Расширенный поиск

Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.05.2007 № 515-р

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                         КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


              КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 04.05.07 N 515-р
г. Кемерово

О состоянии промышленной безопасности
на    предприятиях  угольной  отрасли
Кузбасса и мерах по ее улучшению



     В целях обеспечения  промышленной  безопасности  на  предприятиях
угольной отрасли Кузбасса:

     1. Утвердить прилагаемый протокол областного совещания по вопросу
"О  состоянии  промышленной  безопасности  на  предприятиях   угольной
отрасли   Кузбасса   и   мерах   по  ее  улучшению",  состоявшегося  в
Администрации Кемеровской области 27.03.2007.
     2. Контроль за исполнением  распоряжения оставляю за собой.
     3. Распоряжение вступает в силу с момента подписания.



     Губернатор
     Кемеровской области         А. Тулеев






                                                             Утвержден
                                                распоряжением Коллегии
                                     Администрации Кемеровской области
                                                 от 07.05.2007 N 515-р


                               ПРОТОКОЛ
                   областного совещания по вопросу
        "О состоянии промышленной безопасности на предприятиях
                  угольной отрасли Кузбасса и мерах
                           по ее улучшению"


     г. Кемерово                                            27.03.2007


     Председательствовал:

     Тулеев Аман Гумирович - Губернатор Кемеровской области

     В работе совещания принимали участие:

     Мазикин Валентин   Петрович   -  первый  заместитель  Губернатора
Кемеровской области

     Шатиров Сергей  Владимирович  -  Первый  заместитель председателя
Комитета Совета Федерации по промышленной политике

     Колесников Игорь Владиславович - главный федеральный инспектор  в
Кемеровской  области  аппарата  полномочного  представителя Президента
Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

     Кутьин Николай Георгиевич - заместитель руководителя  Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

     Щадов Владимир Михайлович - заместитель руководителя Федерального
агентства по энергетике

     Син Александр   Филиппович   -    генеральный    директор    ФГУП
"Военизированная горноспасательная и аварийно-спасательная часть"

     Халезин Александр   Павлович   -  прокурор  Кемеровской  области,
государственный советник юстиции 2 класса

     Мохначук Иван Иванович - председатель ЦК Росуглепрофсоюза

     Малахов Андрей Николаевич - руководитель Управления Ростехнадзора
по Кемеровской области

     Джигрин Анатолий   Владимирович  -  директор  по  научной  работе
Института горного дела им. А.А. Скочинского

     Кауфман Юрий  Алексеевич  -  председатель  федерации  профсоюзных
организаций Кузбасса

     собственники, руководители  и  представители  угольных компаний и
предприятий, научных организаций, начальники горно-технических отделов
Управления Ростехнадзора по Кемеровской области, командиры ОВГСО.
     Всего в работе совещания приняли участие  более 400 человек.

     ВЫСТУПИЛИ:

     Тулеев А.Г., Мазикин В.П., Малахов А.Н., Халезин А.П. Щадов В.М.,
Джигрин А.В., Син А.Ф., Мохначук И.И., Баскаков В.П.

     ОТМЕТИЛИ:

     Кузбасс это главный стратегический угольный регион России. В 2006
году здесь добыто 174,3 млн.  тонн угля. На долю Кузбасса в российской
экономике приходится 56,4 процента его добычи,  в том числе 81 процент
особо ценных коксующихся марок.
     Вместе с  ростом  объемов  производства  на предприятиях угольной
отрасли наметилась  четкая  тенденция  к  ежегодному  снижению  общего
травматизма на 300-400 случаев.  Общее количество несчастных случаев с
1997 года снизилось на 70  процентов,  смертельный  травматизм  на  65
процентов,  однако  полностью  исключить  гибель людей на производстве
пока не удается.  Особенно обострилась обстановка в этом  году  -  уже
погибли  126  шахтеров,  в  том числе 110 в результате аварии на шахте
"Ульяновская".
     Эта крупнейшая  в  истории  Кузбасса авария выявила ряд серьезных
проблем в угольной отрасли,  которые требуют решения  в  Правительстве
Российской Федерации и органах законодательной власти.
     Сегодня главная  проблема,  которая   требует   безотлагательного
решения  это  состояние законодательной и нормативно-методической базы
обеспечения безопасности ведения горных работ.
     За последние   10  лет  при  подземной  добыче  угля  значительно
возросли нагрузки на комплексный  механизированный  забой.  На  шахтах
России почти в четыре раза, а в Кузбассе в четыре-шесть раз. В связи с
этим существенно увеличились объемы выделения газа  метана  и  пыли  в
горные выработки.
     Осложняет ситуацию  наличие  противоречий  между  требованиями  и
нормами,   регулирующими   горные   отношения.   Многие  стандарты  не
пересматривались  более  20  лет.  Приостановлена  работа  по  проекту
базового  нормативного  документа,  которым  должен  стать федеральный
закон  "О  техническом  регулировании  безопасного  ведения  работ   в
угольной промышленности".
     Необходимы новые  нормативные  документы,  адекватно   отвечающие
требованиям  сегодняшнего  дня,  среди  которых в приоритетном порядке
должны  вступить  в  действие:  Методические  рекомендации  о  порядке
вентиляции  угольных  шахт  и Типовые технологические схемы вскрытия и
отработки угольных пластов.
     Не менее значимая проблема обеспеченность шахт квалифицированными
рабочими и инженерными кадрами. Сегодня в стране нет систематической и
обязательной     системы    обучения    рабочих,    руководителей    и
инженерно-технических   работников   шахт   методам   противоаварийной
устойчивости. Крайне важно в кратчайшие сроки создать и внедрить такую
систему.
     Решение кадрового вопроса напрямую связано с проблемой шахтерских
пенсий.  Подготовленный в Правительстве  Российской  Федерации  проект
федерального   закона   "О   дополнительном   социальном   обеспечении
работников угледобывающих организаций" требует детальной доработки  по
многим  параметрам.  Администрация  Кемеровской области готова активно
участвовать в этой  работе,  чтобы  максимально  ускорить  принятие  и
вступление в силу данного закона.
     Особую озабоченность   вызывает   состояние    академической    и
отраслевой наук.  Последние 15-20 лет финансирование фундаментальных и
прикладных исследований в области промышленной безопасности  и  охраны
труда ведется бессистемно и явно в недостаточных объемах.  Это привело
к подрыву  кадрового  и  материально-технического  потенциала  научных
учреждений  России  и Кузбасса,  занимающихся вопросами безопасности в
угольной  отрасли.  В  сложившихся  условиях  необходимо   разработать
программу научно-технического сопровождения безопасного ведения горных
работ в угольной промышленности.
     Одной из  основных  мер  по  предупреждению аварий,  связанных со
взрывами газа метана на шахтах,  является дегазация угольных  пластов,
проведение   которой   сдерживается   на  ряде  шахт  высокозатратными
технологиями.  Вместе с тем,  проекты на проведение дегазации угольных
