Расширенный поиск

Распоряжение Администрации г. Юрги от 13.05.2003 № 472-р

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                         КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


                      АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮРГИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13.05.03 N 472-р
г.Юрга

О создании и функционировании постоянно
действующих  антитеррористических групп
на предприятиях города



     В соответствии  с федеральным законом "О борьбе с терроризмом" от
25  июня  1998  года  N  130-ФЗ  и  на  основании  решения   областной
антитеррористической комиссии:

     1. Утвердить список объектов города,  на которых  в  обязательном
порядке      создаются      постоянно      действующие      внештатные
антитеррористические группы (приложение N 1).
     2. Утвердить типовое положение о постоянно действующей внештатной
антитеррористической группе объекта (приложение N 2).
     3. На  каждом объекте,  согласно,  приложения N 1,  предусмотреть
соответствующую документацию, в том числе паспорт безопасности объекта
(срок до 01.06.03).
     4. Утвердить    типовой     паспорт     безопасности     опасного
производственного  объекта  и  методические рекомендации по разработке
паспорта безопасности объекта (предприятия) (приложение N 3).
     5. Контроль,  за выполнением распоряжения возложить на начальника
Управления ГОЧС города Ковалева В.И.


     Глава
     города Юрги          В.Д.Хромов


                                                        Приложение N 1
                                           к распоряжению Главы города
                                                   от 13.05.03 N 472-р


                             С П И С О К
          объектов города, на которых в обязательном порядке
              создаются постоянно действующие внештатные
                     антитеррористические группы


     1. ОАО "Юрмаш"
     2. ОАО "ЮАЗ"
     3. МП "Водоканал"
     4. Структурное    подразделение    регионального    филиала   ОАО
"Сибирьтелеком-Электросвязь" Кемеровской области, Юргинский РУС
     5. Автовокзал
     6. ОАО "Юрганефтесбыт"
     7. ОАО "Юргинский мясокомбинат"
     8. ОАО "Юргинский гормолзавод"
     9. ЗАО "Запсибпищепром"
     10. Восточные сети Кузбассэнерго
     11. ОАО "Юргателеком"
     12. ООО "Юргинская горэлектросеть"



                                                        Приложение N 2
                                           к распоряжению Главы города
                                                  от 13.05.03  N 472-р


                                                   Утверждено приказом
                                                  руководителя объекта
                                      от "___"_____2003 года N _______



                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                  о постоянно действующей внештатной
                 антитеррористической группе объекта

                          1. Общие положения

     1.1. Постоянно действующая внештатная антитеррористическая группа
на  потенциально опасном предприятии,  включенном в "Перечень объектов
особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения в Кемеровской
области",   утвержденный  антитеррористической  комиссией  Кемеровской
области (далее - группа),  создается приказом руководителя предприятия
и  является  постоянно  действующим  рабочим  органом для комплексного
решения главных задач по антитеррористической защите объекта:
     - выявление  причин  и  условий,   способствующих   осуществлению
террористических действий;
     - предупреждение,   выявление   и   пресечение   террористических
действий и минимизация их последствий;
     - осуществление комплекса организационных  и  технических  мер  и
мероприятий по взаимодействию с правоохранительными органами и МЧС.
     1.2. В своей  деятельности  группа  руководствуется  Конституцией
Российской   Федерации,   нормативными   правовыми  актами  Российской
Федерации  и  Кемеровской  области,   решениями   антитеррористической
комиссии     Кемеровской     области     и     ее     межведомственной
антитеррористической     группы,     антитеррористической     комиссии
муниципального образования, а также настоящим Положением.
     1.3. Группа осуществляют свою деятельность  во  взаимодействии  с
Антитеррористическими    комиссиями   муниципального   образования   и
Кемеровской  области,  заинтересованными   территориальными   органами
федеральных структур,  органами местного самоуправления, ведомствами и
организациями.

                    2. Порядок формирования группы

     2.1. Группу формирует и возглавляет руководитель предприятия.
     2.2. В  группу  входят  наиболее квалифицированные специалисты по
водо-,   электро-,   энерго-,   газоснабжению,   пожарной   и    общей
безопасности,    физической    охраны,   мобилизационной   готовности,
режимно-секретного органа и другие компетентные специалисты объекта.

                      3. Основные задачи группы

     3.1. Разработка пакета документов по антитеррористической  защите
объекта, в который входят:
     - паспорт  безопасности   и   антитеррористической   защищенности
объекта, согласованный с местным подразделением МЧС (прилагается);
     - план охраны и обороны объекта;
     - должностные    инструкции    руководящему    составу   объекта,
дежурно-диспетчерскому и всему  персоналу  объекта  при  возникновении
различных чрезвычайных ситуаций террористического характера.
     3.2. Постоянный мониторинг за обстановкой на объекте.
     3.3. Выявление   мест   повышенной   диверсионной   уязвимости  и
обеспечение их безопасности.
     3.4. Прогнозирование   возможных   последствий   при   совершении
террористических актов.
     3.5. Определение   масштабов   разрушений   и   порядка  действий
персонала по локализации последствий.
     3.6. Организация  и  проведение  учений по отработке практических
навыков действий персонала при  возникновении  различных  чрезвычайных
ситуаций террористического характера.
     3.7. Предупредительно-профилактической   работа   в   коллективах
предприятия.
     3.8. Организация взаимодействия с правоохранительными органами.

                        4. Группа имеет право:

     4.1. В пределах своей  компетенции  запрашивать  у  руководителей
подразделений   предприятия   документы  и  иную  информацию,  имеющую
отношение к антитеррористической деятельности.
     4.2. На  плановой  основе  (не  реже  1 раза в полгода) проводить
тренировки по  отработке  действий  персонала  и  должностных  лиц  по
различным сценариям возможных террористических актов.
     4.3. По результатам проверок составлять  соответствующие  акты  с
оценкой  состояния  антитеррористической  безопасности подразделения и
рекомендациями по совершенствованию  организации  антитеррористических
мероприятий.
     4.4. В случае выявления грубых  нарушений  положений  нормативных
правовых  актов  Российской  Федерации,  Кемеровской области,  а также
внутриведомственных  документов  по  вопросам  борьбы  с   терроризмом
незамедлительно принимать меры по их устранению.
     4. 5.  Проводить работу с коллективом предприятия по  разъяснению
требований антитеррористической безопасности.

