Расширенный поиск
Постановление Администрации Красноярского края от 11.07.1997 № 384-пАДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 11.07.97 г.Красноярск N 384-п Об Основах концепции музейного дела в Красноярском крае В целях разработки концепции музейного дела в Красноярском крае ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Основы концепции музейного дела в Красноярском крае (прилагаются). 2. Поручить комитету по делам культуры и искусства администрации края (Рукша) разработать концепцию развития музейного дела в крае и представить на рассмотрение совета администрации края в срок до 1 февраля 1998 года. 3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора края Глушкова Н.С. 4. Постановление вступает в силу со дня подписания. Губернатор края В.М.Зубов Утверждены постановлением администрации от 11.07.97 N 384-п Основы концепции музейного дела в Красноярском крае Происходящие изменения в общественно-политической и социальной жизни в стране требуют детального изучения состояния и перспектив развития одного из важнейших направлений культурной деятельности - музейного дела в крае. С точки зрения музейных работников, деятелей культуры, профессорско-преподавательского состава вузов, краеведов, общественников, необходимо разработать научно обоснованную, современную концепцию музейного дела, которая отвечала бы практике отечественной и мировой музеологии, включающую в себя исторический опыт музейного строительства в крае, опирающийся на его богатейший исторический, научно-естественный, экономический и культурный потенциалы. Основы концепции музейного дела в крае представляют собой описательный перечень задач и проблем, которые должны быть учтены разработчиками в качестве структуры концепции. К их разработке были привлечены музейные работники крупнейших музеев края, ученые. В работе использованы музейные и архивные документы, информационные и методические материалы по вопросам музеологии отечественных и зарубежных источников. Предполагается, что после обсуждения и утверждения данного документа группа ведущих музееведов края с привлечением специалистов института культурологии Министерства культуры Российской Федерации, ученых края осуществит в течение 1997 года и первого квартала 1998 года разработку концепции. Разработчики предлагают следующую структуру Концепции музейного дела в крае. Введение В данном разделе описываются цели разработки концепции, продиктованные изменением общественно-политической жизни страны и края, основанные на его геополитическом положении, роли в культурном и экономическом потенциале страны. Музей рассматривается как особый социально-культурный институт, способный в своей деятельности осуществлять неразрывное единство исторического прошлого, настоящего и будущего. Приводится понятийный аппарат музейного дела. Такая постановка задачи обусловлена уникальной возможностью музея генерировать культуру, именно так называлась одна из последних генеральных конференций Международного Совета музеев (1989г.). Это событие фактически обозначило новую эпоху в развитии музейного дела. Созидательная ориентация музея проявляется в том, что он активно и целенаправленно сводит дистанцированные во времени и пространстве ценности. Вещи, которые хранятся в музеях, имеют особую ценность. Появление инвентарного номера музея на любом предмете или произведении - знак особого качества, особой социальной значимости, поэтому музей, формируя свое собрание, не только хранит культурные ценности, но и создает их, а также повышает ценность отдельных предметов, включая их в контекст масштабных культурных явлений и процессов. Кроме того, музеи сегодня осваивают такой новый для них вид событий, как презентация культурных новообразований, еще не вошедших во взаимодействие с основным потоком культурной жизни. И, наконец, третий, очевидный аспект. Согласно новейшим исследованиям в области теории культуры новые культурные смыслы и ценности образуются в области принципиально разных, взаимонепереводимых языков. Фактически музей и является одной из таковых, притом наиболее продуктивных, областей человеческой деятельности. Введение имеет также разделы, которые можно озаглавить в порядке значимости постановки проблемы: музейная профессия, музеология, непрофессионалы на музейной площадке, мировые и российские музейные инфраструктуры. Это позволит ввести специалистов, широкий круг общественности в постановку новых задач существования музея в общем культурном процессе края. Предполагается, что концепция будет иметь две главы. Первая - аналитическая часть, в которой будут описаны на основе изучения, анализа и практики работы текущая ситуация и проблемы музейного дела края. Глава первая. Аналитическая часть концепции Раздел первый аналитической части должен представлять собой описание истории возникновения и развития музеев в крае. Музейная сеть Енисейской губернии начала складываться в XIX веке в связи с потребностью всестороннего изучения края. Побудительным мотивом к ее формированию стали итоги знаменитых экспедиций XVIII века Мессершмидта, Палласа, Георги, значительный вклад в становление музейного дела внесло Красноярское отделение Императорского Русского географического общества, огромен вклад энтузиастов краеведов-любителей. Уже в 80-90 годах прошлого века газеты "Сибирь", "Восточное обозрение" поместили ряд статей, посвященных вопросам организации и деятельности научных обществ и музеев, среди них - статьи Н.М.Мартьянова "Историческая записка о музее и библиотеке в г.Минусинске", Д.А.Клеменца "Местные музеи и их значение в провинциальной жизни". Нет ни одного музея того периода в крае, в организации и деятельности которого не участвовали бы политические ссыльные. Активное участие принимала в музейном строительстве местная интеллигенция. Крупнейший музей Сибири - Минусинский - основан по инициативе аптекаря Н.М.Мартьянова, в организации общественного музея в г.Енисейске принимали участие директор прогимназии Л.А.Карпов и врач В.Д.Жилин. Характерным явлением того времени было то, что среди музейных деятелей губернии находились исследователи, приехавшие из центральной России с целью организации местных музеев, среди них - врач Н.В.Кириллов. Значительна роль и местных предпринимателей, выделявших по тем временам значительные суммы на нужды научных экспедиций и создание музеев. Музейный фонд края хранит документы, подтверждающие меценатскую деятельность золотопромышленников Кузнецова, Рябкова, Токарева. Круг лиц, принимавших участие в комплектовании фондов музеев, достаточно обширен, он охватывал широкие слои населения, в том числе и крестьянство. Итак, музейная сеть Енисейской губернии формировалась на протяжении длительного исторического периода, начиная с 1877 года - года открытия Минусинского краеведческого музея. Динамика открытия музеев в крае в конце XIX века достаточно интенсивна. Так, в 1883 году создан музей в г.Енисейске, в 1887 году - в г.Ачинске, в 1888 году - в г.