Расширенный поиск

Постановление Губернатора Иркутской области от 28.04.1997 № 149-п

 
                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                         ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

                        Г у б е р н а т о р

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


   28 апреля 1997г.          Иркутск                       N 149-п

ОБ  УСЛОВИЯХ  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ
ИРКУТСКОЙ  ОБЛАСТИ, НАХОДЯ-
ЩЕЙСЯ В ЗОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО
ЗАТОПЛЕНИЯ И    ПОДТОПЛЕНИЯ
ПАВОДКАМИ

     Ежегодно,  при  прохождении  высоких  вод,  в период весеннего
половодья  и  летних  дождевых  паводков на реках Иркутской области
происходит  затопление  и  подтопление  больших  площадей приречных
земель.  В зоны затопления попадают города, поселки, промышленные и
сельскохозяйственные       объекты,       земли      лесного      и
сельскохозяйственного назначения.
     Ущерб,  причиняемый  этими  явлениями,  оценивается  в десятки
миллионов  рублей,  наносит  ощутимый  экологический урон природным
комплексам,  населению  и сельскому хозяйству. В годы особо высокой
водности не исключаются и человеческие жертвы.
     С  целью  снижения ущерба, наносимого при затоплении земель, и
во  исполнение  постановления Правительства РФ от 29.03.94 N 242 "О
проведении   неотложных   противопаводковых   мероприятий   в  РФ",
распоряжения  первого  заместителя  главы  администрации  Иркутской
области   от   22.04.94   N   268-рз   "О   проведении   неотложных
противопаводковых  мероприятий  в  области в 1994 г.", распоряжение
главы  администрации  области  от  26.04.96  N  45-рг "О проведении
неотложных    противопаводковых   мероприятий   в   1996   г.",   в
соответствии со ст.ст. 66, 77, 106, 117 Водного кодекса РФ,
     ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить  Положение об условиях хозяйственной деятельности
на    территориях    Иркутской    области,   находящихся   в   зоне
периодического затопления и подтопления паводками (прилагается).
     2. Главам местного самоуправления городов и районов области:
     2. 1.   Обеспечивать   осуществление   условий   хозяйственной
деятельности   на  своих  территориях,  подверженных  затоплению  и
подтоплению,   регламентируемых   выше  утвержденным  Положением  и
проектами   выделения   зон   риска  затопления  и  подтопления  на
паводкоопасных   территориях,  выполняемыми  по  конкретным  водным
объектам     области     Ангаро     -    Байкальским    бассейновым
водохозяйственным управлением.
     2. 2.  До  разработки  проектов и утверждения границ выделения
зон  риска  затопления и подтопления по водным объектам производить
отвод  земель  под  строительство  и хозяйственное использование на
затапливаемых  территориях  только  после  согласования  с Ангаро -
Байкальским бассейновым водохозяйственным управлением.
     3. Рекомендовать    органам    местного   самоуправления   при
утверждении  местных  бюджетов  предусматривать  в них средства для
финансирования  разработки  проектов  зон  затопления и подтопления
для   паводкоопасных  зон,  разрабатываемых  Ангаро  -  Байкальским
бассейновым  водохозяйственным  управлением, с организацией системы
контроля и целевого использования указанных средств.
     4. Определить     Ангаро     -     Байкальское     бассейновое
водохозяйственное   управление   (Евсютин   А.Г.)   заказчиком   по
выполнению  проектов  выделения зон риска затопления по всем водным
объектам Иркутской области.
     5. Ангаро   -   Байкальскому  бассейновому  водохозяйственному
управлению (Евсютин А.Г.):
     5. 1.  Совместно  со  штабом  по  делам  гражданской обороны и
чрезвычайным   ситуациям   области   (Каменский  А.И.)  разработать
программу  взаимодействия специально уполномоченных служб и органов
на  территории  области  по  исполнению  настоящего постановления и
подписать  соглашение  с  этими службами о составе и порядке обмена
данными      для      оперативной     работы     специализированной
геоинформационной системы (ГИС).
     5. 2.  Начиная  с  1997  года,  предусматривать  в программных
водоохранных  и  водохозяйственных мероприятиях области мероприятия
по  исполнению  настоящего  постановления  и  проектные  работы  по
выделению зон риска затопления для паводкоопасных рек области.
     6. Комитету  по  экономике  администрации области (Иргл А.И.),
главному    финансовому   управлению   области   (Кузнецова   Т.З.)
обеспечить  финансирование  указанных  работ  в  объектах  ежегодно
утверждаемых   программ,  в  соответствии  с  Законом  области  "Об
областном бюджете".
     7. Рекомендовать  руководителям  юридических  лиц и физическим
лицам,   имеющим   объекты  хозяйствования  в  затапливаемой  зоне,
заключать  договора добровольного страхования имущества и объектов,
расположенных на затапливаемых территориях.
     8. Контроль  за  исполнением настоящего постановления, в части
исполнения  мероприятий  по  утвержденным  программам, возложить на
заместителя  главы  администрации,  председателя  противопаводковой
комиссии  области  Баландина В. В., в части целевого и эффективного
использования  бюджетных  средств,  на  Контрольно - счетную палату
области (Митрофанова В.Н.).

