Расширенный поиск
Распоряжение Губернатора Иркутской области от 25.12.2012 № 163-рГУБЕРНАТОРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е 25 декабря 2012 года Иркутск № 163-р О Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Иркутской области, в соответствии с пунктом 4 указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области: 1. Одобрить Стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области (прилагается). 2. Правительству Иркутской области в 3-месячный срок утвердить план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области разработать в установленном порядке соответствующие стратегии (программы) действий в интересах детей. 4. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию. С.В. Ерощенко ОДОБРЕНА распоряжением Губернатора Иркутской области от 25 декабря 2012 года № 163-р СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. В Российской Федерации указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Национальная стратегия). Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Главная цель настоящей стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области (далее – Региональная стратегия) - определить основные направления и задачи государственной политики в Иркутской области в интересах детей по созданию и развитию условий для максимально эффективной реализации их прав и гарантий. В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации в частности. В Иркутской области для решения вопросов в сфере детства с учетом основных характеристик социально-демографического положения в сфере материнства и детства разработаны и реализуются долгосрочные целевые, областные государственные целевые, региональные и ведомственные целевые программы либо полностью направленные на защиту прав детей, либо включающие отдельные положения, касающиеся данного вопроса, указанные в приложении к настоящей Региональной стратегии. Кроме этого, на территории Иркутской области реализуется Концепция профилактики социального сиротства в Иркутской области на 2009 - 2013 годы, утвержденная распоряжением администрации Иркутской области от 26 сентября 2008 года № 309-ра. В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения показателей детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. В Иркутской области, как и иных субъектах Российской Федерации, особенно остро стоят проблемы снижения смертности среди детей от внешних причин, наркомании среди несовершеннолетних, обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, охвата детей дошкольным образованием, детской преступности. В Иркутской области на начало 2012 года по статистическим данным проживало 517 874 ребенка в возрасте от 0 до 18 лет. Структура населения Иркутской области по возрасту характеризуется более высокой долей детей и подростков – 19 %, чем в среднем по Российской Федерации (16%) и по Сибирскому федеральному округу (17%). Общий коэффициент рождаемости (число родившихся живыми на 1 тыс. населения) в 2011 году в Иркутской области составил 15,4, что на 17% выше, чем в среднем по Российской Федерации и по Сибирскому федеральному округу. Отмечается естественный прирост населения за счет повышения рождаемости. Показатель общей заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет составил 232 174,2 на 100 000 детей. Данный показатель остается в течение последних трех лет без существенных изменений и соответствует показателю Российской Федерации. Снизилась доля инфекционных заболеваний. Показатель общей заболеваемости подростков снизился за последние 2 года на 3,6 %. По Иркутской области за последние 3 года отмечается снижение на 12% показателя младенческой смертности, который в 2011 году составил 8,9 на 1000 родившихся живыми. Вместе с тем, показатель младенческой смертности в регионе значительно выше, чем в среднем по Российской Федерации (7,3 на 1000 родившихся живыми) и по Сибирскому федеральному округу (7,8 на 1000). Среди детей, умерших на первом году жизни, отмечается значительная доля детей, проживавших в семьях группы высокого медико-социального риска. Среди детей в возрасте старше 1 года одними из основных остаются внешние причины смерти, составляющие у подростков до 75 %. В структуре внешних причин смерти детей подросткового возраста одну из лидирующих позиций занимают суициды. По информации Росстата по итогам 2010 года Иркутская область занимала одно их первых мест среди субъектов Российской Федерации по числу детских суицидов. Согласно статистике Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области в 2011 году имел место 131 факт детского суицида, что на 13,3 % больше в сравнении с показателем 2008 года. Экспертами отмечается, что больше всего завершенных суицидов среди подростков совершается из-за семейных конфликтов, романтических отношений, личностных проблем, замкнутости, психических заболеваний. Однако, внешние причины суицидального поведения детей и подростков возможно в максимальной степени исключить благополучной семейной обстановкой, располагающей к доверительному общению родителей и детей, надлежащим присмотром за несовершеннолетними. Вместе с тем, большая часть родителей значительное внимание уделяют вопросам материального положения в семьях, содержания своих детей, обеспечения приемлемых условий их воспитания. Одним из факторов, стимулирующих создание, нормальное функционирование семей, рождение и содержание нескольких детей, является улучшение материальных условий и экономических характеристик положения семьи. Среднедушевой денежный доход населения Иркутской области за 2011 год составил 15 984,1 рублей, что на 6,8 % больше, чем в предыдущем году. Номинальному повышению доходов способствовало увеличение заработной платы, пенсий, стипендий, ряда социальных выплат. Но денежные доходы не в полной мере отражают материальное благосостояние населения, особенно в сельской местности, где заметную роль в бюджете домашних хозяйств играют поступления из личного подсобного хозяйства. В целом за 2011 год реальные располагаемые доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) сократились на 3,7%. Одним из ключевых индикаторов уровня благосостояния является доля расходов на питание: чем ниже размер материального достатка семьи, тем выше доля расходов на продукты питания. Расходы на питание в Иркутской области в структуре потребительских расходов всех домашних хозяйств в 2011 году занимали 37,5%, покупку непродовольственных товаров – 39,9%, оплату услуг – 21%. В семьях с 4 детьми и более стоимость питания составила 57,4% расходов, покупка непродовольственных товаров – 29,7%, оплата услуг – 12,9%. Семьи, имеющие 4-х детей и более, в сравнении с однодетными семьями, потребляют в расчете на человека в 1,5 - 1,7 раза меньше мясных продуктов и картофеля, в 2,7 - 3,2 раза меньше плодоовощной и молочной продукции. Недостаточное потребление основных продуктов питания в многодетных семьях негативно сказывается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования более половины домохозяйств, имеющих 1 - 2 детей, и 80% многодетных семей. При наличии 4 детей и более семьи испытывают затруднения при покупке одежды и оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. Весомый элемент благосостояния - уровень жилищной обеспеченности семей. Жилищные условия в значительной мере предопределяют и состояние здоровья детей. В 2011 году более половины домохозяйств с тремя детьми (66,3%) проживали в стесненных условиях, в том числе 43,6% - в комнатах недостаточного размера, а 56,4% домохозяйствам недоставало количества комнат. Как правило, в большей степени стеснены семьи, имеющие 4 и более детей. 24,3 % семей из числа 1-2-детных семей и 62,5 % семей, имеющих троих и более детей, в 2011 году имели среднедушевые располагаемые ресурсы ниже величины прожиточного минимума, из них у 20,9 % хозяйств в два и более раза ниже официально установленного прожиточного минимума в регионе. Соответственно, уровень жизни семей, имеющих детей, в регионе является недостаточным для удовлетворения основных нужд жизнедеятельности семей. В Иркутской области в настоящее время в целях обеспечения гарантированной государственной материальной поддержки материнства, отцовства и детства, в связи с рождением и воспитанием детей, наряду с федеральными, реализуются 10 нормативных правовых актов регионального значения, направленных на реализацию 19 наиболее приоритетных мер социальной поддержки детей и семей, имеющих детей. Вместе с тем, материальное положение семей, имеющих детей, а также семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области остается достаточно сложным, требующим принятия дополнительных мер их социальной поддержки. Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав. За 2011 год 1 665 родителей были лишены родительских прав в отношении 1 998 детей, 191 человек - ограничены в родительских правах в отношении 263 несовершеннолетних. Широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, пренебрежение их основными потребностями. По итогам работы в 2011 году в Иркутской области органами опеки и попечительства 120 детей отобраны у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью, выявлено 47 случаев жестокого обращения с детьми. В Российской Федерации в 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами противоправных деяний, в Иркутской области этот показатель составляет 1155 детей, за 8 месяцев 2012 года зарегистрировано 852 преступления, совершенных в отношении детей и подростков, в том числе 151 - насильственного характера. При этом около четверти лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних в 2012 году, составили родители: 195 отцов и 119 матерей. В том числе 9 лиц совершили убийства, покушения на убийство своих детей, причинение смерти по неосторожности. За 8 месяцев 2012 года сотрудниками полиции на территории Иркутской области возбуждено 86 уголовных дел по фактам ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряженных с систематическим жестоким обращением с детьми. В 2009 году было выявлено 359 подобных преступлений, в 2010 году - 260, а по итогам 2011 года - 162. К административной ответственности за неисполнение законными представителями обязанностей по воспитанию, содержанию детей ежегодно привлекается более 15000 человек. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: в среднем более трети (36,5%) преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения. К уголовной ответственности за совершение преступлений в течение 2011 года привлечено 1793 подростка. В Иркутской области около 3 из 10 преступлений, совершенных подростками, характеризовались групповой формой. При этом более половины групповых преступлений (54 - 58%) совершены подростками под руководством или при непосредственном участии взрослых лиц. Семейное неблагополучие является основной причиной социального сиротства, которое на протяжении последних лет особенно остро стоит в Иркутской области. В Иркутской области на начало 2012 года в банке данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, состояло 6799 семей, в которых проживало 13045 детей. Соответственно не менее 2,5% детей от общего количества несовершеннолетних, проживающих на территории Иркутской области, проживают в социально опасных условиях. Безусловно, меры, принимаемые в Иркутской области в сфере организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, позволили снизить их количество по сравнению с показателем 2011 года на 28%, однако ситуация остается достаточно серьезной и требует принятия дополнительных мер в организации системной работы по предотвращению семейного неблагополучия на основе межведомственного взаимодействия и преемственности. На начало 2012 года количество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 21 728 человек или 4,2% от общей численности детского населения региона. К сожалению, показатель численности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего количества детского населения в Иркутской области на протяжении последних 3-х лет остается стабильно высоким (на начало 2010 года – 4,1%, на начало 2011 года – 4%). В связи с этим, в Иркутской области одним из приоритетных направлений остается деятельность по развитию семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Правительством Иркутской области в 2011-2012 годах принят ряд нормативных правовых актов, положительно повлиявших на активизацию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, установлена единовременная выплата в размере 100 тысяч рублей гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 сентября 2012 года на 25% увеличен размер вознаграждения приемным родителям за каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка, а также увеличен размер денежных средств, выплачиваемых на их содержание. С 2010 года в Иркутской области начато создание системы подготовки приемных родителей и их последующего сопровождения. В настоящее время организована работа по подготовке приемных родителей в 6 муниципальных образованиях Иркутской области, в 36 муниципальных образованиях полномочие органов опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью ребенка. С целью оптимизации работы по оказанию медико-социальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, министерством здравоохранения Иркутской области утверждено типовое соглашение по устройству детей в возрасте до 3 лет временно в дома ребенка по заявлению родителей. Предпринимаемые в Иркутской области меры по профилактике социального сиротства позволили увеличить в 2011 году в сравнении с 2010 годом на 3,1% число детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание биологическим родителям, уменьшить на 6,1% число родителей, лишенных родительских прав, и увеличить на 11,5% число родителей, восстановленных в родительских правах. На усыновление в 2011 году переданы 246 несовершеннолетних, что также на 9 % больше показателя 2009 года. Из общего количества усыновленных в прошедшем году российскими гражданами усыновлено 62,6 % детей, иностранными гражданами – 37,4 %. По итогам первого полугодия 2012 года по сравнению с тем же периодом 2011 года на 4,6 % увеличилось число детей, переданных под опеку (попечительство) на возмездной основе по договору о приемной семье. Увеличилось количество усыновленных детей, ранее находившихся на безвозмездной либо возмездной формах опеки. Проблемным вопросом в Иркутской области является обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, решение которого начато системно только с 2010 года. На начало 2012 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состояли 14346 детей-сирот, из них достигших возраста 18 лет и старше – 6 003 человека, то есть те, кто уже приобрел право на получение жилья в настоящий момент. Кроме этого, вследствие наличия в регионе большого количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, серьезной является проблема их подготовки к самостоятельной жизни после выпуска из интернатных учреждений. Выпускники по окончанию учреждения профессионального образования являются несовершеннолетними, у большинства из которых нет жилья, подростки имеют проблемы в самообслуживании, в соблюдении правил поведения. Молодые люди не мотивированы в выборе профессии, зачастую их выбор носит неосознанный характер, как следствие, имеют проблемы в трудоустройстве по окончанию профессионального учебного заведения. Трудовое воспитание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачастую ограничивается навыками самообслуживания. Одной из важных задач организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна являться подготовка выпускника к реальной жизни в обществе, вместе с тем, в настоящее время работа с выпускниками в основном ведется по преодолению кризисных ситуаций, а не по их предупреждению. Процент успешной адаптации остается низким, выпускники, как правило, не в состоянии реализовать на практике предоставленные им права. В Иркутской области отсутствуют единая система учета выпускников, стандарты работы с ними. Подготовка выпускников к самостоятельной жизни осуществляется в условиях отсутствия эффективной координации, не представляет собой комплекса мероприятий, отсутствует единый методический подход в организации данной работы. Важным звеном в сфере поддержки семей, имеющих детей, является обеспечение условий для реализации гарантированного права детей на образование. Охват дошкольным образованием составляет в настоящее время в Иркутской области менее 60 % от общего количества детей, находящихся на регистрационном учете. На начало 2012 года в Иркутской области насчитывается 975 общеобразовательных учреждений: 930 муниципальных и 45 областных государственных. Число обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях составляет 265250 человек (207 464 - в городских, 57 786 – в сельских). Впервые за последние 10 лет в 2011 году произошло увеличение контингента обучающихся. Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях в Иркутской области в 2011 году составляет 19,3 человек, в городских - 23,6 человек, в сельских - 11,6 человек. Одним из эффективных методов формирования навыков здорового образа жизни у школьников является внедрение в практику школьной жизни превентивных образовательных программ. На сегодняшний день в Иркутской области подготовлено 1446 учителей-превентологов из 530 образовательных учреждений в Иркутской области. Созданные в образовательных учреждениях в Иркутской области наркопосты являются структурой, призванной осуществлять комплекс мер по первичной профилактике наркомании среди обучающихся. На начало 2012 года наркопосты действуют в 39 муниципальных образованиях. Включенность в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) в Иркутской области решена в настоящее время не в полной мере. В 2011-2012 учебном году контингент обучающихся в Иркутской области из числа детей с ограниченными возможностями здоровья составлял 17 675 детей, что на 0,3% больше в сравнении с 2010-2011 учебным годом. Данная категория детей обучается в 258 общеобразовательных школах, 37 областных государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственной отсталостью. Количество образовательных учреждений, предоставляющих детям с ограниченными возможностями здоровья право на получение образования, по сравнению с 2010-2011 учебным годом увеличилось на 17 учреждений. На 5% увеличилось количество классов–комплектов для обучения детей в интегрированной форме. По данным отчетов Федерального государственного статистического наблюдения в Иркутской области 915 детей с ограниченными возможностями здоровья не посещают образовательные учреждения или посещают их крайне нерегулярно. Из них 544 ребенка не имеют медицинских противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. На 1 июля 2012 года созданы условия для дистанционного обучения и организован образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий 416 детям с ограниченными возможностями здоровья Иркутской области. Проблемным вопросом в Иркутской области, как и в целом в Российской Федерации, остается вопрос организации обучения детей с умеренной и тяжелой формами умственной отсталости. Министерством образования Иркутской области в последние годы начата работа по организации образовательного процесса для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью. Вместе с тем, на начало 2012-2013 учебного года включены в образовательный процесс только 230 детей с выраженной патологией умственного развития. Система дополнительного образования детей в Иркутской области представлена 122 учреждениями дополнительного образования детей, в том числе 4 областными государственными образовательными учреждениями дополнительного образования детей. Кроме этого, система дополнительного образования детей широко развита на базе общеобразовательных учреждений. Такая организация работы системы дополнительного образования детей создает более комфортные условия для занятий дополнительным образованием обучающихся, в первую очередь, проживающих в сельских местностях в Иркутской области. Охват обучающихся дополнительным образованием на базе общеобразовательных учреждений в сельской местности выше, чем этот же показатель в городах. Так, в сельской местности занято в 2010-2011 учебном году 62,2% школьников от общего числа обучающихся, в городах – только 46,1% от общего числа обучающихся. Сеть образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства Иркутской области включает в себя 108 муниципальных детских школ искусств и 1 областное государственное учреждение, в которых обучается более 25 000 одаренных детей. В Иркутской области реализуется комплекс мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей. Вместе с тем, индивидуальный характер обучения в учреждениях культуры и искусства оказывает влияние на увеличение расходов органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, в том числе на оснащение современным оборудованием детских школ искусств в Иркутской области. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время. В образовательных учреждениях в Иркутской области проблема ограничения доступа обучающихся к нежелательным интернет-ресурсам решалась в рамках приоритетного национального проекта «Образование» посредством установки во все школы, детские дома, коррекционные школы и другие общеобразовательные учреждения программного обеспечения для фильтрации контента. Между тем, по статистическим данным у 57,3 % школьников в Иркутской области имеются домашние компьютеры. И если в школе ребенок находится под контролем педагогов, то в домашних условиях огромное значение имеет организация контроля доступа в сеть «Интернет» со стороны родителей. Исследования показывают, что взрослые часто недооценивают угрозы, исходящие из «Интернета», что в свою очередь является последствием как преступлений, совершаемых несовершеннолетними, так и их суицидального поведения. Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требуют от органов государственной власти Иркутской области принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ДЕТСТВА Основными проблемами в Иркутской области в сфере детства являются: 1. Недостаточная эффективность имеющихся правовых механизмов обеспечения и защиты интересов детей. 2. Высокие показатели нуждаемости семей при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях. 3. Высокий уровень социального сиротства и жестокого обращения с детьми. 4. Низкая эффективность профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, подростками-правонарушителями. 5. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, находящиеся в социально опасном положении). 6. Не отвечающая современным потребностям социальная инфраструктура для детей и семей либо ее отсутствие (недостаточное развитие) в большинстве муниципальных образований Иркутской области, особенно в сельских или отдаленных местностях. 7. Отсутствие равной доступности к получению необходимых услуг семей и детей в сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта в муниципальных образованиях Иркутской области. 8. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. 9. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно. Глава 2. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ Ключевыми принципами Региональной стратегии определены: 1) законодательное обеспечение прав ребенка; 2) поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав; 3) создание условий для реализации потенциала каждого ребенка в части его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности; 4) обеспечение приоритета права каждого ребенка жить и воспитываться в семье; 5) особое внимание уязвимым категориям детей; 6) обеспечение квалифицированного и качественного профессионального сопровождения семей с детьми; 7) партнерство во имя ребенка; 8) поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. РАЗДЕЛ II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ Глава 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости в Иркутской области, численность детского населения сокращается. Так, в 2012 году численность детского населения в сравнении с показателем 2009 года сократилась на 11,8 %. Иркутская область характеризуется высоким уровнем социального неблагополучия семей, и как следствие, одним из самых больших показателей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Улучшение качества жизни семей. 2. Повышение уровня социальной стабильности в области защиты прав детей. Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ 1. Направления реализации задачи «Улучшение качества жизни семей»: 1) совершенствование систем оплаты труда в отраслях бюджетной сферы, направленное на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг; 2) осуществление социальных выплат гражданам, имеющим детей, признанным в установленном порядке безработными; 3) оказание государственных услуг в области содействия занятости населения; 4) организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории Иркутской области (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время); 5) организация системной межведомственной деятельности по выявлению, учету, организации и осуществлению индивидуальной профилактической работы в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; 6) обеспечение равной доступности к получению необходимых услуг семей и детей в сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта в муниципальных образованиях Иркутской области; 7) развитие системы государственной социальной инфраструктуры для детей и семей в муниципальных образованиях Иркутской области, особенно в сельских или отдаленных местностях; 8) оказание социальной поддержки многодетным семьям, малоимущим семьям, семьям одиноких родителей, меры социальной поддержки иным категориям семей, имеющих детей, в соответствии с законодательством, обеспечение ежегодной индексации установленных выплат. 2. Направления реализации задачи «Повышение уровня социальной стабильности в области защиты прав детей»: 1) ранняя профилактика семейного неблагополучия, совершенствование работы с семьями, находящимися в социально опасном положении; 2) профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и активизация совместной работы всех субъектов системы профилактики; 3) внедрение и распространение современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми; 4) внедрение передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших; 5) обеспечение равной доступности к получению социальных услуг семей и детей, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных служб для детей, пострадавших от жестокого обращения и иных учреждений, а также за счет активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций; 6) внедрение инновационных профилактических услуг по предотвращению жестокого обращения с детьми, преодолению семейного неблагополучия, реабилитационной помощи детям (их семьям), пострадавшим от жестокого обращения; порядка межведомственного взаимодействия по раннему выявлению жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе в деятельности по защите прав детей; 7) формирование современной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей; 8) установление региональных нормативов численности специалистов социальной сферы, работающих с детьми; 9) реструктуризация (перепрофилирование) действующей сети областных государственных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом современных потребностей; 10) создание (развитие) учреждений (отделений), оказывающих реабилитационную помощь детям-жертвам насилия и жестокого обращения, женщинам, имеющим детей, и пострадавшим от жестокого обращения и насилия. Глава 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Увеличение количества государственных услуг в различных сферах, оказанных семьям и детям в сельских и отдаленных местностях Иркутской области. 