Расширенный поиск

Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2015 № 462

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

 

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 30 декабря 2015 г. N 462

г. Кемерово

 

Об утверждении региональной программы «Развитие торговли в Кемеровской области» на 2016-2020 годы

 

 

(В редакции Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.01.2018 № 7)

 

В целях определения основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Кемеровской области, в соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 № 2733, законами Кемеровской области от 28.01.2010 № 12-ОЗ «О государственном регулировании торговой деятельности», от 14.12.2010 № 136-ОЗ «О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли» Коллегия Администрации Кемеровской области

 

постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемую региональную программу «Развитие торговли в Кемеровской области» на 2016 – 2020 годы.

2. Исполнительным органам государственной власти Кемеровской области, ответственным за исполнение мероприятий, предусмотренных региональной программой «Развитие торговли в Кемеровской области» на 2016 - 2020 годы,  представлять ежеквартально до 10-го  числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом, информацию о выполнении мероприятий в департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области.

3. Департаменту по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области (В.В. Трихина) ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представлять информацию о выполнении программных мероприятий первому заместителю Губернатора Кемеровской области В.Н. Чернову. (В редакции Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.01.2018 № 7)

4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти принять участие в реализации региональной программы «Развитие торговли в Кемеровской области» на 2016 -2020 годы.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления:

разработать и утвердить муниципальные программы развития торговли;

представлять ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом, информацию о выполнении мероприятий программы в департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области.

6. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области».

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.Н. Чернова. (В редакции Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.01.2018 № 7)

 

 

 

Губернатор

Кемеровской области          А.М. Тулеев

 

 

 

 

 

Утверждена

постановлением Коллегии

от 30 декабря 2015 г. № 462

 

 

Региональная программа

«Развитие торговли в Кемеровской  области»

на 2016 - 2020 годы

 

Паспорт региональной программы

«Развитие торговли в Кемеровской области»

на 2016 – 2020 годы

 

(В редакции Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.01.2018 № 7)

 

Наименование программы

Региональная программа «Развитие торговли в Кемеровской  области» на 2016 - 2020 годы

(далее – Программа)

Дата принятия и наименование решения о разработке Программы

Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 30.11.2015 № 68-рг «О разработке региональной программы «Развитие торговли в Кемеровской области» на 2016 - 2020 годы»

Государственный заказчик Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы

Первый заместитель Губернатора Кемеровской области В.Н.Чернов (В редакции Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.01.2018 № 7)

Основные разработчики Программы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области

Цели Программы

Содействие развитию торговли в Кемеровской области, определение основных направлений развития торговли в Кемеровской области

Основные

задачи Программы

Совершенствование правового регулирования в сфере торговли; развитие многоформатной торговой инфраструктуры, развитие современного оптового продовольственного звена,

повышение ценовой и территориальной доступности товаров, качества и культуры торгового сервиса

для населения Кемеровской области, обеспечение качества и безопасности товаров; развитие конкуренции в сфере торговой деятельности

Срок         

реализации

Программы

2016 – 2020 годы

Основные мероприятия Программы

Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли;

формирование многоформатной инфраструктуры розничной торговли и повышение доступности торговых объектов для населения Кемеровской области;

развитие сельской торговли;

развитие современного оптового продовольственного звена;

повышение качества и обеспечение безопасности товаров;

развитие конкуренции в сфере торговли;

кадровое обеспечение в сфере торговли;

информационное обеспечение торговли

Основные

исполнители Программы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области;

департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области;

департамент транспорта и связи Кемеровской области;

департамент инвестиций и стратегического развития Кемеровской области;

региональная энергетическая комиссия  Кемеровской области;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  по Кемеровской области (по согласованию);

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет внебюджетных источников;

общий объем средств, необходимых для реализации Программы, составляет 3421 млн. рублей,

в том числе по годам:

в 2016 году - 2876,4 млн. рублей;

в 2017 году - 349,6 млн. рублей;

в 2018 году - 195 млн. рублей

Ожидаемые  конечные результаты    

реализации

Программы

Повышение ценовой и территориальной доступности товаров для населения Кемеровской области;

формирование торговой инфраструктуры с учетом  многообразия видов и типов торговых объектов, форм и  способов  торговли, потребностей населения;

рост физических объемов розничного товарооборота  в сопоставимых ценах;

рост оборота розничной торговли в расчете на душу населения до 196,0  тыс. рублей к 2020 году;

