Расширенный поиск

Постановление Правительства Новосибирской области от 25.04.2016 № 119-п

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 25.04.2016 № 119-п

 

г. Новосибирск

 

О внесении изменений в постановление Правительства

Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 24.12.2015 № 23-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» и постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 № 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» Правительство Новосибирской области  п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (далее - постановление) следующие изменения:

1. Пункт 2 дополнить подпунктами 8, 9 в следующей редакции:

«8) Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий по совершенствованию организации школьного питания в Новосибирской области подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» согласно приложению № 8 к настоящему постановлению;

9) Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на реализацию мероприятий по ресурсному обеспечению модернизации образования Новосибирской области в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» согласно приложению № 9 к настоящему постановлению.».

2. Пункт 6 изложить в следующей редакции:

6. «Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П.».

3. В государственной программе Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (далее - государственная программа):

1) в разделе «I. Паспорт государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»:

а) позицию «Объемы финансирования государственной программы» изложить в следующей редакции:

 

Объемы финансирования государственной программы

Прогнозный объем финансового обеспечения государственной программы составит

141523885,2 тыс. рублей.

В том числе:

по годам:

2015 год - 25194441,4 тыс. рублей;

2016 год - 23116858,3 тыс. рублей;

2017 год - 21728804,0 тыс. рублей;

2018 год - 21969442,3 тыс. рублей;

2019 год - 24749694,6 тыс. рублей;

2020 год - 24764644,6 тыс. рублей;

по источникам финансового обеспечения:

федеральный бюджет, всего -

921108,5 тыс. рублей;

по годам:

2015 год - 921108,5 тыс. рублей;

областной бюджет Новосибирской области, всего - 139551571,7 тыс. рублей;

по годам:

2015 год - 23855173,5 тыс. рублей;

2016 год - 23097070,2 тыс. рублей;

2017 год - 21723746,5 тыс. рублей;

2018 год - 21968442,3 тыс. рублей;

2019 год - 24446094,6 тыс. рублей;

2020 год - 24461044,6 тыс. рублей;

местные бюджеты, всего - 1051205,0 тыс. рублей;

по годам:

2015 год - 418159,4 тыс. рублей;

2016 год - 19788,1 тыс. рублей;

2017 год - 5057,5 тыс. рублей;

2018 год - 1000,0 тыс. рублей;

2019 год - 303600,0 тыс. рублей;

2020 год - 303600,0 тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»;

 

б) пункт 1 позиции «Основные целевые индикаторы государственной программы» изложить в следующей редакции:

«1. Средний балл ЕГЭ в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами ЕГЭ.»;

2) абзац десятый раздела «II. Обоснование необходимости реализации государственной программы» изложить в следующей редакции:

«Важным целевым индикатором является средний балл ЕГЭ в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами ЕГЭ.»;

3) абзац одиннадцатый раздела «III. Цели и задачи государственной политики, важнейшие целевые индикаторы государственной программы» изложить в следующей редакции:

«средний балл ЕГЭ в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами ЕГЭ;»;

4) в разделе «VI. Ресурсное обеспечение государственной программы» таблицу изложить в следующей редакции:

 

«

Всего

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

131629184,7

20987319,4

22517101,7

21361662,2

21361662,2

22693244,6

22708194,6

Департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

1400,0

0

0

0

0

700,0

700,0

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

42650,0

0

0

0

0

21325,0

21325,0

Министерство культуры Новосибирской области

27800,0

3500,0

2000,0

0

0

11150,0

11150,0

Министерство региональной политики Новосибирской области

46601,0

51,0

0

0

0

23275,0

23275,0

Министерство строительства Новосибирской области

9741773,3

4169094,8

597756,6

367141,8

607780,1

2000000,0

2000000,0

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области

12780,0

12780,0

0

0

0

0

0

 

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области

 

21696,2

21696,2

0

0

0

0

0

 

5) приложение № 1 к государственной программе «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» изложить в редакции согласно приложению № 4 к настоящему постановлению;

6) приложение № 2 к государственной программе «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» изложить в редакции согласно приложению № 5 к настоящему постановлению;

7) приложение № 3 к государственной программе «Сводные финансовые затраты государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» изложить в редакции согласно приложению № 6 к настоящему постановлению;

8) в приложении № 4 к государственной программе «Подпрограмма «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»:

а) позицию «Объемы финансирования подпрограммы (с расшифровкой по источникам и годам финансирования)» раздела «I. Паспорт» изложить в следующей редакции:

 

«

Объемы финансирования подпрограммы (с расшифровкой по источникам и годам финансирования)

Прогнозный объем финансового обеспечения подпрограммы составит 137297217,3 тыс. рублей.

