Расширенный поиск
Постановление Губернатора Иркутской области от 13.08.2001 № 421-пРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ Губернатор П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 13.06.2001 Иркутск № 421-п О Положении о выдаче бюджетных кредитов из областного бюджета на инвестиционные цели Утратилo силу - Постановление Губернатора Иркутской области от 05.11.2003 г. N 646-п В целях приведения областных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством на основании Бюджетно- го кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. 38 Устава области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Положение о выдаче бюджетных кредитов из областного бюджета на инвестиционные цели (прилагается). 2. Считать утратившим силу постановление губернатора области от 30.06.98 № 449-п "О положении о порядке оформления и выдачи бюджетных ссуд из областного бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам". 3. Комитету по информационной политике аппарата губернатора области (Мазуров В.И.) - опубликовать настоящее постановление в газете "Восточно-Сибирская правда". 4. Контроль за соблюдением порядка выдачи бюджетных кредитов из областного бюджета на инвестиционные цели возложить на председателя комитета по экономике администрации области Суходолова А.П. Б.А. Говорин УТВЕРЖДЕНО постановлением губернатора области от 13.08.2001 № 421-п ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫДАЧЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА НА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЦЕЛИ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. 1. Настоящее Положение определяет порядок оказания государственной поддержки путем выдачи бюджетных кредитов (далее - кредитов) из бюджета Иркутской области (далее - области) юридическим лицам, зарегистрированным на территории области, на реализацию инвестиционных проектов на территории области, в т. ч. в рамках областных целевых программ развития отраслей промышленности области. 1. 2. Выдача кредитов из областного бюджета производится в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, законами области об областном бюджете на очередной финансовый год и настоящим Положением. 1. 3. Кредиты предоставляются при соблюдении принципов: - возвратности и возмездности; - обеспеченности; - целевого использования. 1. 4. Кредиты предоставляются, как правило, на конкурсной основе сроком до 3 лет (в т.ч. на пополнение оборотных средств). Для реализации приоритетных инвестиционных проектов срок может быть увеличен до 5 лет. 1. 5. Кредит выдается при условии его обеспечения заемщиком следующими способами: - банковской гарантией; - поручительством (за исключением поручительств органов местного самоуправления дотационных муниципальных образований); - залогом имущества, в том числе ценных бумаг. Обеспечение исполнения обязательств по кредиту должно иметь высокую степень ликвидности. Указанные способы обеспечения исполнения обязательств по бюджетному кредиту могут предоставляться заемщиками как отдельно, так и в сочетании. Размер обеспечения исполнения обязанности по возврату бюджетного кредита должен соответствовать размеру бюджетного кредита и процентов за пользование им. 1. 6. Кредит выдается в пределах лимитов, устанавливаемых законом области об областном бюджете на очередной финансовый год. Плата за кредит устанавливается в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год. 1. 7. Бюджетный кредит предоставляется на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ. 1. 8. Размер предоставляемого бюджетного кредита на реализацию инвести ционных проектов должен составлять не более 60 процентов от общей суммы средств, необходимых для реализации инвестиционного проекта 2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА НА ПОЛУЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ 2. 1. После вступления в силу закона об областном бюджете на очередной финансовый год комитет по экономике администрации области объявляет о проведении конкурсов на предоставление кредитов. Объявление о проведении конкурса публикуется в средствах массовой информации. 2. 2. Объявление о проведении конкурса должно содержать следующие сведения: - время, место проведения, предмет и вид конкурса; - условия и порядок проведения конкурса, в том числе порядок оформления участия в конкурсе (перечень документов, представляемых на конкурс и сроки их приема) и определения победителя(ей) конкурса; - адрес и контактные телефоны организатора конкурса; - срок заключения договора; - начальная цена (процентная ставка). 2. 3. Не допускаются к участию в конкурсе юридические лица: - имеющие просроченную задолженность по ранее предоставленным бюджетным кредитам, или не выполнившие свои обязательства по государственным контрактам на поставку продукции для областных государственных нужд; - находящиеся в состоянии реорганизации, ликвидации или банкротства; - имеющие просроченную задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды; - не имеющие полного обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита; - сообщившие о себе недостоверные сведения. 