Расширенный поиск
Постановление Администрации Красноярского края от 18.10.1999 № 664-пАДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 18.10.1999 N 664-п О концепции энергосберегающей политики на территории Красноярского края (В редакции Постановления Администрации Красноярского края от 17.07.2000 г. N 536-п) В целях реализации Федерального закона "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ, а также для проведения единой политики в области энергоресурсосбережения на территории Красноярского края постановляю: 1. Утвердить Концепцию энергосберегающей политики на территории Красноярского края (прилагается). 2. Для реализации Концепции Главному управлению развития экономики и промышленности администрации края (Ананьев) в месячный срок разработать и представить на рассмотрение администрации края организационно-технический план разработки целевой программы энергосбережения на территории края. 3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора края Овчинникова В.В. (В редакции Постановления Администрации Красноярского края от 17.07.2000 г. N 536-п) 4. Постановление вступает в силу со дня подписания. Губернатор края А.И. ЛЕБЕДЬ Утверждена Постановлением администрации края от 18 октября 1999 г. N 664-П КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ Красноярск, 1999 КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ Концепция содержит основные элементы энергетической политики и проекты документов нормативно-правового обеспечения энергосбережения на территории Красноярского края. Данная концепция отработана рабочей группой, образованной Распоряжением администрации края от 04.09.98 N 737-р, по материалам, которые подготовили коллективы организаций, представленные членами указанной группы. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Энергетическая политика 2. Принципы построения программы энергосбережения 2.1. Реализация и обеспечение программы энергосбережения 2.2. Структура программы энергосбережения 2.3. Представление результатов работы экспертных групп 3. Структура и функции Регионального центра управления энергосбережением в Красноярском крае 4. Законодательная база для реализации политики энергосбережения в Красноярском крае 5. Приложения: 1. Схема формирования энергетической политики региона 2. Схема согласования интересов в процессе формирования и реализации энергетической политики 3. Схема расчета основных параметров энергетической программы 4. Схема системы управления реализацией энергетической программы региона 5. Этапы разработки программы энергосбережения в Красноярском крае 6. Организационные мероприятия по разработке программы энергосбережения в Красноярском крае ВВЕДЕНИЕ Как и вся экономика страны, топливно-энергетический комплекс (ТЭК) переживает в настоящее время тяжелейший период. Высокая доля энергоемких технологий (энергоемкость национального дохода в России в 2-3 раза выше, чем в странах Западной Европы), непомерно расточительный характер энергопотребления (более трети всех потребляемых ресурсов расходуется нерационально), стремительный рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, авторитетные экспертные оценки удручающего технического состояния основных производственных фондов и реальных перспектив развития ТЭК являются серьезнейшими препятствиями дальнейшего реформирования экономики. Сибирь является по существу главной топливно-энергетической базой страны, здесь производится 77 процентов всех энергоресурсов страны, в том числе 27 процентов электроэнергии, добывается 91 процент газа, 69 процентов нефти, 61 процент угля. Несмотря на уникальные возможности по добыче и производству энергоресурсов, ТЭК Сибири переживает в настоящее время глубокий кризис. Все это является следствием перенапряжения производственного потенциала при постоянном остром недостатке инвестиций на его развитие, серьезных диспропорций между подготовкой запасов, добычей и переработкой энергоресурсов, производством и транспортом энергии, развитием производства и инфраструктуры. Есть и другая особенность - энергоемкость и электроемкость промышленного производства Сибири превосходит среднероссийский показатель на 13-14 процентов, при этом уровень цен на энергоресурсы не соответствует уровню эффективности использования топлива и энергии. По заключению специалистов Института стратегического управления планетарной ресурсо-энергетической и социально-гуманитарной деятельности человека, уже сегодня подавляющее число электростанций в стране работает в критическом, предаварийном режиме, 20 процентов основного генерирующего оборудования подлежит демонтажу по условиям безопасной эксплуатации. Около 45 процентов активной части основных производственных фондов в энергетике проработало более 20 лет. В нефтеперерабатывающей промышленности по большинству предприятий износ достиг 90 процентов их первоначальной стоимости. Шахтный фонд почти на 70 процентов состоит из шахт, введенных в эксплуатацию более тридцати лет назад, более 100 шахт необходимо закрывать как нерентабельные. К этому следует добавить техническую отсталость. В нефтяной и газовой промышленности только 10-14 процентов эксплуатируемого оборудования отвечает мировому уровню. Положение дел в отраслях ТЭК усугубляется и другими процессами. В минувшем году практически всем энергетическим компаниям России не удалось выйти из крайне тяжелого финансового состояния, во многом это связано с проблемой неплатежей. Дебиторская и кредиторская задолженности исчисляются сотнями млрд. рублей. Все эти трудности в большей или меньшей степени характерны и для энергетики Красноярского края. Как никогда обострился комплекс проблем, связанных с дефицитом тепла в Красноярске и других городах края. По-прежнему преобладают расточительные подходы в потреблении энергоресурсов. Отсутствует какая-либо система эффективных методов экономического стимулирования энергосбережения. В соответствии с требованиями СНиП предстоит решать непростую задачу предотвращения потерь через ограждающие конструкции зданий и сооружений. Расчеты и результаты теплоэнергетических испытаний показывают, что общие теплопотери зданий на 50-60 процентов выше нормативных. Решение этих и других проблем в ТЭК края становится насущно необходимым и неотложным не только с точки зрения улучшения финансового положения (дотации на теплоснабжение муниципальных предприятий и учреждений составляют более 50 процентов бюджетных ресурсов), но и повышения конкурентоспособности в борьбе за "выживаемость" в жесткой рыночной среде. Тяжелый характер кризиса, охватившего все отрасли ТЭК, требует разработки специальных мер по его преодолению. Эти цели преследует Концепция энергетической политики, разработанная по инициативе Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и Российской академии наук творческим коллективом, объединившим около 150 ведущих специалистов. В числе этих мер энергосбережению отводится особое место, его потенциал исчисляется в 500 тысяч тонн условного топлива, по своему значению оно может быть приравнено к техническому перевооружению, росту эффективности общественного производства и в определенной степени является альтернативой необходимости наращивания объемов производства энергетических ресурсов. Вместе с тем в энергетической стратегии России не в полной мере учитываются территориальные интересы. Предстоит решать и эту проблему. И Государственная Дума, и Правительство Российской Федерации предпринимают конкретные шаги по переводу экономики России с энергорасточительного на энергосберегающий путь развития. Принят Закон Российской Федерации "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ. Правительство Российской Федерации приняло Постановление "Энергосбережение России на 1998-2005 годы" от 24.01.98 N 80. Действуют Законы Российской Федерации "Об использовании атомной энергии", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Разрабатывается Закон "О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии". В 39 субъектах Федерации разработаны свои программы энергосбережения, созданы региональные энергетические фонды, заложены в местные бюджеты средства на реализацию этих программ, тем самым созданы рыночные подходы к стимулированию энергосбережения. В шести регионах осуществляется консолидация внебюджетных средств энергосбережения. Объективная необходимость вынуждает и администрацию Красноярского края осуществить необходимые меры. Выработаны основные направления краевой программы, необходимо подготовить соответствующее постановление, которым определены порядок и сроки ее разработки. Из многих направлений решения этой проблемы к числу первоочередных следует отнести нормативно-законодательные, организационные и быстрореализуемые технические меры. В их числе: создание специальной структуры (Региональный центр управления энергосбережением), которая бы предметно занималась этой проблемой; повышение качества эксплуатации энергетического хозяйства производителей и потребителей; установка приборов учета и регуляторов энергопотребления; стандартизация энергоемкого оборудования и санкции за нарушение стандартов и норм рационального использования энергии; налоговые и кредитные льготы за реализацию конкретных энергосберегающих мероприятий; изменение системы экономического стимулирования энергосбережения; популяризация энергосбережения средствами массовой информации и т.