Расширенный поиск
Указ Губернатора Красноярского края от 21.03.2014 № 52-угУКАЗ ГУБЕРНАТОРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Об утверждении Концепции развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014-2018 годы (В редакции Указа Губернатора Красноярского края от 16.09.2014 г. N 206-уг) В соответствии со статьей 90 Устава Красноярского края ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Концепцию развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014-2018 годы согласно приложению. 2. Опубликовать указ на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru). 3. Указ вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования. Губернатор края Л.В. Кузнецов г. Красноярск 21.03.2014 N 52-уг Приложение к указу Губернатора Красноярского края от 21.03.2014 N 52-уг Концепция развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014-2018 годы (В редакции Указа Губернатора Красноярского края от 16.09.2014 г. N 206-уг) 1. Общие положения 1.1. Концепция развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014-2018 годы (далее - Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов исполнительных органов государственной власти Красноярского края, федеральных органов исполнительной власти на территории Красноярского края, общественных и общественно-государственных организаций, органов местного самоуправления Красноярского края. Концепция учитывает необходимость обеспечения системного подхода в реализации патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае, а также определения и развития его основных направлений. Концепция призвана стать ориентиром для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Красноярского края, федеральных органов исполнительной власти на территории Красноярского края, общественных и общественно-государственных организаций при решении задач в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае. 1.2. Объектом процесса патриотического воспитания и гражданского образования являются граждане, проживающие на территории Красноярского края. Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию и гражданскому образованию предполагает участие всех категорий граждан, однако приоритетным направлением является патриотическое воспитание и гражданское образование подрастающего поколения - детей и молодежи. 1.3. Субъектами патриотического воспитания и гражданского образования являются: органы государственной власти, включающие в себя федеральные органы государственной власти на территории Красноярского края (по согласованию решением вопросов в сфере патриотического воспитания и гражданского образования могут заниматься: Главное управление МВД России по Красноярскому краю, УФСКН России по Красноярскому краю, Главное управление МЧС России по Красноярскому краю, Управление ФСБ России по Красноярскому краю, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю) и органы государственной власти Красноярского края; органы местного самоуправления; семья; образовательные организации всех уровней; муниципальные и государственные учреждения спорта, туризма и молодежной политики; муниципальные и государственные учреждения культуры; научные, научно-методические учреждения; некоммерческие организации, в том числе ветеранские, молодежные и детские общественные объединения, традиционные религиозные конфессии, Енисейское войсковое казачье общество, национально-культурные общественные объединения; общественно-государственные структуры (региональное отделение ДОСААФ России по Красноярскому краю); социальные службы; трудовые коллективы, профсоюзы; органы военного управления, военный комиссариат; воинские коллективы; средства массовой информации (далее - СМИ). Субъектом патриотического воспитания может быть и отдельный человек, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания. Каждый из субъектов патриотического воспитания решает специфические задачи в отношении различных объектов патриотического воспитания своими средствами, но в тесной координации и на основе единой государственной политики. 1.4. Для целей настоящей Концепции применяются следующие основные термины и определения: 1.4.1. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов исполнительной власти Красноярского края и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания, направленного на формирование у граждан готовности к военной службе как особому виду государственной службы. 1.4.2. Гражданское образование - общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности и демократической культуры личности. 1.4.3. Система патриотического воспитания и гражданского образования - это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации. 1.4.4. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите, это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. 1.4.5. Государственная поддержка патриотического воспитания и гражданского образования - это совокупность выработанных органами государственной власти мер экономического, организационного и правового характера, направленных на создание благоприятных условий для патриотической работы. 