Расширенный поиск
Постановление Администрации Новосибирской области от 23.02.1995 № 57ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ От 23.02.95 N 57 Об областной комплексной целевой программе "Социальная защита инвалидов Новосибирской области" В целях усиления социальной защиты инвалидов в условиях перехода к рыночным отношениям, во исполнение распоряжения главы администрации области от 12.07.93 г. N 346-Р "О создании рабочей группы по разработке региональной программы по решению проблем инвалидности и инвалидов" и в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.93 г. N 394 "О мерах по профессиональной реабилитации инвалидов", от 02.10.92 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов", а также постановлением правительства Российской Федерации от 10.01.95 года N 59 "О федеральной комплексной программе "Социальная поддержка инвалидов": 1. Одобрить областную комплексную целевую программу "Социальная защита инвалидов Новосибирской области" в качестве нормативнометодического документа администрации области согласно приложению 1. 2. Утвердить план мероприятий и финансирования областной комплексной целевой программы "Социальная защита инвалидов Новосибирской области" согласно приложению 2. 3. Управлению финансов и налоговой политики администрации области (Степанов А.П.) при формировании бюджета на 1995-96 годы предусмотреть средства для реализации программы. 4. Департаменту науки, образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации области (Новоселов Ю.А.), управлению социальной защиты населения администрации области (Крупенко М.И.), управлению здравоохранения администрации области (Филатов В.Б.) обеспечить выполнение программы в объеме выделяемых бюджетных ассигнований и привлеченных средств. 5. Контроль за выполнением областной комплексной целевой программы "Социальной защиты инвалидов Новосибирской области" возложить на заместителя главы администрации области - директора департамента социальной политики Денисова В.Н. Глава администрации Новосибирской области И.И.Индинок ____________________ Приложение 1 К постановлению администрации Новосибирской области От 23.02.1995 N 57 1.Введение 1.1.Основание для проведения работы Работа проводится на основании Указов Президента РФ: 1."О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" от 2 октября 1992г. N 1157. 2."О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" от 27 июля 1992 г. N 802. 3."О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов" 25 марта 1993 г. N 394., а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.01.95 года N 59 О федеральной комплексной программе "Социальная поддержка инвалидов". 1.2. Цели и задачи Программы Главной целью Программы является разработка системы мер по обеспечению полноценной жизни инвалидов в обществе, устранению вторичных ограничений, накладываемых обществом на инвалида. Под первичными ограничениями здесь понимают ограничения, непосредственно связанные с утратой той или иной функции организма. Ее восстановление - дело медицины. Под вторичными - ограничения, накладываемые на инвалида обществом и средой обитания. Достижение главной цели Программы возможно лишь после тщательного анализа существующих проблем инвалидности в Новосибирской области и формирования системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на разрешение выявленных проблем. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач: - изучить в динамике социально-демографические характеристики инвалидов и проблемы инвалидности; - определить основные направления деятельности государственных структур по социальной защите инвалидов; -разработать практические меры медико-социальной, профессиональной реабилитации инвалидов. 1.3. Инвалидность: анализ причин, региональные аспекты, профилактика 1. Инвалидность зависит от состояния окружающей среды (экологической обстановки) и, прежде всего, от состояния атмосферного воздуха и водного бассейна. Инвалидность выше на тех территориях, где больше сбросы загрязненных или недостаточно очищенных сточных вод. 2. Инвалидность зависит от экономического и социального уровня развития территории. Инвалидность выше на тех территориях, где меньше среднемесячная заработная плата рабочих и служащих; малы денежные доходы на душу населения в течение года. 3. Инвалидность зависит от заболеваемости. Она выше на тех территориях, где больше уровень заболеваемости. 4. Инвалидность зависит от уровня и качества лечебно-профилактической помощи в системе здравоохранения (медицинский фактор). Инвалидность больше на тех территориях, где меньше внимания уделяется организации эффективной работы лечебно-профилактических учреждений, низкий охват диспансеризацией населения. 5. Фактором, влияющим на снижение уровня инвалидности, является эффективно организованная деятельность ВТЭК, осуществляющая учетную, рекомендательную и профилактическую работу. Основные причины инвалидности жителей России на протяжении последнего десятилетия - это болезни системы кровообращения, нервной системы, злокачественные новообразования, травмы всех локализаций. 6. Уровень первичной инвалидности не снижается. В 1992 г. уровень первичной инвалидности в области составил 65,5 на 10 тыс. населения, а в 1993 году - соответственно 72,2. Травматизм - основная причина выхода на инвалидность людей в возрасте до 39 лет, причем почти в 50% случаев стойкая утрата трудоспособности в этой группе обусловлена производственными травмами. Она выше там, где условия труда и состояние его охраны ниже установленных требований. 