Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 30.07.2012 № 243-рп

 



                 ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ                  

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ                             


                        от 30.07.2012 N 243-рп                        

                            г.Новосибирск                             

   Об утверждении концепции развития и поддержки добровольчества и    
 благотворительной деятельности в Новосибирской области на 2012-2016  
                                 годы                                 


       В целях создания условий для формирования активной  гражданской
позиции  населения,  укрепления  межсекторного взаимодействия в рамках
развития системы добровольчества и  благотворительной  деятельности  в
Новосибирской области:
       1.  Утвердить  прилагаемую  концепцию  развития   и   поддержки
добровольчества   и  благотворительной  деятельности  в  Новосибирской
области на 2012-2016 годы (далее - Концепция).
       2.   Рекомендовать   органам    местного    самоуправления    в
Новосибирской   области   в   рамках   своей   компетенции,  социально
ориентированным  некоммерческим   организациям   и   бизнес-сообществу
активизировать  работу  по  развитию  и  поддержке  добровольчества  и
благотворительной деятельности, учитывая основные положения Концепции.
       3. Контроль за исполнением настоящего  постановления  возложить
на заместителя Губернатора Новосибирской области Козодоя В.И.



Губернатор Новосибирской области                          В.А. Юрченко



                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                 Новосибирской области
                                               от 30.07.2012  N 243-рп
                                                                      

                                  КОНЦЕПЦИЯ                           
          развития и поддержки добровольчества и благотворительной    
        деятельности в Новосибирской области на 2012-2016 годы        
                                                                      
                                 I. Введение                          

       Содействие  развитию  и  поддержке  практики  благотворительной
деятельности   граждан   и   организаций,   а   также  распространению
добровольческой деятельности  отмечены  как  приоритетные  направления
социальной  и  молодежной  политики  как  на  федеральном,  так  и  на
региональном уровнях.
       Добровольчество  является  практикой  милосердия  и  институтом
самовоспитания граждан с активной жизненной позицией.
       В последние годы наблюдается устойчивый рост  числа  граждан  и
организаций,   участвующих   в   благотворительной  и  добровольческой
деятельности,  расширяются  масштабы   реализуемых   благотворительных
программ и проектов.
       На   государственном   уровне   приняты   системные    решения,
направленные    на   стимулирование   общества   активнее   заниматься
добровольческой и благотворительной деятельностью.
       Серьезным импульсом послужило принятие ряда  документов  таких,
как  Федеральный  закон  от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации   по   вопросу
поддержки   социально   ориентированных  некоммерческих  организаций",
Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую    Налогового    кодекса    Российской    Федерации   в   части
совершенствования   налогообложения   некоммерческих   организаций   и
благотворительной   деятельности",  а  также  Концепция  долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации  на  период  до
2020   года,   утвержденная   распоряжением  Правительства  Российской
Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.
       В Новосибирской области  приняты  Закон  Новосибирской  области
от 12.07.2004   N 207-ОЗ   "О   молодежной  политике  в  Новосибирской
области", Закон  Новосибирской  области  от  07.11.2011   N 139-ОЗ  "О
государственной  поддержке  социально  ориентированных  некоммерческих
организаций в Новосибирской области".
       Отдельной  новацией  стало  принятие  Федерального  закона   от
06.05.2011  N 100-ФЗ  "О  добровольной  пожарной охране", которым было
введено   новое    направление    добровольческой    деятельности    и
законодательно закреплено понятие "добровольный пожарный".
                        
