Расширенный поиск

Постановление Губернатора Новосибирской области от 24.03.2008 № 103

                                                                       
                                                                      
                                                                      
                                                                      
                      ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ                
                                                                      
                                ПОСТАНОВЛЕНИЕ                         
                                                                      
                                                                      
                             От 24.03.2008 N 103                      
                                                                      
                                                                      
       О Концепции развития международных и внешнеэкономических связей
             Новосибирской области на период до 2013 года             


       В соответствии с Законом Новосибирской области от 13.11.2000  N
125-ОЗ  «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях
Новосибирской  области»,  постановлением   Губернатора   Новосибирской
области  от  03.12.2007  N  474  «О Стратегии социально-экономического
развития Новосибирской области  на  период  до  2025  года»,  в  целях
обеспечения   стратегических   приоритетов  развития  международных  и
внешнеэкономических связей Новосибирской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

       1. Утвердить прилагаемую  Концепцию  развития  международных  и
внешнеэкономических  связей  Новосибирской  области  на период до 2013
года (далее - Концепция).
       2.  Департаменту  стратегического  управления  и   планирования
Новосибирской   области   (Никонов   В.А.)   совместно   с   комитетом
внешнеэкономического   сотрудничества    и    туризма    администрации
Новосибирской   области   (Микитченко   Д.В.)  подготовить  на  основе
Концепции предложения по разработке  областной  целевой  программы  по
развитию  международных  и  внешнеэкономических  связей  Новосибирской
области (далее - программа).
       3.    Руководителям    областных     исполнительных     органов
государственной     власти    Новосибирской    области,    структурных
подразделений  администрации  Новосибирской  области   до   11.04.2008
представить  в  комитет  внешнеэкономического сотрудничества и туризма
администрации Новосибирской области  перечень  мер  в  соответствующей
сфере   деятельности,   которые  целесообразно  осуществить  в  рамках
реализации программы.
       4. Контроль за исполнением постановления возложить  на  первого
заместителя Губернатора Новосибирской области Юрченко В.А.


Губернатор
Новосибирской области                                  В.А.Толоконский
____________________



УТВЕРЖДЕНА
постановлением Губернатора
Новосибирской области
от 24.03.2008 N 103


                              КОНЦЕПЦИЯ                               
  развития международных и внешнеэкономических связей Новосибирской   
                    области на период до 2013 года                    

                          1. Общие положения                          

      В  условиях  глобализации   национальное   государство   и   его
территориальные  хозяйственные  подсистемы  (регионы, административные
единицы и прочие)  не  могут  успешно  развиваться  без  интеграции  в
мировую  экономику. Внешнеэкономические и международные связи являются
важным фактором, который оказывает значительное влияние на динамику  и
устойчивость  развития  региональной экономики. Предстоящее вступление
России во Всемирную торговую организацию  (далее  -  ВТО)  существенно
усилит  роль  внешнеэкономического  комплекса  в экономике страны и ее
регионов.
      Обеспечение высокого уровня эффективности внешнеэкономических  и
международных   связей  Новосибирской  области  способствует  развитию
региональных  конкурентных  преимуществ   и   ведет   к   формированию
положительного    образа   Новосибирской   области   как   региона   с
благоприятными условиями для проживания, организации  отдыха,  ведения
бизнеса и осуществления капиталовложений.
      Настоящая Концепция развития международных и внешнеэкономических
связей   Новосибирской  области  на  период  до  2013  года  (далее  -
Концепция)  представляет  собой  систему  взглядов  на  содержание   и
основные  направления  развития  международных  и  внешнеэкономических
связей Новосибирской области на период до 2013 года.
      При разработке Концепции решались следующие задачи:
      анализ современного состояния внешнеэкономической деятельности и
международного сотрудничества Новосибирской области;
      выявление сдерживающих и  благоприятствующих  факторов  развития
внешнеэкономической   деятельности   и  международного  сотрудничества
Новосибирской области;
      определение  целей  и  задач  развития   внешнеэкономических   и
международных  связей  Новосибирской  области в торгово-экономической,
научно-технической,   культурно-образовательной   сферах,   в    сфере
привлечения   иностранных   инвестиций  и  иностранной  рабочей  силы,
развития инфраструктуры внешнеэкономических и международных  связей  и
иных сферах на период до 2013 года;
      определение механизмов по достижению поставленных целей и  задач
развития  внешнеэкономических  и  международных  связей  Новосибирской
области.
      В     Концепции     конкретизируются     положения     Стратегии
социально-экономического  развития  Новосибирской области на период до
2025  года,  утвержденной  постановлением  Губернатора   Новосибирской
области  от  03.12.2007  N 474,  в  части развития внешнеэкономической
деятельности  и  международных  связей.   При   разработке   Концепции
использовались   данные  территориального  органа  Федеральной  службы
государственной  статистики  по  Новосибирской   области,   Сибирского
таможенного    управления,    а    также   структурных   подразделений
администрации Новосибирской области и областных исполнительных органов
государственной    власти   Новосибирской   области,   предприятий   и
организаций области.
      Настоящая Концепция призвана придать системный  характер  работе
структурных   подразделений   администрации   Новосибирской   области,
областных исполнительных органов государственной власти  Новосибирской
области в сфере внешнеэкономических и международных связей, обозначить
позицию администрации Новосибирской области  по  дальнейшему  развитию
данной сферы для всех заинтересованных физических и юридических лиц.
      Положения Концепции носят рекомендательный характер и могут быть
уточнены  в случае изменения факторов, определяющих развитие экономики
Новосибирской области и Российской Федерации.

     2. Современное состояние внешнеэкономической деятельности и      
         международного сотрудничества Новосибирской области          

      2.1. Внешнеторговый оборот по товарам

      За последние пять лет внешнеторговый оборот  вырос  в  2,3  раза
(рисунок 2.1), при этом объем экспорта вырос в 1,9 раза, а импорта - в
2,9 раза.

      График см. в оригинале







Рис. 2.1. Динамика внешней торговли товарами Новосибирской области, в 
                     текущих ценах, млн. долларов                     

      За 2006 год доля области во внешней торговле России снизилась  с
0,41%  до  0,37%,  в  экспорте – с 0,35% до 0,28%, в импорте произошло
небольшое увеличение с 0,55% до 0,56%.
      Экспорт товаров за 2006 год составил 840,1 млн.  долларов  и  по
сравнению с 2005 годом вырос на 1%. Экспортные операции осуществлялись
с партнерами из 77 стран мира (в 2005 г. - из  81  страны).  Основными
торговыми  партнерами по экспорту были Украина (35,9% от общего объема
экспортных  поставок),  Казахстан  (28,7%),  Германия  (6,4%),   Китай
(4,0%), Япония (3,2%).
      Товарная структура экспорта представлена на рисунке 2.2.

      График см. в оригинале







Рис. 2.2. Товарная структура экспорта из Новосибирской области в 2006 
                                 году                                 

      Определяющей  отраслью  экспорта  области  много  лет   остается
машиностроение  (в  2006 году - 56% от объема экспорта). Большая часть
экспорта продукции машиностроения осуществлялась в Украину, Казахстан,
Китай  и  Германию.  В  2006 году из области было экспортировано более
30%  всей  вывезенной  из  Сибирского  федерального  округа  продукции
машиностроения.
      Также в  экспорте  существенна  доля  следующих  групп  товаров:
продукции химической промышленности (10,3%), продовольственных товаров
и сельскохозяйственного  сырья  (7,9%),  металлов  и  изделий  из  них
(7,6%).
      Экспорт Новосибирской области в меньшей степени  чем  российский
экспорт   и   экспорт   Сибирского   федерального  округа  зависит  от
конъюнктуры мировых рынков  товаров  «сырьевой»  группы.  В  структуре
экспорта  области продукция топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в
2006 году составила лишь 6,8%.
      Характерной  особенностью  экспортной  деятельности   последнего
периода   является  участие  во  внешней  торговле  отдельных  районов
области. Экспорт Искитимского района занимает вторую позицию (около 7%
экспорта  с  территории  области) после экспорта города Новосибирска и
продолжает  нарастать.  Расширяются  экспортные  поставки  из   города
Бердска, поселка Краснообска и наукограда Кольцово, а также Советского
района  города  Новосибирска  -  генерирующих  инновационных   центров
области.
      За  пять  прошедших  лет   Новосибирская   область   существенно
расширила свой «экспортный портфель». Тем не менее, структуру экспорта
Новосибирской      области      можно      признать       недостаточно
диверсифицированной:  на  10  основных  экспортных  товаров приходится
около 60% стоимостного объема экспорта.
      Импорт товаров за 2006 год составил 775,9 млн. долларов, что  на
42% больше, чем в 2005 году.
      В 2006 году в Новосибирскую область ввозились товары из 82 стран
дальнего   и   ближнего   зарубежья.   Основными   странами-партнерами
Новосибирской области по  импорту  являлись  Китай  (28,9%  от  общего
объема   импортных   операций),  Франция  (16,2%),  Казахстан  (9,8%),
Германия (9,1%),  США  (8,4%),  Узбекистан  (3,5%),  Республика  Корея
(3,4%).
      Товарная структура импорта товаров  в  Новосибирскую  область  в
2006 году представлена на рисунке 2.3.

