Расширенный поиск

Устав Шушенского района Красноярского края от 08.12.1996 б/н

                        УСТАВ ШУШЕНСКОГО РАЙОНА

                                Принят
                            на референдуме
                         8 декабря 1996 года

                       ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Устав Шушенского района

     1. Настоящий   Устав   является   нормативным   правовым   актом,
регулирующим  организацию  и  осуществление местного самоуправления на
территории  Шушенского  района  в   интересах   населения   с   учетом
исторических  и  иных местных традиций.  Все другие акты,  принимаемые
органами местного  самоуправления,  не  должны  противоречить  данному
Уставу,   действующему   законодательству   Российской   Федерации   и
Красноярского края.
     2. Устав   подлежит   государственной   регистрации   в  порядке,
установленном законодательством.

     Статья 2. Муниципальное образование Шушенский район

     1. Шушенский район Красноярского края (далее  район)  является  в
соответствии  с  Федеральным  законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации"
самостоятельным  муниципальным образованием,  местное самоуправление в
котором  осуществляется  в  соответствии  с  Конституцией   Российской
Федерации,   федеральными  законами,  законами  Красноярского  края  и
настоящим Уставом.
     2. Административным центром района является п. Шушенское.

     Статья 3. Правовая основа местного самоуправления

     1. Правовую    основу    местного    самоуправления    составляют
общепризнанные нормы и принципы  международного  права,  международные
договоры   Российской  Федерации,  Конституция  Российской  Федерации,
федеральные конституционные законы,  Федеральный закон от 06.10.2003 N
131-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления в
Российской  Федерации",  другие  федеральные  законы,   издаваемые   в
соответствии   с   ними  иные  нормативные  правовые  акты  Российской
Федерации  (указы  Президента  Российской   Федерации,   постановления
Правительства  Российской  Федерации,  иные  нормативные правовые акты
федеральных органов  исполнительной  власти),  Устав,  законы  и  иные
нормативные   правовые   акты  Красноярского  края,  настоящий  Устав,
решения,  принятые  на  местных  референдумах,  и  иные  муниципальные
правовые акты.

     Статья 4.   Права   жителей   района  на  осуществление  местного
самоуправления

     1. Граждане  Российской  Федерации,  проживающие  на   территории
района  (далее  -  жители  района) осуществляют местное самоуправление
посредством участия в  местных  референдумах,  муниципальных  выборах,
посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и
иные органы местного самоуправления.
     2. Жители  района  имеют  равные  права на осуществление местного
самоуправления  независимо  от  пола,  расы,  национальности,   языка,
происхождения,  имущественного или Должностного положения, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Жители
района имеют равный доступ к муниципальной службе.
     3. Иностранные   граждане,    постоянно    или    преимущественно
проживающие на территории района,  обладают при осуществлении местного
самоуправления правами  в  соответствии  с  международными  договорами
Российской Федерации и федеральными законами.
     4. Жители  района,  а  также  иностранные  граждане  и  лица  без
гражданства  проживающие на территории района,  вправе коллективно или
индивидуально обращаться в  органы  и  к  выборным  должностным  лицам
местного  самоуправления.  Указанные органы и должностные лица обязаны
дать обратившимся письменный ответ в установленные законом сроки.
     5. Органы  и  должностные  лица  местного  самоуправления обязаны
предоставлять жителям района полную и достоверную информацию  о  своей
деятельности.
     6. Органы и  должностные  лица  местного  самоуправления  обязаны
знакомить    население    района    с   документами   и   материалами,
непосредственно затрагивающими их права и законные интересы.
     7. Нормативные   акты   органов   и   должностных   лиц  местного
самоуправления,  затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина,  вступают  в  силу  после  их официального опубликования в
газете "Ленинская искра".

     Статья 5. Формы осуществления местного самоуправления

     1. Местное самоуправление осуществляется:
     непосредственно населением  через референдумы,  выборы,  собрания
жителей, иные формы в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003
N  131-ФЗ  "Об  общих  принципах организации местного самоуправления в
Российской  Федерации",  а   также   другие   формы   непосредственной
демократии,   не   противоречащие  Конституции  Российской  Федерации,
федеральным законам, законам Красноярского края;
     органами местного самоуправления;
     органами территориального общественного самоуправления.

     Статья 6. Органы и должностные лица местного самоуправления

     1. Глава района.
     2. Районный  Совет  депутатов  -  представительный орган местного
самоуправления,  состоящий  из  15  депутатов  избираемый  на   основе
всеобщего   равного   и   прямого   избирательного  права  при  тайном
голосовании сроком на 5 лет.
     3. Администрация  района  является исполнительно-распорядительным
органом местного самоуправления,  подотчетным Совету депутатов района.
Руководство деятельностью администрации осуществляет глава района.

     Статья 7. Вопросы местного значения района

     1. К вопросам местного значения района относятся:
     1) формирование, утверждение, исполнение бюджета района, контроль
за его исполнением;
     2) установление,  изменение и отмена  местных  налогов  и  сборов
района;
     3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в
муниципальной собственности района;
     4) организация  в  границах  района  электро-   и   газоснабжения
поселений;
     5) содержание  и   строительство   автомобильных   дорог   общего
пользования  между  населенными  пунктами,  мостов и иных транспортных
инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах района,
за  исключением автомобильных дорог общего пользования,  мостов и иных
транспортных  инженерных  сооружений  федерального   и   регионального
значения;
     6) создание  условий  для   предоставления   транспортных   услуг
населению  и  организация  транспортного  обслуживания населения между
поселениями в границах района;
     7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций на территории района;
     8) организация  охраны общественного порядка на территории района
муниципальной милицией;
     9) организация  мероприятий межпоселенческого характера по охране
окружающей среды;
     10) организация  и осуществление экологического контроля объектов
производственного и социального назначения на  территории  района,  за
исключением  объектов,  экологический  контроль  которых  осуществляют
федеральные органы государственной власти;
     11) организация   предоставления   общедоступного  и  бесплатного
начального  общего,  основного  общего,  среднего   (полного)   общего
образования по основным общеобразовательным программам, за исключением
полномочий  по  финансовому  обеспечению  образовательного   процесса,
отнесенных  к  полномочиям  органов  государственной  власти субъектов
Российской  Федерации;  организация   предоставления   дополнительного
образования  и  общедоступного  бесплатного дошкольного образования на
территории района,  а также организация отдыха  детей  в  каникулярное
время;
     12) организация оказания на территории района скорой  медицинской
помощи     (за     исключением    санитарно-авиационной),    первичной
медико-санитарной помощи в  амбулаторно-поликлинических  и  больничных
учреждениях,  медицинской  помощи  женщинам в период беременности,  во
время и после родов;
     13) опека и попечительство;
     14) организация утилизации и переработки бытовых  и  промышленных
отходов;
     15) территориальное зонирование  земель  межселенных  территорий,
изъятие  земельных  участков  межселенных территорий для муниципальных
нужд,  в том числе путем выкупа,  осуществление земельного контроля за
использованием   земель   межселенных   территорий,  ведение  кадастра
землеустроительной и градостроительной документации;
     16) формирование  и  содержание  муниципального  архива,  включая
хранение архивных фондов поселений;
     17) содержание   на   территории   района  межпоселенческих  мест
захоронения, организация ритуальных услуг;
     18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав
района,  услугами связи,  общественного питания,  торговли и  бытового
обслуживания;
     19) организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение
услугами библиотечного коллектора);
     20) выравнивание  уровня  бюджетной   обеспеченности   поселений,
входящих  в  состав  района,  за  счет  средств бюджета муниципального
района;
     21) иные  вопросы,  не  отнесенные к компетенции органов местного
самоуправления    других    муниципальных     образований,     органов
государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии
собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением
субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета
субъекта Российской Федерации).

     Статья 8.   Участие   района  в  ассоциациях  и  союзах  местного
самоуправления

     1. Район  может  участвовать   в   краевых,   межрегиональных   и
общероссийских ассоциациях и союзах местного самоуправления. Указанным
ассоциациям  и  союзам  не  могут  передаваться   полномочия   органов
районного самоуправления.
     2. Решение об участии района  в  ассоциациях  и  союзах  местного
самоуправления принимается районным Советом депутатов.

     Статья 9. Договоры района о разграничении и передаче полномочий

     1. Район  вправе,  если это не противоречит федеральным и краевым
законам,   заключать   с   другими    муниципальными    образованиями,
находящимися   в   границах   района,  соглашения  о  передаче  району
осуществления   части   своих   полномочий    за    счет    субвенций,
предоставляемых  из  бюджетов  этих муниципальных образований в бюджет
района.
     Район вправе    заключать    соглашения   с   органами   местного
самоуправления отдельных поселений,  входящих в состав  муниципального
района,  о  передаче  им  осуществления части своих полномочий за счет
субвенций,  предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты
соответствующих поселений.
     Указанные соглашения  должны  заключаться  на  определений  срок,
содержать  положения,  устанавливающие основания и порядок прекращения
их действия в том числе  досрочного,  порядок  определения  ежегодного
объема   субвенций,   необходимых   для   осуществления   передаваемых
полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение
соглашений.
     2. Не  могут  передаваться  другим   муниципальным   образованиям
государственные    полномочия,   возложенные   на   органы   районного
самоуправления законом, а также полномочия составляющие исключительную
компетенцию районного Совета депутатов.
     3. Договоры  района  о  разграничении  или  передаче   полномочий
подписываются  Главой  районного  самоуправления  после  их  одобрения
районным Советом депутатов.