2. Снижение количества безработных граждан, имеющих детей. 3. Снижение численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в банке данных Иркутской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. 4. Сокращение случаев лишения родительских прав. 5. Сокращение числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях. РАЗДЕЛ III. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ Глава 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ По состоянию на 1 июля 2012 года в муниципальных органах управления образования в Иркутской области количество детей, находящихся на регистрационном учете, нуждающихся в устройстве в дошкольное образовательное учреждение, составляет 85 767 детей, из которых 48 862 ребенка, имеющих право посещать дошкольное учреждение, не устроены в настоящее время. Охват детей в возрасте от 1 до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями в Иркутской области составляет на протяжении трех последних лет более половины. Так, в 2010 году охват дошкольным образованием составил 58 % от общего количества детей, находившихся на регистрационном учете, в 2011 году – 57 %, в 2012 году – 59 %. Вместе с тем, тенденция по увеличению охвата населения услугами дошкольного образования сохраняется. Рост показателя на 1 декабря 2012 года составляет 60,1%. Кроме того, количество детей, находящихся на регистрационном учете, сократилось, и на 1 декабря 2012 года составляет 72 894 ребенка в возрасте от 0 до 7 лет, из которых 17 406 детей в возрасте от 3 до 7 лет. В Иркутской области наблюдается недостаточный уровень доступности занятий физической культурой и спортом, развитости системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта. Охват детей и подростков массовым спортом в Иркутской области составляет 45,3 % в общей численности детей в возрасте 6-15 лет, в том числе занимающихся в детско-юношеских спортивных школах – 17,4 % (46,4 тыс. человек). Современная система защиты от нежелательных и опасных Интернет-ресурсов нуждается в совершенствовании для обеспечения безопасного использования несовершеннолетними, обучающимися в образовательных учреждениях в Иркутской области, всемирной сети. По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в 2012 году на территории Иркутской области зарегистрированы 45 детских и 36 молодежных общественных объединений. В детских и молодежных общественных объединениях задействовано по предварительным данным только около 5 % от общей численности молодежи в Иркутской области, что соответственно, является достаточно низким показателем. В связи с этим требуется принятие дополнительных мер для развития детских и молодежных общественных объединений и включения в их деятельность как можно большего количества молодых людей. Таким образом, в сфере доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей являются: 1) дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, невысокий уровень качества дошкольного образования; 2) дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию; 3) отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг; 4) несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети «Интернет» и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту; 5) низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей; 6) недостаточно развитая система дополнительного образования детей. Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступных и качественных бесплатных образовательных услуг, расширение вариативности их форм. 2. Обеспечение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования в Иркутской области для детей в возрасте от 3 до 7 лет через расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях. 3. Обеспечение условий для выявления, развития и поддержки талантливых детей в Иркутской области. 4. Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и физического воспитания детей. 5. Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. 6. Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения. 7. Формирование условий для гражданско-патриотического, культурно-эстетического и нравственного воспитания детей. 8. Развитие системы профилактики наркомании, иных социально-негативных тенденций среди несовершеннолетних. 9. Поддержка молодежных и детских общественных объединений как необходимого звена самореализации личности, социализации детей и молодежи. Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ 1. Направления реализации задачи «Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступных и качественных бесплатных образовательных услуг, расширение вариативности их форм»: 1) законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду (права на инклюзивное образование); 2) обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, в том числе специальных – для детей с ограниченными возможностями здоровья, учреждений дополнительного образования, а также развития всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор; 3) укрепление материально-технической базы образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, направленное на обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность проведения с ними индивидуальных занятий, в том числе в домашних условиях; 4) разработка нормативного правового акта Иркутской области о расчете нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; 5) реорганизация деятельности существующих образовательных учреждений профессионального образования посредством организации в них инклюзивного образования детей и молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья; 6) совершенствование системы обеспечения качественным горячим питанием детей в областных государственных учреждениях профессионального образования; 7) создание условий для реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования; 8) создание условий для получения качественного образования, эффективной реабилитации и социализации детей, находящихся в учреждениях закрытого типа (спецшколах); 9) создание (развитие) инфраструктуры учреждений (отделений) для обучения, воспитания и социализации детей с сохранным интеллектом, но имеющим различные физические патологии; 10) обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование; 11) обеспечение адресной поддержки инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 2. Направления реализации задачи «Обеспечение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования в Иркутской области для детей в возрасте от 3 до 7 лет через расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях»: 1) создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях за счет помещений, используемых не по назначению; 2) создание групп кратковременного пребывания; 3) реконструкция зданий и помещений ранее переданных зданий детских садов, а также реконструкция зданий и помещений действующих муниципальных дошкольных учреждений, предусматривающих увеличение их площади; 4) строительство новых зданий дошкольных образовательных учреждений; 5) создание дополнительных мест в негосударственных организациях, предоставляющих услуги дошкольного образования по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. 3. Направления реализации задачи «Обеспечение условий для выявления, развития и поддержки талантливых детей в Иркутской области»: 1) расширение сети объединений дополнительного образования в образовательных учреждениях для развития интеллектуальных, технических, творческих, спортивных способностей и социальной активности обучающихся; 2) создание регионального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для одаренных детей; 3) создание системы специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников сферы культуры и образования, работающих с одаренными детьми, а также для обеспечения их работы с родителями (законными представителями) детей; 4) обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи. 4. Направления реализации задачи «Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и физического воспитания детей»: 1) разработка нормативно-правовой базы в целях введения именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования, спортивно-досуговых услуг по месту жительства; 2) оказание поддержки учреждениям культуры (музеи, школы искусств, учреждения культурно-досугового типа, библиотеки), учреждениям дополнительного образования, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детским спортивным школам; 3) расширение сети детских и юношеских творческих объединений, центров, клубов по месту жительства, спортивных сооружений, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; 4) совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников, работающих с одарeнными детьми, в сфере культуры в Иркутской области; 5) внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу общеобразовательных учреждений в Иркутской области; 6) обеспечение кадрами с высшим и средним профессиональным образованием учреждений дополнительного образования детей. 