7. Влияние экологических факторов на здоровье населения Новосибирской области. Неблагоприятное, а в ряде случаев критическое состояние окружающей природной среды Новосибирской области негативно сказывается на здоровье населения. Большая часть городского населения области (более 2-х миллионов человек) подвергается воздействию вредных веществ, превышающих предельно допустимую концентрацию (ПДК). Уровень рождаемости снизился с 12,0 в 1991г. до 8,7 в 1993г.. Показатель смертности вырос с 10,7 в 1991г. до 14,4 в 1993г., в том числе уровень детской смертности увеличивается с 18,4 в 1991 г. до 20,5 в 1993г.. Одной из причин является то, что 78% беременных женщин имеют эндокринные патологии, анемию, заболевания почек. Каждый пятый родившийся ребенок - предрасположен к различным видам заболеваний. Уровень заболеваемости населения города и области по-прежнему остается высоким. Следует отметить, что на 1993 г. по числу лиц, получающих пособие по инвалидности с детства (в возрасте до 16 лет), Новосибирская область занимала 3-е место за Уралом (Сибирь и Дальний Восток) по уровню (41,0 на 10000 населения) после Алтайского края и Иркутской области. Два эти последних региона выделяются среди остальных тем, что весьма загрязнены промышленными отходами и подвергались воздействию продуктов атомных взрывов. Представленный анализ позволяет сделать вывод, что инвалидность является интегральным показателем нашей среды существования и условий жизнедеятельности. 1.4. Критерии оценки эффективности программ помощи инвалидам В основу критерия оценки всех мероприятий по оказанию помощи инвалидам предлагается положить отношение "эффективность/стоимость". Но если со стоимостью (затратами) более менее все понятно, то с определением эффективности дело обстоит значительно сложней. В целях качественной оценки эффективности конкретных мероприятий по оказанию помощи инвалидам предлагается следующая система классификации. Первый уровень. Непосредственная материальная или натуральная помощь. Главная ее особенность - это невоспроизводимые затраты, помощь "проедается" и постоянно требуется ее возобновление. Кроме того, отрицательный побочный эффект такой помощи - развитие иждивенчества, что в свою очередь приводит не только к увеличению потребности в ней, но и к деградации личности объекта заботы. Второй уровень. Помощь инвалидам в организации производства. "Сеть вместо рыбы". Структура затрат в этом случае носит несколько иной характер. Это освобождение от налогов и разовая спонсорская помощь или льготный кредит на старте. Положительной стороной такой помощи является свойство не "проедаться", а длительно работать на интересы инвалидов. Такая помощь помимо решения материальных проблем дает инвалидам возможность удовлетворить социальные потребности (полезность обществу, вовлеченность в дело). Третий уровень. Полная интеграция инвалида в общество. Такую задачу еще в начале века удалось решить крупному американскому промышленнику и социальному деятелю Генри Форду. На его производстве была проведена паспортизация рабочих мест и выявлены места, на которых могут трудиться инвалиды. Таких мест оказалось больше половины, что показывает реальную возможность их трудоустройства. При таком подходе инвалид полностью интегрирован в общество. Он трудится среди здоровых людей и на равных с ними, платит такие же налоги. От Г.Форда этот подход не требовал больших материальных затрат. Определяющим было желание заняться этой проблемой. В современных условиях ценой такого подхода могут стать затраты на организацию пропаганды такого участия предприятий в частном решении проблем инвалидности, налоговые и другие льготы предприятиям, занимающимся трудоустройством инвалидов. Подобный подход интеграции инвалидов в обществе можно взять за основу и в других сферах жизни: образовании, культуре, отдыхе, спорте и прочих. Эффективность действий первого уровня - разовое решение проблемы. Эффективность действий второго уровня - создание условий для самообеспечения инвалидов. Эффективность действий третьего уровня - снятие с инвалида всех вторичных ограничений, вызванных инвалидностью. Эффективность программ помощи инвалидам должна оцениваться по получаемым социально-экономическим результатам. Она будет тем выше, чем полнее будут задействованы ресурсы, имеющиеся на территории области, чем полнее будут использоваться потенциальные возможности инвалидов, специализированных предприятий и общественных организаций инвалидов. 2.Анализ конкретных групп инвалидов 2.1. Инвалиды с потерей и ограничениями зрения В Новосибирской области более 3800 инвалидов по зрению (1994г.). В основном предпенсионного и пенсионного возраста, 13-15% - в возрасте до 35 лет, с врожденной слепотой - менее 10%. 15% инвалидов по зрению не могут самостоятельно ходить в магазин за продуктами. Испытывают проблемы в подборе одежды. Возникает особая субкультура изоляции от общества. В обществе отсутствует система обучения населения навыкам общения с инвалидами по зрению. Имеют место проблемы в воспитании детей - инвалидов. Родители поглощены лечением ребенка и не занимаются его развитием, профессиональной ориентацией, не хотят, чтобы он работал. Наиболее распространенные профессии среди инвалидов с потерей зрения: музыканты, учителя (часто иностранного языка), массажисты, математики, программисты, сборщики на конвейере. Проблемы. Очень слабо организована работа с инвалидами по зрению в сельских районах. Трудности в финансировании деятельности первичных организаций инвалидов по зрению. Необходимо ускорить строительство областного Центра социально-профессиональной реабилитации инвалидов по зрению. 