Расширенный поиск
Постановление Администрации Кемеровской области от 19.01.2001 № 2РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19.01.2001 N 2 г. Кемерово О концепции "Демографическое развитие Кемеровской области на период до 2005 года" В соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 г. N 1072-р: 1.Утвердить прилагаемую Концепцию демографического развития Кемеровской области на период до 2005 года, разработанную департаментом труда Администрации Кемеровской области и Кемеровским государственным университетом с участием областных структур исполнительной власти. 2.Структурным подразделениям Администрации области при планировании и осуществлении мероприятий по социально-трудовым вопросам руководствоваться положениями Концепции демографического развития Кемеровской области на период до 2005 года. 3.Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Неворотову Н.П. 4.Постановление вступает в силу с момента подписания. И.о. Губернатора Кемеровской области В.П.Мазикин Утверждена постановлением Администрации Кемеровской области от 19.01.2001 N 2 К О Н Ц Е П Ц И Я ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Демографическая ситуация в Кемеровской области. 2. Цели и задачи демографической политики. 3. Принципы демографической политики. 4. Приоритеты современной демографической политики. 5. Сферы деятельности и направления реализации демографической политики. 6. Координация действия по реализации основных положений Концепции. 1. Демографическая ситуация в Кемеровской области Кемеровская область является наиболее освоенной территорией Сибири. Промышленность, являющаяся базовой сферой в хозяйственном комплексе, во многом определяет ее социально-экономическое положение. Здесь занято 40 процентов общей численности работающих, сосредоточена почти половина основных фондов, создается около 65 процентов валового регионального продукта. В то же время для промышленности области (горнодобывающей, черной и цветной металлургии, химической и других) характерны большая трудоемкость, высокий уровень вредных и опасных факторов, преимущественное наличие опасных производственных объектов. Занимая 4 процента площади Западной Сибири, область сосредоточила около 40 процентов промышленно-производственных фондов и более 20 процентов населения и относится к числу плотно населенных и высокоурбанизированных регионов России - 31 чел. на 1 кв. км (для сравнения: Томская область - 3,4 чел., Тюменская - 2 чел., Красноярский край - 1,3 чел. на 1 кв. км.). Численность городского населения составляет 2583 тыс. человек (86,6%), сельского - 399 тыс. человек (13,4%). На 1 октября 2000 г. расчетная численность постоянного населения составила 2968,4 тыс. человек и уменьшилась за 9 месяцев на 13,2 тыс. человек. Депопуляция была подготовлена развитием всех составляющих демографической динамики. Уже с 1986 года начал сокращаться общий прирост численности населения, который к 1992 году уменьшился в 10 раз. 1992 год - начало длительного, затяжного периода депопуляции. С тех пор естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (20 тыс. чел. в год) и за ее счет численность населения области уменьшилась в 1992-1999 гг. на 118 тыс. человек. Депопуляция затронула практически все территории области. По темпам и величине естественной убыли населения область лидирует среди регионов Западной Сибири. Уровень рождаемости не только является фактором депопуляции как в Российской Федерации, так и в регионе, но и составляет самостоятельную демографическую проблему. Снижение рождаемости, свойственное многим развитым странам, является объективным процессом демографического перехода. Однако наш регион даже по меркам развитых стран характеризуется уникально низкой рождаемостью. Сложившийся в области уровень рождаемости находится ниже черты простого воспроизводства населения. Современные параметры рождаемости (1,2 рождений в среднем на 1 женщину) меньше требуемого для замещения поколений почти в 2 раза. В настоящее время число родившихся снизилось до 25 тысяч человек в год, тогда как в конце 80-х годов численность родившихся достигала 40 тыс. человек. Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров сельской и городской рождаемости, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости, увеличением рождаемости в малолетнем возрасте матери. Такой уровень рождаемости не может отвечать требованиям сохранения демографического потенциала региона. Снижение рождаемости в развитых странах не может быть демографическим ориентиром для нашей страны, так как имеет другие последствия. Например, в четырех из семи наиболее развитых стран мира при близких с Российской Федерацией показателях рождаемости сохраняется устойчивый прирост населения: в Великобритании - 1,6 на 1000 человек; Франции - 3,4; Канаде - 4,8 и США - 5,6. Депопуляция в регионе формируется не только за счет сужения базы