2. 4. Для участия в конкурсе претенденты представляют следующие документы: 1) заявку на участие в конкурсе, подписанную руководителем юридического лица-претендента, заверенную печатью и содержащую: а) информацию о претенденте: наименование, место нахождения, номер телефона, факса (при наличии), банковские реквизиты, Ф.И.О. руководителя и ответственного за проект, их контактные телефоны; б) информацию о проекте: цель проекта, его стоимость, срок реализации, источники финансирования; в) размер кредита, запрашиваемый срок, процентную ставку, условия погашения, способ обеспечения исполнения обязательств; 2) нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации; 3) нотариально заверенные копии документа, определяющего полномочия руководителя претендента, и карточки с образцами подписей и оттиска печати; 4) нотариально заверенные копии имеющихся у претендента лицензий на осуществление лицензируемых видов деятельности; 5) документ о присвоении кодов "Общероссийского классификатора предприятий и организаций"; 6) бухгалтерский баланс претендента, форму № 2 - отчет о прибылях и убытках, форму № 3 - отчет об изменении капитала, форму № 4 - отчет о движении денежных средств, форму № 5 - приложение к бухгалтерскому балансу, форму № 6 - отчет о целевом использовании полученных средств за предшествующий год и соответствующие кварталы текущего года; 7) список кредиторов и дебиторов с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженности, а также заемных средств с указанием даты возникновения и погашения задолженности; 8) нотариально заверенную копню аудиторского заключения о состоянии представленной бухгалтерской отчетности; 9) справку Управления МНС РФ по Иркутской области об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней и вне бюджетные фонды на момент подачи документов; 10) заключение о платежеспособности претендента от террито- риального агентства по Иркутской области Федеральной службы РФ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; 11) бизнес-план инвестиционного проекта в 2-х экземплярах, разработанный в соответствии с типовой формой, приведенной в приложении к настоящему Положению; 12) заключение Главгосэкспертизы России на проектную документацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27. 12.2000 г. № 1008 для проектов, предусматривающих реконструкцию и техническое перевооружение производства, строи- тельство; 13) заключение государственной экологической экспертизы на проект, в случаях предусмотренных законодательством РФ; 14) сведения об имуществе, предлагаемом претендентом в качестве залога (а случаях, если способом обеспечения является залог); 15) в отношении имущества, предлагаемого в качестве залога - заключение независимого оценщика о рыночной стоимости имущества; 16) в случае предоставления поручительства третьих лиц, банковской гаран тии в обеспечение исполнения обязательства требуется предоставление копий бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах поручителя, гаранта на последнюю отчетную дату, заверенных Управлением МНС РФ по Иркутской области; нотариально заверенных учредительных документов и документов, подтверждающих избрание (назначение) исполнительного органа и главного бухгалтера поручителя, гаранта; заключение о платежеспособности поручителя, гаранта от территориального агентства по Иркутской области Федеральной службы РФ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; 17) сведения об уже произведенных на момент подачи заявки затратах по инвестиционному проекту (по статьям затрат) с разделением на затраты, произведенные за счет собственных и заемных средств, заверенные подписью руководителя, главного бухгалтера и печатью претендента; 18) сведения о всех расчетных счетах претендента в банках. 2. 5. Заявки и документы на конкурс принимает организатор конкурса - комитет по экономике администрации области. 2. 6. Комитет по экономике администрации области в течение трех дней со дня получения документов: - производит регистрацию заявления и прилагаемых к нему документов в журнале регистрации и выдает претенденту расписку в их получении с указанием перечня, даты и времени их подачи; - проверяет соответствие представленных документов утвержденному перечню, правильность оформления документов и, в случае некомплектности, неполноты сведений, неправильности оформления документов, возвращает пакет документов с указанием замечаний. При предоставлении полного комплекта документов, отвечающего требованиям данного Положения, комитет по экономике администрации области не позднее 3 дней с момента регистрации заявки направляет: 1) в главное финансовое управление администрации области запрос на проведение проверки финансового состояния претендента на получение кредита, ликвидности предлагаемого им обеспечения исполнения обязательств, с приложением документов, указанных в п. п. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15,16, 17, 18 п. 2.4. настоящего Положения; 2) в соответствующий орган исполнительной власти области один экземпляр бизнес-плана инвестиционного проекта и документы, указанные в п. п. 12, 13 п.2.4 настоящего Положения, для заключения о социально-экономической значимости проекта, его реализуемости и целесообразности государственной поддержки; 2. 7. Главное финансовое управление администрации области в течение 7 дней с момента получения запроса на проведение проверки представляет в комитет по экономике администрации области заключение и возвращает представленный перечень документов согласно пункта 2.6. настоящего Положения. Заключение должно содержать: - оценку финансового состояния претендента; - оценку ликвидности предлагаемого обеспечения. 2. 8. Орган исполнительной власти области в срок не позднее 7 дней с момента получения запроса направляет свое заключение и представленный комплект документов согласно пункта 2.6. настоящего Положения в комитет по экономике администрации области. Заключение должно содержать оценку целесообразности реализации данного проекта, его технической проработанное , а также включать: а) оценку социально-экономической значимости проекта; б) оценку технологической состоятельности и новизны проекта; в) оценку реализуемости проекта в указанные сроки; г) оценку риска и эффективности проекта (включая бюджетную эффективность); д) результаты анализа качества продукта, его соответствие российским и мировым стандартам; е) оценку корректности калькуляции сметных затрат для проектов, предусматривающих строительство предприятий, зданий и сооружений; ж) оценку рынков сбыта и потенциальных покупателей продукции (работ, услуг), выпуск которой предусмотрен инвестиционным проектом. 2. 9. По представлении всех необходимых заключений комитет по экономике составляет краткую аннотацию на каждый из инвестиционных проектов с учетом заключений соответствующего органа исполнительной власти области и главного финансового управления администрации области. Аннотация должна содержать: цель проекта, его основные показатели (общая стоимость, срок реализации, срок окупаемости, экономический эффект), значимость проекта и его реализуемость, оценку рынков сбыта и потенциального покупательского спроса на про- дукцию, производимую предприятием, оценку финансового состояния претендента и предлагаемого обеспечения. Подготовленные в соответствии с настоящим Положением документы: краткую аннотацию на проект с заключениями соответствующего органа исполни тельной власти области, главного финансового управления направляются комитетом по экономике администрации области членам Экспертного совета при губернаторе области. Экспертный совет не позднее 7 дней со дня получения данных документов выносит свои рекомендации о целесообразности государственной поддержки представленных на конкурс инвестиционных проектов, исходя из приоритетов социально-экономического развития Иркутской области. Члены Экспертного совета вправе ознакомиться с бизнес-планом и другими материалами в комитете по экономике администрации области. 2. 10. Аннотация на инвестиционный проект и заключение Экспертного совета направляются комитетом по экономике администрации области членам конкурсной комиссии, состав которой утверждается распоряжением губернатора области. С данными документами направляется также повестка заседания, подписанная председателем и секретарем конкурсной комиссии, с указанием даты заседания. Документы представляются членам конкурсной комиссии не ранее чем за пять рабочих дней до даты заседания. Конкурсная комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствуют не менее двух третей членов комиссии. Решения принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Допускается передача права голоса членами конкурсной комиссии лицам, замещающим должности в соответствующем органе исполнительной власти области, с оформлением соответствующей доверенности в установленном законодательством порядке. 2. 11. Основными критериями отбора инвестиционных проектов являются: - высокая эффективность инвестиционного проекта; - стимулирование других предприятий области; - бюджетная эффективность; - соответствие приоритетам развития области; - социально-экономическая значимость проекта (повышение социальной защищенности населения, решение социальных проблем, организация новых рабочих мест, развитие инфраструктуры региона и т.д.); - финансовое состояние организации; - размер собственных средств заемщика, вкладываемых в реализацию проекта; - ликвидность обеспечения кредита; - срок окупаемости проекта; - процентная ставка. 2. 