      График см. в оригинале







 Рис. 2.3. Товарная структура импорта в Новосибирскую область в 2006  
                                 году                                 

      Импорт    в    Новосибирскую    область    традиционно     более
диверсифицирован  по  продуктам,  чем  экспорт.  В 2006 году основными
товарами,  ввозимыми  в  область,   были:   машины,   оборудование   и
транспортные  средства  (45%  от  всего импорта), продукция химической
промышленности (19%), продовольственные товары и  сельскохозяйственное
сырье (11%), текстильные изделия и обувь (8%).
      Высокая доля продукции машиностроения  в  структуре  импорта  во
многом  связана  с  техническим  перевооружением  хозяйства области на
современном этапе развития. Пять лет назад на эту отрасль  приходилось
лишь 13% импорта.
      В 2006  году  в  область  было  ввезено  56%  всех  ввезенных  в
Сибирский федеральный округ изделий из древесины и целлюлозно-бумажных
изделий, 22 % продукции машиностроения,  18%  металлов  и  изделий  из
них, 14% продовольственных товаров.
      Развитие импорта Новосибирской области в перспективе  связано  с
расширением  посреднических  сетей,  ростом их масштабов и постепенным
переводом  оптовых  крупных  закупок  для  нужд  Западной   Сибири   в
Новосибирскую  область  в  связи  с  закреплением  статуса области как
логистического распределительного центра на юге Западной Сибири.

      2.2. Внешнеторговый оборот по услугам

      Сектор экспорта  и  импорта  международных  услуг  демонстрирует
высокую динамичность развития (рисунок 2.4).

      График см. в оригинале




     Рис. 2.4. Динамика внешней торговли международными услугами      
        Новосибирской области, в текущих ценах, млн. долларов         

      За последние пять лет оборот международных  услуг  вырос  в  4,5
раза,  при  этом  по экспорту услуг - в 4,6 раза, по импорту услуг - в
4,4 раза.
      Операции по экспорту, импорту международных услуг  в  2006  году
осуществлялись   с   партнерами  из  108  стран  дальнего  и  ближнего
зарубежья.
      В структуре внешнего оборота услуг основная доля  приходится  на
транспортные  услуги  (в 2006 году - 86% всего оборота, 87% экспорта и
83% импорта).
      В структуре оборота транспортных  услуг  доминирующее  положение
занимали  авиаперевозки  (98%),  что  связано  с  перевозкой  грузов и
пассажиров в Турцию, Египет, Германию, Китай, ОАЭ,  Таиланд  и  другие
страны.  Автомобильный  и  железнодорожный  транспорт  практически  не
оказывают услуг международного характера.
      Свыше 50% стоимости экспорта услуг без учета транспортных  услуг
приходилось  на  услуги в области исследований и научных разработок, а
также услуги вычислительной техники и по ее обслуживанию. Объем  услуг
наукоемкого сектора приблизился к 19,5 млн. долларов. Основные страны,
в которые экспортируются данные виды  услуг,  -  США  (70%  экспорта),
Нидерланды  (6,5%),  Республика  Корея  (5%),  Германия  (4,5%). Число
соглашений по экспорту технологий  составило  более  200  с  суммарным
объемом стоимости соглашений около 30 млн. долларов.
      Среди других видов услуг, экспортируемых за  рубеж,  существенна
доля  следующих их видов: услуги по ремонту оборудования, аппаратуры и
мебели, полиграфические услуги (17%),  услуги  гостиниц  и  ресторанов
(12%),   деловые   и   коммерческие   услуги  (5,5%).  Практически  не
развивается экспорт  услуг  в  области  образования,  здравоохранения,
культуры  и спорта - они составляют менее 3% стоимости всех услуг (без
учета транспортного блока).
      В импорте  услуг  основная  доля  приходилась  на  туристические
услуги и услуги гостиниц и ресторанов, составивших в сумме 91,9% всего
импорта услуг (без  учета  транспортного  блока).  Основные  страны  -
импортеры  данного  вида услуг - Турция (22,2% импорта туристических и
гостиничных услуг),  ОАЭ  (20,3%),  Китай  (19,7%),  Таиланд  (15%)  и
Болгария (4%).

      2.3. Привлечение иностранных инвестиций

      Доля  Новосибирской  области   в   общем   объеме   привлеченных
иностранных  инвестиций  на  территорию  России  с  0,04%  в 2002 году
выросла до 0,15% в 2006 году, на  территорию  Сибирского  федерального
округа - с 0,29% до 4,23% соответственно.
      Накопленный иностранный капитал в  экономике  области  на  конец
2006 года составил 216 млн. долларов США.
      Всего   в   Новосибирской   области    зарегистрировано    около
1,5 тыс. хозяйствующих  субъектов  с  участием  иностранного капитала.
Основными сферами  экономической  деятельности,  в  которые  поступали
иностранные инвестиции, являлись: оптовая и розничная торговля, ремонт
транспортных средств и бытовых изделий,  обрабатывающие  производства,
добыча полезных ископаемых, финансовый сектор.
      После резкого спада объема поступления иностранных инвестиций  в
2002 году поступление иностранных инвестиций устойчиво увеличивалось с
2003 года (рисунок 2.5).

      График см. в оригинале




  Рис. 2.5. Динамика объемов инвестиций, поступивших от иностранных   
   инвесторов в экономику Новосибирской области, млн. долларов США    

      78%  от  общего  объема  поступивших  инвестиций  в  2006   году
приходилось на торговые и прочие кредиты.
      В 2006 году доля прямых инвестиций в  общем  объеме  поступивших
иностранных инвестиций составила 21% против 8,3% в 2005 году.
      На   конец   2006   г.   в   экономике   Новосибирской   области
присутствовали  инвестиции  из  39 стран мира. 60% из них поступили из
оффшорных зон Кипра и Виргинских  островов.  По  10%  от  накопленного
иностранного   капитала   приходится   на   инвестиции  из  Швейцарии,
Великобритании и США.
      Тем не менее, несмотря на  положительную  динамику,  иностранные
инвестиции пока не играют заметной роли в экономике области.

      2.4. Привлечение иностранной рабочей силы

      Количество  иностранных  трудовых  мигрантов,  привлеченных   на
работу  в Новосибирскую область, с 2001 года увеличилось в 6,6 раза. В
2006 году в области работало 12,7 тыс.  иностранных  рабочих  (рисунок
2.6).

      График см. в оригинале







  Рис. 2.6. Динамика иностранной трудовой миграции по Новосибирской   
                           области, человек                           

      В 2006 году из  общего  числа  иностранных  трудовых  мигрантов,
работавших   в   Новосибирской   области,   46%   были  привлечены  из
стран-участниц СНГ (в основном, их Узбекистана, Таджикистана, Киргизии
и Азербайджана), 36% из Китая, 6,7% из КНДР, 8% из Турции.
      38% иностранных рабочих  было  занято  в  строительстве,  25%  в
деятельности  по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых
изделий  и  предметов  личного  пользования,  19%   в   обрабатывающих
производствах, 13% в сельском хозяйстве.

      2.5. Институты международного  сотрудничества  и  инфраструктура
внешнеэкономической деятельности

