Расширенный поиск
Постановление Администрации Новосибирской области от 03.08.1994 № 306АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ От 03.08.1994 г. N 306 Утратит силу с 01 января 1998г. - Постановление Главы администрации Новосибирской области от 16.12.97 г. N 702 О Программе неотложных мер по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы по Новосибирской области В целях совершенствования обеспечения охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.94 N 158 "О Государственной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы": 1. Утвердить прилагаемую программу неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы, представленную областным центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора и управлением здравоохранения администрации области. Комитетам, управлениям и отделам администрации области, мэрии г. Новосибирска, администрациям районов и городов области обеспечить реализацию указанной программы. 2. Управлению финансов и налоговой политики администрации области осуществлять финансирование указанной в пункте 1 настоящего постановления Программы в пределах выделенных ассигнований на 1994 год. При разработке проектов областного бюджета на 1995-1996 годы предусматривать ассигнования, необходимые для финансирования этой Программы. 3. Управлению финансов и налоговой политики администрации области, мэрии г. Новосибирска, администрациям районов и городов области: обеспечить финансирование санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполняемых учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в рамках первичной медико-санитарной помощи населению за счет средств областного и местных бюджетов в соответствии с Основными законодательствами Российской Федерации об охране здоровья граждан. 4. Рекомендовать мэрии г. Новосибирска, администрациям районов и городов области разработать и утвердить местные программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы и осуществить их финансирование. 5. Областному центру государственного санитарно - эпидемиологического надзора: усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения; ежегодно докладывать администрации области о санитарно - эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по ее улучшению. Глава администрации Новосибирской области И.И.Индинок ____________________ Приложение Утверждено постановлением Администрации Новосибирской области от 03.08.94 N 306 ПРОГРАММА о неотложных мерах по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы 1. Обоснование В Новосибирской области, как и во всей Российской Федерации, сложилась неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, наблюдаются негативные тенденции к ухудшению состояния здоровья населения и демографической ситуации. Анализ демографической ситуации показывает отрицательный баланс естественного прироста населения. Численность населения начиная с 1992 г., уменьшилась по сравнению с предыдущими годами за 1993 г. естественная убыль населения увеличилась еще на 4,25 тыс. человек. Показатели рождаемости, смертности, брачности отмечаются за последние 3 года наихудшими за все послевоенное время. Рождаемость снизилась с 14,3 (в 1989 г.) до 8,7 (в 1993 г.) на 1000 населения, а в г. Новосибирске до 7,4, смертность возросла с 10,5 до 11,4, продолжалась естественная убыль населения области с - 11,2 (в 1989 г.) до - 4,25 (в 1993 г.). Основными причинами смертности населения являются заболевания органов кровообращения, опухоли, несчастные случаи, заболевания органов дыхания и пищеварения, инфекционные и паразитарные болезни. Особую тревогу вызывает состояние здоровья детей и подростков. По данным углубленных медицинских осмотров дети, относящиеся к "Первой группе здоровья" уже практически не выявляются. Удельный вес практически здоровых детей не превышает в среднем 20% и снижается до 14% в старших классах. Онкологическая заболеваемость населения области значительно превышает показатели по Российской Федерации. Общая и первичная заболеваемость злокачественными заболеваниями возросла на 10%, что трудно объяснить, только естественными природно-экологическими факторами. Больше, чем половина жителей области использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям и нормам. Отмечается ухудшение качества воды в местах питьевого и хозяйственно-бытового водопользования. Опасным в эпидемиологическом отношении является рост бактериального загрязнения воды р. ОБЬ, Иня, Омь и других. В воде этих водоемов обнаруживаются болезнетворные микроорганизмы. Около 50% жителей проживает в условиях постоянного превышения предельно-допустимых концентраций вредных для здоровья веществ в атмосферном воздухе. Увеличивается роль автомобильного транспорта в качестве источника загрязнения воздушной среды. Помимо традиционных сернистых соединений, в воздухе населенных мест, особенно, г. Новосибирска, Искитима, Линево, Бердска и т.