12. По итогам конкурса оформляется протокол заседания конкурсной комиссии, который подписывается председателем, секретарем конкурсной комиссии и победителем конкурса в день проведения конкурса. 2. 13. Комитет по экономике администрации области письменно уведомляет участников конкурса о решении конкурсной комиссии и возвращает 1 экземпляр бизнес-плана. 2. 14. Комитет по экономике администрации области на основании протокола заседания конкурсной комиссии готовит проект распоряжения губернатора о выделении кредита победителю (ям) конкурса. 2. 15. Хранение документов, представленных претендентами на конкурс, осуществляет комитет по экономике администрации области. 2. 16. Главное финансовое управление администрации области в 10-дневный срок с момента вступления в силу распоряжения губернатора области о выдаче кредита подготавливает и заключает следующие договора: - о предоставлении кредита; - по обеспечению кредита. Договор по обеспечению кредита заключается до подписания договора о предоставлении кредита. После подписания договора о предоставлении кредита главное финансовое управление администрации области осуществляет перечисление средств в соответствии с его условиями. 3. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ НА БЕСКОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ 3. 1. Предоставление бюджетных кредитов на бесконкурсной основе производится в исключительных случаях для реализации инвестиционных проектов приоритетных для социально-экономического развития области. 3. 2. Для получения бюджетного кредита на бесконкурсной основе организа ция предоставляет в комитет по экономике администрации области мотивированное обоснование соответствующего органа исполнительной власти области о не обходимости предоставления бюджетного кредита на бесконкурсной основе, а также документы в соответствии с п.2.4. настоящего Положения. 3. 3. Предоставление бюджетных кредитов организациям на бесконкурсной основе осуществляется в соответствии с п. 2.6. - 2.9. настоящего Положения. При положительном заключении Экспертного совета о целесообразности государственной поддержки конкретного инвестиционного проекта, комитет по экономике администрации области готовит проект распоряжения губернатора о выделении кредита. 3. 4. Главное финансовое управление администрации области осуществляет выдачу кредита в соответствии с п.2.16 настоящего Положения. 4. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ ОБ ЛАСТНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ 4. 1. Бюджетные кредиты областным государственным и муниципальным унитарным предприятиям (далее по тексту в данном разделе - предприятия) предоставляются, как правило, на конкурсной основе. 4. 2. Бюджетные кредиты предоставляются предприятиям на процентной или беспроцентной основе на условиях и в пределах лимитов, утвержденных законом области об областном бюджете на очередной финансовый год. 4. 3. Для получения бюджетных кредитов предприятие представляет в комитет по экономике администрации области документы в соответствии с п.2.4. на стоящего Положения. Областные государственные унитарные предприятия не представляют документы по обеспечению кредита (п.п. 14,15,16 п. 2.4. Положения). 4. 4. Предоставление бюджетных кредитов предприятиям осуществляется в соответствии с разделами 2,3,4 настоящего Положения. 4. 5. Предприятия обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в главное финансовое управление администрации области и контрольный орган Законодательного собрания области. 5. КОНТРОЛЬ ЗА ВОЗВРАТОМ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ 5. 1. Заемщик открывает счет в банке, на который зачисляются все предоставляемые средства и который служит исключительно для расчетов средствами кредита. 5. 2 Мониторинг финансового состояния заемщиков, а также контроль за целевым использованием кредита и возвратом средств осуществляет соответствующий орган исполнительной власти области и главное финансовое управление администрации области, которые не реже одного раза в квартал информируют об этом Экспертный совет при губернаторе области. 5. 3. В договоре о предоставлении кредита определяются форма, сроки и порядок отчетности заемщика, а также график реализации проекта и предоставления всей информации, необходимой для оценки финансового состояния заемщика. Договор также должен предусматри- вать право соответствующих органов исполнительной власти области беспрепятственно в любое время знакомиться с ходом реализации проекта, право уполномоченных на это органов (лиц) проводить проверку целевого использования кредита. 5. 4. В случае возникновения препятствий в реализации проекта Экспертный совет совместно с заемщиком, соответствующими органами исполнительной власти области, комитетом по экономике, главным финансовым управлением вырабатывают комплекс мер, способствующих успешному завершению проекта. 5. 