Расширенный поиск

Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 28.03.2001 № 1026

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                         КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


             СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28.03.01  N 1026
г. Кемерово

О   запросе  Совета   народных   депутатов
Кемеровской  области   в   Конституционный
Суд  Российской Федерации "О  соответствии
Конституции Российской Федерации статьи 15
Федерального  закона  от 27.07.97 N 123-ФЗ
"О приватизации государственного имущества
и   основах   приватизации  муниципального
имущества в Российской Федерации"


     Рассмотрев представленный  комитетом  по вопросам промышленности,
транспорта,  связи  и  управления   собственностью   Совета   народных
депутатов  Кемеровской области запрос в Конституционный Суд Российской
Федерации "О соответствии Конституции Российской Федерации  статьи  15
Федерального   закона   от   27.07.97   N   123-ФЗ   "О   приватизации
государственного  имущества  и  основах  приватизации   муниципального
имущества   в   Российской   Федерации",   Совет   народных  депутатов
Кемеровской области


     постановляет:

     1. Направить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации "О
соответствии Конституции Российской Федерации статьи  15  Федерального
закона от 27.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества
и  основах  приватизации   муниципального   имущества   в   Российской
Федерации".
     2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
Н.В.Бублик   -   первого   заместителя  председателя  Совета  народных
депутатов Кемеровской области.
     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.





                                                            Приложение
                                                       к Постановлению
                                             Совета народных депутатов
                                                   Кемеровской области
                                            от 28 марта 2001 г. N 1026

                                      В Конституционный Суд Российской
                                                             Федерации
                                ______________________________________
                                      103132, г. Москва, ул. Ильинка, 21

                                                            Заявитель:
                                              Совет народных депутатов
                                                   Кемеровской области
                                ______________________________________
                                650099, г. Кемерово, пр. Советский, 58

                                                Заинтересованные лица:
                                               1. Государственная Дума
                                      Федерального Собрания Российской
                                                             Федерации
                                ______________________________________
                                  103265 г. Москва, ул. Охотный ряд, 1

                                       2. Совет Федерации Федерального
                                         Собрания Российской Федерации
                                ______________________________________
                                         103426 г. Москва, ул. Большая
                                                         Дмитровка, 26

                                     3. Президент Российской Федерации
                                ______________________________________
                                      103132 г. Москва, Старая пл., 4.



                                ЗАПРОС
           о соответствии Конституции Российской Федерации
          пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 27.07.97
         N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества
           и основах приватизации муниципального имущества
                       в Российской Федерации"