Красноярске. Первоначально все они носили гордый статус общественных. Во всех создаваемых музеях губернии преобладали коллекции естественно-исторического характера, что отвечало потребности изучения именно этого аспекта жизни губернии. Несмотря на то, что возможности местных музеев в условиях дореволюционной России не могли быть использованы полностью, однако, пропагандируя знания о крае, откликаясь на все явления общественной жизни страны, музеи вносили свой вклад в развитие русской демократической культуры. Изучение истории музеев губернии второй половины XIX и начала XX века позволяет прийти к следующим выводам: возникновение музеев было вызвано развитием капиталистических отношений в России и связанной с этим потребностью изучения страны в географическом, естественно-историческом, экономическом и историческом отношениях. Важную роль в организации музеев играло общественное просветительное движение второй половины XIX века; музеи создавались без участия государства, при активном содействии прогрессивных ученых и деятелей, являясь учреждениями общественного характера; музеи, созданные в результате исследования края, использовались для практической помощи местному хозяйству, для пропаганды научных знаний среди населения; в начале XX века выработался тип местного музея с комплексом отделов, отражавших природу, историю и экономику своего края; в результате собирательской деятельности музеев многими из них накоплены значительные фонды, не утратившие своего значения и до нашего времени. Таковы собрания Минусинского, Красноярского, Ачинского и Енисейского музеев; экспозиционная деятельность передовых музеев края характеризовалась поисками наиболее доходчивых методов показа музейных материалов и была тесно связана с развитием науки своего времени; рост числа музеев, многообразие и богатство сосредотачиваемых в них материалов, развитие экспозиционной и просветительной деятельности вызвали потребность в разработке общих научнометодических принципов построения музеев. Второй раздел аналитической главы, по замыслу авторов, представляет собой характеристику музеев края. Ныне музейная сеть включает 32 государственных музея, в том числе: краеведческих - 15, историко-краеведческих - 2, мемориальных - 2, художественных - 1, историко-этнографических - 3, культурологических - 1, музейно-выставочных центров - 2, выставочных залов - 3, художественных и картинных галерей - 3. Общая площадь музеев составляет 123675,32 кв.метра, в том числе под экспозиционную площадь занято 24136,27 кв.метра. Число экспонатов основного музейного фонда составляет 636651 единицу хранения, научно-вспомогательного фонда - 262662 единицы хранения. Раздел предусматривает краткую историю создания каждого музея, характеристику действующей экспозиции, наиболее значимых коллекций. Минусинский региональный краеведческий музей им.Н.М. Мартьянова. Основан в 1877 году Н.М.Мартьяновым. Музейный фонд содержит более 150 тысяч предметов - памятников, связанных с природой и историей края. Археологическое собрание музея насчитывает более 25 тысяч экспонатов, в составе его - уникальная коллекция древней бронзы. Научная библиотека музея, возникшая одновременно с ним, уникальна и составляет единое целое с музеем. Енисейский краеведческий музей. Основан в 1883 году сибирским ученым А.И.Кытмановым. В фондах музея - свыше 40 тысяч ценнейших экспонатов, сформированные коллекции по всем периодам истории Енисейска и Енисейского района. Ачинский краеведческий музей и публичная библиотека. Открыты в 1887 году, а в 1888 году музей посетил исследователь Сибири, в то время политический ссыльный, Д.А.Клеменц. Он первый составил описание коллекций музея. Основатель музея - учитель городского трехклассного училища Д.С.Каргополов. Музей имеет достаточно драматическую историю. С 1944 по 1948 годы музей был закрыт, многие коллекции в этот период были утеряны. В настоящее время фонды музея насчитывают около 20 тысяч экспонатов. В течение 6 лет идет реконструкция нового выделенного здания. Красноярский краевой краеведческий музей. Открыт в 1888 году по инициативе супругов Матвеевых. Является крупнейшим в Сибири. Его фонды насчитывают более 350 тысяч экспонатов по полному краеведческому профилю. В структуру музея на правах филиалов входят 5 самостоятельных музеев. Является головным методическим центром музеев зоны Восточной Сибири. Основное здание находится 10 лет на реконструкции. В настоящее время осуществляется полная реэкспозиция музея на основе новых концептуальных подходов с учетом современной методологической и методической ориентации. Канский краеведческий музей. Основан в 1912 году инспектором городского четырехклассного училища Д.С.Каргополовым. В 1992 году местные городские власти в принудительном порядке выселили музей из здания бывшего Спасского собора практически без предоставления другого помещения. В музее - свыше 15 тысяч единиц основного и 13 тысяч единиц научновспомогательного фонда хранения. В течение 5 лет идет реставрация нового помещения. Эвенкийский окружной краеведческий музей. Ровесник автономного округа, образованного в 1927 году. Музей является практически единственным общедоступным хранителем исторических реликвий истории и культуры эвенков, якутов, кето в округе. Обладает уникальной этнографической экспозицией. Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское". Открыт в 1930 году на базе двух домов, в которых жил в период сибирской ссылки В.И.Ленин, как филиал Минусинского краеведческого музея. В 1970 году был образован музей-заповедник "Сибирская ссылка В.И.Ленина", в 1993 году перепрофилирован в историко-этнографический музей-заповедник. Сохраняя изначально заложенную в идею создания мемориальность комплекса, музей успешно осваивает работу по пропаганде, сохранению и изучению традиций материальной и духовной культуры населения юга края. Является крупнейшим музеем подобного типа в России. Активно развивается в направлении, приближающем его к модели экомузея. Таймырский окружной краеведческий музей. Создан в 1937 году. Обладает обширной коллекцией предметов быта населения округа, естественно-научными экспонатами, материалами по истории освоения Енисейского севера и Арктики. Строится новое, спроектированное здание музея. Туруханский мемориальный музей Я.М.Свердлова и С.С.Спандаряна. Открыт в 1938 году. Расположен в двух деревянных домах, где жили в годы ссылки деятели революционного движения. В 1996 году коллегия комитета по делам культуры и искусства администрации края приняла постановление о новой концепции музея для перепрофилирования его в музей истории Туруханского края. Государственный музей истории освоения и развития Норильского промышленного района. Фактической датой открытия музея считается 1939 год, когда был открыт геологический отдел музея. До 1989 года был ведомственным музеем Норильского горно-металлургического комбината. В марте 1989 года получил статус государственного. Уникальная коллекция музея состоит из исторических, мемориальных и минералогических экспонатов. Здесь создана лучшая экспозиция, посвященная жертвам ГУЛАГа в крае. Фонд музея - свыше 24 тысяч экспонатов. Музей-усадьба В.И. Сурикова. Открыта в 1948 году, в столетнюю годовщину со дня рождения художника. Площадь музея - 0,5 гектара. В музее хранится около 90 живописных и графических работ художника, личные вещи и фотографии. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова. Открыт в 1958 году, в основу музея легла коллекция художественного отдела краеведческого музея. Расположен в трех зданиях, что создает существенные неудобства для работы, в связи с этим в музее отсутствует единая экспозиция, фонды музея находятся в неприспособленных, не соответствующих требованиям хранения помещениях. Располагает значительной коллекцией русского искусства XVIII-XIX веков, советского изобразительного искусства и самой крупной коллекцией работ красноярских художников. Тасеевский краеведческий музей. Основан в 1964 году. Начало по сбору материалов о Тасеевской партизанской республике было положено П.И.Новицким, энтузиастомкраеведом. До 1991 года работал на общественных началах. В 1990 году музей получил специально построенное здание и стал филиалом Канского краеведческого музея. С 1993 года - самостоятельный. Экспозиция музея знакомит с историей села Тасеево, пребыванием в Тасеевской волости ссыльных декабристов, с партизанской республикой. Курагинский краеведческий музей. Основан в 1964 году. 1 ноября 1991 года стал государственным. Музей насчитывает более 2,5 тысячи экспонатов, отражающих прошлое, настоящее и будущее Курагинского района, в том числе историю Ирбинского рудника и пребывание в ссылке декабристов. Мотыгинский краеведческий музей. Открыт для посетителей в 1968 году, работал на общественных началах, размещаясь в общеобразовательной школе. Руководителем музея до 1980 года была педагог В.Ф. Ростовских. В 1991 году стал государственным музеем. Комплектует, изучает и хранит памятники истории и культуры Нижнего Приангарья края. Музейно-выставочный центр г.Назарово. Основан в апреле 1970 года как музей на общественных началах. Основатель и создатель музея - школьный учитель истории П.