Расширенный поиск
Распоряжение Администрации Кемеровской области от 05.05.2003 № 467-рРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 05.05.03 N 467-р г. Кемерово О разработке проекта программы профилактики профессиональной заболеваемости населения Кемеровской области В целях предупреждения и снижения уровня профессиональной заболеваемости населения Кемеровской области, руководствуясь Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1, федеральными законами от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и принимая во внимание решение комитета по промышленной и ведомственной медицине медицинского совета Кемеровской области от 11.12.2002: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию профилактики профессиональных заболеваний в Кемеровской области в 2003-2006 гг. 2. Создать рабочую группу по разработке проекта программы по профилактике профессиональной заболеваемости населения области в составе: Ким Ю.В. - заместитель Губернатора области, руководитель рабочей группы Курилов К.С. - заместитель Губернатора области, заместитель руководителя рабочей группы Сурков Н.И. - начальник департамента труда Кемеровской области, заместитель руководителя рабочей группы Войтенков С.Д. - начальник отдела охраны труда департамента труда Кемеровской области, секретарь рабочей группы Члены рабочей группы: Агаджанян В.В. - главный врач государственного научно-клинического центра охраны здоровья шахтеров СО РАМН г. Ленинска-Кузнецкого (по согласованию) Баянова В.Г. - председатель бюро медико-социальной экспертизы профпатологического профиля г. Кемерово (по согласованию) Ващенко С.Н. - начальник отдела финансирования социальной сферы и науки главного финансового управления Кемеровской области Гребенников А.В. - заместитель начальника департамента экономического развития Администрации области Додонова Г.К. - доцент кафедры терапии Кемеровской государственной медицинской академии (по согласованию) Евтушенко А.Я. - ректор Кемеровской государственной медицинской академии (по согласованию) Захаренков В.В. - директор НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний г. Новокузнецка (по согласованию) Зинкевич Н.В. - председатель комитета по вопросам социальной политики Совета народных депутатов Кемеровской области (по согласованию) Зуев В.Н. - начальник отдела охраны труда ОАО "Холдинговая компания "Кузбассразрезуголь" (по согласованию) Карагод В.П. - технический инспектор труда центрального комитета профсоюза медицинских работников по Кемеровской области (по согласованию) Кирилкина Г.В. - заместитель главного врача Кемеровской областной клинической больницы (по согласованию) Коняева Н.В. - руководитель областного профпатологического центра (по согласованию) Корнеев А.И. - главный технический инспектор по труду Кемеровской территориальной организации горнометалургического профсоюза Российской Федерации (по согласованию) Луцик А.А. - ректор Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей (по согласованию) Марьянов В.А. - заместитель председателя, главный технический инспектор Ленинской территориальной организации Росуглепрофсоюза (по согласованию) Минаков Е. С. - главный врач ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Кемеровской области" (по согласованию) Михайлуц А.П. - заведующий кафедрой гигиены труда и питания Кемеровской государственной медицинской академии (по согласованию) Разумов В.В. - заведующий кафедрой профпатологии Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей (по согласованию) Рычагов И.П. - главный врач Кемеровской областной клинической больницы Сафронов С.В. - заместитель председателя комитета по экономике, бюджету, финансам и налогам Совета народных депутатов Кемеровской области (по согласованию) Семенихин В.В. - руководитель профцентра, заведующий кафедрой профпатологии Кемеровской государственной медицинской академии (по согласованию) Сошников О.С. - заместитель начальника отдела страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ГУ "Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (по согласованию) Степин В.М. - начальник главного бюро медико-социальной экспертизы - главный эксперт Трубицын А.А. - заведующий лабораторией экспертизы условий труда, борьбы с пылью и предупреждения профессиональных заболеваний научного центра ВостНИИ (по согласованию) Фомин А.И. - первый заместитель председателя Федерации профсоюзных организаций Кузбасса (по согласованию) Цай Л.В. - главный врач клиники НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний г. Новокузнецка (по согласованию) Цигельник М.И. - заведующий отделением гигиены труда ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Кемеровской области" (по согласованию) Черно В.А. - начальник отдела экспертизы нетрудоспособности и оздоровительно-профилактической работы ГУ "Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (по согласованию) Швец Т.И. - и.о. начальника департамента охраны здоровья населения Кемеровской области 3. Рабочей группе разработать проект программы по профилактике профессиональной заболеваемости населения Кемеровской области на 2004-2006 гг. и представить его на рассмотрение коллегии Администрации области к 15.10.2003. 4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Ю.