Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 22.07.2011 № 328-рпПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 22.07.2011 N 328-рп г.Новосибирск Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Чистая вода" в Новосибирской области на 2012-2017 годы" В соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации", в целях обеспечения бесперебойной работы и развития систем водоснабжения и водоотведения на территории Новосибирской области: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы "Чистая вода" в Новосибирской области на 2012-2017 годы" (далее - Программа). 2. Определить заказчиком - координатором Программы министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (Вершинин Д.В.). 3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (Вершинин Д.В.) обеспечить разработку проекта Программы. 4. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой. Губернатор Новосибирской области В.А.Юрченко ____________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Новосибирской области от 22.07.2011 N 328-рп Концепция долгосрочной целевой программы "Чистая вода" в Новосибирской области на 2012-2017 годы" I. Цель и задачи программы Цель долгосрочной целевой программы "Чистая вода" в Новосибирской области на 2012-2017 годы" (далее - Программа): обеспечение населения Новосибирской области качественной питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности и безвредности, в необходимом и достаточном количестве. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Развитие и реконструкция систем водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области. 2. Развитие и реконструкция систем водоотведения в муниципальных образованиях Новосибирской области. 3. Устранение дефицита водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области. Концепция Программы разработана в соответствии с требованиями федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы". II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач программы с разбивкой по временным периодам Степень достижения цели и решения поставленных задач будет характеризоваться системой целевых индикаторов. Основной целевой индикатор Программы определяется соответствием качества питьевой воды, поставляемой для нужд населения Новосибирской области, требованиям санитарно-гигиенических норм: по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который должен снизиться с 23,8 процента в 2011 году до 16 процентов к 2017 году; по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 2,8 процента в 2011 году до 1,8 процента к 2017 году. Целевые индикаторы: доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене, сократится с 70% в 2011 году до 62% к 2017 году; доля канализационных сетей, нуждающихся в замене, сократится с 60% в 2011 году до 57,5% к 2017 году; доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, увеличится с 95% в 2011 году до 99,5% к 2017 году; количество построенных водозаборных скважин, перспективных для водоснабжения населенных пунктов Новосибирской области, составит 2872 единицы к 2017 году (в 2011 - 2792); доля населения Новосибирской области, которое не обеспечено услугами централизованного водоснабжения, уменьшится с 20% в 2011 году до 18% к 2017 году; доля населения Новосибирской области, которое обеспечено услугами централизованного водоотведения, увеличится с 54% в 2011 году до 56% к 2017 году; устройство 7 систем резервных водозаборов в муниципальных образованиях Новосибирской области для обеспечения водой на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. III. Анализ проблемы Ежегодно население области потребляет более 294 млн. куб. метров воды для питьевых и коммунальных нужд, от качества которой зависит сохранение здоровья населения на уровне, соответствующем критериям цивилизованного общества, обеспечение комфортных условий проживания, продолжительность жизни. На территории Новосибирской области эксплуатируются 10 поверхностных и 2792 подземных водозабора, 15 водопроводных очистных сооружений и 10 блочно-модульных установок водоподготовки, 12 канализационных очистных сооружений с биологической очисткой сточных вод, 209 канализационных насосных станций, более 9,7 тыс. км водопроводных и 2,3 тыс. км канализационных сетей. Из 1580 городских и сельских поселений на территории Новосибирской области поверхностные источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения используются только в 39. Водоснабжение остальных потребителей осуществляется из подземных водозаборов. Качество и природно-экологические характеристики подземных вод на территории области не одинаковы. Зачастую в подземных водах наблюдается повышенное содержание железа, марганца, отмечается превышение общей жесткости, нередко присутствует аммиак и сероводород. Около 20% населения Новосибирской области не обеспечено услугами централизованного водоснабжения. Кроме того, в некоторых муниципальных образованиях Новосибирской области часть населения использует для питьевых целей воду из децентрализованных источников. Как правило, качество этой воды низкое вследствие слабой защищённости водоносных горизонтов от загрязнения с поверхностных территорий и несоблюдения установленных поясов зон санитарной охраны. На сегодняшний день