Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 21.01.1999 № 5-263П

                        ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

                          КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     21.01.99                                                N 5-263 П

                О КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
                     ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

     Законодательное Собрание Красноярского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Одобрить    основные    положения    концепции    региональной
национальной политики Красноярского края (прилагается).

     2. Предложить  администрации  края  подготовить   и   внести   на
утверждение  Законодательного  Собрания  края  программу  региональной
национальной политики Красноярского края.

     Председатель
     Законодательного
     Собрания края          А.В.Усс

                                            Приложение к постановлению
                                            N 5-263П от 21.01.99 г.

                              КОНЦЕПЦИЯ
                  региональной национальной политики
                          Красноярского края

     Концепция региональной  национальной  политики Красноярского края
представляет   собой   систему   современных    научно    обоснованных
теоретических  положений,  определяющих  принципы деятельности органов
государственной власти  и  местного  самоуправления  региона  в  сфере
национальных отношений.
     Концепция региональной национальной политики  Красноярского  края
основывается  на  принципах  Конституции Российской Федерации,  Устава
Красноярского края, законов Российской Федерации и Красноярского края,
на   общепринятых  нормах  международного  права.  Она  разработана  в
соответствии  с  основными   положениями   Концепции   государственной
политики Российской Федерации.
     Концепция региональной  национальной  политики  -  это  документ,
призванный   учитывать  интересы  всех  народов  Красноярья,  а  также
отстаивать  интересы  края  как  субъекта  Федерации  в   федеративных
отношениях   на   принципах   приоритета  прав  и  свобод  человека  и
гражданина.

               1. Современная этнополитическая ситуация
                         в Красноярском крае

