Расширенный поиск

Приказ Департамента образования Кемеровской области от 06.04.2009 № 580

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                         КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


         ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                ПРИКАЗ


от 06.04.09 N 580
г. Кемерово

О формах и процедурах проведения
аттестации    педагогических   и
руководящих           работников
государственных и  муниципальных
образовательных       учреждений
Кемеровской области




     В целях совершенствования форм и процедур  проведения  аттестации
педагогических и руководящих работников и  в  соответствии  с  Законом
Российской  Федерации  от  10.07.1992  N 3266-I  "Об образовании"   (с
последующими   изменениями),   Положением   о    порядке    аттестации
педагогических   и   руководящих    работников    государственных    и
муниципальных  образовательных   учреждений,   утвержденным   приказом
Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N 1908,

     приказываю:

     1. Утвердить   формы   и    процедуры    проведения    аттестации
педагогических   и   руководящих    работников    государственных    и
муниципальных   образовательных   учреждений    Кемеровской    области
(приложение).
     2. Ввести в действие  формы  и  процедуры  проведения  аттестации
педагогических   и   руководящих    работников    государственных    и
муниципальных образовательных учреждений Кемеровской области на  2009-
2010 учебный год.
     3. Контроль  за  исполнением   данного   приказа   возложить   на
заместителя начальника департамента образования и науки О.Б. Лысых.



     Начальник департамента           Е.Л. Руднева






                                                            Приложение
                                                к приказу департамента
                                                   образования и науки
                                                   Кемеровской области
                                                   от 06.04.2009 N 580




                          Формы и процедуры
    проведения аттестации педагогических и руководящих работников
      государственных и муниципальных образовательных учреждений
                         Кемеровской области



     Аттестация    педагогических     и     руководящих     работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений Кемеровской
области проводится на основе  экспертной  оценки  (экспертизы)  уровня
профессиональной  компетентности  и  результативности   педагогической
(управленческой) деятельности и включает три этапа:
     - экспертиза    документально     зафиксированных     результатов
деятельности;
     - экспертиза уровня профессиональной компетентности;
     - экспертиза результативности практической деятельности.

     Экспертиза  проводится  экспертными  группами,   созданными   при
Главной аттестационной комиссии, утвержденными  приказом  Департамента
образования и науки Кемеровской области.
     Экспертиза  -  это  процедура  изучения   и   оценки   уровня   и
результативности  профессиональной   деятельности   педагогических   и
руководящих работников на  основе  взаимосвязанных  методов  изучения,
обработки и обобщения всесторонней информации.

     1. Экспертиза    документально    зафиксированных     результатов
деятельности (обязательная  для  всех)  проводится  на  основе  оценки
представленных  аттестуемым  материалов:  заключения  администрации  и
методического  объединения  о  профессиональном  уровне  аттестуемого;
документов, подтверждающих компетентность  работника  и  эффективность
его труда, индивидуальные достижения  за  межаттестационный  период  в
разнообразных   видах   деятельности    (профессиональной,    учебной,
творческой, социальной, коммуникативной).

     2. Экспертиза профессиональной компетентности может проводиться в
следующих формах:
     для педагогических работников -  в  форме  собеседования,  защиты
педагогического проекта,  защиты  методических  и  других  разработок,
презентации педагогического портфолио, тестирования;
     для руководящих работников - в форме  защиты  программы  развития
образовательного    учреждения,    защиты     концепции     управления
образовательного учреждения, защиты  творческого  отчета  по  вопросам
совершенствования     управления     образовательным      учреждением,
собеседования, презентации портфолио руководителя.
     Аттестуемый  вправе  выбрать  любой  вариант   формы   проведения
экспертизы на данном этапе.

     2.1. Собеседование (для педагогических работников)
     Собеседование - это форма  экспертизы,  при  которой  аттестуемый
отвечает на вопросы,  предлагаемые  экспертной  группой.  Вопросы  для
собеседования  опубликованы   на   сайте   Кузбасского   регионального
института   повышения   квалификации   и   переподготовки   работников
образования: http://ipk.kem-edu.ru. Время собеседования до 20 минут.

