Расширенный поиск

Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 26.11.2003 № 202

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                         КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


             СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26.11.03 N 202
г. Кемерово

О  законодательной  инициативе  Совета
народных депутатов Кемеровской области
по  внесению  в  Государственную  Думу
Федерального   Собрания     Российской
Федерации  проекта федерального закона
"О  внесении  изменений и дополнений в
статью   40  части  первой  Налогового
кодекса Российской Федерации"



     Рассмотрев представленный  депутатом  Совета  народных  депутатов
Кемеровской области С.В.  Сафроновым  проект  федерального  закона  "О
внесении  изменений  и  дополнений в статью 40 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации" и руководствуясь статьей 104 Конституции
Российской Федерации, Совет народных депутатов Кемеровской области

     постановляет:

     1. Внести  в порядке законодательной инициативы в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской  Федерации  проект  федерального
закона  "О  внесении  изменений  и дополнений в статью 40 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации".
     2. Направить  проект  федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в статью 40  части  первой  Налогового  кодекса  Российской
Федерации" на заключение в Правительство Российской Федерации.
     3. После получения заключения Правительства Российской  Федерации
на   данный   законопроект   направить   его  в  Государственную  Думу
Федерального   Собрания   Российской   Федерации   и   законодательные
(представительные)  органы государственной власти субъектов Российской
Федерации.
     4. Просить      законодательные     (представительные)     органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,   а   также
депутатов  Государственной  Думы  от  Кемеровской  области  поддержать
данную инициативу.
     5. Поручить   депутату   Совета  народных  депутатов  Кемеровской
области   С.В.   Сафронову   представлять    данную    инициативу    в
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
     6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить  на
Н.М.  Голянскую  -  заместителя председателя Совета народных депутатов
Кемеровской области.
     7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.



     Председатель Совета народных
     депутатов Кемеровской области          Г.Т. Дюдяев






                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
        к проекту федерального закона "О внесении изменений и
        дополнений в статью 40 части первой Налогового кодекса
                        Российской Федерации"


     В целях  обеспечения  действенности  налогового  контроля,  в том
числе  за  соответствием  цен  товаров  (работ,  услуг),   применяемых
налогоплательщиками    при   исчислении   налогов,   рыночным   ценам,
предлагается внести  в  статью  40  части  первой  Налогового  кодекса
Российской Федерации необходимые изменения и дополнения.
     Для Российской  Федерации,  как  и  для  других  стран,  проблема
правильной оценки факторов ценообразования,  в том числе трансфертного
ценообразования,  для целей  налогового  контроля  является  одной  из
наиболее  значимых и требует постоянного исследования и своевременного
учета изменяющихся обстоятельств  при  регулировании  налогообложения.
Для  обеспечения  эффективности  такого  контроля  необходимо создание
достаточной  информационной   базы,   активное   взаимодействие   всех
заинтересованных органов государственной власти и организаций, а также
разработка методических указаний и формирование справочников  о  ценах
товаров   (работ,   услуг).   Для   реализации  этого  в  предлагаемом
законопроекте предусмотрены соответствующие положения.
     Уточняются другие  положения  статьи  40  части первой Налогового
кодекса Российской Федерации,  в том числе о  применении  регулируемых
цен,  о  доначислении  налога  при  отклонении  цены  товара  (работы,
услуги),  примененной по сделке,  от  рыночной  цены,  об  определении
рыночных  цен,  а  также  об  использовании  источников  информации  о
рыночных ценах.
     Вступление в  силу  Федерального  закона  "О внесении изменений и
дополнений в статью 40  части  первой  Налогового  кодекса  Российской
Федерации"  не  потребует  принятия новых нормативных актов,  внесения
изменений, дополнений в действующие законодательные акты, признания их
утратившими силу.


     Председатель Совета народных
     депутатов Кемеровской области          Г.Т. Дюдяев







                       Финансово-экономическое
        обоснование к проекту федерального закона "О внесении
           изменений и дополнений в статью 40 части первой
               Налогового кодекса Российской Федерации"


     Проект федерального  закона не потребует дополнительных затрат из
бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
     Принятие проекта федерального закона и реализация предусмотренных
в  нем  положений  позволят  в  большей  степени   учитывать   факторы
ценообразования  при  проведении  налогового контроля и обеспечить его
результативность.  Устранение   условий,   способствующих   уменьшению
налогового  обязательства  посредством  трансфертного ценообразования,
позволит обеспечить полноту налоговых поступлений в бюджетную  систему
Российской Федерации.