5. Направления реализации задачи «Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: 1) создание и внедрение просветительских программ обучения детей, родителей правилам безопасного поведения в Интернет-пространстве, профилактики Интернет-зависимости; 2) внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений в Иркутской области, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей; 3) создание общественных механизмов экспертизы Интернет-контента для детей Иркутской области; создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей. 6. Направления реализации задачи «Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения»: 1) обеспечение образовательных учреждений достаточным количеством педагогов-психологов (разработка соответствующих нормативов численности); 2) формирование единой содержательной основы подготовки педагогов-психологов, правового регулирования оказания психологической помощи детям; 3) развитие системы качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи детям и семьям в образовательных учреждениях; популяризация среди семей и детей услуг психологической помощи. 7. Направления реализации задачи «Формирование условий для гражданско-патриотического, культурно-эстетического и нравственного воспитания детей»: 1) разработка и реализация программ патриотического воспитания и допризывной подготовки детей и молодежи; 2) развитие и поддержка патриотических клубов, центров, работающих с детьми; 3) развитие сети учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры; 4) государственная поддержка одаренных детей в сфере культуры и искусства. 8. Направления реализации задачи «Развитие системы профилактики наркомании, иных социально-негативных тенденций среди несовершеннолетних»: 1) разработка и реализация просветительских программ, направленных на профилактику социально-негативных явлений среди несовершеннолетних; 2) развитие системы реабилитационных услуг несовершеннолетним, страдающим различного вида зависимостями. 9. Направления реализации задачи «Поддержка молодежных и детских общественных объединений как необходимого звена самореализации личности, социализации детей и молодежи»: 1) оказание областной государственной поддержки молодежным и детским общественным объединениям; 2) распространение на территории Иркутской области положительного опыта работы общественных объединений, клубов, педагогических коллективов образовательных учреждений в сфере патриотического воспитания. Глава 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Увеличение охвата всех категорий детей соответствующими образовательными услугами. 2. Обеспечение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования в Иркутской области для детей в возрасте от 3 до 7 лет. 3. Создание регионального ресурсного центра для работы с одаренными детьми и создание региональной модели работы по выявлению и развитию талантов у детей Иркутской области. 4. Увеличение количества родителей и детей, получивших различные виды социально-психологической, педагогической помощи в образовательных учреждениях. 5. Увеличение числа обучающихся образовательных учреждений, охваченных программами медиабезопасности. 6. Увеличение доли образовательных учреждений, имеющих программный продукт, обеспечивающий контент-фильтрацию Интернет-трафика. 7. Увеличение числа детей - членов молодежных и детских общественных объединений. 8. Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, проводимых в сфере культуры, от общего числа детского населения Иркутской области в возрасте до 17 лет. 9. Увеличение количества детей, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров. 10. Снижение числа детей и подростков, с впервые установленным диагнозом «наркомания». РАЗДЕЛ IV. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ДРУЖЕСТВЕННОЕ К ДЕТЯМ, И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Глава 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Структуру заболеваемости среди детского населения Иркутской области в порядке убывания по распространенности составляют болезни органов дыхания (-0,4 % по сравнению с показателем 2010 года), болезни органов пищеварения (+6.1%), травмы и отравления (+5,6%), болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни глаза и придаточного аппарата. Снизилась доля инфекционных заболеваний. Показатель общей заболеваемости подростков снизился за последние 2 года на 3,6 %. В структуре заболеваемости подростков преобладают болезни органов дыхания (-3,6%), болезни органов пищеварения (-16,1%), болезни костно-мышечной системы (-8,6%), болезни мочеполовой системы, болезни глаза и его придаточного аппарата. Для обеспечения доступности специализированной медицинской помощи детям в сельских и отдаленных местностях Иркутской области на базе крупных педиатрических учреждений начато формирование межрайонных педиатрических центров. В целях улучшения состояния репродуктивного здоровья у подростков в 5 муниципальных образованиях Иркутской области открыто 6 клиник, дружественных к молодежи, в которых оказывается медицинская помощь, направленная на охрану репродуктивного здоровья, пропаганду здорового образа жизни. Открыты 8 центров здоровья для детей. В целях совершенствования оказания медико-социальной помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутской ордена «Знак Почета» областной клинической больницы организован центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, открыто 7 кабинетов медико-социальной помощи для беременных женщин. Требует совершенствования система организации лекарственного обеспечения детей с орфанными заболеваниями, необходимо развитие системы амбулаторной и специализированной стационарной медицинской помощи детям, внедрение новых видов высокотехнологичной медицинской помощи. Отмечается потребность в создании системы реабилитации детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, принятии дополнительных мер по обеспечению доступности специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи для детей отдаленных районов Иркутской области, совершенствовании системы организации оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. Крайне острой в Иркутской области остается проблема детских суицидов. Количество специалистов в Иркутской области, работающих с детьми, пострадавшими от суицидов, составляет 8 человек, что, безусловно, недостаточно при имеющихся в Иркутской области негативных показателях по суицидальному поведению детей и подростков. Требуют решения проблемы создания эффективной системы оказания медико-социальной помощи детям, пострадавшим от жесткого обращения, профилактики отказов от новорожденных детей в родильных домах. Особого внимания требуют вопросы охраны репродуктивного здоровья, профилактики употребления несовершеннолетними алкоголя, наркотических и иных психоактивных веществ, развития системы оказания реабилитационной помощи указанным категориям детей. Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Обеспечение доступности и качественного оказания медицинской помощи беременным женщинам и детям. 2. Развитие профилактической педиатрии. 3. Профилактика детской инвалидности. 4. Создание системы работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних и оказанию помощи в постсуицидальный период. 5. Создание региональной модели профилактики отказов от новорожденных детей в родильных домах. Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ 1. Направления реализации задачи «Обеспечение доступности и качественного оказания медицинской помощи беременным женщинам и детям»: 1)совершенствование системы, направленной на обеспечение доступности получения специализированной помощи беременным женщинам и детям; 2) обеспечение доступности высокотехнологичных, дорогостоящих видов лечения в неонатологии и педиатрии; 3) внедрение программы пренатальной дородовой диагностики; создание службы паллиативной помощи детям раннего возраста на базе домов ребенка, создание системы амбулаторной паллиативной помощи детям на базе детских поликлиник; 4) внедрение новых реабилитационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья; 5) создание системы продолженного наблюдения и амбулаторной реабилитации для детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела; совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях; 6) обеспечение возможности экстренной транспортировки больных детей из отдаленных районов Иркутской области; 7) реализация программы неонатального скрининга; 8) развитие новых видов высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи; 9) организация работы выездных бригад медицинских работников в отдаленные районы Иркутской области; 10) создание условий для обеспечения получения детьми качественной медицинской помощи и обслуживания по всей территории Иркутской области (обеспечение наличия необходимых специалистов, в том числе узкопрофильных; необходимого медицинского оборудования и надлежащих условий для оказания медицинской помощи); 11) организация работы межрегиональных и межрайонных педиатрических центров; 12) обеспечение условий для оказания медицинской и реабилитационной помощи детям, страдающим алкогольной, наркотической, токсической зависимостью в каждом муниципальном образовании Иркутской области. 