                        II. Общие положения                      
                                                                      
       Концепция    развития    и    поддержки    добровольчества    и
благотворительной  деятельности  в  Новосибирской области на 2012-2016
годы (далее - Концепция) разработана  в  целях  создания  условий  для
развития активной гражданской позиции населения области.
       В  Концепции  уточняются  цели,  задачи  и  принципы   развития
благотворительной   деятельности  и  добровольчества  в  Новосибирской
области, место  и  роль  органов  государственной  власти  и  местного
самоуправления,  социальных  институтов, некоммерческих организаций по
развитию и поддержке благотворительной деятельности и  добровольчества
в Новосибирской области.
       Нормативную и правовую основу настоящей  Концепции  составляют:
Конституция     Российской    Федерации;    Концепция    долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации  на  период  до
2020   года,   утвержденная   распоряжением  Правительства  Российской
Федерации  от 17.11.2008  N 1662-р;  Концепция   содействия   развитию
благотворительной   деятельности   и   добровольчества   в  Российской
Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 30.07.2009  N 1054-р; Стратегия государственной молодежной политики
в  Российской  Федерации,  утвержденная  распоряжением   Правительства
Российской   Федерации  от 18.12.2006  N 1760-р;  Закон  Новосибирской
области от 12.07.2004 N 207-ОЗ "О молодежной политике в  Новосибирской
области";  Закон  Новосибирской  области  от  07.11.2011  N 139-ОЗ  "О
государственной  поддержке  социально  ориентированных  некоммерческих
организаций  в  Новосибирской  области";  постановление  Правительства
Новосибирской   области    от 17.09.2010    N 139-п    "Об утверждении
долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка общественных
инициатив и развития институтов гражданского общества в  Новосибирской
области на 2011-2016 годы".
       Настоящая Концепция является документом, раскрывающим  основные
направления  развития добровольческой и благотворительной деятельности
в  Новосибирской  области  в  среднесрочной  перспективе   как   формы
социальной самоорганизации.
       Концепция является основой для нормотворческой  деятельности  и
разработки    программ    и   проектов,   направленных   на   развитие
добровольческого движения в Новосибирской области.
                                                                      
          III. Основные понятия, применяемые в настоящей Концепции    
                                                                      
       Корпоративное   добровольчество   -    действия    коммерческих
организаций,  направленные  на  поощрение  и  поддержку безвозмездного
участия своих работников в жизни местного сообщества и при  сохранении
рабочего места и частичном/полном сохранении заработной платы.
       Молодежное  добровольчество  -  добровольческая   деятельность,
осуществляемая  молодыми  людьми  самостоятельно  или  через участие в
работе молодежных организаций или молодежных объединений.
       Экологическое добровольчество -  добровольческая  деятельность,
осуществляемая   для  поддержания  или  восстановления  экологического
равновесия на местном (локальном) уровне или  на  месте  экологических
катаклизмов.
       Правозащитное добровольчество -  добровольческая  деятельность,
осуществляемая  для расширения социальных возможностей для защиты прав
и свобод человека и гражданина.
       Семейное  добровольчество  -  добровольческая  деятельность   и
добровольный труд двух и более членов семьи.
       Детское   добровольчество   -   добровольческая   деятельность,
осуществляемая  детьми  самостоятельно  или  через  участие  в  работе
детских организаций и детских объединений, а также  в  дошкольных  или
образовательных учреждениях.
       Инфраструктура  поддержки   добровольчества   -   условия   для
поддержки   добровольческой  деятельности. В инфраструктуру включаются
нормативно-правовая  база,  субъект  реализации  Концепции,  институты
поддержки,    формы   государственной   и   муниципальной   поддержки,
мероприятия, информационные площадки и др. Инфраструктура строится  на
международном,    федеральном,   региональном   и   местном   уровнях.
Формирование   инфраструктуры    поддержки    добровольчества    может
осуществляться в рамках разработки и реализации региональных и местных
программ развития в Новосибирской области.
       Механизм  вовлечения  в  благотворительную  и   добровольческую
деятельность различных категорий граждан - деятельность по привлечению
к   благотворительной   и   добровольческой   деятельности   различных
категорий граждан.
       Формы  добровольческой  деятельности  -  формы  самоорганизации
граждан    для    решения   социальных   задач   через   осуществление
добровольческой деятельности.
                                                                      
