Расширенный поиск
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2009 № 1190-рРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 23.12.09 N 1190-р г. Кемерово Об утверждении Концепции сохранения культурного наследия Кемеровской области В целях повышения эффективности деятельности в сфере сохранения культурного наследия Кемеровской области, выработки механизма многоканального финансирования и создания условий для регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности на территории Кемеровской области с учетом выявления историко-культурного потенциала памятников истории и культуры, культурных ландшафтов, народных промыслов и ремесел: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию сохранения культурного наследия Кемеровской области. 2. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области Т.Н. Вовченко, управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И. Черемнов) и управлению компьютерных технологий Администрации Кемеровской области (С.Л. Мурашкин) обеспечить размещение настоящего распоряжения на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области". 3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области С.А. Муравьева. 4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания. Губернатор Кемеровской области А.М. Тулеев УТВЕРЖДЕНА распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 23 декабря 2009 г. N 1190-р Концепция сохранения культурного наследия Кемеровской области 1. Культурное наследие в современном обществе Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Утраты культурных и исторических ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации. Под объектами культурного наследия в настоящей Концепции понимаются объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. К объектам культурного наследия в представляемой Концепции относятся также музейные предметы и музейные коллекции - культурные ценности, в силу особых качеств и признаков которых обществу необходимо их сохранение, изучение и публичное представление. К объектам культурного наследия в понимании настоящей Концепции относятся музейные предметы и музейные коллекции, входящие в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в государственных и муниципальных музеях Кемеровской области К объектам культурного наследия настоящая Концепция относит также народные художественные промыслы, бытующие на территории Кемеровской области. Понятие народных художественных промыслов используется в настоящей Концепции в том значении, в каком оно установлено Федеральным законом от 06.01.99 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", - как одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. Все объекты культурного наследия обладают уникальным, постоянно накапливающимся историко-культурным потенциалом и представляют собой один из основных ресурсов народов Российской Федерации, который в настоящее время сильно недооценен обществом (в том числе как одна из основных национальных идей, способных консолидировать общество) и, как следствие, в должной мере не востребован. Объекты культурного наследия должны быть активно включены в процесс социально-экономического развития общества при обязательном обеспечении их сохранности с использованием правовых, экономических и нравственных регуляторов. Предлагаемая Концепция разработана с целью анализа сложившейся ситуации в сфере охраны культурного наследия Кемеровской области и поиска возможных путей повышения эффективности в сфере охраны, использования и популяризации культурного наследия, создания условий для регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности на территории Кемеровской области с учетом историко-культурного потенциала объектов культурного наследия, культурных ландшафтов, музейных фондов, форм живой традиционной культуры наций и народностей Кемеровской области. При разработке Концепции ставились следующие задачи: анализ законодательных и финансово-экономических основ сохранения культурного наследия; выявление основных проблем, связанных с исторической застройкой городов и районов Кемеровской области; выявление градостроительных аспектов сохранения культурного наследия Кемеровской области; подведение итогов инвентаризации объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Кемеровской области; предложение возможных способов сохранения и эффективного использования недвижимых объектов культурного наследия; подведение итогов инвентаризации музейных предметов и музейных коллекций, анализ состояния их хранения и экспонирования; выявление возможностей музейных учреждений по оказанию культурных услуг населению, реализации конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, в сфере культурно-познавательного туризма; анализ состояния и развития народных промыслов и ремесел наций и народностей, населяющих Кемеровскую область; предложение возможных способов сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия. 2. Законодательные основы Разработка настоящей Концепции основывалась на следующих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Кемеровской области: Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612-1; Федеральный закон от 26.05.96 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; Федеральный закон от 06.01.99 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах"; Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Закон Кемеровской области от 14.02.2005 N 26-ОЗ "О культуре"; Закон Кемеровской области от 08.02.2006 N 29-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Кемеровской области"; постановление Совета Министров СССР от 16.09.82 N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры"; приказ Министерства культуры СССР от 13.05.86 N 203 "Об утверждении Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры" (применяется