Расширенный поиск
Распоряжение Администрации Иркутской области от 26.09.2008 № 309-раАДМИНИСТРАЦИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е 26 сентября 2008 Иркутск № 309-ра О Концепции профилактики социального сиротства в Иркутской области на 2009 – 2013 годы В целях снижения уровня социального сиротства в Иркутской области, создания условий для устранения причин, порождающих семейное неблагополучие, оптимизации семейной политики, укрепления взаимодействия органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, общественных объединений в сфере профилактики социального сиротства, руководствуясь Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию профилактики социального сиротства в Иркутской области на 2009 – 2013 годы (далее – Концепция). 2. Рекомендовать главам муниципальных образований Иркутской области использовать положения Концепции при решении вопросов местного значения. 3. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию в газете «Областная». Временно исполняющий обязанности Губернатора И.Э. Есиповский ОДОБРЕНА распоряжением администрации Иркутской области от 26 сентября 2008 года № 309-ра КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 – 2013 ГОДЫ Концепция профилактики социального сиротства в Иркутской области на 2009 – 2013 годы (далее – Концепция) определяет основные направления профилактики социального сиротства в Иркутской области на 2009 – 2013 годы. Профилактика социального сиротства в рамках настоящей Концепции – комплекс мер экономического, правового, социального, информационного, организационного характера, направленных на устранение или нейтрализацию причин, порождающих социальное сиротство во всех формах его проявления. Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере профилактики социального сиротства на территории Иркутской области. Необходимость разработки Концепции обусловлена: 1) высоким уровнем социального сиротства в Иркутской области; 2) увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении; 3) увеличением числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 38% от общего числа выявленных и устроенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) недостаточной работой по постинтернатной адаптации выпускников названных организаций, их эффективной социализации. 1. Основные проблемы в сфере профилактики социального сиротства Ежегодно в Иркутской области без родительского попечения остаются более 4000 детей. В 2007 году с учетом территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа эта цифра составила 4939 детей. С января по июнь 2008 года департаментом семейной, демографической политики, опеки и попечительства Иркутской области выявлено и учтено 1944 детей, оставшихся без попечения родителей, 80% из них – социальные сироты, то есть дети, лишившиеся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам («сироты при живых родителях»). От 176 детей из общего числа выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, матери отказались сразу после рождения в родильных домах (отделениях), расположенных на территории Иркутской области. На 1 июля 2008 года среди детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, 8767 детей находятся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждаются в устройстве на воспитание в семью. Одной из основных причин, влияющих на рост числа социальных сирот, является ненадлежащее выполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, стабильный рост числа родителей, лишенных родительских прав, родителей, родительские права которых ограничены судом. Из года в год не уменьшается и число детей, отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью. В банке данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, состоит 9558 семей, в которых проживает и воспитывается 17844 ребенка. Органы и учреждения, работающие с детьми, в основном ведут работу по преодолению семейных кризисов, а не по их предупреждению. Объектом профилактики по-прежнему является сам ребенок, а не семья, проблемы которой и являются основной причиной социального сиротства. Основная задача большинства организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – удовлетворение витальных потребностей ребенка, при этом большое количество детей остается не подготовленным к реальной жизни в обществе. Сохраняется тенденция, при которой подавляющее большинство выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют возможностей для позитивной социализации после выпуска из указанных организаций. В Иркутской области отсутствует единая система выявления и учета семей «группы риска» по социальному сиротству. Деятельность по возвращению детей в кровные семьи, реабилитация и социальный патронат семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проводится в режиме апробации и разработки методик, и не имеет нормативного обеспечения. Отсутствуют стандарты работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних, предоставление необходимых социальных услуг этим семьям не гарантировано. Помощь нуждающимся различными органами и организациями оказывается разрозненно, по разным основаниям и из-за отсутствия эффективной координации не представляет собой комплекса мероприятий. Для кардинального повышения социальной эффективности деятельности по профилактике социального сиротства в Иркутской области эта деятельность должна приобрести системный характер, стать более адекватной современной социальной ситуации и быть приоритетно ориентированной на защиту права ребенка жить и воспитываться в семье. 