Расширенный поиск
Постановление Администрации Красноярского края от 07.09.1995 № 468-пАДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 07.09.95 г. Красноярск N 468-п О проекте концепции промышленной политики администрации Красноярского края ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Одобрить в целом проект концепции промышленной политики администрации Красноярского края, разработанный комитетом по промышленности, конверсии и топливно-энергетического комплекса (прилагается). 2. Главному управлению экономики, комитетам и управлениям администрации края, комитету по занятости населения представить свои замечания и предложения по проекту концепции в комитет по промышленности, конверсии и топливно-энергетическому комплексу в срок до 15 сентября 1995 года для перевода проекта концепции в программу оздоровления и структурной перестройки экономики края. 3. Постановление вступает в силу со дня подписания. Глава администрации В.М. Зубов Приложение к постановлению администрации от 07.09.95 N 468-п КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Концепция промышленной политики администрации Красноярского края разработана исходя из принципа, что единую государственную промышленную политику как комплексную, общую, целенаправленную и последовательную деятельность должны осуществлять согласованно и совместно все органы государственной власти и управления, от законодательной (законодательно- правовое обеспечение, бюджетная, налоговая политика) до всех уровней исполнительной власти (как федеральной, так и региональной) в соответствии с установленными функциями и правами. В настоящее время Концепция государственной промышленной политики официально не принята. Поэтому при разработке концепции промышленной политики администрации Красноярского края в качестве концепции государственной промышленной политики был взят проект, предоставленный Госкомпромом России. Введение Под промышленной политикой администрации Красноярского края понимается целенаправленная деятельность администрации, ориентированная на создание благоприятных условий развития промышленности. Промышленная политика администрации края является важнейшей составной частью социально-экономической политики и направлена на реализацию стратегических целей в области промышленного производства в крае. Основные положения концепции промышленной политики администрации на 1995-1996 годы следует рассматривать как начальный этап разработки и формирования долгосрочной стратегии промышленного развития в крае. Промышленная политика администрации края должна учитывать местные особенности развития промышленности, а также хозяйственноэкономическую компетентность Российской Федерации, края, как субъекта федерации, и самостоятельность хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Разработка, корректировка и контроль за реализацией положений промышленной политики администрации края должны быть возложены на главное управление экономики (ГлавУЭ) совместно с отраслевыми комитетами. К разработке и реализации промышленной политики края необходимо привлечь краевой комитет по занятости населения, администрации нижестоящего уровня, союз товаропроизводителей и предпринимателей края, Центрально-сибирскую торгово-промышленную палату, инвестиционный центр, промышленные предприятия, объединения края (независимо от форм собственности и организационно-правовой формы), другие заинтересованные объединения и организации. В промышленной политике администрации края необходимо предусмотреть решение задач на ближайшие 2 года и далее на 10-15 лет. В ближайшие 2 года основные направления промышленной политики администрации края будут связаны с необходимостью: скорейшего преодоления кризисных явлений в промышленном комплексе; сохранение научно-технического и технологического потенциала; развертывание структурной перестройки промышленности в условиях ограниченных возможностей экономического маневра; создание базы для освоения и формирования новых промышленных районов. Долговременные цели промышленной политики могут быть реализованы только при условии стабилизации экономики. Разработка концепции промышленной политики администрации края на перспективу (10-15 лет) должна вестись по следующим направлениям: 1. Роль и место промышленности в социально-экономическом развитии края. Состояние и тенденции развития промышленного потенциала края. 2. Стратегические сценарии промышленного развития края. 3. Государственное управление в области промышленности, включая нормативно-правовое обеспечение развития промышленности. Взаимодействие с федеральными органами управления. 4. Денежно-кредитная и налоговая политика. 5. Организационные преобразования в промышленности: приватизация, развитие предпринимательства и финансово-промышленных групп. 6. Структурная и инвестиционная политика в промышленности: конверсия и диверсификация производства; определение приоритетов промышленного развития; федеральные и краевые программы развития промышленности. 7. Научно-технологическая и инновационная политика в промышленности, участие в создании системы научно-технической и промышленной информации. 8. Место края в российском и мировом разделении труда, развитие экспортного потенциала. 9. Социально-политические аспекты промышленного развития: кадровая политика и трудовые отношения; программы сохранения и создания новых рабочих мест и переподготовки кадров. 