Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Кемеровской области от 05.05.2003 № 467-р

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                         КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


                  АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 05.05.03 N 467-р
г. Кемерово

О разработке проекта программы
профилактики  профессиональной
заболеваемости       населения
Кемеровской области



     В целях   предупреждения   и   снижения  уровня  профессиональной
заболеваемости населения Кемеровской области,  руководствуясь Основами
законодательства  Российской  Федерации  об охране здоровья граждан от
22.07.93 N 5487-1,  федеральными законами от  17.07.99  N  181-ФЗ  "Об
основах  охраны труда в Российской Федерации",  от 30.03.99 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",  от  24.07.98  N
125-ФЗ  "Об  обязательном социальном страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний" и принимая во внимание
решение комитета по промышленной и ведомственной медицине медицинского
совета Кемеровской области от 11.12.2002:

     1. Утвердить прилагаемую Концепцию профилактики  профессиональных
заболеваний в Кемеровской области в 2003-2006 гг.
     2. Создать рабочую группу  по  разработке  проекта  программы  по
профилактике   профессиональной  заболеваемости  населения  области  в
составе:

     Ким Ю.В.  - заместитель Губернатора области, руководитель рабочей
группы

     Курилов К.С.   -  заместитель  Губернатора  области,  заместитель
руководителя рабочей группы

     Сурков Н.И.  - начальник департамента труда Кемеровской  области,
заместитель руководителя рабочей группы

     Войтенков С.Д. - начальник отдела охраны труда департамента труда
Кемеровской области, секретарь рабочей группы

                        Члены рабочей группы:

     Агаджанян В.В.     -      главный      врач      государственного
научно-клинического   центра  охраны  здоровья  шахтеров  СО  РАМН  г.
Ленинска-Кузнецкого (по согласованию)

     Баянова В.Г.  - председатель  бюро  медико-социальной  экспертизы
профпатологического профиля г. Кемерово (по согласованию)

     Ващенко С.Н. - начальник отдела финансирования социальной сферы и
науки главного финансового управления Кемеровской области

     Гребенников А.В.   -    заместитель    начальника    департамента
экономического развития Администрации области

     Додонова Г.К.    -    доцент    кафедры    терапии    Кемеровской
государственной медицинской академии (по согласованию)

     Евтушенко А.Я.  - ректор Кемеровской государственной  медицинской
академии (по согласованию)

     Захаренков В.В.  -  директор  НИИ  комплексных  проблем гигиены и
профессиональных заболеваний г. Новокузнецка (по согласованию)

     Зинкевич Н.В.  - председатель  комитета  по  вопросам  социальной
политики   Совета   народных   депутатов   Кемеровской   области   (по
согласованию)

     Зуев В.Н.  -  начальник  отдела  охраны  труда  ОАО  "Холдинговая
компания "Кузбассразрезуголь" (по согласованию)

     Карагод В.П.  - технический инспектор труда центрального комитета
профсоюза  медицинских   работников   по   Кемеровской   области   (по
согласованию)

     Кирилкина Г.В. - заместитель главного врача Кемеровской областной
клинической больницы (по согласованию)

     Коняева Н.В. - руководитель областного профпатологического центра
(по согласованию)

     Корнеев А.И. - главный технический инспектор по труду Кемеровской
территориальной организации горнометалургического профсоюза Российской
Федерации (по согласованию)

     Луцик А.А.  -  ректор  Новокузнецкого  государственного института
усовершенствования врачей (по согласованию)

     Марьянов В.А.  - заместитель  председателя,  главный  технический
инспектор  Ленинской  территориальной организации Росуглепрофсоюза (по
согласованию)

     Минаков Е.  С.  -  главный  врач  ФГУ   "Центр   государственного
санитарно-эпидемиологического   надзора  в  Кемеровской  области"  (по
согласованию)

     Михайлуц А.П.  - заведующий  кафедрой  гигиены  труда  и  питания
Кемеровской государственной медицинской академии (по согласованию)