1.5. С 2001 года в России используется программно-целевой подход в реализации патриотического направления работы. За этот период были приняты следующие документы: государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N 122); Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (протокол N 2(12)-П 4 от 21.04.2003); государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 N 422); Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 N 134-р); государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795); Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания". За последние пять лет на государственном уровне особое внимание уделяется развитию патриотического воспитания. Примеров тому множество: от появления патриотизма в качестве одной из центральных тем президентского послания до создания Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам в структуре Администрации Президента Российской Федерации, одной из целей которого является совершенствование государственной политики в сфере патриотического воспитания. Основной целью государственных программ является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Федеральные нормативные правовые акты дали мощный толчок для развития системы патриотического воспитания в России. Стоит отметить, что с каждым годом все большее внимание уделяется совершенствованию терминологического аппарата патриотического воспитания. Так, в 2010-2013 годах целью образования определено формирование российской идентичности, а понятия "патриотизм" и "гражданское образование" объединены в "гражданско-патриотическое направление воспитательной деятельности". Актуальность разработки концепции обусловлена тем, что социально-экономическое развитие Красноярского края напрямую зависит от деятельного участия в жизни и развитии Красноярского края всех его жителей. Формирование уважительного отношения к культуре и истории Красноярского края является фактором формирования человеческого капитала, направленного на развитие и обустройство Красноярского края. 2. Анализ состояния и основные проблемы развития патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае 2.1. С 2001 года в субъектах Российской Федерации были приняты первые целевые программы патриотической направленности. В 2008 году в Красноярском крае была принята краевая целевая программа "Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи Красноярского края" на 2008-2010 годы (Закон Красноярского края от 20.12.2007 N 4-1120) (далее - Программа). По итогам реализации Программы более 26000 молодых людей приняли участие в стартовых событиях, базовых проектах, 1880 человек прошли подготовку в военно-спортивных профильных лагерях, более 7000 человек в возрасте от 14 до 30 лет регулярно участвуют в работе патриотических объединений, клубов, центров. В 90% муниципальных образований Красноярского края по итогам реализации Программы активно работают патриотические клубы и объединения. По данным отчетов муниципальных отделов по работе с молодежью, на территории Красноярского края патриотическим воспитанием занимается 200 молодежных клубов и центров, что подтверждает увеличение численности патриотических объединений, клубов, центров более чем на 300% по сравнению с 2005-2008 годами. Анализируя динамику развития системы патриотического воспитания в крае в период 2008-2010 годов, стоит отметить, что основной принцип ее развития носил индуктивный характер и был направлен в основном на реализацию комплекса мероприятий, а не на создание инфраструктурного компонента. Таким образом, в 2011 году не было создано условий для подготовки целевой программы, поэтому следующая долгосрочная целевая программа была принята только в 2012 году. Дефицит комплекса методических разработок привел к отсутствию общей краевой концепции патриотической направленности, а также качественного мониторинга и социологического анализа ситуации в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае. Стоит отметить, что реализация базовых проектов Программы дала большой импульс к активизации деятельности патриотических клубов Красноярского края, сместив их локальную деятельность на краевую интеграцию. Таким образом, Программа явилась базовым инструментом по интеграции локальной деятельности в региональную систему. Реализация Программы способствовала определению базовых направлений, созданию ресурса для дальнейшего развития. В результате внесения изменений в Программу в 2009 году она стала межведомственной, с 2010 года ее исполнителями стали министерство спорта и молодежной политики Красноярского края, министерство образования и науки Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края, агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края. (В редакции Указа Губернатора Красноярского края от 16.09.2014 г. N 206-уг) Реализация Программы в 2010 году способствовала развитию патриотического воспитания, опыт межведомственного сотрудничества показал, что патриотическое воспитание на программном уровне должно стать комплексным межведомственным процессом, направленным на создание условий для развития системы патриотического воспитания Красноярского края всеми заинтересованными ведомствами. По итогам реализации Программы в 2011 году по инициативе министерства спорта и молодежной политики Красноярского края совместно с министерством образования и науки Красноярского края, министерством культуры Красноярского края, мобилизационным управлением Губернатора Красноярского края, агентством печати и массовых коммуникаций Красноярского края, региональным отделением ДОСААФ России по Красноярскому краю, военным комиссариатом Красноярского края была разработана долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Красноярского края" на 2012-2014 годы, которая утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 01.11.2011 N 663-п (далее - ДЦП). Цель ДЦП определялась как создание условий для дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания, формирования социальной активности молодежи Красноярского края. Совершенствование системы предполагало реализацию тех принципов, которые отсутствовали в краевой целевой программе "Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи Красноярского края" на 2008-2010 годы, а именно: (В редакции Указа Губернатора Красноярского края от 16.09.2014 г. N 206-уг) 1. Реализация эффективного межведомственного взаимодействия в процессе патриотического воспитания и гражданского образования молодежи Красноярского