Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Брянской области от 26.06.2003 № 3-987

 

                        БРЯНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                         от 26.06.03 N 3-987

 

                   Об утверждении областной целевой
                     программы "Реформирование и
                  модернизация жилищно-коммунального
               комплекса Брянской области на 2003-2010
                                годы"

 

       (В редакции Постановлений Областной Думы Брянской области      

              от 25.11.2004 № 3-1522; от 24.11.2005 № 4-416)          

 

     Рассмотрев внесенный  администрацией Брянской области в областную
Думу на утверждение проект областной целевой программы "Реформирование
и  модернизация  жилищно-коммунального  комплекса  Брянской области на
2003-2010 годы", Брянская областная Дума
     ПОСТАНОВИЛА:

 

     1. Утвердить   областную   целевую  программу  "Реформирование  и
модернизация  жилищно-коммунального  комплекса  Брянской  области   на
2003-2010 годы".
     2. Рекомендовать администрации  Брянской  области  финансирование
мероприятий  по  данной  программе  за счет средств областного бюджета
предусматривать  в  пределах   лимитов   государственных   капитальных
вложений,    утверждаемых    ежегодно   администрацией   области,   по
строительству объектов коммунального хозяйства.

 

     Председатель Брянской
     областной Думы                                        С.Н.Понасов

 

Одобрена                                                    Утверждена
постановлением администрации                   постановлением Брянской
Брянской области                                        областной Думы
от 31.03.03 N 139                                  от 26.06.03 N 3-987

 

                          ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ
                              ПРОГРАММА

 

         "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
            комплекса Брянской области на 2003-2010 годы"

 

                              г.Брянск,
                               2003 год

 

                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                стр.
     Паспорт                                                      3
1    Введение                                                     6
2    Содержание проблемы и обоснование необходимости
     ее решения программно-целевыми методами                      7
3    Основные цели и задачи программы, сроки и этапы
     ее реализации                                                12
4    Система программных мероприятий                              13
5    Ресурсное обеспечение программы                              14
6    Механизмы реализации программы                               15
7    Организация управления программой и контроль за
     ходом ее реализации                                          16
8    Оценка эффективности от реализации программы                 17
     Приложения

 

 

                               ПАСПОРТ
 областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-
     коммунального комплекса Брянской области на 2003-2010 годы"

 

Наименование программы      Программа "Реформирование и модернизация
                            жилищно-коммунального комплекса Брянской
                            области на 2003-2010 годы". Данная программа
                            разработана на основании  подпрограммы "Ре-
                            формирование и модернизация жилищно-
                            коммунального комплекса Российской Федера-
                            ции", которая в свою очередь является составной
                            частью Федеральной целевой программы "Жи-
                            лище", утвержденной постановлением Прави-
                            тельства Российской Федерации от 17 сентября
                            2001 года N 675

 

Основания принятия решения  Постановление Правительства Российской Феде-
о разработке программы      рации от 17 сентября 2001 года N 675 "О феде-
                            ральной целевой программе "Жилище" на 2002-
                            2010 годы";
                            постановление Правительства Российской Феде-
                            рации от 17 ноября 2001 года N 797, которым ут-
                            верждена подпрограмма "Реформирование и мо-
                            дернизация жилищно-коммунального комплекса
                            Российской Федерации";
                            поручение главы администрации Брянской об-
                            ласти от 27 февраля 2002 года

 

Государственный заказчик -  Администрация Брянской области

 

Основные разработчики       Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству,
программы                   энергетике и связи администрации Брянской об-
                            ласти, ГУП "Брянскоблжилкомхоз"

 

Цели и задачи программы,    Основной целью программы является повышение
важнейшие целевые показате- устойчивости и надежности функционирования
ли                          жилищно-коммунальных систем жизнеобеспече-
                            ния населения, привлечение инвестиций в жи-
                            лищно-коммунальный комплекс, улучшение ка-
                            чества жилищно-коммунальных услуг с одновре-
                            снижением нерациональных затрат.
                            Для реализации данной цели необходимо решить
                            следующие задачи:
                            - обеспечить финансовое оздоровление жилищ-
                            но-коммунальных предприятий;
                            - сформировать инвестиционную привлекатель-
                            ность городской коммунальной инфраструктуры;
                            - создать механизм государственной поддержки
                            процесса модернизации жилищно-
                            коммунального комплекса

 

Сроки реализации программы  2003-2010 годы
                            1-й этап - 2003-2005 годы
                            2-й этап - 2006-2010 годы

 

Система мероприятий         Система программных мероприятий включает:
программы                   - совершенствование экономических механизмов
                            в жилищно-коммунальной сфере;
                            - формирование условий для привлечения
                            инвестиций;
                            - беспечение эффективного и целевого использо-
                            вания средств федерального бюджета на мо-
                            дернизацию жилищно-коммунального комплекса;
                            - приобретение   спецтехники    оборудования  

                              для  предприятий

                              жилищно-коммунального хозяйства области

 

Обьемы источников финанси-                                     млн.руб.
рования                    ----------------T--------------------------¬
                           ¦Источники      ¦Объем финансовых ресурсов ¦
                           ¦финансирования +------------T-------------+
                           ¦               ¦на период   ¦    этапы    ¦
                           ¦               ¦            +------T------+
                           ¦               ¦реализации  ¦I     ¦ II   ¦
                           L---------------+------------+------+-------
                            Размер средств, 3754,5       868,8   2885,7
                            всего, в т.ч.
                            Средства феде-  111,8        25,4    86,4
                            рального бюд-
                            жета (по согласо
                            ванию)
                            Средства обла-  1498,3       263,7   1234,6
                            стного бюджета
                            Собственные     2144,4       579,6   1564,8
                            средства пред-
                            приятий
                           --------------------------------------------
Ожидаемые конечные         В результате реализации программы будет дос-
результаты реализации      тигнуто:
программы                  повышение качества жилищно-коммунального
                           обслуживания потребителей, обеспечение на-
                           дежности работы инженерных систем жизне-
                           обеспечения, комфортности и безопасности ус-
                           ловий проживания. Эти цели будут достигнуты за
                           счет оздоровления финансового положения
                           предприятий жилищно-коммунального комплек-
                           са, демонополизации и развития конкурентных
                           отношений, совершенствования договорных от-
                           ношений и тарифного регулирования естествен-
                           ных локальных монополий, государственной
                           поддержки, инвестиций в жилищно-
                           коммунальный комплекс

