Расширенный поиск
Постановление Совета народных депутатов г. Кемерово от 02.03.2007 № 109РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КЕМЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 02.03.07 N 109 г. Кемерово О назначении публичных слушаний по проекту постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов "Об утверждении Концепции развития города Кемерово до 2021 года" Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Кемерово, постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 N 276 "О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Кемерово", Кемеровский городской Совет народных депутатов постановил: 1. Назначить публичные слушания по проекту постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов "Об утверждении Концепции развития города Кемерово до 2021 года" в форме комплексного обсуждения проекта правового акта органа городского самоуправления. Срок проведения публичных слушаний - с 17.03.2007 по 25.04.2007. 2. Создать комиссию по организации и проведению публичных слушаний и учету предложений по проекту постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов "Об утверждении Концепции развития города Кемерово до 2021 года" в следующем составе: председатель комиссии: Лозинг Вячеслав Рудольфович, первый заместитель председателя Кемеровского городского Совета народных депутатов; секретарь комиссии: Цыганкова Наталия Петровна, консультант-советник комитета по обеспечению деятельности Кемеровского городского Совета народных депутатов; члены комиссии: Сыткова Светлана Александровна, консультант-советник экспортно-правового отдела комитета по обеспечению деятельности Кемеровского городского Совета народных депутатов. 3. Комиссии в срок до 07.03.2007 года подготовить план проведения конкретных мероприятий, которые необходимо осуществить в целях комплексного обсуждения проекта правового акта. 4. Опубликовать проект постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов "Об утверждении Концепции развития города Кемерово до 2021 года" и настоящее постановление в печатных средствах массовой информации. 5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя председателя Кемеровского городского Совета народных депутатов В.Р. Лозинга. Глава города Кемерово В.В. Михайлов Проект РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КЕМЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27.04.07 N г. Кемерово Об утверждении концепции развития города Кемерово до 2021 года Руководствуясь Уставом города Кемерово, постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 05.07.2006 N 44 "Об утверждении технического задания на разработку концепции развития города Кемерово до 2021 года", Кемеровский городской Совет народных депутатов постановил: 1. Утвердить концепцию развития города Кемерово до 2021 года согласно приложению. 2. Опубликовать настоящее постановление в печатных средствах массовой информации. 3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя Председателя Кемеровского городского Совета народных депутатов В.Р.Лозинга. Глава города Кемерово В.В.Михайлов Концепция развития города Кемерово до 2021 года (сокращенный вариант) 1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. Концепция развития городского округа - система взглядов, определяющих долгосрочную (на 15-20 лет) политику деятельности органов представительной и исполнительной власти по обеспечению конкурентоспособности в различных областях и сферах экономической и социальной жизни города, согласованную с интересами бизнес-сообщества, гражданского сообщества муниципального образования и стратегическими интересами Кемеровской области. Цель - ожидаемый (планируемый) результат деятельности, определяемый качественно (в виде экономических понятий), количественно (в виде цифр) и во времени. Стратегические цели муниципального образования - цели, определяющие качественное состояние муниципального образования на длительную перспективу (на 1520 лет вперед), к достижению которых на основе достигнутого согласия стремится местное сообщество. Приоритетные цели муниципального образования - цели (выбранные из числа стратегических, тактических и оперативных), на достижение которых должны быть направлены основные усилия местного сообщества, в долгосрочном, среднесрочном и текущем периодах соответственно. Стратегический выбор муниципального образования - выбранная местным сообществом стратегическая цель или совокупность стратегических целей, достижение которых в рассматриваемый временной период должно обеспечить качественно новое состояние ключевых для муниципального образования отраслей, сфер и видов деятельности. Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования - документ, включающий в себя концепцию, стратегический (при необходимости), долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений и алгоритм актуализации планов. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Концепция развития города Кемерово Кемеровской области до 2021 года разработана в соответствии с Посланием Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, Посланием Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), Концепцией стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации до 2020 года, Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2008 года, Приоритетными национальными проектами и федеральными целевыми программами, Стратегией экономического развития Сибири, Концепцией качества жизни населения Кемеровской области, Программой экономического и социального развития Кемеровской области на 2005-2010 годы. Концепция развития города Кемерово до 2021 года (далее - Концепция) разработана как первый основополагающий документ Комплексной программы социально-экономического развития города Кемерово до 2021 года, включающей следующие разделы: 1. Концепция развития города Кемерово до 2021 года; 2. Стратегический план социально-экономического развития города Кемерово до 2021 года; 3. Долгосрочный план социально-экономического развития города Кемерово до 2016 года; 4. Среднесрочный план социально-экономического развития города Кемерово до 2011 года; 5. План социально-экономического развития города Кемерово на 2007 год. Актуальность разработки Комплексной программы обусловлена необходимостью управления развитием муниципального образования на принципах индикативного планирования с учетом общемировых, национальных, региональных и муниципальных трендов и особенностей развития на основе согласования интересов населения муниципального образования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и корпоративных структур бизнес-сообщества. Реализация Концепции направлена на непрерывное повышение качества жизни населения города Кемерово. Информационная база разработки Концепции развития города Кемерово до 2021 года: 1. Статистическая информация Росстата и облстата; 2. Аналитические записки, отчеты, программа социально-экономичес-кого развития и другие документы структурных подразделений Администрации города Кемерово; 3. Результаты анкетного опроса населения, проведенного ООО "Социосервис". 4. Результаты опроса руководителей предприятий и организаций города Кемерово. Методическая база разработки Концепции: 1. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации. Учебно-методическое пособие. / В.И. Иванков, А.В. Квашнин, В.И. Псарев, Т.В. Псарева. Под общ. ред. Т.В. Псаревой. Новосибирск, 2006. 2. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. Учебно-методическое пособие. / В.И. Иванков, А.В. Квашнин, В.И. Псарев, Т.В. Псарева. Под общ. ред. Т.В. Псаревой. Новосибирск, 2005. Структура Концепции развития города Кемерово до 2021 года: 1. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации. 2. Стратегические цели и приоритеты социального развития города Кемерово. 3. Стратегические цели и приоритеты экономического развития города Кемерово. 4. Стратегические цели и приоритеты пространственного (градостроительного) развития города Кемерово. 5. Основные направления местной социально-экономической политики. 6. Формирование основных стратегических, тактических и оперативных целей, первоочередных, среднесрочных и долгосрочных задач в рамках выбранной Концепции развития города Кемерово. 7. Базовые сценарии социально-экономического развития города Кемерово. 8. Основные источники ресурсов и механизмы реализации Концепции развития города Кемерово. 9. Ожидаемые качественные результаты реализации Концепции в долгосрочном и среднесрочном периоде. 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 3.1. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации Оценка исходной социально-экономической ситуации производилась посредством проведения относительно независимых процедур анализа статистических и отчетных данных, экспертных оценок (SWOT-анализ), опроса населения, бизнес-сообщества. Город Кемерово является административным центром Кемеровской области и вторым по численности населения после города Новокузнецка. Формирование потенциала современного города происходило в несколько этапов, связанных с развитием экономики страны и Кемеровской области и ростом потребностей в полезных ископаемых. В настоящее время в состав города Кемерово входит 5 внутригородских районов: Заводский, Центральный, Ленинский, Рудничный, Кировский, а также пять жилых районов, исторически сложившихся на местах разработки угольных месторождений: Боровой, Ягуновский, Кедровка, Промышленновский, Пионер. Город развивается в соответствии с утвержденным генеральным планом и ежегодно утверждаемыми планами социально-экономического развития. 3. 1.1.Анализ статистической и отчетной информации Кемерово стабильно входит в число городов Кемеровской области с уровнем социально-экономического развития "средний" и "выше среднего" по следующим показателям: 1. Динамичность развития экономики, определяемая по индикаторам: инвестиции в основной капитал, строительство, оборот розничной торговли, платные услуги населению, 9 место в 2005 году среди 18 городов Кемеровской области. Уровень динамичности развития экономики оценивается как "средний". 2. Эффективность деятельности организаций, определяемая по индикаторам: оборот организаций в действующих ценах и оборот организаций на душу населения 12 место. Уровень эффективности деятельности организаций оценивается как "средний". 3. Уровень инвестиционной активности, определяемый по индикаторам: индекс физического объема инвестиций в основной капитал в процентах к предыдущему периоду и на душу населения, ввод в действие жилых фондов в м2 на 1000 жителей, индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", 6 место. Уровень инвестиционной активности оценивается как "средний". 