края. 2. Реализация годового цикла работы в области патриотического воспитания и гражданского образования молодежи Красноярского края. 2.2. Сложившаяся в настоящее время ситуация в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае характеризуется рядом негативных явлений. К основным из них можно отнести: 1) низкий уровень знаний истории Отечества и края, ценностных представлений жителей об исторической памяти, незнание истории жизней и подвигов национальных героев; 2) отсутствие эффективной системы допризывной подготовки молодых граждан; 3) отсутствие оптимальных условий для формирования у жителей Красноярского края активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно полезной деятельности и защите государственных интересов; 4) отсутствие эффективной информационной системы поддержки патриотического воспитания и гражданского образования детей и молодежи Красноярского края; 5) отсутствие эффективного механизма, обеспечивающего организационное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае. В декабре 2012 года автономная некоммерческая организация Центр гуманитарных исследований и консультирования "Текущий момент" провела опрос среди 17-18-летних красноярцев. Было опрошено несколько сотен учеников 11 классов и студентов первых курсов образовательных организаций высшего образования г. Красноярска (часть из которых сдавала ЕГЭ по истории при поступлении). Проведенный опрос показывает низкий уровень знания истории Отечества, Красноярского края. Необходимость историко-просветительской работы является приоритетной, так как мало говорить о любви к Отечеству - необходимо знать его историю и культуру, а сохранение исторической памяти транслировать на ценностном уровне. Таким образом, патриотизм как социокультурная ценность отражается в чувственно-эмоциональных и концептуальных аспектах взаимодействия человека и Отечества на разных уровнях организации социума. С одной стороны, интегрирующая патриотическая идея - это образ Отечества как родовой среды и чувство сопричастности с ней. Отсюда необходимость сохранения, развития и защиты Отечества как части самого себя. Поэтому проблематика низкого уровня знания истории Отечества и края рассматривается не в методологическом или социальном смысле, а на аксиологическом (ценностном) уровне формирования сознания, причастности и сопереживания за место и дело, где родился и живешь. В условиях отсутствия эффективной системы допризывной подготовки молодых граждан стоит выделить ряд проблем, отображающих объективные факторы развития системы допризывной подготовки. Во-первых, армия перестала являться социальным институтом, являющимся показателем мужества, формирующим социальный, психологический и физический опыт. С одной стороны, в условиях социально-экономических и историко-культурных изменений, смены установок поколений на уровне государственного преобразования такой процесс является естественным, с другой - с позиции выполнения конституционного долга, защиты Отечества как фактора социальной ответственности, взросления - отсутствие престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации является показателем непонимания или физической и психологической неготовности молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. В современных условиях тенденция падения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, рост числа молодых людей, уклоняющихся от призыва на военную службу, обусловлены отсутствием выстроенной системы допризывной подготовки, когда молодой человек из условий социального и бытового комфорта резко, без возможных элементов адаптации, попадает в абсолютно незнакомые для него условия. До 18 лет подросток не получает соответствующую для военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации физическую, военно-спортивную, психо-эмоциональную подготовку. В Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 N 134-р, отмечено, что переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Нивелировать отсутствие престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации возможно путем эффективной и качественной подготовки, максимально вовлекающей молодых людей допризывного возраста, что требует необходимого материально-технического оснащения военно-патриотических объединений, клубов, центров. Потребуется новая система упорядочивания деятельности военно-спортивных клубов муниципальных образований Красноярского края, методическое обеспечение системы допризывной подготовки, эффективного развития военно-прикладных и технических видов спорта, организации учебных сборов старшеклассников, создание условий для повышения квалификации кадров в области патриотического воспитания. По своему содержанию патриотическое сознание как совокупность идей, взглядов, мыслей, теорий, чувств, настроений, эмоций, установок, мотивов, выражающих отношение к своей стране, обусловлено общественной идеологией (системой взглядов, мыслей, теорий), социальной психологией (совокупность господствующих чувств, настроений, установок, мотивов, эмоций) и формами их проявления в виде экономического, политического, правового, нравственного, эстетического и религиозного сознания. Наряду с обозначенными факторами формирования патриотического сознания имеют значение формы деятельности государства и общества в сфере патриотического воспитания и гражданского образования. Патриотическое сознание обусловливает выполнение личностью, социальными группами своего гражданского долга во всех сферах жизнедеятельности: поддержание престижа и защита Отечества, достижение благополучия, хорошего состояния экологии, здоровья и качества жизни соотечественников, экономического процветания, высокого материального и духовного уровня. В современных условиях патриотическое сознание переживает кризисное