в части, не противоречащей Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; отдельные нормы, направленные на урегулирование правоотношений по охране культурного наследия, содержащиеся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, федеральных законах "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", "О приватизации государственного и муниципального имущества"; иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Кемеровской области в сфере охраны культурного наследия. Требуется дальнейшее совершенствование и развитие нормативной правовой базы сферы охраны культурного наследия как на федеральном, так и на региональном уровнях. Стратегические организационно- управленческие и организационно-правовые мероприятия в этом направлении: принятие закона Кемеровской области "О музеях в Кемеровской области"; разработка проекта закона Кемеровской области об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в Кемеровской области; разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия; принятие нормативных правовых актов по установлению территорий объектов культурного наследия и их зон охраны; придание отдельным территориям исторических поселений статуса достопримечательных мест. 3. Основы сохранения культурного наследия В соответствии с нормами международного права и российского законодательства каждый объект культурного наследия: представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия; обладает особенностями, послужившими основанием для отнесения его к объектам культурного наследия и подлежащими обязательному сохранению; является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения; представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования; ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ; влияет на решение вопросов в отношении объектов, непосредственно связанных с объектами культурного наследия. Указанные особенности объектов культурного наследия определяют их сложный видовой и типологический состав, а также межведомственный характер отношений в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. К основным отношениям в области охраны культурного наследия действующим законодательством отнесены: отношения в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия; отношения, связанные с реализацией прав граждан на доступ к культурным ценностям; отношения, связанные с землепользованием; имущественные отношения, возникающие в связи с владением, пользованием и распоряжением объектами недвижимости, отнесенными к объектам культурного наследия; отношения, связанные с градостроительной деятельностью; отношения, регулирующие вопросы проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, которые могут оказывать влияние на объекты культурного наследия. Прочие отношения в области охраны культурного наследия регулируются гражданским законодательством, земельным законодательством, законодательством о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством об охране окружающей среды, законодательством об административной и уголовной ответственности и иными разделами законодательства с учетом положений Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Принимая во внимание сложный и многообразный характер отношений в области охраны культурного наследия, а также их влияние практически на все сферы социально-экономической деятельности, решение вопросов обеспечения сохранности объектов культурного наследия целесообразно осуществлять на основе долгосрочной государственной политики, формируемой (корректируемой) исходя из системы приоритетов, учитывающих все необходимые аспекты обеспечения сохранности объектов культурного наследия. 4. Культурное наследие Кемеровской области. Статистические данные по Кемеровской области В Кемеровской области поставлен на государственную охрану 1291 объект культурного наследия, в том числе 24 - федерального значения, 323 - регионального, 140 - местного (муниципального значения), 804 - памятники археологии. Состав недвижимых памятников по основным типологическим группам: памятников архитектуры и градостроительства - 276; памятников истории - 169; памятников монументального искусства - 31; памятников археологии - 815. Из общего количества поставленных на государственную охрану недвижимых памятников истории и культуры передано: в собственность субъекта Российской Федерации - 12; в муниципальную собственность - 282; в частную собственность - 176; в федеральную собственность - 6. Из общего количества поставленных на государственную охрану недвижимых памятников истории и культуры находится в пользовании: учреждений культуры - 39; религиозных организаций - 19. Одно из приоритетных направлений в сфере охраны объектов культурного наследия - установление технического состояния памятников истории и культуры и характера их использования. Важным инструментом его реализации является мониторинг объектов культурного наследия. Только по его результатам можно достоверно судить об уровне сохранности того или иного объекта, принять меры по его спасению. Так, в результате мониторинга, проведенного в 2008-2009 гг., установлено, что под угрозой разрушения находится памятник федерального значения "Дворец культуры имени Артема" в г. Прокопьевске. Проведение ремонтно- реставрационных работ требуется на таких объектах, как "Кинотеатр "Коммунар" в г. Новокузнецке, "Здание конторы торговой фирмы" и "Здание синагоги" в г. Мариинске, "Дом, в котором останавливался А. П. Чехов" в Юргинском районе и ряде других. Экстренных противоаварийных мер требует ряд уникальных археологических объектов. Кроме того, данные мониторингов могут быть использованы при составлении паспортов на объекты культурного наследия. На сегодняшний день из всего количества объектов культурного