     2.2. Защита педагогического проекта
     Педагогический проект предполагает проектирование  педагогических
технологий, образовательных программ и т.д. Для защиты педагогического
проекта необходимы две положительные рецензии.
     Аттестуемые могут представлять свои проекты для защиты не  ранее,
чем после завершения этапа его апробации.
     При защите  педагогического  проекта  аттестуемый  делает  устное
сообщение (до  20  минут),  в  котором  обосновывает  цель,  задачи  и
актуальность проекта, коротко характеризует его структуру,  содержание
и результаты, в том числе  и  промежуточные,  перечисляет  выполненные
работы и делает выводы.
     При защите педагогического проекта оцениваются:
     - способность   анализировать   актуальную   ситуацию,   выявлять
проблемы и возможные пути их решения, потенциальные ресурсы;
     - способность конкретизировать абстрактную идею и представить  ее
в организационно-деятельной форме;
     - знания аттестуемого в области новых педагогических технологий;
     - оформление педагогического проекта.
     При защите педагогической технологии оцениваются:
     - умение проводить анализ существующих педагогических технологий;
     - анализировать применяемые педагогические технологии;
     - формулировать   цели  и  задачи  проектирования  педагогических
технологий;
     - формулировать принципы проектируемой технологии;
     - умение разрабатывать критерии и показатели  оценки  результатов
(новых педагогических технологий).
     Критерии оценки спроектированных педагогических технологий:
     - нестандартность     предъявления    информации,    проблемность
содержания учебного материала;
     - обеспечение компетентностного подхода к обучению;
     - использование современных активных методов, приемов обучения;
     - использование   нестандартных  подходов  к  оцениванию  учебной
деятельности обучающихся.

     2.3. Защита методических и других разработок
     Методическая разработка представляет собой  описание  подходов  к
изучению какой-либо темы,  раздела,  предмета  с  целью  методического
обеспечения   образовательной   деятельности.   В   перечень   учебно-
методических и других разработок, представляемых аттестуемым к защите,
могут входить:
     - комплекты методического обеспечения образовательных стандартов;
     - различная  учебно-программная  документация,  включая комплекты
заданий для входного,  промежуточного и итогового контроля результатов
обучения;
     - комплекты наглядных пособий;
     - методические пособия для педагога;
     - учебные пособия для учащихся.
     Примерная структура методической разработки:
     - теоретические основы темы или раздела;
     - сравнительный анализ ее изложения в различных источниках;
     - дидактический  анализ   (место   темы   в   курсе,   ее   цель,
пропедевтика, основные понятия, анализ практической части);
     - методика изучения темы  (обоснованный  выбор  методов,  форм  и
средств обучения с учетом психологических,  возрастных, индивидуальных
особенностей обучаемых);
     - обоснование  целесообразности  ее  внедрения,  а также описание
форм и методов реализации.
     Методическая разработка представляется в письменном виде (объемом
не  более  15  страниц  печатного   текста).   Оформление   разработки
аналогично  оформлению  реферата.   Для   защиты   учебно-методических
разработок  необходимы   две   положительные   рецензии.   На   защите
аттестуемый  делает  устное  сообщение  (до  10  минут),   в   котором
раскрывает суть методической разработки.
     При защите методической разработки оцениваются ее:
     - актуальность;
     - новизна;
     - практическая значимость;
     - результативность.

     2.4. Презентация педагогического портфолио
     Экспертиза   осуществляется   на   основе   рейтинговой    оценки
представленных аттестуемым материалов (портфолио).
     В портфолио приводятся результаты, подтверждающие  компетентность
руководителя и эффективность его труда, индивидуальные  достижения  за
три  -  четыре  предыдущих   года   работы   в   разнообразных   видах
деятельности:  профессиональной,  учебной,   творческой,   социальной,
коммуникативной.
     На основе представленных аттестуемым  материалов  (портфолио)  по
установленным критериям  (показателям)  профессиональной  деятельности
соответствующих категорий  аттестующихся  ответственными  работниками,
указанными в оценочном листе, в течение 15 дней проводится  внутренняя
экспертиза, проставляется рейтинговый балл.
     После завершения внутренней экспертизы  аттестационные  материалы
направляются   в   Главную   аттестационную   комиссию    департамента
образования  и  науки  Кемеровской  области  для  проведения   внешней
экспертизы.
     Внешняя  экспертиза  проводится  в  сроки,  утвержденные  Главной
аттестационной комиссии департамента образования и  науки  Кемеровской
области.
     Материалы  портфолио  для  руководящих   работников   Кемеровской
области представлены  на  сайте  Кузбасского  регионального  института
повышения  квалификации  и  переподготовки   работников   образования:
http://ipk.kem-edu.ru.