п. Наиболее нежелательные явления сегодняшнего положения в энергетике - массовые неплатежи за использованные товары и услуги и резкое снижение масштаба инвестиционной деятельности, что ставит под угрозу развитие общества из-за невозможности обеспечить адекватное снабжение его энергией. Инвестиций в энергетике не хватает не только на создание новых мощностей для того, чтобы покрывать растущий спрос на некоторые виды энергии, в частности на тепло, а также на замену изнашиваемого оборудования и обновление основных фондов. Если не принять соответствующих мер, это может уже в ближайшем будущем обострить положение со снабжением существующих потребителей энергии. Неплатежи и низкий уровень инвестиций в энергетику приводят к старению основных фондов, их преждевременному выбытию из-за удлинения межремонтных периодов и уже в ближайшем будущем могут не позволить ТЭК играть ту важную роль в экономике Красноярского края и страны в целом, которую он все еще играет сегодня. Вместе с тем, как показывает опыт и результаты работы так называемых "демонстрационных зон" в России, мероприятия, связанные с энергосбережением, способны компенсировать в среднем до 40 процентов необходимых инвестиций в энергетику только за счет беззатратных и малозатратных проектов и программ. Мировая практика показывает, что каждый доллар, вложенный в экономию энергии, приносит в конечном итоге четыре доллара в виде дополнительной прибыли предприятия. Не случайно в развитых странах энергосбережение справедливо относится к наиболее рентабельным видам бизнеса. На сегодняшний день удельные энергозатраты на единицу отечественной продукции более чем втрое выше, чем аналогичный среднемировой показатель. А еще пять-шесть лет назад превышение составляло всего 60 процентов. Причина такого положения в том, что объемы производства упали очень резко, тогда как энергопотребление снизилось относительно ненамного. Крайне завышенное энергопотребление - один из наиболее характерных примеров. Если удельные затраты энергии выросли за годы перехода к рыночным отношениям в среднем в три раза, то доля таких расходов в себестоимости продукции увеличилась в пять-шесть раз. Вследствие этого в наибольшей степени страдают производственные структуры, испытывающие двойной рыночный прессинг от необходимости крупных платежей за энергию и от жесткой конкуренции на соответствующем сегменте рынка. В сложившейся ситуации "виноваты", с одной стороны, непомерно высокие тарифы, с другой - уже упомянутый разрыв между темпами падения производства и энергопотребления. Таким образом, налицо "энергетическая вилка", резко тормозящая возрождение промышленности и отрицательно сказывающаяся на всех сторонах жизни - как экономической, так и социальной. Решать эту проблему необходимо двумя путями. Первый - снижение себестоимости производства электричества и тепла и, соответственно, снижение тарифов. Второй - создание эффективной системы энергосбережения. Целесообразно начинать со второго. Снижение себестоимости производства энергии требует крупных инвестиций, в то время как энергосберегающие меры могут осуществляться без особых затрат в любом масштабе: начиная от региона в целом и заканчивая небольшим производственным участком или городской квартирой. Следует отметить, что темпы роста цен на энергию в России значительно ниже, чем общий уровень инфляции. Если реальный повышающий коэффициент, достигнутый за последние шесть-семь лет, составил на рынке продовольствия 12 тысяч раз, а для пассажирского автотранспорта даже до 30 тысяч раз, то стоимость электрической и тепловой энергии (как для предприятий, так и для населения) увеличилась, без учета федеральных и местных дотаций, всего в 1500-3000 раз. Несмотря на то что доля себестоимости, приходящаяся на энергозатраты, возросла в пять-шесть раз, ее конечный показатель составляет 10-15 процентов, что вполне соответствует мировому уровню. И если снизить указанную долю с помощью энергосберегающих технологий хотя бы в 1,5-2 раза (что вполне реально), то значительная часть неконкурентоспособных товаров вновь займет прочные позиции на рынке (речь идет только о тех изделиях, которые были вытеснены импортными аналогами по ценовым, а не качественным причинам). На рынке имеется немало технических средств, позволяющих уменьшить расходы на тепло- и электроресурсы. Однако, как правило, энергосберегающая политика начинается с малозатратных и даже полностью беззатратных мероприятий (утепление помещений, организация рациональной системы освещения, ликвидация нерациональных выбросов тепла в атмосферу и многое другое). Уже одно это способно дать финансовую экономию, достаточную для начала следующего этапа энергосбережения, что уже потребует заметных инвестиций. Этот этап, например, может заключаться в реконструкции собственного теплоснабжения (установка приборов учета и регулирования и т.д.), что в ряде случаев позволяет даже отказаться от централизованных поставок тепловой энергии. Было бы несправедливо полагать, что энергосберегающие технологии приносят выгоду только пользователям. В действительности существует своего рода "треугольник интересов" (производитель - потребитель - распорядитель бюджета), в котором каждая сторона должна получить свой эффект. Широкое внедрение энергосберегающих технологий неизбежно должно привести к обострению конкуренции между производителями тепла и электричества. Каждые сэкономленные гигакалория или киловатт-час повышают энергетическую независимость потребителя и дают ему возможность выбирать между несколькими альтернативными поставщиками или, если это окажется экономически оправданным, создавать собственную систему теплоснабжения. Если заранее не применять соответствующих мер, такая конкуренция может привести к еще большему дисбалансу энергетической системы сибирского региона. В качестве одной из первоочередных мер можно было бы, например, предложить подготовку и заключение корпоративного соглашения между угольщиками, энергетиками и транспортниками региона. Участники такого соглашения представляют звенья одной цепочки, и их взаимные интересы резко пересекаются. Результатом соглашения могло бы стать значительное (в несколько раз) снижение цен на свою продукцию всеми участниками соглашения. В общем случае проблема выбора генеральной линии развития экономики региона заключается в необходимости выбора оптимальных пропорций между ориентацией на долгосрочную макроэкономическую перспективу и каждодневное поддержание качества жизни населения конкретного города, поселка, района, микрорайона. Определение приоритетных направлений энергосберегающей политики требует анализа региональной экономики как совокупности производителей и потребителей всех видов ресурсов. Энергетические ресурсы вместе с другими (материально-техническими, финансовыми, интеллектуальными, информационными и др.) образуют взаимосвязанный комплекс ресурсообеспечения региональной экономической и социальной систем. В рамках проведения работ по энергосбережению можно считать целесообразным организацию многоуровневой экономической и энергоэкологической экспертизы региональной экономики. Основной потенциал энергосбережения и рационального энергоиспользования России сосредоточен в зоне ответственности региональных структур власти. Вовлечение этого потенциала в хозяйственный оборот невозможно без проведения постоянной, отвечающей местным условиям региональной энергосберегающей