2. Направления реализации задачи «Развитие профилактической педиатрии»: 1) обеспечение условий по повсеместному проведению диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, диспансеризации детей-инвалидов, детей первого года жизни, подростков; 2) развитие сети клиник, дружественных молодежи; 3) реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни несовершеннолетних, начиная с младшего возрастного периода; 4) распространение здоровьесберегающих технологий обучения на все образовательные учреждения в Иркутской области, включая учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Направления реализации задачи «Профилактика детской инвалидности»: 1) развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям; 2) реализация программы ранней диагностики врожденных пороков развития; 3) развитие сети отделений восстановительного лечения для детей в медицинских учреждениях. 4. Направления реализации задачи «Создание системы работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних и оказанию помощи в постсуицидальный период» в Иркутской области необходимо принятие следующих мер: 1) реализация мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних; 2) организация подготовки специалистов, работающих с детьми, пострадавшими от суицидов, в том числе суицидологов; 3) обеспечение условий для работы бесплатного телефона доверия, специализирующегося по оказанию помощи детям с суицидальным поведением. 5. Направления реализации задачи «Создание региональной модели профилактики отказов от новорожденных детей в родильных домах»: 1) создание службы сопровождения и поддержки беременных, и одиноких женщин, имеющих детей первого года жизни, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 2) реализация в пилотных домах ребенка проекта «Как дома»; 3) создание кризисных центров (служб) при домах ребенка по типу «маленькая мама» для оказания помощи несовершеннолетним беременным и несовершеннолетним матерям с детьми; 4) создание служб сопровождения и поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка. Обеспечение юридического и психологического сопровождения женщин в женских консультациях и родильных домах; 5) поддержка негосударственного сектора в работе по профилактике отказов от новорожденных и организация совместной работы в данном направлении с женскими консультациями и родильными домами. Глава 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Снижение показателя младенческой и детской смертности от управляемых причин. 2. Снижение числа детей, которым впервые установлена инвалидность. 3. Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек. 4. Увеличение числа детей, относящихся к 1 и 2 группе здоровья. 5. Снижение числа отказов от новорожденных детей. 6. Снижение числа детских и подростковых суицидов. РАЗДЕЛ V. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА Глава 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая ВИЧ-инфицированных детей. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области на 1 января 2012 года составило 21 728 тыс. человек, что составляет около 4 % от детского населения в Иркутской области, из них 86,8 % стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав, от каждого десятого ребенка родители отказались при рождении. Вместе с тем, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из общего количества воспитанников около 60 процентов являются подростками. В Иркутской области требуется развитие системы материального и нематериального стимулирования граждан, принимающих на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях. На начало 2012 года в Иркутской области численность детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) составляла 12 942 человека. Более 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) в Иркутской области воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных «барьеров инвалидности» и психологической изоляцией в силу равнодушного отношения окружающих к детям-инвалидам, самоизоляцией семей. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории (более 12 процентов из них попадают в дома-интернаты). Ежегодно более 1200 детей с ограниченными возможностями здоровья с установленной инвалидностью воспитываются в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения, где имеются следующие проблемы: устаревшие здания, «перенаселенность» воспитанниками, невозможность самостоятельного проживания детей после выхода из домов-интернатов. В настоящее время в Иркутской области недостаточно развита сеть областных государственных образовательных учреждений для детей, имеющих значительные физические недостатки развития. Одной из проблем в Иркутской области является большое количество детей, имевших перинатальный контакт по ВИЧ и ВИЧ-инфицированных. Всего в области проживает 471 родившийся ВИЧ-инфицированный ребенок. Ежегодно проведению перинатальной профилактики ВИЧ подлежат около 700 детей, из них показатель заболевших на 2011 год составил 1,2 %. Все дети независимо от ВИЧ-статуса получают медицинскую помощь в детских медицинских учреждениях. Охват полной трехэтапной перинатальной профилактикой составляет 75,4 %, двухэтапной - 99,7 %. Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для социализации в обществе. 4. Создание условий для занятий детей с ограниченными возможностями здоровья физической культурой и спортом. Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ 1. Направления реализации задачи «Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: 1) переориентация работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на реабилитацию и восстановление в родительских правах родителей воспитанников, поиск родственников и установление с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи; 2) совершенствование системы стимулирования (в том числе ежегодная индексация выплат) граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей; 4) создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка; 5) поэтапное перепрофилирование учреждений интернатного типа в службы по поддержке семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с потребностями Иркутской области; 6) оказание психолого-педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на базе стационарных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения; 7) внедрение механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах. 2. Направления реализации задачи «Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: 1) организация комплексной подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ребенка с установленной инвалидностью) к обучению в школе; 2) совершенствование деятельности областной психолого-медико-педагогической комиссии; 3) внедрение современных методик комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями; 4) внедрение программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающей различные виды помощи, в том числе оказание социально-психологической и консультативной помощи родителям, обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте; 5) создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством «включения» их в среду здоровых сверстников и обеспечения их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; 6) внедрение программ отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в детских оздоровительных лагерях (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время); 7) создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом, в том числе в интернатных учреждениях; 8) обеспечение создания рабочих мест для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий; 9) обеспечение условий для возможности получения предпрофессиональной подготовки детьми с установленной инвалидностью в условиях областных государственных учреждений интернатного типа; 10) организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования; 11) обеспечение на бесплатной основе ВИЧ-инфицированных матерей, имеющих детей в возрасте до 1 года, молочными смесями для кормления ребенка; 12) обеспечить проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства. 3. Направления реализации задачи «Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе»: 1) разработка и внедрение программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них, в том числе при участии некоммерческого сектора; 2) внедрение технологии «социальных лифтов» для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве; 3) обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилыми помещениями; 4) обеспечение социального партнерства с некоммерческими организациями в вопросах постинтернатного сопровождения и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. 