Расширенный поиск
Закон Иркутской области от 27.11.1995 № 323ЗАКОН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБЛАСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Иркутской области от 07.05.2001 г. N 26-оз Настоящим Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, Уставом Иркутской области определяется порядок подготовки и проведения областного референдума. Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие и виды областного референдума 1. Областной референдум - народное голосование по наиболее важным вопросам, затрагивающим интересы населения области, проводимое в порядке, установленном настоящим Законом. Решения, принятые областным референдумом, являются общеобязательными, подлежат обязательному правовому закреплению в областных нормативных правовых актах (законах области, постановлениях Губернатора области) и могут быть отменены только областным референдумом. Областной орган государственной власти, в компетенцию которого входит издание соответствующего нормативного правового акта, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на областном референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. 2. Областной консультативный референдум (областной опрос) - народное голосование по вопросам, представляющим общественный интерес, проводимое в целях выявления по ним мнения населения в порядке, установленном настоящим Законом. Решения, принятые областным консультативным референдумом, носят рекомендательный характер. Статья 2. Правовая основа проведения областного референдума Законодательство об областном референдуме составляют Конституция Российской Федерации и федеральные законы об общих принципах организации и проведения народного голосования, Устав области, настоящий Закон. Статья 3. Вопросы, выносимые на областной референдум 1. На областной референдум выносятся вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации и Уставом области к ведению области и к совместному ведению Российской Федерации в пределах полномочий области, находящиеся в компетенции областных органов государственной власти. На областной референдум не выносятся вопросы, отнесенные к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Не подлежат вынесению на областной референдум вопросы: - о формировании состава областных государственных органов; - о продлении или досрочном прекращении полномочий областных государственных органов, а равно о проведении досрочных выборов указанных органов либо об отсрочке таких выборов; - об избрании, утверждении, назначении либо даче согласия на назначение или освобождение от должности должностных лиц; - о выполнении обязательств, вытекающих из международных и межрегиональных договоров и соглашений области; - о формировании и исполнении областного бюджета, вопросы налогообложения; - о принятии чрезвычайных мер по обеспечению общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан. 2. На областной консультативный референдум выносятся любые вопросы, отнесенные как к ведению области, так и к совместному ведению Российской Федерации и области. 3. Формулировка вопроса, выносимого на областной референдум, должна быть краткой и ясной, исключать множественность толкования вопроса и предполагать один из двух вариантов ответа: "за" или "против". Ответ на вопрос, выносимый на областной референдум, должен давать возможность внести изменения и дополнения в областные нормативные правовые акты, ограниченные по содержанию формулировкой вопроса. Статья 4. Право граждан на участие в областном референдуме 1. Правом участвовать в областном референдуме и требовать его проведения обладает каждый гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в области, достигший на день проведения голосования 18 лет. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в областном референдуме в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и социального положения, образования, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, иных обстоятельств запрещаются. 2. В областном референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Статья 5. Принципы проведения областного референдума 1. Областной референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Граждане участвуют в областном референдуме непосредственно и лично на равных основаниях по месту своего постоянного места жительства. Каждый гражданин имеет 1 голос. 3. Участие в областном референдуме является добровольным. Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в областном референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Статья 6. Гласность в подготовке и проведении областного референдума 1. Подготовка и проведение областного референдума осуществляется открыто и гласно. 2. Все решения комиссий по проведению референдума, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением областного референдума, подлежат опубликованию в течение 7 дней с момента их принятия. 3. Комиссии, ответственные за подготовку и проведение областного референдума, информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право на участие в референдуме, о времени и месте голосования. На заседаниях комиссий, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными объединениями, инициативными группами граждан, зарегистрированными в соответствии с настоящим Законом, а также представители средств массовой информации. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия. В случае непредъявления этими лицами указанных документов вопрос об их присутствии на заседаниях комиссий или на участках для голосования разрешается председателем соответствующей комиссии. Предварительное уведомление комиссий о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется. Статья 7. Агитация по поводу областного референдума 1. Политические партии, профессиональные союзы, другие общественные объединения и граждане обладают правом свободного определения и выражения своего мнения, беспрепятственной агитации за или против назначения областного референдума, за или против предлагаемого решения по вопросу. 2. Государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе принимать участие в агитации по поводу областного референдума. 3. За день до дня голосования агитация запрещается. Обнародование результатов опросов общественного мнения прекращается за 10 дней до дня голосования. Статья 8. Язык областного референдума Все решения государственных органов, касающиеся проведения областного референдума: текст (формулировка) вопроса, выносимого на голосование, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах голосования, а также принятое по нему решение - публикуются на русском языке, а на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - по решению органов государственной власти автономного округа дополнительно на бурятском языке. Статья 9. Территория проведения областного референдума Областной референдум проводится на всей территории Иркутской области, включая территорию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, входящего в область, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором. При этом определение результатов голосования производится раздельно по области и округу. Статья 10. Финансирование проведения областного референдума 1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением областного референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет средств областного бюджета. 2. Агитация по поводу областного референдума гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями осуществляется за счет собственных средств. Для проведения агитации по вопросам, выносимым на областной референдум, могут привлекаться денежные средства инициативных групп по проведению голосования. Для финансирования агитации запрещается использование средств иностранных граждан и организаций, бюджетных средств и средств внебюджетных фондов. Глава 2 НАЗНАЧЕНИЕ ОБЛАСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 11. Право назначения областного референдума 1. Право принятия решения о назначении областного референдума принадлежит Законодательному собранию и Губернатору области. Губернатор назначает референдум в случаях, предусмотренных Уставом области и настоящим Законом. 