В том числе по годам:

2015 год - 24640118,2 тыс. рублей;

2016 год - 22622281,6 тыс. рублей;

2017 год - 21259258,0 тыс. рублей;

2018 год - 21499896,3 тыс. рублей;

2019 год - 23648806,6 тыс. рублей;

2020 год - 23626856,6 тыс. рублей.

Из областного бюджета Новосибирской области - 135325153,8 тыс. рублей;

по годам:

2015 год - 23300850,3 тыс. рублей;

2016 год - 22602743,5 тыс. рублей;

2017 год - 21254200,5 тыс. рублей;

2018 год - 21498896,3 тыс. рублей;

2019 год - 23345206,6 тыс. рублей;

2020 год - 23323256,6 тыс. рублей.

Местные бюджеты, всего - 1050955,0 тыс. рублей;

по годам:

2015 год - 418159,4 тыс. рублей;

2016 год - 19538,1 тыс. рублей;

2017 год - 5057,5 тыс. рублей;

2018 год - 1000,0 тыс. рублей;

2019 год - 303600,0 тыс. рублей;

2020 год - 303600,0 тыс. рублей.

Из федерального бюджета, всего -

921108,5 тыс. рублей;

по годам:

2015 год - 921108,5 тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 »;

 

б) абзац пятнадцатый раздела «II. Характеристика сферы действия подпрограммы» признать утратившим силу;

в) абзац сорок второй раздела «IV. Характеристика мероприятий подпрограммы» изложить в следующей редакции:

«средний балл ЕГЭ в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами ЕГЭ.»;

9) в приложении № 5 к государственной программе «Подпрограмма «Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Новосибирской области» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» позицию «Объемы финансирования подпрограммы (с расшифровкой по источникам и годам финансирования)» раздела «I. Паспорт» изложить в следующей редакции:

 

«

Объемы финансирования подпрограммы (с расшифровкой

по источникам

и годам финансирования)

Прогнозный объем финансового обеспечения мероприятий подпрограммы на 2015-2020 годы составляет:

всего - 23813844 тыс. рублей, из них:

2015 год - 401255,7 тыс. рублей;

2016 год - 400964,7 тыс. рублей;

2017 год - 378184,0 тыс. рублей;

2018 год - 378184,0 тыс. рублей;

2019 год - 411398,0 тыс. рублей;

2020 год - 411398,0 тыс. рублей;

из областного бюджета Новосибирской области:

2015 год - 401255,7 тыс. рублей;

2016 год - 400964,7 тыс. рублей;

2017 год - 378184,0 тыс. рублей;

2018 год - 378184,0 тыс. рублей;

2019 год - 411398,0 тыс. рублей;

2020 год - 411398,0 тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»;

 

10) в приложении № 6 к государственной программе «Подпрограмма «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» позицию «Объемы финансирования подпрограммы (с расшифровкой по годам и источникам финансирования)» раздела «I. Паспорт» изложить в следующей редакции:

 

«

Объемы финансирования подпрограммы

(с расшифровкой

по годам и источникам финансирования)

Прогнозные объемы финансирования подпрограммы в 2015-2020 годах составляют

795228,9 тыс. рублей, из них:

в 2015 году - 90222,9 тыс. рублей;

в 2016 году - 58562,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 56312,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 56312,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 266910,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 266910,0 тыс. рублей.