наследия Кемеровской области паспорта выполнены только на 97 памятников. Причем, все паспорта были составлены в 1980-е гг. Выполнение паспортов позволит составить учетную документацию на объекты культурного наследия с последующим наложением на собственников (пользователей) объектов обременений в виде охранных обязательств. Несмотря на то, что в последние годы работа в данном направлении в Кемеровской области значительно активизировалась, в настоящее время заключено лишь 29 охранных обязательств с собственниками (пользователями) объектов культурного наследия, в том числе: по памятникам федерального значения - 9; по памятникам регионального значения - 12; по памятникам местного (муниципального) значения - 1; по памятникам археологии - 7. Обременения в виде охранных обязательств повысят ответственность собственников по сохранению объектов культурного наследия, не позволят утратить первоначальный облик памятника, заставят соблюдать требования реставрационных норм при ремонте объектов культурного наследия. В частности, проведенные в последние годы плановые проверки объектов культурного наследия показывают, что одними из основных видов нарушений законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия являются несоблюдение требований реставрационных работ: отсутствуют задания и разрешения на проведение работ на объекте культурного наследия, с органами охраны памятников не согласуется проектно-сметная документация, работы выполняются организациями, не имеющими лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия. Проведение строительных и ремонтных работ организациями, не имеющими лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, приводит к утрате первоначального облика памятника. Так, в 2008 году в Кузнецкой крепости были разобраны и перестроены две каменные сортии начала XIX века. Перестройка новым собственником здания бани Кемеровского рудника уничтожила первоначальный облик уникального образца европейской архитектуры. Уничтожены интерьеры памятника архитектуры 1930-х гг. "Дом Советов" в г. Анжеро-Судженске, обшиты сайдингом фасады дома управляющего Кольчугинским рудником постройки 1915 года (детская художественная школа) в г. Ленинске-Кузнецком и памятника конструктивизма 1930-х гг. "Управление "Прокопьевскуголь" в г. Прокопьевске. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде на сопряженной с ними территории устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. На территории Кемеровской области разработаны проекты зоны охраны памятника федерального значения "Дворец труда" (г. Кемерово) и исторического района г. Кемерово (Красная Горка); разработаны проекты зон охраны объектов культурного наследия г. Новокузнецка; разработан проект зоны охраны исторического центра г. Мариинска. Народный промысел - одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Ремесла - это такой вид производства, при котором не требуется сложного и энергоемкого оборудования. В Кемеровской области получили развитие 16 народных промыслов и ремесел: кузнечное, гончарное, плотницкое, столярное, портновское, ткацкое, скорняжное, печное, кожевенное, берестяное, лозоплетение, производство кружев и вышивок, производство лаковых и керамических игрушек, производство аксессуаров одежды из ткани, производство аксессуаров одежды из натуральной кожи, производство аксессуаров, сувениров из камня. Признанными центрами берестяного промысла являются г. Мариинск, г. Прокопьевск, г. Березовский. Художественная ковка развита в г. Белово, г. Кемерово, г. Новокузнецке. Местом бытования кожевенного промысла являются места компактного проживания телеутов в Беловском районе, шорцев в Таштагольском районе. Всего на территории Кемеровской области насчитывается более 900 народных мастеров. Музейный фонд 3 областных и 39 муниципальных музеев Кемеровской области составляет более 435 тысяч единиц хранения. Апробированный фонд драгметаллов составляет около 1,3 килограмма золота, 0,06 килограмма платины, более 51 килограммов серебра. Общая площадь территории музеев превышает 477 гектар, музеи занимают 129 строений общей с площадью помещений 30,7 тысячи кв. метров. Под фондохранилища задействованы приспособленные помещения площадью 2,9 тысячи кв. метров. 24 здания музея нуждаются в капитальном ремонте. Хранение, учет и экспонирование музейных предметов требуют от учредителей музейных учреждений дополнительных расходов на создание нескольких рубежей охраны, пожарную сигнализацию, внедрение электронных систем учета, закупку выставочного оборудования, реставрацию. В музеях области собраны уникальные археологические, этнографические, художественные коллекции, хранятся личные фонды известных деятелей промышленности, науки и культуры, коллекции старопечатной книги и оружия, фотографии и кинохроника, образцы продукции предприятий Кемеровской области. Проблемой музейных учреждений остается низкий уровень информатизации. Менее половины государственных и муниципальных музеев Кемеровской области ведут электронную систему учета музейных предметов, представлены в Интернете, имеют точки общественного доступа к музейным коллекциям и каталогам. С культурными ценностями музейного фонда Кемеровской области ежегодно знакомится не менее 1,4 миллиона человек. Для посетителей музеев ежегодно проводится более 1 тысячи новых выставок, около 3 тысяч лекций. В государственных и муниципальных музеях Кемеровской области реализуется более 400 образовательных программ, в которых участвуют 100 тысяч кузбассовцев. 