рост обеспеченности населения Кемеровской области площадью торговых объектов до                        900 кв. метров на 1000 человек в 2020 году;

создание ежегодно около 5000 новых рабочих мест на предприятиях торговли;

привлечение более 45 млрд. рублей  инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию предприятий оптовой и розничной торговли за 2016-2020 годы

Организация контроля за выполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Кемеровской области, государственный заказчик Программы

 

            

 

1. Анализ ситуации в торговой отрасли на территории

Кемеровской области, содержание проблемы и обоснование

необходимости ее решения программными методами

 

Торговля - один из социально значимых видов экономической деятельности Кемеровской области, удовлетворяющий потребности отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечивающий доступность товаров для населения, формирующий конкурентную среду и поддержку местных производителей товаров. Торговля характеризует уровень благосостояния населения и обеспечивает социально-экономическое развитие региона.

Торговля является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги,  приходится около 70 процентов всех денежных расходов населения Кемеровской области.

В отраслевой структуре валового регионального продукта Кемеровской области оптовая и розничная торговля занимает 3-е место после добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, ее доля составляет 10,1 процента.

На предприятиях и в организациях оптовой и розничной торговли  работает 16,9 процента от численности занятого населения, или 215,6 тыс. человек.

По объему оборота розничной торговли Кемеровская область находится на 3-м месте среди регионов Сибирского федерального округа   и на 19-м месте в Российской Федерации. В 2014 году розничный товарооборот составил 335,1 млрд. рублей.

С начала 2014 года в Кемеровской области наблюдается снижение розничного товарооборота по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, которое продолжается и в 2015 году. Сокращение доходов населения в 2015 году в совокупности со сжатием потребительского кредитования, отказом населения от приобретения дорогих товаров оказало негативное влияние на потребительский спрос. Расходы на конечное потребление домохозяйств в начале 2015 года резко сократились. В феврале 2015 года розничный товарооборот по сравнению с соответствующим периодом 2014 года составил максимально низкое значение за последние пять лет – 81,4 процента.

В третьем квартале 2015 года наметилась тенденция к восстановлению покупательской активности. К концу года ожидается увеличение розничного товарооборота (в товарной массе розничный товарооборот составит 90 процентов к соответствующему периоду 2014 года). Положительные темпы роста розничного товарооборота в области прогнозируются в конце 2016 года – начале 2017 года.

Падение покупательского спроса отразилось и на структуре оборота розничной торговли. В 2015 году была отмечена тенденция экономии населения на приобретении товаров длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 53,5 процента, а доля непродовольственных товаров снизилась до 46,5 процента.

Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса кузбассовцев принадлежит предприятиям организованной торговли. Они обеспечивают 97,7 процента оборота розничной торговли, на долю розничных рынков и ярмарок приходится 2,3 процента.

При этом современная торговля в последние 5-7 лет претерпела серьезные структурные изменения: произошло стихийно сокращение  организованных рынков, укрупнение розничных сетей, обострение конкуренции между крупными розничными сетями.

Состояние  потребительского рынка  характеризуется жесткой структуризацией и вводом в действие новых форматов и подформатов организаций торговли, таких как гипермаркеты, супермаркеты, торговые центры, торговые комплексы, моллы, магазины-склады, дискаунтеры, магазины «у дома», интернет-магазины.

Современные тенденции развития розничной торговли опираются,  прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Количество торговых объектов по состоянию на 01.01.2015 по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросло на 2,1 процента и составило 16 158 единиц, в том числе 12855 магазинов и торговых центров, 3303 киоска и павильона.

Одним из наиболее успешных и быстрорастущих сегментов рынка в последние годы стали торговые сети.

Интенсивное развитие сетевых структур в Кемеровской области связано с тем, что в условиях высокой конкуренции на потребительском рынке они имеют определенные преимущества. Розничные торговые сети обеспечивают возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары, предлагают широкий ассортимент товаров, обеспечивают высокий уровень обслуживания,  внедряют новейшие торговые технологии, применяют современные методы работы с клиентами.