2. Решение Законодательного собрания о назначении областного референдума принимается большинством голосов от установленного числа депутатов и оформляется постановлением Законодательного собрания. Решение Губернатора о назначении областного референдума оформляется его постановлением. 3. Решение о назначении областного референдума должно устанавливать дату голосования, утверждать текст выносимых на областной референдум вопросов. Статья 12. Инициатива проведения областного референдума Инициатива проведения областного референдума может исходить от депутатов Законодательного собрания области, его постоянных комиссий и комитетов, иных депутатских формирований либо от государственных и общественных органов и объединений, а также отдельных граждан. Инициатива проведения референдума реализуется через орган, обладающий правом назначения областного референдума, и лиц, обладающих правом требования назначения областного референдума. Статья 13. Обязательное проведение областного референдума 1. Губернатор области обязан назначить областной референдум по требованию не менее 5% от общего числа граждан, имеющих право на участие в областном референдуме. Губернатор области обязан назначить областной референдум по вопросу изменения границ территории области в случае принятия органами государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа решения об изменении границ Усть-Ордынского Бурятского автономного округа либо его конституционно-правового статуса, влекущего изменение территории области. 2. Губернатор области не вправе изменять формулировку вопросов, выносимых на областной референдум по требованию граждан, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Статья 14. Реализация права требования областного референдума гражданами 1. Право требования областного референдума гражданами реализуется путем сбора необходимого в соответствии с настоящим Законом количества подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме. 2. Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении областного референдума принадлежит каждому гражданину либо группе граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, а также общественным объединениям, зарегистрированным в установленном законом порядке. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно. 3. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы областного референдума в установленном настоящим Законом порядке. Статья 15. Образование инициативных групп областного референдума 1. Граждане, обладающие правом на участие в областном референдуме, могут выступать с инициативой сбора подписей в поддержку проведения областного референдума и для этих целей свободно объединяться в инициативные группы. Инициативные группы могут создаваться общественными объединениями, зарегистрированными в установленном законом порядке не позднее чем за 6 месяцев до обращения с инициативой проведения областного референдума. Формирование инициативных групп проводится на общих собраниях, конференциях общественных объединений в соответствии с их Уставом (Положением). 2. Сбор подписей граждан организуют инициативные группы численностью не менее 50 человек. Инициативная группа имеет право осуществлять свою деятельность после регистрации группы в Областной комиссии по проведению референдума Иркутской области (далее - Областная комиссия референдума). Полномочия инициативной группы областного референдума прекращаются после принятия областными органами государственной власти решения по результатам областного референдума, а в случае отклонения требования о назначении областного референдума - с момента истечения срока на обжалование. Полномочия инициативной группы областного консультативного референдума прекращаются после установления результатов областного консультативного референдума либо в случае отклонения требования о назначении областного консультативного референдума - с момента истечения срока на обжалование. 3. Полномочия инициативной группы областного референдума могут быть прекращены досрочно по их собственной инициативе либо в случае нарушения ими настоящего Закона. Решение о досрочном прекращении полномочий инициативной группы по причине нарушения закона принимается Областной комиссией референдума либо судом. Решение Областной комиссии референдума о прекращении полномочий инициативной группы может быть обжаловано в суд. Если Областной комиссией референдума было зарегистрировано более одной инициативной группы, досрочное прекращение полномочий одной из них не влечет прекращения полномочий остальных. Статья 16. Регистрация инициативной группы областного референдума 1. Регистрация инициативной группы осуществляется Областной комиссией референдума на основании письменной заявки членов группы. В заявке должны быть указаны: цель создания инициативной группы; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого к вынесению на областной референдум, его обоснование; состав группы с указанием имени, отчества, фамилии, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), адреса места жительства, серии и номера паспорта либо заменяющего его документа председателя инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы в административно-территориальных единицах области. К заявке должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором принято решение о выдвижении инициативы проведения областного референдума, избраны председатель и уполномоченные лица инициативной группы. 2. Регистрация инициативной группы производится в 2-недельный срок. Зарегистрированной инициативной группе выдается свидетельство о регистрации с поименным указанием ее членов и председателя, а также удостоверения каждому члену инициативной группы. 3. Предоставление ненадлежащим образом оформленной заявки является основанием для оставления заявки без рассмотрения. В этом случае Областная комиссия референдума обязана уведомить о своем решении председателя инициативной группы в 3-дневный срок с момента поступления заявки с указанием причин оставления ее без рассмотрения. 4. В регистрации может быть отказано, если вопрос, предлагаемый к вынесению на областной референдум, по содержанию или по формулировке не соответствует требованиям настоящего Закона либо если допущены иные нарушения Закона. Отказ в регистрации должен быть мотивированным. 5. Решение об отказе в регистрации группы либо об оставлении заявки без рассмотрения могут быть обжалованы инициативной группой в лице ее председателя в суд. 6. При отсутствии решения Областной комиссии референдума о регистрации группы либо оставлении заявки без рассмотрения, либо отказе в регистрации в течение 2 недель с момента предоставления заявки инициативная группа вправе обратиться в суд с заявлением об обязанности зарегистрировать указанную группу. Статья 17. Права и обязанности членов инициативной группы 1. Члены инициативной группы осуществляют свою деятельность по собственной инициативе и за счет собственных средств. 2. Члены инициативной группы обязаны соблюдать федеральное и областное законодательство. 3. Члены инициативной группы самостоятельно избирают председателя группы и уполномоченных лиц, представляющих группу во взаимоотношениях с государственными и общественными органами и организациями, органами местного самоуправления. 4. Член инициативной группы в любое время может выйти из состава инициативной группы, предварительно уведомив об этом других членов группы. Удостоверение выбывшего члена инициативной группы подлежит сдаче в орган, зарегистрировавший группу. В состав инициативной группы по ее решению может быть принят новый член вместо выбывшего. В свидетельство о регистрации группы при этом вносятся необходимые изменения органом, зарегистрировавшим группу, а новому члену инициативной группы выдается удостоверение. 5. Члены инициативной группы имеют право разъяснять населению, в том числе с использованием средств массовой информации, существо вопросов, предлагаемых для вынесения на областной референдум. Статья 18. Подписной лист областного референдума 1. Сбор подписей граждан в поддержку требования о проведении областного референдума производится на подписных листах, изготовленных в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Закону. 2. Подписной лист должен содержать сформулированный вопрос, предлагаемый для вынесения на областной референдум. 