Расширенный поиск
Постановление Губернатора Новосибирской области от 29.06.2006 № 296ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29.06.2006 N 296 О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года В соответствии с Законом Новосибирской области от 16.07.2005 N 310-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области" ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года. 2. Заместителям Губернатора Новосибирской области, руководителям структурных подразделений администрации Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при разработке плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года, проекта консолидированного бюджета Новосибирской области на 2007 год руководствоваться показателями прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года. 3. Рекомендовать главам муниципальных образований Новосибирской области при подготовке планов социально-экономического развития соответствующих территорий, базовых показателей для расчета бюджетных доходов местных бюджетов на 2007 год использовать показатели прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года. 4. Контроль за исполнением Постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А. В.А.ТОЛОКОНСКИЙ ----------------------------------------- ОДОБРЕН Постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.06.2006 N 296 Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года (далее - прогноз) разработан с целью определения наиболее вероятных количественных параметров развития основных отраслей экономики и социальной сферы Новосибирской области, экономической базы консолидированного бюджета Новосибирской области. Прогноз сформирован на основе двух базовых сценариев развития Российской Федерации. Наиболее благоприятным по своим условиям является второй вариант с активной инвестиционной политикой Правительства Российской Федерации. Темп роста ВВП при этом прогнозируется в интервале 5,8 - 6% по годам. Прогноз базируется на втором варианте сценариев развития Российской Федерации, подготовлен с учетом предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. При разработке прогноза учитывались наиболее важные внутриобластные факторы и условия экономического и социального развития Новосибирской области, а также данные о перспективах развития наиболее крупных предприятий Новосибирской области. 1. Условия инвестиционного развития Российской Федерации и приоритеты государственной политики, имеющие важное значение для развития Новосибирской области При реализации лучшего сценария развития в 2008 - 2009 годах планируется выпуск 65 региональных самолетов и 37 среднемагистральных самолетов. Предполагается реструктуризация и оптимизация предприятий оборонно-промышленного комплекса с увеличением темпов роста промышленной продукции. Прогнозируется рост спроса и адекватный рост производства энергетического машиностроения для реализации на внутреннем и внешних рынках. Предполагается создание единого энергомашиностроительного комплекса. Планируется рост производства бытовой техники и электроники на совместных предприятиях в соответствии с ростом потребительского спроса. На прогнозный период определены инструменты реализации инвестиционной политики: формирование инвестиционного фонда (в настоящее время формируется пакет инвестиционных предложений от субъектов Российской Федерации); создание Российского банка развития; существенный рост венчурного инновационного фонда Российской Федерации; механизмы реализации приоритетных национальных проектов; налоговые новации, направленные на стимулирование инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов. Наиболее важными условиями прогнозов являются показатели инфляции. В сценарных условиях развития России заложено снижение темпов инфляции (индекса потребительских цен) по обоим вариантам в следующих границах: 2007 год - 6 - 7,5%, 2008 год - 4 - 5,5%, 2009 год - 4 - 5%. Снижение темпов инфляции будет обеспечено проведением Правительством Российской Федерации тарифной политики в сфере естественных монополий, ограничением роста регулируемых тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, стимулированием выпуска отечественных продовольственных товаров, формированием стабильных правил регулирования импорта сельскохозяйственной продукции до 2009 года, размещением государственных ценных бумаг и акций компаний с государственным участием для населения. Регулирование цен и тарифов на товары (услуги) естественных монополий. Темпы роста цен (тарифов) на товары (услуги)естественных монополий (% для всех категорий потребителей) |———————————————————|———————|———————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Товары (услуги) |2004 г.|2005 г.| 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |———————————————————|———————|———————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Электроэнергия | 113,1 | 109,5 | 107,5 | 106,5 | 105,5 |105 - 107| |———————————————————|———————|———————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Газ природный | 120,0 | 123,0 | 111,0 | 108,0 | 107,0 | 106,0 | |———————————————————|———————|———————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Железнодорожные | 112,6 | 112,8 | 107,5 | 107,5 | 105,5 | 105 | |перевозки грузов | | | | | | | |———————————————————|———————|———————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Предельный уровень | 123,5 | 132,7 |115 - 120|111 - 113|108 - 109|107 - 108| |роста цен на услуги| | | | | | | |ЖКХ | | | | | | | |———————————————————|———————|———————|—————————|—————————|—————————|—————————| Однако динамика цен и тарифов для разных категорий потребителей будет разной в связи с политикой на сокращение объемов перекрестного субсидирования. Предполагается изменение налоговых условий, направленных на стимулирование инвестиционной и инновационной активности предприятий. По условиям лучшего сценария уже с 2007 года к вычету из налогооблагаемой прибыли будут признаваться произведенные расходы на НИОКР. С 2007 года будет разрешено уменьшать налоговую базу налога на прибыль на величину убытков, полученных в предыдущем году, что особенно важно для долгосрочных инвестиционных вложений. 