состояние, выражающееся в коммерциализации сознания различных социальных групп, попытках искажения отечественной истории, принижения роли Российского государства в современном мире, хотя именно патриотическое сознание могло бы стать действительно движущей силой преобразований и консолидации социальных сил во имя процветающей и сильной России. Информационная политика - важный инструмент в формировании государственной, гражданской, региональной и культурной идентичности. В связи с коммерциализацией СМИ патриотическое воспитание не является актуальным направлением и носит только заказной и эпизодический характер, в свою очередь опыт европейских стран, а также США показывает, что СМИ являются и должны выступать мощным пропагандистским инструментом, формирующим патриотическое сознание граждан. На сегодняшний день в Красноярском крае нет телевизионных и радиопередач патриотического содержания, журналов, интернет-порталов (кроме сайтов в сети Интернет краевых государственных учреждений, подведомственных министерству культуры Красноярского края, министерству образования и науки Красноярского края, министерству спорта и молодежной политики Красноярского края) и т.д., применяющих современные информационные технологии, способные вызвать устойчивый интерес к патриотическому воспитанию у детской и молодежной аудитории. (В редакции Указа Губернатора Красноярского края от 16.09.2014 г. N 206-уг) Перспективным ходом может стать реализация крупных проектов по направлению "художественное и документальное кино" (фильмы в современных жанрах про великие страницы истории Красноярского края, например: перегоночная трасса "Аляска - Сибирь", оборона Диксона и героический бой ледокольного парохода "Александр Сибиряков", "Тыл в годы Великой Отечественной войны", знаменитые красноярцы и т.д.), а также цикл передач, посвященных героям нашего времени на местных телеканалах, выпуск ежеквартального информационно-методического бюллетня о деятельности патриотических организаций, событиях, людях для распространения в учреждениях культуры, образования, в молодежной среде, в патриотических клубах и организациях. Для построения эффективной системы патриотического воспитания и гражданского образования необходимо создать эффективный механизм, обеспечивающий организационное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае. Для реализации этой задачи на федеральном и региональном уровнях принят ряд решений. В составе Администрации Президента Российской Федерации образовано Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам, направленным на совершенствование государственной политики в области патриотического воспитания (Указ Президента Российской Федерации N 1416 от 20.10.2012). Президент Российской Федерации заслушивает губернаторов субъектов Российской Федерации об исполнении этапов федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе до 2020 года. Правительство Российской Федерации ежегодно проводит всероссийские конференции, форумы и выставки по патриотическому воспитанию граждан. В структуре Министерства обороны Российской Федерации имеется отдел по увековечиванию памяти павших при защите Отечества. Решение стратегических вопросов патриотической направленности в Красноярском крае осуществляется на межведомственном Совете при первом заместителе Губернатора Красноярского края - руководителе Администрации Губернатора Красноярского края. В соответствии с пунктом 2 распоряжения Губернатора Красноярского края от 09.09.2013 N 428-рг "О военно-патриотическом воспитании и допризывной подготовке граждан к военной службе в Красноярском крае" военному комиссариату Красноярского края было рекомендовано создать центр военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки граждан к военной службе (далее - центр). При военном комиссариате Красноярского края и региональном отделении Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Красноярского края создается центр военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи Красноярского края к военной службе. Решение организационных вопросов в области патриотического воспитания и гражданского образования является одной из приоритетных задач государственных учреждений, подведомственных министерству культуры Красноярского края, министерству образования и науки Красноярского края, министерству спорта и молодежной политики Красноярского края. (В редакции Указа Губернатора Красноярского края от 16.09.2014 г. N 206-уг) На базе краевого государственного бюджетного учреждения культуры "Дом офицеров", подведомственного министерству культуры Красноярского края (далее - КГБУК "Дом офицеров"), создан Общественный Совет по патриотическому воспитанию граждан - совещательный орган, в состав которого вошли представители общественных организаций патриотической направленности и ветеранских объединений Красноярского края. При КГБУК "Дом офицеров" сформирован Координационный совет, который предполагает осуществление просветительной работы среди населения в целях повышения престижа военной службы, воспитания молодежи на боевых и исторических традициях русского офицерства, Вооруженных Сил Российской Федерации, воспитания безупречной офицерской чести и достоинства, общей и военной культуры. В состав Координационного совета вошли представители территориальных органов федеральных органов власти на территории Красноярского края (Главное управление МВД России по Красноярскому краю, УФСКН России по Красноярскому краю, Главное управление МЧС России по Красноярскому краю, Управление ФСБ России по Красноярскому краю, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, военный комиссариат Красноярского края), ветеранских и военно-патриотических объединений. За период деятельности КГБУК "Дом офицеров": организована