 

Исполнитель                Департамент по строительству и жилищно-

                           коммунальному хозяйству Брянской области

 

 

 

Система организации контро   Департамент по реформированию
ля за исполнением программы  жилищно-коммунального хозяйства  и

                             топливно   энергетического  комплекса  

                             Брянской  области  представляет

                             ежеквартально областной Думе и  

                             администрация  области  отчет  о  ходе

                             реализации программы

 

Заказчик                     Департамент  по  реформированию  жилищно-

                             коммунального хозяйства и топливноэнергетического

                             комплекса  Брянской  области

(Дополнен    -   Постановление   Областной   Думы   Брянской   области

от 25.11.2004 № 3-1522)

 

 

                             1. Введение

 

     Настоящая программа является составной частью федеральной целевой
программы   "Жилище",   утвержденной   постановлением    Правительства
Российской  Федерации от 17 сентября 2001 года N 675,  и характеризует
комплекс мероприятий,  предотвращающих дальнейшее снижение  надежности
коммунальных   систем   жизнеобеспечения,   обеспечивающих  ликвидацию
дотационности жилищнокоммунального хозяйства и вывод отрасли  в  режим
устойчивого   достаточного  финансирования.  Программа  направлена  на
обеспечение комфортных и безопасных условий проживания в жилищах.
     Программа разработана     в    соответствии    с    методическими
рекомендациями  по  разработке  региональных   программ   модернизации
объектов  жилищнокоммунального  хозяйства  и на основании подпрограммы
"Реформирование   и   модернизация   жилищно-коммунального   комплекса
Российской   Федерации",   утвержденной  постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  17  ноября  2001   года   N797.
     Программа предусматривает    как    решение    задач   ликвидации
сверхнормативного износа основных фондов,  внедрение энергосберегающих
технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию
коммунальных    предприятий    к    эффективному    и    рациональному
хозяйствованию,  максимальному  использомлнию собственных ресурсов для
решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
     Для  реализации программы  необходимо:
     - организовать разработку нормативно-правовых  актов,  методик  и
рекомендаций,   обеспечивающих   регулирование   пределов  компетенции
органов государственной власти Брянской  области  и  органов  местного
самоуправления  муниципальных образований области в сфере управления и
распоряжения жилищным фондом, управления ведомственным и муниципальным
коммунальным хозяйством;
     - принять нормативные и правовые акты, обеспечивающие эффективное
действие   рыночных   механизмов   в   жилищной   сфере  и  завершение
формирования системы договорных отношений в ЖКХ;
     - разработать     положения    по    совершенствованию    системы
финансирования    жилищно-коммунального    хозяйства    и    принципов
межбюджетных   отношений   для   осуществления  расчетного  бюджетного
финансирования  расходов  на  ЖКХ,  включая  расходы  по  капитальному
ремонту  жилищного  фонда  и  коммунальных  объектов  (систем) тепло-,
водоснабжения и канализации;
     - осуществить  меры,  стимулирующие  внедрение  приборного  учета
потребления  энергоресурсов  на  объектах   коммунального   хозяйства,
коммунальных    услуг    в    жилищном    фонде    и    реализацию   в
жилищно-коммунальном   хозяйстве   энергосберегающих   технологий    и
мероприятий по энергосбережению;
     - обеспечить подготовку,  переподготовку и повышение квалификации
кадров для ЖКХ, провести аттестацию работников этой отрасли;
     - обеспечить социальную  защиту  малоимущих  граждан  при  оплате
жилищнокрммунальных  услуг  и  предоставление данных услуг надлежащего
качества по  обоснованным  тарифам  всем  нанимателям  (собственникам)
жилых  помещений  и  другим потребителям в соответствии с заключенными
договорами.
     В результате    решения    этих    задач    повысится    качество
жилищнокоммунального обслуживания населения,  надежность работы систем
энерго-, водоснабжения и водоотведения стоков.

 

                     2.  Содержание  проблемы  и
обоснование  необходимости  ее  решения  программно-целевыми  методами

 