      Администрация Новосибирской области проводит  активную  политику
по  развитию  международных  и  внешнеэкономических  связей. Регулярно
проводятся презентации торгово-экономического,  научно-технического  и
культурно-образовательного     потенциала    области    за    рубежом,
осуществляется  прием  иностранных  делегаций  официальных  и  деловых
кругов,  проводятся  международные  и межрегиональные ярмарки, форумы,
конференции, семинары и бизнес-встречи. В  настоящее  время  действует
девять  заключенных администрацией области соглашений о сотрудничестве
с иностранными партнерами  дальнего  зарубежья  и  семь  соглашений  с
иностранными партнерами из стран СНГ.
      При администрации области действует совет по туризму,  регулярно
проводятся  заседания  рабочих  групп  по развитию внешнеэкономических
связей. В целях  продвижения  организаций  и  предприятий  области  на
европейские   рынки   в   Германии   во  Франкфурте-на-Майне  работает
Информационно-экономический центр Новосибирской области.
      Координирующую    и    организационно-методическую     поддержку
международных   и   внешнеэкономических  связей  области  осуществляет
Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации  в
Сибирском федеральном округе, размещенное в Новосибирске.
      В  Новосибирске  работают  генеральные   консульства   Германии,
Болгарии, Узбекистана, вице-консульство Киргизии, отделение Посольства
Белоруссии,    торгово-экономические    представительства     Украины,
Республики  Корея  (КОТРА), Италии (Институт Внешней Торговли Италии –
ИЧЕ),   Германии    (Российско-Германская    внешнеторговая    плата),
культурно-информационные  центры Израиля, США, Франции, Чехии, Японии,
ассоциация Российско-Австрийского сотрудничества,  Российско-Корейский
Центр   науки   и   техники,   Корейский   Центр   Развития   Бизнеса,
Российско-Немецкий  дом,  Российско-Индийский  технологический  центр.
Активно  работают  международные  организации,  содействующие развитию
студенческих и академических обменов, изучению иностранных языков.
      Активно  развивают   внешнеэкономические   связи   Новосибирская
торгово-промышленная      палата     и     Новосибирская     городская
торгово-промышленная   палата,    при    Межрегиональной    ассоциации
руководителей  предприятий  действует  комитет  по развитию экспорта и
расширению  рынков  сбыта.  Исполнительный   комитет   Межрегиональной
ассоциации    «Сибирское    соглашение»    обеспечивает   деятельность
координационного совета ассоциации по внешним связям.
      Координацию  международного  сотрудничества  в  сфере  науки   и
образования  осуществляют  структуры  Сибирских  отделений  Российской
академии наук, Россельхозакадемии и  Российской  академии  медицинских
наук,   совет   ректоров   вузов   Новосибирска,  в  сфере  туризма  -
Новосибирская  ассоциация  туристических  организаций  и  Региональный
отраслевой союз туриндустрии Сибири.
      Подготовку  кадров  для  внешнеэкономической  деятельности   (по
специальностям   «международные   отношения»,   «мировая   экономика»,
«регионоведение», «таможенное дело») осуществляют семь вузов.
      В Сибирском  таможенном  управлении  проводятся  мероприятия  по
взаимодействию  с  участниками ВЭД, действует Консультативный совет по
работе с участниками ВЭД, проводятся тематические встречи.
      В Новосибирской области осуществляют свою деятельность Сибирская
оперативная  таможня,  Новосибирская  таможня,  Толмачевская  таможня,
входящие в состав Сибирского таможенного управления.
      В зону деятельности Новосибирской таможни входит вся область (за
исключением  аэропорта  «Толмачево»).  В  структуру  таможни  входит 5
таможенных постов. Карасукский таможенный пост является пограничным  и
контролирует  участок  российско-казахстанской  границы протяженностью
317 километров. На территории, подведомственной Новосибирской таможне,
работает  13  складов временного хранения общей площадью более 35 тыс.
кв. м  и  2 таможенных  склада.  Действует  три  пункта   пропуска   -
автомобильные  «Павловка»  и  «Новокарасук»,  и  железнодорожный пункт
пропуска «Карасук».
      Толмачевская таможня создана в одном  из  крупнейших  аэропортов
России.
      Международный аэропорт «Толмачево» связан воздушными  линиями  с
80  городами  России,  ближнего  и  дальнего  зарубежья,  имеет важное
значение как пункт транзитной посадки воздушных судов.
      Новосибирская область является крупным транспортным узлом Сибири
и   Дальнего  Востока,  способным  в  оперативном  режиме  обслуживать
десятки городов Сибири, Казахстана и Средней  Азии.  Область  обладает
разветвленной   железно-   и  автодорожной  сетью,  сетью  авиационных
маршрутов  и  водных  путей  с  центрами   накопления,   обработки   и
распределения   грузов,   терминальными   комплексами.   Протяженность
железнодорожных  путей  сообщения  составляет  2085 км,  автомобильных
дорог – более 18 тыс. км, внутренних водных судоходных путей - 647 км.
      В области идет  формирование  трех  крупных  логистических  зон:
западной  (промышленно-логистический парк, грузовой терминал аэропорта
«Толмачево»,  терминал  «Клещиха»  и  прочие  с  объемом   складов   и
терминалов  до  500  тыс.  кв.м),  восточной  (контейнерный терминал и
складские комплексы класса «А»  с  объемом  складов  и  терминалов  до
450 тыс. кв.  м),  южной  (складские  комплексы  класса  «А» с объемом
складов и терминалов до 150 тыс. кв.м).
      В области работает более 50 гостиниц различных категорий, в  том
числе  в  городе Новосибирске  -  более  20,  функционирует более пяти
бизнес-центров класса «A», «B плюс», более десяти центров класса  «B».
Активно    идет    строительство    новых   гостиниц   и   современных
бизнес-центров.
      Ведут деятельность более 250 туристических фирм, из них около 50
туроператоров,   зарегистрированных   в   Едином  федеральном  реестре
туроператоров.
      В Новосибирске расположено крупнейшее  выставочное  общество  за
Уралом  -  Сибирская ярмарка, представляющее собой комплекс, в котором
проводятся специализированные международные  и  российские  ярмарки  и
выставки,  семинары,  конференции,  а  также  художественные выставки,
концерты, мастер-классы, выступления творческих коллективов.
      В Новосибирском Академгородке расположен  Выставочный  центр  СО
РАН,  где представлены прикладные и фундаментальные разработки СО РАН,
проводятся тематические семинары-презентации по  научным  разработкам,
экспонирующимся на выставке.
      Финансово-кредитное обслуживание  участникам  ВЭД  предоставляют
14 новосибирских  банков, более 50 филиалов банков, зарегистрированных
в других регионах  России,  в  том  числе  четыре  филиала  банков  со
100-процентным    иностранным    участием:    Райффайзенбанк   Австрия
(австрийская  группа  Raiffeisen),  Банк   Сосьете   Женераль   Восток
(французская    банковская    группа   Societe   Generale),   КМБ-Банк
(итальянская  финансовая  группа  Intesa  и  ЕБРР),   ЮниКредит   Банк
(европейская   финансовая  группа  UniCredit).  Также  в  Новосибирске
работает представительство немецкого банка Commerzbank AG.

        3. Стратегический анализ внешнеэкономических и международных  
                     связей Новосибирской области                     

      В   основу   стратегического   анализа    перспектив    развития
внешнеэкономических   и  международных  связей  Новосибирской  области
положена  методика  традиционного  SWOT-анализа:  каждое   направление
развития  внешнеэкономических  и международных связей анализируется на
предмет сильных сторон и ограничений развития,  возможностей  и  угроз
развития.

      3.1. Внешнеторговый оборот Новосибирской области по товарам

                                                           Таблица 3.1
     SWOT-анализ внешней торговли товарами Новосибирской области      
-------------------------------T-----------------------------¬
¦ Благоприятствующие факторы   ¦ Ограничения развития        ¦
¦ развития                     ¦                             ¦
+------------------------------+-----------------------------+
¦      выгодное географическое ¦      неразвитость           ¦
¦ положение,       превращение ¦ механизмов         экспорта ¦
¦ области                    в ¦ инновационной продукции;    ¦
¦ транспортно-логистический    ¦      отсутствие действенных ¦
¦ узел;                        ¦ систем    сертификации    и ¦
¦      устойчивый спрос     на ¦ контроля           качества ¦
¦ продукцию     обрабатывающей ¦ экспортной   и    импортной ¦
¦ промышленности   (в   первую ¦ продукции;                  ¦
¦ очередь,  машиностроения)  в ¦      высокая степень износа ¦
¦ ряде  стран  СНГ,  Европы  и ¦ производственных фондов     ¦
¦ Азии;                        ¦ предприятий-экспортеров;    ¦
¦      увеличение              ¦      недоступность          ¦
¦ инвестиционной активности;   ¦ долгосрочных  кредитов  для ¦
¦      наличие отдельных       ¦ большинства участников  ВЭД ¦
¦ конкурентоспособных       на ¦ и     высокая     стоимость ¦
¦ мировом рынке производств;   ¦ краткосрочных;              ¦
¦      деятельность            ¦      недостаточный уровень  ¦
¦ консульских, торговых и иных ¦ развития     инфраструктуры ¦
¦ представительств ряда стран; ¦ ВЭД;                        ¦
¦      устойчивый внутренний   ¦      высокие экспортные     ¦
¦ спрос  на  товары  народного ¦ тарифы  на  железнодорожные ¦
¦ потребления, не производимые ¦ перевозки;                  ¦
¦ на территории области;       ¦      избыточность государст-¦
¦      высокий промышленный,   ¦ венного регулирования       ¦
¦ научно-технический,          ¦ внешнеторговой деятельности;¦
¦ образовательный  и  кадровый ¦      избыточная централиза- ¦
¦ потенциал                    ¦ ция  услуг    по            ¦
¦                              ¦ обслуживанию ВЭД в столице  ¦
¦                              ¦                             ¦
+------------------------------+-----------------------------+
¦ Возможности развития         ¦ Угрозы развитию             ¦
+------------------------------+-----------------------------+
¦      увеличение экспорта     ¦   опережающий  рост  темпов ¦
¦ наукоемкой        продукции, ¦ торговых     потоков     по ¦
¦ высоких     технологий     и ¦ сравнению     с     темпами ¦
¦ инновационных  продуктов  по ¦ развития     инфраструктуры ¦
¦ мере              реализации ¦ ВЭД;                        ¦
¦ инновационного      сценария ¦      "утечка технологий" за ¦
¦ развития             области ¦ рубеж вследствие            ¦
¦ (строительство    технопарка ¦ незащищенности              ¦
¦ Новосибирского               ¦ интеллектуальной            ¦
¦ Академгородка,  формирование ¦ собственности           при ¦
¦ технологических кластеров  и ¦ осуществлении    экспортных ¦
¦ т.д.);                       ¦ поставок         наукоемкой ¦
¦      увеличение экспорта     ¦ продукции;                  ¦
¦ продовольственных товаров за ¦      ограничение доступа на ¦
¦ счет повышения эффективности ¦ внешние рынки         сбыта ¦
¦ АПК региона;                 ¦ отдельных  товаров (в  т.ч. ¦
¦      увеличение экспорта     ¦ инновационной    продукции) ¦
¦ природных     ресурсов     и ¦ вследствие        изменения ¦
¦ продукции их переработки;    ¦ экономической, политической ¦
¦      увеличение импорта      ¦ конъюнктуры;                ¦
¦ оборудования,   строительных ¦      нелегальный ввоз       ¦
¦ материалов      по      мере ¦ товаров           народного ¦
¦ технического  перевооружения ¦ потребления        ("серый" ¦
¦ предприятий,   строительства ¦ импорт);                    ¦
¦ новых производств;           ¦      усиление               ¦
¦      рост внешнеторговых     ¦ межрегиональной конкуренции ¦
¦ потоков       по        мере ¦ за              привлечение ¦
¦ совершенствования            ¦ товаропотоков;              ¦
¦ инфраструктуры ВЭД;          ¦      неготовность основной  ¦
¦      активизация ВЭД       в ¦ массы               местных ¦
¦ районах области;             ¦ товаропроизводителей      к ¦
¦      внедрение международных ¦ международной  конкуренции, ¦
¦ стандартов   качества   GLP, ¦ а  также  к ее  усилению  в ¦
¦ GMP,      GCP,       системы ¦ случае вступления России  в ¦
¦ менеджмента   качества   ISO ¦ ВТО                         ¦
¦ 9001:2000                    ¦                             ¦
L------------------------------+------------------------------
      3.2. Внешнеторговый оборот Новосибирской области по услугам

