Расширенный поиск

Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.04.2016 № 110

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

 

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 7 апреля 2016 г. N 110

г. Кемерово

 

О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 № 460 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Экология и природные ресурсы Кузбасса» на 2014 – 2018 годы»

 

 

 

В соответствии с Законом Кемеровской области от 08.12.2015 № 113-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» (в редакции законов Кемеровской области от 28.12.2015 № 132-ОЗ, 26.02.2016 № 8-ОЗ) Коллегия Администрации Кемеровской области

 

постановляет:

 

1. Внести в государственную программу Кемеровской области «Экология и природные ресурсы Кузбасса» на 2014 – 2018 годы, утверждённую постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 № 460 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.02.2014 № 87, от 23.05.2014 № 202, от 14.07.2014 № 276, от 05.09.2014 № 350, от 02.12.2014 № 491, от 30.12.2014 № 556, от 05.03.2015 № 53, от 14.05.2015 № 133, от 03.06.2015 № 154, от 09.09.2015 № 290, от 30.12.2015 № 454), изменения, изложив её в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу, природным ресурсам и экологии) И.В. Середюка.

 

 

 

Губернатор

Кемеровской области          А.М.Тулеев

 

 

 

 

 

Приложение

к постановлению Коллегии

Администрации Кемеровской области

от 7 апреля 2016 г. № 110

 

 

Государственная программа Кемеровской области

«Экология и природные ресурсы Кузбасса»

на 2014 – 2018 годы

 

 

Паспорт

государственной программы Кемеровской области

«Экология и природные ресурсы Кузбасса»

на 2014 – 2018 годы

 

Наименование государственной программы

Государственная программа Кемеровской области «Экология и природные ресурсы Кузбасса» на 2014 – 2018 годы (далее – Государственная программа)

Директор Государственной программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по агропромышленному комплексу, природным ресурсам и экологии) И.В. Середюк

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы

Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее – ДПР Кемеровской области)

Исполнители Государственной программы

ДПР Кемеровской области;

департамент лесного комплекса Кемеровской области (далее – ДЛК Кемеровской области);

департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области (далее – департамент ООЖМ Кемеровской области)

Наименование подпрограмм Государственной программы

1. «Охрана окружающей среды».

2. «Минерально-сырьевые ресурсы».

3. «Использование водных ресурсов».

4. «Развитие водохозяйственного комплекса».

5. «Охрана и защита лесов».

6. «Воспроизводство лесов».

7. «Обеспечение использования лесов».

8. «Охрана, воспроизводство и использование объектов животного мира».

9. «Обеспечение реализации Государственной программы»

Цели Государственной программы

1. Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем.

2. Устойчивое обеспечение экономики Кемеровской области запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах.

3. Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищённости населения и объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод.

4. Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов.

5. Обеспечение сохранения и воспроизводства водных биологических и охотничьих ресурсов.

6. Обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти и подведомственных учреждений в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов

Задачи Государственной программы

1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики.

2. Сохранение и восстановление биологического разнообразия Кемеровской области.

3. Повышение эффективности мониторинга окружающей среды.

4. Организация и обеспечение выполнения работ и научных исследований по вопросам охраны окружающей среды на территории Кемеровской области.

5. Обеспечение эффективного функционирования системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

6. Повышение геологической изученности территории Кемеровской области, получение геологической информации.

7. Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории Кемеровской области.

8. Удовлетворение потребностей строительной индустрии Кемеровской области в строительных материалах.

9. Обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области.

10. Обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, охраны и восстановления водных объектов, эффективного и рационального использования водных ресурсов, удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов Кемеровской области в водных ресурсах в требуемом количестве и в соответствии с показателями качества воды в водных объектах.

11. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области.

12. Ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов на территории Кемеровской области.

13. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, улучшение их экологического состояния.

14. Повышение эксплуатационной надёжности бесхозяйных и муниципальных гидротехнических сооружений прудов (водохранилищ) (гидроузлов), расположенных в пределах водных объектов федеральной собственности и (или) обеспечивающих безопасность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод (за исключением сооружений транспортного назначения и сооружений, обеспечивающих технологические схемы систем промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения).

15. Обеспечение населённых пунктов, объектов экономики и социальной сферы сооружениями инженерной защиты.

16. Повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров.

17. Повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов.

18. Сохранение земель лесного фонда в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

19. Восстановление погибших и вырубленных лесов.

20. Повышение качества семян, улучшение селекционных и генетических свойств посадочного материала.

21. Повышение эффективности и качества восстановления лесов и продуктивности лесов.

22. Получение актуализированной информации о лесных ресурсах и формирование на её основе данных государственного лесного реестра.

23. Создание условий для рационального и эффективного использования лесов.

24. Обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере лесных отношений.

25. Сохранение и воспроизводство объектов животного мира.

26. Выявление закономерностей многолетней динамики численности мелких млекопитающих и птиц.

27. Организация, регулирование и охрана водных биологических ресурсов.

28. Создание условий для обеспечения эффективного государственного надзора за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира и среды их обитания.

29. Обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

30. Повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов.

31. Обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов

Срок реализации Государственной программы

2014 – 2018 годы

Объёмы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам её реализации

Всего – 1 492 642,7 тыс. руб., в том числе:

2014 год

427 428,6 тыс. руб.;

2015 год

385 779,1 тыс. руб.;

2016 год

402 287,4 тыс. руб.;

2017 год

138 573,8 тыс. руб.;

2018 год

138 573,8 тыс. руб.

Из них:

областной бюджет – 665 196,5 тыс. руб., в том числе:

2014 год–136 047,6 тыс. руб.;

2015 год

123 255,8 тыс. руб.;

2016 год

128 745,5 тыс. руб.;

2017 год

138 573,8 тыс. руб.;

2018 год

138 573,8 тыс. руб.;

иные не запрещённые законодательством источники:

федеральный бюджет – 827 446,2 тыс. руб., в том числе:

2014 год

291 381,0 тыс. руб.;

2015 год

262 523,3 тыс. руб.;

2016 год

273 541,9 тыс. руб.;

2017 год

0,0 тыс. руб.;

2018 год

0,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

1. Эффективное функционирование системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

2. Стимулирование организаций, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий Кемеровской области.

3. Создание условий для разработки и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, размещения отходов.

4. Развитие рынка экологических товаров и услуг.

5. Экологически безопасная и комфортная обстановка в местах проживания населения Кемеровской области, его работы и отдыха, снижение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями, рост продолжительности жизни городского населения.

6. Сохранение и восстановление численности популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира России и Кемеровской области.

7. Обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в информации о состоянии окружающей среды в Кемеровской области, её загрязнении.

8. Получение научных данных, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

9. Улучшение экологических условий для жителей Кемеровской области, проживающих в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, а также на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью.