     Жилищный фонд,   обслуживаемый    предприятиями    системы    ГУП
"Брянскоблжилкомхоз",   составляет  8,8  млн.кв.метров  общей  площади
жилья. При этом около 10 процентов жилых зданий построено за последнее
десятилетие, зданий с физическим и моральным износом до 30 процентов -
33,5 процентов домов,  с износом от 30 до 60 процентов - 55  процентов
домов.
     Кризисное состояние        жилищно-коммунального        хозяйства
характеризуется    дотационностью   отрасли   и   неудовлетворительным
финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических
стимулов   снижения   издержек  на  производство  коммунальных  услуг,
неразвитостью конкурентной среды и,  как следствие,  высокой  степенью
износа  основных фондов,  убыточностью предприятий,  большими потерями
электроэнергии, воды, других ресурсов. Необходимых собственных средств
для надежной и устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса в его
сегодняшнем виде нет по отдельности ни  у  одной  из  заинтересованных
сторон  -  государства,  местных властей,  предприятий и населения,  -
поэтому  для  выхода  жилищно-коммунального   хозяйства   из   кризиса
необходимо объединить средства всех заинтересованных сторон.
     Сегодня ЖКХ области испытывает большие трудности и сильно отстает
от  современных  требований.  Основные  причины  -  нехватка  средств,
выделяемых из бюджетов всех уровней,  а также повсеместные неплатежи и
несвоевременная    оплата   жилищно-коммунальных   услуг   населением.
Инвестиционные ручейки обходят стороной этот "остров  неблагополучия".
Отсутствие  специалистов  по  менеджменту  и маркетингу и конкурентной
среды тормозит  рыночные  отношения.  Сочетание  этих  двух  факторов,
нехватка   средств  и  квалифицированных  управленцев  в  сочетании  с
морально и физически устаревшей научно-технической и  производственной
базой приводит к большим издержкам и, как следствие, высокой стоимости
услуг, что, в свою очередь, приводит к неплатежам.
     Анализ сложившегося  положения  жилищно-коммунального хозяйства в
Брянской области показывает,  что в области в целом  имеют  место  все
факторы  и  тенденции,  которые  характерны  для жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации как отрасли,  находящейся  в  состоянии
реформирования при нестабильной экономике.
     В начале   периода    экономических    реформ    большая    часть
государственной  собственности  в жилищно-коммунальной сфере (жилищный
фонд  и  объекты  коммунальной   инфраструктуры)   была   передана   в
муниципальную   собственность.   Муниципализация  жилищно-коммунальной
сферы произошла в тот период,  когда эта сфера во все большей  степени
становилась  дотационной,  поскольку  процесс  либерализации  цен не в
полной   мере   отразился   на   изменении   ставок   и   тарифов   на
жилищно-коммунальные услуги.  Предполагалось, что в течение достаточно
короткого   периода   будет   завершен   переход   к   бездотационному
функционированию   жилищно-коммунальной   сферы,  вследствие  чего  не
создавались   механизмы,    гарантирующие    достаточность    ресурсов
муниципальных бюджетов по выполнению своих обязательств по дотированию
предприятий жилищно-коммунального комплекса в  части,  не  покрываемой
платежами   потребителей.   В   свою  очередь,  сохранение  бюджетного
финансирования  жилищно-коммунального  комплекса  на  местном   уровне
выразилось в резком увеличении уровня износа основных фондов. Особенно
сильно ухудшилась ситуация в муниципальных образованиях -  получателях
финансовой помощи.
     Важнейшим этапом  в  реформировании  структуры   управления   ЖКХ
Брянской  области  было  решение  о  создании управляющей компании ГУП
"Брянскоблжилкомхоз" и дочерних государственных предприятий инженерных
сетей   с   передачей  большей  части  коммунальной  инфраструктуры  в
государственную собственность.
     Однако социально-экономическая  ситуация  не  позволила завершить
переход  к  покрытию  стоимости  жилищно-коммунальных  услуг  за  счет
средств   потребителей,   включая   население.  К  настоящему  времени
население оплачивает около 50 процентов стоимости жилищно-коммунальных
услуг, исходя из установленных ставок и тарифов.
     Предметом особого внимания является  водопроводно-канализационное
хозяйство области. Водопроводы городов и поселков области базируются в
основном на подземных  водоисточниках,  за  исключением  гг.Брянска  и
Клинцы,   где   используются  и  открытый  поверхностный  (р.Десна)  и
подземные водоисточники.  При общей подаче в г.Брянск  165  тыс.  куб.
метров/сутки,  65 тыс.  куб. метров забираются из р.Десны. Техническое
состояние системы вследствие  давности  эксплуатации  (более  60  лет)
характеризуется  как  критическое.  К  2005  году необходимо завершить
начатые  работы  по   реконструкции   Десняно-Сещенского   водозабора,
водозаборных   сооружений   пгт   Климово.гг.Севска,  Клинцы,  Почепа,
Стародуба и др.
     В общем, подземные водозаборы городов и поселков Брянской области
не  в  полном  объеме  обеспечивают   потребителей   питьевой   водой.
Энергоемкое  оборудование  водозаборов,  которое  морально и физически
устарело,  приводит к большим  потерям  энергоресурсов.  Реконструкции
подлежат более 80 процентов водозаборов области. Повышенное содержание
железа (при норме 0,3 мг/л,  вода подается потребителям с  содержанием
железа   1,0  мг/л  и  более)  и  традиционно  применяемые  технологии
обработки воды не всегда обеспечивают подачу населению питьевой  воды,
соответствующей   по  качеству  санитарным  нормам.  В  связи  с  этим
требуется повсеместная  реконструкция  старых  и  строительство  новых
станций обезжелезивания и обеззараживания.
     Утечки и  неучтенный  расход  воды   в   системах   водоснабжения
составляют   в  среднем  по  области  11  процентов  (  24  тыс.  куб.
метров/сут.) от всей подачи воды в год,  а в ряде  населенных  пунктов
утечки достигают около 16 процентов.
     Срочной модернизации  требуют  около  30   -процентов   мощностей
ДесняноСещенского  водозабора  (25  тыс.  куб.  метров)  и 53 процента
водопроводных сетей (450 км).  В настоящее время проводится работа  по
реконструкции,   нескольких   водозаборов   и   системы  водоснабжения
(гг.Брянск, Севск, Дятьково, пгт Клетня, Климово).
     В области  функционируют 24 централизованные системы канализации,
однако только в 7  городах  сточные  воды  подвергаются  биологической
очистке.    В    остальных   населенных   пунктах   области   очистные
канализационные сооружения  старой  постройки,  физически  и  морально
устаревшие, перегружены и не обеспечивают должной очистки.
     Российской Федерацией  приняты  международные  обязательства,  по
которым  должны  быть  приняты  меры по прекращению сброса неочищенных
промышленных  коммунальных  стоков  в  реки  и  водоемы.  Уже   сейчас
невыполнение  этих  обязательств  может  повлечь  за  собой применение
штрафных санкций.
     Необходимо дальнейшее  осуществление проектов строительства новых
и  модернизации  существующих  инженерных  систем  водоотведения   для
выполнения  обязательств,  вытекающих  из  международных  договоров  и
соглашений Российской Федерации в  области  охраны  окружающей  среды.
Решение   этих   проблем   требует   поддержки   федеральных   органов
исполнительной власти.
     Программой предусматривается    строительство   и   реконструкция
канализационных очистных сооружений суммарной  производительностью  48
тыс.куб.метров/сут.  до 2005 года стоимостью 306 млн.руб. Это позволит
уменьшить сброс неочищенных сточных вод в реки и водоемы.
     Продолжает нарастать    износ    основных    фондов   предприятий
коммунальной энергетики,  до критической точки снижается надежность  и
устойчивость   тепловых   сетей.   В   неудовлетворительном  состоянии
находится 468 км тепловых сетей,  из них ветхих - 280  км  (при  общей
протяженности 803 км). Для нормальной работы тепловыx сетей необходимо
заменить существующие трубопроводы на предварительно  изолированные  и
проложить их.
     Планово-предупредительный ремонт  сетей  и  оборудования   систем
водоснабжения,      коммунальной      энергетики     уступил     место
аварийно-восстановительным работам,  единичные затраты  на  проведение
которых  в  2,5-3  раза выше,  чем затраты на плановый ремонт таких же
объектов.  Это  еще  более  усугубляет  нехватку  ресурсов,  ведет   к
лавинообразному накоплению недоремонта и снижению надежности. Одним из
следствий  такого  положения  стало  обострение  проблемы  обеспечения
населения области питьевой водой нормативного качества и в достаточном
количестве.
     За период  с  1995  года  по  2002  год  от  различных ведомств в
государственную собственность  было  принято  более  200  км  тепловых
сетей.  Ежегодно  протяженность тепловых сетей увеличивается в среднем
на 6,5 процента и по прогнозу к 2010 году общая протяженность тепловых
сетей  может  составить 1350-1400 км,  а с учетом ограничения принятия
сетей до 5 процентов составит 1150-1180 км.