                                                           Таблица 3.2
     SWOT-анализ внешней торговли услугами Новосибирской области      
-----------------------------T------------------------------¬
¦ Благоприятствующие факторы ¦ Ограничения развития         ¦
¦ развития                   ¦                              ¦
+----------------------------+------------------------------+
¦      деятельность научных  ¦      неразвитые механизмы,   ¦
¦ учреждений СОРАН, СО РАМН, ¦ каналы   и    инфраструктура ¦
¦ СО                  РАСХН, ¦ экспорта международных услуг ¦
¦ Роспотребнадзора,          ¦ в       области       науки, ¦
¦ Росмедтехнологий,          ¦ образования,       медицины, ¦
¦ формирующих        высокий ¦ культуры и спорта;           ¦
¦ потенциал экспорта услуг в ¦      незащищенность          ¦
¦ области   исследований   и ¦ интеллектуальной             ¦
¦ разработок;                ¦ собственности  при  оказании ¦
¦      высокий и  устойчивый ¦ международных    услуг     в ¦
¦ спрос   на   международные ¦ области    исследований    и ¦
¦ авиаперевозки;             ¦ разработок,         проблемы ¦
¦      развитая база         ¦ патентования;                ¦
¦ экспорта                   ¦      слабая материально -    ¦
¦ высокотехнологичных  видов ¦ техническая      база        ¦
¦ медицинской        помощи, ¦ экспортеров      большинства ¦
¦ биотехнологий,   услуг   в ¦ видов услуг;                 ¦
¦ области       образования, ¦      слабое развитие   рынка ¦
¦ культуры  и спорта,  услуг ¦ международных  автомобильных ¦
¦ по  ремонту   транспортных ¦ перевозок;                   ¦
¦ средств,      машин      и ¦      недостаточно развитая   ¦
¦ оборудования;              ¦ инфраструктура     въездного ¦
¦      наличие               ¦ туризма (гостиницы,  кампусы ¦
¦ квалифицированных научных, ¦ и т.д.);                     ¦
¦ педагогических,            ¦      недостаток опыта      и ¦
¦ медицинских и иных кадров; ¦ квалифицированных            ¦
¦      наличие               ¦ специалистов     в     сфере ¦
¦ законодательства,          ¦ международного      экспорта ¦
¦ содействующего    развитию ¦ услуг                        ¦
¦ экспорта     туристических ¦                              ¦
¦ услуг                      ¦                              ¦
+----------------------------+------------------------------+
¦ Возможности развития       ¦ Угрозы развитию              ¦
+----------------------------+------------------------------+
¦      рост экспорта       и ¦      недостаточно высокие    ¦
¦ импорта  услуг  в  области ¦ темпы               развития ¦
¦ исследований и разработок, ¦ инфраструктуры инновационной ¦
¦ информационных  технологий ¦ деятельности                 ¦
¦ по     мере     реализации ¦ (бизнес-инкубаторов,         ¦
¦ инновационного    сценария ¦ венчурных            фондов, ¦
¦ развития;                  ¦ современных  лабораторий   и ¦
¦      рост экспорта         ¦ т.д.);                       ¦
¦ образовательных  услуг   и ¦      низкий уровень   оплаты ¦
¦ услуг    по     подготовке ¦ труда в сфере образования  и ¦
¦ научных   кадров    высшей ¦ науки;                       ¦
¦ квалификации;              ¦      "старение" научных    и ¦
¦      развитие              ¦ педагогических       кадров, ¦
¦ международного партнерства ¦ "утечка мозгов";             ¦
¦ в                  области ¦      недостаточный спрос  на ¦
¦ энергосбережения,          ¦ услуги       образовательных ¦
¦ нанотехнологий,    силовой ¦ учреждений    области     за ¦
¦ электроники,               ¦ рубежом;                     ¦
¦ эпидемиологии,             ¦      недостаточное           ¦
¦ вирусологии,               ¦ финансирование  модернизации ¦
¦ биобезопасности;           ¦ материально-технической базы ¦
¦      увеличение объемов    ¦ вузов,           медицинских ¦
¦ оказания     международных ¦ учреждений,         объектов ¦
¦ транспортных услуг;        ¦ культуры и спорта и т.п.;    ¦
¦      рост импорта        и ¦      недостаточно высокая    ¦
¦ экспорта  услуг в  области ¦ инвестиционная               ¦
¦ медицины,    культуры    и ¦ привлекательность   объектов ¦
¦ спорта    за    счет    их ¦ въездного туризма            ¦
¦ активного  продвижения  за ¦                              ¦
¦ рубежом;                   ¦                              ¦
¦      рост экспорта деловых ¦                              ¦
¦ услуг по    мере     роста ¦                              ¦
¦ привлекательности  области ¦                              ¦
¦ для            иностранных ¦                              ¦
¦ инвесторов;                ¦                              ¦
¦      превращение области в ¦                              ¦
¦ центр делового,  научного, ¦                              ¦
¦ транзитного,               ¦                              ¦
¦ рекреационного  и   других ¦                              ¦
¦ специальных видов туризма  ¦                              ¦
L----------------------------+-------------------------------
      3.3. Привлечение иностранных инвестиций

                                                           Таблица 3.3
SWOT-анализ привлечения иностранных инвестиций в Новосибирскую область
-------------------------------T-----------------------------¬
¦  Благоприятствующие факторы  ¦    Ограничения развития     ¦
¦           развития           ¦                             ¦
+------------------------------+-----------------------------+
¦      деятельность ОАО        ¦ длительность и    сложность ¦
¦ "Агентство   инвестиционного ¦ согласительных процедур при ¦
¦ развития       Новосибирской ¦ реализации   инвестиционных ¦
¦ области"   по    привлечению ¦ проектов;                   ¦
¦ инвестиций;                  ¦ более          высокая      ¦
¦      положительный опыт      ¦ инвестиционная              ¦
¦ реализаций              ряда ¦ привлекательность "сырьевой ¦
¦ инвестиционных      проектов ¦ экономики"  и  торговли  по ¦
¦ иностранных       инвесторов ¦ сравнению   с   "экономикой ¦
¦ (Mars, Coca Cola, VEKA, IKEA ¦ знаний"  и   обрабатывающей ¦
¦ и др.);                      ¦ промышленностью;            ¦
¦      высокий уровень         ¦ высокие риски  проектов  по ¦
¦ квалификации        трудовых ¦ производству  инновационной ¦
¦ ресурсов,  развитая  система ¦ продукции;                  ¦
¦ образования   и   подготовки ¦ несовершенство отношений    ¦
¦ кадров высшей квалификации;  ¦ собственности,    земельных ¦
¦      наличие                 ¦ отношений и  корпоративного ¦
¦ производственных площадей  и ¦ управления;                 ¦
¦ земельных участков;          ¦ недостаток детально         ¦
¦      стабильный              ¦ проработанных бизнес-планов ¦
¦ инвестиционный       рейтинг ¦ инвестиционных    проектов, ¦
¦ "Эксперт  РА"  2B   (средний ¦ способных    заинтересовать ¦
¦ потенциал - умеренный риск); ¦ иностранных инвесторов;     ¦
¦      развитый сектор         ¦ несовершенство              ¦
¦ финансово-кредитных,         ¦ законодательства  в   сфере ¦
¦ страховых,    консалтинговых ¦ коммерциализации    научных ¦
¦ услуг;                       ¦ разработок                  ¦
¦      развитый                ¦                             ¦
¦ потребительский рынок        ¦                             ¦
+------------------------------+-----------------------------+
¦     Возможности развития     ¦       Угрозы развитию       ¦
+------------------------------+-----------------------------+
¦      создание технопарковых, ¦ отсутствие стимулов     для ¦
¦ промышленных,  логистических ¦ превращения   "несырьевого" ¦
¦ зон, в перспективе -  особой ¦ сектора     экономики     в ¦
¦ экономической           зоны ¦ привлекательный         для ¦
¦ технико-внедренческого типа; ¦ иностранных инвесторов;     ¦
¦      привлечение иностранных ¦ недостаток                  ¦
¦ инвесторов  к   формированию ¦ квалифицированных    кадров ¦
¦ технологических   кластеров, ¦ рабочих профессий;          ¦
¦ реализации          программ ¦ недостаточные для           ¦
¦ организации     производства ¦ масштабного        освоения ¦
¦ наукоемкой         продукции ¦ инвестиционных     ресурсов ¦
¦ (силовая        электроника, ¦ темпы              развития ¦
¦ приборостроение,             ¦ инфраструктуры              ¦
¦ биотехнологии,               ¦ (транспортной,  деловой   и ¦
¦ информационные, строительные ¦ пр.);                       ¦
¦ технологии и т.д.);          ¦ усиление межрегиональной    ¦
¦      активизация механизмов  ¦ конкуренции              за ¦
¦ государственно-частного      ¦ инвестиционные  ресурсы  (в ¦
¦ партнерства, государственных ¦ том     числе     благодаря ¦
¦ заказов    при    реализации ¦ созданию             особых ¦
¦ инвестиционных проектов;     ¦ экономических  зон  в  ряде ¦
¦      включение области     в ¦ субъектов РФ);              ¦
¦ программы      долгосрочного ¦ невысокие международные     ¦
¦ развития             крупных ¦ инвестиционные     рейтинги ¦
¦ транснациональных компаний и ¦ Российской   Федерации    в ¦
¦ финансовых групп;            ¦ целом;                      ¦
¦      совершенствование       ¦ кризис мировой   банковской ¦
¦ инструментов государственной ¦ системы                     ¦
¦ поддержки     инвестиционной ¦                             ¦
¦ деятельности                 ¦                             ¦
L------------------------------+------------------------------
      3.4. Привлечение иностранной рабочей силы

