Расширенный поиск
Постановление Губернатора Новосибирской области от 24.03.2008 № 103ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ От 24.03.2008 N 103 О Концепции развития международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области на период до 2013 года В соответствии с Законом Новосибирской области от 13.11.2000 N 125-ОЗ «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области», постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года», в целях обеспечения стратегических приоритетов развития международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области на период до 2013 года (далее - Концепция). 2. Департаменту стратегического управления и планирования Новосибирской области (Никонов В.А.) совместно с комитетом внешнеэкономического сотрудничества и туризма администрации Новосибирской области (Микитченко Д.В.) подготовить на основе Концепции предложения по разработке областной целевой программы по развитию международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области (далее - программа). 3. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, структурных подразделений администрации Новосибирской области до 11.04.2008 представить в комитет внешнеэкономического сотрудничества и туризма администрации Новосибирской области перечень мер в соответствующей сфере деятельности, которые целесообразно осуществить в рамках реализации программы. 4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А. Губернатор Новосибирской области В.А.Толоконский ____________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Губернатора Новосибирской области от 24.03.2008 N 103 КОНЦЕПЦИЯ развития международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области на период до 2013 года 1. Общие положения В условиях глобализации национальное государство и его территориальные хозяйственные подсистемы (регионы, административные единицы и прочие) не могут успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Внешнеэкономические и международные связи являются важным фактором, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития региональной экономики. Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) существенно усилит роль внешнеэкономического комплекса в экономике страны и ее регионов. Обеспечение высокого уровня эффективности внешнеэкономических и международных связей Новосибирской области способствует развитию региональных конкурентных преимуществ и ведет к формированию положительного образа Новосибирской области как региона с благоприятными условиями для проживания, организации отдыха, ведения бизнеса и осуществления капиталовложений. Настоящая Концепция развития международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области на период до 2013 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления развития международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области на период до 2013 года. При разработке Концепции решались следующие задачи: анализ современного состояния внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества Новосибирской области; выявление сдерживающих и благоприятствующих факторов развития внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества Новосибирской области; определение целей и задач развития внешнеэкономических и международных связей Новосибирской области в торгово-экономической, научно-технической, культурно-образовательной сферах, в сфере привлечения иностранных инвестиций и иностранной рабочей силы, развития инфраструктуры внешнеэкономических и международных связей и иных сферах на период до 2013 года; определение механизмов по достижению поставленных целей и задач развития внешнеэкономических и международных связей Новосибирской области. В Концепции конкретизируются положения Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, в части развития внешнеэкономической деятельности и международных связей. При разработке Концепции использовались данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, Сибирского таможенного управления, а также структурных подразделений администрации Новосибирской области и областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, предприятий и организаций области. Настоящая Концепция призвана придать системный характер работе структурных подразделений администрации Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в сфере внешнеэкономических и международных связей, обозначить позицию администрации Новосибирской области по дальнейшему развитию данной сферы для всех заинтересованных физических и юридических лиц. Положения Концепции носят рекомендательный характер и могут быть уточнены в случае изменения факторов, определяющих развитие экономики Новосибирской области и Российской Федерации. 2. Современное состояние внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества Новосибирской области 2.1. Внешнеторговый оборот по товарам За последние пять лет внешнеторговый оборот вырос в 2,3 раза (рисунок 2.1), при этом объем экспорта вырос в 1,9 раза, а импорта - в 2,9 раза. График см. в оригинале Рис. 2.1. Динамика внешней торговли товарами Новосибирской области, в текущих ценах, млн. долларов За 2006 год доля области во внешней торговле России снизилась с 0,41% до 0,37%, в экспорте – с 0,35% до 0,28%, в импорте произошло небольшое увеличение с 0,55% до 0,56%. Экспорт товаров за 2006 год составил 840,1 млн. долларов и по сравнению с 2005 годом вырос на 1%. Экспортные операции осуществлялись с партнерами из 77 стран мира (в 2005 г. - из 81 страны). Основными торговыми партнерами по экспорту были Украина (35,9% от общего объема экспортных поставок), Казахстан (28,7%), Германия (6,4%), Китай (4,0%), Япония (3,2%). Товарная структура экспорта представлена на рисунке 2.2. График см. в оригинале Рис. 2.2. Товарная структура экспорта из Новосибирской области в 2006 году Определяющей отраслью экспорта области много лет остается машиностроение (в 2006 году - 56% от объема экспорта). Большая часть экспорта продукции машиностроения осуществлялась в Украину, Казахстан, Китай и Германию. В 2006 году из области было экспортировано более 30% всей вывезенной из Сибирского федерального округа продукции машиностроения. Также в экспорте существенна доля следующих групп товаров: продукции химической промышленности (10,3%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (7,9%), металлов и изделий из них (7,6%). Экспорт Новосибирской области в меньшей степени чем российский экспорт и экспорт Сибирского федерального округа зависит от конъюнктуры мировых рынков товаров «сырьевой» группы. В структуре экспорта области продукция топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в 2006 году составила лишь 6,8%. Характерной особенностью экспортной деятельности последнего периода является участие во внешней торговле отдельных районов области. Экспорт Искитимского района занимает вторую позицию (около 7% экспорта с территории области) после экспорта города Новосибирска и продолжает нарастать. Расширяются экспортные поставки из города Бердска, поселка Краснообска и наукограда Кольцово, а также Советского района города Новосибирска - генерирующих инновационных центров области. За пять прошедших лет Новосибирская область существенно расширила свой «экспортный портфель». Тем не менее, структуру экспорта Новосибирской области можно признать недостаточно диверсифицированной: на 10 основных экспортных товаров приходится около 60% стоимостного объема экспорта. Импорт товаров за 2006 год составил 775,9 млн. долларов, что на 42% больше, чем в 2005 году. В 2006 году в Новосибирскую область ввозились товары из 82 стран дальнего и ближнего зарубежья. Основными странами-партнерами Новосибирской области по импорту являлись Китай (28,9% от общего объема импортных операций), Франция (16,2%), Казахстан (9,8%), Германия (9,1%), США (8,4%), Узбекистан (3,5%), Республика Корея (3,4%). Товарная структура импорта товаров в Новосибирскую область в 2006 году представлена на рисунке 2.3. График см. в оригинале Рис. 2.3. Товарная структура импорта в Новосибирскую область в 2006 году Импорт в Новосибирскую область традиционно более диверсифицирован по продуктам, чем экспорт. В 2006 году основными товарами, ввозимыми в область, были: машины, оборудование и транспортные средства (45% от всего импорта), продукция химической промышленности (19%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (11%), текстильные изделия и обувь (8%). Высокая доля продукции машиностроения в структуре импорта во многом связана с техническим перевооружением хозяйства области на современном этапе развития. Пять лет назад на эту отрасль приходилось лишь 13% импорта. В 2006 году в область было ввезено 56% всех ввезенных в Сибирский федеральный округ изделий из древесины и целлюлозно-бумажных изделий, 22 % продукции машиностроения, 18% металлов и изделий из них, 14% продовольственных товаров. Развитие импорта Новосибирской области в перспективе связано с расширением посреднических сетей, ростом их масштабов и постепенным переводом оптовых крупных закупок для нужд Западной Сибири в Новосибирскую область в связи с закреплением статуса области как логистического распределительного центра на юге Западной Сибири. 2.2. Внешнеторговый оборот по услугам Сектор экспорта и импорта международных услуг демонстрирует высокую динамичность развития (рисунок 2.4). График см. в оригинале Рис. 2.4. Динамика внешней торговли международными услугами Новосибирской области, в текущих ценах, млн. долларов За последние пять лет оборот международных услуг вырос в 4,5 раза, при этом по экспорту услуг - в 4,6 раза, по импорту услуг - в 4,4 раза. Операции по экспорту, импорту международных услуг в 2006 году осуществлялись с партнерами из 108 стран дальнего и ближнего зарубежья. В структуре внешнего оборота услуг основная доля приходится на транспортные услуги (в 2006 году - 86% всего оборота, 87% экспорта и 83% импорта). В структуре оборота транспортных услуг доминирующее положение занимали авиаперевозки (98%), что связано с перевозкой грузов и пассажиров в Турцию, Египет, Германию, Китай, ОАЭ, Таиланд и другие страны. Автомобильный и железнодорожный транспорт практически не оказывают услуг международного характера. Свыше 50% стоимости экспорта услуг без учета транспортных услуг приходилось на услуги в области исследований и научных разработок, а также услуги вычислительной техники и по ее обслуживанию. Объем услуг наукоемкого сектора приблизился к 19,5 млн. долларов. Основные страны, в которые экспортируются данные виды услуг, - США (70% экспорта), Нидерланды (6,5%), Республика Корея (5%), Германия (4,5%). Число соглашений по экспорту технологий составило более 200 с суммарным объемом стоимости соглашений около 30 млн. долларов. Среди других видов услуг, экспортируемых за рубеж, существенна доля следующих их видов: услуги по ремонту оборудования, аппаратуры и мебели, полиграфические услуги (17%), услуги гостиниц и ресторанов (12%), деловые и коммерческие услуги (5,5%). Практически не развивается экспорт услуг в области образования, здравоохранения, культуры и спорта - они составляют менее 3% стоимости всех услуг (без учета транспортного блока). В импорте услуг основная доля приходилась на туристические услуги и услуги гостиниц и ресторанов, составивших в сумме 91,9% всего импорта услуг (без учета транспортного блока). Основные страны - импортеры данного вида услуг - Турция (22,2% импорта туристических и гостиничных услуг), ОАЭ (20,3%), Китай (19,7%), Таиланд (15%) и Болгария (4%). 2.3. Привлечение иностранных инвестиций Доля Новосибирской области в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций на территорию России с 0,04% в 2002 году выросла до 0,15% в 2006 году, на территорию Сибирского федерального округа - с 0,29% до 4,23% соответственно. Накопленный иностранный капитал в экономике области на конец 2006 года составил 216 млн. долларов США. Всего в Новосибирской области зарегистрировано около 1,5 тыс. хозяйствующих субъектов с участием иностранного капитала. Основными сферами экономической деятельности, в которые поступали иностранные инвестиции, являлись: оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных средств и бытовых изделий, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, финансовый сектор. После резкого спада объема поступления иностранных инвестиций в 2002 году поступление иностранных инвестиций устойчиво увеличивалось с 2003 года (рисунок 2.5). График см. в оригинале Рис. 2.5. Динамика объемов инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Новосибирской области, млн. долларов США 78% от общего объема поступивших инвестиций в 2006 году приходилось на торговые и прочие кредиты. В 2006 году доля прямых инвестиций в общем объеме поступивших иностранных инвестиций составила 21% против 8,3% в 2005 году. На конец 2006 г. в экономике Новосибирской области присутствовали инвестиции из 39 стран мира. 60% из них поступили из оффшорных зон Кипра и Виргинских островов. По 10% от накопленного иностранного капитала приходится на инвестиции из Швейцарии, Великобритании и США. Тем не менее, несмотря на положительную динамику, иностранные инвестиции пока не играют заметной роли в экономике области. 2.4. Привлечение иностранной рабочей силы Количество иностранных трудовых мигрантов, привлеченных на работу в Новосибирскую область, с 2001 года увеличилось в 6,6 раза. В 2006 году в области работало 12,7 тыс. иностранных рабочих (рисунок 2.6). График см. в оригинале Рис. 2.6. Динамика иностранной трудовой миграции по Новосибирской области, человек В 2006 году из общего числа иностранных трудовых мигрантов, работавших в Новосибирской области, 46% были привлечены из стран-участниц СНГ (в основном, их Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Азербайджана), 36% из Китая, 6,7% из КНДР, 8% из Турции. 38% иностранных рабочих было занято в строительстве, 25% в деятельности по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 19% в обрабатывающих производствах, 13% в сельском хозяйстве. 2.5. Институты международного сотрудничества и инфраструктура внешнеэкономической деятельности Администрация Новосибирской области проводит активную политику по развитию международных и внешнеэкономических связей. Регулярно проводятся презентации торгово-экономического, научно-технического и культурно-образовательного потенциала области за рубежом, осуществляется прием иностранных делегаций официальных и деловых кругов, проводятся международные и межрегиональные ярмарки, форумы, конференции, семинары и бизнес-встречи. В настоящее время действует девять заключенных администрацией области соглашений о сотрудничестве с иностранными партнерами дальнего зарубежья и семь соглашений с иностранными партнерами из стран СНГ. При администрации области действует совет по туризму, регулярно проводятся заседания рабочих групп по развитию внешнеэкономических связей. В целях продвижения организаций и предприятий области на европейские рынки в Германии во Франкфурте-на-Майне работает Информационно-экономический центр Новосибирской области. Координирующую и организационно-методическую поддержку международных и внешнеэкономических связей области осуществляет Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, размещенное в Новосибирске. В Новосибирске работают генеральные консульства Германии, Болгарии, Узбекистана, вице-консульство Киргизии, отделение Посольства Белоруссии, торгово-экономические представительства Украины, Республики Корея (КОТРА), Италии (Институт Внешней Торговли Италии – ИЧЕ), Германии (Российско-Германская внешнеторговая плата), культурно-информационные центры Израиля, США, Франции, Чехии, Японии, ассоциация