     Председатель Совета народных
     депутатов Кемеровской области          Г.Т. Дюдяев







                                                              Вносится
                                            Советом народных депутатов
                                                   Кемеровской области


                                                                Проект

                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     "О внесении изменений и дополнений в статью 40 части первой
               Налогового кодекса Российской Федерации"



     Внести в  часть  первую  Налогового  кодекса Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации,  1998, N 31, ст.3824;
1999,  N 28,  ст.3487;  2000,  N 2, ст.134; N 32, ст.3341; 2001, N 13,
ст.1147) следующие изменения и дополнения:
     статью 40 изложить в следующей редакции:
     "Статья 40.  Принципы определения цены товаров,  работ или  услуг
для целей налогообложения
     1. Для целей налогообложения  принимается  цена  товара  (работы,
услуги),  указанная  сторонами  сделки,  если  иное  не  предусмотрено
настоящей статьей.
     2. В случае,  когда цена товара (работы,  услуги) регулируется (в
том числе посредством установления минимальных  и  (или)  максимальных
предельных цен,  надбавок к ценам или скидок с цен) уполномоченными на
то   государственными   либо   иными   органами   в   соответствии   с
законодательством  Российской  Федерации,  для  целей  налогообложения
принимается цена товара (работы,  услуги), указанная сторонами сделки,
если  она  соответствует  регулируемой цене (находится в установленных
пределах цен).
     При отклонении   цены   товара   (работы,   услуги),  примененной
сторонами  сделки,  от  цены  товара  (работы,  услуги),  регулируемой
уполномоченными   на   то   государственными  либо  иными  органами  в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации,  если   это
отклонение повлекло занижение налоговой базы и суммы налога (авансовых
платежей),  налоговый орган вправе вынести  мотивированное  решение  о
доначислении налога (авансовых платежей) и пеней,  рассчитанных исходя
из оценки результатов такой сделки на основе  этой  регулируемой  цены
товара  (работы,  услуги),  направить  налогоплательщику требование об
уплате соответствующей суммы налога (авансовых платежей)  и  пеней,  а
также    вынести    решение    о   привлечении   налогоплательщика   к
ответственности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
     3. Если  иное  не  предусмотрено  настоящим  Кодексом,  для целей
налогообложения принимается рыночная цена товара  (работы,  услуги)  в
случаях, предусмотренных настоящим пунктом:
     1) при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. В случае,
когда   налоговым   органом   установлено,  что  взаимозависимые  лица
выступали  в  качестве  противоположных  сторон  в  двух   или   более
последовательных  сделках по реализации одних и тех же товаров (работ,
услуг) с участием одного и того же третьего лица или  нескольких  лиц,
такие  сделки также признаются сделками,  совершенными непосредственно
между этими взаимозависимыми лицами,  в частности,  если одно из  двух
взаимозависимых   лиц   выступало   в   качестве   продавца  в  сделке
купли-продажи товаров с третьим лицом,  а это третье лицо выступало  в
качестве  продавца  в  сделке  купли-продажи  тех  же самых товаров со
вторым из двух взаимозависимых лиц;
     2) при совершении товарообменных (бартерных) операций;
     3) при исполнении обязательств по сделкам путем зачета встречного
однородного требования (включая зачет при уступке требования);
     4) при совершении сделок с лицами,  находящимися (проживающими) в
иностранных государствах,  законодательство которых не предусматривает
раскрытия и  представления  информации  при  осуществлении  финансовых
операций,   либо   по  месту  нахождения  (месту  жительства)  которых
применяется  специальный  (льготный)  налоговый  режим,  включая  лиц,
находящихся  (проживающих)  в свободных экономических зонах,  закрытых
административно-территориальных образованиях в Российской Федерации, а
также  с  организациями,  освобожденными от уплаты налога на доходы на
определенный период своей деятельности,  или с организациями, имеющими
убыток за два последних года, предшествующих году совершения сделки;
     5) при совершении внешнеторговых сделок.
     Внешнеторговыми сделками  для целей настоящего Кодекса признаются
сделки,  в  результате  которых  осуществляется  экспорт  или   импорт
товаров,  а также сделки, совершенные с лицом, не являющимся налоговым
резидентом Российской Федерации;