Губернатор
Иркутской области                                      Ю.А.Ножиков


                                Приложение N 1
                                к постановлению губернатора области
                                от 28 апреля 1997 года N 149-п

                             ПОЛОЖЕНИЕ
       ОБ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ
       ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО
                ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ

     Настоящим   Положением   на   территориях  Иркутской  области,
расположенных  вдоль  рек и водохранилищ, подверженных затоплению и
подтоплению  паводками, вводятся ограничения хозяйственной и другой
деятельности.   Ограничение  хозяйственной  и  другой  деятельности
направлено  на  поддержание особого режима хозяйствования на данной
территории  в  целях  организации системы мер для снижения ущербов,
наносимых    объектами    хозяйствования    в    затапливаемой    и
подтапливаемой зоне.
     Положение  определяет порядок установления границ затопления и
подтопления  паводками  вдоль  паводкоопасных рек и водных объектов
Иркутской  области,  принципы  выделения  зон  риска  затопления, а
также  порядок  введения  особого режима хозяйственной деятельности
на данных территориях его соблюдения и контроля.
     Положение     определяет     взаимодействие    специально    -
уполномоченных  органов  федерального и регионального подчинения по
охране  окружающей  среды  и  природных  ресурсов,  территориальных
органов   министерств   и   ведомств,  действующих  на  территориях
Иркутской   области,   органов  власти  и  местного  самоуправления
области,  а  также порядок передачи и обмена информацией по данному
вопросу.

                        1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1. Положение   "Об   условиях  хозяйственной  деятельности  на
территориях  Иркутской  области,  находящихся в зоне периодического
затопления   и   подтопления   паводками"   (далее   -  Положение),
подготовлено на основе:
     -   постановления  Правительства  РФ  от  29.03.94  N  242  "О
проведении неотложных противопаводковых мероприятий в РФ";
     -  Федеральной  целевой  программой  "Защиты  от  затопления и
подтопления   городов,   населенных   пунктов,  объектов  народного
хозяйства  и  ценных  земель  на  территории  РФ (противопаводковые
мероприятия)";
     -   Водного кодекса РФ (ст.ст. 66, 77, 106, 117).
     2. Целью  определения  условий  хозяйственной  деятельности на
территориях,  подверженных  периодическому затоплению и подтоплению
паводковыми  водами,  является  защита  населения  и  хозяйственных
объектов  от  процессов,  возникающих  в  результате  периодических
затоплений   и  подтоплений  территорий  и  другого  отрицательного
воздействия  вод,  связанного с наводнениями, уменьшения вызванного
ими    ущерба   народному   хозяйству,   обеспечения   комплексного
использования  и  охраны  природных ресурсов на этих территориях, в
предупреждении   или   полном  устранении  стихийно  разрушительных
процессов,    вызываемых   наводнениями,   создание   условий   для
рационального  (с  точки  зрения  снижения  ущербов)  использования
земель,   подверженных  периодическому  затоплению,  и  ограничение
необоснованного  строительства  на них различных промышленных и др.
объектов.

                 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
                ГРАНИЦ ЗОН ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ
                   И РАЙОНИРОВАНИЕ ЗАТАПЛИВАЕМОЙ
              ТЕРРИТОРИИ ПО СТЕПЕНИ РИСКА ЗАТОПЛЕНИЯ

