Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Иркутской области от 25.01.2013 № 12-рп

 



                   ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ                    

                       Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е                        


25 января 2013 года           Иркутск                № 12-рп


     Об одобрении концепции создания системы адаптации и сопровождения
детей-сирот  и  детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения  родителей,  в
Иркутской области на 2013-2015 годы


     В  целях  создания  в  Иркутской  области   комплексной   системы
адаптации   и   сопровождения  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения, а также лиц из числа детей-сирот и  детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  направленной  на  снижение  уровня  социального
сиротства, безнадзорности и правонарушений, укрепление  взаимодействия
органов  государственной  власти  Иркутской  области, органов местного
самоуправления   муниципальных    образований    Иркутской    области,
общественных  организаций  (объединений),  руководствуясь  статьей  67
Устава Иркутской области:
     1. Одобрить Концепцию создания системы адаптации и  сопровождения
детей-сирот  и  детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения  родителей,  в
Иркутской области на 2013–2015 годы (прилагается).
     2. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.


Губернатор
Иркутской области                                        С.В. Ерощенко



                                        ОДОБРЕНА
                                        распоряжением Правительства
                                        Иркутской области
                                        от 25 января 2013 года № 12-рп


  КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И  
   ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА    
 ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ИРКУТСКОЙ 
                  ОБЛАСТИ НА 2013–2015 ГОДЫ ВВЕДЕНИЕ                  

     Концепция создания системы адаптации и сопровождения  детей-сирот
и  детей,  оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), а
также лиц из числа  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей  (далее – лица из числа детей-сирот), в Иркутской области на
2013–2015 годы (далее –  Концепция)  определяет  основные  направления
формирования    и   развития   системы   адаптации   и   сопровождения
воспитанников    и    выпускников    учреждений    для    детей-сирот,
специализированных  учреждений  для  несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации (далее  –  учреждения),  а  также  детей-сирот
находившихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также
лиц из числа детей-сирот.
     Создание системы адаптации и сопровождения детей-сирот и  лиц  из
числа детей-сирот в рамках настоящей Концепции определяет комплекс мер
экономического,     правового,      социального,      информационного,
организационного  характера,  направленных  на  успешную  социализацию
детей-сирот  и  лиц  из   числа   детей-сирот,   на   устранение   или
нейтрализацию причин, способствующих дезадаптации детей-сирот и лиц из
числа детей-сирот.
     Концепция представляет собой систему принципов  и  приоритетов  в
сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот
в Иркутской области.
     Актуальность разработки Концепции обусловлена:
     1) высоким уровнем социального сиротства в Иркутской  области,  в
том   числе   воспроизведением   социального   сиротства  выпускниками
учреждений;
     2)  увеличением количества лиц из числа детей-сирот,  находящихся
в трудной жизненной ситуации, после пребывания в учреждениях;
     3)    необходимостью    совершенствования    нормативно-правового
регулирования  и  создания механизмов межведомственного взаимодействия
по вопросам адаптации и сопровождения выпускников учреждений, развития
комплекса   эффективной   поддержки   детей-сирот   и   лиц  из  числа
детей-сирот во всех сферах жизнедеятельности.

     1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ  И  ОСНОВНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  В  СФЕРЕ  АДАПТАЦИИ  И
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ

     В Иркутской области по состоянию на  1  января  2012  года  общая
численность  детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей,
состоящих на учете в органах опеки и попечительства  21  728  человек,
что   составляет   4   %   от  общей  численности  несовершеннолетних,
проживающих в области (2010 год – 22 915 человек).
     Одним из приоритетных направлений деятельности  органов  опеки  и
попечительства  по защите прав несовершеннолетних является обеспечение
права ребенка на воспитание в семье.
     Из общего числа детей, оставшихся без попечения родителей:
     67,4 % или 14 644 человека (в 2010 году  –  63,4  %  или  14  706
человек) устроены на воспитание в семьи;
     32,6 % или 6567 человек находятся на воспитании в учреждениях,
     2,3% или 517 человек обучаются  в  учреждениях  профессионального
образования.
     Проблема социального сиротства остается актуальной для  Иркутской
области.   Показатели   выявления   детей,  оставшихся  без  попечения
родителей, в  2011  году  свидетельствуют  о  снижении  числа  впервые
выявленных  детей  в  сравнении  с 2010 годом на 9 % и составляют 2932
человека (2010 год – 3217 человек). За первое полугодие  2012  года  в
Иркутской  области  выявлено  1355 детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
     Предпринимаемые  активные  меры   по   профилактике   социального
сиротства  позволили  увеличить  на  42,9  %  (114 человек) количество
детей-сирот,  переданных  на  воспитание  родителям,  в  сравнении   с
аналогичным   периодом   2011   года,  а  также  уменьшить  количество
родителей, лишенных родительских  прав,  на  16  %  (134  человека)  и
количество  родителей, ограниченных в родительских правах, на 7,1 % (6
человек).
     Одним  из  приоритетных  направлений  деятельности  в  работе   с
детьми-сиротами,   в   2011  году  являлось  развитие  форм  семейного
устройства данной категории детей.
     На сегодняшний день  в  Иркутской  области  успешно  используются
такие  формы  семейного  устройства  детей,  оставшихся  без попечения
родителей,  как  опека  (попечительство),  в  том  числе   усыновление
(удочерение), приемная семья.
     Наиболее  распространенной  и  востребованной  формой  устройства
детей-сирот в семью является опека или попечительство.
     За первое полугодие 2012 года в семью передано детей-сирот:
     – на безвозмездную форму опеки (попечительства) – 433 человека;
     – на возмездную  форму  опеки  (попечительства),  по  договору  о
приемной семье – 434 человека.
     Число  детей,  отобранных  у  родителей  по   причине   жестокого
обращения,  угрозы  жизни  –  46 человек. Лишены родительских прав 701
человек в отношении 827 детей. Ограничены  в  родительских  правах  78
человек в отношении 96 детей.
     В 2011 году в образовательные учреждения Иркутской области  всего
было  направлено  789 детей, оставшихся без попечения родителей, в том
числе  в  детские  дома   536   детей,   (специальные)   коррекционные
школы-интернаты – 253 ребенка.
     По данным государственной статистической  отчетности  из  детских
домов  и  школ-интернатов  Российской Федерации за последние несколько
лет ежегодно выпускается до 13 тысяч и более детей-сирот. Из них около
60  %  выпускников поступают в учреждения начального профессионального
образования,  24  %  –   в   учреждения   среднего   профессионального
образования, 5 % – в учреждения высшего профессионального образования,
трудоустраивается около 5 % выпускников.
     По данным министерства образования Иркутской области, в 2011–2012
учебном  году  выпуск  из  подведомственных  учреждений  составил  405
человек. Из них 241 подросток (в 2011 году – 240 человек)  поступил  в
учреждения  начального  профессионального  образования, 150 человек (в
2011 году – 113 человек) –  в  учреждения  среднего  профессионального
образования,  14  человек  (в  2011  году – 10 человек) – в учреждения
высшего профессионального образования, в 2011 году трудоустроились  19
человек.
     Многие    выпускники    по    окончании    учреждений    являются
несовершеннолетними,  у  большинства  из  которых  нет  жилья, имеются
проблемы в самообслуживании, в соблюдении  правил  и  норм  поведения.
Выпускники  учреждений  не  мотивированы  в выборе профессии, зачастую
выбор профессии носит неосознанный характер,  воспитанники  испытывают
трудности  в  освоении учебных программ, при трудоустройстве пассивны,
как следствие, имеют проблемы в трудоустройстве по окончании  учебного
заведения.  Трудовое  воспитание  и  обучение  в  учреждениях зачастую
ограничивается навыками самообслуживания. Воспитанники не умеют  нести
ответственность  за  результаты  своего  труда,  имеют  низкий уровень
подготовленности к самостоятельной жизни.
     Представители   различных   органов,   ведомств   и   учреждений,
работающие  с  выпускниками  учреждений,  в  основном  ведут работу по
преодолению кризисных ситуаций, а не по  их  предупреждению.  Основная
задача учреждений – подготовка выпускника к реальной жизни в обществе.
Несмотря  на  это,  сохраняется  тенденция,  при  которой  подавляющее
большинство   выпускников   не   имеют   возможностей  для  позитивной
социализации после выпуска из учреждений.
     Оказываемая   государством   поддержка   выпускников   учреждений
нуждается  в  улучшении,  процент  успешной адаптации остается низким,
выпускники не в состоянии пользоваться предоставленными им правами.
     В Иркутской области отсутствуют единая система учета и  стандарты
работы  с  выпускниками учреждений. Работа по подготовке выпускников к
самостоятельной жизни осуществляется в условиях отсутствия эффективной
координации,  не представляет собой комплекса мероприятий, отсутствует
единый методический подход в организации данной работы.
     Для повышения эффективности деятельности органов  государственной
власти и организаций по адаптации и сопровождению детей-сирот, а также
лиц из числа детей-сирот,  в  Иркутской  области  необходим  системный
подход.

