Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Иркутской области от 25.01.2013 № 12-рпПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е 25 января 2013 года Иркутск № 12-рп Об одобрении концепции создания системы адаптации и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области на 2013-2015 годы В целях создания в Иркутской области комплексной системы адаптации и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на снижение уровня социального сиротства, безнадзорности и правонарушений, укрепление взаимодействия органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, общественных организаций (объединений), руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области: 1. Одобрить Концепцию создания системы адаптации и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области на 2013–2015 годы (прилагается). 2. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию. Губернатор Иркутской области С.В. Ерощенко ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Иркутской области от 25 января 2013 года № 12-рп КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013–2015 ГОДЫ ВВЕДЕНИЕ Концепция создания системы адаптации и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – лица из числа детей-сирот), в Иркутской области на 2013–2015 годы (далее – Концепция) определяет основные направления формирования и развития системы адаптации и сопровождения воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее – учреждения), а также детей-сирот находившихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также лиц из числа детей-сирот. Создание системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в рамках настоящей Концепции определяет комплекс мер экономического, правового, социального, информационного, организационного характера, направленных на успешную социализацию детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, на устранение или нейтрализацию причин, способствующих дезадаптации детей-сирот и лиц из числа детей-сирот. Концепция представляет собой систему принципов и приоритетов в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в Иркутской области. Актуальность разработки Концепции обусловлена: 1) высоким уровнем социального сиротства в Иркутской области, в том числе воспроизведением социального сиротства выпускниками учреждений; 2) увеличением количества лиц из числа детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации, после пребывания в учреждениях; 3) необходимостью совершенствования нормативно-правового регулирования и создания механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам адаптации и сопровождения выпускников учреждений, развития комплекса эффективной поддержки детей-сирот и лиц из числа детей-сирот во всех сферах жизнедеятельности. 1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ АДАПТАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ В Иркутской области по состоянию на 1 января 2012 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства 21 728 человек, что составляет 4 % от общей численности несовершеннолетних, проживающих в области (2010 год – 22 915 человек). Одним из приоритетных направлений деятельности органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних является обеспечение права ребенка на воспитание в семье. Из общего числа детей, оставшихся без попечения родителей: 67,4 % или 14 644 человека (в 2010 году – 63,4 % или 14 706 человек) устроены на воспитание в семьи; 32,6 % или 6567 человек находятся на воспитании в учреждениях, 2,3% или 517 человек обучаются в учреждениях профессионального образования. Проблема социального сиротства остается актуальной для Иркутской области. Показатели выявления детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году свидетельствуют о снижении числа впервые выявленных детей в сравнении с 2010 годом на 9 % и составляют 2932 человека (2010 год – 3217 человек). За первое полугодие 2012 года в Иркутской области выявлено 1355 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предпринимаемые активные меры по профилактике социального сиротства позволили увеличить на 42,9 % (114 человек) количество детей-сирот, переданных на воспитание родителям, в сравнении с аналогичным периодом 2011 года, а также уменьшить количество родителей, лишенных родительских прав, на 16 % (134 человека) и количество родителей, ограниченных в родительских правах, на 7,1 % (6 человек). Одним из приоритетных направлений деятельности в работе с детьми-сиротами, в 2011 году являлось развитие форм семейного устройства данной категории детей. На сегодняшний день в Иркутской области успешно используются такие формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека (попечительство), в том числе усыновление (удочерение), приемная семья. Наиболее распространенной и востребованной формой устройства детей-сирот в семью является опека или попечительство. За первое полугодие 2012 года в семью передано детей-сирот: – на безвозмездную форму опеки (попечительства) – 433 человека; – на возмездную форму опеки (попечительства), по договору о приемной семье – 434 человека. Число детей, отобранных у родителей по причине жестокого обращения, угрозы жизни – 46 человек. Лишены родительских прав 701 человек в отношении 827 детей. Ограничены в родительских правах 78 человек в отношении 96 детей. В 2011 году в образовательные учреждения Иркутской области всего было направлено 789 детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в детские дома 536 детей, (специальные) коррекционные школы-интернаты – 253 ребенка. По данным государственной статистической отчетности из детских домов и школ-интернатов Российской Федерации за последние несколько лет ежегодно выпускается до 13 тысяч и более детей-сирот. Из них около 60 % выпускников поступают в учреждения начального профессионального образования, 24 % – в учреждения среднего профессионального образования, 5 % – в учреждения высшего профессионального образования, трудоустраивается около 5 % выпускников. По данным министерства