализации программы планируется, что уровень комплектования книжных фондов общедоступных библиотек достигнет 92% от международного норматива; увеличением количества участников клубных формирований более чем на 14 тысяч человек (или на 10% по сравнению с уровнем 2011 года); включением всех органов управления культурой муниципальных районов и городских округов Новосибирской области в реализацию концепции управления качеством в сфере культуры. В целях укрепления имиджа Новосибирской области как культурного центра Сибири будет активизирована работа по представлению культуры области в российских регионах и за рубежом, а также будут созданы условия для развития гастрольной деятельности. Достижение вышеперечисленных результатов позволит: увеличить показатель посещаемости населением культурно-досуговых мероприятий, проводимых государственными и муниципальными учреждениями культуры до 4,56 (аналогичный показатель 2011 года - 4,15); достичь показателя степени удовлетворенности населения качеством представляемых услуг учреждениями культуры на уровне 85%. Помимо непосредственных результатов реализации Программы ожидается получить следующие эффекты. Социальные: Реализация Программы повысит социальный оптимизм населения Новосибирской области. Повысится посещаемость мероприятий, проводимых государственными и муниципальными учреждениями культуры. Повысится уровень толерантности в обществе, что в целом скажется на повышении привлекательности Новосибирской области как места проживания, воспитания детей, ведения бизнеса, сохранения физического и духовного здоровья. За счет повышения качества предоставляемых услуг и работы с целевыми группами повысится степень удовлетворенности населения качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры. Новосибирск и Новосибирская область укрепят свои позиции межрегионального культурного центра. Увеличится спектр предоставляемых для населения услуг, в том числе организациями негосударственного сектора. Повысится информированность населения о событиях в сфере культуры. Сократится отставание сельских районов Новосибирской области в качестве предоставляемых населению культурных услуг. Вырастет количество благотворительных мероприятий, в том числе проводимых за счет бизнес-структур. Экономические: За время реализации Программы доля учреждений, требующих капитального ремонта, снизится с 29% до 5%, что в свою очередь позволит сократить расходы на текущее содержание и безопасность эксплуатации зданий учреждений культуры. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры позволит расширить спектр платных услуг, предоставляемых учреждениями культуры, а также предоставлять их более эффективно. Отработка механизмов вовлечения внебюджетного сектора в реализацию культурных проектов позволит привлекать дополнительные финансовые и организационные ресурсы в сферу культуры. Реализация Программы в целом повысит инвестиционную привлекательность Новосибирской области. В целом реализация Программы будет способствовать созданию условий для воспитания духовности и нравственности населения, выработке потребности у населения в высокой культуре. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Концепции долгосрочной целевой программы"Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы" Система целевых индикаторов |——————————————————————|————————————————————————————|—————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————-—|——————————————————————| | Цель/задачи, | Показатель | Единица | Значение целевого индикатора, в том числе по годам | Примечания | | требующие решения | | измерения | реализации Программы | | | для достижения цели | | | | | |——————————————————————|————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|————————————————-—————| | | | | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | | |——————————————————————|————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | Повышение | Посещаемость населением | кол-во | 4,15 | 4,23 | 4,31 | 4,39 | 4,47 | 4,56 | В соответствии | | эффективности | культурно-досуговых | посещений | | | | | | | с приказом | | использования | мероприятий, проводимых | на одного | | | | | | | министерства | | потенциала сферы | государственными и | жителя | | | | | | | культуры Российской | | культуры | муниципальными | | | | | | | | Федерации | | Новосибирской | учреждениями культуры | | | | | | | | от 21.03.2011 N 262 | | области | | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Степень удовлетворенности | | 0,80 | 0,81 | 0,82 | 0,83 | 0,84 | 0,85 | Ежегодный | | | населения качеством услуг, | | | | | | | | социологи-ческий | | | предоставляемых | | | | | | | | мониторинг | | | учреждениями культуры | | | | | | | | | |——————————————————————|————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | Задача 1. Создание | Количество мероприятий, | ед. | 5000 | 10000 | 15000 | 20000 | 25000 | 30000 | Планируется 100% | | условий для | направленных на | | | | | | | | охват учащихся | | формирования и | духовно-нравственное | | | | | | | | общеобразова-тельных | | развития | просвещение в | | | | | | | | учреждений | | нравственных и | общеобразовательных | | | | | | | | | | духовных ценностей | учреждениях Новосибирской | | | | | | | | | | населения | области | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Количество | ед. | 133 | 140 | 142 | 144 | 147 | 150 | | | | благотворительных акций | | | | | | | | | | | проведенных учреждениями | | | | | | | | | | | культуры | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Количество посетителей | тыс.чел. | 43,7 | 46,0 | 46,6 | 47,3 | 48,3 | 49,2 | | | | благотворительных акций | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Количество межнациональных | ед. | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 | 30 | | | | мероприятий, а также | | | | | | | | | | | мероприятий, проводимых | | | | | | | | | | | совместно с Русской | | | | | | | | | | | православной церковью | | | | | | | | | | | иными конфессиями | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Количество посетителей | тыс.