Расширенный поиск

Постановление Администрации Новосибирской области от 30.08.1994 № 342

 



                 АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ                  

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             


От 30.08.94                                                      N 342

                            г.Новосибирск                             

           О ходе выполнения Программы содействия занятости           
        населения Новосибирской области за 6 месяцев 1994 года        


       В целях усиления ответственности органов исполнительной  власти
за   выполнение  мероприятий,  предусмотренных  Программой  содействия
занятости  населения,  повышения  эффективности  работы  управлений  и
комитетов  администраций области, городов и районов, центров занятости
населения, предприятий, учреждений и организаций:
       1. Направить в райгорадминистрации области  справку  управления
труда  и  занятости администрации области "О ходе выполнения Программы
содействия занятости населения Новосибирской области за 6 месяцев 1994
года" (прилагается).
       2. Мэрии г.Новосибирска, главам райгорадминистраций  области  в
сентябре-октябре   1994  года  обсудить  ход  выполнения  городских  и
районных программ содействия  занятости  населения  на  коллегиях  или
совещаниях   и  принять  конкретные  меры,  обеспечивающие  устранение
имеющихся недостатков, снижение остроты проблемы занятости населения.
       3. Управлению труда и  занятости  населения  (Шинкаренко  А.К.)
информировать  администрацию области об итогах выполнения мероприятий,
предусмотренных Программой содействия занятости населения за 1994  год
в январе-феврале 1995 года.



И.о.главы администрации                                   В.Н. Киселев



                                                            Приложение
                                         к постановлению администрации
                                                 Новосибирской области
                                                     от 30.08.94 N 342


           О ходе выполнения Программы содействия занятости           
        населения Новосибирской области за 6 месяцев 1994года         

       Программа содействия занятости населения Новосибирской  области
на  1994  год  подготовлена  в  соответствии  с  Законом  "О занятости
населения   в   Российской   Федерации",   Указами   Президента    РФ,
распоряжениями  Правительства, приказами Федеральной службы занятости.
14 апреля 1994 года она утверждена распоряжением  главы  Новосибирской
областной администрации.
       Главный результат работы  по  реализации  Программы  содействия
занятости  населения  в  I  полугодии 1994 года заключается в том, что
несмотря на отчётливое ухудшение экономической  ситуации,  чрезмерного
обострения обстановки на рынке труда пока не произошло, хотя 5 районов
(Краснозёрский, Доволенский, Чистоозёрный, Ордынский и  Усть-Таркский,
а  в  июле  к ним присоединился город Искитим) вплотную приблизились к
критической черте и имеют уровень безработицы свыше 3%.
       В целом развитие событий на областном рынке труда соответствует
оптимистическому  варианту  прогноза,  что  подтверждается  следующими
данными:

                                                        (тыс. человек)
|———————————————————————————————————————|—————————————————|—————————————————————|
|                                       |     Прогноз     |Факт 1-го полуг. 1994|
|                                       |   на 1994 г.    |         г.          |
|———————————————————————————————————————|—————————————————|—————————————————————|
|1. Число граждан, обратившихся за      |      52,3       |        24,8         |
|содействием в трудоустройстве          |                 |                     |
|———————————————————————————————————————|—————————————————|—————————————————————|
|2. Численность трудоустроенных граждан |      14,8       |         6,4         |
|———————————————————————————————————————|—————————————————|—————————————————————|
|3. Численность граждан, признанных     |      27,0       |        20,0         |
|безработными                           |                 |                     |
|———————————————————————————————————————|—————————————————|—————————————————————|
|4. Уровень безработицы                 |      1,72       |        1,26         |
|———————————————————————————————————————|—————————————————|—————————————————————|