4. Финансовая устойчивость экономики, определяемая по индикаторам: прибыль в расчете на одного работающего, удельный вес убыточных организаций, просроченная кредиторская и дебиторская задолженность в расчете на одного работника, уровень рентабельности активов, коэффициент покрытия 8 место. Уровень финансовой устойчивости экономики оценивается как "средний". 5. Занятость населения, уровень преступности, определяемые по индикаторам: уровень зарегистрированной безработицы в процентах к численности населения трудоспособного возраста, количество работавших неполное рабочее время и находящихся в отпусках по инициативе администрации предприятий в % к среднесписочной численности, а также число зарегистрированных преступлений на 1000 жителей 11 место. Уровень занятости населения, уровень преступности оцениваются как "средний". 6. Уровень доходов населения, определяемый по индикаторам: среднемесячная заработная плата на 1 работающего, просроченная задолженность по заработной плате, оборот розничной торговли по индексу физического объема и на душу населения, объем платных услуг по индексу физического объема и на душу населения 5 место. Уровень доходов населения оценивается "выше среднего". Структура экономики города Кемерово более сбалансированна по сравнению с другими муниципальными образованиями Кемеровской области, имеющими, как правило, гипертрофированные структуры производства. Наибольшая доля в объеме реализации продукции принадлежит обрабатывающему производству - 63,5%. К базовым видам относятся производство кокса и нефтепродуктов - 23,5%; химическое производство - 21,7%. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды составляет 25,0%; добыча полезных ископаемых - 11,5%. В связи с этим в городе имеется существенный резерв для роста основных рейтинговых показателей. Результаты анализа социально-экономической ситуации в городе Кемерово по отдельным отраслям экономики и направлениям деятельности: Уровень жизни населения. В настоящее время в целом по городу самая необеспеченная часть населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума составляет 16,0 %, что ниже, чем по области (16,5 %). Доля населения, которое получает доходы выше прожиточного минимума, но в пределах среднедушевых, составила 62,5 %; у 21,5 % населения доход на одного человека в месяц превысил среднедушевой. В течение последних лет наблюдается снижение дифференциации населения по уровню дохода (доли самого бедного и самого богатого населения), что свидетельствует о формировании среднего класса, являющегося основой экономики в развитых странах. Проблемы, связанные с уровнем жизни населения города: 1) дифференциация заработной платы по отраслям экономики: самый высокий уровень заработной платы в финансовом секторе, самый низкий по виду деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство"; 2) низкий уровень заработной платы в бюджетных отраслях: несмотря на регулярное повышение тарифных ставок (окладов) для работников бюджетной сферы, он составляет 60,6% уровня оплаты труда в промышленности; 3) задолженность по заработной плате имеется только на одном предприятии. По показателю просроченной задолженности по заработной плате на 01.01.2006 года город Кемерово занимает 7 место, при этом в 18 муниципальных образованиях Кемеровской области (городских округах и муниципальных районах) задолженность отсутствует. По показателю среднемесячной заработной платы работающих в экономике город Кемерово занимает 9 место из 34 муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) после городов Междуреченск, Полысаево, Новокузнецк, Тайга, Киселевск, Белово, Мыски и Березовский. Трудовые ресурсы и занятость населения. Среднегодовая численность работников предприятий и организаций города Кемерово составляет 21,8 % от общей численности работающих в области. По данному показателю город занимает 2 место после Новокузнецка. Наибольший удельный вес приходится на работающих в промышленности (26,2 %), образовании (13,6 %), здравоохранении (12,6 %). Изменение отраслевой структуры занятости происходит за счет сокращения численности работающих в следующих отраслях: промышленности, образовании, транспорте, культуре и спорте, и одновременном увеличении доли работающих в таких отраслях, как торговля, строительство, государственное управление (в связи с расположением в городе административных структур федерального уровня). С начала 2004 года, происходит снижение уровня безработицы. Значительное количество экономически активного населения - 29 % занято в малом бизнесе. Проблемы, связанные с трудовыми ресурсами города и занятостью: 1) наличие деформированной структуры занятости в городе. Имеющиеся вакансии на предприятиях не удовлетворяют требованиям соискателей. Несмотря на некоторые положительные тенденции, сохраняется проблема несбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Это связано, во-первых, с несоответствием профессиональных характеристик "безработных" требованиям работодателей и, во-вторых, с низким уровнем заработной платы; 2) ограниченные возможности выбора места работы у желающих трудоустроиться: преобладание в структуре свободных мест вакансий для рабочих (75,7 %) при доле вакансий для специалистов и служащих 24 % от общего числа вакансий; 3) высокая доля лиц, занятых на рабочих местах с вредными (21,2 %) и опасными (0,8 %) условиями труда. Социальная инфраструктура города. Город Кемерово имеет достаточно обширный сектор социальной инфраструктуры, основную часть которой составляют объекты жилищно-коммунального хозяйства. В социальной сфере города Кемерово, по сравнению с другими муниципальными образованиями Кемеровской области, имеется значительный потенциал роста по отдельным показателям. 1. Демография и здоровье населения. Уровень общей заболеваемости в последние три года имеет тенденцию к стабилизации (2003 г. - 1512,6 случаев на 1000 чел.; 2004 г. - 1503,0; 2005 г. - 1510,1) на фоне снижения первичной общей заболеваемости (2003 г. - 782,0; 2004 г. - 762,9; 2005 г. - 762,3). Снижается уровень травматизма как среди взрослого населения (2003 г. - 145,5; 2004 г. - 143,4; 2005 г. - 141,1), так и среди детей (2004 г. - 162,5; 2005 г. - 143,5). Ранговые значения ведущих причин заболеваемости населения на протяжении последних лет не изменились. В структуре общей заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания - 331,5 случаев на 1000 чел. населения (2004 г. - 341,4), второе болезни системы кровообращения - 202,2 (2004 г. - 203,9), третье - травмы и отравления 144,2 (2004 г. - 148,6). Сравнение медико-демографических данных показывает, что в течение последних трех лет коэффициент смертности сохраняется практически на одном уровне (2003 г. - 15,6; 2004 г. - 14,9; 2005 г. - 15,4). Показатель отрицательного естественного прироста уменьшился с -5,2 до -4,9 за счет незначительного увеличения рождаемости с 10,4 до 10,5 и уменьшения общей смертности с 15,6 до 15,4. Ведущими причинами общей смертности являются заболевания системы кровообращения, несчастные случаи и отравления, злокачественные новообразования, что соответствует общим тенденциям. Имеющаяся положительная динамика по отдельным показателям, характеризующим состояние здоровья населения, во многом связана с активной деятельностью учреждений здравоохранения и территориальных органов управления здравоохранения: улучшается материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений города, внедряются новые медицинские технологии. Проблемы сохранения здоровья и жизни населения: 1) низкая ожидаемая продолжительность жизни населения (особенно мужчин, не доживающих до пенсионного возраста), что может существенно повлиять на численность экономически активного населения в будущем; 2) высокая смертность по ведущим причинам, превышающая среднероссийский уровень; 3) сохранение тенденции сокращения численности населения вследствие высокой смертности. 2. Образование. Город имеет развитую сеть образовательных учреждений различного уровня. Но, несмотря на рост числа общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального образования, филиалов ВУЗов, численность учащихся с 2004 года сокращается, что вызвано демографическими процессами. Так, численность учащихся в общеобразовательных учреждениях с 2001 по 2005 годы сократилась на 22 %, в ВУЗах - на 5,5 %. Несмотря на общее снижение численности обучающихся (на 13,1%), растет доля обучающихся в высших учебных заведениях (на 7,9 % с 2001 года), в учреждениях среднего профессионального образования (на 10,6% за тот же период), что свидетельствует о возрастании интереса к профессиональному образованию, о повышении его значимости. Ощущается нехватка дошкольных учреждений, их количество по сравнению с 2001 годом уменьшилось на 3 единицы, и с 2004 года число имеющихся мест меньше численности детей дошкольного возраста на 4062. Достаточно высока доля общеобразовательных учреждений с компьютерными классами: на 1.10.2006 г. - 97%. Следует отметить рост показателей компьютеризации процесса обучения в целом. Немаловажное значение имеет такой фактор, как создание социальных условий для работающих педагогов: в 2005 году сократилось количество выделяемого жилья, однако отмечается увеличение в денежном эквиваленте предоставляемых ссуд на приобретение жилья и численности работников, которым выделены ссуды. Анализ показывает, что система образования города Кемерово позволяет решать проблемы непрерывного образования и развития детей; качество образования в городе повышается, что проявляется в увеличении числа школьников, награжденных за свои знания медалями; структура обучающихся (рост числа студентов) свидетельствует о достаточно хорошей базе для формирования условий стратегического развития города Кемерово. Проблемы сферы образования: 1) недостаточная обеспеченность местами в дошкольных учреждениях; 2) необходимость непрерывного укрепления материально-технической базы образовательных учреждений; 3) необходимость дальнейшего улучшения социальных условий для педагогов; 4) необходимость улучшения условий загородного отдыха и оздоровления детей. 