     3. В   целях  обеспечения  защиты  населения  и  хозяйственных
объектов  от  процессов,  возникающих  в  результате  периодических
затоплений    и    подтоплений   территорий,   последние   подлежат
зонированию.
     Зоны  периодического  затопления  и  подтопления  паводками на
территории  Иркутской  области,  с  устанавливаемым  на  них особым
режимом  хозяйственной  деятельности,  выделяются в пределах речных
долин,  прибрежных  зон  водохранилищ и озер, расположенных в зонах
распространения   наводнений   и   паводков  в  пределах  следующих
территорий:
     -   затапливаемых   не   реже   1   раза  в  100  лет  (на  1%
обеспеченность  паводка  с  поглощением зон обеспеченностью паводка
больше 1%);
     -  ниже  1%  обеспеченности  зон  возможного катастрофического
затопления в результате разрушения гидротехнических сооружений;
     -  территорий  затапливаемых  паводком,  5% обеспеченности при
специальном обосновании.
     4. В    пределах    общей    зоны   затопления   паводком   1%
обеспеченности   определяются   следующие  зоны  риска  затопления,
выделяемые   на   основе   классификации   рисков   от  затопления,
учитывающей   глубину   затопления,   скорости   воды   в   области
затопления,  времени  стояния  воды  на  территории,  чистоту и др.
признаки;
     -  зона  О  -  "абсолютного"  риска,  собственно  русло и пояс
постоянно текущих изменений берега;
     -   зона   А   -  "высокого"  риска,  которая  характеризуется
совокупностью  факторов  на  затапливаемой  территории, формирующих
следующие условия:
     - уровень затапливания выше 1 м;
     - скорости течения на затапливаемом участке более 0,7 м/с;
     -   длительность   стояния  воды  более  3  суток  (к  зоне  А
дополнительно    относятся:   зоны   возможного   катастрофического
затопления   в   нижнем   бьефе   водохранилищ  и  дамб;  районы  с
вероятностью  появления  селевых  или  грязевых  потоков  при сходе
селевых  лавин  и  оползней  более  10%; районы с особой опасностью
возникновения   эрозий,   связанной   с  наводнением  и  паводками;
опасностью  возникновения  заторов,  наледей  и др. опасных ледовых
явлений  и  соответствующих  последствий; зоны возможного влияния в
результате разрушения очистных сооружений, накопителей);
     -   зона   Б   "среднего"   риска,   которая   характеризуется
совокупностью  факторов  на  затапливаемых территориях, формирующих
следующие условия:
     - уровень затапливания выше 0.3 - 0.9 м;
     -  скорости течения на затапливаемом участке в диапазоне 0.4 -
0.7 м/с;
     -   длительность   стояния   воды   до   2  суток  (к  зоне  Б
дополнительно  относятся  районы:  районы  с  умеренной  опасностью
появления  селевых  и  грязевых  потоков;  районы  с незначительной
опасностью   возникновения   эрозий,   связанной  с  наводнением  и
паводками);
     -    зона   В   "низкого"   риска,   которая   характеризуется
совокупностью  факторов  на  затапливаемой  территории, формирующих
следующие условия:
     - уровень затапливания до 0.3;
     -  скорости течения на затапливаемом участке в диапазоне 0.1 -
0.4
     -  длительность  стояния  воды  не  более  12  суток (к зоне В
дополнительно  относятся:  зоны  с  непрогнозируемой,  но возможной
опасностью появления селевых или грязевых потоков, оползней).

       3. УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ,
          НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ И
             ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