2.2. Инвалиды с потерей и ограничениями подвижности От 40 до 240 человек из каждой тысячи россиян имеют какие-либо нарушения функций опорно-двигательной системы, каждые 10-30 человек из них нуждаются в хирургическом вмешательстве. Только в г.Новосибирске около 730 инвалидов - "колясочников", а данных о их количестве в сельских районах области нет. В основном они обеспечены колясками и телефонами (лучше в городах, хуже в сельских районах). Проблемы: Нужен реабилитационный центр. Необходима медицинская, психологическая, социальная, профессиональная реабилитация инвалидов. Лечение и отдых. Нужен корпус в санатории под Новосибирском или первый этаж одного из санаториев для лечения и отдыха инвалидов "колясочников" в течение 30-45 дней. Жилищные условия. Практически не выполняется требование о предоставлении дополнительных 10 кв. метров жилой площади инвалидам, не всегда предоставляют квартиру на первом этаже. Трудно решается вопрос по организации ремонта квартир, не выполняются специальные требования: широкие двери, коридоры, проезды в квартире; пандусы в подъезде. Одежда. Необходима спортивная, теплая одежда, удобная обувь, антипролежные подушки. Главное требование в одежде - хорошая теплоизоляция. Общение. Необходима четкая организация общения инвалидов между собой, а также развитие системы связи со здоровыми людьми. Желательно организовывать регулярные культурно-просветительные, спортивные мероприятия, медико-социальная реабилитация в санаториях, турбазах. Профессиональная реабилитация. Около 20% опрошенных инвалидов-"колясочников" имеют желание работать постоянно, примерно столько же - сезонно. Профессии. Шитье, изготовление меховых изделий, обуви, резьба по дереву, ремонт бытовой техники, работа с компьютером, перевод с иностранного языка, обработка корреспонденции, работа на телефоне. 2.3. Инвалиды с потерей и ограничениями слуха В Новосибирской области проживает около 3700 инвалидов по слуху (1994г.). В Новосибирском областном обществе глухих на фоне других обществ инвалидов положение выглядит наиболее оптимистично. При обществе существует Учебно-производственное предприятие "Радуга", а также Учебно-производственное предприятие центрального правления Всероссийского общества глухих. Правлением общества разработана "Комплексная целевая программа профессионально-трудовой, социальной реабилитации и обслуживания инвалидов по слуху". Программой предусмотрена непосредственная помощь инвалидам и профессионально-трудовая реабилитация. Совместно с областным Центром занятости проводится профориентация и переподготовка безработных инвалидов, планируется создать в 1995 году дополнительные предприятия и рабочие места. Также планируется развитие подсобного хозяйства, организация клуб общения инвалидов, надомное производство, индивидуальное обслуживание престарелых инвалидов по слуху на дому. Творческая реабилитация. Разработана программа социальнокультурной реабилитации инвалидов на базе Дома культуры "Радуга". Созданы кружки: вокально-мимического пения (на жестах глухих), танцевальный, драматический, пантомимы, малой сцены для ветеранов, клоунады. Организуются выставки произведений искусств, концерты инвалидов. Спорт. В обществе хорошо организована спортивно-оздоровительная работа. Постоянно работают спортивные и физкультурные секции. Проводятся спортивные соревнования, команды по хоккею и баскетболу участвуют во Всероссийских соревнованиях инвалидов. Проблемы. Недостаточно активно организуется работа с инвалидами по слуху в сельских районах области. Не хватает денежных средств. Необходимо ускорить строительство Центра социально-профессиональной реабилитации инвалидов по слуху. 2.4. Инвалиды с психическими отклонениями В Новосибирской области стоит на учете 10706 инвалидов по психическим заболеваниям (1994г.), что составляет 11,2% от общего количества инвалидов в области. Основные психические заболевания, по которым определяется инвалидность: - шизофрения; - эпилепсия; - органические нарушения центральной нервной системы; - возвратные психозы; - олигофрения в стадии дебильности, имбицильности. В области насчитывается около 12700 детей с психическими расстройствами. Из них олигофренов - 5850. Диагноз олигофрения ставится детям, как правило, в возрасте 6-7 лет. Решение проблем инвалидов с психическими заболеваниями необходимо начинать с раннего возраста. Проблемы: - отсутствует система медико-социальной реабилитации детей и взрослых - инвалидов с психическими заболеваниями. - вспомогательные школы для умственно отсталых детей только частично решают проблемы инвалидов детского возраста. Организация детей в стадии имбицильности на дому находится на низком уровне, особенно в сельских районах; - нередко взрослые инвалиды, родители детей-инвалидов не получают должной помощи в решении социальных вопросов, профессиональной подготовки и трудоустройства; - не хватает квалифицированных кадров для работы с психбольными и, прежде всего, в сельских районах; - дефицит отечественных и импортных высокоэффективных медицинских препаратов. Необходимо: - создать детские сады для умственно отсталых детей в городах и районах области. Продумать эффективную организацию обучения детей-инвалидов на дому; - в сельских районах создать специальные отделения, выездные психоВТЭК для работы с психбольными; - создать Центры медико-социальной, профессиональной реабилитации инвалидов во всех годах области. - в сельских районах области возможно создание межрайонных Центров. Указанные Центры должны решать и вопросы обучения инвалидов профессиям физического труда (повар, каменщик-штукатур, механизатор, скотник) с последующим трудоустройством. - организовать подготовку кадров для работы с психбольными. 