10. Промышленная экология и безопасность. Реализация промышленной политики предусматривает скоординированные усилия органов законодательной и исполнительной власти и предлагает использование следующих механизмов: совершенствование законодательно-нормативной базы, регулирующей деятельность промышленного комплекса; совершенствование взаимодействия с федеральными органами управления; совершенствование государственного управления на краевом уровне; прямые и косвенные формы государственной поддержки программ и проектов, направленных на достижение целей промышленной политики (в том числе финансирование, предоставление налоговых льгот, лоббирование в Правительстве и т.д.); консолидация промышленных предприятий при реализации инвестиционных программ и проектов, а также организация народнохозяйственных связей предприятий края с другими регионами России и странами СНГ; представление промышленного и ресурсного потенциалов края на российском и зарубежном уровнях. 1. Оценка состояния промышленного комплекса края В крае имеется достаточно мощный промышленный комплекс, который характеризуется следующими негативными чертами: недостаточная ориентированность на производство потребительского спроса; недостаточные связи как между предприятиями края одной отрасли, так и между предприятиями разных отраслей; устаревшие и несоответствующие мировому уровню во многих отраслях технологии; слабая восприимчивость производства к научно-техническим достижениям; высокая степень износа основных производственных фондов; утяжеленная структура промпредприятий (особенно оборонного комплекса); неспособность, в своем большинстве, управляющего корпуса промышленных предприятий к новым рыночным условиям хозяйствования, к поиску и формированию новых рынков, переориентации предприятий и приспособления их к новому распределению промышленного производства; специфика оборонного комплекса края (большая оснащенность ряда предприятий специальными производственными мощностями); существенно отличается от мировой структуры цен цена на промышленную продукцию; низкая эффективность производства даже в тех отраслях промышленности, которые имеют современный технологический уровень; отсутствие современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры; существенное влияние транспортных расходов на себестоимость продукции из-за географического положения края. Развитие экономической ситуации в первом квартале 1995 года характеризуется тенденцией к макроэкономической стабилизации. В целом по промышленности прирост промышленного производства составил за 1 квартал 6,6%, в марте 35%. По отраслям промышленности важнейшие показатели составили соответственно за 1 квартал: ------------------------------------------------------------------------------ | | Удельный вес | Индекс | Производи- | Средняя | | Наименование отрасли | отрасли в % | физического | тельность | зарплата | | | | объема в % | труда в % | тыс. руб. | | | | | | | |----------------------+--------------+-------------+------------+-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ------------------------------------------------------------------------------ Черная металлургия 0,6 106,9 115,6 534 Цветная металлургия 54,5 119 121,1 1077 Машиностроение 6,0 65,9 93,9 495,9 Химическая 5,5 102,3 93,9 495,9 промышленность Энергетика 9,8 95,4 90,7 802,2 Топливная 7,3 89,1 промышленность в т. ч. угольная 2,3 79,9 84,3 894,5 Легкая и местная 1,0 61,3 78,7 271,9 промышленность Оборонная и атомная 7,1 115,3 121,9 392,6 промышленность (справочно) Производство ТНП 95,3 Лесная, дерево- 5,6 96,1 обрабатывающая, целлюлозно-бумажная Стройматериалы 1,8 84,7 Пищевая 5,2 102,6 Важнейшим показателем перелома ситуации в промышленности является рост производительности труда на промышленных предприятиях края в целом, прирост производительности труда за 1 квартал составил 14,4%. Продолжается реальное сокращение излишней рабочей силы на промышленных предприятиях, в целом количество занятых в промышленности сократилось за 1 квартал на 6,8%, уволено более 23 тыс. человек. Одновременно наблюдается прирост численности на предприятиях монополизированных отраслей, в частности в электроэнергетике прирост численности составил 5,2% или 1006 человек. Доля добывающих, сырьевых, топливных и металлургических предприятий края сократилась с 73% в общем объеме продукции в 1994 году до 69,8% в 1 квартале 1995 года. При общем росте объемов промышленного производства в крае в 1 квартале 1995 года четко проявилась тенденция к усилению различий в финансово-хозяйственной деятельности как между отдельными промышленными отраслями, так и между промышленными предприятиями одной отрасли, т.е. на фоне стабилизации финансово-хозяйственной деятельности и прироста выпуска промышленной продукции одними предприятиями промышленности продолжается резкое ухудшение работы ряда отраслей и промышленных предприятий. Наиболее заметна эта тенденция в машиностроении, в лесной, пищевой, легкой промышленности, в строительстве, на ряде предприятий оборонного комплекса и угольной промышленности. И все-таки следует отметить, что целый ряд предприятий активно приспосабливается к условиям рынка. Первый квартал 1995 года отмечен усилением кризисных явлений в топливно-энергетическом комплексе края. Добыча угля за 1 квартал 1995 года составила 10457 тыс. тонн и уменьшилась на 2627 тыс. тонн. Суммарное использование мощностей угледобывающих предприятий в крае в январе-марте 1995 года - 64,4%. В 1 квартале произошел спад производства и в энергокомплексе края и составил 95,4% к соответствующему периоду 1994 года. Наибольшее снижение производства продолжается в отраслях, выпускающих потребительские