     5. Условия    хозяйственной   деятельности   на   территориях,
подверженных  затоплению  и  подтоплению  паводками устанавливаются
путем   введения   особого   режима   хозяйственной   деятельности,
дифференцированного  для  зон  риска  затопления,  установленных  в
соответствии с Разделом 2 настоящего Положения.
     6. Особый  режим  хозяйственной деятельности на паводкоопасных
территориях    характеризуется    необходимостью    организованного
проведения  следующих  основных мероприятий на территории Иркутской
области:
     1)   разработку   проектов   выделения   границ  затопления  и
подтопления  в  пределах долин паводкоопасных рек и водных объектов
Иркутской области, включающих выполнение следующих работ:
     -  определение  границ  территорий  затопления  и  подтопления
паводками различной обеспеченности;
     -   зонирование   затопляемых   территорий  по  степени  риска
затопления;
     -    оценку   хозяйственной   деятельности   на   территориях,
подверженных   затоплению  и  подтоплению  в  Иркутской  области  и
подготовку  предложений  по  условиям хозяйственной деятельности на
данных территориях;
     -  установление  регламента хозяйственной деятельности для зон
риска  затопления  и  подтопления  от  наводнений  и  паводков  для
различных  видов хозяйственной деятельности, отдельно для городской
и сельской местности;
     2)   разработку   областной   программы   защиты  населения  и
хозяйственных  объектов  от затопления и подтопления и др. вредного
воздействия вод, возникающего в результате наводнений и паводков:
     -  подготовку предложений по обеспечению благоприятных условий
хозяйственной   деятельности   в  зонах  затопления  и  подтопления
паводками;
     -   определение   состава  и  порядка  проведения  мероприятий
противопаводковой    программы,    технико    -   экономическое   и
природоохранное  обоснование  различных проектов, подготовленных на
основе введения регламента;
     3)  подготовку  программы  действия  по  проведению экстренных
мероприятий   во   время   наводнений  по  эксплуатации  населения,
ликвидации    аварий   и   организации   восстановительных   работ,
предусматривающих:
     -  организацию  и  совершенствование системы прогнозирования и
оповещения о наводнениях;
     -  информирование  населения  о  наводнениях и их угрозе через
средства  массовой  информации, распространение специальных брошюр,
информационных листков и карт паводкоопасных территорий;
     -   разработку   планов  эвакуации  населения  и  материальных
ценностей;
     -   обеспечение   готовности   к   ликвидации   и   проведению
восстановительных  работ,  включая  их  материально  -  техническое
обеспечение  и проведение тренировочных занятий, создание страховых
запасов;
     -  обеспечение создания, подготовку и поддержание в готовности
к   применению   сил   и   средств   по  предупреждению  ликвидации
последствий  наводнений,  обучение  работников организаций способам
защиты  и  действиям  при  наводнениях в составе невоеннизированных
формирований;
     -    контроль    за    соблюдением   регламента   эксплуатации
противопаводковых сооружений;
     - оперативное управление пропуском паводков.
     4)  подготовку  программы  взаимодействия и обмена информацией
между  организациями на территории Иркутской области при разработке
проектов выделения границ затопления и подтопления.

       4. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
          ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ
              ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ
                   ПАВОДКАМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

     7. Установление  зон особого режима хозяйственной деятельности
на   паводковых   территориях   производится   в   соответствии   с
требованиями  настоящего Положения и с разработанным и утвержденным
проектом  выделения  границ  затопления  и  подтопления,  в  рамках
которого  определяются  зоны  риска  от  затопления  по конкретному
водному    объекту   и   регламентируются   условия   хозяйственной
деятельности (далее - Проект).
     8. Проект  утверждается  администрацией  Иркутской  области по
согласованию  с Ангаро - Байкальским водохозяйственным управлением,
штабом  по делам ГО и ЧС области и Иркутским областным комитетом по
охране окружающей среды.
     9. Порядок  и методические рекомендации по выполнению проектов
выделения    границ    затопления    и   подтопления,   зонирования
затапливаемых  территорий по степени риска от затопления. выделения
зон  особого режима хозяйственной деятельности, состав используемой
проектной  и  налоговой  документации  определяется  "Методическими
основами   подготовки   проектов   выделения   зон  затапливания  и
подтопления  и  введение  особого режима хозяйственной деятельности
на  паводковых  территориях", разрабатываемыми Ангаро - Байкальским
бассейновым водохозяйственным управлением.
     10. Проектно  -  изыскательские  работы  по  установлению  зон
особого   режима   хозяйственной   деятельности  на  паводкоопасных
территориях  должны  осуществляться  предприятиями и организациями,
имеющими  лицензию  (разрешение)  на проведение данного вида работ,
полученными в соответствии с установленным порядком.
     11. В  соответствии с утвержденным проектом границы затопления
и   подтопления  с  выделением  зон  особого  режима  хозяйственной
деятельности  наносится  на  картографическую основу и доводится до
сведения    населения   и   органов   местного   самоуправления   в
установленном  порядке,  также  как  и решение вопросов организации
гражданской  обороны  по  защите  населения  и  объектов  народного
хозяйства  в  зонах  возможного катастрофического затопления. Копии
утвержденных  проектов  передаются для использования в специально -
уполномоченные  органы  по  охране  окружающей  среды  и  природных
ресурсов  в  Иркутской  области, органы местного самоуправления, их
управления  или  отделы  архитектуры  в  населенных пунктах, органы
государственной  власти  Иркутской  области,  штаб по делам ГО и ЧС
области.
     12. Исполнение  особого  режима  хозяйственной деятельности, в
соответствии  с  установленными  настоящим Положением ограничениями
хозяйственной  деятельности  на  территориях, подверженных действию
наводнений  и  паводков,  для  закрепленных  "Проектом"  зон  риска
затопления,  является  обязательным  для всех граждан, предприятий,
учреждений  и  организаций,  ведущих  хозяйственную деятельность на
территории  Иркутской  области  независимо  от подчиненности и форм
собственности.  Обеспечение  осуществления  ограничений  и  условий
хозяйственной  деятельности,  в соответствии с настоящим Положением
и  утвержденным  "Проектом"  для  данных территорий, возлагается на
глав местного самоуправления городов и районов области.
     13. До   периода   разработки   и  утверждения  "Проектов"  по
паводкоопасным   водным   объектам  Иркутской  области  допускается
производить   отвод   земель   под  строительство  и  хозяйственное
использование   территорий,   прилегающих   к   ним,  только  после
согласования с Ангаро - Байкальским водохозяйственным управлением.