3. Культура, искусство, досуг, спорт. В городе функционирует сеть учреждений культуры, ориентированная на удовлетворение разнообразных социальных и духовных потребностей населения. На протяжении последних пяти лет их количество остается практически стабильным. В качестве положительной тенденции следует отметить рост числа посещений музеев (на 8,2%), театров (на 0,9%), увеличение количества кинотеатров (на 2 единицы). Негативным фактом остается снижение количества литературы в библиотечных фондах (на 1,3%). Анализ данных указывает на сохранение наметившейся в предыдущие годы тенденции роста интереса населения к деятельности учреждений спорта и культуры. Растет численность читателей публичных библиотек (на 5,1% по сравнению с 2004 г.), численность учащихся в образовательных учреждениях культуры (на 3,8% за тот же период), численность лиц, занимающихся в секциях, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности. Для организации культурного отдыха жителей города имеется достаточное количество стационарных и сезонных площадок. В Кемерово работает 14 учреждений начального художественного (дополнительного) образования детей (детских музыкальных, художественных школ и школ искусств). Достаточно перспективным направлением развития сферы культуры, искусства и досуга в городе Кемерово является выявление и поддержка юных дарований; дальнейшее развитие (расширение) клубной работы (по интересам) с жителями различных возрастов и категорий; увеличение доли дополнительных платных услуг населению, а также диверсификация услуг и форм их предоставления; обеспечение доступности культуры для экономически слабо защищенных групп населения; дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений культуры. В числе наиболее острых и сложных проблем сферы культуры остается организация ее финансирования по "остаточному принципу". Обеспечение постоянной вовлеченности населения в сферу культуры - одно из обязательных условий устойчивости развития общества. 4. Социальная защита населения. В городе сложилась система социальной защиты населения, имеющая комплексный характер и реализующаяся по следующим направлениям: предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным, областным законодательством; предоставление городских льгот; социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов; социальное обслуживание семей с детьми. Положительным моментом является снижение на 24,2% числа получателей пенсии ниже прожиточного минимума. Негативными факторами являются рост численности инвалидов (на 13,7%), сокращение количества многодетных семей (на 26,8%), и увеличение числа неполных семей. В городе развита сеть муниципальных учреждений по социальному обслуживанию населения (12 учреждений). Комплексными центрами социального обслуживания населения гражданам пожилого возраста и инвалидам предоставляется более 30 видов услуг социального и медико-социального обслуживания на дому, в отделениях дневного пребывания, социально-реабилитационные, психологические, бытовые и другие услуги. Жителям города оказывается более 20 различных видов адресной помощи. Анализ организации социальной защиты населения города показывает рост качества социального обслуживания учетных категорий населения, расширение спектра предоставляемых услуг; уровень развития социальной защиты позволяет оказывать адресную социальную помощь и поддержку пожилым людям, инвалидам, семьям с детьми, другим льготным категориям граждан. Проблемы в сфере социальной защиты: 1) необходимость дальнейшего укрепления материально-технической базы учреждений социальной защиты населения; 2) необходимость улучшения социальных условий жизни специалистов, работающих в системе социальной защиты населения; 3) необходимость повышения профессионального мастерства, квалификации специалистов социальной защиты населения города; 4) снижение остроты проблемы бедности и социального неравенства. Доля населения, нуждающегося в социальной поддержке, составляет 12,1 % от общей численности населения города это 32669 семей (в них детей - 39864), 21025 пенсионеров, 9023 инвалида. 5. Жилищная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство. По обеспеченности населения жильем город находится на 26 месте среди городов и районов области. Обеспеченность населения жильем в 2005 году составила 95% от областного уровня, или 19,2 кв.м на одного жителя. Общая площадь жилищного фонда имеет тенденцию к увеличению, доля ветхого и аварийного жилья уменьшается (с 2,9% в 2001 г. до 2,4% в 2005 г.). Достаточно высок уровень благоустройства жилищного фонда в городе по сравнению со среднеобластным: водопровод - 110%, канализация - 119% , отопление - 118%, горячее водоснабжение - 105%, ванны (душевые) - 102%, газ - 118%, напольные электроплиты - около 100%. На протяжении последних лет происходит передача коммунальных сетей от предприятий в муниципальную собственность. Наряду с назначением субсидий, населению предоставляются льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг. В городе используются новые технологии в коммунальном хозяйстве, например бесканальная прокладка трубопроводов, что увеличивает срок службы трубопроводов до 30 лет, позволяет производить замену трубопроводов в любое время года методом укладки труб над действующими трубопроводами на песчаную постель, не требует защиты трубопроводов от электрохимической коррозии. Основными направлениями деятельности жилищно-коммунального хозяйства являются приведение в надлежащее состояние инженерных сетей и жилищного фонда, принятого от ведомств, и внедрение энергосберегающих технологий. Проблемы жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства: 1) необходимость дальнейшего снижения доли ветхого и аварийного жилищного фонда; 2) наличие жилья в промышленной зоне, не соответствующего санитарным нормам; 3) необходимость развития рынка доступного комфортного жилья; 4) значительный износ коммунальных сетей; необходимость развития и совершенствования коммунальной инфраструктуры города на основе современных технологий. 6. Благоустройство города. Перспективными направлениями благоустройства города являются повышение транспортно-эксплуатационных показателей улично-дорожной сети и повышение комфортности городской среды. 7. Общественный транспорт. Учитывая большую территорию города и удаленность ряда районов, основной задачей развития общественного транспорта города является обеспечение транспортной связуемости, бесперебойных перевозок населения на городских, пригородных и междугородних маршрутах. Состояние автобусного парка улучшается. С декабря 2003 года внедряется спутниковая радионавигационная система управления пассажирскими перевозками, позволяющая точно изучить и проанализировать пассажиропотоки по каждому маршруту и, соответственно, продолжить работу над совершенствованием маршрутной сети и расписаний. К радионавигационной системе подключено 220 единиц транспорта, в том числе 183 автобуса, 16 трамваев, 21 троллейбус. Проблемы: 1) большая степень износа автобусного парка - 26% автобусов (на 01. 01.2005 года - 35%) имеют пробег более 500 тыс.км, т.е. полностью амортизированы; 2) низкий уровень использования парка транспорта общего пользования как на городских маршрутах (автотранспорта - 62,9%, электротранспорта - 62,8%), так и на пригородных маршрутах - 59,6%; 3) необходимость внедрения современных технологий для оптимизации и совершенствования маршрутной сети. 8. Уровень преступности и обеспечение безопасности. Криминогенная ситуация в городе напрямую связана с экономическим положением населения, его занятостью, состоянием социальной сферы. Наибольшую долю по итогам 2005 года составляют имущественные преступления (8557), преступления тяжкого характера (3534). Среди мероприятий по улучшению криминогенной ситуации отмечаются следующие: профилактика преступлений, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, активизация работы по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, обеспечение безопасности дорожного движения, меры по охране общественного порядка. В городе Кемерово ежегодно проводится около четырех тысяч массовых мероприятий городского (2004 г. - 3849, 2005 г. - 4589 городских мероприятий) и областного масштаба. Однако отмечается постепенное сокращение численности служащих в органах по охране общественного порядка. Несмотря на ряд положительных результатов по отдельным направлениям деятельности, рост регистрируемых преступлений требует более действенных мер. Анализ классификации преступлений в динамике показал, что несмотря на уменьшение количества преступлений тяжкого характера, их доля остается весомой (второе место после имущественных преступлений). Проблемы: 1) прогрессирующий рост преступлений имущественного характера; 2) текучесть кадров в органах обеспечения правопорядка; 3) растущий парк личного автотранспорта и нехватка кадров ДПС усугубляют ситуацию с дорожно-транспортными происшествиями; 4) наличие очагов криминогенности на территории города, что связано с социально-экономической ситуацией депрессивных районов. Экономическая ситуация в городе. 1. Структурные изменения. Экономическая ситуация в городе на протяжении последних лет остается стабильной. За период 1990-2005 гг. претерпела значительные изменения отраслевая структура промышленности в сторону сокращения объема производства химической промышленности, стройиндустрии (крупнопанельное домостроение), машиностроения и металлообработки. Наблюдается высокая концентрация конкурентных видов деятельности - жилищное строительство, секторов сетевой розницы. В городе динамично развивается малое предпринимательство, создающее значительное число рабочих мест (до 29 % экономически активного населения занято на малых предприятиях), имеется развитая инфраструктура малого бизнеса. Масштабы проникновения сетевой розницы и новых форм торговли предположительно отразятся на тренде в этих сферах - период экстенсивного роста заканчивается. По мере насыщения города торговыми площадями при практически неизменном контингенте населения и отсутствии значительного роста доходов у отдельных категорий населения конкуренция обостряется и продолжится консолидация участников рынка. Наблюдается диверсификация деятельности сетевых структур в сфере общепита и пищевой промышленности. Структура занятости также претерпела значительные изменения в силу необратимых процессов в ряде отраслей и высвобождения работников. Проблемы экономического развития города: 1) практически исчерпанные резервы экономического роста за счет загрузки производственных мощностей, кроме предприятий оборонного комплекса; 2) необходимость улучшения инвестиционного климата города и разработки новых подходов к промышленной политике с учетом структурных сдвигов, произошедших за последние 15 лет; 3) значительный рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу (что является общей тенденцией для России) как отрицательный фактор развития предприятий; 4) необходимость рекультивации (экологического оздоровления) территорий закрытых промышленных предприятий; 5) слабо выраженная инновационная политика предприятий города; 6) отсутствие мощных промышленных кластеров на территории города; 7) неравные условия конкуренции в отдельных секторах бизнеса; 8) высокая степень износа основных производственных фондов на ряде предприятий города; 9) процесс слияния и поглощения, рост вертикальной интеграции на крупных предприятиях города, приводящие к процессингу на предприятиях и усилению зависимости от собственников. 