     Красноярский край  является  самостоятельным субъектом Российской
Федерации,   в   котором    проживают    представители    свыше    ста
национальностей.  Нерусское население составляет 12,4 процента жителей
края.  В 15 городах и районах региона их удельный вес  достигает  либо
превышает пятнадцатипроцентный уровень.  А значит, эти города и районы
относятся к категории полиэтнических территорий.
     Русское население  на протяжении почти четырех веков живет вместе
с коренными (аборигенными) народами  в  бассейне  реки  Енисей  мирно,
по-соседски,  совместно осваивая природные богатства края, обмениваясь
трудовым  опытом,  помогая  друг  другу.  После   победы   Октябрьской
революции   1917   г.   осуществилось  право  коренного  населения  на
самоопределение.  В  результате  чего  в  1930  году   на   территории
Красноярского  края были образованы Хакасская автономная область и два
автономных округа: Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский.
     В Красноярье  соединились  судьбы  многих  народов  и  этнических
групп. Совместными усилиями они поднимали экономику и культуру родного
края, добиваясь больших успехов.
     Вместе с тем, наряду с достижениями в экономическом, политическом
и  культурном  развитии  народов Красноярского края противоречивость и
непоследовательность  национальной  государственной   политики   стали
причиной  сохранения национальных проблем,  не получивших разрешения в
должной мере до настоящего времени.
     Форсирование темпов           социально-экономического          и
культурно-национального переустройства региона в  конце  20-х  и  30-е
годы,  осуществлявшегося  в  русле  общей  политики  страны,  имело  и
негативные последствия.  Были ликвидированы  национальные  сельсоветы,
репрессированы   тысячи   граждан,   включая  руководителей  и  видных
общественных деятелей. Стало проявляться пренебрежительное отношение к
культурному  наследию  народов,  объявленному феодально-клерикальным и
отсталым,   дважды   необоснованно   менялась    графическая    основа
национальных алфавитов.  Гонениям подвергались традиционные верования:
православие,  ислам, католицизм и шаманизм. Со временем сузилась сфера
применения национальных языков.
     Однако взаимоотношения  народов  Красноярья  не  утратили  своего
позитивного  характера.  Свою  роль  в  этом  сыграли  такие совместно
выработанные  компоненты  народного   характера,   как   сдержанность,
терпимость,  открытость,  доброжелательное  отношение к своим соседям.
Представители разных национальностей вместе  защищали  свою  Родину  в
годы  Великой  Отечественной  войны,  вместе  занимались созидательным
трудом в послевоенные десятилетия.
     Изменения, начавшиеся  в  стране со второй половины восьмидесятых
годов,  способствовали росту национального  самосознания,  активизации
усилий  по наполнению новым содержанием межнациональных и федеративных
отношений.  В 1991 году Хакасская АО конституировалась как  Республика
Хакасия  и  вышла из состава Красноярского края.  Оставшиеся в составе
региона Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные  округа
стали    самостоятельными   субъектами   Федерации   и   строят   свои
взаимоотношения с краем на договорных основаниях.
     В настоящее  время  в Красноярском крае межнациональные отношения
носят в  целом  стабильный  характер.  Однако  социально-экономический
кризис,  связанный с переходом хозяйства страны на рыночные отношения,
и  резкое  ухудшение  экономической  ситуации   осложнили   социальное
положение населения.  А это,  в свою очередь,  негативно отражается на
сфере  национальных  отношений,  политизируя   в   отдельных   случаях
этнические   процессы.  Устранение  причин,  порождающих  национальные
проблемы,  осложняется  не  только   тяжелым   хозяйственно-финансовым
положением региона, но и отсутствием соответствующей правовой базы.
     На межнациональные отношения  оказывают, непосредственное влияние
такие  общие  для  всей страны взаимосвязанные тенденции общественного
развития, как:
     стремление народов     к    самоопределению    при    объективной
необходимости интеграции российского общества;
     стремление сохранить  и развивать этнокультурную самобытность при
одновременном  процессе   интеграции   культур,   формировании   общих
духовно-нравственных ценностей.
     Неразрешенные проблемы характерны не только  для  межнациональных
отношений  в  целом,  но  и  для каждого народа из числа проживающих в
крае.
     У русского   этноса   проблемы   связаны   в   первую  очередь  с
последовательно проводившейся в государстве подменой русской  культуры
наднациональной "общечеловеческой" культурой,  отсутствием комплексных
программ  ее  развития.  В  современных  условиях  актуальны   вопросы
сохранения   национального  самосознания  и  духовности  в  противовес
усиливающемуся  влиянию  западных   моделей   культуры.   Национальная
политика  в  Красноярском крае должна учитывать доминирование русского
этноса по численности,  его особую роль  в  решении  задач  укрепления
межнационального согласия,  стабилизации этнополитической обстановки в
регионе.
     Самобытная традиционная    культура   и   религиозные   верования
этноконфессиональной   группы    русского    населения    региона    -
старообрядцев,  а также этнокультурной группы - енисейского казачества
- подверглись притеснениям в предыдущие годы.  Их возрождение  требует
особого внимания со стороны руководства и государства, и края.
     Крайне острая  ситуация  сложилась  с  коренными   малочисленными
народами  Севера  Красноярья.  Она  связана  с вопросом выживания этих
этносов и вбирает в себя целый комплекс  демографических,  социальных,
экономических,  правовых и культурных проблем. Первоочередное значение
в ряду  этих  задач  имеет  восстановление  традиционных  промыслов  и
природопользования северных этносов.  Сходная ситуация имеет место и у
коренных народов юга края,  заявивших о  себе  как  о  самостоятельных
этносах.
     Проживающие на    территории    Красноярского     края     другие
национальности стремятся к сохранению своей культуры,  языка, традиций
и   национальной   идентичности.   Эти   проблемы   возникают    из-за
малочисленности  этих  диаспор  и  их оторванности от мест компактного
проживания соотечественников.
     Неблагоприятное воздействие  на  этнополитическую ситуацию в крае
оказывают затянувшийся общероссийский кризис и неэффективные реформы в
экономике,  а  также сложившийся характер федеративных отношений,  при
котором не всегда учитываются социально-экономические,  политические и
национальные особенности субъектов Федерации.
     Необходимо дальнейшее совершенствование отношений между  органами
государственной  власти  Российской  Федерации  и  Красноярского края,
которые  должны  последовательно  строиться  на  принципах  подлинного
федерализма,   охватывающего   вопросы   экономического,   бюджетного,
социального и культурного развития.
     Нуждаются в  упрочении  традиционные  культурные  и экономические
связи Красноярского края с Эвенкийским и Таймырским (Долгано-Ненецким)
автономными  округами  и  Республикой  Хакасия.  Требует  углубления и
расширения  сотрудничество  с   другими   субъектами   Федерации   "по
горизонтали",   в  особенности  с  соседними  регионами  -  Иркутской,
Кемеровской,  Новосибирской и  Томской  областями.  Республиками  Саха
(Якутия) и Тыва.
     Учитывая значительный       духовный,       экономический       и
природно-ресурсный   потенциал  Красноярского  края,  стабильную  базу
межнационального  согласия,  выработку  и  осуществление  региональной
национальной  политики  следуют  рассматривать как необходимое условие
полноправного социально-экономического,  политического  и  культурного
развития Красноярья.