     Разумов В.В.  -  заведующий кафедрой профпатологии Новокузнецкого
государственного института усовершенствования врачей (по согласованию)

     Рычагов И.П.  - главный врач  Кемеровской  областной  клинической
больницы

     Сафронов С.В.  -  заместитель председателя комитета по экономике,
бюджету,  финансам и налогам  Совета  народных  депутатов  Кемеровской
области (по согласованию)

     Семенихин В.В.  -  руководитель  профцентра,  заведующий кафедрой
профпатологии Кемеровской  государственной  медицинской  академии  (по
согласованию)

     Сошников О.С.  -  заместитель  начальника  отдела  страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных  заболеваний  ГУ
"Кузбасское   региональное  отделение  Фонда  социального  страхования
Российской Федерации" (по согласованию)

     Степин В.М.   -   начальник   главного   бюро   медико-социальной
экспертизы - главный эксперт

     Трубицын А.А. - заведующий лабораторией экспертизы условий труда,
борьбы с пылью и предупреждения профессиональных заболеваний  научного
центра ВостНИИ (по согласованию)

     Фомин А.И.    -   первый   заместитель   председателя   Федерации
профсоюзных организаций Кузбасса (по согласованию)

     Цай Л.В. - главный врач клиники НИИ комплексных проблем гигиены и
профессиональных заболеваний г. Новокузнецка (по согласованию)

     Цигельник М.И.  -  заведующий отделением гигиены труда ФГУ "Центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора  в  Кемеровской
области" (по согласованию)

     Черно В.А.  -  начальник  отдела  экспертизы нетрудоспособности и
оздоровительно-профилактической  работы  ГУ  "Кузбасское  региональное
отделение  Фонда  социального  страхования  Российской  Федерации" (по
согласованию)

     Швец Т.И.  -  и.о.  начальника   департамента   охраны   здоровья
населения Кемеровской области

     3. Рабочей  группе  разработать  проект программы по профилактике
профессиональной  заболеваемости  населения  Кемеровской  области   на
2004-2006 гг. и представить его на рассмотрение коллегии Администрации
области к 15.10.2003.
     4. Контроль  за выполнением распоряжения возложить на заместителя
Губернатора области Ю.В. Кима.
     5. Распоряжение вступает в силу с момента подписания.




     Губернатор
     Кемеровской области          А. Тулеев





                                                            Утверждена
                                           распоряжением Администрации
                                         области от 05.05.2003 N 467-р



         Концепция профилактики профессиональных заболеваний
                в Кемеровской области в 2003-2006 гг.