2.5. Дети-инвалиды и их семьи В Новосибирской области проживает более 7 тыс. детей-инвалидов (1994г.), что составляет 8% от общего числа инвалидов в области. Проблемы. Как правило, поздняя постановка диагноза детям после родовых травм не позволяет оказывать эффективное лечение и ребенок необратимо становится инвалидом. Семьи с детьми-инвалидами из-за комплекса неполноценности часто избегают общения, замыкаются в себе - возникает самоизоляция. Родители, как правило, матери в основном занимаются лечением, реабилитацией детей, забывая или не обращая внимания на их обучение и развитие. Имеются трудности с приобретением необходимых лекарств для лечения детей. Необходимо создание системы домов для детей-инвалидов: интернатов, пансионатов, в том числе и частных. Родители детей-инвалидов готовы оказать посильную помощь, чтобы дети-инвалиды имели в частном пансионате достойные условия жизни. Необходима поддержка социальной активности матерей детей-инвалидов, направленной на решение проблем групп детей-инвалидов. Поддержка должна быть как государственная, так и гуманитарная. Полностью отсутствуют необходимые развивающие игрушки и игры для детей-инвалидов. В системе обучения детей инвалидов требуется высокая степень наглядности на уроках. Есть компьютерные программы, обучающие правильному произношению инвалидов по слуху. Необходимо рассмотреть возможность применения специальных программ и методических разработок, направленных на обучение детей-инвалидов и для нормальных детей. Перечень профессий для инвалидов с детства сейчас расширяется, они хорошо приспосабливаются к монотонной работе, мелкой моторике. В г.Новосибирске создан институт для инвалидов, где пока занимаются только инвалиды по слуху. Специальности - программист, декоративно-прикладное искусство. 3.Профилактика инвалидности ("жизненный путь инвалида") Ранняя диагностика возможностей инвалидности является важной задачей. Рассмотрим возможности диагностики инвалидности на разных этапах "жизненного пути" человека: генет. +пол УЗИ к о м п е н с а ц и я - - - - --+-----+----+------------+---------+------+-----+------------> t До роды 3 6мес. 9мес. 1год 5 лет 16лет старость рожд. мес. 1. До рождения: медико-генетические консультации и тестирование будущих родителей. За 1993 год только в Новосибирске было предотвращено на этой стадии появление восемнадцати детей-инвалидов. 2. 0 - 3 месяца беременности: профилактика и лечение патологии беременности. Необходимы диагностика нормы и патологии развития плода до 3-х месяцев развития. Медико-генетический контроль плода до 3-х месяцев развития в сочетании с определением пола будущего ребенка позволяет с большой степенью вероятности диагностировать патологии, которые могут привести к последующей инвалидности. Учитывая рекомендации врачей, родители должны принять решение о сохранении или прерывании беременности. 3. 3 - 7 месяцев развития. Перинатальный. Диагностика. Отклонения в развитии плода можно определить с помощью ультразвукового сканирования в чреве матери. В случае наличия отклонений может быть сделана операция прерывания беременности по медицинским показаниям. Естественно, в этих случаях должна быть проведена психологическая и психофизическая подготовка беременных женщин. 4. Роды и первые дни жизни. До года. По разным данным от 80 до 90% новорожденных имеют родовые травмы. Причина этого - не только ошибки врачей и акушеров, но и снижение общего уровня здоровья рожениц. Родовые травмы могут проявляться через некоторое, иногда очень большое, время (месяцы, годы). В целях профилактики родовых травм необходимо разработать и издать информационный листок (методичку, брошюру) для беременных, где необходимо описать стандартные, наиболее часто встречающиеся симптомы, описания болезней и травм. Кроме того, каждый родитель должен иметь список "контрольных вопросов" к врачу, на которые врачи должны дать ответы в письменной форме. Учитывая, что для ранней диагностики и медицинской реабилитации в младенчестве и в раннем детском возрасте сегодня в области не хватает медицинских учреждений, необходимо предусмотреть организацию целенаправленной благотворительной помощи на раннюю диагностику, медицинские комплексы и диагностикумы. Тогда можно будет создать консультативные и диагностические центры (возможно, платные), организовать клубы молодых родителей. Необходимо издание других методических материалов в помощь родителям детей-инвалидов. 5. Развитие остаточных функций у детей-инвалидов и компенсация имеющейся инвалидности в основном через игры, в т.ч. компьютерные варианты и аппараты биологической обратной связи. Развитие утраченных функций. Наиболее целесообразно, на наш взгляд, создание сети специализированных диагностическо-реабилитационных центров. Организовать центры психофизиологической и социальной реабилитации детей из групп риска (чернобыльские, детские дома, неполные семьи, города с высоким уровнем загрязнения и пр.) На их базе возможно проведение комплекса медико-психологических и лечебно-физкультурных мероприятий. Важной функцией Центров должна стать психологическая помощь семьям детей-инвалидов. "Зародышем" такой системы в области является муниципальный детский психоневрологический Центр в г.