2. Внутренние факторы и условия развития Новосибирской области В качестве внутренних факторов и условий учитывались: эффективность организационных мероприятий и динамика создания Технопарка; начало реализации крупных инвестиционных проектов; масштабы участия в реализации приоритетных национальных проектов, темпы реализации проектов по развитию животноводческих комплексов, массовому жилищному строительству; эффективность реализации механизмов инвестиционной и инновационной политики администрации Новосибирской области и органов местного самоуправления, создание новых механизмов инвестиционного развития Новосибирской области (банк развития, стратегия развития, фонд муниципального развития, целевые программы поддержки инвестиционного развития, комиссии по рассмотрению инвестиционных проектов технологического обновления действующих производств). 3. Основные приоритеты региональной политики: Обеспечение государственных гарантий в сфере здравоохранения, образования, социального развития, активное участие в реализации приоритетных национальных проектов "Образование", "Здоровье"; реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", создание условий и стимулирование жилищного строительства, развитие производства строительных материалов; поддержка развития высокотехнологичного сектора экономики, реализация крупных инвестиционных проектов; строительство инфраструктурных и производственных объектов Научно-технологического парка Новосибирского Академгородка и наукограда Кольцово; развитие агропромышленного комплекса, создание условий для стимулирования привлечения инвестиций, повышения эффективности труда в агропромышленном комплексе, активное участие в реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". 4. Прогноз развития отраслей хозяйства Новосибирской области по видам деятельности Прогноз разработан в соответствии со вторым вариантом сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации. Согласно прогнозу в 2007 - 2009 годах не произойдет существенных изменений в структуре экономики. Сохраняются доли промышленного производства, сокращается доля сельскохозяйственного производства, медленно растет доля торговли и сферы услуг. В прогнозе заложен существенный рост инвестиционных вложений как основы для структурных изменений в экономике Новосибирской области на предстоящие периоды. Основные показатели социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 и на период до 2009 года приведены в приложении. Инвестиции. Учитывая особую роль инвестиций как фактора экономического роста, в прогнозе заложено значительное увеличение (удвоение) инвестиций в экономику Новосибирской области. При этом инвестиционные вложения прогнозируются в те сферы деятельности, которые должны обеспечить глубокую переработку природных ресурсов на новой технологической основе, существенный рост производительности труда, переход на инновационный путь развития Новосибирской области. Для реализации прогноза необходима не только федеральная, но и более активная региональная инвестиционная политика всеми доступными инструментами. Необходимо ускорить разработку стратегии развития Новосибирской области и определить приоритеты развития. Важно сформировать на среднесрочную перспективу инвестиционную программу развития социальной и инженерной инфраструктуры Новосибирской области, программу газификации и дорожного строительства, которые должны стать ориентирами для развития бизнеса. Необходимо обеспечить четкий порядок и прозрачные условия на всех этапах формирования нового бизнеса и его развития, от выделения земельных участков, выдачи всей разрешительной документации на строительство. Важно оперативно решать вопросы подключения к коммуникациям, защиты интересов местных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции, снижения стоимости кредитных вложений в развитие бизнеса (субсидирование процентной ставки, предоставление гарантий) и т.д. Требуется организованная работа по участию в реализации приоритетных национальных проектов, эффективное продвижение заявок в рамках реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы, максимальное привлечение средств федерального бюджета на реализацию проектов и программ на территории Новосибирской области. По прогнозу общий объем инвестиций в основной капитал за 2007 - 2009 годы возрастет в 1,9 раза по сравнению с периодом 2004 - 2006 гг. К концу 2009 года в сопоставимой оценке объем инвестиций увеличится к уровню 2005 года на 60,9% (по Российской Федерации - на 45,2%). Объем инвестиции за счет средств федерального бюджета в 2009 году возрастет до 15,8% от общего объема инвестиций (в 2005 году - 13,3%). Прогнозируемый рост доли инвестиций за счет средств консолидированного бюджета Новосибирской области (до 8,3% против 7,3% в 2005 году) определен в соответствии с ростом финансирования дорожного строительства, газификации Новосибирской области, формированием фонда муниципального развития (на развитие коммунальной инфраструктуры и инженерных сетей, формирования заказа на жилищное строительство), оказанием поддержки инвестиционной деятельности, в развитии малого предпринимательства, участием в реализации приоритетных национальных проектов. Прогнозируемые темпы роста инвестиций в развитие обрабатывающих производств должны быть обеспечены началом строительства на территории Новосибирской области электрометаллургического завода по выпуску стального листового горячекатаного проката, завода по производству алюминиевых банок для напитков, нового завода