          IV. Анализ состояния добровольчества и благотворительной    
                   деятельности в Новосибирской области                    
                                                                      
       В  настоящее  время   на   территории   Новосибирской   области
зарегистрировано  более 4600 некоммерческих организаций. Каждая вторая
активно  работающая   некоммерческая   организация   привлекает   труд
добровольцев.
       Наиболее комплексно подошли к развитию добровольчества в городе
Новосибирске.  В  2007  году  создан  и  приступил  к  работе Совет по
поддержке и развитию добровольческого движения в городе  Новосибирске.
Совет создан по инициативе управления общественных связей мэрии города
Новосибирска  и  является  коллегиальным   органом   по   рассмотрению
вопросов, возникающих в сфере добровольческой деятельности организаций
и граждан, действующих на территории города Новосибирска.
       Основными задачами Совета являются:
       поддержка  и  развитие  добровольческого  движения   в   городе
Новосибирске;
       координация действий  общественных  организаций  и  структурных
подразделений   мэрии  города  Новосибирска  в  сфере  добровольческой
деятельности;
       участие в  подготовке  и  экспертизе  проектов  правовых  актов
мэрии,  планов и решений по вопросам развития добровольчества в городе
Новосибирске;
       содействие   привлечению   жителей   города   Новосибирска    к
добровольческому движению.
       В   2009   году   Советом   разработана   стратегия    развития
добровольческого  движения  в  городе  Новосибирске  в  соответствии с
Концепцией  содействия  развития  благотворительной   деятельности   и
добровольчества  в Российской Федерации. Ежегодно Советом утверждается
программа  мероприятий  по  поддержке  и   развитию   добровольческого
движения  в  городе  Новосибирске,  в  которую включены предложения не
только членов Совета, но и некоммерческих организаций.
       По инициативе Совета по поддержке и  развитию  добровольческого
движения  в  городе Новосибирске в мае 2010 года создан центр развития
добровольчества   на   базе   муниципального   бюджетного   учреждения
"Координационный   центр   "Активный  город".  Основной  целью  центра
является выявление, объединение, консолидация на  уровне  города  всех
добровольческих инициатив. Основными координаторами в районах являются
старшие администраторы ресурсных центров общественных объединений.
       Начиная с 2008 года в городе  ежегодно  проходит  "День  Добра"
накануне  Всемирной  Недели Добра, что дает хороший старт для поднятия
активности в участии  некоммерческих  организаций,  бизнес-структур  и
населения в целом в добровольческих акциях.
       В   целях   развития   добровольческого   движения   в   городе
Новосибирске,  выражения  публичной  благодарности  людям,  которые на
добровольческой основе помогают  решать  социальные  проблемы  жителей
города  Новосибирска,  стимулирования  активности  граждан  в  решении
проблем  местного  сообщества,  с 2007  года  в  городе   Новосибирске
проходит  городской конкурс "Доброволец года". За четырехлетний период
проведения  конкурса  в  3  раза  увеличилось  количество   участников
конкурса и в 4,5 раза количество победителей.
       С марта 2006 года в городе Новосибирске ведет активную работу в
сфере   молодежной   политики   государственное  бюджетное  учреждение
Новосибирской области "Дом молодежи" (далее - ГБУ НСО "Дом молодежи").
ГБУ   НСО  "Дом  молодежи"  занимается  реализацией  сразу  нескольких
приоритетных направлений молодежной политики. На сегодняшний день  ГБУ
НСО  "Дом молодежи" запускает и реализует проекты в различных отраслях
социальной  и  молодежной  политики,  в  частности,  направленных   на
развитие добровольческих и благотворительных инициатив.
       Из года в  год  растет  количество  участников  добровольческих
акций.  В  2010 году  в  добровольческих  акциях приняло участие более
21000 жителей.
       На территории Новосибирской области по состоянию на  15.05.2012
зарегистрировано   более   600   благотворительных   организаций.  Как
показывает статистика количество подобных организаций с  каждым  годом
растет.
       Яркими представителями  благотворительного  движения  в  городе
Новосибирске  являются: благотворительный фонд "Подари жизнь", детский
благотворительный  фонд  "Солнечный  город",  благотворительный   фонд
"Созвездие сердец", благотворительный фонд "Защити жизнь".
       Данные организации привлекают к своей деятельности широкий круг
участников.   В   рамках  деятельности  благотворительных  организаций
развиваются  такие  основные  направления,  как  детское,  молодежное,
семейное, корпоративное добровольчество.
       Основной миссией данных организаций является:
       содействие   развитию   благотворительной   и   добровольческой
деятельности с целью оказания помощи нуждающимся слоям общества;
       объединение       неравнодушных       людей,       занимающихся
благотворительностью,  и  оказание  помощи  в  их благом деле, а также
просвещение тех, кто еще только задумывается о  благотворительности  и
хотел бы об этом узнать больше;
       повышение   прозрачности   благотворительной   деятельности   и
повышение доверия к благотворительным фондам, в том числе через борьбу
с мошенниками  (как  "профессиональными"  просителями  помощи,  так  и
"нечистоплотными" фондами).
       Однако,   несмотря   на   активную    деятельность    социально
ориентированных     некоммерческих     организаций,     поддерживающих
благотворительную  деятельность  и  привлекающих  большое   количество
добровольцев,  процент  граждан  Новосибирской области, не принимающих
участие в добровольческой деятельности, остается достаточно высоким  и
составляет 89%.
       Среди  основных  проблем,  препятствующих  более  продуктивному
развитию добровольчества в Новосибирской области, следует отметить:
       недостаточно  развитые  межсекторные  механизмы  взаимодействия
(власть - бизнес - общество);
       потребность в формировании информационных площадок  для  обмена
лучшими социальными практиками;
       необходимость постоянного повышения квалификации  руководителей
добровольческих отрядов и организаций;
       необходимость в системном подходе к координации добровольческой
деятельности;
       недостаточное  развитие  механизмов  вовлечения   и   мотивации
граждан,   проживающих   на   территории   Новосибирской   области   в
добровольческую деятельность;
       недостаточный уровень развития социальной рекламы, направленной
на пропаганду добровольческих инициатив.