                2. Основные цели и задачи региональной
               национальной политики Красноярского края

     Основной целью региональной национальной  политики  Красноярского
края является обеспечение таких условий в обществе,  которые позволили
бы достигнуть полноправного  социально-экономического,  культурного  и
национального  развития  народов  региона.  Для  этого  важно  создать
базовую  основу  для  достижения  единой  духовной;   нравственной   и
социально-политической  общности народов Красноярья.  Данная Концепция
может стать ориентиром для движения в этом направлении.
     Сложность претворения  в  жизнь  Концепции  определяется  тяжелым
экономическим   кризисом,   противоречивым   процессом   перехода   от
административно-командной   системы   к   правовому  демократическому,
гражданскому обществу,  к  эффективной  рыночной  экономике.  На  фоне
постоянно меняющейся политической и социально-экономической обстановки
Концепция может  и  должна  подвергаться  детализации,  уточнению  или
корректировке.
     Выделим следующие  приоритетные  задачи  в   различных   областях
жизнедеятельности общества:

                         в политической сфере

     - активное,   участие  в  формировании  и  развитии  федеративных
отношений на основе  положительного  исторического  опыта  становления
государственности России как евроазиатского континентального феномена;
     - укрепление и развитие Красноярского края  как  самостоятельного
субъекта Федерации, совершенствование системы государственной власти и
органов самоуправления в целях обеспечения свободного и  полноправного
развития ее народов;
     - формирование региональной модели развития Красноярского края, в
основу которой должны быть положены идеи территориальной целостности и
многовекового полиэтнического единства России и края;
     - обеспечение  мер  по  приведению  в соответствие с Конституцией
Российской  Федерации  и  федеральными  законами  положений  и  статей
законов Красноярского края, отражающих национальные вопросы;
     - создание  соответствующей  правовой  базы,  организационных   и
материальных,  условий для регулирования национальных отношений в крае
и взаимоотношений с федеральными властями;
     - создание    органами    государственной   власти   и   местного
самоуправления совместно с общественными, политическими и религиозными
организациями условий межнационального согласия;
     - совершенствование   механизма   формирования    законодательных
(представительных)  и  исполнительных органов государственной власти и
местного  самоуправления,  который  позволит  этническим   сообществам
влиять на принятие решений, затрагивающих их интересы;
     - заключение    договоров    и    соглашений     с     Таймырским
(Долгано-Ненецким)   и   Эвенкийским  автономными  округами,  а  также
Республикой Хакасия на предмет выработки  единых  подходов  к  решению
вопросов, возникающих в сфере национальной политики;
     - поддержка  ратификации  и  претворение  в  жизнь  международных
правовых  актов  на территории России,  в первую очередь Конвенции 169
МОТ (о коренных народах,  ведущих племенной образ жизни в  независимых
странах),  направленных  на  защиту  интересов  коренных малочисленных
народов Севера, живущих в Красноярском крае;
     - содействие  созданию  в рамках действующих законов общественных
организаций,  способствующих сохранению  национальных  культур,  более
полному  участию  национальных групп в общественно-политической жизни.
Красноярского края;
     - изучение  сложившейся  ситуации  в  межнациональных  отношениях
силами научно-исследовательских  организаций  и  вузов  с  последующей
разработкой ими практических рекомендаций;

                   в социально-экономической сфере

     - регулирование   региональной  экономической  политики  в  части
отстаивания  национальных  интересов  народов  Красноярского  края  на
основе  учета  их  традиционных  форм  хозяйствования и опыта трудовой
деятельности;
     - специализация    экономики    края    исходя   из   создавшейся
экологической  ситуации,  норм  традиционного   природопользования   и
землепользования,  особенностей  расположения  на  обширной территории
бассейна реки Енисей;
     - осуществление    программ   социально-экономического   развития
районов Красноярского края с целью вывода  их  из  числа  депрессивных
территорий;
     - активное участие в создании и развитии региональной  ассоциации
экономического  взаимодействия,  обеспечивающей  комплексное  решение,
социально-экономических и национальных проблем Восточной Сибири;
     - отработка  системы  подготовки  высококвалифицированных  кадров
различных национальностей,  способных работать в новых политических  и
социально-экономических условиях;