Наибольшее развитие в Кемеровской области получили розничные продуктовые сети, среди них есть как областные - «Система Чибис», «РегионМарт» (магазины сети «Чибис», «Поляна»), «Пенсионер», «Золотой Флорин» (магазины сети «Корочка»), «Центрпродсервис» (магазины сети «Ближний), «СДС-Маркет» (магазины сети «Соседи»), «Торговый дом Колибри» (магазины сети «Бегемот»), так и пришедшие на наш рынок из других регионов, например, компания «Мария-Ра» (Барнаул), «Магнит» (Краснодар), «Светофор» (Красноярск), «Монетка» (Екатеринбург), «Ярче» (Томск).

Иностранные торговые сети представлены ООО «Лента» (гипермаркеты «Лента» в городах Кемерово, Новокузнецке, Юрге, Новокузнецком районе), ООО «Метро Кэш энд Керри» (торговые центры «Метро» в городах Новокузнецке и Кемерово).

Сегодня розничные сети регионального уровня присутствуют  практически во всех средних и малых городах Кемеровской области.

Следует отметить также, что практически в каждой территории на потребительском рынке присутствуют розничные сети местного уровня – то есть имеются два или более торговых объекта, которые находятся под одним управлением или используются под единым коммерческим обозначением. Например, в городе Юрге -  ООО «Снегири», в городе Ленинске-Кузнецком - ООО «Оникс», в городе Прокопьевске - ООО «Радость».

За последние годы доля сетевой торговли в структуре оборота значительно выросла. Если по итогам 2010 года розничные торговые сети формировали 19,7 процента общего объема оборота розничной торговли, то в 2015 году – 32,7 процента.

В структуре оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в анализируемом периоде отмечается устойчивая тенденция к росту доли крупных и средних коммерческих организаций (с 34 процентов в 2010 году до 47,6 процента в 2015 году) и малых предприятий (с 20,1 процента до 20,5 процента), сокращению доли рынков и ярмарок (с 5,5 процента до 2,3 процента) и индивидуальных предпринимателей вне рынка (с 36,2 процента до 22,8 процента).  

В территориальном разрезе два самых крупных города Кемерово (в 2015 году – 31 процент) и Новокузнецк (28 процентов) формируют 59 процентов оборота розничной торговли. При этом на муниципальные районы приходится всего 9,7 процента товарооборота.

В последние годы отмечается инвестиционная активность в отрасли торговли.  Объем инвестиций в основной капитал за 2014 год составил 12227 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2013 годом  на 44,3  процента.

За счет нового строительства и реконструкции в 2014 году было введено 123,6 тыс. кв. метров, из наиболее крупных торговых объектов -  торгово-развлекательный центр «Планета» в городе Новокузнецке с торговой площадью 72,9 тыс. кв. метров и торговый центр «Победа» в городе Прокопьевск с торговой площадью 19,2  тыс. кв. метров.

В 2015 году такие тенденции не прослеживаются, за 9 месяцев  2015 года сумма инвестиций по отрасли составила всего 4967 млн. рублей, или 48,6 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В 2015 году введено всего 57,5 тыс. кв. метров торговых площадей. 

Это связано как с удорожанием компонентов инвестиционного спроса в связи с изменением курсовых отношений, так и с высокой степенью неопределенности, высокими ставками кредитов для конечных заемщиков. 

Несмотря на снижение темпов строительства и ввода в действие крупных объектов торговли, обеспеченность населения предприятиями отрасли в настоящее время составляет в среднем по Кемеровской области 808 кв. метров на 1 тыс. человек, или 149 процентов к нормативу минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов  (в 2010 году - 540 кв. метра, или 99,6 процента от норматива).

Оборот оптовой торговли Кемеровской области в 2014 году составил 616,6 млрд. рублей, что на 2 процента больше аналогичного периода прошлого года. В 2015 году в оптовой торговле также наметились тенденции снижения товарооборота, за январь-октябрь 2015 года оборот оптовой торговли области составил 537,1 млрд. рублей, что на 0,4 процента меньше аналогичного периода прошлого года.

По обороту оптовой торговли Кемеровская область занимает 2-е место в Сибирском федеральном округе после Новосибирской области.   

В 2014 году на долю субъектов малого предпринимательства приходилось 19,4 процента оборота оптовой торговли, организаций оптовой торговли, не являющихся субъектами малого предпринимательства, - 53,2 процента,  организаций других видов экономической деятельности - 27,4 процента.

В настоящее время в Кемеровской области функционирует более   13 тыс. хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров  (за исключением производителей товаров). Только около 15 процентов предприятий имеют ассортимент в пределах 1000 наименований, у большей части предприятий узкий ассортимент до 200 наименований или специализированный. Общая складская площадь оптовых предприятий – более 500 тыс. кв. метров.

