Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 21.01.1999 № 5-263ПЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 21.01.99 N 5-263 П О КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Законодательное Собрание Красноярского края ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить основные положения концепции региональной национальной политики Красноярского края (прилагается). 2. Предложить администрации края подготовить и внести на утверждение Законодательного Собрания края программу региональной национальной политики Красноярского края. Председатель Законодательного Собрания края А.В.Усс Приложение к постановлению N 5-263П от 21.01.99 г. КОНЦЕПЦИЯ региональной национальной политики Красноярского края Концепция региональной национальной политики Красноярского края представляет собой систему современных научно обоснованных теоретических положений, определяющих принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления региона в сфере национальных отношений. Концепция региональной национальной политики Красноярского края основывается на принципах Конституции Российской Федерации, Устава Красноярского края, законов Российской Федерации и Красноярского края, на общепринятых нормах международного права. Она разработана в соответствии с основными положениями Концепции государственной политики Российской Федерации. Концепция региональной национальной политики - это документ, призванный учитывать интересы всех народов Красноярья, а также отстаивать интересы края как субъекта Федерации в федеративных отношениях на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина. 1. Современная этнополитическая ситуация в Красноярском крае Красноярский край является самостоятельным субъектом Российской Федерации, в котором проживают представители свыше ста национальностей. Нерусское население составляет 12,4 процента жителей края. В 15 городах и районах региона их удельный вес достигает либо превышает пятнадцатипроцентный уровень. А значит, эти города и районы относятся к категории полиэтнических территорий. Русское население на протяжении почти четырех веков живет вместе с коренными (аборигенными) народами в бассейне реки Енисей мирно, по-соседски, совместно осваивая природные богатства края, обмениваясь трудовым опытом, помогая друг другу. После победы Октябрьской революции 1917 г. осуществилось право коренного населения на самоопределение. В результате чего в 1930 году на территории Красноярского края были образованы Хакасская автономная область и два автономных округа: Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский. В Красноярье соединились судьбы многих народов и этнических групп. Совместными усилиями они поднимали экономику и культуру родного края, добиваясь больших успехов. Вместе с тем, наряду с достижениями в экономическом, политическом и культурном развитии народов Красноярского края противоречивость и непоследовательность национальной государственной политики стали причиной сохранения национальных проблем, не получивших разрешения в должной мере до настоящего времени. Форсирование темпов социально-экономического и культурно-национального переустройства региона в конце 20-х и 30-е годы, осуществлявшегося в русле общей политики страны, имело и негативные последствия. Были ликвидированы национальные сельсоветы, репрессированы тысячи граждан, включая руководителей и видных общественных деятелей. Стало проявляться пренебрежительное отношение к культурному наследию народов, объявленному феодально-клерикальным и отсталым, дважды необоснованно менялась графическая основа национальных алфавитов. Гонениям подвергались традиционные верования: православие, ислам, католицизм и шаманизм. Со временем сузилась сфера применения национальных языков. Однако взаимоотношения народов Красноярья не утратили своего позитивного характера. Свою роль в этом сыграли такие совместно выработанные компоненты народного характера, как сдержанность, терпимость, открытость, доброжелательное отношение к своим соседям. Представители разных национальностей вместе защищали свою Родину в годы Великой Отечественной войны, вместе занимались созидательным трудом в послевоенные десятилетия. Изменения, начавшиеся в стране со второй половины восьмидесятых годов, способствовали росту национального самосознания, активизации усилий по наполнению новым содержанием межнациональных и федеративных отношений. В 1991 году Хакасская АО конституировалась как Республика Хакасия и вышла из состава Красноярского края. Оставшиеся в составе региона Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа стали самостоятельными субъектами Федерации и строят свои взаимоотношения с краем на договорных основаниях. В настоящее время в Красноярском крае межнациональные отношения носят в целом стабильный характер. Однако социально-экономический кризис, связанный с переходом хозяйства страны на рыночные отношения, и резкое ухудшение экономической ситуации осложнили социальное положение населения. А это, в свою очередь, негативно отражается на сфере национальных отношений, политизируя в отдельных случаях этнические процессы. Устранение причин, порождающих национальные проблемы, осложняется не только тяжелым хозяйственно-финансовым положением региона, но и отсутствием соответствующей правовой базы. На межнациональные отношения оказывают, непосредственное влияние такие общие для всей страны взаимосвязанные тенденции общественного развития, как: стремление народов к самоопределению при объективной необходимости интеграции российского