Новосибирске. 6. От 5 до 16 лет. Обеспечить развитие разнообразных форм обязательной физической, духовной подготовки детей-инвалидов, подростков. Обеспечить наличие профилактических препаратов для них, снимающих или отменяющих негативные эффекты хронических отравлений, стрессов, радиационных воздействий и т.п. 7. Приобретенная инвалидность. Необходимо проведение систематического анализа и прогноза основных причин инвалидности в области. На основе этого - разработка системы мероприятий социальной защиты инвалидности и профилактики инвалидности. 8. Старость. В Новосибирской области проживает более 67 000 пенсионеров (1994 г.), нуждающихся в постоянной материальной и другой помощи. Многие из них - одинокие, часто не способные самостоятельно себя обслуживать. Фактически указанная категория пенсионеров является официально неучтенными инвалидами, так как по различным причинам не обращаются в медицинские учреждения и ВТЭК для определения инвалидности. Необходимо создать четкую систему оказания престарелым людям и малообеспеченным пенсионерам медико-социальной и другой помощи. 4.Социально-психологическая реабилитация инвалидов 4.1. Концепция социально-психологической и профессиональной реабилитации инвалидов на основе развития их компенсаторных способностей Проблема трудоустройства инвалидов стоит особенно остро. Одним из путей решения данной проблемы является создание в обществе условий для обучения инвалидов конкурентоспособным специальностям и профессиям с учетом их индивидуальных возможностей, компенсаторских способностей. Для этого необходимо собрать банк данных, во-первых, о реальном применении таких способностей в профессиональной деятельности. Во-вторых, о потенциальных возможностях применения таких способностей и проверить их в экспериментальных группах. В дальнейшем нужно разработать методики развития компенсаторных способностей, типовые программы профессиональной реабилитации с учетом специфики и профиля инвалидности, использовать их при профориентации инвалидов, особенно детей-инвалидов. Компенсаторные способности могут служить не только профессиональной реабилитации. Они могут стать основой психологической, социальной реабилитации, самоутверждения личности. Человек, ощущающий свою незаменимость в деле, преодолевает комплекс неполноценности, связанный с инвалидностью, занимает активную, а не иждивенческую жизненную позицию. 4.2. Медицинская реабилитация Сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость медицинской реабилитации инвалидов, в ходе которой они должны получать эффективное медицинское лечение, определенные навыки в профилактике своих заболеваний. Решение этой проблемы возможно при наличии реабилитационных центров, создаваемых на базе медицинских учреждений, так как существующие при них реабилитационные отделения не имеют возможности проведения полной медико-социальной реабилитации инвалидов. В этих центрах будут проходить полный курс медицинской, психологической, социальной реабилитации. 4.3. Социально-профессиональная реабилитация Формирование у инвалидов умения, навыков адаптации в общественной жизни является главным направлением социально-профессиональной реабилитации, что означает: юридические консультации по российскому законодательству; обеспечение инвалидов протезами, другими вспомогательными техническими средствами и обучение пользованию ими; подготовка и переподготовка инвалидов конкурентоспособным профессиям и специальностям, трудоустройство; культурные, спортивно-оздоровительные мероприятия. Инвалид должен чувствовать себя полноценным человеком в обществе. В настоящее время в области нет четкой системы организации социально-профессиональной реабилитации инвалидов. В городе Новосибирске функционирует единственное в области ПТУ-интернат для инвалидов, где обучаются 250 молодых инвалидов. В области созданы 64 предприятия, где трудится 1236 инвалидов (1994 год). Центрами занятости области в 1994 году на государственные предприятия трудоустроено 279 инвалидов, в надомных условиях работает 213 инвалидов. Анализ трудоустройства показывает, что лишь 8% инвалидов в области имеют работу, а значит и дополнительные источники дохода. В целом проблема трудоустройства инвалидов решается неудовлетворительно, особенно в сельских районах области. Одним из действенных путей решения указанных проблем является создание областных, городских, районных центров социально-профессиональной, социально-трудовой реабилитации инвалидов, возможность шире задействовать возможности областного профтехобразования. Профессиональная реабилитация инвалидов и их трудоустройство включает в себя формирование для них трудовых и психологических рекомендаций при обследованиях в медико-социальных экспертных комиссиях, подготовку и обучение новым профессиям. В свою очередь и производство должно быть подготовлено к труду инвалидов. Несмотря на целый ряд мер по социально-трудовой реабилитации инвалидов, их занятость в промышленности и сельском хозяйстве снизилась за последние 25 лет более чем втрое. Поэтому необходимо создание (или расширение существующей) сети спецпредприятий, адаптирование