политики. Энергетическая эффективность национального общероссийского хозяйства может и должна прирастать регионами. Важным условием достижения целей энергосбережения является наличие на региональном (краевом) уровне достаточной и адаптированной к местным условиям нормативной базы энергосбережения, каждый документ которой должен соответствовать требованиям и не противоречить существующим документам. В настоящей концепции приведены материалы по методологии и принципам региональной энергетической политики и структуре программы энергосбережения, а также основные положения проектов закона Красноярского края "Об энергосбережении" и устава Регионального центра управления энергосбережением на территории Красноярского края. 1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Энергетическая политика региона включает систему мер государственного регулирования, направленных на полное и бесперебойное обеспечение потребностей народного хозяйства и населения региона в энергоресурсах. Она осуществляется органами управления региона по отношению ко всем производителям, поставщикам и потребителям энергоресурсов, находящихся на данной территории. Энергетическая политика призвана выражать долгосрочные общественные интересы, которые рыночные механизмы учесть и реализовать не могут. В современных условиях она выступает в качестве универсального инструмента разрешения противоречий между региональными и текущими коммерческими интересами отдельных производителей и потребителей топлива и энергии. Основной целью энергетической политики при рыночных преобразованиях в энергетике является повышение эффективности использования энергоресурсов как основы экономического роста и подъема жизненного уровня населения. В связи с такой трактовкой главной цели ожидаемые результаты реформы выражаются: в достижении приемлемых для производителя и потребителей тарифов на электро- и тепловую энергию; в создании благоприятных инвестиционных возможностей для развития, реконструкции и технического перевооружения отрасли; в обеспечении необходимой надежности энергоснабжения и качества энергоносителей; в минимизации воздействия энергоисточников на окружающую среду. К числу важных задач энергетической политики относится активное воздействие регулирующих органов на формирование рационального спроса на энергоресурсы. С этой целью на региональном уровне необходимо создать систему управления энергоэффективностью, которая должна включать администрацию Красноярского края; АО "Красноярскэнерго"; потребителей топлива и энергии. Система подобного типа должна функционировать на основе баланса интересов производителей, потребителей топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и общества в целом. Причем органы управления (администрация) региона в соответствии с приоритетами энергетической политики формируют особую мотивационную среду, в которой осуществляется взаимодействие энергокомпаний с потребителями. В то же время следует учитывать необходимость дополнительных затрат на формирование рыночной среды, в том числе на проведение научно-исследовательских работ (НИР) в области энергосбережения и проектирование соответствующих систем, а также создание и обслуживание информационно-технологической инфраструктуры энергетического рынка. На рисунке 1 (приложение 1) приведена схема формирования энергетической политики. Ее составными элементами являются: приоритеты и цели; средства реализации целей в форме конкретных организационных мер и инвестиционных проектов; механизм реализации, включающий специальную организационную структуру и методы административно-правового, экономического и социально-психологического регулирования. Главная задача энергетической политики состоит в обеспечении социально-экономического развития региона на основе надежного энергоснабжения при минимальном расходе ресурсов и воздействии на окружающую среду в условиях меняющихся внешних факторов: экономических, политических, социальных, технических, экологических, культурно-образовательных. Поэтому приоритеты и цели энергетической политики закономерно различаются на отдельных этапах развития региона. На ранней стадии переходного периода особое значение приобретает поддержание социальной стабильности. Энергетическая политика может быть долгосрочной, рассчитанной на десятки лет, и краткосрочной, направленной на решение тактических задач, которые являются средством осуществления стратегических (долгосрочных) целей. В сфере управления энергетикой долгосрочная политика, ориентированная на глубинные, стратегические изменения, имеет первостепенное значение, если учитывать высокую инерционность ТЭК. Применительно к крупным административно-территориальным регионам, каким является Красноярский край, значение долгосрочной политики возрастает также в связи с расширением их экономической самостоятельности и независимостью от федеральных органов управления в решении многих энергетических проблем. Исходя из опыта при формировании энергетической политики, следует рассматривать временные рамки не менее 15-20 лет, но с разбивкой их на отдельные этапы. Основополагающие элементы энергетической политики - ее субъекты и объекты. На региональном уровне управления субъектами энергетической политики выступают органы законодательной и исполнительной властей. Объекты политики - это все производители и потребители энергоресурсов, находящиеся в границах региона, включая и население (личное потребление). На рисунке 2 (приложение 2) приведена схема согласования интересов разных уровней. На стадии формирования энергетической политики важно правильное определение приоритетов и целей для отдельных объектов, которые устанавливаются с учетом главной задачи энергетической политики. Они не должны дублироваться и противоречить друг другу. Приоритеты обычно формулируются с помощью качественных характеристик, в то время как отраслевые цели должны быть описаны и количественно определены. Они зависят от энергоэкономических характеристик региона. Антикризисная энергетическая политика представляет собой курс действия органов управления регионом и систему мер по предотвращению и локализации негативных явлений в ТЭК, выработанных на основе анализа факторов и форм энергетического кризиса. С учетом вышеизложенного для Красноярского края на обозримую перспективу (примерно на 10 лет) можно установить следующие приоритеты: достижение максимально возможной независимости от поставок энергоресурсов из других регионов; устранение критического износа фондов систем электро- и теплоснабжения; повышение надежности и качественного уровня энергоснабжения сельских районов края. В рамках предложенной системы приоритетов рекомендуется следующий примерный набор основных целей: непосредственные энергосбережения за счет совершенствования методов эксплуатации и обслуживания, предоставления обучения, а также регулирования и настройки системы; совершенствования, достигаемые за счет небольших ревизий и восстановлений в системе, выполняемые самим объектом на базе собственного или местного финансирования; прогрессивные инвестиционные программы, направленные на крупные реконструкции для повышения энергетической отдачи с должным учетом экологических соображений и элементов пригодности, а также финансирование предложенных мер; повышение доли электроэнергии и природного газа в структуре энергопотребления в промышленности; увеличение уровня электрификации и газификации сельских населенных пунктов; внедрение в энергосбережение оборудования на основе современных теплотрансформирующих технологий, в том числе с использованием тепловых насосов; сокращение вредных выбросов в атмосферу, гидро- и литосферу, вредных выбросов от предприятий энергетики и промышленности; снижение и регулирование расхода тепла на отопление и водоснабжение в жилищно-коммунальных хозяйствах (ЖКХ) городов края; повышение уровня децентрализации энергоснабжения на базе малых промышленных и муниципальных парогазовых и газотурбинных ТЭЦ с широким использованием вторичных энергоресурсов и альтернативных источников энергии; внедрение на объектах энергетики, промышленности, сельского хозяйства и ЖКХ энергосберегающих технологий, результатов НИР и ноу-хау; организация на предприятиях края производства счетчиков и систем регулирования энергоресурсов, утилизационного оборудования и средств изоляции. Ранжирование приоритетов и определение целей в рамках этих приоритетов необходимо осуществлять экспертно-аналитическими методами. Для этого требуется обеспечить мониторинг макросреды, энергопаспортизацию (сертификацию) региона и объектов энергетической политики, регулярное прогнозирование спроса на топливо и энергию в различных секторах народного хозяйства. Мониторинг макросреды предполагает непрерывное наблюдение за отдельными элементами внешней среды, которые органы управления региона контролировать не могут. При этом особое внимание следует обращать на три компонента изменений макросреды: в структуре собственности; в налоговой, амортизационной и кредитной системах; в механизме федерального управления энергетическим комплексом. Энергетический паспорт должен представлять собой комплексную оценку энергоэкономического потенциала региона на данный момент и включать следующие элементы: обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами; состояние энергохозяйства края; демографическая ситуация; занятость населения; экологическая обстановка; инвестиционные возможности, в том числе привлечение иностранного капитала. Следует подчеркнуть, что методику, форму и механизм энергетической сертификации (паспортизации) региона еще предстоит разработать. 