Расширенный поиск
Постановление Администрации Кемеровской области от 25.02.1999 № 7РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратилo силу - Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.02.2007 г. N 39 от 25.02.99 N 7 г. Кемерово О совершенствовании медицинской помощи и лекарственного обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц (В редакции Постановления Администрации Кемеровской области от 28.06.99 г. N 46) В целях повышения доступности бесплатной медицинской помощи, улучшения лекарственного обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, улучшения социальной защиты данной категории населения, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах": 1. Утвердить целевую региональную программу "Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения на 1999 год". 2. Рекомендовать главам администраций, главам городов и районов области: 2.1. Провести организационную работу по созданию сети больниц, госпиталей, отделений муниципальных больниц для лечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. 2.2. Определить специальные муниципальные аптеки для обеспечения лекарственными средствами льготных категорий населения. 3. Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (Жеваго В.П.): 3.1. При согласии органов местного самоуправления города Кемерово в установленном законодательством порядке оформить принятие в государственную собственность Кемеровской области муниципальной клинической больницы N 10 и муниципальной аптеки N 1, расположенных в г. Кемерово. 3.2. По согласованию с департаментом охраны здоровья населения (Кочемасова О.И.) создать Государственное унитарное предприятие "Кузбассфарма" С последующим открытием на его базе губернской аптеки с территориальными филиалами в городах и районах области для обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц медикаментами по льготным рецептам, пенсионеров - медикаментами по ценам, ниже рыночных. 3.3. По представлению департамента охраны здоровья населения Администрации области назначить руководителя Государственного унитарного предприятия "Кузбассфарма". 3.4. Реорганизовать Государственное предприятие "Аптечный склад г. Новокузнецка", Государственное предприятие "Аптечный склад г. Прокопьевска" путем присоединения их к Государственному унитарному предприятию "Кузбассфарма". (В редакции Постановления Администрации Кемеровской области от 28.06.99 г. N 46) 3.5. Совместно с департаментом охраны здоровья населения Администрации области (Кочемасова О.И.) образовать на базе имущественных комплексов клинической больницы N 10 и аптеки N 1, указанных в пункте 3.1 настоящего постановления, областной госпиталь для лечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц и подразделение губернской аптеки. 4. Заместителю Губернатора области Куртукову Г.Ф.: 4.1. До 1 марта 1999 г. обеспечить ремонт помещения аптеки N 1 по адресу: г. Кемерово, ул. Орджоникидзе, 7. 4.2. Предусмотреть в инвестиционной программе "Капитальное строительство и реконструкция социальных объектов" 4,0 млн. рублей на реконструкцию областного госпиталя для лечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. 5. Департаменту охраны здоровья населения области (Кочемасова О.И.) по окончании ремонта помещения аптеки N 1 открыть в нем подразделение губернской аптеки. 6. Главному финансовому управлению Администрации области (Аброськина В.Д.): 6.1. При разработке проекта бюджета 1999 года предусмотреть финансирование расходов на содержание областного госпиталя для лечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц в сумме 15,0 млн. рублей в год и на приобретение медикаментов для губернской аптеки в сумме 16,6 млн. рублей по программе "Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения на 1999 год". 6.2. Предусмотреть в областном бюджете, бюджетах городов и районов расходы на финансирование больниц, госпиталей, отделений для лечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, филиалов губернской аптеки на льготное лекарственное обеспечение ветеранов войны и приравненных к ним лиц. 7. Предложить территориальному фонду обязательного медицинского страхования (Хайновская И.Я.) осуществлять финансирование областного госпиталя для лечения ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц из средств обязательного медицинского страхования по дифференцированному подушевому нормативу на закрепленное население и лечение застрахованных, не входящих в указанный контингент. 8. Контроль за исполнением постановления возложить на президиума коллегии Администрации области Муравьеву Г.М. 9. Постановление вступает в силу с момента подписания. Губернатор Кемеровской области А.М. Тулеев УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Кемеровской области от 25.02.99 N 7 Целевая региональная программа "Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения" на 1999 год ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ" НА 1999 ГОД 1. Наименование программы: "Охрана и укрепление здорова граждан старшего поколения" 2. Статус: областная 3. Инициатор разработки: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области 4. Государственный заказчик: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области 5. Показатели реализации: 5.1 Медицинская эффективность: 5.1.1. Улучшение качества оказания медицинской помощи лицам пожилого возраста, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним по льготам. 