10. Снижение объёма отходов всех классов опасности, образованных на территории Кемеровской области.

11. Наличие современной геолого-картографической основы территории Кемеровской области для обеспечения нужд хозяйственной деятельности, прогноза развития минерально-сырьевой базы.

12. Наличие геологической информации о недрах, представляемой различным потребителям с использованием современных технологий доступа.

13. Наличие минерально-сырьевой базы, обеспечивающей потребности устойчивого развития добывающих мощностей базовых отраслей промышленности.

14. Научно обоснованная система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов.

15. Государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего поколения с учётом интересов будущих поколений.

16. Обеспечение эффективного и рационального использования водных ресурсов, снижение антропогенной нагрузки на водные объекты на основе исключения нелегитимного использования поверхностных водных объектов и осуществления контроля выполнения установленных условий водопользования, установления и закрепления на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, испытывающих антропогенную нагрузку.

17. Повышение степени защищённости населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод во время паводков, а также объектов экономики и социальной сферы, расположенных на таких территориях.

18. Гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Кемеровской области.

19. Создание и обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, развития сферы услуг в области рекреации.

20. Защищённость населения, объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод в результате приведения гидротехнических сооружений в технически безопасное состояние, обеспечения их сооружениями инженерной защиты.

21. Обеспечение ежегодных плановых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в запланированных объёмах.

22. Создание эффективной системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий.

23. Оперативное выявление и качественная диагностика лесопатологических факторов, объективный прогноз патологической ситуации в лесах; своевременность локализации и ликвидации очагов вредных организмов.

24. Осуществление комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий.

25. Осуществление мероприятий по выделению особо защитных участков лесов и особо охраняемых природных территорий на лесной территории Кемеровской области.

26. Увеличение объёмов производства лесных культур посредством внедрения модели интенсивного воспроизводства лесов, создания постоянной лесосеменной базы и формирования фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, а также обеспечения регулярного ухода за лесными культурами.

27. Обеспечение равновесия между рубками и убылью лесов от пожаров, вредителей и болезней леса и темпами восстановления лесов.

28. Улучшение породного состава лесных насаждений.

29. Увеличение объёмов производства лесных культур посредством внедрения модели интенсивного воспроизводства лесов, создания постоянной лесосеменной базы и формирования фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, а также обеспечения регулярного ухода за лесными культурами.

30. Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий.

31. Обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов.

32. Обеспечение условий для эффективного государственного надзора за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира и среды их обитания.

33. Обеспечение сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов.

34. Улучшение состояния береговой полосы водных объектов.

35. Обеспечение условий для достижения целей Государственной программы в целом и входящих в её состав подпрограмм.

36. Обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере экологии, воспроизводства и использования природных ресурсов.

37. Обеспечение эффективности бюджетных расходов в сфере экологии, воспроизводства и использования природных ресурсов

 

1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем

1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области

Экологическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно напряжённой. К числу основных экологических проблем области по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов.

При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.

Общий объем выбросов в атмосферный воздух в 2012 году составил порядка 1360,4 тыс. т вредных (загрязняющих) веществ, из которых более 30 % приходится на выбросы от передвижных источников.

По сравнению с 2007 годом выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2012 году снизились на 10 %, в том числе снизились средние за год концентрации таких загрязняющих веществ, как оксид азота, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, диоксид азота и оксид углерода.

Вместе с тем в городах Новокузнецке, Кемерово, Прокопьевске степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая.

Объём образования отходов производства и потребления в области ежегодно растёт и в 2012 году составил 2,6 млрд. т, при этом 90 % – это отходы от деятельности угольных предприятий региона, вскрышная порода.

В Кемеровской области лишь 17 из 34 муниципальных образований имеют полигоны для захоронения отходов 4-го и 5-го классов опасности, остальные имеют так называемые санкционированные свалки.

В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения отходов, отсутствием мусороперерабатывающих заводов и небрежным отношением граждан к охране окружающей среды широко распространена практика образования несанкционированных свалок, которые представляют особую угрозу для окружающей среды и здоровья населения.

В Кемеровской области переработке подвергается более 50 % промышленных отходов производства и потребления и около 7 – 10 % твёрдых бытовых отходов.

Отдельной проблемой является низкая эффективность организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов, отсутствие раздельного сбора и в большинстве случаев их сортировки, что приводит к размещению отходов, содержащих токсичные вещества, на полигонах твёрдых бытовых отходов без предварительного обезвреживания.

Для сохранения видового состава и численности объектов животного и растительного мира в Кемеровской области с 2000 года издаётся Красная книга, которая является особым объектом правового регулирования с организационно–правовыми гарантиями, повышающая возможность сохранения и восстановления объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу региона.

Мониторинговые исследования на территории Кемеровской области систематически осуществляет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, представленная государственным бюджетным учреждением «Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

На сегодняшний день плотность существующей государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей среды в Кемеровской области не позволяет организовать и проводить государственный экологический мониторинг в требуемом объёме; количество пунктов основных гидрометеорологических наблюдений, а также объем измерений загрязнения окружающей среды недостаточны. Развитие системы экологического мониторинга окружающей среды в Кемеровской области приобретает особую актуальность в связи с дальнейшим развитием промышленного потенциала в регионе.

Основные проблемы в сфере охраны окружающей среды:

низкая эффективность действующей системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду;

высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, образования отходов производства и потребления;

низкий уровень обезвреживания и использования отходов производства и потребления;

недостаточный уровень развития индустрии экологического назначения, производства экологически эффективного оборудования, оказания экологических услуг;

угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов.

 

1.2. Недропользование

 

На территории Кемеровской области открыты, разведаны и разрабатываются сотни месторождений топливно-энергетического, металлургического и нерудного сырья, но, несмотря на то, что область является одним из ведущих регионов по добыче полезных ископаемых, Кемеровская область испытывает нехватку общераспространённых полезных ископаемых.

Так, например, в настоящее время на территорию области ввозятся строительные пески, необходимые для производства сухих строительных смесей. Строительная индустрия области испытывает дефицит в глинах, пригодных для изготовления кирпича, в песках для приготовления штукатурных и кладочных растворов, а также для использования его в качестве заполнителя в бетон. Частично потребность в этих видах сырья удовлетворяется за счёт фракционирования песчано-гравийных смесей с получением песков-отсевов и щебня различных классов крупности. Однако перспективы развития сырьевой базы песчано-гравийных смесей в области крайне ограничены. Почти все месторождения расположены в зонах санитарной охраны действующих водозаборов питьевого и хозяйственного водоснабжения.

В связи с этим перспективным следует считать путь ликвидации возникшего дефицита строительного сырья за счёт рационального использования ресурсов выявленных ранее, но детально не разведанных участков месторождений общераспространённых полезных ископаемых. Решение этой задачи возможно путём выдачи лицензий на право пользования этими участками недр через проведение аукционов, разведки и постановки полученных запасов полезных ископаемых на государственный учёт на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых и осуществления контроля за выполнением условий лицензионных соглашений.