2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ Как отмечено выше, энергетическая политика оформляется в виде энергетической программы, которая в свою очередь является главным инструментом ее реализации. В ней фиксируются конкретные цели деятельности, определяются средства их достижения с указанием сроков реализации, а также потребности в инвестиционных ресурсах. Краевую программу энергосбережения целесообразно разрабатывать в трех аспектах (с детальными технико-экономическими обоснованиями эффективности инвестиционных решений): по отраслям (производители и потребители энергии); по территориям (города и районы края); по направлениям деятельности (электрификация, энергосбережение, расширение энергетической базы региона, структурные сдвиги в экономике региона). На рисунках 3 и 4 (приложения 3, 4) приведены примерные схемы расчета и реализации основных параметров программы, включающие различные методы и механизмы регулирования административно-правового, экономического и социально-психологического характера, систему обеспечения и органы управления ТЭК региона. Главный принцип, которым необходимо руководствоваться при формировании системы управления, - обеспечение согласования интересов региона в целом, отдельных территорий (городов и районов) и предприятий путем поиска и разрешения соответствующих противоречий. Интересы всех уровней следует однозначно рассматривать как равноправные, постановка вопроса о приоритетности каких-либо интересов должна быть категорически отвергнута. Разработку программы рекомендуется основывать на следующих принципах: 1. Комплексность: многоцелевой ее характер, то есть ориентация на совместное достижение ряда экономических, политических, социальных, научно-технических, экологических целей; охват всех видов энергоресурсов, форм их переработки и использования; учет потребностей развития и функционирования обеспечивающих энергетику секторов народного хозяйства (в машиностроении, металлургии, транспорте, подготовке специалистов и др.); сочетание необходимых для ее реализации мер в области государственного регулирования, развития науки и техники, структурных средств в экономике; иерархическое построение программы с выделением подпрограмм различного уровня (отраслевых, территориальных, обеспечивающих и т.д.). 2. Отражение динамичности процесса развития энергетики: охват тактических и стратегических задач; выделение временных границ (ближайший период, средне- и долгосрочная перспектива); учет перспективных изменений в энергетике (стоимостные показатели, динамика выявленных запасов топлива, темпы решения научно-технических задач, спрос на различные виды энергоресурсов); корректировка программ в соответствии с фактическим ходом процесса. 3. Многовариантность: совершенствование методических основ программирования - усовершенствование методов количественного анализа различных вариантов развития; применение энергоэкономических моделей при формировании программ обусловлено тремя предпосылками; квантифицируемостью большинства факторов и переменных, вводимых в модель; накоплением большого опыта в области экономико-математического моделирования; наличие высокоэффективных ЭВМ, позволяющих реализовывать имитационные модели. 2.1. РЕАЛИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ Для успешной реализации поставленных в программе приоритетов и целей необходимо обеспечить несколько необходимых условий, которые должны быть разработаны параллельно с созданием самой программы. А именно должны быть разработаны: нормативная база энергосбережения на краевом уровне управления; механизм финансирования разработки и инициации программы; информационная база и механизм информационной поддержки. Российские нормативные акты (например, Закон Российской Федерации "Об энергосбережении" и др.) не исключают возможности иметь региональные нормативные документы в случае необходимости. Было бы заблуждением без соответствующей экспертизы и адаптации к местным условиям использовать первоисточники. Тем более это относится к международным и зарубежным нормативным документам. Учитывая важность вопроса, краевое законодательство должно устанавливать: цели, задачи, основные направления и этапы формирования нормативной базы системы энергосбережения; статус регионального регламента, порядок экспертизы и "адаптации" нормативных первоисточников к региональным условиям, а при необходимости порядок разработки недостающих нормативных документов и порядок их утверждения; организационные формы, источники финансирования и актуализации нормативной базы, а также информационного обслуживания специалистов и населения. Основываясь на опыте некоторых регионов Российской Федерации в Красноярском крае, необходимо создать Региональный фонд энергоснабжения (РФ ЭС). Как показывает практика, для реализации мелкомасштабных проектов энергоснабжения, объединенных в единый пакет (или программу) посредством РФ ЭС, возможен доступ к кредитным целевым линиям, поддерживаемым на уровне межправительственных соглашений. РФ ЭС может сыграть ведущую роль в переговорах о податном кредитном инструменте, как представитель интересов региональной энергетической политики и групп местных промышленных предприятий. Роль информации в решении любых серьезных задач хорошо известна, и энергосбережение не является исключением. Основой информационного обеспечения энергосберегающей политики края должен стать краевой информационный центр, опирающийся на: новые информационные технологии; персональную компьютерную технику; российский интеллектуальный потенциал специалистов; информационную поддержку Энергетического Проекта TACIS; широкое использование возможностей Internet. Цели и задачи информационного центра могут быть следующие: создание баз данных по энергосбережению региона (города, территории); приобретение актуальных информационных ресурсов по энергосбережению нормативного, правового и научно-технического характера; адаптация зарубежного энергосберегающего программного продукта к региональным условиям; выполнение переводов информационных материалов для баз данных; подготовка информационных и учебно-методических материалов для организации работы по информационному обеспечению и переподготовке местных специалистов и др. 2.2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ Проектирование такой сложной системы, как энергосбережение в крае, является сложным, многоступенчатым процессом. Выделяется несколько основных этапов проектирования новых объектов: научно-исследовательская работа (НИР), опытно-конструкторские работы (ОКР), рабочее проектирование. Эти этапы образуют последовательность, связывающую концептуальное описание объекта и создание этого объекта. Для реализации такого подхода широко используются иерархические и декомпозиционные методы, которые позволяют вести процесс проектирования на разных уровнях абстрагирования и свести сложную общую задачу проектирования объекта к решению более простых задач, соответствующих подсистемам объекта с учетом их взаимодействия. Определяющую роль играет этап НИР. Именно здесь формулируются цели, задачи, проводятся исследования по поиску новых структур, принципов действия, технологий функционирования и т.