ООО "Сибирская продовольственная компания", нового производства теплоизоляционных материалов, реконструкцией ОАО "Искитимцемент" и ряда других производств. Особое внимание в прогнозируемом периоде должно быть уделено развитию объектов инновационной инфраструктуры и высокотехнологичных секторов экономики. Необходимо ускорить строительство инфраструктурных и производственных объектов Научно-технологического парка Новосибирского Академгородка и наукограда Кольцово, сформировать систему государственного и муниципального заказов на разработку программного обеспечения для повышения эффективности исполнения государственных функций и задач, мониторинга эффективности их реализации. В соответствии с прогнозом капитальные вложения в развитие транспорта, как отрасли специализации Новосибирской области, и связи по-прежнему будут занимать наибольший удельный вес (более 24%) в общем объеме инвестиций. Прогноз обусловлен реализацией на территории Новосибирской области таких крупных инвестиционных проектов, как строительство современного высокомеханизированного грузового терминала и нового пассажирского комплекса аэропорта "Толмачево", строительство терминала "Национальной логистической компании" в районе аэропорта "Толмачево" и контейнерного терминала ЗАО "СибАгроцентр" в районе Пашинского переезда, комплексная реконструкция сортировочной станции Инская, развитие стационарных систем связи (ОАО "Сибирьтелеком"). Успешная реализация приоритетных национальных проектов позволит привлечь инвестиции в здравоохранение (ожидаемый рост инвестиций на приобретение медицинского оборудования для больниц и поликлиник в 2,2 раза), образование (компьютеризация, обеспечение современным оборудованием, автобусами), в сельское хозяйство (обновление основных фондов, развитие животноводства, малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе). Стоит задача довести ввод жилья в эксплуатацию в 2009 году до 1150 тыс. кв. м. Для обеспечения значительного роста жилищного строительства необходимо сконцентрировать усилия на инженерной подготовке площадок под массовую застройку жилья, активнее включиться в реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", разработать механизмы организации государственного и муниципального заказов на жилищное строительство. В связи с проблемой недофинансирования капитального ремонта жилья в прошлые годы необходим значительный рост капитальных вложений в жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области. В связи с этим к концу 2009 года капитальные вложения в жилищно-коммунальный комплекс должны увеличиться в 4,1 раза по сравнению с 2005 годом. Промышленность. На развитие экономики в рассматриваемом периоде определяющее влияние будет оказывать развитие промышленности. Прогнозируется сохранение опережающей динамики промышленного производства в сравнении со средними по России показателями. Индекс промышленного производства в 2009 году к 2005 году составит 136% (по Российской Федерации - 119,7%). Однако, как и в предыдущие периоды, опережающие темпы промышленного развития будут обеспечены за счет устойчиво высоких темпов добычи полезных ископаемых. Данная ситуация предопределена значительными инвестиционными вложениями в предыдущие годы. За период 2006 - 2009 годы рост добычи полезных ископаемых составит 190,6% относительно уровня 2005 года. Вклад этого вида деятельности в общий прирост промышленного производства в 2009 году будет около 14% (2005 год - 9,8%). Динамику развития добычи полезных ископаемых определит развитие Верх-Тарского нефтяного месторождения, Горловского каменноугольного бассейна и Крутихинского участка Колыванского месторождения. Индекс промышленного производства в сфере деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в 2009 году составит примерно 113% относительно уровня 2005 года. Для обеспечения баланса спроса и предложения необходимо внедрение в экономику Новосибирской области новых ресурсосберегающих технологий, а также новых технологий по передаче электроэнергии и воды, обеспечивающих снижение потерь в сетях. Вклад этого вида деятельности в общий объем промышленного производства в 2009 году несколько уменьшится, но будет по-прежнему высоким около 24% (2005 год - 25,5%). Наибольший вклад в развитие промышленного производства по-прежнему будут обеспечивать обрабатывающие производства. Прирост в прогнозном периоде составит примерно 40% (в сопоставимых ценах). Наиболее динамично из всех видов обрабатывающих производств в 2006 - 2009 годах будет развиваться производство транспортных средств и оборудования (рост в 2,2 раза к уровню 2005 года). Такой рост возможен только при условии получения государственного заказа на производство российского регионального пассажирского самолета, а также увеличения государственного заказа на продукцию предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) Новосибирской области, поэтапного преобразования этих предприятий в рамках государственной программы реформирования ОПК. В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий индекс промышленного производства за 2009 год относительно 2005 года составит 151%. Рост объемов производства будет обеспечен более полной загрузкой мощностей, расширением номенклатуры, выпускаемых изделий на ОАО "Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина". Строительство нового электрометаллургического завода не окажет значительного влияния на итоговые показатели этого вида деятельности в прогнозируемом периоде. Значительный рост индекса промышленного производства - 144% относительно 2005 года можно ожидать в производстве машин и оборудования. Такой рост должен быть обеспечен мероприятиями по повышению технического уровня производств, по модернизации значительной части производственных мощностей, по освоению новой наукоемкой продукции. Предпосылки к этому