        V. Цель и задачи развития добровольчества и благотворительной 
                 деятельности в Новосибирской области                 
                                                                      
       Основной   целью   реализации   Концепции   является   развитие
добровольческой   деятельности,  массового  добровольческого  движения
посредством  популяризации  благотворительной   деятельности,   образа
добровольца  в  обществе  и  создание  условий  для эффективной работы
добровольческих организаций.
       Для достижения поставленной цели необходимо  решение  следующих
задач:
       формирование условий для расширения  объемов  благотворительных
пожертвований граждан и организаций;
       обеспечение роста  числа  добровольческих  и  благотворительных
организаций;
       создание   регионального   и   муниципального   банка   данных,
содержащего       актуальную     информацию     о     благотворителях,
благотворительных организациях,  благополучателях и добровольцах;
       создание  системы  стимулирования  и   вовлечения   граждан   в
добровольческую деятельность;
       создание системы  образовательных  программ  и  образовательных
площадок для обучения добровольческой деятельности;
       создание   межсекторного   механизма   взаимодействия   органов
государственной     власти,     органов    местного    самоуправления,
бизнес-структур, социально ориентированных некоммерческих  организаций
и гражданских инициатив для поддержки добровольчества;
       создание информационной системы сопровождения добровольческих и
благотворительных  акций  (социальная  реклама, публикации в средствах
массовой     информации и т.д.);
       развитие социальной рекламы.

          VI. Основные формы и направления развития добровольчества   
          и благотворительной деятельности в Новосибирской области    