        5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОГРАНИЧЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
          ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО
               ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ НА
                   ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

     14. Характер  ограничения  хозяйственной  деятельности (в т.ч.
строительства  и  эксплуатации объектов хозяйства) на затапливаемых
и  подтапливаемых  территориях наводнениями и паводками чаще 1 раза
в   100  лет,  разрабатывается  персонально  для  каждого  бассейна
паводкоопасной   реки,   на   основе   "Проекта"   определения  зон
затопления  и  зонирования  затапливаемой  территории  по  риску от
затопления    и    принимается   в   соответствии   со   следующими
требованиями,  в зависимости от зоны расположения объекта и степени
риска затопления, согласно пункта (см. п. 4 Раздел 2):
     Зона О:
     -   в   этой   зоне   возможно   возведение   гидротехнических
сооружений,  рассчитанных  на постоянное воздействие водного потока
и транспорта твердых наносов.
     Зона А:
     -   не   допускается   размещение  новых  населенных  пунктов,
объектов имеющих важное народнохозяйственное и оборонное значение;
     -  при  развитии  существующих  населенных пунктов запрещается
размещать  в  пределах  зоны  больницы,  дома  престарелых, детские
оздоровительные  учреждения,  новые  аэропорты гражданской авиации,
приемно    -   передающие   радиоцентры,   вычислительные   центры,
животноводческие   комплексы   и   крупные  фермы,  базы  и  склады
материально  -  технических  ресурсов республиканского и областного
значения,   министерств   и   ведомств,   в   т.ч.   и   резервных,
предназначенных   для   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  склады
продовольственных     и    непродовольственных    товаров    первой
необходимости   республиканского   и   областного  значений,  новые
сортировочные   железнодорожные   станции  и  узлы  и  др.  объекты
железных    дорог,    новые    электрические    системы,   тепловые
электростанции, трассы магистральных кабельных линий связи;
     -  запрещается  проведение  работ,  способствующих  увеличению
стока  при  наводнениях  и  селях,  влияющих  на состояние водных и
земельных  ресурсов  (строительных,  дноглубинных и взрывных работ,
добычу  полезных  ископаемых  и водных растений, прокладку кабелей,
трубопроводов   и  др.  коммуникаций,  буровых  и  др.  работ)  без
разрешения, выдаваемого в установленном порядке;
     -  на  территориях,  прилегающих  к акватории водных объектов,
устанавливается  специальный  режим для предотвращения загрязнения,
засорения   и   истощения   вод  в  соответствии  с  установленными
нормативами,  рекомендациями по установлению водоохранных зон малых
рек,  согласно  действующим нормативным документам в РФ и Иркутской
области;
     -  на  участки,  затапливаемые  при  прохождении  паводков  на
глубины  более 0,2 м, не используемые в хозяйственной деятельности,
распространяется действие регламента водоохранных вод малых рек;
     -  допускается  с  соблюдением  установленных  природоохранных
требований       регулируемая      рекреационная      деятельность,
регламентированные  охота  и  рыболовство  (кроме  особо охраняемых
территорий),  использование  акваторий для нужд водного транспорта,
проведение   специальных   дноуглубительных   работ   в   интересах
судоходства,  проклада  различного вида коммуникаций, совмещенных с
сооружениями инженерной защиты;
     -  предусматриваются такие виды работ и проектов, как создание
защитных  гидротехнических сооружений при соответствующем технико -
экономическом  обосновании  (противопаводковых  водохранилищ,  дамб
обвалования,    русловыправительные    и    планировочные   работы,
берегоукрепления    и    пр.),    проведение    агротехнических   и
лесомелиоративных  мероприятий,  создание  защитных  лесных  полос,
занесение  и закустаривание эрозоинно - опасных склонов, применение
специальных        противоэрозионных        приемов       обработки
сельскохозяйственных земель;
     -    строительство    новых,    расширение   и   реконструкция
существующих    зданий    и    сооружений    производственного    и
непроизводственного   назначения  возможно  только  после  создания
систем инженерной защиты территории;
     -   осуществление   необходимого   комплекса   мероприятий  по
сокращению   ущерба   от  наводнений  и  селей,  сводящих  риск  до
допустимого      уровня:     вынос     населенных     пунктов     и
народнохозяйственных  объектов  из  зоны затопления, защита которых
от  наводнений и селей экономически нецелесообразна, вынос объектов
животноводства,    складов    удобрений    из    зон    затопления,
перепрофилирование опасных производств;
     -  внедрение  эффективных  систем очистки и утилизации отходов
при  эксплуатации  действующих промышленных, сельскохозяйственных и
коммунальных объектов.
     Зона Б:
     все  мероприятия  по зоне А, кроме регламентирования следующих
видов деятельности:
     -    строительство    небольших    предприятий    и    офисов,
эксплуатируемых  неполный  рабочий  день, инженерная защита которых
экономически нецелесообразна;
