Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Иркутской области от 26.09.2008 № 309-ра

 


                   АДМИНИСТРАЦИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ                    

                       Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е                        


26 сентября 2008               Иркутск                       № 309-ра


О  Концепции   профилактики
социального   сиротства   в
Иркутской области на 2009 –
2013 годы


     В  целях  снижения  уровня  социального  сиротства  в   Иркутской
области,  создания условий для устранения причин, порождающих семейное
неблагополучие,    оптимизации    семейной    политики,     укрепления
взаимодействия   органов  государственной  власти  Иркутской  области,
органов местного самоуправления  муниципальных  образований  Иркутской
области,  общественных  объединений  в  сфере профилактики социального
сиротства, руководствуясь Федеральным конституционным законом  от   30
декабря  2006  года  №  6-ФКЗ  «Об  образовании  в  составе Российской
Федерации  нового   субъекта   Российской   Федерации   в   результате
объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного
округа»:
     1.  Одобрить  прилагаемую  Концепцию   профилактики   социального
сиротства в Иркутской области на 2009 – 2013 годы (далее – Концепция).
     2.  Рекомендовать  главам  муниципальных  образований   Иркутской
области использовать положения Концепции при решении вопросов местного
значения.
     3.  Настоящее  распоряжение  подлежит  опубликованию   в   газете
«Областная».


Временно исполняющий
обязанности Губернатора                                И.Э. Есиповский


                                     ОДОБРЕНА
                                     распоряжением администрации
                                     Иркутской области
                                     от 26 сентября 2008 года № 309-ра


                              КОНЦЕПЦИЯ                               
                  ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА                  
               В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 – 2013 ГОДЫ                

     Концепция профилактики социального сиротства в Иркутской  области
на   2009   –  2013  годы  (далее  –  Концепция)  определяет  основные
направления профилактики социального сиротства в Иркутской области  на
2009 – 2013 годы.
     Профилактика социального сиротства в рамках настоящей Концепции –
комплекс  мер экономического, правового, социального, информационного,
организационного   характера,   направленных   на    устранение    или
нейтрализацию  причин, порождающих социальное сиротство во всех формах
его проявления.
     Концепция  представляет  собой  систему  взглядов,  принципов   и
приоритетов  в  сфере профилактики социального сиротства на территории
Иркутской области.
     Необходимость разработки Концепции обусловлена:
     1)   высоким уровнем социального сиротства в Иркутской области;
     2)    увеличением  числа  детей  с  ограниченными   возможностями
     здоровья и (или) отклонениями в поведении;
     3)    увеличением  числа  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
     попечения  родителей, содержащихся в организациях для детей-сирот
     и детей, оставшихся без попечения родителей,  до  38%  от  общего
     числа выявленных и устроенных детей-сирот и детей, оставшихся без
     попечения родителей;
     4)     недостаточной   работой   по   постинтернатной   адаптации
     выпускников названных организаций, их эффективной социализации.

                         1. Основные проблемы                         
              в сфере профилактики социального сиротства              

     Ежегодно в Иркутской области без родительского попечения остаются
более  4000  детей.  В  2007  году с учетом территории Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа эта цифра составила 4939 детей. С января
по  июнь  2008  года департаментом семейной, демографической политики,
опеки и попечительства Иркутской области выявлено и учтено 1944 детей,
оставшихся  без  попечения  родителей, 80% из них – социальные сироты,
то    есть     дети,     лишившиеся     попечения     родителей     по
социально-экономическим,  нравственным,  психологическим,  медицинским
причинам («сироты при живых родителях»). От 176 детей из общего  числа
выявленных  и  учтенных  детей,  оставшихся  без  попечения родителей,
матери отказались сразу после рождения в родильных домах (отделениях),
расположенных на территории Иркутской области.
     На  1  июля  2008  года  среди  детей,  состоящих  на   учете   в
региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей,
8767  детей  находятся  в  учреждениях  для   детей-сирот   и   детей,
оставшихся  без  попечения  родителей,  и  нуждаются  в  устройстве на
воспитание в семью.
     Одной из основных  причин,  влияющих  на  рост  числа  социальных
сирот,  является  ненадлежащее  выполнение  родителями обязанностей по
воспитанию и содержанию  своих  несовершеннолетних  детей,  стабильный
рост   числа   родителей,   лишенных   родительских  прав,  родителей,
родительские  права  которых  ограничены  судом.  Из  года  в  год  не
уменьшается  и  число детей, отобранных при непосредственной угрозе их
жизни или здоровью.
     В банке данных Иркутской области о семьях  и  несовершеннолетних,
находящихся  в  социально  опасном  положении,  состоит  9558 семей, в
которых проживает и воспитывается 17844 ребенка.
     Органы и учреждения, работающие с детьми, в основном ведут работу
по  преодолению семейных кризисов, а не по их предупреждению. Объектом
профилактики по-прежнему является сам ребенок, а  не  семья,  проблемы
которой  и  являются основной причиной социального сиротства. Основная
задача большинства организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения  родителей  – удовлетворение витальных потребностей ребенка,
при  этом  большое  количество  детей  остается  не  подготовленным  к
реальной   жизни   в  обществе.  Сохраняется  тенденция,  при  которой
подавляющее большинство  выпускников  организаций  для  детей-сирот  и
детей,  оставшихся  без попечения родителей, не имеют возможностей для
позитивной социализации после выпуска из указанных организаций.
     В Иркутской области отсутствует единая система выявления и  учета
семей «группы риска» по социальному сиротству.
     Деятельность по возвращению детей в кровные семьи, реабилитация и
социальный  патронат  семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
проводится в  режиме  апробации  и  разработки  методик,  и  не  имеет
нормативного    обеспечения.    Отсутствуют    стандарты    работы   с
неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних,  предоставление
необходимых  социальных  услуг  этим  семьям  не гарантировано. Помощь
нуждающимся   различными   органами   и   организациями    оказывается
разрозненно,  по  разным  основаниям  и  из-за  отсутствия эффективной
координации не представляет собой комплекса мероприятий.
     Для кардинального повышения социальной эффективности деятельности
по   профилактике   социального  сиротства  в  Иркутской  области  эта
деятельность  должна  приобрести  системный  характер,   стать   более
адекватной   современной   социальной   ситуации  и  быть  приоритетно
ориентированной на защиту права ребенка жить и воспитываться в семье.