Российско-Австрийского сотрудничества, Российско-Корейский Центр науки и техники, Корейский Центр Развития Бизнеса, Российско-Немецкий дом, Российско-Индийский технологический центр. Активно работают международные организации, содействующие развитию студенческих и академических обменов, изучению иностранных языков. Активно развивают внешнеэкономические связи Новосибирская торгово-промышленная палата и Новосибирская городская торгово-промышленная палата, при Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий действует комитет по развитию экспорта и расширению рынков сбыта. Исполнительный комитет Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» обеспечивает деятельность координационного совета ассоциации по внешним связям. Координацию международного сотрудничества в сфере науки и образования осуществляют структуры Сибирских отделений Российской академии наук, Россельхозакадемии и Российской академии медицинских наук, совет ректоров вузов Новосибирска, в сфере туризма - Новосибирская ассоциация туристических организаций и Региональный отраслевой союз туриндустрии Сибири. Подготовку кадров для внешнеэкономической деятельности (по специальностям «международные отношения», «мировая экономика», «регионоведение», «таможенное дело») осуществляют семь вузов. В Сибирском таможенном управлении проводятся мероприятия по взаимодействию с участниками ВЭД, действует Консультативный совет по работе с участниками ВЭД, проводятся тематические встречи. В Новосибирской области осуществляют свою деятельность Сибирская оперативная таможня, Новосибирская таможня, Толмачевская таможня, входящие в состав Сибирского таможенного управления. В зону деятельности Новосибирской таможни входит вся область (за исключением аэропорта «Толмачево»). В структуру таможни входит 5 таможенных постов. Карасукский таможенный пост является пограничным и контролирует участок российско-казахстанской границы протяженностью 317 километров. На территории, подведомственной Новосибирской таможне, работает 13 складов временного хранения общей площадью более 35 тыс. кв. м и 2 таможенных склада. Действует три пункта пропуска - автомобильные «Павловка» и «Новокарасук», и железнодорожный пункт пропуска «Карасук». Толмачевская таможня создана в одном из крупнейших аэропортов России. Международный аэропорт «Толмачево» связан воздушными линиями с 80 городами России, ближнего и дальнего зарубежья, имеет важное значение как пункт транзитной посадки воздушных судов. Новосибирская область является крупным транспортным узлом Сибири и Дальнего Востока, способным в оперативном режиме обслуживать десятки городов Сибири, Казахстана и Средней Азии. Область обладает разветвленной железно- и автодорожной сетью, сетью авиационных маршрутов и водных путей с центрами накопления, обработки и распределения грузов, терминальными комплексами. Протяженность железнодорожных путей сообщения составляет 2085 км, автомобильных дорог – более 18 тыс. км, внутренних водных судоходных путей - 647 км. В области идет формирование трех крупных логистических зон: западной (промышленно-логистический парк, грузовой терминал аэропорта «Толмачево», терминал «Клещиха» и прочие с объемом складов и терминалов до 500 тыс. кв.м), восточной (контейнерный терминал и складские комплексы класса «А» с объемом складов и терминалов до 450 тыс. кв. м), южной (складские комплексы класса «А» с объемом складов и терминалов до 150 тыс. кв.м). В области работает более 50 гостиниц различных категорий, в том числе в городе Новосибирске - более 20, функционирует более пяти бизнес-центров класса «A», «B плюс», более десяти центров класса «B». Активно идет строительство новых гостиниц и современных бизнес-центров. Ведут деятельность более 250 туристических фирм, из них около 50 туроператоров, зарегистрированных в Едином федеральном реестре туроператоров. В Новосибирске расположено крупнейшее выставочное общество за Уралом - Сибирская ярмарка, представляющее собой комплекс, в котором проводятся специализированные международные и российские ярмарки и выставки, семинары, конференции, а также художественные выставки, концерты, мастер-классы, выступления творческих коллективов. В Новосибирском Академгородке расположен Выставочный центр СО РАН, где представлены прикладные и фундаментальные разработки СО РАН, проводятся тематические семинары-презентации по научным разработкам, экспонирующимся на выставке. Финансово-кредитное обслуживание участникам ВЭД предоставляют 14 новосибирских банков, более 50 филиалов банков, зарегистрированных в других регионах России, в том числе четыре филиала банков со 100-процентным иностранным участием: Райффайзенбанк Австрия (австрийская группа Raiffeisen), Банк Сосьете Женераль Восток (французская банковская группа Societe Generale), КМБ-Банк (итальянская финансовая группа Intesa и ЕБРР), ЮниКредит Банк (европейская финансовая группа UniCredit). Также в Новосибирске работает представительство немецкого банка Commerzbank AG. 3. Стратегический анализ внешнеэкономических и международных связей Новосибирской области В основу стратегического анализа перспектив развития внешнеэкономических и международных связей Новосибирской области положена методика традиционного SWOT-анализа: каждое направление развития внешнеэкономических и международных связей анализируется на предмет сильных сторон и ограничений развития, возможностей и угроз развития. 3.1. Внешнеторговый оборот Новосибирской области по товарам Таблица 3.1 SWOT-анализ внешней торговли товарами Новосибирской области -------------------------------T-----------------------------¬ ¦ Благоприятствующие факторы ¦ Ограничения развития ¦ ¦ развития ¦ ¦ +------------------------------+-----------------------------+ ¦ выгодное географическое ¦ неразвитость ¦ ¦ положение, превращение ¦ механизмов экспорта ¦ ¦ области в ¦ инновационной продукции; ¦ ¦ транспортно-логистический ¦ отсутствие действенных ¦ ¦ узел; ¦ систем сертификации и ¦ ¦ устойчивый спрос на ¦ контроля качества ¦ ¦ продукцию обрабатывающей ¦ экспортной и импортной ¦ ¦ промышленности (в первую ¦ продукции; ¦ ¦ очередь, машиностроения) в ¦ высокая степень износа ¦ ¦ ряде стран СНГ, Европы и ¦ производственных фондов ¦ ¦ Азии; ¦ предприятий-экспортеров; ¦ ¦ увеличение ¦ недоступность ¦ ¦ инвестиционной активности; ¦ долгосрочных кредитов для ¦ ¦ наличие отдельных ¦ большинства участников ВЭД ¦ ¦ конкурентоспособных на ¦ и высокая стоимость ¦ ¦ мировом рынке производств; ¦ краткосрочных; ¦ ¦ деятельность ¦ недостаточный уровень ¦ ¦ консульских, торговых и иных ¦ развития инфраструктуры ¦ ¦ представительств ряда стран; ¦ ВЭД; ¦ ¦ устойчивый внутренний ¦ высокие экспортные ¦ ¦ спрос на товары народного ¦ тарифы на железнодорожные ¦ ¦ потребления, не производимые ¦ перевозки; ¦ ¦ на территории области; ¦ избыточность государст-¦ ¦ высокий промышленный, ¦ венного регулирования ¦ ¦ научно-технический, ¦ внешнеторговой деятельности;¦ ¦ образовательный и кадровый ¦ избыточная централиза- ¦ ¦ потенциал ¦ ция услуг по ¦ ¦ ¦ обслуживанию ВЭД в столице ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----------------------------+ ¦ Возможности развития ¦ Угрозы развитию ¦ +------------------------------+-----------------------------+ ¦ увеличение экспорта ¦ опережающий рост темпов ¦ ¦ наукоемкой продукции, ¦ торговых потоков по ¦ ¦ высоких технологий и ¦ сравнению с темпами ¦ ¦ инновационных продуктов по ¦ развития инфраструктуры ¦ ¦ мере реализации ¦ ВЭД; ¦ ¦ инновационного сценария ¦ "утечка технологий" за ¦ ¦ развития области ¦ рубеж вследствие ¦ ¦ (строительство технопарка ¦ незащищенности ¦ ¦ Новосибирского ¦ интеллектуальной ¦ ¦ Академгородка, формирование ¦ собственности при ¦ ¦ технологических кластеров и ¦ осуществлении экспортных ¦ ¦ т.