В. Кима. 5. Распоряжение вступает в силу с момента подписания. Губернатор Кемеровской области А. Тулеев Утверждена распоряжением Администрации области от 05.05.2003 N 467-р Концепция профилактики профессиональных заболеваний в Кемеровской области в 2003-2006 гг. Целью разработки Концепции профилактики профессиональной заболеваемости в Кемеровской области в 2003-2006 гг. (далее - Концепция) является создание согласованной системы представлений и действий всех участников процесса на период 2003-2006 гг. на основе современных научных взглядов на проблему профессиональной заболеваемости. Мотивом разработки концепции стали высокие показатели профессиональной заболеваемости в Кемеровской области на протяжении 10 последних лет и неадекватность проводимых мероприятий по ее предупреждению. Динамика показателей профессиональной заболеваемости является свидетельством отсутствия тенденций ее снижения, а уровень показателей в расчете на 10 тыс. человек занятого населения намного превосходит таковой во всех других регионах страны и в целом по Российской Федерации. На долю шахтеров приходится 75,7 процента заболеваний. Уровень профессиональной заболеваемости работающих на угольных предприятиях продолжает расти, достигая показателей 1000 и более больных в год. В структуре профессиональной заболеваемости в Кемеровской области представлены многие отрасли хозяйства - машиностроение, металлургия, агропромышленный комплекс, здравоохранение и другие. Наибольшее распространение получили пылевые заболевания органов дыхания, профессиональная тугоухость, болезни опорно-двигательного аппарата, вибрационная болезнь, хронические химические интоксикации, профессиональные инфекционные заболевания (туберкулез, гепатит) и другие. Возникшая ситуация с полным основанием может характеризоваться как массовая профессиональная заболеваемость. Она вызывает серьезную обеспокоенность всех структур управления Кемеровской области, угольной и других отраслей, органов государственного надзора, общественных организаций. Вопрос профессиональной заболеваемости шахтеров Кузбасса рассмотрен на совещаниях по охране труда в ведущих отраслях хозяйства, проведенных Администрацией Кемеровской области с участием научно-исследовательских институтов, органов надзора, профсоюзов. Участники совещаний признали несостоятельной существующую систему мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний. Не выдерживается основной принцип - соблюдение гигиенических ПДК и ПДУ, не достижимых пока для угольной отрасли при современной технологии угледобычи. Система не учитывает факторов риска развития профессионального заболевания, позволяющих установить дозо-временную зависимость и использовать принцип защиты временем путем утверждения режимов труда и отдыха в процессе работы. Система допускает широкое применение на открытых горных работах 12-часовой продолжительности смены, приведшей к 1,5-кратному уровню непрерывного воздействия вредных факторов на машинистов бульдозеров, экскаваторов, буровых станков и водителей большегрузного транспорта. Действующая система строит расчет на разработке новой совершенной техники и технологии угледобычи и замене используемой в настоящее время как главное направление предупредительной работы, не принимая во внимание тот факт, что в наши дни и в ближайшем будущем нельзя ожидать реального эффекта на данном направлении. Напротив, внимание к организации труда, повышению уровня гигиенических знаний, роли и ответственности работодателя, роли человеческого фактора не стали главным. Вышеназванная система сохраняет прежние подходы к реализации программы так называемой вторичной (медицинской) профилактики, то есть проведение мероприятий по повышению иммунной защиты людей и восстановлению нарушенных функций органов и систем под влиянием производственной нагрузки. Не имея адресности в проведении оздоровительных мероприятий на основе выделения "группы риска" по каждой форме болезни с персональным учетом прохождения послесменных медико-биологических профилактических процедур (противопылевые ингаляции, витаминопрофилактика, массаж и прочие) и периодических специальных курсов санаторно-профилактического лечения, нынешняя система в сегодняшних экономических условиях оказалась слишком дорогостоящей, нежизнеспособной и фактически прекратила свое существование. Слабой стороной существующих подходов в проведении предупредительных мероприятий стало отсутствие необходимой нормативно-методической базы (расчеты риска, построение режима труда, методика стимулирования экономической заинтересованности в проведении мероприятий через систему обязательного социального страхования, проведение углубленных медицинских осмотров шахтеров, прекращающих работу на шахте, разработка индивидуальных медицинских и социальных мер реабилитации и прочее). Концепция профилактики профессиональных заболеваний в Кузбассе на период 2003-2006 гг. разработана при участии Администрации Кемеровской области (департаментов труда, охраны здоровья населения, топливно-энергетического комплекса), представителей Совета народных депутатов Кемеровской области, органов надзора и контроля, регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, совета Федерации профсоюзных организаций Кузбасса, областной медико-социальной экспертной комиссии, крупных промышленных компании, научных и образовательных учреждений. Третья редакция Концепции одобрена комитетом по промышленной и ведомственной медицине медицинского совета в Кемеровской