     Статья 10. Символы района

     1. Шушенский район имеет свой герб и флаг. Описание герба и флага
Шушенского  района  и Положение о символах района принимается районным
Советом депутатов.

                      ГЛАВА 2. ТЕРРИТОРИЯ РАЙОНА

    Статья 11. Территория района

     1. Местное  самоуправление  осуществляется  на  всей   территории
района в пределах границ, установленных законом Красноярского края.
     2. Территорию  района  составляют  все  земли  в  его   границах,
независимо от форм собственности и целевого назначения этих земель.
     3. В состав территории района входят территории:
     - поселка Шушенское;
     - сельсоветов:    Ильичевского,    Сизинского,     Казанцевского,
Субботинского, Иджинского, Каптыревского, Синеборского.

     Статья 12. Состав и использование земель района

     1. Земельный   фонд  района  состоит  из  земель  переданных  или
приобретенных в собственность района в установленном законодательством
порядке.
     2. Состав и назначение земель на территории района определяется в
земельном кадастре,  а также в планах планировки и застройки поселений
на территории района.

                        Глава 3. ГЛАВА РАЙОНА

     Статья 13. Глава района

     1. Глава муниципального района является  его  высшим  должностным
лицом, наделенным согласно настоящему Уставу собственными полномочиями
по решению вопросов местного значения на территории района.
     2. Глава  района  действует  в пределах полномочий,  определенных
законодательством,  настоящим Уставом  и  решениями  Совета  депутатов
района.
     3. Глава района  представляет  Шушенский  район  в  отношениях  с
Российской   Федерацией,  ее  субъектами,  государственными  органами,
другими  муниципальными  образованиями,  юридическими  и   физическими
лицами,  от  имени  района  приобретает и осуществляет имущественные и
иные права и обязанности, выступает в суде без доверенности.
     4. Глава  района  избирается  жителями  района  на основе равного
всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании.
     5. Главой района может быть избран гражданин Российской Федерации
в возрасте не  моложе  21  года,  обладающий  избирательным  правом  в
соответствии  с  федеральными  гарантиями  избирательных прав граждан.
Иностранный гражданин может быть избран главой района в  случае,  если
такая  возможность  предусмотрена  международным  договором Российской
Федерации  с   соответствующим   иностранным   государством.   Порядок
проведения выборов главы района определяется законом края.
     6. На главу  района  распространяются  ограничения,  связанные  с
выполнением   им   своих  полномочий,  а  также  социальные  гарантии,
предусмотренные  законодательством.  Глава   района   подконтролен   и
подотчетен населению и Совету депутатов.
     7. Полное наименование должности Главы района - Глава  Шушенского
района,   сокращённое   -   Глава   района.   Указанные   наименования
равнозначны.

     Статья 14. Срок полномочий главы района

     1. Срок полномочий главы района - 5 лет.
     2. Полномочия  главы  района  начинаются  со дня вступления его в
должность.
     3. Избранный  глава  района  вступает в должность в торжественной
обстановке в присутствии депутатов Совета депутатов в срок от 7 до  14
дней  со  времени объявления окончательных результатов соответствующих
выборов.
     Церемония вступления  в  должность  включает  в  себя  принесение
главой района присяги:  "Вступая в должность главы района, перед лицом
его жителей клянусь соблюдать Конституцию, законы Российской Федерации
и Красноярского края,  Устав Шушенского  района,  уважать  и  охранять
права  и  свободы  человека  и  гражданина,  защищать интересы жителей
района,  добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности главы
района".

     Статья 15. Полномочия главы района

     1. Возглавляя     деятельность    по    осуществлению    местного
самоуправления района и администрацию района, глава района:
     1) представляет  на  утверждение  Совета  депутатов района проект
бюджета  района  и  отчет  о  его  исполнении,   проекты   решений   о
корректировке  бюджета  района  и распределении средств,  полученных в
результате экономии расходов бюджета или превышения  его  доходов  над
расходами;
     2) осуществляет от имени района  в  соответствии  с  утвержденным
порядком  Совета  депутатов района правомочия владения,  пользования и
распоряжения муниципальной собственностью района;
     3) заключает от имени района договоры и соглашения;
     4) подписывает и обнародует нормативные правовые  акты,  принятые
Советом депутатов района;
     5) организует  и  контролирует   выполнение   решений,   принятых
жителями на местном референдуме, решений Совета депутатов района;
     6) представляет Совету депутатов ежегодный отчет о состоянии  дел
в районе;
     7) организует прием  граждан  работниками  администрации  района,
рассматривает обращения граждан, лично ведет прием граждан;
     8) утверждает штатное расписание,  организует работу с кадрами  в
администрации   района,  их  аттестацию,  переподготовку  и  повышение
квалификации;
     9) осуществляет   прием   на   работу   и  увольнение  работников
администрации района,  применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной
ответственности;
     10) издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты;
     11)  осуществляет правотворческую инициативу в районном Совете;
     12) осуществляет функции главного распорядителя  и  распорядителя
бюджетных средств при исполнении бюджета района;
     13) в  пределах  своих  полномочий,  установленных   федеральными
законами,  законами субъектов Российской Федерации, Уставом Шушенского
района,  нормативными правовыми  актами  районного  Совета  депутатов,
издает  постановления по вопросам местного значения района и вопросам,
связанным  с  осуществлением  отдельных  государственных   полномочий,
переданных  органам  местного  самоуправления  федеральными законами и
законами края,  а также распоряжения по  вопросам  организации  работы
районной администрации;
     14) вправе требовать  созыва  внеочередного  заседания  районного
Совета депутатов;
     15) вправе отменять акты органов администрации Шушенского  района
или  приостанавливать  их  действие  в случае противоречия Конституции
Российской  Федерации,  федеральным  законам  или   иным   федеральным
нормативным   правовым  актам,  Уставу  района,  законам  края,  актам
Губернатора края,  решениям районного Совета  депутатов,  актам  Главы
района;
     16) вправе участвовать в  работе  районного  Совета  депутатов  с
правом совещательного голоса;
     17) определяет  структуру  администрации  и  представляет  ее  на
утверждение районному Совету депутатов;
     18) подписывает и обнародует в порядке,  установленном  настоящим
Уставом   нормативные   правовые   акты,   принятые  районным  Советом
депутатов;
     19) руководит    на    принципах    единоначалия    деятельностью
администрации района;
     20) образует,    реорганизует,   упраздняет   и   ликвидирует   в
соответствии с утвержденной структурой органы администрации  района  и
ее структурные подразделения,  утверждает Положения о них,  определяет
их полномочия и порядок деятельности;
     21) устанавливает  фонды  оплаты  труда  работников администрации
района в пределах средств,  предусмотренных  на  эти  цели  в  бюджете
района;
     22) назначает на должность и  освобождает  от  должности  первого
заместителя,   заместителей  главы  района,  руководителей  органов  и
структурных подразделений администрации,  в соответствии с действующим
законодательством;
     23) создает, реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия
и  учреждения  в  соответствии с Порядком принятия решения о создании,
реорганизации и  ликвидации  муниципальных  предприятий  и  учреждений
утвержденным решением районного Совета депутатов;
     24) назначает   по   согласованию   с    Советом    руководителей
муниципальных предприятий и учреждений;
     25) освобождает   от   должности   руководителей    муниципальных
предприятий и учреждений;
     26) осуществляет    отдельные     государственные     полномочия,
возложенные  на органы местного самоуправления федеральными и краевыми
нормативно-правовыми актами,  а также иные  полномочия,  отнесенные  к
предметам  ведения  района  и не входящие в исключительную компетенцию
районного   Совета,   если   иное   не    предусмотрено    действующим
законодательством;
     27) осуществляет   иные   полномочия,   возложенные    на    него
законодательством, настоящим Уставом, решениями Совета депутатов.
     2. Полномочия,  принадлежащие  Главе  района,  осуществляются  им
лично.
     3. Глава района  вправе  под  свою  ответственность  делегировать
первому заместителю,  заместителю Главы района, комитетам, управлениям
и отделам администрации  района  осуществление  отдельных  полномочий,
указанных   в  п.  1  настоящей  статьи,  за  исключением  полномочий,
перечисленных в подпунктах 4);  6);  7);  9);  14);  16); 17) пункта 1
настоящей статьи.  Комитеты,  управления и отделы администрации района
осуществляют делегированные  им  главой  района  полномочия  в  случае
получения на их осуществление одобрения главы района.