технологий с учетом возможностей работы инвалидов различных категорий. Не менее важно выделить профессии, которые могут стать приоритетными для инвалидов, предпочтительно на основе выявления и развития их компенсаторных способностей или максимально полного использования остаточных возможностей. Не следует забывать и о необходимости подготовки квалифицированных преподавателей и мастеров трудового обучения с "инвалидной" специализацией, выделении площадей и оборудования. Такие же проблемы возникают и при организации надомного труда инвалидов. В целом, необходимо создание типовых реабилитационных программ по основным видам инвалидности в области. Все эти мероприятия должны быть обеспечены правовой и экономической, методической и организационной поддержкой государственных органов. Необходимо использовать опыт в дефектологических институтах (НИИ Коррекционной Педагогики): Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иркутск и др. 4.4. Психологическая реабилитация Задачей психологической помощи является соответствующая подготовка инвалида, и особенно ребенка-инвалида, объяснение механизма восприятия его окружающими, выработка стратегии поведения, нацеленной на занятие конкретной личностью инвалида ниши в общественных отношениях. Чтобы столкновение с обществом вызвало не ожесточение, а понимание происходящего и конкретные действия по помощи окружающим в формировании отношения к себе. Психологическую помощь призваны оказывать центры социально-профессиональной реабилитации инвалидов. Очень важным представляется также изучение проблем психологии трудовых коллективов, общественных организаций инвалидов. 4.5. Педагогика для детей-инвалидов 4.5.1. Разработка педагогических методик и игр для детей-инвалидов и их использование для обычных детей. Игры для детей-инвалидов. Необходимо смелее переделывать, приспосабливать существующие детские игры, постоянно искать новое и новое содержание для общения ребят - в играх, коллективном труде, совместных праздниках. Игры, методика общего образования, профессионального обучения, специально разработанные для инвалидов, должны быть весьма эффективны и для здоровых - ведь они разрабатывались в условиях жестких ограничений. А это всегда приводит к появлению сильных и легко тиражируемых решений, приемов, методик. 4.5.2. Развитие творческих способностей личности инвалида Творчество позволяет самореализоваться человеку. При этом ограничения, накладываемые инвалидностью, перестают играть определяющую роль. Необходимо создавать в центрах социально-профессиональной реабилитации, в Домах культуры и других культурных учреждениях условия, позволяющие любому инвалиду заниматься творческой деятельностью. (Кружки, выставки изделий, изготовленных инвалидами, создание творческих мастерских для инвалидов, стимулирование творческих способностей инвалидов). 4.5.3. Искусство. Спорт Искусство. Искусство помогает инвалидам самоутвердиться в жизни, преодолеть свой недуг. Опыт деятельности научно-методического Центра работы с детьми-инвалидами в Новосибирском Академгородке говорит о том, что комплексное воздействие искусства - музыки, пения, графики - совместно с психологической поддержкой может стать основой социальной реабилитации инвалидов, особенно детей. Специально создаваемая обогащенная среда уже вернула в социум нескольких ребятишек, от которых полностью отказалась официальная медицина. Необходима организация подобных центров в городах и районах Новосибирской области. Спорт. Спортивные соревнования, лечебно-физкультурные мероприятия являются эффективной формой реабилитации инвалидов. Проблемы: Физкультурно-оздоровительными и спортивными мероприятиями охвачена лишь малая часть инвалидов, отсутствует четкая система спортивно-массовой работы с ними, недостаточное финансирование, малое количество спортивных сооружений в сельских районах области. Первым шагом в создании сети спортивных учреждений для инвалидов в области является Новосибирский физкультурно-спортивный клуб инвалидов "Финист", областная физкультурно-спортивная школа инвалидов, призванные совместно с государственными органами решать указанные проблемы. 5. Адаптация среды обитания к возможностям инвалидов Современная городская среда в нашей стране совершенно не приспособлена для нормальной жизни инвалидов. Часто инвалид-колясочник отрезан от внешнего мира тремя ступеньками на первый этаж. Решение этой проблемы предусмотрено в разрабатываемой в 1995 году программе "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности". 5.1. Изменение менталитета общества. Правила обращения с инвалидами. В России около 5.4% - инвалиды. Многие из них вынужденно ведут домашний образ жизни, редко выходят на улицу в связи с заболеванием. По оценке специалистов, при одновременном появлении на улице всех инвалидов общество испытает шок. Сегодня проблема инвалидов глубоко спрятана, население не представляет ее масштабы. Обществу необходима информация, необходимо формировать отношение к проблеме, обучать правилам общения с инвалидами. 5.2. Надомный труд инвалидов Надомный труд - наиболее предпочтительное решение проблемы трудоустройства некоторых категорий инвалидов. Однако с развитием техники и технологии, утратой секретов народных промыслов эта область деятельности инвалидов существенно снизилась. В связи с этим остро стоит проблема изучения современной специфики, организационных и технологических аспектов надомничества. 