                                                           Таблица 3.4
   SWOT-анализ привлечения иностранной рабочей силы в Новосибирскую   
                               область                                
------------------------------T-----------------------------¬
¦ Благоприятствующие факторы  ¦ Ограничения развития        ¦
¦ развития                    ¦                             ¦
+-----------------------------+-----------------------------+
¦      растущий спрос      на ¦      низкий уровень         ¦
¦ специалистов        рабочих ¦ доходов,       предлагаемый ¦
¦ профессий при недостаточном ¦ трудовым мигрантам;         ¦
¦ их  предложении  на   рынке ¦      низкий уровень         ¦
¦ труда;                      ¦ социально-бытового          ¦
¦      близость               ¦ обслуживания       трудовых ¦
¦ трудоизбыточных    регионов ¦ мигрантов;                  ¦
¦ стран СНГ и Азии;           ¦      нарушения миграционного¦
¦      рост объемов           ¦ законодательства со стороны ¦
¦ строительства               ¦ работодателей               ¦
+-----------------------------+-----------------------------+
¦ Возможности развития        ¦ Угрозы развитию             ¦
+-----------------------------+-----------------------------+
¦      высокие темпы          ¦      рост нелегальной       ¦
¦ инвестиционно-строительного ¦ миграции;                   ¦
¦ роста экономики;            ¦      рост социальных        ¦
¦      оптимизация работы  по ¦ конфликтов на почве расовых ¦
¦ определению    квоты     на ¦ и этнических разногласий;   ¦
¦ привлечение     иностранной ¦      рост безработицы среди ¦
¦ рабочей силы;               ¦ жителей области,    имеющих ¦
¦      повышение миграционной ¦ рабочие профессии           ¦
¦ привлекательности           ¦                             ¦
¦ территории области          ¦                             ¦
L-----------------------------+------------------------------

      3.5. Инфраструктура внешнеэкономической деятельности

                                                           Таблица 3.5
     SWOT-анализ инфраструктуры внешнеэкономической деятельности      
                        Новосибирской области                         
--------------------------------T------------------------------¬
¦ Благоприятствующие факторы    ¦ Ограничения развития         ¦
¦ развития                      ¦                              ¦
+-------------------------------+------------------------------+
¦      наличие всех       видов ¦      недостаточно развитая   ¦
¦ транспорта, активная политика ¦ сеть   автомобильных   дорог ¦
¦ развития         транспортной ¦ высокого качества;           ¦
¦ инфраструктуры;               ¦      высокая степень  износа ¦
¦      активное развитие        ¦ инфраструктуры      железных ¦
¦ торговых  сетей,   складского ¦ дорог и водных путей;        ¦
¦ хозяйства;                    ¦      слабая техническая      ¦
¦      высокий уровень развития ¦ оснащенность  таможенной   и ¦
¦ Интернет-сети и       сотовой ¦ пограничной  инфраструктуры, ¦
¦ связи;                        ¦ пунктов перевалки грузов;    ¦
¦      регулярное проведение    ¦      нехватка гостиниц     и ¦
¦ международных универсальных и ¦ выставочных       комплексов ¦
¦ тематических        выставок, ¦ высокого уровня;             ¦
¦ ярмарок, форумов и т.п.;      ¦      большой срок            ¦
¦      активное развитие  услуг ¦ окупаемости         проектов ¦
¦ по      обслуживанию      ВЭД ¦ строительства       объектов ¦
¦ посредническими,              ¦ инфраструктуры;              ¦
¦ консалтинговыми      фирмами, ¦      отсутствие у            ¦
¦ торгово-промышленными         ¦ большинства     региональных ¦
¦ палатами;                     ¦ банков             рейтингов ¦
¦      динамичное развитие      ¦ международных      кредитных ¦
¦ внешней  торговли товарами  и ¦ агентств                     ¦
¦ услугами                      ¦                              ¦
+-------------------------------+------------------------------+
¦ Возможности развития          ¦ Угрозы развитию              ¦
+-------------------------------+------------------------------+
¦      формирование и  развитие ¦      низкие темпы   развития ¦
¦ транспортно -  логистического ¦ инфраструктуры ВЭД;          ¦
¦ кластера,       строительство ¦      ослабление федеральной  ¦
¦ современных        скоростных ¦ поддержки     в     развитии ¦
¦ автомобильных           трасс ¦ транспортной  инфраструктуры ¦
¦ федерального значения;        ¦ и транспортно-логистического ¦
¦      техническое развитие     ¦ кластера;                    ¦
¦ аэропорта        "Толмачево", ¦      отсутствие у    частных ¦
¦ инфраструктуры железных дорог ¦ инвесторов   стимулов    для ¦
¦ и водных путей;               ¦ осуществления                ¦
¦      формирование сети        ¦ капиталовложения в  развитие ¦
¦ официальных    представителей ¦ инфраструктуры;              ¦
¦ области за рубежом;           ¦      отсутствие координации  ¦
¦      реализация проектов      ¦ в     процессах     развития ¦
¦ строительства новых гостиниц, ¦ инфраструктуры ВЭД;          ¦
¦ бизнес-центров   современного ¦     недостаточная            ¦
¦ уровня;                       ¦ межрегиональная   интеграция ¦
¦       создание современного   ¦ по     вопросам     развития ¦
¦ международного                ¦ инфраструктуры;              ¦
¦ ярмарочно-выставочного        ¦     ухудшение экологической  ¦
¦ комплекса;                    ¦ обстановки                   ¦
¦        развитие инновационной ¦                              ¦
¦ инфраструктуры     (наукоград ¦                              ¦
¦ Кольцово, технопарковые зоны, ¦                              ¦
¦ бизнес-инкубаторы,     центры ¦                              ¦
¦ высоких компетенций и др.)    ¦                              ¦
L-------------------------------+-------------------------------
       4. Цели и задачи развития внешнеэкономических и международных  
              связей Новосибирской области до 2013 года               

      4.1. Цели развития внешнеэкономических и международных связей

      Целью развития внешнеэкономических  и  международных  связей  на
период до 2013 года является рост уровня и качества жизни населения за
счет повышения эффективности внешней  торговли  товарами  и  услугами,
роста  налогооблагаемой  базы  и новых рабочих мест, расширения рынков
сбыта, привлечения инвестиционных ресурсов, новых технологий и опыта в
экономическую,      научно-техническую,     социально-культурную     и
управленческую сферы.
      Развитие   внешнеэкономических   и   международных   связей    в
предстоящий период должно обеспечивать существенный вклад в выполнение
миссии развития Новосибирской области - превращения области в  главный
инновационный  центр  на Востоке России, отвечающий вызовам XXI века и
в один из наиболее комфортных для проживания, труда  и  отдыха  регион
страны.
      Магистральным  направлением   развития   внешнеэкономических   и
международных  связей  будет  обеспечение  роста  экспорта  наукоемкой
продукции, технологий и услуг технического  и  научного  характера  на
основе экстенсивного и интенсивного развития инновационных производств
конкурентоспособных товаров и организации новых видов  услуг  на  базе
экономики знаний.
      Важным результатом развития внешнеэкономических и  международных
связей  в  предстоящий период должно стать формирование положительного
международного имиджа Новосибирской области как  региона  с  динамично
развивающейся инновационной экономикой, с благоприятными условиями для
осуществления масштабных капиталовложений.