                          5. Группа обязана:

     5.1. Выполнять  поручения  и указания руководителя предприятия по
обеспечению антитеррористической безопасности объекта.
     5.2. Разрабатывать  и  утверждать  у  руководителя  объекта  план
работы группы на текущий квартал.
     5.3. К   5   числу  месяца,  следующего  за  отчетным  кварталом,
предоставлять руководителю отчет о проделанной работе.
     5. 4.   Обеспечить   по  запросам  антитеррористических  комиссий
муниципального   образования   и   Кемеровской   области    подготовку
соответствующих материалов.
     5. 5.     Обеспечить     хранение     все     документации     по
антитеррористической  защите  объекта,  своевременное  внесение  в нее
корректив.



                                                        Приложение N 3
                                           к распоряжению Главы города
                                                   от 13.05.03 N 472-р


                                                      ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ
                                                     (в соответствии с
                                                 содержанием паспорта)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                          (звание, фамилия и инициалы,
                                                 подпись руководителя)



                    ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ 
                  опасного производственного объекта
                  __________________________________
                        (наименование объекта)

                              Аннотация

     1. Сведения о разработчиках паспорта.
     2. Источники информации.
     3. Дата  завершения разработки паспорта или обновления включенных
в него сведений.

                 Раздел 1. Общие сведения об объекте

     1.1. Профиль    опасности     объекта     (химически     опасный,
взрыво- пожароопасный, гидродинамически   опасный   и   др.),   объект
жизнеобеспечения.
     1.2. Полное и сокращенное наименования объекта.
     1.3. Почтовый адрес, телефон, факс, телетайп.
     1.4. Ведомственная принадлежность.
     1.5. Вышестоящая (головная) организация:
     1.5.1. Полное наименование.
     1.5.2. Почтовый адрес, телефон, факс, телетайп.
     1.6. Форма   собственности   (федеральная,   субъекта  федерации,
муниципальная, частная и др.); для акционерных обществ и товариществ -
доля органов государственной власти в уставном фонде объекта.
     1.7. Должностные  лица  объекта  с  указанием   фамилии,   имени,
отчества, рабочих и домашних телефонов:
     1.7.1. Руководитель объекта.
     1.7.2. Начальник штаба гражданской обороны объекта.
     1.7.3. Заместитель руководителя объекта по  режиму  (руководитель
службы безопасности объекта).
     1.8. Размещение   объекта    по    отношению    к    транспортным
коммуникациям:
     1.8.1. Наименование   ближайшей   железнодорожной    станции    и
расстояние от нее (км).
     1.8.2. Наименование  ближайшего  аэропорта,  военного  аэродрома,
вертолетной площадки и расстояние от них (км).
     1.8.3. Наименование  ближайшего  речного   (морского)   порта   и
расстояние от него (км).

          Раздел 2. Возможные аварийные ситуации на объекте
           в результате диверсионно-террористических акций

     2.1. Угроза  взрыва  (поджога)  или  взрыв  (поджог)  критических
установок или сооружений объекта:
     2.1.1. Наименование и  характеристика  опасного  вещества;  общее
количество   опасного   вещества,  используемого  (обращающегося)  или
хранящегося на объекте.
     2.1.2. Характер воздействия на организм человека, средства защиты
и меры первой помощи пострадавшим от воздействия вещества.
     2.1.3. Краткое      описание      технологического      процесса,
осуществляемого на критической установке  или  сооружении  объекта  (с
указанием  количества  и  физико-химических  параметров  используемого
опасного вещества).
     2.1.4. Условия   возникновения   и  сценарии  развития  аварий  в
результате    диверсионно-террористических    акций    (иллюстрируются
ситуационными планами).
     2.1.5. Оценка количества прореагировавшего  в  результате  аварии
опасного вещества (% общего количества опасного вещества).
     2.1.6. Оценка глубины (км) и площади  (кв.  км)  зоны  поражения,
образующейся в результате аварии.
     2.1.7. Оценка возможного числа пострадавших (в  т.ч.  смертельных
случаев) в случае аварии среди персонала и среди населения.
     2.1.8. Обеспеченность персонала объекта средствами индивидуальной
защиты.
     2.1.9. Наличие  укрытий  и  убежищ  для  персонала,  их   краткая
характеристика, готовность к приему укрываемых.
     2.2. Прекращение жизнеобеспечения критических  установок  объекта
или объекта в целом.
     2.2.1. Характеристика  жизнеобеспечения  объекта  и   критических
установок.
     2.2.2. Условия  возникновения  и  сценарии   развития   аварийных
ситуаций    на    объекте    в   результате   внезапного   прекращения
жизнеобеспечения  объекта  и  критических  установок   (иллюстрируются
ситуационными планами).
     2.2.3. Наличие замещающих стационарных  систем  жизнеобеспечения,
их краткая характеристика и время введения в действие.
     2. 2.4. Наличие аварийных систем жизнеобеспечения, обеспеченность
ими (типы систем, количество) и время введения в действие.
     2.3. Вывод  из  строя  или  несанкционированное  вмешательство  в
работу    автоматизированных    систем   управления   технологическими
процессами (АСУ ТП),  информационных и телекоммуникационных  систем  и
сетей:
     2.3.1. Системы защиты информации, применяемой в АСУ ТП:
     2.3.1.1. Наличие  систем  разграничения доступа,  идентификации и
аутентификации   в   системах   защиты    информации,    их    краткая
характеристика.
     2.3.1.2. Наличие контрольно-пропускной системы доступа к АСУ ТП и
ее оконечным устройствам.
     2.3.2. Наличие физических (гальванических) сопряжений  между  АСУ
ТП и информационными,  информационно - телекоммуникационными системами
и сетями объекта и его эксплуатирующей  и  вышестоящей  организациями,
характеристика сопряжений.
     2.3.3. Наличие доступа к АСУ ТП по внешним каналам связи (включая
доступ через глобальные компьютерные сети), его характеристика.
     2.3.4. Технические  решения,   исключающие   создание   аварийных
ситуаций на объекте с использованием АСУ ТП, их характеристика.
     2.3.5. Процедуры     проверки     внедрения     программных     и
программно-аппаратных  закладок в АСУ ТП,  характеристика используемых
при проверке приборов и методик.
     2.3.6. Условия   возникновения   и  сценарии  развития  аварий  в
результате несанкционированного вмешательства в работу АСУ ТП.
     2.4. Захват  центрального  диспетчерского  пункта  (ЦДП)  объекта
(взятие в заложники его персонала) и/или вывод его из строя.
     2.4.1. Возможные    сценарии    захвата    ЦДП    (иллюстрируются
ситуационными планами).
     2.4.2. Условия   возникновения  и  сценарии  развития  аварий  на
критических установках объекта в результате вывода ЦДП из строя.
     2.4.3. Количество персонала, обслуживающего ЦДП.
     2.4.4. Наличие резервных пунктов управления,  время,  необходимое
для передачи им функций управления технологическими процессами.
     2.5. Иные       аварийные       ситуации       в       результате
диверсионно-террористических   акций.   Сведения   представляются   по
усмотрению разработчика паспорта. Описание произвольное.