товары. Переориентация производства на выпуск продукции для удовлетворения социальных нужд происходит в незначительных масштабах. Выпуск товаров народного потребления по-прежнему снижается. По итогам за 1 квартал 1995 года падение производства ТНП составило 11% по отношению к тому же периоду 1994 года. Несколько улучшилось положение в химической промышленности. Ранее в г. Красноярске был сформирован уникальный межотраслевой комплекс химических производств в составе заводов: биохимического, синтетического каучука, резино-технических изделий, химических волокон, шинного и целлюлозно-бумажного комбината. Эти предприятия обеспечивали комплексное использование сырья, безотходных и экономичных технологических процессов, минимальные затраты на транспортировку сырья и готовой продукции, достижение на этой основе максимальной эффективности производства. Приоритет отраслевого принципа планирования привел к тому, что каждое министерство внедрило новую технику и технологию, изменило номенклатуру сырья, материалов, готовой продукции в отрыве от сопряженных производств. Изменились и их взаимосвязи. В результате происшедших изменений сложилось положение, когда АО "Синтетический каучук" получает только 0,5% сырья с предприятий края, АО "Сивинит" и АО "Шинный завод" - около 2%. Такое же положение с отгрузкой готовой продукции. Основной причиной сокращения выпуска продукции в 1994 году и по целому ряду предприятий в 1 квартале 1995 года, главным образом, явились трудности сбыта и особенно снижение платежеспособного спроса, который стал одним из факторов падения объемов производства. Трудности сбыта производственной продукции обусловлены: неконкурентноспособностью многих видов продукции, производимой в крае, связанной с ее низким качеством и высокой себестоимостью и переориентацией платежеспособного спроса на импортную продукцию; низким уровнем исследований конъюнктуры рынка и проведения маркетинга; отсутствием потребительского спроса на ряд видов производимой продукции, снижением покупательской способности значительной части населения. Особое значение для структурной перестройки промышленности края имеет конверсия военного производства. В первом квартале 1995 года на предприятиях оборонного комплекса края было занято 7,1% от общего числа работающих в промышленности. В то же время общий объем выпущенной продукции составил 1,7%, при этом оборонная продукция составила только 0,5% от всего объема промышленной продукции края, а темпы снижения по сравнению с январем-мартом 1994 года достигли 73%. Основные проблемы снижения объемов выпускаемой продукции и неопределенность дальнейшей работы предприятий оборонного комплекса связаны со снижением количества заказов, недостаточным финансированием и нереальностью программ конверсии. Появились очаги стабилизации и роста производства некоторых видов продукции в отдельных отраслях промышленности, однако значительно сократился удельный вес наукоемкой и технически сложной продукции. Инновационная активность на предприятиях промышленного комплекса края существенно понизилась. В 1994 году и в 1 квартале 1995 года практически не внедрялись новые виды продукции и технологии. Следует отметить, что местные природные условия и ресурсы, мощный производственный комплекс с отраслями специализации российского значения (электроэнергетика, цветная металлургия, лесная и химическая промышленность, машиностроение) дают целый ряд конкурентных преимуществ и они должны быть использованы более эффективно. Для этого необходимо предпринять энергичные и, самое главное, скоординированные действия органов законодательной и исполнительной власти, товаропроизводителей на базе согласованных подходов к формированию и реализации промышленной политики в крае. 2. Цели и задачи промышленной политики администрации Красноярского края Стратегической целью промышленной политики администрации края является создание многоотраслевого высокотехнологического конкурентноспособного промышленного комплекса, как основы увеличения доходной части бюджета, для наиболее эффективного решения социальных проблем (повышение жизненного уровня населения и создания новых рабочих мест), оздоровления экономической обстановки и интеграции края в систему мирохозяйственных связей на равноправных и взаимовыгодных условиях. Основными целями промышленной политики администрации края на 1995-1996 годы являются: смягчение социальных последствий в ходе реформирования промышленного комплекса; повышение эффективности производства, улучшение использования производственного потенциала предприятий; максимальное задействование собственных предприятий для удовлетворения государственных и общественных нужд края; уменьшение оттока бюджетных средств за пределы края; создание технической и технологической базы для развития малого и среднего бизнеса; развитие рынка промышленной продукции края; развитие конкурентноспособного производственного и научнотехнологического потенциала и инфраструктуры промышленного комплекса; санация, перепрофилирование и, при необходимости, выведение из хозяйственной деятельности неэффективных предприятий и производств. Достижение перечисленных целей требует решения следующих задач: создание в крае финансовой базы целевой поддержки промышленности; предоставление предприятиям целевых средств на развитие, реконструкцию, перепрофилирование производства; размещение государственных и социальных заказов для нужд региона на предприятиях края; создание равных условий для функционирования промышленных предприятий различных форм