      4.2. Развитие внешнеторгового обмена товарами

      Основными   задачами,   стоящими   перед   органами   власти   и
предпринимательским   сообществом  в  сфере  развития  внешнеторгового
оборота товарами на период до 2013 года являются:
      увеличение внешнеторгового оборота темпами  не  менее  15-20%  в
год;
      прирост  удельного  веса  инновационной  продукции  в   экспорте
промышленной продукции темпами до 5% в год;
      активное  продвижение   на   внешние   рынки   сбыта   продукции
технологических   кластеров   (силовая   электроника,   биотехнологии,
приборостроение,   информационные    технологии,    электротехническое
машиностроение,   новые   материалы,   строительный  кластер  и  др.),
технопарка Новосибирского Академгородка и иных технопарковых зон;
      решение  проблемы  защиты  интеллектуальной  собственности   при
осуществлении экспорта инновационной продукции;
      развитие форм государственной поддержки экспортеров;
      повышение       доступности       кредитов,       обеспечивающих
экспортно-импортные операции;
      подготовка организаций и предприятий  области  к  конкуренции  в
условиях вступления в ВТО;
      стимулирование процессов специализации и кооперации (в том числе
с  зарубежными  партнерами)  в реальном секторе экономики для усиления
позиций на мировых рынках.
      В сфере развития  экспорта  также  актуальными  будут  следующие
задачи:
      рост  экспорта  продукции  металлообработки   и   машиностроения
действующих предприятий отрасли;
      создание условий для дальнейшего роста инновационного потенциала
экспорта     Советского     района     г. Новосибирска,    г. Бердска,
п. Краснообска и наукограда Кольцово и др. районов области;
      рост экспорта продукции  переработки  угля,  нефти  и  торфа  на
основе   интенсификации   их   добычи  и  внедрения  новых  технологий
переработки;
      развитие реэкспорта за счет задействования потенциала  выгодного
географического   положения   и   развития  транспортно-логистического
кластера;
      создание условий  для  более  масштабного  вовлечения  субъектов
малого   и   среднего   предпринимательства   во   внешнеэкономическую
деятельность.
      В сфере развития импорта предстоит также  решение  таких  задач,
как:
      создание условий для роста импорта технологичного  оборудования,
техники,  аппаратуры для нужд обновления основных фондов, технического
перевооружения   и   модернизации   всех    секторов    экономики    -
промышленности,    сельского    хозяйства,    транспорта    и   связи,
элекроэнергетики, строительства, сферы услуг и других;
      развитие  импортозамещающих   производств   в   перерабатывающих
отраслях   промышленности   (в  первую  очередь  -  пищевой  и  легкой
отраслях);
      рост   импорта    потребительских    товаров    с    целью    их
перераспределения  в  торговых  сетях  регионов юга Западной Сибири по
мере развития транспортно-логистического кластера;
      создание условий для  сокращения  нелегального  импорта  товаров
народного потребления;
      усиление  мер   по   защите   внутреннего   рынка   от   импорта
низкотехнологичного,  устаревшего оборудования, а также некачественных
и опасных для здоровья населения товаров.
      Решение  данных  задач   предусматривает   дальнейшее   развитие
географии  внешнеторговых  сделок  Новосибирской области. Приоритетным
направлением будет усиление  интеграции  со  странами  СНГ  (в  первую
очередь  -  с  Белоруссией, Казахстаном и Украиной) за счет увеличения
двустороннего торгового обмена при  соблюдении  положительного  сальдо
торгового   баланса.   При   этом  рынки  стран  СНГ  в  среднесрочной
перспективе   будут    основными    рынками    сбыта    инновационной,
высокотехнологичной и наукоемкой продукции предприятий области.
      Рынки стран Восточной и Юго-Восточной Азии  рассматриваются  как
перспективные рынки сбыта как высокотехнологичной продукции, продукции
машиностроения, так и  перерабатывающей  промышленности.  В  ближайшей
перспективе  необходимо  провести  подготовительную работу по созданию
условий  для  активного  продвижения  конечной  продукции  предприятий
Новосибирской  области на рынки данных стран. В то же время рынки ряда
стран этой группы (Китай, Республика Корея, Япония)  будут  одними  из
основных источников технологичного оборудования и техники, ввозимых на
территорию   области   для   нужд    модернизации    и    технического
перевооружения предприятий.
      Страны Европы (Германия, Болгария, Франция, Италия, Швейцария  и
другие)  будут  и  далее  рассматриваться  как надежные внешнеторговые
«партнеры» Новосибирской  области  как  по  экспорту  инновационной  и
высокотехнологичной  продукции  предприятий  области, так и по импорту
необходимого оборудования, техники и аппаратуры.
      Установление внешнеэкономических  связей  со  странами  Южной  и
Западной Азии, Америки и Австралии будет носить избирательный характер
и  должно  быть  ориентировано  на  достижение  стратегической  миссии
Новосибирской  области  - превращение в главный инновационный центр на
Востоке России.
      Детализация географических приоритетов Новосибирской  области  в
сфере   развития   внешнеторгового   обмена  товарами  представлена  в
приложении.

      4.3. Развитие экспорта и импорта услуг

      Основной задачей в сфере экспорта и импорта услуг на  период  до
2013  года  является расширение экспорта услуг технического и научного
характера в страны как дальнего, так и ближнего зарубежья.
      Направлениями реализации данной задачи являются:
      активное продвижение услуг в области исследований и  разработок,
обслуживания вычислительной техники, образовательных услуг за рубежом;
      обеспечение соблюдения национальных интересов и решение вопросов
интеллектуальной безопасности при осуществлении экспорта услуг;
      развитие инновационной  инфраструктуры,  материально-технической
базы услуг;
      активное вовлечение в процессы международной научной  кооперации
научно-исследовательских  институтов  и  центров с высоким потенциалом
экспорта услуг научного характера;
      усиление международного сотрудничества в сфере образования;
      развитие   системы   подготовки   и    повышения    квалификации
специалистов   по  инновационному  менеджменту  и  внешнеэкономической
деятельности;
      развитие экспорта высокотехнологичных видов медицинской помощи;
      развитие  и   установление   новых   контактов   с   зарубежными
образовательными  и научными центрами, инновационными и технологичными
компаниями;
      развитие  студенческих  и   академических   обменов,   повышение
мобильности студентов и преподавателей вузов.
      Также актуальными задачами на предстоящий период являются:
      дальнейшее развитие экспорта услуг авиационного транспорта;
      развитие рынка международных автомобильных перевозок;
      реализация комплекса  мер  по  созданию  объектов  приоритетного
развития  туризма,  продвижение  туристских  возможностей  области  на
мировом рынке;
      рост коммерческой привлекательности экспорта  услуг  культуры  и
спорта;
      развитие базы экспорта деловых услуг  (финансовое  обслуживание,
маркетинговые исследования, выставочно-ярмарочная деятельность);
      обеспечение  безопасности  и  комфортных  условий  проживания  и
пребывания  иностранных  студентов,  ученых,  туристов, представителей
деловых кругов;
      развитие сотрудничества с международными фондами  и  программами
(МНТЦ, DOE-IPP, CRDF, INTAS, INCO-Copernicus, CORDIS и другие).
      Основной  задачей  в  сфере  развития  импорта  услуг   является
развитие  выездного  туризма, что включает в себя расширение географии
туристических  поездок,  повышения   качества   сервиса,   обеспечение
безопасности туристов.

      4.4. Привлечение иностранных инвестиций

      Основной задачей в сфере привлечения иностранных  инвестиций  на
период    до    2013    года    является    повышение   инвестиционной
привлекательности   Новосибирской    области    за    счет    снижения
инвестиционных   рисков   путем  выполнения  комплекса  мероприятий  в
законодательной и административной сферах, создающих прочные  гарантии
деятельности иностранных инвесторов в области.
      Направлениями реализации данной задачи являются:
      создание условий для повышений инвестиционной  привлекательности
инновационного сектора экономики;
      взаимодействие  с  крупными  транснациональными   компаниями   и
финансовыми  группами  на  предмет  привлечения  их  к  формированию и
развитию  технологических  кластеров,  технопарковых  и  иных  зон  (в
перспективе – к работе в особой экономической зоне);
      упрощение согласительных процедур при реализации  инвестиционных
проектов;
      совершенствование  инструментов  и   критериев   государственной
поддержки  инвестиционной деятельности в направлении развития стимулов
для создания инновационных, высокотехнологичных производств;
      развитие  механизмов  государственно-частного  партнерства   при
осуществлении   инвестиционных   проектов   с   участием   иностранных
инвесторов;
      реализация  инвестиционных   проектов   в   рамках   подписанных
администрацией  области  документов  о  сотрудничестве  с иностранными
партнерами;
      заключение с отдельными иностранными  инвесторами  соглашений  о
сотрудничестве с администрацией области;
      приведение инвестиционных предложений области в формат, понятный
и привлекательный для иностранных инвесторов.
      Задача привлечения иностранных инвесторов также  будет  решаться
путем    информирования   потенциальных   иностранных   инвесторов   о
социально-экономической  и  политической  ситуации   в   Новосибирской
области;  о  действующем региональном законодательстве; о приоритетных
для  инвестирования  отраслях  экономики   области;   о   существующих
инвестиционных   проектах   и   предложениях,   требующих  привлечения
инвестиционных ресурсов.