       В то же время произошло резкое ухудшение ситуации по  сравнению
с   соответствующим   периодом   прошлого  года.  Численность  занятых
снизилась на 57 тыс.  человек,  граждан,  обратившихся  за  помощью  в
трудоустройстве,  стало  больше  на 56 %, а число безработных возросло
более чем в 1,7 раза.
       За  6  месяцев  текущего   года   службой   занятости   области
трудоустроено  5,6 тыс. человек, что составляет 25,1 % поставленных на
учёт незанятых граждан. В составе безработных, снятых с учёта  в  этот
период,  трудоустроенные  составляют  39,6 %. По минимальному варианту
прогноза,  заложенного  в  основу  Программы   содействия   занятости,
предполагается в течение года трудоустроить 14,8 тыс. человек. По всей
вероятности, эта цифра не будет  достигнута  к  концу  года,  так  как
удельный   вес   трудоустроенных   сокращается.   Наиболее   острая  и
болезненная   проблема   -   содействие   трудоустройству    социально
незащищённых  категорий  населения: молодёжи., женщин, инвалидов и др.
Удельный вес  трудоустроенных  среди  обратившихся  за  помощью  здесь
составляет  22-28 %%, за исключением трудоспособных инвалидов (19,1 %)
и молодёжи в возрасте 16-18 лет (12,7  %).  В  связи  с  этим  средний
процент    трудоустроенных    среди   социально-незащищённых   граждан
составляет 21,9.
       Характерной  для  нынешнего   времени   является   ситуация   с
занятостью инвалидов. Высокие налоги, дороговизна материально-сырьевых
и   энергетических   ресурсов,   неплатёжеспособность   смежников    и
потребителей  продукции  ставят  на  грань закрытия специализированное
предприятие инвалидов по зрению и 11 малых  предприятий  инвалидов  по
общему  состоянию  здоровья.  И даже в этой обстановке удаётся пока не
допустить снижения общей численности работающих инвалидов. В 1993 году
из  52,8  тыс. пенсионеров по инвалидности работало 9307 человек, в т.
ч. 1028 чел. на специализированных предприятиях. В  I  полугодии  1994
года  из 64,5 тыс. инвалидов с ограниченной трудоспособностью работало
10056 человек, из них 1112 человек на специализированных предприятиях.
       Учитывая трудности в трудоустройстве молодёжи управлением труда
и  занятости  населения  разработана Программа предотвращения массовой
безработицы молодёжи на 1994-1995 г.г. По состоянию на 1.07.94  г.  из
обратившихся  в  службу  занятости 7916 граждан в возрасте от 16 до 29
лет трудоустроено 2130 человек, признано  безработными  5913  человек,
направлено на профобучение 741 чел.
       В 1 полугодии центры  занятости  представили  временную  работу
7945  школьникам  старших  классов,  кроме  того  599  человек из этой
категории получили работу через бюро временной занятости  комитета  по
делам молодёжи.
       Остаётся   сложной   проблема   трудоустройства   женщин.    По
программному  прогнозу в течение года ожидалось обращение за помощью в
службу занятости 6,1  тыс.  женщин,  воспитывающих  детей  дошкольного
возраста  и  детей  инвалидов, фактически в I полугодии их пришло 4978
человек, из которых трудоустроено 19%, а 74,7% признано  безработными.
В  ряде районов помощь оказана буквально считанному числу обратившихся
с  просьбой  о  трудоустройстве  женщин:  в  Барабинском  -  4  из  23
обратившихся,  в  Мошковском  -  4  из  50,  Новосибирском  - 5 из 65,
Усть-Таркском - 4 из 58 и т.д. С другой стороны, в Доволенском  районе
трудоустроено   46,4%   обратившихся   женщин,   Каргатском   -   50%,
Краснозерском  -  52,3%.  Вместе  с  тем  возможности  трудоустройства
незанятого  населения ухудшаются. В июле в целом по области на 20 тыс.
безработных  приходится  6388  вакансий.  Иначе  говоря,  даже   чисто
теоретически  на  эти  места  можно  трудоустроить  лишь третью часть.
Практически  из-за  несовпадения  профессиональной  и  территориальной
структуры  рабочих  мест и потенциальных работников в лице безработных
этот показатель намного ниже. Например, в Краснозёрском районе на одно
вакантное  место  приходится  100  безработных,  в Кыштовском - 50, г.
Искитиме - 10 и т.д.
       Согласно программе в 1994 году  должно  быть  трудоустроено  на
вновь  созданные  рабочие  места  1028 человек, на квотируемые - 1484.
Фактически введено 770 рабочих мест на общую сумму 1896 млн. рублей  и
зарезервировано  на  предприятиях всех форм собственности 3463 рабочих
места.  Из  них  12,3%  -  для  инвалидов,  20,4%  -  для  одиноких  и
многодетных родителей, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, 46% -
для молодежи.
       Широкое применение в работе  с  незанятым  населением  получили
ярмарки вакансий. В г. Новосибирске в течение 6 месяцев были проведены
2 ярмарки, которые посетило 14,5 тыс. человек, более 2-х тысяч из  них
получили  приглашение на работу. Одна из ярмарок была организована для
молодежи, в ней участвовало 34  учебных  заведения  города.  В  работе
ярмарок  принимали участие юристы, психологи., всем желающим были даны
консультации, а также сведения о свободных рабочих и  учебных  местах.
За  пределами  областного  центра  такая  ярмарка  была проведена в г.
Бердске с участием 36 организаций и 3 тыс. посетителей.
       По программе намечается участие  в  общественных  работах  7800
человек  (в  1993 году фактически участвовало 850 чел.). В I полугодии
1994 года на этом участке занятости был задействован 761  человек.  Их
распределение  по районам и городам области крайне неравномерное. Так,
Здвинский, Куйбышевский и Каргатский районы (соответственно 110, 46, и
44  человека)  дают большее число занятых на общественных работах, чем
10 районов г.Новосибирска (169 чел.). Неплохо организовано дело в  Су-
зунском  (33  чел.),  Новосибирском  (28 чел.), Доволенском (31 чел.),
Убинском (25 чел.) районах, городе Искитиме (46 чел.).
       В  11  районах  и  г.  Барабинске  число   занятых   измеряется
однозначной  цифрой  (от  2  до  9 чел.), а в трех районах (Ордынском,
Барабинском и Кыштовском) центры занятости по  различным  причинам  не
смогли трудоустроить на общественных работах ни одного человека.
       Главная  из  этих  причин  -  финансовая.  Общественные  работы