собственности; структурная перестройка промышленности края, в том числе создание небольших по размерам и численности предприятий, ориентированных на глубокую переработку сырья, отходов основного производства, местных источников сырья для производства конечного продукта; организация между предприятиями края прямых связей; организация новых и восстановление утраченных народнохозяйственных связей с другими регионами России, прежде всего в рамках ассоциации "Сибирское соглашение", и странами СНГ; организация производства в крае оборудования для малого и среднего предпринимательства; реструктуризация оборонных предприятий края; организация внедрения новых разработок в области технологии и производства конкурентноспособной продукции; создание благоприятного климата для привлечения инвестиций; организация создания территориально-производственных комплексов. 3. Основные положения концепции промышленной политики администрации края 3.1. Система государственного регулирования в промышлен-ности на уровне региона. Проведение промышленной политики само по себе подразумевает выработку управляющих воздействий для регулирования в промышленности. Практика показала, что надежда на решение проблем подъема экономики на основе саморегуляции не привела к желаемым результатам. Для успешного проведения промышленной политики необходимо создание законодательной базы, и прежде всего, принять Законы Красноярского края "О регулировании в промышленности" и "Об энергетике". Краевая система государственного регулирования должна учитывать, что в промышленности края будут существовать следующие основные группы предприятий: 1. Государственные казенные предприятия, не подлежащие акционированию. 2. Предприятия с государственным участием (как с контрольным пакетом акций, золотой акцией, так и с меньшей долей). Управление этой группой предприятий будет осуществляться при участии представителей государственных органов в наблюдательных советах. 3. Краевые государственные предприятия, где краевая доля составляет 100%. 4. Предприятия с краевой долей собственности. Управление этой группой предприятий будет осуществляться при участии представителей краевой администрации. 5. Муниципальные предприятия, где муниципальная доля собственности составляет 100%. 6. Предприятия с муниципальной долей собственности. Управление этой группой собственности будет осуществляться при участии представителей местных администраций. 7. Предприятия, являющиеся полностью негосударственными, деятельность которых будет регулироваться только экономическими методами. Государственное регулирование в промышленности на уровне края должно охватывать следующие основные направления; 1. Изменение структуры производства и производственных мощностей, форм собственности, организационно-правовых форм предприятийпроизводителей, входящих в промышленный комплекс, включая: совершенствование принципов и методов акционирования и приватизации промышленных предприятий; практическую реализацию акционирования и приватизации промышленного комплекса; участие в реформе предприятий федеральной собственности; регулирование процессов формирования и функционирования финансово-промышленных групп. 2. Санация неэффективно действующих предприятий. 3. Участие в управлении казенными предприятиями, управлении предприятиями краевой собственности и представление интересов государства и края в акционерных обществах. 4. Формирование и реализация структурной политики: выявление приоритетных направлений с учетом государственных и региональных нужд и рыночного платежеспособного спроса; разработка механизмов государственной поддержки и селективное представление льгот конкурентноспособным предприятиям на региональном уровне; лоббирование в правительстве по включению промышленных предприятий в государственные инвестиционные и федеральные целевые программы; формирование и реализация краевых инвестиционных и целевых программ. 5. Обеспечение процесса закупок и услуг в обеспечение краевых нужд: разработка механизма реализации Закона Красноярского края "О поставках продукции и товаров для региональных государственных нужд Красноярского края"; управление процессами заказа и закупки. 6. Поддержка малого предпринимательства. 7. Формирование и регулирование рынка ценных бумаг: создание системы инвестиционных структур; формирование фондов страхования частных инвестиций; предоставление гарантий инвесторам. Промышленная политика не может быть реализована без скоординированной совместной работы управлений и комитетов администрации края с объединениями и ассоциациями товаропроизводителей. Основой такой работы должно быть участие объединений и ассоциаций товаропроизводителей на консультативно-совещательной основе в работе краевых органов государственного управления и заключение с ними формальных и неформальных договоров с целью выработки и проведения в жизнь согласованных решений. Кроме этого необходимым условием успешной реализации промышленной политики администрации края является организация взаимодействия региональных органов управления с федеральными. Здесь предпочтительно заключение договоров и соглашений о делегировании полномочий краевым органам и соглашений о реализации конкретных мер, направленных на стабилизацию и развитие как отдельных предприятий, так и отраслей промышленности в целом. Повышение эффективности государственного регулирования промышленности требует уточнения функции органов исполнительной власти. Прежде всего возложение функций управления госсобственностью на отраслевые комитеты. При