области 11.12.2002 и рекомендована для утверждения на коллегии Администрации Кемеровской области. Концепция содержит следующие основные положения: 1. Концепция должна стать базой для разработки и реализации программы комплекса мероприятий по профилактике профессиональной патологии и производственно обусловленной заболеваемости в Кузбассе, финансируемой работодателями, областным и муниципальными бюджетами, страховыми организациями. Важной составляющей программы должны стать проведение научных исследований по проблеме профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости. 2. Концепция профилактики профессиональной патологии в Кемеровской области основана на признании важнейшей роли в проведении профилактических мероприятий "человеческого фактора" и адресном осуществлении комплекса всесторонних организационно-технических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, правовых мероприятий, разработанных по результатам аттестации рабочих мест и сертификации работ в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. 3. Система организационно-технических мероприятий в обозначенный период строится на принципах "концепции риска" развития профессионального заболевания и допустимой продолжительности контакта с вредным фактором при определенной его выраженности в течение смены, стажа (защита временем) с последующим выходом на контрактную систему работы во вредных условиях. 4. Перевод предприятий с вредными условиями труда на 12-часовую смену возможен только при гигиеническом обосновании и согласовании, при наличии соответствующих законодательных актов и механизмов их реализации. 5. Предприятия и организации, условия труда в которых не соответствуют гигиеническим нормативам, обязаны по согласованию с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора ввести специальные режимы труда из расчета нагрузки вредным профессиональным фактором не более допустимой дозы за рабочую смену. 6. Одной из приоритетных задач департамента труда Кемеровской области и ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Кемеровской области" на ближайшие годы должна стать организация обучения руководителей, главных специалистов и работников по программе охраны и гигиены труда и аттестация руководителей высшего и среднего звена предприятий и организаций. 7. Методика расчета риска профессионального заболевания и допустимой экспозиционной дозы для всех отраслей промышленности и деятельности должна пройти согласование с представительным органом власти Кемеровской области и стать рекомендательным документом для работодателей предприятий любой формы собственности. 8. Важным условием предупреждения профессионального заболевания должен стать акцент в проведении всех видов мероприятий на "группу риска", в которую должны войти работники, контактирующие с вредными факторами (либо ранее контактировавшие), по степени выраженности соответствующими 2-й и выше степеням вредности III класса (Руководство Р 2.2.755-99 "Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса", утвержденное Главным государственным санитарным врачом 23.04.99). 9. Работодателю необходимо реализовать следующие мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний среди работников "группы риска": изучение условий труда, риска развития патологии и разработка специальных комплексных оздоровительных мероприятий и режимов труда, их увязка с нормированием труда и контроль за их выполнением; производственно-лабораторный и инструментальный контроль за соответствием вредных факторов допустимым уровням; контроль за эксплуатацией средств коллективной защиты; послесменная специфическая медико-биологическая профилактика воздействия вредного фактора с персональным учетом выполнения рекомендации (ингаляция, массаж, психологическая разгрузка, витаминопрофилактика и т.д.); периодическое медицинское специальное освидетельствование с участием специалиста-профпатолога с целью своевременного выявления ранних признаков профессионального заболевания и проведения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий в амбулаторных условиях и курсовое профильное оздоровление в учреждениях санаторного типа; возрождение цеховой медицинской службы, приоритетная деятельность которой должна быть нацелена на персональную работу с "группой риска"; введение "паспортов здоровья" с указанием вредных для здоровья факторов, учитываемых при разработке профилактических мероприятий; использование средств индивидуальной защиты согласно регламенту их применения с учетом характера технологического процесса, операций и характеристики вредного фактора (должна быть четкая запись в инструкции по охране труда); на предприятиях и в организациях должно проводиться гигиеническое воспитание и учёба работников "группы риска", руководителей и специалистов по обязательным программам, согласованным с ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Кемеровской области"; проведение мероприятий по своевременному трудоустройству лиц, получивших предельную экспозиционную дозу воздействия вредного фактора. В программу трудоустройства должна входить подготовка работника к труду в других производствах вне контакта с прежним вредным фактором и без потери социального статуса работника. 