д. обнаруживается фенол, формальдегид, фтористый водород, хлор, бензопирен. В последние годы ухудшается качество и структура питания населения. Ежегодно до 10% исследованных проб пищевых продуктов на соответствует медико-биологическим требованиям, санитарным нормам по химическим и микробиологическим показателям. Не снижается уровень загрязнения пищевых продуктов нитратами, пестицидами, токсичными элементами. Опасным для здоровья населения является бессистемное и бесконтрольное захоронение в почву токсичных промышленных и бытовых отходов. Ежегодно в городах и поселках образуется более миллиона тонн твердых бытовых отходов, что при отсутствии индустриальных методов их переработки является мощным фактором, определяющим загрязнение окружающей среды. На рабочих местах в условиях опасных по возникновению профессиональных заболеваний в промышленности и на транспорте трудятся около 400 тыс. человек, в том числе 126 тыс. женщин. Актуальной проблемой остается инфекционная заболеваемость населения. Ежегодно в области регистрируется более 800 тыс. инфекционных заболеваний, экономический ущерб от которых составил в 1993 г. более 107 млрд. рублей. В результате негативное влияние санитарно-эпидемиологической обстановки на здоровье населения становится все более заметным. Основными медико-социальными факторами, определяющими распространение неинфекционных заболеваний, являются дестабилизация социально-экономического положения, проблемы загрязнения окружающей среды, неудовлетворительные условия питания и обитания человека. В определенной степени возникновение этих заболеваний связано с недостаточным вниманием к вопросам формирования здорового образа жизни и, как следствие, распространенности среди населения вредных привычек (курение, алкоголизм), организации питания и физической активности. Сложившаяся в области санитарно-эпидемиологическая обстановка, динамика ее развития за последние годы позволяет прогнозировать ухудшение ситуации. Представленная оценка сегодняшней обстановки, прогноз неблагоприятного дальнейшего развития требует принятия неотложных мер. Данная программа носит межведомственный характер, требует участия в ее разрешении комитетов и управлений областной администрации, органов исполнительной власти городов и районов области, организаций и учреждений министерств и ведомств, должна решаться в рамках целевой Программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы (далее именуется Программа) и соответствующих местных программ, обеспеченных финансовыми и материальными ресурсами. Программа разработана областным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, управлением здравоохранения администрации области во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.94 N 158 "О государственной программе неотложных мер по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994 - 1996 г. 2. Цель и задачи Целями Программы являются стабилизация санитарно - эпидемиологической обстановки, снижения уровня влияния на здоровье человека вредных и опасных факторов среды его обитания, предупреждение инфекционной и профилактики неинфекционной заболеваемости, снижение уровня преждевременной смертности населения. Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение следующих задач: 1. Улучшение качества питьевого водоснабжения, оздоровление воздушного бассейна и почвы. 2. Улучшение структуры и качества питания. 3. Нормализация радиационной обстановки в области, ограничение облучения населения от природных и техногенных источников облучения. 4. Профилактика неинфекционных заболеваний. 5. Охрана здоровья детей и подростков. 6. Предупреждение инфекционных заболеваний. 3. Разработка и определение основных принципов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения, а также механизма ее реализации В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения основывается на следующих основных принципах: - приоритетность вопросов обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия, предупреждения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения при решении народнохозяйственных задач социального и экономического развития области; - первоочередная поддержка (льготная, налоговая, кредитная, инвестиционная) мероприятий, направленных на производство и реализацию безопасной для здоровья продукции, оздоровления окружающей среды и условий жизнедеятельности населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, охрану здоровья и снижение уровня смертности населения; - обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического, производственного и общественного контроля за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации; развитие нормативно-правового регулирования отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболевания населения; - приоритетное финансирование гигиенических, противоэпидемических и оздоровительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия. Реализация данной программы предусматривается путем: - разработки и реализации целевых программ; - приоритетного инвестирования за счет государственных капитальных вложений мероприятий по развитию систем централизованного водоснабжения и канализации, экологически чистых технологий, производства безопасной для здоровья человека продукции и пищевого сырья, а также по охране атмосферного воздуха и созданию соответствующих условий труда. 