     По результатам  технической  инвентаризации на 1 января 2002 года
физичеий износ сетей составлял 62,86 процента при общей  протяженности
697  км.  При этом протяженность малонадежных сетей (со 100-процентным
амортизационным износом) составляла 438 км,  из них ветхих -  241  км,
или 35 процентов.
     Положение усугубляется тем, что ежегодно предусматривалась замена
ветхих  сетей  в  пределах  3  процентов,  при  нормативе - не менее 4
процентов.  Таким образом,  ежегодный процент замены ветхих  сетей  на
перспективу должен быть не менее процентов. Реально следует говорить о
постепенном увеличении процента замены ветхих сетей и доведении его  к
2010  году до 8-9 процентов.  Принятие предлагаемого решения обеспечит
снижение к 2010 году малонадежных сетей  до  55  процентов,  а  ветхих
сетей  -  до  20  процентов  от  общей протяженности,  но не обеспечит
необходимой надежности теплоснабжения. Поэтому необходимо будет решать
следующие задачи:
     - производить прием сетей  от  ведомств  в  технически  исправном
состоянии со степенью амортизационного износа не более 50 процентов;
     - увеличить  замену  ветхих  сетей  с   применением   технологий,
обеспечивающих  расчетный  срок  эксплуатации  не  менее  30 лет,  и с
применением предварительно  теплоизолированных  труб  пенополиуретаном
или аналогичными современными теплоизолирующими материалами.
     Производство тепла котельными Брянской  области  составляет  2600
тыс.  Гкал.  Износ  коммунальной теплоэнергетики составляет более 55,8
процента,  около половины оборудования котельных  полностью  отслужило
свой срок.
     Перерасход топлива  в  котельных  малой  мощности  из-за   плохой
водоподготовки и неотлаженного процесса горения составляет 7 процентов
и выше.  КПД таких котельных колеблется в  пределах  75-85  процентов.
(Сведения  о состоянии коммунальных отопительных котельных приведены в
приложениях 2.1, 2.2, сведения о состоянии тепловых сетей и сооружений
- в приложениях 3.1, 3.2).
     По состоянию на 01.01.2002 в эксплуатации находится 1660  котлов,
из них 470 котлов выработало ресурс,  396 котлов подлежит замене, 1195
морально устаревших чугунно-секционных котлов  и  котлов  типа  HP-18,
необходимость  замены  которых неоднократно определяется предписаниями
Госэнергонадзора. Физический износ котлов превышает 50 процентов.
     Согласно действующим   правилам  органов  надзора  замена  котлов
должна  производиться  по  утвержденному   проекту,   которым   должны
предусматриваться   не  только  замена  котлов    КПД  не  менее  92
процентов), но и:
     - модернизация  вспомогательного  оборудования  водоподготовки  и
деаэрации;
     - установка  приборов  учета вырабатываемой тепловой энергии и ее
отпуска, приборов учета потребления топлива (газа) с заменой счетчиков
газа (в эксплуатации находится 386 счетчиков типа РГ);
     - установка сигнализаторов загазованности.
     Модернизация основного   оборудования   котельных,   кроме  того,
является исполнением требований  Госгортехнадзора  в  части  повышения
уровня  промышленной  безопасности  опасных производственных объектов.
Реконструкция,  замена  и  установка  приборов  умета   энергоресурсов
необходимы  также  для  анализа  экономических  показателей котельных,
выявления      сверхнормативных      котельных,      совершенствования
взаимоотношений  с  потребителями,  снижения  платежей  за потребление
энергоресурсов.
     Общая сумма  затрат на ввод в эксплуатацию одного котла единичной
мощностью 1 Гкал/час. составляет 0,8-1,2 млн.рублей.
     Прогнозируется к  2010  году  увеличение  количества  котельных в
пределах 30 единиц суммарной мощностью до 120 Гкал./час.
     Необходимость ликвидации    подвальных   котельных   определяется
невозможностью  исполнения   требований   Госгортехнадзора   в   части
обеспечения   условий   безопасности   газовых   котельных.  Котельные
расположены  в  исторической  части  города  с  плотной  застройкой  и
сложными    подземными    инженерными    коммуникациями,    отапливают
поликлиники, библиотеки, роддом, школы и другие объекты соцкультбыта.
     Для ликвидации  24  подвальных  котельных  необходимо  увеличение
мощности  имеющихся  котельных,  которые  расположены   внутри   жилых
микрорайонов,   имеют  ограничения  по  прилегающей  площади,  поэтому
необходима установка компактных котлов с большей  производительностью.
Также  предполагаются  высокие  удельные  затраты  на  прокладку  2970
пог.метров тепловых сетей. Общие затраты составят 6,8 млн.рублей.
     Ветшает и   приходит   в   аварийное   состояние  жилищный  фонд,
продолжает нарастать износ основных  фондов,  снижается  надежность  и
устойчивость   систем  инженерного  обеспечения.  В  Брянской  области
аварийного и ветхого жилищного  фонда,  подлежащего  реконструкции,  -
128,8  тыс.кв.метров.  На  реконструкцию  жилищного  фонда  необходимы
денежные средства в размере 2,2 млрд.рублей.
     Брянская область  получает  дотации  из   федерального   бюджета.
Финансирование   отрасли   из  федерального  бюджета  производится  на
основании федеральных стандартов полной стоимости услуг  для  области.
Так,  в  2001  году  величина  затрат  в  Брянской области сложилась в
размере 11,12 рублей в  расчете  на  1  кв.метр  общей  площади  жилья
(федеральный стандарт -13,5 руб.).
     Проблема усугубляется  огромным объемом накопленной задолженности
в  жилищно-коммунальной  сфере,  образовавшейся  в  первую  очередь  в
результате  невыполнения  своих  обязательств  бюджетами всех уровней.
Задолженности в  жилищно-коммунальном  хозяйстве  являются  источником
цепочки   неплатежей,   которая  охватывает  практически  все  отрасли
экономики.  Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что
жилищно-коммунальные  предприятия  не  имеют  серьезных  экономических
стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат
материально-технических ресурсов.
     Анализ большинства инвестиционных  проектов  по  развитию  систем
коммунального обслуживания при этом показывает, что большинство из них
направлено на  экстенсивное  наращивание  мощностей  и  в  значительно
меньшей  степени  предполагает  меры  по  сокращению затрат,  потерь и
утечек.
     В жилищной   сфере  не  удалось  в  полной  мере  воспользоваться
преимуществами развития конкурентных рынков управления и  эксплуатации
жилья,   поскольку   в   условиях   нестабильного   и   недостаточного
финансирования оказалось невозможным добиться  полноценных  договорных
отношений.  Неспособность  органов  местного  самоуправления выполнять
свои  договорные  обязательства  привела  к   повсеместномy   рецидиву
административного  принуждения  подрядчиков  и  фактическому отходу от
выполнения в полном объеме контрольных функций.  По тем же причинам не
удалось  в  полной  мере  обеспечить государственный контроль качества
предоставления  жилищно-коммунальных  услуг  органами  государственной
жилищной инспекции.
     Невыполнение местным бюджетом  своих  обязательств  и  отсутствие
эффективных  и  прозрачных  процедур  формирования и изменения тарифов
обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса  для
частных   инвестиций.  Между  тем  большинство  проектов  модернизации
жилищного фонда и коммунальной  инфраструктуры  потенциально  являются
коммерчески  привлекательными.  Создание  условий  для притока частных
инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение  отрасли
в долгосрочной перспективе.
     Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли  и
межотраслевом  характере  возникших  проблем,  для преодоления которых
требуется  взаимосвязанная  по  направлениям   и   уровням   программа
действий.  Необходимость  ускоренного  перехода  к  устойчивой  модели
функционирования  жилищнокоммунального  комплекса  региона  определяет
целесообразность  использования программно-целевого метода для решения
перечисленных выше проблем, поскольку эти проблемы:
     - входят в число приоритетов формирования федеральных и областных
целевых программ,  а их решение позволяет обеспечить  возможность  для
улучшения   качества   жизни   населения,  предотвратить  чрезвычайные
ситуации,  связанные  с  функционированием  систем   жизнеобеспечения,
создать   условия   для   устойчивого  развития  жилищно-коммунального
комплекса;
     - полностью   соответствуют  стратегии  государственной  политики
развития  жилищно-коммунального  хозяйства,  отраженной   в   Основных
направлениях социально-экономической политики Правительства Российской
Федерации  на  долгосрочную  перспективу,  одобренных   Правительством
Российской  Федерации  (протокол  от 28 июня 2000 года N 21),  проекту
программы  "Стратегия   социально-экономического   развития   Брянской
области на период до 2010 года";
     - имеют межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть
решены без участия федерального центра;
     - не могут быть решены  в  пределах  одного  финансового  года  и
требуют бюджетных расходов в течение 8-10 лет.