     2.5. Тестирование
     Данная   форма   экспертизы    профессиональной    компетентности
устанавливается для учителей, ведущих общеобразовательные предметы, по
которым проведение государственной (итоговой)  аттестации  выпускников
предусмотрено в форме единого государственного экзамена (по выбору).
     Тестирование   -    форма    проведения    экспертизы,    которая
предусматривает  ответы  аттестуемого  на  вопросы  и  выполнение   им
практических  заданий,  сформулированных  в  экзаменационных   билетах
единого государственного экзамена.
     Примерные тестовые материалы представлены  на  сайте  Кузбасского
регионального  института  повышения  квалификации   и   переподготовки
работников образования: http://ipk.kem-edu.ru.

     2.6. Защита программы развития образовательного  учреждения  (для
руководящих работников)
     Программа развития образовательного учреждения - одна из наиболее
сложных форм авторского проекта. Программа  развития  образовательного
учреждения представляет собой  долгосрочный  нормативно-управленческий
документ, характеризующий имеющиеся достижения  и  проблемы,  основные
тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания и  развития
обучающихся,  особенности  организации   кадрового   и   методического
обеспечения образовательного процесса и  инновационных  преобразований
учебно-воспитательной  системы,  критерии  эффективности,  планируемые
конечные результаты.
     Примерная   структура   программы    развития    образовательного
учреждения:
     - паспорт программы;
     - содержание  проблемы  и  обоснование  необходимости  ее решения
программным методом;
     - цель, задачи и сроки реализации программы;
     - система программных мероприятий;
     - ресурсное обеспечение программы;
     - ожидаемые результаты реализации программы,  основные показатели
и индикаторы ее эффективности;
     - механизмы   реализации   программы,   организация   управления,
контроль за ее выполнением.
     Защита    программы    развития    образовательного    учреждения
предполагает аналитическое обоснование целесообразности  разработанной
программы  развития  образовательного   учреждения   и   представление
мониторинга промежуточных результатов внедрения программы.  На  защите
программы аттестуемый делает сообщение (до 20 минут).
     В ходе защиты программы развития оцениваются:
     - умение проектировать управленческую деятельность;
     - новизна программы развития;
     - результативность реализации предложенного проекта.

     2.7. Защита концепции управления образовательного учреждения (для
руководящих работников)
     Защита   концепции   управления    образовательного    учреждения
предполагает:
     - представление   выбора   научного    подхода    к    управлению
образовательным   учреждением   (управление   по   результатам   (П.И.
Третьяков),  функциональный подход (процессный)  (В.И.  Зверева,  П.В.
Худоминский),  деятельностный подход (А.Н.  Леонтьев,  Ф.  Попов, В.Д.
Шадриков,  Т.И.  Шамова и др.),  системный подход (С.И. Архангельский,
В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник и др.),
адаптивный подход и др.;
     - представление    структуры,    логики   итогового   анализа   в
соответствии с концептуальными подходами к управлению  образовательным
учреждением;
     - обоснование модели образовательного процесса;
     - выбор  типа организационной структуры управления в соответствии
со  стратегическими  целями  и  миссией  образовательного   учреждения
(линейная,   линейно-функциональная,   матричная,   горизонтальная   и
проектная, дивизионная и др.);
     - обоснование   выбора   объектов   и   составляющих  контроля  в
соответствии   с   научной   концепцией   управления   образовательным
учреждением (И.И.  Полбенникова,  Т.Н.  Макарова,  В.Г.  Быкова,  Л.П.
Ромадина и др.);
     - обоснование    оценки   качества   управления   образовательным
учреждением  (А.М.  Моисеев,  М.М.  Поташник,  Т.М.  Давыденко,   П.И.
Третьяков, Т.В. Санникова, Р.М. Феденева, О.С Хижняк и др.).
     При  защите  концепции  управления  образовательного   учреждения
аттестуемый делает устное сообщение (до 20 минут).

