Расширенный поиск

Постановление Правительства Иркутской области от 20.12.2012 № 721-пп

 



                   ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ                    

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                       


20 декабря 2012 года           Иркутск                № 721-пп


     Об утверждении долгосрочной целевой программы  Иркутской  области
«Развитие     сельского     хозяйства     и    регулирование    рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья  и  продовольствия  в  Иркутской
области на 2013-2020 годы»


     В целях поддержки сельскохозяйственного производства в  Иркутской
области,  в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года
№ 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Государственной  программой
развития     сельского     хозяйства     и     регулирования    рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 –  2020
годы,  утвержденной  постановлением Правительства Российской Федерации
от 14 июля 2012 года №  717,  постановлением  Правительства  Иркутской
области  от  19  октября  2012  года  № 575-пп «Об утверждении Порядка
принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ  Иркутской
области  и  их  формирования  и  реализации  и  Порядка  проведения  и
критериев  оценки  эффективности   реализации   долгосрочных   целевых
программ   Иркутской   области»,   руководствуясь  статьей  67  Устава
Иркутской области, Правительство Иркутской области
     ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Утвердить долгосрочную  целевую  программу  Иркутской  области
«Развитие     сельского     хозяйства     и    регулирование    рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья  и  продовольствия  в  Иркутской
области на 2013-2020 годы» (прилагается).
     2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


Губернатор
Иркутской области                                        С.В. Ерощенко



                                      УТВЕРЖДЕНА
                                      постановлением Правительства
                                      Иркутской области
                                      от 20 декабря 2012 года № 721-пп


 ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО 
ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ
       И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013-2020 ГОДЫ»        

                               Иркутск                                
                               2012 год                               


                               ПАСПОРТ                                
           ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ           
            «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ             
   РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В    
                          ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ                           
                          НА 2013-2020 ГОДЫ»                          

|----------------|--------------------------------------|
|Наименование    |Содержание характеристик Программы    |
|характеристик   |                                      |
|Программы       |                                      |
|----------------|--------------------------------------|
|Наименование    |Долгосрочная целевая программа        |
|Программы       |Иркутской области «Развитие сельского |
|                |хозяйства и регулирование рынков      |
|                |сельскохозяйственной продукции, сырья |
|                |и продовольствия в Иркутской области  |
|                |на 2013-2020 годы» (далее - Программа)|
|----------------|--------------------------------------|
|Государственный |Правительство Иркутской области       |
|заказчик        |                                      |
|----------------|--------------------------------------|
|Основной        |Министерство сельского хозяйства      |
|разработчик     |Иркутской области                     |
|Программы       |                                      |
|----------------|--------------------------------------|
|Администратор   |Министерство сельского хозяйства      |
|Программы       |Иркутской области                     |
|----------------|--------------------------------------|
|Исполнители     |Министерство сельского хозяйства      |
|Программы       |Иркутской области, служба ветеринарии |
|                |Иркутской области                     |
|----------------|--------------------------------------|
|Цель Программы  |Обеспечение конкурентоспособности     |
|                |сельскохозяйственной продукции,       |
|                |производимой в Иркутской области,     |
|                |повышение уровня продовольственной    |
|                |безопасности на основе модернизации   |
|                |сельского хозяйства                   |
|----------------|--------------------------------------|
|Задачи Программы|Создание условий для обеспечения роста|
|                |производства основных видов           |
|                |сельскохозяйственной продукции.       |
|                |Создание условий для повышения        |
|                |эффективности регулирования рынка     |
|                |сельскохозяйственной продукции, сырья |
|                |и продовольствия.                     |
|                |Создание условий для развития малых   |
|                |форм хозяйствования.                  |
|                |4. Создание условий для технической и |
|                |технологической модернизации          |
|                |агропромышленного комплекса.          |
|                |5. Создание условий для привлечения и |
|                |закрепления молодых специалистов в    |
|                |агропромышленном комплексе.           |
|                |6. Создание условий для научного и    |
|                |информационного обеспечения развития  |
|                |сельскохозяйственного производства.   |
|----------------|--------------------------------------|
|Сроки и этапы   |Сроки реализации Программы: 2013-2020 |
|реализации      |годы.                                 |
|Программы       |Программа реализуется в один этап.    |
|----------------|--------------------------------------|
|Объемы и        |Объем финансирования Программы за счет|
|источники       |средств областного бюджета составляет |
|финансирования  |14658711 тыс. рублей, в том числе:    |
|Программы       |2013 год - 1475750 тыс. рублей;       |
|                |2014 год - 1565770 тыс. рублей;       |
|                |2015 год - 1661282 тыс. рублей;       |
|                |2016 год - 1762620 тыс. рублей;       |
|                |2017 год - 1870140 тыс. рублей;       |
|                |2018 год - 1984218 тыс. рублей;       |
|                |2019 год - 2105255 тыс. рублей;       |
|                |2020 год - 2233676 тыс. рублей.       |
|                |Прогнозируемый объем финансирования   |
|                |Программы за счет средств внебюджетных|
|                |источников составляет 39353550,0 тыс. |
|                |рублей. Объемы финансирования         |
|                |Программы за счет средств областного  |
|                |бюджета ежегодно уточняются при       |
|                |формировании областного бюджета на    |
|                |очередной финансовый год и плановый   |
|                |период исходя из возможностей         |
|                |областного бюджета и затрат,          |
|                |необходимых для реализации Программы. |
|----------------|--------------------------------------|
|Важнейшие       |1) индекс производства продукции      |
|целевые         |сельского хозяйства в хозяйствах всех |
|индикаторы и    |категорий (в сопоставимых ценах)      |
|показатели      |составит 117,9 % к 2020 году ;        |
|результативности|2) индекс производства продукции      |
|реализации      |растениеводства (в сопоставимых ценах)|
|Программы       |составит 11 9 , 6 % к 2020 году ;     |
|                |3) индекс производства продукции      |
|                |животноводства (в сопоставимых ценах) |
|                |составит 116,8 % к 2020 году;         |
|                |4) индекс производства пищевых        |
|                |продуктов, включая напитки (в         |
|                |сопоставимых ценах) составит 130,4 % к|
|                |2020 году;                            |
|                |5) индекс физического объема          |
|                |инвестиций в основной капитал         |
|                |сельского хозяйства составит 146,4 % к|
|                |2020 году ;                           |
|                |6) рентабельность сельскохозяйственных|
|                |организаций составит 1 9 , 1 % в 2020 |
|                |году;                                 |
|                |7) среднемесячная номинальная         |
|                |заработная плата в сельском хозяйстве |
|                |(по сельскохозяйственным организациям,|
|                |не относящимся к субъектам малого     |
|                |предпринимательства) составит 29530   |
|                |рублей в 2020 году.                   |
|----------------|--------------------------------------|
|Ожидаемые       |1) повышение удельного веса местных   |
|конечные        |продовольственных товаров в общих их  |
|результаты      |ресурсах с учетом переходящих запасов |
|реализации      |к 2020 году до: картофель - 100,0 %,  |
|Программы и     |мясо и мясопродукты - 71,0 %,         |
|показатели ее   |молокоимолоко-продукты - 90,0 %;      |
|социально-      |2) увеличение объема производства     |
|экономической   |продукции сельского хозяйства в       |
|эффективности   |хозяйствах всех категорий (в          |
|                |сопоставимых ценах) в 2020 году по    |
|                |отношению к 2011 году - на 1 7 , 9 % ,|
|                |объем пищевых продуктов - на 30,4 %;  |
|                |3) обеспечение среднегодового темпа   |
|                |прироста объема инвестиций в основной |
|                |капитал сельского хозяйства в размере |
|                |5,8 %;                                |
|                |4) повышение уровня рентабельности    |
|                |сельскохозяйственных организаций до   |
|                |19,1 % в 2020 году ( с учетом         |
|                |субсидий);                            |
|                |5) доведение уровня средней заработной|
|                |платы в сельском хозяйстве до 60%     |
|                |уровня средней заработной платы по    |
|                |экономике в Иркутской области.        |
|----------------|--------------------------------------|