 

   3. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации

 

     Основная цель  программы  -  повышение  устойчивости и надежности
функционирования    жилищно-коммунальных    систем    жизнеобеспечения
населения,  привлечение  инвестиций  в  жилищно-коммунальный комплекс,
улучшение  качества   жилищно-коммунальных   услуг   с   одновременным
снижением нерациональных затрат.
     Достижение основной цели  программы  обеспечит,  начиная  с  2011
года, возможность устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса
без  использования  программных  методов  управления  на   федеральном
уровне.
     Основными задачами программы являются:
     - снижение   издержек   и   повышение   качества   и  доступности
предоставления  жилищно-коммунальных  услуг,  а   также   формирование
инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем
развития конкуренции в сфере предоставления жилищных  услуг,  создания
устойчивых,  эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования
коммунальных  предприятий  -  естественных   локальных   монополистов,
экономически заинтересовывающих их в сокращении затрат и ресурсов;
     - обеспечение  государственной  поддержки  процесса  модернизации
жилищнокоммунального  комплекса  как  путем  предоставления  бюджетных
средств,  в  основном,  на  возвратной  основе,  так  и   формирования
финансовых инструментов предоставления государственных и муниципальных
гарантий по привлекаемым инвестииям.
     Программа будет выполняться поэтапно в течение 2003-2010гг.
     На первом этапе (2003-2005 гг.) будут реализованы  первоочередные
мероприятия,  рассчитанные  на немедленное получение эффекта.  К числу
важнейших относятся мероприятия по инвентаризации,  реструктуризации и
ликвидации  задолженности  бюджета  и  бюджетных  организаций и других
потребителей,   в   том   числе   населения,    перед    предприятиями
жилищно-коммунального  комплекса;  прекращениe  практики перекрестного
субсидирования  тарифов  на  жилищно-коммунальные  услуги;  ликвидация
дотационности  жилищно-коммунального  комплекса;  переход  на реальные
договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе.
     На первом  этапе  будет  также  в основном завершено формирование
необходимой законодательной  и  иной  нормативно-правовой  базы  путем
внесения   изменений   дополнений   в   ряд   законодательных  и  иных
нормативно-правовых актов,  проведен углубленный  анализ  технического
состояния   объектов   жилищно-коммунального   комплекса,  комплексная
экспертиза  издержек  жилищно-коммунальных  предприятий,   независимый
аудит  коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов.
Наряду  с  мероприятиями,  рассчитанными  на   немедленное   получение
эффекта,  в этот период будет начата реализация мероприятий, эффект от
которых ожидается в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Также на
данном   этапе   будет   реализован   основной   блок  мероприятий  по
реформированию жилищнокоммунального комплекса,  в том  числе  развитие
конкурентных    отношений    в    жилищном    хозяйстве,   переход   к
профессиональному  управлению  жилищным   фондом,   создание   системы
регулирования естественных локальных монополий, развитие концессионных
механизмов.  Данные мероприятия могут быть в полной  мере  реализованы
лишь  после  завершения комплекса первоочередных мер.  На данном этапе
будет также завершено создание нормативно-правовой базы, стимулирующей
привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.
     На втором этапе (2006-2010 гг.) будут реализованы  стратегические
мероприятия,  направленные на обеспечение устойчивого функционирования
жилищнокоммунального   комплекса   на   основе   привлечения   частных
инвестиций.   Будут   апробированы   рыночные   механизмы  привлечения
инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, а также
в  полной мере реализован комплекс мер по снижению рисков кредитования
путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.