Средства областного бюджета Новосибирской области по исполнителям мероприятий государственной программы:

по министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области - 676527,9 тыс. рублей, в том числе:

в 2015 году - 86671,9 тыс. рублей;

в 2016 году - 56312,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 56312,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 56312,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 210460,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 210460,0 тыс. рублей;

по министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области -

42650,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2015 году - 0 тыс. рублей;

в 2016 году - 0 тыс. рублей;

в 2017 году - 0 тыс. рублей;

в 2018 году - 0 тыс. рублей;

в 2019 году - 21325,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 21325,0 тыс. рублей;

по министерству культуры Новосибирской области - 27800,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2015 году - 3500,0 тыс. рублей;

в 2016 году - 2000,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 0 тыс. рублей;

в 2018 году - 0 тыс. рублей;

в 2019 году - 11150,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 11150,0 тыс. рублей;

по департаменту физической культуры и спорта Новосибирской области - 1400,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2015 году - 0 тыс. рублей;

в 2016 году - 0 тыс. рублей;

в 2017 году - 0 тыс. рублей;

в 2018 году - 0 тыс. рублей;

в 2019 году - 700,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 700,0 тыс. рублей;

по министерству региональной политики Новосибирской области - 46601,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2015 году - 51,0 тыс. рублей;

в 2016 году - 0 тыс. рублей;

в 2017 году - 0 тыс. рублей;

в 2018 году - 0 тыс. рублей;

в 2019 году - 23275,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 23275,0 тыс. рублей.

Местные бюджеты по исполнителям мероприятий государственной программы:

по министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области - 250,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2016 году - 250,0 тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»;

 

11) в приложении № 7 к государственной программе «Подпрограмма «Государственная поддержка развития образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» позицию «Объемы финансирования подпрограммы (с расшифровкой по источникам и годам финансирования)» раздела «I. Паспорт» изложить в следующей редакции:

 

«

Объемы финансирования подпрограммы (с расшифровкой

по источникам и годам финансирования)

Прогнозный объем финансового обеспечения подпрограммы на период 2015-2020 годов из областного бюджета Новосибирской области составит 1050054,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 62844,6 тыс. рублей;

2016 год - 35050,0 тыс. рублей;

2017 год - 35050,0 тыс. рублей;

2018 год - 35050,0 тыс. рублей;

2019 год - 422580,0 тыс. рублей;

2020 год - 459480,0 тыс. рублей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»;

 

12) приложение № 11 к государственной программе «Методика распределения субсидии из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий по ресурсному обеспечению модернизации образования Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению № 7 к настоящему постановлению;

13) дополнить государственную программу приложением № 12 «Методика распределения субсидий местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на реализацию мероприятий по совершенствованию организации школьного питания в Новосибирской области подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» в редакции согласно приложению № 8 к настоящему постановлению.

4. В приложении № 3 к постановлению «Условия предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Новосибирской области из областного бюджета Новосибирской области с учетом субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»:

1) раздел «I. Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области (далее - субсидии) на реализацию мероприятий по ресурсному обеспечению модернизации образования Новосибирской области подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» изложить в редакции согласно приложению № 1 к настоящему постановлению;

2) пункт 15 дополнить подпунктом 6 в следующей редакции:

«6) субсидии на реализацию муниципальных проектов совершенствования системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой учащейся молодежи предоставляются местным бюджетам при условии наличия неиспользованного остатка субсидий, предоставленных ранее на эти цели, в размере, не превышающем 5% от годового назначения, либо его полного отсутствия.»;

3) пункт 25 изложить в следующей редакции:

«25. Субсидии предоставляются местным бюджетам в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству строительства Новосибирской области (далее - министерство строительства), на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции (в случае приостановления строительства, консервацию (содержание и охрану объекта) и ремонту зданий образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования на территории Новосибирской области, и строительству, реконструкции и ремонту зданий муниципальных образовательных организаций и иных организаций, обеспечивающих функционирование системы образования Новосибирской области, подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей».»;

4) в пункте 26:

а) подпункт 5 изложить в следующей редакции:

«5) субсидии на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту зданий образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования на территории Новосибирской области, и строительству, реконструкции и ремонту зданий муниципальных образовательных организаций и иных организаций, обеспечивающих функционирование системы образования Новосибирской области, предоставляются местным бюджетам при условии наличия неиспользованного остатка субсидий, предоставленных ранее на эти цели, в размере, не превышающем 5% от годового назначения, либо его полного отсутствия;»;

б) дополнить подпунктами 6, 7 следующего содержания:

«6) софинансирование расходов за счет средств местных бюджетов составляет не менее 5% до достижения суммарной стоимости объекта капитальных вложений 20000,0 тыс. рублей, свыше этой суммы доля софинансирования за счет средств местного бюджета составляет не менее 1% от объема финансирования объекта капитальных вложений;

7) в случае если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на софинансирование реализации мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту зданий образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования на территории Новосибирской области, и строительству, реконструкции и ремонту зданий муниципальных образовательных организаций и иных организаций, обеспечивающих функционирование системы образования Новосибирской области, ниже уровня, установленного подпунктом 6 пункта 26 настоящих Условий, размер субсидии, предоставляемой местному бюджету, подлежит сокращению пропорционально снижению объема софинансирования за счет средств местного бюджета.».

5. В наименовании, пункте 1 приложения № 4 к постановлению «Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов их областного бюджета Новосибирской области бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на реализацию мероприятий по допризывной подготовке граждан Российской Федерации в Новосибирской области в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» слова «и расходования» исключить.

6. Приложение № 8 к постановлению «Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий по совершенствованию организации школьного питания в Новосибирской области подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» изложить в редакции согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

7. Приложение № 9 к постановлению «Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на реализацию мероприятий по ресурсному обеспечению модернизации образования Новосибирской области в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020

годы» изложить в редакции согласно приложению № 3 к настоящему постановлению.

 

 

 

Губернатор Новосибирской области                                   В.Ф. Городецкий

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к постановлению Правительства

Новосибирской области

от 25.04.2016 № 119-п

 

 

«I. Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий по ресурсному обеспечению модернизации образования Новосибирской области подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»

 

1. Субсидии на реализацию мероприятий по ресурсному обеспечению модернизации образования Новосибирской области предоставляются местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области (далее - местные бюджеты) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - министерство) на установку и модернизацию автоматических пожарных сигнализаций, систем пожарного мониторинга и систем видеонаблюдения в образовательных организациях Новосибирской области (далее - субсидии).

2. Критерием отбора муниципальных районов и городских округов Новосибирской области для предоставления субсидии является наличие на территории муниципального района и городского округа Новосибирской области зданий муниципальных образовательных организаций, не оборудованных автоматической пожарной сигнализацией, системой пожарного мониторинга или видеонаблюдения, а также оборудованных автоматической пожарной сигнализацией, системой пожарного мониторинга или видеонаблюдения, требующими модернизации.

3. Условиями предоставления субсидии являются:

1) наличие в местном бюджете ассигнований на исполнение расходных обязательств по софинансированию мероприятий по установке и модернизации автоматических пожарных сигнализаций, систем пожарного мониторинга и систем видеонаблюдения, предусмотренных в рамках государственной программы;

2) софинансирование расходов за счет средств местных бюджетов в размере не менее пяти процентов от суммы, направляемой на реализацию мероприятий по установке и модернизации автоматических пожарных сигнализаций, систем пожарного мониторинга и систем видеонаблюдения за счет средств областного бюджета Новосибирской области;

3) субсидии на установку и модернизацию автоматических пожарных сигнализаций, систем пожарного мониторинга и систем видеонаблюдения предоставляются местным бюджетам при условии наличия неиспользованного остатка субсидий, предоставленных ранее на эти цели, в размере, не превышающем 5% от годового назначения, либо его полного отсутствия;

4) в случае, если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на софинансирование реализации мероприятий по установке и модернизации автоматических пожарных сигнализаций, систем пожарного мониторинга и систем видеонаблюдения, ниже уровня, установленного подпунктом 3 пункта 3 настоящих Условий, размер субсидии, предоставляемой местному бюджету, подлежит сокращению пропорционально снижению объема софинансирования за счет средств местного бюджета.

4. Субсидии предоставляются на основании соглашений, заключенных между министерством и органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (далее - органы местного самоуправления).

Форма соглашения утверждается министерством. В соглашении о предоставлении субсидии указываются:

1) целевое назначение субсидии;

2) сведения об объеме и сроках предоставления субсидии;

3) условия предоставления и расходования субсидии;

4) объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете, на соответствующий финансовый год на исполнение расходного обязательства муниципального образования на мероприятия по установке и модернизации автоматических пожарных сигнализаций, систем пожарного мониторинга и систем видеонаблюдения;

5) обязательство по достижению значений показателей результативности предоставления субсидии;

6) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета муниципального образования Новосибирской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме, утвержденной министерством;

7) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;

8) порядок осуществления контроля за соблюдением муниципальным образованием Новосибирской области условий соглашения.