имеются (производство изделий для автотехники и электроники на ФГУП "Север", производство сваебойных гидромолотов на ЗАО "Сибтехномаш" и др.). Производство прочих неметаллических минеральных продуктов (в основном строительных материалов) в прогнозируемом периоде будет стимулироваться спросом строительных организаций на эту продукцию. Для обеспечения намечаемых темпов роста строительно-монтажных работ в 2009 году темп прироста объемов производства данного вида экономической деятельности должен в сопоставимых ценах составить более 40% относительно 2005 года. В основе прогноза лежат планы по расширению производства ячеистого бетона на заводе ОАО "Главновосибирскстрой" - завод СИБИТ, освоению более эффективного сухого способа производства цемента на ОАО "Искитимцемент", организации нового производства теплоизоляционных материалов. С учетом намечаемой модернизации мощностей в энергетической системе Российской Федерации следует активно добиваться крупных заказов на производство генераторов к паровым, газовым и гидравлическим турбинам и другую продукцию энергетического машиностроения. Наибольшую долю в общем объеме промышленного производства в прогнозируемом периоде, по-прежнему, будет занимать производство пищевых продуктов, включая производство напитков и табака. В условиях наблюдаемой тенденции устойчивого роста спроса населения на продукцию быстрого приготовления в прогнозируемом периоде следует обратить особое внимание на производство мясных полуфабрикатов, организацию переработки в сельских районах области плодоовощной продукции, производство замороженной продукции. К концу 2009 года рост производства пищевых продуктов в сопоставимой оценке к уровню 2005 составит 114,6%. Транспорт. Развитие рынка транспортных услуг в прогнозируемом периоде будет определяться потребностями развития экономики и транзитной специализацией Новосибирской области. Необходимо продолжить совершенствование технологии перевозочного процесса, активное внедрение современных видов транспортного обслуживания, в том числе по принципу "от двери до двери" и "точно в срок", обеспечение скоординированной работы всех видов транспорта, терминально-складского хозяйства, а также обеспечение транспортной доступности на уровне, гарантирующем социальную стабильность и развитие межрегионального рынка труда. Грузооборот транспорта общего пользования по прогнозу возрастет в 2009 году против уровня 2005 года более чем в 1,3 раза и составит 128 млн. тонн. Некоторое отставание от динамики промышленного производства обусловлено транзитной специализацией и прогнозированием сокращения перевозки сырья, ориентацией на перевозку в большей степени готовой продукции. С учетом темпов роста экономики в прогнозном периоде необходимо продолжить развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта и грузовых железнодорожных перевозок. Сохранение набранных темпов авиаперевозок невозможно без развития и повышения уровня оснащенности аэродромного и аэропортового комплексов аэропорта "Толмачево". В рамках этих проектов необходимы: завершение строительства второй взлетно-посадочной полосы, а также реконструкция и модернизация действующей взлетно-посадочной полосы, техническое перевооружение системы организации воздушного движения, реконструкция и модернизация действующего терминала внутренних авиалиний и строительство нового терминального комплекса, развитие его сервисной инфраструктуры. Для обеспечения прогнозируемого роста грузооборота внутреннего водного транспорта необходима модернизация портовых и перегрузочных мощностей ОАО "Новосибирский речной порт", развитие грузового речного порта в Ташаре, обновление и модернизация судов. Для обеспечения потребности в автомобильных перевозках необходимо обеспечить прогнозируемое развитие грузового автомобильного транспорта, в том числе международного на новой технической и технологической базе. Следует обеспечить проектирование строительства третьего автомобильного моста через р. Обь в г. Новосибирске. Увеличение реально располагаемых денежных доходов населения в прогнозируемом периоде обусловит рост транспортной подвижности населения. Объем пассажирооборота транспорта общего пользования в 2009 превысит уровень 2005 года на 29,5%. Наибольшие темпы прироста пассажирооборота прогнозируются на железнодорожном и воздушном транспорте. Связь. Опережающий рост сферы инфокоммуникаций является важным фактором роста конкурентоспособности экономики Новосибирской области. Стратегия развития сетей связи Новосибирской области в 2006 - 2009 годах предусматривает поэтапную реализацию двух одновременно протекающих процессов: решение приоритетных задач по первичной телефонизации удаленных населенных пунктов, удовлетворение платежеспособного спроса жителей крупных населенных пунктов в телефонной связи и других телекоммуникационных услугах, в том числе путем развития систем сотовой связи, радиодоступа, спутниковых технологий; эволюционное развитие сетей связи от нынешнего состояния до создания областной мультисервисной сети. В развитии почтовой отрасли основными задачами являются сохранение существующей сети отделений почтовой связи, расширение спектра предоставляемых и внедрение новых услуг и информационных технологий. В сфере информатизации прогнозируются два приоритетных направления: научно-техническая и инновационная деятельность; информатизация органов государственной власти. Сельское хозяйство. Для достижения устойчивых темпов роста сельскохозяйственного производства в прогнозном периоде необходимо привлечение инвестиций и повышение эффективности труда в сельскохозяйственном производстве, реформирование убыточных хозяйств, решение вопросов капитализации имущества и земельных комплексов. В рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" предусмотрена поддержка