проведении работы по оздоровлению и перепрофилированию неэффективно действующих предприятий необходимо уточнить порядок участия отраслевых комитетов и управлений в составлении перечня предприятий, рекомендуемых к санации, и реализацию процедур, предусмотренных законодательством. В условиях ограниченных средств важным элементом промышленной политики является выбор промышленных направлений развития и перестройки промышленности. Инструментом этого должна быть экспертиза, обеспечивающая оценку эффективности научно-производственных программ и проектов. Для этого предлагается установить порядок и критерии оценок программ и проектов. Причем такие критерии должны формироваться на основе прогноза социально-экономического развития края. В целях сокращения оттока бюджетных средств из края необходима отработка механизма реализации краевых целевых программ и обеспечение государственных заказов для нужд края. Здесь следует предусмотреть максимальное задействование на конкурсной основе предприятий промышленности края. Государственным заказчиком в данном случае является администрация края в лице определенных ею юридических лиц, соответственно заказчиком социального заказа выступает районная, городская администрации в лице определенных ею юридических лиц. Функциями заказчика должны быть: формирование и размещение государственного (социального) заказа; конкурсное заключение договоров и контрактов, разработка их условий; определение форм оплаты заказа; ценообразование; контроль за ходом реализации договоров. Для осуществления регионального регулирования экономики (в т. ч. промышленности) необходимо на законодательных уровнях федеральном и краевом уточнение правового и хозяйственного статуса предприятий, более четкое разграничение хозяйственно-экономической компетенции исполнительной власти федеральной и субъектов федерации, обязательное выполнение предприятиями, расположенными на территории края, законодательных и нормативных актов представительной власти и постановлений исполнительной власти по вопросам занятости населения, экологии, содержания жилья и объектов соцкультбыта, ценорегулирования, регулирования заработной платы и др. В рамках реализации программы промышленной политики края возможно использование (применение) прямых и косвенных методов регулирования. К прямым методам регулирования можно отнести: а) формирование и размещение (преимущественно на конкурсной основе) государственных и социальных заказов на предприятиях края; б) выделение льготных целевых кредитов из бюджета, а также целевых внебюджетных фондов, под выполнение предприятиями государственных и социальных заказов, реализацию программ развития производства в рамках программы промышленной политики края (данный вид регулирования должен носить ограниченный характер); в) выделение целевых бюджетных средств (дотаций, субвенций) на реализацию определенных целей (реконструкция, перевооружение, освоение новых видов продукции и проч.), включая финансирование объектов инфраструктуры, в рамках программы промышленной политики, формирование для этих целей бюджетных и внебюджетных фондов поддержки и развития производства; г) разработка и реализация инвестиционной политики в рамках программы промышленной политики края. К косвенным методам регулирования можно отнести: а) создание равных условий формирования, функционирования предприятий различных форм собственности, ориентированных прежде всего на производство необходимой для края продукции (работ, услуг), создание конкурентной среды между ними; б) формирование объектов производственной и социальной инфраструктуры, создающих условия для воспроизводства производительных сил края; в) налоговое регулирование в таких формах как снижение налоговых ставок, установление необлагаемого минимума, налоговые льготы и прочее. Перечисленные формы налогового регулирования относятся прежде всего к краевым налогам, частично могут относиться к федеральным налогам в части зачисления их в краевой бюджет, а также могут быть рекомендованы нижестоящим администрациям для вынесения на рассмотрение местным представительным органам; г) амортизационные льготы в виде ускорения амортизации, введения индексации, амортизационных отчислений на реновацию с повышенным коэффициентом для ряда предприятий. Реализация предложений по амортизационным льготам возможна при условии принятия соответствующих нормативных актов на уровне Правительства РФ или передачи данных полномочий на уровень субъектов федерации; д) формирование банка данных и создание системы информационного обеспечения прогрессивных технологий, конъюнктуры рынка, основных прогнозных показателей и прочее. Разработка и реализация промышленной политики края, прежде всего информационный процесс. Она может быть оперативной и эффективной на основе комплексного технико-экономического и социального обоснования, изучения и анализа конъюнктуры рынка. Такие обоснования могут базироваться только на получении своевременной, достоверной информации и эффективных методов ее обработки. Поэтому необходимо создание консолидированной системы связи и информации на краевом уровне под руководством ГлавУЭ, с привлечением отраслевых комитетов администрации края, краевого комитета по занятости населения, управления социальной защиты населения, финансового управления администрации края, комитета по управлению государственным имуществом Красноярского края, территориального управления государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур России, союза товаропроизводителей и предпринимателей, торгово-промышленной