чел. | 6,0 | 6,6 | 7,2 | 7,8 | 8,4 | 9,0 | | | | указанных мероприятий | | | | | | | | | |——————————————————————|————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | Задача 2. Создание | Охват населения | тыс. посещ. | 11077 | 11277 | 11490 | 11704 | 11917 | 12157 | | | условий для наиболее | мероприятиями учреждений | | | | | | | | | | полного | культуры | | | | | | | | | | удовлетворения | | | | | | | | | | | культурных | | | | | | | | | | | потребностей | | | | | | | | | | | населения и его | | | | | | | | | | | занятий | | | | | | | | | | | художественным | | | | | | | | | | | творчеством | | | | | | | | | | |——————————————————————|————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Доля зданий учреждений | % от общего | 66,8 | 70 | 73 | 76 | 79 | 82 | Не требующих | | | культуры, находящихся в | числа зданий | | | | | | | противоаварий-ных и | | | удовлетворительном | учреждений | | | | | | | восстановитель-ных | | | состоянии | культуры | | | | | | | работ | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | количество построенных | ед. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | | | | и реконструированных | | | | | | | | | | | учреждений культуры | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Уровень комплектования | % от | 80 | 83 | 86 | 88 | 90 | 92 | Норматив ЮНЕСКО - | | | книжных фондов | международ-ного | | | | | | | 250 ед. | | | общедоступных библиотек | норматива | | | | | | | на 1000 человек | | | | (ЮНЕСКО) | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Число клубных формирований | ед. | 9786 | 9982 | 10182 | 10385 | 10593 | 10805 | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | количество участников | чел. | 141583 | 144415 | 147303 | 150249 | 153254 | 156320 | | | | в них | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Количество студий, клубов, | ед. | 1,18 | 1,20 | 1,22 | 1,24 | 1,26 | 1,27 | | | | кружков | | | | | | | | | | | художественно-эстетической | | | | | | | | | | | направлен-ности, созданных | | | | | | | | | | | на базе образовательных | | | | | | | | | | | учреждений на 1000 человек | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Доля органов управления | % от общего | 11 | 29 | 60 | 85 | 95 | 100 | | | | культурой муниципальных | количества | | | | | | | | | | районов и городских | районов и | | | | | | | | | | округов Новосибирской | городских | | | | | | | | | | области, включившихся в | округов | | | | | | | | | | реализацию концепции | Новосибир-ской | | | | | | | | | | управления качеством в | области | | | | | | | | | | сфере культуры | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Охват детского населения | % от учащихся | 13,7 | 13,7 | 13,7 | 13,7 | 13,7 | 13,7 | | | | художественно-эстетическим | 1-8 классов | | | | | | | | | | образованием в детских | | | | | | | | | | | школах искусств | | | | | | | | | |——————————————————————|————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | Задача 3. Укрепление | Число проводимых в | ед. | 30 | 32 | 34 | 36 | 38 | 40 | | | имиджа Новосибирской | Новосибирской области | | | | | | | | | | области как | культурных мероприятий | | | | | | | | | | культурного центра | всероссийского и | | | | | | | | | | Сибири | международного уровня | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Количество мероприятий, | ед. | 20 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | | | | проводимых организациями | | | | | | | | | | | негосударственного | | | | | | | | | | | сектора, получивших | | | | | | | | | | | государственную поддержку | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Количество посетителей | тыс. чел. | 5,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | | | | мероприятий, проводимых | | | | | | | | | | | организациями | | | | | | | | | | | негосударственного | | | | | | | | | | | сектора, получивших | | | | | | | | | | | государствен-ную поддержку | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Количество посетителей | пос. в месяц | 1000 | 1500 | 2000 | 2500 | 3000 | 3500 | | | | сайта министерства | | | | | | | | | | | культуры | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | Число гастрольных туров | ед. | 63 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | | | | совершенных деятелями | | | | | | | | | | | культуры и творческими | | | | | | | | | | | коллективами Новосибирской | | | | | | | | | | | области за ее пределами, в | | | | | | | | | | | том числе: | | | | | | | | | | | на территории других | | | | | | | | | | | субъектов Российской | | | | | | | | | | | Федерации; | | | | | | | | | | |————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| | | за рубежом | ед. | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | | |——————————————————————|————————————————————————————|—————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|——————————————————————| Дополнительные показатели, которые будут определяться в процессе реализации Программы |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————| | Наименование показателя | Единица | | | измерения | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————| | Количество организаций, поддерживающих благотворительные акции | ед. | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————| | Количество проектов, реализуемых по заказу министерства культуры Новосибирской области направленных | ед. | | на распространение в обществе ценностей семьи, продуктивного труда, достоинства личности, здорового | | | образа жизни, и на формирование у населения области позитивного исторического образа России, Сибири, | | | Новосибирской области (публикации, теле-радиопрограммы, книги, фильмы) | | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————| | Количество участников в них на 1000 человек | чел. | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————| | Доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования культуры и искусства, | % от общего | | трудоустроившихся по полученной специальности | количества | | | выпускников | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————| | Доля специалистов в сфере культуры, имеющих специальное образование | % | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————| | Количество публикаций в федеральных СМИ, посвященных информации о культурной жизни Новосибирской | ед. | | области | | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————| | Доля сайтов (веб-страниц) государственных и муниципальных учреждений культуры Новосибирской области, | | | содержащих актуальную информацию | | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————| | Уровень удовлетворённости различных групп населения возможностями доступа и условиями реализации | ежегодный | | своих культурных потребностей и запросов | социологический | | | мониторинг | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————| ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к концепции долгосрочной целевой программы "Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы" Краткий аналитический отчет о результатах социологического исследования на тему: "Определение типов потребителей культурных услуг и разработка основных направлений культурной политики Новосибирской области" 1. Характеристика исследования Исследование осуществлялось "Лабораторией социолого-маркетинговых исследований "Нового сибирского института". Оно носило инициативный характер и реализовывалось на средства Нового сибирского института. Целью исследования было определить типы потребителей культурных услуг и разработать основные направления культурной политики Новосибирской области. Объектом исследования являлось население от 3-х лет и старше, включающее следующие группы: 1) дошкольники, школьники начальных классов; 2) ученики средней школы (5-9 классов); 3) ученики 10-11 классов школы, учащиеся ПТУ, колледжей, лицеев и т.п., студенты; 4) родители с детьми (с 20 до 35 лет); 5) население без детей (с 20 до 35 лет); 6) население в возрасте 36-55(60 - для мужчин) лет; 7) работающие пенсионеры; 8) неработающие пенсионеры. Предметом исследования были определены потребности, потребительские модели поведения, ориентации и ожидания, источники информирования различных групп потребителей, выделенных в объекте, в сфере культурных услуг. В структуре опрошенных были представлены почти в соответствии с генеральной совокупностью мужчины (40,6%) и женщины (59,4%). В опросе приняли участие респонденты в возрасте старше 10 лет. Представительство всех возрастных групп было статистически значимым и репрезентативным для анализа полученных данных. В опросе были представлены все основные социальные группы населения: студенты/учащиеся (36,5%); рабочие/служащие (31,0%); пенсионеры (24,1%); предприниматели/ бизнесмены (2,8%); безработные (2,2%), домохозяйки, лица, находящиеся в длительном отпуске (3,1%). Они сформировали представительство всех отраслей экономики Новосибирской области. В опрос были включены работники 22 отраслей. 2. Культурное потребление различных социальных, демографических, доходных и территориальных групп населения. Анализ потребления различных социально-демографических групп показал, что предпочтения мужчин и женщин в организации своего свободного времени в основном схожи. В то же время, если рассматривать процентное отношение способов проведения свободного времени, то видно, что, несмотря на одинаковые места в ранговом распределении, это соотношение у мужчин и женщин различается. Исключение составляет посещение культурных заведений, занимающее первое место у мужчин и у женщин, составляет 47,9% и 48,4%, соответственно. Таблица 1 Предпочтения населения в организации свободного времени в зависимости от пола (в % от каждой совокупности опрошенных, ранг) |—————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————————————| | Варианты ответов | Мужской | Женский | |—————————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————————| | | ранг | % | ранг | % | |—————————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————————| | посещаю культурные заведения | 1 | 47,9 | 1 | 48,4 | |—————————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————————| | встречаюсь с друзьями | 2 | 34,6 | 2 | 47,4 | |—————————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————————| | за компьютером | 3 | 26,7 | 6 | 19,4 | |—————————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————————| | один дома (смотрю телевизор, читаю и т.д.) | 4 | 24,7 | 4 | 32,9 | |—————————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————————| | гуляю по улице, в парке | 5 | 20,9 | 3 | 33,2 | |—————————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————————| | занимаюсь своим хобби | 6 | 20,5 | 5 | 21,3 | |—————————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————————| | занимаюсь спортом | 7 | 20,2 | 7 | 15,4 | |—————————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————————| | другое | 8 | 3,4 | 8 | 2,3 | |—————————————————————————————————————————————|————————|———————|———————|———————————| Многие респонденты независимо от пола не ограничиваются каким-то одним способом времяпрепровождения, а комбинируют их в зависимости от своих потребностей. Достаточно часто опрошенные совмещают посещение культурных заведений и встречу с друзьями. Выбор такой стратегии подтверждают данные, полученные при ответе на вопрос о том, с кем чаще всего респонденты посещают культурные заведения (см. таблицу 2). Анализ показал - мужчины и женщины имеют почти одинаковые предпочтения в вопросе, с кем посещать культурные заведения. Исключение составляет посещение с коллегами. Таблица 2 Структура посещений культурно-досуговых учреждений (в % от всей совокупности опрошенных) |———————————————————|———————————|————————————|———————————————|—————————————|————————| |Учреждения