     Глава 1.  Содержание  проблемы  и  обоснование  необходимости  ее
решения программно-целевым методом

     1. Постановка и развернутая характеристика системной  проблемы  в
сфере сельского хозяйства в Иркутской области
     Иркутская область входит в зону рискованного земледелия,  высокой
степени гибели урожая.
     Сельское хозяйство в общем объеме валового регионального продукта
занимает  около  7 %. Среди субъектов Российской Федерации, входящих в
состав Сибирского  федерального  округа,  Иркутская  область  занимает
пятое место по производству продукции сельского хозяйства.
     Сельскохозяйственным производством в Иркутской области занимаются
190   организаций,  3311  крестьянских  (фермерских)  хозяйств,  176,4
тысячи личных подсобных хозяйств.
     За  период   реализации   приоритетного   национального   проекта
«Развитие   агропромышленного   комплекса»   (2006-2010)  и  областной
государственной целевой  программы  «Развитие  сельского  хозяйства  и
поддержка  развития  рынков  сельскохозяйственной  продукции,  сырья и
продовольствия в Иркутской области на  2009-2012  годы»,  утвержденной
постановлением  Законодательного  Собрания  Иркутской  области  от  22
ноября 2008 года № 3/65-ЗС (далее – программа), произошла стабилизация
производства  валовой  продукции  сельского  хозяйства (в 2011 году по
отношению к 2010 году был обеспечен рост 1,4 %) и производства пищевых
продуктов,   несколько   улучшилась   экономика   сельскохозяйственных
организаций, получила развитие деятельность  крупных  агропромышленных
формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских
территорий Иркутской области.
     Благодаря значительным инвестиционным вложениям  и  использованию
инновационных  технологий  существенно  возросли  темпы восстановления
производства свинины и мяса птицы.
     В  целях  укрепления   материально-технической   базы   за   годы
реализации   программы   сельскохозяйственными   товаропроизводителями
Иркутской  области  приобретено  574  трактора,   110   зерноуборочных
комбайнов,  62  кормоуборочных комбайна. Построено, реконструировано и
модернизировано 44 молочно-товарные фермы,  11  свинарников,  молочный
завод, построена откормочная площадка.
     В  то  же  время  необходимо  отметить,  что   снижение   объемов
финансирования  мероприятий  программы  в 2009-2010 годах не позволило
сельскохозяйственным товаропроизводителям Иркутской области достигнуть
запланированного  уровня по технической и технологической модернизации
сельского хозяйства.
     Обеспеченность  основными  видами  сельскохозяйственной   техники
остается  ниже  нормативной  в  2  и  более  раза.  Обеспеченность  по
тракторам составляет 58  %,  по  зерноуборочным  комбайнам  49  %,  по
кормоуборочным  комбайнам  38  %  от  потребности,  что  не  позволяет
сельскохозяйственным товаропроизводителям в  агротехнические  сроки  и
без потерь выполнять полевые работы.
     Проблемы  обеспечения  поступательного  экономического   развития
агропромышленного  комплекса  Иркутской  области  сохраняются. Мировой
финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, а также  засуха  в  2009  -
2010  годах,  охватившая  более  30  % территории Иркутской области, в
которых  сосредоточено  более  50  %  посевных   площадей,   негативно
отразились на динамике развития сельскохозяйственного производства.
     Основными   проблемами   развития   агропромышленного   комплекса
Иркутской области являются:
     технико-технологическое отставание сельского хозяйства  Иркутской
области   из-за  недостаточного  уровня  доходов  сельскохозяйственных
товаропроизводителей  для  осуществления  модернизации  и  перехода  к
инновационному развитию;
     ограниченный доступ сельскохозяйственных  товаропроизводителей  к
рынку  в  условиях  несовершенства  его  инфраструктуры,  возрастающей
монополизации торговых сетей,  слабого  развития  кооперации  в  сфере
производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
     недостаточные  темпы  социального  развития  сельских  территорий
Иркутской  области,  сокращение  занятости сельских жителей при слабом
развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка
сельскохозяйственного    труда,   отток   трудоспособного   населения,
особенно молодежи.
     В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого  развития
сельских  территорий Иркутской области, ускорения темпов роста объемов
сельскохозяйственного производства, их  ресурсной  и  производственной
базы  на  основе  повышения его конкурентоспособности и инвестиционной
привлекательности становится приоритетным  направлением  экономической
политики Иркутской области.
     2.    Правовое   обоснование   решения   проблемы:    обоснование
соответствия   решаемой   проблемы   приоритетным   целям   и  задачам
социально-экономического  развития  Иркутской   области,   полномочиям
исполнительных   органов  государственной  власти  Иркутской  области,
положениям нормативных правовых актов
     Долгосрочная  целевая  программа  Иркутской   области   «Развитие
сельского   хозяйства   и  регулирование  рынков  сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия в  Иркутской  области  на  2013-2020
годы»  (далее  –  Программа)  разработана в соответствии с Федеральным
законом от 29  декабря  2006  года  №  264-ФЗ  «О  развитии  сельского
хозяйства»,  Государственной программой развития сельского хозяйства и
регулирования   рынков   сельскохозяйственной   продукции,   сырья   и
продовольствия  на  2013  -  2020  годы,  утвержденной  постановлением
Правительства Российской  Федерации  от  14  июля  2012  года  №  717,
Доктриной   продовольственной   безопасности   Российской   Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января  2010
года № 120.
     Программа  определяет  цель,  задачи   и   мероприятия   развития
сельского   хозяйства,   пищевой  и  перерабатывающей  промышленности,
финансовое  обеспечение   и   механизмы   реализации   предусмотренных
мероприятий, показатели их результативности.
     Программа   разработана   в    соответствии    с    приоритетными
направлениями,   определенными   Программой   социально-экономического
развития Иркутской области на  2011-2015  годы,  утвержденной  Законом
Иркутской  области  от  31  декабря 2010 года № 143-ОЗ (раздел «Резюме
Программы  социально-экономического  развития  Иркутской  области   на
2011-2015 годы»).
     Пунктом 9 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999  года
№    184-ФЗ    «Об   общих   принципах   организации   законодательных
(представительных) и  исполнительных  органов  государственной  власти
субъектов  Российской Федерации» установлены полномочия исполнительных
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по
поддержке    сельскохозяйственного    производства   (за   исключением
мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).
     Программа   направлена   на   поддержку   зарегистрированных    и
осуществляющих свою деятельность на территории Иркутской области:
     1)  организаций,   индивидуальных   предпринимателей   (далее   –
сельскохозяйственные товаропроизводители), осуществляющих производство
сельскохозяйственной   продукции,   ее   первичную    и    последующую
(промышленную)  переработку  (в  том  числе  на  арендованных основных
средствах) в  соответствии  с  перечнем,  утверждаемым  Правительством
Российской  Федерации,  и реализацию этой продукции при условии, что в
их  доходе  от  реализации  товаров  (работ,  услуг)  доля  дохода  от
реализации  этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов
за календарный год;
     2)    вновь    созданных    сельскохозяйственных     организаций,
индивидуальных    предпринимателей    (далее    –    вновь   созданные
сельскохозяйственные   товаропроизводители),   зарегистрированных   на
территории Иркутской области в году, предшествующему году обращения за
государственной  поддержкой,  либо  в  текущем  году,   осуществляющих
производство    сельскохозяйственной   продукции,   ее   первичную   и
последующую (промышленную) переработку (в том  числе  на  арендованных
основных   средствах)   в   соответствии   с   перечнем,  утверждаемым
Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции,  при
условии,  что  в  их  доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля
дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем  семьдесят
процентов  за  весь  период  деятельности,  в году предшествующем году
обращения за государственной поддержкой или за соответствующий  период
текущего года, но не менее, чем за отчетный квартал;
     3) граждан, ведущих личное подсобное хозяйство – в соответствии с
Федеральным  законом  от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном
хозяйстве» (далее – Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве»);
     4)     сельскохозяйственных     потребительских      кооперативов
(перерабатывающих,  сбытовых  (торговых),  обслуживающих  (в том числе
кредитных), снабженческих, заготовительных), созданных в  соответствии
с   Федеральным   законом   от   8  декабря  1995  года  №  193-ФЗ  «О
сельскохозяйственной кооперации»;
     5) крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в соответствии с
Федеральным  законом  от  11  июня  2003  года № 74-ФЗ «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве»;
     6)  организаций потребительской кооперации, осуществляющих  закуп
сельскохозяйственной  продукции  у  граждан,  ведущих личное подсобное
хозяйство в соответствии с Федеральным  законом  «О  личном  подсобном
хозяйстве»,   ее   первичную   и   (или)   последующую  (промышленную)
переработку;
     7)  организаций  агропромышленного  комплекса   по   производству
пищевых продуктов (далее – организации агропромышленного комплекса).
     3.   Анализ  фактического  состояния   проблемы   и   причин   ее
возникновения,  оценка  достигнутых  результатов  по ее решению, итоги
реализации ранее  действовавших  Программ,  характеристика  и  прогноз
развития   ситуации   без   применения   программно-целевого   метода,
включающие сведения о действующих расходных  обязательствах  Иркутской
области  и  муниципальных  образований  Иркутской  области в указанной
сфере
     За  период  реализации  программы  валовая  продукция   сельского
хозяйства в действующих ценах увеличилась на 37,9 %.
     Урожайность картофеля за 2009 – 2011  годы  возросла  на  8,4  %,