5. Государственная политика в области сохранения культурного наследия как фактора устойчивого развития Кемеровской области Без культурного наследия немыслимы современная жизнь Кемеровской области. Культурное наследие является одной из основ формирования самосознания, обладает большим потенциалом в утверждении преемственности гуманистических и патриотических ценностей. Культурное наследие включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения общества. Мобилизация экономического ресурса культурного наследия - основа городской регенерации. Сохранность исторической среды обеспечивает инвестиционную привлекательность Кемеровской области. Она также приводит к широкому кругу непрямых выгод, которые станут достоянием всего городского сообщества (доходы от управления культурным наследием, повышения социального статуса, реставрации, туризма и его инфраструктуры). Базовый принцип государственной политики в области сохранения культурного наследия - комплексный подход к его сохранению, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития области, в составе проектов перспективного планирования и градостроительства. Сохранение объектов культурного наследия должно стать ключевым элементом стратегии обновления муниципальных образований Кемеровской области. Кемеровская область обладает мощным культурным потенциалом для развития индустрии культурно-познавательного туризма, который может и должен стать важной отраслью его экономики. Культурный туризм способствует популяризации музейных фондов, памятников истории и культуры, укрепляет высокий авторитет региона как в стране, так и за рубежом. Сохранение народных промыслов и ремесел как форм традиционной культуры народов Кемеровской области является одним из показателей качества жизни населения области. Принцип комплексного сохранения включает инициирующую, контролирующую и координирующую функции органов государственной власти и органов местного самоуправления в развитии партнерских отношений с общественностью и негосударственным сектором. Следует поддерживать междисциплинарный, межведомственный подход к сохранению культурного наследия, используя все доступные ресурсы. Задача сохранения должна решаться не только органами государственной охраны объектов культурного наследия, но и органами исполнительной власти Кемеровской области, уполномоченными в сфере градостроительства и архитектуры, экономики и инвестиций, промышленного развития и имущественно- земельного комплекса, экологии, транспорта, благоустройства, жилищно- коммунального хозяйства и т.д. Концепция основывается на сбалансированных и гармоничных отношениях между требованиями общественности, экономической деятельности и охраны исторической среды и должна привести к признанию общей ответственности за сохранение культурного наследия. 6. Основные проблемы, связанные с исторической застройкой муниципальных образований Кемеровской области Основными проблемами, связанными с исторической застройкой муниципальных образований Кемеровской области, являются: высокая степень амортизации значительного числа объектов культурного наследия, что приводит к возникновению реальной угрозы утраты части памятников; несоответствие условий содержания и использования старых зданий современным санитарно-гигиеническим и эксплуатационным требованиям; изменение форм собственности объектов культурного наследия; утрата своеобразия историко-архитектурного облика и уникального природного ландшафта в связи с интенсивным хозяйственным освоением территорий. Историческая часть городов (например, центральные части городов Кемерово, Новокузнецка, Мариинска), обладая высоким историко- культурным и градостроительным потенциалом, является привлекательной для многочисленных инвесторов, участвующих в реализации значительного числа строительных проектов. Существующая строительная практика в центрах исторических городов не отвечает долгосрочным общественным интересам: участки под новое строительство отводятся точечно, отсутствует комплексный подход к реконструкции кварталов, которые следует рассматривать как целостные социально-градостроительные образования; не предусматриваются мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия и других ценных исторических зданий, расположенных в зонах реконструкции; не обеспечиваются улучшения технического состояния опорной застройки и санитарно-гигиенические условия проживания. Эта ситуация требует принятия мер по разработке градостроительной стратегии реконструкции исторических городов Кемеровской области с учетом выявления, сохранения и развития их историко-культурного потенциала как неотъемлемой части культурного наследия всего многонационального народа Российской Федерации. 7. Градостроительные аспекты сохранения культурного наследия Кемеровской области Мировая практика свидетельствует о том, что в настоящее время заметно возросло значение комплексной охраны объектов культурного наследия в их исторической среде. Именно такой подход становится доминирующим в мировом сообществе, что можно проиллюстрировать на примере формирования Списка всемирного культурного и природного наследия. За последние годы характер номинаций, относимых к всемирному культурному наследию, существенно изменился. Помимо единичных объектов, архитектурных ансамблей и археологических памятников в числе кандидатов на включение в указанный Список заметное место заняли сложные территориальные историко-культурные и природные комплексы. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия в их исторической градостроительной и природной среде осуществляется с использованием инструментов, определенных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". К основным инструментам обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической градостроительной и (или) природной среде относятся: утверждение территорий объектов культурного наследия при принятии решений об их включении в государственный реестр; установление зон охраны объектов культурного наследия и требований к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах указанных зон; введение такого вида объектов культурного наследия как достопримечательные места; возможность отнесения достопримечательных мест, представляющих собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, к историко-культурным заповедникам; отнесение земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия и их территории, к категории земель историко- культурного назначения. Существует практика установления комплексных (объединенных) зон охраны объектов культурного наследия, в границах которых расположены находящиеся в непосредственной близости друг от друга объекты культурного наследия различных категорий историко-культурного значения, а также выявленные объекты культурного наследия. Целесообразно сохранить практику установления комплексных (объединенных) зон охраны объектов культурного наследия на исторических территориях гг. Кемерово, Новокузнецка, Мариинска. Историко-культурные заповедники представляют собой наиболее строгий режим охраны и использования достопримечательного места и могут быть федерального, регионального или местного (муниципального) значения. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, его границы и режим его содержания устанавливаются в соответствии с Законом Кемеровской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Кемеровской области". В границах историко-культурного заповедника вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, не совместимую с основным назначением этих земель. На территории историко-культурного заповедника запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб объекту культурного наследия, исторической среде и которая не соответствует целям и задачам сохранения культурного и природного наследия. Возможны решения по созданию историко-культурных заповедников на основе достопримечательных мест, включающих в себя архитектурные и градостроительные комплексы, объекты исторической, фрагменты планировочной структуры, городские ландшафты и иные ценные градоформирующие объекты. В рамках долгосрочной стратегии сохранения и использования выдающихся объектов культурного наследия необходимо интенсивное развитие историко-культурных заповедников с внедрением значительно большего разнообразия типов и категорий охраняемых историко-культурных территорий. Особую остроту приобрел вопрос регулирования градостроительной деятельности на территории исторических городов Кемеровской области. Правовое определение термин "историческое поселение" получил в Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в котором присутствует понятие "предмет охраны исторического поселения". В историческом поселении государственной охране подлежат все ценные градоформирующие объекты: планировочная структура, характер застройки, ландшафт, археологический строй, облик зданий и сооружений, различные функции, приобретенные в процессе развития. Объекты культурного наследия являются объектами градостроительной деятельности, и вопросы их сохранения находятся в сфере градостроительной политики. Согласование интересов охраны культурного наследия с необходимостью развития и реконструкции территорий - одна из важнейших задач градостроительной политики. Решение задач реконструкции территорий и объектов, включая новое строительство, возможно при условии разработки и соблюдения системы ограничений и предпочтений, обеспечивающих сохранение ключевых элементов исторической среды. Реконструкция должна вестись на основе историко-культурной и историко-градостроительной экспертиз, определяющих значимость и степень сохранности объектов культурного наследия всех уровней: города в целом как исторического поселения или достопримечательного места, его крупных фрагментов, ансамблей, отдельных зданий и сооружений. Интеграция современной архитектуры в историческую застройку периодически возникает в теории и практике охранного дела. Новая архитектура в контексте исторической среды - одна из важных составляющих стратегии сохранения наследия. Метод лакун (локальные зоны регулирования застройки) определяет зоны возможного нового строительства на территориях незавершенной или деградированной градостроительной среды, разорванных уличных фронтов, внутриквартальных участков и на местах утраченных строений. Восполнение лакун вместе с высотным регулированием служит реставрации градостроительной ткани, воспроизводству утраченных элементов городского ландшафта, планировочной структуры, масштаба, членений, ритма, силуэта, визуальных связей, пространственных отношений застройки. Существуют разные приемы гармоничного включения современной архитектуры в группы исторических построек: от полного "растворения" новых архитектурных объемов, материалов и цвета в окружающей среде до методов "контрапункта", всевозможных стилизаций и воссозданий средствами нового строительства, новыми технологиями и материалами. В отличие от воссоздания, которое ставит знак равенства между подлинником и новоделом, регенерация и реновация как более творческие методы диктуют новой архитектуре выявление внутренних закономерностей исторической среды, архитектонику художественных образов. В то же время новое строительство может угрожать физическому состоянию соседних построек. Строительство и реконструкция на неустойчивых грунтах в среде плотной городской застройки относятся к высшей категории геотехнической сложности. Реконструкция и застройка в историческом центре гг. Кемерово, Новокузнецка, Мариинска должны производиться с учетом геологических и гидрологических особенностей. Стремление инвесторов строить в исторической части города, вблизи памятников, свидетельствует о престижности жизнедеятельности в этих районах и о высокой коммерческой выгоде, которая напрямую зависит от средового окружения. Виды из окон стали ценностным параметром. Видовые точки, визуальные