культуры| Посещают | Посещают | Не посещают | Нет такого |Рейтинг | | | часто | редко | | учреждения | | |———————————————————|———————————|————————————|———————————————|—————————————|————————| |художественные |13,1 |53,5 |29,0 |4,2 |8 | |галереи | | | | | | |———————————————————|———————————|————————————|———————————————|—————————————|————————| |дома культуры |22,4 |42,4 |34,0 |0,8 |5 | |———————————————————|———————————|————————————|———————————————|—————————————|————————| |библиотеки |24,3 |47,9 |26,5 |0,8 |4 | |———————————————————|———————————|————————————|———————————————|—————————————|————————| |музеи |22,2 |57,4 |19,7 |0,4 |6 | |———————————————————|———————————|————————————|———————————————|—————————————|————————| |театры |31,4 |48,6 |15,7 |4,2 |2 | |———————————————————|———————————|————————————|———————————————|—————————————|————————| |кинотеатры |44,9 |37,4 |15,7 |2,1 |1 | |———————————————————|———————————|————————————|———————————————|—————————————|————————| |цирк |7,2 |36,4 |50,4 |5,6 |10 | |———————————————————|———————————|————————————|———————————————|—————————————|————————| |фитнес-клубы, |16,7 |30,7 |49,9 |2,5 |7 | |тренажерные залы | | | | | | |———————————————————|———————————|————————————|———————————————|—————————————|————————| |кафе, бары, |27,4 |36,4 |34,7 |1,1 |3 | |рестораны | | | | | | |———————————————————|———————————|————————————|———————————————|—————————————|————————| |ночные клубы |13,1 |32,4 |51,2 |2,2 |9 | |———————————————————|———————————|————————————|———————————————|—————————————|————————| Структура расходов на культурное потребление менее 10% - 44,6% 10-20% - 20,6% 20-30% - 15,1% 30-40% - 10,4% 40-50% - 4,3% 3. Оценки деятельности культурно-досуговых учреждений В рамках исследования оценивалась деятельность культурно-досуговых учреждений на основе выявления предпочтений потребителей культурных услуг и оценок качества работы учреждений культуры в Новосибирской области. Оценка качества работы различных учреждений культуры респондентами осуществлялась на основе шкалы "положительно - отрицательно", что позволило получить определенные результаты. Важно заметить, что около половины опрошенных не смогли оценить качество работы предложенных учреждений и затруднились ответить на данный вопрос. Таблица 3 Оценки качества работы учреждений культуры (в % от всей совокупности опрошенных) |————————————————————————|————————————————|—————————————|————————————————|——————————| |Учреждения культуры |Положительно |Отрицательно |Затруднились |Рейтинг | | | | |ответить | | |————————————————————————|————————————————|—————————————|————————————————|——————————| |художественные галереи |41,4 |4,0 |54,6 |6 | |————————————————————————|————————————————|—————————————|————————————————|——————————| |дома культуры |39,3 |6,2 |54,3 |8 | |————————————————————————|————————————————|—————————————|————————————————|——————————| |библиотеки |47,4 |5,4 |47,1 |4 | |————————————————————————|————————————————|—————————————|————————————————|——————————| |музеи |51,8 |3,8 |44,0 |3 | |————————————————————————|————————————————|—————————————|————————————————|——————————| |театры |61,8 |3,8 |34,3 |1 | |————————————————————————|————————————————|—————————————|————————————————|——————————| |кинотеатры |61,2 |3,5 |35,3 |2 | |————————————————————————|————————————————|—————————————|————————————————|——————————| |цирк |34,0 |7,4 |58,3 |9 | |————————————————————————|————————————————|—————————————|————————————————|——————————| |фитнес-клубы, |40,7 |5,3 |53,6 |7 | |тренажерные залы | | | | | |————————————————————————|————————————————|—————————————|————————————————|——————————| |кафе, бары, рестораны |46,2 |7,2 |46,4 |5 | |————————————————————————|————————————————|—————————————|————————————————|——————————| |ночные клубы |30,6 |11,0 |57,1 |10 | |————————————————————————|————————————————|—————————————|————————————————|——————————| Таблица 4 Распределение положительных оценок при ответе на вопрос: "Как Вы оцениваете качество работы различных учреждений культуры?" в зависимости от возрастной категории (в % от каждой группы) |—————————————————|———————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————| | Учреждения | 11-14 | 15-18 | 19-22 | 23-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60-69 | 70 | | культуры | лет | лет | года | лет | лет | лет | лет | лет | лет и | | | | | | | | | | | старше | |—————————————————|———————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————| | художественные | 50,0 | 57,1 | 42,2 | 36,8 | 33,7 | 36,4 | 51,2 | 42,9 | 31,8 | | галереи | | | | | | | | | | |—————————————————|———————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————| | дома культуры | 48,9 | 33,9 | 37,9 | 34,2 | 22,9 | 29,1 | 39,0 | 62,9 | 44,3 | |—————————————————|———————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————| | библиотеки | 57,4 | 67,9 | 57,8 | 48,7 | 26,5 | 38,2 | 51,2 | 44,3 | 34,1 | |—————————————————|———————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————| | музеи | 62,8 | 66,1 | 56,9 | 52,1 | 39,8 | 41,8 | 63,4 | 50,0 | 37,5 | |—————————————————|———————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————| | театры | 72,3 | 75,0 | 73,3 | 68,4 | 62,7 | 56,4 | 51,2 | 50,0 | 35,2 | |—————————————————|———————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————| | кинотеатры | 77,7 | 80,4 | 81,9 | 77,8 | 61,4 | 50,9 | 29,3 | 35,7 | 23,9 | |—————————————————|———————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————| | цирк | 52,1 | 39,3 | 37,9 | 29,9 | 39,8 | 29,1 | 14,6 | 27,1 | 23,9 | |—————————————————|———————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————| | фитнес-клубы, | 52,1 | 48,2 | 54,3 | 60,7 | 39,8 | 25,5 | 9,8 | 20,0 | 20,5 | | тренажерные | | | | | | | | | | | залы | | | | | | | | | | |—————————————————|———————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————| | кафе, бары, | 60,6 | 53,6 | 70,7 | 58,1 | 45,8 | 30,9 | 26,8 | 24,3 | 14,8 | | рестораны | | | | | | | | | | |—————————————————|———————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————| | ночные клубы | 44,7 | 25,0 | 49,1 | 40,2 | 30,1 | 12,7 | 12,2 | 17,1 | 12,5 | |—————————————————|———————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————| Таблица 5 Распределение отрицательных оценок при ответе на вопрос: "Как Вы оцениваете качество работы различных учреждений культуры?" в зависимости от возрастной категории (в % от каждой группы) |————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|—————————|———————|————————| | Учреждения | 11-14 | 15-18 | 19-22 | 23-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60-69 | 70 | | культуры | лет | лет | года | лет | лет | лет | лет | лет | лет и | | | | | | | | | | | старше | |————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|—————————|———————|————————| | художественные | 9,6 | 7,1 | 4,3 | 5,1 | 2,4 | 3,6 | 0,0 | 0,0 | 1,1 | | галереи | | | | | | | | | | |————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|—————————|———————|————————| | дома культуры | 9,6 | 23,2 | 6,9 | 6,0 | 3,6 | 7,3 | 0,0 | 0,0 | 1,1 | |————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|—————————|———————|————————| | библиотеки | 16,0 | 5,4 | 7,8 | 3,4 | 4,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 4,5 | |————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|—————————|———————|————————| | музеи | 7,4 | 5,4 | 2,6 | 6,0 | 4,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 3,4 | |————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|—————————|———————|————————| | театры | 6,4 | 7,1 | 3,4 | 6,0 | 2,4 | 0,0 | 2,4 | 0,0 | 3,4 | |————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|—————————|———————|————————| | кинотеатры | 6,4 | 3,6 | 4,3 | 0,9 | 1,2 | 0,0 | 4,9 | 1,4 | 8,0 | |————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|—————————|———————|————————| | цирк | 9,6 | 19,6 | 6,9 | 9,4 | 4,8 | 3,6 | 4,9 | 1,4 | 5,7 | |————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|—————————|———————|————————| | фитнес-клубы, | 9,6 | 10,7 | 6,0 | 4,3 | 2,4 | 1,8 | 2,4 | 2,9 | 5,7 | | тренажерные | | | | | | | | | | | залы | | | | | | | | | | |————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|—————————|———————|————————| | кафе, бары, | 8,5 | 8,9 | 11,2 | 7,7 | 3,6 | 5,5 | 4,9 | 2,9 | 8,0 | | рестораны | | | | | | | | | | |————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|—————————|———————|————————| | ночные клубы | 9,6 | 26,8 | 17,2 | 7,7 | 7,2 | 9,1 | 4,9 | 4,3 | 11,4 | |————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|—————————|———————|————————| Рейтинг причин, вызывающих неудовлетворенность при посещении учреждений культуры (в % от всей совокупности опрошенных): 1 место - однообразие репертуара выставок (30,0%); 2 место - режим работы (18,9%); 3 место - духота (15,6%); 4 место - общее оформление (15%); 5 место - неудобное расположение (14,9%); 6 место - грубость персонала (9,6%); 7 место - скучные экскурсии (8,1%); 8 место - громкий звук (7,2%); 9 место - отсутствие новинок художественной литературы в свободном доступе (5,8%); 10 место - отсутствие кафетерия (5,6%); 11 место - запах попкорна (5,6%); 12 место - отсутствие гардероба (4,6%); 13 место - неподготовленные экскурсоводы (4,4%); 14 место - отсутствие парковки (4,0%); 15 место - несовременное здание (3,8%); 16 место - отсутствие пандусов (2,5%); 17 место - другое (1,7%). Фактически всеми возрастными группами в качестве основных причин названы: однообразие репертуара, выставок и режим работы. Более того, это почти не зависит от дохода, уровня образования, рода деятельности и населенного пункта и характерно для всех опрошенных. Если бы респондент был руководителем бюджетного учреждения культуры, то в первую очередь сделал: 1 место - расширил бы количество предоставляемых услуг (38,5%); 2 место - ввел бы льготные абонементы для определенных групп (35,8%); 3 место - оснастил бы здание в соответствии с современными требованиями: пандусы, парковки и т.д. (26,5%); 4 место - изменил бы режим работы (17,9%); 5 место - проводил бы больше тусовочных мероприятий (13,8%); 6 место - ввел бы дополнительные платные услуги (12,2%); 7 место - другое (1,1%). 4. Формы организации свободного времени и ориентации основных социально-демографических групп населения. В рамках настоящего исследования решались весьма ограниченные задачи в изучении свободного времени. Прежде всего, предполагалось выяснить предпочтения жителей Новосибирской области в выборе форм организации свободного времени. Далее ставилась цель получить своего рода "портрет" каждой группы, предпочитающей ту или иную форму проведения свободного времени, чтобы описать возможности формирования устойчивых и современных культурных запросов. В свою очередь знание таких запросов позволит определить актуальные направления культурной политики в регионе. Исходя из предпочтений респондентов в организации своего свободного времени, нами было выделено 7 основных групп: 1-ая группа - респонденты, которые проводят время дома (смотрят телевизор, слушают музыку, читают и т.д.); 2-ая группа - респонденты, проводящие свободное время за компьютером; 3-я группа - респонденты, предпочитающие в свое свободное время гулять по улице и в парке; 4-ая группа - респонденты, которые в свободное время посещают культурные учреждения (театры, музеи, дискотеки и т.