 

                  4. Система программных мероприятий

 

     Решение задачи  технической  модернизации   жилищно-коммунального
комплекса  невозможно без коренного оздоровления финансовой ситуации в
этой  сфере,  создания  реальной  системы  экономической  мотивации  к
сокращению  затрат  ресурсов  и  повышению  эффективности деятельности
предприятий комплекса,  привлечения частных инвестиций в реконструкцию
объектов жилищно-коммунального комплекса.
     В связи  с  этим  программа   включает   не   только   проведение
технических   мероприятий  по  восстановлению  основных  фондов  и  по
реализации  новых  инженернотехнических   решений,   но   и   создание
организационно-управленческих и финансовых механизмов,  обеспечивающих
стабильную и эффективную работу жилищнокоммунальных предприятий.
     Исходя из     анализа     существующего     положения    дел    в
жилищно-коммунальном комплексе программные мероприятия подразделяются:
     - обеспечение   финансовой   стабилизации   жилищно-коммунального
комплекса;
     - формирование      рыночных      механизмов     функционирования
жилищнокоммунального комплекса  и  условий  для  снижения  издержек  и
повышения качества жилищно-коммунальных услуг;
     - государственная  поддержка  модернизации  жилищно-коммунального
комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу.
       приобретение  спецтехники  и   оборудования   для   предприятий

жилищно-коммунального  хозяйства  области.  (Дополнен  - Постановление

Областной Думы Брянской области от 25.11.2004 № 3-1522)

     Исходя из  срока  ожидаемого  эффекта   программные   мероприятия
подразделяются на:
     - первоочередные,  эффект от которых может  быть  получен  уже  в
2003-2004 гг.;
     - среднесрочные,  эффект  от  которых  может   быть   получен   в
2005-2006гг.;
     - стратегические, эффект от которых ожидается в 2007-2010 гг.

 

                  5. Ресурсное обеспечение программы

 

     Ресурсное обеспечение  программы  определяется  из   условий   ее
реализации в течение 2003 -2010 годов.
     Сложившиеся сегодня    в    регионе    технологические    системы
теплоснабжения,  а  также  водоснабжения  и канализации,  составляющие
основу  жилищнокоммунального  комплекса,  при  условии  их  сохранения
требуют следующих объемов работ и средств на их проведение.
     Модернизация сетевого  хозяйства.  По  результатам   обследования
выявлена  необходимость  срочной  замены  и  восстановления инженерных
сетей:
     -   тепловых - 480 км, или 384 млн.руб.;
     -   водопровода -1100 км, или 50 млн.руб.;
     -   канализации - 350 км, или 205 млн.руб.
     Общая потребность в затратах на модернизацию сетевого хозяйства и
генерирующих  мощностей теплоснабжения,  электроснабжения,  а также на
модернизацию  систем  водоснабжения  и  канализации  составит   3754,5
млн.руб.
     Наиболее приоритетными направлениями работ,  требующими  срочного
проведения, являются:
     - завершение  ремонтно-восстановительных   работ   на   аварийных
объектах теплоснабжения;
     - замена котлов в модернизируемых котельных на более  эффективные
с КПД не менее 91-92 процента;
     - перевод крупных котельных  в  режим  комбинированной  выработки
тепла и электроэнергии;
     - использование   современных    изолирующих    материалов    при
транспортировке тепла;
     -  использование индивидуальных и автономных котельных;
     - использование частотно регулируемых приводов насосных агрегатов
в системах тепло - и водоснабжения.
     Наряду с  указанными  инженерными  мероприятиями  на существующих
объектах коммунальной инфраструктуры  требуется  проведение  работ  по
модернизации жилищного фонда:
     - ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
     - установка  домовых  приборов  учета  потребления ресурсов воды,
газа, тепловой энергии, электричества;
     - ремонт  и  оптимизация  внутренних  систем отопления и горячего
водоснабжения;
     - улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
     - повышение эффективности работы лифтового оборудования;
     - использование  энергоэффективных  приборов  освещения  в местах
общего  пользования,  а   также   энергоэффективного   сантехнического
оборудования.
     Модернизация жилищного фонда приведет к  снижению  потребности  в
тепловой   энергии,   тем   самым  отпадет  потребность  в  ремонте  и
модернизации  некоторого  количества  котельных  и   тепловых   сетей.
Аналогичная   ситуация   будет   складываться   в   случае   внедрения
альтернативных локальных источников  тепловой  энергии,  что  позволит
сократить  потребность в тепловой энергии от централизованных тепловых
источников  и  снимет  вопрос  о  необходимости   модернизации   части
котельных и тепловых сетей.
     Тем самым  общая   потребность   в   затратах   на   модернизацию
жилищнокоммунального  комплекса,  рассчитанная  с  учетом модернизации
существующего  сетевого  хозяйства,  а  также  существующих  мощностей
тепло-   и   водоснабжения,   может   быть  частично  удовлетворена  и
компенсирована затратами на  модернизацию  жилищного  фонда,  а  также
внедрением  альтернативных  локальных  энергоисточников.  В результате
общая потребность в затратах может оказаться ниже расчетной.  Снижение
потребности  в  бюджетном  финансировании  программы  по  сравнению  с
исходными  расчетами  вследствие  прогрессивного  изменения  структуры
жилищнокоммунального  комплекса  может быть учтена в рамках бюджетного
процесса при формировании бюджетов на  соответствующий  год  в  период
реализации программы.
     Потребности в   финансировании   программы   за   счет    средств
федерального и регионального бюджетов,  средств предприятий в разбивке
по годам за период  2003-  2010  годов  приведены  в  приложении  1  -
сводная.
     Конкретные объемы   средств    и    направления    финансирования
инвестиционных  проектов  будут  устанавливаться  в рамках утверждения
бюджетов на соответствующий год.