пластов   с  извлечением  и  последующим  использованием  газа  метана
полностью подпадают под критерии Киотского  протокола.  Государство  в
этом  случае  должно максимально содействовать угольщикам в применении
механизмов указанного Протокола.
     Значимым фактором,  определяющим  безопасность шахтерского труда,
является  эффективность  государственного  надзора,   профилактической
работы  и  боеготовности горноспасательных частей (ВГСЧ),  где сегодня
остро  обозначился  ряд  проблем,  требующих  решения.  Преобразование
федеральных  органов  привело  к  тому,  что  ВГСЧ  сегодня  подчинено
Росимуществу,  которое не в состоянии как технически, так и нормативно
решать   проблемы   горноспасательного   обслуживания   угледобывающих
организаций и деятельности ФГУП "Военизированная  горноспасательная  и
аварийно-спасательная   часть".   Кроме  того,  ФГУП  "Военизированная
горноспасательная  и  аварийно-спасательная  часть"  включено  в  план
приватизации,  хотя Указом Президента Российской Федерации от 30.12.92
N 1702  военизированные   горноспасательные    части    не    подлежат
приватизации.
     Срочного решения  требует   также   вопрос   увеличения   размера
заработной   платы   работникам   Ростехнадзора.   Уровень   знаний  у
инспекторов  Ростехнадзора  ничуть  не  ниже  чем  у  любого  главного
инженера шахты, а заработная плата в разы меньше.
     Из-за крайне низкой рентабельности угледобычи, угольным компаниям
не  хватает  ни  собственных,  ни  заемных  ресурсов для осуществления
необходимых инвестиций без поддержки государства.  Несмотря на то, что
за  последние  годы  капиталовложения  в  угольную  отрасль Российской
Федерации превысили рекордные 130 млрд.  рублей, уровень инвестиций на
тонну добычи остается в два-три раза ниже, чем в других угледобывающих
странах.
     В связи  с  этим  представляется  крайне  важной целенаправленная
политика государства  по  стимулированию  инвестиционного  процесса  в
угольной   отрасли,   направленного  на  ее  коренную  модернизацию  и
приближение  к  мировым  стандартам  безопасности   и   эффективности.
Представляется,  что  по  ключевым мерам в этом направлении могут быть
следующие решения:
     1. Программа   компенсации   государством  процентных  ставок  по
кредитам, привлекаемым угледобывающими предприятиями на инвестиционные
цели,  уже показала свою эффективность и действенность. В связи с этим
представляется нецелесообразным ее предполагаемое прекращение  с  2008
года.  Напротив,  существует очевидная необходимость в расширении этой
программы в сравнении с 500 млн.  рублей в настоящее  время.  Реальную
потребность угольных предприятий в компенсации процентных ставок можно
оценить в сумму 1,5 2 млрд. рублей.
     2. Введение  дифференцированной  специфической  ставки  налога на
добычу полезных ископаемых (НДПИ)  для  угледобывающих  предприятий  в
зависимости  от  расположения  региона,  метанообильности и склонности
пластов к возгоранию также стало  бы  важным  фактором  дополнительных
инвестиций  в угольную отрасль.  Решение этого вопроса прямо связано с
целями сохранения человеческих  жизней  и  обеспечения  энергетической
безопасности  страны.  При  этом  опыт  применения  дифференцированной
ставки НДПИ в нефтяной отрасли показал успешность такой меры.
     Представляется возможной и полная отмена этого налога,  ввиду его
малой значимости для федерального бюджета.  В масштабах страны НДПИ на
уголь в совокупности не превышает 6 млрд.  рублей в год,  и затраты на
его сбор и администрирование сопоставимы с размером налога.
     3. Введение  механизма  ускоренной  амортизации с коэффициентом 3
для  основных  фондов   предприятий   угледобычи,   углеобогащения   и
переработки  углей,  предприятий угольной энергетики также может стать
инициированным  государством  важным  стимулом  для  как  можно  более
быстрого   технического   переоснащения  и  переоборудования  угольных
предприятий.