     Целью разработки    Концепции    профилактики    профессиональной
заболеваемости  в  Кемеровской  области  в  2003-2006  гг.  (далее   -
Концепция)  является  создание  согласованной  системы представлений и
действий всех участников процесса на период 2003-2006  гг.  на  основе
современных    научных    взглядов    на   проблему   профессиональной
заболеваемости.
     Мотивом разработки    концепции    стали    высокие    показатели
профессиональной заболеваемости в Кемеровской области на протяжении 10
последних   лет   и   неадекватность   проводимых  мероприятий  по  ее
предупреждению.  Динамика показателей профессиональной  заболеваемости
является  свидетельством  отсутствия тенденций ее снижения,  а уровень
показателей в расчете на 10 тыс.  человек занятого  населения  намного
превосходит  таковой  во  всех  других  регионах  страны  и в целом по
Российской  Федерации.  На  долю  шахтеров  приходится  75,7  процента
заболеваний.  Уровень  профессиональной  заболеваемости  работающих на
угольных предприятиях продолжает расти,  достигая показателей  1000  и
более больных в год.
     В структуре профессиональной заболеваемости в Кемеровской области
представлены  многие отрасли хозяйства - машиностроение,  металлургия,
агропромышленный  комплекс,  здравоохранение  и   другие.   Наибольшее
распространение   получили   пылевые   заболевания   органов  дыхания,
профессиональная тугоухость,  болезни  опорно-двигательного  аппарата,
вибрационная    болезнь,    хронические    химические    интоксикации,
профессиональные  инфекционные  заболевания  (туберкулез,  гепатит)  и
другие.
     Возникшая ситуация с полным  основанием  может  характеризоваться
как  массовая профессиональная заболеваемость.  Она вызывает серьезную
обеспокоенность всех структур управления Кемеровской области, угольной
и  других  отраслей,  органов  государственного надзора,  общественных
организаций.
     Вопрос профессиональной    заболеваемости    шахтеров    Кузбасса
рассмотрен на совещаниях по охране труда в ведущих отраслях хозяйства,
проведенных    Администрацией    Кемеровской    области   с   участием
научно-исследовательских  институтов,  органов  надзора,   профсоюзов.
Участники  совещаний  признали  несостоятельной  существующую  систему
мероприятий   по   профилактике   профессиональных   заболеваний.   Не
выдерживается  основной  принцип - соблюдение гигиенических ПДК и ПДУ,
не достижимых пока для угольной  отрасли  при  современной  технологии
угледобычи.    Система    не   учитывает   факторов   риска   развития
профессионального заболевания,  позволяющих установить  дозо-временную
зависимость  и  использовать принцип защиты временем путем утверждения
режимов труда и отдыха в процессе работы.  Система  допускает  широкое
применение  на  открытых  горных  работах 12-часовой продолжительности
смены,  приведшей  к  1,5-кратному  уровню  непрерывного   воздействия
вредных  факторов  на  машинистов бульдозеров,  экскаваторов,  буровых
станков и водителей  большегрузного  транспорта.  Действующая  система
строит  расчет  на  разработке  новой совершенной техники и технологии
угледобычи  и  замене  используемой  в  настоящее  время  как  главное
направление  предупредительной  работы,  не  принимая  во внимание тот
факт,  что в наши дни и в ближайшем будущем нельзя  ожидать  реального
эффекта на данном направлении. Напротив, внимание к организации труда,
повышению  уровня  гигиенических  знаний,   роли   и   ответственности
работодателя,   роли   человеческого   фактора   не   стали   главным.
Вышеназванная система сохраняет прежние подходы к реализации программы
так   называемой   вторичной   (медицинской)   профилактики,  то  есть
проведение  мероприятий  по  повышению   иммунной   защиты   людей   и
восстановлению  нарушенных  функций  органов  и  систем  под  влиянием
производственной нагрузки.
     Не имея  адресности  в  проведении оздоровительных мероприятий на
основе выделения "группы риска" по каждой форме болезни с персональным
учетом  прохождения послесменных медико-биологических профилактических
процедур (противопылевые  ингаляции,  витаминопрофилактика,  массаж  и
прочие) и периодических специальных курсов санаторно-профилактического
лечения,  нынешняя  система  в  сегодняшних   экономических   условиях
оказалась   слишком   дорогостоящей,   нежизнеспособной  и  фактически
прекратила свое существование.
     Слабой стороной     существующих     подходов     в    проведении
предупредительных    мероприятий    стало    отсутствие    необходимой
нормативно-методической базы (расчеты риска,  построение режима труда,
методика стимулирования экономической заинтересованности в  проведении
мероприятий   через  систему  обязательного  социального  страхования,
проведение углубленных  медицинских  осмотров  шахтеров,  прекращающих
работу  на  шахте,  разработка индивидуальных медицинских и социальных
мер реабилитации и прочее).
     Концепция профилактики профессиональных заболеваний в Кузбассе на
период 2003-2006 гг. разработана при участии Администрации Кемеровской
области    (департаментов    труда,    охраны    здоровья   населения,
топливно-энергетического комплекса),  представителей  Совета  народных
депутатов   Кемеровской   области,   органов   надзора   и   контроля,
регионального  отделения  Фонда  социального  страхования   Российской
Федерации,   совета   Федерации   профсоюзных   организаций  Кузбасса,
областной медико-социальной экспертной комиссии,  крупных промышленных
компании,   научных  и  образовательных  учреждений.  Третья  редакция