5. Субсидии расходуются органами местного самоуправления при выполнении следующих условий:

1) использование средств по целевому назначению с соблюдением условий соглашения;

2) осуществление проведения торгов и заключение муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6. Органы местного самоуправления представляют ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о целевом использовании полученных субсидий в порядке и по форме, предусмотренные соглашением.

7. Субсидии, не использованные в текущем финансовом году, подлежат возврату в областной бюджет Новосибирской области и могут быть использованы в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в них в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

8. Контроль за целевым использованием субсидии осуществляется министерством.

9. Органы местного самоуправления несут ответственность за нецелевое использование средств областного бюджета Новосибирской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

_________».

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к постановлению Правительства

Новосибирской области

от 25.04.2016   119-п

 

 

«ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

к постановлению Правительства

Новосибирской области

от 31.12.2014 № 576-п

 

 

УСЛОВИЯ

предоставления и расходования субсидий местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий по совершенствованию организации школьного питания в Новосибирской области подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»

 

1. Настоящие Условия регламентируют предоставление и расходование субсидий местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий по совершенствованию организации школьного питания в Новосибирской области подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (далее - субсидии).

2. Субсидии предоставляются ежемесячно в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - министерство) на текущий финансовый год в соответствии с соглашениями, заключаемыми министерством с администрациями муниципальных районов (городских округов) Новосибирской области. Форма соглашения устанавливается министерством.

3. Министерство ежеквартально формирует и представляет в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области заявку на выделение предельных объемов финансирования для предоставления субсидий в соответствии с порядком составления и ведения кассового плана областного бюджета Новосибирской области, установленным министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области.

4. Субсидии перечисляются министерством на счета органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Новосибирской области, открытые в территориальных органах Федерального казначейства, в соответствии с графиком финансирования, утвержденным министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области.

5. Условия предоставления и расходования субсидий:

1) соблюдение условий соглашения;

2) наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального района (городского округа) Новосибирской области по организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, - детей из многодетных и малоимущих семей в размере не менее 5% от ежегодного объема субсидии;

3) софинансирование расходов, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, за счет средств местных бюджетов в объеме не менее 5%;

4) отсутствие неиспользованных остатков субсидий в размере, превышающем 5% от годового назначения;

5) представление отчетов об использовании субсидий в сроки и по форме, установленные министерством.

6. В случае если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах на софинансирование соответствующих расходов, ниже установленного уровня, размер предоставляемой субсидии подлежит сокращению пропорционально снижению объема софинансирования за счет средств местного бюджета.

7. Министерство в пределах своих полномочий осуществляет контроль за правомерным, целевым, эффективным использованием субсидий.

8. Администрации муниципальных районов (городских округов) Новосибирской области:

1) осуществляют расходование субсидий;

2) представляют отчет о целевом использовании субсидий в порядке и по форме, установленные министерством;

3) несут ответственность за нецелевое использование субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Субсидии, не использованные в текущем финансовом году, подлежат возврату в областной бюджет Новосибирской области.

 

 

_________».

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к постановлению Правительства

Новосибирской области

от 25.04.2016   119-п

 

 

«ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

к постановлению Правительства

Новосибирской области

от 31.12.2014 № 576-п

 

 

ПОРЯДОК

предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на реализацию мероприятий по ресурсному обеспечению модернизации образования Новосибирской области в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей

и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»

 

1. Настоящий Порядок определяет процедуру предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области (далее - местные бюджеты) на реализацию мероприятий по ресурсному обеспечению модернизации образования Новосибирской области, направленных на проведение ремонтных работ в зданиях и сооружениях муниципальных образовательных организаций Новосибирской области с целью повышения их технической безопасности (далее - проведение ремонтных работ).

2. Финансирование расходов областного бюджета Новосибирской области, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом областного бюджета Новосибирской области, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленных главному распорядителю средств областного бюджета Новосибирской области - министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - министерство).