В.Зарубкин. В 1990 году приобрел статус государственного. Основной фонд - более 6 тысяч единиц хранения. Сочетает в себе собственно краеведческий музей истории города и района и выставочный зал, где постоянно проходят выставки живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства, детского творчества. Исторический музей "Мемориал Победы" г.Красноярска. Тематический музей. Открыт в 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Создан на основе материала, собранного клубом "Мемориал Победы". Основной фонд музея - 447 единиц хранения. Состоит из образцов вооружения, ряда надгробий, Вечного огня Славы и Некрополя, где на мраморных стенах выбиты бронзой фамилии более 12 тысяч погибших в боях за Родину. Там же - фотоэкспозиция, рассказывающая об участии красноярцев в войне. Норильская художественная галерея. Открыта в 1977 году, сначала как филиал Красноярского художественного музея им.В.И.Сурикова, в 1988 году преобразована в самостоятельный музей, обладающий значительным собранием произведений современного искусства, в том числе - ведущих советских художников 70-80 годов. Красноярский городской выставочный зал. Открыт в 1978 году в помещении Покровской церкви, в 1989 году переведен в помещение по пр.Металлургов, 13а. Проводятся как временные выставки, так и экспонируется собственный фонд - произведения советских художников 70-90-х годов, в т.ч. Красноярского края. Красноярский культурно-исторический и музейный комплекс. Был открыт в 1987 году как Красноярский филиал Центрального музея В.И.Ленина, первый в Сибири и на Дальнем Востоке. С октября 1991 года работает как многопрофильный культурный музейный комплекс. Основной фонд составляет более 13 тысяч единиц хранения. Является моделью культурного учреждения, осуществляющего широкую многофункциональную культурологическую деятельность. Это новый тип учреждения культуры, рассчитанный на принципиально новый подход в выборе форм деятельности, - культурологический центр, в котором пересекаются между собой история, культурология, этнология, археология, философия, музыка, театр, искусство. Это место общения и диалога самых различных культур, сообществ, конфессий, общественных течений. Кроме того, музей взял на себя разработку сложнейших культурологических межмузейных и международных акций, важнейшими из которых являются организация единственной в мире музейной Биеннале и создание международной ассоциации "Открытый музей". Краснотуранский историко-этнографический музей. Открыт в апреле 1981 года как музей В.И.Ленина. Музей размещался в мемориальном доме политического ссыльного И.И.Ромашкова. В 1989 году был передан как филиал Минусинскому региональному краеведческому музею им. Н.М.Мартьянова, в 1982 году становится самостоятельным. Музей имеет уникальную коллекцию историко-бытовых предметов украинцев, белорусов, немцев. Златоруновский историко-краеведческий музей Ужурского района. Основан в декабре 1982 года. Основатель музея - Д.И.Лунев. Основной фонд музея составляют 1250 единиц хранения. В коллекции музея представлены аттестаты, дипломы и медали всех степеней, которых были удостоены животноводы совхоза "Учумский" на выставках народного хозяйства, предметы механизации производственных процессов, макеты животноводческого комплекса - то есть все то, что характеризует совхоз "Учумский" как предприятие по развитию тонкорунного производства и крупного рогатого скота. Уникальна коллекция полезных ископаемых, подаренная музею геологами. Шушенская народная картинная галерея им. И.В.Рехлова. Открыта в 1983 году. Основу фондов галереи составила коллекция произведений современного изобразительного искусства, собранная частным коллекционером И.В.Рехловым. В настоящее время галерея обладает обширным собранием живописи и графики современного российского и зарубежного искусства. К сожалению, ввиду отсутствия помещения галерея ныне практически перестала действовать. Учредителем галереи ранее был крайсовпроф, ныне не оказывающий никакой финансовой поддержки музею. Ачинский городской выставочный зал. Открыт в 1984 году. Основу коллекции музея составляют работы известных красноярских художников, таких как: Т.Ряннель, В.Сергин, В.Кудринский, а также работы художников и мастеров декоративно-прикладного искусства Ачинского района. В зале постоянно проходят различные передвижные выставки. Музейно-выставочный центр г.Железногорска (Красноярск-26). Решение о создании городского музея было принято в марте 1984 года. В августе 1988 года открыта первая стационарная экспозиция по истории города, охватывающая период 50-80 годов. В фондах музея - свыше 45 тысяч единиц хранения. Становление музея происходило в городе, который долгое время имел статус "закрытого" и теперь открывает себя жителям Красноярского края. В настоящее время является уникальным учреждением музейно-культурологического направления среди музеев закрытых городов, ведущим большую работу по возрождению народных традиций, промыслов и ремесел, инновационную деятельность по организации разнообразных музейных акций. Кежемский историко-этнографический музей им. Ю.С.Кулаковой. Второй музей в крае, носящий имя своего основателя - Кулаковой Юлии Степановны, краеведа, заслуженного работника культуры России. Открыт в 1985 году как историко-революционный, получил статус государственного, в 1992 году уточнен профиль музея, т.к. фонды, насчитывающие более 9 тысяч единиц хранения, в большей степени отражают природу Приангарья, быт, традиционные промыслы, ремесла, жизненный уклад, традиции ангарцев. Шарыповский историко-краеведческий музей. Основан 24 сентября 1986 года как общественный, в 1994 году стал государственным. Насчитывает 2,5 тысячи единиц хранения основного фонда. Музей располагает документами и вещественными экспонатами, освещающими историю КАТЭКа, Березовской ГРЭС-1. Уникальна коллекция минералов, памятников археологии, найденных на территории Шарыповского района. В настоящее время экспозиция свернута, т.к. намечена реэкспозиция. Лесосибирский городской выставочный зал. Открыт в 1987 году как филиал Красноярского художественного музея им. В.И.Сурикова, в 1992 году преобразован в самостоятельный музей. Основу коллекции музея составляют работы советских художников 70-80-х годов, переданные в дар музею Министерством культуры России, и работы художников и мастеров декоративно-прикладного искусства творческого народного объединения "Енисей". Диксонская художественная галерея. Открыта в 1988 году. Самый северный художественный музей мира. Основой коллекции послужили работы, переданные Министерством культуры России, союзами художников СССР и России, управлением культуры Красноярского крайисполкома. Минусинская городская картинная галерея. Открыта 17 октября 1990 года. В числе инициаторов создания были В.Я.Крупский, ныне - директор галереи, и Л.А.Полежаева, заведующая городским отделом культуры. Основу фондов галереи составили работы художников юга края, где сформировалась особая художественная система, в которой переплетаются тенденции современного авангардного искусства и тенденции древней хакасской культуры. Лесосибирский музей леса. Тематический музей, не случайно появившийся в городе, где основная отрасль промышленности - лесная. Открыт 1 мая 1990 года как общественный и в том же году приобрел статус филиала Енисейского краеведческого музея. В связи с большим материалом по истории и развитию лесной отрасли края преобразован в государственный музей леса. Число экспонатов основного фонда - более 7 тысяч единиц хранения. Экспонаты рассказывают о флоре и фауне Енисейского района, проблемах экологии, технологиях лесодобычи, лесопереработки и лесоэкспорта. Игарский краеведческий музейный комплекс. Открыт 1 июля 1991 года на базе единственного в мире уникального музея в вечной мерзлоте, основанного в 1965 году по инициативе А.М.