     РЕШИЛИ:

     1. Указать   собственникам   и    руководителям    угледобывающих
предприятий  Кузбасса  на  неудовлетворительную  работу по обеспечению
промышленной безопасности.
     Считать основным  источником  возникновения разрушительных аварий
со значительным числом пострадавших наличие  газа  метана  в  угольных
шахтах Кузнецкого бассейна.
     2. Поручить первому заместителю Губернатора  Кемеровской  области
В.П.  Мазикину  совместно  с  Управлением Ростехнадзора по Кемеровской
области (А.Н.  Малахов) с  привлечением  заинтересованных  федеральных
структур,   служб  Администрации  Кемеровской  области  и  руководства
угольных компаний:
     2.1. Подготовить  обращения в Правительство Российской Федерации,
Государственную Думу  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  и
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, включающие
перечень мер по недопущению аварий на шахтах  Кузбасса,  связанных  со
взрывами газа и угольной пыли.
     2.2. Обратиться   в   Правительство   Российской   Федерации    с
предложением поручить:
     2.2.1. Министерству  промышленности   и   энергетики   Российской
Федерации,   Министерству   здравоохранения   и  социального  развития
Российской Федерации,  Ростехнадзору совместно с Российской  академией
наук,   национальными   научно-исследовательскими   организациями   по
безопасному  ведению  работ  ускорить  разработку  и  представление  в
Государственную   Думу   и   Совет   Федерации  Федерального  Собрания
Российской  Федерации  проекта  федерального  закона  "О   специальном
техническом  регламенте  "О  безопасности  производственных  процессов
добычи,  обогащения и переработки  полезных  ископаемых",  а  также  в
период  2007-2009 гг.  разработать,  согласовать и ввести в действие в
установленном порядке необходимый пакет нормативных документов.
     2.2.2. Министерству   здравоохранения   и   социального  развития
Российской   Федерации   совместно   с   Ростехнадзором   восстановить
существовавшую      ранее      практику     повышения     квалификации
инженерно-технических работников угольных предприятий с периодичностью
не  реже  одного  раза в пять лет и обучения подземных рабочих шахт по
специальным программам.  Ускорить доработку  и  представление  проекта
федерального  закона  о  пенсиях  шахтеров  в Законодательное собрание
Российской Федерации.
     2.2.3. Министерству   промышленности   и   энергетики  Российской
Федерации, Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом
принять  необходимые  меры по реформированию и обеспечению нормального
функционирования национальных научно-исследовательских организаций  по
безопасному  ведению горных работ,  имея в виду НЦ ВостНИИ и РосНИИГД,
внеся изменения в Федеральное законодательство Российской Федерации  в
части    гарантированного    обязательного    финансирования   научных
исследований.
     2.2.4. Министерству   природных   ресурсов  Российской  Федерации
совместно  с  Министерством   экономического   развития   и   торговли
Российской   Федерации   разработать  и  представить  в  Правительство
Российской Федерации проект  постановления  "О  процедуре  утверждения
проектов совместного осуществления".
     2.2.5. Министерству  здравоохранения   и   социального   развития
Российской  Федерации  вернуться  к рассмотрению вопроса об увеличении
заработной платы инспекторского состава Ростехнадзора.
     2.2.6. Министерству   промышленности   и   энергетики  Российской
Федерации совместно  с  Министерством  финансов  Российской  Федерации
подготовить   предложения   Правительству   Российской   Федерации  по
формированию специализированного  управления  по  надзору  в  угольной
промышленности в составе Ростехнадзора.
     2.2.7. Ведомственно     подчинить      ФГУП      "Военизированная
горноспасательная, аварийно-спасательная часть" Федеральному агентству
по энергетике и включить его в Перечень стратегических  предприятий  и
стратегических акционерных обществ.
     2.2.8. Министерству  промышленности   и   энергетики   Российской
Федерации     рассмотреть    вопросы    совершенствования    структуры
военизированных  горноспасательных  частей  и  оказать  содействие   в
решении проблемы стабильного и достаточного финансового обеспечения.
     2.2.9. Министерству финансов  Российской  Федерации  совместно  с
Министерством  экономического развития и торговли Российской Федерации
и  Министерством  промышленности  и  энергетики  Российской  Федерации
предусмотреть  в  бюджете  на  2008-2010 годы частичную компенсацию за
счет федерального бюджета расходов на уплату  процентов  по  кредитам,
привлекаемым  российскими угледобывающими компаниями в 2008-2010 годах
в российских банках на цели инвестиционной деятельности.
     2.2.10. Министерству   промышленности   и  энергетики  Российской
Федерации,  Министерству финансов Российской  Федерации,  Министерству
экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству
юстиции Российской Федерации:
     ускорить рассмотрение  поступившего  в  Правительство  Российской
Федерации от депутатов Федерального Собрания законопроекта о  внесении
изменений  и  дополнений  в  Налоговый  кодекс Российской Федерации по
дифференцированной специфической ставке НДПИ для  угольной  отрасли  и
поддержать его;
     учесть при внесении в Государственную Думу Федерального  Собрания
Российской   Федерации   проекта  федерального  закона  о  бюджете  на
2008-2010 годы необходимость вступления в силу дифференциации НДПИ  на
уголь или полной отмены этого налога, начиная с 01.01.2008.
     подготовить и внести  на  рассмотрение  Правительства  Российской
Федерации  проект  нормативного  правового  акта  федерального уровня,
устанавливающего  возможность   применения   коэффициента   ускоренной
амортизации основных фондов угледобывающих предприятий,  и проработать
вопрос  возможности  введения  льготы  по  налогу   на   прибыль   для