Развитие сети оптовых предприятий, в том числе логистических центров, продолжается. В 2014 году на базе потребительской кооперации Кемеровской области создан логический центр в пгт Итатский Тяжинского района. Данный центр обеспечивает сбор сельскохозяйственной продукции, в том числе овощей и картофеля, у местных производителей и ее реализацию в торговые предприятия.

В Кемеровской области идет строительство распределительного (логистического) центра компании «Магнит» на земельном участке общей площадью около 163 тыс. квадратных метров в селе Ягуново Кемеровского района.

На территории Кемеровской области наблюдается процесс сокращения числа розничных рынков в связи с переводом их в   капитальные здания, введением запрета на реализацию алкогольной продукции, высокой конкуренцией с торговыми сетями и развитием ярмарочной торговли.

В 2015 году в Кемеровской области действует 28 розничных рынков (23 универсальных и 5 специализированных, из них 3 вещевых рынка, 1 продовольственный и 1 автомобильный рынок). В 2012 году количество рынков составляло 56 единиц, в 2013 году - 32 единицы, в 2014 году - 29 единиц.

Основными хозяйствующими субъектами на рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели (75,7 процента).

В настоящее время в Кемеровской области продолжает развиваться  мелкорозничная торговля, несмотря на установленные законодателем ограничения. На всех территориях Кемеровской области утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Ежеквартальный анализ развития малых форматов торговли  Кемеровской области показывает, что количество нестационарных объектов увеличивается. Рост нестационарной торговли в третьем квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 45 процентов.  

В настоящее время на территории Кемеровской области расположены 3303 объекта нестационарной торговли (киоски, павильоны, лотки), 258 - мобильных торговых объектов. 

В основном в павильонах и киосках осуществляется реализация  продовольственных товаров (1848 объектов), продукции общественного питания (326 объектов) и печатной продукции (412 объектов).

Кемеровская область является одним из наиболее высокоурбанизированных регионов Сибирского федерального округа, удельный вес городского населения в общей численности населения – 85,4 процента.

Количество сельских населенных пунктов – 1065. К труднодоступным и отдаленным населенным пунктам относятся всего 7,7 процента сельских населенных пунктов и один поселок городского типа.

В большинстве сельских населенных пунктов торговое обслуживание населения осуществляется через сеть магазинов системы потребительской кооперации, а также индивидуальными предпринимателями. Всего в сельских населенных пунктах функционирует около 1500 стационарных торговых объектов и 250 нестационарных торговых объектов.

Практически все сельские населенные пункты, в которых отсутствуют объекты торговли, имеют низкую численность населения (10-20 человек и менее), либо в них проживают только в летнее время  дачники.

При этом даже в этих населенных пунктах население обеспечено услугами торговли посредством выездной торговли (автолавки, торговля  по заявкам покупателей), торговли на дому, доставки жителей в крупные населенные пункты и т.д.

В Кемеровской области продолжается реализация социальной политики в сфере торговли, которая выражается в первую очередь в создании сети губернских торговых предприятий.

В Кемеровской области действует 29 губернских предприятий в 20 муниципальных образованиях (23 губернских магазина, 4 центра фермерской торговли и 2 розничных рынка).

В городах и районах Кемеровской области регулярно проводятся продовольственные ярмарки с реализацией товаров по ценам на 10-15 процентов ниже сложившихся.

За январь - октябрь 2015 года проведено 53 областные продовольственные ярмарки с привлечением сельхозтоваропроизводителей, фермеров, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли, потребительской кооперации.

Во всех городах и районах Кемеровской области регулярно проводятся местные ярмарки. С начала года в Кемеровской области проведено 818 ярмарок (включая тематические ярмарки, школьные базары и др.).

Кроме того, местные сельхозтоваропроизводители имеют также возможность реализовывать свою продукцию без посредников  напрямую населению на постоянно действующих ярмарках (торговых площадках), всего на территории Кемеровской области выделено 216 таких торговых площадок.

В целях оказания поддержки социально незащищенным слоям населения департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области совместно с органами местного самоуправления и предприятиями потребительского рынка  продолжается работа по реализации проекта «Губернская потребительская карта».