      4.5. Привлечение иностранной рабочей силы

      Основной задачей в сфере привлечения иностранной рабочей силы на
период  до 2013 года является совершенствование механизмов привлечения
трудовых   мигрантов   при   соблюдении   баланса   интересов    между
работодателями, жителями области и трудовыми мигрантами.
      Направлениями реализации данной задачи являются:
      совершенствование   работы   по   определению   потребности    в
привлечении   иностранной  рабочей  силы  и  объемов  квот  на  выдачу
иностранным гражданам  приглашений  на  въезд  в  целях  осуществления
трудовой деятельности и разрешений на работу;
      совершенствование взаимодействия с консульскими  учреждениями  и
миграционными  органами иностранных государств с избыточными трудовыми
ресурсами, а также с национальными диаспорами области;
      привлечение молодежи из стран ближнего зарубежья  для  получения
профессионального образования с последующим трудоустройством;
      реализация  программы  по  оказанию   содействия   добровольному
переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
      формирование     условий     для     повышения      миграционной
привлекательности области;
      обеспечение эффективного контроля за соблюдением миграционного и
трудового законодательства;
      формирование толерантного отношения  в  обществе  к  иностранным
трудовым мигрантам;
      создание условий для предотвращения нелегальной  миграции  и  ее
последствий.

      4.6. Развитие   институтов   международного   сотрудничества   и
инфраструктуры внешнеэкономической деятельности

      Основной задачей  в  сфере  развития  институтов  международного
сотрудничества   и   инфраструктуры  внешнеэкономической  деятельности
является  их  дальнейшее  совершенствование,  что  позволит   повысить
эффективность  международных  и  внешнеэкономических  связей,  снизить
временные и транзакционные издержки по их осуществлению.
      Направлениями   совершенствования   институтов    международного
сотрудничества  и  инфраструктуры  внешнеэкономической деятельности на
период до 2013 года являются:
      учреждение  к  2010  году  ежегодного   международного   форума,
посвященного    инновационной    деятельности,    на   котором   будут
демонстрироваться   новые    научные    достижения,    технологические
разработки,    проходить    венчурные   ярмарки,   презентации   новых
образовательных программ с привлечением  лучших  интеллектуальных  сил
мирового сообщества;
      создание   и   развитие   сети   представителей    администрации
Новосибирской  области  в составе торговых представительств Российской
Федерации за рубежом (в первую очередь - в Казахстане, Китае, затем  –
в     Белоруссии,     Украине),     совершенствование     деятельности
Представительства (информационно-экономического центра)  Новосибирской
области    в    Германии,    проработка    вопросов   открытия   новых
представительств Новосибирской области за рубежом;
      развитие информационной  среды  через  проведение  международных
конференций, форумов, венчурных ярмарок;
      открытие   за   рубежом   сервисных   центров   гарантийного   и
послегарантийного   обслуживания   экспортных   товаров  новосибирских
предприятий, а также филиалов и представительств вузов и  организаций,
оказывающих   услуги   технического,   образовательного   и   научного
характера;
      развитие современной  инфраструктуры  гостеприимства  (гостиниц,
международных   кампусов   и   т.д.),   инновационной   инфраструктуры
(бизнес-инкубаторов, технопарковых зон и т.д.), бизнес-инфраструктуры;
      развитие ярмарочно-выставочного комплекса;
      развитие,  техническое  обустройство  таможенной  и  пограничной
инфраструктуры, пунктов перевалки грузов;
      формирование и развитие транспортно-логистических зон (Западной,
Восточной, Южной), транспортно-логистического кластера;
      модернизация действующей сети автомобильных дорог, строительство
новых скоростных трасс, завершение Северного и Восточного объездов;
      совершенствование  механизмов  межрегиональной   интеграции   по
вопросам развития транспортной инфраструктуры;
      привлечение  инвестиций   в   техническое   развитие   аэропорта
«Толмачево», инфраструктуры железнодорожных и водных путей;
      повышение доступности услуг по кредитованию и  страхованию  ВЭД,
таможенных  и  логистических  услуг,  услуг по сертификации и контролю
качества при осуществлении ВЭД;
      развитие  корреспондентских   отношений   банков   Новосибирской
области с банками Европы, Азии и Америки;
      создание условий для повышения инвестиционной  привлекательности
объектов инфраструктуры;
      обеспечение координации в процессах развития инфраструктуры ВЭД.

             5. Механизмы реализации положений Концепции              

      Основным механизмом реализации положений Концепции на период  до
2013  года  является  разработка  и реализация программных документов,
направленных на развитие международных  и  внешнеэкономических  связей
Новосибирской  области, с перечнем мероприятий, сроков их выполнения и
ответственных лиц.
      Реализация положений Концепции предполагает  использование  трех
видов программных мероприятий:
      мероприятия по развитию нормативно-правовой базы;
      организационно-экономические мероприятия;
      информационно-методические мероприятия.
      В предстоящий период мероприятия по развитию нормативно-правовой
базы,   содействующей   развитию   внешнеэкономических,  международных
связей,  будут  направлены  на  ее  совершенствование   по   следующим
направлениям:
      формы государственной поддержки  участникам  внешнеэкономической
деятельности;
      стимулирование  экспорта  инновационной,  высокотехнологичной  и
наукоемкой продукции;
      коммерциализация  инноваций,   научных   достижений   и   защита
интеллектуальной собственности;
      улучшение  инвестиционного  климата,  поддержание  стабильных  и
прозрачных условий для инвестирования и ведения бизнеса;
      создание  условий  для  цивилизованного  приема,  устройства   и
контроля иностранной рабочей силы;
      развитие сети официальных представителей области за рубежом;
      повышение   инвестиционной   привлекательности    инфраструктуры
въездного туризма.
      Продолжится  практика  разработки  и  заключения  Соглашений   о
торгово-экономическом,  научно-техническом и культурном сотрудничестве
с зарубежными партнерами области, а также  планов  мероприятий  по  их
реализации.
      С отдельными иностранными  инвесторами  и  товаропроизводителями
будут  разрабатываться  и  заключаться  соглашения  о сотрудничестве с
администрацией      Новосибирской      области      на       принципах
государственно-частного  партнерства,  в  которых  будут оговариваться
взаимные обязательства сторон.
      Кроме того, в предстоящий период предполагается подготовить  ряд
обоснованных   предложений   в   Правительство  Российской  Федерации,
направленных на повышение эффективности ВЭД  (по  либерализации  ввоза
отдельных   видов   оборудования   и   комплектующих,  по  оптимизации
железнодорожных  тарифов,  по  развитию  транспортной   инфраструктуры
федерального значения, по сокращению нелегального импорта и т.п.).
      Основными   организационно-экономическими    мероприятиями    по
реализации положений Концепции будут:
      предоставление   различных   видов   государственной   поддержки
экспортерам,   производителям   инновационной  продукции,  инвесторам,
субъектам малого и среднего предпринимательства;
      организация  переговорных  площадок   между   отечественными   и
иностранными предпринимателями;
      прием иностранных официальных  делегаций  и  делегаций  деловых,
научных кругов;
      организация  миссий  официальных,  деловых  и   научных   кругов
Новосибирской области в зарубежные страны;
      проведение международных  и  межрегиональных  ярмарок,  форумов,
конференций,   семинаров   и  т.д.,  а  также  участие  в  аналогичных
мероприятиях за рубежом;
      проведение  обследования  участников  ВЭД  на  предмет  изучения
сдерживающих факторов развития ВЭД;
      реализация  инвестиционных  проектов  (в  первую   очередь,   по
развитию       инфраструктурных       объектов)      на      принципах
государственно-частного партнерства;
      участие в работе межправительственных комиссий по сотрудничеству
Российской   Федерации   с  иностранными  государствами,  Совета  глав
субъектов Российской Федерации по международным и  внешнеэкономическим
связям  при  Министерстве  иностранных дел Российской Федерации и иных
совещательных органах;
      обеспечение деятельности совещательных органов при администрации
Новосибирской   области   (стратегический  совет,  совет  по  туризму,
межведомственная комиссия по вопросам миграции и др.);
      совершенствование   взаимодействия   с   федеральными   органами
государственной   власти,   посольствами,  консульскими  учреждениями,
торговыми и иными представительствами Российской Федерации за рубежом,
торгово-промышленными  палатами  и  иными  ассоциациями  хозяйствующих
субъектов,  органами  местного  самоуправления  по  вопросам  развития
международных и внешнеэкономических связей;
      совершенствование взаимодействия с международными организациями,
иностранными    органами    государственной    власти    и    местного
самоуправления, посольствами, консульскими учреждениями,  торговыми  и
иными   представительствами   иностранных   государств   в  Российской
Федерации.
      Основными    информационно-методическими    мероприятиями     по
реализации положений Концепции будут:
      разработка  «презентационного  пакета»   Новосибирской   области
(DVD-диска  с  информационным  фильмом,  презентационными материалами,
полиграфической и сувенирной продукции и пр.);
      распространение среди иностранных организаций и  предприятий  за
рубежом и на территории Российской Федерации информационных материалов
о торгово-экономическом, научно-техническом  и  культурном  потенциале
Новосибирской области и пр.;
      создание, информационное наполнение  и  поддержка  в  актуальном
состоянии  Интернет-портала,  посвященного  развитию  международных  и
внешнеэкономических   связей    Новосибирской    области,    повышению
инвестиционной  привлекательности  области  (с  английской, немецкой и
китайской версией, размещенных на серверах провайдеров соответствующих
стран);
      проведение          презентаций          торгово-экономического,
научно-технического   и  культурно-образовательного  потенциала,  дней
экономики и культуры Новосибирской области, за рубежом и на территории
Российской Федерации для иностранной аудитории;
      информационно-консультационная поддержка экспортерам в получении
внешнеэкономической информации;
      формирование баз данных о  международных  и  внешнеэкономических
связях, туристическом потенциале Новосибирской области;
      налаживание  системы   сбора   и   распространения   предложений
участников  ВЭД  Новосибирской  области  и  иностранных  партнеров  по
развитию внешнеэкономических и международных связей;
      получение доступа к информационным ресурсам федеральных  органов
государственной  власти,  дипломатических  и  консульских  учреждений,
торговых и иных представительств Российской Федерации за рубежом;
      совершенствование информационного взаимодействия между  органами
власти,    торгово-промышленными    палатами    иными    объединениями
предпринимателей,  хозяйствующими   субъектами,   образовательными   и
научными учреждениями и прочими заинтересованными организациями;
      проведение дней культуры,  экономики  зарубежных  государств  на
территории Новосибирской области;
      проведение конкурсов среди  хозяйствующих  субъектов  на  звание
лучшего    участника    внешнеэкономической    деятельности,    лучшей
туристической организации и т.п.