       Основными  формами  развития  и  поддержки  добровольчества   и
благотворительной деятельности являются:
       образовательное  стимулирование - предоставление   добровольцам
возможности  участия  в  образовательных  программах на бесплатной или
льготной основе, приобретение опыта работы  в  различных  направлениях
деятельности и т.д.;
       информационное  стимулирование  -   доступ   к   информационным
источникам    и    материалам   таким,   как   библиотечная   система,
научно-исследовательские разработки, новые технологии и др.;
       досуговое  (нематериальное)  стимулирование  -   предоставление
возможностей   организации  досуга,  например,  бесплатного  посещения
проводимых учреждением  культуры  мероприятий,  скидок  на  продукцию,
услуги и т.д.;
       стимулирование   через    социальное    признание - подписанные
известными   авторитетными  людьми  (политиками,  деятелями  культуры)
благодарности и рекомендации для дальнейшей  профессиональной  и  иной
деятельности (дальнейшее стимулирование посредством наград "Доброволец
года", "Национальная награда в области добровольчества");
       повышение  статуса  организаций,   а   также   отдельных   лиц,
осуществляющих добровольческую и благотворительную деятельность, через
постоянное  поддержание   диалога   с   ними   руководителей   органов
государственной власти и органов местного самоуправления;
       региональные и местные программы индивидуального стимулирования
добровольчества и благотворительной деятельности;
       региональные   и   местные   субсидии   и   гранты    социально
ориентированным      некоммерческим     организациям,     привлекающим
добровольческие ресурсы;
       передача на аутсорсинг социально ориентированным некоммерческим
организациям,   привлекающим  добровольческие  ресурсы,  решения  ряда
социальных задач;
       активное содействие формированию, функционированию  и  развитию
инфраструктуры добровольчества и благотворительной деятельности.
       Основными направлениями развития  и  поддержки  добровольчества
являются:
       совершенствование  нормативной  правовой   базы   Новосибирской
области в сфере добровольчества и благотворительной деятельности;
       формирование   инфраструктуры   поддержки   добровольчества   и
благотворительной деятельности в Новосибирской области;
       создание системы  профессиональной  подготовки  специалистов  и
организаторов добровольческих работ;
       формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и
практики добровольчества и благотворительной деятельности в обществе;
       выработка механизмов вовлечения в добровольческую  деятельность
различных категорий граждан;
       совершенствование межсекторного взаимодействия между различными
субъектами   правоотношений   в  области  развития  добровольчества  и
благотворительной деятельности в таких  направлениях,  как  социальная
защита  населения,  молодежная политика, образование, культура, наука,
физическая культура и спорт, здравоохранение.
       Необходимость  государственного  стимулирования  разработки   и
реализации  совместных  программ с государственным и негосударственным
сектором,    создание     информационной     системы     сопровождения
добровольческих   и   благотворительных   акций  (социальная  реклама,
публикации в средствах массовой информации и т.д.).

           VII. Принципы, механизмы и условия реализации Концепции    
                                                                      
       В основе реализации Концепции лежит общественно-государственный
принцип   межсекторного   взаимодействия,  в  соответствии  с  которым
максимально используется  потенциал  власти,  социально-ответственного
бизнеса и общества.
       Механизмами реализации Концепции являются:
       разработка и утверждение планов мероприятий,  целевых  программ
по реализации Концепции на соответствующие годы, с учетом актуальности
программ;
       популяризация в  средствах  массовой  информации  материалов  о
благотворительной  и  добровольческой  деятельности, благотворительных
организациях и добровольцах;
       повышение  уровня  общественной   значимости   и   престижности
благотворительности и добровольчества;
       проведение на областном  и  муниципальном  уровнях  мониторинга
процесса   создания   инфраструктуры   поддержки   добровольчества   и
благотворительной деятельности с целью получения обратной связи.
       Условиями  реализации  Концепции  является  наличие  ресурсного
обеспечения, включающего:
       финансовые ресурсы, предусматриваемые в бюджетах разных уровней
и получаемые из внебюджетных источников;
       территориальные ресурсы, то  есть  определение  местонахождения
центров поддержки добровольческих инициатив;
       кадровые ресурсы;
       методические рекомендации.

              VIII. Ожидаемые результаты и оценка эффективности       
                            реализации Концепции                      

       Реализация настоящей Концепции позволит к 2016 году:
       увеличить  число   граждан   и   организаций,   участвующих   в
добровольческой и благотворительной деятельности;
       создать   условия   перехода   от   пожертвований   граждан   и
организаций,   участвующих   в   добровольческой  и  благотворительной
деятельности, к социальным инвестициям указанных субъектов;
       сформировать  инфраструктуру  для  устойчивого  и  планомерного
развития    добровольчества   и   благотворительной   деятельности   в
Новосибирской   области,    способствующую    формированию    активной
гражданской позиции и ответственности;
       повысить эффективность  социальных  программ  с  целью  решения
приоритетных задач;
       сформировать привлекательный образ благотворителя и добровольца
у населения Новосибирской области;
       сформировать   региональный   и   муниципальный   банк   данных
благотворителей, благотворительных организаций и добровольцев, готовых
принимать участие  в  той  или  иной  деятельности,  а  также  оказать
имущественную или финансовую помощь нуждающимся;
       создать  систему  общественного  признания  добровольческой   и
благотворительной деятельности.


                                ____________                          


Информация по документу
Читайте также