     Статья 16. Исполнение полномочий главы района

     1. В  случае  досрочного  прекращения полномочий главы района,  а
также в случае временного отсутствия главы  района  (отпуск,  болезнь,
командировка и т.д.) его полномочия исполняет первый заместитель главы
района.  Глава района самостоятельно определяет первого заместителя  и
определяет его обязанности.
     2. В случае отсутствия первого заместителя главы района указанные
полномочия  осуществляет заместитель главы района,  имеющий наибольший
стаж работы в этой должности.

     Статья 17. Правовые акты главы района

     1. Глава  района  в  пределах  своей  компетенции  и  компетенции
администрации  района,  Установленной Федеральными Законами,  Законами
Красноярского края, Уставом района, нормативно-правовыми актами Совета
депутатов   издает  постановления  и  распоряжения,  обязательные  для
исполнения всеми расположенными на  территории  района  предприятиями,
учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой
формы,  а  также  органами  местного  самоуправления   и   гражданами;
распоряжения по вопросам организации работы администрации района.
     Правовые акты,  издаваемые Главой района,  не могут противоречить
Конституции Российской Федерации, Федеральным, Краевым законам, Указам
Президента   Российской   Федерации,   Постановлениям    Правительства
Российской Федерации,  Уставу района, Решениям Сессии районного Совета
депутатов.
     2. Правовые  акты  главы  района,  кроме  указанных  в  пункте  3
настоящей статьи,  вступают в силу со дня их подписания,  если в самом
акте не определено иное.
     3. Нормативные правовые акты главы района,  затрагивающие  права,
свободы и обязанности человека и гражданина,  вступают в силу после их
официального опубликования (обнародования).
     4. Правовые  акты  главы  района могут быть отменены им самим,  а
также признаны недействительными судом в соответствии с законом.

     Статья 18.  Консультативные  и  совещательные  органы  при  главе
района

     1. Глава  района  вправе создавать работающие на нештатной основе
непосредственно  при  главе  района  консультативные  и  совещательные
органы.

     Статья 19. Прекращение полномочий главы района

     1. Полномочия  главы  района  прекращаются с момента вступления в
должность вновь избранного главы района.
     2. Полномочия  главы  района прекращаются досрочно в случаях:
     1) смерти;
     2) отставки по собственному желанию;
     3) отрешения от должности на  основании  правового  акта  высшего
должностного   лица   Красноярского   края  в  случаях  и  в  порядке,
установленных Федеральным  Законом  "Об  общих  принципах  организации
местного самоуправления в РФ";
     4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
     5) признания   судом   безвестно   отсутствующим  или  объявления
умершим;
     6) вступления  в  отношении  него  в законную силу обвинительного
приговора суда;
     7) выезда  за  пределы  Российской  Федерации на постоянное место
жительства;
     8) прекращения   гражданства  Российской  Федерации,  прекращение
гражданства  иностранного  государства  -   участника   международного
договора  Российской  Федерации,  в соответствии с которым иностранный
гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
     9) отзыва избирателями;
     10) установленной в судебном  порядке  стойкой  неспособности  по
состоянию   здоровья   осуществлять  полномочия  главы  муниципального
образования;
     11) в иных случаях, установленных федеральным законом.

                  ГЛАВА 4. РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

     Статья 20. Районный Совет депутатов

     1. Районный  Совет  депутатов  (далее  Совет,  Совет депутатов) -
представительный орган  местного  самоуправления,  обладающий  правами
представлять  интересы  населения  и  принимать  от его имени решения,
действующие на территории района.
     2. Совет  состоит  из 15 депутатов избираемых на основе всеобщего
равного  и  прямого  избирательного  права  по  избирательной  системе
мажоритарного  типа по многомандатным избирательным округам при тайном
голосовании в соответствии с Федеральными и Краевыми  Законами  сроком
на 5 лет.
     3. Совет может осуществлять свои полномочия в случае избрания  не
менее двух третей от установленной численности депутатов.
     4.  Совет обладает правами юридического лица.
     5. Депутатом   Совета  может  быть  избран  гражданин  Российской
Федерации,  достигший 18-летнего  возраста,  обладающий  избирательным
правом.   Иностранный   гражданин,   постоянно   или   преимущественно
проживающий на территории района,  может быть избран депутатом Совета,
если  это предусмотрено международным договором Российской Федерации с
соответствующим государством.
     6. На постоянной основе работает 1 депутат.
     7. Порядок и организация работы Совета  регулируются  регламентом
Совета, утверждаемым решением Совета.

     Статья 21. Компетенция Совета депутатов

     1. К компетенции Совета депутатов относится:
     1) принятие  Устава  района  и  внесения  в  него   изменений   и
дополнений;
     2) утверждение бюджета района и отчета о его исполнении;
     3) утверждение    по   представлению   главы   района   структуры
администрации района. Утверждение структуры Совета;
     4) установление,  изменение  и  отмена местных налогов и сборов в
соответствии с законодательством  Российской  Федерации  о  налогах  и
сборах;
     5) принятие  планов  и  программ  развития  района,   утверждение
отчетов об их исполнении;
     6) определение  порядка  управления  и  распоряжения  имуществом,
находящимся  в  муниципальной  собственности,  порядка  и  условий его
приватизации;
     7) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации
и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений  по  представлению
главы района;
     8) установление тарифов на  услуги  муниципальных  предприятий  и
учреждений;
     9) определение   порядка   участия    района    в    организациях
межмуниципального сотрудничества;
     10) определение      порядка      материально-технического      и
организационного    обеспечения    деятельности    органов    местного
самоуправления;
     11) контроль   за  исполнением  органами  и  должностными  лицами
местного  самоуправления  полномочий  по  решению  вопросов   местного
значения;
     12) решение  иных  вопросов,  отнесенных  к  компетенции   Совета
федеральными и краевыми законами, а также настоящим Уставом.
     2. Нормативные   правовые    акты    Совета,    предусматривающие
установление,   изменение   и   отмену   местных   налогов  и  сборов,
осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены
на  рассмотрение  Совета по инициативе главы местной администрации или
при наличии заключения главы района.
     3. Совет   осуществляет   свою  деятельность  строго  в  пределах
полномочий,  определенных законодательством и настоящим Уставом,  и не
вправе принимать решения по вопросам, отнесенным законом или настоящим
Уставом  к  ведению  государственных   органов,   иных   муниципальных
образований, к компетенции главы и районной администрации.

     Статья 22. Организация работы Совета

     1. Организацию  деятельности  Совета  в  соответствии с настоящим
Уставом  осуществляет  председатель  Совета,  избираемый  из   состава
депутатов Совета.
     2. Председатель     Совета     организует     работу      Совета,
председательствуя на его заседаниях, координируя работу его постоянных
и временных органов,  выполняя иные функции в соответствии с настоящим
уставом   и   регламентом   Совета,  а  также  представляет  Совет  во
взаимоотношениях    с    органами,    предприятиями,     учреждениями,
организациями и населением.
     3. Расходы   на   обеспечение   деятельности   Совета   депутатов
предусматриваются  в районном бюджете отдельной строкой в соответствии
с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
     4. Управление   и   (или)  распоряжение  Советом  или  отдельными
депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами
бюджета   района   в   процессе  его  исполнения  не  допускаются,  за
исключением  средств  бюджета  района,  направляемых  на   обеспечение
деятельности Совета и депутатов.
     5. Организационно-правовой формой работы Совета является сессия.
     6. Совет  созывается  на  свои сессии не реже 1 раза в три месяца
председателем Совета депутатов района,  избираемым Советом  из  своего
состава.
     7. В случае если этого требуют не  менее  10  %  жителей  района,
обладающих избирательным правом,  или не менее 1/3 депутатов Совета, а
также по требованию главы района,  председатель Совета обязан  созвать
сессию  в  двухнедельный  срок  со  дня  поступления  соответствующего
предложения.
     8. Сессия  Совета  признается  правомочной  при  участии в ней не
менее 2/3 избранных членов Совета.
     9. Совет   вправе   избирать  из  состава  депутатов  заместителя
председателя  Совета,  а  также  постоянные  и   временные   комиссии,
депутатские группы, иные органы Совета.
     10. Решение районного Совета депутатов принимается,  если за него
подано  не  менее  2/3  голосов  его  состава.  Решения по процедурным
вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих.

     Статья 23. Контрольная деятельность Совета депутатов

     1. Совет  осуществляет  контроль  за  исполнением   принятых   им
решений,   исполнением   бюджета   района,  распоряжением  имуществом,
находящимся в собственности района.
     2. Глава  района  и должностные лица администрации района обязаны
по требованию Совета представить ему документы, справки, информацию по
решению вопросов местного значения.
     3. Совет  при  осуществлении  контрольных   функций   не   вправе
вмешиваться   в   финансово-хозяйственную  деятельность  муниципальных
предприятий и учреждений,  а  также  в  исполнительно-распорядительную
деятельность  администрации  района  при  осуществлении  переданных ей
государственных полномочий.