 

                  6. Механизмы реализации программы

 

     Реализация программы     предусматривает     участие      органов
государственной  власти  Российской Федерации,  администрации области,
областной Думы и органов местного самоуправления.
     На федеральном уровне осуществляется:
     - формирование     законодательной,     нормативно-правовой     и
методической  базы для реформирования жилищно-коммунального комплекса,
проведения работ по  модернизации  жилищно-коммунального  комплекса  и
привлечению частных инвестиций;
     - предоставление средств федерального бюджета  на  финансирование
межрегиональных   и   особо   важных   проектов   по   модернизации  и
технологическим преобразованиям  в  жилищно-коммунальном  комплексе  и
тесно  связанных с ним ресурсообеспечивающих энергетических комплексах
на безвозвратной и возвратной основе;
     - предоставление  гарантий по привлечению заемного финансирования
от международных финансовых организаций, а также поддержка привлечения
частных заемных средств в различных формах;
     - создание  и  поддержка  эффективных  механизмов   использования
средств федерального бюджета для достижения цели программы;
     - содействие    реализации    демонстрационных     проектов     в
жилищно-коммунальном комплексе в рамках программы;
     - организация и проведение информационной работы среди населения;
     - обеспечение  мониторинга  реализации  программы с целью анализа
ситуации, обобщения положительного и отрицательного опыта.
     На региональном уровне осуществляется:
     - развитие законодательной и нормативной базы  по  реформированию
жилищнокоммунального  комплекса,  связанных с реализацией федерального
законодательства,  в  рамках  установленных  Конституцией   Российской
Федерации полномочий;
     - обеспечение предусмотренных Программой преобразований в  рамках
формируемой  на  федеральном уровне нормативно-правовой среды с учетом
местных особенностей и передового опыта;
     - предоставление  средств  регионального  бюджета на модернизацию
жилищнокоммунального комплекса на безвозвратной и  возвратной  основе,
предоставление  гарантий  и  иных  форм поддержки привлечения заемного
финансирования.
     Для достижения намеченных целей необходимы согласованные действия
всех уровней власти на основе  общих  принципов,  целей  и  конкретных
условий их реализации, а также передового опыта.
     Программа направлена на консолидацию бюджетных средств,  а  также
собственных  средств  государственных  предприятий  для решения задачи
модернизации жилищно-коммунального комплекса,  а  также  на  повышение
инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса.
     Для реализации  программы   будут   использоваться   привлекаемые
Российской   Федерацией  кредитные  ресурсы  международных  финансовых
организаций,  которые  предполагается  направить   как   на   оказание
технической   помощи   регионам   и   муниципалитетам   в   проведении
преобразований,  способствующих   развитию   рыночных   механизмов   в
жилищно-коммунальном  хозяйстве,  так  и  на  кредитование  конкретных
проектов по модернизации жилищно-коммунального комплекса.

 

           7. Организация управления программой и контроль
                        за ходом ее реализации

 

     Государственным заказчиком    является   администрация   Брянской
области.  Общий контроль за реализацией программы осуществляет комитет
по ЖКХ, энергетике и связи администрации области.
     Основными функциями государственного заказчика являются:
     организация взаимодействия  с органами местного самоуправления по
вопросам реализации программы;
     общее текущее  управление ходом реализации и оперативный контроль
выполнения программы.
     Ход выполнения    программы    анализируется   и   корректируется
государственным   заказчиком   программы.   О   выполнении   указанных
мероприятий  государственному  заказчику  и  Брянской  областной  Думе
ежеквартально  представляется   подготовленная   комитетом   по   ЖКХ,
энергетике  и  связи  администрации  области  соответствующая  сводная
информация. Обобщив и проанализировав отчеты, государственный заказчик
информирует  Госстрой России по итогам года с внесением предложений по
совершенствованию реализации программы.
     Будет организован контроль за использованием выделяемых бюджетных
средств, а также за проведением предусмотренных преобразований в сфере
жилищно-коммунального хозяйства.
     Планирование необходимых  расходов  бюджета   осуществляется   во
взаимодействии с государственным заказчиком программы.
     Успех реализации программы во  многом  зависит  от  поддержки  ее
мероприятий     населением     -     основным    потребителем    услуг
жилищно-коммунального комплекса.  Эта поддержка в значительной степени
будет     зависеть     от     полноты     и     качества    проводимой
информационно-разъяснительной   работы.   Информационноразъяснительная
работа   организуется  государственным  заказчиком  через  печатные  и
электронные средства массовой информации,  а  также  путем  проведения
выставок, конференций, семинаров.

 

           8. Оценка эффективности от реализации программы

 

     Экономия бюджетных   средств   складывается   из   разницы  между
уменьшением  средств  на  дотации  предприятиям  жилищно-коммунального
комплекса и на компенсацию льгот, предоставленных отдельным категориям
граждан,  с одной стороны, и увеличением расходов на жилищные субсидии
гражданам,  а также на обеспечение потребностей в коммунальных услугах
организаций бюджетной сферы, с другой стороны.
     Оценку реализации  программы предлагается производить в регионе с
представлением информации о результатах государственному  заказчику  и
Брянской областной Думе до 1 марта года, следующего за отчетным.
     Индикаторами реализации основных мероприятий программы по способу
их  выражения  являются  не  только  количественные  показатели,  но и
качественные характеристики и описания проводимых мероприятий.
     Реализация программы   потребует  системного  подхода  к  решению
задач,  вытекающих из поставленной цели,  поэтапного их  выполнения  с
учетом определенныx приоритетов в соответствующем периоде реализации.
     Успешная реализация программы позволит:
     улучшить качество        жилищно-коммунального       обслуживания
потребителей,  обеспечить  надежность  работы   инженерно-коммунальных
систем   жизнеобеспечения,   комфортность   и   безопасность   условий
проживания граждан;
     повысить эффективность работы жилищно-коммунальных предприятий;
     ликвидировать критический уровень износа основных  фондов  ЖКХ  и
довести уровень износа до нормативного;
     сократить нерациональное использование ресурсов  на  предприятиях
жилищнокоммунального хозяйства не менее чем на 20 процентов;
     повысить хозяйственную   самостоятельность   предприятий   и   их
ответственность за качество обслуживания потребителей;
     создать экономический    механизм,    стимулирующий     экономное
использование   ресурсов   предприятиями   и   сокращение  избыточного
потребления коммунальных услуг при гарантированной бесперебойности  их
предоставления,  сокращение  потребностей  в  инвестициях  на развитие
мощностей.