                 2. Основные цели и задачи Концепции                  

     Основные цели Концепции:
     1) сокращение уровня социального сиротства в  Иркутской  области,
выявление  и  устранение  причин  и условий, способствующих увеличению
числа социальных сирот;
     2) защита и улучшение положения  семей  и  детей,  находящихся  в
трудной  жизненной  ситуации,  семей  «группы  риска»  по  социальному
сиротству;
     3) обеспечение защиты права ребенка жить и воспитываться в семье.
     Основные задачи Концепции:
     1) совершенствование законодательства Иркутской области  в  сфере
профилактики социального сиротства;
     2) создание системы ранней докризисной профилактики семей «группы
риска» по социальному сиротству;
     3) создание  комплексной  межведомственной  системы  профилактики
социального сиротства в Иркутской области;
     4)  развитие  системы   первичной   социализации   и   социальной
реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
     5)   содействие   созданию   учреждений,   деятельность   которых
направлена  на  устройство детей на воспитание в семьи и сопровождение
замещающих семей;
     6) обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот  и
детей, оставшихся без попечения родителей;
     7)   совершенствование    и    развитие    в    соответствии    с
законодательством  системы  социальной  поддержки семьи, находящейся в
трудной   жизненной    ситуации.    Создание    в    соответствии    с
законодательством   разнообразных   возможностей  и  развитие  системы
поддерживающих структур, обеспечивающих для семьи необходимые  условия
для выхода из кризиса и дальнейшего развития;
     8) развитие региональной системы постинтернатной адаптации лиц из
числа  детей  –  сирот  и  детей,  оставшихся без попечения родителей,
обеспечения гарантий по их  дальнейшей социализации;
     9)  создание  условий  для  обеспечения  кадрами   учреждений   и
организаций, осуществляющих деятельность в отношении семей и детей;
     10) развитие различных форм деятельности органов  государственной
власти,  органов  местного  самоуправления  муниципальных  образований
Иркутской  области   (далее   –   органы   местного   самоуправления),
общественных  объединений,  организаций, средств массовой информации в
поддержку семьи.

                         3. Основные принципы                         
                  профилактики социального сиротства                  

     Деятельность  исполнительных   органов   государственной   власти
Иркутской   области   в   сфере   профилактики  социального  сиротства
основывается на принципах,  предусмотренных  международными  правовыми
актами   и   действующим  законодательством  Российской  Федерации,  в
частности:
     1)  принцип  права  семьи  как  естественной  и  основной  ячейки
общества на защиту со стороны общества и государства;
     2) принцип права каждого  ребенка  без  всякой  дискриминации  по
признаку  расы,  цвета  кожи,  пола, языка, религии, национального или
социального происхождения, имущественного положения  или  рождения  на
такие  меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего,
со стороны его семьи, общества и государства;
     3) принцип  защиты  детей  от  всех  форм  небрежного  отношения,
жестокости и эксплуатации;
     4) принцип приоритетности семейного воспитания детей;
     5) принцип индивидуального подхода к семьям и детям,  находящимся
в   социально  опасном  положении,  с  соблюдением  конфиденциальности
полученной информации.