Губернская потребительская карта выдается пенсионерам, участникам Великой Отечественной Войны, труженикам тыла, инвалидам, многодетным семьям и дает право на получение скидки в размере до 7 процентов на все группы товаров, исключая табачные изделия и алкогольную продукцию. Накопительная сумма по одной карте - не более 3000 рублей в месяц.    

Скидки предоставляются предприятиями на добровольной основе без возмещения затрат из областного бюджета.

Проект «Губернская потребительская карта» реализуется в 17 муниципальных образованиях Кемеровской области – 11 городских округах и 6 муниципальных районах: Анжеро-Судженском, Беловском, Калтанском, Киселевском, Ленинск-Кузнецком, Междуреченском, Новокузнецком, Осинниковском, Полысаевском, Прокопьевском городских округах, городе Кемерово, Беловском, Кемеровском, Крапивинском, Мариинском, Новокузнецком и Яйском муниципальных  районах.

В настоящее время в сфере торговли в Кемеровской области сформировалась конкурентная среда, способствующая развитию разнообразных форм обслуживания, активному появлению современных типов предприятий.

Экономические показатели отрасли в целом удовлетворительные и свидетельствуют о наличии потенциала для ее дальнейшего развития.

Однако механизмы рыночной экономики зачастую нестабильны и подвержены внешним воздействиям, которые могут выражаться в изменении уровня доходов населения, увеличении или уменьшении спроса на товары и услуги, активизации инфляционных процессов и других экономических показателей. Таким образом, перспектива развития сферы торговли определяется уровнем потребительского спроса, развитием конкурентной среды, финансовым и кадровым потенциалом.

Необходимо создание условий для расширения ассортимента товаров и услуг, снижения ценового диапазона потребительских цен на товары и услуги.

Развитию сферы торговли будут также способствовать развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности, улучшение транспортной доступности, рост денежных доходов населения, формирование потребностей в новых товарах и услугах со стороны предприятий и населения.

К перспективным направлениям развития торговой деятельности      на территории Кемеровской области относятся следующие:

стимулирование и реализация инвестиционных проектов, направленных на строительство новых объектов торговой инфраструктуры;

создание благоприятных условий для развития многоформатной инфраструктуры торговли;

оптимизация размещения торговых объектов на территории Кемеровской области, повышение эффективности их деятельности;

изучение и внедрение передового опыта иных субъектов Российской Федерации по обеспечению населения услугами торговли;

стимулирование деловой активности торговых предприятий и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, путем организации и проведения выставок, ярмарок, иных мероприятий организационного характера.

Принятие Программы обусловлено необходимостью комплексной увязки мероприятий по развитию торговли в Кемеровской области, а также консолидации усилий органов государственной власти Кемеровской области,  органов местного самоуправления и бизнеса.

В ходе реализации Программы целевые показатели могут быть не достигнуты вследствие неблагоприятных внешних и внутренних условий развития экономики (рост инфляции, падение денежных доходов населения, рост безработицы, сокращение инвестиционного спроса).

 

2. Цели и задачи Программы

 

Главной целью Программы является содействие развитию торговли в Кемеровской области.

Программа определяет основные направления развития торговли в Кемеровской области.

Дополнительными (промежуточными) целями Программы являются:

реализация государственной политики в области торговой деятельности в целях создания условий для повышения ценовой и территориальной доступности товаров, качества и культуры торгового сервиса для населения Кемеровской области, обеспечение качества и безопасности товаров;

создание на территории Кемеровской области современной торговой инфраструктуры;

создание благоприятной среды для развития многоформатной  торговой деятельности на территории Кемеровской области;

создание организационно-экономических условий для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, по удовлетворению потребностей населения Кемеровской области в товарах и услугах, а также потребностей отраслей экономики в реализации потребителям производимой продукции;

формирование конкурентной среды на территории Кемеровской области;

повышение качества торгового обслуживания населения Кемеровской области.

Задачами Программы, обеспечивающими достижение поставленных целей, являются:

совершенствование правового регулирования в сфере торговли;

развитие торговой инфраструктуры   и   оптимальное   размещение  торговых объектов;

развитие многоформатной торговой инфраструктуры;

развитие торговли в сельской местности;

определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение ценовой и территориальной доступности товаров, качества и культуры торгового сервиса для населения Кемеровской области, обеспечение качества и безопасности товаров;

развитие конкуренции в сфере торговой деятельности;

привлечение инвестиций в  развитие  торговли на территории области;

обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и сельхозтоваропроизводителей Кемеровской области с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей;

развитие кадрового потенциала торгующих организаций.