5.1.2. Снижение смертности от соматических заболевании на 10 процентов у лиц старшего поколения. 5.1.3. Достижения 100 процентов уровня госпитализации всех нуждающихся лиц пожилого возраста. 5.1.4. Повышение уровня диспансеризации лиц пожилого возраста на 30 процентов. 5.1.5. Улучшение льготного лекарственного обеспечения и протезирования. 5.1.6. Повышение уровня госпитализации инкурабельных больных на 50 процентов. 5.1.7. Повышение обеспечения квалифицированного ухода и специализированной медицинской помощи на дому на 50 процентов. 5.1.8. Снижение уровня травматизма на 10 процентов. 5.2. Экономическая эффективность: 5.2.1. Снижение выплаты пособий по временной нетрудоспособности, связанной с уходом за больным. 5.2.2. Снижение затрат на пребывание в стационаре лиц пожилого возраста, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи и квалифицированном уходе на 50 процентов. 5.2.3. Снижение обращаемости на станцию скорой медицинской помощи на 15 процентов. 5.3. Социальная эффективность: 5.3.1. Улучшение качества жизни и социальной адаптации инкурабельных больных (в том числе и онкологических). 5.3.2. Улучшение психологического климата в семье, где находится больной, нуждающийся в квалифицированном уходе и паллиативной медицинской помощи. 5.3.3. Повышение продолжительности времени сохранения трудоспособности и физической активности лиц пожилого возраста, обеспечение здоровой старости. 6. Методы контроля за реализацией программы и периодичностью исполнения: контроль обеспечивает заказчик с привлечением научных и клинических экспертов, экспертов из общественных организаций ветеранов в соответствии с календарным планом и сметой расходов к прилагаемому разделу. 7. Головной исполнитель: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области. 8. Соисполнители: областной госпиталь ветеранов войны, областной хоспис департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, Кемеровская государственная медицинская академия, территориальные органы здравоохранения, областной медицинский колледж. 9. Руководитель программы: начальник департамента охраны здоровья населения Кочемасова О.И. 10. Сроки реализации: 1999 год. 11. Общий объем финансирования: 165810 тысяч рублей. 12. Объем финансирования из средств программы: 18665 тысяч рублей. 13. Обоснование программы и основные мероприятия. В последние годы в России, и в том числе и в Кемеровской области, неуклонно растет число пожилых людей в связи с увеличением продолжительности жизни. В 1997 году число лиц пенсионного возраста в Кузбассе достигало 381852 человека. Основной задачей сегодняшнего здравоохранения является обеспечение здоровой старости, продление периода физической активности данной категории граждан, снижение смертности от соматических заболеваний. В связи с особенностями пожилого возраста, снижением иммунитета, развитием атеросклероза, сахарного инсулиннезависимого диабета, сенильного и пресенильного остеопороза, деменции, артериальной гипертензии, сердечно-сосудистых заболеваний, повышением онкозаболеваемости, развитием хронического нарушения кровообращения (парезы, параличи) возрастает потребность в медицинской помощи и квалифицированном уходе у лиц пенсионного возраста. По статистическим данным около 50 процентов из числа заболевших данной категории граждан нуждаются только в уходе и в оказании паллиативной медицинской помощи, поэтому для их лечения нецелесообразно использовать'дорогостоящую стационарную койку, а необходимо создание медико-социальных коек и стационаров на дому. В Кузбассе по данным 1997 года открыто 9 больниц сестринского ухода, 12 отделений медико - социальной помощи и развернуто 570 коек сестринского ухода. Это позволило оказать медицинскую помощь и квалифицированный уход 3732 больным пожилого возраста и сэкономить 10 миллионов рублей на стационарное лечение. Поэтому актуальным является продолжение развития медико-социальной службы на базе участковых больниц в сельской местности, имеющих низкую занятость койки, нерентабельных лечебно-профилактических учреждений в городах и во вновь создаваемых специализированных учреждениях. Кроме того, при поликлиниках, в общих врачебных практиках развертываются стационары на дому с последующим патронажем, что также дает экономию в сотни миллионов рублей и обеспечивает потребность населения в медицинской помощи. Для обеспечения бесплатной медицинской помощи ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним по льготам контингентам, а их насчитывается в области 223686 человек, необходимо организовать областной госпиталь ветеранов войны и расширить сеть отделений и палат для лечения ветеранов на базе городских и районных больниц, финансируемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. Это позволит повысить доступность медицинской помощи, в том числе и госпитальной, для данной категории граждан в случае декомпенсации или обострения хронических заболеваний, обеспечит адресную государственную поддержку этих контингентов. В настоящее время поликлиники плохо обеспечены транспортом, ГСМ, что создает определенные трудности в работе данных подразделений. Кроме того, необходимо подготовить патронажных сестер, врачей по вопросам паллиативной медицины для оказания более квалифицированной медико-социальной помощи больным пожилого возраста. Отдельным вопросом стоит проблема оказания помощи инкурабельным онкологическим больным. В последние годы наблюдается рост онкозаболеваемости (22 на 1000 населения), в том числе в III и IV стадии заболевания (1/5 часть от всех обратившихся). 