3. Условия предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам на проведение ремонтных работ (далее - иные межбюджетные трансферты):

1) соблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (далее - органы местного самоуправления) законодательства Российской Федерации и Новосибирской области;

2) наличие утвержденной проектно-сметной документации на проведение ремонтных работ.

4. Иные межбюджетные трансферты предоставляются на основании соглашений, заключаемых между министерством и органами местного самоуправления.

5. Соглашение содержит следующие положения:

1) целевое назначение иных межбюджетных трансфертов с указанием размера и сроков их предоставления местному бюджету;

2) положения, содержащие условия предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам;

3) порядок осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления условий соглашения;

4) порядок возврата иных межбюджетных трансфертов в областной бюджет Новосибирской области в случае их нецелевого или неполного использования в соответствии с бюджетным законодательством;

5) порядок представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты по форме, установленной министерством;

6) ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

6. Органы местного самоуправления осуществляют размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» либо предоставляют субсидии на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» подведомственным муниципальным образовательным организациям.

7. Органы местного самоуправления представляют отчет о целевом использовании полученных иных межбюджетных трансфертов в порядке и по форме, установленные министерством.

8. Остаток не использованных в текущем финансовом году иных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством и может быть использован в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в них в соответствии с решением министерства.

9. Контроль за целевым использованием иных межбюджетных трансфертов осуществляется министерством.

10. Органы местного самоуправления несут ответственность за нецелевое использование средств областного бюджета Новосибирской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

_________».

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

к постановлению Правительства

Новосибирской области

от 25.04.2016 № 119-п

 

 

«ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к государственной программе

Новосибирской области

«Развитие образования, создание условий

для социализации детей и учащейся молодежи

в Новосибирской области

на 2015-2020 годы»

 

 

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

государственной программы Новосибирской области

«Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»

 


 

Цель/задачи, требующие решения

для достижения цели

Наименование целевого индикатора

Единица измерения

Значение целевого индикатора

Примечание

в том числе по годам

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

«Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы»

Цель государственной программы: обеспечение соответствия высокого качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам социально-экономического развития Новосибирской области

1) соотношение результатов ЕГЭ по русскому языку и математике в 10% общеобразовательных организаций с лучшими и в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами (измеряется через отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% общеобразовательных организаций с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете

на 2 обязательных предмета) в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами ЕГЭ)

единица

1,89

1,87

-

-

-

-

-

ДК

2) средний балл ЕГЭ

в 10% общеобразова-тельных организаций с худшими результатами ЕГЭ

балл

-

31,4

31,8

32,2

32,6

33,0

33,4

ДК (целевой индикатор введен с 2016 года, на 2015 год указано базовое значение)

3) охват детей

в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих образовательные услуги по дополнительным общеобразовательным программам, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет)

проценты

83

86

86

86

86

86

86

ДК, ГП

Задача 1 государственной программы: создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей условий для получения качественного образования, включая развитие и модернизацию базовой инфраструктуры и технологической образовательной среды государственных (муниципальных) образовательных организаций

4) удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся

проценты

85

90

95

97

100

100

100

ГП

5) отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования

проценты

95

100

100

100

100

100

100

ГП, ДК

6) доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании

проценты

0,7

1,3

1,2

1,2

1,1

1,1

1,1

 

Задача 2 государственной программы: обеспечение равных возможностей для детей в получении качественного образования и позитивной социализации независимо от их места жительства, состояния здоровья и социально-экономического положения их семей

7) охват детей программами дошкольного образования

проценты

65,8

66,7

67,6

68,8

71,0

72,0

72,0

ГП, ДК

8) численность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий

человек

445

445

500

500

500

500

500

ГП

Задача 3 государственной программы: формирование условий для активного включения обучающихся в социальную и экономическую жизнь общества, популяризации здорового образа жизни, развития нравственных и духовных ценностей, занятий творчеством, развития системы профессиональной ориентации, повышения активности обучающихся в освоении и получении новых знаний

9) удельный вес численности детей, занимающихся в кружках, организованных на базе дневных общеобразовательных организаций, в общей численности обучающихся в дневных общеобразовательных организациях (в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области и сельских поселениях)