д.); ¦ поставок наукоемкой ¦ ¦ увеличение экспорта ¦ продукции; ¦ ¦ продовольственных товаров за ¦ ограничение доступа на ¦ ¦ счет повышения эффективности ¦ внешние рынки сбыта ¦ ¦ АПК региона; ¦ отдельных товаров (в т.ч. ¦ ¦ увеличение экспорта ¦ инновационной продукции) ¦ ¦ природных ресурсов и ¦ вследствие изменения ¦ ¦ продукции их переработки; ¦ экономической, политической ¦ ¦ увеличение импорта ¦ конъюнктуры; ¦ ¦ оборудования, строительных ¦ нелегальный ввоз ¦ ¦ материалов по мере ¦ товаров народного ¦ ¦ технического перевооружения ¦ потребления ("серый" ¦ ¦ предприятий, строительства ¦ импорт); ¦ ¦ новых производств; ¦ усиление ¦ ¦ рост внешнеторговых ¦ межрегиональной конкуренции ¦ ¦ потоков по мере ¦ за привлечение ¦ ¦ совершенствования ¦ товаропотоков; ¦ ¦ инфраструктуры ВЭД; ¦ неготовность основной ¦ ¦ активизация ВЭД в ¦ массы местных ¦ ¦ районах области; ¦ товаропроизводителей к ¦ ¦ внедрение международных ¦ международной конкуренции, ¦ ¦ стандартов качества GLP, ¦ а также к ее усилению в ¦ ¦ GMP, GCP, системы ¦ случае вступления России в ¦ ¦ менеджмента качества ISO ¦ ВТО ¦ ¦ 9001:2000 ¦ ¦ L------------------------------+------------------------------ 3.2. Внешнеторговый оборот Новосибирской области по услугам Таблица 3.2 SWOT-анализ внешней торговли услугами Новосибирской области -----------------------------T------------------------------¬ ¦ Благоприятствующие факторы ¦ Ограничения развития ¦ ¦ развития ¦ ¦ +----------------------------+------------------------------+ ¦ деятельность научных ¦ неразвитые механизмы, ¦ ¦ учреждений СОРАН, СО РАМН, ¦ каналы и инфраструктура ¦ ¦ СО РАСХН, ¦ экспорта международных услуг ¦ ¦ Роспотребнадзора, ¦ в области науки, ¦ ¦ Росмедтехнологий, ¦ образования, медицины, ¦ ¦ формирующих высокий ¦ культуры и спорта; ¦ ¦ потенциал экспорта услуг в ¦ незащищенность ¦ ¦ области исследований и ¦ интеллектуальной ¦ ¦ разработок; ¦ собственности при оказании ¦ ¦ высокий и устойчивый ¦ международных услуг в ¦ ¦ спрос на международные ¦ области исследований и ¦ ¦ авиаперевозки; ¦ разработок, проблемы ¦ ¦ развитая база ¦ патентования; ¦ ¦ экспорта ¦ слабая материально - ¦ ¦ высокотехнологичных видов ¦ техническая база ¦ ¦ медицинской помощи, ¦ экспортеров большинства ¦ ¦ биотехнологий, услуг в ¦ видов услуг; ¦ ¦ области образования, ¦ слабое развитие рынка ¦ ¦ культуры и спорта, услуг ¦ международных автомобильных ¦ ¦ по ремонту транспортных ¦ перевозок; ¦ ¦ средств, машин и ¦ недостаточно развитая ¦ ¦ оборудования; ¦ инфраструктура въездного ¦ ¦ наличие ¦ туризма (гостиницы, кампусы ¦ ¦ квалифицированных научных, ¦ и т.д.); ¦ ¦ педагогических, ¦ недостаток опыта и ¦ ¦ медицинских и иных кадров; ¦ квалифицированных ¦ ¦ наличие ¦ специалистов в сфере ¦ ¦ законодательства, ¦ международного экспорта ¦ ¦ содействующего развитию ¦ услуг ¦ ¦ экспорта туристических ¦ ¦ ¦ услуг ¦ ¦ +----------------------------+------------------------------+ ¦ Возможности развития ¦ Угрозы развитию ¦ +----------------------------+------------------------------+ ¦ рост экспорта и ¦ недостаточно высокие ¦ ¦ импорта услуг в области ¦ темпы развития ¦ ¦ исследований и разработок, ¦ инфраструктуры инновационной ¦ ¦ информационных технологий ¦ деятельности ¦ ¦ по мере реализации ¦ (бизнес-инкубаторов, ¦ ¦ инновационного сценария ¦ венчурных фондов, ¦ ¦ развития; ¦ современных лабораторий и ¦ ¦ рост экспорта ¦ т.д.); ¦ ¦ образовательных услуг и ¦ низкий уровень оплаты ¦ ¦ услуг по подготовке ¦ труда в сфере образования и ¦ ¦ научных кадров высшей ¦ науки; ¦ ¦ квалификации; ¦ "старение" научных и ¦ ¦ развитие ¦ педагогических кадров, ¦ ¦ международного партнерства ¦ "утечка мозгов"; ¦ ¦ в области ¦ недостаточный спрос на ¦ ¦ энергосбережения, ¦ услуги образовательных ¦ ¦ нанотехнологий, силовой ¦ учреждений области за ¦ ¦ электроники, ¦ рубежом; ¦ ¦ эпидемиологии, ¦ недостаточное ¦ ¦ вирусологии, ¦ финансирование модернизации ¦ ¦ биобезопасности; ¦ материально-технической базы ¦ ¦ увеличение объемов ¦ вузов, медицинских ¦ ¦ оказания международных ¦ учреждений, объектов ¦ ¦ транспортных услуг; ¦ культуры и спорта и т.п.; ¦ ¦ рост импорта и ¦ недостаточно высокая ¦ ¦ экспорта услуг в области ¦ инвестиционная ¦ ¦ медицины, культуры и ¦ привлекательность объектов ¦ ¦ спорта за счет их ¦ въездного туризма ¦ ¦ активного продвижения за ¦ ¦ ¦ рубежом; ¦ ¦ ¦ рост экспорта деловых ¦ ¦ ¦ услуг по мере роста ¦ ¦ ¦ привлекательности области ¦ ¦ ¦ для иностранных ¦ ¦ ¦ инвесторов; ¦ ¦ ¦ превращение области в ¦ ¦ ¦ центр делового, научного, ¦ ¦ ¦ транзитного, ¦ ¦ ¦ рекреационного и других ¦ ¦ ¦ специальных видов туризма ¦ ¦ L----------------------------+------------------------------- 3.3. Привлечение иностранных инвестиций Таблица 3.3 SWOT-анализ привлечения иностранных инвестиций в Новосибирскую область -------------------------------T-----------------------------¬ ¦ Благоприятствующие факторы ¦ Ограничения развития ¦ ¦ развития ¦ ¦ +------------------------------+-----------------------------+ ¦ деятельность ОАО ¦ длительность и сложность ¦ ¦ "Агентство инвестиционного ¦ согласительных процедур при ¦ ¦ развития Новосибирской ¦ реализации инвестиционных ¦ ¦ области" по привлечению ¦ проектов; ¦ ¦ инвестиций; ¦ более высокая ¦ ¦ положительный опыт ¦ инвестиционная ¦ ¦ реализаций ряда ¦ привлекательность "сырьевой ¦ ¦ инвестиционных проектов ¦ экономики" и торговли по ¦ ¦ иностранных инвесторов ¦ сравнению с "экономикой ¦ ¦ (Mars, Coca Cola, VEKA, IKEA ¦ знаний" и обрабатывающей ¦ ¦ и др.); ¦ промышленностью; ¦ ¦ высокий уровень ¦ высокие риски проектов по ¦ ¦ квалификации трудовых ¦ производству инновационной ¦ ¦ ресурсов, развитая система ¦ продукции; ¦ ¦ образования и подготовки ¦ несовершенство отношений ¦ ¦ кадров высшей квалификации; ¦ собственности, земельных ¦ ¦ наличие ¦ отношений и корпоративного ¦ ¦ производственных площадей и ¦ управления; ¦ ¦ земельных участков; ¦ недостаток детально ¦ ¦ стабильный ¦ проработанных бизнес-планов ¦ ¦ инвестиционный рейтинг ¦ инвестиционных проектов, ¦ ¦ "Эксперт РА" 2B (средний ¦ способных заинтересовать ¦ ¦ потенциал - умеренный риск); ¦ иностранных инвесторов; ¦ ¦ развитый сектор ¦ несовершенство ¦ ¦ финансово-кредитных, ¦ законодательства в сфере ¦ ¦ страховых, консалтинговых ¦ коммерциализации научных ¦ ¦ услуг; ¦ разработок ¦ ¦ развитый ¦ ¦ ¦ потребительский рынок ¦ ¦ +------------------------------+-----------------------------+ ¦ Возможности развития ¦ Угрозы развитию ¦ +------------------------------+-----------------------------+ ¦ создание технопарковых, ¦ отсутствие стимулов для ¦ ¦ промышленных, логистических ¦ превращения "несырьевого" ¦ ¦ зон, в перспективе - особой ¦ сектора экономики в ¦ ¦ экономической зоны ¦ привлекательный для ¦ ¦ технико-внедренческого типа; ¦ иностранных инвесторов; ¦ ¦ привлечение иностранных ¦ недостаток ¦ ¦ инвесторов к формированию ¦ квалифицированных кадров ¦ ¦ технологических кластеров, ¦ рабочих профессий; ¦ ¦ реализации программ ¦ недостаточные для ¦ ¦ организации производства ¦ масштабного освоения ¦ ¦ наукоемкой продукции ¦ инвестиционных ресурсов ¦ ¦ (силовая электроника, ¦ темпы развития ¦ ¦ приборостроение, ¦ инфраструктуры ¦ ¦ биотехнологии, ¦ (транспортной, деловой и ¦ ¦ информационные, строительные ¦ пр.); ¦ ¦ технологии и т.