25% онкологических больных - лица пожилого возраста, нуждающиеся в постоянном уходе. Это создает необходимость создания специализированной службы для оказания паллиативной помощи и обеспечения квалифицированного ухода для данной категории граждан. В Кемеровской области наряду с многими зарубежными странами и городами России была создана по инициативе Администрации области принципиально новая система медико-социальной помощи, центральным звеном которой является хоспис (в 2 территориях), основными задачами которого является повышение доступности стационарной медицинской помощи больным в терминальной стадии и обеспечение специализированной помощи на дому; оказание паллиативной помощи, включающей купирование болевого синдрома, психотерапевтическую помощь, обеспечение квалифицированного ухода на дому и в стационаре; оказание психологической поддержки родственникам. Создание данной системы позволяет ежегодно оказать специализированную паллиативную помощь 900 больным и проводить диспансерное наблюдение за 6 тысячами онкологическими больными в терминальной стадии, что существенно повышает качество жизни данной категории больных, улучшает их социальную адаптацию и позволяет родственникам продолжать трудовую деятельность без использования отпуска и больничного листа для ухода за тяжелобольным, поэтому необходимо выделение средств для продолжения развития данной службы. Наиболее частой причиной потери физической активности граждан старшего поколения являются переломы трубчатых костей, основным фактором риска которых считается остеопороз, вызванный нарушениями обменных процессов, дисфункцией эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы. В 1997 году в области зарегистрировано 43300 человек старше 40 лет с травмами опорно-двигательного аппарата, возникшими в результате остеопороэа. В Кемеровской области в настоящее время отсутствует необходимая аппаратура для диагностики этого заболевания в ранних стадиях, нет квалифицированных специалистов, занимающихся лечением остеопороза, не создана система профилактики, что требует организации центра профилактики и лечения остеопороза. Сердечно-сосудистая патология, вызванная атеросклерозом, является основной причиной смертности граждан старшего поколения. У 60 процентов больных старше 40 лет регистрируется гиперхолестеринемия, снижение которой на 10 процентов обеспечивает снижение смертности от ишемической болезни сердца на 2 процента. Несмотря на это, во власти отсутствует система ранней диагностики и лечения этого состояния. Создание Центра профилактики и коррекции липидных нарушений обеспечит учебно-методическую и консультативнолечебную помощь населению и позволит снизить заболеваемость атеросклерозом. Таким образом, не вызывает сомнения актуальность создания и принятия программы "Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения". Финансовое обеспечение программы обеспечит работу по следующим направлениям: 1. Организация медицинской помощи ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним по льготам категориям. 2. Развитие медико-социальной помощи. 3. Профилактика и лечение остеопороза с целью снижения травматизма. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ" (тыс. руб.) ---T-------------------------T---------T------------T---------------------------------¬ ¦N ¦Мероприятия ¦Общая ¦Федеральный ¦ В том числе ¦ ¦ ¦ ¦стоимость¦бюджет +------------------T--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Облбюджет ¦Другие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------T---------+источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦текущее ¦программа¦ ¦ +--+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦1.¦Организация медицинской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помощи ветеранам и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвалидам ВОВ и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приравненным к ним по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦55100,0- ¦ ¦ ¦льготам категориям ¦88460,0 ¦560,0 ¦16200,0 ¦16600,0 ¦местный бюджет¦ +--+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1.¦Развитие медико - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦71255,0- ¦ ¦ ¦социальной помощи ¦76624,0 ¦930,0 ¦3064,0 ¦1375,0 ¦местный бюджет¦ +--+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦3.¦Профилактика и лечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦20,0 - ¦ ¦ ¦остеопороза ¦726,0 ¦ - ¦16,0 ¦690,0 ¦споносоры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦ ¦ИТОГО ¦165810,0 ¦1490,0 ¦19280,0 ¦18665,0 ¦126355,0 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный бюджет¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦20,0- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦спонсоры ¦ L--+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------- ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ целевой региональной программы "Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения" 1. Наименование подпрограммы: организация медицинской помощи ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и категориям, к ним приравненным. 