3. Подписные листы должны содержать графы, соответствующие вносимым в них сведениям о гражданах, поддерживающих требование о назначении областного референдума: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, данные паспорта или заменяющего его документа, дата подписания, подпись. Статья 19. Порядок и сроки сбора подписей граждан 1. Члены инициативной группы осуществляют сбор подписей беспрепятственно. Не допускается проведение сбора подписей на территории воинских частей и в других случаях, установленных законодательством. 2. Сбор подписей производится с момента получения свидетельства о регистрации группы в течение не более 2 месяцев. 3. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимое количество подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается, а требование проведения областного референдума считается несостоявшимся. Повторный сбор подписей в поддержку требования о проведении областного референдума по тому же вопросу может быть осуществлен не ранее чем через год. При повторном сборе подписей под тем же требованием ранее собранные подписи граждан не учитываются. 4. Граждане заполняют подписной лист в присутствии члена инициативной группы. Подписи граждан и их данные удостоверяются в конце каждого подписного листа одним из членов инициативной группы, присутствующих при заполнении листа, и председателем либо уполномоченным инициативной группы. 5. Гражданин вправе поставить свою подпись в поддержку одного и того же требования о назначении областного референдума только один раз. Если гражданин подписывается под одним и тем же требованием более одного раза, ни одна из его подписей не учитывается. Статья 20. Оформление требования граждан о проведении областного референдума 1. Инициативная группа областного референдума в установленный для сбора подписей срок на основании составленных ею подписных листов оформляет итоговый протокол сбора подписей и передает указанные документы в Областную комиссию референдума для проверки законности процедуры сбора подписей и достоверности содержащихся в предоставленных документах сведений. 2. В итоговом протоколе указываются следующие сведения: дата регистрации инициативной группы, участвовавшей в сборе подписей; дата окончания сбора подписей; количество подписных листов и собранных подписей. К итоговому протоколу прилагаются все подписные листы. 3. Инициативная группа передает указанные документы в Областную комиссию референдума для проверки законности процедуры сбора подписей и достоверности содержащихся в предоставленных документах сведений. Статья 21. Проверка законности требования граждан о проведении областного референдума 1. Областная комиссия референдума обеспечивает регистрацию полученных от инициативных групп материалов, обобщение содержащихся в них сведений, организует полную или выборочную проверку достоверности полученных документов. 2. Областная комиссия референдума не позднее 2-недельного срока с момента получения требования о проведении областного референдума направляет Губернатору области представление о назначении областного референдума или отклонении требования о проведении голосования. Статья 22. Принятие решения по требованию о проведении областного референдума 1. Губернатор области в 14-дневный срок с момента поступления представления Областной комиссии референдума принимает по требованию о назначении областного референдума одно из следующих решений: а) о назначении голосования, дате его проведения и мерах по его обеспечению, формулировке (тексте) вопросов, выносимых на голосование; б) об отклонении требования о назначении голосования в случае нарушения настоящего Закона инициаторами голосования; в) о принятии решения, предлагаемого в требовании о проведении голосования, без последующего проведения областного референдума, если принятие такого решения находится в компетенции Губернатора области. 2. Решение об отклонении требования о назначении областного референдума принимается в случае обнаружения несоответствия настоящему Закону процедуры выражения требования о проведении областного референдума. Решение об отклонении требования о назначении областного референдума может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законом. 3. Если формулировка (текст) вопроса, предлагаемого инициаторами областного референдума для вынесения на голосование, не отвечает указанным в настоящем Законе требованиям, Губернатор области вправе ее изменить, не искажая основного содержания вопроса. В случае несогласия с измененной Губернатором области формулировкой (текстом) вопроса инициатор проведения областного референдума - инициативная группа - вправе предложить Губернатору пересмотреть его решение в части формулировки (текста) вопроса, выносимого на голосование, а также обжаловать это решение в суд в порядке, предусмотренном законом. Суд, в случае признания изменения Губернатором формулировки вопроса неправомерной, указывает в своем решении формулировку (текст) вопроса, выносимого на областной референдум. В этом случае Губернатор области обязан назначить областной референдум по вопросу, определенному судом. 4. Решение Губернатора области по требованию о назначении областного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации в 7-дневный срок после подписания. Статья 23. Срок проведения областного референдума Областной референдум не может проводиться ранее двух и позднее трех месяцев со дня принятия решения о его назначении. Последующий областной референдум не может проводиться ранее одного года со дня проведения предыдущего. Статья 24. Обжалование решения о назначении областного референдума в суд Законодательное собрание, Губернатор области, члены инициативной группы областного референдума, если они выступали в качестве инициаторов проведения голосования, вправе обжаловать решение о назначении областного референдума в 15-дневный срок после его принятия в суд. Глава 3 КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА Статья 25. Комиссии по проведению областного референдума Подготовку и проведение областного референдума осуществляют: а) избирательная комиссия области, действующая в качестве Областной комиссии референдума ; б) территориальные избирательные комиссии, действующие в качестве территориальных (районных, городских и других) комиссий по проведению референдума (далее - территориальные комиссии референдума); в) участковые комиссии по проведению референдума (далее - участковые комиссии референдума). Статья 26. Порядок формирования и статус Областной и территориальных комиссий 1. Порядок формирования и статус Областной комиссии референдума, статус члена Областной комиссии референдума определяются Законом Иркутской области "Об избирательной комиссии Иркутской области", принятым в соответствии с общими принципами, закрепленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом области. 2. Порядок формирования и статус территориальных комиссий референдума и членов данных комиссий определяются нормативными правовыми актами местного самоуправления, принятыми в соответствии с общими принципами, закрепленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области. Если не позднее чем за 50 дней до дня голосования территориальная комиссия референдума не образована, она формируется Областной комиссией референдума в количестве 5-9 членов. При определении кандидатур в состав территориальных комиссий референдума Областная комиссия референдума учитывает предложения по кандидатурам органов местного самоуправления, общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии референдума избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной комиссии референдума. Статья 27. Порядок формирования и статус участковых комиссий референдума 1. Участковые комиссии референдума формируются выборными органами местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня голосования в количестве 5-10 членов. При определении кандидатур в состав участковой комиссии референдума выборный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. 2. Если в срок, указанный частью 1 пункта 1 настоящей статьи, участковая комиссия референдума не образована, она формируется соответствующей территориальной либо Областной комиссией референдума. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии референдума избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой комиссии референдума. 4. Статус члена участковой комиссии референдума определяется федеральными законами, закрепляющими общие принципы организации и проведения выборов. 5. Срок полномочий участковых комиссий референдума прекращается по истечении 10 дней после официального опубликования общих итогов областного референдума. Статья 28. Полномочия Областной комиссии референдума Областная комиссия референдума при подготовке и проведении областного референдума в пределах своих полномочий: а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением областного референдума на территории всей области, информирует население об адресах и номерах телефонов территориальных избирательных комиссий; б) координирует деятельность территориальных и участковых комиссий референдума; распределяет между ними средства, выделенные из областного бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения областного референдума, контролирует целевое использование указанных средств; в) издает инструкции по вопросам применения настоящего Закона, обязательные для всех комиссий, осуществляющих подготовку и проведение областного референдума; г) регистрирует инициативные группы областного референдума, выдает свидетельства о регистрации инициативных групп; д) проверяет законность требований граждан о проведении областного референдума; е) обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума опубликование текста вопроса либо законопроекта, вынесенного на референдум, а также текстов законов, которые предлагается отменить или изменить. ж) направляет Губернатору области представление о назначении областного референдума по требованию граждан или отклонении требований граждан о проведении голосования; з) заслушивает сообщения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением областного референдума; контролирует обеспечение комиссий референдума помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения областного референдума; и) утверждает образцы печатей комиссий референдума и порядок пересылки и хранения избирательных документов; к) устанавливает форму бюллетеня областного референдума, списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и других документов, обеспечивает изготовление бюллетеней; л) устанавливает итоги голосования в целом по области и публикует их в печати; обеспечивает передачу в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением областного референдума; информирует население по телевидению, радио и другими способами сообщения о своей работе и результатах голосования; м) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных и участковых комиссий референдума; н) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Статья 29. Полномочия территориальной комиссии референдума Территориальная комиссия референдума: а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением областного референдума на соответствующей территории, информирует население об адресах и номерах телефонов участковых комиссий референдума; б) координирует работу участковых комиссий референдума на соответствующей территории; распределяет между ними средства, выделенные из областного бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения областного референдума, контролирует целевое использование указанных средств; в) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением областного референдума; контролирует обеспечение участковых комиссий референдума помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения областного референдума; д) обеспечивает своевременное издание материалов областного референдума и их доставку участковым комиссиям референдума; е) контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и предоставления их для всеобщего ознакомления; ж) оказывает организационно-техническую помощь участковым комиссиям референдума в проведении голосования на участках референдума; з) организует досрочное голосование в помещении территориальной комиссии референдума; и) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в Областную комиссию референдума; к) обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением областного референдума, в архив или Областную комиссию референдума; л) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий референдума; м) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Статья 30. Полномочия участковой комиссии референдума Участковая комиссия референдума: а) информирует население об адресе и номерах телефонов участковой комиссии референдума, времени ее работы, а также о дне и месте голосования; б) составляет списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума; в) знакомит граждан со списками, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках граждан, имеющих право на участие в референдуме, и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений; г) обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование; д) организует на участке референдума голосование в день проведения областного референдума, а также досрочное голосование; е) производит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования на участке референдума; ж) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения голосования и принимает по ним мотивированные решения; з) осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Статья 31. Организация деятельности комиссий референдума 1. Деятельность комиссий референдума осуществляется гласно и открыто. На заседаниях комиссий референдума вправе присутствовать члены инициативных групп областного референдума и представители средств массовой информации. Комиссии референдума доводят до сведения граждан, имеющих право на участие в референдуме, информацию о подготовке и проведении областного референдума. Решения комиссий референдума публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации. 2. Деятельность комиссий референдума осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии референдума является правомочным, если в нем участвует большинство членов комиссии. Заседания комиссии референдума созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее 1е членов комиссии референдума. 3. Решения комиссий референдума, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих комиссий референдума. 4. Решения комиссий референдума об избрании председателя и секретаря комиссии, о регистрации и отмене регистрации инициативных групп областного референдума, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения областного референдума, об установлении итогов голосования, о признании голосования несостоявшимся или недействительным принимаются на заседаниях комиссий референдума большинством голосов от установленного числа членов комиссии. Решения комиссий референдума по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа участвующих в заседании членов комиссии. В случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим. 5. Решение комиссии референдума подписывается председателем и секретарем комиссии. 6. Члены комиссии референдума, не согласные с решением, принятым комиссией референдума, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии референдума до сведения вышестоящей комиссии референдума не позднее чем в 3-дневный срок, а за 3 дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. 7. Решение комиссии референдума, противоречащее федеральным и областным законам либо принятое с превышением полномочий, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. 8. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в 5-дневный срок, а за 5 дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. Статья 32. Финансовое обеспечение подготовки и проведения областного референдума и финансовая отчетность 1. Расходы комиссий референдума по подготовке и проведению областного референдума производятся за счет средств областного бюджета. Расходы на подготовку и проведение областного референдума предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете. 2. Средства на подготовку и проведение областного референдума, предусмотренные областным бюджетом, поступают в распоряжение Областной комиссии референдума в 10-дневный срок со дня назначения областного референдума и распределяются ею между территориальными комиссиями референдума. 