10) слабая финансовая база и высокая дотационность городского бюджета (доля собственных средств в доходах местного бюджета на конец 2005 года составила 43,1 %). 2. Рыночная инфраструктура. В городе имеется достаточно развитая рыночная инфраструктура. Банковский сектор г. Кемерово и области в целом активно расширяется; ресурсная база финансово-кредитных учреждений продолжает увеличиваться высокими темпами за счет привлечения средств населения; главными факторами востребованности банковских услуг являются растущие обороты в основных отраслях экономики, а также рост доходов населения; кредитная активность банков растет, особенно расширяется деятельность по долгосрочному кредитованию предприятий и кредитованию населения. 3. Транспортная инфраструктура. Транспортная инфраструктура в городе Кемерово представлена дорогами с твердым покрытием, протяженностью в 2004 г. 568 км, в 2005 г. - 571,4 км. Строительство и ремонт проезжей части дорог обусловлены ростом автомобилизации населения и увеличением интенсивности движения на основных магистралях города. Проблемы транспортной инфраструктуры: 1) постоянный рост парка автомобильного транспорта, как пассажирского, так и грузового; 2) периодическое и эпизодическое формирование очагов плотного движения (в "часы пик", при ДТП и т. д.); 3) необходимость новых подходов к регулированию движения; 4) необходимость развития транспортной инфраструктуры и сети автомобильных дорог (объездная, расширение существующих) в долгосрочной перспективе развития города. 4. Связь и коммуникации. Город Кемерово занимает 2 место в области по числу городских телефонов сети общего пользования. К среднеобластному уровню этот показатель составляет 132 %, что означает, что в Кемерово на 32 % выше обеспеченность таким видом связи. Параллельно с развитием общедоступной телефонной связи в городе растет объем предоставления услуг эфирного телерадиовещания, сотовой связи, интернета, а также современных видов цифровой передачи информации. Динамика потребления услуг связи по городу в ценах соответствующих лет положительна, однако в сопоставимых ценах наблюдается снижение темпов роста. Важнейшим направлением развития отрасли остается расширение информационной и телекоммуникационной сети, в том числе интернета; расширение спектра информационных услуг за счет внедрения новых технологий. 5. Экологическая ситуация. Город Кемерово расположен в зоне повышенного потенциала загрязнения атмосферы. На состояние атмосферного воздуха оказывают большое влияние метеорологические условия. Атмосферный воздух на территории города загрязнен бензапиреном (Кировский район), аммиаком и формальдегидом (Заводский), диоксидом азота (Центральный) выше предельно допустимых концентраций, что связано с конфигурацией промышленности и размещением предприятий. Значения ПДК загрязняющих атмосферу прочих веществ превышены на протяжении последних 5 лет многократно, по водному бассейну многократно превышены ПДК фенола и нефтепродуктов. Значительной проблемой является не только влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения города, но и восстановление территорий на промплощадках ликвидируемых предприятий (как ликвидируемых шахт, так и химических предприятий), являющихся источником повышенной опасности. Существует необходимость строительства снегосплавных станций для снега, вывозимого с городских магистралей. На состояние окружающей среды оказывает все большое влияние расширение и обновление парка автомобильного транспорта (частного, муниципального). В городе имеются технологии по переработке твердых бытовых отходов и ведется последовательная работа по совершенствованию технологий утилизации. 3.1.2. Анализ возможностей и ограничений развития города с применением метода экспертных оценок Анализ состояния и динамики социально-экономического развития города, проводимого методом экспертных оценок, позволил определить внутренние резервы и ограничения (сильные и слабые стороны города Кемерово) и внешние возможности и угрозы перспективного развития города. 1. Сильные стороны города Кемерово: статус областного центра; стабильный производственный потенциал (в том числе наличие свободных производственных площадей с инженерным обеспечением в Кировском районе); наличие промышленного потенциала и действующих крупных предприятий промышленности; удачное градостроительное решение компоновки города, позволяющее расширять его границы без существенной реконструкции и сноса; высокий уровень развития электросвязи, в том числе и высокий уровень проникновения мобильной связи; наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; развитый потребительский рынок, высокая концентрация сетевой торговли; оптимальная разнообразная сеть муниципальных учреждений социальной сферы; растущие темпы жилищного строительства; наличие высококвалифицированных кадров в сфере жизнеобеспечения города; близость к динамично развивающимся азиатским рынкам - выгодное экономико-географическое расположение для установления внешнеэкономических связей с Китаем и Монголией; наличие достаточного потенциала в сфере дорожного строительства (передовые технологии, техника, кадровый состав); наличие развитых элементов транспортного узла международный аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал; высокая социальная активность пожилого населения, преданность городу; маятниковая миграция с близлежащих территорий, позволяющая закрывать вакансии рабочих мест; материальная база для подготовки кадров высокой квалификации, в том числе высококвалифицированных рабочих; наличие соснового бора на берегу реки Томь как места рекреации и отдыха. 2. Слабые стороны города Кемерово: слабая финансовая база и высокая дотационность городского бюджета; высокая степень физического и морального износа основных фондов; высокая степень ресурсной зависимости социально-экономического развития города от политики собственников хозяйствующих субъектов, расположенных вне территории города, продовольственная зависимость города. Недостаток финансовых ресурсов, выделяемых собственниками для модернизации производственных мощностей, на создание экологически чистых и безопасных производств, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологических процессов. Низкий уровень энергосберегающих технологий; слабо развит производственный потенциал уникальных технологий (основная часть химических предприятий неконкурентоспособна). Отсутствие высокотехнологичных, наукоемких производств, конкурентоспособных инновационных проектов; наличие депрессивных территорий в результате банкротства и ликвидации предприятий ВПК и химических производств, угольных шахт; ухудшение демографических показателей (смертность превышает рождаемость, старение население, миграционный отток населения); высокая доля аварийного и ветхого жилья в бывших шахтерских поселках; отсутствие системы утилизации отходов, проблемы с местами захоронения; наличие в промышленной зоне жилья, не соответствующего санитарным нормам (исторически сложившийся тип промышленного освоения); значительно изношенный парк техники и коммунальных сетей городской инфраструктуры; недостаточная материальная база учреждений здравоохранения и образования (изношенность зданий, систем жизнеобеспечения; оборудование учреждений социальной сферы требует модернизации); неблагополучная криминогенная обстановка, высокий уровень преступности; деформированная структура занятости - нехватка высококвалифицированных рабочих в ряде отраслей на фоне активизации промышленности и бизнеса; система подготовки трудовых ресурсов не сбалансирована с потребностями рынка труда; высокая концентрация промышленного производства на ограниченной территории. Загрязнение водного и воздушного бассейна; низкая инвестиционная привлекательность; наличие административных барьеров для развития малого бизнеса; отсутствие стратегии развития города 3. Возможности развития города Кемерово: общеэкономический рост в России и регионе; возможность вхождения в федеральные и региональные целевые программы, в том числе в рамках реализации Национальных проектов; модернизация и развитие энергетики; развитие инновационных процессов и производств на базе имеющегося научного потенциала, в том числе и через реализацию научных разработок ученых города; развитие механизмов частно-государственного партнерства; инвестиционная активность зарубежных и российских инвесторов; использование рекреационного потенциала реки Томь, соснового бора; интенсивное и активное использование развитой системы и инфраструктуры автотранспорта и связи, а также автомобильной и железнодорожной транспортных магистралей. 4. Угрозы развития города Кемерово: демографические проблемы: старение населения, высокая смертность, в том числе вследствие ухудшения здоровья, нелегальная миграция; угроза техногенных аварий в силу изношенности основных производственных фондов и высокой концентрации промышленных предприятий, в том числе и в сфере ЖКХ; сокращение налоговой базы внешними собственниками и инвесторами; ухудшение криминогенной ситуации; ухудшение экологической ситуации; наличие экономически мощных конкурентов из других регионов и городов; труднопрогнозируемая политика собственников хозяйствующих субъектов, находящихся на территории города, в отношении перспектив развития бизнеса; нестабильность нормативно-правовой базы государства; углубление социального неравенства и проблемы бедности. 