Основной проблемой в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области является невыполнение пользователями недр лицензионных соглашений в части соблюдения сроков начала проведения и объёмов геолого-разведочных работ, представления на государственную экспертизу отчётов о результатах работ и материалов подсчёта запасов полезных ископаемых, согласования и утверждения проектной документации на разработку месторождений, сроков ввода их в эксплуатацию и выхода на проектные мощности.

Оценочные и разведочные работы на природный строительный камень с целью выявления месторождений и получения запасов камня, пригодного для получения щебня высокой механической прочности, проводились ранее в рамках подпрограммы «Минерально-сырьевые ресурсы» соответствующих целевых программ:

краткосрочной региональной целевой программы «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2007 год, утверждённой Законом Кемеровской области от 12.12.2006 № 186-ОЗ;

долгосрочной целевой программы «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2008 – 2013 годы», утверждённой постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.07.2007 № 192.

Была проведена геологическая оценка пяти месторождений: «Краснополянское-2», «Кайгуровское-2», «Трудненское», «Березовское» и «Глубоковское-2». Разведочные работы были начаты на месторождениях «Кайгуровское-2» и «Березовское». Общая сумма финансирования по проекту – 13 000 000 руб., сумма финансирования за фактически выполненные объёмы работ составила 8 986 000 руб.

Выявлено 3 месторождения – «Кайгуровское-2», «Трудненское» и «Березовское», где возможно получение запасов полезного ископаемого промышленных категорий.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области финансирование мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы строительных материалов в 2010 году было приостановлено.

Выполнена только первая часть поставленной задачи: выявлены  месторождения общераспространённых полезных ископаемых (далее – ОПИ). Отсутствие финансирования является причиной невозможности полного завершения поставленных задач по определению количества запасов строительного камня промышленных категорий.

Следует отметить, что геологическая информация о недрах, полученная на первом этапе работ, уже позволяет выставить обнаруженные объекты недр на аукционные торги, что в существенной мере возместит затраты бюджета Кемеровской области на их поиски.

 

1.3. Водное хозяйство и водные отношения

 

Гидрографическая сеть, имеющаяся на территории Кемеровской области, принадлежит бассейну верхней Оби, представлена густой сетью малых и средних рек, озёрами, водохранилищами, болотами. Всего по территории Кемеровской области протекает 32 109 рек общей протяжённостью 76 479 км.

На территории Кемеровской области имеются водохозяйственные системы промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения, в том числе накопители жидких отходов (гидроотвалы, шламонакопители, флотохвостохранилища, отстойники, гидрозолоотвалы); пруды, обеспечивающие регулирование стока рек и временных водотоков, являющиеся стратегическим запасом водных ресурсов на случай пожаров и засухи.

Наиболее крупными водохранилищами являются Кара-Чумышское (62,46 куб. км), Беловское (59,0 куб. км), Дудетское (41,0 куб. км), Журавлёвское (31,59 куб. км), которые используются для хозяйственно–питьевого и технического водоснабжения, рыборазведения и рекреации.

Объем забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в Кемеровской области в 2013 году составил 1 616,10 млн. куб. м.

В 2013 году объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты составил 1 717,86 млн. куб. м, из них 188,87 млн. куб. м сброшено без очистки, 409,03 млн. куб. м – недостаточно очищенных.

Основными проблемами водохозяйственного комплекса Кемеровской области являются:

нерациональное использование водных ресурсов (применение устаревших водоёмких производственных технологий, недостаточная степень оснащённости водозаборных сооружений системами приборного учёта, высокий уровень потерь воды при транспортировке);

сохраняющийся высокий уровень сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, вызванный высоким износом сооружений и использованием устаревших технологий производства и очистки вод;

нелегитимное использование поверхностных водных объектов;

значительный уровень износа гидротехнических сооружений;

значительная площадь территорий, подверженных негативному воздействию вод;

недостаточная оснащённость системы государственного мониторинга водных объектов.

Из-за наводнений в период паводков и другого негативного воздействия вод водных объектов на территории Кемеровской области периодически происходят затопление и подтопление населённых пунктов, объектов экономики и социальной сферы, сельскохозяйственных угодий; разрушение берегов водных объектов в черте населённых пунктов.

Общая протяжённость береговой линии водных объектов в границах поселений на территории Кемеровской области составляет 7 000 км. Численность населения, проживающего на территории Кемеровской области, подверженного негативному воздействию вод при прохождении паводков обеспеченностью 1 %, в том числе на территориях, защищённых в результате реализации водохозяйственных мероприятий (работы по увеличению пропускной способности русел рек и др.), – 188 391 чел.

Протяжённость участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, включая участки, на которых соответствующие работы осуществлены, составляет 395 км.

Площадь населённых пунктов, попадающих в зону затопления во время паводков, составляет 301,122 кв. км, где проживают 45 329 чел.

Среднемноголетний ущерб, наносимый паводками, составляет 400 млн. руб.

К наиболее опасным участкам относятся участки рек Томь (Междуреченский, Новокузнецкий городские округа), Кондома (Таштагольское городское поселение, Калтанский и Осинниковский городские округа), Мрас-Су (Усть-Кабырзинское сельское поселение Таштагольского муниципального района, Мысковский городской округ).

В 2004 году наблюдались высокие уровни воды в реках Мрас-Су, Кондома и Томь. Было затоплено более 4 тыс. домов, примерно столько же дачных и садовых участков. Пострадало более 20 тыс. чел., погибло 10 чел. Пострадали все населённые пункты, расположенные по берегам реки Кондома (критические отметки были превышены на 2 – 2,5 м). Ущерб составил 750 млн. руб. Наибольшему затоплению подверглись п. Малышев Лог (Калтанский городской округ) и Таштагольское городское поселение.

Актуальной проблемой являются русловые процессы, приводящие к разрушению берегов рек и водохранилищ. Катастрофическая ситуация сложилась на реках Урюп (д. Изындаево Тяжинского муниципального района), Кия (с. Усть-Серта Чебулинского муниципального района), Кондома (с. Малиновка Новокузнецкого муниципального района), Яя (Яйское городское поселение Яйского муниципального района), Иня (Ленинск–Кузнецкий городской округ). На отдельных участках скорость разрушения берегов рек составляет до 10 м/год. В результате обрушения берегов, которое особенно интенсивно происходит в паводковый период, уничтожены десятки жилых домов, нанесён значительный материальный ущерб.

По данным ФГБУ «ВерхнеОбьрегионводхоз», а также ООО «Кузбассгидротехпроект», на территории Кемеровской области находится 33 дамбы общей протяжённостью 89,073 км. По 26 из 33 дамб, сведения о которых имеются в материалах ФГБУ «ВерхнеОбьрегионводхоз», проектная документация отсутствует, поэтому достоверных данных о площади защищаемой территории, численности защищаемого населения, а также об обеспеченности паводка, на которую они рассчитаны, нет.