воспроизводства (низкой рождаемости), но и прежде всего за счет высоких издержек (сверхсмертности). Последствием катастрофически высокого уровня смертности, особенно в мужских рабочих возрастах, является падение продолжительности жизни населения до самого низкого за весь послевоенный период уровня. Средняя продолжительность жизни в регионе составляет 57,2 года у мужчин и 69,8 года - у женщин (в Российской Федерации соответственно 59,9 и 72,4 года). В то же время в таких развитых странах, как Япония, средняя продолжительность жизни мужчин - 77 лет, женщин - 83,6 года, в Швеции - соответственно 76,5 и 81,5 лет. На протяжении 90-х годов Российская Федерация по продолжительности жизни занимает в мире 110-130 место у мужчин и 90- 100 место у женщин. Особое место среди причин, определяющих отставание региона, занимают неестественные причины смерти - несчастные случаи, отравления, травмы. Вероятность умереть от этих причин для мужчин в 4 раза превышает аналогичный показатель в развитых странах. В процессе формирования населения области значительную роль всегда оказывало его территориальное перераспределение между регионами страны. В последние годы заметно снизилась миграционная активность населения. Если в начале 90-х годов в миграционном обороте области участвовало около 200 тыс. человек в год, то в настоящее время количество прибывающих и выбывающих мигрантов практически сравнялось и составило 124 тыс. человек в год. В 1999 году миграционный прирост населения в 4 раза уступал уровню 1992 года (снизился в среднем на 6 тыс. человек в год). Таблица 1 Динамика естественного, миграционного и общего прироста (убыли) населения в 1991-1999 гг. (тыс. человек) +-----------------------------------------------------------------------------+ ¦ Годы ¦ 1991 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ +--------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Естественный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прирост ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (убыль) ¦ +0,5 ¦ -8,6 ¦ -20,3¦ -24,6¦ -23,7¦ -23,2¦ -20,8¦ -17,0¦ -22,0¦ +--------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------¦ ¦ Миграционный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прирост ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (убыль) ¦ -0,3 ¦ +5,0 ¦ +1,4 ¦ +18,8¦ +9,3 ¦ +2,7 ¦ +0,7 ¦ +2,1 ¦ +1,6 ¦ +--------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------¦ ¦ Общий прирост¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (убыль) ¦ +0,2 ¦ -3,6 ¦ -18,9¦ -5,8 ¦ -14,4¦ -20,5¦ -20,1¦ -14,9¦ -20,4¦ +-----------------------------------------------------------------------------+ Миграционные процессы последних лет не оставляют надежд на замещение естественной убыли населения. В 1999 году миграционный прирост компенсировал лишь незначительную часть естественной убыли - 7,3% (в 1998 году - 11,2%). Наступление депопуляции вызвано рядом факторов, имеющих как фундаментальный (долгосрочный), так и конъюнктурный характер. Фундаментальные факторы, т.е. сложившиеся к настоящему времени параметры самого населения (возрастная структура) и его воспроизводства таковы, что в ХХI веке они будут воздействовать на сокращение численности населения региона. Эффект значительной части конъюнктурных факторов как в отношении рождаемости (тайминговый сдвиг под воздействием мер помощи семьям в конце 80-х годов), так и в отношении смертности (прежде всего снижение под воздействием мер антиалкогольной кампании) практически полностью исчерпал себя ко второй половине 90-х годов. На этом фоне возрастает влияние на воспроизводственные процессы такого конъюнктурного, хотя и затяжного фактора, как системный кризис, подорвавший экономику и приведший к упадку отраслей социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования и социального обеспечения. Возрастающую роль в обществе стал играть рост социально-психологических стрессовых ситуаций вследствие появления и роста безработицы, неуверенности всех слоев общества в завтрашнем дне, хронических задержек в выплате заработной платы, сворачивания социальных программ и поддержки наиболее уязвимых слоев населения, а также криминализации всех сфер жизни, ослабления охраны правопорядка. Согласно прогнозам по крайней мере в первой половине XXI века будет наблюдаться естественная убыль населения области. Предполагается, что к 2016 году население области по сравнению с 1999 годом уменьшится на 239 тыс. человек и составит 2748 тыс. человек. Миграционный прирост населения области будет постепенно сокращаться и к концу 2015 года ожидается миграционная убыль (0,2 тыс. чел.). 