                     Раздел 3. Персонал объекта.

     3.1. Численность сотрудников:
     3.1.1. Общая по объекту.
     3.1.2. На критических установках (участках) объекта.
     3.2. Средняя заработная плата:
     3.2.1. В целом по объекту.
     3.2.2. На критических установках (участках) объекта.
     3.2.3. Наличие задержек в выплате зарплаты, срок задержки.
     3.3. Количество     сотрудников,    состоящих    на    учете    в
наркодиспансере:
     3.3.1. В целом по объекту.
     3.3.2. На критических установках (участках) объекта.
     3.4. Количество     сотрудников,    состоящих    на    учете    в
психоневродиспансере:
     3.4.1. В целом по объекту.
     3.4.2. На критических установках (участках) объекта.
     3.5. Национальный состав и гражданство сотрудников объекта:
     3.5.1. В целом по объекту.
     3.5.2. На критических установках (участках) объекта.
     3.5.3. Наличие в руководящем звене и в составе акционеров объекта
лиц  из  числа  иностранцев,  установочные  данные и осведомленность в
вопросах противодиверсионной и антитеррористической защиты объекта.

               Раздел 4. Силы и средства охраны объекта

     4.1. Параметры охраняемой территории:
     4.1.1. Площадь (кв. м).
     4.1.2. Периметр (м).
     4.1.3. Наличие запретных и/или режимных зон,  их площадь (кв. км)
и протяженность границ (м).
     4.1.4. Краткая  характеристика  местности  в  районе расположения
объекта (рельеф,  прилегающие лесные  массивы,  возможность  скрытного
подхода к объекту).
     4.2. Инженерные заграждения:
     4.2.1. Конструкция   и   параметры,  в  т.ч.  высота  (м),  общая
протяженность (м) ограждения.
     4.2.2. Сведения   об   оборудовании   ограждения  дополнительными
защитными средствами (колючая проволока,  шипы, металлические прутья и
др.).
     4.2.3. Наличие  контрольно-следовой  полосы,   ее   параметры   -
расстояние от ограждения (м), ширина (м), общая протяженность (м).
     4.2.4. Технические средства обнаружения и сигнализации периметра,
их характеристика.
     4.2.5. Контрольно-пропускные  пункты   для   прохода   персонала,
проезда автомобильного и железнодорожного транспорта,  оборудование их
техническими средствами контроля.
     4.2.6. Наличие  локальных  зон  безопасности,  характеристика  их
оборудования инженерно-техническими средствами охраны.
     4.3. Силы охраны:
     4.3.1. Организационная основа  охраны  (подразделение  внутренних
войск МВД России, подразделение Управления вневедомственной охраны МВД
России,  военизированная  охрана  предприятия,   служба   безопасности
предприятия,  частные  охранные  предприятия и др.),  в случае частных
охранных предприятий - его наименование,  адрес,  а также номер,  дата
выдачи и срок действия лицензии.
     4.3.2. Численность охраны (мужчин/женщин;  до  50  лет/старше  50
лет).
     4.3.3. Характеристика  группы  быстрого  реагирования  (ГБР)  или
тревожной (резервной) группы (численность ГБР;  вооружение ГБР;  время
прибытия ГБР от места  постоянной  дислокации  до  наиболее  удаленных
точек объекта; оценка уровня подготовленности).
     4.3.4. Наличие планов по усилению охраны в критических  ситуациях
собственными  силами  или  за  счет подразделений внутренних войск МВД
России, Минобороны России и др., их характеристика.
     4.3.5. Местоположение   и   оборудование   караульного  помещения
(центрального пункта охраны или др.).
     4.4. Средства охраны:
     4.4.1. Стрелковое оружие (тип, количество).
     4.4.2. Защитные средства (тип, количество).
     4.4.3. Специальные средства (тип, количество).
     4.4.4. Служебные собаки (есть,  нет),  если есть - сколько, какой
породы.
     4.5. Организация связи:
     4.5.1. Между постами.
     4.5.2. Между постами и центральным пунктом охраны.
     4.5.3. Между  центральным  пунктом,   диспетчерской   объекта   и
командованием более высокого уровня.
     4.6. Наличие  на  объекте  добровольной  народной   дружины,   ее
численность, функциональные обязанности по охране объекта.
     4.7. Зафиксированные  диверсионно-террористические  проявления  в
отношении объекта, их краткая характеристика.
     4.8. Оценка надежности охраны объекта и способности противостоять
попыткам проникновения на него диверсионно - террористической группы.