2. Статус: областная 3. Инициатор разработки: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области 4. Государственный заказчик: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области 5. Показатели реализации: 5.1. Медицинский эффект: 5.1.1 Улучшение качества оказания медицинской помощи ветеранам и инвалидам. 5.1.2. Достижение 100 процентов уровня госпитализации всех нуждающихся ветеранов и инвалидов. 5.1.3. Повышение льготного лекарственного обеспечения ветеранам и инвалидам 5.1.4.Снижение смертности от соматических заболеваний ветеранов и инвалидов на 15 процентов, в том числе с сердечно-сосудистой патологией. 5.2. Экономическая эффективность: 5.2.1. Снижение обращаемости на станцию скорой медицинской помощи на 15 процентов. 5.2.2. Снижение затрат на оказание экстренной медицинской помощи на 15 процентов. 5.3. Социальная эффективность: 5.3.1. Улучшение качества жизни ветеранов войны и лицам, к ним приравненным. 5.3.2. Повышение продолжительности жизни, сохранения трудоспособности и физической активности ветеранов и инвалидов, обеспечение здоровой старости. 6. Методы контроля за реализацией и периодичностью: контроль обеспечивает заказчик с привлечением научных и общественных экспертов в соответствии с календарным планом и сметой расходов направлений подпрограммы, прилагаемых к договору. 7. Головной исполнитель: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области. 8. Соисполнители: территориальные органы здравоохранения, областной госпиталь ветеранов войны. 9. Руководители подпрограммы: главный терапевт Жукова Е.А. 10. Сроки реализации: 1999 год. 11. Общий объем финансирования: 88460,0 тысяч рублей. 12. Объем финансирования из средств программы: 16600,0 тысяч рублей. 13. Обоснование подпрограммы и основные мероприятия. Обеспечение квалифицированной медицинской помощи ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, к ним приравненным, наиболее важная задача здравоохранения. В настоящее время в области отсутствует специализированный госпиталь для ветеранов войны, в недостаточном объеме развернуты палаты в соматических отделениях городских и районных больниц, крайне неудовлетворительно осуществляется льготное лекарственное обеспечение данных категорий. Все вышесказанное приводит к резкому снижению доступности медицинской помощи ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, к ним приравненным. Создание областного специализированного госпиталя, губернской аптеки во многом решит проблемы с оказанием квалифицированной медицинской помощи данной категории граждан. Финансовое обеспечение программы "Организация медицинской помощи ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны и категориям, к ним приравненным", обеспечит осуществление следующих мероприятий: 1. Создание областного госпиталя для ветеранов войны. 2. Льготное лекарственное обеспечение ветеранов войны. 3. Обеспечение медицинским оборудованием стационаров для лечения ветеранов войны. 4. Бесплатное изготовление протезов и их ремонт (слуховые аппараты, глазные протезы, зубопротезирование). Сводная таблица подпрограммы "Оказание медицинской помощи ветеранам войны" (тыс.руб.) -----T-------------------------T---------T------------T---------------------------------¬ ¦N ¦Мероприятия ¦Общая ¦Федеральный ¦ В том числе ¦ ¦ ¦ ¦стоимость¦бюджет +------------------T--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Облбюджет ¦Другие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------T---------+источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦текущее ¦программа¦ ¦ +----+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦1. ¦Организация областного¦15000,0 ¦ ¦ 15000,0¦ ¦ ¦ ¦ ¦госпиталя для ветеранов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦войны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2. ¦Льготное лекарственное¦66500,0 ¦ ¦ ¦16600,0 ¦49900,0 - ¦ ¦ ¦обеспечение ветеранов¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦войны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ +----+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2.1.¦Создание губернской¦ ¦ ¦ ¦16600,0 ¦ ¦ ¦ ¦аптеки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2.2.¦Льготное лекарственное¦ ¦ ¦ ¦ ¦49900,0 - ¦ ¦ ¦обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ +----+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦3. ¦Организация углубленных¦900,0 ¦ 200,0 ¦ ¦ ¦700,0 - ¦ ¦ ¦профилактических осмотров¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦ветеранов в¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦лечебно-профилактических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждениях области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦4. ¦Приобретение оборудования¦560,0 ¦ 560,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦для отделений ветеранов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦4.1.¦Приобретение ¦200,0 ¦ 200,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кардиомониторов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦4.2.¦Приобретение переносных¦150,0 ¦ 150,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ультразвуковых сканеров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦4.3.