2. Цели и задачи демографической политики Поддержание в многополюсном мире устойчивого равновесия требует от Российской Федерации, всех входящих в нее субъектов подъема экономической и оборонной мощи, без чего невозможно сохранение государственного потенциала на уровне, отвечающем современным условиям. Исходя из этого, цель демографической политики должна состоять в постепенной стабилизации численности населения и формировании предпосылок последующего демографического роста, мобилизуя для этого как воспроизводственные, так и миграционные компоненты. Задачами демографической политики области являются: в области здоровья и продолжительности жизни: увеличение продолжительности жизни населения за счет реализации резервов преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости и травматизма; улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья; в области рождаемости и семьи: создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей; всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации; в области миграции: нормализация миграционного притока и привлечение мигрантов при одновременном сокращении миграционного оттока и защите рынка труда от нелегальной миграции. 3. Принципы демографической политики Принципы, лежащие в основе демографической политики, отражают отношение органов власти к регулированию процессов, формирующих численность, динамику и структуру населения в целом и его конкретных групп на всей территории региона. К общим принципам демографической политики можно отнести: уважение и обеспечение основных стандартов в области прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека и Международных пактах по правам человека, ратифицированных Российской Федерацией, как универсальная правовая основа отношения государства ко всем индивидам, находящимся на его территории; гарантии реального приоритета норм международных соглашений по правам человека, участником которых является Российская Федерация, и положений Конституции по отношению к нормам национального законодательства; соблюдение принципа единства семьи и содействие быстрейшему ее воссоединению при любых обстоятельствах и без всяких ограничений, что соответствует гуманитарным принципам современного международного права; недопущение дискриминации индивида по признаку пола, расы, языка, принадлежности к определенной этнической, социальной, политической группе в любой сфере государственного регулирования. К специальным принципам демографической политики могут быть отнесены: сочетание федеральных приоритетов с региональными особенностями расселения коренных групп и мигрантов на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и законодательной базой по разделению компетенции Федерации и ее субъектов; предоставление равного доступа к системе правовой, социальной и медицинской защиты, действующей в регионе для всех групп населения; равноправие мужчин и женщин, которое регламентируется нормами законодательства Российской Федерации и соответствует ее международным обязательствам по Конвенции о политических правах женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенции о гражданстве замужней женщины; особый механизм защиты женщин, имеющих детей, включая их материнские обязанности, как следование национальной практики Российской Федерации нормам Международной конвенции о правах ребенка и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, регулируемый трудовым и социально-пенсионным законодательством Российской Федерации; соблюдение прав семьи и ее членов в соответствии с действующим семейным законодательством Российской Федерации, охрана частной жизни индивида и семьи и право семьи обеспечивать воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями как нормы, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах; предоставление каждой семье свободного выбора в определении желательного для нее количества детей и сочетание этого права с правом государства на стимулирование тех типов семьи, которые соответствуют целям проведения демографической политики и обеспечение приоритетного права ребенка на проживание в семье; создание условий для охраны и укрепления здоровья всех групп населения, а также эффективного механизма участия населения в здравоохранительной деятельности с целью достижения людьми их потенциала здоровья на основе принципов, выработанных Всемирной организацией здравоохранения, и норм социального, медицинского законодательства Российской Федерации и региона; социально-правовая защита и создание достойных условий существования для наиболее уязвимых категорий населения (инвалиды, престарелые, дети) как выражение гуманной направленности гражданского общества и государства; обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения и мигрантов, прибывающих в регион и обустраивающихся на его территории, формирование дифференцированного подхода к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегическими целями социально-экономического развития региона. 