овощей  на  –  10,2  %, продуктивность коров – на 14,1 %. С повышением
урожайности сельскохозяйственных  культур  и  продуктивности  животных
объемы  производства  в  2011  году достигли по зерну 573,4 тыс. тонн,
картофелю 644,7 тыс. тонн, овощам 153,9 тыс. тонн, молоку – 447,7 тыс.
тонн, мясу – 142 тыс. тонн, яйцу – 916,1 млн. штук.
     В    2011    году    всеми    категориями    сельскохозяйственных
товаропроизводителей получено валовой продукции 43,6 млрд. рублей, что
составляет 1,2 % всего объема валовой  продукции  сельского  хозяйства
России, 9,6 % – Сибирского федерального округа.
     В  валовой   продукции   сельского   хозяйства   доля   продукции
животноводства составляет 58 %, растениеводства – 42 %.
     Позитивные сдвиги в повышении эффективности  сельского  хозяйства
обусловлены реализацией на территории Иркутской области инвестиционных
проектов.
     В 2011 году в Иркутской  области  осуществлялась  реализация  113
инвестиционных проектов, направленных на приобретение технологического
оборудования, сельскохозяйственной техники и животных.
     Реализация инвестиционных проектов  уже  в  2011  году  позволила
увеличить площади возделывания сельскохозяйственных культур на 40 тыс.
га, в том числе зерновых на 34  тыс.  га,  дополнительно  создать  780
рабочих  мест,  улучшить  качественные  показатели.  Надой молока от 1
коровы составил 3892 кг, что на 258 кг больше уровня 2010  года  и  на
405 кг больше уровня 2009 года.
     Положительное влияние на рост продуктивности  коров  оказывает  и
функционирование  в  Иркутской области 18 племенных организаций (в том
числе 3 созданы в 2011 году). Удельный вес племенного  скота  в  общем
поголовье составил 9,5 % (за соответствующий период 2010 г. – 8,3 %).
     Кроме этого, с 2010 года в Иркутской области реализуются  крупные
инвестиционные   проекты,  направленные  на  развитие  птицеводства  и
переработку мяса:
     реконструкция и модернизация птицефабрики ООО «Саянский  бройлер»
на  2010-2014  годы,  предусматривающая увеличение объема производства
мяса птицы к 2014 году в 2,5 раза (45,3 тыс. тонн в живом весе);
     строительство, реконструкция и модернизация  комплекса  закрытого
акционерного  общества  «Ангарская  птицефабрика»  на 2010-2011 годы с
увеличением объема производства к 2012 году  в  1,4  раза  (10,8  тыс.
тонн);
     развитие     сельскохозяйственного     производства     закрытого
акционерного  общества  «Братская  птицефабрика»  на  2011-2015 годы с
увеличением объема производства мяса птицы к 2015 г. в 1,2  раза  (3,5
тыс. тонн).
     Вместе с тем,  в  2011  году  не  удалось  преодолеть  негативные
тенденции  по  уменьшению  поголовья  крупного рогатого скота. Во всех
категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота составило  278,8
тыс. голов или 99,7 % к уровню 2010 года, коров 132,6 тыс. голов (99,5
% к 2010 году) и соответственно 94,1% и 94,4% к уровню 2009 года.
     Для решения  проблемы  сбыта  произведенной  сельскохозяйственной
продукции  и  заготовки  кормов личными подсобными хозяйствами созданы
потребительские  кооперативы,  которые  организовали  114  пунктов  по
закупу молока и мяса.
     Потребительскими кооперативами закупается более 70 % молока и  66
%  мяса  из всего объема закупленного молока и мяса у личных подсобных
хозяйств Иркутской  области.  Благодаря  потребительским  кооперативам
более   5000   владельцев  личных  подсобных  хозяйств  обеспечиваются
кормами.
     Кроме  того,  проблемы  сбыта  решаются  через  поставки  местных
продовольственных   товаров   для  областных  государственных  нужд  и
муниципальных нужд муниципальных образований Иркутской  области.  Доля
организаций  агропромышленного  комплекса  Иркутской  области  в общем
объеме закупок составила 39,6 %.
     Министерством   сельского   хозяйства   Иркутской   области    во
взаимодействии   с   органами  местного  самоуправления  муниципальных
образований  Иркутской  области  во  всех  муниципальных  образованиях
Иркутской      области      организованы     постоянно     действующие
сельскохозяйственные рынки.
     Действующие расходные обязательства Иркутской области в настоящее
время отсутствуют в связи с окончанием срока действия программы.
     4. Обоснование необходимости и целесообразности решения указанной
проблемы  программно-целевым методом, анализ различных вариантов этого
решения,  необходимости  межведомственного   взаимодействия   при   ее
решении,  описание  основных  рисков,  связанных  с программно-целевым
методом решения проблемы
     Необходимость  использования   программно-целевого   метода   для
реализации Программы обусловлена тем, что проблемы сельского хозяйства
Иркутской области:
     1) носят межотраслевой и межведомственный  характер  и  не  могут
быть   решены   только   усилиями   органов   местного  самоуправления
муниципальных образований Иркутской области или одного исполнительного
органа государственной власти Иркутской области;
     2) не могут быть решены в  пределах  одного  финансового  года  и
требуют значительных расходов областного бюджета, а так же привлечения
средств федерального бюджета и внебюджетных источников;
     3) затрагивают различные отрасли  народного  хозяйства  Иркутской
области,    его   природные   ресурсы,   требуют   решения   различных
функциональных задач, таких как совершенствование нормативной правовой
базы,   проведение   единой   технической  политики,  направленной  на
внедрение  в   сферы   сельскохозяйственного   производства   наиболее
прогрессивных   производственных   и   информационных   технологий   и
оборудования.
     При разработке вариантов решения  проблем  в  сельском  хозяйстве
Иркутской   области   в   качестве   возможных   подходов   к  решению
вышеизложенных проблем рассматривались два основных подхода.
     Первый подход  заключается  в  прямой  государственной  поддержке
проектов    по   осуществлению   инвестиций   в   сельскохозяйственное
производство. К преимуществам этого  варианта  можно  отнести  наличие
опыта  и  отработанной  нормативной  правовой  и  методической  базы в
области разработки и реализации подобных программ.
     Применение этого подхода дает возможность  реализовать  отдельные
проекты,   но   не   позволяет  создать  эффективную  модель  развития
сельскохозяйственного  производства,   работающего   без   регулярного
вмешательства  государства.  В  частности, реализация этого подхода не
обеспечивает создания условий, предпосылок и  стимулов  для  повышения
инвестиционной   привлекательности  и  развития  сельскохозяйственного
производства  на  новой  технологической  основе,  повышения  качества
сельскохозяйственной   продукции,  потребляемой  населением.  Наиболее
эффективным механизмом, использующим этот подход, является  реализация
программных  мероприятий  развития сельскохозяйственного производства,
финансирование которых осуществляется за счет  областного  бюджета,  а
также за счет средств внебюджетных источников.
     Второй   подход   предполагает   запуск   новых    экономических,
организационных   и  правовых  механизмов,  направленных  на  развитие
конкурентного предпринимательства, привлечение  частных  инвестиций  и
передовых  технологий  в развитие сельскохозяйственного производства и
расширение механизмов государственно-частного партнерства.
     Предлагаемые в рамках второго варианта  механизмы  взаимодействия
различных  уровней  власти,  частных  операторов  и  инвесторов  носят
институциональный  характер  и  призваны   сформировать   долгосрочную
систему  отношений,  основанную  на  создании  условий для привлечения
долгосрочных частных инвестиций в  сельскохозяйственное  производство,
путем    совершенствования   нормативной   правовой   базы   в   части
долгосрочного  финансирования,  разработки  и  применения   механизмов
государственно-частного   партнерства  при  реализации  инвестиционных
проектов отраслей сельского хозяйства на основе инвестиционных моделей
по типу «Производство – переработка – логистика – сбыт продукции».
     На  решение  задач  и  достижение   цели   Программы   в   рамках
программно-целевого  метода  решения  проблемы  могут  оказать влияние
следующие риски:
     1) макроэкономические, обусловленные  снижением  мировых  цен  на
отдельные   товары,  экспортируемые  Россией,  что  может  привести  к
снижению темпов роста  экономики,  уровня  инвестиционной  активности,
кризису    банковской    системы    и   замедлению   темпов   развития
агропромышленного     комплекса.     В      результате      негативных
макроэкономических   процессов  может  снизиться  спрос  на  продукцию
агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы
сельского населения;
     2)  природно-климатические,  обусловленные  тем,   что   сельское
хозяйство  относится  к  отраслям, в значительной степени зависящим от
погодно-климатических условий, а также  тем,  что  колебания  погодных
условий     оказывают     серьезное     влияние     на     урожайность
сельскохозяйственных   культур,   объемы   их   производства   и    на
обеспеченность   животноводства  кормовыми  ресурсами,  которые  могут
существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей.
Зависимость   функционирования   отрасли   от   природно-климатических
условий снижает ее инвестиционную привлекательность;
     3)  социальные,  обусловленные   возможностью   консервации   или
усиления   социальной   непривлекательности   сельской   местности,  и
увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и  на  селе,  которые
создадут   серьезную   угрозу   демографического  кризиса  в  сельской
местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения,  а  также
поставят  под  угрозу  срыва  реализацию  программ  развития аграрного
сектора;
     4) законодательные,  выражающиеся  в  недостаточном  совершенстве
нормативной   правовой   базы  по  регулированию  сельскохозяйственной
деятельности и сложности юридического оформления прав собственности на
землю,  ограничивающие  возможность  сельскохозяйственных  организаций
использовать землю в качестве залога и не  позволяющие  им  привлекать
финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях;
     5) внешнеторговые, связанные с  изменением  конъюнктуры  мирового
рынка   продовольствия   и   возникающими  в  связи  с  этим  ценовыми
колебаниями.