д.); ¦ усиление межрегиональной ¦ ¦ активизация механизмов ¦ конкуренции за ¦ ¦ государственно-частного ¦ инвестиционные ресурсы (в ¦ ¦ партнерства, государственных ¦ том числе благодаря ¦ ¦ заказов при реализации ¦ созданию особых ¦ ¦ инвестиционных проектов; ¦ экономических зон в ряде ¦ ¦ включение области в ¦ субъектов РФ); ¦ ¦ программы долгосрочного ¦ невысокие международные ¦ ¦ развития крупных ¦ инвестиционные рейтинги ¦ ¦ транснациональных компаний и ¦ Российской Федерации в ¦ ¦ финансовых групп; ¦ целом; ¦ ¦ совершенствование ¦ кризис мировой банковской ¦ ¦ инструментов государственной ¦ системы ¦ ¦ поддержки инвестиционной ¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ¦ L------------------------------+------------------------------ 3.4. Привлечение иностранной рабочей силы Таблица 3.4 SWOT-анализ привлечения иностранной рабочей силы в Новосибирскую область ------------------------------T-----------------------------¬ ¦ Благоприятствующие факторы ¦ Ограничения развития ¦ ¦ развития ¦ ¦ +-----------------------------+-----------------------------+ ¦ растущий спрос на ¦ низкий уровень ¦ ¦ специалистов рабочих ¦ доходов, предлагаемый ¦ ¦ профессий при недостаточном ¦ трудовым мигрантам; ¦ ¦ их предложении на рынке ¦ низкий уровень ¦ ¦ труда; ¦ социально-бытового ¦ ¦ близость ¦ обслуживания трудовых ¦ ¦ трудоизбыточных регионов ¦ мигрантов; ¦ ¦ стран СНГ и Азии; ¦ нарушения миграционного¦ ¦ рост объемов ¦ законодательства со стороны ¦ ¦ строительства ¦ работодателей ¦ +-----------------------------+-----------------------------+ ¦ Возможности развития ¦ Угрозы развитию ¦ +-----------------------------+-----------------------------+ ¦ высокие темпы ¦ рост нелегальной ¦ ¦ инвестиционно-строительного ¦ миграции; ¦ ¦ роста экономики; ¦ рост социальных ¦ ¦ оптимизация работы по ¦ конфликтов на почве расовых ¦ ¦ определению квоты на ¦ и этнических разногласий; ¦ ¦ привлечение иностранной ¦ рост безработицы среди ¦ ¦ рабочей силы; ¦ жителей области, имеющих ¦ ¦ повышение миграционной ¦ рабочие профессии ¦ ¦ привлекательности ¦ ¦ ¦ территории области ¦ ¦ L-----------------------------+------------------------------ 3.5. Инфраструктура внешнеэкономической деятельности Таблица 3.5 SWOT-анализ инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Новосибирской области --------------------------------T------------------------------¬ ¦ Благоприятствующие факторы ¦ Ограничения развития ¦ ¦ развития ¦ ¦ +-------------------------------+------------------------------+ ¦ наличие всех видов ¦ недостаточно развитая ¦ ¦ транспорта, активная политика ¦ сеть автомобильных дорог ¦ ¦ развития транспортной ¦ высокого качества; ¦ ¦ инфраструктуры; ¦ высокая степень износа ¦ ¦ активное развитие ¦ инфраструктуры железных ¦ ¦ торговых сетей, складского ¦ дорог и водных путей; ¦ ¦ хозяйства; ¦ слабая техническая ¦ ¦ высокий уровень развития ¦ оснащенность таможенной и ¦ ¦ Интернет-сети и сотовой ¦ пограничной инфраструктуры, ¦ ¦ связи; ¦ пунктов перевалки грузов; ¦ ¦ регулярное проведение ¦ нехватка гостиниц и ¦ ¦ международных универсальных и ¦ выставочных комплексов ¦ ¦ тематических выставок, ¦ высокого уровня; ¦ ¦ ярмарок, форумов и т.п.; ¦ большой срок ¦ ¦ активное развитие услуг ¦ окупаемости проектов ¦ ¦ по обслуживанию ВЭД ¦ строительства объектов ¦ ¦ посредническими, ¦ инфраструктуры; ¦ ¦ консалтинговыми фирмами, ¦ отсутствие у ¦ ¦ торгово-промышленными ¦ большинства региональных ¦ ¦ палатами; ¦ банков рейтингов ¦ ¦ динамичное развитие ¦ международных кредитных ¦ ¦ внешней торговли товарами и ¦ агентств ¦ ¦ услугами ¦ ¦ +-------------------------------+------------------------------+ ¦ Возможности развития ¦ Угрозы развитию ¦ +-------------------------------+------------------------------+ ¦ формирование и развитие ¦ низкие темпы развития ¦ ¦ транспортно - логистического ¦ инфраструктуры ВЭД; ¦ ¦ кластера, строительство ¦ ослабление федеральной ¦ ¦ современных скоростных ¦ поддержки в развитии ¦ ¦ автомобильных трасс ¦ транспортной инфраструктуры ¦ ¦ федерального значения; ¦ и транспортно-логистического ¦ ¦ техническое развитие ¦ кластера; ¦ ¦ аэропорта "Толмачево", ¦ отсутствие у частных ¦ ¦ инфраструктуры железных дорог ¦ инвесторов стимулов для ¦ ¦ и водных путей; ¦ осуществления ¦ ¦ формирование сети ¦ капиталовложения в развитие ¦ ¦ официальных представителей ¦ инфраструктуры; ¦ ¦ области за рубежом; ¦ отсутствие координации ¦ ¦ реализация проектов ¦ в процессах развития ¦ ¦ строительства новых гостиниц, ¦ инфраструктуры ВЭД; ¦ ¦ бизнес-центров современного ¦ недостаточная ¦ ¦ уровня; ¦ межрегиональная интеграция ¦ ¦ создание современного ¦ по вопросам развития ¦ ¦ международного ¦ инфраструктуры; ¦ ¦ ярмарочно-выставочного ¦ ухудшение экологической ¦ ¦ комплекса; ¦ обстановки ¦ ¦ развитие инновационной ¦ ¦ ¦ инфраструктуры (наукоград ¦ ¦ ¦ Кольцово, технопарковые зоны, ¦ ¦ ¦ бизнес-инкубаторы, центры ¦ ¦ ¦ высоких компетенций и др.) ¦ ¦ L-------------------------------+------------------------------- 4. Цели и задачи развития внешнеэкономических и международных связей Новосибирской области до 2013 года 4.1. Цели развития внешнеэкономических и международных связей Целью развития внешнеэкономических и международных связей на период до 2013 года является рост уровня и качества жизни населения за счет повышения эффективности внешней торговли товарами и услугами, роста налогооблагаемой базы и новых рабочих мест, расширения рынков сбыта, привлечения инвестиционных ресурсов, новых технологий и опыта в экономическую, научно-техническую, социально-культурную и управленческую сферы. Развитие внешнеэкономических и международных связей в предстоящий период должно обеспечивать существенный вклад в выполнение миссии развития Новосибирской области - превращения области в главный инновационный центр на Востоке России, отвечающий вызовам XXI века и в один из наиболее комфортных для проживания, труда и отдыха регион страны. Магистральным направлением развития внешнеэкономических и международных связей будет обеспечение роста экспорта наукоемкой продукции, технологий и услуг технического и научного характера на основе экстенсивного и интенсивного развития инновационных производств конкурентоспособных товаров и организации новых видов услуг на базе экономики знаний. Важным результатом развития внешнеэкономических и международных связей в предстоящий период должно стать формирование положительного международного имиджа Новосибирской области как региона с динамично развивающейся инновационной экономикой, с благоприятными условиями для осуществления масштабных капиталовложений. 4.2. Развитие внешнеторгового обмена товарами Основными задачами, стоящими перед органами власти и предпринимательским сообществом в сфере развития внешнеторгового оборота товарами на период до 2013 года являются: увеличение внешнеторгового оборота темпами не менее 15-20% в год; прирост удельного веса инновационной продукции в экспорте промышленной продукции темпами до 5% в год; активное продвижение на внешние рынки сбыта продукции технологических кластеров (силовая электроника, биотехнологии, приборостроение, информационные технологии, электротехническое машиностроение, новые материалы, строительный кластер и др.), технопарка Новосибирского Академгородка и иных технопарковых зон; решение проблемы защиты интеллектуальной собственности при осуществлении экспорта инновационной продукции; развитие форм государственной поддержки экспортеров; повышение доступности кредитов, обеспечивающих экспортно-импортные операции; подготовка организаций и предприятий области к конкуренции в условиях вступления в ВТО; стимулирование процессов специализации и кооперации (в том числе с зарубежными партнерами) в реальном секторе экономики для усиления позиций на мировых рынках. В сфере развития экспорта также актуальными будут следующие задачи: рост экспорта продукции металлообработки и машиностроения действующих предприятий отрасли; создание условий для дальнейшего роста инновационного потенциала экспорта Советского района г. Новосибирска, г. Бердска, п. Краснообска и наукограда Кольцово и др. районов области; рост экспорта продукции переработки угля, нефти и торфа на основе интенсификации их добычи и внедрения новых технологий переработки; развитие реэкспорта за счет задействования потенциала выгодного географического положения и развития транспортно-логистического