     Статья 24. Решения Совета.

     1. Совет депутатов  по  вопросам,  входящим  в  его  компетенцию,
принимает решения.
     2. Решение Совета принимается открытым или тайным голосованием, в
соответствии с принятым регламентом работы Совета.
     3. Решение   считается   принятым,   при   соблюдении   процедуры
голосования и принятия решений, указанных в регламенте работы.
     4. Решения Совета,  кроме указанных в пункте 7 настоящей  статьи,
вступает  в силу после подписания,  если иное не указано в решении,  и
обязательно  для  исполнения  всеми  органами  и  должностными  лицами
местного   самоуправления,   юридическими  лицами,  расположенными  на
территории района,  независимо от их организационно-правовых  форм,  и
гражданами.
     5. Решения Совета,  предусматривающие установление,  изменение  и
отмену  местных  налогов  и сборов,  осуществление расходов из средств
местного бюджета,  могут быть внесены на рассмотрение Совета только по
инициативе главы района или при наличии заключения главы района.
     6. Решения   Совета    носящие    нормативно-правовой    характер
подписывает  глава  района.  Глава  района,  являющийся главой местной
администрации,  имеет  право  отклонить  нормативный   правовой   акт,
принятый  Советом  депутатов.  В  этом  случае  указанный  нормативный
правовой акт в течение  10  дней  возвращается  в  Совет  депутатов  с
мотивированным  обоснованием  его  отклонения  либо  с предложениями о
внесении в него изменений и дополнений.  Если  глава  района  отклонит
нормативный правовой акт,  он вновь рассматривается Советом депутатов.
Если при повторном рассмотрении  указанный  нормативный  правовой  акт
будет  одобрен  в  ранее  принятой редакции большинством не менее двух
третей от установленной  численности  депутатов  Совета,  он  подлежит
подписанию главой района в течение семи дней и обнародованию.
     7. Нормативным   актом   является    результат    правотворческой
деятельности  Совета  депутатов  содержащим  в  себе  общеобязательные
правила поведения (нормы),  которые не  персонифицированы,  адресуются
неопределенному  кругу  лиц,  рассчитаны  на постоянное или длительное
применение,  затрагивающие права,  свободы и  обязанности  человека  и
гражданина,  вступают  в  силу  после  их  официального  опубликования
(обнародования).

     Статья 25. Депутат Совета депутатов

     1. Полномочия депутата Совета начинаются со дня  его  избрания  и
прекращаются со дня начала работы Совета нового созыва.
     2. Депутат  обязан  принимать  участие  в  деятельности   Совета,
присутствовать на его заседаниях,  работать в комиссиях,  иных органах
Совета, в состав которых он избран.
     3. Депутат   рассматривает   поступившие   к   нему  предложения,
заявления и жалобы,  принимает меры к  их  своевременному  разрешению,
ведет прием граждан.
     4. Депутату,  в  соответствии  с   законодательством,   настоящим
Уставом,     регламентом    Совета,    гарантируются    условия    для
беспрепятственного и  эффективного  осуществления  полномочий,  защита
прав, чести и достоинства.
     5. На депутата Совета распространяются ограничения, установленные
законодательством.
     6. Депутат Совета информирует избирателей о своей деятельности во
время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

     Статья 26. Досрочное прекращение полномочий депутата

     1. Полномочия депутата Совета прекращаются досрочно в случае:
     1) смерти;
     2) отставки по собственному желанию;
     3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
     4) признания   судом   безвестно   отсутствующим  или  объявления
умершим;
     5) вступления  в  отношении  него  в законную силу обвинительного
приговора суда;
     6) прекращения гражданства Российской Федерации;
     7) отзыва избирателями;
     8) досрочного прекращения полномочий Совета депутатов;
     9) в иных случаях, предусмотренных законом.

     Статья 27. Досрочное прекращение полномочий Совета депутатов

     1. Полномочия Совета прекращаются досрочно:
     1) в  случае  принятия Советом решения о самороспуске.  Указанное
решение принимается не менее чем двумя третями депутатов Совета  и  не
может быть принято ранее, чем через год с начала осуществления Советом
своих полномочий;
     2) в случае вступления в силу решения Красноярского краевого суда
о неправомерности данного состава депутатов  Совета,  в  том  числе  в
связи со сложением депутатами своих полномочий;
     3) в случае преобразования района;
     4) в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
     2. Досрочное  прекращение  полномочий  Совета  влечет   досрочное
прекращение полномочий его депутатов.
     3. В случае досрочного прекращения полномочий Совета  не  позднее
чем  через  три  месяца  со  дня вступления в силу решения о досрочном
прекращении полномочий Совета  проводятся  досрочные  выборы  в  Совет
депутатов района.

                    ГЛАВА 5. АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА

     Статья 28. Администрация района

     1. Администрация   района   (далее   -   администрация)  является
исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
     2. Деятельностью    администрации    руководит    на    принципах
единоначалия глава района.
     3. Структура  администрации  утверждается  Советом  депутатов  по
представлению главы района.
     4. Администрация района обладает правами юридического лица.
     5. Администрация района подотчетна районному Совету.
     6. Расходы   на  обеспечение  деятельности  администрации  района
предусматриваются в бюджете района отдельной строкой  в  классификации
расходов бюджетов.

     Статья 29. Должностные лица и иные работники администрации

     1. Должностные    лица   администрации   района   назначаются   и
увольняются с должности главой района.
     2. Должностными   лицами  администрации  района  являются  первый
заместитель и  заместители  Главы  района,  а  также  другие  служащие
органов администрации района согласно структуре администрации района и
реестру          муниципальных          служащих,           наделенные
административно-распорядительными полномочиями.
     3. Должностные лица  органов  администрации  района  работают  на
постоянной   основе   и   не   могут  заниматься  другой  оплачиваемой
деятельностью,  кроме преподавательской,  научной  и  иной  творческой
деятельности.
     4. Глава района  распределяет  обязанности  между  муниципальными
служащими.

     Статья 30. Органы администрации

     1. Органы  администрации  района:  управления,  комитеты,  отделы
образуются для реализации  полномочий,  возложенных  на  администрацию
района.
     2. Деятельность   органов    администрации    осуществляется    в
соответствии с положениями об этих органах,  утверждаемыми Советом,  и
финансируется за счет средств бюджета района.
     3. Органы администрации района могут по решению Совета наделяться
правами юридического лица.
     4. В  качестве  совещательных  органов  при  администрации района
могут создаваться консультативные,  экспертные,  научно-методические и
иные комиссии (советы).  Указанные органы упраздняются по мере решения
возложенных на них задач.
     5. В   органах   администрации  района  не  допускается  создание
структур политических партий,  религиозных,  общественных объединений,
за исключением профессиональных союзов.

     Статья 31. Компетенция администрации

     1. Администрация района:
     1)  разрабатывает и исполняет бюджет района;
     2) управляет    и   распоряжается   имуществом,   находящимся   в
собственности района;
     3)  разрабатывает и выполняет планы и программы развития района;
     4) учреждает муниципальные унитарные предприятия и  муниципальные
учреждения, утверждает их уставы;
     5) выступает  заказчиком  работ  по   строительству   и   ремонту
автомобильных  дорог  общего  пользования,  мостов  и  иных инженерных
сооружений местного значения вне границ населенных пунктов;
     6) организует  местные  лотереи  и,  с согласия Совета депутатов,
местные займы;
     7)  участвует в выдаче кредитов за счет средств бюджета района;
     8)  обеспечивает деятельность районного Совета депутатов;
     9)  выступает в качестве органа опеки и попечительства;
     10) решает иные вопросы местного значения,  находящиеся в ведении
района  и  не  отнесенные  настоящим  Уставом  к компетенции районного
Совета депутатов или главы района;
     11) осуществляет     иные    полномочия    в    соответствии    с
законодательством  и  настоящим  Уставом,  а   также   государственные
полномочия, возложенные на нее федеральными и краевыми законами.
     2. Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии  с
федеральными  законами,  законами  края и настоящим Уставом и не может
принимать  решений  по  вопросам,  входящим   в   компетенцию   других
муниципальных образований, а также органов государственной власти.
     3. Правовые акты по вопросам,  указанным в п. 1 настоящей статьи,
принимает глава района.

     Статья 32.  Правовые  акты  органов  и  структурных подразделений
районной администрации

     1. Руководители структурных подразделений районной  администрации
в пределах компетенции данного органа, определенной Положениями о них,
издают приказы.
     2. Приказы руководителей отделов,  комитетов и других структурных
подразделений районной администрации вступают  в  силу  с  момента  их
подписания, если в самом приказе не определен иной срок.
     3. Приказы руководителей отделов,  комитетов и других структурных
подразделений   районной  администрации  могут  быть  отменены  главой
района.