     Глава 2. Цель и задачи Программы, сроки и  этапы  ее  реализации,
целевые индикаторы и показатели результативности реализации Программы

     1. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации

     Целью  Программы   является   обеспечение   конкурентоспособности
сельскохозяйственной  продукции,  производимой  в  Иркутской  области,
повышение уровня продовольственной безопасности на основе модернизации
сельского хозяйства.
     Задачами Программы 1.  Создание  условий  для  обеспечения  роста
производства  основных  видов  сельскохозяйственной  продукции. Задача
предусматривает следующие мероприятия:
     1) оказание содействия развитию подотрасли растениеводства;
     2) оказание содействия развитию подотрасли животноводства.
     2. Создание условий  для  повышения  эффективности  регулирования
рынка  сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия. Задача
предусматривает следующие мероприятия:
     1) оказание поддержки развитию рынка зерна;
     2) оказание поддержки развитию рынка мяса;
     3) оказание поддержки развитию рынка молока.
     3. Создание  условий  для  развития  малых  форм  хозяйствования.
Задача предусматривает следующие мероприятия:
     1) поддержка начинающих фермеров;
     2) развитие семейных животноводческих ферм на  базе  крестьянских
(фермерских) хозяйств;
     3) оформление земельных  участков  в  собственность  крестьянских
(фермерских) хозяйств;
     4)   государственная   поддержка    кредитования    малых    форм
хозяйствования.
     4.   Создание   условий   для   технической   и   технологической
модернизации   агропромышленного   комплекса.  Задача  предусматривает
следующие мероприятия:
     оказание   поддержки   в    приобретении    сельскохозяйственными
товаропроизводителями    современной   сельскохозяйственной   техники,
оборудования и технологий.
     5.  Создание  условий  для  привлечения  и  закрепления   молодых
специалистов  в  агропромышленном  комплексе.  Задача  предусматривает
следующие мероприятия:
     1) оказание мер финансовой поддержки;
     2)   оказание   содействия   в    профессиональной    подготовке,
переподготовке   и  повышении  квалификации  кадров  агропромышленного
комплекса.
     6. Создание условий для научного  и  информационного  обеспечения
развития сельскохозяйственного производства.
     Задача предусматривает следующие мероприятия:
     1) оказание  поддержки  научно-производственной  и  инновационной
деятельности;
     2) организация  консультационного  обеспечения  агропромышленного
комплекса;
     3)  создание  государственных  информационных  ресурсов  в  сфере
управления агропромышленным комплексом;
     4) освещение деятельности агропромышленного  комплекса  Иркутской
области в средствах массовой информации;
     5) организация проведения публичных мероприятий.
     Сроки выполнения Программы: 2013-2020 годы.
     Программа реализуется в один этап.
     Программа может быть прекращена досрочно в  связи  с  отсутствием
финансирования.
     2. Целевые индикаторы и показатели результативности
     К общим показателям (индикаторам) реализации Программы относятся:
     1) индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах
всех категорий (в сопоставимых ценах) составит 117,9 % к 2020 году;
     2) индекс производства продукции растениеводства (в  сопоставимых
ценах) составит 119,6 % к 2020 году;
     3) индекс производства продукции животноводства  (в  сопоставимых
ценах) составит 116,8 % к 2020 году;
     4) индекс производства  пищевых  продуктов,  включая  напитки  (в
сопоставимых ценах) составит 130,4 % к 2020 году;
     5)  индекс  физического  объема  инвестиций  в  основной  капитал
сельского хозяйства составит 146,4 % к 2020 году;
     6) рентабельность сельскохозяйственных организаций составит  19,1
% в 2020 году;
     7)  среднемесячная  номинальная  заработная  плата   в   сельском
хозяйстве  (по  сельскохозяйственным  организациям,  не  относящимся к
субъектам мал ого предпринимательства) составит 29530  рублей  в  2020
году.
     Цели,  задачи  и  значения  целевых  индикаторов  и   показателей
результативности  реализации  Программы  приведены  в  приложении  1 к
настоящей Программе.
     В результате реализации  Программы  будет  обеспечено  достижение
следующих показателей:
     повышение удельного  веса  местных  продовольственных  товаров  в
общих  их  ресурсах  с  учетом  переходящих  запасов  к  2020 году до:
картофель  –  100,0  %,  мясо  и  мясопродукты  –  71,0  %,  молоко  и
молокопродукты – 90,0 %;
     увеличение объема производства продукции  сельского  хозяйства  в
хозяйствах  всех  категорий  (в  сопоставимых  ценах)  в  2020 году по
отношению к 2011 году – на 17,9 %, объем пищевых продуктов –  на  30,4
%;
     обеспечение среднегодового темпа  прироста  объема  инвестиций  в
основной капитал сельского хозяйства в размере 5,8 %;
     повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных  организаций
до 19,1 % (с учетом субсидий);
     доведение уровня средней заработной платы в сельском хозяйстве до
60% уровня средней заработной платы по экономике в Иркутской области.