3. Председатели комиссий референдума распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий референдума по финансовым вопросам. Неизрасходованные бюджетные средства после окончания голосования аккумулируются на специальном счете Областной комиссии референдума и могут расходоваться только на проведение выборов областных органов государственной власти либо областного референдума. 4. Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение областного референдума, определяется Областной комиссией референдума в соответствии с федеральным и областным законодательством. 5. Форма финансового отчета комиссий референдума о поступлении и расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение областного референдума, устанавливается Областной комиссией референдума в соответствии с федеральным и областным законодательством. 6. Участковая и территориальная комиссии референдума предоставляют вышестоящим комиссиям финансовые отчеты не позднее чем через 10 и 20 дней соответственно со дня официального опубликования общих итогов областного референдума. 7. Областная комиссия референдума предоставляет финансовый отчет о расходовании средств областного бюджета Законодательному собранию и Губернатору области не позднее чем через 2 месяца со дня официального опубликования общих итогов областного референдума. Указанный отчет подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации. Статья 33. Обжалование решений и действий комиссий референдума 1. Решения и действия (бездействие) Областной комиссии референдума и ее должностных лиц могут быть обжалованы в областной суд. 2. Решения и действия (бездействие) комиссий референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или суд. Предварительное обращение в вышестоящие комиссии референдума не является обязательным условием для обращения в суд. 3. Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую комиссию референдума по вопросам подготовки и проведения областного референдума, принимаются в 5-дневный срок с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за 5 дней до голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок. Вышестоящая комиссия вправе принять самостоятельно решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей комиссии. Глава 4 УЧАСТКИ РЕФЕРЕНДУМА И СПИСКИ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 34. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, принявших участие в голосовании при проведении областного референдума, образуются участки референдума. 2. Участки референдума образуются главой исполнительного органа местного самоуправления по согласованию с соответствующей территориальной комиссией референдума не позднее чем за 45 дней до дня голосования. 3. Участки референдума образуются с учетом следующих требований: а) не более 3000 граждан, имеющих право на участие в референдуме, на каждом участке референдума; б) соблюдение границ административно-территориального деления области. 4. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в референдуме, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в плавании, участки референдума образуются в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня голосования. 5. Военнослужащие голосуют на общих участках референдума. В порядке исключения допускается образование участков референдума в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях участки референдума образуют командиры воинских частей по решению соответствующей территориальной комиссии референдума. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам комиссии референдума, наблюдателям по предъявлении соответствующего удостоверения. 6. Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий референдума публикуются в местной печати не позднее чем за 35 дней до дня голосования. Статья 35. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, и порядок их составления 1. Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляет участковая комиссия референдума на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой исполнительного органа местного самоуправления соответствующей территории. Данные о гражданах, имеющих право на участие в референдуме, глава исполнительного органа местного самоуправления направляет в участковую комиссию референдума не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина. Списки граждан - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других граждан, если они проживают в районе расположения воинской части, имеющих право на участие в референдуме, составляются на основании данных, предоставляемых командиром воинской части в срок, установленный частью 1 пункта 1 настоящей статьи. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, предоставляемых руководителями указанных учреждений. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума, образованному на судне, находящемся в день голосования в плавании, составляются на основании сведений, предоставляемых капитаном судна. 2. Список составляется в 2 экземплярах по форме, утвержденной Областной комиссией референдума, и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии. Первый экземпляр списка остается в участковой комиссии референдума, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную комиссию референдума не позднее чем за 16 дней до дня голосования. 3. В списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом в соответствии со статьей 4 настоящего Закона. Основанием для включения гражданина в список на участке референдума является факт его проживания на территории этого участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации. Гражданин может быть включен в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, только на одном избирательном участке. Граждане, имеющие право на участие в референдуме, находящиеся в день голосования в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список по месту их нахождения. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список по месту нахождения общежития. 4. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, предоставляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до голосования. Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую комиссию референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой ошибке или неточности в списке. Участковая комиссия референдума обязана проверить жалобу (заявление) и устранить ошибку или неточность в списке избирателей либо не позднее чем через 24 часа с момента обращения дать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления. Решение комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума или суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в 3-дневный срок, а за 3 дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. 5. Граждане,поселившиеся на территории участка референдума, после предоставления списка граждан, имеющих право на участие в референдуме, для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой - либо иной причине не включенные в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, дополнительно включаются участковой комиссией в список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории участка референдума. Глава 5 АГИТАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ, ВЫНОСИМЫМ НА ОБЛАСТНОЙ РЕФЕРЕНДУМ Статья 36. Общие условия проведения агитации по вопросам, выносимым на областной референдум 1. Граждане, общественные объединения, инициативные группы областного референдума вправе беспрепятственно проводить агитацию за или против того или иного решения вопроса, выносимого на областной референдум. 2. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы: - органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими должностных полномочий; - воинским частям, военным учреждениям и организациям; - благотворительным организациям и религиозным объединениям; - членам комиссий референдума. 3. Агитация начинается со дня официального опубликования решения Законодательного собрания или Губернатора области о назначении областного референдума и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования. В день голосования и в предшествующий ему день любая агитация запрещается. 4. Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения собраний и встреч с избирателями, дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. 5. При проведении агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации. Агитационные материалы и выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную рознь. 6. Комиссии референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Статья 37. Порядок проведения агитационных мероприятий 1. Проведение собраний граждан, митингов, демонстраций шествий, пикетирования, иных мероприятий производится в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, Уставом и законами области. 2. Граждане, общественные объединения, инициативные группы областного референдума вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию о лицах или организациях, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов. Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии или в помещении для голосования. Не позднее чем за 15 дней до дня голосования органы местного самоуправления обязаны выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. 3. Периодические печатные издания, учрежденные органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не вправе публиковать агитационные материалы. 4. Агитация в помещениях участков для голосования запрещается. Глава 6 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЛАСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 38. Бюллетень для голосования 1. Для голосования по вопросу, вынесенному на областной референдум, каждый гражданин, включенный в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, получает бюллетень для голосования. 2. В бюллетене для голосования воспроизводится формулировка (текст) вынесенного на областной референдум вопроса и варианты волеизъявления гражданина: "за" и "против". Каждый бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения. Текст бюллетеня для голосования должен быть размещен на одной стороне бюллетеня. 3. В случае вынесения на областной референдум нескольких альтернативных вопросов все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями и голосуются отдельно. 4. В случае проведения областного референдума по проектам различных решений, а также в случае его одновременного проведения с другими голосованиями, все проекты предложенных на голосование решений печатаются на различных по цвету бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга. 5. Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются Областной комиссией референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Комиссии референдума обеспечивают изготовление бюллетеней для голосования и их доставку участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 4 дня до дня голосования. Передача бюллетеней территориальным и участковым комиссиям производится соответствующей комиссией по акту, составляемому в 2 экземплярах, первый из которых остается в комиссии, выдавшей бюллетени, второй - передается комиссии, получившей бюллетени. Число бюллетеней для голосования, передаваемых участковой комиссии референдума, не может превышать число граждан, включенных в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме по участку референдума, более чем на 0,5%. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи 2 членов участковой комиссии референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией бюллетени для голосования признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Статья 39. Помещение для голосования 1. Каждый участок референдума должен иметь помещение для голосования. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующих на данном участке, и другой информацией по областному референдуму, кабинами (комнатами) и ящиками для тайного голосования. Решение о количестве переносных ящиков для голосования на участке по проведению референдума принимает участковая комиссия референдума с предварительным уведомлением вышестоящей комиссии до дня голосования. Число ящиков не может быть более пяти. 2. В помещениях для голосования должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней для голосования и установки ящиков для голосования. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы граждане при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. 3. Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом вопросов, вынесенных на областной референдум, а также авторучками. Применение карандашей не допускается. 4. В информационных материалах по областному референдуму, расположенных в помещении комиссий референдума и помещениях для голосования, не должно содержаться агитационных призывов. Статья 40. Порядок голосования 1. В день проведения областного референдума голосование производится одновременно на всех участках референдума с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковые комиссии референдума обязаны оповестить граждан не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом. На участках референдума, образованных в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах, санаториях, профилакториях домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью 1 пункта 1 настоящей статьи, если проголосовали все граждане, включенные в список граждан, имеющих право на участие в референдуме. 2. Гражданин, который в день голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для голосования в помещении территориальной (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) комиссии референдума, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. В правом верхнем углу выдаваемого избирателю бюллетеня для голосования ставятся подписи 2 членов комиссии, которые заверяются печатью комиссии. Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает члену территориальной или участковой комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи 2 членов соответственно территориальной или участковой комиссии, которые заверяются печатью соответствующей комиссии референдума. Территориальная комиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию не позднее чем за 3 дня до дня голосования. В случае досрочного голосования в помещении территориальной комиссии секретарь участковой комиссии, на территории которой проживает данный гражданин, делает в соответствующей строке списка запись "досрочное" (после поступления в участковую комиссию референдума запечатанного конверта с бюллетенем для голосования из территориальной комиссии) и расписывается. 3. В 8 часов в день голосования председатель участковой комиссии референдума объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии референдума, присутствующим гражданам и наблюдателям пустые ящики для голосования на участке, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими гражданами. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них бюллетени для голосования опускаются в ящик для голосования. В случае, если из конверта извлечено более одного бюллетеня для голосования, все извлеченные из конверта бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой комиссии референдума приглашает граждан, включенных в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, приступить к голосованию. 4. При получении бюллетеня для голосования гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, членом участковой комиссии референдума. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой комиссии референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, расписывается в списке в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования" с указанием своей фамилии. 5. Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие иных лиц, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для голосования любое другое лицо, за исключением члена участковой комиссии референдума и наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указывается в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с подписью гражданина о получении бюллетеня для голосования. Гражданин, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на областной референдум вопроса, вычеркивает один из записанных в бюллетене для голосования ответов - "за" или "против". 6. Заполненный бюллетень для голосования гражданин, имеющий право на участие в референдуме, опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. 