 

                                                          Приложение 1
 Сводная                                 к областной целевой программе
                               "Реформирование и модернизация жилищно-
                                               коммунального комплекса
                                   Брянской области на 2003-2010 годы"

 

       Финансирование затрат на модернизацию объектов жилищно-
               коммунального комплекса Брянской области
              и источники финансирования (млн.руб.) (*)
------------------T--------T-----------------------------------------------------------------¬
¦                 ¦        ¦В том числе                                                      ¦
¦                 ¦        +------T--------T-------T-------T-------T--------T--------T-------+
¦Источники        ¦Всего   ¦2003г ¦2004г.  ¦2005г. ¦2006г. ¦2007г. ¦2008г.  ¦2009г.  ¦2010г. ¦
¦финансирования   ¦        ¦      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦       ¦
L-----------------+--------+------+--------+-------+-------+-------+--------+--------+--------
 Размер средств -  3754,521 17     360,685  345,38  692,931 607,160 611,947  579,394  540,024
 всего, в т.ч.
 Средства          111,87   0      10,817           31,006  18,149  18,333   17,374   16,191
 федерального
 бюджета
 Средства          1498,28  0      114,429  18,200  317,425 270,832 271,506  258,575  247,313
 областного
 бюджета
 Собственные       2144,371 17     235,44   327,18  344,499 318,179 322,108  303,445  276,52
 средства
 предприятий
----------------------------------------------------------------------------------------------
 (*) Объем финансовых ресурсов указан в ценах 2002 года

 

                                                  Приложение 1-техника
                                         к областной целевой программе
                                        "Реформирование и модернизация
                                       жилищно-коммунального комплекса
                                   Брянской области на 2003-2010 годы"
(Дополнено    -   Постановление   Областной   Думы   Брянской   области

от 25.11.2004 № 3-1522)

 

   Финансирование затрат на приобретение спецтехники и оборудования
   для предприятий жилищно-коммунального хозяйства Брянской области
                         (млн.рублей) (*)(**)
-------------------------T-------T------------------------------------------¬
¦Источник финансирования ¦Всего  ¦В том числе                               ¦
¦                        ¦       +------T------T------T------T-------T------+

¦                        ¦       ¦2005г.¦2006г.¦2007г.¦2008г.¦2009г. ¦2010г.¦
L------------------------+-------+------+------+------+------+-------+-------
 Размер средств, в том    372     37     47     57     67     77
 числе:
 средства областного      177     17     22     27     32     37      42
 бюджета
 собственные средства     195     20     25     30     35     40      45
 предприятий
----------------------------------------------------------------------------

 

     (*)Объем финансовых ресурсов указан в ценах 2002 года.
     (**) Конкретные   объемы   средств   и   перечень   приобретаемых
спецтехники  и оборудования будут устанавливаться в рамках утверждения
областного бюджета на соответствующий год.

 

 

 

 

 

 СВОДНАЯ                                                Приложение 1-Т
 Теплоснабжение                          к областной целевой программе
                               "Реформирование и модернизация жилищно-
                                               коммунального комплекса
                                   Брянской области на 2003-2010 годы"

 

            Финансирование затрат на модернизацию объектов
           жилищно-коммунального комплекса Брянской области
              и источники финансирования (млн.руб.) (*)
-------------------T--------T------T--------T-------T-------T-------T--------T--------T--------¬
¦Источники         ¦Всего   ¦2003г ¦2004г.  ¦2005г. ¦2006г. ¦2007г. ¦2008г.  ¦2009г.  ¦2010г.  ¦
¦финансирования    ¦        ¦      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦        ¦
L------------------+--------+------+--------+-------+-------+-------+--------+--------+---------
 Размер средств -   2638,55  17     188,991  345,07  390,94  427,359 430,629  430,351  408,21
 всего, в т.ч.
 Средства           78,374          5,636    10,275  11,613  12,755  12,893   12,909   12,293
 федерального
 бюджета
 Средства           1063,603        46,641   92,101  125,338 200,704 201,042  201,139  196,638
 областного
 бюджета
 Собственные        1496,573 17     136,714  242,694 253,989 213,9   216,694  216,303  199,279
 средства
 предприятий
-------------------------------------------------------------------------------------------------
 (*) Объем финансовых ресурсов указан в ценах 2002 года

 

 Теплоснабжение                                       Приложение 1-1 Т
                                         к областной целевой программе
                               "Реформирование и модернизация жилищно-
                                               коммунального комплекса
                                   Брянской области на 2003-2010 годы"

 

       Финансирование затрат на модернизацию объектов областной
                            собственности
           жилищно-коммунального комплекса Брянской области
              и источники финансирования (млн.руб.) (*)
-------------------T--------T----------------------------------------------------------------¬
¦                  ¦        ¦В том числе                                                     ¦
¦                  ¦        +------T--------T-------T-------T-------T--------T--------T------+
¦Источники         ¦Всего   ¦2003г ¦2004г.  ¦2005г. ¦2006г. ¦2007г. ¦2008г.  ¦2009г.  ¦2010г.¦
¦финансирования    ¦        ¦      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦        ¦        ¦      ¦
L------------------+--------+------+--------+-------+-------+-------+--------+--------+-------
 Размер средств -   2582,5   17     184,5    339,2   383,8   418,8   420,8    420      398,4
 всего, в т.ч.
 Средства           76,7            5,5      10,1    11,4    12,5    12,6     12,6     12
 федерального
 бюджета
 Средства           1053,1          45,8     91      124     199,1   199,2    199,2    194,8
 областного
 бюджета
 Собственные        1452,7   17     133,2    238,1   248,4   207,2   209      208,2    191,6


Информация по документу
Читайте также