14 дамб защиту населённых пунктов от паводков в полной мере не обеспечивают. В неудовлетворительном состоянии находятся 11 дамб общей протяжённостью 50,13 км.

Требуются реконструкция левобережной дамбы на реке Томь в районе п. Чебал-Су Междуреченского городского округа, строительство дамб на реке Кондома для защиты п. Малышев Лог Калтанского городского округа, с. Ашмарино и п. Смирновка Новокузнецкого муниципального района.

По состоянию на 01.01.2014 на территории Кемеровской области учтены гидротехнические сооружения 169 прудов, предназначенных для регулирования поверхностного стока, создания стратегического запаса водных ресурсов на случай пожаров и засухи, в нижнем бьефе которых расположены населённые пункты и социально значимые объекты. Уровень безопасности гидротехнических сооружений 40 прудов не соответствует установленным требованиям. Для приведения их в безопасное, технически исправное состояние требуется капитальный ремонт либо реконструкция.

 

1.4. Лесное хозяйство

 

Леса являются преобладающим элементом окружающей природной среды на территории Кемеровской области. Своими размерами и разнообразием экологических и социально–экономических функций леса образуют основу всех природных комплексов Кемеровской области. Леса определяют глобальную составляющую экологической безопасности населения Кемеровской области и сопредельных территорий.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижения уровня воздействия на них неблагоприятных факторов (прежде всего лесных пожаров), достижения требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижения объёмов нелегального оборота древесины.

По данным государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2013, общая площадь лесов на территории Кемеровской области составляет 6 319,777 тыс. га (66,0 % общей площади территории области). Лесистость – 59,9 %.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.08.2014 № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» леса, расположенные на территории Кемеровской области, находятся в таёжной, лесостепной и Южно-Сибирской горной лесорастительных зонах.

Леса, расположенные на территории Ижморского, Тисульского (северная часть), Мариинского, Тяжинского, Чебулинского (северная часть), Яйского и Яшкинского (северная часть) муниципальных районов, входят в состав Западно-Сибирского южно-таёжного равнинного района таёжной зоны.

Леса, расположенные на территории Гурьевского, Кемеровского, Ленинск-Кузнецкого, Промышленновского, Топкинского, Юргинского и Яшкинского (южная часть – к югу от Западно-Сибирского южно-таёжного равнинного района) муниципальных районов, входят в состав Западно-Сибирского подтаёжно-лесостепного района лесостепной зоны.

Леса, расположенные на территории Беловского, Крапивинского, Междуреченского, Новокузнецкого, Прокопьевского, Таштагольского, Тисульского (южная часть – к югу от Западно-Сибирского южно-таёжного равнинного района) и Чебулинского (южная часть – к югу от Западно-Сибирского южно-таёжного равнинного района) муниципальных районов, входят в состав Алтае-Саянского горно-таёжного района Южно-Сибирской горной зоны.

Площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, составляет 5 429,946 тыс. га (85,9 % от общей площади лесов Кемеровской области). Леса распределяются по целевому назначению:

1. Защитные леса – 947,660 тыс. га (17,5 %), в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, – 610,479 тыс. га (11,2 %); ценные леса – 337,181 тыс. га (6,2 %).

2. Эксплуатационные леса – 4 404,899 тыс. га (81,1 %).

3. Резервные леса – 77,387 тыс. га (1,4 %).

В лесах, отнесённых к лесному фонду, мягколиственные насаждения занимают 56,1 %. На долю хвойных насаждений приходится 43,6 %, кустарников – 0,2 % лесопокрытых земель. Твердолиственные насаждения занимают всего 36 га, прочие породы – 107 га.

Запас древесины в Кемеровской области достигает 663,5 млн. куб. м, в том числе по хвойным породам – 309,5 млн. куб. м (46,6%), спелых и перестойных насаждений – 320,98 млн. куб. м.

Общий средний прирост древесины составляет 11,48 млн. куб. м в год.

Запас на одном гектаре – 129,7 тыс. куб. м.

Расчётная лесосека с 01.01.2013 в Кемеровской области составляет 7531,2 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству – 2 542,1 тыс. куб. м.

За последние 5 лет средний показатель использования расчётной лесосеки составляет 15%. Наблюдается тенденция к снижению этого показателя в связи с увеличением установленного допустимого объёма изъятия древесины с 7531,2 тыс. куб. м в 2012 году до 8 815,9 тыс. куб. м в 2013 году. Увеличение связано с включением в расчётную лесосеку малоценных и труднодоступных лесных насаждений.

Спрос на древесные ресурсы в Кемеровской области определяется в основном уровнем развития и финансовой стабильностью организаций лесоперерабатывающей промышленности.

 

1.4.1. Вклад лесного хозяйства в социально–экономическое развитие Кемеровской области

 

За последние 5 лет доходы от использования лесов в бюджет Российской Федерации и бюджет Кемеровской области увеличились на 232%, из них в бюджет Кемеровской области – на 282 %.

Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчёте на 1 га земель лесного фонда за 5 лет увеличился с 45,82 руб. до 105,65 руб. и является самым высоким в Сибирском федеральном округе.

Это, прежде всего, связано с увеличением количества заключённых на долгосрочный период договоров аренды лесных участков в соответствии со статьями 43, 45 и 29 Лесного кодекса Российской Федерации.

Темпы роста лесных доходов Кемеровской области имеют устойчивую тенденцию к увеличению. Доходы от использования лесов в бюджет Российской Федерации и бюджет Кемеровской области в 2012 году составили 573 660,5 тыс. руб., что на 12,7 % больше, чем в 2011 году (508 794,8 тыс. руб.).

Бюджетная доходность лесного хозяйства Кемеровской области за последние 5 лет составляет в среднем более 498,4 % по отношению к затратам на мероприятия по ведению лесного хозяйства и порядка 171,6  % по отношению к общим расходам на лесное хозяйство. В ближайший период (2014 – 2016 гг.) общая бюджетная доходность увеличится до 207,5 %.

Обеспечение положительной бюджетной доходности лесного хозяйства связано с применением повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу площади лесного участка, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

В Кемеровской области активно развиваются социальные и культурные аспекты лесных отношений через организацию лесного просвещения, пропаганды, движения школьных лесничеств, акций и мероприятий по посадке леса, очистке, восполнению, обустройству лесных массивов.

 

1.4.2. Государственное управление лесами Кемеровской области

 

В 2008 – 2012 гг. осуществлялось совершенствование структуры управления лесами в Кемеровской области в соответствии с изменениями в лесном законодательстве.

Исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, проводящим государственную политику в сфере лесных отношений на территории Кемеровской области, является ДЛК Кемеровской области, сфера деятельности и функции которого определены Положением о департаменте лесного комплекса Кемеровской области, утверждённым постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.07.2014 № 303.