 

3. Ресурсное обеспечение Программы

 

Источниками финансирования Программы являются внебюджетные средства. Общий объем финансирования Программы на 2016 - 2020 годы составит 3421 млн. рублей,  в том числе по годам:

в 2016 году –  2876,4 млн. рублей,

в 2017 году – 349,6 млн. рублей,

в 2018 году – 195 млн. рублей,

в 2019 и 2020 году - не определено. 

Перечень наиболее крупных объектов потребительского рынка, планируемых к строительству в 2016-2020 годах, приведен в приложении № 1 к Программе.

 

4. Ожидаемые результаты Программы и целевые индикаторы

 

В результате реализации Программы планируется достигнуть следующих результатов:

1) повышение ценовой и территориальной доступности товаров для населения Кемеровской области;

2) формирование торговой инфраструктуры с учетом  многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения;

3) рост физических объемов розничного товарооборота на

5 процентов в год  (в сопоставимых ценах);

4) рост оборота розничной торговли в расчете на душу населения:

2016 год – 132 тыс. рублей,

2017 год – 139 тыс. рублей,

2018 год – 148 тыс. рублей,

2019 год – 179 тыс. рублей,

2020 год – 196 тыс. рублей;

5) рост обеспеченности населения Кемеровской области площадью торговых  объектов:

2016 год – 820 кв. метров на 1000 человек,

2017 год – 845 кв. метров на 1000 человек,

2018 год – 864 кв. метров на 1000 человек,

2019 год – 886 кв. метров на 1000 человек,  

2020 год – 900 кв. метров на 1000 человек;

6) создание ежегодно около 5000 новых рабочих мест на предприятиях торговли;

7) привлечение более 45 млрд. рублей инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию предприятий оптовой и розничной торговли.

Целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации Программы приведены в приложении № 2 к Программе.

 

5. Порядок организации реализации Программы

и порядок контроля за ее реализацией

 

Для обеспечения мониторинга реализации Программы исполнители Программы:

ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области отчеты о ходе реализации мероприятий Программы;

ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представляют в департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы, ее целей и задач.

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно до 1 апреля года, следующего  за отчетным годом, представляет информацию о выполнении программных мероприятий директору Программы.

Контроль за ее реализацией осуществляют Губернатор Кемеровской области, государственный заказчик Программы.

Директор Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, организует управление реализацией Программы.


6. Программные мероприятия

 

 

п/п

 

 

Наименование мероприятия

 

Сроки реализации

Ответственные

исполнители

Ожидаемый результат реализации

мероприятий

1

2

3

4

5

1. Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли

1.1

Мониторинг и анализ федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в сфере торговли

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области

Реализация федерального законодательства

на территории Кемеровской области,  внедрение положительного опыта иных субъектов Российской Федерации

1.2

Проведение мониторинга реализации Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации»

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

(по согласованию)

 

Выявление основных проблем по реализации

требований законодательства о торговле на региональном и муниципальном уровне, а также барьеров, препятствующих развитию конкуренции в торговле

1.3

Осуществление экспертизы действующих нормативных актов органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления на предмет соответствия антимонопольным требованиям

2016-

2020 годы

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

(по согласованию)

Создание прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона

1.4

Совершенствование законодательства Кемеровской области, направленного на развитие торговли

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области

Приведение законодательства Кемеровской области в соответствие с новым федеральным законодательством, реализация полномочий субъекта Российской Федерации

 

1.5

Формирование и ведение торгового реестра Кемеровской области

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

органы местного самоуправления

(по согласованию)

Создание базы данных о торгующих организациях и организациях, осуществляющих поставки товаров

1.6

Формирование и ведение реестра уведомлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале осуществления торговой деятельности на территории Кемеровской области

2016-

2020 годы

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  по Кемеровской области

(по согласованию)

Повышение прозрачности деятельности торгующих организаций и организаций, осуществляющих поставки товаров

1.7

Проведение ежегодного анализа обеспеченности населения Кемеровской области и входящих в ее состав муниципальных образований площадью торговых объектов

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, органы местного самоуправления

(по согласованию)

Обеспечение выполнения установленных  нормативов обеспеченности населения Кемеровской области площадью торговых объектов