                      в культурно-духовной сфере

     - формирование  и  культивирование  идей духовного сотрудничества
населения Красноярского  края,  создание  обстановки  межнационального
согласия,  чувства  любви к  малой Родине,  как основы общероссийского
патриотизма;
     - выдвижение   в   число   первоочередных  проблемы  консолидации
многонационального населения  Красноярья,  объединенного  общей  целью
процветания  родного  края,  создания экономически мощного и культурно
развитого его потенциала, социального и национального мира;
     - создание  атмосферы взаимного уважения к национальным традициям
и  обычаям,   дальнейшее   развитие   духовно-культурного   обмена   и
использование  исторического  опыта  взаимовлияния  народов  России  и
Красноярского края в рамках евразийского пространства;
     - включение языков коренных народов и диаспор региона в программу
учебных заведений в районах их компактного проживания;
     - воссоздание        и       совершенствование       национальной
общеобразовательной  школы"  как  инструмента  сохранения  и  развития
национальной   культуры  и  языка,  воспитание  уважения  к  культуре,
истории, языку народов Красноярского края и России, мировым культурным
ценностям;
     - поддержка   миротворческой    деятельности    всех    конфессий
Красноярского края,  учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и
обрядов с религией,  признание роли традиционных религий в  воспитании
чувства уважения и доверия между народами;

             деятельность за пределами Красноярского края

     - заключение   соглашений  с  субъектами  Федерации  по  вопросам
сотрудничества в сфере  национальных  отношений,  культурного  обмена,
защиты национальных культурных интересов граждан Красноярского края;
     - заключение договоров со странами ближнего и дальнего зарубежья,
имеющими  диаспоры  на  территории Красноярского края,  о культурном и
экономическом сотрудничестве;
     - содействие  национально-культурным  объединениям  Красноярья  в
установлении   творческих    контактов    с    национально-культурными
объединениями   в  других  субъектах  Российской  Федерации  и  за  ее
пределами.

            3. Принципы региональной национальной политики

     Принципы региональной национальной  политики  Красноярского  края
основываются  на положениях Конституции Российской Федерации,  законах
Красноярского  края,  а  также  принципах,  заложенных   в   Концепции
государственной   национальной   политики  Российской  Федерации.  Они
определяют основы жизнедеятельности личности в обществе и  государстве
независимо от принадлежности к той или иной национальности.
     Основными принципами    региональной    национальной     политики
Красноярского края являются:
     1) равенство  прав  и  свобод  человека   независимо   от   расы,
национальности,   языка,   отношения   к   религии,  принадлежности  к
социальным группам и объединениям;
     2) защита    правового    статуса    Красноярского    края,   его
территориальной  целостности,  обеспечение  конституционных  прав  его
народов;
     3) запрещение любых форм ограничения прав  граждан  по  признакам
расовой,    национальной,    языковой,    социальной   и   религиозной
принадлежности;
     4) право   каждого   гражданина   определять   и  указывать  свою
национальную принадлежность без всякого принуждения;
     5) запрещение  пропаганды и агитации,  а также деятельности лиц и
организаций,  направленных  на  разжигание  расовой,  национальной   и
религиозной   розни,  идеи  превосходства  одной  нации  над  другими,
национальной исключительности;
     6) гарантия   прав  малочисленных  народов  в  соответствии  с  -
Конституцией,  принципами и нормами международного права,  признанными
Российской Федерацией;
     7) осуществление    постоянного    контроля    за     соблюдением
законодательства в сфере национальных отношений и принятие необходимых
мер в случае его нарушения.

             4. Основные направления и меры по реализации
        региональной национальной политики в Красноярском крае