Основным направлением деятельности ДЛК Кемеровской области в области лесных отношений является осуществление переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Организуя использование лесов в границах земель лесного фонда, ДЛК Кемеровской области:

предоставляет лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений (в том числе организует и проводит лесные аукционы);

принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключает соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;

выдаёт разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов; ведёт государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории Кемеровской области.

Создание условий для рационального и эффективного осуществления лесопользования, сохранения экологического, ресурсного и рекреационного потенциала лесов является основной целью в развитии лесного хозяйства.

 

Сдерживающим фактором предоставления лесных участков в аренду являются проблемы, связанные с отсутствием полноценных лесоустроительных материалов по ряду лесничеств и (или) с окончанием срока действия лесоустроительных материалов. Согласно сведениям государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2013 давность лесоустройства в лесничествах составляет в среднем 14 лет, что не отвечает требованиям лесного законодательства. Средняя удельная стоимость лесоустроительных работ составляет 130 руб./га. Для обеспечения непрерывного цикла выполнения лесоустроительных работ ежегодный объем их выполнения должен составлять не менее 540 тыс. га с ежегодными затратами более 70 млн. руб.

В целях реализации увеличивающихся потребностей в древесине, рекреационных услугах и прочих видах использования лесов, предоставляемых в аренду, на ДЛК Кемеровской области возлагаются полномочия по проектированию лесных участков под каждого потенциального арендатора. Отсутствие таких проектов лесных участков делает невозможным передачу лесов в аренду и организацию проведения лесных аукционов на право заключения договоров аренды в связи с превышением сроков давности материалов лесоустройства (более 10 лет) и отсутствием финансирования на проектирование.

Протяжённость дорог на 1000 га лесного фонда в целом по лесам, расположенным на землях лесного фонда Кемеровской области, включая дороги общего пользования, составляет всего 3,0 км. Строительство лесных дорог осуществляется за счёт арендаторов.

При установленной минимальной протяжённости лесных дорог (6 км на 1000 га лесного фонда) для обеспечения выполнения лесохозяйственных работ и организации тушения лесных пожаров лишь некоторые лесничества обладают плотностью дорог выше минимальной, а именно: Промышленновское (14,9 км на 1000 га), Гурьевское (9,8 км на 1000 га), Юргинское (8,8 км на 1000 га), Яйское (6,1 км на 1000 га).

Ранее построенные лесовозные дороги (при действии крупных лесопромышленных предприятий), которые в настоящее время утратили своё целевое назначение и классифицируются как лесохозяйственные, как правило, находятся в неудовлетворительном состоянии. Для обеспечения лесозаготовок в объёме расчётной лесосеки требуется наличие протяжённости дорог не менее 10 км на 1000 га лесного фонда, что составляет 54,2 тыс. км. Имеющаяся протяжённость дорог составляет всего 30,8 % от необходимой.

Для обеспечения доступности лесного фонда в целях проведения лесохозяйственных, противопожарных и лесозаготовительных работ дополнительная потребность в лесных дорогах составляет 36,4 тыс. км.

На ДЛК Кемеровской области возложена также функция государственного лесного контроля и надзора с целью обеспечения соблюдения лесного законодательства в интересах государства и граждан.

Предельная штатная численность сотрудников ДЛК Кемеровской области из числа государственных гражданских служащих Кемеровской области, имеющих статус государственных лесных инспекторов, составляет по штату 49 чел., фактически – 46 чел. При нормативе 36 тыс. га на одного инспектора численность лиц, осуществляющих лесную охрану, должна составлять 150 чел.

С 2013 года приказом ДЛК Кемеровской области полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях предоставлены инспекторам участковых лесничеств. Это вынужденная мера по усилению лесного и пожарного контроля и надзора, т.к. лесные инспекторы участковых лесничеств не относятся к должностям государственной гражданской службы.

Одной из задач ДЛК Кемеровской области в области информатизации является активное внедрение современных информационных технологий на всех уровнях государственного управления лесами и среди широкого круга пользователей – участников лесных отношений. Переход на оказание государственных услуг в электронном виде и электронный документооборот требует обновления информационно–коммуникационной инфраструктуры, обеспечения доступа к надёжным высокоскоростным каналам связи и к информационно–телекоммуникационной сети «Интернет», развития системы межведомственного электронного взаимодействия, расширения функциональных возможностей и интеграции специализированных информационных систем.

ДЛК Кемеровской области на 2013 год уже испытывает недостаток специалистов лесного хозяйства. В настоящее время 13 % сотрудников, преимущественно из числа инспекторов и старших инспекторов, пенсионного и предпенсионного возраста. Все лесные инспекторы, как государственные гражданские служащие, так и должностные лица, в настоящее время осуществляют свои полномочия по осуществлению лесного и пожарного контроля и надзора одновременно с осуществлением организационных и распорядительных полномочий.

Анализ кадрового обеспечения лесного хозяйства показывает, что при развитии лесной отрасли в Кемеровской области основные профессии могут быть восполнены в основном за счёт внутренних ресурсов при условии соответствующей профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Для сохранения кадрового потенциала лесного хозяйства необходимо повысить уровень трудовой и социальной защищённости работников лесного хозяйства. В сфере социальной инфраструктуры также необходимо предусмотреть решение задачи обеспечения жильём работников лесного хозяйства.

 

1.4.3. Профилактика и тушение лесных пожаров

 

Лесные пожары наносят значительный ущерб не только лесному хозяйству, но и в целом области. Решение задачи охраны лесов от пожаров обеспечивается путём пресечения нарушений правил пожарной безопасности, проведения работ по профилактике возникновения лесных пожаров.

Лесной фонд Кемеровской области характеризуется средним классом природной пожарной опасности, равным 3,6 балла по пятибалльной шкале. Относительно невысокий класс природной пожарной опасности характеризуется преобладанием насаждений травяных групп типов леса – 62,5 %. Высоким классом природной пожарной опасности (14,8 %) характеризуются хвойные молодняки и вырубки, гари сухих и свежих типов леса. Площадь лесных насаждений первого и второго классов природной пожарной опасности составляет 929,0 тыс. га, или 17,1 % от площади земель лесного фонда.

За период 2008 – 2012 гг. на территории Кемеровской области зарегистрировано 1 213 лесных пожаров на общей площади 4 692,6 га. Среднегодовое число пожаров – 243. Среднегодовая площадь пожаров составляет 938,5 га. Большинство пожаров за последние годы произошло по вине граждан (67,6 %) и в результате сельскохозяйственных палов (30 %).

Среднегодовой ущерб от пожара за последние годы составил  5 472,3 тыс. руб., а среднегодовой показатель затрат на тушение лесных пожаров – 3 341,42 тыс. руб.