проценты

65,2

 

93

65,8

 

93

66

 

93

67

 

93

68

 

93

68

 

93

68

 

93

ГП

Задача 4 государственной программы: развитие кадрового потенциала системы образования Новосибирской области

10) удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций

проценты

20

21

22

23

24

25

25

ГП, ДК

11) удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дошкольного, общего, дополнительного образования детей

проценты

60

80

98

98

98

98

98

 

Задача 5 государственной программы: создание условий для выявления и развития одаренных детей и учащейся молодежи, способствующих их профессиональному и личностному становлению

12) удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования

проценты

38

40

42

44

46

48

50

ГП

Задача 6 государственной программы: повышение конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области, и существенное увеличение их вклада в социально-экономическое развитие Новосибирской области

13) прирост количества исследовательских, образовательных и предпринимательских проектов, реализуемых образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Новосибирской области, совместно с научными организациями и бизнесом

проценты

-

-

1

1,5

2

2,5

3

 

Подпрограмма 1 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»

Цель подпрограммы 1: обеспечение равных возможностей и условий получения качественного образования и позитивной социализации детей независимо от их места жительства, состояния здоровья и социально-экономического положения их семей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1 подпрограммы 1:

развитие сети муниципальных и государственных дошкольных образовательных организаций, удовлетворяющей, совместно с негосударственным сектором дошкольного образования, потребности населения Новосибирской области в дошкольном образовании, уходе и присмотре за детьми

14) охват детей раннего дошкольного возраста дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет)

проценты

14,8

15,3

16,3

16,9

17,5

18,7

20,0

ДК

Задача 2 подпрограммы 1:

приведение базовой инфраструктуры системы образования в соответствие с требованиями санитарных норм и правил путем реконструкции, капитального ремонта, материального и технологического оснащения действующих и строительства новых объектов образования

15) удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций

проценты

83

83

83

83

84

85

86

ГП

16) доля государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, имеющих физкультурный зал, в общей численности государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования

проценты

84,9

85

86,2

86,3

86,4

86,7

87

 

Задача 3 подпрограммы 1:

развитие системы обеспечения безопасности функционирования и охраны здоровья в образовательных организациях в Новосибирской области

17) удельный вес числа образовательных организаций, имеющих системы видеонаблюдения, в общем числе соответствующих организаций:

общеобразовательные организации;

организации дополнительного образования

проценты

45

 

35

47

 

37

52

 

40

53

 

41

53

 

43

55

 

45

57

 

47

ГП

Задача 4 подпрограммы 1: модернизация содержания дошкольного и общего образования в соответствии с требованиями ФГОС и законодательства в сфере образования, поддержка инновационных практик обучения и воспитания, повышение эффективности управления системой образования

18) удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами дошкольного образования, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

проценты

10

100

100

100

100

100

100

ДК

19) удельный вес численности обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся по ФГОС (в том числе при сетевой форме организации учебного процесса)

проценты

50

56

67

78

90

100

100

ГП

 

20) удельный вес числа образовательных организаций, в которых работают органы коллегиального управления с участием общественности (родители, руководители организаций, а также все заинтересованные жители муниципальных районов и городских округов Новосибирской области и жители сельских поселений Новосибирской области), в общем числе образовательных организаций

проценты

80

100

100

100

100

100

100

ГП

Задача 5 подпрограммы 1: обеспечение равного доступа детей к услугам, оказываемым дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и организациями дополнительного образования

21) удельный вес численности детей, занимающихся в спортивных кружках, организованных на базе общеобразовательных организаций, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях (в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области, в сельских поселениях Новосибирской области)

проценты

17

 

19

17,5

 

20

18

 

21

18,5

 

21,5

19

 

22

20

 

23

20

 

23

ГП

 

22) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда

для инклюзивного образования детей-инвалидов

проценты

18

20

24

27

29

30

30

ГП

 

23) отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в сфере общего образования в Новосибирской области

проценты

98,4

100

100

100

100

100

100

ГП, ДК

 

24) отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций к средней заработной плате в Новосибирской области

проценты

103,6

100

100

100

100

100

100

ГП, ДК

 

25) отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования к среднемесячной заработной плате учителей в Новосибирской области

проценты

85,4

85,3

100

100

100

100

100

ГП, ДК

Задача 6 подпрограммы 1: модернизация дополнительного образования, обеспечивающего условия и ресурсы для развития, социальной адаптации и самореализации детей, формирование ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения

26) удельный вес численности детей, занимающихся в объединениях технической направленности, в общей численности детей от 5 до 18 лет

проценты

5

5,5

7,5

9

9,5

10

11

ДК

Подпрограмма 2 «Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Новосибирской области»

Цель подпрограммы 2:

обеспечение системы образования Новосибирской области высококвалифицированными кадрами, обладающими компетенциями по реализации основных образовательных программ дошкольного и общего образования в соответствии с ФГОС, а также формированию и распространению инновационных педагогических практик обучения и развития детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1 подпрограммы 2: совершенствование региональной системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в сфере педагогической деятельности, аттестации работников системы образования

27) доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категория

проценты

52

53

53

54

54

55

55

ДК

28) доля педагогических работников общеобразовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категория

проценты

58

59

59

60

60

60

60

ДК

29) доля педагогических работников организаций дополнительного образования, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категория

проценты

52

53

54

55

57

57

58

ДК

Задача 2 подпрограммы 2: формирование и закрепление высокого социально-экономического статуса, реализация системы мер по привлечению и закреплению квалифицированных кадров в системе образования Новосибирской области

30) количество выпускников общеобразовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области (государственных и муниципальных), заключивших договор о целевом обучении в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» по заказу Минобрнауки Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области

человек

20

40

45

50

55

60

65

ГП

 

Подпрограмма 3 «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи»

Цель подпрограммы 3: создание условий для выявления и развития одаренных детей и учащейся молодежи в Новосибирской области, оказание поддержки и сопровождение одаренных детей и талантливой учащейся молодежи, способствующих их профессиональному и личностному становлению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1 подпрограммы 3:

развитие инфраструктуры и материально-технической основы деятельности по выявлению, развитию, поддержке и сопровождению одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области

31) количество действующих региональных и муниципальных ресурсных центров развития и поддержки одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области (нарастающим итогом: создано за год/всего)

 

единица

9/9

7/16

5/21

5/26

5/31

2/33

2/35

 

Задача 2 подпрограммы 3: совершенствование и реализация системы мероприятий, направленных на выявление и развитие способностей одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области

32) доля победителей и призеров мероприятий всероссийского и международного уровней от общего числа детей и учащейся молодежи, принимающих участие в них от Новосибирской области

проценты

52

56

60

65

65

65

65

 

Задача 3 подпрограммы 3:

развитие и реализация системы мер адресной поддержки и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области

33) доля образовательных организаций, обеспечивающих адресную поддержку и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и талантливой учащейся молодежи, в общем количестве образовательных организаций в Новосибирской области

проценты

29,6

31,4

34,3

35,9

37,8

39,2

41

 

Подпрограмма 4 «Государственная поддержка развития образовательных организаций высшего образования,

расположенных на территории Новосибирской области»

Цель подпрограммы 4:

повышение конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области, и существенное увеличение их вклада в социально-экономическое развитие Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1 подпрограммы 4: активизация интеграционных процессов образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области, с областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, научными организациями, промышленными предприятиями, общеобразовательными организациями Новосибирской области

34) прирост количества образовательных программ, реализуемых образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Новосибирской области, совместно с областными исполнительными органами государственной власти, научными организациями, промышленными предприятиями, общеобразовательными организациями, расположенными на территории Новосибирской области

процент

-

-

-

-

-

1

1,5

 

Задача 2 подпрограммы 4:

повышение качества подготовки высококвалифицированных кадров и обеспечение потребности Новосибирской области в кадрах с высшим образованием

35) количество специалистов, прошедших подготовку и переподготовку по приоритетным направлениям социально-экономического развития Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области

человек

300

450

487

255

255

150

150

 

Задача 3 подпрограммы 4:

развитие научной, инновационной и предпринимательской деятельности в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области

36) прирост количества действующих объектов научной и инновационной инфраструктуры в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области

проценты

-

1

2

2,5

3

3,5

5

 


Информация по документу
Читайте также