5. Контроль за выполнением условий договоров, заключенных в соответствии с п. 2.16. настоящего Положения, осуществляет главное финансовое управление администрации области и соответствующий орган исполнительной власти области. 5. 6. В случае установления фактов нецелевого использования бюджетного кредита заемщик несет ответственность в соответствии с бюджетным законодательством. В случае неисполнения заемщиком обязательств по кредитному договору главное финансовое управление принимает меры, предусмотренные вышеуказанным договором и законодательством РФ и области, по возврату средств в областной бюджет. 5. 7. Главное финансовое управление ведет реестр бюджетных кредитов, выданных на инвестиционные цели из областного бюджета, и ежеквартально представляет его Экспертному совету при губернаторе области. Председатель комитета по экономике администрации области А.П. Суходолов Приложение к Положению о выдаче бюджетных кредитов из областного бюджета на инвестиционные цели ТИПОВАЯ ФОРМА БИЗНЕС ПЛАНА Структура и содержание основных разделов бизнес-плана: При разработке бизнес - плана необходимо придерживаться следующей структуры: 1. Титульный лист. 2. Вводная часть (резюме проекта). 3. Анализ рынка и положения дел в отрасли. 4. Существо проекта. 5. План маркетинга. 6. Производственный план. 7. Инвестиционный климат и риски. 8. Организационный план (управление и кадры). 9. Финансовый план. 10. Приложения. Структура документа, порядок следования отдельных разделов могут изменяться, если того требует логика описания (представления) проекта. Но весь комплекс вопросов, характеризующих предлагаемый проект, должен быть рассмотрен. Содержание разделов бизнес - плана: 1. Титульный лист. Титульный лист должен содержать генеральную информацию об инвестиционном проекте и юридическом лице, которое данный проект реализует: - наименование и юридический адрес предприятия; - руководитель предприятия, Ф.И.О., телефон; - юридические адреса учредителей; - наименование и суть проекта (3-5 строк); - полная стоимость реализации проекта, ожидаемые источники средств и их структура (собственные средства юридического лица, выпуск акций, кредиты, бюджетное финансирование и т.п.); - заявление о сохранении коммерческой тайны. 2. Вводная часть (резюме проекта). В резюме проекта необходимо кратко изложить основные выводы и рекомендации, касающиеся всех основных его аспектов, структура резюме должна соответствовать структуре бизнес - плана. Резюме проекта - это его реклама, потому оно должно содержать доказательства его выгодности. Цель данного раздела - показать, в чем сущность проекта, а чем его цели и сколько денег потребуется вложить, каков ожидаемый эффект. Отдельно дается обоснование того, почему предлагаемый проект добьется успеха. Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (использование труда инвалидов; прокладка хорошей дороги и т.п.), то указать их. В резюме следует выделить следующие аспекты, которые отдельными разделами бизнес - плана не выделяются, но имеют первостепенное значение для инвестора: - что именно требуется от внешнего инвестора для реализации проекта - участие в уставном капитале, кредит (указать желаемые условия), поставки оборудования и т.п. - определить степень участия внешнего партнера и самого предприятия, предлагающего проект, в его реализации, т.е. соотношение общей стоимости проекта и требуемого заемного капитала. - изложить механизм возврата кредитных ресурсов. Здесь имеется в виду не столько схема и динамика возврата кредитов и выплаты процентов по ним при нормальной реализации проекта; (вопросы отражаются в разделе "Финансовый план"), сколько гарантии возврата вложений в случае срыва сроков реализации отдельных этапов или проекта в целом. 3. Анализ рынка и положения дел в отрасли. Цель данного раздела - раскрыть и обосновать формирование потребности в товаре (услугах), предлагаемых проектом. Выбранные методы оценки рынка и характера отрасли должны быть подробно описаны и обоснованы. Отдельно необходимо рассмотреть динамику продаж предлагаемого товара по России за последние несколько лет, появление на рынке и спрос на аналогичные и конкурирующие (замещающие) виды продукта. Если юридическое лицо - инициатор проекта уже работает в данном сегменте рынка, необходимо подчеркнуть наличие у него необходимого опыта и указать его долю в суммарном производстве продукции в области и в России за последние несколько лет. Необходимо рассмотреть потенциальных конкурентов как на внутреннем, так и на внешнем рынках с указанием наименования и адресов основных производителей товара, проанализировать их сильные и слабые стороны по сравнению с предлагаемым проек том. Основными результатами раздела должны быть: - масштабы и структура фактического текущего спроса на рассматриваемый товар (услуги); - обоснованные прогнозы развития рынка и динамики спроса; - прогноз динамики продаж продукции, производимой в рамках предлагаемого проекта, перспективы компании на рынке; - ожидаемая реакция рынка, основные препятствия, которые компания может у встретить при продвижении своего товара на рынок, пути их преодоления. 