Зона наземного мониторинга составляет 2 273,6 тыс. га. Зона авиационного мониторинга составляет 3 157,2 тыс. га. Мониторинг пожарной опасности осуществляется на территории всего лесного фонда Кемеровской области. Район применения наземных сил и средств в зоне авиационного мониторинга составляет 84,41 тыс. га.

Планами тушения лесных пожаров на территории 19 лесничеств ДЛК Кемеровской области предусмотрено 236 маршрутов наземного патрулирования протяжённостью 4 200 км и 10 маршрутов авиационного патрулирования протяжённостью 4 534 км.

В Кемеровской области создано 9 специализированных автономных учреждений по тушению лесных пожаров и выполнению отдельных мер пожарной безопасности в лесах наземным способом, подведомственных  ДЛК Кемеровской области.

Авиационные работы по охране лесов от пожаров на землях лесного фонда, расположенных на территории Кемеровской области, осуществляются путём размещения ДЛК Кемеровской области государственного заказа на выполнение данных работ.

В 2013 году в составе автономных учреждений Кемеровской области – специализированных учреждений для оказания услуг по охране лесов от пожаров, подведомственных ДЛК КО, действуют 2 пожарно-химические станции (далее – ПХС) 3-го типа (постоянные формирования) и 13 ПХС 1-го типа (сезонные формирования) общей численностью 230 чел.

Согласно требованиям Лесного плана Кемеровской области  в 2012 – 2013 годах с целью оперативного тушения лесных пожаров наземным способом планировалось на базе ПХС-1 (сезонные формирования) дополнительно организовать 3 ПХС-2 и 4 ПХС-3 (постоянные формирования). В связи с недостаточным финансированием дополнительно организовать ПХС-2, ПХС-3 не представилось возможным. Для организации ПХС-2, ПХС-3 необходимо увеличить штатную численность лесопожарных формирований на 155 чел. Для доукомплектования существующих пожарно-химических станций необходимой техникой и оборудованием необходимо выделить дополнительные денежные средства. Также необходимо обеспечить ежегодное финансирование содержания 9 постоянных формирований ПХС.

Из-за недостаточного финансирования авиапатрулирование выполняется в 6 – 7 раз меньше, чем это необходимо. В связи с этим необходимо предусмотреть дополнительное выделение денежных средств из федерального бюджета, достаточное для обеспечения нормативной кратности авиапатрулирования в течение пожароопасного сезона.

В целях раннего выявления очагов возгорания на землях лесного фонда в Кемеровской области необходимо продолжить развитие системы раннего обнаружения возгораний на небольших площадях и осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области. В настоящее время используется 17 видеокамер в особо горимых районах области. Планируется дополнительно установить 3 видеокамеры с использованием аппаратно-программного продукта «Лесной дозор». Всего по общему покрытию необходимо разместить 136 камер видеонаблюдения с использованием 129 вышек операторов сотовой связи, соответственно, с дополнительным финансированием работ по их установке и обслуживанию.

ДЛК Кемеровской области развёрнута радиальная сеть радиосвязи, которая является основой в решении оперативных задач при тушении лесных пожаров. Данная сеть обеспечивает покрытие только 25,12 % территории Кемеровской области. Сеть не имеет сопряжений с другими сетями, в том числе и сетями общего назначения. Таким образом, действующая система связи не покрывает все земли лесного фонда Кемеровской области, существует реальная потребность в её обеспечении, особенно в местах, удалённых от населённых пунктов. В районах Кемеровской области, где затруднительно использование радиосвязи, необходимо использовать средства спутниковой связи.

 

1.4.4. Восстановление лесов

 

Лесовосстановительные мероприятия направлены на своевременное восстановление лесов на вырубаемых площадях, гарях и сокращение площади не покрытых лесной растительностью земель.

Фонд восстановления лесов на землях лесного фонда Кемеровской области на 01.01.2013 составляет 53,1 тыс. га, в том числе гари – 497 га, погибшие древостои – 1332 га, вырубки – 25836 га, прогалины и пустыри – 25478 га. Общий прирост фонда восстановления лесов с 01.01.2009 составил 12,5 тыс. га.

Основным способом восстановления лесов в Кемеровской области является содействие естественному восстановлению лесов, которое обеспечивается как сохранением жизнеспособного подроста хозяйственно ценных пород при заготовке древесины в спелых и перестойных лесных насаждениях, так и проведением минерализации почвы в целях содействия появлению самосева хозяйственно ценных пород. Немаловажным фактором для обеспечения естественного восстановления лесов лесосек является и оставление семенных куртин или семенных деревьев при сплошных рубках.

Под искусственное восстановление лесов намечены участки имеющегося фонда восстановления лесов и лесосеки сплошных рубок хвойных пород, на которых естественное восстановление лесов хозяйственно ценными породами не обеспечено. Основным способом искусственного восстановления лесов является посадка сеянцев по традиционно сложившимся и зарекомендовавшим себя технологиям. Сдерживающими факторами увеличения объёмов искусственного восстановления лесов являются высокий износ почвообрабатывающего оборудования и отсутствие средств на приобретение новой техники для подготовки лесосек и почвы на лесосеках.

За последние 5 лет площадь лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, увеличилась с 5498,0 га в 2009 году до 7 728,0 га в 2012 году, или на 14%. Площадь искусственного восстановления лесов увеличилась с 705,1 га в 2008 году до 896,6 га в 2012 году, или на 27%. Несмотря на рост, среднегодовое отношение площади искусственного восстановления лесов к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок и гибели лесов за последние четыре года составило 11,2% в связи с тем, что арендаторы в проектах освоения лесов основным способом восстановления лесов устанавливают, как правило, естественное заращивание или содействие естественному восстановлению лесов.

Согласно Лесному кодексу Российской Федерации при воспроизводстве лесов должны использоваться улучшенные и сортовые семена лесных растений или, если такие семена отсутствуют, нормальные семена лесных растений. Лесорастительные условия Кемеровской области обуславливают создание лесных культур следующими основными древесными породами: сосна, кедр, ель, пихта и лиственница. Имеющиеся объекты единого генетико-селекционного комплекса (далее – ЕГСК) не удовлетворяют потребность в семенах сосны, ели, а также не содержат такие породы, как пихта и лиственница.

Потребность в семенах в предыдущие годы удовлетворялась путём их сбора с объектов ЕГСК, с плюсовых деревьев и в высоко бонитетных насаждениях, а также приобретения в Красноярском крае. По состоянию на 01.01.2013 в лесном фонде Кемеровской области имеется 105 аттестованных плюсовых деревьев.

В Кемеровской области заготовка семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами и посадка лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами, не осуществляется в связи с отсутствием соответствующей лесосеменной базы.