                Раздел 5. Осуществляемые (планируемые)
             мероприятия по усилению противодиверсионной
                 защиты и снижению уязвимости объекта

     5.1. Первоочередные, неотложные мероприятия:
     5.1.1. Усиление охраны периметра объекта и  уязвимых  участков  и
сооружений.
     5.1.2. Оборудование локальных зон безопасности.
     5.1.3. Увеличение  численности,  вооруженности  и  т.д.  охранных
подразделений.
     5.1.4. Другие мероприятия.
     5.2. Долгосрочные мероприятия,  требующие длительного  времени  и
значительных финансовых затрат:
     5.2.1. Переоборудование на безопасные технологии.
     5.2.2. Мероприятия  по  снижению  количества используемых опасных
веществ.
     5.2.3. Установка современных систем инженерно-технических средств
охраны.
     5.2.4. Другие мероприятия.

               Раздел 6. Обеспечение режима секретности

     6.1. Наличие    на   объекте   режимно-секретного   органа,   его
численность (штатная/фактическая).
     6.2. Наличие    объектового    перечня   сведений,   составляющих
государственную тайну,  его реквизиты (номер приказа и  дата,  которым
введен или утвержден).
     6.3. Наличие  на  объекте  сотрудников,  допущенных  к  работе  с
документами и материалами, их количество по I, II, III формам допуска.
     6.4. Меры  по  обеспечению  режима  секретности   и   сохранности
секретных сведений в условиях чрезвычайных ситуаций на объекте.

                     Раздел 7. Ситуационные планы

     7.1.  Ситуационные планы содержат обозначения:
     участков и   установок    объекта,    критичных    в    отношении
диверсионно-террористических акций, возможные подходы к ним, в т.ч. по
скрытым и подземным коммуникациям;
     размещения  инженерных сооружений охраны объекта;
     расположения постов охраны;
     места скрытного  сосредоточения  ГБР и маршрутов выдвижения ГБР к
элементам инженерных сооружений и к уязвимым элементам объекта;
     места расположения штаба операции;
     подходящих инженерных   коммуникаций    (теплотрасс,    проходных
тоннелей с коммуникациями, канализации, водоподводящих каналов и др.);
     предполагаемых маршрутов      продвижения      диверсионно      -
террористических групп к уязвимым элементам объекта;
     зон возможного поражения с указанием  численности  людей  в  этих
зонах и времени достижения поражающих факторов;
     секторов и  участков  объекта,  на   которых   нельзя   применять
огнестрельное оружие, взрывчатые и специальные средства;
     помещений и сооружений  объекта,  в  которых  затруднено  или  не
возможно использование УКВ- радиосвязи.



                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
             ПО РАЗРАБОТКЕ ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА
                  (ПРЕДПРИЯТИЯ) КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1. Настоящий    порядок    разработки   паспорта   безопасности
подготовлен    на     основании     "Материалов     по     организации
антитеррористической     деятельности    муниципальных    образований"
(Московская область, 2002 год).
     1.2. Паспорт         безопасности         объекта        является
информационно-справочным документом, определяющим готовность объекта к
предупреждению  и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, включая
диверсионного характера.
     Настоящий документ    устанавливает    основные    требования   к
построению,  изложению,  содержанию,  оформлению паспорта безопасности
объекта.  Он распространяется на предприятия (объекты), использующие в
производственном процессе,  научных  исследованиях,  хранящие  опасные
(аварийно-,    химически-,   взрывопожаро-,   ядовитые,   отравляющие)
вещества,   биологически   опасные   объекты,    а    также    объекты
жизнеобеспечения.
     1.3. Перечень предприятий, подлежащих паспортизации, утверждается
Антитеррористической комиссией Кемеровской области.
     1.4. Разработку  паспорта  безопасности  производит   руководство
объекта   (предприятия)   с   привлечением  специалистов  и  с  учетом
рекомендаций надзорных органов.
     1.5. Паспорт  безопасности  объекта  составляют  по  состоянию на
начало января текущего года  и  дополняют  или  корректируют  по  мере
необходимости,  с внесением изменений во все экземпляры. Переоформляют
паспорт безопасности объекта через 5 лет.
     1.6. При   заполнении   форм   паспорта   безопасности   объектам
разрешается   включать   дополнительную   информацию   с   учетом   их
особенностей.
     1.7. Паспорт безопасности объекта в обязательном порядке подлежит
согласованию с местным подразделением МЧС.
     1.8. Паспорт безопасности объекта составляется в трех экземплярах
и  представляется  в ГУ по делам ГО и ЧС Кемеровской области,  ГО и ЧС
муниципального образования. Один экземпляр остается на объекте.
     1.9. Паспорт безопасности объекта подлежит пересмотру в случаях:
     - изменения условий функционирования предприятия, влияющих на его
безопасность;
     - изменения  требований  по  обеспечению   защиты   населения   и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - в особых случаях по решению ГУ по делам  ГО  и  ЧС  Кемеровской
области в установленные сроки;
     - не реже одного раза в пять лет.
     1.10. Предприятия    (объекты,    организации),    подлежащие   в
соответствии  с  требованиями  Федерального  закона  "О   промышленной
безопасности" декларированию безопасности,  должны разработать паспорт
безопасности    по    разделам,    связанным    с     противодействием
террористическим (диверсионным) акциям.
     1.11. Предприятия,   разработавшие   с   1994    г.    Декларации
безопасности,  но не подпадающие по требованиям Федеральных нормативов
под декларируемые,  срок действия деклараций которых истек,  а так  же
имеющие  значительное  количество замечаний в экспертном заключении по
Декларациям, должны разработать Паспорт безопасности в полном объеме.