образования Иркутской области, в 2011–2012 учебном году выпуск из подведомственных учреждений составил 405 человек. Из них 241 подросток (в 2011 году – 240 человек) поступил в учреждения начального профессионального образования, 150 человек (в 2011 году – 113 человек) – в учреждения среднего профессионального образования, 14 человек (в 2011 году – 10 человек) – в учреждения высшего профессионального образования, в 2011 году трудоустроились 19 человек. Многие выпускники по окончании учреждений являются несовершеннолетними, у большинства из которых нет жилья, имеются проблемы в самообслуживании, в соблюдении правил и норм поведения. Выпускники учреждений не мотивированы в выборе профессии, зачастую выбор профессии носит неосознанный характер, воспитанники испытывают трудности в освоении учебных программ, при трудоустройстве пассивны, как следствие, имеют проблемы в трудоустройстве по окончании учебного заведения. Трудовое воспитание и обучение в учреждениях зачастую ограничивается навыками самообслуживания. Воспитанники не умеют нести ответственность за результаты своего труда, имеют низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни. Представители различных органов, ведомств и учреждений, работающие с выпускниками учреждений, в основном ведут работу по преодолению кризисных ситуаций, а не по их предупреждению. Основная задача учреждений – подготовка выпускника к реальной жизни в обществе. Несмотря на это, сохраняется тенденция, при которой подавляющее большинство выпускников не имеют возможностей для позитивной социализации после выпуска из учреждений. Оказываемая государством поддержка выпускников учреждений нуждается в улучшении, процент успешной адаптации остается низким, выпускники не в состоянии пользоваться предоставленными им правами. В Иркутской области отсутствуют единая система учета и стандарты работы с выпускниками учреждений. Работа по подготовке выпускников к самостоятельной жизни осуществляется в условиях отсутствия эффективной координации, не представляет собой комплекса мероприятий, отсутствует единый методический подход в организации данной работы. Для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и организаций по адаптации и сопровождению детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, в Иркутской области необходим системный подход. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ Основная цель Концепции — создание в Иркутской области межведомственной системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, обеспечение эффективности комплекса мер по их успешной социализации, профилактики социального сиротства. Основные задачи Концепции: 1) совершенствование законодательства Иркутской области по созданию системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 2) обеспечение в соответствии с законодательством условий для создания межведомственной региональной системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 3) определение субъектов системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, их функций, основных принципов; 4) создание и развитие центров постинтернатного сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, развитие форм деятельности учреждений по эффективной социализации и адаптации детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, внедрение инновационных технологий в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 5) создание условий для обеспечения квалифицированными кадрами учреждений, иных организаций, осуществляющих деятельность по адаптации и сопровождению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 6) развитие различных форм взаимодействия органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, общественных организаций (объединений), средств массовой информации в сфере создания системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот. 3. СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ К субъектам реализации Концепции относятся: 1) представители исполнительных органов государственной власти Иркутской области, по согласованию иных органов государственной власти (в том числе правоохранительных органов), органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области; 2) представители учреждений; 3) институты жизнеустройства (семьи опекунов (попечителей), усыновителей, приемные семьи); 4) представители организаций (общественные и религиозные организации (объединения), социальные и благотворительные фонды и другие). 4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СУБЪЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ К функциям субъектов реализации настоящей Концепции, относятся: 1) совершенствование регионального законодательства в сфере обеспечения адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 2) создание системы управления процессом системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 3) организация на региональном уровне системы учета численности выпускников учреждений, потребности в создании условий для получения ими образования, обеспечения их занятости, социальных услугах, наличия этих условий, создание и ведение соответствующих банков данных; 4) развитие инфраструктуры системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, включая создание дифференцированной сети организаций, обеспечивающих социальную адаптацию выпускников учреждений; 5) разработка перечня и стандартов качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 6) разработка и реализация программ воспитания, социальной адаптации и реабилитации воспитанников, обеспечивающих их социальное сопровождение и содержащих направления постинтернатной адаптации выпускников учреждений, основанные на оценке их реальных потребностей и возможностей; 7) обеспечение качественного образования детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, организация работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий; 8) организация работы по формированию у детей-сирот и лиц из числа детей-сирот социальной компетентности, развитию навыков самостоятельной