д., которые в первую очередь определяют качество проектируемых объектов. Сложность задач, решаемых на этапе НИР, связана с необходимостью учета качественной, смысловой информации, отражающей отечественный и зарубежный опыт, здравый смысл и интуицию специалистов. Для построения содержательных моделей используются качественные методы теории систем и системного анализа. Эти методы, используя декомпозиционный подход к построению моделей, позволяют выявить множество подсистем, элементов, характеристик системы, а также структурировать, классифицировать эти составляющие по различным уровням описания. Краевую программу энергосбережения предлагается разбить на три части. Первая часть включает комплексные разделы программы, каждая из которых соответствует отдельному виду энергии (электроэнергия, тепловая энергия, вода, газ, нефть и нефтепродукты, уголь, торф и другие виды топлива, альтернативные виды энергоресурсов). Вторая часть включает целевые разделы программы, соответствующие видам деятельности (мероприятиям), общим для всех комплексных разделов программы (разработка нормативно-правовой базы; разработка экономического механизма энергосбережения; стандартизация, сертификация и метрология; автоматизация учета, контроля и управления и т.д.). Третья часть программы включает отраслевые разделы программы, которые формируются наиболее важными производителями и потребителями энергоресурсов, а также предприятиями, чья деятельность оказывает влияние на процессы энергосбережения в масштабах края. Для разработки разделов программы организуются экспертные группы. Для обобщения полученных результатов и управления работой экспертных групп создается научно-техническая группа. В приложениях 5 и 6 приведены этапы разработки программы и комплекс организационных мероприятий. 2.3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ЭКСПЕРТНЫХ ГРУПП Примерный перечень документов, представляемых экспертными группами для формирования программы энергосбережения, включает пояснительную записку (до пятой страницы) и ряд приложений. Пояснительная записка должна содержать следующее: 1. Оценка состояния дел в Красноярском крае и подтверждение неудовлетворительного состояния фактами экономического, юридического, технического и экологического характера. 2. Оценка того, что будет в ближайшие 5-10 лет, если не принимать кардинальные решения в области энергосбережения. 3. Краткое описание отечественного и зарубежного опыта в области энергосбережения и тенденции по уменьшению затрат на энергоресурсы. 4. Анализ состояния отечественного и зарубежного оборудования и технологий, желательно типы и цены. 5. Основные направления энергосбережения в Красноярском крае. Рассмотреть вопросы энергосбережения за счет: внедрения экономического механизма согласования интересов территории, поставщиков и потребителей; реорганизации организационной структуры поставщиков энергоресурсов. 6. Сроки реализации разработанных предложений по энергосбережению. 7. Средства, необходимые на проектные работы, и их источники. 8. Средства, необходимые на внедрение разработанных предложений, и их источники. 9. Наименование проектных организаций. 10. Организации, внедряющие разработки. 11. Организационные формы исполнения и экономический механизм исполнения. 12. Оценка эффекта от внедрения разработанных предложений (экономический, технический, социальный). 13. Оценка окупаемости предложений. 14. Целесообразность и необходимость разработки данной программы на федеральном уровне. Если так, то по пунктам 1, 2, 4, 5, 6, 7 представить материалы, позволяющие внести предложения в федеральные программы. Ниже дается описание приложений, которые представляет экспертная группа. 1. Список действующих ведомственных правовых и юридических документов по энергосбережению. 2. Список действующих территориальных правовых и юридических документов по энергосбережению. 3. Результаты анализа эффективности использования энергоресурсов на всех этапах технологии (добыча (поступление), транспорт (передача), потребление (утилизация), хранение). Анализ проводится в следующей последовательности. Для всех этапов существующей технологии определяются следующие основные характеристики: потери; коэффициент полезного действия; затраты энергоресурсов на единицу продукции, соответствующие стандартам; срок службы оборудования; наличие служб аттестации и сертификации; качество подготовки кадров. Для каждого этапа технологии выявляются доступные (по срокам, финансам, надежности и т.п.) альтернативные технологии и технологическое оборудование с малым потреблением энергоресурсов на единицу продукции. Для каждой альтернативы необходимо указать следующие характеристики: организация, выпускающая оборудование, технологию; цена; соответствие стандартам (техническим, экологическим); надежность поставок; место и средства аттестации и сертификации; совместимость с имеющимися технологиями и оборудованием; наличие и место нахождения служб сопровождения (обслуживания); способность к инновациям (развитию); конкурентоспособность; эффект от внедрения (снижение энергоемкости, материалоемкости, повышение производительности труда, сокращение длительности производственного цикла, сокращение запасов, улучшение условий труда, улучшение экологической обстановки, требования по уровню подготовки кадров; сокращение ручного труда и др.); возможность совершенствования управления; ожидаемый экономический эффект и др. Также обосновывается выбор наилучших альтернатив с учетом сроков, затрат, надежности поставок и др. Анализ системы управления технологическим процессом на каждом этапе проводится аналогично и выполняется в следующей последовательности. Для каждого этапа технологии составляются характеристики системы управления с точки зрения энергосбережения: наличие технических и программных средств учета, контроля и управления; надежность работы; наличие служб аттестации и сертификации; наличие служб сопровождения; возможность развития; поставщик систем управления и др. Для каждого этапа технологии выявляются доступные альтернативные системы управления (по срокам, финансам, надежности и т.п., совместимые с выбираемыми технологиями и оборудованием). Для каждой альтернативы необходимо указать следующие характеристики: организация, выпускающая систему управления (средства учета, контроля и управления); цена; соответствие стандартам; надежность работы в условиях Красноярского региона; место и средства аттестации и сертификации; совместимость с имеющимися технологиями и оборудованием; возможность развития; конкурентоспособность; эффект от внедрения (возможна оценка совместного эффекта: от технологического оборудования и от системы контроля); наличие служб сопровождения и др. 4. Результаты анализа организационной структуры управления использованием энергоресурсов на всех этапах технологии: добыча, (поступление), транспорт (передача), потребление, утилизация. Анализ проводится в следующей последовательности: описание состава предприятий, связанных с технологией, и их подчиненность; оценка эффективности выполнения управленческих функций (сбор информации, ее передача, регистрация, хранение, обработка с целью выработки планов, отображение, выдача); формирование предложений по реорганизации организационной структуры управления, перераспределению функций управления с целью минимизации потерь энергии и с учетом жизненного уровня населения; формирование предложений по созданию иерархической системы сбора информации и управления. 5. Идеи и предложения для проектов ведомственных и территориальных правовых и юридических документов по энергосбережению, содержащих механизмы согласования (экономические и административные) интересов территорий, поставщиков и потребителей, стабилизирующие энергопотребление и энергосбережение. 6. Идеи и предложения в проекты ведомственных и территориальных правовых юридических документов по реорганизации структуры управления. 7. Предложения по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. 8. Предложения по работе Регионального центра энергосбережения по данному виду энергоресурса. 9. Предложения по реорганизации (совершенствованию) системы сертификации, стандартизации и метрологии. 10. Предложения по оптимизации режимов работы технологических процессов в интересах энергосбережения. 11. Предложения (технические, технологические, организационные) по использованию "отходной" энергии, т.