общества; стремление сохранить и развивать этнокультурную самобытность при одновременном процессе интеграции культур, формировании общих духовно-нравственных ценностей. Неразрешенные проблемы характерны не только для межнациональных отношений в целом, но и для каждого народа из числа проживающих в крае. У русского этноса проблемы связаны в первую очередь с последовательно проводившейся в государстве подменой русской культуры наднациональной "общечеловеческой" культурой, отсутствием комплексных программ ее развития. В современных условиях актуальны вопросы сохранения национального самосознания и духовности в противовес усиливающемуся влиянию западных моделей культуры. Национальная политика в Красноярском крае должна учитывать доминирование русского этноса по численности, его особую роль в решении задач укрепления межнационального согласия, стабилизации этнополитической обстановки в регионе. Самобытная традиционная культура и религиозные верования этноконфессиональной группы русского населения региона - старообрядцев, а также этнокультурной группы - енисейского казачества - подверглись притеснениям в предыдущие годы. Их возрождение требует особого внимания со стороны руководства и государства, и края. Крайне острая ситуация сложилась с коренными малочисленными народами Севера Красноярья. Она связана с вопросом выживания этих этносов и вбирает в себя целый комплекс демографических, социальных, экономических, правовых и культурных проблем. Первоочередное значение в ряду этих задач имеет восстановление традиционных промыслов и природопользования северных этносов. Сходная ситуация имеет место и у коренных народов юга края, заявивших о себе как о самостоятельных этносах. Проживающие на территории Красноярского края другие национальности стремятся к сохранению своей культуры, языка, традиций и национальной идентичности. Эти проблемы возникают из-за малочисленности этих диаспор и их оторванности от мест компактного проживания соотечественников. Неблагоприятное воздействие на этнополитическую ситуацию в крае оказывают затянувшийся общероссийский кризис и неэффективные реформы в экономике, а также сложившийся характер федеративных отношений, при котором не всегда учитываются социально-экономические, политические и национальные особенности субъектов Федерации. Необходимо дальнейшее совершенствование отношений между органами государственной власти Российской Федерации и Красноярского края, которые должны последовательно строиться на принципах подлинного федерализма, охватывающего вопросы экономического, бюджетного, социального и культурного развития. Нуждаются в упрочении традиционные культурные и экономические связи Красноярского края с Эвенкийским и Таймырским (Долгано-Ненецким) автономными округами и Республикой Хакасия. Требует углубления и расширения сотрудничество с другими субъектами Федерации "по горизонтали", в особенности с соседними регионами - Иркутской, Кемеровской, Новосибирской и Томской областями. Республиками Саха (Якутия) и Тыва. Учитывая значительный духовный, экономический и природно-ресурсный потенциал Красноярского края, стабильную базу межнационального согласия, выработку и осуществление региональной национальной политики следуют рассматривать как необходимое условие полноправного социально-экономического, политического и культурного развития Красноярья. 2. Основные цели и задачи региональной национальной политики Красноярского края Основной целью региональной национальной политики Красноярского края является обеспечение таких условий в обществе, которые позволили бы достигнуть полноправного социально-экономического, культурного и национального развития народов региона. Для этого важно создать базовую основу для достижения единой духовной; нравственной и социально-политической общности народов Красноярья. Данная Концепция может стать ориентиром для движения в этом направлении. Сложность претворения в жизнь Концепции определяется тяжелым экономическим кризисом, противоречивым процессом перехода от административно-командной системы к правовому демократическому, гражданскому обществу, к эффективной рыночной экономике. На фоне постоянно меняющейся политической и социально-экономической обстановки Концепция может и должна подвергаться детализации, уточнению или корректировке. Выделим следующие приоритетные задачи в различных областях жизнедеятельности общества: в политической сфере - активное, участие в формировании и развитии федеративных отношений на основе положительного исторического опыта становления государственности России как евроазиатского континентального феномена; - укрепление и развитие Красноярского края как самостоятельного субъекта Федерации, совершенствование системы государственной власти и органов самоуправления в целях обеспечения свободного и полноправного развития ее народов; - формирование региональной модели развития Красноярского края, в основу которой должны быть положены идеи территориальной целостности и многовекового полиэтнического единства России и края; - обеспечение мер по приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами положений и статей законов Красноярского края, отражающих национальные вопросы; - создание соответствующей правовой базы, организационных и материальных, условий для регулирования национальных отношений в крае и взаимоотношений с федеральными властями; - создание органами государственной власти и местного самоуправления совместно с общественными, политическими и религиозными организациями условий межнационального согласия; - совершенствование