7. Участковая комиссия референдума обязана обеспечить возможность всем гражданам, включенным в список, участвовать в голосовании, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии референдума. В заявлении должны содержаться те же данные о гражданине, что и в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме. После получения бюллетеня для голосования гражданин делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени для голосования в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений граждан, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии референдума в помещение для голосования переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения прав гражданина на участие в референдуме, а также возможность нарушения тайны голосования или искажения его волеизъявления. 8. Председатель участковой комиссии референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный ею. 9. Если гражданин считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии референдума, выдавшему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии референдума по заявлению гражданина выдает ему новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, против фамилии гражданина. Испорченный бюллетень вместе с заявлением гражданина передается председателю участковой комиссии и при подсчете голосов признается недействительным. 10. При проведении голосования, подсчете голосов и составлении протоколов об итогах голосования участковыми комиссиями на участках референдума вправе находиться наблюдатели, представляющие инициативные группы областного референдума, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации. Глава 7 УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЛАСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 41. Подсчет голосов на участке референдума 1. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии референдума объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей, представителей средств массовой информации, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования. Число неиспользованных бюллетеней для голосования оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их неповрежденности членам участковой комиссии, наблюдателям, присутствующим на участке референдума. После этого председатель вскрывает ящики для голосования. 3. Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования, находившихся в переносных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений граждан в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней для голосования, чем число указанных заявлений, все бюллетени для голосования, находившиеся в переносном ящике, признаются недействительными решением участковой комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. 4. Подсчет голосов должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели, присутствующие на участке. При подсчете голосов прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные комиссией референдума, и недействительные бюллетени для голосования. Недействительными считаются бюллетени для голосования, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина. При возникновении сомнения участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее 3 членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени для голосования упаковываются отдельно от других бюллетеней для голосования. Если на голосование одновременно выносилось несколько вопросов либо проводилось 2 и более голосования, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно. 5. Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные: а) число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных по участку референдума, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; б) число бюллетеней для голосования, полученных комиссией; в) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам на участке референдума в день голосования; г) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно; д) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения для голосования; е) число погашенных бюллетеней для голосования; ж) число бюллетеней для голосования, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); з) число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); и) число действительных бюллетеней для голосования; к) число недействительных бюллетеней для голосования (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций); л) число голосов, поданных за вынесенный на областной референдум проект решения; м) число голосов, поданных против вынесенного на областной референдум проекта решения. 6. Протокол составляется в 3 экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии, наблюдателей и подписывается всеми членами участковой комиссии референдума. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 7. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию, а также принятые по ним решения комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 8. Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии. 9. Первый экземпляр протокола участковой комиссии референдума после подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию. Второй экземпляр протокола участковой комиссии вместе с опечатанными бюллетенями для голосования, со списком членов участковой комиссии, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии референдума до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола участковой комиссии предоставляется для ознакомления наблюдателям, представителям средств массовой информации. 10. Документы, включая бюллетени для голосования, передаются в соответствующие территориальные комиссии референдума не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования общих итогов областного референдума. Статья 42. Установление итогов голосования территориальной комиссией референдума 1. На основании протоколов участковых комиссий референдума об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная комиссия не позднее чем через 2 дня со дня голосования устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. 2. Суммирование содержащихся в протоколах участковых комиссий данных осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии референдума. 3. По итогам голосования на основании протоколов участковых комиссий территориальная комиссия составляет протокол, в который заносятся следующие данные: а) число участковых комиссий референдума на соответствующей территории; б) число протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования; в) суммарные данные по позициям протокола участковой комиссии, установленные пунктом 5 статьи 41 настоящего Закона. 4. Протокол территориальной комиссии составляется в 3 экземплярах и подписывается всеми членами комиссии, участвующими в заседании. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, включающая в себя полные данные протоколов всех участковых комиссий. Член территориальной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 5. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную комиссию, а также принятые по ним решения комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений территориальной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 6. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии после подписания вместе с протоколами участковых комиссий и сводной таблицей незамедлительно направляется в Областную комиссию референдума. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии вместе со сводной таблицей и со списком членов территориальной комиссии, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении итогов голосования, хранится у секретаря территориальной комиссии референдума. Третий экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии и сводная таблица предоставляются для ознакомления наблюдателям, представителям средств массовой информации. 7. Документы, включая бюллетени для голосования, передаются в Областную комиссию референдума не позднее чем через 15 дней со дня официального опубликования общих итогов областного референдума. Статья 43. Установление общих итогов областного референдума 1. На основании протоколов территориальных комиссий референдума об итогах голосования областная комиссия референдума не позднее чем через 10 дней со дня голосования устанавливает общие итоги областного референдума. 