палаты, администраций нижестоящего уровня (районных, городских), промышленных предприятий всех форм собственности, расположенных на территории края. Необходимо также ввести систему подключения к республиканской и (при необходимости) к мировой информационным системам. Данной системой связи с применением производительных вычислительно-коммуникационных средств должны быть обеспечены и отраслевые комитеты администрации края, как ее структурные подразделения, реализующие и контролирующие промышленную политику края. Ввести современную систему автоматизации управления, что в условиях увеличения объема информации, ее оперативной обработки крайне необходимо. В условиях резкого перехода к чисто рыночным отношениям и сохранения прежних стереотипов мышления у многих руководителей производства крайне важна разъяснительно-пропагандистская деятельность со стороны исполнительных органов власти края. Эта сложная и кропотливая работа может быть возложена (помимо основных функций) на структуры, занимающиеся информационно-конъюнктурной деятельностью. Необходимо также формировать у производителей, населения края положительное восприятие необходимости проводимой промышленной политики. Осуществлять эту работу может отдел по общественнополитическим связям. Многие вопросы информационного обеспечения промышленной политики потребуют разработки и принятия ряда законодательно-нормативных актов на уровне края. 4. Экономические аспекты промышленной политики Одним из важнейших условий реализации приоритетов промышленной политики является оздоровление экономической среды, в которой осуществляют свою деятельность (налоговая, бюджетная, финансовокредитная, антимонопольная, амортизационная политика, система ценообразования). Указанные направления выходят за рамки собственно промышленной политики, однако без их решения невозможно дальнейшее функционирование промышленности. В финансовом аспекте целью промышленной политики края является прежде всего пополнение доходной части бюджета края по таким основным источникам, как налог на прибыль, НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и другим налогам, выплачиваемым промышленными предприятиями. В условиях сокращения объемов производства, полной или частичной остановки, взаимных неплатежей и ростом задолженности предприятий перед бюджетом доходная часть сокращается. В то же время расходная часть бюджета в связи с ростом инфляции, невыполнением финансовых обязательств республиканского бюджета перед нижестоящими бюджетами растет. Это еще больше усугубляет дефицит бюджета края, заложенный еще на стадии его формирования. Стабилизировать производство и за счет этого увеличить доходную часть бюджета в настоящее время невозможно без предварительных финансовых расходов и прежде всего из бюджета в виде льготных целевых кредитов, субвенций, а возможно и дотаций. Особо следует отметить, что финансовая поддержка из бюджета должна осуществляться в рамках программы промышленной политики, носить исключительно целевой характер, выделяться перспективным предприятиям, но не подпитывать потенциальных банкротов, не способных эффективно использовать эти средства. Кроме того, при выделении субвенций, кредитов необходимо в первую очередь стимулировать те виды производственной деятельности предприятий, которые основаны на кооперационных связях внутри края, на реализацию продукции внутри края. В этом случае денежные средства не будут вывозиться за пределы края, что должно привести к стабилизации денежной массы в крае и в конечном итоге способствовать увеличению доходной части бюджета края. Для реализации вышеперечисленных финансовых мероприятий необходимо в расходной части бюджета предусматривать фонд поддержки (стабилизации) промышленности. Возможно также создание внебюджетных целевых фондов с разработкой положений по их формированию и целевому использованию. При этом целевое использование внебюджетных фондов можно передать соответствующим отраслевым комитетам администрации края. Создание бюджетных и внебюджетных фондов для развития и стимулирования производства поможет профинансировать (преимущественно на возвратной основе) в рамках программы промышленной политики деятельность промышленных предприятий края по стабилизации производства, увеличению занятости, увеличению объемов выпускаемой продукции, что в итоге приведет к увеличению доходной части бюджета края. В условиях дефицита бюджета, недостаточного финансирования бюджетной сферы может возникнуть проблема с формированием бюджетного фонда развития и стабилизации производства (как на стадии формирования, так и утверждения бюджета). В случае положительного решения данного вопроса бюджетный фонд не сможет полностью покрыть потребность в финансировании. Поэтому следует обратить серьезное внимание на формирование внебюджетных фондов. На местах существуют внебюджетные фонды, которые формируются за счет различного рода штрафов и иных внебюджетных поступлений. В условиях низкой исполнительской дисциплины, нарушения правил содержания городов, дорожного движения и т.