10. Важнейшим рычагом повышения эффективности проведения оздоровительных мероприятий должна стать экономическая заинтересованность юридических лиц и частных предпринимателей в снижении тарифных отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ, предусматривающей скидки и надбавки до 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли экономики. 11. Следует в течение 2 лет издать специальные сборники, содержащие нормативно-правовые акты в области предупреждения профессиональной заболеваемости, действующие в Российской Федерации, и обеспечить ими предприятия (организации). 12. Эффективность Концепции находится в прямой связи с уровнем координации работы всех субъектов, работающих в сфере предупреждения профессиональных заболеваний. Органом координации должна стать Администрация Кемеровской области в лице департамента труда Кемеровской области. Его задача - обеспечить отслеживание, оценку общей ситуации и привлечение всех участников процесса к рассмотрению актуальных аспектов вопроса с представлениями в адрес руководящих и исполнительных структур. Необходимо создание службы специального мониторинга при департаменте труда Кемеровской области. 13. Медицинские аспекты Концепции в части организации деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в области профессиональной патологии и качества решения вопросов должен взять на себя департамент охраны здоровья населения Кемеровской области. Приоритет в указанных вопросах в настоящее время следует отдать организационно-методической работе, информационному и программному обеспечению. Главное внимание должно быть уделено качеству диагностики заболеваний. Следует решить вопросы лицензирования деятельности ЛПУ в части экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессиональной деятельностью. Необходимо поднять на более высокий уровень работу областного центра профпатологии как управляющего звена в системе здравоохранения области. 14. Считать целесообразным организацию и развитие профпатологических центров первичной диагностики профессиональных заболеваний с функциями организационно-методической работы на территории и контрольным 20-процентным охватом лиц, подлежащих периодическому медосмотру. 15. Ближайшей задачей департамента охраны здоровья населения должна стать разработка методик послесменной и периодической курсовой медицинской профилактики и реабилитации, изучение отдельных наиболее распространенных видов профессиональной и соматической патологии среди "группы риска", разработка положения о работе цехового врача и здравпункта. 16. Мероприятия по предупреждению развития профессиональных заболеваний среди работников "группы риска", а также реабилитация работников, имеющих начальные проявления профзаболевания, проводятся в условиях медицинских учреждений и санаториев-профилакториев, находящихся как в собственности страхователя, так и в общей сети, по специальным курсовым программам медицинской профилактики и реабилитации. Финансирование этих мероприятий осуществляется страхователем. Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации разработать механизм финансирования оздоровления "группы риска". 17. Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области совместно с ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Кемеровской области" и страховыми медицинскими организациями разработать шифры (коды) на медицинских страховых полисах о принадлежности работников к "группе риска" по профессиональным заболеваниям с целью повышения настороженности врача при любом медицинском освидетельствовании. 18. Важная составная часть Концепции - научно-методический блок, в рамках которого должна вестись разработка методов и методик, проведение научных исследований по профилактике профессиональной заболеваемости в гигиенической, организационно-технической, лечебно-профилактической, страховой области. Координатором деятельности в указанной области должны стать департаменты труда и охраны здоровья населения. На базе Кузбасского межотраслевого центра охраны труда следует организовать мониторинг научно-методического и информационного обеспечения субъектов - участников процесса предупреждения профессиональной заболеваемости в Кемеровской области. 19. В системе предупреждения профессиональных заболеваний должна быть существенно поднята роль надзорных и контролирующих органов в реализации приоритетов, указанных в данной Концепции. 20. Задачей участников создания Концепции в ближайшее время должна стать разработка программы Кемеровской области по профилактике профессиональной заболеваемости на 2003-2005 гг., направленной на реализацию настоящей Концепции. Нормативная база Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1; Федеральный закон от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"; Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; Закон Кемеровской области от 04.07.2002 N 50-ОЗ "Об охране труда в Кемеровской области"; постановление Минтруда России от 14.03.97 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда"; постановление Минтруда России от 24.04.2002 N 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях"; СанПиН 2.2.3.570-96 "Гигиенические требования к предприятиям угольной промышленности и организация работ"; Руководство Р 2.2.755-99 "Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса", утвержденное Главным государственным санитарным врачом 23.04.99 приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14.03.96 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|