3.1.3. Результаты анкетного опроса населения города Кемерово С целью сбора первичной социологической информации о мнении жителей города о состоянии, проблемах и приоритетах развития города Кемерово проводился индивидуальный анкетный опрос населения по месту жительства в период с 28 августа по 12 сентября 2006 года. Отбор респондентов организовывался с отслеживанием ряда социально-демографических характеристик. В качестве квотных признаков выступали: пол, возраст, тип жилья, район города. Также в ходе опроса фиксировались социально-демографические показатели: образование, род основной деятельности, количественный состав семьи, уровень благосостояния, в том числе его самооценка. Опросом было охвачено 600 человек, в его результатах представлены мнения всех слоев общества и социальных групп. Объем выборки и методика опроса позволили получить информацию достаточно высокого уровня достоверности (ошибка выборки по ключевым вопросам анкеты не превышает 5% при доверительной вероятности 96%). Основные выводы по итогам опроса населения города следующие. Почти 1/3 респондентов недовольна своими жилищными условиями из-за отсутствия у них благоустроенного жилья. Содержанием труда удовлетворены полностью или отчасти 55,6% респондентов, а условиями труда - 48,8%. В то же время удовлетворенность оплатой труда (полной или частичной) является очень низкой - 27%, не удовлетворены оплатой труда - 41,8 % , а возможностями должностного и профессионального роста около четверти опрошенных. Все это порождает низкую мотивацию работника. Приоритетными занятиями в свободное от работы время являются: просмотр телепередач, ведение домашнего хозяйства, занятия с детьми, работа на приусадебном участке. Удовлетворенность работой в творческом отношении (в целом это отметило около 54% опрошенных) соответствует числу удовлетворенных содержанием труда - более 55%. Результаты обработки ответов показывают, что удовлетворены собой и чувствуют уверенность в завтрашнем дне около трети опрошенных. Верят в лучшее будущее и имеют хорошее ровное настроение 15% респондентов. Средняя сравнительная оценка удовлетворенности различными потребностями следующая (по шкале от 1 до 5): 1) физиологические потребности - 3,19; 2) потребность в безопасности - 2,08; 3) потребность в любви, в семье, находиться в близких отношениях с людьми - 3,54; 4) потребность в уважении (в самоуважении и уважении со стороны людей) - 2,98; 5) потребность в самовыражении, творчестве - 2,54. Общий средний балл самооценки качества жизни - 2,87 баллов. Из пяти групп потребностей лучше реализуются физиологические потребности (3,19 балла) и потребности в любви, в семье - 3,54 балла. Изучение отношения жителей Кемерово к основным социально-экономическим проблемам города позволило установить следующее. 71,1% кемеровчан относятся к своему городу с любовью. Почти четвертая часть респондентов имеет ровное отношение к городу. Это вселяет уверенность, что есть основа для хорошего взаимодействия всех органов власти города и жителей города для дальнейшего его развития. Наибольшую озабоченность вызывают следующие 8 проблем: 1) рост наркомании и алкоголизма (90%); 2) обветшание жилищного фонда, недостаток жилья (86,5%); 3) загрязнение окружающей среды (83,8%); 4) неудовлетворительные дороги (74,4%); 5) увеличение числа нищих, лиц БОМЖ, беспризорников (74,3%); 6) плохая освещенность улиц и дворов (71,5%); 7) неустроенность детского и подросткового досуга (68,1%); 8) недостаток детских площадок (67%). Первая, третья, пятая, седьмая и восьмая проблемы прямо касаются детей и молодежи. Приоритетными направлениями социальной политики, по мнению респондентов, выступают: здравоохранение; жилищная политика и коммунальное обслуживание; образование и наука; экологическая политика; рост благосостояния; социальная защита населения; улучшение работы правоохранительных органов. Негативно отзываются о медицинском обслуживании 67% респондентов. Почти 75% респондентов обращают внимание на проблему преступности. Более половины респондентов оценивает работу милиции как "скорее низко" (38,2%) и "совсем низко" (16,3%). Эти ответы вызывают тревогу, так как большинство респондентов (88%) не уверены, что они надежно защищены законами. Около трети респондентов обращают внимание на плохие дороги и только 9% - на плохую связь. Анализ ответов на блок вопросов, посвященных состоянию информированности населения города Кемерово, показал следующее. Респонденты отметили самый высокий уровень удовлетворенности деятельностью Президента РФ (68%) и Губернатора области (79,5%). Удовлетворенность респондентов работой областной и городской администрации примерно одинакова (соответственно 57,7% и 52%). Только 22,7% респондентов удовлетворены работой районных Советов народных депутатов, а около 20% - не удовлетворены их работой. Это, возможно, связано со слабой информированностью населения о работе районных Советов народных депутатов. Пожелания и предложения по социально-экономическому развитию города внесло 205 респондентов (34,2%). Они содержат в основном перечень рассмотренных ранее проблем. 3.1.4. Миссия и генеральная цель города Кемерово На основании результатов анализа социально-экономического развития города, определения основных трендов, направлений и условий будущего развития мировой, российской и региональной экономики, а также с учетом возможностей и рисков развития города Кемерово сформулирована миссия города Кемерово: "Кемерово в XXI веке: город постоянного роста качества жизни, инновационных технологий, социального партнерства во имя созидания". Содержание миссии характеризует главные целевые ориентиры существования города Кемерово в долгосрочном периоде и его значение в территориальном разделении производительных сил. Инновационный путь развития экономики на основе современных энерго- и ресурсосберегающих технологий, наукоемких и высокотехнологичных производств, экологически чистых и безопасных, не возможен без высокого качества жизни населения и социального партнерства бизнеса, власти и населения. При этом внедрение инноваций не ограничивается исключительно сферой производства; необходимы поиск, внедрение и использование инноваций (нововведений) во всех отраслях экономики города. Миссия города Кемерово является системообразующим элементом Концепции развития города Кемерово до 2021 года. В развитие миссии формируется система целей, достижение которых приближает муниципальное образование к выполнению миссии. Генеральная цель социально-экономического развития города Кемерово формулируется так: "Непрерывное повышение качества жизни населения". Необходимые условия выполнения миссии и достижения генеральной цели города Кемерово: 1) достижение стратегических целей социального развития города Кемерово; 2) достижение стратегических целей экономического развития города Кемерово; 3) достижение стратегических целей пространственного (градостроительного) развития города Кемерово; 4) достижение стратегических целей управления социально-экономическим развитием города Кемерово. 3.2. Стратегические цели и приоритеты социального развития города Кемерово На основании анализа социально-экономических условий и динамики их изменения, а также результатов SWOT-анализа и опроса жителей города структура стратегических целей социального развития города Кемерово представлена четырьмя группами: рост благосостояния и качества жизни населения города Кемерово; повышение уровня безопасности жизни в городе Кемерово; рост образовательного, научного, культурного и духовного потенциала населения города Кемерово; улучшение качества среды обитания жителей города Кемерово. Согласованными стратегическими приоритетами устойчивого социального развития города являются: 1) сохранение и укрепление здоровья населения (в том числе репродуктивного), особенно молодого поколения; 2) обеспечение равного доступа населения к потреблению товаров и услуг общественного сектора (здравоохранение, образование, спорт, культура и т. д.) 3) обеспечение общественной безопасности и правопорядка; 4) внедрение инноваций в процессы, обеспечивающие социально-экономическое развитие города; 5) обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды; 6) обеспечение роста реальных доходов населения как фактор и условие полного удовлетворения потребностей населения муниципального образования в жилье, продуктах питания, товарах и услугах; 7) повышение уровня благоустройства всех территорий города; 8) рост и улучшение жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры и др. 3.3. Стратегические цели и приоритеты экономического развития города Кемерово На основании анализа социально-экономических условий и динамики их изменения, а также результатов SWOT-анализа и опроса жителей города структура стратегических целей экономического развития города Кемерово представлена пятью группами: повышение производственного потенциала на основе привлечения инвестиций в основной капитал, обновления основных производственных фондов; обеспечение платежеспособного спроса населения города Кемерово на товары и услуги; рост производства продукции для государственных и муниципальных нужд; обеспечение положительного баланса ввоза и вывоза товаров и услуг; укрепление финансового потенциала города Кемерово. Согласованными стратегическими приоритетами устойчивого экономического развития города Кемерово являются: 1) обеспечение роста платежеспособного спроса населения на товары и услуги; 2) обеспечение роста реальных доходов населения и расширение перечня возможных их источников (заработная плата, собственность, финансовые вложения и др. ); 3) формирование благоприятного инвестиционного климата в городе Кемерово; 4) содействие развитию предпринимательства; 5) внедрение инноваций в технологические и организационные процессы; 6) развитие сферы услуг для бизнеса, рыночной инфраструктуры; 7) формирование на долгосрочную перспективу муниципального (государственного) заказа, условий его размещения и возможностей исполнения; 8) обеспечение взаимовыгодных условий для реальной интеграции науки и практики; 9) достижение баланса интересов потребителей и субъектов ценообразования; 10) развитие системы потребительского кредитования населения долгосрочного и целевого характера, в том числе ипотечного; 11) организация производства товаров и услуг, частично или полностью замещающих ввозимые в город Кемерово; 12) повышения конкурентоспособности местных товаров и услуг на муниципальном и внешнем потребительском рынке; 13) развитие и повышение эффективности оптовой и розничной торговли, сферы услуг, потребительского рынка, системы потребительской кооперации через внедрение инновационных технологий снабжения и обслуживания. 3.4. Стратегические цели и приоритеты пространственного (градостроительного) развития города Кемерово Выбор согласованных стратегических приоритетов пространственного (градостроительного) развития города Кемерово основан на результатах анкетирования жителей города, анализа социально-экономического развития города, SWOT-анализа. Приоритетами пространственного развития города являются: 1) разработка Генерального плана застройки города Кемерово до 2021 года; 2) разработка концепции цветового восприятия облика города и ночного облика города; 3) обеспечение комплексной застройки территории города; 4) строительство нового жилья с учетом розы ветров (преобладания юго-западных и южных ветров); 5) снос ветхого и аварийного жилья; 6) переселение из жилья, расположенного на подработках угледобывающих предприятий; 7) повышение стандартов качества строительства объектов жилищного и производственного назначения; 8) увеличение доли жилья повышенной комфортности; 9) благоустройство территории; 10) внедрение инновационных решений при обеспечении пространственного развития города Кемерово. Стратегические приоритеты социального, экономического, пространственного развития города Кемерово должны инкорпорироваться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы и в программы реализации приоритетных национальных проектов. 