4. Обеспечение безопасности питьевой воды В области нарастают негативные тенденции в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой. Более 90% коммунальных и 70% ведомственных водопроводов из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений, обеззараживающих установок, а также в результате использования устаревших технологий водоподготовки подают населению воду без соответствующей обработки и низкого качества. Ухудшилось обеспечение водопроводно-канализационного хозяйства реагентами и хлоросодержащими препаратами. Положение с качеством питьевой воды усугубляется с неудовлетворительным санитарно - техническим состоянием водопроводных и канализационных сетей. Недостаточно осуществляется ведомственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из-за отсутствия современного оборудования и приборов. Угрожающая ситуация складывается с загрязнением источников водоснабжения высокотоксичными органическими и неорганическими соединениями из-за неэффективной работы и аварийного состояния очистных сооружений промышленной и бытовой канализации. Все это приводит к серьезным отклонениям качества питьевой воды и ее дефициту. В 1993 г. более 50% исследованных проб на ведомственных водопроводах не отвечали требованиям по санитарно-химическим и более 13% по бактериологическим показателям. По коммунальным водопроводам не отвечали требованиям 35% исследованных проб по санитарно-химическим показателям и 5,5% по бактериологическим показателям. В результате возрастает чистота возникновения среди населения инфекционных и неинфекционных заболеваний, обусловленных действием данного фактора. Основными направлениями организационных, инженерно-технических и научно-исследовательских работ по обеспечению безопасности питьевой воды для здоровья человека являются: - строительство и реконструкция объектов водопроводно - канализационного хозяйства; - снабжение в необходимых объемах водопроводно - канализационного хозяйства реагентами и оборудованием для водоподготовки, а также приборами и устройствами контроля за качеством воды. Предусматривается осуществление следующих мероприятий: - проведение паспортизации всех источников хозяйственно - питьевого водоснабжения, разработка и реализация неотложных мер по повышению их санитарно-эпидемиологической надежности; - создание специализированных служб по техническому обслуживанию и эксплуатации водопроводных сооружений и сетей в сельской местности, а также аварийно-диспетчерских подразделений во всех службах водопроводно-канализационного хозяйства; - развитие и укрепление материально-технической базы ведомственных лабораторий по контролю за качеством питьевой воды; - строительство централизованных водопроводов в населенных пунктах, в которых они отсутствуют; - сокращение объемов использования питьевой воды для технических нужд промышленных предприятий путем внедрения экономических механизмов регулирования водопользования; - расширение производства бытовых и групповых устройств для очистки питьевой воды, снабжение ими детских дошкольных учреждений, школ, общежитий и других организованных коллективов при отсутствии возможности обеспечения их питьевой водой гарантированного качества. 5. Обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшение структуры и качества питания населения За последние годы в области ухудшилось качество питания населения. Особую тревогу вызывает опасное уменьшение, дисбаланс и низкое качество питания населения. В 1993 г. по сравнению с 1992 г. у жителей области калорийность питания снизилась на 22,3%. Потребление мясных продуктов снизилось на 25%, молочных на 27%, рыбных на 32,6%, яиц на 5%, общее потребление белка уменьшилось на 23,8%. Резко уменьшилось потребление продуктов растениеводства (овощи, фрукты, ягоды, бахчевые), например, фруктов и ягод на 33%, а по сравнению с 1993 г. на 43%. Дефицит продуктов питания не обеспечивает потребность в основном пищевых веществах - полноценном белке, жирах, витаминах С, группы В, А, макро - и микроэлементах, пищевых волокнах, что ведет к повышению чувствительности к вредным факторам внешней среды, например, к повреждающему действию тяжелых металлов, которыми загрязнены все среды. Удельный вес неудовлетворительных проб пищевых продуктов по микробиологическим показателям по различным видам продукции достигает до 15,6%, по санитарно-химическим показателям 8,5% проб. Не меняется в лучшую сторону материально-техническая база детских молочных кухонь, в результате не решен вопрос обеспечения детей до 1 года жизни молочной продукцией промышленного производства, а число неудовлетворительных проб по бак. показателям составило 3,3%. Основными направлениями организационных, материально - технических мероприятий по повышению качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшению структуры питания населения являются: - создание условий для получения и производства высококачественного сырья для выработки продукции детского питания; - организация снабжения населения продовольствием с учетом оценки структуры питания и сформированных наборов продуктов питания для различных групп населения; - введение адресных дотаций на питание для беременных женщин, детей в возрасте до трех лет, кормящих матерей из малообеспеченных слоев населения; - обеспечение горячим питанием учащихся школ и средних учебных заведений; - проведение витаминизации готовых блюд в детских дошкольных, оздоровительных и лечебно-профилактических учреждениях; - организация лечебно-профилактического питания для работающих во вредных условиях труда; - развитие сети столовых для обеспечения питания социально незащищенных групп населения; - обеспечение эффективного функционирования системы лицензирования производства и реализации продовольствия, а также сертификации продуктов питания; - экономическое стимулирование предприятий за внедрение прогрессивных технологий, обеспечивающих выпуск пищевой продукции гарантированного качества; - создание специализированных служб по ремонту и техническому обслуживанию производственного, технического и холодильного оборудования за пищевыми объектами. 6. Охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды Более половины населения проживает в условиях постоянного превышения предельно-допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе. Основными источниками загрязнения являются автомобильный транспорт и теплоэлектроцентрали. Более 400 тыс. человек трудятся на производстве, не отвечающим санитарно-гигиеническим нормативам, т.е. каждое 6-ое рабочее место не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. На 67,2% промышленных предприятий отмечено превышение предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. В 25% пробах воздуха выявлено превышение ПДК паров и газов первого и второго классов опасности. В 1993 г. из числа обследованных рабочих мест отмечено несоответствие гигиенических нормативов: по уровням шума - 45,6%, по уровням вибрации - 46,8%, по микроклимату -27%. Вместе с тем, процент охвата медицинскими осмотрами рабочих с вредными профессиями за последние три года снизились по области с 86% до 37%. Сложная обстановка складывается с радиоэкологией. Важной, до конца не изученной проблемой радиоэкологии является влияние ПО "Химконцентрат" на здоровье населения г. Новосибирска, а его хвостохранилище - на радиоактивное загрязнение подземных вод пригородной зоны. Гидрогеологические изыскания, проведенные ПГО "Березовгеология" не исключает возможности фильтрации радионуклеидов из хвостохранилища в подземные водоносные горизонты. Анализ подземных вод питьевого назначения в 30 км. зоне хвостохранилища показал высокую суммарную бетта-активность воды в с. Жеребцов - 444 распада на литр воды в секунду, на станции Мочище - 222 распада на литр в секунду, тогда как в других населенных пунктах от 11 до 75 распадов на литр. Город Новосибирск и пригороды являются неблагополучными по природному Радону - 222. Проведенная первичная ориентировочная работа по отдельным территориям г. Новосибирска выявила 6 очагов интенсивного выделения радона, 26 очагов средней интенсивности и 42 очага умеренного выделения радона, среднее содержание которого на нулевой отметке, на 1 и 2 этажах строений составляло соответственно - 600 распадов на кубический метр воздуха, 16 распадов и 5 распадов при норме 200 распадов на кубический метр воздуха. Серьезной и практически неизученной проблемой является оценка влияния Семипалатинского полигона на окружающую среду во время испытаний ядерного оружия в атмосфере. Архивные данные, сохранившиеся только в областной санэпидемстанции свидетельствуют о высокой плотности загрязнения территории области в период с 1949 по 1992 годы, до 565 кюри на кв. км., что превышало естественный фон в миллион раз. Значительная экологическая нагрузка на население области и особенно г. Новосибирска от других физических факторов окружающей среды. Так, в г. Новосибирске до 30% жилых районов расположено на шумных транспортных магистралях, в зоне интенсивных промышленных и авиационных шумов, только 600-700 тыс. человек подвергаются воздействию повышенных интенсивных уровней шума. В области работает 630 передающих радиотехнических средств, излучающих электромагнитные поля. В г. Новосибирске воздушные линии электропередач проходят по жилой застройке, в результате чего, десятки тысяч людей подвергаются воздействию повышенных уровней электромагнитных полей. Высокие уровни загрязнения вредными веществами атмосферного воздуха городов и поселков, воздуха рабочей зоны и нерешенные вопросы обезвреживания и захоронения токсичных отходов промышленных предприятий обусловливают неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, способствуют повышению уровня заболеваемости населения злокачественными новообразованиями, болезнями органов дыхания, нервной и эндокринной системы. Отмечается увеличение числа врожденных аномалий, осложнений, беременности и родов, профессиональных заболеваний и отравлений. Основными направлениями организационной деятельности, инженерно-технических и научно-исследовательских работ по охране здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных загрязнителей окружающей среды являются: - совершенствование правовой базы в области охраны труда и природоохранных мероприятий по защите окружающей среды; - создание и внедрение экологически безопасных технологий и транспортных средств; - разработка высокоэффективных способов очистки выбросов промышленных предприятий и транспорта; - создание системы экологического мониторинга; - создание системы контроля за условиями труда работающих; Для этого предусматривается осуществления следующих мероприятий: - внедрение государственной системы экологического мониторинга; - создание диагностических комплексов для определения технического состояния автомобилей, содержания загрязняющих веществ в отработанных газах автотранспорта; - строительство транспортных развязок и стоянок (создание транспортных зон), объездных трасс в крупных городах; - проведение инвентаризации образующихся и скопившихся в накопителях и хранилищах отходов и создание банка данных, реализация неотложных мероприятий по их утилизации и захоронению; - выполнение неотложных мер по утилизации, хранению и захоронению радиоактивных отходов и отработанных ядерных материалов, а также проведение рекультивационных мер по восстановлению ранее загрязненных радиоактивными отходами территорий; - создание специальных служб по сбору, утилизации и обезвреживанию промышленных токсичных отходов с учетом их специфики. 