     2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

     Основная  цель  Концепции  —   создание   в   Иркутской   области
межведомственной  системы  адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц
из числа детей-сирот, обеспечение эффективности комплекса  мер  по  их
успешной социализации, профилактики социального сиротства.
     Основные задачи Концепции:
     1)  совершенствование  законодательства  Иркутской   области   по
созданию  системы адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа
детей-сирот;
     2) обеспечение в соответствии  с  законодательством  условий  для
создания    межведомственной    региональной   системы   адаптации   и
сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
     3)  определение  субъектов  системы  адаптации  и   сопровождения
детей-сирот   и   лиц  из  числа  детей-сирот,  их  функций,  основных
принципов;
     4) создание и  развитие  центров  постинтернатного  сопровождения
детей-сирот  и  лиц  из  числа детей-сирот, развитие форм деятельности
учреждений по эффективной социализации и адаптации детей-сирот  и  лиц
из  числа  детей-сирот,  внедрение  инновационных  технологий  в сфере
адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
     5) создание условий для  обеспечения  квалифицированными  кадрами
учреждений, иных организаций, осуществляющих деятельность по адаптации
и сопровождению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
     6) развитие различных форм взаимодействия органов государственной
власти    Иркутской    области,    органов   местного   самоуправления
муниципальных образований Иркутской области, общественных  организаций
(объединений),  средств  массовой  информации в сфере создания системы
адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.

     3. СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

     К субъектам реализации Концепции относятся:
     1)  представители исполнительных органов  государственной  власти
Иркутской области, по согласованию иных органов государственной власти
(в   том   числе   правоохранительных   органов),   органов   местного
самоуправления муниципальных образований Иркутской области;
     2) представители учреждений;
     3)  институты  жизнеустройства  (семьи  опекунов   (попечителей),
усыновителей, приемные семьи);
     4)  представители   организаций   (общественные   и   религиозные
организации  (объединения),  социальные  и  благотворительные  фонды и
другие).

     4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СУБЪЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

     К функциям субъектов реализации настоящей Концепции, относятся:
     1)  совершенствование  регионального  законодательства  в   сфере
обеспечения  адаптации  и  сопровождения  детей-сирот  и  лиц из числа
детей-сирот;
     2)  создание системы управления  процессом  системы  адаптации  и
сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
     3) организация на региональном уровне системы  учета  численности
выпускников  учреждений,  потребности в создании условий для получения
ими образования, обеспечения их занятости, социальных услугах, наличия
этих условий, создание и ведение соответствующих банков данных;
     4) развитие  инфраструктуры  системы  адаптации  и  сопровождения
детей-сирот   и   лиц   из   числа   детей-сирот,   включая   создание
дифференцированной   сети   организаций,   обеспечивающих   социальную
адаптацию выпускников учреждений;
     5)  разработка  перечня  и  стандартов  качества  предоставляемых
государственных    (муниципальных)   услуг   в   сфере   адаптации   и
сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
     6)  разработка  и  реализация  программ  воспитания,   социальной
адаптации  и  реабилитации воспитанников, обеспечивающих их социальное
сопровождение  и  содержащих  направления  постинтернатной   адаптации
выпускников  учреждений, основанные на оценке их реальных потребностей
и возможностей;
     7) обеспечение качественного образования  детей-сирот  и  лиц  из
числа   детей-сирот,   организация   работы  по  их  профессиональному
самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий;
     8) организация работы по формированию  у  детей-сирот  и  лиц  из
числа   детей-сирот   социальной   компетентности,   развитию  навыков
самостоятельной  жизни,  обеспечение  дальнейшего  расширения  перечня
профессий,  которым  обучают  детей-сирот  и лиц из числа детей-сирот,
перспективных   с   точки   зрения   возможностей    их    дальнейшего
трудоустройства  в Иркутской области, развитие материально-технической
базы учреждений для организации трудового обучения, допрофессиональной
и  профессиональной подготовки детей-сирот и лиц из числа детей-сирот,
взаимодействие    учреждений    с    образовательными     учреждениями
профессионального образования, организациями;
     9)  расширение  возможностей  получения  выпускниками  учреждений
дальнейшего  профессионального образования по специальности, избранной
по   профилю,   через   развитие   вариативных   интеграционных   форм
сотрудничества  учреждений  с  образовательными  учреждениями  высшего
профессионального образования;
     10) проведение  мониторинга  и  оценки  эффективности  работы  по
адаптации  и  сопровождению  детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на
основе системы соответствующих показателей и индикаторов;
     11) обеспечение защиты прав выпускников учреждений;
     12) реализация в учреждениях программ подготовки воспитанников  к
самостоятельной жизни после выпуска;
     13) развитие системы социально-педагогического и психологического
сопровождения  детей-сирот  и  лиц  из  числа  детей-сирот  в условиях
образовательного процесса;
     14) разработка и  внедрение  инновационных  технологий  помощи  и
поддержки,       основанных       на      использовании      института
наставников/кураторов, индивидуального подхода к организации адаптации
и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
     15) организация на постоянной основе подготовки, переподготовки и
повышения  квалификации  работников  различных  органов  и учреждений,
осуществляющих деятельность по адаптации и сопровождению детей-сирот и
лиц из числа детей-сирот;
     16)  организация межведомственного взаимодействия, взаимодействия
исполнительных   органов  государственной  власти  Иркутской  области,
органов местного самоуправления  муниципальных  образований  Иркутской
области  (по  согласованию)  с  некоммерческими организациями, включая
общественные и религиозные объединения, в решении  проблем  социальной
адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
     17)  обеспечение  информационной  поддержки  программ  социальной
адаптации  и  сопровождения  детей-сирот  и лиц из числа детей-сирот с
помощью  средств  массовой  информации,   формирование   положительных
установок в обществе по отношению к выпускникам учреждений.