4. Приоритеты современной демографической политики В области здоровья и продолжительности жизни можно выделить следующие приоритеты и направления их осуществления: здоровье населения трудоспособного возраста, для которого ключевые проблемы состоят в снижении преждевременной смертности от травм и отравлений, основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, злокачественные новообразования); репродуктивное здоровье женщин и качество потомства, для достижения которых наиболее значимо: грамотное планирование семьи, включая предотвращение нежелательной беременности; снижение гинекологической и экстрагенитальной заболеваемости женщин, осложнений беременности и родов; профилактика детской инвалидности; здоровье подростков, для которых особую актуальность представляет: профилактика психических расстройств, алкоголизма и наркомании, снижение распространенности заболеваний, передающихся половым путем; здоровье социально уязвимых групп населения, определяемых по признаку как низких доходов, так и социального статуса (бомжи, мигранты), для которых наиболее важны профилактика инфекционных (туберкулез) и паразитарных заболеваний, отставания детей в физическом и умственном развитии, социальных девиаций (убийства, суициды, несчастные случаи); здоровье пожилых людей, для которых особую значимость представляет увеличение срока жизни, свободной от инвалидности, при таком состоянии здоровья, которое позволяет сохранять независимость, самоуважение и свое место в обществе. В области рождаемости и укрепления семьи возможно выделение следующих приоритетов и направлений: формирование гражданской позиции общества в отношении необходимости повышения рождаемости и укрепления семьи; повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего воспроизводство населения путем создания для семей условий жизнедеятельности, дающих возможность воспитания в них нескольких детей и постепенного перехода от принятых в обществе норм малодетности к нормам среднедетности; переориентация системы общественных и личностных ценностей на семью с несколькими детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке, усиление приоритетности ее интересов в социальной политике; содействие сплочению семьи, улучшению внутрисемейных отношений, формированию общесемейных целевых ориентиров и интересов; формирование в процессе социализации семейно ориентированной личности через систему подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации; В области миграции можно выделить следующие приоритеты и направления: использование миграционного потенциала в интересах демографического развития региона; создание условий для сокращения эмиграционного оттока научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала из региона. 5. Сферы деятельности и направления реализации демографической политики Концепция определяет общую идеологию и направления разработки программ по различным компонентам демографического развития. Программы по оздоровлению демографической ситуации должны включать экономические, правовые и другие меры в области здоровья и продолжительности жизни, рождаемости, укрепления семьи и миграции. В сфере охраны здоровья и продолжительности жизни Разработка и реализация политики в этой сфере требует развития соответствующей инфраструктуры. Аккумулированный Всемирной организацией здравоохранения опыт стран, успешно идущих по пути разработки соответствующих национальных стратегий, свидетельствует, что выделяется, как минимум, три основных направления. Первое направление ориентировано на развитие научно-исследовательских, информационных и коммуникационных систем, которые содействуют приобретению, эффективному использованию и распространению данных по проблемам охраны и укрепления здоровья. В рамках этого направления выделяется два наиболее важных аспекта: выработка научно-исследовательской политики, ориентированной на достижение здоровья в интересах всех граждан; обеспечение беспрепятственного доступа к информации по вопросам охраны здоровья для политиков, представителей медицинских и иных профессий, а также для населения в целом. Второе направление ориентировано на создание структур и механизмов, обеспечивающих реальное участие отдельных лиц, групп и организаций общественного и частного сектора, в деятельности в интересах охраны здоровья на основе содружества и партнерства. При этом стратегия партнерства охватывает региональный и муниципальный уровни взаимодействия. Третье направление предполагает формирование нового мировоззрения на проблемы охраны здоровья в сфере разработки и принятия конкретных политических решений по различным аспектам развития региона. Ценность здоровья должна составить наряду с другими гуманитарными аспектами сердцевину концепции устойчивого развития региона и быть интегрирована в приоритетные национальные интересы. В сфере рождаемости и укрепления семьи Целесообразно в этой сфере формирование системы государственного воздействия на демографические процессы на региональном и муниципальном уровнях. В новой экономической ситуации системы льгот и компенсаций в области налогообложения, кредитования и т.