     Глава 3. Система мероприятий Программы

     Реализация мероприятий Программы  осуществляется,  в  том  числе,
посредством  разработки и принятия в установленном порядке нормативных
правовых актов Иркутской области, направленных на реализацию отдельных
мероприятий  Программы  в  целях  возмещения  части  затрат  в связи с
производством  (реализацией)  товаров,  выполнением  работ,  оказанием
услуг  в  случае  производства  и  (или)  переработки  (в том числе на
арендованных  основных  средствах)   сельскохозяйственной   продукции,
выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства.
     Источником финансирования мероприятий Программы являются средства
областного бюджета.
     Расходование  средств   областного   бюджета   осуществляется   в
соответствии   с   бюджетным  законодательством,  законодательством  о
размещении заказов на поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание
услуг для государственных нужд.
     Финансирование мероприятий Программы осуществляется в виде:
     субсидий   юридическим    лицам    (за    исключением    субсидий
государственным     (муниципальным)    учреждениям),    индивидуальным
предпринимателям, физическим лицам –  производителям  товаров,  работ,
услуг;
     оплаты государственных контрактов на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных нужд;
     грантов  на  создание  и   развитие   крестьянских   (фермерских)
хозяйств,   на   развитие   семейных  животноводческих  ферм  на  базе
крестьянских (фермерских) хозяйств;
     единовременной помощи (социальной  выплаты)  начинающим  фермерам
для их бытового обустройства.
     Министерством  сельского  хозяйства   Иркутской   области   могут
заключаться    соглашения    с    органами   местного   самоуправления
муниципальных  образований  Иркутской  области  о   взаимодействии   в
реализации   Программы   в   интересах   концентрации  и  эффективного
использования  средств  федерального  бюджета,  областного  бюджета  и
местных   бюджетов   муниципальных   образований   Иркутской  области,
направляемых на ресурсное обеспечение Программы,  с  целью  достижения
конечных результатов, предусмотренных Программой.
     Система мероприятий  Программы  представлена  в  приложении  2  к
Программе.

     Задача 1. Создание условий  для  обеспечения  роста  производства
основных видов сельскохозяйственной продукции

     Решение  задачи  планируется  осуществлять  за  счет   реализации
следующих мероприятий:
     1)  оказание  содействия  развитию  подотрасли   растениеводства.
Реализация мероприятия планируется путем:
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским) хозяйствам на приобретение оригинальных, элитных семян  и
гибридов F1 сельскохозяйственных культур, что позволит к 2020 году:
     расширить   сортовой   ассортимент   продовольственных   культур,
увеличить посевы многолетних бобовых трав до 30 % в структуре посевных
площадей многолетних трав;
     повысить урожайность зерновых культур на семеноводческих  посевах
сельскохозяйственных  организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств
с 10 % до 27 %, по картофелю с 10 % до  30  %  и  кормовых  и  овощных
культур с 10 % до 20 %;
     создать  условия  устойчивого  развития  областного  рынка  семян
сельскохозяйственных   культур   и   довести   удельный  вес  площади,
засеваемой элитными семенами с 8 % до 15 %;
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским) хозяйствам, расположенным в  районах  Крайнего  Севера  и
приравненных к ним местностях:
     на приобретение семян однолетних и многолетних трав,  зерновых  и
зернобобовых культур;
     на производство продукции  растениеводства  на  низкопродуктивной
пашне   по   ставке   из  расчета  на  один  гектар,  что  позволит  в
агроклиматических условиях Иркутской области в структуре использования
пашни   повысить  долю  паров  до  20-25%,  увеличить  площадь  посева
кормовых культур в  районах  Крайнего  севера  и  приравненных  к  ним
местностях  к  2020  году  с 17 тыс. га до 21,5 тыс. га и не допустить
дальнейшее снижение плодородия почв;
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским)    хозяйствам,    имеющим    типовые    зимние    теплицы
круглогодичного использования, на потребляемую при производстве овощей
тепловую и электрическую энергию.
     К 2020  году  предполагается  реконструировать  10  га  имеющихся
зимних теплиц, построить 2,27 га новых типовых зимних теплиц, ежегодно
производить  не  менее  7,5  тыс.  тонн  экологически  чистой  овощной
продукции и увеличить производство с 5,7 тыс. тонн до 7,5 тыс. тонн;
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским) хозяйствам, имеющим площади плодовых насаждений на начало
текущего  года  не  менее  3  га,  ягодных кустарниковых насаждений не
менее 1 га, на закладку и уход  ягодных  кустарниковых  насаждений  из
расчета за 1 га, что позволит не допустить дальнейшее снижение площади
плодовых насаждений и сохранить на уровне 0,022 тыс. га;
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским) хозяйствам  на  повышение  доходов  сельскохозяйственного
производства,   повышение  уровня  его  экологической  безопасности  и
повышение плодородия и качества почв  из  расчета  на  1  га  посевной
площади.
     За  период  реализации  Программы  предполагается  в   3,2   раза
увеличить  объемы применения минеральных удобрений, произвестковать не
менее 14,5 тыс. га кислых почв, вовлечь в сельскохозяйственный  оборот
не менее 104 тыс. га неиспользуемой пашни;
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским) хозяйствам на приобретение оборудования  и  мелиоративной
техники  для реконструкции и строительства оросительных и осушительных
систем.
     За период реализации  Программы  планируется  реконструировать  4
оросительных  системы  на  площади  1280 га, 3 осушительные системы на
площади 4206 га;
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским) хозяйствам на приобретение пестицидов.
     За  период  реализации  Программы  химическая  прополка   посевов
сельскохозяйственных культур возрастет с 189 тыс.га до 260 тыс. га или
на 37%;
     предоставления субсидий на уплату процентов  по  краткосрочным  и
инвестиционным   кредитам  сельскохозяйственным  товаропроизводителям,
сельскохозяйственным   потребительским   кооперативам,    крестьянским
(фермерским)  хозяйствам,  организациям  агропромышленного  комплекса,
независимо  от  их  организационно-правовой   формы   и   организациям
потребительской    кооперации    на    производство,   переработку   и
логистическое  обеспечение  производства  зерна,   картофеля,   овощей
(открытого  и  защищенного грунта), плодов, ягод и другие направления,
перечень которых устанавливается Правительством Российской  Федерации,
что  позволит к 2020 году увеличить объем субсидируемых кредитов в 1,6
раза;
     предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям
на  уплату  страховых премий по договорам страхования, заключенным ими
со  страховыми  организациями,  осуществляющими   сельскохозяйственное
страхование и являющимися членами объединения страховщиков.
     В результате реализации  мероприятий,  направленных  на  оказание
содействия  развитию  подотрасли  растениеводства,  в  целях  создания
условий   для   обеспечения   роста   производства   основных    видов
сельскохозяйственной  продукции  планируется,  что  к  2020 году будет
произведено зерна –  904  тыс.  тонн  (157  %  к  уровню  2011  года),
картофеля  –  660  тыс.  тонн (102 % к уровню 2011 года), овощей – 215
тыс. тонн (140 % к уровню 2011 года).
     Прогнозируется   увеличение   индекса   производства    продукции
растениеводства (в сопоставимых ценах) на 19,6% к 2020 году;
     2) оказание содействия развитию подотрасли животноводства.
     Реализация мероприятия планируется путем:
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским) хозяйствам на приобретение сельскохозяйственных животных,
в  том  числе в рамках экономически значимых проектов, направленных на
развитие отраслей сельского хозяйства Иркутской области;
     предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям
на  оплату авансовых и текущих платежей по договорам финансовой аренды
(лизинга) на приобретение  племенного  молодняка  сельскохозяйственных
животных,  что  позволит  увеличить реализацию племенного молодняка на
110 %. к уровню 2011 года.
     Предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства:
     сельскохозяйственным      товаропроизводителям,      крестьянским
(фермерским) хозяйствам (у которых племенные животные зарегистрированы
в государственном племенном регистре Министерства сельского  хозяйства
Российской Федерации):
     на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных
животных;
     на содержание племенных быков-производителей  в  организациях  по
искусственному  осеменению  сельскохозяйственных  животных,  у которых
проверено качество потомства или которые находятся  на  стадии  оценки
этого качества;
     на    приобретение    быков-производителей    организациями    по
искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
     сельскохозяйственным  товаропроизводителям,  в  том  числе  вновь
созданным, крестьянским (фермерским) хозяйствам:
     на  приобретение  семени  быков-производителей,   в   том   числе
улучшающих качество потомства;
     на   приобретение   племенного   молодняка   сельскохозяйственных
животных;
     организациям по  искусственному  осеменению  сельскохозяйственных
животных на возмещение части затрат:
     на  реализацию  семени  быков-производителей  для  искусственного
осеменения   сельскохозяйственных   животных,   находящихся  в  личных
подсобных хозяйствах граждан и жидкого азота для хранения семени,  что
позволит  увеличить  удельный вес племенного скота в общем поголовье с
10,2 % до 13,1 %;
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским) хозяйствам:
     на содержание коров мясного направления;
     на производство и реализацию  на  убой  в  живой  массе  крупного
рогатого  скота,  что  позволит  увеличить поголовье крупного рогатого
скота мясных пород с 9,5 тыс. голов до 18,7 тыс. голов;
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским) хозяйствам на  производство  и  реализацию  одного  литра
товарного  молока,  при  условии  сохранения  (наращивания)  поголовья
молочных коров и объемов его  производства  к  предыдущему  году,  что
позволит увеличить уровень товарности молока с 36,7 % до 40,0 %;
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским) хозяйствам на приобретение племенных пчел (пчелосемей) из
расчета ставки на одну пчелосемью.
     За период реализации Программы будет приобретено 3100 пчелосемей,
что  позволит  увеличить производство товарного меда в объеме до 151,5
тонн;
     предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям
на  приобретение  племенного поголовья пушных зверей из расчета ставки
за одну голову (на развитие племенной базы).
     За период реализации  Программы  будет  приобретено  10250  голов
пушных  зверей, в том числе 1700 соболей, 8000 норок и 550 песцов, что
позволит увеличить ежегодно на 25% производство пушно-мехового сырья и
изделий из меха;
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским) хозяйствам на приобретение рыбопосадочного  и  племенного
материала,  в  том  числе  оплодотворенной  икры  рыб,  препаратов для
лечебно-профилактических мероприятий.
     За период реализации Программы будет произведено товарной рыбы  в
объеме 1110 тонн на вновь созданных емкостях и водоемах;
     финансирования  проведения   противоэпизоотических   мероприятий,
проводимых  в  соответствии  со сложившейся эпизоотической ситуацией в
Иркутской   области   и   других   субъектах   Российской   Федерации,
направленных    на    обеспечение   лабораторным   и   диагностическим
оборудованием;
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским)  хозяйствам  на  уплату  процентов  по  краткосрочным   и
инвестиционным   кредитам  сельскохозяйственным  товаропроизводителям,
сельскохозяйственным   потребительским   кооперативам,    крестьянским
(фермерским)  хозяйствам,  организациям  агропромышленного  комплекса,
независимо от  их  организационно-правовой  формы  на  цели,  перечень
которых   устанавливается  Правительством  Российской  Федерации,  что
позволит к 2020 году увеличить объем субсидируемых кредитов в 1,6 раза
к 2011 году;
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским)  хозяйствам  на  уплату  страховых  премий  по  договорам
страхования,    заключенным    ими    со   страховыми   организациями,
осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами
объединения страховщиков.
     В результате реализации  мероприятий,  направленных  на  оказание
содействия   развитию  подотрасли  животноводства,  в  целях  создания
условий   для   обеспечения   роста   производства   основных    видов
сельскохозяйственной продукции планируется, что к 2020 году увеличится
удельный вес  застрахованных  сельскохозяйственных  животных  в  общем
поголовье по сельскохозяйственным организациям с 5% до 8,5%.
     Прогнозируется к 2020 году производство молока –  540  тыс.  тонн
(121  %  к  уровню  2011 года), мяса – 184,9 тыс. тонн (130 % к уровню
2011 года).
     Прогнозируется   увеличение   индекса   производства    продукции
животноводства (в сопоставимых ценах) на 16,8% к 2020 году.