4. Существо проекта. Данный раздел является развитием предыдущего раздела "Анализ рынка и положения дел в отрасли" Здесь необходимо дать более подробное описание товаров (услуг), на производство которых ориентируется проект. Должны быть четко освещены следующие вопросы: - описание товара с указанием сведений об используемых патентах и торговых зна ков; - о наличии опыта производства данного товара (услуг); - чем ваш товар отличается от продукции конкурентов, в т.ч. зарубежных; - обладает ли ваша продукция какими-либо новыми уникальными свойствами, и если нет - чем она может привлечь потребителя; - при каких условиях товар может экспортироваться (цены, маркетинг, создание сети сбыта, и т.д.), необходимость лицензии. Здесь же необходимо более подробно привести аргументы, обосновывающие успех проекта. Дать более подробную информацию о юридическом лице - инициаторе проекта, о его техническом, технологическом и производственном потенциале - если проект направлен на развитие его производственной структуры или взаимодействует с ней. 5. План маркетинга. Данный раздел является логическим продолжением двух предыдущих разделов "Ана лиз рынка и положения дел в отрасли" и "Существо проекта". Цель раздела - обеспечить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и механизма продвижения продукции на рынок. В нем необходимо детально осветить следующие вопросы - конечные потребители произведенной продукции, характер спроса (равномерный или сезонный); особенности сегмента рынка, на который ориентируется проект, и почему он окажется успешнее, чем у конкурентов (с учетом анализа их стратегии маркетинга), какие свойства продукции или дополнительные услуги делают его предпочти тельным по отношению к конкурентам; - каких действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы страте гии противодействия; - воздействие на продукт технологических изменений (законодательство по охране природы; продукты - заменители); сведения о разработке новых продуктов, которые могут составить конкуренцию предлагаемому; - обоснование цены на продукцию (с учетом требований к качеству и анализа форми рования себестоимости); - организация сбыта каналы распределения продукции, описание системы отбыта с указанием привлекаемых для этого фирм, - наличие договоров и протоколов намерений на реализацию товара, - программа организации рекламы на этапах до и после начала производства и сбыта продукции; - оценка необходимых расходов на рекламу, на операции по распределению и сбыту продукции 6. Производственный план. Основное назначение данного раздела - дать убедительные аргументы о продуман ности всего производственного процесса, о наличии обоснованного плана развития юридического лица и стратегии достижения поставленных целей. Однако не следует уходить в чрезмерную детализацию, которая рассеивает внимание инвестора и снижает его интерес, а объемную подробную информацию о технологиях, оборудовании и т. п. луч ше вынести со ссылками в приложения Начать раздел следует с описания предыстории проекта: - подробные сведения о юридическом лице, его партнерах, краткая характеристика (организационная структура, производственный потенциал, финансовые возможности, возраст, опыт руководящей работы, предпринимательской деятельности и др.); - история разработки и реализации проекта, ее важнейшие даты; - уже проведенные исследования и изыскания (когда, где, кем и по чьему заказу); - современное состояние дел в реализации проекта с объясне- нием причин его незавершенности; - необходимые расходы на завершение подготовительных прединвестиционных ис следований и изысканий - если они включены в стоимость проекта, а не оплачиваются третьими сторонами. Далее следует описать основные условия реализации проекта с выделением их в качестве подразделов для обеспечения четкой структуризации и ясности изложения - место реализации проекта (с обоснованием выбора) и строительной площадки, их особенности: климат, обеспеченность транспортной, инженерной, социальной инфра структурой, наличие строительно-монтажных и вспомогательных ремонтных организаций, наличие и состояние производственных площадей, фискальный и правовой режим, и т.п.; - производственная программа и мощность юридического лица, технология производства и обоснование ее выбора, необходимые инженерные сооружения, основные виды производственных активов (оборудование и т.