     6) при  отклонении  цены  товара  (работы,  услуги),  примененной
сторонами сделки,  более чем на 15 процентов в сторону повышения или в
сторону  понижения  от  рыночной  цены идентичных (однородных) товаров
(работ, услуг).
     В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, при отклонении цены
товара (работы,  услуги),  примененной  сторонами  сделки,  в  сторону
повышения  или  в  сторону  понижения от рыночной цены товара (работы,
услуги) более чем  на  15  процентов,  если  это  отклонение  повлекло
занижение   налоговой   базы  и  суммы  налога  (авансовых  платежей),
налоговый орган вправе вынести мотивированное решение  о  доначислении
налога и пеней, рассчитанных исходя из оценки результатов такой сделки
на основе рыночной цены на  идентичные  (однородные)  товары  (работы,
услуги),    направить    налогоплательщику    требование   об   уплате
соответствующей суммы налога  и  пеней,  а  также  вынести  решение  о
привлечении    налогоплательщика    к   ответственности   в   порядке,
предусмотренном настоящим Кодексом.
     4. Рыночной   ценой  товара  (работы,  услуги)  признается  цена,
сложившаяся  при  взаимодействии  спроса  и   предложения   на   рынке
идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в
сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
     5. При   определении   рыночных   цен   товаров   (работ,  услуг)
принимаются  во  внимание  сделки   между   лицами,   не   являющимися
взаимозависимыми.
     Сделки между  взаимозависимыми  лицами   могут   приниматься   во
внимание   только   в  тех  случаях,  когда  взаимозависимость  сторон
указанных сделок не повлияла на примененные ими цены.
     6. Рынком товаров (работ,  услуг) признается сфера обращения этих
товаров (работ,  услуг), определяемая исходя из возможности покупателя
(продавца)   приобрести   (реализовать)   товар  (работу,  услугу)  на
ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории.
     7. Идентичными признаются товары,  имеющие одинаковые характерные
для них основные признаки.
     При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их
физические характеристики,  качество  и  репутация  на  рынке,  страна
происхождения  и  производитель.  При определении идентичности товаров
незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
     8. Однородными    признаются    товары,   которые,   не   являясь
идентичными,  имеют  сходные  характеристики  и  состоят   из   схожих
компонентов,  что  позволяет им выполнять одни и те же функции и (или)
быть коммерчески взаимозаменяемыми.
     При определении однородности товаров учитываются, в частности, их
качество,  наличие  товарного  знака,  репутация  на   рынке,   страна
происхождения.
     9. При  определении  рыночной  цены   товара   (работы,   услуги)
учитывается информация о совершенных на момент реализации этого товара
(работы,  услуги)  сделках  с   идентичными   (однородными)   товарами
(работами, услугами) в сопоставимых условиях.
     При отсутствии  указанной  информации  учитывается  информация  о
совершенных  на  момент,  ближайший  (предыдущий  или  последующий)  к
моменту  реализации  этого  товара   (работы,   услуги),   сделках   с
идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых
условиях.
     При оценке  сопоставимости  условий  сделок  на  рынке идентичных
(однородных)  товаров  (работ,  услуг),   в   частности,   учитываются
следующие условия сделок:
     количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной
партии);
     сроки исполнения обязательств;
     условия платежей, обычно применяемые  в сделках данного вида;
     инфляция и курс рубля  по  отношению  к  свободно  конвертируемым
валютам;
     применяемые при совершении сделок между  взаимозависимыми  лицами
обычные  скидки  с  цены  или надбавки к цене.  В частности,  учитывая
скидки и надбавки, вызванные:
     сезонными колебаниями  потребительского спроса на товары (работы,
услуги);
     потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
     истечением (приближением  даты  истечения)  сроков  годности  или
реализации товаров;
     маркетинговой политикой,  в том числе при  продвижении  на  рынки
новых  товаров  (работ,  услуг),  не  имеющих  аналогов,  а  также при
продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
     реализацией опытных   моделей   и   образцов   товаров   в  целях
ознакомления с ними потребителей.
     Условия сделок  на  рынке  идентичных  (а  при  их  отсутствии  -
однородных) товаров  (работ,  услуг)  признаются  сопоставимыми,  если
различие  между  такими  условиями  либо существенно не влияет на цену
таких товаров  (работ,  услуг),  либо  может  быть  учтено  с  помощью
поправок.