д.); 5-ая группа - респонденты, которые в свое свободное время встречаются с друзьями; 6-ая группа - респонденты, которые занимаются спортом; 7-ая группа - респонденты, которые занимаются своим хобби. Распределение этих групп в общем массиве опрошенных неравномерное. Более того, часть респондентов включена одновременно в несколько форм. Но, при этом, предпочтения они отдают одной из них. Такое "рафинирование" позволяет дать социально-демографические характеристики каждой из выделенных групп. Таблица 6 Демографические характеристики групп в соответствии с организацией свободного времени (в % от каждой группы) |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | Демографи-ческие | Один | За компьютером | Гуляю по | Посещаю | Встречаюсь | Занимаюсь | Занимаюсь | | характерис-тики | дома | | улице, в | культурные | с друзьями | спортом | своим хобби | | | | | парке | учреждения | | | | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | 1. Пол | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | мужской | 33,8 | 48,4 | 30,0 | 40,3 | 33,2 | 47,2 | 39,7 | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | женский | 66,2 | 51,6 | 70,0 | 59,7 | 66,8 | 52,8 | 60,3 | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | 2. Возраст | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | 11-14 лет | 17,4 | 31,7 | 22,2 | 6,9 | 11,5 | 20,0 | 10,6 | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | 15-18 лет | 8,9 | 14,3 | 7,9 | 7,5 | 10,9 | 6,4 | 12,6 | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | 19-22 года | 14,6 | 21,7 | 16,3 | 13,8 | 24,0 | 21,6 | 13,9 | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | 23-29 лет | 9,4 | 19,9 | 19,7 | 17,0 | 21,1 | 26,4 | 16,6 | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | 30-39 лет | 8,0 | 3,1 | 12,3 | 14,7 | 13,5 | 14,4 | 10,6 | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | 40-49 лет | 9,4 | 2,5 | 6,9 | 8,9 | 3,6 | 5,6 | 6,0 | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | 50-59 лет | 8,5 | 3,7 | 3,9 | 5,2 | 3,6 | 2,4 | 5,3 | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | 60-69 лет | 13,6 | 1,9 | 4,9 | 10,4 | 5,6 | 2,4 | 14,6 | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| | 70 лет и старше | 10,3 | 1,2 | 5,9 | 15,6 | 6,2 | 0,8 | 9,9 | |———————————————————————|———————|—————————————————|——————————|———————————————|—————————————|———————————|————————————————| Следует признать, что это не соответствует нашим прежним представлениям, в рамках которых к таким "закрытым" формам организации свободного времени были более склонны старшие возрастные группы. В нашем исследовании люди старших возрастов (60 лет и более) составили около 24% группы с такой организацией свободного времени. Меньше всего предпочитают быть дома опрошенные в возрасте от 30 до 39 лет. Очевидно, перед нами совершенно новая группа тех, кто проводит свое свободное время дома. Стереотип, что "дома сидят бабушки, которые смотрят мыльные сериалы" нашим исследованием не подтверждается. Особый интерес в этой связи имеют социальные характеристики группы, которая проводит время дома (см. таблицу 7). Таблица 7 Социальные характеристики групп в соответствии с организацией свободного времени (в % от каждой группы) |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | Социальные | Один | За компьютером | Гуляю | Посещаю | Встречаюсь | Занимаюсь | Занимаюсь | | характеристики | дома | | по | культурные | с друзьями | спортом | своим | | | | | улице, | учреждения | | | хобби | | | | | в парке | | | | | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | 1. Род | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | учащийся/студент | 40,4 | 68,9 | 44,8 | 27,7 | 44,4 | 46,4 | 42,4 | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | предприниматель, | 0,9 | 0,6 | 3,4 | 4,3 | 3,3 | 6,4 | 1,3 | | бизнесмен | | | | | | | | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | рабочий/служащий | 29,6 | 23,6 | 33,5 | 36,0 | 32,6 | 37,6 | 25,2 | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | рабочий | 0,0 | 0,6 | 2,0 | 0,9 | 1,0 | 2,4 | 2,0 | | (служащий), | | | | | | | | | находящийся в | | | | | | | | | длительной | | | | | | | | | командировке | | | | | | | | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | домохозяйка | 0,9 | 0,6 | 0,5 | 1,4 | 2,0 | 0,8 | 1,3 | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | безработный | 1,4 | 1,9 | 2,5 | 1,7 | 3,0 | 3,2 | 2,0 | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | пенсионер | 9,4 | 1,9 | 9,4 | 13,5 | 6,6 | 3,2 | 12,6 | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | работающий | 17,4 | 1,9 | 3,4 | 14,4 | 6,9 | 0,0 | 13,2 | | пенсионер | | | | | | | | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | 2. Семейное | | | | | | | | | положение | | | | | | | | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | не женаты (не | 47,9 | 76,4 | 51,7 | 31,7 | 54,9 | 48,0 | 42,4 | | замужем) | | | | | | | | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | состоите в браке | 30,5 | 11,8 | 26,6 | 40,6 | 26,0 | 26,4 | 35,8 | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | живете вместе, | 4,2 | 6,8 | 11,3 | 10,1 | 10,5 | 19,2 | 7,3 | | но не | | | | | | | | | зарегистрированы | | | | | | | | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | Разведены | 7,5 | 3,7 | 5,9 | 9,2 | 3,6 | 5,6 | 8,6 | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| | Вдовы | 8,9 | 0,6 | 3,9 | 7,5 | 4,6 | 0,0 | 6,0 | |——————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|—————————————|———————————|———————————| Интересно заметить, что работающих пенсионеров в этой группе в 2 раза больше, чем неработающих. Очевидно, что дома проводят свободное время большей частью не "бабушки-старушки". Скорее это юные и молодые люди, причем в равной мере мужчины и женщины, имеющие еще пока низкий уровень образования и потребляющие доступный им культурный "продукт": "смотрю телевизор, читаю, слушаю музыку, радио". Такой новый образ этой группы требует новых идей в организации ее свободного времени. Совершенно очевидно, что "продукт", потребляемый в этом случае, должен быть иным. Время, проводимое дома сегодня, - это не время отдыха от трудовой усталости. Это время формирования и становления. И очень важно, чтобы оно было продуктивным. Возможно, столь принципиальное изменение социально-демографических характеристик этой группы связано с резкой доходной стратификацией российского социума. Данные по доходам респондентов распределились следующим образом. Таблица 8 Доходные характеристики групп в соответствии