строительства, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов, приобретение техники и оборудования, племенного скота, развитие малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов (их семей) на селе. Важно ускорить решение всех организационных вопросов и обеспечить в кратчайшие сроки реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм), в том числе ОАО "Шагаловское", ООО "Сибирский фермер", ЗАО племзавод "Ирмень", Кудряшовского свинокомплекса, Коченевской и Новосибирской птицефабрик, оказать содействие сельхозпредприятиям в подготовке инвестиционных проектов развития животноводства. Необходимо оказывать эффективную помощь населению по участию в реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", по привлечению кредитов на развитие личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств. Способствовать созданию дополнительных филиалов банков в районах области, организовать обучение специалистов администраций муниципальных образований Новосибирской области по оказанию помощи населению в оформлении документов для получения кредитов. Необходимо решать вопросы с залоговым фондом при получении кредитов. Важно оказать содействие в создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В целях закрепления специалистов на селе особое внимание должно быть уделено решению жилищных вопросов, строительству нового современного благоустроенного жилья усадебного типа. Необходимо обеспечить ввод в эксплуатацию не менее 9 тыс. кв. м жилья. Реализация запланированных мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства позволит обеспечить прирост индекса физического объема валовой продукции сельского хозяйства в 2009 году по сравнению с 2005 годом на 18%. Валовое производство продукции во всех категориях хозяйств в 2009 году при этом составит 48,3 млрд. рублей. Прирост объемов внешнеторгового оборота составит 438,1 млн. долл. США, темп роста 1,3 раза к уровню 2005 года. Для расширения внешнеторгового оборота Новосибирской области, продвижения товаров на внешние рынки необходимо открытие представительств Новосибирской области в Китае, Монголии, Республике Корея, Казахстане, Украине. Следует увеличить количество созданных некоммерческих партнерств (Деловых альянсов) по работе с приоритетными для Новосибирской области странами Дальнего и Ближнего зарубежья. Активизировать работу по открытию представительств и филиалов крупнейших иностранных компаний на территории Новосибирской области, расширить практику предоставления "связанных кредитов", активизировать взаимодействие с торговыми представительствами. Прогнозируемый рост экономики позволит обеспечить соответствующий рост совокупных доходов населения, предприятий и бюджетов всех уровней. Валовой региональный продукт за 2009 год может составить 465,5 млрд. рублей, рост в сопоставимых ценах к 2005 году 140,8% (по Российской Федерации - 125,7%). При этом рост в текущих ценах прогнозируется в 1,9 раза. Более быстрыми темпами в валовом региональном продукте будут расти доходы населения. Рост фонда оплаты труда прогнозируется с темпом 198%, в абсолютном значении он составит в 2009 году 166,5 млрд. рублей. Несколько более медленными, но устойчивыми темпами с учетом новых налоговых условий ожидается рост прибыли прибыльных предприятий - 176%. Данные показатели станут основой формирования консолидированного бюджета Новосибирской области в прогнозируемой перспективе. 5. Демографический прогноз Для определения приоритетных направлений развития социальной сферы, прогнозирования наиболее критических ситуаций в отдельных ее отраслях, эффективного использования ресурсов Новосибирской области важен прогноз демографической ситуации. В 2007 - 2009 годах продолжатся отдельные позитивные тенденции в демографическом развитии Новосибирской области. Определенное влияние на это окажут меры, предусмотренные Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Продолжится тенденция роста уровня рождаемости. Количество родившихся детей возрастет с 28,4 тыс. человек в 2005 году до 32,7 тыс. человек в 2009 году. В 2007 - 2009 годах постепенно снизится абсолютное число умерших. Коэффициент естественной убыли в прогнозируемые годы будет снижаться: с 5,7 в 2007 году до 3,7 человек на 1000 населения в 2009 году. Для принятия управленческих решений по развитию социальной сферы наиболее важна оценка демографических изменений по возрастным группам. Благодаря намечаемым мерам по поддержке семей в 2007 - 2009 годах прогнозируется значительный прирост численности детей дошкольного возраста (на 20,5% к 2005 году), что потребует проведения активной работы по увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях. В то же время численность детей школьного возраста уменьшится на 22,4%, необходимо принять меры по созданию условий для организации дополнительных групп для детей дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений. Сокращение численности детей в возрасте 15 - 17 лет на 31% приведет к сокращению численности выпускников школ и соответственно контингента поступающих и учащихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования Новосибирской области. Использование потенциала учебных заведений Новосибирской области требует организационных усилий по привлечению выпускников из других регионов, стран Дальнего и Ближнего зарубежья, создания условий проживания для них. С 2007 года прогнозируется постепенное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и численность трудовых ресурсов к 2009 году может уменьшиться на 28,6 тыс. чел. (на 1,7%) и составит 1692 тыс. человек. Продолжится процесс старения населения. Численность пенсионеров, состоящих на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации достигнет 708,7 тыс. человек. Доля лиц старше трудоспособного возраста почти в 1,4 раза превысит долю детского населения. Демографическая нагрузка на трудоспособное