д., при соответствующем контроле со стороны администрации, на местах во внебюджетные фонды могут поступать значительные денежные средства. Используются они местными администрациями зачастую крайне нерационально, т. к. не подлежат контролю со стороны вышестоящих администраций и финансовых органов. В сложившихся условиях средства внебюджетных фондов могли бы быть использованы для поддержки предприятий, расположенных на данной территории (преимущественно на возвратной основе - льготные целевые кредиты). При создании внебюджетных целевых фондов на краевом уровне необходимо определить источники их формирования, направления расходования (в соответствии с программой промышленной политики) и передать право расходования данного фонда соответствующему отраслевому комитету администрации края, возложив на него при этом контроль за поступлением доходных источников в фонд. Внебюджетные фонды имеют существенное преимущество перед аналогичными бюджетными фондами в том, что средства внебюджетных фондов не подлежат контролю со стороны вышестоящих бюджетов, при формировании проектов бюджетов вышестоящими органами они не учитываются и расходуются на местах по собственному усмотрению (в соответствии с положением о фонде, утвержденном местным представительным органом власти). В соответствии с "Основными направлениями бюджетной политики на 1996 год", стратегия и тактика которых определены Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России" и программой Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" с учетом прогнозной оценки исполнения Федерального бюджета в 1995 году, в течение 1995-1996 годов в действующую в Российской Федерации налоговую систему предполагается внести существенные изменения, связанные с номинальным снижением налогового бремени. Реальное снижение налогового бремени произойдет за счет отмены спецналога, налога на превышение размера оплаты труда, включаемого в себестоимость продукции, ряда других мелких налогов. Предполагается также ликвидировать налоги, зачисляемые в бюджеты, объектом обложения по которым является выручка от реализации товарной продукции или ее себестоимость. Учитывая состояние промышленного производства в крае, снижение налогового бремени с товаропроизводителя не может привести к резкому росту объемов выпускаемой продукции, которые могли бы полностью компенсировать серьезное негативное влияние на доходную базу в 1996 году, указанных выше изменений в налоговой системе. В этом случае повышается роль имущественного и земельного налогов, обложение рентой наиболее эффективных производств, использующих природные ресурсы и наиболее эффективные месторождения. Усиление рентного налогообложения в отраслях, активно использующих природные факторы, позволит осуществить перераспределение капиталов между рентабельными и нерентабельными, перспективными или социально необходимыми предприятиями и отраслями промышленности. В основу налоговой политики в крае должны быть положены идеи, способствующие структурной перестройке и оживлению экономики. Налоговое регулирование на этапе осуществления экономической реформы должно быть направлено на: изменение механизма распределения прибыли и обеспечения перелива капитала в приоритетном направлении; стимулирование развития промышленного производства и малого предпринимательства; стимулирование отечественных и зарубежных инвесторов; поддержку предприятий, работающих на основе государственной контрактной системы; поддержку приоритетных инвестиционных проектов финансовопромышленных групп. Антимонопольная политика в сфере промышленного производства, реализуемая на базе "Государственной программы демонополизации экономики Российской Федерации" должна учитывать естественный монополизм в ряде отраслей промышленности. Кроме того меры по демонополизации должны быть увязаны с процессом интеграции предприятий в финансово-промышленные группы. Существенной проблемой, мешающей нормальному функционированию промышленных предприятий, является проблема взаимных неплатежей. В настоящее время во всех взаимных неплатежах внутри края определяющей является задолженность промышленных предприятий за энергоресурсы, транспортировку продукции по железной дороге и предприятий ТЭК и железной дороги в бюджет. Основная масса внешнего долга предприятиям края приходится на предприятия угольной промышленности. Для решения этой проблемы требуется применение таких первоочередных средств, как совершенствование системы взаимозачетов и развитие вексельного обращения. 5. Организационные и институциональные преобразования в промышленном комплексе Основными направлениями институциональных и организацион-ных преобразований являются: продолжение разгосударствления промышленного комплекса; создание системы управления собственностью, принадлежащей региону; поддержка малого и среднего предпринимательства, обеспечивающего гибкость производственной сферы и ее быструю адаптацию к изменению платежеспособного спроса. Для эффективной реализации промышленной политики продолжение разгосударствления промышленного комплекса должно строиться на следующих принципах: повышение эффективности деятельности предприятий на основе реконструкции и послеприватизационной поддержки, снижения дефицита краевого бюджета; реализация акций приватизуемых предприятий только на конкурсной основе, всем потенциальным покупателям. Конкурсная основа приобретения контрольных пакетов акций должна предусматривать не только предложения наивысшей цены, но и наиболее эффективного инвестиционного плана. В ряде случаев инвестор, выиграв конкурс, не выполняет его условий по зависящим и не зависящим от него обстоятельствам. Для исключения этого необходимо отработать механизм отбора инвестора и контроля за реализацией проекта. Одной из важнейших задач становится формирование краевого фондового рынка акций предприятий как регулятора инвестиционных процессов в рыночной экономике. При этом должны быть определены конкретные механизмы воздействия администрации края на фондовый рынок с целью