п. с обоснованием выбора), их поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость; - годовые потребности в материальных ресурсах (сырье, вспомогательные материалы, комплектующие и запасные части, комму- нальные услуги, и т. п.), поставщики ресурсов и обоснование их выбора, условия поставок, ориентировочные цены; возможные альтерна- тивные источники снабжения сырьем и материалами, - основные элементы организационной структуры и управления; - необходимый состав, структура и численность рабочей силы, наличие и стоимость людских ресурсов, необходимость и возможность профессиональной подготовки; - планирование и сметная стоимость работ по проекту - сроки строительства, монтажа, ввода в эксплуатацию и достижения проектной мощности оборудования (календар ный план с указанием затрат на реализацию каждого этапа), принципиально важные меры для своевременно го осуществления проекта; - анализ ситуации, реально сложившейся у нас с качеством рассматриваемой продук ции (услуг), четкое описание механизмов достижения необходимого уровня качества и надежности; - обсчет и обоснование себестоимости производимого продукта; - характеристика экологических последствий реализации проекта, обеспечение экологической и технической безопасности. 7. Инвестиционный климат и риски. В данном разделе необходимо дать оценку отдельным наиболее значимым факторам инвестиционного климата и показать тенденции их развития в плане возможного улуч шения или ухудшения. Необходимо провести оценку факторов риска, с которыми связана успешная реализация проекта. Наличие в бизнес-планах анализа рисков (хотя бы укрупненного) и возможных вариантов их снижения говорит в пользу таких проектов и повышает интерес к ним инвесторов. При подготовке бизнес - плана целесообразно рассмотреть следующие основные виды рисков: 1) Технологический риск. - отработанность технологии, наличие, исправность и ремонтоп- ригодность оборудования; наличие запасных частей, дополнительной оснастки и приспособлений, оснащенность инструментом; - подготовка обслуживающего персонала, способность кадрового состава принять им портное оборудование, если это предусмотрено проектом; планируется ли обучение пер сонала и участие в монтаже зарубежных специалистов; - если технология промышленно осваивается - на чем основывается уверенность в ее стабильности и надежности; - возможность технологической диверсификации при переходе на подобный конечный продукт 2) Организационный и управленческий риск. - наличие и гарантия выполнения плана - графика выполнения работ, заинтересованность всех участни- ков в четком выполнении плана - графика; - возможность дублирования организационных срывов; - наличие квалифицированного управленческого персонала (сертификация менеджеров). - отношения с местной администрацией (важно еще раз привести аргументы, показывающие ее заинтересованность в проекте), - указать вопросы, решение которых существенно зависит от отношения к ним местной администрации. 3) Риск сырьевого обеспечения. - анализ информации о поставщиках основного сырья: возможность обеспечен запасов сырья, - возможности перехода на альтернативное сырье; - возможность организации входного контроля качества сырья. 4) Финансовый риск. - существующее финансовое положение (стабильное, удовлетвори- тельное, нестабильное); - источники погашения кредитов, - возможность неплатежей со стороны участников проекта. 5) Риски по залогам и гарантиям - наличие залогов и гарантий возврата кредитов; - ликвидность залогов (уровень ликвидности ценных бумаг), и особенно - возможность эффективного применения материальных залогов (оборудование, товар, недвижимость). 6) Экономические риски: - устойчивость экономического положения юридического лица к возможному ухудшению экономического положения в стране, приводящему к обострению таких проблем, как инфляция, взаимные неплатежи и т.п.; - оценка возможности повышения тарифов и цен на сырье, энергоносители, транс порт и т.п., степень их влияния на цену готовой продукции; - возможность снижения платежеспособного спроса на продукцию в районе ее реали зации и его влияние на общий баланс товарно - денежных активов юридического лица; - наличие запасных рынков сбыта. 7) Риски, связанные с налоговым климатом. Насколько возможное ужесточение налогового законодательства может ухудшить финансовое состояние юридического лица. 8) Экологические риски, возможные штрафные санкции в случае незапланированных выбросов и их влияние на экономическое положение юридического лица. 9) Риск неполучения страхового возмещения. Наличие страхования, глубина проработки страховых договоров. 