консультационная, информационно-методическая поддержка организаций, занимающихся гражданско-патриотическим воспитанием населения в области разработки проектов, организации просветительской, культурной деятельности; организована методическая работа, поддерживающая деятельность некоммерческих организаций в области патриотического воспитания. Проводятся семинары по основным вопросам деятельности общественных объединений для повышения эффективности работы военно-патриотических и гражданско-патриотических общественных объединений. На базе краевого государственного бюджетного учреждения "Красноярский краевой Дворец молодежи", подведомственного министерству спорта и молодежной политики Красноярского края, создан краевой патриотический штаб для организации работы в области патриотического воспитания и гражданского образования в муниципальных образованиях Красноярского края. В 26 муниципальных образованиях Красноярского края созданы муниципальные штабы с перспективой их появления в 61 муниципальном образовании Красноярского края в течение 2014-2018 годов. Целью деятельности муниципального штаба является создание оптимальных условий для эффективной работы в области развития институтов гражданственности и патриотизма в Красноярском крае. (В редакции Указа Губернатора Красноярского края от 16.09.2014 г. N 206-уг) Основными направлениями работы муниципального штаба являются: выстраивание работы в области патриотического воспитания с заинтересованными ведомствами (управление образования, отделы культуры, молодежной политики, спорта муниципальных образований края, районные отделения военного комиссариата Красноярского края, отделения ДОСААФ по Красноярскому краю, структуры территориальных органов федеральных органов исполнительной власти) посредством создания и сопровождения межведомственного Совета; методическое и организационное сопровождение (помощь руководителям патриотических объединений, клубов, центров в написании проектов, программ развития, положений о проведении мероприятий, подаче заявок, отслеживание и сопровождение проектной деятельности патриотического объединения, клуба, центра); разработка межведомственных планов работы, стратегических документов актуальных направлений деятельности и т.д. В образовательном пространстве Красноярского края в настоящее время создана и развивается система патриотического воспитания и гражданского образования, ведущими субъектами которой являются образовательные учреждения дошкольного образования, общего образования, в том числе учреждения системы кадетского и женского гимназического образования, учреждения системы среднего профессионального образования, учреждения дополнительного образования. Одним из субъектов патриотического воспитания в Красноярском крае является школьный музей. В настоящее время в Красноярском крае действует 291 школьный музей. Музеи осуществляют поисково-исследовательскую деятельность с учащимися по истории своей семьи, школы, территории Красноярского края, активизируют работу со старшим поколением - ветеранами. Школьный музей является частью открытого образовательного пространства, призван быть в образовательном учреждении координатором деятельности в области патриотического воспитания, связующей нитью между школой, учреждениями культуры, общественными организациями. Эффективности деятельности школьного музея (структурного подразделения образовательного учреждения) способствует его институализация как центра патриотического воспитания. Координатором музейной, туристско-экскурсионной, краеведческой деятельности в образовательных учреждениях Красноярского края является краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Красноярский краевой детско-юношеский центр "Центр туризма и краеведения". Система кадетского и женского гимназического образования является одним из важнейших субъектов патриотического воспитания и гражданского образования. Кадетское образование в Красноярском крае понимается как особым образом организованная патриотическая и военно-патриотическая деятельность. Основные цели деятельности кадетских корпусов - интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие кадетов, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на государственной гражданской, военной, правоохранительной службе. Организационной составляющей педагогической модели патриотического воспитания в кадетском корпусе является военизированная составляющая кадетского образования, которая определяет весь уклад кадетской жизни. Уникальность кадетского и женского гимназического образования заключается в совокупности реализуемых идей и специфических особенностей, среди которых возрождение ценностей и традиций российских кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий, основанное на изучении исторического опыта, его переосмыслении и применении в современном социально-культурном и образовательном контексте. Учитывая актуальность педагогической модели патриотического воспитания в кадетском корпусе, целесообразно внедрение ее в других образовательных учреждениях. 3. Цель и задачи развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае 3.1. Целью развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014-2018 годы является содействие развитию институтов гражданственности и патриотизма, расширение представления граждан о культурном и историческом прошлом России и Красноярского края, формирование механизмов становления российской гражданской идентичности, создание условий для формирования конкурентоспособного молодого поколения, способного нести на себе ответственность за будущее своего Отечества. 