е. энергии, которая в настоящее время не используется (например, сбросное тепло, выделяемое в технологическом цикле и т.д.). 12. Предложения по организации рекламной политики в интересах энергосбережения. 13. Предложения по рациональному формированию тарифов для предприятий, населения. 14. Предложения по формированию информационного обслуживания, разработке и выполнению программы. 15. Предложения по совместному с другими регионами выполнению работ. 16. Предложения по организации энергетических обследований. 17. Предложения по привлечению инвестиций и совершенствованию банковского механизма финансового обеспечения реализации мероприятий. 18. Предложения по проведению выставок, ярмарок, показов и других массовых мероприятий по пропаганде энергосбережения. 3. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ Для управления энергосбережением создается организационная структура - Региональный центр управления энергосбережением в Красноярском крае (далее - Центр) в правовой форме "Некоммерческого партнерства". Видами деятельности Центра являются: разработка основ экономической целесообразности энергосбережения; разработка проектов правовых и нормативных документов по энергосбережению на территории Красноярского края; анализ эффективности использования энергоресурсов по всем видам ресурсов на этапах добычи, транспортировки, хранения, потребления и утилизации, в т. ч. анализ целесообразности использования сбросного тепла, выделяемого в технологическом цикле производства; подготовка предложений о структурных изменениях в части управления отраслями с точки зрения энерго- и ресурсосбережения; проведение независимого энергетического обследования в различных отраслях народного хозяйства с представлением экспертного заключения, в том числе мониторинг сетей, зданий, сооружений, конструкций; проведение экспертизы проектов, оборудования, технологических решений и др. в отношении энергоиспользования и энергосбережения; предложения по оптимизации схем, технологических решений и использования энергосберегающего оборудования; разработка мероприятий по снижению потерь в сетях. Вовлечение неиспользуемых альтернативных источников энергоресурсов, установок, утилизаторов и т.п.; автоматизация учета и контроля потоков энергоресурсов, в том числе разработка, производство и внедрение приборов учета энергии и расхода топлива; автоматизация расчетов за энергоресурсы; организация системы безналичных расчетов между поставщиками и потребителями энергоресурсов, в том числе создание расчетно-кассовых центров, организация оплаты по кредитным карточкам и т.п.; организация подготовки персонала для внедряемых энергосберегающих технологий; организация защиты авторских прав и интеллектуальной собственности физических лиц и предприятий всех форм собственности, участвующих в программах и мероприятиях по энергосбережению; формирование энергосберегающего поведения потребителей энергоресурсов, в том числе проведение рекламной кампании, выставок и других мероприятий по пропаганде энергосбережения; организация семинаров, конференций по обмену информацией о выполнении программ энергосбережения; организация изданий информационно-методических материалов по обмену информацией о выполнении задач программы энергосбережения; выполнение иных функций, соответствующих целям и задачам Центра, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации. Для выполнения функций Центр имеет право: представлять и защищать интересы территории, производителей и потребителей энергии в органах государственной власти; определять порядок образования и размеры формируемых в Центре специальных фондов и основные направления их использования, устанавливать цены и тарифы на услуги, оказываемые Центром; самостоятельно определять методы осуществления своей хозяйственной деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание и численность работников, формы и размеры оплаты и материального стимулирования их труда; входить в состав союзов, ассоциаций и других объединений, взаимодействие с которыми может служить более полному и всестороннему выполнению функций Центра, определенных уставом; самостоятельно планировать свою хозяйственную деятельность и определять перспективы ее развития, исходя из необходимости выполнения уставных задач; реализовывать свои работы, услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, по фиксированным ценам, принимая в качестве оплаты денежные средства, а также средства в товарно-материальном выражении; пользоваться банковскими и коммерческими кредитами в иностранной, отечественной валюте; в установленном порядке открывать свои филиалы и представительства, отделения и другие обособленные подразделения, действующие на основе утвержденных Центром положений; представлять интересы учредителей по их поручению в административных, судебных органах и общественных организациях региона, России и за рубежом. 4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ Основу законодательной базы составляют следующие документы: Федеральный закон "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ; федеральная целевая программа "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 N 80; постановления и распоряжения администрации края, необходимые для реализации этого Закона. Объектом правового регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на: эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении; осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов; развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, энергии; создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и контроля за их использованием, систем автоматического и автоматизированного управления энергопотреблением; обеспечение точности, достоверности и единства измерений учета отпускаемых и потребленных энергетических ресурсов. Региональная политика в области энергосбережения строится на следующих принципах: повышение эффективности использования энергетических ресурсов; осуществление государственного надзора и контроля за эффективностью использования энергетических ресурсов; сочетание интересов территории, производителей, поставщиков и потребителей энергоресурсов; укрепление регулируемых рыночных механизмов повышения эффективности использования энергетических ресурсов; оказание финансовой поддержки программам и проектам повышения эффективности использования энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики; обязательность приборного учета расхода используемых и отпускаемых энергоносителей; совершенствование систем учета и отчетности за расходом топливно-энергетических ресурсов, включая разработку топливно-энергетических балансов и энергетических паспортов объектов хозяйственной деятельности; сертификация топливо- и энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств; включение показателей энергоэффективности в стандарты на оборудование, материалы, конструкции, транспортные средства и т.п.; активное участие энергоснабжающих организаций в процессе повышения эффективности использования энергоресурсов и их потребителей; экономическая и административная ответственность юридических лиц за непроизводительное расходование энергоресурсов; создание условий для развития научно-технического прогресса и производственной базы энергосбережения; создание равных условий для производства, транспортировки и потребления электрической, тепловой и других видов энергии предприятиями всех видов собственности на территории Красноярского края. Приложение 1 к Концепции энергосберегающей политики на территории Красноярского края -----------------¬ ------------------¬ ¦ Анализ +-T-+ Прогноз ¦ ¦ проблем ¦ ¦ ¦энергопотребления¦ L----------------- ¦ L------------------ ----------------------------T-----------+-----------T-----------------------------¬ ¦ ¦ Приоритеты ¦ ¦ ¦ ¦энергетической политики¦ ¦ ¦ L------------------------ ¦ -T-------------------+------------------¬ ------------------------------------¬ ---------------------+-------------------T¬ ¦¦ Определение отраслевых целей ¦->¦ Направления реализации целей ¦<-¦ Определение территориальных целей ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ и инвестиционные проекты ¦ ¦ ¦¦ ¦L---T---------T--------T----------T----- L----T--------T-------T--------T----- L---T---------T----------T----------T-----¦ ¦----+----¬----+---¬----+----¬-----+----¬ -----+---¬----+---¬---+---¬----+----¬ ----+----¬----+----¬-----+-----¬----+----¬¦ ¦¦Система ¦¦СистемদСистема ¦¦Энерго- ¦ ¦Электри-¦¦Энерго-¦¦Струк-¦¦Развитие¦ ¦ Город ¦¦ Город ¦¦ Город ¦¦ Город ¦¦ ¦¦электро-¦¦тепло- ¦¦топливо-¦¦хозяйство¦ ¦фикация ¦¦сбере- ¦¦турны妦энерге- ¦ ¦(район)1¦¦(район)2¦¦(район)...