     Задача  2.   Создание   условий   для   повышения   эффективности
регулирования    рынка   сельскохозяйственной   продукции,   сырья   и
продовольствия

     Решение  задачи  планируется  осуществлять  за  счет   реализации
следующих мероприятий:
     1) оказание поддержки развитию рынка зерна.
     Реализация мероприятия планируется путем предоставления  субсидий
сельскохозяйственным   товаропроизводителям,   в   том   числе   вновь
созданным, на реализацию сертифицированной  продовольственной  пшеницы
собственного  производства не ниже 3 класса организациям на территории
Иркутской  области  по  производству  хлеба,  а   также   организациям
зерноперерабатывающей  (мукомольной)  отрасли, по ставке на одну тонну
реализованной продовольственной пшеницы.
     За  период  реализации  Программы   будет   закуплено   зерна   у
сельскохозяйственных товаропроизводителей 20 тыс. тонн;
     2) оказание поддержки развитию рынка мяса.
     Реализация мероприятия планируется путем предоставления  субсидий
сельскохозяйственным   товаропроизводителям,   в   том   числе   вновь
созданным,    сельскохозяйственным    потребительским    кооперативам,
осуществляющим   закуп   мяса  у  граждан,  ведущих  личное  подсобное
хозяйство в целях его дальнейшей переработки и реализации по ставке на
один килограмм мяса в убойном весе.
     За период реализации Программы будет закуплено мяса  у  сельского
населения 15,85 тыс. тонн. В 2011 году было закуплено 1,8 тыс. тонн;
     3) оказание поддержки развитию рынка молока.
     Реализация мероприятия планируется путем предоставления  субсидий
сельскохозяйственным   товаропроизводителям,   в   том   числе   вновь
созданным, крестьянским (фермерским) хозяйствам,  сельскохозяйственным
потребительским  кооперативам,  осуществляющим закуп молока у граждан,
ведущих личное подсобное хозяйство, в целях его дальнейшей переработки
и реализации по ставке на один литр молока.
     За период реализации Программы будет закуплено молока у сельского
населения  143,8  тыс.  тонн. В 2011 году было закуплено 17.2 тыс.тонн
молока.
     За период реализации  Программы  долю  местных  продовольственных
товаров  в товарных ресурсах розничной торговли предполагается довести
к 2020 году:  мясо  и  мясопродукты  с  56,3  %  до  71  %,  молоко  и
молокопродукты с 84,4 % до 90 %.

     Задача 3. Создание условий для развития малых форм хозяйствования

     Решение  задачи  планируется  осуществлять  за  счет   реализации
следующих мероприятий:
     1) поддержка начинающих фермеров.
     Реализация мероприятия планируется путем:
     предоставления  грантов  на  создание  и  развитие   крестьянских
(фермерских)      хозяйств      (для     создания     производственной
базы)предоставления   начинающим   фермерам   единовременной    помощи
(социальной  выплаты)  для  их бытового обустройства (на приобретение,
строительство и ремонт  собственного  жилья,  в  том  числе  погашение
основной   суммы   и   процентов  по  банковским  кредитам  (ипотеке),
привлеченным    для    его    приобретения,    приобретение     одного
грузопассажирского автомобиля, приобретение предметов домашней мебели,
бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических  и  газовых
плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых
водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств  для  водоподачи  и
водоотведения).
     В результате реализации мероприятия будет  дополнительно  создано
628 начинающих фермеров;
     2) развитие семейных животноводческих ферм на  базе  крестьянских
(фермерских) хозяйств.
     Реализация мероприятия планируется путем  предоставления  грантов
на  развитие  семейных  животноводческих  ферм  (на  строительство или
модернизацию  семейной  животноводческой  фермы,  в   том   числе   ее
проектирование,   возведение,  ремонт,  комплектация  оборудованием  и
сельскохозяйственными животными).
     За  период  реализации  Программы  количество   построенных   или
реконструированных семейных животноводческих ферм составит 69 единиц;
     3) оформление земельных  участков  в  собственность  крестьянских
(фермерских) хозяйств.
     Реализация мероприятия планируется путем предоставления  субсидий
индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам
на оформление в собственность используемых ими земельных  участков  из
земель сельскохозяйственного назначения.
     Площадь   земельных   участков,   оформленных   в   собственность
крестьянским  (фермерским)  хозяйствам за период реализации Программы,
составит  11600  га.  В  2012  году  оформлено  земельных  участков  в
собственность 702 га;
     4) поддержка кредитования малых форм хозяйствования.
     Реализация мероприятия планируется путем предоставления  субсидий
на  уплату  процентов  по  кредитам  банков,  и  займам,  полученным в
сельскохозяйственных    кредитных     потребительских     кооперативах
крестьянскими  (фермерскими)  хозяйствами, гражданами, ведущими личное
подсобное    хозяйство,     сельскохозяйственными     потребительскими
кооперативами (за исключением кредитных).