     5.  ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  АДАПТАЦИИ  И  СОПРОВОЖДЕНИЯ   ВЫПУСКНИКОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ

     Деятельность  исполнительных   органов   государственной   власти
Иркутской  области  и  организаций в сфере постинтернатной адаптации и
сопровождения выпускников учреждений осуществляется на принципах:
     1)  реализации  государственных  гарантий  по  обеспечению   прав
детей-сирот  и лиц из числа детей-сирот на адаптацию и сопровождение —
скоординированное  взаимодействие  различных   служб,   осуществляющих
деятельность  по  защите  прав  и интересов детей-сирот и лиц из числа
детей-сирот;
     2)    формирования   межведомственной   системы    адаптации    и
сопровождения  детей-сирот  и  лиц  из  числа  детей-сирот  — создание
технологически законченной системы адаптации и сопровождения с  единой
схемой  управления,  финансирования и ответственности за эффективность
ее функционирования;
     3)   ориентирования   адаптационных   мероприятий   в   интересах
выпускника  учреждения  —  целостное  видение  личности выпускника при
анализе отдельных  сфер  его  жизнедеятельности,  решении  конфликтных
ситуаций;   понимание   множества   причин  асоциального  поведения  и
трудностей  адаптации;  принятие  решений  с  учетом  перспектив   его
дальнейшего развития и самореализации;
     4)  адресности  адаптационных  мероприятий  с  учетом  личностных
особенностей    выпускника   учреждения   —   формирование   личностно
ориентированного подхода к выпускнику; разработка программы  адаптации
и  сопровождения  на  основе  его  возможностей,  с учетом реального и
актуального уровня социальной зрелости;
     5) самостоятельности выпускника учреждения;
     6)  личного согласия и заинтересованности выпускника учреждения в
помощи в реализации своих прав с соблюдением конфиденциальности.

     6. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     Основным результатом последовательной реализации Концепции должно
стать  создание  и  эффективное  функционирование  системы адаптации и
сопровождения детей-сирот  и  лиц  из  числа  детей-сирот.  Реализация
Концепции позволит:
     1)   создать   устойчивую,   эффективную   региональную   систему
адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
     2)  создать  межведомственную  информационную   базу   данных   о
выпускниках учреждений;
     3)  внедрить  новые  программы   подготовки,   переподготовки   и
повышения    квалификации    специалистов,    работающих    в    сфере
постинтернатной адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц  из  числа
детей-сирот.

     7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

     Механизм   реализации    Концепции    предполагает    обеспечение
последовательного  достижения  целей и задач, обозначенных в настоящей
Концепции  и  определяющих  направления  деятельности   исполнительных
органов  государственной  власти  Иркутской  области, органов местного
самоуправления  муниципальных  образований   Иркутской   области   (по
согласованию),   организаций   по   стабилизации  и  последовательному
улучшению ситуации в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц
из числа детей-сирот.
     К числу таких механизмов относятся:
     1)     совершенствование    регионального    нормативно-правового
регулирования  в  сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц из
числа детей-сирот;
     2)  разработка и реализация в установленном порядке  областных  и
муниципальных    программ    комплексного    и   целевого   характера,
затрагивающих вопросы адаптации и сопровождения детей-сирот и  лиц  из
числа детей-сирот;
     3)    содействие   обеспечению    приоритетности    распределения
финансовых средств на реализацию программ, направленных на адаптацию и
сопровождение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот;
     4) создание центров  постинтернатного  сопровождения  выпускников
учреждений,   а   также  служб,  занимающихся  вопросами  адаптации  и
сопровождения   на   базе   учреждений   образования   и   социального
обслуживания;
     5)  определение   уполномоченного   органа,   ответственного   за
координацию работы в сфере адаптации и сопровождения детей-сирот и лиц
из числа детей-сирот;
     6) мониторинг эффективности реализации Концепции.


Заместитель Председателя
Правительства Иркутской области                         В.Ф. Вобликова

Информация по документу
Читайте также