7. Обеспечение государственного надзора и контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения В сложившихся социально-экономических условиях осуществление возложенных на учреждения государственного надзора задач по сохранению и поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охране окружающей среды затрудняется из-за недостаточного уровня финансирования этих служб, неудовлетворительной базы и несовершенства научного и методического обеспечения. В целях обеспечения государственного надзора и контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в числе первоочередных мероприятий Программой предусматривается: - создание и внедрение системы социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания человека; - введение регистрации потенциально опасных химических, биологических веществ, импортируемой пищевой продукции и товаров народного потребления, направленной на обеспечение их безопасности для здоровья человека и окружающей среды; - повышение требований за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации объектами промышленности сельского хозяйства и социально-бытовой сферы. Наряду с этим необходимо обеспечение ветеринарно-санитарного контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и продукции животного и растительного происхождения на основании: - создание государственных ветеринарных экспертных объединений; - разработка и внедрение системы ветеринарно-санитарной сертификации продуктов и сырья животного и растительного происхождения. 8. Профилактика неинфекционных заболеваний Возникновение и развитие неинфекционных заболеваний в определенной мере зависит от состояния окружающей среды, образа жизни и вредных привычек, к основным из которых относятся курение, алкоголизм, низкая физическая активность, неправильное питание, избыточная масса тела и другие. Лечение уже развившихся заболеваний не дает должного эффекта и требует больших экономических затрат. Отсутствует постоянно действующая информационно - пропагандистская система санитарно-гигиенического образования населения. Не создаются необходимые условия для повышения его физической активности. В условиях реформирования системы здравоохранения ликвидируются структуры профилактической направленности - кабинеты и центры медицинской профилактики, профпатологические центры, снизилась ответственность руководителей органов и учреждений здравоохранения за организацию и проведение профилактических мероприятий Состояние здоровья населения Российской Федерации заметно ухудшается. Основными направлениями в области профилактики неинфекционных заболеваний наряду с предусмотренными в предыдущих разделах Программы являются: - формирование здорового образа жизни населения, создание условий для повышения его физической активности; - обеспечение доступности для населения необходимых медицинских услуг; - удовлетворение потребностей населения в лекарствах, современном диагностическом и лечебном оборудовании и средствах; - разработка и внедрение правовых, экономических и организационных механизмов повышения заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья; - разработка и осуществление специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наиболее распространенных заболеваний, являющихся причиной преждевременной смертности населения (болезни сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, сахарный диабет, эндемический зоб и другие). Программой предусматривается: - подготовка кадров медицинских работников по вопросам формирования здорового образа жизни и санитарно-гигиенического образования населения; - внедрение в детских дошкольных учреждениях, школах, средних специальных и высших учебных заведениях программ гигиенического обучения, воспитания и формирования здорового образа жизни; - расширение проката кино - и видеофильмов, пропагандирующих здоровый образ жизни, в том числе посвященных борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией; - обеспечение издания популярной литературы для населения по вопросам профилактики заболеваний; - ежегодное проведение Дней здорового образа жизни с широким освещением их в местных средствах массовой информации и привлечением видных общественных деятелей, ученых, артистов и спортсменов; - создание научно-технических предприятий, обеспечивающих экспериментальную разработку и тиражирование современных средств гигиенического воспитания и обучения, пропаганду здорового образа жизни и профилактики заболеваний; - организация благотворительных фондов с целью улучшения материальной базы детских дошкольных, школьных учреждений, средних специальных учебных заведений, проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, организации совместного досуга родителей и детей по месту учебы и жительства; - создание сети автоматизированных диагностико-консультативных и физкультурно-оздоровительных кабинетов при спортсооружениях, санаториях-профилакториях и медсанчастях; - восстановление в структуре лечебно-профилактических учреждений смотровых кабинетов; - создание в центрах медицинской профилактики кабинетов психологической помощи; - разработка и реализация противораковых программ для территорий с повышенной онкологической заболеваемостью населения; - создание специализированных баз данных по канцерогенным веществам, используемых в регионах; - измерение артериального давления у всех школьников один раз в год, обучение родителей детей из групп риска измерению артериального давления; - внедрение программ мониторирования основных сердечно-сосудистых заболеваний; - организация и проведение по показаниям профилактики эндемического зоба; - внедрение системы профилактики сосудистых заболеваний мозга; - внедрение современных методов диагностики остеопороза