механизма формирования законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, который позволит этническим сообществам влиять на принятие решений, затрагивающих их интересы; - заключение договоров и соглашений с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, а также Республикой Хакасия на предмет выработки единых подходов к решению вопросов, возникающих в сфере национальной политики; - поддержка ратификации и претворение в жизнь международных правовых актов на территории России, в первую очередь Конвенции 169 МОТ (о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах), направленных на защиту интересов коренных малочисленных народов Севера, живущих в Красноярском крае; - содействие созданию в рамках действующих законов общественных организаций, способствующих сохранению национальных культур, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни. Красноярского края; - изучение сложившейся ситуации в межнациональных отношениях силами научно-исследовательских организаций и вузов с последующей разработкой ими практических рекомендаций; в социально-экономической сфере - регулирование региональной экономической политики в части отстаивания национальных интересов народов Красноярского края на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности; - специализация экономики края исходя из создавшейся экологической ситуации, норм традиционного природопользования и землепользования, особенностей расположения на обширной территории бассейна реки Енисей; - осуществление программ социально-экономического развития районов Красноярского края с целью вывода их из числа депрессивных территорий; - активное участие в создании и развитии региональной ассоциации экономического взаимодействия, обеспечивающей комплексное решение, социально-экономических и национальных проблем Восточной Сибири; - отработка системы подготовки высококвалифицированных кадров различных национальностей, способных работать в новых политических и социально-экономических условиях; в культурно-духовной сфере - формирование и культивирование идей духовного сотрудничества населения Красноярского края, создание обстановки межнационального согласия, чувства любви к малой Родине, как основы общероссийского патриотизма; - выдвижение в число первоочередных проблемы консолидации многонационального населения Красноярья, объединенного общей целью процветания родного края, создания экономически мощного и культурно развитого его потенциала, социального и национального мира; - создание атмосферы взаимного уважения к национальным традициям и обычаям, дальнейшее развитие духовно-культурного обмена и использование исторического опыта взаимовлияния народов России и Красноярского края в рамках евразийского пространства; - включение языков коренных народов и диаспор региона в программу учебных заведений в районах их компактного проживания; - воссоздание и совершенствование национальной общеобразовательной школы" как инструмента сохранения и развития национальной культуры и языка, воспитание уважения к культуре, истории, языку народов Красноярского края и России, мировым культурным ценностям; - поддержка миротворческой деятельности всех конфессий Красноярского края, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, признание роли традиционных религий в воспитании чувства уважения и доверия между народами; деятельность за пределами Красноярского края - заключение соглашений с субъектами Федерации по вопросам сотрудничества в сфере национальных отношений, культурного обмена, защиты национальных культурных интересов граждан Красноярского края; - заключение договоров со странами ближнего и дальнего зарубежья, имеющими диаспоры на территории Красноярского края, о культурном и экономическом сотрудничестве; - содействие национально-культурным объединениям Красноярья в установлении творческих контактов с национально-культурными объединениями в других субъектах Российской Федерации и за ее пределами. 3. Принципы региональной национальной политики Принципы региональной национальной политики Красноярского края основываются на положениях Конституции Российской Федерации, законах Красноярского края, а также принципах, заложенных в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Они определяют основы жизнедеятельности личности в обществе и государстве независимо от принадлежности к той или иной национальности. Основными принципами региональной национальной политики Красноярского края являются: 1) равенство прав и свобод человека независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и объединениям; 2) защита правового статуса Красноярского края, его территориальной целостности, обеспечение конституционных прав его народов; 3) запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности; 4) право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; 5) запрещение пропаганды и агитации, а также деятельности лиц и организаций, направленных на разжигание расовой, национальной и религиозной розни, идеи превосходства одной нации над другими, национальной исключительности; 6) гарантия прав малочисленных народов в соответствии с - Конституцией, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией; 7) осуществление постоянного контроля за соблюдением законодательства в сфере национальных отношений и принятие необходимых мер в случае его нарушения. 