     Реализация региональной  национальной политики представляет собой
систему организационных мер,  обеспечивающих  достижение  ее  целей  и
задач.
     Они призваны обеспечить переориентацию и координацию деятельности
краевых  органов,  местного самоуправления и общественности на решение
задач национальной  политики,  совершенствование  форм  и  методов  ее
осуществления.
     Для реализации  целей  и  задач  национальной  политики  в   крае
целесообразно осуществлять ряд мер:
     1. Усилить в органах государственной  власти  Красноярского  края
структурные подразделения,  ведающие вопросами национальных отношений,
и сосредоточить их внимание на:
     - координации   научных   исследований  в  сфере  межнациональных
отношений и выработке  на  их  основе  практических  рекомендаций  для
краевой администрации и других органов государственной власти;
     - разработке и экспертизе проектов и  других  правовых  актов  по
вопросам   национальных   отношений   или   затрагивающих  сферу  этих
отношений;
     - разработке  и  осуществлении  программ  национально-культурного
развития и межнационального сотрудничества народов Красноярья.
     2. Администрации Красноярского края:
     - разработать и осуществлять программы  социально-экономического,
национально-культурного  развития,  межнационального  сотрудничества с
учетом приоритетов национальной политики;
     - обеспечить    подготовку   и   финансирование   государственных
программ,  направленных  на   национальное   развитие   и   расширение
межнационального сотрудничества народов Красноярья.
     3. Законодательному Собранию  Красноярского  края  активизировать
разработку  правовой  базы  в  национальной  и  межнациональной сфере,
исходя из целей, задач и принципов региональной национальной политики.
     4. Рекомендовать  органам  местного самоуправления при разработке
планов  и   программ   социально-экономического   развития,   принятии
управленческих решений, формировании городских, поселковых Советов и в
своей повседневной практической работе полнее учитывать  национальные,
исторические,   культурные,  языковые  особенности  своих  территорий,
запросы и интересы этнических групп.
     5. Органам государственной власти и местного самоуправления:
     - развивать      и      расширять       имеющиеся       институты
национально-культурной        автономии        (национально-культурной
самоорганизации граждан);
     - выработать  программу  совместной работы со средствами массовой
информации для широкого освещения целей и задач национальной  политики
в   крае,   обеспечения   информирования   о   состоянии   и  развитии
межнациональных      отношений,      формирования       благоприятного
морально-психологического  климата  в  сфере  национальных  отношений,
распространения знаний об истории  и  культуре  народов  Красноярья  и
России.
     6. Для финансирования программ, проектов и отдельных мероприятий,
направленных  на осуществление национальной политики,  предусмотреть в
краевом  бюджете  специальную  статью  расходов,  а  также  привлекать
средства   органов   местного   самоуправления,   благотворительные  и
спонсорские отчисления организаций,  учреждений, фондов, юридических и
физических лиц.

            5. Программы национально-культурного развития
                         в Красноярском крае

     Программы национально-культурного развития  в  Красноярском  крае
создаются  для достижения целей и решения задач национальной политики,
а  также  для  конкретизации,  интеграции  и  обеспечения  эффективной
деятельности всех механизмов национальной политики.
     В частных и общих программах целесообразно отражать  и  учитывать
"Основные    направления    региональных    программ   Государственной
национальной  политики",  изложенные  в  четвертом  разделе  Концепции
государственной национальной политики Российской Федерации.
     1. На начальном этапе программы национально-культурного  развития
этнических    общностей   разрабатывают   все   национально-культурные
объединения Красноярского края,  которые считают  это  необходимым.  В
данных  программах  может быть отражена деятельность по всем возможным
направлениям:  развитие языков, национальное образование, сохранение и
развитие   национальных   обрядов,  обычаев  и  традиций,  возрождение
национальных промыслов и  ремесел,  традиционного  природопользования,
образа   жизни,  формирование  национального  самосознания,  поддержка
прогрессивных идей и действий традиционных конфессий и др. с указанием
конкретных  мероприятий,  этапов,  сроков  исполнения  и исполнителей,
материальных и финансовых затрат, способов достижения.
     2. С    учетом    программ    социально-экономического   развития
Красноярского  края  и  на  основе  программ   национально-культурного
развития  конкретных  этносов  и Концепции государственно-национальной
политики Российской  Федерации,  Концепции  региональной  национальной
политики  Красноярского  края разрабатывается региональная комплексная
программа   национально-культурного   развития   и    межнационального
сотрудничества народов Красноярского края.
     3. В основу комплексной программы развития народов  Красноярского
края   необходимо  положить  систему  мер,  определяющих  деятельность
органов  государственной  власти  края.  Все  эти  меры  должны   быть
направлены на сохранение и развитие этнических культур, языков, лучших
традиций народов Красноярья,  на развитие сотрудничества  и  духовного
взаимообогащения граждан региона всех национальностей.
     4. Программа должна согласовываться с федеральными программами по
социально-экономическому  и  культурному  развитию  края,  а  также  с
отдельными федеральными  программами  развития  славянских,  тюркских,
финно-угорских,  малочисленных  северных  и  других народов Российской
Федерации.
     5. Отдельным разделом программы необходимо отразить использование
средств массовой информации как инструмента  культурного  и  духовного
обмена народов Красноярья.
     6. Следует разработать и осуществить комплекс мер по формированию
культуры   межнационального   общения   и   его  внедрению  в  систему
дошкольного воспитания,  среднего  и  высшего  образования,  повышения
квалификации кадров.


Информация по документу
Читайте также