п. должны создавать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности семьи с несколькими детьми. С учетом отечественного и зарубежного опыта стимулирования рождаемости и укрепления семьи, а также социально-экономических и социально-культурных особенностей региона следует, в первую очередь, ориентироваться на содействие семье в реализации ее собственного потенциала, а также на поддержку социально уязвимых семей. В области информационного обеспечения демографической политики следует формировать мониторинг ситуации в области рождаемости и семьи, обеспеченный необходимой базой данных, создать информационную систему пропаганды семейных ценностей. Следует максимально использовать возможности влияния гражданского общества на органы государственной власти, общественные объединения и средства массовой информации с целью мобилизации их сил и средств на решение задач повышения рождаемости и укрепления семьи. В сфере миграции и расселения Механизмы реализации Концепции представляют те инструменты и рычаги, посредством которых возможно управление миграционными процессами. К ним относятся те элементы государственного воздействия, использование которых позволяют реализовать цели демографической политики в указанной сфере, а именно: совершенствование на региональном уровне общего блока законодательства по вопросам миграции; введение системы квотирования и дифференциации приоритетов приема различных категорий мигрантов; создание автоматизированной базы данных по всем видам миграционных потоков, моделирование перспективной миграционной ситуации. 6. Координация действий по реализации основных положений Концепции. Реализация Концепции предполагает: объединение усилий государственных и общественных организаций, партий и движений, а также населения в целом, направленных на выработку единых подходов к формированию демографического поведения и установок с целью сохранения и укрепления демографического потенциала региона; координацию действий законодательных и исполнительных структур на региональном и муниципальном уровне, направленных на оздоровление демографической ситуации; разработку программ действий по достижению конкретных результатов в рамках основных задач, сформулированных в Концепции, включающих сроки реализации и исполнения; определение источников финансирования реализации основных положений Концепции с учетом использования средств федерального, областного и муниципальных бюджетов, привлечения дополнительных внебюджетных поступлений; обеспечение включения блока демографических вопросов, предусмотренных Концепцией, в региональные и муниципальные программы социально-экономического и демографического развития; информационное обеспечение реализации Концепции предполагает осуществление деятельности в области образования и коммуникации, направленной на предоставление населению достоверных данных о демографических проблемах и путях их решения. Для обеспечения последовательности в достижении целей и задач Концепции работу целесообразно выполнять в два этапа. I этап (2001-2002 годы) 1. Комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально-демографических процессов, в том числе занятости населения в регионе. 2. Разработка прогноза демографического развития населения области, в т.ч. наиболее активной его части - трудовых ресурсов, до 2015 года и на его основе - прогноз развития инфраструктуры социальной сферы с учетом происходящих изменений в составе населения. 3. Пересмотр существующих и разработка новых законодательных актов с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, которые смогут улучшить развитие демографических процессов в регионе. 4. Проведение социально-демографической экспертизы программ социальной направленности, исходя с одной стороны, из реальной обстановки и приоритетов социально-демографической политики, с другой - степени угрозы национальной безопасности. 5. Формирование научных направлений в области развития и улучшения демографических процессов в регионе в целях реализации Концепции. 6. Разработка региональной целевой программы по развитию демографических процессов в регионе с научно обоснованных позиций. Перечисленные направления Концепции являются наиболее существенными. Их реализация способна улучшить ситуацию в развитии демографических процессов в регионе, повысить репродуктивный потенциал населения. II этап (2003-2005 годы) 1. Внедрение эффективной системы человекосбережения на основе реализации региональной целевой программы по развитию демографических процессов, а также региональных программ и территориальных программ социальной направленности. 2. Формирование единой системы мониторинга социально-демографических процессов, разработка стратегии социально-демографической политики. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|