с организацией свободного времени (в % от каждой группы) |———————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|————————————|———————————|———————————| | Доходные | Один | За компьютером | Гуляю | Посещаю | Встречаюсь | Занимаюсь | Занимаюсь | | характеристики | дома | | по | культурные | с друзьями | спортом | своим | | | | | улице, | учреждения | | | хобби | | | | | в парке | | | | | |———————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|————————————|———————————|———————————| | 1. Примерный доход на одного члена семьи | |———————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|————————————|———————————|———————————| | до 1 ПМ | 20,7 | 18,6 | 18,7 | 11,8 | 15,8 | 12,0 | 17,9 | |———————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|————————————|———————————|———————————| | от 1 до 2 ПМ | 49,3 | 46,6 | 42,9 | 47,6 | 45,7 | 44,0 | 50,3 | |———————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|————————————|———————————|———————————| | от 2 до 3 ПМ | 18,3 | 19,3 | 20,7 | 25,1 | 20,7 | 24,8 | 19,2 | |———————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|————————————|———————————|———————————| | более 3 ПМ | 9,4 | 12,4 | 14,3 | 14,1 | 15,1 | 16,8 | 10,6 | |———————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|————————————|———————————|———————————| | 2. Уровень доходной группы | |———————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|————————————|———————————|———————————| | группа с низкими | 39,4 | 27,3 | 28,6 | 28,8 | 26,6 | 21,6 | 39,1 | | доходами | | | | | | | | |———————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|————————————|———————————|———————————| | группа со | 53,5 | 60,9 | 62,6 | 66,3 | 64,5 | 69,6 | 57,0 | | средними доходами | | | | | | | | |———————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|————————————|———————————|———————————| | группа с высокими | 4,7 | 8,1 | 5,9 | 3,7 | 6,2 | 5,6 | 2,6 | | доходами | | | | | | | | |———————————————————|—————————|—————————————————|—————————|————————————————|————————————|———————————|———————————| Анализ социальных характеристик респондентов, включенных в традиционные формы организации свободного времени, позволяет утверждать, что складывается новый стиль жизни большинства жителей региона. Сегодня "закрытые" формы проведения свободного времени ("одни дома", "за компьютером") предпочитают совсем юные и молодые. И это в определенной степени определяется доходными характеристиками респондентов, однако явно противоречит классическому характеру социализации этой группы. "Открытые" формы организации свободного времени ("гуляю по улице и в парках", "встречаюсь с друзьями") более характерны для женщин, чем мужчин, младших и средних возрастных групп. И это тоже "веянье" нового времени. В традиционных обществах свободу такого типа, как правило, больше использовали мужчины, чем женщины. "Деятельностные" формы организации свободного времени ("занимаюсь спортом", "занимаюсь своим хобби") сегодня определяются либо доходом, либо психотипом. Необходимо признать, что здоровый образ жизни сегодня удел "богатых". И, наконец, "культурное потребление" ("посещаю учреждения культуры") характерно для группы, имеющей все базовые признаки среднего класса: высокий уровень образования, значительные показатели дохода, приверженность семейным ценностям, позитивный характер социального самочувствия, стремление к индивидуальному потреблению и т.д. 5. Характеристика целевых групп потребителей культурных услуг Анализ поведения целевых групп потребителей культурных услуг показал существенные различия в их предпочтениях и запросах. Поведение самой младшей группы - дети в возрасте от 3-х до 10 лет - в основном формируется родителями, которые в свою очередь, достаточно активно посещают все основные учреждения культуры. В этом случае характер культурного потребления, степень удовлетворенности во многом зависят от того, насколько отвечает запросам сразу двух групп потребителей - детей и их родителей - деятельность учреждений культуры. Исследование показало, что положительно оценивается деятельность театров, кинотеатров и музеев. У школьников среднего звена школы (11-14 лет) явно доминируют формы "закрытой" организации своего личного пространства и культурные учреждения здесь посещает лишь каждый четвертый. При этом, часто посещают представители этой группы только кинотеатры. Источниками информации для них являются компьютер и телевидение. Основные социальные институты, определяющие социализацию этой группы, - семья и школа - слабо влияют на формирование структуры культурных потребностей. Культурные запросы группы старших школьников, учащихся ПУ, колледжей, техникумов и студентов вузов определяются характером ее социализации: потребляются те услуги, которые позволяют общаться - это активное культурное потребление. Следует признать, что учреждениями, формирующими сегодня культурные вкусы, взгляды и мировоззрение этой группы, фактически являются кинотеатры. И, следовательно, государственные органы, общество должны быть включены в организацию их деятельности, участвовать в выборе тематики, открыто обсуждать транслируемые здесь идеи, оценки, ценности и т.