кластера; создание условий для более масштабного вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства во внешнеэкономическую деятельность. В сфере развития импорта предстоит также решение таких задач, как: создание условий для роста импорта технологичного оборудования, техники, аппаратуры для нужд обновления основных фондов, технического перевооружения и модернизации всех секторов экономики - промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, элекроэнергетики, строительства, сферы услуг и других; развитие импортозамещающих производств в перерабатывающих отраслях промышленности (в первую очередь - пищевой и легкой отраслях); рост импорта потребительских товаров с целью их перераспределения в торговых сетях регионов юга Западной Сибири по мере развития транспортно-логистического кластера; создание условий для сокращения нелегального импорта товаров народного потребления; усиление мер по защите внутреннего рынка от импорта низкотехнологичного, устаревшего оборудования, а также некачественных и опасных для здоровья населения товаров. Решение данных задач предусматривает дальнейшее развитие географии внешнеторговых сделок Новосибирской области. Приоритетным направлением будет усиление интеграции со странами СНГ (в первую очередь - с Белоруссией, Казахстаном и Украиной) за счет увеличения двустороннего торгового обмена при соблюдении положительного сальдо торгового баланса. При этом рынки стран СНГ в среднесрочной перспективе будут основными рынками сбыта инновационной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции предприятий области. Рынки стран Восточной и Юго-Восточной Азии рассматриваются как перспективные рынки сбыта как высокотехнологичной продукции, продукции машиностроения, так и перерабатывающей промышленности. В ближайшей перспективе необходимо провести подготовительную работу по созданию условий для активного продвижения конечной продукции предприятий Новосибирской области на рынки данных стран. В то же время рынки ряда стран этой группы (Китай, Республика Корея, Япония) будут одними из основных источников технологичного оборудования и техники, ввозимых на территорию области для нужд модернизации и технического перевооружения предприятий. Страны Европы (Германия, Болгария, Франция, Италия, Швейцария и другие) будут и далее рассматриваться как надежные внешнеторговые «партнеры» Новосибирской области как по экспорту инновационной и высокотехнологичной продукции предприятий области, так и по импорту необходимого оборудования, техники и аппаратуры. Установление внешнеэкономических связей со странами Южной и Западной Азии, Америки и Австралии будет носить избирательный характер и должно быть ориентировано на достижение стратегической миссии Новосибирской области - превращение в главный инновационный центр на Востоке России. Детализация географических приоритетов Новосибирской области в сфере развития внешнеторгового обмена товарами представлена в приложении. 4.3. Развитие экспорта и импорта услуг Основной задачей в сфере экспорта и импорта услуг на период до 2013 года является расширение экспорта услуг технического и научного характера в страны как дальнего, так и ближнего зарубежья. Направлениями реализации данной задачи являются: активное продвижение услуг в области исследований и разработок, обслуживания вычислительной техники, образовательных услуг за рубежом; обеспечение соблюдения национальных интересов и решение вопросов интеллектуальной безопасности при осуществлении экспорта услуг; развитие инновационной инфраструктуры, материально-технической базы услуг; активное вовлечение в процессы международной научной кооперации научно-исследовательских институтов и центров с высоким потенциалом экспорта услуг научного характера; усиление международного сотрудничества в сфере образования; развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов по инновационному менеджменту и внешнеэкономической деятельности; развитие экспорта высокотехнологичных видов медицинской помощи; развитие и установление новых контактов с зарубежными образовательными и научными центрами, инновационными и технологичными компаниями; развитие студенческих и академических обменов, повышение мобильности студентов и преподавателей вузов. Также актуальными задачами на предстоящий период являются: дальнейшее развитие экспорта услуг авиационного транспорта; развитие рынка международных автомобильных перевозок; реализация комплекса мер по созданию объектов приоритетного развития туризма, продвижение туристских возможностей области на мировом рынке; рост коммерческой привлекательности экспорта услуг культуры и спорта; развитие базы экспорта деловых услуг (финансовое обслуживание, маркетинговые исследования, выставочно-ярмарочная деятельность); обеспечение безопасности и комфортных условий проживания и пребывания иностранных студентов, ученых, туристов, представителей деловых кругов; развитие сотрудничества с международными фондами и программами (МНТЦ, DOE-IPP, CRDF, INTAS, INCO-Copernicus, CORDIS и другие). Основной задачей в сфере развития импорта услуг является развитие выездного туризма, что включает в себя расширение географии туристических поездок, повышения качества сервиса, обеспечение безопасности туристов. 4.4. Привлечение иностранных инвестиций Основной задачей в сфере привлечения иностранных инвестиций на период до 2013 года является повышение инвестиционной привлекательности Новосибирской области за счет снижения инвестиционных рисков путем выполнения комплекса мероприятий в законодательной и административной сферах, создающих прочные гарантии деятельности иностранных инвесторов в области. Направлениями реализации данной задачи являются: создание условий для повышений инвестиционной привлекательности инновационного сектора экономики; взаимодействие с крупными транснациональными компаниями и финансовыми группами на предмет привлечения их к формированию и развитию технологических кластеров, технопарковых и иных зон (в перспективе – к работе в особой экономической зоне); упрощение согласительных процедур при реализации инвестиционных проектов; совершенствование инструментов и критериев государственной поддержки инвестиционной деятельности в направлении развития стимулов для создания инновационных, высокотехнологичных производств; развитие механизмов государственно-частного партнерства при осуществлении инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов; реализация инвестиционных проектов в рамках подписанных администрацией области документов о сотрудничестве с иностранными партнерами; заключение с отдельными иностранными инвесторами соглашений о сотрудничестве с администрацией области; приведение инвестиционных предложений области в формат, понятный и привлекательный для иностранных инвесторов. Задача привлечения иностранных инвесторов также будет решаться путем информирования потенциальных иностранных инвесторов о социально-экономической и политической ситуации в Новосибирской области; о действующем региональном законодательстве; о приоритетных для инвестирования отраслях экономики области; о существующих инвестиционных проектах и предложениях, требующих привлечения инвестиционных ресурсов. 4.5. Привлечение иностранной рабочей силы Основной задачей в сфере привлечения иностранной рабочей силы на период до 2013 года является совершенствование механизмов привлечения трудовых мигрантов при соблюдении баланса интересов между работодателями, жителями области и трудовыми мигрантами. Направлениями реализации данной задачи являются: совершенствование работы по определению потребности в привлечении иностранной рабочей силы и объемов квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу; совершенствование взаимодействия с консульскими учреждениями и миграционными органами иностранных государств с избыточными трудовыми ресурсами, а также с национальными диаспорами области; привлечение молодежи из стран ближнего зарубежья для получения профессионального образования с последующим трудоустройством; реализация программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом; формирование условий для повышения миграционной привлекательности области; обеспечение эффективного контроля за соблюдением миграционного и трудового законодательства; формирование толерантного отношения в обществе к иностранным трудовым мигрантам; создание условий для предотвращения нелегальной миграции и ее последствий. 