Пчелинцева, бывшего тогда начальником научно-исследовательской мерзлотной станции. Основной фонд - более 3 тысяч единиц хранения, представляет собой комплекс музейных источников, документирующих процессы и события, происходящие на территории Игарского района с начала XVIII века и до наших дней, в том числе историю спецпереселений, 503-й стройки, роль Игарки в освоении Северного морского пути, пребывание в Игарке В.П.Астафьева. Богучанский краеведческий музей. Открыт 15 февраля 1991 года на базе Богучанского филиала Канского краеведческого музея. Создан энтузиастом-краеведом Д.М.Андопом. Основной фонд музея - 4 тысячи единиц хранения. В основу экспозиции легли письменные источники, фотографии, связанные с пребыванием на Ангаре политических ссыльных времен царизма, предметы археологии, которые позволяют проследить историю Приангарья с древнейших времен, предметы труда и быта древних эвенков, проживавших на берегах Ангары и ее притоках. Уникальна коллекция картин местного художника И.Колпакова. Боготольский краеведческий музей. Открыт 7 августа 1993 года на базе общественного. Основной фонд - около 3 тысяч экспонатов. Уникальные фотографии рассказывают о строительстве Транссибирской магистрали, станции Боготол и самого города. Представлены материалы о писателях, поэтах, родившихся в Боготоле: А.Ероховце, М.Юдалевиче, А.Шмакове, П.Ермолаеве, предметы быта крестьян Причулымья. Важнейшим разделом данной главы, с точки зрения разработчиков, должны стать проблемы современного состояния и развития общественных музеев. В крае действуют 168 таких музеев самого различного профиля: исторические, краеведческие, этнографические, технические. Наибольшее распространение получили музеи истории трудовых коллективов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, учебных заведений, сел. Обычно их называют музеями боевой и трудовой славы. Современная сеть общественных музеев края достаточно сложна и не в полной мере изучена. Обуславливается это их ведомственной принадлежностью, стремлением отдельных руководителей музеев обособить их от общих потоков местной культурной жизни и тем самым обеспечить собственную "профессиональную независимость" от территориальных органов культуры. Как правило, инициатива их создания принадлежит отдельным личностям или группе лиц, осуществляющим это благородное дело. Наиболее крупная сеть - школьные музеи, число их более 130. Правовая основа их существования до сих пор определена нормативными актами 1985 года Министерства образования СССР. Большую группу составляют музеи, созданные на промышленных предприятиях края. Старейший из них - музей трудовой славы АО "Сибтяжмаш", созданный еще в 1966 году. Практически каждое крупное промышленное предприятие края имеет собственный музей. Ряд музеев из числа ведомственных имеет принципиальное значение для культурной политики края, прежде всего уникальностью находящихся в них экспонатов, цельностью экспозиций. К ним относятся, в первую очередь, музеи: геологии Центральной Сибири, истории милиции Красноярского края, истории Красноярской железной дороги, истории развития судоходства на Енисее, истории спорта. В крае работают три музея высших учебных заведений. После изменения порядка открытия музеев в стране в период с 1984 года ряд общественных музеев решением органов местного самоуправления переведен в муниципальную сеть и вошел в единую музейную сеть России. Данная тенденция прослеживается и в настоящее время. Главными недостатками их деятельности являются замкнутость пространства и ограниченные возможности для приема сторонних (не работающих, не обучающихся), находящихся вне границ объекта посетителей. Отсутствие постоянного и централизованного методического руководства общественным музейным движением породило проблему квалифицированной экспозиционной и научно-собирательной деятельности. Коллекции музеев в большинстве случаев изучены не полностью. Вместе с тем, в их фондах хранится достаточное количество раритетов не только местного, но и российского значения. Концепция должна предусматривать визуальное изучение фондов и состояния дел в каждом музее. Предстоит организовать паспортизацию всех музейных коллекций вне зависимости от форм собственности в соответствии с Законом Российской Федерации "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Принципиально важными являются также проблемы повышения социальной значимости данной категории музеев, активного включения в процессы культурной жизни края, их интеграция в крупные музейные проекты, реализуемые в крае, расширения диапазона выставочной деятельности, совершенствования музейных экспозиций. К сожалению, экономические проблемы настоящего времени существенно отразились на жизни музеев на общественных началах. Значительно сокращены и без того мизерные штаты, не отпускаются средства на совершенствование экспозиционной деятельности, закупку экспонатов. В таких условиях незащищенными становятся как музейные экспонаты, так и сама организация культуры - музей. Отсюда концепция должна предусматривать систему охранных мер, способных защитить и сохранить этот лучший институт общественного участия в культурном просветительстве. Заключительный раздел данной главы планируется посвятить общим проблемам состояния музейного дела в крае. Как видно из далеко не полного и конспективного обзора сети музеев, описанных в предыдущем разделе, Красноярский край является одной из наиболее крупных территорий Российской Федерации, обладающей уникальным музейным потенциалом. Особую ценность ему придают, во-первых, разнопрофильность музеев, во-вторых, широта географии их размещения, в третьих, постоянно увеличивающаяся их численность. Необходимо отметить, что инициатива, а это особенно ценно, их создания рождается непосредственно на местах. Как правило, авторами ее являются энтузиасты, в подавляющем числе случаев бескорыстно осуществляющие эту работу. Современная история культуры края вряд ли может найти другой пример общественного начала в организации просветительской деятельности кроме как музейное строительство. Будем учитывать, что любой музей - это организация культуры на продолжительное время. Текущее состояние музейного дела в крае характеризуется некоторыми общими для России тенденциями. Изменения, касающиеся музеев, менее динамичны по сравнению с другими сферами культуры, что обусловлено консервативностью самой природы музея как общественного института. Это выражается, прежде всего, в сохранении на протяжении последних лет во многом в неизменном виде организационно-правовой формы музеев как государственных учреждений; в высокой степени централизации финансирования с преобладанием дотаций из бюджетов; в унифицированной управленческой структуре; в формах и методах учета и организации хранения музейных ценностей. Свою роль в системе управления сохраняют общественные организации: совет директоров музеев, участие в разного рода ассоциациях, например, в учрежденной в 1995 году Красноярской международной ассоциации "Открытый музей", в Международном Совете музеев (ИКОМ). Вместе с тем, музейная жизнь края имеет существенные отличия от общероссийских. Она обусловлена историческими, экономическими обстоятельствами развития социальной инфраструктуры края, традициями, общим состоянием культурного потенциала. С точки зрения разработчиков, необходимо выделить следующие вопросы, дающие довольно четкую картину музейного дела в Красноярском крае: незначительна внутрикраевая музейная интеграция; открывающиеся новые музеи в структуре своих экспозиций похожи. Недостаточное методическое руководство научной деятельностью музеев края не дает разрешения этим процессам; в отдельных музеях края очень медленно изменяются существующие экспозиции. Причиной такого положения является отсутствие необходимых средств для создания экспозиций. С другой стороны - недостаток знаний современных тенденций, экспонатуры для их создания; продолжающееся в течение ряда лет сокращение числа посетителей музеев. Причинами этого являются слабая пропагандистская деятельность музеев, потеря устойчивых связей с разными категориями пользователей музея, туристическими организациями; преобладание индивидуальных посещений перед групповыми; сокращение лекционной работы; увеличение числа мероприятий, проводимых