     -      регулируемую     сельскохозяйственную     деятельность,
адаптированную    к   периодическому   затоплению   и   подтоплению
сельхозугодий.
     Зона В:
     все  мероприятия  по зоне Б, кроме регламентирования следующих
видов деятельности:
     -    ограничительное    строительство    объектов   повышенной
уязвимости  при  осуществлении  необходимых технических мероприятий
по  защите  от  наводнений  и селей (строительство больниц, детских
оздоровительных учреждений, домов престарелых и пр.);
     -   с  соблюдением  установленных  природоохранных  требований
строительство  временных  объектов и сооружений производственного и
непроизводственного    назначения,    инженерная   защита   которых
экономически не целесообразна.
     15. На  землях,  затапливаемых  наводнениями реже 1 раза в 100
лет,   строительство   и   эксплуатация  хозяйственных  объектов  в
преобладающем  большинстве  случаев может осуществляться без всяких
ограничений  в соответствии с технико - экономическим обоснованием.
Исключение    составляют    территории    возможного    затопления,
расположенные  в  нижнем  бьефе  водохранилищ  и  попадающих в зону
воздействия  при  разрушении  накопителей  и очистных сооружений. В
этом  случае на участках возможного чрезвычайно опасного затопления
при    разрушениях    напорных    гидротехнических   сооружений   и
накопителей,   при   скорости   потока  более  2,5  м/с  и  глубине
затопления   свыше  4  м  допустимо  размещение  новых  и  развитие
существующих   населенных   пунктов,   объектов,   имеющих   важное
народнохозяйственное   и   оборонное  значение.  На  этих  участках
допускается    строительство   новых   и   расширение   действующих
промышленных    предприятий    и    сооружений,   необходимых   для
жизнеобеспечения   проживающего   на  этих  территориях  населения,
только при соблюдении установленных природоохранных требований.
     К   остальным   участкам  с  меньшей  степенью  опасности  при
возможном  затоплении  в нижнем бьефе водохранилищ распространяются
требования    по    ограничению    хозяйственной   деятельности   в
соответствии   с   выше   описанными  рекомендациями  к  соблюдению
регламента    по    ограничению   хозяйственной   деятельности   на
территориях, подверженных наводнениям.
     16. Регламент  по  ведению сельского хозяйства на территориях,
подверженных   наводнениями,   назначается   дифференцированно   по
районам   Иркутской   области   в   соответствии   с  особенностями
земельного   фонда   и   климатическими   особенностями  районов  и
"Методическими   основаниями   подготовки  проектов  выделения  зон
затопления  и  подтопления  и введения особого режима хозяйственной
деятельности на паводкоопасных территориях".
     17. Для участков, имеющих инженерную защиту от затопления:
     -     создаются     резервные     системы    жизнеобеспечения;
разрабатываются      планы     мероприятий     по     высвобождению
(перепрофилированию) жилых помещений на первых этапах зданий;
     -   вводится   нормирование   прироста   стоимости   зданий  и
сооружений;
     -   производится   стимулирование   мер   по  уменьшению  доли
собственности,  находящейся  в  повальных  помещениях  и  на первых
этажах  зданий  и др. (освобождение подвалов и сокращение складских
подвальных помещений).
     18. Для    участков,   которые   целесообразно   защищать   от
затопления:
     -  период  до строительства защитных сооружений - осуществлять
меры   по   стимулированию  ограничения  всех  видов  хозяйственной
деятельности  (кроме ремонтно - восстановительных и природоохранных
мероприятий);
     -   после   строительства  защитных  сооружений  -  переход  к
осуществлению   мероприятий,   предусмотренных   п.  16  настоящего
Положения.
     19. Для   участков,   которые   нецелесообразно   защищать  от
затопления,      регламентирование      должно      предусматривать
стимулирование  мероприятий, направленных на постепенное сокращение
хозяйственной деятельности за счет:
     - прекращения нового землеводства;
     -  предоставление  дотаций  и  льготных  кредитов для переноса
производства и переселения населения;
     -  сокращение  государственных дотаций и помощи на мероприятия
по защите объектов, расположенных на данном участке.
     20. Для  зон повышенной паводковой опасности рекомендуется при
регламентировании:
     -   необходимость   получения  разрешений  на  отдельные  виды
землепользования,   в   соответствии   с   настоящим  Положением  и
утвержденным "Проектом";
     -   организацию   землепользования,  обеспечивающую  в  случае
наводнений  максимальное  снижение  ущерба (выполнение рекомендаций
по  размещению  сельхозкультур,  внесению  удобрений, использованию
средств  защиты  растений,  ограничением  стоимости собственности в
подвальных  помещениях  и  на  первых этажах зданий, запрет на виды
деятельности,  усугублению  последствия наводнения или приводящие к
загрязнению  водных  объектов  в паводки, ограничение числа рабочих
мест в опасных зонах и т.д.);
     -     проведение     инженерных    мероприятий,    уменьшающих
потенциальный    ущерб   от   затопления   (закрепление   отдельных
сооружений,  обустройство  жилых помещений на отметках, превышающих
расчетный уровень подъема воды и т.д.).