     10. При отсутствии на соответствующем  рынке  товаров  сделок  по
идентичным  (однородным)  товарам  либо  при невозможности определения
соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информации для
определения   рыночной   цены   используется  метод  цены  последующей
реализации (метод цены последующей реализации в комбинации с затратным
методом),  при  котором рыночная цена товаров,  реализуемых продавцом,
определяется как разность цены,  по которой такие  товары  реализованы
покупателем  этих товаров при последующей их реализации (перепродаже),
и обычных в подобных случаях затрат,  произведенных  этим  покупателем
при  перепродаже  таких  товаров  (без  учета  цены,  по  которой были
приобретены указанным покупателем у  продавца  эти  товары),  а  также
обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
     11. При  невозможности  использования  метода  цены   последующей
реализации (в частности,  при отсутствии информации о цене товаров,  в
последующем реализованных покупателем),  если  иное  не  предусмотрено
настоящей статьей,  используется затратный метод, при котором рыночная
цена товаров (работ,  услуг),  реализуемых продавцом, определяется как
сумма  произведенных  затрат  и  обычной для данной сферы деятельности
прибыли.  При этом учитываются обычные в  подобных  случаях  прямые  и
косвенные  затраты  на  производство (приобретение) и (или) реализацию
товаров  (работ,  услуг),  обычные  в  подобных  случаях  затраты   на
транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
     12. Правила определения цен  товаров  (работ,  услуг)  для  целей
налогового контроля утверждаются Правительством Российской Федерации.
     13. При определении и признании  рыночной  цены  товара  (работы,
услуги)   используются   официальные   источники  информации  о  ценах
(пределах колебаний цен) и биржевых котировках органов, регулирующих в
соответствии  с законодательством Российской Федерации ценообразование
посредством  установления  цен,  минимальных  и   (или)   максимальных
предельных   цен,  надбавок  к  ценам  или  скидок  с  цен,  и  других
уполномоченных  органов.  В  частности.  используются  публикуемые   в
порядке,    устанавливаемом   Правительством   Российской   Федерации,
справочники о ценах (пределах колебаний цен) товаров (работ, услуг), а
также информация о ценах органов статистики,  органов,  осуществляющих
регулирование цен,  таможенных органов,  антимонопольных  органов  или
специализированных оценщиков.
     При отсутствии указанной информации о рыночных ценах  и  биржевых
котировках либо невозможности использования информационных ресурсов, в
том числе  ввиду  ограниченного  в  соответствии  с  законодательством
Российской   Федерации   доступа   к   ним,  может  быть  использована
информация, представляемая налогоплательщиками налоговым органам.
     14. Налогоплательщик  должен  представить  налоговому  органу все
имеющиеся у него документы,  необходимые для осуществления  налогового
контроля  за правильностью исчисления налога и применения цены товаров
(работ,  услуг),  а также документы,  связанные с его  взаимозависимым
лицом или иными лицами,  являющимися сторонами сделки, учитываемой при
исчислении налога.
     15. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства,
имеющие значение для определения результатов сделки,  не ограничиваясь
обстоятельствами, предусмотренными настоящей статьей.
     При рассмотрении судом  дела  об  обжаловании  налогоплательщиком
требования налогового органа об уплате налога и пеней исходя из оценки
результатов сделки на основе рыночных цен  товаров  (работ,  услуг)  в
порядке,  предусмотренном  настоящей статьей,  обязанность доказывания
обстоятельств,  не принятых во внимание налоговым органом  при  оценке
результатов сделки, возлагается на налогоплательщика.
     16. Правила,  предусмотренные настоящей статьей,  при определении
рыночных цен финансовых услуг,  финансовых инструментов срочных сделок
и ценных бумаг  применяются  с  учетом  особенностей,  предусмотренных
соответствующими  главами  о  налогах и сборах части второй настоящего
Кодекса.
     17. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также
в отношении тарифов,  а также в отношении сборов и распространяются на
плательщиков сборов,  сборщиков налогов и сборов,  налоговых агентов и
иных  лиц,  на  которых  настоящим  Кодексом  и  (или)   принятыми   в
соответствии   с  ним  актами  законодательства  о  налогах  и  сборах
возложены обязанности по исчислению и  уплате  (перечислению)  налогов
(сборов).".



     Президент
     Российской Федерации          В. Путин









Информация по документу
Читайте также