8. Организационный план (управление и кадры). В данном разделе должны быть освещены следующие основные аспекты: - форма собственности вновь создаваемого юридического лица (по товариществам указываются условия создания и партнерства, по АО - основные (владеющие свыше 5% уставного капитала) акционеры и принадлежащие им доли), если это открытое АО, то сколько акций уже выпущено и сколько предполагается выпустить; - члены Совета директоров и их телефоны, краткие биографические справки с ука занием квалификации, послужного списка и опыта работы в данной сфере деятельности; - распределение обязанностей между членами руководящего состава, кто обладает правом подписи финансовых документов; 9. Финансовый план. 1. Объем финансирования проекта по источникам должен представляться по форме таблицы 2. Согласие коммерческих банков или других заимодателей, включая ино странных, на представление средств должно быть документально подтверждено соот ветствующими руководителями с обязательным указанием условий предоставления кредитов: наличие государственной гарантии, процентная ставка, сроки предоставления и погашения кредита, дополнительные требования. Ходатайство о предоставлении средств областного бюджета на возвратной и платной основе должно быть подкреплено сведениями об отсутствии других источников фи нансирования проекта и обязательством целевого использования испрашиваемых государственных средств. В случае стремления претендента получить государственную гарантию при потере вложенного капитала в разделе необходимо охарактеризовать риски и обосновать значе ние гарантии. 2. Финансовые результаты реализации (план по прибыли) инвестиционного проекта показывают распределение выручки, полученной от продажи продукции, и объем чис той прибыли по кварталам и годам (таблица 4) 3. Исходными данными определения эффективности инвестиционного проекта служат данные плана денежных поступлений и выплат (таблица 5). На первые два года реализа ции проекта показатели определяются с разбивкой по кварталам. Необходимым услови ем реализуемости проекта является положительное значение показателя денежного по тока для каждого интервала времени 4. Эффективность инвестиционных проектов оценивается по показателям чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости, точки безубыточности и бюджетного эффекта 5. Срок окупаемости представляет собой период времени с начала реализации проекта по данному бизнес - плану до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных за трат приобретет положительное значение. Чистый дисконтированный доход, индекс до ходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости рассчитываются по данным таблицы 5. При расчете вышеперечисленных критериев эффективности ставка дисконти рования должна быть не ниже ставки рефинансирования ЦБ на момент подачи докумен тов на конкурс. Объем инвестиционных затрат на реализацию проекта принимается по данным табли цы 1. При определении эффективности проекта показатели чистой прибыли и амортизаци онных отчислений относятся только к реализации инвестиционного проекта и не должны отражать результаты текущей хозяйственной деятельности существующей организации. 6. Точка безубыточности соответствует объему реализации, начиная с которого вы пуск продукции должен приносить прибыль. Рассчитанный объем реализации (выпуска) продукции сопоставляется с проектной мощностью создаваемого предприятия. Точка безубыточности рассчитывается как отношение величины постоянных расхо дов к разности цены продукции и величины переменных расходов, деленной на объем реализации продукции Данные о постоянных и переменных расходах принимаются согласно таблице 3. 7. Бюджетный эффект инвестиционного проекта определяется как сальдо поступле ний и выплат областного бюджета в связи с реализацией данного проекта (таблица 6). В расчетах проводится дисконтирование объемов поступлений и выплат по годам реализации проекта. Чистый дисконтированный доход государства как эффект от реализации проекта (ЧДД) определяется суммой погодовых сальдо поступлений и выплат в бюджет, приведенных к ценам первого года: T 1 ЧДД = SUM P - - - - - - - - -, 1 t t - 1 (1 + d) где Т - суммарная продолжительность жизненного цикла проекта, включая строительство объекта и эксплуатацию основного технологи- ческого оборудования; Р - ежегодная разность выплат и поступлений в бюджет (таблица б, пункт 3); t - годы реализации проекта (t = 1,2, 3...); d - коэффициент дисконтирования. Коэффициент дисконтирования (d) без учета риска проекта определяется как отношение ставки рефинансирования (г), установленной Центральным банком Российской Федерации, и объявленного Правительством Российской Федерации на текущий год темпа инфляции (i): 1 + di = (1 + r/100) / (1 + i/100) 8. Поправка на риск проекта определяется по данным следующей таблицы: Величина риска Пример цели проекта Р, про-цент Низкий Вложения при интенсификации 3-5 Средний Увеличение объема продаж существующей пр 8-10 одукции Производство и продвижение на рынок ново 13-15 го продукта Очень высокий Вложения в исследования и инновации 18-20 Коэффициент дисконтирования, учитывающий риски при реализации проектов, определяется по формуле: d = di P/100, где Р/100 - поправка на риск. 10. Приложения. В этот раздел помещается вся дополнительная информация, которую претендент считает необходимым привести для обоснования материалов основных разделов - плана маркетинга, производственного и финансо- вого планов и др. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|