     Задача 4. Создание  условий  для  технической  и  технологической
модернизации агропромышленного комплекса

     Решение  задачи  планируется  осуществлять  за  счет   реализации
следующего мероприятия:
     оказание   поддержки   в    приобретении    сельскохозяйственными
товаропроизводителями    современной   сельскохозяйственной   техники,
оборудования и технологий.
     Реализация мероприятия планируется путем:
     предоставления           субсидий            сельскохозяйственным
товаропроизводителям,   в  том  числе  вновь  созданным,  крестьянским
(фермерским)   хозяйствам,    сельскохозяйственным    потребительским,
снабженческим кооперативам на:
     приобретение   сельскохозяйственной   техники,   технологического
оборудования, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга);
     ремонт   сельскохозяйственной   техники   в    специализированных
ремонтных заводах;
     приобретение   сельскохозяйственной   техники,   технологического
оборудования,  в  том  числе  в рамках экономически значимых проектов,
направленных  на  развитие  отраслей  сельского  хозяйства   Иркутской
области.
     Реализация мероприятия позволит увеличить коэффициент  обновления
сельскохозяйственной  техники:  тракторов  с  7,1%  до 8,9%, комбайнов
зерноуборочных с 2,5% до 4,8%,  комбайнов  кормоуборочных  с  5,6%  до
10,9%.

     Задача 5. Создание условий для привлечения и закрепления  молодых
специалистов в агропромышленном комплексе

     Решение  задачи  планируется  осуществлять  за  счет   реализации
следующих мероприятий:
     1) оказание мер финансовой поддержки.
     Реализация мероприятия планируется путем предоставления  субсидий
сельскохозяйственным  товаропроизводителям,  крестьянским (фермерским)
хозяйствам, осуществляющим единовременные выплаты  на  обустройство  с
учетом оплаты налога на доходы физических лиц молодым специалистам при
трудоустройстве на работу;
     2)   оказание   содействия   в    профессиональной    подготовке,
переподготовке   и  повышении  квалификации  кадров  агропромышленного
комплекса.
     Реализация мероприятия планируется путем:
     обеспечения  взаимодействия  с  высшими   учебными   заведениями,
органами  местного  самоуправления муниципальных образований Иркутской
области,  сельскохозяйственными  товаропроизводителями,  крестьянскими
(фермерскими)  хозяйствами в части организации повышения квалификации,
профессиональной подготовки и переподготовки руководящих работников  и
специалистов    органов    управления   агропромышленного   комплекса,
сельскохозяйственных и обслуживающих  организаций,  глав  крестьянских
(фермерских) хозяйств и работников других малых форм хозяйствования на
селе, а также рабочих массовых профессий  агропромышленного  комплекса
по образовательным программам на основании заключенных государственных
контрактов    с    образовательными    учреждениями    на     оказание
образовательных услуг;
     организации проведения областного конкурса «Лучший по  профессии»
среди   руководителей  и  специалистов  организаций  агропромышленного
комплекса.
     В  результате  реализации  мероприятия   будут   популяризированы
профессии  специалистов сельского хозяйства среди сельского населения,
в том числе среди сельской молодежи.

     Задача  6.  Создание  условия  для  научного  и   информационного
обеспечения развития сельскохозяйственного производства

     Решение  задачи  планируется  осуществлять  за  счет   реализации
следующих мероприятий:
     1) оказания  поддержки  научно-производственной  и  инновационной
деятельности.
     Реализация задачи по оказанию поддержки научно-производственной и
инновационной  деятельности  в  целях  создания условий для научного и
информационного     обеспечения     развития     сельскохозяйственного
производства  планируется  за счет выполнения научно-исследовательских
работ путем заключения государственных  контрактов  в  соответствии  с
законодательством.
     В результате выполнения мероприятий Программы с 2013 по 2020 годы
будет  выполнено  24 научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы по приоритетным направлениям аграрной науки;
     2) организации  консультационного  обеспечения  агропромышленного
комплекса.
     Реализация мероприятия планируется путем:
     предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям
на  оказание  консультационной  помощи по вопросам экономики сельского
хозяйства,  ведения   отраслей   животноводства   и   растениеводства,
механизации  и  электрификации  сельского  хозяйства,  информатизации,
ведению бухгалтерского учета и юридических услуг.
     В      результате      выполнения      мероприятия      Программы
сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению с 2013
по 2020 годы будет оказано 72 тыс. ед. консультационных услуг;
     3)  создания  государственных  информационных  ресурсов  в  сфере
управления агропромышленным комплексом.
     Реализация мероприятия планируется путем:
     формирования   государственных    информационных    ресурсов    и
функционирования   информационно-телекоммуникационной   сети  в  сфере
агропромышленного комплекса Иркутской области.
     Реализация  Программы   позволит   обеспечить   совершенствование
системы   информационного   обеспечения   в   сфере  агропромышленного
комплекса,  доля  органов   управления   агропромышленного   комплекса
районных   муниципальных   образований   Иркутской   области,  ведущих
сельскохозяйственную деятельность, использующих информационные ресурсы
составит 100%;
     4) освещения деятельности агропромышленного  комплекса  Иркутской
области в средствах массовой информации.
     Реализация мероприятия планируется путем подготовки и  размещения
информационных материалов в печатных
     средствах массовой информации;
     5) организации проведения публичных мероприятий.
     Реализация мероприятия  планируется  путем  проведения  выставок,
ярмарок,   конкурсов,   смотров,   выявления  творчески  работающих  в
агропромышленном  производстве   трудовых   коллективов,   передовиков
производства,  муниципальных образований Иркутской области и поощрения
их за высокие результаты труда.

     Глава 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

     Финансирование   Программы   осуществляется   за   счет   средств
областного бюджета и внебюджетных источников. Объем средств областного
бюджета, необходимых для финансирования Программы, составляет  14  658
711 тыс. рублей, в том числе:
     2013 год – 1 475 750 тыс. рублей;
     2014 год – 1 565 770 тыс. рублей;
     2015 год – 1 661 282 тыс. рублей;
     2016 год – 1 762 620 тыс. рублей;
     2017 год – 1 870 140 тыс. рублей;
     2018 год – 1 984 218 тыс. рублей;
     2019 год – 2 105 255 тыс. рублей;
     2020 год – 2 233 676 тыс. рублей.
     Прогнозируемый объем финансирования  Программы  за  счет  средств
внебюджетных источников составляет 39 353 550,0 тыс. рублей.
     Объем  средств  на  реализацию  экономических  значимых  проектов
2011-2012 годов, направленных на развитие отраслей сельского хозяйства
Иркутской области в 2013  году,  планируется  в  сумме  672  806  тыс.
рублей.
     Объемы   финансирования   Программы   ежегодно   уточняются   при
формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый
период исходя  из  затрат,  необходимых  для  реализации  Программы  и
возможностей областного бюджета.
     В ходе реализации Программы планируется привлечение  ассигнований
из  федерального  бюджета  в  соответствии с правилами распределения и
предоставления из федерального  бюджета  субсидий  бюджетам  субъектов
Российской   Федерации,   установленными   Правительством   Российской
Федерации.
     Направление и  объемы  финансирования  Программы  представлены  в
приложении 3 к Программе.