д., поскольку любое нормальное сообщество заинтересовано в продуктивной для общества социализации своих молодых поколений. Семья сегодня слабо участвует в формировании культурного потребления этой группы. Это определяется двумя факторами. Во-первых, характер социализации для этого этапа развития личности главным субъектом делает внешнее окружение. Во-вторых, сами культурные учреждения в структуре своей деятельности не имеют форм, объединяющих интересы многопоколенной семьи. В лучшем случае есть возможность культурного потребления семей с детьми младшего возраста, но это однопоколенная, нуклеарная семья. И, если первый фактор - это объективно обусловленный процесс, то второй - вполне может быть преодолен культурной и репертуарной политикой учреждений культуры. Потребителей в возрасте от 20-ти до 35 лет (без детей) можно считать потребителями нового типа, поведение которых, пользуясь современным сленгом, можно назвать "тусовочным". Фактически в этой группе мы имеем дело с "коллективным потреблением", и те учреждения культуры, которые ориентированы на индивидуальное потребление, личное эмоциональное и эстетическое удовлетворение, не пользуются их вниманием. Они посещают часто только кинотеатры, кафе, бары, рестораны. Именно эта группа отличается высокими требованиями к качеству потребляемых услуг, включая профессионализм сотрудников учреждений культуры. В группе, включающей средние возрастные позиции (36-55 и 36-60 лет), резко сокращается уровень коммуникаций и заметно расширяется индивидуальное эмоциональное и эстетическое потребление. Именно этим обусловлена структура посещений культурно-досуговых учреждений. Фактически 6-ой группой посещаются все культурно-досуговые учреждения, но редко. При этом, как показывают полученные данные, не пользуются большим внимание как традиционные учреждения культуры, так и новые - досуговые: кафе, бары, фитнес-клубы, ночные клубы и другие. Причины, формирующие такой характер культурного потребления этой группы, скорее связаны с деятельностью учреждений культуры (репертуар, комфорт и т.д.). Необходимо признать, что сегодня самая массовая группа населения в возрасте от 36 до 60 лет, фактически "выпала" из активного культурного потребления. На формирование характера и структуры культурного потребления работающих и неработающих пенсионеров, скорее всего, влияет их социальное самочувствие. Для обеих этих групп, прежде всего, характерно состояние "психологической бедности". Часто посещают эти группы только дома культуры. Скорее всего, такая структура посещений определяется уровнем дохода респондентов этой группы, стереотипами поведения людей данного возраста, сложившимися в общественном мнении (ночной клуб - это только для молодежи), и структурой услуг, предоставляемой учреждениями культуры. Анализ всей совокупности оценок и заявляемых позиций респондентами позволяет предположить, что наряду с объективными факторами, ограничивающими культурное потребление пенсионеров, существенную роль играет характер "производства" самих учреждений культуры. Скорее всего, отсутствие потребности в культурном потреблении связано с отсутствием услуги, запрашиваемой потребителем. Очень часто репертуар постановок, показов, выставок и т.д. формируется без учета запросов и возможностей этой группы. 6. Рекомендации: 1. Представляется целесообразным создать общественный совет по формированию культурной политики кинотеатров города Новосибирска. 2. Используя закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", необходимо организовать контроль за качеством деятельности ночных клубов, получивших высокий уровень отрицательных оценок потребителей. 3. Результаты исследования показывают необходимость разработать специальную целевую программу формирования культурных запросов различных социальных групп населения. Особое внимание следует обратить на группу школьников средних классов. 4. Следует начать формирование учреждений нового типа -"симбиозных учреждений". Явно будут пользоваться спросом "кафе-библиотеки", "кафе-театры", "кафе-музеи" и т.д. Это будет отвечать запросам нескольких групп: старшие школьники, учащиеся и студенты, родители с детьми (20-35 лет) и молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет. Очевидно, такой симбиоз потребует взаимодействия и партнерства производителей услуг разного типа. Возможно, в этом случае следует начать с проведения круглых столов и создания общественных советов. 5. Целесообразно создать "консорциум" (сотоварищество) учреждений культуры, представляющих услуги для детей, и сформировать родительский абонемент, который может быть включен в перечень государственного задания для этих учреждений. 6. Следует начать развитие культурных услуг с "доставкой на дом". Самым эффективным каналом в этом случае будут сети Интернета. Для этого учреждения культуры обязаны не просто иметь собственные сайты, но должны предложить виртуальные экскурсии по музею или виртуальный поход на концерт, выставку и т.д. Несомненно, создание таких "культурных продуктов" требует существенных затрат, но и доступ к ним может быть платным. А переход учреждений культуры в статус автономных учреждений позволит им использовать и получать в этом случае новые источники доходов. Например, предоставление рекламных услуг на собственных сайтах. 7. В учреждениях культуры необходимо организовать дополнительные услуги по обслуживанию детей: игровые комнаты, танцклассы, классы рисования, пения и т.д. Это будет пользоваться широким спросом и расширит возможности культурного воспитания детей и культурного потребления их родителей. Будущего культурного потребителя нужно растить сегодня. 8. Новая роль Интернета для целой совокупности групп потребителей требует от учреждений культуры не просто наличия сайта, а организации Интернет-рекламы, присутствия в социальных сетях и т.д. Фактически речь идёт о формировании у работников учреждений культуры компетенций нового типа. Возможно, даже следует вести речь о новых специальностях. К примеру; модератор Интернет-выставок, куратор социальных Интернет-сетей и др. 9. Рост претензий основных групп потребителей к уровню комфортности учреждений культуры требует принятия специальных управленческих решений органов государственного и муниципального управления. Эффективными мерами в этом случае могут быть конкурсы и гранты для учреждений, новые премии и номинации и т.д. 10. Мотивы и структуру потребления культурных услуг, способы и каналы их формирования ряда групп следует уточнить в ходе специального исследования, наиболее эффективным методом которого будет организация фокус-групп. Такими группами должны быть дети в возрасте от 11 до 14 лет, взрослое население от 20 до 30 лет, работающие и неработающие пенсионеры. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|