Концепции одобрена комитетом по промышленной и ведомственной  медицине
медицинского  совета  в Кемеровской области 11.12.2002 и рекомендована
для утверждения на коллегии Администрации Кемеровской области.
     Концепция содержит следующие основные положения:
     1. Концепция должна  стать  базой  для  разработки  и  реализации
программы   комплекса  мероприятий  по  профилактике  профессиональной
патологии и производственно обусловленной заболеваемости  в  Кузбассе,
финансируемой  работодателями,  областным  и муниципальными бюджетами,
страховыми организациями.  Важной составляющей программы должны  стать
проведение   научных   исследований  по  проблеме  профессиональной  и
производственно обусловленной заболеваемости.
     2. Концепция    профилактики    профессиональной    патологии   в
Кемеровской области основана на признании важнейшей роли в  проведении
профилактических   мероприятий   "человеческого  фактора"  и  адресном
осуществлении   комплекса   всесторонних   организационно-технических,
социально-экономических,                      санитарно-гигиенических,
лечебно-профилактических,  правовых  мероприятий,   разработанных   по
результатам   аттестации   рабочих   мест   и   сертификации  работ  в
соответствии  с  законодательными  актами  Российской  Федерации.
     3. Система  организационно-технических мероприятий в обозначенный
период   строится   на   принципах    "концепции    риска"    развития
профессионального  заболевания и допустимой продолжительности контакта
с вредным фактором при определенной его выраженности в течение  смены,
стажа  (защита  временем) с последующим выходом на контрактную систему
работы во вредных условиях.
     4. Перевод  предприятий  с вредными условиями труда на 12-часовую
смену возможен только при гигиеническом  обосновании  и  согласовании,
при  наличии  соответствующих  законодательных  актов  и механизмов их
реализации.
     5. Предприятия   и   организации,  условия  труда  в  которых  не
соответствуют гигиеническим  нормативам,  обязаны  по  согласованию  с
центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора ввести
специальные режимы труда из расчета нагрузки вредным  профессиональным
фактором не более допустимой дозы за рабочую смену.
     6. Одной из приоритетных  задач  департамента  труда  Кемеровской
области  и  ФГУ  "Центр государственного санитарно-эпидемиологического
надзора  в  Кемеровской  области"  на  ближайшие  годы  должна   стать
организация обучения руководителей,  главных специалистов и работников
по программе охраны и гигиены труда и аттестация руководителей высшего
и среднего звена предприятий и организаций.
     7. Методика  расчета  риска   профессионального   заболевания   и
допустимой  экспозиционной  дозы  для  всех  отраслей промышленности и
деятельности должна пройти  согласование  с  представительным  органом
власти  Кемеровской  области  и  стать рекомендательным документом для
работодателей предприятий любой формы собственности.
     8. Важным  условием  предупреждения профессионального заболевания
должен стать акцент в проведении всех  видов  мероприятий  на  "группу
риска",  в  которую должны войти работники,  контактирующие с вредными
факторами  (либо  ранее  контактировавшие),  по  степени  выраженности
соответствующими 2-й и выше степеням вредности III класса (Руководство
Р  2.2.755-99  "Гигиенические  критерии  оценки   условий   труда   по
показателям  вредности  и  опасности  факторов производственной среды,
тяжести и  напряженности  трудового  процесса",  утвержденное  Главным
государственным санитарным врачом 23.04.99).
     9. Работодателю необходимо реализовать следующие  мероприятия  по
профилактике  профессиональных  заболеваний  среди  работников "группы
риска":
     изучение условий  труда,  риска  развития  патологии и разработка
специальных комплексных оздоровительных мероприятий и  режимов  труда,
их увязка с нормированием труда и контроль за их выполнением;
     производственно-лабораторный и   инструментальный   контроль   за
соответствием вредных факторов допустимым уровням;
     контроль за эксплуатацией средств коллективной защиты;
     послесменная специфическая    медико-биологическая   профилактика
воздействия  вредного  фактора  с   персональным   учетом   выполнения
рекомендации    (ингаляция,    массаж,    психологическая   разгрузка,
витаминопрофилактика и т.д.);
     периодическое медицинское   специальное   освидетельствование   с
участием специалиста-профпатолога  с  целью  своевременного  выявления
ранних  признаков профессионального заболевания и проведения комплекса
лечебно-оздоровительных мероприятий в амбулаторных условиях и курсовое
профильное оздоровление в учреждениях санаторного типа;
     возрождение цеховой медицинской службы, приоритетная деятельность
которой должна быть нацелена на персональную работу с "группой риска";
     введение "паспортов здоровья" с указанием  вредных  для  здоровья
факторов, учитываемых при разработке профилактических мероприятий;
     использование средств индивидуальной защиты  согласно  регламенту
их применения с учетом характера технологического процесса, операций и
характеристики  вредного  фактора  (должна  быть   четкая   запись   в
инструкции по охране труда);
     на предприятиях и в организациях должно проводиться гигиеническое
воспитание   и   учёба  работников  "группы  риска",  руководителей  и
специалистов по обязательным программам,  согласованным с  ФГУ  "Центр
государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора в Кемеровской