непосредственно в зданиях музеев, расширение тематики сопутствующих осмотру экспозиций разнообразных форм просветительной деятельности; сокращение выставочной деятельности вне стен основного здания; сокращение объема экспозиционной работы (например, археологических, этнографических экспедиций); сокращение объемов приобретения экспонатов основного фонда за счет приобретения ценных предметов антиквариата, произведений изобразительного искусства; однообразие форм собственности музеев. В крае практически отсутствуют частные музеи, художественные галереи; в крупнейших музеях края (Красноярском краевом, Канском, Ачинском городских краеведческих музеях) в течение длительного времени проходит капитальный ремонт. Заметим, что в Красноярске уже выросло целое поколение детей, ни разу не побывавших в краеведческом музее. Аналогичные выводы можно сделать и о других городах края; отсутствие систематической работы по реставрации музейных коллекций. Так, в соответствии с отчетными данными 24262 экспоната музейного фонда требуют срочных реставрационных работ. Отметим, объем реставрируемых экспонатов, напротив, ежегодно падает. В 1996 году отреставрировано только 388. Основная причина - отсутствие средств. Проводимые консервационные работы через два, три года не смогут обеспечить сохранность отдельных ценных экспонатов коллекций; формирование бюджета музеев в подавляющем большинстве случаев сориентировано только на бюджетную дотацию. Недостаточно используются формы привлечения дополнительных ресурсов. Маркетинговая деятельность в музеях находится в стадии становления, тогда как другие участники культурного процесса края уже в течение целого ряда лет решают эти вопросы современными способами хозяйствования. Однако перечисленные выше тенденции не могут охватить всего спектра проблем нынешнего состояния музейного дела в крае. Естественно, в условиях острого бюджетного кризиса недостаток финансовых средств является ключевым вопросом совершенствования всех сторон жизни музея: научно-исследовательской, собирательской, просветительской, хозяйственной. Вместе с тем, отсутствие четких ориентиров, основополагающих установок, разобщенность в действиях приводят к нерациональному использованию и без того недостаточных средств. Ввиду этого, по мнению разработчиков, разделы проектной главы концепции должны быть сформированы с учетом тенденций как текущего, сложного и противоречивого фрагмента отечественной истории, так и должны иметь достаточно убедительные прогностические ориентиры на следующие годы. Глава вторая. Проектная часть концепции В современной обстановке из первоочередных задач, решаемых будущей концепцией, выделяется проблема плотности музейной сети края, проблема музейного статуса. Этим вопросам предполагается посвятить первый раздел данной главы. Как было уже отмечено выше, процесс создания новых музеев в крае продолжается, в подавляющем числе случаев продолжается спонтанно. Можно смело прогнозировать, что в ближайшие и в более отдаленные годы он будет продолжаться. Одним из наиболее вероятных направлений будет создание муниципальных районных и городских краеведческих музеев. Побудительным моментом к этому благородному явлению будут, с одной стороны, традиционные просветительские задачи, с другой, желание систематизировать и сохранить весь спектр исторического наследия и хроники жизни территории. Планировать данный процесс достаточно сложно и, вероятно, нецелесообразно, но возможно сформулировать некоторые условия, при которых, можно полагать, будет осуществляться работа в этом направлении: 1. Наличие общественного музея, имеющего значительные фонды, и сотрудников, которые продолжают расширять научно-собирательную деятельность. Действующий музей перерастает рамки общественного музея. 2. В территории есть личность - энтузиаст - краевед или инициативная группа, выдвигающая перед администрацией задачу открытия музея. 3. Учредитель общественного музея отказывается содержать музей. Администрация территории вынуждена принимать музей в муниципальную собственность. 4. Идея создания музея инициируется администрацией территории. Формирование музея начинается с нулевой отметки. Мотивы такого решения могут быть различными, включая личностные. 5. Музей начинает создаваться по решению вышестоящей организации. Факторами, обуславливающими процесс, могут стать: наличие помещения, обеспечивающего нормальную работу музея с полным или частичным набором необходимых помещений, наличие финансовых возможностей, способных обеспечить как формирование, так и дальнейшее содержание. Основным ограничением таких действий могут стать действующие социальные нормы и нормативы, в соответствии с которыми Министерством культуры Российской Федерации в 1996 году утверждено, что музей может быть открыт в населенном пункте с числом жителей до 20 тысяч человек, являющимся районным центром. В соответствии с таким нормативом практически каждый районный центр края может претендовать на открытие собственного музея. Вторым, наиболее вероятным направлением увеличения сети музеев края и повлекшим за этим изменение плотности музейной сети, может стать процесс открытия частных музеев на основе личных коллекций коллекционеров различных направлений, а также специализированных небольших выставочных залов, в которых экспонируются работы одного художника, творческого объединения молодых художников и т.д. Примером такого выставочного зала может служить галерея "М*Арт" в г.Красноярске. Долевое участие в финансировании их деятельности могут принимать органы местного самоуправления и территориальные органы культуры. Разработчикам концепции для составления прогноза данного направления предстоит провести значительную аналитическую работу по сбору информации о потенциальных владельцах таких галерей, их профиле, вероятных сроках открытия. Планируемая помощь органов культуры: предоставление помещений, обеспечение охранных мероприятий. Перспективным направлением увеличения числа музеев в крае является потенциальная возможность создания собственных музеев коммерческими структурами. Достаточно известен факт приобретения целого ряда шедевров изобразительного искусства на международных аукционах Столичным Банком Сбережений (Москва), другими крупнейшими коммерческими банками страны. Имеется информация о формировании отдельными банками края собственных коллекций работ красноярских художников, которые, несомненно, через определенное время могут быть представлены посетителям. Проблема плотности музейной сети края пересекается с вопросом придания и перемены статуса музея. Разработчикам концепции предстоит на основе фактографических, профессиональных, экономических и статистических данных проанализировать работу ведомственных музеев края. Следует полагать, что потенциал ведомственных музеев, таких, как музей геологии Центральной Сибири, музей истории спорта Красноярского края, музей краевой клинической больницы N 1, музей истории органов внутренних дел края и других в настоящее время используется недостаточно. Это обусловлено в определенной мере их статусом. Отметим, что отдельные из них финансируются из краевого бюджета. Изменение статуса должно рассматриваться не как изменение учредителя, а как расширение полномочий музея. В соответствии с мировым опытом должна быть разработана и введена в практику система убедительных нормативов и условий изменения статуса музея. Схема ориентировочно может выглядеть следующим образом: общественный (ведомственный) музей - муниципальный музей - краевой музей - культурное достояние Красноярского края. Реализация такой схемы, с одной стороны, будет стимулировать творческий коллектив музея к совершенствованию деятельности, с другой, введет ряд охранных мероприятий, гарантирующих развитие музея на длительную перспективу. Необходимость разработки и введения статуса и система изменения статуса музея подтверждается практикой. Например, в период разделения объектов культуры края на уровне государственной (краевой) и муниципальной собственности ряд крупнейших музеев - Минусинский им. Н.М.