5.3. Создание центра по изучению проблем инвалидности и инвалидов Задачи центра. Изучение компенсаторных способностей и профориентация на их основе. Изучение опыта работы по реабилитации и доведение такого опыта до методического уровня с дальнейшем тиражированием. Помощь предприятиям в паспортизации и в организации рабочих мест, на которых могут трудиться инвалиды. 5.4. Необходимость создания банка данных по инвалидам. Примерная анкета инвалида Понятно, что реализация любой программы невозможна без досконального знания реального положения дел. Поэтому необходимо разработать методику статистического учета инвалидов на основе новых критериев, принятых законодательством, и подходов к решению этой проблемы, основанных на международной практике. Сложной частью проблемы является неполная информация об инвалидах. Требуется организация учета обучаемых инвалидов, проходящих переподготовку и повышение квалификации, числа и профиля рабочих мест для инвалидов на предприятиях области и региона в целом. Наличие такого информационного банка позволит сформировать постоянные связи между Управлением социальной защиты населения области, областным центром занятости и инвалидами. Исходная объективная информация - основа целевого подхода к проблемам инвалидов. Для удобства и быстроты обработки информации и принятия решений необходима стандартизация исходных данных. Необходимо в рамках этой программы разработать унифицированную "анкету инвалида Новосибирской области". 6. Проблема финансирования и социальной поддержки инвалидов Для поддержания социального мира в обществе и просто для того, чтобы дать возможность относительно нормально жить целым слоям общества, объективно не имеющим возможности активно работать и зарабатывать себе на жизнь (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные), правительство должно все свои рыночные преобразования сопровождать определенными мерами социальной защиты. Все льготы установлены на федеральном уровне. Согласно закону РФ от 27.12.91 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органы государственной власти на местах могут устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством России в их бюджеты. Необходима мобилизация в области внутренних финансовых ресурсов для поддержки наиболее нуждающихся, в том числе за счет поощрения благотворительности, обеспечения гарантированного обслуживания в области охраны здоровья, транспорта, коммунально-бытовых услуг. Необходимо выработать четкие критерии социальной защиты, развивать заявительную форму получения помощи. Основной подход: создать саморазвивающуюся систему, с упором на местные ресурсы и организационную благотворительность. При этом предусматривается использовать средства: бюджет; благотворительность; самофинансирование; чековый инвестиционный фонд; собственную страховую компанию; другие источники. Главная задача такой системы - взаимовыгодное использование возможностей государственных органов, коммерческих структур, предприятий и общественных организаций инвалидов. 6.1. Негосударственные источники Необходимо привлечение финансовых средств коммерческих структур: банков, страховых компаний, корпораций для частичного решения вопросов по проблемам инвалидности. В этих целях активнее налаживать связи с благотворительными организациями "ближнего" и "дальнего" зарубежья. Целенаправленная благотворительность. Адресная благотворительность - один из вариантов использования имеющихся ресурсов. Еще один, совершенно неиспользуемый в России ресурс - добровольная (не всегда бесплатная) помощь инвалидам. За рубежом очень развито привлечение добровольцев-волонтеров к решению проблем инвалидов. Необходимо использовать эту идею добровольной помощи инвалидам. Организация службы волонтеров потребует минимальных затрат. От управления социальной защиты населения Новосибирской области понадобится только организационная и юридическая поддержка энтузиастов. 6.2. Рейтинг фирмы. Имидж Сегодня на территории области есть солидные фирмы, банки, страховые компании, фонды и другие организации, готовые вложить миллионы в конкретное дело для инвалидов, непосредственно поучаствовать в его организации. Но их нужно заинтересовать конкретными предложениями с взаимовыгодными условиями. В качестве одного из механизмов мобилизации имеющихся в области финансовых ресурсов предлагается формирование РЕЙТИНГА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ, что позволит привлечь коммерческие структуры к целенаправленной благотворительной деятельности. Цели рейтинга: - пропаганда социальных программ; - привлечение к их финансированию коммерческих структур. Реклама этих структур в прессе в виде рейтинга, например под заголовком: "Преуспевающие компании, которые заботятся не только о себе". Добиться, чтобы рейтинг-лист стал престижным в различных купеческих клубах и других местах. Требования в системе подсчета рейтинга: 1) Заинтересованность коммерческих структур в спонсировании конкретных программ и мероприятий для поддержки инвалидов. 2) Не нагружать бюджет излишним количеством льгот, превосходящим отдачу от спонсорства, а участвуя в поднятии имиджа компании, создать ей условия для более эффективного бизнеса. (Заметим, что при таком подходе "благотворительные деньги" остаются непосредственно на территории области и, минуя федеральный бюджет, максимально быстро, целенаправленно используются для реализации социальных программ). 