области";
     проведение мероприятий  по  своевременному  трудоустройству  лиц,
получивших  предельную  экспозиционную   дозу   воздействия   вредного
фактора.   В   программу  трудоустройства  должна  входить  подготовка
работника к труду  в  других  производствах  вне  контакта  с  прежним
вредным фактором и без потери социального статуса работника.
     10. Важнейшим   рычагом   повышения   эффективности    проведения
оздоровительных     мероприятий     должна     стать     экономическая
заинтересованность  юридических  лиц  и  частных  предпринимателей   в
снижении тарифных отчислений в Фонд социального страхования Российской
Федерации согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ,
предусматривающей скидки и надбавки до 40 процентов страхового тарифа,
установленного для соответствующей отрасли экономики.
     11. Следует   в   течение  2  лет  издать  специальные  сборники,
содержащие   нормативно-правовые   акты   в   области   предупреждения
профессиональной заболеваемости, действующие в Российской Федерации, и
обеспечить ими предприятия (организации).
     12. Эффективность  Концепции  находится  в прямой связи с уровнем
координации работы всех субъектов,  работающих в сфере  предупреждения
профессиональных   заболеваний.   Органом   координации  должна  стать
Администрация  Кемеровской   области   в   лице   департамента   труда
Кемеровской  области.  Его  задача  - обеспечить отслеживание,  оценку
общей ситуации и привлечение всех участников процесса  к  рассмотрению
актуальных  аспектов  вопроса  с представлениями в адрес руководящих и
исполнительных  структур.  Необходимо  создание  службы   специального
мониторинга при департаменте труда Кемеровской области.
     13. Медицинские   аспекты   Концепции   в    части    организации
деятельности   лечебно-профилактических  учреждений  (ЛПУ)  в  области
профессиональной патологии и качества решения вопросов должен взять на
себя   департамент  охраны  здоровья  населения  Кемеровской  области.
Приоритет в  указанных  вопросах  в  настоящее  время  следует  отдать
организационно-методической  работе,  информационному  и  программному
обеспечению. Главное внимание должно быть уделено качеству диагностики
заболеваний.  Следует решить вопросы лицензирования деятельности ЛПУ в
части  экспертизы  профессиональной  пригодности  и  экспертизы  связи
заболевания  с  профессиональной деятельностью.  Необходимо поднять на
более высокий  уровень  работу  областного  центра  профпатологии  как
управляющего звена в системе здравоохранения области.
     14. Считать     целесообразным     организацию     и     развитие
профпатологических   центров  первичной  диагностики  профессиональных
заболеваний  с   функциями   организационно-методической   работы   на
территории   и   контрольным  20-процентным  охватом  лиц,  подлежащих
периодическому медосмотру.
     15. Ближайшей  задачей  департамента  охраны  здоровья  населения
должна стать разработка методик послесменной и периодической  курсовой
медицинской  профилактики и реабилитации,  изучение отдельных наиболее
распространенных видов профессиональной и соматической патологии среди
"группы  риска",  разработка  положения  о  работе  цехового  врача  и
здравпункта.
     16. Мероприятия   по   предупреждению  развития  профессиональных
заболеваний среди работников  "группы  риска",  а  также  реабилитация
работников, имеющих начальные проявления профзаболевания, проводятся в
условиях   медицинских   учреждений    и    санаториев-профилакториев,
находящихся как в собственности страхователя,  так и в общей сети,  по
специальным   курсовым   программам   медицинской    профилактики    и
реабилитации.    Финансирование    этих   мероприятий   осуществляется
страхователем.  Кузбасскому региональному отделению Фонда  социального
страхования  Российской  Федерации разработать механизм финансирования
оздоровления "группы риска".
     17. Департаменту  охраны  здоровья  населения Кемеровской области
совместно с ФГУ "Центр государственного  санитарно-эпидемиологического
надзора в Кемеровской области" и страховыми медицинскими организациями
разработать  шифры  (коды)  на   медицинских   страховых   полисах   о
принадлежности   работников   к  "группе  риска"  по  профессиональным
заболеваниям  с  целью  повышения  настороженности  врача  при   любом
медицинском освидетельствовании.
     18. Важная составная часть Концепции - научно-методический  блок,
в  рамках  которого  должна  вестись  разработка  методов  и  методик,
проведение  научных  исследований  по  профилактике   профессиональной
заболеваемости     в     гигиенической,    организационно-технической,
лечебно-профилактической,     страховой     области.     Координатором
деятельности  в  указанной  области  должны стать департаменты труда и
охраны здоровья населения.  На базе Кузбасского межотраслевого  центра
охраны  труда  следует  организовать мониторинг научно-методического и
информационного   обеспечения   субъектов   -   участников    процесса
предупреждения профессиональной заболеваемости в Кемеровской области.
     19. В системе предупреждения профессиональных заболеваний  должна
быть  существенно  поднята  роль  надзорных и контролирующих органов в
реализации приоритетов, указанных в данной Концепции.
     20. Задачей  участников  создания  Концепции  в  ближайшее  время
должна стать разработка программы Кемеровской области по  профилактике
профессиональной  заболеваемости  на  2003-2005  гг.,  направленной на
реализацию настоящей Концепции.