население к 2009 году увеличится и составит около 570 человек на 1000 человек трудоспособного возраста. Складывающаяся ситуация требует увеличения объемов предоставления услуг в сфере социальной защиты населения, развития сети учреждений по социальному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста. Миграционный прирост сохранится на протяжении всего прогнозируемого периода и в определенной степени стабилизирует численность населения, однако он не будет полностью компенсировать естественную убыль населения, сложившуюся в области в последние годы. Предполагается, что ежегодный миграционный приток населения в Новосибирскую область из стран СНГ, Балтии и Дальнего зарубежья будет расти в среднем на 15 - 40% в год. Таким образом, в прогнозируемом периоде темпы сокращение численности населения Новосибирской области будут уменьшаться и в 2009 году составят 0,3% против 0,4% в 2005 году. Численность населения Новосибирской области составит в 2009 году 2615,8 тыс. человек. Занятость населения. Меры, предусматриваемые в сфере регулирования рынка труда, позволят повысить уровень общей занятости населения в 2009 году до 1260,3 тыс. человек. После структурных преобразований переходного периода, вызвавших сильный промышленный спад, произошло перераспределение занятых в сектор услуг, преимущественно в оптовую и розничную торговлю. В 2007 - 2009 годах доля занятых в этой сфере может варьировать от 18% до 20% от численности занятого населения. В промышленности и в сельском хозяйстве этот показатель будет в пределах 19% и 13% соответственно. В прогнозируемом периоде будет сокращаться численность незанятых трудовой деятельностью граждан. Одновременно, ожидается уменьшение показателя общей численности безработных. За три года численность безработных сократится и соответственно уровень общей безработицы уменьшится с 7,1% в 2007 году до 6,3% в 2009 году. В целом общее состояние рынка труда Новосибирской области в предстоящие годы прогнозируется как устойчивое. Уровень жизни населения. В 2006 - 2009 годах рост экономики позволит сохранить высокие темпы роста денежных доходов населения, в том числе фонда оплаты труда, трансфертов и выплат социального характера, доходов от собственности и предпринимательской деятельности. В номинальном выражении в 2009 году по отношению к 2005 году денежные доходы населения возрастут в 2,1 раза. Рост реальных располагаемых доходов увеличится на 61%. При этом ожидается сокращение отставания денежных доходов населения Новосибирской области от среднероссийского уровня. Одним из основных источников доходов населения останется оплата труда. Номинальный размер начисленной заработной платы за период с 2006 по 2009 год возрастет в 2 раза (с 7,3 тыс. рублей в 2005 году до 14,4 тыс. рублей в 2009 году), реальная заработная плата увеличится на 45,6%. В 2006 - 2009 годах следует продолжить осуществление мер по увеличению минимального размера оплаты труда и приближения его к прожиточному минимуму трудоспособного населения. Особое внимание нужно обратить на своевременность оплаты труда и ее рост в сельскохозяйственном производстве. В прогнозе роста оплаты труда заложена предполагаемая в сценарных условиях индексация тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки (ЕТС) работников бюджетной сферы. Задача повышения реальной заработной платы работников бюджетных организаций в 1,5 раза в течение 3 лет должна быть решена к 2008 году. Выполнение оговоренных условий позволит снизить долю населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 году до 15% (2005 г. - 23,6%). Здравоохранение. Основной целью политики в области здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения. В прогнозном периоде ожидается стабилизация численности больных с впервые установленным диагнозом, в том числе наркологических больных, сокращение численности больных туберкулезом. В текущем году и в последующие 2007 - 2009 годы будет необходимо продолжить работу по реорганизации системы здравоохранения за счет реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений, внедрения единых стандартов медицинского обслуживания и рационального использования коечного фонда, повышения эффективности функционирования системы здравоохранения Новосибирской области в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" путем переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап, широкого внедрения ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий, позволяющих снизить объемы стационарной помощи, формирования и развития системы первичной медико-санитарной помощи населению на основе развития участковой терапевтической службы и общих врачебных практик. Активная работа по реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" должна позволить добиться укомплектованности терапевтических служб врачами и средним медицинским персоналом, повысить эффективность их работы за счет лучшей оснащенности рабочих мест. Возрастет мощность амбулаторно-поликлинических учреждений. Увеличится количество и качество профилактических осмотров. В связи с этим прогнозируется некоторый рост выявляемости заболеваний с впервые установленным диагнозом. Социальное обслуживание. В 2007 - 2009 годах ожидается рост числа жителей Новосибирской области пенсионного возраста. Однако при этом прогнозируется некоторое снижение численности малообеспеченных граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты. При сохранении тенденций последних лет можно ожидать значительного увеличение числа инвалидов в прогнозном периоде. В связи с этим стоит задача значительно повысить уровень работы по охране труда, повышению безопасности дорожного движения. Необходимо продолжить дальнейшее развитие сети нестационарных учреждений по социальному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста. Наиболее распространенным