3.2. Задачи развития системы патриотического воспитания Красноярского края на период до 2018 года: обеспечение оптимальных условий для вовлечения граждан в изучение истории Отечества и Красноярского края, краеведческую деятельность, повышение уровня ценностных представлений жителей об исторической памяти, уважительного отношения к национальным героям; объединение усилий органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления и общественных объединенийдля целенаправленной подготовки молодежи к военной службев Вооруженных Силах Российской Федерации, формирования ценностных представлений о святости воинского подвига во имя Родины, военной службы как гражданского долга служения Отечеству, священной обязанности, особому виду государственной службы; создание оптимальных условий для формирования у жителей Красноярского края активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно полезной деятельности и защите государственных интересов страны, формирование у молодого поколения необходимых компетенций для эффективной жизни и работы в своем Отечестве и обеспечение его конкурентоспособности в мировом масштабе; сопровождение работы по проведению информационной политики, всестороннему освещению деятельности патриотической направленности в средствах массовой информации; создание механизма, обеспечивающего организационное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае. 4. Основные направления развития патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае Реализация основных задач развития патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае имеет следующие приоритетные направления: 4.1. Деятельность по обеспечению оптимальных условий для вовлечения граждан в изучение истории Отечества и Красноярского края, краеведческую деятельность, повышения уровня ценностных представлений жителей об исторической памяти, уважительного отношения к национальным героям планируется к осуществлению по следующим направлениям: разработка проекта добровольной краевой акции "Я знаю историю своей страны!" (каждый желающий может пройти ежегодное тестирование на знание истории Отечества, Красноярского края); организация и проведение тематических исторических выездных палаточных лагерей для молодежи и школьников в летний период (разработка и адаптация инновационных практико-ориентированных технологий, например, реконструкция похода Дубенского, воссоздание жизни и быта Енисейского острога); поддержка и развитие проектов, реализуемых краеведческими клубами, клубами исторической реконструкции на территории Красноярского края; поддержка и развитие проектов, направленных на увековечивание памяти павших при защите Отечества; поддержка проектов, направленных на формирование семейных ценностей, развитие диалога поколений; популяризация государственной символики России в Красноярском крае; разработка механизмов исторического просвещения как элемента формирования исторического сознания посредством интерактивных форм (музей, театр, экскурсии, эгоистория, устная история); информирование населения о деятельности жителей Красноярского края, внесших значительный вклад в развитие Красноярского края (разработка порядка и принципов по увековечиванию памяти знаменитых красноярцев); создание и укрепление позитивного имиджа Красноярского края как территории с богатой историей и событиями, оказавшими влияние на развитие России (подготовка и сопровождение необходимых документов для присвоения городу Красноярску звания города трудовой славы, съемки фильма по событиям перегоночной трассы "Аляска - Сибирь", участие красноярских дивизий в обороне Москвы, прорыве блокады Ленинграда, пропаганда героических событий обороны о. Диксон в августе 1942 года, трудового энтузиазма при строительстве Красноярской ГЭС и других масштабных проектов (например, КАТЭК) и т.д.; строительство культурно-исторической площадки "Краевой парк культурно-исторической реконструкции"; реализация поискового проекта на территории Красноярского края "Трасса "Аляска - Сибирь"; проведение краевых конкурсов, направленных на исследовательскую деятельность обучающихся и педагогов образовательных учреждений (краевого конкурса учебных исследований школьников и студентов системы среднего профессионального образования, методических разработок педагогов "Мой край: история и судьбы", краевого конкурса исследовательских краеведческих работ "Мое Красноярье" и др.); проведение олимпиады по школьному краеведению; проведение краевого конкурса общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, организаций среднего профессионального образования "Программы и проекты патриотического воспитания и гражданского образования"; организация системы кадетского образования. 4.2. Деятельность по объединению усилий органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления и общественных объединений для целенаправленной подготовки молодежи к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, формированию ценностных представлений о святости воинского подвига во имя Родины, военной службы как гражданского долга служения Отечеству, священной обязанности, как особому виду государственной службы предполагает: совершенствование механизма проведения учебных сборов с привлечением федеральных органов исполнительной власти на территории Красноярского края (проблема отсутствия необходимого количества воинских частей на территории Красноярского края может нивелироваться привлечением ресурса федеральных органов исполнительной власти на территории Красноярского края); развитие военно-прикладных и технических видов спорта; улучшение материально-технической базы военно-патриотических клубов муниципальных образований Красноярского края; организация системы взаимодействия учебных заведений с организациями ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, музеями боевой славы, предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а также установление и поддержка шефских связей с воинскими частями; использование опыта работы ветеранских организаций Красноярского края; создание единого краевого календаря соревнований, фестивалей и конкурсов: военно-спортивные игры, отраслевые соревнования по военно-прикладным и техническим видам спорта, слеты, патриотические фестивали, конкурсы, олимпиады по историко-краеведческим направлениям и т.