связи, городские панорамы должны быть позиционированы как предметы средовой и градостроительной охраны. Концепция предусматривает следующие принципы градостроительства на территориях с объектами культурного наследия: сохранение объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на их исторических местах и лишь в крайних случаях, продиктованных общественными интересами, перемещение их на другие площадки с соблюдением необходимых правовых процедур; сохранение, как правило, объектов культурного наследия, обладающих высокой историко-культурной значимостью, как отдельных элементов вне зависимости от степени сохранности исторического контекста на прилегающих к ним участках и включение их в новый градостроительный контекст; сохранение объектов культурного наследия вместе с окружающей их исторической застройкой в качестве целостных композиционно сформированных фрагментов городской застройки и придание им статуса достопримечательных мест; сохранение объектов культурного наследия по историческим линиям застройки с их комплексной реставрацией и приспособлением под современные функции; строительство новых объемов на дворовых территориях с соблюдением высотных регламентов, учитывающих масштаб и силуэт исторической застройки по красным линиям; законодательное утверждение в качестве основ градорегулирования исторических городов Кемеровской области объединенных охранных зон, зон охраны, зон регулирования застройки, зон охраняемого ландшафта, параметров высотного регулирования; определение предметов градостроительной охраны ценных и устойчивых элементов планировочной структуры, зонирование городской территории; проведение мероприятий по завершению застройки неупорядоченных фрагментов городской среды; внедрение в практику комплексного подхода к обеспечению сохранности объектов культурного наследия, что позволит оперативно и эффективно использовать существующие инструменты (виды, территории и зоны охраны объектов культурного наследия, историко-культурные заповедники, режимы использования земель, градостроительные регламенты) для решения вопросов, возникающих при реализации градостроительной, землеустроительной, имущественной и иной хозяйственной деятельности на территории исторических городов Кемеровской области. 8. Инвентаризация объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Кемеровской области, как составная часть информационных ресурсов, необходимых для выработки управленческих решений по их сохранению и эффективному использованию Первоочередными мерами, направленными на сохранение объектов культурного наследия, расположенных в Кемеровской области, являются проведение инвентаризации и мониторинга памятников истории и культуры. В ходе проведения мониторинга осуществляется сбор информации для подготовки паспортов объектов культурного наследия, проводится комплексное исследование зданий и сооружений, полевые археологические работы. В результате дается объективная оценка технического состояния памятников истории и культуры, организуется проведение ремонтно- реставрационных работ и охранных археологических мероприятий. При проведении мониторинга уточняются (разрабатываются) границы, в пределах которых расположены объекты культурного наследия, и сведения о земельных участках вносятся в Государственный земельный кадастр. Важнейшим направлением мониторинга и инвентаризации объектов культурного наследия является возрождение территорий с наибольшей концентрацией памятников истории и культуры и имеющих непосредственную функциональную взаимосвязь с современной инфраструктурой туризма. Проводится инвентаризация объектов культурного наследия религиозного назначения, процедура передачи их в пользование религиозным организациям. Ответственность за техническое состояние переданных в пользование религиозным организациям объектов религиозного назначения возложена на соответствующие религиозные организации. Ежегодно в рамках федеральных и областных целевых программ финансируются противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы на наиболее ценных в историко-культурном и художественном отношении объектах. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем. Регулирование вопросов сохранения объектов ландшафтной архитектуры, исторических кладбищ и иных объектов осуществляется с учетом их специфики посредством разработки нормативных правовых документов, устанавливающих территории данных объектов культурного наследия и утверждающих режимы использования этих территорий. Проведение инвентаризации объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия осуществляется вне зависимости от категории историко-культурного значения и формы собственности на эти объекты. Инвентаризация также предполагает проведение мониторинга памятников археологии, что позволит более эффективно использовать земли, на которых находятся памятники археологии, скорректировать планы освоения угольных пластов открытым способом, градостроительную документацию. Определение точного местонахождения памятников археологии и постановка их на кадастровый учет существенно снизят сроки согласования землеотводов под хозяйственное освоение земель, расширения границ городских и сельских поселений. С точки зрения социальной эффективности ожидается повышение уровня культуры граждан при использовании земель историко-культурного назначения. В ходе инвентаризации предполагается осуществить сбор и уточнение данных, отражающих сведения о собственниках (пользователях) объектов культурного наследия. Важной информацией являются данные о балансодержателях и современном использовании зданий и сооружений. Обязательным элементом инвентаризации является проведение натурной фотофиксации всех объектов. Полученные сведения заносятся в единую табличную форму и используются для формирования