Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 22.09.2005 № 12/53-ЗС

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                           
                     ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ                     
                         ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ                         


63     Об  отзыве  на  проект  федерального  закона  № 187513-4  «О 
недрах»,     внесенный    Правительством    Российской    Федерации    


    Рассмотрев  проект  федерального  закона № 187513-4 «О недрах», 
внесенный   Правительством   Российской  Федерации,  руководствуясь  
статьей  26.4  Федерального  закона «Об общих принципах организации 
законодательных   (представительных)   и   исполнительных   органов   
государственной  власти субъектов Российской Федерации», статьей 26 
Устава  Иркутской  области, статьей 812 Регламента Законодательного 
собрания     Иркутской     области,     Законодательное    собрание    

                           ПОСТАНОВЛЯЕТ:                           

    направить   в   Государственную   Думу   Федерального  Собрания  
Российской  Федерации  отрицательный  отзыв  на проект федерального 
закона  №  187513-4 «О недрах», внесенный Правительством Российской 
Федерации (прилагается).


                                                  И.о. председателя
                                          Законодательного собрания
                                                       Л.М. Берлина

Иркутск
22 сентября 2005 г.
№ 12/53-ЗС


                                         Приложение к постановлению
                                       от 22.09.2005 г. №  12/53-3C

                               ОТЗЫВ                               
        на проект федерального закона № 187513-4 «О недрах»        

    На   основании   статьи  26.4  Федерального  закона  «Об  общих  
принципах    организации   законодательных   (представительных)   и   
исполнительных  органов государственной власти субъектов Российской 
Федерации»,   статьи  81(2)  Регламента  Законодательного  собрания  
Иркутской   облает   Законодательное   собрание  Иркутской  области  
направляет  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской 
Федерации отзыв на проект федерального закона № 187513-4 «О недрах» 
(далее     закон,    проект,    проект    закона,    законопроект). 
   
     Концепция нового закона, регулирующего общественные  отношении
по  вопросу  совместного  ведения  Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации: владению, пользованию, распоряжению  недрами,
не   соответствует   отдельным  положениям  Конституции  Российской
Федерации, нормам более высоких  по  юридической  силе  федеральных
законов:
     1.   Предлагаемый   механизм    администрирования    отношений
недропользования   переносит   принятие   фактически   всего  объема
управленческих решений на федеральный уровень. Проектом исключается
участие   органов   власти   субъектов   Российской   Федерации   в
определении   судьбы    базовых    для    региональной    экономики
месторождений,    условий    пользования    недрами;    исключается
осуществление  государственного  контроля   регионами.   Тем   самым
субъекты   Российской   Федерации   лишаются   важнейшего  ресурса
проведения региональной экономической политики, несмотря на наличие
конституционной    ответственности   за   социально-экономическое
развитие субъектов. Такой  дисбаланс  между  публичными  правами  и
ответственностью регионов противоречит конституционным положениям о
совместном ведении в вопросах недропользования.
    Для  большей  части  населения Иркутской области недра - основа 
жизнедеятельности.  Согласно правовой позиции Конституционного Суда 
Российской  Федерации,  выраженной  в Постановлении от 07.06.2000 № 
10-П,  народам,  проживающим  на территории того или иного субъекта 
Российской   Федерации,   должны   быть   гарантированы   охрана  и  
использование   природных   ресурсов   как   основы   их   жизни  и  
деятельности,    т.е.   как   естественного   богатства,   ценности   
(достояния) всенародного значения. Одной из таких гарантий является 
возможность  формировать отношения в указанной сфере через основную 
форму    выражения    интересов    населения   региона   -   органы   
государственной  власти  субъектов.  Законопроектом участие органов 
государственной     власти    субъектов    в    решении    вопросов    
недропользования  фактически  исключается.  Предлагаемый  подход не 
может быть поддержан концептуально.
    Структуризация   федеральных   органов   управления  недрами  с  
укрупнением  территорий  юрисдикции  создает  внутреннее напряжение 
властной   вертикали,  формирует  ситуацию  ориентации  отрасли  на  
удовлетворение   только   федеральных  нужд  в  минерально-сырьевых  
ресурсах.  Разработка  месторождений, необходимых для регионального 
развития,  в  том  числе небольших по запасам минерального сырья, а 
также  находящихся  на  заключительном  этапе  освоения  объективно  
остается   вне   поля  зрения  федеральных  органов.  Распределение  
полномочий  должно осуществляться с учетом значимости месторождений 
в    решении    общегосударственных   задач;   более   равномерного   
распределения   регулятивных   функций   государства;   приближения   
государственных услуг к гражданину; ускорения процедур, связанных с 
отношениями     недропользования;     здорового    государственного    
протекционизма    в    отношении   малого   и   среднего   бизнеса.   
    2.       Предлагаемый       законопроектом       переход      с      
административно-договорного  на  гражданско-правовое  регулирование  
отношений   представляется  непродуманным  и  фактически  не  имеет  
мировых аналогов.
    Гражданско-правовой   принцип   равенства  сторон  или  позиция  
абсолютного  равноправия  государства  и бизнеса в недропользовании 
неприемлемы.  Природные  богатства  принадлежат  также  и потомкам. 
Распоряжение   минерально-сырьевыми   ресурсами,   исчерпаемыми   и   
невосстанавливаемыми,  должно  осуществляться  с  учетом  постоянно  
меняющихся  геополитических  интересов  России, места государства в 
мировом   распределении   труда   и   ресурсных  рисков.  Указанная  
особенность   объекта  общественных  отношений  требует  наличия  у  
государства  административных  регуляторов,  исключения возможности 
вывода  разрешения возможных спорных ситуаций на усмотрение мировых 
коммерческих  арбитражей.  Законопроект  же не восприимчив к нормам 
Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  в  части  объективных  
инфраструктурных ограничений оборота недр.
    3. Проект предлагает отказаться от конкурсов на получение права 
пользования  недрами, заменив их в полном объеме на аукционы. Такой 
переход  приведет  к  монополизации  добывающей отрасли, выборочной 
нерациональной  выемке полезных ископаемых; не будет способствовать 
применению относительно затратных и сложных технологий при освоении 
месторождений,  а также освоению месторождений, требующих нерядовых 
технических решений.
    Предлагаемый  подход  исходит  из сиюминутной выгоды - разового 
аукционного   платежа,   а   не  из  суммарного  мультипликативного  
экономического  эффекта  за полный срок отработки месторождения, не 
отвечает   принципам   рационального   природопользования,  создает  
преграды малому горному предпринимательству.
     Помимо    вышеперечисленного,    закон    имеет     внутреннюю
несогласованность (например, в части декларации права собственности
субъектов  Российской  Федерации   на   недра   при   одновременном
отнесении  недр исключительно к федеральной собственности (статьи 8
и 10 законопроекта), неточности в формулировках и т.п.

     Прошу считать отзыв на законопроект отрицательным.


                                                  И.о. председателя
                                          Законодательного собрания
                                                       Л.М. Берлина



Информация по документу
Читайте также