¦Приобретение передвижных¦360,0 ¦ 360,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рентгеновских установок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦5. ¦Бесплатное изготовление¦5500,0 ¦ 1000,0 ¦ ¦ ¦4500,0 - ¦ ¦ ¦протезов и их ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ +----+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦ ¦ИТОГО ¦88460,0 ¦ 560,0 ¦ 16200,0¦16600,0 ¦55100,0 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ L----+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------- ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ целевой региональной программы "Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения" 1. Наименование подпрограммы: развитие медико-социальной помощи 2. Статус: областная 3. Инициатор разработки: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области 4. Государственный заказчик: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области 5. Показатели реализации: 5.1. Медицинский эффект: 5.1.1. Улучшение качества оказания медицинской помощи инкурабельным больным, нуждающимся в постоянном уходе. 5.1.2. Достижение 100 процентов уровня госпитализации всех нуждающихся лиц пожилого возраста. 5.1.3. Повышение уровня госпитализации инкурабельных больных, в том числе и онкологическим, на 50 процентов. 5.1.4. Повышение обеспечения квалифицированного ухода и специализированной медицинской помощи на дому на 50 процентов. 5.1.5. Снижение смертности от соматических заболеваний лиц старшего поколения на 15 процентов, в том числе с сердечно-сосудистой патологией. 5.1.6. Снижение в 5 раз риска развития атеросклеротической деменции и энцефалопатии. 5.2. Экономическая эффективность: 5.2.1. Снижение выплаты пособий по временной нетрудоспособности, связанной с уходом за больным. 5.2.2. Снижение затрат на пребывание в стационаре лиц пожилого возраста, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи и квалифицированном уходе, на 50 процентов. 5.2.3. Снижение обращаемости на станцию скорой медицинской помощи на 15 процентов. 5.3. Социальная эффективность: 5.3.1. Улучшение качества жизни и социальной адаптации инкурабельных больных (в том числе и онкологических). 5.3.2. Улучшение психологического климата в семье, где находится больной, нуждающийся в постороннем уходе и паллиативной медицинской помощи. 5.3.3. Повышение продолжительности жизни, сохранение трудоспособности и физической активности лиц пожилого возраста, обеспечение здоровой старости. 6. Методы контроля за реализацией и периодичностью: контроль обеспечивает заказчик с привлечением научных и общественных экспертов в соответствии с календарным планом и сметой расходов направлений подпрограммы, прилагаемых к договору. 7. Головной исполнитель: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области. 8. Соисполнители: территориальные органы здравоохранения, областной хоспис. 9. Руководители подпрограммы: главный терапевт Жукова Е.А. 10. Сроки реализации: 1999 год. 11. Общий объем финансирования: 76624,0 тысяч рублей. 12. Объем финансирования из средств программы: 1375,0 тысяч рублей. 13. Обоснование подпрограммы и основные мероприятия. В последние годы в России, в том числе и в Кемеровской области, неуклонно растет число пожилых людей, в связи с увеличением продолжительности жизни. В 1997 голу число лиц пенсионного возраста в Кузбассе достигало 381852 человека. Основной задачей сегодняшнего здравоохранения является обеспечение здоровой старости, продление периода физической активности данной категории граждан, снижение смертности от соматических заболеваний. В связи с особенностями пожилого возраста, снижением иммунитета, развитием атеросклероза, сахарного инсулиннезависимого диабета, сенильного и пресенильного остеопороза, деменции, артериальной гипертензии и повышением онкозаболеваемости и развитием хронического нарушения кровообращения (парезы, параличи) возрастает потребность в медицинской помощи и квалифицированном уходе у лиц пенсионного возраста, поэтому необходимо открытие специализированных геронтологических отделений, подготовка врачей-геронтологов для оказания квалифицированной медицинской помощи лицам старшего поколения. Нарушение липидного обмена (гиперхолестеринемия) лежит в основе заболеваний сердечно-сосудистой системы, атеросклеротической энцефалопатии и деменции. Гиперхолестеринемия регистрируется у 60 процентов лиц в возрасте старше 40 лет, из которых 45 процентов требуют активной медикаментозной и немедикаментозной коррекции. В настоящее время в области отсутствует система профилактики, ранней диагностики и лечения гиперхолестеринемии, что приводит к увеличению числа инсультов, инфарктов среди пожилого контингента. По статистическим данным около 50 процентов из числа заболевших данной категории граждан нуждаются только в уходе и в оказании паллиативной медицинской помощи, поэтому для их лечения нецелесообразно использовать дорогостоящую стационарную койку, а необходимо создание медико-социальных коек и стационаров на дому. В Кузбассе по данным 1997 года открыто 9 больниц и развернуто 570 коек сестринского ухода, что позволило оказать медицинскую помощь и квалифицированный уход 3732 больным пожилого возраста и сэкономить 10 миллионов рублей на стационарное лечение. Поэтому актуальным является при нынешней системе финансирования продолжение