¦¦(район)n¦¦ ¦¦снабже- ¦¦снабже-¦¦снабже- ¦¦потреби- ¦ ¦ ¦¦жение ¦¦сдвиг覦тической¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ния ¦¦ния ¦¦ния ¦¦телей ¦ ¦ ¦¦ ¦¦в н/х ¦¦базы ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦+---T-----L---T----L---T-----L----T----- L----T----L---T----L---T---L----T---- L---T-----L---T-----L----T------L---T----+¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -+--------+--------+--------+-¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Энергопрограмма региона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦L---+---------+--------+----------+-----------+-------------T---------------+--------+---------+----------+----------+-----¦ ¦ -------------+--------------¬ ¦ ¦ ¦ Система управления ¦ ¦ ¦ ¦реализацией энергопрограммы¦ ¦ L-----------------------------------------------+---------------------------+------------------------------------------------ Рис. 1. Схема формирования энергетической политики региона Приложение 2 к Концепции энергосберегающей политики на территории Красноярского края ---------¬ --------------¬ ¦Интересы+----------------¬ ¦Национальные ¦ --------+региона +-------¬ ¦ ¦ интересы ¦ \ / L--------- \ / ¦ L------T------- -----------------¬ ----------------¬¦ ¦ ¦ Механизм ¦ ¦ Механизм ¦¦ ¦ -----+территориального¦ ¦ отраслевого ¦¦ ¦ ¦ ¦ регулирования ¦ ¦ регулирования ¦¦ ¦ \ / L----------------- L-------T--------¦ \ / ---------¬ ¦ ¦ -------------¬ ¦Интересы¦ ¦ ¦ ¦ Система ¦ ¦ города ¦ ¦ ¦ ¦ управления ¦ ¦(района)¦ ¦ L->¦национальной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программой ¦ L---T----- \ / L-----T------- ¦ -----------------¬ ----------------¬ ¦ ¦ ¦ Механизм ¦ ¦ Интересы ¦ ¦ L--->¦ местного +------->¦ предприятия ¦<--------- ¦ регулирования ¦ ¦ ¦ L----------------- L---------------- Рис. 2. Схема согласования интересов в процессе формирования и реализации энергетической политики Приложение 3 к Концепции энергосберегающей политики на территории Красноярского края ----------------------------------------------------------¬ ¦Оценка резервов и направлений энергосбережения, повышения¦ ¦ эффективности и комфорта в энергоиспользовании ¦ L---------------------------------------------------------- --------------------T-----------------T-----------------¬ ---------+----------¬--------+-------¬---------+--------¬--------+--------¬ ¦ Устранение потерь ¦¦ Замена ¦¦Экономия энергии ¦¦ Электрификация ¦ ¦и снижение удельных¦¦энергоносителе馦в бытовом сектор妦 и газификация ¦ ¦ расходов ТЭР ¦¦на промышленных¦¦ ¦¦бытового сектора¦ ¦ ¦¦ предприятиях ¦¦ ¦¦ ¦ L---------T----------L-------T--------L--------T---------L-------T--------- ----------+------------------+-------¬---------+-----------------+--------¬ ¦ Показатели электро-, тепло-, ¦¦ Показатели электро-, тепло-, ¦ ¦ топливоемкости промышленной ¦¦ топливопотребления на одного ¦ ¦ продукции ¦¦ жителя региона ¦ --------------¬ L-----------------T-------------------L-----------------T------------------------------¬ ¦ Прогнозы +--------------------+ +------------------+ Прогнозы ¦ ¦ экономи- ¦ ------------------+-------------------------------------+-----------------¬¦ роста ¦ ¦ ческого ¦ ¦ Прогноз энергопотребления в промышленном и бытовом ¦¦численности¦ ¦ роста ¦ ¦ секторах региона (по видам ТЭР) ¦¦ населения ¦ L-------------- L----------T------------T----------------------T-------------T-------------L------------ --------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ограничение +¬ -----------+------------+------------¬---------+-------------+------------¬ ¦по обеспе- ¦+-+ Внутреннее производство ТЭР ¦¦ Внешние поставки ТЭР ¦ ¦ченности ТЭР ¦¦ L---T------------T------------T-------L--T-----------T--------------T------ L--------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --------------¬¦-----+-----¬------+-----¬------+------¬---+---¬-------+-------¬------+-----¬------------¬ ¦Инвестицион- ¦¦¦Основные ¦¦Характерис-¦¦Потребность ¦¦Виды 覦Характеристик覦Прогнозная ¦¦Ограничения¦ ¦ные ++¦типы и т/э¦¦тики топ- ¦¦в инвести- ¦¦объемы¦¦ поставщиков ¦¦ стоимость ¦¦ по ценам ¦ ¦ограничения ¦¦¦показател覦ливного ¦¦ционных ¦¦ ТЭР ¦¦ ¦¦ поставок ++ оптового ¦ L--------------¦¦энерго- ¦¦баланса ¦¦ресурсах ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ рынка ¦ --------------¬¦¦установок ¦¦энергоуста-¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦L------------ ¦Экономические+-¦ ¦¦новок ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ограничения ¦ L-----------L------------L-------------L-------L---------------L------------ L-------------- Рис. 3. Схема расчета основных параметров энергетической программы Приложение 4 к Концепции энергосберегающей политики на территории Красноярского края -------------------¬ ¦Система управления¦ L----------T-------- -------------------------T-----------------------------+--------------------------T-----------------------¬ -----------+---------¬--------------+-------------¬---------------+---------------¬----------+----------¬------------+-----------¬ ¦Механизм отраслевог Механизм согласования ¦¦ Система обеспечения ¦¦ Система контроля ¦¦Организация управления ¦ ¦ регулирования ¦¦интересов региона и городо⦦ ¦¦ ¦¦ энергетиков ¦ L----------T----------L-------------T--------------L--------------T----------------L---------T-----------L-----------T------------ --------+------¬ ----------+--------¬ ------T-----+-----T------¬ -------+-------¬ ------T---+-T------¬ ---+---¬---+---¬--+--¬----+---¬-----+--¬-----+----¬---+-¬---+--¬--+--¬--+--¬---+--¬---+--¬---+---¬---+--¬--+--¬--+--¬--+--¬---+--¬ ¦Адми- ¦¦Со- ¦¦Эко-¦¦Дотаци覦Компен-¦¦Выделени妦Фи- ¦¦Науч-¦¦Ма- ¦¦Кад-¦¦Ин- ¦¦Сте- ¦¦Комп- ¦¦Кор- ¦¦Эне-¦¦Фон䦦Эне-¦¦Про- ¦ ¦нист- ¦¦циаль-¦¦но- ¦¦и суб- ¦¦сации ¦¦качест- ¦¦нан-¦¦но- ¦¦те- ¦¦ро- ¦¦фор- ¦¦пень ¦¦лекс- ¦¦рек- ¦¦рге-¦¦эне-¦¦рге-¦¦гно- ¦ ¦рати- ¦¦но- ¦¦ми- ¦¦сидии ¦¦ущерба ¦¦венных ¦¦со- ¦¦тех- ¦¦ри- ¦¦вое ¦¦ма- ¦¦реа- ¦¦ная ¦¦тиро-¦¦ти- ¦¦рго-¦¦ти- ¦¦зно- ¦ ¦вно- ¦¦психо-¦¦чес-¦¦ ¦¦ ¦¦ресурсов ¦¦вое ¦¦ни- ¦¦аль-¦¦ ¦¦цион-¦¦ли- ¦¦оценкদвка ¦¦чес-¦¦сбе-¦¦чес-¦¦ана- ¦ ¦право-¦¦логи- ¦¦кие ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦чес- ¦¦но- ¦¦ ¦¦ное ¦¦заци覦эффек-¦¦прог-¦¦кая ¦¦ре- ¦¦кая ¦¦лити-¦ ¦вые ¦¦чески妦ме- ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦кое ¦¦тех-¦¦ ¦¦ ¦¦целе馦тивно-¦¦раммы¦¦ко- ¦¦же- ¦¦ин- ¦¦чес- ¦ ¦методы¦¦методы¦¦тоды¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ни- ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦сти ¦¦ ¦¦мис-¦¦ния ¦¦спе-¦¦кий ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦чес-¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦энер- ¦¦ ¦¦сия ¦¦ ¦¦кция¦¦центр¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦кое ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦гопро-¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦граммы¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ L-------L-------L-----L--------L--------L----------L-----L------L-----L-----L------L------L-------L------L-----L-----L-----L------ Рис. 4. Схема системы управления реализацией энергетической программы региона Приложение 5 к Концепции энергосберегающей политики на территории Красноярского края ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ------------------------------------------------------------------------------------- | N пп | Этапы выполнения работ | |------+----------------------------------------------------------------------------| | | | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 1. | Сформировать творческий коллектив, разработать основные направления | | | и структуру краевой программы энергосбережения. Провести организационное | | | совещание. Направить администрациям городов и районов края, руководителям | | | отраслей, ведущих промышленных предприятий, учреждений, организаций | | | письма с предложением принять участие в разработке краевой программы | | | энергосбережения. Сформировать информационную базу для аналитической | | | работы. Подготовить краткую обзорную справку о