                     6. Заключительные положения                      

      Положения  Концепции  определяют  основы  политики  по  развитию
международных  и  внешнеэкономических  связей Новосибирской области на
период до  2013  года  и  являются  детализацией  положений  Стратегии
социально-экономического  развития  Новосибирской области на период до
2025  года,  утвержденной  постановлением  Губернатора   Новосибирской
области от 03.12.2007 N 474, определяющих долгосрочное развитие данной
сферы. В  дальнейшем  Концепция  может  послужить  в  качестве  основы
документа,   определяющего   направления   развития   международных  и
внешнеэкономических связей  Новосибирской  области  и  на  последующие
годы.
      Результатами  реализации  данной  Концепции   будут   сохранение
позитивных  тенденций  в  развитии внешнеэкономических и международных
связей Новосибирской области, дальнейший рост внешнеторгового оборота,
иностранных  инвестиций,  вовлечение организаций и предприятий области
в  международные  производственные  и   непроизводственные   процессы,
повышение  инвестиционной  привлекательности региона, формирование его
имиджа  как  крупного  инновационного  центра   на   Востоке   России,
отвечающего  вызовам  XXI века, региона с благоприятными условиями для
проживания, отдыха, ведения бизнеса и осуществления  капиталовложений,
а  в  конечном  итоге  -  повышение  уровня и качества жизни населения
области.



      ПРИЛОЖЕНИЕ
      к Концепции развития международных и
      внешнеэкономических связей
      Новосибирской области на период
      до 2013 года
                                                                      
                                                                      
                                                               Таблица

   Географические приоритеты Новосибирской области в сфере развития   
             внешнеторгового обмена товарами до 2013 года             
----------------T--------------------------T--------------------------¬
¦               ¦ Экспорт                  ¦ Импорт                   ¦
+---------------+--------------------------+--------------------------+
¦ Страны СНГ    ¦      активное            ¦      импорт продукции    ¦
¦               ¦ продвижение   наукоемкой ¦ машиностроения (в первую ¦
¦               ¦ продукции                ¦ очередь транспортного  и ¦
¦               ¦ технологических          ¦ сельскохозяйственного);  ¦
¦               ¦ кластеров;               ¦      импорт              ¦
¦               ¦      рост экспорта       ¦ продовольственных        ¦
¦               ¦ продукции машиностроения ¦ товаров,   по    которым ¦
¦               ¦ (приоритет -  Казахстан, ¦ отсутствуют  перспективы ¦
¦               ¦ Украина, Белоруссия);    ¦ развития                 ¦
¦               ¦      развитие            ¦ импортозамещения      (в ¦
¦               ¦ приграничной торговли  с ¦ первую очередь овощей  и ¦
¦               ¦ Казахстаном;             ¦ фруктов)               и ¦
¦               ¦      восстановление      ¦ сельскохозяйственного    ¦
¦               ¦ экономических связей  со ¦ сырья      для      нужд ¦
¦               ¦ странами Средней Азии  с ¦ предприятий      пищевой ¦
¦               ¦ развивающимися   рынками ¦ промышленности;          ¦
¦               ¦ сбыта;                   ¦      обеспечение         ¦
¦               ¦      организация         ¦ бесперебойных   поставок ¦
¦               ¦ сбытовой сети товаров  и ¦ сырья  и   комплектующих ¦
¦               ¦ услуг,         сборочных ¦ для нужд  обрабатывающей ¦
¦               ¦ производств,   сервисных ¦ промышленности на основе ¦
¦               ¦ центров  на   территории ¦ устоявшихся   и    новых ¦
¦               ¦ соседних стран           ¦ связей                   ¦
+---------------+--------------------------+--------------------------+
¦ Страны        ¦      продвижение         ¦      импорт техники,     ¦
¦ Восточной   и ¦ продукции                ¦ оборудования,            ¦
¦ Юго-Восточной ¦ машиностроения,          ¦ строительных  материалов ¦
¦ Азии          ¦ наукоемкой продукции;    ¦ для  нужд   технического ¦
¦               ¦      развитие экспорта   ¦ перевооружения         и ¦
¦               ¦ продукции                ¦ создания           новых ¦
¦               ¦ лесопереработки,         ¦ производств (приоритет - ¦
¦               ¦ топливно-                ¦ Китай, Корея, Япония);   ¦
¦               ¦ энергетического          ¦      импорт запчастей,   ¦
¦               ¦ комплекса (приоритеты  - ¦ сырья  и   комплектующих ¦
¦               ¦ Монголия,         Китай, ¦ для  развития  сборочных ¦
¦               ¦ Япония);                 ¦ производств           на ¦
¦               ¦      освоение новых      ¦ территории области;      ¦
¦               ¦ рынков     Юго-Восточной ¦      обеспечение импорта ¦
¦               ¦ Азии (Вьетнам, Сингапур, ¦ качественных     товаров ¦
¦               ¦ Малайзия);               ¦ народного   потребления, ¦
¦               ¦      развитие реэкспорта ¦ сокращение  нелегального ¦
¦               ¦ из Европы                ¦ импорта                  ¦
+---------------+--------------------------+--------------------------+
¦ Страны        ¦      рост поставок       ¦      импорт              ¦
¦ Восточной   и ¦ продукции    наукоемкого ¦ высокотехнологичного     ¦
¦ Западной      ¦ машиностроения         и ¦ оборудования,            ¦
¦ Европы        ¦ приборостроения       (с ¦ транспорта,  аппаратуры, ¦
¦               ¦ учетом  опыта работы  на ¦ расходных материалов для ¦
¦               ¦ рынках         Болгарии, ¦ нужд        технического ¦
¦               ¦ Германии, Франции);      ¦ перевооружения           ¦
¦               ¦      экспорт продукции   ¦ предприятий и проведения ¦
¦               ¦ лесопереработки,         ¦ научно-исследовательских ¦
¦               ¦ топливно-энергетического ¦ работ   (из    Германии, ¦
¦               ¦ комплекса;               ¦ Франции, Италии,  Дании, ¦
¦               ¦      развитие экспорта   ¦ Швейцарии и др.);        ¦
¦               ¦ экологически      чистых ¦      обеспечение         ¦
¦               ¦ продуктов        пищевой ¦ необходимого      уровня ¦
¦               ¦ промышленности,          ¦ импорта          товаров ¦
¦               ¦ парфюмерии;              ¦ народного   потребления, ¦
¦               ¦      развитие реэкспорта ¦ медикаментов    высокого ¦
¦               ¦ из Азии                  ¦ качества                 ¦
+---------------+--------------------------+--------------------------+
¦ Страны Южной  ¦      развитие            ¦      импорт              ¦
¦ и    Западной ¦ инновационного  экспорта ¦ высокотехнологичного     ¦
¦ Азии          ¦ (приоритет   -    Индия, ¦ оборудования (из  Индии, ¦
¦               ¦ Иран, Израиль);          ¦ Израиля и др.);          ¦
¦               ¦      развитие            ¦      поддержание         ¦
¦               ¦ экономических  связей  с ¦ необходимого      уровня ¦
¦               ¦ целью экспорта продукции ¦ импорта          товаров ¦
¦               ¦ машиностроения для  нужд ¦ народного   потребления, ¦
¦               ¦ модернизации производств ¦ уникальных  для   данных ¦
¦               ¦ (Иран,         Пакистан, ¦ территорий               ¦
¦               ¦ Афганистан, Ливан и пр.) ¦                          ¦
+---------------+--------------------------+--------------------------+
¦ Страны        ¦      содействие экспорту ¦      импорт              ¦
¦ Америки,      ¦ продукции машиностроения ¦ специализированного      ¦
¦ Африки,       ¦ для  нужд   модернизации ¦ оборудования  (из   США, ¦
¦ Австралии   и ¦ производств        стран ¦ Канады, Австралии);      ¦
¦ Океании       ¦ Африки,        Латинской ¦      поддержание         ¦
¦               ¦ Америки;                 ¦ необходимого      уровня ¦
¦               ¦      освоение новых      ¦ импорта          товаров ¦
¦               ¦ рынков  отдельных  видов ¦ народного   потребления, ¦
¦               ¦ продукции  (экологически ¦ уникальных  для   данных ¦
¦               ¦ чистые         продукты, ¦ территорий               ¦
¦               ¦ полиграфия и пр.)        ¦                          ¦
L---------------+--------------------------+---------------------------

Информация по документу
Читайте также