1.8

Проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием розничной торговли в Кемеровской области

2016-

2020 годы

 

 

 

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

органы местного самоуправления

(по согласованию)

Анализ состояния розничной торговли

1.9

Проведение мониторинга доли местных товаропроизводителей в реализации основных продовольственных товаров

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

органы местного самоуправления

(по согласованию)

Планирование объемов выпуска продукции предприятиями Кемеровской области

 

1.10

Проведение мониторинга цен на основные продовольственные товары 

2016-

2020 годы

Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области,

территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области

(по согласованию),

органы местного самоуправления

(по согласованию)

 

 

Обеспечение ценовой доступности основных продовольственных товаров

 

 

 

1.11

 

Содействие созданию профессиональных ассоциаций предприятий торговли в Кемеровской области

 

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

Кузбасская торгово-промышленная палата

(по согласованию)

 

Формирование профессионального сообщества, ориентированного на осуществление деятельности  в рамках действующего законодательства и  обеспечение защиты прав потребителей

1.12

Организация и проведение совещаний, конференций, круглых столов по вопросам развития торговли

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  по Кемеровской области

(по согласованию),

Кузбасская торгово-промышленная палата

 (по согласованию)

Выявление проблем в сфере развития торговли для принятия эффективных управленческих решений

 

 

1.13

Проведение анализа поступающих жалоб и обращений граждан и организаций по вопросам деятельности предприятий торговли

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  по Кемеровской области

(по согласованию)

Принятие мер по защите прав и законных интересов граждан и организаций

 

2. Формирование многоформатной инфраструктуры розничной торговли

и повышение доступности торговых объектов для населения Кемеровской области

2.1

Создание условий для строительства стационарных объектов потребительского рынка

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

органы местного самоуправления

(по согласованию)

 

 

Создание новых рабочих мест, увеличение занятости населения

2.2

Развитие нестационарной торговли  

2016-

2020 годы

Органы местного самоуправления

(по согласованию)

 

Увеличение количества нестационарных торговых объектов, упрощение процедуры размещения нестационарных торговых объектов

 

2.3

Развитие мобильной торговли   

2016-

2020 годы

Органы местного самоуправления

(по согласованию)

 

Повышение доступности для населения продукции местного производства, снабжение продуктами питания жителей отдаленных населенных  пунктов  

2.4

Развитие ярмарочной торговли

2016-

2020 годы

Органы местного самоуправления

(по согласованию)

 

Увеличение количества ярмарочных площадок, повышение экономической (ценовой)  и территориальной доступности торговых услуг для населения

2.5

Содействие развитию дистанционной торговли

2016-

2020 годы

Департамент транспорта

и связи Кемеровской области, органы местного самоуправления

(по согласованию)

 

Расширение использования современных форм обслуживания покупателей посредством повышения доступа населения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и  телевидению,

развитие инструментов качественной и быстрой доставки товаров с охватом всех территорий, включая удаленные населенные пункты

2.6

Содействие доступности объектов торговой инфраструктуры для людей с ограниченными физическими возможностями 

2016-

2020 годы

Органы местного самоуправления

(по согласованию)

 

Повышение доступности торговых объектов для людей с ограниченными физическими возможностями

3. Развитие сельской торговли

3.1

Содействие развитию торговли в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах

2016-

2020 годы

Органы местного самоуправления

(по согласованию)

 

Повышение  территориальной доступности торговых услуг для сельского населения

3.2

Развитие потребительской кооперации

2016-

2020 годы

Кемеровской облпотребсоюз

(по согласованию)

Расширение торговой сети за счет создания торговых объектов  в отдаленных сельских поселениях

4. Содействие развитию оптового продовольственного звена

4.1

Стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство оптовых продовольственных рынков, оптово-логистических, оптово-распределительных терминалов или центров

 

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

департамент инвестиций

и стратегического развития Кемеровской области,

органы местного самоуправления

(по согласованию)

Повышение инвестиционной активности, снижение стоимости основных видов товаров за счет сокращения звенности товародвижения

4.2

Содействие реализации инвестиционного проекта по строительству логистического центра поставок АО «Тандер»

на территории Ягуновского сельского поселения Кемеровского района

 

2016-

2017 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области,

департамент инвестиций

и стратегического развития Кемеровской области,

органы местного самоуправления Кемеровского  муниципального района

(по согласованию)