вовлечения в инвестиционный процесс негосударственных инвесторов, стимулирования перелива капиталов в приоритетные направления производства. Чтобы обеспечить управляемость промышленными предприятиями, необходимо предусмотреть возможность закрепления за региональными органами исполнительной власти и местными органами самоуправления контрольного пакета акций или "Золотой акции" на определенный период. Для этого необходимо определить критерии и перечень таких предприятий. В настоящее время результаты деятельности предприятий во многом зависят от руководителей предприятий. Если вопросы подбора, назначения и подотчетности руководителей акционированных предприятий в законодательном плане решены, определены и отрабатываются методы работы с ними органов исполнительной власти, то такие вопросы для казенных, краевых и муниципальных предприятий не нашли отражений и в действующих законах и в части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поэтому необходимо: разработать и принять краевой закон "Об управлении краевым и муниципальным государственным предприятием"; подготовить предложения в Правительство Российской Федерации об участии края в управлении казенными предприятиями, расположенными на территории края. 5.1. Развитие предпринимательства и поддержки малого бизнеса Одним из основных направлений экономической реформы являются развитие предпринимательства и поддержка малого бизнеса. Малый бизнес призван содействовать решению многих важнейших народнохозяйственных проблем, в том числе реализуемых с помощью федеральных и краевых целевых программ, а именно: трудоустройство демобелизованных военнослужащих, молодежи, инвалидов, улучшения экологической обстановки и т.д. Поэтому представляется целесообразным, чтобы во всех целевых программах обязательно предусматривались мероприятия по стимулированию развития малого предпринимательства. С этим связано решение ряда социальных вопросов, в том числе создания дополнительных рабочих мест, формированием широкого слоя предпринимателей, насыщением потребительского рынка товарами и услугами, а также развитием конкуренции. Для решения задачи развития предпринимательства в крае необходимо определить приоритетные направления. Ими могут быть: производство и переработка сельхозпродукции; производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, инновационная деятельность. В крае должна быть создана действенная система государственной поддержки предпринимательства, которая должна предусматривать: формирование финансовой инфраструктуры поддержки малого бизнеса, включая систему кредитных, финансовых, инвестиционных и страховых структур; развертывание работы фонда поддержки предпринимательства; создание сети информационных центров и консультационных организаций для обслуживания интересов малого предпринимательства; организацию производственно-технологической поддержки малого предпринимательства; поддержку в области внешнеэкономической деятельности (организация деловых контактов с инофирмами и частными бизнесменами, подготовка предложений по привлечению иностранных инвесторов в малое предпринимательство); организацию системы обучения и переподготовки предпринимателей, включающую основы организации бизнеса и менеджмента. 5.2. Конверсия и диверсификация оборонной промышленности Промышленная политика в оборонном комплексе, как и в целом в промышленном комплексе, по своему характеру является структурной, т.е. ориентированной на поддержку происходящих под действием рыночных механизмов изменений и регулирование ими в необходимых пределах (в соответствии с изменившимися в новых экономических условиях структурой и объемом потребностей страны в промышленной и, в частности, оборонной продукции). К основным проблемам оборонного комплекса края относится: сложившаяся структурная избыточность мощностей военного производства; недостаточность и неэффективность использования ассигнований, направляемых на нужды конверсии оборонных предприятий; потери со стороны государства функций управления предприятиями, находящимися в государственной собственности; разрыв хозяйственных связей с поставщиками как в Ближнем зарубежье, так и в самой России; отсутствие определенности с оборонными заказами; несвоевременное и неполное финансирование оборонных заказов. Ясно, что перечисленные проблемы внутри края решить не представляется возможным. Однако, целый ряд задач, встающий перед предприятиями в процессе конверсии, таких как привлечение средств краевого и местных бюджетов, преодоление межотраслевых барьеров, затрудняющих кооперацию некомплектных производственных мощностей, маркетинговые исследования и т.п. можно решить на краевом уровне. На региональном уровне должны решаться задачи, которые с одной стороны не под силу предприятиям, а с другой - нецелесообразно возлагать на органы государственного управления. Мощный оборонный комплекс края вполне способен обеспечить развитие альтернативных направлений энергетики, особенно в решении проблемы перехода от централизованных систем к индивидуальным и узловым в теплоснабжении населения, решая важнейшие социальные задачи. Немаловажным обстоятельством является наличие возможности полного обеспечения энергетики приборной техникой учета, прежде всего тепла и воды, аппаратурой регулирования параметров энергосистемы, что в свою очередь окажет решающее влияние на реальное энергосбережение в самой промышленности и, как следствие, снижение энергоемкости и повышение конкурентноспособности продукции. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|