                  4. Основные направления Концепции                   

     Деятельность  исполнительных   органов   государственной   власти
Иркутской  области  в  сфере профилактики социального сиротства должна
быть  направлена  на  достижение  поставленных   целей   и   задач   в
соответствии  с  вышеизложенными  принципами  и предполагает поэтапные
действия в следующих основных направлениях:
     1. Совершенствование деятельности органов государственной  власти
Иркутской области в сфере профилактики социального сиротства:
     1)  нормативное  закрепление  статуса  ребенка,  нуждающегося   в
государственной защите;
     2) введение института социального патроната над  семьями  «группы
риска»   по   социальному   сиротству   и   иных   технологий  раннего
вмешательства, направленных на сохранение ребенка в кровной семье;
     3)  создание   системы   докризисной   профилактики   социального
сиротства, реабилитации и восстановления кровной семьи;
     4) создание межведомственной системы сбора  информации  о  семьях
«группы  риска»  по  социальному  сиротству  и  детях,  нуждающихся  в
государственной защите;
     5) развитие комплекса информационных,  обучающих  и  PR-программ,
направленных на пропаганду здорового образа жизни, семейных ценностей,
распространение  информации  о  мерах  социальной  поддержки  семьи  и
детей,   об   органах   и   организациях,   оказывающих   медицинские,
медико-социальные,    социально-бытовые,     психолого-педагогические,
правовые услуги семье и детям;
     6) содействие оказанию информационных  и  консультационных  услуг
семьям   и   детям,  направленных  на  сокращение  ситуаций  с  риском
социального сиротства  (консультационные  службы,  «телефон  доверия»,
информационные      службы      и      т.д.),      развитие      служб
информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семьям;
     7) содействие оказанию правовой, методической, иных видов  помощи
детям  и  молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
создание  системы  оказания  помощи  одиноким  беременным  женщинам  и
одиноким женщинам, имеющим детей;
     8) содействие созданию специализированных  центров  для  оказания
экстренной  помощи  семьям  и  детям,  находящимся в трудной жизненной
ситуации,  а   также   для   психолого-педагогического   сопровождения
замещающих семей;
     9)  развитие  системы  специализированных  служб   и   учреждений
различного      профиля      (медицинского,      культурно-досугового,
образовательного, спортивно-оздоровительного и  т.д.),  способствующих
удовлетворению потребностей семьи;
     10)  развитие  и  внедрение  инновационных  технологий  в   сфере
профилактики  социального сиротства, в том числе по оказанию различных
видов помощи семьям и детям; оказание содействия обеспечению  научного
изучения  различных  аспектов  жизнедеятельности  семьи,  в  том числе
семейных дисфункций;
     11) введение единых управленческих и  организационных  механизмов
системы  комплексной профилактики социального сиротства на областном и
муниципальном уровнях;
     12)  содействие  осуществлению  в  Иркутской  области  ежегодного
мониторинга  выявления  и  учёта  детей, нуждающихся в государственной
защите; проведение социального анализа положения  детей  –  социальных
сирот   и  составление  прогноза  ситуации  в  Иркутской  области   на
основании данных мониторинга;
     13) внедрение в  практику  органов  и  учреждений,  работающих  с
детьми  –  сиротами  и  детьми,  оставшимися  без попечения родителей,
Планов по защите прав  ребенка  и  Индивидуальных  планов  комплексной
реабилитации и развития ребенка;
     14)  введение  института   куратора   ребенка,   нуждающегося   в
государственной защите, отвечающего за исполнение Плана по защите прав
ребенка;
     15) введение процедур  мониторинга  физического,  психического  и
интеллектуального   состояния   и  развития  ребенка,  нуждающегося  в
государственной защите; в рамках  мониторинга  проведение  регулярного
(один  раз  в  год)  освидетельствования  состояния  и уровня развития
ребенка и оценки деятельности исполнительных  органов  государственной
власти   Иркутской   области  и  органов  местного  самоуправления  по
выполнению Планов по защите прав ребенка.
     2.  Обеспечение  приоритета  семейных  форм   устройства   детей,
оставшихся без попечения родителей:
     1)   содействие   созданию   учреждений,   деятельность   которых
направлена  на  устройство детей на воспитание в семьи и сопровождение
замещающих семей;
     2)  развитие  семейных  форм  устройства  детей-сирот  и   детей,
оставшихся без попечения родителей;
     3) поэтапное реформирование организаций для детей-сирот и  детей,
оставшихся   без  попечения  родителей,  в  организации,  деятельность
которых направлена на  психолого-педагогическое,  медико-социальное  и
правовое  сопровождение семей, в том числе замещающих (на первом этапе
- создание при организациях для детей-сирот и  детей,  оставшихся  без
попечения       родителей,       служб      психолого-педагогического,
медико-социального и правового сопровождения замещающих семей).
     3.  Разработка  и  внедрение   мер,   обеспечивающих   позитивную
социализацию   лиц  из  числа  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей:
     1) совершенствование, переработка и внедрение учебно-методических
и  воспитательных  программ, направленных на обеспечение права ребенка
на  частную  жизнь  и   приобретение   навыков,   обеспечивающих   его
полноценную социализацию;
     2)    содействие    созданию    учреждений    постпопечительского
(постинтернатного)  патроната,  введение  института  наставничества  в
отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения
родителей.
     4.  Создание  условий  для  обеспечения  кадрами   учреждений   и
организаций, осуществляющих деятельность в отношении семей и детей:
     1)   создание   единой   системы   профессиональной   подготовки,
переподготовки  и  повышения  квалификации  специалистов, работающих с
детьми,  нуждающимися  в  государственной   защите,   в   том   числе,
детьми-сиротами  и  детьми,  оставшимися  без  попечения родителей, на
основе межпрофессионального, междисциплинарного подхода;
     2) организация и проведение обучающих семинаров,  мастер-классов,
тренингов,  а  также  конференций  разного  уровня  с  целью повышения
квалификации,  обмена  опытом  работы,  распространения  инновационных
технологий работы с семьей и детьми.
     5. Формирование  общественного  мнения  и  поддержка  гражданских
инициатив, направленных на профилактику социального сиротства:
     1) содействие  развитию  сотрудничества,  укреплению  партнерских
отношений    органов    государственной   власти,   органов   местного
самоуправления,  организаций  в   области   профилактики   социального
сиротства;
     2)   привлечение   общественных   объединений,   в   том    числе
благотворительных,  коммерческих  организаций  к  участию в реализации
социально значимых проектов, направленных на профилактику  социального
сиротства;
     3)  организация  освещения  в   средствах   массовой   информации
положительного образа семьи, ее традиций, ценностей, освещение проблем
социального сиротства;
     4) обобщение, систематизация, тиражирование передового  опыта  по
профилактике социального сиротства в Иркутской области.