                       2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

     2.1. Чрезвычайная ситуация - состояние,  при котором в результате
возникновения  источника  ЧС  на объекте,  определенной территории или
акватории  нарушаются  нормальные  условия   жизни   и   деятельности,
возникает  угроза  жизни  и здоровью людей,  наносится ущерб имуществу
населения, народному хозяйству и окружающей природной среде. Различают
чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные,  техногенные,
биолого-социальные и военные) и по масштабам (ГОСТ Р 22.0.02.БЧС).
     2.2. Потенциально опасный объект - объект, на котором используют,
производят,  перерабатывают,  хранят или транспортируют радиоактивные,
пожаро- взрывоопасные, опасные химические  и  биологические  вещества,
создающие  реальную  угрозу   возникновения   источника   чрезвычайной
ситуации (ГОСТ Р 22.0.02.БЧС).
     2.3. Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное  явление,
авария  или опасное техногенное происшествие,  широко распространенная
инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных, и растений,
а  также  применение современных средств поражения,  в результате чего
произошла  или  может  возникнуть  чрезвычайная   ситуация   (ГОСТ   Р
22.0.02.БЧС).
     2.4. Авария -  опасное  техногенное  происшествие,  создающее  на
объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью
людей и приводящее к разрушению  зданий,  сооружений,  оборудования  и
транспортных  средств,  нарушению  производственного или транспортного
процесса,  а также к нанесению ущерба окружающей природной среде (ГОСТ
Р 22.0.05-94 БЧС).
     2.5. Особо  опасное  производство  -  участок,  установка,   цех,
хранилище,   склад,   станция  или  другое  производство,  на  котором
одновременно  используют,  производят,  перерабатывают,   хранят   или
транспортируют потенциально опасные вещества (СП 11-107-98).
     2.6. Зона чрезвычайной ситуации - территория  или  акватория,  на
которой в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации или
распространения   его   последствий   из   других   районов   возникла
чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.02.БЧС).
     2.7. Предупреждение   чрезвычайных   ситуаций   -    совокупность
мероприятий,  проводимых  органами  исполнительной  власти  Российской
Федерации  и  ее  субъектами,  органами  местного   самоуправления   и
организационными  структурами  РСЧС,  направленных  на  предотвращение
чрезвычайных ситуаций и уменьшение масштабов их последствий  в  случае
возникновения (ГОСТ Р 22.0.02. БЧС).
     2.8. Потенциально опасное вещество,  опасное вещество - вещество,
которое  вследствие  своих физических,  химических,  биологических или
токсикологических свойств предопределяет собой опасность для  жизни  и
здоровья  людей,  сельскохозяйственных  животных  и  растений  (ГОСТ Р
22.0.05-94. БЧС).
     2.9. Поражающий   фактор   источника   техногенной   чрезвычайной
ситуации  -  составляющая   опасного   происшествия,   характеризуемая
физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями,
которые определяются или выражаются соответствующими параметрами (ГОСТ
Р 22.0.05-94.БЧС).
     2.10. Зона заражения  -  территория  или  акватория,  в  пределах
которой  распространены  или  куда  привнесены  опасные  химические  и
биологические вещества в количествах,  создающих опасность для  людей,
сельскохозяйственных  животных  и  растений  в  течение  определенного
времени (ГОСТ Р 22.0.05-94.БЧС).
     2.11. Гидродинамическая   авария  -  авария  на  гидротехническом
сооружении,    связанная    с    быстрым    (скоростным,     напорным)
распространением  воды  и  создающая  угрозу возникновения техногенной
чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.05-94.БЧС).
     2.12. Защита  населения  -  комплекс  взаимосвязанных  по  месту,
времени проведения,  цели,  ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на
устранение  или  снижение  на  пострадавших территориях до приемлемого
уровня угрозы жизни и  здоровью  людей  в  случае  реальной  опасности
возникновения  или  в  условиях  реализации опасных и вредных факторов
стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф (ГОСТ Р 22.3.03).
     2.13. Ликвидация   чрезвычайных  ситуаций  -  проведение  в  зоне
чрезвычайной ситуации и прилегающих к ней районах силами и  средствами
ликвидации  последствий  чрезвычайных  ситуаций  всех видов разведки и
неотложных работ,  а также организация жизнеобеспечения  пострадавшего
населения и личного состава этих сил (ГОСТ Р 22. 0.02. БЧС).

                 3. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ
                       В ПАСПОРТЕ БЕЗОПАСНОСТИ