дефицит мощностей сооружений по водоподготовке составляет более 100 тыс. куб. метров в сутки. Из 35 муниципальных образований Новосибирской области (муниципальных районов и городских округов) только в 19 имеются системы централизованного канализования. Канализационные очистные сооружения имеют 11 муниципальных образований, в том числе г. Новосибирск. Нормативную очистку хозяйственно-бытовых сточных вод обеспечивают только канализационные очистные сооружения г. Новосибирска, остальные работают неэффективно, так как эксплуатируются более 30 лет и характеризуются значительным физическим и моральным износом основных фондов и требуют срочной реконструкции. Ежегодно без предварительной очистки на рельеф местности и в поверхностные водные объекты сбрасывается более 70 млн. куб. метров загрязненных сточных вод. Дефицит мощностей канализационных очистных сооружений в настоящее время достигает 180 тыс. куб. метров в сутки. Немаловажной проблемой в области является техническое состояние сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения. Транспортировка воды и стоков осуществляется по сетям, срок эксплуатации которых составляет более 40 лет, их изношенность достигает 70%. В связи с высокими показателями ветхости водопроводных и канализационных сетей намечается ежегодный прирост утечек в системах водопроводно-канализационного хозяйства, возрастает ежегодное число аварийных ситуаций. Потери на водопроводных сетях составляют более 50 тыс. куб. метров воды в год. Кроме того, значительные утечки на сетях водоснабжения и водоотведения приводят к повышению уровня грунтовых вод и подтоплению территорий муниципальных образований Новосибирской области. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системе сетей канализации. Утечки на канализационных сетях ведут к загрязнению почв и верховодных водоносных горизонтов. Состояние систем водоснабжения в муниципальных образованиях Новосибирской области характеризуется также высоким уровнем износа водозаборных сооружений. Более 30% водозаборных скважин, построенных в 70 х-80-х годах, выработали свой технический ресурс и дальнейшей эксплуатации не подлежат. За последние 10-15 лет значительно увеличилась разница между реальной и учетной (первоначальной) стоимостью основных средств инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства, что не позволяет в большинстве предприятий ЖКХ использовать для замены сетей и оборудования такой источник инвестиций как амортизация. В соответствии со статьей 34 Федерального закона N 74-ФЗ от 03.06.2006 "Водный кодекс Российской Федерации", постановлением администрации Новосибирской области от 08.09.2008 N 254-па "Об утверждении перечня городов и других населенных пунктов Новосибирской области, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, и резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" утвержден перечень городов и других населенных пунктов Новосибирской области, в которых необходимо организовать системы резервных водозаборов. Однако, ввиду дефицита финансовых средств местных бюджетов, реализация запланированных мероприятий не осуществляется. Водные объекты и источники питьевого водоснабжения имеют важнейшее значение для социально-экономического развития Новосибирской области. Загрязнение водных объектов при отсутствии водоочистных сооружений либо недостаточной барьерной роли действующих сооружений по водоочистке сохраняет острой проблему водообеспечения во многих муниципальных образованиях Новосибирской области и создает серьёзную опасность для здоровья населения. Работа по поддержанию стабильного функционирования систем водоснабжения и водоотведения в Новосибирской области, их развития, проведения мероприятий по реконструкции, совершенствованию технологических процессов, внедрению новейшего оборудования и современных материалов, а также резервирования воды на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды на случай чрезвычайной ситуации должна быть продолжена в рамках долгосрочной целевой программы. В случае отсутствия программно-целевого подхода к проблемам водоснабжения и водоотведения развитие данных систем будет проводиться только как ответные мероприятия на возникающие чрезвычайные ситуации технического и эпидемиологического характера. В этом случае к 2017 году предполагаемый средний износ оборудования систем водоснабжения и водоотведения в Новосибирской области достигнет более 75%, более 30% населения области будут пить воду негарантированного качества, произойдет увеличение потребления энергетических ресурсов в результате увеличения потерь в процессе производства и доставки питьевой воды потребителям; значительно ухудшится экологическое состояние источников питьевого водоснабжения на территории Новосибирской области - не будет обеспечено техническое перевооружение и реконструкция отрасли, сокращение удельных расходов и потерь воды, уменьшение сбросов сточных вод и выбросов загрязняющих веществ в водоемы. IV. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках программно-целевого подхода Значимость и актуальность обозначенных проблем в сфере водоснабжения и водоотведения требует сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с модернизацией и развитием инженерных сетей и сооружений водопроводно-канализационного хозяйства Новосибирской области, и, с другой стороны, выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих улучшение качества и увеличение доступности предоставления услуг населению Новосибирской области по водоснабжению и водоотведению. Актуальность решения обозначенных вопросов, направленных на улучшение качества и продолжительности жизни населения, определяется Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011- 2015 годы" и постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 "О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года". Для модернизации и развития инженерных сетей и сооружений водопроводно-канализационного хозяйства Новосибирской области, улучшения качества и увеличения доступности предоставления услуг населению Новосибирской области по водоснабжению и водоотведению Новосибирской области целесообразно использовать программно-целевой метод с целью решения указанных проблем, поскольку они: входят в число приоритетов для формирования целевых программ, а их решение позволит обеспечить возможность улучшения качества жизни населения; не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера в течение длительного времени; носят комплексный характер и их решение окажет значительный эффект на общее экономическое развитие Новосибирской области. Использование программного подхода обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы. V. Механизм реализации Программы, система управления Заказчиком-координатором Программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее - Министерство). Реализация и финансирование Программы осуществляются в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании соглашений, заключаемых Министерством с органами местного самоуправления Новосибирской области, муниципальных контрактов (договоров), заключаемых с поставщиками товаров, работ и услуг. Министерство ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям. При необходимости вносит предложения об изменении или продлении срока реализации Программы. В случае неисполнения отдельных мероприятий Программы неосвоенные бюджетные ассигнования без внесения соответствующих изменений в Программу перераспределению на другие мероприятия Программы не подлежат и не расходуются. В случае нарушения целевых показателей и (или) сроков проведения мероприятий Программы их финансирование не осуществляется до внесения соответствующих изменений в Программу. Министерство осуществляет текущий контроль за целевым и эффективным расходованием средств областного бюджета. VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы 1. Возможные варианты решения проблемы водоснабжения. Цикл подготовки питьевой воды включает в себя забор воды из природных источников, очистку воды и транспортировку ее до потребителя. В качестве источников используются поверхностные и подземные воды. Очистка воды производится на водопроводных станциях, и доставка ее производится по трубопроводам в централизованных системах водоснабжения. Часть населения в муниципальных образованиях Новосибирской области осуществляют забор воды для хозяйственно-питьевых нужд из колодцев и индивидуальных скважин. Основное внимание в Программе уделено развитию и модернизации централизованных систем водоснабжения. Безопасность воды в системах централизованного водоснабжения у потребителя зависит от качества природной воды, степени ее очистки и качества водопроводных сетей. Различные варианты развития систем централизованного водоснабжения зависят также от чистоты водоисточника, технологии водоочистки. Пятая часть поверхностных и подземных источников питьевого водоснабжения области не отвечает санитарным нормам и правилам, в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны. Водоснабжение населения г. Новосибирска является централизованным. В соответствии с программными целями основной задачей для города является безопасность воды. Она достигается модернизацией и развитием действующих сооружений, заменой изношенных участков сетей и восстановлением поврежденных участков. Водоснабжение муниципальных образований Новосибирской области. Практически все эксплуатируемые водопроводные станции нуждаются в реконструкции. Износ трубопроводов достигает более 70%. Технические проблемы безопасности воды и обеспечения необходимой производительности водопроводных станций стоят здесь гораздо острее, чем в г. Новосибирске. Системы водоснабжения в сельской местности, из которых в восстановлении нуждаются 18%, в реконструкции 52%, представлены, в основном, локальными водопроводами. Качество питьевой воды в системах водоснабжения в сельских поселениях контролируется по относительно небольшому числу показателей, иногда не более 15. Таким образом, для сельских поселений являются актуальным как обеспечение безопасности воды, так и увеличение производительности систем централизованного водоснабжения. Общая производительность новых станций по водоподготовке, которые необходимо построить в населенных пунктах области, должна составить не менее 50 тыс. куб. метров в сутки. Децентрализованные системы необходимо рассматривать только как дополнительные для временного решения задач водоснабжения в сельской местности, в чрезвычайных ситуациях, предоставление дополнительных услуг