3) Максимальное исключение субъективности в подсчете рейтинга и предоставлении различных льгот (минимизация возможности коррупции). Рейтинг должен отражать следующие параметры: - конкретная помощь конкретным людям; - поддержка мероприятий инвалидов; - постоянное курирование отдельных программ или организаций инвалидов; - предоставление рабочих мест инвалидам; - профессиональная переподготовка инвалидов. Рейтинг может проводится раз в одну-две недели представителями общественных организаций инвалидов при управлении социальной защиты. По результатам рейтинга администрацией области могут распределяться престижные места в городе для размещения рекламы благотворителей, предоставляться газетные площади для рекламной и иной информации и так далее. Рейтинг может печататься в постоянной колонке в одной из областных газет. В этой же колонке могут публиковаться статьи о конкретных организациях и программах инвалидов и о коммерческих организациях, занявших первые места в рейтинг-листе. Большую роль в определении рейтинга и формировании нового отношения к инвалидам может оказать Общественный попечительский совет, идея организации которого сейчас обсуждается. 6.3. Частные пансионаты Неудовлетворительное содержание взрослеющих детей-инвалидов в государственных учреждениях вызывает тревогу у стареющих родителей по поводу дальнейшей жизни их детей (после их смерти). Все это приводит их к мечтам о частных пансионатах, завещав в которые свое имущество, они могли бы поместить своих детей и быть спокойными за их судьбу. Этих средств хватит на содержание многих инвалидов, что частично снимет заботу с бюджета. Однако для осуществления этой идеи родителей детей-инвалидов необходимы первоначальные затраты на организацию такого пансионата. При таком пансионате можно будет создать попечительский совет, состоящий из родителей, чиновников и представителей бизнеса, занимающихся благотворительной деятельностью. 6.4. Сотрудничество с церковью Во многих случаях опору попавшему в беду человеку дает церковь. Раньше многие неустроенные в обществе люди с неустойчивой психикой находили приют в монастырях. Сегодня они попадают в интернаты для душевнобольных или становятся бомжами. И то и другое не является лучшим выходом для общества и государства. Поэтому необходимо определенное сотрудничество с церковью в этой области. 6.5. Гуманитарная помощь В настоящее время основным поставщиком благотворительной помощи являются США, на долю которых приходится 90% - 282 тысячи тонн. Сейчас нам помогают Япония, Финляндия, Италия, Франция, Южная Корея и Эквадор... При этом наиболее значительная часть благотворительных грузов, как и прежде, направляется в Москву, главным образом через внешнеэкономические организации - 210 тысяч тонн, и Санкт-Петербург - 66 тысяч тонн (в основном в адрес правительства города). Совершенно очевидно, что население Сибири, живущее в гораздо более тяжелых климатических условиях, имеет полное право на получение значимой доли гуманитарной помощи, которую получает Россия. 6.6. Гранты Под термином "грант" понимают целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями в денежной и натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Если полученные гранты используются по назначению, они не являются объектом обложения налогом на прибыль и на доходы физических лиц. Заметим, что система финансирования через гранты очень широко используется во многих странах. Однако в России этот источник финансирования почти не известен и поэтому используется весьма незначительно. Для привлечения грантов в Новосибирской области необходимо проинформировать особо нуждающихся инвалидов и руководителей их организаций о потенциальных возможностях финансирования лечения, изготовления протезов, обучения и т.д. через систему грантов. При этом от управления социальной защиты населения области понадобится юридическая и организационная поддержка в оформлении заявок на гранты. 7. Предложения по формированию общественного мнения о проблемах социальной и благотворительной помощи инвалидам Инвалиды не адаптированы к обществу, но и общество не адаптировано к инвалидам. Нашим людям свойственно "неприятие инородного". Новосибирской области нужен информационный центр, дающий обществу объективную информацию об инвалидах и инвалидизации, осуществляющий широкую "рекламную кампанию" по всем средствам массовых коммуникаций. Нашему обществу необходимо формирование утраченной "культуры милосердия и благотворительности", формирование положительных стереотипов поведения в общении с инвалидами через просвещение, обучение, общение. Рекламная кампания должна быть направлена на повышение статуса инвалидов, на формирование необходимого общественного мнения для решения проблем инвалидности. Необходимо заинтересовать общество, коммерческие и государственные структуры в воплощении "Программы". Пресса, радио и телевидение Новосибирской области должны широко освещать все мероприятия департамента социальной политики администрации области, общественных и других организаций, принимающих участие в решении проблем инвалидности. Необходимо информировать самих инвалидов и их организации о возможностях решения насущных проблем с привлечением ресурсов областного управления социальной защиты населения, благотворительных организаций и т.д. В дальнейшем следует предусмотреть возможность распространения информации о данной "Программе" по регионам Сибири, всей России и за ее пределами. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|