2. Основные цели и задачи Концепции Основные цели Концепции: 1) сокращение уровня социального сиротства в Иркутской области, выявление и устранение причин и условий, способствующих увеличению числа социальных сирот; 2) защита и улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей «группы риска» по социальному сиротству; 3) обеспечение защиты права ребенка жить и воспитываться в семье. Основные задачи Концепции: 1) совершенствование законодательства Иркутской области в сфере профилактики социального сиротства; 2) создание системы ранней докризисной профилактики семей «группы риска» по социальному сиротству; 3) создание комплексной межведомственной системы профилактики социального сиротства в Иркутской области; 4) развитие системы первичной социализации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 5) содействие созданию учреждений, деятельность которых направлена на устройство детей на воспитание в семьи и сопровождение замещающих семей; 6) обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7) совершенствование и развитие в соответствии с законодательством системы социальной поддержки семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Создание в соответствии с законодательством разнообразных возможностей и развитие системы поддерживающих структур, обеспечивающих для семьи необходимые условия для выхода из кризиса и дальнейшего развития; 8) развитие региональной системы постинтернатной адаптации лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения гарантий по их дальнейшей социализации; 9) создание условий для обеспечения кадрами учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в отношении семей и детей; 10) развитие различных форм деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее – органы местного самоуправления), общественных объединений, организаций, средств массовой информации в поддержку семьи. 3. Основные принципы профилактики социального сиротства Деятельность исполнительных органов государственной власти Иркутской области в сфере профилактики социального сиротства основывается на принципах, предусмотренных международными правовыми актами и действующим законодательством Российской Федерации, в частности: 1) принцип права семьи как естественной и основной ячейки общества на защиту со стороны общества и государства; 2) принцип права каждого ребенка без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего, со стороны его семьи, общества и государства; 3) принцип защиты детей от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; 4) принцип приоритетности семейного воспитания детей; 5) принцип индивидуального подхода к семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, с соблюдением конфиденциальности полученной информации. 4. Основные направления Концепции Деятельность исполнительных органов государственной власти Иркутской области в сфере профилактики социального сиротства должна быть направлена на достижение поставленных целей и задач в соответствии с вышеизложенными принципами и предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях: 1. Совершенствование деятельности органов государственной власти Иркутской области в сфере профилактики социального сиротства: 1) нормативное закрепление статуса ребенка, нуждающегося в государственной защите; 2) введение института социального патроната над семьями «группы риска» по социальному сиротству и иных технологий раннего вмешательства, направленных на сохранение ребенка в кровной семье; 3) создание системы докризисной профилактики социального сиротства, реабилитации и восстановления кровной семьи; 4) создание межведомственной системы сбора информации о семьях «группы риска» по социальному сиротству и детях, нуждающихся в государственной защите; 5) развитие комплекса информационных, обучающих и PR-программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни, семейных ценностей, распространение информации о мерах социальной поддержки семьи и детей, об органах и организациях, оказывающих медицинские, медико-социальные, социально-бытовые, психолого-педагогические, правовые услуги семье и детям; 6) содействие оказанию информационных и консультационных услуг семьям и детям, направленных на сокращение ситуаций с риском социального сиротства (консультационные службы, «телефон доверия», информационные службы и т.д.), развитие служб информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семьям; 7) содействие оказанию правовой, методической, иных видов помощи детям и молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; создание системы оказания помощи одиноким беременным женщинам и одиноким женщинам, имеющим детей; 8) содействие созданию специализированных центров для оказания экстренной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также для психолого-педагогического сопровождения замещающих семей; 9) развитие системы специализированных служб и учреждений различного профиля (медицинского, культурно-досугового, образовательного, спортивно-оздоровительного и т.д.), способствующих удовлетворению потребностей семьи; 10) развитие и внедрение инновационных технологий в сфере профилактики социального сиротства, в том числе по оказанию различных видов помощи семьям и детям; оказание содействия обеспечению научного изучения различных аспектов жизнедеятельности семьи, в том числе семейных дисфункций; 11) введение единых управленческих и организационных механизмов системы комплексной профилактики социального сиротства на областном и муниципальном уровнях; 12) содействие осуществлению в Иркутской области ежегодного мониторинга выявления и учёта детей, нуждающихся в государственной защите; проведение социального анализа положения детей – социальных сирот и составление прогноза ситуации в Иркутской области на основании данных мониторинга; 13) внедрение в практику органов и учреждений, работающих с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, Планов по защите прав ребенка и Индивидуальных планов комплексной реабилитации и развития ребенка; 14) введение института куратора ребенка, нуждающегося в государственной защите, отвечающего за исполнение Плана по защите прав ребенка; 15) введение процедур мониторинга физического, психического и интеллектуального состояния и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите; в рамках мониторинга проведение регулярного (один раз в год) освидетельствования состояния и уровня развития ребенка и оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления по выполнению Планов по защите прав ребенка. 