4. Направления реализации задачи «Создание условий для занятий детей с ограниченными возможностями здоровья физической культурой и спортом»: 1) создание эффективной системы по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Иркутской области; 2) создание условий в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья для занятий физической культурой и спортом, развитие соответствующей инфраструктуры и обеспечение спортивным инвентарем; 3) создание комфортных условий спортсменам, имеющим ограниченные возможности здоровья, при организации учебно-тренировочного процесса. Глава 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях. 2. Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации. 3. Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям. 4. Увеличение количества семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших различные виды услуг. 5. Снижение показателей заболеваемости при вертикальной передаче ВИЧ-инфекции. 6. Увеличение численности детей с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом. 7. Увеличение количества учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, где созданы условия для занятий физической культурой и спортом. 8. Увеличение численности дипломированных тренеров-преподавателей, ведущих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. РАЗДЕЛ VI. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ Глава 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Ежегодно десятки тысяч российских детей вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с пунктом 5.1 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинских правил»), утвержденных резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 года, система правосудия в отношении несовершеннолетних должна быть направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и то, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами правонарушения. Правосудие в отношении несовершеннолетних должно быть основано на понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей, чтобы максимально способствовать успешному решению проблемы предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Региональная статистика преступности несовершеннолетних, при сокращении абсолютных показателей, все же свидетельствует о неблагополучном состоянии в подростковой среде. Возрастает рецидивная преступность несовершеннолетних. Так, если в 2007 году районными судами Иркутской области осуждены 1 982 подростка, то в 2011 году – 878. Однако при этом в 2007 году из указанного числа осужденных неснятую или непогашенную судимость имели 14,8% несовершеннолетних, тогда как в 2011 году этот показатель возрос до 21,7 %. Еще соответственно 2 % и 3 % осужденных считаются юридически несудимыми (то есть имели снятую или погашенную судимость). В 2011 году 3,4 % осужденных несовершеннолетних ранее направлялись в специальные воспитательные учреждения либо подвергались иным принудительным мерам воспитательного характера, 50 человек (5,7 %) ранее освобождались от уголовной ответственности или наказания по нереабилитирующим основаниям. 201 подросток (22,9%) совершил преступления в 2011 году в алкогольном или наркотическом опьянении. По-прежнему более половины преступлений несовершеннолетними совершаются в группе, в том числе и с участием взрослых. Дети отличаются от взрослых по своему физическому и психологическому развитию, по своим эмоциональным и образовательным потребностям. Эти и другие различия не только составляют основу для признания меньшей вины за детьми, находящимися в конфликте с законом, но и служат мотивом для создания отдельной системы правосудия по делам в отношении несовершеннолетних и предопределяют иное обращение с детьми. Создание дружественного к ребенку правосудия дает возможность сохранения экономически активной и законопослушной части населения, сокращения расходов на содержание пенитенциарной системы. Широкое использование неюридических специальных познаний и сбор социальной информации о подростке, условиях жизни и воспитания, уровня его психического развития, позволяют максимально учесть интересы ребенка и защитить его права в гражданском процессе, а в уголовном – правильно назначить меру наказания и составить впоследствии индивидуальную программу ресоциализации этого подростка. Такие меры способствуют существенному снижению уровня повторной преступности и решают проблему предупреждения правонарушений в подростковой среде. В настоящее время на территории Иркутской области только в 3 судах (Ангарском городском, Усольском городском и Падунском районном г. Братска) внедрены специальные технологии отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. В целях соблюдения прав несовершеннолетних при осуществлении правосудия в Иркутской области отмечается необходимость развития системы специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних внутри судов общей юрисдикции либо включения в составы судов специализированных сотрудников – социальных работников, педагогов-психологов, а также комплексного взаимодействия всех структур, осуществляющих работу с несовершеннолетними. Все это крайне важно для обеспечения индивидуального социально-психологического сопровождения подростков, совершивших противоправные деяния, начиная с момента совершения преступления и заканчивая стадией исполнения приговора либо иного судебного решения. Значимым элементом профилактики детской и подростковой преступности выступает и формирование системы реабилитации несовершеннолетних, преступивших закон и осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, что способствует снижению уровня дальнейшей преступной активности и девиантного поведения. Одной из острых и актуальных проблем на сегодняшний день является проблема насилия над детьми и жестокого обращения с ними. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер. К числу нерешенных вопросов в данной сфере относится недостаточность мер, направленных на защиту прав детей, ставших жертвами преступных посягательств, в части создания для них максимально благоприятных условий во время предварительного расследования и рассмотрения дел судом, а также создание эффективной системы реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения. С вопросами отправления правосудия в отношении несовершеннолетних тесно связаны и проблемы обеспечения оказания несовершеннолетним и их законным представителям квалифицированной юридической помощи. Несмотря на осознание важности правовой культуры в современном обществе, в Иркутской области, как и по всей России, сохраняется социальная инфантильность населения. Незнание гражданами своих прав и неумение их отстаивать в рамках, определенных законом, приводят к системным нарушениям прав граждан, в том числе детей. Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей. 2. Создание системы эффективной реабилитации детей - жертв насилия, их семей. 3. Обеспечение эффективного функционирования системы оказания бесплатной юридической помощи детям и их семьям. Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ 1. Направления реализации задачи «Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей»: 1) обеспечение системы специальной подготовки специалистов, занятых в рассмотрении дел с участием несовершеннолетних; 2) создание сети психолого-педагогических учреждений (служб) для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением; 3) развитие служб примирения (в том числе школьных) в целях реализации восстановительного правосудия, в том числе за счет привлечения негосударственного сектора; 4) организация эффективной работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания; 5) внедрение инновационных программ профессионального обучения детей, лишенных свободы, и осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда; 6) развитие служб, обеспечивающих социальное сопровождение судебной деятельности (специалисты из числа социальных педагогов и психологов учреждений системы образования и социальной защиты, обеспечивающих социальное сопровождение непосредственно в районных, городских судах Иркутской области); 7) создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в конфликте с законом. 2. Направления реализации задачи «Создание системы эффективной реабилитации детей - жертв насилия, их семей»: 1) внедрение реабилитационных программ работы с детьми - жертвами насилия; 2) создание сети организаций (служб), осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей – жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей. 3. Направления реализации задачи «Создание и обеспечение эффективного функционирования на всей территории Иркутской области системы оказания бесплатной юридической помощи детям и их семьям»: 1) принятие необходимых правовых актов в области оказания бесплатной юридической помощи, предусмотрев в них, в том числе механизмы контроля за качеством ее оказания; 2) поэтапное создание во всех муниципальных образованиях Иркутской области подразделений Государственного юридического бюро по Иркутской области; 3) создание условий для развития негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи детям и их семьям, в частности юридических клиник при высших учебных заведениях. Глава 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей. 2. Увеличение числа служб примирения. 