В настоящее время ФБУ «Российский центр защиты леса» с целью создания лесосеменной базы в Кемеровской области для выращивания посадочного материала для лесовосстановительных работ из семян с улучшенными наследственными свойствами разработаны и утверждены: рабочий проект создания семейственной лесосеменной плантации сосны обыкновенной площадью 20 га в Крапивинском лесничестве Кемеровской области (начало действия проекта – 2017 год) и рабочий проект создания маточной плантации сосны сибирской кедровой площадью 5 га в Яшкинском лесничестве Кемеровской области (начало действия проекта – 2017 год).

На территории Кемеровской области создано 7 постоянных лесных питомников общей площадью 89,5 га, из них 58,7 га переданы в постоянное бессрочное пользование, 30,8 га – на стадии оформления.

На постоянных лесных питомниках ежегодно выращивается около 7 млн. штук стандартного посадочного материала, что полностью удовлетворяет потребность Кемеровской области в обеспечении лесовосстановительных работ.

Для Кемеровской области актуальна проблема рекультивации земель, нарушенных горными выработками, площадь которых составляет 100 тыс. га. За последние 3 года рекультивация проведена на площади 629,5 га (в среднем ежегодно – 209,8 га). В последующие годы объёмы рекультивации нарушенных земель будут увеличиваться. Проблемы восстановления земель, нарушенных горными работами при их использовании для разработки месторождений полезных ископаемых, остаются нерешёнными, требующими новаций и финансирования.

 

1.4.5. Защита лесов

 

По данным государственного лесного реестра по состоянию на 01.07.2013, на землях лесного фонда в Кемеровской области числятся лесные насаждения с нарушенной в разной степени устойчивостью на площади 81,4 тыс. га, или 1,5 % площади земель лесного фонда. Причинами повреждения насаждений являются: некрозно-раковые болезни, корневые и стволовые гнили деревьев (63 %), вредоносная деятельность стволовых насекомых (34 %), неблагоприятные почвенно-климатические условия, преимущественно ветровая нагрузка (2 %) и лесные пожары (1 %).

Широкое распространение корневых и стволовых гнилей деревьев пихты и осины обусловлено малой устойчивостью этих пород к негативному воздействию внешних факторов, в том числе к заражению гнилевыми болезнями, и высоким возрастом древостоев. Отсутствие развитой лесной инфраструктуры (лесных дорог) не позволяет в полной мере включить в освоение спелые насаждения и насаждения, повреждённые и погибшие в результате влияния болезней и вредителей леса. Поэтому происходит накопление перестойных лесов с низкой биологической устойчивостью, вызванной естественными процессами старения деревьев. Наибольшая концентрация ослабленных лесов приурочена к среднегорным и высокогорным районам Кузнецкого Алатау.

За последние 10 лет экспедиционными лесопатологическими обследованиями охвачены 3,7 млн. га лесов. В Междуреченском и Новокузнецком лесничествах проведён анализ состояния лесов в динамике (2003, 2005, 2008, 2012 годы). В результате обследований выявлено около 1,2 млн. га ослабленных в разной степени насаждений, в первую очередь пихтовых и осиновых лесов.

Процесс ослабления пихтарников носит хронический характер. К выявленным ранее эпифитотиям грибковых заболеваний на пихте добавилось негативное воздействие стволовых насекомых (ксилофагов). Площадь очагов стволовых насекомых по состоянию на 01.07.2013 составляет 24,4 тыс. га, из них требуются меры борьбы на площади 2,5 тыс. га. Главным благоприятным фактором для дальнейшего роста их численности является резко увеличившаяся кормовая база в насаждениях с прогрессирующими грибковыми заболеваниями древостоев.

Наиболее агрессивным вредителем является инвазивный (внедрённый) вид – уссурийский полиграф, ранее известный как хозяйственно важный вредитель дальневосточных видов пихт. К настоящему времени отмечена встречаемость уссурийского полиграфа в пихтовых лесах Гурьевского, Кемеровского, Мариинского, Междуреченского, Мысковского, Новокузнецкого, Промышленновского, Яйского лесничеств, что позволяет предположить его широкое распространение в пихтовых насаждениях на всей территории области. Работы по мониторингу распространения этого вредителя в лесах Кемеровской области продолжаются.

Стволовые насекомые, возбудители стволовых и корневых гнилей деревьев не только приводят насаждения к ослаблению и распаду, но и значительно влияют на товарность древесины, снижение её деловых качеств – выход деловых сортиментов и, как следствие, уменьшение количества пиломатериалов и строевого леса.

В сложившейся практике лесного хозяйства основным способом борьбы со стволовыми насекомыми, ведущими скрытый образ жизни, является снижение их кормовой базы путём своевременной вырубки погибшей и повреждённой части древостоев (санитарные рубки). Охватить санитарными рубками все насаждения, повреждённые насекомыми и болезнями, не представляется возможным из–за труднодоступности большей части лесов, особенно горных, отсутствия сбыта повреждённой древесины с низкими техническими качествами и, следовательно, низкой рентабельности таких рубок.

 

1.5. Охрана, воспроизводство и использование объектов животного мира

 

Кемеровская область является наиболее густонаселённым и промышленно развитым регионом на территории Западной Сибири. Площадь охотничьих угодий Кемеровской области составляет 7 761,5 тыс. га. Из них 5 560,2 тыс. га передано в долгосрочную аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для ведения охотничьего хозяйства, что составляет 71,6% от общей площади охотничьих угодий. На территории Кемеровской области осуществляют свою деятельность в сфере охотничьего хозяйства 30 охотпользователей, в том числе 17 некоммерческих общественных организаций (общества охотников и рыболовов), 12 коммерческих организаций и 1 индивидуальный предприниматель. Площадь общедоступных охотничьих угодий – 2 201,3 тыс. га, что составляет 28,4 % от общей площади угодий.

Животный мир Кузбасса богат и разнообразен. Объекты животного мира, обитающие на территории Кемеровской области, составляют неотъемлемую часть её природного богатства, обеспечивают его биологическое разнообразие. На территории Кемеровской области обитает около 450 видов позвоночных животных, в том числе 68 видов млекопитающих, более 300 видов птиц и 42 вида рыб.

В настоящее время на территории Кемеровской области определился ряд проблемных вопросов, требующих разрешения при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации. Первостепенными среди них являются недостаточный уровень федерального и областного финансирования, недостаточное количество государственных инспекторов в муниципальных районах, слабое обеспечение транспортными средствами и средствами связи. Также немаловажной проблемой является сокращение и ухудшение среды обитания объектов животного мира, вызванные развитием угледобычи открытым способом, интенсивной вырубкой лесов. Развитие сельского хозяйства, вырубка лесов, отходы и выбросы основных отраслей промышленности – угледобычи, чёрной металлургии, химического производства, машиностроения и металлообработки, неорганизованная рекреация приводят к высокой степени антропогенной и техногенной нагрузки на природные экосистемы. Немаловажной является проблема действующей системы охраны и воспроизводства объектов животного мира в современных условиях в сферах охоты и ведения охотничьего хозяйства; отставание правового и экономического механизмов, устанавливающих ответственность за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, от уровня современных природоохранных требований.