Создание новых рабочих мест,  повышение доступа населения к качественным товарам

5. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров

5.1

Проведение мероприятий по выявлению  на потребительском рынке контрафактной продукции

2016-

2020 годы

Главное управление МВД России по Кемеровской области (по согласованию),

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  по Кемеровской области

(по согласованию)

Обеспечение  безопасности реализуемой продукции

5.2

Проведение регионального конкурса «Лучшие товары и услуги Кузбасса»

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области,

ФГУ «Кемеровский центр стандартизации, метрологии  и сертификации»

 (по согласованию)

Содействие производству качественной, конкурентоспособной продукции и повышение качества оказываемых услуг

5.3

Проведение регионального конкурса «Бренд Кузбасса»

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области,

Кузбасская торгово-промышленная палата

 (по согласованию)

Содействие производству местными товаропроизводителями  качественной, конкурентоспособной продукции

5.4

Проведение мониторинговых исследований пищевых продуктов, находящихся в обороте на территории Кемеровской области

2016-

2020 годы

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области»

(по согласованию),

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  по Кемеровской области

(по согласованию),

торгующие организации

(по согласованию)

Повышение качества реализуемой продукции; выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению инфекционных заболеваний

6. Развитие конкуренции в сфере торговли

6.1

Проведение анализа экономической концентрации на товарных рынках по всей товаропроводящей цепочке (производитель, поставщик, торговая сеть), оценка степени (силы) влияния отдельных хозяйствующих субъектов на состояние конкуренции на  рынках 

2016-

2020 годы

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

(по согласованию)

Создание прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона

6.2

Подготовка обзоров рынков розничной торговли продовольственными товарами в разрезе муниципальных образований Кемеровской области (на уровне торговых сетей)

2016-

2020 годы

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

(по согласованию)

Создание прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона

6.3

Информирование общественности по вопросам, связанным с осуществлением контроля, включая применение мер административной ответственности при нарушении антимонопольного законодательства, через средства массовой информации, а также через официальный сайт УФАС России по Кемеровской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

2016-

2020 годы

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

(по согласованию)

Создание прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок региона

6.4

Организация и проведение конкурсов, выставок, ярмарок-распродаж потребительских товаров местных производителей с привлечением предприятий-изготовителей и предпринимателей

2016-

2020 годы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области,

департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

органы местного самоуправления

(по согласованию)

Стимулирование производства  конкурентоспособной продукции, оказание поддержки местным товаропроизводителям

6.5

Предоставление субъектам малого предпринимательства не менее                         60 процентов торговых мест при размещении нестационарных торговых объектов

2016-

2020 годы

Органы местного самоуправления

(по согласованию)

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

7. Кадровое обеспечение в сфере торговли

7.1

Подготовка профессиональных кадров для предприятий торговли 

2016-

2020 годы

Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета  имени Г.В. Плеханова

(по согласованию),

НОУСПО Кемеровский кооперативный техникум

(по согласованию)

Формирование профессиональных кадров

 

 

 

 

7.2

Проведение конкурсов профессионального мастерства

2016- 2020 годы

Органы местного самоуправления

(по согласованию) департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области

Распространение положительного профессионального опыта

8. Информационное обеспечение торговли

8.1.

Актуализация информации по вопросам развития торговой деятельности в разделе «Потребительский рынок» на официальном сайте департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

 

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области

Информирование торгующих организаций и населения по вопросам торговой деятельности

8.2

Информирование и обучение населения Кемеровской области основам защиты прав потребителей

2016-

2020 годы

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  по Кемеровской области

(по согласованию),

органы местного самоуправления

(по согласованию)

Повышение правовой грамотности и информированности населения Кемеровской области в вопросах защиты прав потребителей

8.3

Осуществление информационно- просветительской деятельности в области защиты прав потребителей через размещение информации в средствах массовой информации, на радио, телевидении, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  по Кемеровской области

(по согласованию),

органы местного самоуправления

(по согласованию)

Повышение уровня ответственности предприятий и организаций за качество реализуемых товаров, информирование населения

 

 

8.4

Оказание организациям и индивидуальным предпринимателям консультативной и методологической помощи по вопросам развития торговой деятельности

2016-

2020 годы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области,

органы местного самоуправления

(по согласованию)

Повышение качества торговых услуг

 


Информация по документу
Читайте также