          6. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
            МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ
             ОБЛАСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ВЫДЕЛЕНИЯ
           ГРАНИЦ ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ
          В ЦЕЛЯХ ВВЕДЕНИЯ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
         НА ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО
                ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ

     21. Для   организации   более   оперативного   управления  при
затоплении   территорий   и   оперативного   принятия   решений  по
планирования  защитных  мероприятий  настоящим  Положением вводится
особый  порядок  взаимодействия специально - уполномоченных органов
федерального  и регионального подчинения по охране окружающей среды
и   природных   ресурсов,  территориальных  органов  министерств  и
ведомств,  действующих  на  территории  Иркутской  области, органов
местного   самоуправления,   а  также  порядок  передачи  и  обмена
информацией по данному вопросу.
     22. В  целях  осуществления  оперативности управления и обмена
информацией   потоки   информации  должны  быть  ориентированны  на
применение  и развитие новых госинформационных технологий, создание
автоматизированной    системы   выделения   границ   затопления   и
подтопления  и зонирования территорий по степени риска, оперативной
оценки  ущербов от затопления и подтопления и управления программой
мероприятий  по  предотвращению  и  защите  от паводка. Технический
проект   данной  автоматизированной  системы  разработан  Ангаро  -
Байкальским  бассейновым  водохозяйственным  управлением  (АББВУ) в
составе   блока   методических   материалов:  "Методические  основы
подготовки  проектов  выделения  зон  затопления  и  подтопления  и
введение    особого    режима    хозяйственной    деятельности   на
паводкоопасных  территориях", утвержденных администрацией Иркутской
области.
     23. Разработка  программных  средств геоинформационной системы
(ГИС)   и   проекта   потоков   информации   между   ведомственными
организациями,  штабом  по  делам  ГО и ЧС и администрацией области
возлагается  на  АББВУ,  оно же является по поручению администрации
Иркутской  области  и  штаба  по  делам ГО и ЧС области генеральным
заказчиком   работ   по   данной  тематике.  На  АББВУ  возлагается
методическая   разработка   программы   мероприятий   по   созданию
автоматизированной  системы, проектов выделения границ затопления и
зон  риска  от  затопления  и  подтопления паводками по территориям
Иркутской  области,  координации  работ  организаций  и  ведомств в
данном направлении.
     24. На  Восточно  -  Сибирское  аэрогеодезическое  предприятие
возлагается   подготовка   реестровой  и  цифровой  топоосновы  для
проектируемых  бассейнов  водных объектов в форматах, согласованных
с  АББВУ,  и  стыковка модуля настоящей геоинформационной системы с
создаваемой    по    заданию    Правительства    РФ   ГИС   органов
государственной власти.
     25. На  Иркутский областной комитет по охране окружающей среды
возлагается  подготовка слова баз данных (в форматах, согласованных
с   АББВУ)   по  объектам,  являющимся  явными  или  потенциальными
загрязнителями  водной  среды  и  попадающими в зону затопления или
подтопления,  объектам, которые могут нанести вред водной среде при
затоплении в результате наводнений или паводков.
     26. На  Иркутский  областной  комитет  по  земельной реформе и
земельным  ресурсам  возлагается  подготовка  слоев и баз данных (в
форматах,  согласованных  с  АББВУ)  по  результатам инвентаризации
землепользования  в  затапливаемой  зоне  и  объектам, попадающим в
зоны  затопления  или  подтопления,  а  также  структуре и ценности