3.5. Основные направления социально-экономической политики города Основные направления социально-экономической политики органов местного самоуправления города Кемерово предполагают определение вектора целей управления. Цели управления заключаются в создании условий как для повышения эффективности использования имеющегося потенциала города, так и для планирования и формирования потенциала города, адекватного будущим потребностям жителей города Кемерово и других муниципальных образований и способного обеспечить выполнение миссии. Основные направления муниципальной политики представляют собой комплексные решения, реализация которых предполагает осуществление целого ряда конкретных мероприятий, которые могут носить исполнительный и управленческий характер. Качественное выполнение совокупности долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных мероприятий, разрабатываемых в рамках основных направлений муниципальной политики, способно обеспечить достижение отмеченных целей социально-экономического развития города Кемерово. Основные направления и содержание социальной, экономической, экологической и пространственной (градостроительной) политики органов местного самоуправления, реализация которых должна создать условия, необходимые и достаточные для непрерывного повышения качества жизни населения города Кемерово. 3.5.1. Социальная политика. 1) политика охраны здоровья населения: повышение степени реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения; создание условий и стимулов для увеличения средств, инвестируемых гражданами и работодателями в улучшение состояния здоровья на основе повышения приоритета здоровья в системе социальных ценностей общества; создание условий и стимулов для максимально возможного предотвращения заболеваний и травматизма населения города и др.; 2) политика охраны общественного порядка: обеспечение приемлемого уровня защиты личных и общественных прав и свобод и предоставление гарантий их соблюдения; ликвидация незаконного оборота наркосодержащих веществ и спиртосодержащих жидкостей; обеспечение высокой раскрываемости преступлений в городе Кемерово; обеспечение выполнения законодательных и иных нормативных актов в области охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, пожарной безопасности, в области обороны; обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.; 3) политика в сфере социальной защиты: обеспечение своевременной и полной реализации законодательных актов, федеральных и региональных целевых программ, направленных на поддержку граждан старшего поколения, усиление принципов адресности предоставления государственной социальной помощи; обеспечение доступа пожилых людей к информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста; осуществление комплексных мер, направленных на оказание правовой и иной защиты и помощи пожилым людям в соответствии с действующим законодательством; стабилизация положения детей, а также создание реальных предпосылок положительной динамики процессов их жизнеобеспечения через развитие программно-целевого метода решения конкретных проблем улучшения положения детей; внедрение новых технологий работы с семьями, нуждающимися в государственной поддержке, предусматривающих, прежде всего, повышение ответственности граждан за свое материальное состояние и стимулирование их к самостоятельному преодолению состояния бедности; создание комфортной среды обитания для лиц с ограниченными физическими возможностями и др.; 4) политика в сфере регулирования социально-демографических процессов: создание условий, стимулирующих рождаемость; создание условий для закрепления населения в городе; организация и осуществление мероприятий по улучшению экологической ситуации и др.; 5) политика в сфере занятости: обеспечение баланса численности рабочей силы и числа рабочих мест; создание условий для повышения уровня занятости населения; содействие временному трудоустройству граждан и проведению общественных работ; регулирование качества рабочей силы; защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством и др.; 6) политика в сфере образования: реализация государственной политики в области образования; создание условий для удовлетворения образовательных потребностей, потребностей в саморазвитии и самореализации населения города; создание необходимых условий для реализации прав граждан на интеллектуальное и физическое развитие; обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования на территории города; поиск, изучение и внедрение инновационных методов и технологий развития интеллектуальных способностей жителей города; регулирование объема и качества оказываемых населению образовательных услуг организациями и частным лицам, а также координация деятельности немуниципальных образовательных учреждений; создание условий для сохранения, приумножения и использования интеллектуального потенциала жителей города и др.; 7) политика в сфере культуры: реализация государственной политики в области культуры и искусства; создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения города; обеспечение эффективного функционирования и развития системы учреждений культуры и искусства города Кемерово; пропаганда результатов реализации культурного потенциала города и др.; 8) политика в социально-бытовой сфере: создание условий для предоставления равных возможностей жителям города в услугах связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; осуществление контроля объемов и качества предоставляемых услуг и др.; 9) жилищная политика: реализация Федеральной целевой программы "Жилище"; развитие ипотечного кредитования в городе Кемерово; ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда; создание благоприятных условий для жилищного строительства; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе Кемерово и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством и др.; 10) политика в сфере жилищно-коммунального обслуживания: обеспечение бесперебойного коммунального обслуживания населения; обеспечение в границах города бесперебойного электро-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; обеспечение сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; обеспечение населения ритуальными услугами и содержание мест захоронения; 11) политика в сфере благоустройства и рекреационного обеспечения: организация благоустройства и озеленения территории города; организация освещения улиц и установки указателей и аншлагов; создание условий для массового отдыха жителей города и обустройство мест массового отдыха населения; улучшение ночного облика города; улучшение цветового восприятия облика города; ограничение загрязнения улиц и площадей города (в том числе транзитным транспортом) и др.; 12) политика транспортного обеспечения населения: содержание и организация строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города. 3.5.2. Экономическая политика. 1) структурная и промышленная политика, политика размещения производительных сил: содействие планомерному развитию организаций промышленности, строительства, транспорта, связи, финансовых и кредитных институтов, оптово-розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг, предприятий жизнеобеспечения, независимо от формы собственности; формирование развитой рыночной инфраструктуры; формирование конкурентной рыночной среды на территории города; содействие организации и становлению новых производств, в том числе импортозамещающих, ориентированных на экспорт; содействие организации производства готовой продукции; разработка и реализация программ повышения эффективности использования экономического потенциала города, в том числе муниципальной собственности; формирование информационной базы данных о технологиях и производствах, обеспечивающих более эффективное использование ресурсного потенциала города и др.; 2) инвестиционная политика: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности в городе; расширение практики совместного бюджетного и коммерческого финансирования инвестиционных программ и проектов; усиление контроля за целевым расходованием средств бюджета, направленных на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования; преимущественное направление финансовых ресурсов из средств городского бюджета на социально значимые объекты, имеющие неприбыльный характер и др.; 3) конверсионная политика: формирование программ поддержки конверсионных производств на базе имеющихся промплощадок; финансовое оздоровление предприятий военно-промышленного комплекса; поддержка внедрения новых технологий производства товаров на базе имеющихся технологий производства специального назначения (например, продукции машиностроения) и др.; 4) финансовая политика: обеспечение устойчивости финансов и рационального распределения финансовых ресурсов по приоритетным направлениям; среднесрочное прогнозирование бюджетных налоговых поступлений; обеспечение высокой эффективности использования муниципального имущества и муниципальных земель; усиление роли кредитных ресурсов в финансировании проектов социально-экономического развития города; инкорпорация города Кемерово в федеральные и региональные целевые программы; обеспечение поступлений средств из альтернативных источников и др.; 5) политика поддержки предпринимательства: формирование приоритетных направлений создания фирм малого и среднего предпринимательства в городе Кемерово; формирование рыночной инфраструктуры, ориентированной на малое и среднее предпринимательство и др.; 6) политика международного сотрудничества: содействие участию в международных мероприятиях (выставках, ярмарках, форумах, соревнованиях, конкурсах, смотрах и т. д.) предприятий и организаций города, творческих и спортивных коллективов, отдельных жителей города, представителей города Кемерово; содействие созданию совместных предприятий на территории города; содействие увеличению объемов производства экспортной готовой продукции; вхождение в европейские и международные организации и программы содействия социально-экономическому развитию муниципальных образований; разработка программ образовательного, культурного, экономического сотрудничества с зарубежными странами в рамках региональных и федеральных целевых программ и др.; 7) политика партнерских отношений с немуниципальными предприятиями, политика партнерских отношений с бизнес-сообществом: развитие системы социального партнерства на территории города; разработка предложений по долгосрочному сотрудничеству в экономической и социальной сферах с организациями города (независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности), отраслевыми профсоюзами, представителями малого и среднего бизнеса, общественными организациями и др.; 3. 