     1. Структура паспорта безопасности объекта:
     1.1. Паспорт  безопасности объекта включает следующие структурные
элементы:
     - Титульный лист.
     - Аннотация.
     - Оглавление.
     - Раздел 1. Общие положения.
     - Раздел 2. Персонал предприятия.
     - Раздел 3. Анализ безопасности.
     - Раздел    4.    Обеспечение    безопасности    функционирования
предприятия.
     - Раздел 5. Выводы.
     -  Раздел 6. Ситуационные планы.
     Перечень использованных источников информации
     Приложения:
     - Форма титульного листа.
     - Информационный лист.
     2. Требования   к   структурным   элементам  паспорта  и  составу
информации:
     2.1. титульный лист паспорта безопасности объекта:
     2.1.1. Титульный  лист  является  первой  страницей  паспорта   и
содержит информацию, необходимую для поиска и регистрации паспорта.
     2.2. Аннотация содержит:
     1. Сведения о разработчиках паспорта безопасности
     2. Обоснование разработки паспорта.
     3. Краткое  изложение  основных  разделов паспорта безопасности с
указанием основных потенциальных опасностей.
     4. Дату  завершения разработки паспорта или обновления включенных
в него сведений.
     2.3. Оглавление  включает  наименование  всех разделов паспорта с
указанием страниц, с которых начинаются эти разделы.
     2.4. Раздел 1. Общие сведения об объекте должен содержать:
     2.4.1. Реквизиты организации:
     - полное и сокращенное наименование организации;
     - почтовый адрес, телефон, факс, телетайп;
     - наименование вышестоящего органа с указанием адреса, телефона;
     - форма собственности,  для акционерных  обществ  и  товариществ,
доля органов государственной власти в уставном фонде объекта;
     - должностные лица объекта с указанием фамилии,  имени, отчества,
рабочих и домашних телефонов:
     - руководитель объекта;
     - главный инженер объекта;
     - начальник штаба гражданской обороны объекта;
     - заместитель руководителя объекта по режиму (руководитель службы
безопасности).
     2.4.2. Подраздел 2.4.2. должен содержать следующие сведения:
     - профиль   опасности    объекта    (химически,    пожаровзрыво-,
биологически,     гидродинамически     опасный     и    др.,    объект
жизнеобеспечения);
     - наименования обращающихся на предприятии опасных веществ;
     - размеры запасов опасных веществ, условия их доставки, хранения,
отгрузки;
     - воздействие  поражающих  факторов  (влияние   последствий)   на
население и территории в случае возникновения ЧС;
     - сведения о включении предприятия  в  государственный  реестр  и
перечни   потенциально   опасных  объектов  и  производств  Московской
области;
     - страховые   сведения   (наименование   и  адрес  организации  -
страховщика, его страховые лицензии);
     - перечень  договоров страхования (их видов с указанием страховых
сумм);
     - сведения  о  лицензиях  на  опасные виды деятельности (перечень
имеющихся и необходимых лицензий на  виды  деятельности,  связанные  с
эксплуатацией опасного объекта);
     2.4.3. Сведения о местоположении объекта должны включать:
     - размеры и границы территории объекта;
     - характеристику местности, на которой расположен объект,
     - размеры и границы санитарно-защитных или охранных зон объекта;
     - размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям;
     - наименование  ближайшей железнодорожной станции и расстояние до
нее (км);
     - расстояние от селитебных зон, предприятий, организаций;
     - численность и состав  проживающего  вблизи  объекта  населения,
которое может оказаться в районах поражающих факторов;
     - наличие и вместимость находящихся в  зоне  действия  поражающих
факторов  мест  массового  скопления людей (рынков,  больниц,  детских
опасных веществ);
     - наличие Декларации безопасности.
     2.5. Раздел.  2.  Персонал предприятия должен содержать следующие
сведения:
     2.5.1. Численность сотрудников по объекту:
     - общую;
     - на критических установках;
     - наибольшую численность работающей смены.
     2.5.2. Средняя заработная плата:
     - в целом по объекту;
     - на критических установках;
     - наличие задержек в выплате зарплаты, срок задержки.
     2.5.3. Количество   сотрудников,    состоящих    на    учете    в
наркодиспансере:
     - в целом по объекту;
     - на критических установках.
     2.5.4. Количество   сотрудников,    состоящих    на    учете    в
психодиспансере:
     - в целом по объекту;
     - на критических установках.
     2.5.5. Национальный состав и гражданство сотрудников объекта:
     - в целом по объекту;
     - на критических установках;
     - наличие  в руководящем звене и в составе акционеров объекта лиц
из числа иностранцев,  установочные  данные  и  осведомленность  их  в
вопросах противодиверсионной и антитеррористической защиты объекта.
     2.6. Раздел 3. Анализ безопасности объекта должен содержать:
     - характеристику опасных веществ;
     - данные о технологии и аппаратном оборудовании;
     - анализ риска аварий.
     2.6.1. Характеристика опасных веществ должна включать:
     - наименование вещества (веществ);
     - формулу;
     - агрегатное состояние;
     - вид;
     - класс опасности;
     - общие данные  (физико-химические  характеристики:  молекулярный
вес,  температуру кипения,  замерзания,  летучесть, плотность, запах и
др.,  а  также  пути  проникновения  в   организм,   устойчивость   на
местности);
     - токсичность;
     - сведения о реакционной способности и коррозийной активности;
     - сведения о пожаро- и взрывоопасности;
     - сведения    о   штаммах   микроорганизмов,   их   патогенности,
способности создавать эпидемиологическую обстановку;
     - сведения   о  воздействии  на  людей  и  территории  поражающих
факторов (последствий ЧС);
     - меры и средства защиты людей;
     - способы оказания первой медицинской помощи.
     2.6.2. Данные  о  технологии  и  аппаратном  оборудовании  должны
включать:
     - сведения  о  техническом состоянии оборудования,  %  износа,  о
применяемых технологиях, их соответствии мировому уровню;
     - краткое описание технологического процесса,  осуществляемого на
критической  установке  или   сооружении   (с   указанием   данных   о
распределении опасных веществ по оборудованию);
     - план  размещения  основного  технологического  оборудования,  в
котором обращается опасное вещество.
     2.6.3. Анализ риска аварий должен содержать сведения о  возможных
аварийных      ситуациях      на     объекте,     включая     ситуации
диверсионно-террористического происхождения, в том числе:
     - сведения об известных авариях;
     - анализ условий возникновения и развития аварий;