затапливаемой  зоны,  структуре угодий, тарифам стоимости земельных
участков.
     27. На   Иркутскгидромет  возлагается  подготовка  баз  данных
исходной     гидрометиоинформации     по     стороны    наблюдений,
предоставление   гидрологических   и   морфологических   данных  по
бассейну   водного  объекта  и  расчет  совместно  с  АББВУ  границ
затопления  различной  обеспеченности  стока, разработка прогнозных
моделей   уровней   затопления   для   бассейнов  рек,  оперативная
подготовка прогноза и заполнение баз данных по ним.
     28. На   органы  местного  самоуправления  городов  и  районов
Иркутской  области,  их управления и отделы архитектуры возлагается
проведение  инвентаризации объектов, попадающих в зону затопления и
подтопления,   внесение   коммуникаций,   защитных   объектов,   их
характеристик,  проектов защитных мероприятий и создание баз данных
по  данным  объектам  в  форматах,  рекомендуемых  АББВУ,  а  также
ведение  баз  данных по ущербам, нанесенным в результате наводнений
и  паводков,  жилым зданиям, подверженным затоплению и подтоплению,
жалобы  жителей  по  вопросам  затопления или подтопления, введение
режимов   чрезвычайной   ситуации   в   районах   катастрофического
затопления.
     29. На  штаб  по  делам ГО и ЧС области возлагается подготовка
баз   данных  по  ущербам  от  паводков  и  наводнений,  подготовка
мероприятий  по  организации  экстренной  помощи  и  проектированию
защитных  и  спасательных  сооружений,  разработка  и  нанесение на
карты  планов  эвакуации, контроль за исполнением противопаводковых
мероприятий  и  согласование проектов выделения границ затопления и
зон риска от затопления.

           7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
           ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
          ТЕРРИТОРИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗОНЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО
               ЗАТОПЛЕНИЯ И ПОДТОПЛЕНИЯ ПАВОДКАМИ В
                         ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

     30. Руководители   специально   -  уполномоченных  органов  на
территории   Иркутской  области  и  представители  администрации  и
органов  местного  самоуправления,  разрешившие несанкционированную
деятельность  в  зонах  особого  режима хозяйственной деятельности,
регламентируемую   Положением   и  утвержденным  "Проектом",  несут
персональную   ответственность   в   соответствии   с   действующим
законодательством  РФ и Иркутской области, при понесенных ущербах в
результате затопления и подтопления.
     31. Руководители  предприятий  и  организаций,  независимо  от
подчинения   и   форм   собственности,  действующие  на  территории
Иркутской  области,  а  также  физические  лица  несут гражданско -
правовую    ответственность    в    соответствии    с   действующим
законодательством     за    ущерб,    нанесенный    в    результате
несанкционированной   деятельности,   а   также   за  ущерб  другим
предприятиям   и   физическим   лицам,   нанесенный   в  результате
несанкционированной  деятельности  на  затапливаемых  территориях с
особым режимом хозяйственной деятельности.
     32. (Исключен  -  Постановление  Губернатора Иркутской области
от 19.07.2002 г. N 419-п)
     33. Государственный    контроль    за    соблюдением    режима
хозяйственной    деятельности    на    паводкоопасных   территориях
осуществляется  управлением  водных  ресурсов  Иркутской  области в
соответствии   с   полномочиями,  представленными  ему  действующим
законодательством.
     34. Контроль   за   деятельностью   указанных  выше  служб  во
исполнение  настоящего  Положения  возлагается на противопаводковую
комиссию Иркутской области, создаваемую при администрации области.



Информация по документу
Читайте также