видом социальной поддержки населения должна стать срочная социальная помощь. Прогнозируемое снижение количества детей-инвалидов, поступающих в детские дома-интернаты, должно быть обеспечено активными действиями по реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования и здравоохранения, повышению общей культуры в обществе, мерами по обеспечению безопасности детей, созданию условий для их воспитания в семье. Необходимо развивать реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывать помощь семье в медицинской и социальной реабилитации ребенка-инвалида. Образование. В перспективе до 2009 года ожидается значительный рост численности детей дошкольного возраста, чему в определенной степени будут способствовать меры, направленные на повышение рождаемости, поддержку материнства и детства, предусмотренные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также меры, предпринятые в этом направлении администрацией Новосибирской области. В связи с этим и в целях обеспечения доступности дошкольного образования следует проводить активную работу по открытию дополнительных групп в образовательных учреждениях различных типов и видов, возвращению в систему дошкольного образования зданий и площадей, ранее переданных под социальную инфраструктуру или арендаторам. Результатом данной работы станет увеличение к 2009 году численности детей, посещающих дошкольные учреждения на 20,5% к 2005 году. В силу демографических причин в течение 2006 - 2009 годов численность учащихся общеобразовательных школ уменьшится. Снижение общей численности обучающихся приведет к сокращению классов, в основном, в городских школах. На освободившихся площадях общеобразовательных школ должны быть организованы группы для детей дошкольного возраста. В системе профессиональной подготовки кадров прогнозируется снижение численности учащихся и выпускников, несмотря на предусматриваемую реализацию программы переселения соотечественников и привлечения иностранных студентов. В этих условиях особенно важно добиваться соответствия государственного заказа на подготовку профессиональных кадров как требованиям государственных и муниципальных учреждений, так и требованиям рынка труда, в том числе к качеству подготовки кадров. Необходима существенная модернизация материальной базы обучения, прежде всего навыкам профессии, нужны новые механизмы взаимовыгодного сотрудничества образовательных учреждений и хозяйствующих субъектов, восстановление системы производственной практики в период обучения. Для привлекательности учебных заведений и профессий важно продолжить интеграцию начального и среднего профессионального образования в первую очередь сельскохозяйственного направления. В целях сохранения устойчивого положения Новосибирских вузов на рынке образовательных услуг с учетом снижения численности выпускников школ, важно оказывать всестороннюю поддержку вузам по развитию дистанционных форм обучения, улучшению материальной базы образования. В 2006 - 2009 годах продолжится реализация мероприятий по развитию высшей школы Новосибирской области, направленных на повышение качества и модернизацию образования, интеграцию науки, образования и бизнеса, развитие инновационной инфраструктуры вузов. Для обеспечения реализации принципа непрерывности образования необходимо формирование университетских комплексов, включающих в свой состав образовательные учреждения разных уровней, научно-исследовательские и производственные структуры. Прогноз развития сферы культуры ориентирован на поэтапное достижение целей долгосрочного развития - содействия в реализации потребности населения в культурном и духовном развитии, в качественных формах досуга, сохранение культурного и исторического наследия, национальных традиций, развитие народного творчества, народных художественных промыслов. Эти задачи должны решаться в рамках реализации мероприятий по поддержке культуры в сельской местности, планов проведения национальных фестивалей и праздников в районах области, оказания государственной поддержки деятельности областных государственных музеев, областных театров и концертных организаций, гастрольной деятельности в городах и районах области, организации работы государственных и муниципальных публичных библиотек. Требуется повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на культуру, путем проведения оптимизации сети бюджетных учреждений культуры, а также совершенствования методов контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств. ПРИЛОЖЕНИЕ к прогнозу социально-экономического развития Новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года основные показатели социально-экономического развития новосибирской области на 2007 год и на период до 2009 года |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|—————————————————————————|———————————| | Показатели | Единица | отчет | прогноз | темп роста| | | измерения |———————|———————|————————|————————|———————————| | | | 2005 | 2006 | 2007 | 2009 |2009 к 2005| | | | | | | | гг., % | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |I. ЭКОНОМИКА | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Валовой региональный продукт | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Валовой региональный продукт |млрд. руб. | 244,2 | 293,8 | 346,8 | 465,5 | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Индекс физического объема |% к пред. | 109,0 | 109,0 | 109,0 | 108,9 | 140,8 | | |году | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Прибыль прибыльных организаций |млн.