отдельных учетных дел по каждому объекту культурного наследия. Итогом инвентаризации будет определение современного технического состояния памятников истории и культуры и характера их использования. Одновременно будут выполнены паспорта и учетные карточки на объекты. Результатом работы будет являться учетная документация на объекты культурного наследия, акты обследования технического состояния памятников с последующим наложением на собственников (пользователей) объектов обременений в виде охранных обязательств. Данные, полученные в ходе инвентаризации, рассматриваются как составная часть информационных ресурсов, необходимых для выработки управленческих решений по сохранению и эффективному использованию объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия. Данные инвентаризации позволят осуществить процедуру исключения объектов культурного наследия из государственного реестра (снятие статуса) или невключения выявленных объектов культурного наследия в государственный реестр. Исключение объектов культурного наследия из государственного реестра осуществляется в соответствии с процедурой, предусмотренной Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. 9. Предлагаемые способы сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Кемеровской области Выбор способа сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия предлагается осуществлять на основании комплексного анализа: норм международного права и российского законодательства в сфере охраны культурного наследия; историко-культурной и художественной значимости объекта; особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в государственный реестр и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны); существующей и перспективной градостроительной ситуации в зоне расположения объекта; инвентаризационных данных по объекту; инвестиционной привлекательности объекта. При этом ставится цель сбалансировать интересы охраны культурного наследия и инвесторов. Приоритетным является критерий обеспечения сохранности объектов культурного наследия. 9.1. Необходимость сохранения зданий с высокой историко- мемориальной и художественной ценностью и расселения из ветхого жилья позволит одновременно решить социальную задачу по улучшению условий проживания граждан и культурную - по формированию объектов туристической индустрии города, популяризации культурного наследия. Кроме того, организация широкой музейной сети послужит одним из элементов комфортной среды обитания жителей Кемеровской области, которые получат дополнительные возможности организации досуга и семейного отдыха. Предполагается дальнейшее развитие муниципальных учреждений культуры, отражающих традиции, культуру и быт жителей с "открытыми мастерскими" по различным видам народных промыслов, экспозиции которых будут размещаться в отдельных домах. 9.2. Выделение земельных участков инвестору под новое строительство при условии сохранения объектов культурного наследия (выявленных объектов культурного наследия), находящихся на участке застройки Расселение объектов жилищного фонда, условия содержания и использования которых не соответствуют современным санитарно- гигиеническим и эксплуатационным требованиям, должно осуществляться в соответствии с положениями жилищного и иного законодательства Российской Федерации. Получая земельный участок для осуществления инвестиционной деятельности, на котором расположен(ы) объект(ы) культурного наследия, расселяя жителей данного (данных) объектов, инвестор (застройщик) приобретает право собственности на объект культурного наследия (выявленный объект культурного наследия) и в соответствии с законодательством принимает на себя обязательства по его сохранению, заключая с госорганом охраны объектов культурного наследия охранный договор (обязательство). В случае нарушения условий охранного договора (обязательства) орган охраны объектов культурного наследия направляет собственнику предписание об устранении нарушений, а в случае их неустранения собственником в установленный срок обращается в суд с иском о понуждении собственника выполнить условия охранного договора (обязательства) и (или) о взыскании с него убытков, причиненных нарушением указанных условий. 9.3. Заключение договоров аренды с условием финансовых вложений в капитальный ремонт (реконструкцию) имущества, находящегося в объекте культурного наследия (выявленном объекте культурного наследия), с последующей передачей арендатору доли собственности в объекте финансовых вложений (без изменения параметров объекта). Договор аренды с условием финансовых вложений может быть заключен по объектам культурного наследия или выявленным объектам культурного наследия, находящимся в государственной собственности и относящимся к категории ветхих и аварийных. Указаный договор должен предусматривать проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте без изменения его параметров на основании согласованной госорганом охраны объектов культурного наследия проектной документации с последующей передачей арендатору доли собственности в объекте финансовых вложений. 9.4. Проведение мониторинга современного состояния памятников истории и культуры, подготовка регламентируемой законодательством документации, создающей условия для обеспечения их сохранности и дальнейшего использования. 9.5. Формирование инвестиционного предложения по приспособлению объекта культурного наследия (выявленного объекта культурного наследия) для современного использования Приспособление объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия для современного использования может сопровождаться изменением их параметров, которые не составляют предмета охраны объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия. Сведения об особенностях объекта, составляющих предмет охраны, вносятся в паспорт объекта культурного наследия. Проект приспособления объекта разрабатывается с учетом этих сведений и согласовывается с органом охраны объектов культурного наследия. Обязательства инвестора по сохранению объекта фиксируются в охранном договоре (обязательстве), условия выполнения которого контролируются органом охраны объектов культурного наследия. 