и проведение комплекса лечебно-профилактических мер по предупреждению его развития у лиц из групп риска; - внедрение специальных обучающих программ для врачей и больных сахарным диабетом и раком молочной железы; - создание центров и пунктов оздоровления и реабилитации на крупных промышленных предприятиях, в учреждениях, клубах по месту жительства; - внедрение территориальной автоматизированной информационной системы для оказания практической помощи при отравлениях и травмах; - внедрение современной системы профилактики ревматизма; - совершенствование мер профилактики нервно-психических расстройств у детей, а также наследственной и врожденной патологии нервно-мышечной системы у детей и взрослых; - создание региональных суицидологических служб; - создание системы мероприятий по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании. 9. Предупреждение инфекционных заболеваний Неблагополучная обстановка сложилась в области распространения инфекционных заболеваний. Отмечается рост заболеваемости инфекциями для профилактики которых имеются вакцины. Ежегодно регистрируется более 800 тыс. случаев инфекционных заболеваний. Экономический ущерб наносимый инфекционными болезнями составил более 107 млрд. руб. Из года в год отмечается рост заболеваемости населения корью, дифтерией, коклюшем, паротитом, вирусными гепатитами, острыми респираторными инфекциями. Вырос удельный вес вспышечной заболеваемости, зарегистрировано в 1993 г. более 30 вспышек дизентерии, сальмонеллеза, вирусного гепатита А. До сих пор практическое здравоохранение не имеет вакцины против гепатита В. На высоком уровне регистрируется заболеваемость природно-очаговыми инфекциями (клещевым энцефалитом, клещевым беррелиозом), паразитарными (описторхоз и другие гельминтозы) и социально обусловленными (туберкулез, венерические заболевания, педикулез). Возрастает угроза распространения ВИЧ-инфекции. Серьезную опасность представляют участившиеся случаи внутрибольничных инфекций. Основными направлениями деятельности по совершенствованию предупреждения инфекционных заболеваний являются: - повышение эффективности системы вакцинопрофилактики "управляемых инфекционных заболеваний"; - обеспечение безопасности продуктов питания и питьевой воды как основы предупреждения распространения кишечных инфекций; - усиление борьбы с социально обусловленными инфекционными заболеваниями. Предусматривается осуществление следующих мероприятий: - внедрение современной системы санитарно-эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниям с использованием компьютерной техники; - улучшение медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях и школах в целях профилактики острых кишечных инфекций; - расширение объема иммунизации лиц из группы риска на территориях, эпидемичных по природно-очаговым инфекциям; - внедрение современных методов лабораторной диагностики вирусных гепатитов; - внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях стандартных методов предстерилизационной очистки, дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария; - осуществление мероприятий по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях; - обеспечение детских дошкольных и подростковых учреждений противопедикулезными препаратами. 10. Социально-экономический эффект Реализация Программы позволит к 1997 г. за счет снижения техногенного воздействия на окружающую среду, обеспечения населения доброкачественными питанием и питьевой водой, проведения профилактических и оздоровительных мероприятий, стабилизировать санитарно-эпидемиологическую обстановку в области, улучшить показатели здоровья населения. Мероприятия Программы будут носить медико-социальный и экономический характер. Медико-социальные показатели будут определяться уровнем снижения инфекционной заболеваемости, ряда нозологических форм неинфекционной природы, снижением уровня преждевременной смертности населения. Так, по прогнозным оценкам ожидается уменьшение заболеваемости вирусным гепатитом В на 20%, коклюшем - до пяти и корью - до трех случаев на 100 тыс. населения, дифтерией - до единичных случаев. Улучшится выявляемость на ранних стадиях заболевания системы кровообращения, злокачественными новообразованиями и другой хронической патологии, что позволит предотвратить их развитие, возможные осложнения и преждевременную смертность в трудоспособном возрасте. Экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде сокращения прямых и косвенных, текущих и предполагаемых экономических потерь общества, что приведет к улучшению состояния здоровья населения и среды его обитания. 11. Управление и механизм реализации Основные направления в отдельные разделы Программы ежегодно будут корректироваться с учетом динамики социально-экономического развития области, а также на основе результатов научных исследований, проводимых по этим проблемам. Для координации деятельности по реализации мероприятий Программы создается на общественных началах межведомственный совет, состоящий из ведущих специалистов заинтересованных учреждений и организаций различных министерств и ведомств. Основными его функциями должны быть контроль за реализацией Программы, подготовка и внесение предложений по ее корректировке, контроль за использованием выделенных финансовых средств, оценка эффективности программных мероприятий. Кроме того, предусмотрены дальнейшее включение мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и профилактику заболеваний населения в программу социально-экономического развития области, а также разработка отраслевых программ по решению отдельных вопросов профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Государственными заказчиками Программы являются Областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Областное Управление здравоохранения Новосибирской области. Разработано технико-экономическое обоснование мероприятий Программы согласно приложению. Приложение к целевой программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ Таблица N 1 Объем финансирования Программы из областного бюджета (в ценах на II кв. 1994 г.) (МЛН. РУБ.) -------------------------------------------------T----------------| | Наименование мероприятий | 1994 - 1996 гг.