руб. |37378,6|43457,5| 50324,0|65808,0 | 176,1 | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Промышленость | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Объем отгруженных товаров собственного |млрд. руб. | 135,5 | 163,6 | 189,8 | 249,1 | | |производства, выполненных работ и услуг | | | | | | | |собственными силами | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Индекс промышленного производства |% к пред. | 107,3 | 108,5 | 108,0 | 108,0 | 136,0 | | |году | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Сельское хозяйство | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Объем продукции сельского хозяйства в |млрд. руб. | 30,8 | 35,4 | 39,7 | 48,3 | | |хозяйствах всех категорий | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Индекс физического объема |% к пред. | 96,3 | 105,7 | 104,2 | 103,5 | 117,9 | | |году | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Инвестиции | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Инвестиции в основной капитал за счет |млрд. руб. | 32,6 | 40,7 | 51,0 | 76,8 | | |всех источников финансирования | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Индекс физического объема |% к пред. | 107,1 | 111,5 | 112,5 | 113,5 | 160,9 | | |году | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет |тыс. кв. м | 704,4 |1000,0 | 1050,0 |1150,0 | 163,3 | |всех источников финансирования |общей площади| | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Рынок товаров и услуг | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Индекс потребительских цен |% к пред. | 113,1 | 110,0 | 107,7 | 105,2 | 132,5 | |(среднегодовой) |году | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Оборот розничной торговли |млрд. руб. | 137,8 | 176,9 | 219,1 | 307,3 | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Индекс физического объема |% к пред.году| 121,5 | 117,0 | 115,0 | 111,0 | 168,8 | | |году | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Объем платных услуг населению |млрд. руб. | 43,5 | 53,8 | 64,5 | 89,3 | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Индекс физического объема |% к пред. | 111,5 | 109,0 | 109,0 | 108,5 | 139,5 | | |году | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |II. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Население. Труд и занятость | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Численность постоянного населения |тыс. человек |2656,1 |2644,4 | 2632,8 |2608,6 | 98,2 | |(среднегодовая) | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |в т.ч. детей: в возрасте от 1 до 6 лет |тыс. человек | 140,8 | 147,6 | 154,2 | 169,6 | 120,5 | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |школьного возраста от 7 до 17 лет |тыс. человек | 344,4 | 320,6 | 298,7 | 267,3 | 77,6 | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Коэффициент естественного прироста |человек на |- 5,4 |- 5,9 | - 5,7 |- 3,7 | | | |1000 | | | | | | | |населения | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Коэффициент миграционного прироста |человек на | 0,7 | 1,1 | 0,9 | 0,3 | | | |10000 | | | | | | | |населения | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Численность занятых в экономике |тыс. человек |1217,7 |1226,1 | 1236,1 |1260,3 | 103,5 | |(среднегодовая) | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Уровень жизни населения | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Фонд заработной платы работников |млн. руб. |79059,6|96000,0|113660,0|148990,0| 188,5 | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Реальные располагаемые денежные доходы |% к пред. | 113,1 | 113,9 | 113,3 | 111,0 | 160,9 | |населения |году | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Денежные доходы в расчете на душу |рублей |6387,8 |8019,6 | 9830,2 |13836,3 | 216,6 | |населения в месяц | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Величина прожиточного минимума в |руб. |2942,0 |3507,0 | 3777,0 |4224,0 | 143,6 | |среднем на душу населения в месяц | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Численность населения с денежными |% | 23,6 | 21,0 | 18,0 | 15,0 | | |доходами ниже прожиточного минимума | | | | | | | |в % ко всему населению | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Образование | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Численность детей в дошкольных |тыс. человек | 70,2 | 73,4 | 78,4 | 84,6 | 120,51 | |образовательных учреждениях | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Численность учащихся в |тыс. человек | 287,1 | 274,1 | 262,5 | 254,2 | 88,55 | |общеобразовательных учреждениях | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Здравоохранение | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Число заболеваний, зарегистрированных |ед. на 1000 | 692,0 | 692,0 | 694,0 | 698,0 | 100,87 | |у больных с впервые установленном |человек | | | | | | |диагнозом (по основным классам болезней)|населения | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Обеспеченность: | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |амбулаторно-поликлиническими |посещений в | 251,9 | 253,0 | 258,0 | 267,3 | 106,11 | |учреждениями |смену на 10 | | | | | | | |тыс. | | | | | | | |населения | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |врачами |чел. на 10 | 57,6 | 58,8 | 60,0 | 62,5 | 108,51 | | |тыс. | | | | | | | |населения | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |средним медицинским персоналом |чел. на 10 | 111,7 | 112,2 | 112,9 | 114,1 | 102,15 | | |тыс. | | | | | | | |населения | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Социальная защита | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Численность пенсионеров, состоящих на |тыс. чел. | 694,6 | 698,0 | 701,5 | 708,7 | 102,03 | |учете в Пенсионном фонде Российской | | | | | | | |Федерации | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| |Малообеспеченные граждане, стоящие на |тыс. чел. | 422,1 | 411,0 | 399,0 | 386,5 | 92 | |учете в органах социальной защиты | | | | | | | |————————————————————————————————————————|—————————————|———————|———————|————————|————————|———————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|