     Статья 33. Расходы на содержание администрации

     1. Смета расходов на содержание администрации определяется главой
района и включается в бюджет района отдельной строкой.

      ГЛАВА 6. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ
 МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО
                            САМОУПРАВЛЕНИЯ

     Статья 34. Местный референдум

     1. В  целях решения непосредственно населением вопросов районного
значения проводится районный референдум.
     2. Районный референдум проводится на всей территории района.
     3. Решение  о  назначении   районного   референдума   принимается
Советом:
     1) по инициативе,  выдвинутой не менее чем 5  %  жителей  района,
имеющих право на участие в районном референдуме;
     2) по инициативе,  выдвинутой избирательными объединениями  иными
общественными объединениями,  уставы которых предусматривают участие в
выборах  и   (или)   референдумах   и   которые   зарегистрированы   в
установленном законом порядке,  при условии сбора подписей в поддержку
данной инициативы в количестве  не  менее  5  %  от  числа  участников
референдума, зарегистрированных на территории района;
     3) по инициативе Совета и главы администрации района,  выдвинутой
ими совместно;
     4) Совет обязан назначить районный референдум в течение  30  дней
со   дня  поступления  в  Совет  документов  о  выдвижении  инициативы
проведения районного референдума;
     5) Не   могут   выноситься   на   районный  референдум,  вопросы,
отнесенные законодательством к ведению органов государственной власти,
других муниципальных образований, а также:
     - о  досрочном  прекращении  или  продлении   срока   полномочий,
приостановлении     осуществления    полномочий    органов    местного
самоуправления,  а  также  о  проведении  досрочных  выборов   органов
местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
     - о персональном составе органов местного самоуправления;
     - о  принятии и изменении бюджета района,  исполнении и изменении
финансовых обязательств района;
     - о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и
безопасности населения;
     - об  избрании  депутатов  и должностных лиц,  об утверждении,  о
назначении на должность и об  освобождении  от  должности  должностных
лиц,  а  также  о  даче  согласия  на  их  назначение  на  должность и
освобождение от должности.
     6) Вопросы,   выносимые   на   районный   референдум,  не  должны
ограничивать или отменять общепризнанные права и  свободы  человека  и
гражданина,  конституционные  гарантии  их реализации,  а также должны
исключать возможность их множественного толкования.
     Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна быть ясной
и обеспечивать возможность однозначного ответа на поставленный вопрос.
     7) В  районном  референдуме  имеют право участвовать все граждане
Российской Федерации,  место жительства которых расположено в границах
района,  обладающие избирательным правом в соответствии с федеральными
гарантиями избирательных прав граждан.  Граждане Российской  Федерации
участвуют   в  референдуме  на  основе  всеобщего  равного  и  прямого
волеизъявления при тайном голосовании.
     8) Районный референдум считается состоявшимся, если в голосовании
приняло участие более 50 %  от общего числа граждан,  имеющих право на
участие в референдуме.
     9) Итоги голосования и принятое на референдуме  решение  подлежат
обязательному опубликованию (обнародованию).
     Принятое на референдуме решение подлежит обязательному исполнению
на территории района и не нуждается в утверждении какими-либо органами
государственной власти,  их должностными лицами или органами  местного
самоуправления.
     Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение  принятого
на  районном  референдуме  решения  в  соответствии  с  разграничением
полномочий между ними, установленным настоящим Уставом.
     10) Расходы,  связанные  с  подготовкой  и  проведением районного
референдума, с момента принятия решения о его назначении, производятся
за  счет  средств  бюджета  района.  Использование в целях агитации на
референдуме средств бюджета района не допускается.
     11) Назначение   и   проведение   референдума   осуществляется  в
соответствии с законодательством.
     12) Подготовку   и   проведение   выборов   в   органы   местного
самоуправления, местного референдума организует избирательная комиссия
муниципального    образования,   сформированная   в   соответствии   с
законодательством.

     Статья 35. Муниципальные выборы

     1. Выборы главы района, депутатов Совета осуществляются на основе
всеобщего   равного   и   прямого   избирательного  права  при  тайном
голосовании.
     2. Муниципальные   выборы  назначаются  представительным  органом
муниципального   образования   в   сроки,   предусмотренные    уставом
муниципального   образования.  В  случаях,  установленных  Федеральным
Законом,    муниципальные    выборы    назначаются     соответствующей
избирательной комиссией муниципального образования или судом.
     3. Гарантии   избирательных   прав   граждан    при    проведении
муниципальных выборов,  порядок назначения,  подготовки,  проведения и
подведения итогов муниципальных  выборов  устанавливаются  Федеральным
Законом  и  принимаемыми  в  соответствии  с  ним  законами  субъектов
Российской Федерации.
     4. Итоги     муниципальных    выборов    подлежат    официальному
опубликованию (обнародованию).

     Статья 36. Голосование по отзыву депутата Совета, главы района

     1. Основанием для отзыва депутата Совета,  главы района  являются
конкретные   противоправные   решения,   действия   или   бездействия,
выразившиеся в невыполнении депутатских обязанностей или  обязанностей
главы района,  нарушении Конституции Российской Федерации, Федеральных
Законов, Законов Красноярского края, настоящего Устава.
     Указанные обстоятельства  должны  быть  подтверждены  в  судебном
порядке.
     2. Голосование  по  отзыву  депутата,  главы района проводится по
инициативе населения,  а также по инициативе  краевого  избирательного
объединения,   выдвинувшего   данного   депутата   или  главу  района.
Инициатива отзыва депутата Совета должна быть поддержана  1  процентом
избирателей  избирательного  округа,  по  которому  данный депутат был
избран;  инициатива отзыва  главы  района  должна  быть  поддержана  5
процентами избирателей, зарегистрированных на территории района.
     Сбор подписей может осуществляться не более  30  дней  с  момента
принятия  решения  о  возбуждении  вопроса  об отзыве депутата,  главы
района.
     3. Депутат, глава района не менее чем за 7 дней предупреждается о
проведении собрания избирателей,  на котором рассматривается вопрос  о
возбуждении  вопроса  об  его  отзыве,  вправе  участвовать  в  данном
заседании, давать объяснения. Сообщение о проведении собрания подлежит
опубликованию  не  менее  чем  за  7 дней до его проведения в порядке,
предусмотренном для опубликования муниципальных  нормативных  правовых
актов.
     4. Вопрос  об  отзыве  депутата,  главы  района  не  может   быть
возбужден  ранее  чем  через  6  месяцев  с  момента  его избрания или
голосования об отзыве  данного  депутата,  главы  района,  если  он  в
результате  такого  голосования  не  был  лишен полномочий,  а также в
последние 6 месяцев срока полномочий депутата Совета, главы района.
     5. Голосование по отзыву депутата Совета,  главы района считается
состоявшимся,  если  в  голосовании  приняло  участие  не  менее   30%
избирателей,  зарегистрированных  на территории данного избирательного
округа.
     6. Депутат  Совета  и глава района считается отозванным,  если за
отзыв проголосовало не менее половины избирателей,  зарегистрированных
в муниципальном образовании (избирательном округе).
     7. Итоги голосования по  отзыву  депутата  Совета,  главы  района
подлежат  официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу
не ранее даты их официального опубликования.
     8. Возбуждение   вопроса   об   отзыве  депутата,  главы  района,
назначение и проведение  голосования  по  отзыву,  определение  итогов
голосования производится в порядке,  установленном Федеральным Законом
и принятым  в  соответствии  с  ним  Законом  Красноярского  края  для
проведения местного референдума.

     Статья 37.  Голосование  по  вопросам  изменения  границ  района,
преобразования района

     1. Голосование по вопросу изменения границ района, преобразования
района проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от
06.10.2003  N  131-ФЗ  "Об  общих   принципах   организации   местного
самоуправления в РФ" по инициативе
     - 5 % избирателей, зарегистрированных на территории района;
     - органов местного самоуправления, органов государственной власти
Красноярского  края,  федеральных  органов   государственной   власти,
оформляемой в виде решения соответствующего органа.
     2. Голосование   по    вопросам    изменения    границ    района,
преобразования  района  считается  состоявшимся,  если  в  нем приняло
участие   более   половины   жителей   района,   обладающих   активным
избирательным правом.
     3. Согласие населения на изменение границ района,  преобразование
района    считается   полученным,   если   за   указанные   изменения,
преобразования  проголосовало  более  половины  принявших  участие   в
голосовании жителей района.
     4. Голосование   по    вопросам    изменения    границ    района,
преобразования  района  назначается  Советом  и  проводятся в порядке,
установленном Федеральным Законом и принимаемым в соответствии  с  ним
Законом  Красноярского  края для проведения местного референдума.  При
этом  положения  Федерального  Закона,  Закона   Красноярского   края,
запрещающие  проведение  агитации государственными органами,  органами
местного  самоуправления,  лицами,  замещающими  государственные   или
муниципальные должности,  а также положения,  определяющие юридическую
силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
     5. Итоги   голосования   по  вопросам  изменения  границ  района,
преобразования  района  и  принятые  решения   подлежат   официальному
опубликованию (обнародованию).