| +------------------------------------------------+----------------+ | 1 | 2 | +------------------------------------------------+----------------+ |Обеспечение безопасности питьевой воды | | |(табл. 2) | 139 | |Обеспечение безопасности продовольственного | | |сырья и пищевых продуктов, улучшение струк- | | |туры и качества питания населения (табл. 3) | 217,8 | |Охрана здоровья населения от неблагоприятного | | |влияния вредных факторов окружающей среды | | |(табл. 4) | 937 | |Профилактика неинфекционных заболеваний | | |(табл. 5) | 2135 | |Предупреждение инфекционных заболеваний | | |(табл. 6) | 2094,6 | +------------------------------------------------+----------------+ | ИТОГО: | 5523,4 | L------------------------------------------------+----------------- Таблица N 2 Объем финансирования мероприятий по обеспечению безопасности питьевой воды В МЛН. РУБ. -------------------------------------------------------------------| | Наименование предприятий 1994-1996 гг. Исполнители | +------------------------------------------------------------------+ |1. Гигиеническая оценка техноло - Областной центр | | гических решений по водоснаб - ГСЭН НИИ "Гигиены| | жению, водоотведению (в т.ч. и профпатологии" | | групповых водопроводов) 27 | |2. Изучение состояния водоснаб- | | жения населенных мест области 87 --"-- | |3. Организация и осуществление | | мониторинга за строящимися и | | действующими объектами 25 --"-- | | | | ИТОГО: 139 | L------------------------------------------------------------------- Таблица N 3 Объем финансирования мероприятий по обеспечению безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшению структуры и качества питания населения, гигиеническая оценка импортируемой продукции В МЛН. РУБ. -------------------------------------------------------------------| | Наименование предприятий 1994-1996 гг. Исполнители | +------------------------------------------------------------------+ |1. Изучение экологического состояния ОЦГСЭН, областной | |внешней среды, создание мониторинга комитет по эколо -| |циркуляции чужеродных веществ, заг - гии, областное | |рязняющих организм элементарным управление сельс -| |путем 126,7 кого хозяйства | | | |2. Продолжить работу по сертификации ОЦГСЭН, Управле - | |производства, предприятий пищевой ние ветеринарии | |промышленности 0,5 администрации об- | | ласти, Зап.-Сиб. | | центр стандарти- | | зации и метроло- | | гии | | | |3. Провести лицензирование ОЦГСЭН, Комитет | |производств и реализуемой продукции по антимонополь - | |на предприятиях общественного питания 0,6 ной политике, | | Управление вете- | | ринарной адми- | | нистрации | | области | | | |4. Изучение фактического уровня --"-- | |потребления основных видов продуктов | |питания в целом и на душу населения | |на соответствие нормируемой | |физиологической потребности 10 | | | |5. Создание регионального --"-- | |токсикологического центра на базе | |ОЦГСЭН и центра сертификации по | |контролю за импортной продукцией 80 | | | | ИТОГО: 217,8 | L------------------------------------------------------------------- Таблица N 4 Объем финансирования мероприятий по охране здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды В МЛН. РУБ. -------------------------------------------------------------------| | Наименование предприятий 1994-1996 гг. Исполнители | +------------------------------------------------------------------+ |1. Принять участие в создании единой Штаб ГО области и | |по городу и области компьютерно - города, Зап.-Сиб -| |модемной сети по учету и контролю за гидромет, ОЦНСЭН | |всеми имеющимися в городе и области | |источниками ионизирующего излучения, | |как техногенного, так и | |искусственного происхождения 100 | |2. Продолжить работу по выявлению и ГГП "Березовгео - | |дезактивации радиационных аномалий логия", комитеты | |на территории города и области 5 по экологии го- | | рода и области, | | штабы ГО | | области и города | |3. Осуществить работы по Зап.