дорожают. В 1993 году на одного занятого было затрачено 15,3 тыс. руб.
В в этом - 72 тыс. рублей, в том числе в  г.  Новосибирске,  например,
210  тыс.  рублей.  Кроме  того,  ухудшение  экономического  положения
предприятий осложняет проблему финансирования  общественных  работ.  В
1993  году  из  13  млн.  рублей затрат на эти цели 78,8% всех средств
внесли предприятия,  15,0%  -  фонд  занятости,  остальное  -  местные
бюджеты.  В  1994  году  из  55  млн.  рублей, затраченных только за 6
месяцев, на долю фонда занятости приходится 63,8%, а на предприятия  -
лишь  30,5%. Совершенно ничтожна доля бюджетных средств (6,2% в 93 г.,
5,8% - в I пол. 94 г.).
       В   программе   заложено   финансирование   предпринимательской
Деятельности  граждан  из  числа безработных в сумме 42 млн. рублей. В
силу неблагоприятной экономической ситуации реальные результаты далеки
от  намеченных.  За 6 мес. оказана помощь 16 лицам, проявившим желание
заняться предпринимательством, на сумму 12,1 млн. рублей.
       Программа занятости предусматривает на 1994 год переселение  50
семей   в  сельские  районы  области.  Сейчас  20  семей  переселенцев
находятся в стадии оформления. Дело задерживается финансированием и на
будущее  представляется  малоперспективным.  Помимо финансовых проблем
серьезным препятствием является отсутствие свободного жилья на селе  и
фактическое прекращение его строительства.
       Как предусматривалось программой, в I  полугодии  1994  года  в
порядке   оргнабора   в   Кемеровскую,  Томскую  и  Тюменскую  области
направлено 360 человек, получены подтверждения о приеме на  работу  43
человек.
       Перспективы этой деятельности пока не просматриваются. На  этот
год  имеются  договоры  с  двумя организациями Тюменской области на 80
человек.  Большинство   организаций   воздерживается   от   заключения
долгосрочных    договоров   и   выдачи   каких-либо   гарантий   из-за
неустойчивости  экономического  положения.  Большинство   направленных
рабочих  отрабатывают  не более 2-3 вахт из-за тяжелых условий труда и
быта,  а  также  задержек  выплаты  заработка,  который  к   тому   же
оказывается ниже ожидаемой.
       По контрольным цифрам программы  содействия  занятости  в  1994
году  предстоит  обучить различным пользующимся спросом профессиям 7,6
тыс. граждан из числа безработных и незанятого населения.
       За прошедший период обучено 1200 человек, из них  трудоустроено
786   человек,   что   соответственно  составляет  15,8  и  10,3%;  от
контрольной цифры. Аналогичные показатели за 5 месяцев года по  стране
составили  по  данным  ФСЗ  14,9 и 11,3%. Эти данные свидетельствуют о
необходимости совершенствования  системы  обучения,  более  полного  и
точного учета запросов и требований рынка. Одновременно стоит задача и
расширения  масштабов  учебы,  более  широкого  охвата  безработных  и
незанятых трудом граждан. Здесь имеются некоторые заделы, их предстоит
безотлагательно  реализовывать.  В  частности,  создание  кроме   двух
действующих межрайонных учебных центров в Чулыме и Купино еще двух - в
г.г. Куйбышеве и Татарске.
       Средняя  стоимость  обучения  одного  безработного   составляет
100-150   тыс.   рублей.  Следовательно  нужны  определенные  гарантии
трудоустройства  граждан,  прошедших  обучение,  продуманная   система
договоров, контрактов с работодателями.
       Программа   содействия   занятости   предусматривает   обширный
комплекс  мер  по  профессиональной ориентации нуждающихся в поддержке
граждан. Потребность  в  этом  виде  услуг  растет.  Некоторая  работа
ведется.  За I полугодие 94 года профессиональную помощь получили 40,8
тыс. человек, среди которых 12,2 тыс. человек, или 29,9% молодых людей
в  возрасте  16-29 лет. По оценим специалистов ОЦЗН эта работа ведется
пока на дилетантском уровне по совместительству в связи с  отсутствием
квалифицированных специалистов-профконсультантов.
       Максимум того, что служба занятости  может  сегодня  предложить
безработному  -  это  консультация  по  телефону  или непосредственная
беседа, в которой  со  слов  безработного  выясняются  его  желания  и
возможности  и  в  соответствии  с  ними  предлагается  информация  об
имеющихся учебных местах.
       Один из разделов программы посвящен вопросам развития областной
службы   занятости.   Эта  работа  ведется  постоянно.  Сейчас  служба
занятости включает  областной  и  35  городских  и  районных  центров.
Кадровый   состав   укомплектован  специалистами  различного  профиля,
включая экономистов, социологов, юристов и др.
       Около 57% работников имеют высшее образование, из них 5 человек
имеют  степень  кандидата  наук и ученое звание доцент, 43% составляют
специалисты  со  средним  специальным  образованием.  В  Новосибирском
городском  центре занятости 70% специалистов имеют высшее образование,
остальные среднее специальное. В районных центрах области  в  основном
работают  специалисты  со  средним  образованием,  их  около  80%. Все
специалисты службы занятости имеют большой практический опыт работы  с
людьми.
       Повышение    квалификации    персонала     службы     занятости
осуществляется   путем   обучения   в  ИПК,  на  курсах  и  семинарах,
организованных Федеральной службой занятости по различным направлениям
работы.  В  течение 1-го полугодия на учебу в Москву и Санкт-Петербург
было направлено 4 начальника отдела и 9 специалистов ОЦЗН, 2 директора
районных  центров  занятости,  19  специалистов НГЦЗН. Кроме этого, 17
работников прошли обучение за рубежом.
       С сотрудниками областного центра занятости населения  регулярно
проводятся  научно-практические  семинары  по  вопросам  организации и
функционирования органов службы занятости населения, совершенствования
их  стиля  работы.  Организованы занятия и тренинги по психологической
подготовке  работников  службы   занятости.   Систематически   ведется
обучение работе персонала на компьютере.
       Финансирование Программы в целом укладывается в расчётную смету
и   особой   озабоченности   не  вызывает.  Основные  статьи  расходов
выполняются следующим образом:

                                                        (в млн.рублей)
|————|———————————————————————————————————————|————————————————————|——————————————————|
|    |            Статьи расходов            |Контрольные цифры на|   Факт за 1-е    |
|    |                                       |1-е п/годие 1994 г. |    полугодие     |
|    |                                       |                    |     1994 г.      |
|————|———————————————————————————————————————|————————————————————|——————————————————|
| 1. |Выплату   пособий   по   б/работице   и|       1583,7       |      1584,0      |
|    |материальной помощи                    |                    |                  |
|————|———————————————————————————————————————|————————————————————|——————————————————|
| 2. |Досрочные пенсии                       |       901,3        |      901,3       |
|————|———————————————————————————————————————|————————————————————|——————————————————|
| 3. |Сохранение и создание рабочих мест     |       1967,9       |      1957,7      |
|————|———————————————————————————————————————|————————————————————|——————————————————|
| 4. |Профобучение и профориентация          |       217,0        |      216,9       |
|————|———————————————————————————————————————|————————————————————|——————————————————|

       Вместе с тем,  в  результате  проведённой  КРУ  Минфина  России
проверки финансово-хозяйственной деятельности органов служб занятости,
выявлены некоторые нарушения в использовании средств  фонда  занятости
при  оказании помощи предприятиям. Имело место нецелевое использование
финансовых средств при проведении общественных работ в сумме 114  млн.
рублей, в основном по линии Новосибирского городского центра занятости
населения. Областная служба занятости совместно с налоговыми  органами
недостаточно  полно  осуществляли  контроль  за своевременным и полным
поступлением страховых взносов  в  фонд  занятости  населения.  Каждое
второе  предприятие г. Новосибирска не перечисляло страховые платежи в
ФЗН - это свыше 15 тыс. предприятий.
       Итоги выполнения Программы содействия занятости населения за  I
полугодие  1994  года  свидетельствуют,  что оснований для дальнейшего
оптимистического прогноза ситуации на областном рынке труда  нет.  Уже
во  втором  полугодии  может активизироваться процесс перехода скрытой
безработицы в явную. Между  тем,  достаточных  резервов,  средств  для
увеличения масштабов выплаты пособий и материальной помощи нет.
       Анализ накопленного  практического  опыта  и  путей  устранения
имеющихся  недостатков  будут  способствовать разрешению обостряющихся
социально-экономических проблем рынка труда.



Нач. управления труда и занятости
администрации области                                   Шинкаренко А.К


                             ____________                             


Информация по документу
Читайте также