4.6. Развитие институтов международного сотрудничества и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Основной задачей в сфере развития институтов международного сотрудничества и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности является их дальнейшее совершенствование, что позволит повысить эффективность международных и внешнеэкономических связей, снизить временные и транзакционные издержки по их осуществлению. Направлениями совершенствования институтов международного сотрудничества и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности на период до 2013 года являются: учреждение к 2010 году ежегодного международного форума, посвященного инновационной деятельности, на котором будут демонстрироваться новые научные достижения, технологические разработки, проходить венчурные ярмарки, презентации новых образовательных программ с привлечением лучших интеллектуальных сил мирового сообщества; создание и развитие сети представителей администрации Новосибирской области в составе торговых представительств Российской Федерации за рубежом (в первую очередь - в Казахстане, Китае, затем – в Белоруссии, Украине), совершенствование деятельности Представительства (информационно-экономического центра) Новосибирской области в Германии, проработка вопросов открытия новых представительств Новосибирской области за рубежом; развитие информационной среды через проведение международных конференций, форумов, венчурных ярмарок; открытие за рубежом сервисных центров гарантийного и послегарантийного обслуживания экспортных товаров новосибирских предприятий, а также филиалов и представительств вузов и организаций, оказывающих услуги технического, образовательного и научного характера; развитие современной инфраструктуры гостеприимства (гостиниц, международных кампусов и т.д.), инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарковых зон и т.д.), бизнес-инфраструктуры; развитие ярмарочно-выставочного комплекса; развитие, техническое обустройство таможенной и пограничной инфраструктуры, пунктов перевалки грузов; формирование и развитие транспортно-логистических зон (Западной, Восточной, Южной), транспортно-логистического кластера; модернизация действующей сети автомобильных дорог, строительство новых скоростных трасс, завершение Северного и Восточного объездов; совершенствование механизмов межрегиональной интеграции по вопросам развития транспортной инфраструктуры; привлечение инвестиций в техническое развитие аэропорта «Толмачево», инфраструктуры железнодорожных и водных путей; повышение доступности услуг по кредитованию и страхованию ВЭД, таможенных и логистических услуг, услуг по сертификации и контролю качества при осуществлении ВЭД; развитие корреспондентских отношений банков Новосибирской области с банками Европы, Азии и Америки; создание условий для повышения инвестиционной привлекательности объектов инфраструктуры; обеспечение координации в процессах развития инфраструктуры ВЭД. 5. Механизмы реализации положений Концепции Основным механизмом реализации положений Концепции на период до 2013 года является разработка и реализация программных документов, направленных на развитие международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области, с перечнем мероприятий, сроков их выполнения и ответственных лиц. Реализация положений Концепции предполагает использование трех видов программных мероприятий: мероприятия по развитию нормативно-правовой базы; организационно-экономические мероприятия; информационно-методические мероприятия. В предстоящий период мероприятия по развитию нормативно-правовой базы, содействующей развитию внешнеэкономических, международных связей, будут направлены на ее совершенствование по следующим направлениям: формы государственной поддержки участникам внешнеэкономической деятельности; стимулирование экспорта инновационной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции; коммерциализация инноваций, научных достижений и защита интеллектуальной собственности; улучшение инвестиционного климата, поддержание стабильных и прозрачных условий для инвестирования и ведения бизнеса; создание условий для цивилизованного приема, устройства и контроля иностранной рабочей силы; развитие сети официальных представителей области за рубежом; повышение инвестиционной привлекательности инфраструктуры въездного туризма. Продолжится практика разработки и заключения Соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными партнерами области, а также планов мероприятий по их реализации. С отдельными иностранными инвесторами и товаропроизводителями будут разрабатываться и заключаться соглашения о сотрудничестве с администрацией Новосибирской области на принципах государственно-частного партнерства, в которых будут оговариваться взаимные обязательства сторон. Кроме того, в предстоящий период предполагается подготовить ряд обоснованных предложений в Правительство Российской Федерации, направленных на повышение эффективности ВЭД (по либерализации ввоза отдельных видов оборудования и комплектующих, по оптимизации железнодорожных тарифов, по развитию транспортной инфраструктуры федерального значения, по сокращению нелегального импорта и т.п.). Основными организационно-экономическими мероприятиями по реализации положений Концепции будут: предоставление различных видов государственной поддержки экспортерам, производителям инновационной продукции, инвесторам, субъектам малого и среднего предпринимательства; организация переговорных площадок между отечественными и иностранными предпринимателями; прием иностранных официальных делегаций и делегаций деловых, научных кругов; организация миссий официальных, деловых и научных кругов Новосибирской области в зарубежные страны; проведение международных и межрегиональных ярмарок, форумов, конференций, семинаров и т.д., а также участие в аналогичных мероприятиях за рубежом; проведение обследования участников ВЭД на предмет изучения сдерживающих факторов развития ВЭД; реализация инвестиционных проектов (в первую очередь, по развитию инфраструктурных объектов) на принципах государственно-частного партнерства; участие в работе межправительственных комиссий по сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами, Совета глав субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при Министерстве иностранных дел Российской Федерации и иных совещательных органах; обеспечение деятельности совещательных органов при администрации Новосибирской области (стратегический совет, совет по туризму, межведомственная комиссия по вопросам миграции и др.); совершенствование взаимодействия с федеральными органами государственной власти, посольствами, консульскими учреждениями, торговыми и иными представительствами Российской Федерации за рубежом, торгово-промышленными палатами и иными ассоциациями хозяйствующих субъектов, органами местного самоуправления по вопросам развития международных и внешнеэкономических связей; совершенствование взаимодействия с международными организациями, иностранными органами государственной власти и местного самоуправления, посольствами, консульскими учреждениями, торговыми и иными представительствами иностранных государств в Российской Федерации. Основными информационно-методическими мероприятиями по реализации