     Статья 38. Народная правотворческая инициатива граждан

     1. Жители    района    имеют   право   на   проявление   народной
правотворческой инициативы  по  вопросам  местного  значения.  Проекты
правовых   актов,   внесенные   в   органы   местного  самоуправления,
поддержанные  не   менее   чем   1%   жителей,   обладающих   активным
избирательным   правом   в   соответствии  с  федеральными  гарантиями
избирательных  прав  граждан,  подлежат   обязательному   рассмотрению
Советом или главой района в течение трех месяцев со дня его внесения с
участием  инициаторов  проекта,   представителей   общественности,   а
результат рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
     2. Народная правотворческая инициатива жителей района должна быть
подтверждена их подписями в подписных листах.
     3. Для   осуществления   народной   правотворческой    инициативы
регистрации инициативной группы не требуется.
     4. Порядок реализации права граждан на правотворческую инициативу
устанавливается решением Совета.

     Статья 39.Территориальное общественное самоуправление в районе

     1. Под  территориальным  общественным  самоуправлением понимается
самоорганизация граждан по месту их  жительства  на  части  территории
поселения    для   самостоятельного   и   под   свою   ответственность
осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
     Границы территории,  на  которой  осуществляется  территориальное
общественное самоуправление,  устанавливаются представительным органом
района по предложению населения, проживающего на данной территории.
     2. Территориальное общественное самоуправление  осуществляется  в
районе  непосредственно  населением  посредством проведения собраний и
конференций   граждан,   а   также   посредством   создания    органов
территориального общественного самоуправления.
     3. Территориальное     общественное     самоуправление      может
осуществляться  в  пределах  следующих  территорий проживания граждан:
подъезд  многоквартирного  жилого  дома;  многоквартирный  жилой  дом;
группа жилых домов;  жилой микрорайон,  сельский населенный пункт,  не
являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
     4. Органы   территориального   общественного   самоуправления   и
избираются на  собраниях  или  конференциях  граждан,  проживающих  на
соответствующей территории.
     5. Территориальное    общественное    самоуправление    считается
учрежденным    с    момента    регистрации   устава   территориального
общественного   самоуправления   уполномоченным    органом    местного
самоуправления  района.  Порядок  регистрации  устава территориального
общественного  самоуправления  определяется   уставом   муниципального
образования  и  (или)  нормативными правовыми актами представительного
органа муниципального образования.
     Территориальное общественное  самоуправление в соответствии с его
уставом может являться юридическим лицом.
     6. Собрание  граждан  по  вопросам  организации  и  осуществления
территориального общественного самоуправления  считается  правомочным,
если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей
территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
     Конференция граждан   по  вопросам  организации  и  осуществления
территориального общественного самоуправления  считается  правомочной,
если  в  ней  принимают  участие  не  менее  двух  третей избранных на
собраниях граждан делегатов,  представляющих не менее половины жителей
соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
     7. Органы территориального общественного самоуправления:
     1) представляют     интересы     населения,    проживающего    на
соответствующей территории;
     2) обеспечивают  исполнение  решений,  принятых  на  собраниях  и
конференциях граждан;
     3) могут  осуществлять  хозяйственную  деятельность по содержанию
жилищного  фонда,  благоустройству  территории,   иную   хозяйственную
деятельность,   направленную   на   удовлетворение   социально-бытовых
потребностей граждан,  проживающих на соответствующей территории,  как
за  счет средств указанных граждан,  так и на основании договора между
органами  территориального  общественного  самоуправления  и  органами
местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
     4) вправе  вносить  в  органы  местного  самоуправления   проекты
муниципальных  правовых  актов,  подлежащие обязательному рассмотрению
этими  органами  и  должностными  лицами  местного  самоуправления,  к
компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
     8. В   уставе   территориального   общественного   самоуправления
устанавливаются:
     1) территория, на которой оно осуществляется;
     2) цели,   задачи,  формы  и  основные  направления  деятельности
территориального общественного самоуправления;
     3) порядок   формирования,   прекращения   полномочий,   права  и
обязанности,  срок полномочий органов  территориального  общественного
самоуправления;
     4) порядок принятия решений;
     5) порядок приобретения имущества,  а также порядок пользования и
распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
     6) порядок     прекращения     осуществления     территориального
общественного самоуправления.
     9. Дополнительные    требования    к    уставу   территориального
общественного   самоуправления   органами   местного    самоуправления
устанавливаться не могут.
     10. Порядок   организации   и   осуществления    территориального
общественного самоуправления,  условия и порядок выделения необходимых
средств  из  местного  бюджета  определяются  уставом   муниципального
образования  и  (или)  нормативными правовыми актами представительного
органа муниципального образования.

     Статья 40.   Финансовые    ресурсы    органов    территориального
общественного самоуправления населения

     1. Финансовые   ресурсы  органов  территориального  общественного
самоуправления населения состоят из собственных и заемных  средств,  а
также   средств,   передаваемых   им   районным   Советом  и  районной
администрацией.
     Собственные финансовые  ресурсы  образуются  за  счет  доходов от
хозяйственной  деятельности  органов  территориального   общественного
самоуправления   населения,   добровольных   взносов  и  пожертвований
юридических лиц и граждан.
     2. Органы территориального общественного самоуправления населения
самостоятельно  используют  имеющиеся  в  их  распоряжении  финансовые
ресурсы    в    соответствии    с   их   Положениями   и   программами
социально-экономического развития соответствующих территорий.

     Статья 41. Публичные слушания

     1. Для  обсуждения  проектов  муниципальных  правовых  актов   по
вопросам  районного  значения с участием жителей района главой района,
Советом могут проводиться публичные слушания.
     2. На публичные слушания должны выносится:
     1) проект устава района, а также проект решения Совета о внесении
изменений и дополнений в данный устав;
     2) проект местного бюджета и отчет об его исполнении;
     3) проекты планов и программ развития района;
     4) вопросы преобразования района.
     3. На   публичные  слушания  могут  выноситься  иные  вопросы  по
инициативе главы района,  Совета,  а также  по  инициативе  населения,
поддержанной   не   менее,   чем   30  %  жителей  района,  обладающих
избирательным правом.  Инициатива населения должна  быть  подтверждена
подписями в подписных листах.
     Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета
депутатов,  назначаются Советом, а по инициативе главы района - главой
района.  Порядок   организации   и   проведения   публичных   слушаний
определяется Решением Совета депутатов.
     4. Жители района должны  быть  извещены  о  проведении  публичных
слушаний  путем  опубликования  извещения  о  их  проведении  в газете
"Ленинская искра" не позднее,  чем  за  10  дней  до  даты  проведения
слушаний.  Извещение  о проведении публичных слушаний должно содержать
информацию о дате,  времени и месте проведения  слушаний,  о  вопросе,
выносимом  на  публичные  слушания,  о порядке ознакомления с проектом
правового  акта,  выносимого  на  публичные  слушания,  либо  с  иными
материалами, знакомство с которыми необходимо для эффективного участия
граждан в публичных слушаниях.
     5. Результаты    публичных    слушаний   подлежат   обязательному
опубликованию.

     Статья 42. Собрания, конференции граждан

     1. Для  обсуждения  вопросов  местного  значения,  информирования
населения   о   деятельности   органов   и  должностных  лиц  местного
самоуправления на части территории района могут  проводиться  собрания
граждан либо на всей территории района - конференции граждан (собрания
делегатов).
     2. Собрание  граждан проводится по инициативе населения,  Совета,
главы   района,   а   также   в   случаях,   предусмотренных   уставом
территориального общественного самоуправления.
     Собрание граждан,  проводимое  по  инициативе  Совета  или  главы
района, назначается соответственно Советом или главой района.
     Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается
Советом в порядке, установленном настоящим уставом.
     Порядок назначения  и  проведения  собрания   граждан   в   целях
осуществления     территориального     общественного    самоуправления
определяется уставом территориального общественного самоуправления.
     3. Орган,  назначивший  собрание (конференцию),  должен известить
жителей района о готовящемся собрании (конференции) не позднее чем  за
10   дней   до   его  проведения.  Информация  о  проведении  собрания
(конференции) должна  содержать  сведения  о  дате,  времени  и  месте
проведения,  вопросе,  выносимом  на собрание (конференцию).  В случае
если это  необходимо  для  эффективного  участия  граждан  в  собрании
(конференции),   гражданам   должна   быть  предоставлена  возможность
предварительно  ознакомиться  с  материалами   готовящегося   собрания
(конференции).
     4. Итоги    собрания    (конференции)    подлежат    официальному
опубликованию (обнародованию).