     Нормативная база

     Основы законодательства  Российской  Федерации об охране здоровья
граждан от 22.07.93 N 5487-1;
     Федеральный закон от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в
Российской Федерации";
     Федеральный закон      от      30.03.99      N      52-ФЗ      "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
     Федеральный закон   от   24.07.98   N   125-ФЗ  "Об  обязательном
социальном  страховании  от  несчастных  случаев  на  производстве   и
профессиональных заболеваний";
     Закон Кемеровской области от 04.07.2002 N 50-ОЗ "Об охране  труда
в Кемеровской области";
     постановление Минтруда России от  14.03.97  N  12  "О  проведении
аттестации рабочих мест по условиям труда";
     постановление Минтруда России от  24.04.2002  N  28  "О  создании
системы сертификации работ по охране труда в организациях";
     СанПиН 2.2.3.570-96  "Гигиенические  требования  к   предприятиям
угольной промышленности и организация работ";
     Руководство Р 2.2.755-99 "Гигиенические критерии  оценки  условий
труда  по  показателям вредности и опасности факторов производственной
среды,  тяжести  и  напряженности  трудового  процесса",  утвержденное
Главным государственным санитарным врачом 23.04.99
     приказ Министерства здравоохранения и медицинской  промышленности
Российской   Федерации   от   14.03.96  N  90  "О  порядке  проведения
предварительных и  периодических  медицинских  осмотров  работников  и
медицинских регламентах допуска к профессии".








Информация по документу
Читайте также