д.; организация участия военно-патриотических клубов муниципальных образований Красноярского края в проектах краевого и федерального уровней; реализация краевого проекта "Пост N 1"; проведение ежегодного фестиваля школьных музеев и клубов патриотической направленности; организация и проведение краевой военно-спортивной игры "Победа" для школьников общеобразовательных учреждений; проведение межведомственных мероприятий, направленных на популяризацию Дней воинской славы Российской Федерации и др. 4.3. Деятельность по созданию оптимальных условий для формирования у жителей Красноярского края активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно полезной деятельности и защите государственных интересов страны, формирования у молодого поколения необходимых компетенций для эффективной жизни и работы в своем Отечестве и обеспечение конкурентоспособности в мировом масштабе предполагает: разработку открытых коммуникативных технологий, направленных на изучение общественного мнения, общественное обсуждение (реализация краевого межведомственного проекта "Открытая дискуссионная площадка", создание информационных ресурсов, позволяющих открыто обсуждать различные вопросы в области патриотического воспитания и гражданского образования Красноярского края); разработку и реализацию краевой образовательной программы "Академия дебатов"; проведение краевого этапа всероссийской акции "Я - Гражданин России" в рамках краевого конкурса социальных инициатив "Мой край - мое дело"; поддержку проектов, направленных на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки, культуры и производства, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии Красноярского края, развитие собственного потенциала и его реализация на территории края (например, поддержка проведения профессиональных праздников, экологических десантов и т.п.); обеспечение прозрачности при принятии социально значимых решений органами государственной власти, учет общественного мнения при разработке программ и планов, использование ресурса общественной экспертизы; профилактику правонарушений несовершеннолетних, защита их прав (организация и проведение просветительской и образовательной деятельности по профессиональной ориентации учащихся образовательных организаций Красноярского края, создание профильных классов правоохранительной направленности в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Красноярского края); привлечение бизнес-сообщества к реализации ключевых проектов патриотической направленности (создание попечительских советов при реализации ключевых проектов патриотической направленности). 4.4 Деятельность по сопровождению работы по проведению информационной политики, всестороннему освещению деятельности патриотической направленности в СМИ предполагает: разработку презентационного пакета для формирования образа Красноярского края как перспективного региона России (информационный фильм, презентационные материалы, полиграфическая и сувенирная продукция); совершенствование механизмов информационного взаимодействия органов государственной власти, общественных организаций патриотической направленности, патриотических объединений, клубов, центров патриотической направленности муниципальных образований Красноярского края; совершенствование механизмов взаимодействия СМИ с общественными организациями патриотической направленности; создание единой информационной базы данных патриотических объединений, клубов, центров, их сопровождение в информационных и социальных сетях; создание инновационных информационных проектов в области патриотического воспитания. 4.5. Деятельность по созданию механизма, обеспечивающего организационное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае, предполагает: совершенствование нормативной правовой базы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае; разработку механизмов изучения проблемы количественной оценки патриотизма; разработку и внедрение региональных программ повышения квалификации, информационно-методических материалов для организации работы в патриотических объединениях, клубах, центрах; повышение квалификации, аттестацию руководителей патриотических объединений, клубов, центров, школьных музеев Красноярского края; внедрение проблемно-диалоговых технологий в практику преподавания истории и обществознания в системе общего образования Красноярского края; проведение культурно-массовых (информационно-просветительных и культурно-досуговых) мероприятий, направленных на популяризацию знаний по истории России и Красноярского края; внедрение и поддержку эффективных современных практик организации культурно-массовых (информационно-просветительных и культурно-досуговых) мероприятий, проведение патриотических акций в дни официальных государственных праздников, направленных на популяризацию знаний по истории России и Красноярского края; систематизацию и совершенствование методики форм коммуникации: фестивали, конференции, дискуссионные площадки, лекции и т.д.; разработку механизмов оценки деятельности патриотических объединений, клубов, центров муниципальных образований Красноярского края; создание эффективных форм межведомственного взаимодействия по реализации основных направлений работ в области патриотического воспитания и гражданского образования Красноярского края; создание краевого календаря патриотического воспитания и гражданского образования с целью создания информационной базы о знаменательных событиях; формирование баз данных о всероссийских и международных практиках в области патриотического воспитания и гражданского образования; проведение обучающих семинаров для руководителей ресурсных центров, патриотических клубов, учреждений в области организации деятельности, коммуникаций и патриотических программ. 