     2.8. Защита  творческого  отчета  по  вопросам  совершенствования
управления образовательного учреждения
     Целесообразно,   чтобы   форму   творческого   отчета    выбирали
руководители  со  сложившейся  системой  управленческой  деятельности,
позволяющей  решить   отдельные   педагогические,   методические   или
управленческие   проблемы.   Творческий   отчет   представляет   собой
законченное исследование,  в  котором  выделяются  следующие  элементы
структуры:
     - цель, объект, предмет и задачи исследования;
     - обоснованные результаты исследования;
     - характеристика    новизны,    теоретической    и   практической
значимости;
     - результаты, полученные автором.

     2.9. Собеседование (для руководящих работников)
     Собеседование - это форма  экспертизы,  при  которой  аттестуемый
отвечает на вопросы,  предлагаемые  экспертной  группой.  Вопросы  для
собеседования  опубликованы   на   сайте   Кузбасского   регионального
института   повышения   квалификации   и   переподготовки   работников
образования: http://ipk.kem-edu.ru/Время собеседования до 20 минут.

     2.10. Презентация портфолио руководителя
     Экспертиза   осуществляется   на   основе   рейтинговой    оценки
представленных аттестуемым материалов (портфолио).
     В портфолио приводятся результаты, подтверждающие  компетентность
работника и эффективность его труда, индивидуальные достижения за  три
предыдущих  года   работы   в   разнообразных   видах   управленческой
деятельности.
     Руководители  образовательных  учреждений,  помимо   результатов,
подтверждающих   профессиональную   компетентность   и   эффективность
управленческой  деятельности,  отраженной  в  портфолио,  представляют
подготовленную работодателем характеристику-представление,  с  которой
аттестуемый заранее должен быть ознакомлен под подпись.
     На основе представленных аттестуемым  материалов  (портфолио)  по
установленным критериям  (показателям)  профессиональной  деятельности
соответствующих категорий  аттестующихся  ответственными  работниками,
указанными в оценочном листе, в течение 15 дней проводится  внутренняя
экспертиза, проставляется рейтинговый балл.
     После завершения внутренней экспертизы  аттестационные  материалы
направляются   в   Главную   аттестационную   комиссию    департамента
образования  и  науки  Кемеровской  области  для  проведения   внешней
экспертизы.
     Внешняя  экспертиза  проводится  в  сроки,  утвержденные  Главной
аттестационной комиссией департамента образования и науки  Кемеровской
области.
     Материалы портфолио  для  педагогических  работников  Кемеровской
области представлены  на  сайте  Кузбасского  регионального  института
повышения  квалификации  и  переподготовки   работников   образования:
http://ipk.kem-edu.ru.

     3. Экспертиза    результативности    практической    деятельности
руководящих и педагогических  работников  может  осуществляться  путем
использования  различных  форм  педагогической  диагностики  (анкетный
опрос, беседа, собеседование, анализ, посещение занятий и др.).

     3.1. Посещение образовательного  учреждения  -  форма  проведения
экспертизы   результатов   практической    деятельности    руководящих
работников,  направленная   на   изучение   результатов   деятельности
образовательного    учреждения,     документации     (административных
распоряжений,  годового  плана  работы  образовательного   учреждения,
приказов по основной деятельности,  аналитических  и  распорядительных
документов и т.д.).
     3.2. Посещение    (анализ)    открытого    урока    (внеклассного
мероприятия, проводимого аттестуемым) - форма экспертизы  практической
деятельности, направленная на  изучение  наличия  практических  умений
педагогических работников по использованию методик, методов,  приемов,
технологий   обучения   и   воспитания,   результатов   воспитательно-
образовательного процесса,  урока  (мероприятия),  а  также  выявление
причин, влияющих на их конечный результат.

     Исходя из   рекомендаций   Министерства   образования   и   науки
Российской  Федерации  (Письмо  Минобрнауки  России  от  15.02.2006  N
АФ-30/03;  Письмо  Минобрнауки  России  от  07.09.2007  N 03-1924) для
учителей-победителей  конкурсного  отбора  лучших  учителей  в  рамках
приоритетного    национального    проекта   "Образование",   учителей,
подготовивших   победителей   и   призеров   международных   олимпиад,
предполагается   установление   особых  форм  и  процедур  прохождения
аттестации  на  высшую  квалификационную  категорию.  Учитывая   вклад
педагогических    работников,   экспертным   группам   предоставляется
возможность  (на  этапе   экспертизы   документально   зафиксированных
результатов  деятельности)  принять  решение  об  освобождении  их  от
экспертизы    профессиональной    компетентности    и     практической
деятельности.


Информация по документу
Читайте также