                   5. Механизм реализации Концепции                   

     Реализация  Концепции  предполагает  объединение  усилий  органов
государственной  власти,  органов местного самоуправления, организаций
для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без   попечения   родителей,
направленных   на   выработку   единых   подходов  к  решению  проблем
социального сиротства.
     Включение   механизмов    реализации    Концепции    предполагает
обеспечение   последовательного   достижения   целей,  обозначенных  в
настоящей Концепции и определяющих  направления  деятельности  органов
государственной  власти, органов местного самоуправления и организаций
по  стабилизации  и  последовательному  улучшению  ситуации  в   сфере
профилактики социального сиротства.
     К числу таких механизмов относятся:
     1)  совершенствование  нормативной-правовой  базы,  в  том  числе
разработка  нормативных  правовых  актов,  обеспечивающих  условия для
сокращения уровня социального сиротства в Иркутской области, защиты  и
улучшение  положения  семей  и  детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации;
     2) разработка и  реализация  в  установленном  порядке  областных
программ  комплексного  и  целевого  характера,  затрагивающих вопросы
профилактики социального сиротства;
     3) содействие обеспечению приоритетности распределения средств на
реализацию   программ,   направленных   на   профилактику  социального
сиротства.

                     6. Прогнозируемые результаты                     

     Основным результатом последовательной реализации Концепции должно
стать   укрепление   института   семьи,  снижение  уровня  социального
сиротства  в  Иркутской  области,  обеспечение  приоритета   семейного
воспитания.
     Реализация Концепции позволит:
     1) снизить уровень социального сиротства на территории  Иркутской
области,  значительно  увеличить число детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, воспитывающихся  в  разных  формах  семейного
воспитания;
     2) создать единую  межведомственную  информационную  базу  данных
семей и детей, нуждающихся в государственной поддержке;
     3) развить региональные  модели семейного устройства  детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей;
     4) создать систему психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения детей, воспитывающихся в замещающих семьях;
     5)  разработать  и  внедрить  новые  технологии  постинтернатного
сопровождения   выпускников   организаций  для  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей;
     6)  внедрить  новые  программы   подготовки,   переподготовки   и
повышения квалификации специалистов, работающих в системе профилактики
социального сиротства;
     7)   создать   устойчивую,   эффективную   систему    комплексной
профилактики   социального   сиротства   на  основе  межведомственного
взаимодействия и социального партнёрства.


Заместитель Губернатора
Иркутской области                                         А.П. Моисеев



Информация по документу
Читайте также