4. Основные направления и меры по реализации региональной национальной политики в Красноярском крае Реализация региональной национальной политики представляет собой систему организационных мер, обеспечивающих достижение ее целей и задач. Они призваны обеспечить переориентацию и координацию деятельности краевых органов, местного самоуправления и общественности на решение задач национальной политики, совершенствование форм и методов ее осуществления. Для реализации целей и задач национальной политики в крае целесообразно осуществлять ряд мер: 1. Усилить в органах государственной власти Красноярского края структурные подразделения, ведающие вопросами национальных отношений, и сосредоточить их внимание на: - координации научных исследований в сфере межнациональных отношений и выработке на их основе практических рекомендаций для краевой администрации и других органов государственной власти; - разработке и экспертизе проектов и других правовых актов по вопросам национальных отношений или затрагивающих сферу этих отношений; - разработке и осуществлении программ национально-культурного развития и межнационального сотрудничества народов Красноярья. 2. Администрации Красноярского края: - разработать и осуществлять программы социально-экономического, национально-культурного развития, межнационального сотрудничества с учетом приоритетов национальной политики; - обеспечить подготовку и финансирование государственных программ, направленных на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Красноярья. 3. Законодательному Собранию Красноярского края активизировать разработку правовой базы в национальной и межнациональной сфере, исходя из целей, задач и принципов региональной национальной политики. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке планов и программ социально-экономического развития, принятии управленческих решений, формировании городских, поселковых Советов и в своей повседневной практической работе полнее учитывать национальные, исторические, культурные, языковые особенности своих территорий, запросы и интересы этнических групп. 5. Органам государственной власти и местного самоуправления: - развивать и расширять имеющиеся институты национально-культурной автономии (национально-культурной самоорганизации граждан); - выработать программу совместной работы со средствами массовой информации для широкого освещения целей и задач национальной политики в крае, обеспечения информирования о состоянии и развитии межнациональных отношений, формирования благоприятного морально-психологического климата в сфере национальных отношений, распространения знаний об истории и культуре народов Красноярья и России. 6. Для финансирования программ, проектов и отдельных мероприятий, направленных на осуществление национальной политики, предусмотреть в краевом бюджете специальную статью расходов, а также привлекать средства органов местного самоуправления, благотворительные и спонсорские отчисления организаций, учреждений, фондов, юридических и физических лиц. 5. Программы национально-культурного развития в Красноярском крае Программы национально-культурного развития в Красноярском крае создаются для достижения целей и решения задач национальной политики, а также для конкретизации, интеграции и обеспечения эффективной деятельности всех механизмов национальной политики. В частных и общих программах целесообразно отражать и учитывать "Основные направления региональных программ Государственной национальной политики", изложенные в четвертом разделе Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. 1. На начальном этапе программы национально-культурного развития этнических общностей разрабатывают все национально-культурные объединения Красноярского края, которые считают это необходимым. В данных программах может быть отражена деятельность по всем возможным направлениям: развитие языков, национальное образование, сохранение и развитие национальных обрядов, обычаев и традиций, возрождение национальных промыслов и ремесел, традиционного природопользования, образа жизни, формирование национального самосознания, поддержка прогрессивных идей и действий традиционных конфессий и др. с указанием конкретных мероприятий, этапов, сроков исполнения и исполнителей, материальных и финансовых затрат, способов достижения. 2. С учетом программ социально-экономического развития Красноярского края и на основе программ национально-культурного развития конкретных этносов и Концепции государственно-национальной политики Российской Федерации, Концепции региональной национальной политики Красноярского края разрабатывается региональная комплексная программа национально-культурного развития и межнационального сотрудничества народов Красноярского края. 3. В основу комплексной программы развития народов Красноярского края необходимо положить систему мер, определяющих деятельность органов государственной власти края. Все эти меры должны быть направлены на сохранение и развитие этнических культур, языков, лучших традиций народов Красноярья, на развитие сотрудничества и духовного взаимообогащения граждан региона всех национальностей. 4. Программа должна согласовываться с федеральными программами по социально-экономическому и культурному развитию края, а также с отдельными федеральными программами развития славянских, тюркских, финно-угорских, малочисленных северных и других народов Российской Федерации. 5. Отдельным разделом программы необходимо отразить использование средств массовой информации как инструмента культурного и духовного обмена народов Красноярья. 6. Следует разработать и осуществить комплекс мер по формированию культуры межнационального общения и его внедрению в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|