     - оценку риска аварий.
     2.6.3.1 Сведения об известных авариях должны включать:
     - данные об авариях и неполадках, имевших место на данном объекте
и на других аналогичных объектах,  связанных  с  обращающимся  опасным
веществом (веществами);
     2.6.3.2. Анализ условий возникновения и  развития  аварий  должен
содержать:
     - выявление возможных причин возникновения и  развития  аварийных
ситуаций   с   учетом  отказов  и  неполадок  оборудования,  возможных
ошибочных  действий  персонала,  внешних  воздействий   природного   и
техногенного  характера.  Сценарии  возможных  аварий  (иллюстрируется
ситуационными планами);
     - анализ  условий  возникновения  и  сценарии  развития  аварий в
результате   диверсионно-террористического    акций    (иллюстрируется
ситуационными планами);
     - оценку количества  опасных  веществ,  выброс  (розлив)  которых
возможен при чрезвычайных ситуациях;
     - определение  возможных  последствий  чрезвычайных  ситуаций   с
учетом их вероятности;
     - обоснование  применяемых   для   оценки   физико-математических
моделей и методов расчета;
     - оценку  глубины  (км)  и  площади  (кв.  км)   зон   поражения,
образующихся в результате аварий при различных сценариях аварий;
     - оценку  возможного  числа  пострадавших  с  учетом   смертельно
пораженных среди персонала и населения;
     - блок-схему анализа вероятных сценариев возникновения и развития
аварий, содержащую отображение по стадийного развития аварий на разных
уровнях в зависимости от масштабов и тяжести последствий.
     Для гидродинамически опасных объектов:
     - оценку площади зовы затопления  (кв.  км)  и  протяженности  ее
границ (км),  количества населения,  попадающего в зону затопления,  в
случае гидродинамической аварии;
     - соответствие   фактических   объектов  и  состава  складируемых
отходов  и  жидкостей  проектным,  в  случае  превышения  -  отношение
фактических и проектных объемов;
     - условия возникновения  и  сценарии  развития  гидродинамической
аварии     в     результате     диверсионно-террористического    актов
(иллюстрируется ситуационными планами);
     - наличие   технических   решений,  направленных  на  обеспечение
устойчивости сооружения и смягчение  последствий  аварий,  их  краткая
характеристика.
     Данные о возможных ЧС в результате  прекращения  жизнеобеспечения
критических установок объекта или объекта в целом, а также:
     - характеристику   жизнеобеспечения   объекта    и    критических
установок;
     - условия возникновения и сценарии развития аварийных ситуаций на
объекте в результате внезапного прекращения жизнеобеспечения объекта и
критических установок (иллюстрируется ситуационными планами);
     - наличие  замещающих  стационарных  систем жизнеобеспечения,  их
краткая характеристика и время введения в действие;
     - наличие  аварийных систем жизнеобеспечения,  обеспеченность ими
(типы систем, количество) и время введения в действие.
     Анализ ситуации в случае вывода из строя или несанкционированного
вмешательства   в   работу   автоматизированных   систем    управления
технологическими     процессами    (АСУ    ТП),    информационных    и
телекоммуникационных систем и сетей:
     - системы защиты информации, применяемой в АСУ ТП;
     - наличие   систем   разграничения   доступа,   идентификации   и
аутентификации    в    системах    защиты   информации,   их   краткая
характеристика;
     - наличие  контрольно-пропускной  системы  доступа  к АСУ ТП и ее
оконечным устройствам;
     - наличие  физических  (гальванических) сопряжений между АСУ ТП и
информационными,   информационно-телекоммуникационными   системами   и
сетями  объекта  и  его  эксплуатирующей и вышестоящими организациями,
характеристика сопряжений;
     - наличие  доступа  к  АСУ  ТП по внешним каналам связи,  включая
доступ через глобальные компьютерные сети, его характеристика;
     - технические решения, исключающие создание аварийных ситуаций на
объекте с использованием АСУ ТП, их характеристика;
     - процедуры   проверки   внедрения  программных  и  программно  -
аппаратных закладок в АСУ ТП, характеристика используемых при проверке
приборов и методик;
     - условия возникновения и сценарии развития аварий  в  результате
несанкционированного вмешательства в работу АСУ ТП.  Оценку ситуации в
случае  захвата  центрального  диспетчерского  пункта  (ЦДП)   объекта
(взятие в заложники его персонала) и/или вывод его из строя:
     - возможные сценарии захвата  ЦДП  (иллюстрируется  ситуационными
планами);
     - условия возникновения и сценарии развития аварий на критических
установках объекта в результате вывода ЦДП из строя;
     - количество персонала, обслуживающего ЦДП;
     - наличие  резервных пунктов управления,  время,  необходимое для
передачи им функций управления технологическими процессами.
     Сведения об     иных    аварийных    ситуациях    в    результате
диверсионно-террористических   акций.   Сведения   представляются   по
усмотрению разработчиков паспорта. Описание произвольное.
     Оценку возможного  ущерба   в   результате   наиболее   вероятных
чрезвычайных ситуаций на объекте.
     2.6.3.3. Оценка риска аварий.
     Оценка риска  аварий  включает  сведения  по  оценке  вероятности
причинения  вреда  персоналу  предприятия,  населению,   предприятиям,
транспортным  коммуникациям,  попадающим в зону ЧС,  ущербу имуществу,
окружающей среде.
     2.7. Раздел    4.   Обеспечение   безопасности   функционирования
предприятий должен содержать:
     1. Сведения   об   обеспечении  требований  по  защите  персонала
предприятий, населения и территорий от возможных ЧС;
     2. Силы и средства охраны объекта.
     2.7.1. Сведения об обеспечении  требований  по  защите  персонала
предприятий,  населения  и территорий от возможных ЧС должны содержать
следующее:
     - сведения о выполнении требований нормативно-правовых документов
федерального   и   городского    уровней,    руководящих    документов
территориальных   органов   по   защите   населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций;
     - сведения   о   наличии  планов  действий  по  предупреждению  и
ликвидации ЧС в мирное время;
     - соответствие   планов  требованиям  нормативных  и  руководящих
документов МЧС РФ. Дату составления и последней корректировки;
     - сведения   о  периодичности  учений,  приближенных  к  реальной
обстановке и подтверждающих реальность планов;
     - данные  (наличие  приказов)  по  организации  мероприятий  и по
разграничению обязанностей руководящего состава объекта при выполнении
предупредительных мероприятий, а также в случае угрозы в возникновении