Мартьянова, Красноярский художественный им. В.И.Сурикова и другие получили статус муниципальных, что в существующей иерархии музеев России ныне отражается на многих сторонах их деятельности. Любой музей может претендовать на изменение своего статуса, включая и ведомственные музеи. С другой стороны, если музей не выполняет определенные статусом функции, его статус может быть изменен и в обратную сторону. Проблема плотности сети музеев связана с изучением географии их размещения, перспектив создания новых крупных музеев края. Разработчики полагают, что этому должен быть посвящен специальный раздел данной главы. Концепция должна определить не только необходимость создания новых музеев края, но, изучив мотивы, дать заключение о целесообразности использования крупных капитальных вложений на эти цели. Имеющаяся в комитете по делам культуры и искусства администрации края программа расширения сети и профиля музеев края, несомненно, в данное время требует не только уточнения, но и принципиальной научной оценки. Анализ практики последних лет показал, что мотивом открытия новых музеев часто становятся вопросы приспособления реставрируемых памятников архитектуры и истории края, и это правильно. Так, потребность в реставрации одного из зданий в усадьбе (даче) Г.В.Юдина инициировала идею создания музейного комплекса, над которой уже несколько лет работает комитет по делам культуры и искусства администрации края; состояние и необходимость реставрации здания по пр.Мира,67 в г.Красноярске (дом, построенный по проекту декабриста Батенькова) подтолкнули к рождению идеи создания музея декабристов. Такой перечень взаимосвязанных проблем можно продолжать. Идеи и заявки на формирование новых музейных объектов постоянно множатся. В соответствии с ранее утвержденными планами существует целый ряд уже разработанных на уровне полной документации проектов, но, к сожалению, не реализованных. Судьбу их должна определить концепция. Авторы Основ концепции... полагают целесообразным привести примеры некоторых из них. 1. Наиболее крупным является проект создания Музея деревянного зодчества под открытым небом (Ангарский сектор). Первоначально строительство музея планировалось осуществить в районе г.Кодинска. Основу музея должны были составить уникальные дома, усадебные постройки сел, попадающие под затопление по руслу р.Ангары в связи со строительством Богучанской ГЭС. Ныне есть мнение - строительство такого музея провести в районе г.Красноярска по разработанной документации, по принципу не переноса зданий, а строительства "новоделов". 2. Принципиально новым должен стать проект музеефикации остатков первого Красноярского острога в районе строительства новой гостиницы на площади Мира в г.Красноярске. 3. Аналогично интересным и уникальным представляется проект музеефикации археологической стоянки Лиственка-Заречная в окрестностях г.Дивногорска. 4. Как инновационная идея может рассматриваться проект создания музейного комплекса в п.Туруханске. 5. Красноярской организацией Союза архитекторов РФ внесено предложение: в памятнике архитектуры (флигель усадьбы по ул.Марковского, г.Красноярск) создать Музей развития города и архитектуры. 6. Разработан проект музеефикации квартала старой застройки в г.Красноярске. Среди существующих проектных предложений - музеефикация уникального объекта - Троицкого солеваренного завода в Тас еевском районе, Айдашенской пещеры (памятник археологии) в Ачинском районе, открытие музея писателя Зазубрина в г.Канске и т.д. Авторами изучены предложения на 21 проектную заявку. Учитывая финансовую емкость данных предложений, будущая концепция должна определить приоритеты создания новых музеев исходя из следующих принципов: музеефикация должна состояться, так как над памятниками истории и архитектуры нависла угроза их разрушения; строительство музеев дополнит и разнообразит музейную палитру края, что представит несомненный научный, просветительный, экскурсионный интерес; музей посвящается выдающейся личности края; музей входит в туристическую схему края, имеет постоянный контингент посетителей. На основании концепции предполагается разработка программы реализации проектных предложений. Не менее важным представляется раздел данной главы, посвященный экспозиционному потенциалу музеев края. На базе фондового потенциала музеев края как важнейшей ресурсной предпосылки их развития уже в 50-60-ые годы были созданы экспозиции по полному краеведческому профилю. Естественно, что музеи, будучи "встроенными" в тоталитарную систему, были активными пропагандистами официальной действующей идеологии. Но, отмечая политизированность музейных экспозиций, их ангажированность, тенденциозность в освещении многих исторических фактов и событий, необходимо отметить и определенный позитивный заряд, который несли в себе экспозиции по современной истории страны, края. Воспитательный и нравственный потенциал их неоспорим. Изменения общественно-политической жизни страны в конце 80-х - начале 90-х годов требовали новых подходов, критического переосмысления исторического процесса, пересмотра памятниковой базы музеев, развития новых тенденций музейной коммуникации. В условиях посттоталитарного общества перед музеями продолжает оставаться задача разработки новых моделей экспозиций с учетом современных методологических и методических подходов, восстановления приоритетов общечеловеческих ценностей, персонифицированного показа исторического процесса. Как показывает практика, поиск новых моделей экспозиций - процесс сложный. Формирование нового музейного мышления тесно связано с пересмотром ряда важнейших теоретических и методологических установок: отказ от узкоклассового подхода, возвращение к историзму и подлинной научности; восстановление приоритетов общечеловеческих духовных ценностей. Многомерность и многофакторность экспозиционной модели должны найти выражение в равноправном и в равнокритическом показе альтернативных программ и вариантов общественного развития. Научным коллективам музеев предоставлено право самостоятельно определять экспозиционную политику, в том числе - соотношение стационарных и выставочных форм, их тематическое и жанровое разнообразие. Вместе с тем, концепция, отдавая полностью экспозиционную работу на усмотрение творческих коллективов работников музеев, должна систематизировать и определить направление экспозиционной работы, если не каждого музея края, то группы музеев исходя из фондового потенциала, исторической биографии населенного пункта, где расположен музей, других профессиональных факторов. Существующий ранее принцип "каждый музей неповторим" продолжает оставаться современным. Проблема реэкспозиции в музеях перекликается с проблемой жанрового разнообразия, принципиально новыми направлениями экспозиционной работы. Накопленный в данном направлении опыт историко-этнографического музея-заповедника "Шушенское", культурно-исторического и музейного комплекса в г.