5. Основные механизмы реализации концепции Накопившиеся за последние пять лет проблемы в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае имеют возможные решения только через комплексное межведомственное сотрудничество. Основным механизмом реализации положений Концепции является разработка и реализация программных документов, направленных на содействие развитию институтов гражданственности и патриотизма в Красноярском крае. Предлагается концентрировать средства и ресурсы по приоритетам с использованием программно-целевого метода планирования. Концепция разработана с целью дальнейшего ориентирования на нее при создании государственной программы по патриотическому воспитанию и гражданскому образованию. Конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование будут определяться содержанием государственной программы по патриотическому воспитанию. 6. Ожидаемый эффект и результаты реализации Концепции Реализация Концепции в целом будет способствовать созданию в Красноярском крае эффективной системы патриотического воспитания и гражданского образования, направленной на содействие развитию институтов гражданственности и патриотизма в России, Красноярском крае, расширение представлений граждан о культурном и историческом прошлом России, формирование механизмов национальной идентичности и ответственности в укреплении государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития. В результате реализации Концепции ожидается следующий эффект в разрезе поставленных задач: 6.1. Задача по обеспечению оптимальных условий для вовлечения граждан в изучение истории Отечества и Красноярского края, краеведческую деятельность, повышение уровня ценностных представлений жителей об исторической памяти, уважительного отношения к национальным героям. 6.1.1. Увеличение количества граждан, вовлеченных в изучение истории Отечества и Красноярского края, краеведческую деятельность, иные мероприятия патриотической направленности. 6.1.2. Увеличение количества мероприятий в области патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае. 6.1.3. Увеличение положительной динамики краевого добровольного тестирования различных категорий жителей на знание истории Отечества, Красноярского края. 6.1.4. Увеличение количества участников краевых патриотических объединений, клубов, центров краеведческой направленности. 6.2. Задача по объединению усилий органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления и общественных объединений для целенаправленной подготовки молодежи к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, формированию ценностных представлений о святости воинского подвига во имя Отчества, о военной службе как гражданском долге служения Отечеству, священной обязанности, особом виде государственной службы. 6.2.1. Увеличение количества молодых людей - участников патриотических объединений Красноярского края, прошедших подготовку к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе подготовку по техническим и военно-прикладным видам спорта. 6.2.2. Снижение процента уклонения молодежи призывного возраста, подлежащей призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации. 6.3. Задача по созданию оптимальных условий для формирования у жителей Красноярского края активной гражданской позиции, нравственных качеств, готовности к участию в общественно-полезной деятельности и защите государственных интересов страны, формирования у молодого поколения необходимых компетенций для эффективной жизни и работы в своем Отечестве и обеспечение конкурентоспособности в мировом масштабе. 6.3.1. Увеличение положительной динамики итогов социологических опросов, опросов общественного мнения различных категорий населения относительно выполнения гражданского долга военной службы, уровня ценностных представлений об исторической памяти, знание государственной символики, основных государственных документов, интерпретаций социально-экономических и политических процессов. 6.3.2. Увеличение количества людей, вовлеченных в гражданское образование. 6.3.3. Количество реализуемых социальных проектов, вовлеченных в них людей, а также благополучателей. 6.4. Задача по формированию целенаправленной работы по проведению информационной политики, всестороннему освещению деятельности патриотической направленности в СМИ. 6.4.1. Увеличение количества информационных проектов, направленных на формирование системы патриотического воспитания и гражданского образования Красноярского края. 6.4.2. Увеличение количества материалов патриотической направленности, размещенных в печатных и электронных СМИ. 6.4.3. Охват целевой аудитории информационными проектами патриотической направленности. 6.5. Задача по созданию механизма, обеспечивающего организационное и методическое сопровождение системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае. 6.5.1. Уровень компетентности специалистов, участвующих в системе патриотического воспитания и гражданского образования Красноярского края, соответствует целям и задачам их деятельности (количество успешно аттестованных специалистов). 6.5.2. Положительные оценки экспертов и профессионального сообщества о качестве, количестве методической и образовательной литературы, информационных материалов для патриотического воспитания и гражданского образования Красноярского края. 6.5.3. Доля организаций патриотической направленности, укрепивших материально-техническую базу. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|