9.6. Приведение формы собственности объекта в соответствие с его целевым назначением, в частности передача объектов культурного наследия (выявленных объектов культурного наследия) в муниципальную собственность в случаях: преобладания в объекте муниципального жилого фонда; нахождения в объекте предприятий и учреждений муниципальной формы собственности. 10. Способы сохранения и развития народных промыслов и ремесел в Кемеровской области Выбор способа сохранения и пропаганды народных промыслов и ремесел в Кемеровской области предлагается осуществлять следующими способами: проведение постоянного мониторинга информационно-аналитического обеспечения отрасли народных художественных промыслов; развитие предпринимательства в сфере народных художественных промыслов; осуществление научно-исследовательской деятельности по возрождению утраченных технологий, истории и методологии исследования народных художественных промыслов; осуществление мероприятий по повышению конкурентоспособности субъектов народных промыслов; издание каталога "Народные промыслы Кемеровской области"; участие мастеров народных художественных промыслов в традиционных сельскохозяйственных ярмарках; проведение межрегионального конкурса народных мастеров "Русь мастеровая". 11. Перспективы музеефикации культурного наследия Кемеровской области Опыт работы музеев-заповедников в Кемеровской области ("Томская писаница", "Красная горка", "Кузнецкая крепость", "Тюльберский городок", "Тазгол") показывает большие возможности этой организационной формы музейного учреждения в сфере сохранения, использования, популяризации культурного наследия (памятников, культурных ландшафтов, форм живой традиционной культуры). В настоящее время музеи-заповедники становятся центрами притяжения туристических потоков, ежегодно увеличивают свои доходы и посещаемость на 15-20 процентов. Создание в Горной Шории музея-заповедника "Трехречье" позволит решить вопрос загруженности туристической инфраструктуры юга Кемеровской области в летний период, даст возможность туроператорам разработать и запустить новые маршруты. В п. Усть-Кабырза (Таштагольский район) и его окрестностях предполагается создать три экспозиционных комплекса музея-заповедника: мемориальная зона ГУЛАГ; этнография и археология Горной Шории; пещера реликтового "снежного человека". Подготовка к туристическому показу памятников археологии эпохи бронзы и средневековья, природных объектов будет включать в себя проведение реставрационных и природоохранных мероприятий. Создание музея-заповедника позволит населению Таштагольского района получать дополнительный доход от работы в сфере туризма. В северных районах Кемеровской области активно развивается музей- заповедник "Мариинск исторический". Музейное учреждение создано на базе трех муниципальных музеев: городского краеведческого музея, музея "Береста Сибири", мемориального музея им. В. Чивилихина. Музеем- заповедником разработаны 6 туристических маршрутов по городу Мариинску и Мариинскому району с посещением объектов культурного наследия, памятных мест, центров берестяного промысла. Комфортное пребывание туристов в музее-заповеднике будет обеспечено развитием городской инфраструктуры г. Мариинска. Потенциал туристического посещения музея- заповедника оценивается в 50-80 тысяч человек, половину из которых составят туристы из других регионов Сибири. Перспективным для развития культурно-познавательного туризма является музеефикация путей сообщения. По территории Кемеровской области проходят два участка Московско-Сибирского тракта: Тарско- Томский и Томско-Красноярский. На тракте расположены старинные села и деревни: Проскоково, Зеледеево, Варюхино, Ишим, Суслово, Итат. В зоне Сибирского тракта расположены около 100 объектов культурного наследия. Создание музея-заповедника Сибирского тракта позволит объединить археологические, исторические, архитектурные памятники, действующие музеи, места бытования народных промыслов и будет способствовать созданию новых рабочих мест для населения Юргинского, Мариинского, Тяжинского районов. 12. Способы развития системы музеев-заповедников и культурно-познавательного туризма в Кемеровской области Разработка и принятие муниципальных программ по развитию достопримечательных мест "Красная Горка" (г. Кемерово), "Кузнецк" (г. Новокузнецк), "Мариинск исторический" (г. Мариинск); подготовка перечня объектов, обладающих инвестиционной привлекательностью; развитие достопримечательных мест, являющихся центрами историко- познавательного туризма городов Гурьевска, Кемерово, Новокузнецка, Мариинска; популяризация индустриальной истории Кемеровской области и развитие промышленного туризма; разработка и создание новых музейных экспозиций об уникальных памятниках природы и истории Кемеровской области; разработка новых музейных продуктов, включающих в себя: а) создание виртуального музея "Памятники погибшим кузбассовцам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."; б) виртуальные музейные путешествия по Кемеровской области; в) виртуальные выставки на DVD; разработка и реализация проекта "Мобильный музей" с организацией передвижных выставок по Кемеровская области на основе коллекций музеев Кемеровской области; создание туристических маршрутов музеями шахтерских городов по программе "Тропою угля". Заместитель Губернатора Кемеровской области С.А. Муравьев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|