Красноярске может служить примером для музеев края. Экспозиционный потенциал края должен опираться на современное дизайнерское решение экспозиций с применением новых материалов и оборудования. Наряду с созданием визуального ряда экспозиции в последние годы активно используется и аудиодизайн: музыкальное сопровождение, дикторский текст, звуковой фон, имитирующий природные явления, шумы, театрализованные эффекты. Удачное решение звукового дизайна позволяет усилить эмоциональное воздействие на потенциального зрителя, расширить объем отражаемой информации, создать в залах музеев условия психологического комфорта. На пороге XXI века многие авторы видят основную функцию художественного творчества в коммуникации, и, следовательно, музеи принимают на себя роль активных участников процесса коммуникации, что несет переосмысление многих атрибутов экспозиционной деятельности. В частности, рассматривается эстетический контекст предъявления объекта. Новый язык современного искусства неизбежно вызывает к жизни новые формы его презентации, новые интерьеры, над чем предстоит работать коллективам музеев. Вопросы содержательной стороны деятельности музеев не перестают быть предметом профессиональной дискуссии различных уровней. Предпосылками этого, если опираться на различные источники, стало изменение роли музеев в обществе на рубеже XX-XXI веков. Снижение интереса публики к музеям как к "пассивным витринам" для демонстрации шедевров великих мастеров или иных зрелищных экспозиций, предназначенных для некоего абстрактного зрителя, ставит на повестку дня вопрос о превращении музеев в арену для дискуссий, привлекающих людей разного культурного и социального уровней. Музейные работники в новых условиях должны стремиться к установлению диалога с посетителями, предлагать им разностороннюю информацию, способную обеспечить активное взаимодействие и диалог музеев с их аудиториями. Происходит изменение приоритетов в направлении деятельности музеев, выразившееся в оттеснении на второй план проведения разнообразных научных исследований и выдвижении в качестве первоочередной - образовательной функции. Как доказывает практика, такая задача может быть успешно решена лишь при освоении руководством музеев современных методов и принципов работы, заинтересованном отношении к музейным предметам. Однако постоянный рост численности музеев усиливает межмузейную конкуренцию, ставит работников музеев перед необходимостью поиска новых форм деятельности, способных привлечь посетителей и помочь таким образом выстоять в условиях существующего кризиса. Традиционно в центре музейной практики стояло просветительское направление. Современное постиндустриальное общество, обремененное разнообразными стрессами, не приемлет музейного консерватизма, требуя большей зрелищности и аттрактивности. Во избежание превращения музеев в общедоступные места развлечения необходимо создание баланса, который бы позволил музеям, сохранив образовательную функцию, учесть и интересы аудитории. Разработке такой модели предполагается посвятить специальный раздел данной главы, который обозначается как "Современные музейные коммуникации". Анализ музейной практики последних пяти лет, сделанный на материалах отечественной и зарубежной печати, позволяет определить спектр проблем, приобретающих первостепенное значение в конце XX века: музеи и национальное образование, музейный менеджмент, этические и правовые аспекты сохранения культурного наследия, необходимость повышения уровня музейного оборудования, пути выхода из финансового кризиса, музейный маркетинг, включение музеев в индустрию туризма. Каждая из перечисленных проблем должна иметь в концепции соответствующую разработку. В связи с тем, что объем Основ концепции... не позволяет останавливаться на описании основных положений обозначенных проблем, ограничимся их перечислением, так как они достаточно понятны. На взгляд разработчиков, более принципиальным является пояснение к разделу главы "Музейный маркетинг". Маркетинг - это целостная стратегия деятельности конкретного музея, его философия, требующая осознанного участия всех сотрудников. Маркетинг имеет непосредственное отношение и к рекламе, и к ценам на входные билеты, и к ассортименту музейных услуг, но не ограничивается этим. В своем общем виде маркетинг - это обмен. Музей что-то дает и что-то получает, но нужно определить - что предлагает музей, кому, как и что получает музей. Для выработки правильной маркетинговой стратегии музею необходимо: четко сформулировать его основные цели, изучить аудиторию музея, мотивируя социологические исследования экономическими соображениями; создать свой имидж и фирменный стиль; найти необходимый баланс продукта, который предлагает музей, цены на него, рекламы и места, где он будет продавать продукт, зависящего от распространения знаний о музее далеко за его пределами. Знание своих посетителей и своих потенциальных партнеров (заказчиков, спонсоров, других музеев и учреждений культуры, здравоохранения, туризма и спорта) является непременным условием социального и экономического успеха музея. Правильно построенная маркетинговая деятельность может способствовать увеличению популярности музея, количества посетителей, обеспечить дополнительные ресурсы, как финансовые, так и материальные, направленные на содержательную сторону работы. Принципиальным разделом концепции должна стать проблема научного комплектования коллекций, научно-исследовательской деятельности, новой музейной технологии в научной обработке коллекции. Анализ скомплектованных музейных коллекций позволяет сформировать приоритетные задачи на обозримое будущее - собрать и сохранить максимально возможное количество образцов материальной и духовной культуры как городского , так и сельского населения края, сделать их доступными для ознакомления, изучения, возможного воспроизведения, вовлечения в современное материальное и духовное производство. В основу концепции комплектования, вероятно, должно быть положено обеспечение единства процессов комплектования музейного собрания в целом и формирования отдельных коллекций, изучение музейных предметов и их использование, увязки фондовой работы со всеми другими направлениями работы музея. Предстоит исключить из практики принцип, бывший одним из главных критериев отбора музейных источников при комплектовании, диктуемый, главным образом, потребностями экспозиции. При формировании коллекций предпочтение будет отдано не отдельным категориям вещей, а их комплексам, связанным не материалом и функцией, а единством бытования. Осуществление средового комплектования позволит сконцентрировать в музейном собрании представительные комплексы, а не отдельные предметы. Важнейшей становится координация работы по научному комплектованию фондов в системе музеев края. Перспективным для музеев края становится нетрадиционное комплектование - выявление предметов с сохранением их в среде бытования. На смену практике извлечения предметов музейного значения приходит защита самой социокультурной среды и охрана их непосредственно в среде бытования. Научные исследования музеев края предполагается построить, в основном, по традиционному профилю: 1. Исследования источниковедческого характера, связанные с профильной проблематикой. 2. Исследования различных проблем музееведения (вопросы построения экспозиций, выставок, организации коммуникационной деятельности музея и т.д.). Вся научная работа должна иметь общественно доступный результат в формах экспозиционной деятельности либо издании ежегодных музейных научных трудов, еще совсем недавно бывших традиционными у целого ряда музеев края. Восстановлению подлежит и проведение научных конференций музейных работников края, как по итогам научного года (общенаучных), так и по отдельным отраслям знаний, с привлечением ученых различных институтов края, что, с точки зрения разработчиков, должно активизировать научную работу. Принципиальное значение приобретает стимулирование обучения научных работников музеев в аспирантурах и докторантурах. Задача комитета по делам культуры и искусства администрации края - всесторонняя помощь в этом, включая материальную. Рост музейных коллекций, потребность в их фундаментальном изучении, накопление информации и расширение потребности в ее использовании ставят перед музеями задачу применения современной компьютерной техники. Уже сейчас частично внедрена компьютерная обработка фондов в краевом краеведческом музее, Минусинском региональном краеведческом музее им. Н.М.Мартьянова, музее истории освоения и развития Норильского промышленного района, Красноярском культурно-историческом и музейном комплексе. Однако подавляющее число музеев края не имеет ни компьютеров, ни программ обработки и учета фондов с их помощью. Концепция будет предусматривать разработку баз данных для фондов каждого из музеев государственной собственности, создание автоматизированного банка данных о музейных собраниях края, создание единой музейной компьютерной сети края с выходом последней в систему "Интернет" и российскую компьютерную музейную систему. Разработанная на основании концепции программа определит очередность и этапы этой принципиально новой работы в музейной практике. Проблема реставрации предметов музейного фонда выдвигается в число первоочередных задач по сохранению историко-культурного наследия края, являющегося составной частью национального достояния России. Значительная часть музейных собраний края остро нуждается в реставрации (ткани, дерево, металл, бумага, кожа, мех и т.