     Статья 43. Опрос граждан

     1. Для  выявления  мнения  населения  и  его  учета  при принятии
решений  органами  местного  самоуправления  и   должностными   лицами
местного самоуправления, а также органами государственной власти может
проводиться опрос граждан на всей территории района либо его части.
     Результаты опроса носят рекомендательный характер.
     Порядок назначения  и  проведения  опроса  граждан   определяется
Решением Совета депутатов.
     2. Результаты   опроса   подлежат   обязательному   опубликованию
(обнародованию) в срок не позднее 10 дней с момента проведения опроса.
     3. Финансирование  мероприятий,   связанных   с   подготовкой   и
проведением опроса граждан, осуществляется:
     - за счет средств бюджета  района  -  при  проведении  опроса  по
инициативе органов местного самоуправления района;
     - за счет средств бюджета Красноярского  края  -  при  проведении
опроса  по  инициативе  органов  государственной  власти Красноярского
края.

     Статья 44. Обращения граждан в органы местного самоуправления

     1. Граждане  имеют  право  на   индивидуальные   и   коллективные
обращения в органы местного самоуправления и к их должностным лицам.
     2. Должностные  лица   местного   самоуправления   обязаны   дать
письменный  ответ  по  существу  обращений  граждан  в  течение одного
месяца.

                 ГЛАВА 7. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА РАЙОНА

     Статья 45.   Понятие   и    правовая    регламентация    районной
муниципальной службы

     1. Районная     муниципальная     служба    представляет    собой
профессиональную  деятельность  на  постоянной   основе   в   районной
администрации,  ее  органах  и  структурных подразделениях,  а также в
органах территориального общественного самоуправления.
     2. Депутаты  районного  Совета,  Глава  районного самоуправления,
члены выборных органов территориального  общественного  самоуправления
не являются муниципальными служащими.
     3. Поступление на районную муниципальную службу, ее прохождение и
прекращение, а также организация муниципальной службы осуществляются в
соответствии  с  Федеральными  Законами,  Законами  края  и  настоящим
Уставом.

     Статья 46. Должности районной муниципальной службы

     1. Должность  районной  муниципальной  службы   -   должность   в
администрации района,  включая ее структурные подразделения, в органах
территориального общественного самоуправления (кроме должностей членов
выборных   органов  территориального  общественного  самоуправления  и
должностей,  включенных в штатное расписание указанных органов в целях
технического обслуживания их деятельности).
     2. Должности   районной    муниципальной    службы    учреждаются
соответственно  постановлениями  Главы  районного  самоуправления  или
решением    выборного    органа     общественного     территориального
самоуправления,  о  чем  уведомляется  орган по вопросам муниципальной
службы края.
     Одновременно с   учреждением   должности  районной  муниципальной
службы  утверждается  должностная  инструкция  по  данной   должности,
содержащая  квалификационные  требования для ее замещения и конкретные
обязанности  по  исполнению  либо  обеспечению  исполнения  полномочий
соответствующего органа.

     Статья 47. Статус районного муниципального служащего

     1. Районный муниципальный служащий  пользуется  всеми  правами  и
несет  обязанности,  предусмотренные  федеральными и краевыми законами
для муниципальных служащих.
     2. На    районных    муниципальных    служащих   распространяются
установленные законом ограничения, связанные с муниципальной службой.
     3. За  ненадлежащее  исполнение  своих  должностных  обязанностей
муниципальный  служащий  несет  ответственность   в   соответствии   с
законодательством о муниципальной службе и о труде.

     Статья 48. Комиссия по вопросам муниципальной службы

     1. Комиссия  по  вопросам  муниципальной  службы создается главой
района в составе 3 человек.
     2. Комиссия по вопросам муниципальной службы:
     - дает  рекомендации  о  назначении  на  должность  муниципальных
служащих;
     - организует  работу  по  проведению   аттестации   муниципальных
служащих;
     - ведет реестр муниципальных служащих;
     - осуществляет анализ эффективности муниципальной службы,  вносит
предложения по ее совершенствованию;
     - готовит  предложения  по  включению  муниципальных  служащих  в
резерв на замещение государственных должностей;
     - осуществляет иные функции в соответствии с положением о ней.
     3. Комиссия  по  вопросам  муниципальной службы принимает решения
большинством голосов своего состава.

         ГЛАВА 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВЫ МЕСТНОГО
                            САМОУПРАВЛЕНИЯ

     Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления

     1. Экономическую  основу   местного   самоуправления   составляют
находящееся  в муниципальной собственности района имущество,  средства
бюджета района, а также имущественные права района.

     Статья 50. Муниципальная собственность района

     1. В собственности района может находиться:
     1) имущество,   предназначенное  для  решения  вопросов  местного
значения района, в том числе:
     - имущество,   предназначенное   для   электро-  и  газоснабжения
поселений в границах района;
     - автомобильные   дороги  общего  пользования  между  населенными
пунктами,  мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне  границ
населенных  пунктов  в  границах района,  за исключением автомобильных
дорог  общего  пользования,  мостов  и  иных  транспортных  инженерных
сооружений  федерального и регионального значения,  а также имущество,
предназначенное для их обслуживания;
     - пассажирский транспорт и другое имущество,  предназначенные для
транспортного обслуживания населения между поселениями  на  территории
района;
     - имущество,  предназначенное  для  организации  и  осуществления
экологического контроля;
     - имущество,  предназначенное  для  предупреждения  и  ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций на территории района;
     - имущество, предназначенное для организации охраны общественного
порядка на территории района муниципальной милицией;
     - имущество,  предназначенное для  обеспечения  общедоступного  и
бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования,  а также предоставления  дополнительного
образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
     - имущество,   предназначенное   для   оказания   на   территории
муниципального   района  скорой  медицинской  помощи  (за  исключением
санитарно-авиационной),   первичной   медико-санитарной    помощи    в
амбулаторно-поликлинических   и  больничных  учреждениях,  медицинской
помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
     - имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых
и промышленных отходов;
     - архивные  фонды,  в  том  числе  кадастр  землеустроительной  и
градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для
хранения указанных фондов;
     - имущество,  включая  земельные  участки,  предназначенное   для
содержания  на  территории  района межпоселенческих мест захоронения и
организации ритуальных услуг;
     - межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;
     - имущество,   необходимое   для    официального    опубликования
(обнародования)   муниципальных   правовых   актов,  иной  официальной
информации;
     - земельные  участки,  отнесенные  к  муниципальной собственности
района в соответствии с федеральными законами;
     - обособленные водные объекты на территории района, расположенные
на межселенной территории;
     - имущество, предназначенное для обеспечения тепловодоснабжения и
канализации объектов,  расположенных на территории  района.  Настоящий
пункт относится к ведению муниципального образования "Шушенский район"
в пределах, установленных действующим законодательством РФ.
     2) имущество,     предназначенное     для    решения    отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления
района  в  случаях,  установленных  федеральными  законами  и законами
Красноярского края.
     3) имущество,   предназначенное   для   обеспечения  деятельности
органов   местного   самоуправления   и   должностных   лиц   местного
самоуправления,   муниципальных   служащих,  работников  муниципальных
предприятий и  учреждений  в  соответствии  с  нормативными  правовыми
актами Совета депутатов.
     2. Объекты  муниципальной  собственности  района  учитываются   в
специальном реестре, который ведет администрация района.

     Статья 51.  Владение,  пользование  и  распоряжение муниципальным
имуществом

     1. Администрация  района  от  имени района владеет,  пользуется и
распоряжается имуществом,  находящимся в  муниципальной  собственности
района   в   соответствии   с   Конституцией   Российской   Федерации,
Федеральными  и  Краевыми  Законами,  настоящим   Уставом,   а   также
нормативными правовыми актами Совета депутатов района.
     2. Администрация района вправе  передавать  имущество  района  во
временное  или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам,
органам государственной власти Российской  Федерации  и  Красноярского
края, органам местного самоуправления иных муниципальных образований в
соответствии  с  действующим  законодательством,  настоящим   уставом,
решениями Совета депутатов района.
     3. Администрация района может создавать муниципальные предприятия
и  учреждения,  участвовать  в  создании хозяйственных обществ,  в том
числе межмуниципальных,  необходимых для осуществления  полномочий  по
решению вопросов местного значения района.
     Администрация района   определяет   цели,   условия   и   порядок
деятельности   муниципальных  предприятий  и  учреждений,  заслушивает
ежегодные отчеты об их деятельности.