развития медико-социальной службы на базе либо участковых больниц в сельской местности, имеющих низкую занятость койки, либо на базе перепрофилированных нерентабельных лечебно-профилактических учреждениях в городах. Кроме того, при поликлиниках и общих врачебных практиках развертываются стационары на дому с последующим патронажем, что также дает экономию в сотни миллионов рублей и обеспечивает потребность населения в медицинской помощи. К сожалению, поликлиники плохо обеспечены транспортом, ГСМ, что создает определенные трудности в работе данных подразделений. Имеются также трудности с подготовленными кадрами: необходима специальная подготовка для патронажных сестер. Отдельным вопросом стоит проблема оказания помощи инкурабельным онкологическим больным. Рост онкозаболеваемости (22 на 1000 населения), числа больных с запущенными стадиями (1/5 часть от всех обратившихся), 25 процентов онкологических больных - лица пожилого возраста, нуждающиеся в постоянном уходе. Все это создает необходимость создания специализированной службы для оказания паллиативной помощи и обеспечения квалифицированного ухода для данной категории граждан. В Кемеровской области, наряду с многими зарубежными странами и городами России, была создана по инициативе Администрации области принципиально новая система медико-социальной помощи, центральным звеном которой является хоспис (в 4 территориях), основными задачами которого является повышение доступности стационарной медицинской помощи больным в терминальной стадии и обеспечение специализированной помощи на дому; оказание паллиативной помощи, включающей купирование болевого синдрома, психотерапевтическую помощь, обеспечение квалифицированного ухода на дому и в стационаре; оказание психологической поддержки родственникам. Создание данной системы позволяет ежегодно оказывать специализированную паллиативную помощь 900 больным и проводить диспансерное наблюдение за 6 тысячами онкологическими больными в терминальной стадии, что существенно повышает качество жизни данной категории больных, улучшает их социальную адаптацию и позволяет родственникам продолжать трудовую деятельность без использования отпуска и больничного листа для ухода за тяжелобольным. К сожалению, данная система создана лишь в 4 территориях и необходимо выделение средств для продолжения развития данной службы. Учитывая вышесказанное, не вызывает сомнения актуальность создания и принятия программы "Развитие медико-социальной помощи". Финансовое обеспечение подпрограммы позволит обеспечить выполнение следующих мероприятий: 1. Развитие системы "Хоспис". 2. Развитие системы медико-социальной помощи. 3. Подготовка кадров. 4. Разработка и внедрение комплексной профилактики и лечения гиперхолестеринемии. Сводная таблица по разделам подпрограммы "Развитие медико-социальной помощи" (тыс.руб.) -------T-------------------------T---------T------------T---------------------------------¬ ¦ N ¦ Мероприятия ¦Общая ¦Федеральный ¦ В том числе ¦ ¦ ¦ ¦стоимость¦бюджет +------------------T--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Облбюджет ¦Другие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------T---------+источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦текущее ¦программа¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦1. ¦Развитие системы "Хоспис"¦11235,0 ¦ 230,0 ¦3005,0 ¦ ¦8000,0 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦1.1. ¦Развитие и поддержание¦7000,0 ¦ ¦3000,0 ¦ ¦4000,0 - ¦ ¦ ¦существующих хосписов:¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦областной хоспис Кемерово¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦1.2. ¦Создание хосписа в г.¦4000,0 ¦ ¦ ¦ ¦4000,0 - ¦ ¦ ¦Новокузнецке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦1.3. ¦Приобретение ¦230,0 ¦ 230,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автотранспорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦1.4. ¦Методическая помощь¦5,0 ¦ ¦5,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территориям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2. ¦Развитие системы¦65200,0 ¦ 700,0 ¦ ¦1300,0 ¦63200,0 ¦ ¦ ¦медико-социальной помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2.1. ¦Развитие и поддержание¦22500,0 ¦ ¦ ¦ ¦22500,0 - ¦ ¦ ¦больниц сестринского¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦ухода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2.2. ¦Открытие 2 больниц ¦6000,0 ¦ ¦ ¦ ¦6000,0 - ¦ ¦ ¦сестринского ухода: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦ ¦Междуреченск ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Юргинский район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2.3. ¦Развитие и поддержка¦7600,0 ¦ ¦ ¦ ¦7600,0 ¦ ¦ ¦отделений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦медико-социальной помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2.4. ¦Приобретение предметов¦300,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ухода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2.5. ¦Приобретение ¦700,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автотранспорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2.6. ¦Развитие патронажной¦12000,0 ¦ ¦ ¦ ¦12000,0 - ¦ ¦ ¦выездной службы при¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦больницах сестринского¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ухода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2.7. ¦Создание стационаров на¦3000,0 ¦ ¦ ¦ ¦3000,0- ¦ ¦ ¦дому при поликлиниках и¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦общих врачебных практиках¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2.8. ¦Открытие ¦1000,0 ¦ ¦1000,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦геронтологической общей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦врачебной практики (г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Кемерово) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2.9. ¦Развитие ¦2000,0 ¦ ¦ ¦ ¦2000,0 - ¦ ¦ ¦геронтологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦отделений в г. Кемерово и¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦Прокопьевске ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2.10 ¦Открытие консультативных¦100,0 ¦ ¦ ¦ ¦100,0 - ¦ ¦ ¦приемов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦врачей-геронтологов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦2.11 ¦Оснащение и содержание¦10000,0 ¦ ¦ ¦ ¦2000,0 - ¦ ¦ ¦палат для ветеранов войны¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦лечебно-профилактических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждениях области¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. ¦Подготовка кадров ¦155,0 ¦ 50,0 ¦50,0 ¦ ¦50,0- ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦3.1. ¦Подготовка патронажных¦50,0 ¦ 50,0 ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦медицинских сестер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦3.2. ¦Создание курса¦50,0 ¦ ¦50,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦паллиативной медицины для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦последипломного обучения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦врачей-терапевтов и общих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦врачебных практик ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦3.3. ¦Подготовка ¦25,0 ¦ ¦ ¦ ¦25,0- ¦ ¦ ¦врачей - геронтологов¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦3.4. ¦Подготовка врачей¦20,0 ¦ ¦ ¦ ¦20,0- ¦ ¦ ¦хосписов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦3.5. ¦Подготовка медсестер¦10,0 ¦ ¦ ¦ ¦10,0- ¦ ¦ ¦хосписов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦4. ¦Разработка и внедрение¦34,0 ¦ ¦9,0 ¦25,0 ¦ ¦ ¦ ¦комплексной профилактики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и лечения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гиперхолестеринемии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦4.1. ¦Разработка и внедрение¦20,0 ¦ ¦ ¦20,0 ¦ ¦ ¦ ¦новых методов лечения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гиперхолестеринемии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦4.2. ¦Разработка и внедрение¦5,0 ¦ ¦ ¦5,0 ¦ ¦ ¦ ¦новых методов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦профилактики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гиперхолестеринемии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦4.3. ¦Разработка и издание¦3,0 ¦ ¦3,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методической литературы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦для врачей и населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦4.4. ¦Проведение обучающих¦5,0 ¦ ¦5,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦семинаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦4.5. ¦Выступление в средствах¦1,0 ¦ ¦1,0 ¦ ¦71255,0 - ¦ ¦ ¦массовой информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ +------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------+ ¦ ¦ИТОГО ¦76624,0 ¦ 930,0 ¦3064,0 ¦1375,0 ¦ ¦ L------+-------------------------+---------+------------+--------+---------+--------------- ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ целевой региональной программы "Охрана и укрепление здоровья граждан старшего поколения" 1. Наименование подпрограммы: профилактика и лечение остеопороза 2. Статус: областная 3. Инициатор разработки: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области 4. Государственный заказчик: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области 5. Показатели реализации: 5.1. Медицинская эффективность: 5.1.1. Сокращение случаев временной нетрудоспособности, связанной с переломами позвоночника и трубчатых костей,на 10 процентов. 5.1.2. Уменьшение уровня заболеваемости, связанной с переломами, на 20 процентов. 5.1.3. Уменьшение уровня госпитализации на 20 процентов. 5.2. Экономическая эффективность: 5.2.1. Сокращение расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, на 10 процентов. 5.2.2. Снижение затрат На стационарное лечение больных на 20 процентов. 5.3. Социальная эффективность: 5.3.1. Улучшение качества жизни лиц климактерического и постклимактерического периода. 5.3.2. Сохранение физической активности лиц пожилого возраста. 6. Методы контроля: контроль обеспечивает заказчик с привлечением научных и общественных экспертов в соответствии с календарным планом и сметой расходов направлений подпрограммы, прилагаемых к договору. 7. Головной исполнитель: департамент охраны здоровья населения Кемеровской области 8. Соисполнитель: областная клиническая больница, Кемеровская государственная медицинская академия. 