ЧС;
     - наличие  приказов  по  организации  КЧС  объекта (предприятия),
определяющих ее  состав  в  задачи  при  выполнении  предупредительных
мероприятий в случае возникновения ЧС;
     - обеспеченность персонала  средствами  индивидуальной  защиты  и
контроля, условия хранения, периодичность проверки;
     - наличие систем оповещения и связи, локальных систем оповещения,
порядка оповещения с датами утверждения или последней корректировки;
     - сведения о системе производственного  контроля  за  соблюдением
требований аварийной безопасности;
     - наличие автоматического контроля концентраций опасных веществ и
систем автоматической сигнализации о превышении допустимых норм;
     - наличие  автоматических   систем   регулирования,   блокировок,
аварийной  рассечки  технологической  системы,  локализации  аварийных
выбросов (выливов), противопожарных систем и др.;
     - наличие   сил  и  средств  (их  состав)  для  предупреждения  и
ликвидации   ЧС,   систем    взаимодействия    со    службами    ГОЧС,
территориальными службами;
     - сведения   о   материальных   и   финансовых    ресурсах    для
предупреждения и ликвидации ЧС;
     - сведения  о  профессиональной  и  противоаварийной   подготовке
персонала с указанием регулярности проверки знаний;
     - наличие укрытий и убежищ для персонала и краткая характеристика
готовности к приему укрываемых;
     - сведения о наличии автотранспорта с  учетом  его  готовности  к
проведению эвакуационных мероприятий;
     - сведения о  железнодорожных  подъездных  путях  и  дорогах  для
проезда   автотранспорта   с   учетом  возможного  подхода  к  объекту
аварийно-спасательной техники;
     - сведения  о  выполнении  требований  (предложений)  комиссий по
проверке  безопасности   функционирования   объекта,   предписаний   и
распоряжений надзорных органов;
     - перечень  проведенных  экспертиз  промышленной  безопасности  с
указанием экспертных организаций;
     - сведения   о   соответствии   условий   эксплуатации    объекта
требованиям   нормативов   и  правил  с  их  указанием,  периодичности
освидетельствования оборудования и контрольно-измерительных приборов.
     2.7.2. Силы и средства охраны объекта должны включать:
     1. Параметры охраняемой территории:
     - площадь (кв. км);
     - периметр (м);
     - наличие  запретных  в/или режимных зон,  их площадь (кв.  км) и
протяженность границ (м);
     - краткая  характеристика местности в районе расположения объекта
(рельеф,  прилегающие лесные массивы,  возможность скрытного подхода к
объекту).
     2. Инженерные заграждения:
     - конструкция н параметры, в т.ч. высота (м), общая протяженность
(м) ограждения;
     - сведения  об  оборудовании ограждения дополнительными защитными
средствами (колючая проволока, шипы, металлические прутья и др.);
     - наличие  контрольно-следовой полосы,  ее параметры - расстояние
от ограждения (м), ширина (м), общая протяженность (м);
     - технические  средства обнаружения и сигнализации периметра,  их
характеристика;
     - контрольно-пропускные  пункты  для  прохода персонала,  проезда
автомобильного  и   железнодорожного   транспорта,   оборудование   их
техническими средствами контроля;
     - наличие   локальных   зон   безопасности,   характеристика   их
оборудования техническими средствами охраны.
     3. Силы охраны:
     - организационная  основа  охраны (подразделение внутренних войск
МВД России,  подразделение Управления  вневедомственной  охраны    МВД
России,   военизированная   охрана  предприятия,  служба  безопасности
предприятия,  частные охранные предприятия и  др.)  в  случае  частных
охранных предприятий - его наименование,  адрес,  а также номер,  дата
выдачи и срок действия лицензии;
     - численность охраны (мужчин/женщин, до 50 лет/старше 50 лет);
     - характеристика группы быстрого реагирования (ГБР или  тревожной
(резервной)  группы (численность ГБР,  вооружение ГБР,  время прибытия
ГБР  от  места  постоянной  дислокации  до  наиболее  удаленных  точек
объекта, оценка уровня подготовленности);
     - наличие планов  по  усилению  охраны  в  критических  ситуациях
собственными  силами  или  за  счет подразделений внутренних войск МВД
России, Минобороны России и др., их характеристика;
     - местоположение    и    оборудование    караульного    помещения
(центрального пункта охраны или др.);
     4. Средства охраны:
     - стрелковое оружие (тип, количество);
     - защитные средства (тип, количество);
     - специальные средства (тип, количество);
     - служебные  собаки  (есть,  нет),  если  есть  - сколько,  какой
породы.
     5. Организацию связи:
     - между постами;
     - между постами и центральным пунктом охраны;
     - между  центральным  пунктом  охраны,  диспетчерской  объекта  и
командованием более высокого уровня.
     6. Наличие  на  объекте   добровольной   народной   дружины,   ее
численность, функциональные обязанности по охране объекта:
     - зафиксированные   диверсионно-террористические   проявления   в
отношении объекта, их краткая характеристика;
     - оценка надежности охраны объекта  и  способности  противостоять
попыткам проникновение на него диверсионно-террористической группы.
     2.8. Раздел 5. Выводы должен содержать:
     - обобщенную  оценку  уровня  безопасности  с указанием факторов,
оказывающих наибольшее влияние на показатели риска.
     - перечень  определенных  нормативными и руководящими документами
федерального в городского уровня  требований,  надзорными  органами  и
комиссиями  предписаний  и предложений,  необходимых для реализации на
объектах в целях повышения безопасности;
     - планируемые   и   реализованные  предприятиями  мероприятия  по
предупреждению возможных ЧС различного происхождения  и  смягчению  их
последствий.
     2.9. Раздел 6. Ситуационные планы должен содержать:
     - графическое  отображение зон возможного заражения,  в том числе
самого опасного и вероятного;
     - описание сценариев возможных ЧС с указанием исходных данных.
     На "Ситуационных планах" должны быть отмечены:
     - территория объекта;
     - организации,  предприятия,  транспортные  коммуникации,   места
массового скопления людей,  водоемы,  другие объекты, на которые могут
оказать влияние поражающие факторы;
     - зоны  распространения  поражающих  факторов  при  возникновении
чрезвычайной ситуации на объекте.
     Перечень  использованных  источников информации:
     Перечень использованных источников  информации  должен  содержать
наименование   всех  нормативно-правовых,  методических,  литературных
источников, использованных при разработке паспорта.








Информация по документу
Читайте также