жизни, обеспечение дальнейшего расширения перечня профессий, которым обучают детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, перспективных с точки зрения возможностей их дальнейшего трудоустройства в Иркутской области, развитие материально-технической базы учреждений для организации трудового обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, взаимодействие учреждений с образовательными учреждениями профессионального образования, организациями; 9) расширение возможностей получения выпускниками учреждений дальнейшего профессионального образования по специальности, избранной по профилю, через развитие вариативных интеграционных форм сотрудничества учреждений с образовательными учреждениями высшего профессионального образования; 10) проведение мониторинга и оценки эффективности работы по адаптации и сопровождению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на основе системы соответствующих показателей и индикаторов; 11) обеспечение защиты прав выпускников учреждений; 12) реализация в учреждениях программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после выпуска; 13) развитие системы социально-педагогического и психологического сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в условиях образовательного процесса; 14) разработка и внедрение инновационных технологий помощи и поддержки, основанных на использовании института наставников/кураторов, индивидуального подхода к организации адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 15) организация на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников различных органов и учреждений, осуществляющих деятельность по адаптации и сопровождению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 16) организация межведомственного взаимодействия, взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (по согласованию) с некоммерческими организациями, включая общественные и религиозные объединения, в решении проблем социальной адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 17) обеспечение информационной поддержки программ социальной адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот с помощью средств массовой информации, формирование положительных установок в обществе по отношению к выпускникам учреждений. 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ Деятельность исполнительных органов государственной власти Иркутской области и организаций в сфере постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников учреждений осуществляется на принципах: 1) реализации государственных гарантий по обеспечению прав детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на адаптацию и сопровождение — скоординированное взаимодействие различных служб, осуществляющих деятельность по защите прав и интересов детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 2) формирования межведомственной системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот — создание технологически законченной системы адаптации и сопровождения с единой схемой управления, финансирования и ответственности за эффективность ее функционирования; 3) ориентирования адаптационных мероприятий в интересах выпускника учреждения — целостное видение личности выпускника при анализе отдельных сфер его жизнедеятельности, решении конфликтных ситуаций; понимание множества причин асоциального поведения и трудностей адаптации; принятие решений с учетом перспектив его дальнейшего развития и самореализации; 4) адресности адаптационных мероприятий с учетом личностных особенностей выпускника учреждения — формирование личностно ориентированного подхода к выпускнику; разработка программы адаптации и сопровождения на основе его возможностей, с учетом реального и актуального уровня социальной зрелости; 5) самостоятельности выпускника учреждения; 6) личного согласия и заинтересованности выпускника учреждения в помощи в реализации своих прав с соблюдением конфиденциальности. 6. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Основным результатом последовательной реализации Концепции должно стать создание и эффективное функционирование системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот. Реализация Концепции позволит: 1) создать устойчивую, эффективную региональную систему адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 2) создать межведомственную информационную базу данных о выпускниках учреждений; 3) внедрить новые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере постинтернатной адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот. 7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Механизм реализации Концепции предполагает обеспечение последовательного достижения целей и задач, обозначенных в настоящей Концепции и определяющих направления деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (по согласованию), организаций по стабилизации и последовательному улучшению ситуации в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот. К числу таких механизмов относятся: 1) совершенствование регионального нормативно-правового регулирования в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 2) разработка и реализация в установленном порядке областных и муниципальных программ комплексного и целевого характера, затрагивающих вопросы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 3) содействие обеспечению приоритетности распределения финансовых средств на реализацию программ, направленных на адаптацию и сопровождение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 4) создание центров постинтернатного сопровождения выпускников учреждений, а также служб, занимающихся вопросами адаптации и сопровождения на базе учреждений образования и социального обслуживания; 5) определение уполномоченного органа, ответственного за координацию работы в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот; 6) мониторинг эффективности реализации Концепции. Заместитель Председателя Правительства Иркутской области В.Ф. Вобликова Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|