2. Обеспечение приоритета семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: 1) содействие созданию учреждений, деятельность которых направлена на устройство детей на воспитание в семьи и сопровождение замещающих семей; 2) развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) поэтапное реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации, деятельность которых направлена на психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение семей, в том числе замещающих (на первом этапе - создание при организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служб психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения замещающих семей). 3. Разработка и внедрение мер, обеспечивающих позитивную социализацию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1) совершенствование, переработка и внедрение учебно-методических и воспитательных программ, направленных на обеспечение права ребенка на частную жизнь и приобретение навыков, обеспечивающих его полноценную социализацию; 2) содействие созданию учреждений постпопечительского (постинтернатного) патроната, введение института наставничества в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4. Создание условий для обеспечения кадрами учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в отношении семей и детей: 1) создание единой системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми, нуждающимися в государственной защите, в том числе, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на основе межпрофессионального, междисциплинарного подхода; 2) организация и проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, а также конференций разного уровня с целью повышения квалификации, обмена опытом работы, распространения инновационных технологий работы с семьей и детьми. 5. Формирование общественного мнения и поддержка гражданских инициатив, направленных на профилактику социального сиротства: 1) содействие развитию сотрудничества, укреплению партнерских отношений органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций в области профилактики социального сиротства; 2) привлечение общественных объединений, в том числе благотворительных, коммерческих организаций к участию в реализации социально значимых проектов, направленных на профилактику социального сиротства; 3) организация освещения в средствах массовой информации положительного образа семьи, ее традиций, ценностей, освещение проблем социального сиротства; 4) обобщение, систематизация, тиражирование передового опыта по профилактике социального сиротства в Иркутской области. 5. Механизм реализации Концепции Реализация Концепции предполагает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на выработку единых подходов к решению проблем социального сиротства. Включение механизмов реализации Концепции предполагает обеспечение последовательного достижения целей, обозначенных в настоящей Концепции и определяющих направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по стабилизации и последовательному улучшению ситуации в сфере профилактики социального сиротства. К числу таких механизмов относятся: 1) совершенствование нормативной-правовой базы, в том числе разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих условия для сокращения уровня социального сиротства в Иркутской области, защиты и улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 2) разработка и реализация в установленном порядке областных программ комплексного и целевого характера, затрагивающих вопросы профилактики социального сиротства; 3) содействие обеспечению приоритетности распределения средств на реализацию программ, направленных на профилактику социального сиротства. 6. Прогнозируемые результаты Основным результатом последовательной реализации Концепции должно стать укрепление института семьи, снижение уровня социального сиротства в Иркутской области, обеспечение приоритета семейного воспитания. Реализация Концепции позволит: 1) снизить уровень социального сиротства на территории Иркутской области, значительно увеличить число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в разных формах семейного воспитания; 2) создать единую межведомственную информационную базу данных семей и детей, нуждающихся в государственной поддержке; 3) развить региональные модели семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) создать систему психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, воспитывающихся в замещающих семьях; 5) разработать и внедрить новые технологии постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 6) внедрить новые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в системе профилактики социального сиротства; 7) создать устойчивую, эффективную систему комплексной профилактики социального сиротства на основе межведомственного взаимодействия и социального партнёрства. Заместитель Губернатора Иркутской области А.П. Моисеев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|