2. Решение по вынесенному на областной референдум вопросу считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, принявших участие в голосовании. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования, обнаруженных в ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы). 3. Областной референдум признается несостоявшимся, а решение по вопросу, вынесенному на областной референдум, непринятым, если в нем приняло участие менее 50% от числа зарегистрированных граждан области, имеющих право на участие в референдуме. Если решение по вынесенному на областной референдум вопросу не принято, повторное вынесение этого же вопроса на областной референдум допускается не ранее чем через год. Если на областной референдум выносились альтернативные варианты решения и ни одно из них не получило необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными, и их повторное вынесение на областной референдум допускается не ранее чем через год. 4. Областная комиссия референдума признает голосование недействительным, если допущенные при его проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления граждан. 5. В случае признания голосования недействительным Областная комиссия референдума назначает повторное голосование в течение 2 недель. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации. Областная комиссия референдума может распорядиться о формировании в этих случаях участковых комиссий в новом составе. 6. Об общих итогах областного референдума на основании протоколов территориальных комиссий референдума Областная комиссия референдума составляет протокол, в который заносятся следующие обобщенные данные по области в целом: а) число территориальных комиссий, образованных для проведения областного референдума; б) число протоколов территориальных комиссий, на основании которых составляется протокол об общих итогах областного референдума; в) число зарегистрированных граждан области, имеющих право на участие в референдуме; г) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам на участках референдума в день голосования; д) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно; е) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений для голосования; ж) число погашенных бюллетеней для голосования; з) число бюллетеней для голосования, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, за исключением бюллетеней неустановленной формы; и) число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках для голосования, за исключением бюллетеней неустановленной формы; к) число действительных бюллетеней для голосования; л) число недействительных бюллетеней для голосования (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций); м) число голосов, поданных за вынесенный на областной референдум проект решения; н) число голосов, поданных против вынесенного на областной референдум проекта решения; о) решение, принятое областным референдумом. 7. Протокол Областной комиссии референдума составляется в 3 экземплярах и подписывается всеми членами комиссии, участвующими в заседании. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования, включающая в себя полные данные протоколов всех территориальных комиссий. Член Областной комиссии референдума, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 8. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в Областную комиссию референдума, а также принятые по ним решения комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений Областной комиссии референдума приобщаются ко второму и третьему экземпляру протокола. 9. Первый экземпляр протокола Областной комиссии референдума вместе со сводной таблицей и со списком членов Областной комиссии референдума, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении общих итогов областного референдума, хранится у секретаря Областной комиссии референдума. Второй и третий экземпляры протокола Областной комиссии референдума после подписания вместе со сводной таблицей незамедлительно направляются в Законодательное собрание и Губернатору области. Статья 44. Опубликование общих итогов областного референдума 1. Итоги голосования по каждому участку референдума, итоги голосования в административно - территориальных единицах (районе, городе областного значения) в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих участковых и территориальных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому гражданину или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации. 2. Территориальная комиссия референдума публикует в местной печати данные протоколов о результатах голосования территориальной и всех участковых комиссий на соответствующей территории не позднее чем через 2 недели со дня голосования. 3. Областная комиссия референдума публикует в средствах массовой информации принятое на референдуме решение и общие итоги областного референдума, в том числе данные протоколов всех территориальных комиссий, не позднее чем через 3 недели со дня голосования. Статья 45. Вступление в силу решения, принятого на областном референдуме Принятое на областном референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Областной комиссией референдума, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на областном референдуме. Статья 46. Изменение или отмена решения, принятого областным референдумом 1. Изменение либо отмена решения, принятого областным референдумом, производится только референдумом. 2. Проведение областного референдума по вопросам, решение по которым отменяет или изменяет решение, ранее принятое областным референдумом, не допускается до отмены его в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи. Статья 47. Право органов государственной власти области принимать решение по вопросам, вынесенным на областной референдум, в случае непринятия по ним решения народным голосованием Законодательное собрание и Губернатор области вправе в соответствии со своей компетенцией самостоятельно принимать решения по вопросам, вынесенным на областной референдум, в случае непринятия по ним решения посредством проведения народного голосования, если иное не установлено Уставом и законами области. Статья 48. Хранение документации областного референдума 1. Областная комиссия референдума по окончании своей работы сдает всю документацию на постоянное хранение в архивное учреждение. 2. По истечении 1 года после официального опубликования результатов областного референдума бюллетени для голосования и погашенные открепительные удостоверения уничтожаются, о чем составляется акт по форме, утверждаемой Областной комиссией референдума. Глава 8 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЛАСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 49. Ответственность за нарушение законодательства об областном референдуме Лица, путем подкупа, применения насилия или угрозы его применения, обмана, подлога документов областного референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации его права на участие в областном референдуме либо препятствующие работе комиссии по проведению областного референдума или членам этих комиссий, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Глава 9 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 50. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положения о подготовке и проведении областного референдума на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа вступают в силу с момента утверждения (ратификации) настоящего Закона органами государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа либо заключения соглашения между Иркутской областью и Усть-Ордынским Бурятским автономным округом о проведении областного референдума на территории автономного округа. Положение части 3 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона в части запрета вынесения на областной референдум вопроса о досрочном прекращении или продлении срока полномочий областных органов государственной власти вступает в действие после внесения соответствующего изменения в статью 31 Устава Иркутской области. Губернатор Иркутской области Ю.А.НОЖИКОВ Иркутск 27 ноября 1995 года N 323 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|