положений Концепции будут: разработка «презентационного пакета» Новосибирской области (DVD-диска с информационным фильмом, презентационными материалами, полиграфической и сувенирной продукции и пр.); распространение среди иностранных организаций и предприятий за рубежом и на территории Российской Федерации информационных материалов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном потенциале Новосибирской области и пр.; создание, информационное наполнение и поддержка в актуальном состоянии Интернет-портала, посвященного развитию международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области, повышению инвестиционной привлекательности области (с английской, немецкой и китайской версией, размещенных на серверах провайдеров соответствующих стран); проведение презентаций торгово-экономического, научно-технического и культурно-образовательного потенциала, дней экономики и культуры Новосибирской области, за рубежом и на территории Российской Федерации для иностранной аудитории; информационно-консультационная поддержка экспортерам в получении внешнеэкономической информации; формирование баз данных о международных и внешнеэкономических связях, туристическом потенциале Новосибирской области; налаживание системы сбора и распространения предложений участников ВЭД Новосибирской области и иностранных партнеров по развитию внешнеэкономических и международных связей; получение доступа к информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, дипломатических и консульских учреждений, торговых и иных представительств Российской Федерации за рубежом; совершенствование информационного взаимодействия между органами власти, торгово-промышленными палатами иными объединениями предпринимателей, хозяйствующими субъектами, образовательными и научными учреждениями и прочими заинтересованными организациями; проведение дней культуры, экономики зарубежных государств на территории Новосибирской области; проведение конкурсов среди хозяйствующих субъектов на звание лучшего участника внешнеэкономической деятельности, лучшей туристической организации и т.п. 6. Заключительные положения Положения Концепции определяют основы политики по развитию международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области на период до 2013 года и являются детализацией положений Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, определяющих долгосрочное развитие данной сферы. В дальнейшем Концепция может послужить в качестве основы документа, определяющего направления развития международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области и на последующие годы. Результатами реализации данной Концепции будут сохранение позитивных тенденций в развитии внешнеэкономических и международных связей Новосибирской области, дальнейший рост внешнеторгового оборота, иностранных инвестиций, вовлечение организаций и предприятий области в международные производственные и непроизводственные процессы, повышение инвестиционной привлекательности региона, формирование его имиджа как крупного инновационного центра на Востоке России, отвечающего вызовам XXI века, региона с благоприятными условиями для проживания, отдыха, ведения бизнеса и осуществления капиталовложений, а в конечном итоге - повышение уровня и качества жизни населения области. ПРИЛОЖЕНИЕ к Концепции развития международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области на период до 2013 года Таблица Географические приоритеты Новосибирской области в сфере развития внешнеторгового обмена товарами до 2013 года ----------------T--------------------------T--------------------------¬ ¦ ¦ Экспорт ¦ Импорт ¦ +---------------+--------------------------+--------------------------+ ¦ Страны СНГ ¦ активное ¦ импорт продукции ¦ ¦ ¦ продвижение наукоемкой ¦ машиностроения (в первую ¦ ¦ ¦ продукции ¦ очередь транспортного и ¦ ¦ ¦ технологических ¦ сельскохозяйственного); ¦ ¦ ¦ кластеров; ¦ импорт ¦ ¦ ¦ рост экспорта ¦ продовольственных ¦ ¦ ¦ продукции машиностроения ¦ товаров, по которым ¦ ¦ ¦ (приоритет - Казахстан, ¦ отсутствуют перспективы ¦ ¦ ¦ Украина, Белоруссия); ¦ развития ¦ ¦ ¦ развитие ¦ импортозамещения (в ¦ ¦ ¦ приграничной торговли с ¦ первую очередь овощей и ¦ ¦ ¦ Казахстаном; ¦ фруктов) и ¦ ¦ ¦ восстановление ¦ сельскохозяйственного ¦ ¦ ¦ экономических связей со ¦ сырья для нужд ¦ ¦ ¦ странами Средней Азии с ¦ предприятий пищевой ¦ ¦ ¦ развивающимися рынками ¦ промышленности; ¦ ¦ ¦ сбыта; ¦ обеспечение ¦ ¦ ¦ организация ¦ бесперебойных поставок ¦ ¦ ¦ сбытовой сети товаров и ¦ сырья и комплектующих ¦ ¦ ¦ услуг, сборочных ¦ для нужд обрабатывающей ¦ ¦ ¦ производств, сервисных ¦ промышленности на основе ¦ ¦ ¦ центров на территории ¦ устоявшихся и новых ¦ ¦ ¦ соседних стран ¦ связей ¦ +---------------+--------------------------+--------------------------+ ¦ Страны ¦ продвижение ¦ импорт техники, ¦ ¦ Восточной и ¦ продукции ¦ оборудования, ¦ ¦ Юго-Восточной ¦ машиностроения, ¦ строительных материалов ¦ ¦ Азии ¦ наукоемкой продукции; ¦ для нужд технического ¦ ¦ ¦ развитие экспорта ¦ перевооружения и ¦ ¦ ¦ продукции ¦ создания новых ¦ ¦ ¦ лесопереработки, ¦ производств (приоритет - ¦ ¦ ¦ топливно- ¦ Китай, Корея, Япония); ¦ ¦ ¦ энергетического ¦ импорт запчастей, ¦ ¦ ¦ комплекса (приоритеты - ¦ сырья и комплектующих ¦ ¦ ¦ Монголия, Китай, ¦ для развития сборочных ¦ ¦ ¦ Япония); ¦ производств на ¦ ¦ ¦ освоение новых ¦ территории области; ¦ ¦ ¦ рынков Юго-Восточной ¦ обеспечение импорта ¦ ¦ ¦ Азии (Вьетнам, Сингапур, ¦ качественных товаров ¦ ¦ ¦ Малайзия); ¦ народного потребления, ¦ ¦ ¦ развитие реэкспорта ¦ сокращение нелегального ¦ ¦ ¦ из Европы ¦ импорта ¦ +---------------+--------------------------+--------------------------+ ¦ Страны ¦ рост поставок ¦ импорт ¦ ¦ Восточной и ¦ продукции наукоемкого ¦ высокотехнологичного ¦ ¦ Западной ¦ машиностроения и ¦ оборудования, ¦ ¦ Европы ¦ приборостроения (с ¦ транспорта, аппаратуры, ¦ ¦ ¦ учетом опыта работы на ¦ расходных материалов для ¦ ¦ ¦ рынках Болгарии, ¦ нужд технического ¦ ¦ ¦ Германии, Франции); ¦ перевооружения ¦ ¦ ¦ экспорт продукции ¦ предприятий и проведения ¦ ¦ ¦ лесопереработки, ¦ научно-исследовательских ¦ ¦ ¦ топливно-энергетического ¦ работ (из Германии, ¦ ¦ ¦ комплекса; ¦ Франции, Италии, Дании, ¦ ¦ ¦ развитие экспорта ¦ Швейцарии и др.); ¦ ¦ ¦ экологически чистых ¦ обеспечение ¦ ¦ ¦ продуктов пищевой ¦ необходимого уровня ¦ ¦ ¦ промышленности, ¦ импорта товаров ¦ ¦ ¦ парфюмерии; ¦ народного потребления, ¦ ¦ ¦ развитие реэкспорта ¦ медикаментов высокого ¦ ¦ ¦ из Азии ¦ качества ¦ +---------------+--------------------------+--------------------------+ ¦ Страны Южной ¦ развитие ¦ импорт ¦ ¦ и Западной ¦ инновационного экспорта ¦ высокотехнологичного ¦ ¦ Азии ¦ (приоритет - Индия, ¦ оборудования (из Индии, ¦ ¦ ¦ Иран, Израиль); ¦ Израиля и др.); ¦ ¦ ¦ развитие ¦ поддержание ¦ ¦ ¦ экономических связей с ¦ необходимого уровня ¦ ¦ ¦ целью экспорта продукции ¦ импорта товаров ¦ ¦ ¦ машиностроения для нужд ¦ народного потребления, ¦ ¦ ¦ модернизации производств ¦ уникальных для данных ¦ ¦ ¦ (Иран, Пакистан, ¦ территорий ¦ ¦ ¦ Афганистан, Ливан и пр.) ¦ ¦ +---------------+--------------------------+--------------------------+ ¦ Страны ¦ содействие экспорту ¦ импорт ¦ ¦ Америки, ¦ продукции машиностроения ¦ специализированного ¦ ¦ Африки, ¦ для нужд модернизации ¦ оборудования (из США, ¦ ¦ Австралии и ¦ производств стран ¦ Канады, Австралии); ¦ ¦ Океании ¦ Африки, Латинской ¦ поддержание ¦ ¦ ¦ Америки; ¦ необходимого уровня ¦ ¦ ¦ освоение новых ¦ импорта товаров ¦ ¦ ¦ рынков отдельных видов ¦ народного потребления, ¦ ¦ ¦ продукции (экологически ¦ уникальных для данных ¦ ¦ ¦ чистые продукты, ¦ территорий ¦ ¦ ¦ полиграфия и пр.) ¦ ¦ L---------------+--------------------------+--------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|