Охота и охотничье хозяйство – это особые формы хозяйственной и рекреационной деятельности, компоненты системы комплексного природопользования, эффективные инструменты охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания.

На территории Кемеровской области насчитывается около 70 видов охотничьих ресурсов, из них 35 видов постоянно обитают на территории области. Из общего числа видов, обитающих в Кузбассе, по 55 видам ведётся мониторинг численности. Учёт количества диких животных в охотничьих хозяйствах и на общедоступных охотничьих угодьях области необходим для планирования их устойчивого, рационального использования и воспроизводства. Поэтому необходимо иметь достоверные сведения о численности охотничьих животных. Занижение численности приведёт к недоиспользованию запасов животных и бесцельной их гибели от голода и болезней, а чрезмерное завышение обусловит уничтожение маточного поголовья, что также приведёт к резкому снижению численности животных в последующие годы. Данная ситуация обусловлена следующими причинами:

1. Охотпользователи не заинтересованы в учёте видов охотничьих ресурсов, которые ими не используются, так как часть из них занесена в Красную книгу Кемеровской области, часть не внесена в перечень животных, передаваемых в пользование по долгосрочной лицензии.

2. Отсутствие спроса у охотников на добычу таких видов животных, как суслик, хомяк, крот, бурундук, водяная полёвка.

В связи с этим для устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия необходимо наладить систему регулярных наблюдений за численностью, распространением и размещением в среде обитания всех видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории области, а также за состоянием среды их обитания.

По данным учётных работ, проводимых департаментом ООЖМ Кемеровской области, в 2013 году количество особей основных видов охотничьих ресурсов составляет: медведь – 2 490, косуля – 4 195, марал – 638, лось – 3 522, кабан – 310, рысь – 243, соболь – 9340, бобр – 19 000, росомаха – 107, барсук – 10 292.

На основании учётных работ в соответствии с нормативами изъятия ежегодно производится утверждение лимитов добычи охотничьих ресурсов. Практика показывает, что утверждаемые лимиты осваиваются не в полном объёме. Низкое освоение лимитов по добыче медведя обусловлено отсутствием спроса на данный вид в связи с тем, что охота на него требует больших трудовых и материальных затрат, а также в связи с отсутствием сервиса в охотничьих хозяйствах. Низкий процент освоения лимитов, в частности, соболя и медведя приводит к увеличению их численности, что, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на численность других видов (зайца-беляка, рябчика, тетерева, глухаря, лося, марала). Высокая численность медведя также наносит ущерб сельскому и лесному хозяйству, создаёт угрозу для жизни и здоровья людей (имеют место случаи нападения медведей на людей и сельскохозяйственных животных; высокая численность лисицы создаёт условия для возникновения бешенства и чумы плотоядных).

На территории области пользование охотничьими ресурсами осуществляют 29 юридических лиц и 1 индивидуальный предприниматель. Пользование осуществляется на основании долгосрочных лицензий, выданных в период с 1999 по 2010 годы, и договоров на пользование объектами животного мира, которые в настоящее время не в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства в сфере охраны и использования объектов животного мира. Юридические лица – охотпользователи представлены некоммерческими и коммерческими организациями.

Практика показала, что коммерческие организации более эффективно осуществляют ведение охотничьего хозяйства, используют современные методы, вкладывают значительные средства в охотхозяйственные, биотехнические и воспроизводственные мероприятия, активно борются с браконьерством. Охотпользователи – общественные организации неэффективно используют охотничьи ресурсы, плохо осуществляют их охрану, биотехнические и воспроизводственные мероприятия проводятся на низком уровне.

В связи с этим в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство, повышения его эффективности, снижения браконьерства и, как следствие, увеличения численности охотничьих ресурсов необходимо проводить работу по заключению охотхозяйственных соглашений. Данная мера позволит повысить ответственность нерадивых охотпользователей, более эффективно осуществлять ведение охотничьего хозяйства, а также повысить численность охотничьих ресурсов в целом по области.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 24.04.95 № 52-ФЗ «О животном мире» органам государственной власти субъекта Российской Федерации переданы следующие полномочия Российской Федерации в области охраны и использования водных биологических ресурсов:

организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесённых в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб; организация и регулирование прибрежного рыболовства (за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), в том числе распределение прибрежных квот и предоставление рыбопромысловых участков;

охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесённых в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

При осуществлении полномочий в части охраны и использования водных биологических ресурсов также возникает ряд проблем. Главной из них является недостаточное финансирование осуществления указанных полномочий за счёт средств федерального бюджета.

Ввиду морозных зим и мощных снегопадов на водоёмах области складывается сложная ситуация по насыщенности воды кислородом и кислородному голоданию ихтиофауны. Толстый лёд на водоёмах и высокий снежный покров не пропускают кислород в водоёмы. Водные растения отмирают, начинается процесс гниения, при котором из воды забирается кислород, выделяются опасные для жизни водных обитателей продукты гниения – метан и сероводород. В этот период в водоёме начинается замор.

Одним из важнейших видов борьбы с заморами является проведение мелиоративных работ, направленных на создание гидрохимических условий, необходимых для жизни рыб, т.е. поддержание необходимого количества кислорода, растворенного в воде. Поэтому необходимо создавать благоприятный кислородный режим путём выполнения таких мероприятий, как аэрация водоёмов, рубка прорубей, бурение лунок. Также немаловажной проблемой является загрязнение береговой полосы водных объектов мусором. С целью привлечения населения к сохранению водных биологических ресурсов, а также недопущения истощения запасов рыбных ресурсов необходимо проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации (разъяснение законодательства о рыболовстве, обсуждение вопросов развития и проблем рыболовства в Кузбассе).

В соответствии с постановлением Губернатора Кемеровской области от 06.03.2009 № 15-пг «О рыбохозяйственном совете Кемеровской области» на территории Кемеровской области действует рыбохозяйственный совет, основная задача которого заключается в разработке рекомендаций и предложений по сохранению и рациональному использованию водных биологических ресурсов, в том числе по распределению квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и водных биологических ресурсов, общий объем которых не устанавливается, между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в водоёмах Кемеровской области.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 № 264 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства и заключении такого договора» и от 25.08.2008 № 643 «О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается», на основании протокола заседания рыбохозяйственного совета департамента ООЖМ Кемеровской области заключает договоры пользования водными биологическими ресурсами, отнесёнными к объектам рыболовства, общий допустимый улов которых не устанавливается.

В настоящее время на территории Кемеровской области функционирует 13 государственных природных заказников регионального значения и 3 памятника природы: «Кузедеевский», п. Кузедеево Новокузнецкого муниципального района, «Сосна сибирская», г. Берёзовский, «Чумайский Бухтай», с. Чумай.


Информация по документу
Читайте также