д.). Например, уникальная коллекция шаманских костюмов краевого краеведческого музея, имеющая не только российское, но и мировое значение, требует немедленных спасательных реставрационных работ. К сожалению, такие факты не единичны. Имеющиеся реставрационные мощности АО "Реставрация" явно недостаточны и не профильны для данного направления работ. Существовавшая ранее общероссийская система постановки реставрационного дела музейных предметов практически перестала существовать, но и имеющиеся возможности музеи края не могут использоваться из-за отсутствия средств. Решение данной проблемы видится с создании реставрационной мастерской в краевом центре, статус ее должен быть, вероятно, согласован со Всероссийским реставрационным центром имени И.Грабаря, где и должны пройти стажировку специалисты, так как по отдельным видам работ их в Красноярском крае практически нет. Проблема безопасности стояла перед музеями, как собраниями наиболее значительных ценностей истории и культуры, всегда. Однако в последнее время эта проблема коснулась практически всех музеев и имеет тенденцию к обострению. Все чаще в музеях происходят кражи, акты вандализма, пожары. Среди причин, способствующих увеличению этой статистики, следует назвать недостаточную и давно устаревшую материальную базу охранно-пожарных средств, практическое отсутствие технической и физической охраны в дневное время. В музеях края хранится и экспонируется 794 тысячи памятников истории, культуры и природного наследия. Все они являются национальным достоянием и нуждаются во всесторонней защите. В последние годы проведена некоторая работа по обеспечению правовой и физической защиты музейных коллекций. В музеях установлены различные средства охранной и пожарной сигнализации. Вместе с тем, в большинстве музеев существующая система охраны не отвечает современным требованиям и не обеспечивает их безопасность. Охрану ценностей и объектов культуры в основном осуществляют подразделения вневедомственной охраны, но из-за отсутствия средств только в крупных музеях установлено их круглосуточное дежурство. В остальных случаях - музеи охраняются только в нерабочее время. В результате - в музеях все чаще происходит хищение экспонатов. Большая часть музеев оборудована только периметральными охранными системами (первым рубежом), основанными на приборах устаревшей модификации, срок службы которых давно истек. Ряд муниципальных музеев вообще не имеет систем охраны, что, естественно, вызывает серьезную тревогу. Техническая невооруженность и беспомощность в решении данного вопроса обусловлена только финансовыми проблемами, которые должны решаться учредителями. Актуальность проблемы повышения квалификации музейных кадров обусловлена тем, что в учебных заведениях страны практически не ведется подготовка специалистов-музееведов. Лишь в последние 5-7 лет в некоторых университетах созданы кафедры музееведения. В условиях нестабильной социально-экономической ситуации в стране, при недостаточном финансировании стал недосягаемым институт повышения квалификации работников культуры Министерства культуры России. Существующая система повышения квалификации музейных работников на краевом и региональным уровнях (семинары, стажировки, совещания, научно-методические советы) не решает проблемы роста профессионализма в условиях усиления воздействия музеев на духовный мир человека. Ввиду этого представляется целесообразным постановка вопроса об открытии кафедры музеологии в Красноярском государственном университете, разработка системы грантов на стажировки специалистов в крупнейших музеях России. Особым разделом главы должен стать раздел укрепления материальной базы музейного дела, совершенствования экономики музея, социальной защиты музейного работника. Разработчики считают целесообразным завершить главу проектной части концепции постановкой задачи, сформулированной как стремление к лидерству Красноярского края в музейной ситуации страны. По оценке музееведов, в сложной и противоречивой временной ситуации музеи Красноярского края сумели не только "остаться на плаву", но, более того, оказались в определенной мере лидерами постановки российского музейного дела по отдельным направлениям. Лидерами не в смысле провозглашения себя таковыми, принятия на себя роли "пророка в своем отечестве", а, по сути, тех направлений, преобразований, поисков, в которых развивается их деятельность. Итак, музеи края составляют основной костяк Красноярской международной ассоциации "Открытый музей". Это единственная в стране непрофессиональная музейная ассоциация, призванная, прежде всего, способствовать демократическим преобразованиям в музеях и в обществе. Ее появление было подготовлено рядом событий: Красноярский культурно-исторический и музейный комплекс с 1992 года принял новую концепцию развития, двумя основными тезисами которой были: приоритет инновационной деятельности и создание горизонтальной инфраструктуры для музеев региона; в 1995 году комплекс провел Первую международную музейную Биеннале, которая собрала более 200 участников из разных городов России и ряда зарубежных стран. По оценке участников, она стала уникальной структурой трансляции актуального музейного опыта, настоящей школой музейного мастерства. Это событие подготовило реальную почву для создания международной ассоциации со штаб-квартирой в г.Красноярске. В 1996 году Красноярская международная ассоциация "Открытый музей" объявила о своем существовании и пригласила музеи России к участию. В самом названии "Открытый музей" Красноярская ассоциация манифестирует свои приоритеты: международная профессиональная планка и широта контактов, открытость музея к общественным инициативам. Ассоциация планирует издание видеовестника "Открытый музей", участие в подготовке Красноярской музейной Биеннале-97, проведение в Красноярске международного музейного семинара в 1998 году, установление партнерских отношений с музейными ассоциациями других стран, создание базы данных по музеям региона, впоследствии - России, приступает к разработке концепции развития музейной сети Красноярского края, в основу которой ляжет данный документ. Для музеев Красноярского края это станет мощным ресурсом развития инфраструктуры. Работа ассоциации своей главной, но не декларируемой публично задачей ставит стремление к лидерству не как способ самоудовлетворения достигнутыми результатами, а как цель для совершенствования своей деятельности, достижения наивысших научно-творческих результатов. Заключение Вполне понятно, что Основы концепции музейного дела в крае не претендуют на всеохватывающий обзор проблематики текущей музейной жизни, тем более не могут ответить на бесчисленное количество вопросов, указать пути выхода из кризисной ситуации многих направлений процесса. С точки зрения разработчиков, они имеют несколько иное значение. Во-первых, проведена работа по изучению текущего состояния дел, собран и систематизирован аналитический материал, который позволит разработчикам концепции опираться на него. Во-вторых, предпринята попытка описать всю реальную существующую музейную сеть края, провести предварительную ее систематизацию, что ликвидирует существенные изъяны в информационном потоке. В-третьих, проведено прогнозирование возможных вариантов открытия новых музеев в крае. В-четвертых, обобщены процессы текущей музейной жизни, отмечены изменения отдельных ориентиров текущей практики. Все это позволяет сделать вывод о значимости проведенной работы, которая обсуждена с ведущими специалистами музееведения края. Основы концепции музейного дела в крае на период разработки самой концепции могут быть приняты как ориентир для текущей музейной практики. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|