     Совет народных депутатов  Кемеровской  области  является  органом
законодательной  власти  Кемеровской  области,  действует на основании
Устава Кемеровской области,  принятого Законом Кемеровской области  от
05.06.97 N 10-ОЗ (в ред от 06.12.2000).
     В силу части  2  статьи  125  Конституции  Российской  Федерации,
статьи  84 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской Федерации"  Совет  народных  депутатов
Кемеровской  области наделен правом на обращение в Конституционный Суд
Российской Федерации с  запросом  о  проверке  федеральных  законов  и
постановлений  Правительства РФ на соответствие Конституции Российской
Федерации.
     Настоящим просим  рассмотреть  вопрос  о  соответствии  пункта  7
статьи 15 Федерального закона от 21.07.97  N  123-ФЗ  "О  приватизации
государственного   имущества  и  основах  приватизации  муниципального
имущества   в   Российской   Федерации"   (Собрание   законодательства
Российской Федерации,  1997, N 30, ст.3595, 1999, N 26, ст.3173, 2000,
N 32, ст.3332) Конституции Российской Федерации.
     Данный запрос  подведомственен рассмотрению Конституционного Суда
Российской Федерации в  силу  прямого  указания  части  2  статьи  125
Конституции Российской Федерации,  а также статьи 3, части 2 статьи 36
и статьи 85 Федерального конституционного закона от 21.07.94  N  1-ФКЗ
"О Конституционном Суде Российской Федерации".
     Позиция заявителя о несоответствии  оспариваемых  им  нормативных
правовых   актов  Конституции  Российской  Федерации  основывается  на
нижеизложенных доводах.
     Согласно пункту   1  статьи  2  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации  участниками  регулируемых   гражданским   законодательством
отношений   являются  граждане  и  юридические  лица.  В  регулируемых
гражданским  законодательством  отношениях  могут  участвовать   также
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.
     Статья 124  Гражданского  кодекса  Российской   Федерации   прямо
называет   Российскую   Федерацию   и  субъекты  Российской  Федерации
субъектами   гражданского   права.   Соответственно   они   наделяются
гражданской  правосубъектностью  и  на них должны распространяться все
основные принципы гражданского законодательства.
     Пункт 1  статьи  124  Гражданского  кодекса  Российской Федерации
определяет,  что Российская Федерация и субъекты Российской  Федерации
выступают в отношениях,  регулируемых гражданским законодательством на
равных началах с иными участниками  этих  отношений.  Кроме  этого  на
отношения  с  участием  Российской  Федерации  и  субъектов Российской
Федерации распространяются и все остальные из числа предусмотренных  в
статье  1  Гражданского  кодекса  Российской Федерации основные начала
гражданского  законодательства,   в   том   числе   неприкосновенность
собственности, свобода договора и другие.
     Как и  любой  субъект  гражданских   правоотношений.   Российская
Федерация    и    субъекты   Российской   Федерации   могут   обладать
собственностью.  В соответствии со статьей  214  Гражданского  кодекса
Российской  Федерации  такая собственность называется государственной.
Таким  образом,  как  и  любой  собственник,   согласно   статье   209
Гражданского  кодекса  Российской  Федерации,  Российская  Федерация и
субъекты Российской Федерации могут свободно владеть,  пользоваться  и
распоряжаться  своей  собственностью,  в том числе отчуждать имущество
путем приватизации.
     Такой способ   отчуждения  государственного  имущества  определен
статьей 217 Гражданского кодекса  Российской  Федерации  "Приватизация
государственного  и  муниципального имущества",  где указывается,  что
имущество,   находящееся   в   государственной    или    муниципальной
собственности,  может  быть передано его собственником в собственность
граждан и юридических лиц.
     Вместе с  тем в соответствии со статьей 15 Федерального закона от
21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и основах
приватизации   муниципального   имущества   в   Российской  Федерации"
государственное имущество может быть  отчуждено  -  приватизировано  в
случае  подачи  любым  заинтересованным  лицом  заявки на приватизацию
государственного имущества.  Решение о приватизации может быть принято
как  соответствующим органом по управлению государственным имуществом,
так и по решению органов государственной власти  Российской  Федерации
или субъекта Российской Федерации.
     Отказ в приватизации государственного имущества,  согласно пункту
7  статьи  15 указанного Федерального закона возможен только в случае,
если:
     на приватизацию государственного имущества, в том числе в случае,
если указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено
в гражданском обороте, установлен запрет;
     имущество, указанное в заявке  на  приватизацию  государственного
имущества, не относится к государственной собственности;
     имущество, указанное в заявке  на  приватизацию  государственного
имущества,  подлежит  отчуждению в соответствии с другими федеральными
законами.
     Экономические и  социальные  аспекты  для  отказа  в приватизации
имущества,  приватизация которого не запрещена и приватизация которого
не  является  обязательной,  пункт  7 статьи 15 Федерального закона от
21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и основах
приватизации  муниципального  имущества  в  Российской  Федерации"  не
содержит.
     Таким образом,     соответствующий     орган     по    управлению
государственным имуществом или соответствующий  орган  государственной
власти  Российской  Федерации и субъекта Российской Федерации не могут
принять решение об отказе в приватизации,  если в отношении имущества,
на  которое  подана  заявка на приватизацию,  не имеются основания для
отказа в приватизации,  определенные в пункте 7 статьи  15  указанного
Федерального закона.
     Фактически государственная собственность в  Российской  Федерации
может  быть  отчуждена  без  учета  ее  экономического или социального
значения для Российской Федерации или субъекта Российской Федерации  и
соответствующие  органы не могут принять решение об отказе в заявке на
приватизацию.
     Таким образом,   одни   из   участников  гражданского  оборота  -
Российская  Федерация  и  субъекты  Российской  Федерации  ставятся  в
заведомо   неравные   условия   по   сравнению  с  другими  субъектами
гражданских  правоотношений.  Собственник  государственного  имущества
вынужден  отчуждать  свое  имущество  по  первому  требованию  другого
субъекта гражданских правоотношений.
     Совет народных   депутатов   Кемеровской   области  считает,  что
положения пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 21.07.97 N  123-ФЗ
"О  приватизации  государственного  имущества  и  основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации" в части отсутствия  в
них оснований для отказа в приватизации по признаку экономического или
социального значения имущества для Российской Федерации  или  субъекта
Российской  Федерации  противоречат  пункту  2  статьи  8  Конституции
Российской  Федерации,  указывающему,  что  в   Российской   Федерации
признаются  и  защищаются  равным  образом  частная,  государственная,
муниципальная и иные формы собственности.
     В силу  изложенных  выше  доводов  следует,  что  государственная
собственность и части возможностей  для  ее  отчуждения  признается  и
защищается  в  меньшей  степени,  чем  иные  формы собственности,  что
является  нарушением  пункта  2  статьи   8   Конституции   Российской
Федерации.
     Кроме того,   Конституционный   Суд   Российской   Федерации    в
определении   от   15.06.99   N  64-О  уже  отмечал,  что  в  процессе
разграничения  государственной   собственности   субъекты   Российской
Федерации  становятся  собственниками  и  в  силу  этого  вправе  сами
определять,  какие  объекты  подлежат  приватизации.  В   тоже   время
оспариваемые   в  настоящем  запросе  нормы  не  позволяют  Российской
Федерации и субъектам Российской  Федерации  полностью  самостоятельно
определять перечни объектов, подлежащих приватизации.
     На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 2 статьи 125
Конституции  Российской Федерации,  статьями 36,  84,  87 Федерального
конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации",

                               ПРОСИМ:

     признать пункт 7 статьи 15  Федерального  закона  от  21.07.97  N
123-ФЗ   "О   приватизации   государственного   имущества   и  основах
приватизации  муниципального  имущества  в  Российской  Федерации"  не
соответствующим  Конституции Российской Федерации,  ее пункту 2 статьи
8.

     Приложение:
     1. Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от
28.03.2001 N 1026 "О запросе  Совета  народных  депутатов  Кемеровской
области  в  Конституционный  Суд  Российской Федерации "О соответствии
Конституции Российской  Федерации  пункта  7  статьи  15  Федерального
закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества
и  основах  приватизации   муниципального   имущества   в   Российской
Федерации".
     2. Федеральный  закон  от  21.07.97  N  123-ФЗ  "О   приватизации
государственного  имущества  и  основах,  приватизации  муниципального
имущества в Российской Федерации".
     3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.


     Председатель Совета народных
     депутатов Кемеровской области          Г.ДЮДЯЕВ





Информация по документу
Читайте также