     Статья 52. Бюджет района

     1. К  собственным  доходам  бюджета  района  относятся   средства
самообложения граждан;  доходы от местных налогов и сборов,  доходы от
региональных налогов и сборов, доходы от федеральных налогов и сборов;
безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации
на выравнивание бюджетной  обеспеченности,  иные  средства  финансовой
помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; часть
прибыли  муниципальных предприятий,  остающейся после уплаты налогов и
сборов  и  осуществления  иных  обязательных  платежей,  в   размерах,
устанавливаемых нормативными правовыми актами Совета депутатов района,
и  часть  доходов  от  оказания  органами  местного  самоуправления  и
муниципальными  учреждениями  платных  услуг,  остающаяся после уплаты
налогов и сборов;  штрафы,  установление которых  отнесено  законом  к
компетенции     органов    местного    самоуправления;    добровольные
пожертвования;  иные  поступления  в   соответствии   с   Федеральными
Законами,  Законами  Красноярского  края  и Решениями Совета депутатов
района.
     В доходы бюджета района зачисляются субвенции, предоставляемые на
осуществление  органами  местного  самоуправления   района   отдельных
государственных полномочий, переданных в соответствии с Федеральными и
Краевыми Законами.
     2. В   бюджете   района   раздельно   предусматриваются   доходы,
направляемые   на   осуществление    полномочий    органов    местного
самоуправления   района  по  решению  вопросов  местного  значения,  и
субвенции,  предоставленные  для  обеспечения  осуществления  органами
местного  самоуправления  района отдельных государственных полномочий,
переданных им Федеральными и Краевыми Законами, а также осуществляемые
за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы бюджета.
     3. Бюджет района и свод бюджетов  поселений,  входящих  в  состав
района, составляют консолидированный бюджет района.

     Статья 53. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета района

     1. Составлению  проекта  бюджета  района  предшествует разработка
планов и программ, прогнозов развития района.
     2. Финансовый  (бюджетный) год устанавливается в 12 месяцев - с 1
января по 31  декабря.  Проект  бюджета  на  очередной  бюджетный  год
представляется главой района не позднее 1 декабря текущего года.
     3. Проект  бюджета  составляется   на   основе   утвержденной   в
установленном порядке бюджетной классификации и должен содержать:
     общую сумму доходов, с выделением основных доходных источников;
     общую сумму расходов, с выделением ассигнований на финансирование
долгосрочных  планов  и  программ  социально-экономического   развития
территории,   отдельных   мероприятий,   на  содержание  муниципальных
учреждений и органов местного самоуправления и другие расходы;
     дефицит бюджета.
     4. Жители района обеспечиваются возможностью лично ознакомиться в
администрации  района  с  проектом  бюджета,  решением  об утверждении
местного бюджета,  годовым отчетом о его  исполнении,  ежеквартальными
сведениями  о  ходе  исполнения  районного  бюджета  и  о  численности
муниципальных  служащих  органов   местного   самоуправления   района,
работников  муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на
их денежное содержание.
     5. Проект  бюджета  района  и  отчет  об  его  исполнении  должны
выносится на публичные слушания.

     Статья 54. Уточнение бюджета в процессе его исполнения

     1. В процессе исполнения бюджета администрация вправе  вносить  в
него   изменения   по   доходам,   расходам  в  пределах  утвержденных
ассигнований по статьям бюджетной классификации.
     2. Изменения бюджета, предусматривающие увеличение или уменьшение
его доходной или расходной части,  а также уменьшение  или  увеличение
ассигнований    по    отдельным   статьям   бюджетной   классификации,
утверждаются Советом депутатов района по представлению главы района.

     Статья 55. Контроль за исполнением бюджета

     1. Контроль  за  исполнением   бюджета   осуществляется   Советом
депутатов района.
     2. Администрация района не позднее 1 марта  года,  следующего  за
отчетным,  представляет  Совету  отчет об исполнении бюджета и не реже
одного раза в квартал - информацию о ходе его исполнения.

          ГЛАВА 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
                       МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

     Статья 56.  Ответственность органов и  должностных  лиц  местного
самоуправления

     1. Органы   и  должностные  лица  местного  самоуправления  несут
ответственность перед населением района,  государством,  физическими и
юридическими лицами в соответствии с законодательством.
     2. Жители  района  вправе  отозвать  депутата  Совета   депутатов
района,   главу  района  в  соответствии  с  Федеральными  и  Краевыми
Законами, а также настоящим Уставом.

     Статья 57.  Ответственность  органов  и  должностных лиц местного
самоуправления перед государством

     1. Ответственность   органов   и   должностных    лиц    местного
самоуправления   района  перед  государством  наступает  на  основании
решения суда в случае нарушения ими Конституции Российской  Федерации,
Федерального  законодательства,  законодательства  Красноярского края,
настоящего  Устава,  а  также  в  случае  ненадлежащего  осуществления
указанными    органами    и    должностными   лицами   переданных   им
государственных полномочий в соответствии с  федеральным  законом  "Об
общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской
Федерации".

             ГЛАВА 10. ПРИНЯТИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ УСТАВА РАЙОНА

     Статья 58.  Принятие Устава района и внесение в него изменений  и
дополнений

     1. Устав района принимается Советом депутатов района.
     2. Устав района,  решение  Совета  депутатов  района  о  внесении
изменений  и  дополнений в устав района принимаются большинством в две
трети голосов от установленной численности депутатов Совета  депутатов
района.
     3. Проект Устава района,  проект решения о внесении  изменений  и
дополнений   в  Устав  района  не  позднее  чем  за  30  дней  до  дня
рассмотрения Советом депутатов района вопроса  его  принятии  подлежит
официальному    опубликованию    (обнародованию)    с    одновременным
опубликованием (обнародованием) установленного Советом  порядка  учета
предложений  по  проекту  Устава  или  нормативного  правового  акта о
внесении в Устав изменений  и  дополнений,  а  также  порядка  участия
граждан в его обсуждении.
     4. Проект Устава района,  проект нормативного  правового  акта  о
внесении   в  Устав  изменений  и  дополнений  подлежит  вынесению  на
публичные слушания в соответствии с настоящим Уставом.
     5. Изменения   и   дополнения   в   настоящий  Устав,  изменяющие
структуру,  полномочия органов и  выборных  должностных  лиц  местного
самоуправления   района,   вступают   в  силу  после  истечения  срока
полномочий Совета депутатов,  принявшего правовой  акт  о  внесении  в
Устав указанных изменений и дополнений.

     Статья 59. Инициатива об изменении Устава района

     1. Предложения  о внесении изменений в Устав района могут вносить
глава района,  депутаты  Совета  депутатов,  а  также  жители  района,
обладающие  избирательным  правом,  в порядке народной правотворческой
инициативы.

           ГЛАВА 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 60.  Вступление в силу настоящего Устава и вносимых в него
изменений и дополнений

     1. Настоящий   Устав  вступает  в  силу  с  момента  официального
опубликования,  но  не  ранее  1  января  2006  года  за   исключением
положений, указанных в части 2, 3, 4 настоящей статьи.
     2. Положения статей касающихся компетенции  главы  района,  срока
полномочий и оснований досрочного прекращения полномочий главы района,
вступают в силу со дня вступления в должность главы района, избранного
после опубликования настоящего Устава.
     3. Положения статей предусматривающих компетенцию  и  организацию
работы   Совета   депутатов;   должность   и  компетенцию  депутата  и
председателя  Совета  депутатов;  положения  статей  касающихся  срока
полномочий депутатов и Совета депутатов;  численности депутатов Совета
депутатов,  количества депутатов,  работающих  на  постоянной  основе,
применяются  в  отношении  Совета  депутатов,  дата  выборов  которого
назначена после опубликования настоящего Устава.
     4. Подпункт  8 пункт 1 статьи 7 настоящего Устава вступает в силу
в  сроки,  установленные  федеральным  законом,  определяющим  порядок
организации и деятельности муниципальной милиции.
     5. Вносимые в настоящий Устав изменения и дополнения  вступают  в
силу   в   день,  следующий  за  днем  их  официального  опубликования
(обнародования),  которое  осуществляется  в   месячный   срок   после
государственной регистрации изменений и дополнений в Устав.
     6. До 01.01.2006  г.,  действует  редакция  Устава,  принятая  на
референдуме 8 декабря 1996г.  с изменениями и дополнениями, внесенными
решениями Шушенского районного  Совета  депутатов  от  21.12.1998г.  N
64/7,  20.10.2000г.  N 198-вн,  26.01.2001г.  N 5-орг., 14.01.2003г. N
294-вн,  зарегистрированными Управлением  юстиции  Красноярского  края
11.02.   1997г.,   09.02.1999г.   N   5,  06.12.2000г.,  13.02.2001г.,
19.02.2003г.N 161-р, за исключением положений, указанных в части 2, 3,
4 настоящей статьи Устава.

     Статья 61.  Приоритет  Устава  района  в  системе  актов местного
самоуправления

     1. Все  правовые  акты  органов  и   должностных   лиц   местного
самоуправления,  в том числе решения Совета депутатов, постановления и
распоряжения главы района принимается на основе  и  в  соответствии  с
настоящим Уставом.  В случае противоречия между положениями настоящего
Устава и актами органов  и  должностных  лиц  местного  самоуправления
действуют и применяются положения настоящего Устава.
     2. Решения Совета депутатов,  правовые акты  главы  района,  иных
органов  и  должностных лиц местного самоуправления,  действовавшие до
вступления в силу  настоящего  Устава,  сохраняют  силу  в  части,  не
противоречащей настоящему Уставу.

     Глава района          В.Ф.Граубергер


Информация по документу
Читайте также