3. Снижение числа детей, совершивших преступления повторно. 4. Увеличение числа подростков, охваченных программами ресоциализации. 5. Увеличение числа служб, оказывающих реабилитационные услуги детям - жертвам насилия, их семьям. 6. Увеличение числа семей и детей, получивших бесплатную юридическую помощь. РАЗДЕЛ VII. ДЕТИ - УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ Глава 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. На региональном уровне сформированы правовые и организационные основы участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, в сфере образования и молодежной политики: действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ области образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Вместе с тем процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается определенными проблемами, такими как: 1) несовершенство нормативно-правовой базы; 2) отсутствие регулярно проводимых исследований, эффективно действующих стандартов и методик участия детей в процессах принятия решений, затрагивающих их интересы; 3) недостаточная налаженность системы взаимодействия всех институтов, призванных обеспечить эффективное участие детей в общественной жизни; 4) недостаточность уровня правовой грамотности, как у детей, так и у специалистов, работающих с детьми; 5) усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; 6) дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); 7) пассивность детей; 8) нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений. Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Привлечение детей к участию в общественной жизни. Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ Направления реализации задачи «Привлечение детей к участию в общественной жизни»: 1) внедрение образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, механизмов их защиты; 2) совершенствование системы подготовки специалистов в области защиты прав детей; 3) внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях; 4) развитие и поддержка всех институциональных форм участия детей в принятии решений (института уполномоченного по правам ребенка в образовательных учреждениях, в муниципальных образованиях Иркутской области; органов школьного самоуправления); 5) освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни. Глава 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Увеличение числа детей и специалистов, охваченных образовательными программами по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, механизмов их защиты. 2. Развитие различных форм (институтов) участия детей в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, на всех уровнях. 3. Увеличение числа детей, вовлеченных в различные формы общественного самоуправления. РАЗДЕЛ VIII. РОЛЬ И УЧАСТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ Глава 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Нельзя не отметить высокую роль органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в сфере охраны и защиты материнства, отцовства и детства. На данный момент органы местного самоуправления решают демографическую проблему на местах с помощью муниципальных целевых программ и комплексных планов, направленных на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, на предупреждение семейного неблагополучия и социального сиротства; повышение эффективности оказания реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; проведение образовательных, культурно-массовых и информационных мероприятий, активизация производства и размещения социальной рекламы с целью формирования в обществе, прежде всего у молодежи, нравственных, семейных ценностей, здорового образа жизни; развитие системы дополнительного образования детей и подростков, обеспечение доступности дошкольного образования различным категориям детей. Вместе с тем, в настоящее время в муниципальных образованиях Иркутской области существует ряд проблем, касающихся реализации конституционных прав семей и детей, в том числе на получение дошкольного, общего и дополнительного образования, его доступность, качественное оказание медицинской помощи, получение различных социально значимых услуг по месту жительства, обеспечение безопасности. Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ Органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области рекомендуется принимать меры по реализации Региональной стратегии в рамках своих полномочий, направленные на: 1. Создание полноценных условий для обеспечения доступности детям качественного образования. 2. Обеспечение развивающей среды для свободного времяпрепровождения детей, обеспечивающей оснащение придомовых территорий, а также территорий образовательных учреждений (в том числе дополнительного образования детей) безопасными спортивными и игровыми площадками. 3. Обеспечение доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на объектах муниципальной собственности, в том числе при пользовании общественным автотранспортом, при получении образовательных и медицинских услуг. 4. Обеспечение доступа детей из социально неблагополучных семей к получению услуг дополнительного образования на бесплатной основе. 5. Предоставление малоимущим семьям, имеющим детей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по договорам социального найма жилых помещений для реализации своего права. 6. Участие в проведении общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. 7. Создание условий для выявления и развития талантливых детей, формирования гражданско-патриотического воспитания несовершеннолетних. 8. Поддержка молодежных и детских общественных объединений как необходимого звена самореализации личности, социализации детей и молодежи. 9. Обеспечение строительства новых дошкольных образовательных учреждений, в том числе специальных – для детей с ограниченными возможностями здоровья учреждений дополнительного образования. 10. Развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор. 11. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений дошкольного и общего образования, направленное на обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, возможность проведения с ними индивидуальных занятий, в том числе в домашних условиях. 12. Принятие мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. 13. Создание и совершенствование деятельности муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий. 14. Обеспечение координации межведомственного взаимодействия по защите прав детей и профилактике жестокого обращения. 15. Реализация на территории муниципальных образований Иркутской области мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни среди детей. 16. Развитие взаимодействия с общественными объединениями, религиозными, правозащитными организациями в сфере защиты материнства, отцовства и детства при координирующей роли органов местного самоуправления. 17. Разработка муниципальных программ в области защиты материнства, отцовства и детства с учетом соответствующих региональных и федеральных программ. 18. Развитие в муниципальных образованиях Иркутской области центров (учреждений или служб) по защите прав несовершеннолетних и оказанию им юридической, психологической и иных видов помощи. 19. Организация отдыха и занятости детей в каникулярное время. РАЗДЕЛ IX. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ Региональная стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными национальными проектами, Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы. Координирующим органом является образуемый при Губернаторе Иркутской области координационный совет. Региональную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2013 - 2015 годах и второй в 2016 – 2017 годах. Инструментами реализация Региональной стратегии являются план мероприятий по реализации Региональной стратегии, ежегодно утверждаемый заместителем Председателя Правительства Иркутской области, курирующим данное направление, целевые программы, формирование которых осуществляется в строгом соответствии системе целеполагания Иркутской области, сформированной в рамках системы управления регионом, ориентированной на результат. Для успешной реализации Региональной стратегии необходимо: 1) создать соответствующую систему индикаторов по каждому разделу Региональной стратегии; 2) организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. На основе постоянного мониторинга реализации Региональной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений. Результаты реализации Региональной стратегии отражаются в том числе, в ежегодных аналитических докладах Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области. Заместитель Председателя Правительства Иркутской области В.Ф. Вобликова Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|