угледобывающих   предприятий   в   части   средств,   направляемых  на
финансирование  капитальных  вложений  и  инвестиций   в   обеспечение
промышленной безопасности.
     2.3. Поручить    Федеральной    службе     по     экологическому,
технологическому  и  атомному надзору установить порядок,  при котором
все  проекты  на  новые   очистные   и   подготовительные   забои   на
сверхкатегорийных   шахтах   и   шахтах,   отнесенных   к  опасным  по
газодинамическим явлениям в Кузбассе,  должны  проходить  обязательное
рассмотрение и согласование в НЦ ВостНИИ, РосНИИГД и ВНИМИ;
     2.4. Управлению Ростехнадзора по Кемеровской области совместно  с
собственниками угольных компаний и предприятий:
     до 01.06.2007  провести  комплексные  проверки  всех  очистных  и
подготовительных  забоев  на шахтах Кузбасса,  определив те из них,  в
которых  должны  быть  проведены  мероприятия  по  дегазации  угольных
пластов.  Обеспечить  постоянный  и  действенный  контроль за ходом их
выполнения;
     до 01.01.2008   организовать  проверки  геолого-маркшейдерских  и
других  инженерных  служб  шахт   региона   с   привлечением   ведущих
отечественных  и  зарубежных  экспертов.  Подготовить  предложения  по
улучшению их работы;
     до 01.11.2007   подготовить   предложения  о  дальнейшем  порядке
развития горных работ на шахтах региона с привлечением соответствующих
экспертов,  уделяя  особое  внимание  специальным  методам  и способам
ведения горных работ,  позволяющим предотвратить взрывы газа метана  и
угольной  пыли  в  угольных  шахтах  и  обеспечить надежное управление
кровлей очистных забоев;
     2.5. Определить   состав  областной  делегации  специалистов  для
ознакомления  с  опытом  проведения  дегазационных  работ  на   лучших
зарубежных шахтах. Согласовать сроки выезда специалистов.
     3. Поручить первому заместителю Губернатора  Кемеровской  области
В.П.  Мазикину  и  Первому  заместителю  председателя  Комитета Совета
Федерации  по  промышленной  политике  С.В.   Шатирову   совместно   с
заинтересованными  субъектами  рынка  (инвесторами)  предусмотреть  на
условиях софинансирования с Мининформсвязи России разработку положения
и   пакета   документов  по  учреждению  Технопарка  по  инновационным
направлениям добычи,  переработки угля,  угольной электроэнергетики  и
промышленной  безопасности на угольных шахтах.  Считать первоочередной
задачей создание на  этой  базе  Кузбасского  научно-производственного
центра   по  дегазации  угольных  пластов,  поручив  этой  организации
оказание   методической   и   практической   помощи   по    проведению
дегазационных работ в угольных шахтах Кузбасса.
     4. Поручить департаменту труда Кемеровской области (Н.И.  Сурков)
совместно  с  департаментом  образования  и  науки Кемеровской области
(Е.Л.  Руднева),  автономной некоммерческой организацией "Региональный
центр    промышленной   безопасности"   (В.М.   Ртищев),   Управлением
Ростехнадзора по Кемеровской области (А.Н.  Малахов) и рабочей группой
координационного  совета  по развитию угольной промышленности,  охране
труда, промышленной и экологической безопасности в Кемеровской области
(В.П. Баскаков):
     4.1. До  01.06.2007  разработать  и  утвердить  в   установленном
порядке  Положение  о профессиональной подготовке рабочих для угольных
шахт и соответствующие программы обучения;
     4.2. До  25.12.2007  разработать  программу кадрового обеспечения
предприятий угольной отрасли Кузбасса.
     5. Поручить   Сибирскому   научно-производственному   объединению
"Горноспасатель" (В.М.  Кондаков) разработать техническую документацию
для серийного выпуска:
     5.1. До  01.01.2008   изолирующего   самоспасателя   с   временем
защитного действия не менее 2 часов.
     5.2. До 01.10.2008 респиратора с временем защитного  действия  не
менее 6 часов.
     6. Собственникам, руководителям угольных компаний и предприятий в
рамках своей компетенции:
     6.1. Обеспечить      безусловное      выполнение      предложений
государственных  комиссий  по  расследованию  крупных аварий последних
лет.
     6.2. Проводить   ежегодное  обучение  подземных  рабочих  шахт  с
отрывом  от  производства  на  3-5  дней  по  специальным  программам,
согласованным с Управлением Ростехнадзора по Кемеровской области.
     6.3. Восстановить   существовавшую   ранее   практику   повышения
квалификации  инженерно-технических  работников угольных предприятий с
периодичностью не реже одного раза в пять лет.
     6.4. До  01.07.2007  обеспечить в полном объеме выделение средств
на  доукомплектование  предприятий  отрасли  приборами  и   средствами
безопасности с учетом необходимого резерва.
     6.5. Для   проведения   экспертиз    промышленной    безопасности
привлекать   экспертные  организации,  аккредитованные  Ростехнадзором
России.
     6.6. В  целях реализации пункта 41 Правил безопасности в угольных
шахтах (ПБ 05-618-03) в срок  до  01.01.2008  обеспечить  повсеместное
внедрение  на  шахтах  беспроводной  системы обнаружения,  позволяющей
фиксировать место нахождения человека в горных выработках  в  реальном
времени.
     6.7. При   составлении   паспорта    выемочного    участка    или
подготовительной  выработки  в  части  разделов вентиляции и дегазации
участков привлекать компетентные научные кадры  и  использовать  новые
технико-технологические  решения по обеспечению параметров нормативной
рудничной атмосферы.
     6.8. До  01.06.2007 разработать программу повышения уровня знаний
инженерно-технического  персонала  шахт,  применяющих   дегазацию,   и
согласовать ее с Управлением Ростехнадзора по Кемеровской области.
     7. Управлению Ростехнадзора по Кемеровской области (А.Н. Малахов)
установить   контроль  за  реализацией  пункта  6  решений  настоящего
протокола.
     8. Общий  контроль  за реализацией настоящего протокола возложить
на первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.П. Мазикина.

Информация по документу
Читайте также