5.3. Экологическая политика: обеспечение соблюдения действующего природоохранного законодательства; правовое и организационное регулирование формирования безопасной, экологически чистой, благоприятной среды жизнедеятельности, бережного природопользования, сохранения исторического и культурного наследия, природных ландшафтов; содействие внедрению экологически безопасных, безотходных, ресурсо- и энергосберегающих технологий; пропаганда экологических знаний и формирование экологической культуры; мониторинг объектов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, вредных и опасных факторов (выбросов, сбросов) и др. 3.5.4. Пространственная (градостроительная) политика: разработка Генерального плана застройки города Кемерово до 2021 года; разработка Правил землепользования и застройки, а также утверждение подготовленной на основе Генерального плана города документации по планировке территории; разработка приоритетов и нормативов структурного развития города; осуществление контроля использования земель города Кемерово; осуществление информационного обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, и др. 3.6. Формирование основных стратегических, тактических и оперативных целей, первоочередных, среднесрочных и долгосрочных задач в рамках выбранной Концепции развития города Кемерово Исходя из условия ограниченности ресурсов и необходимости их концентрации на наиболее важных из представленных ранее согласованных приоритетов социально-экономического развития города Кемерово, основными стратегическими направлениями реализации Концепции (достижения генеральной цели) являются: 1. Создание благоприятных условий жизнедеятельности населения на основе инноваций. 2. Создание эффективной институциональной среды развития города Кемерово. 3. Формирование инновационных условий сохранения и укрепления здоровья населения. 4. Формирование инновационной системы развития интеллектуального потенциала и его использования. Пакет стратегических, тактических и оперативных целей социально-экономического развития города Кемерово сформирован по каждому из четырех основных стратегических направлений реализации Концепции. В долгосрочном периоде необходимо решить следующие задачи: изменить демографическую ситуацию; обеспечить качественный прорыв в уровне жизни населения; возродить промышленность посредством придания ей инновационного качества; обеспечить благоприятные экономические и финансовые условия для активизации инновационной деятельности; обеспечить организацию инновационных центров как институций будущего развития города. В среднесрочном и краткосрочном периодах необходимо решить следующие задачи: 1) общие задачи социально-экономического развития города: повысить инвестиционный рейтинг города, сформировать благоприятный инвестиционный климат в городе; увеличить объем инвестиций в основной капитал; повысить занятость экономически активного населения; обеспечить эффективную интеграцию кемеровских предприятий в российскую и мировую экономику; создать комплекс современных производств, соответствующих стратегическим потребностям социального развития и высокого качества жизни населения и национальной безопасности; обеспечить решение задач по охране окружающей среды; сформировать современную социальную и рыночную инфраструктуру и др.; 2) задачи развития промышленности и энергетики: перевод промышленного комплекса города на инновационный путь развития; выпуск и широкое применение энергосберегающих технологий, оборудования для защиты окружающей среды, уникальных технологий и др.; укрепление связей науки с производством, поиск и внедрение новых форм научно-инновационной и инженерной деятельности; формирование (развитие) благоприятных условий для работы эффективных собственников; активизация инвестиционной деятельности в промышленности; развитие внутреннего рынка сбыта и организация работы на внешнем и внутреннем рынках; содействие в реализации интересов промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках; кадровое обеспечение промышленности (прежде всего, предприятий химической, машиностроительной, пищевой и строительной отраслей); формирование социальной направленности промышленной политики посредством содействия занятости населения, соблюдения трудовых гарантий, развития системы трудоустройства и профессионального обучения рабочих кадров; модернизация технологического оборудования, реконструкция и внедрение экологически чистых технологий с целью повышения надежности и эффективности энергоснабжения города; 3) задачи строительного комплекса: развитие ипотечного кредитования и государственной поддержки в приобретении жилья; ликвидация ветхого и аварийного жилья; создание условий для развития производства строительных материалов и конструкций; увеличение объемов вводимого жилья; внедрение новых прогрессивных проектов жилых домов, новых прогрессивных технологий домостроения; завершение разработки генерального плана развития города; строительство объектов социальной сферы, инженерной инфраструктуры, промышленного назначения и др; 4) задачи транспортного комплекса и связи: обеспечение телефонной связью жителей сектора частной застройки и поселков закрытых шахт, вошедших в состав города; обеспечение высокого качества предоставляемых услуг связи и расширение их перечня; планомерный переход на цифровую аппаратуру и волоконно-оптические линии связи; транспортное обслуживание населения новых жилых микрорайонов; снижение отрицательного влияния транспорта на экологию; обеспечение регулярности движения муниципального транспорта (трамваев, троллейбусов, автобусов) и повышение качества пассажирских перевозок; устранение отставания в реализации транспортной схемы города (строительство новых магистралей, реконструкция существующих улиц и дорог, организация транспортных развязок и т.п.); ликвидация острого дефицита парковочных площадок и сооружений для хранения личного транспорта жителей; 5) задачи развития жилищно-коммунального хозяйства: реализация государственной политики реформирования ЖКХ; содержание объектов ЖКХ (мест общего пользования, систем водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, муниципального жилищного фонда и т.д.) в состоянии, соответствующем установленным нормам и нормативам; преодоление большой степени износа основных фондов; 6) задачи развития жилищной сферы: переселение граждан из ветхого и аварийного жилья; обеспечение жильем социально не защищенных слоев населения; содействие решению жилищных проблем молодых семей; 7) задачи охраны окружающей среды: снижение фактических выбросов до уровня, не превышающего нормативов ПДВ, и фактических сбросов до уровня, не превышающего нормативов ПДС; очистка ливневого стока селитебной части города; извлечение вторичного сырья из твердых бытовых отходов; 8) задачи развития потребительского рынка: размещение разнообразных объектов потребительского рынка в районах и поселках города с учетом достигнутого уровня обеспеченности торговыми площадями, посадочными местами, объектами сферы бытовых услуг; обеспечение высокого качества торгового и бытового обслуживания населения, в том числе малообеспеченных категорий граждан; кадровое обеспечение деятельности предприятий отрасли; 9) задачи развития малого предпринимательства: обеспечение доступа малого предпринимательства к краткосрочным кредитным ресурсам; поддержка предпринимателей, не имеющих достаточного обеспечения для своей деятельности; создание кредитных историй для начинающих предпринимателей; создание рабочих мест; доведение инновационных разработок до производства конкурентоспособной продукции; развитие малого предпринимательства в производственной сфере, увеличение налогооблагаемой базы; формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; оказание консультационной и методической помощи субъектам малого предпринимательства; 10) задачи социальной сферы: модернизация и развитие материально-технической базы организаций социальной сферы; обеспечение квалифицированными кадрами; обеспечение доступности и качества социальных услуг, в том числе высокотехнологичных; повышение эффективности функционирования объектов социальной сферы; внедрение инновационных методов работы; стабилизация основных показателей здоровья населения; профилактика социально-значимых и инфекционных заболеваний; перепрофилирование и строительство учреждений дошкольного образования и общего образования (школ) в новых микрорайонах; пропаганда здорового образа жизни; работа по выявлению и поддержке юных талантливых горожан; интенсификация клубной работы по интересам; организация и осуществление социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и др. 3.7. Базовые сценарии социально-экономического развития города Кемерово Исходя из анализа имеющегося потенциала социально-экономического развития города Кемерово рассмотрено три варианта долгосрочного развития: 1) город Кемерово - административный центр Кемеровской области; 2) город Кемерово - промышленный центр Кемеровской области с сохранением структуры экономики; 3) город Кемерово - центр инновационного развития Кемеровской области. Учитывая общую тенденцию глобальной трансформации экономики, вариант развития города Кемерово как центра инновационного развития Кемеровской области является наиболее рациональным, перспективным и предпочтительным. Основные качественные характеристики трех сценариев социально-экономического развития города Кемерово до 2021 года на основе принятой Концепции и определенных согласованных стратегических приоритетов и целей следующие: 3.7.1. Инерционный сценарий развития. Предполагается сохранение основных тенденций и трендов развития города в будущем. Основа социально-экономического развития города Кемерово представлена традиционными отраслями экономики. Основными результатами развития по инерционному сценарию могут быть: демографический кризис (снижение численности населения, в том числе по причине роста смертности в трудоспособном возрасте); снижение численности трудоспособного населения и дефицит рабочей силы; естественное старение населения и увеличение нагрузки на бюджет города; ухудшение здоровья подростков и детей; ухудшение экологической ситуации в черте города; снижение объемов промышленного производства и т.