-Сиб. центр | |спектрометрическому контролю стандартизации и | |строительных материалов с выдачей метрологии, | |сертификатов качества 15 ОЦГСЭН, | | Госатомнадзор, | | Карьероуправление | |4. Радиационная разведка радиационных Штабы ГО и ЧС | |аномалий и аварий на транспорте с | |загрязнением РВ внешней среды 250 | |5. Организация контроля за лучевыми Обл. комитет по | |нагрузками персонала радиационно - экологии, ОЦГСЭН, | |опасных производств 100 НЗХК, Управление | | здравоохранения | | администрации | | обл. | |6. Организация ведомственного Вторчермет, | |радиационного контроля всей видов ОЦГСЭН, | |поступающего на переработку втор. Госатомнадзор | |сырья 5 | |7. Принять участие в программе по ОЦГСЭН, СО РАМН, | |оценке последствий испытаний ядерных обл. комитет по | |устройств на население области 100 охране природы, | | обл. штаб ГО | |8. Разработать территориальные нормы | |и правила защиты населения от | |воздействия воздушной линии | |электропередач 47 ОЦГСЭН | |9. Разработка шумовых карт г. Купино, НИИ "Гигиена и | |Бердска 40 профпатология", | | ОЦГСЭН | |10. Разработать карту | |электромагнитного загрязнения | |г. Новосибирска и районов области 40 ОЦГСЭН | |11. Осуществление санэпиднадзора за | |разрабатываемой, выпускаемой и ОЦГСЭН | |вводимой продукции машиностроения, НИИ "Гигиена и | |товаров народного потребления, мед. профпатология" | |техники 70 | |12. Введение государственной | |регистрации потенциально опасных | |химических и биологических веществ, | |производимых и используемых на | |промышленных предприятиях области 50 --"-- | |13. Организация контроля за | |приобретением, хранением, учетом и | |перевозкой сильнодействующих ядовитых | |веществ на предприятиях, учреждениях, | |организациях Новосибирской области 15 --"-- | |14. Разработка оздоровительных ОЦГСЭН, НИИ | |мероприятий, направленных на "Гигиена и проф | |профилактику совместного воздействия патология" | |токсичных химических веществ и | |физических факторов на организм | |работающих на пром. предприятиях | |области 20 | |15. Принять участие в составлении ОЦГСЭН, областной | |государственного кадастра комитет по | |экологически опасных технологий и экологии | |утилизируемых пром.отходов по | |Новосибирской области 80 | | | | ИТОГО: 937 | L------------------------------------------------------------------- Таблица N 5 Объем финансирования мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний В МЛН. РУБ. -------------------------------------------------------------------| | Наименование предприятий 1994-1996 гг. Исполнители | +------------------------------------------------------------------+ |1. Создание областной системы ОЦГСЭН | |мониторинга состояния заболеваемости | |с ВУТ рабочих пром. предприятий 39 | |2. Разработка и внедрение системы --"-- | |мониторинга профессиональной | |обусловленной заболеваемости | |трудящихся пром. предприятий 27 | |3. Внедрить автоматизированную --"-- | |систему контроля за состоянием | |здоровья и санитарно-гигиеническими | |условиями воспитания детей, | |посещающих детские дошкольные | |учреждения 8 | |4. определить единые подходы и ОЦГСЭН, Управление | |провести лицензирование детских народного образова -| |учреждений на соответствие их ния, Управление | |санитарным нормам и правилам 20 здравоохранения | | администрации обл. | |5. Изучить состояние здоровья ОЦГСЭН | |школьников в связи с условиями НИИ "Гигиены и | |обучения 10 профпатологии | |6. разработать региональные --"-- | |санитарные нормы и правила для | |общеобразовательных школ, лицеев, | |гимназий 20 | |7. Провести экспертизу нормативно - ОЦГСЭН | |технической документации на новые ЗСЦСиМ | |изделия для детей 1 | |8. Дать гигиеническую оценку мебели ОЦГСЭН | |для детских и подростковых учреждений 5 НИИ "Гигиены и | | профпатологии" | |9. Проводить сертификационные работы ОЦГСЭН, ЗСЦСМ | |по исследованию изделий для детей 5 | |10. Разработка и внедрение системы Управление здраво - | |мониторинга заболеваемости наиболее охранения адми - | |распространенных и социально - нистрации области, | |значимых болезней в регионе (сердечно - комитет по здраво - | |сосудистые, острые токсические охранению мэрии | |отравления, профпатологические, г. Новосибирска | |ревматологические, нервно-психические, | |алкоголизм, наркомания) 100 | |11. Организация ранней диагностики --"-- | |ИБС, артериальной гипертензии и лиц с | |предрасположенностью к внезапной | |смерти 300 | |12. Организация кардио-хирургической --"-- | |помощи больным ишемической болезнью | |сердца 400 | |13. Разработка и реализация --"-- | |комплексной программы по ранней | |диагностике и лечению больных со | |злокачественными онкологическими и | |онкогематологическими заболеваниями 400 | |14.Внедрение и усовершенствование --"-- | |современной системы диагностики, | |лечения и профилактики ревматических | |заболеваний у взрослых и детей 250 | |15. Внедрение современной системы --"-- | |раннего выявления, лечения и | |реабилитации больных с эндокринными | |заболеваниями у взрослых и детей 300 | |16. Обеспечение реализации программы --"-- | |"Безопасное материнство": | |- организация 2-х перинатальных | |центров (4-й роддом, ОКБ) 250 | |- организация службы перинатальной | |диагностики | | | | ИТОГО: 2135 | L------------------------------------------------------------------- Таблица N 6 Объем финансирования мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний В МЛН. РУБ. ------------------------------------------------------------------| | Наименование предприятий 1994-1996 гг. Исполнители | +-----------------------------------------------------------------+ |1. Разработка и внедрение мониторинга | |за циркуляцией возбудителей | |инфекционных заболеваний среди | |населения и в окружающей среде 595 ОЦГСЭН | |2. Приобретение оборудования | |(дезинфекционных камер передвижных), | |имущества, (гидропультов, | |автомаксов), дезинфекционных средств 437 ОЦГСЭН | |3. Создание территориального центра Управление | |инфекционных болезней (пр. МЗ N 220 здравоохранения | |от 17.09.93) 1062,6 администрации | | области, Комитет| | по здравоохране-| | нию мэрии | | г. Новосибирска | | | | ИТОГО: 2094,6 | L------------------------------------------------------------------ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|