на коммерческой основе. Так как внутренним водопроводом оборудованы лишь 30% жилого фонда муниципальных образований Новосибирской области, и водопользование в данном случае осуществляется из водоразборных колонок, часть населения пользуется водой из шахтных и мелкотрубчатых колодцев, а также открытых водоемов, то особенно актуальной является цель - строительство водопроводных сетей. В некоторых населенных пунктах используется привозная вода. Поэтому актуальным при реализации Программы является развитие блочных систем подготовки питьевой воды. Учитывая социальную значимость качественного водоснабжения, необходимо предусмотреть мероприятия по установке в проблемных поселениях новых видов оборудования и фильтров очистки питьевой воды в детских образовательных и оздоровительных учреждениях (применение фильтров коллективного пользования). Таким образом, анализ вариантов решения проблемы водоснабжения Новосибирской области показывает, что основной путь развития - это строительство и реконструкция централизованных систем водоснабжения. Развитие нецентрализованных систем водоснабжения может быть дополнением к централизованным системам. 2. Возможные варианты решения проблемы водоотведения. Система водоотведения состоит из канализационной сети, собирающей и транспортирующей сточные воды до станции очистки сточных вод. Очищенные сточные воды обеззараживаются и сбрасываются в водные объекты. Преимущественно в сельской местности сточные воды собираются и сбрасываются в выгребные ямы. Из санитарных и экологических соображений генеральный путь решения проблемы водоотведения в области - это развитие централизованных систем водоотведения. Водоотведение г. Новосибирска. В г. Новосибирске централизованными системами водоотведения охвачено всё население. Основной технической целью в части водоотведения в городе является достижение нормативных показателей качества очистки сточных вод. Анализ работы сооружений показывает необходимость их модернизации с применением современных технологий и развития мощностей. Актуальной является задача минимизации экологических рисков при утилизации осадков сточных вод. Минимизация экологического ущерба достигается и за счет уменьшения утечек из сети коллекторов сбора сточных вод. Водоотведение в муниципальных образованиях Новосибирской области. Системами централизованного водоотведения охвачено только 54% населенных пунктов Новосибирской области, остальная часть населения используют примитивные средства очистки сточных вод типа выгребных ям. С учетом реальных норм водопотребления и перспектив развития систем централизованного водоснабжения необходимо увеличивать производительность станций очистки сточных вод путем реконструкции и развития существующих, а также строительства новых объектов. Протяженность коллекторных сетей без г. Новосибирска - 855 километров, степень износа достигает 60%, прогнозируемая протяженность сетей, которые необходимо построить и реконструировать - 30 километров. В сельских поселениях почти весь осадок сточных вод утилизируется на полях орошения. Внедрение современных технологий потребует строительства установок по обезвоживанию осадка. 3. Возможные варианты решения проблемы дефицита водоснабжения. Исходя из расчетных данных по снабжению населения Новосибирской области водой на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды, принимая во внимание расчетные расходы на пожаротушение полив и пр., необходимо осуществлять строительство водозаборных скважин с учетом перспективы развития муниципальных образований Новосибирской области. Для защиты водоисточников от антропогенных загрязнений в Программе предлагается проведение мероприятий по обустройству зон санитарной охраны на водозаборных скважинах и тампонаж вышедших из строя и неподлежащих дальнейшей эксплуатации скважин. В целях реализации постановления администрации Новосибирской области от 08.09.2008 N 254-па "Об утверждении перечня городов и других населенных пунктов Новосибирской области, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, и резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" необходимо осуществить мероприятия по устройству систем резервных водозаборов в муниципальных образованиях Новосибирской области. При реализации любого из вышеизложенных вариантов существует риск сокращения финансирования Программы. Муниципальные образования без средств, выделяемых из областного бюджета Новосибирской области, не смогут проводить строительство и реконструкцию систем по водоснабжению, водоотведению и резервированию запасов воды. Кроме того, уменьшение финансирования и (или) неэффективное управление может повлечь ухудшение ситуации с водоснабжением и водоотведением, а также ухудшение материально-технической базы предприятий ЖКХ, особенно сельских. К возможным рискам реализации Программы, помимо сокращения финансирования, можно отнести: неэффективность организации и управления процессом реализации Программы; необоснованное перераспределение средств, определенных Программой в ходе ее исполнения; отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации Программы. VII. Оценка объема предполагаемого финансирования и предложения по его источникам Финансирование реализации Программы планируется осуществлять из следующих источников: средства федерального бюджета, в рамках реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы" и федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года"; средства областного бюджета Новосибирской области; средства бюджетов муниципальных образований Новосибирской области; внебюджетные источники, в том числе привлеченные средства государственных или иных инвесторов. Таким образом, общая стоимость реализации Программы за счет средств бюджетов всех уровней по прогнозным данным составит 3713080,0 тыс. рублей. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области составит 2350,18 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 375000,0 тыс. рублей; в 2013 году - 375000,0 тыс. рублей; в 2014 году - 400046,0 тыс. рублей; в 2015 году - 400046,0 тыс. рублей; в 2016 году - 400046,0 тыс. рублей; в 2017 году - 400046,0 тыс. рублей. Софинансирование из бюджетов муниципальных образований Новосибирской области составит 185654,0 тыс. рублей, внебюджетные источники - 556962,0 тыс. рублей, предполагаемое софинансирование из федерального бюджета составит 620280,0 тыс. рублей. VIII. Предполагаемый перечень проектов и основных направлений реализации мероприятий, достаточный для решения задач и достижения целей Программы Для достижения поставленной цели и выполнения намеченных задач предлагается реализация программных мероприятий по следующим направлениям: строительство водопроводных сетей с учетом подключения всех домовладений соответствующего муниципального образования Новосибирской области; строительство станций по водоподготовке (насосно-фильтровальные станции, станции обезжелезивания и деманганации, модульные установки по водоочистке, комплексные фильтры); реконструкция и модернизация станций по водоподготовке; реконструкция водопроводных сетей с применением отечественных передовых технологий и материалов; строительство канализационных сетей с применением отечественных передовых технологий и материалов; строительство канализационных очистных сооружений (в том числе канализационных насосных станций, сооружений механической и биологической очистки, сооружений по обработке и обезвоживанию осадка); реконструкция канализационных очистных сооружений (в том числе канализационных насосных станций, сооружений механической и биологической очистки, сооружений по обработке и обезвоживанию осадка); реконструкция канализационных сетей с применением отечественных передовых технологий и материалов; строительство водозаборных скважин, расчетный дебит которых должен соответствовать требуемому водопотреблению населением на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды, с учетом перспективы развития соответствующего населенного пункта; устройство систем резервных водозаборов в муниципальных образованиях Новосибирской области, перечень которых утвержден постановлением администрации Новосибирской области от 08.09.2008 N 254-па "Об утверждении перечня городов и других населенных пунктов Новосибирской области, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, и резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения"; строительство резервуаров чистой воды и других сооружений-накопителей для обеспечения необходимого запаса воды на случай аварийных и чрезвычайных ситуаций. IX. Обоснование эффективности Программы Реализация мероприятий Программы позволит достичь цели по обеспечению населения эпидемиологически безопасной водой в нужном количестве для удовлетворения хозяйственно-бытовых потребностей, включая потребности коммунальных инфраструктур, систем наружного пожаротушения с разработкой соответствующих технических решений и бизнес-планов по доочистке воды до норм питьевого качества. В рамках реализации Программы будет осуществляться проектирование, строительство и реконструкция необходимых сооружений на водоисточниках, станций очистки питьевых и сточных вод, прокладка водопроводных и канализационных сетей, устройство систем резервных водозаборов в муниципальных образованиях Новосибирской области. В результате реализации Программы будет обеспечено: устройство 25 систем водоподготовки; проведение ремонтно-строительных работ более 450 км водопроводных и канализационных сетей; строительство 80 водозаборных скважин, перспективных для водоснабжения области; предотвращение угрозы масштабного загрязнения и истощения водоносных горизонтов путем проведения ликвидационного тампонажа более 20 не подлежащих восстановлению скважин в муниципальных образованиях Новосибирской области; устройство систем резервных водозаборов. Социально-экономическими эффектами Программы станут: повышение качества воды, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения Новосибирской области; обеспечение технической надежности централизованных систем водоснабжения и водоотведения; снижение удельного водопотребления, повышение эффективности управления сооружениями водопроводно-канализационного комплекса, восстановление наиболее изношенных участков и сооружений, организация учета потребления и переход на оплату измеренного объема, сокращение неучтенных потерь, сокращение переменных эксплуатационных расходов (электроэнергия, реагенты, зарплата, аварийные ремонты и т.д.). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|