п. 3.7.2. Инновационный сценарий развития. Инновационный сценарий развития города Кемерово предусматривает существенные качественные изменения по основным индикаторам социально-экономического развития. Реализация инновационного сценария развития города Кемерово существенно затруднена, поскольку отсутствуют условия для активного внедрения и использования инноваций в производственном и непроизводственном секторах; не разработаны и не предложены привлекательные и конкурентоспособные институциональные и инвестиционные проекты развития города и др. 3.7.3. Переходный сценарий развития. Переходный сценарий предусматривает наличие трех последовательно сменяющих друг друга этапов: 1) 2007 год - 2011 год (этап инерционного развития города) - сохранение общих тенденций социально-экономического развития (по основным индикаторам) при последовательном и непрерывном сглаживании негативных тенденций и усилении позитивных к концу периода. Прогнозируемыми и планируемыми основными позитивными тенденциями и социально-экономическими результатами должны стать: увеличение объема созданной в городе Кемерово добавленной стоимости; рост численности занятых в малом бизнесе (82,9 тыс.чел. в 2011 году против 79,4 в 2005 году); уменьшение числа семей, проживающих в ветхом аварийном фонде (2394 семьи в 2011 году против 3116 в 2005 году); рост средней обеспеченности населения жильем (22,6 кв. м общей площади/чел. в 2011 году против 19,2 кв. м/чел. в 2005 году); рост охвата детей дошкольным образованием (66,1% в 2011 году против 65,8% в 2005 году); увеличение доли лиц, систематически занимающихся спортом (15,5% от общей численности населения в 2011 году против 11% по прогнозу на 2007 год); снижение уровня заболеваемости населения, в первую очередь детей и подростков; увеличение коэффициента рождаемости и снижение коэффициента смертности; снижение уровня преступности и др. На данном этапе происходит формирование основы будущего инновационного развития города Кемерово посредством создания эффективной институциональной среды развития и благоприятных условий жизнедеятельности населения. На протяжении периода должны быть также сформированы условия инвестиционной и предпринимательской привлекательности города Кемерово. 2) 2011 год 2016 год (этап прорывного количественного роста) - устранение негативных тенденций социально-экономического развития (качественный перелом ситуации), существенное улучшение качества жизни населения, закрепление институциональных условий инновационного развития города Кемерово, создание новых институций к концу периода при сохранении миссии города как консолидирующего элемента социально-экономического развития. Прогнозируемые и планируемые основные позитивные тенденции и социально-экономические результаты к концу этапа: рост численности занятых в малом бизнесе (84,6 тыс.чел. в 2016 году против 79,4 тыс. чел. в 2005 году); уменьшение числа семей, проживающих в ветхом аварийном фонде (1894 семьи в 2016 году против 3116 в 2005 году); рост средней обеспеченности населения жильем (25,6 кв. м общей площади/чел. в 2016 году против 19,2 кв. м/чел. в 2005 году); рост охвата детей дошкольным образованием (66,2% в 2016 году против 65,8% в 2005 году); увеличение доли лиц, систематически занимающихся спортом (25,0% от общей численности населения в 2016 году против 11% по прогнозу на 2007 год); 3) 2016 год 2021 год (этап инновационного качественного роста) фактический переход к функционированию и социально-экономическому развитию в институциональных условиях новой экономики, основанной на информации, инновациях и знаниях. Объем созданной добавленной стоимости и ее структура по видам экономической деятельности должны существенно отличаться от существующих в настоящее время. 3.8. Основные источники ресурсов и механизмы реализации Концепции развития города Кемерово Основные источники финансирования реализации Концепции развития города Кемерово до 2021 года следующие: бюджет города Кемерово; бюджет Кемеровской области; федеральный бюджет; собственные средства предприятий и предпринимателей; заемные средства кредитных учреждений; средства российских и международных фондов и общественных организаций; инвестиции. Финансирование реализации отдельных мероприятий плана происходит в рамках индивидуальных схем, которые разрабатываются участниками рабочих групп, инвесторами. Муниципальные ресурсы для развития города включают финансовые ресурсы, используемые для развития экономики и социальной сферы города, муниципальное имущество, а также земельные ресурсы территории. Финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется посредством включения в федеральные целевые программы и проекты мероприятий, разработанных в рамках Комплексной программы социально-экономического развития города в соответствии с Концепцией развития города Кемерово. Объемы финансирования из бюджета Кемеровской области устанавливаются при формировании бюджета на соответствующий год. Включенные в Комплексную программу инвестиционные проекты коммерческого характера финансируются преимущественно за счет собственных средств предприятий и привлеченных кредитных ресурсов коммерческих финансово-кредитных учреждений и инвесторов. Механизм реализации Концепции предусматривает использование комплекса мер организационного, экономического и правового характера, исходит из принципа "баланса интересов", обеспечивающего согласование интересов и координацию действий всех участников процесса реализации программы (органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и организаций различных форм собственности, коммерческих банков и иных инвестиционных институтов, населения и общественности). Механизм реализации Концепции включает следующие элементы: стратегическое планирование и прогнозирование социально-экономических процессов, протекающих в городе Кемерово, Кемеровской области, Сибирском Федеральном Округе, РФ, на внешних рынках; экономические и правовые методы регулирования, обеспечивающие создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, честной конкуренции на товарных рынках, свободного перемещения товаров; стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности; организационная структура управления реализацией Концепции развития города Кемерово с определенным составом, функциями, механизмами координации действий заказчика и исполнителей мероприятий программы. Основными принципами реализации Концепции развития города Кемерово являются: рациональное использование бюджетных средств, их концентрация на решении приоритетных социально-экономических проблем; максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования, в том числе через развитие ипотечного жилищного кредитования, лизинговой деятельности, привлечение частного российского и иностранного капитала на территорию города Кемерово, активное участие в проектах российских и международных организаций; размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на конкурсной основе в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области; ежегодное уточнение степени ее выполнения (с учетом эффективности) для включения финансирования мероприятий в бюджет предстоящего года. 3.9. Ожидаемые результаты реализации Концепции в долгосрочном и среднесрочном периодах Реализация намеченных стратегических целей и выполнение задач с учетом потенциальных возможностей региона и предпринимаемых властью усилий и действий должны обеспечить к концу рассматриваемого срока: превышение основных параметров качества жизни населения города Кемерово над среднероссийским уровнем и уровнем ряда административных центров субъектов РФ; перелом негативных тенденций в демографической ситуации (превышение уровня рождаемости над смертностью); сокращение резких социальных различий между районами города; формирование города Кемерово как главного инновационного центра Кемеровской области в XXI в.; вхождение в категорию финансово самообеспеченных муниципальных образований (начиная с 2012 года). Ожидаемые основные социально-экономические результаты: 1) в долгосрочном периоде: сохранение темпов роста производства по видам экономической деятельности на уровне, не ниже среднего по РФ (среднего по Сибирскому федеральному округу); снижение уровня бедности (8,2 % в 2016 году против 16,0 % в 2005 году); поддержание низкого уровня безработицы (1,2 % от численности трудоспособного населения города в 2016 году); увеличение общего объема инвестиций в основной капитал, в том числе в исследования и разработки (в 2016 году - 40652,1 млн. рублей в текущих ценах против 15917,6 млн. рублей в 2005 году); увеличение числа малых предприятий (6670 ед. в 2016 году против 5837 ед. в 2005 году); увеличение объемов жилищного строительства (391,0 тыс. кв. м в 2016 году против 141,0 тыс. кв. м в 2005 году); увеличение фондовооруженности медицинского персонала активной частью фондов (57300 руб./чел. в 2016 году против 47400 руб./чел. в 2005 году); рост обеспеченности детей дошкольными учреждениями (53 места на 1000 жителей в 2016 году против 29,2 - в 2005 году); увеличение доли пожилых людей и инвалидов, обеспеченных социальным обслуживанием (100% начиная с 2009 года против прогнозируемых 89,6% в 2007 году). 2) в среднесрочном периоде: увеличение темпов роста производства по видам экономической деятельности (так, значение индекса физического объема оборота розничной торговли прогнозируется в 2011 году 108,0% против 110,1% в 2007 году); снижение уровня бедности (12,1% в 2011 году против 16,0% в 2005 году); поддержание низкого уровня безработицы (1,3% от численности трудоспособного населения города к 2009 году и на период до 2011 год); увеличение общего объема инвестиций в основной капитал, в том числе в исследования и разработки (в 2011 году - 35226,0 млн. рублей в текущих ценах против 15917,6 млн. рублей в 2005 году); увеличение числа малых предприятий (6413 ед. в 2011 году против 5837 ед. в 2005 году); увеличение объемов жилищного строительства (362,0 тыс. кв. м в 2011 году против 141,0 тыс. кв. м в 2005 году); увеличение фондовооруженности медицинского персонала активной частью фондов (54700 руб./чел. в 2011 году против 47400 руб./чел. в 2005 году); рост обеспеченности детей дошкольными учреждениями (48 мест на 1000 жителей в 2011 году против 29,2 - в 2005 году); увеличение доли пожилых людей и инвалидов, обеспеченных социальным обслуживанием (100% начиная с 2009 года против прогнозируемых 89,6% в 2007 году). Контроль выполнения Концепции развития города Кемерово до 2021 года должен быть общественным и реализовываться посредством мониторинга. Достижение поставленных целей и приоритетов развития города Кемерово возможно лишь при согласованном взаимодействии органов местного самоуправления города Кемерово, субъектов хозяйствования, общественности и населения. Председатель Кемеровского городского Совета народных депутатов А.Г. Любимов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|