9. Руководитель подпрограммы: главный терапевт департамента охраны здоровья населения Кемеровской области Жукова Е.А. 10. Сроки реализации подпрограммы: 1999 год. 11. Общий объем финансирования: 726,0 тысяч рублей. 12. Объем финансирования из средств программы: 690,0 тысяч рублей. 13. Обоснование программы и основные мероприятия. В Кемеровской области, где травматизм является одной из ведущих причин смертности (3,09 на 1000 населения), временной нетрудоспособности (14 случаев на 100 работающих) и инвалидизации населения, одной из актуальных задач здравоохранения является проведение мероприятий, связанных с его профилактикой. Как известно, основным фактором риска развития переломов у лиц старше 40 лет считается остеопороз - полиэтиологическое состояние, характеризующееся снижением плотности костной ткани и склонностью к переломам. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в настоящее время отмечается значительный рост и распространенность этого заболевания в России, что обуславливает значительный подъем заболеваемости, инвалидизации и смертности вследствие переломов позвоночника и трубчатых костей. В 1997 году в Кемеровской области зарегистрировано 43300 больных с данными видами переломов, что составляет 25 процентов от числа всех травм, из которых у 40 процентов отмечались явления остеопороза. Основными причинами остеопороза являются снижение уровня половых гормонов в предклимактерическом и климактерическом периоде как у мужчин, так и у женщин, снижение потребления в пище кальция и витамина Д, заболевания желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, эндокринной системы, применение некоторых лекарственных препаратов. При отсутствии своевременного лечения при остеопорозе может наблюдаться снижение плотности костной ткани на 30-40 процентов в срок от 3 до 10 лет. Вместе с тем, из-за отсутствия в области диагностической службы (денситометрии) диагностика этого состояния происходит чаще всего травматологом при развитии перелома. По этой же причине не происходит своевременного и адекватного лечения остеопороза и его профилактики, несмотря на наличие в области необходимых лекарственных препаратов, что приводит к снижению качества жизни лиц в климактерическом и постменопаузальном периоде, развитием травм, болевого синдрома и , как следствие, увеличению расходов, связанных с госпитализацией, выплату пособий по временной и стойкой нетрудоспособности. Существует также проблема с подготовкой квалифицированных кадров. Таким образом, в Кемеровской области назрела необходимость создания центра профилактики и лечения остеопороза и разработки мероприятий, направленных на снижение распространенности этого заболевания. Обоснованием к созданию такого центра служит приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.08.97 N 239 "Об организации центров профилактики остеопороза". Финансирование программы обеспечит осуществление следующих мероприятий: 1. Создание центра профилактики и лечения остеопороза. 2. Создание регистра лиц, страдающих остеопорозом. 3. Проведение скрининга по выявлению остеопороза. 4. Разработка новых методов лечения и профилактики, что позволит внедрить в Кемеровской области принципиально новую технологию диагностики и лечения огромного числа больных, в том числе и пожилых, страдающих остеопорозом, и проводить профилактику данного заболевания. Сводная таблица по разделам подпрограммы "Профилактика и лечение остеопороза" (тыс. руб.). ---T--------------------T---------T-------------------T-----------------¬ ¦N ¦Мероприятия ¦Общая ¦ В том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стоимость+---------T---------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Облбюджет¦программа¦Другие источники ¦ +--+--------------------+---------+---------+---------+-----------------+ ¦1.¦Приобретение ¦660,0 ¦ ¦ 650,0 ¦ 10,0-спонсоры ¦ ¦ ¦ультразвукового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦денситометра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(пяточная кость) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"AHILLES" Lunar ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(США) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+---------+---------+---------+-----------------+ ¦2.¦Создание регистра ¦10,0 ¦ ¦ 10,0 ¦ ¦ ¦ ¦лиц, страдающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦остеопорозом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+---------+---------+---------+-----------------+ ¦3.¦Проведение скрининга¦16,0 ¦16,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на выявление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦остеопороза (выезда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на территорию) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+---------+---------+---------+-----------------+ ¦4.¦Апробация ¦10,0 ¦ ¦ ¦ 10,0-спонсоры ¦ ¦ ¦лекарственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦препаратов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------+---------+---------+---------+-----------------+ ¦5.¦Разработка новых ¦30,0 ¦ ¦ 30,0 ¦ ¦ +--+--------------------+---------+---------+---------+-----------------+ ¦ ¦ИТОГО ¦726,0 ¦16,0 ¦ 690,0 ¦ 20,0-спонсоры ¦ L--+--------------------+---------+---------+---------+------------------ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|