     Глава 5. Механизм реализации Программы и  контроль  за  ходом  ее
реализации

     Администратором   Программы   является   министерство   сельского
хозяйства   Иркутской   области.   Исполнителями   Программы  являются
министерство сельского хозяйства Иркутской области, служба ветеринарии
Иркутской области.
     Министерство сельского хозяйства Иркутской области:
     1) осуществляет управление реализацией Программы в целом;
     2)  готовит  ежегодно  в  установленном  порядке  предложения  по
реализации и уточнению перечня мероприятий Программы;
     3)  разрабатывает  перечень  целевых  индикаторов  и  показателей
результативности  реализации  Программы  и  ежегодно при необходимости
корректирует их  для  мониторинга  и  ежегодной  оценки  эффективности
реализации Программы;
     4)  формирует  бюджетные  заявки  и  обоснования   на   включение
мероприятий Программы в областной бюджет на соответствующий финансовый
год и плановый период;
     5) утверждает форму соглашения о предоставлении субсидий, сроки и
порядок  предоставления  отчетности  о выполнении получателем субсидии
обязательств, предусмотренных соглашением;
     6) заключает соглашения о предоставлении субсидий  из  областного
бюджета в целях реализации Программы или ее отдельных мероприятий;
     7)   заключает  соглашения  с  органами  местного  самоуправления
муниципальных  образований  Иркутской области о реализации мероприятий
Программы на территории  соответствующего  муниципального  образования
Иркутской области;
     8)   несет  ответственность  за   обеспечение   своевременной   и
качественной   реализации   мероприятий   Программы,   за  эффективное
использование бюджетных средств, выделяемых на ее реализацию;
     9) осуществляет контроль  за  реализацией  Программы  в  пределах
своей компетенции и в установленном порядке;
     10)  организует  размещение  в  электронном  виде  информации   о
реализации  Программы  на  официальном  сайте  министерства  сельского
хозяйства Иркутской области в информационно-телекоммуникационной  сети
«Интернет»;
     11) ежегодно до 1 мая готовит  доклад  о  результатах  реализации
Программы с анализом выполнения поставленных целей и задач, достижения
запланированных    показателей    (индикаторов)    и     эффективности
использования бюджетных средств. Доклад представляется в Правительство
Иркутской области.
     Реализация     мероприятий      Программы,      предусматривающих
предоставление   субсидий  из  областного  бюджета,  осуществляется  в
порядке, определенном Правительством Иркутской области.
     Финансовый контроль за целевым использованием  бюджетных  средств
осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
     Исполнители  Программы  несут  ответственность   за   обеспечение
своевременной  и  качественной  реализации  Программы в соответствии с
законодательством.

     Глава 6. Оценка эффективности реализации Программы

     Реализация Программы позволит обеспечить:
     1)   повышение   уровня    рентабельности    сельскохозяйственных
организаций до 19,1 % (с учетом субсидий);
     2) доведение соотношения  уровней  заработной  платы  в  сельском
хозяйстве  к  средней  по  экономике  Иркутской  области  до  60 % при
условии, что она составит 29 530 рублей в 2020 году;
     3) совершенствование системы информационного обеспечения в  сфере
агропромышленного комплекса;
     4)  обеспечение  стабилизации  рынка  сбыта  сельскохозяйственной
продукции;
     5) повышение удельного веса местных продовольственных  товаров  в
общих  их ресурсах: картофель – 100,0 %, мясо и мясопродукты – 71,0 %,
молоко и молокопродукты – 90,0 %;
     Условия достижения прогнозируемых показателей развития  сельского
хозяйства   в   2013  –  2020  годах,  оценка  негативных  факторов  и
социально-экономических     проблем     характеризуется     следующими
тенденциями:
     производство продукции сельского  хозяйства  во  всех  категориях
хозяйств  к  2020  году  (в  сопоставимой  оценке)  должно  вырасти по
отношению к 2011 году на 17,9 %, объем пищевых продуктов – на 30,4 %;
     среднегодовой  рост  объема  производства   продукции   сельского
хозяйства за программный период составит 2,2 %.
     Увеличение объемов продукции сельского хозяйства будет обеспечено
в основном за счет:
     1)    роста   производства   продукции   мясного   и    молочного
животноводства    на    основе    дополнительного    строительства   и
реконструкции,     модернизации     технологического      оборудования
животноводческих   ферм,   а  также  за  счет  стабилизации  поголовья
сельскохозяйственных животных и птиц и увеличения  их  продуктивности,
создания сбалансированной кормовой базы и перехода к новым технологиям
их содержания и кормления;
     2) роста производства зерна, овощей за  счет  увеличения  емкости
современных зернохранилищ и хранилищ картофеля и овощей;
     3)  сохранения  и  поддержания   почвенного   плодородия   земель
сельскохозяйственного   назначения  за  счет  роста  объемов  внесения
минеральных и органических удобрений,  применения  средств  химической
защиты  растений,  известкования  кислых почв, в результате чего будет
внесено не менее 42 кг действующего вещества минеральных удобрений  на
каждый гектар посевной площади, что в 3 раза больше уровня 2011 года;
     4)    увеличения    использования    высококачественных     семян
районированных  сортов  сельскохозяйственных  культур  на  18  %,  что
позволит обеспечить повышение урожайности зерна, картофеля и овощей;
     5) приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями новой
техники.
     За  период  реализации  Программы  планируется  приобрести   2600
тракторов, 460 зерноуборочных комбайнов и 192 кормоуборочных комбайна.
Обновление парка с учетом списания устаревшей техники составит в  2020
году  по  тракторам  8,9%,  по  зерноуборочным  комбайнам  – 4,8 %, по
кормоуборочным комбайнам – 10,9 %;
     Основными  условиями  достижения  прогнозируемых   темпов   роста
производственно-экономических     показателей    развития    сельского
хозяйства, пищевой и перерабатывающей отрасли на 2013 год и на  период
до 2020 года являются:
     1)  дальнейшее  развитие  сельскохозяйственного  производства  по
основным   направлениям   и   мероприятиям,  определенным  Программой,
эффективное использование выделенных средств на их реализацию;
     2) создание условий для привлечения инвестиций,  направленных  на
модернизацию,    техническое    и    технологическое    перевооружение
сельскохозяйственных товаропроизводителей;
     3)     внедрение     современных     высокопроизводительных     и
ресурсосберегающих технологий сельскохозяйственного производства;
     4)   улучшение   финансового   положения   и   платежеспособности
сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической
базы.
     Планируемые   показатели   эффективности   реализации   Программы
представлены в приложении 4 к Программе.
     Оценка  эффективности  реализации  Программы  производится  путем
сопоставления  фактических  результатов  с показателями, утвержденными
Программой.

     Глава 7. Приложения к Программе

     1. Приложение 1 к Программе: «Планируемые  целевые  индикаторы  и
показатели  результативности реализации долгосрочной целевой программы
Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и  продовольствия в Иркутской
области на 2013 – 2020 годы».
     2. Приложение 2 к Программе:  «Система  мероприятий  долгосрочной
целевой  программы  Иркутской  области «Развитие сельского хозяйства и
регулирование   рынков   сельскохозяйственной   продукции,   сырья   и
продовольствия в Иркутской области на 2013 – 2020 годы».
     3. Приложение 3 к Программе: «Направления и объемы финансирования
долгосрочной  целевой  программы Иркутской области «Развитие сельского
хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Иркутской области на 2013 – 2020 годы».
     4.    Приложение   4   к   Программе:   «Планируемые   показатели
эффективности  реализации  долгосрочной  целевой  программы  Иркутской
области  «Развитие  сельского   хозяйства   и   регулирование   рынков
сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и  продовольствия в Иркутской
области на 2013 – 2020 годы».


Заместитель Председателя
Правительства Иркутской области
М.В. Безрядин

Информация по документу
Читайте также