проделанной работе | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 2. | Провести анализ действующей нормативно - правовой базы, зарубежного, | | | отечественного и регионального опыта работы по энергосбережению, состояния | | | потребления энергоресурсов в Красноярском крае. Систематизировать | | | аналитический материал по основным направлениям | | | и разделам программы, видам энергоресурсов, отраслям народного хозяйства. | | | Подготовить аналитическую записку и содержание краевой программы | | | энергосбережения | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 3. | Сформировать программу энергосбережения, подготовить проекты закона | | | Красноярского края "Об энергосбережении", постановлений краевой | | | администрации. Обсудить подготовленные документы в рабочей группе, | | | творческом коллективе, департаментах и комитетах краевой администрации | | | с участием представителей заинтересованных предприятий и организаций. | | | По итогам обсуждения внести в подготовленные документы изменения | | | и дополнения. | | | | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 4. | Оформить программу, проекты законодательных и директивных документов | | | в окончательном варианте. Провести внешнюю экспертизу программы. | | | По ее итогам внести необходимые изменения и дополнения. | | | | ------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 6 к Концепции энергосберегающей политики на территории Красноярского края ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ------------------------------------------------------------------------------------- | N пп | Содержание мероприятий | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 1 | 2 | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 1. | Изучить мнение специалистов, руководителей отраслей, предприятий, | | | государственных учреждений, контролирующих органов, научных, проектных, | | | строительных и предпринимательских организаций об основных направлениях | | | программы энергосбережения, о системном подходе к решению этой проблемы | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 2. | Сформировать творческий коллектив по разработке краевой программы | | | энергосбережения, назначить ответственных, определить состав исполнителей | | | по каждому из основных направлений программы | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 3. | Составить и утвердить смету расходов, календарный график выполнения | | | постановления администрации Красноярского края | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 4. | Разработать примерную структуру краевой программы "Энергосбережение" | | | | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 5. | Провести организационное совещание с членами рабочей группы, творческого | | | коллектива, представителями заинтересованных организаций, в ходе которого | | | обсудить цели, задачи, порядок и сроки разработки программы | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 6. | Провести пресс-конференцию с представителями средств массовой | | | информации | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 7. | Составить список отраслей, предприятий, учреждений, организаций, | | | руководителям которых направить письма с предложением принять участие | | | в разработке областной программы энергосбережения | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 8. | Сформировать группу экспертов - специалистов и провести энергоаудит | | | на одном из ведущих и энергоемких предприятий промышленности | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 9. | По итогам энергетического обследования разработать методику и модель | | | программы энергосбережения на промышленном предприятии | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 10. | Сформировать информационную базу, необходимую для всесторонней | | | проработки проблемы энергосбережения | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 11. | Систематизировать информационный и аналитический материал по основным | | | направлениям, отраслям, видам энергоресурсов | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 12. | Проанализировать зарубежный опыт решения проблемы энергосбережения | | | | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 13. | Проанализировать отечественный опыт экономии энергоресурсов | | | | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 14. | Проанализировать материалы энергетической стратегии Сибири | | | | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 15. | Проанализировать состояние потребления энергоресурсов в Красноярском крае | | | | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 16. | Проанализировать действующие законодательные и нормативные акты, другие | | | директивные документы в области энергосбережения | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 17. | Подготовить аналитическую записку с выводами и предложениями | | | | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 18. | Подвести итоги проделанной работы в администрации Красноярского края | | | с участием руководителей департаментов и комитетов, членов рабочей группы, | | | творческого коллектива, заинтересованных предприятий и организаций, | | | средств массовой информации | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 19. | Разработать разделы краевой программы энергосбережения | | | | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 20. | Разработать проект закона Красноярского края "Об энергосбережении" | | | | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 21. | Разработать проекты постановлений администрации Красноярского края, | | | подготовить методические указания, нормативные документы, положения, | | | Уставы организационных структур, другие официальные документы, | | | регулирующие деятельность юридических и физических лиц в области | | | энергосбережения | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 22. | Обсудить подготовленные документы в рабочей группе и творческом | | | коллективе. По итогам обсуждения внести в подготовленные документы | | | необходимые изменения и дополнения | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 23. | Провести внешнюю экспертизу программы энергосбережения, проекта закона, | | | других директивных документов | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 24. | По итогам экспертных заключений внести в подготовленные документы | | | изменения и дополнения | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 25. | Оформить программу энергосбережения, другие документы в окончательном | | | виде. Подготовить доклад, иллюстративные материалы для защиты | | | подготовленных документов в администрации Красноярского края | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 26. | Представить подготовленные документы на рассмотрение администрации | | | края. Провести конференцию, на которой рассмотреть краевую программу | | | энергосбережения и выработать рекомендации по ее практической реализации | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 27. | Обеспечить ведение делопроизводства в ходе разработки программы | | | энергосбережения | |------+----------------------------------------------------------------------------| | 28. | Обеспечить оформление договоров, трудовых соглашений с юридическими | | | и физическими лицами, контроль за расходованием выделенных финансовых | | | средств согласно утвержденной смете расходов, подготовку финансовых | | | отчетов | ------------------------------------------------------------------------------------- ИСТОЧНИКИ 1. Федеральный закон "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ. 2. Сборник нормативных документов Российской Федерации по энергосбережению и рациональному энергоиспользованию, Москва, 1977. 3. Об итогах деятельности Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации в 1996 году и задачах на 1997 год. - Доклад ФЭК - краткий отчет, М., 1997. 4. Энергетический сектор в среднесрочной программе развития экономики России: Прил. к обществ. -дел. журн. "Энергетическая политика". - М., ОАО "ВНИИОЭНГ", 1997. 5. Гительман Л.Д. и др. Экономический механизм региональной энергетической политики. - Екатеринбург, УрО РАН, 1997. 6. Анализ энергосбережения для девяти промышленных и энергетических объектов в Российской Федерации//Заключительный отчет Министерства торговли и промышленности Финляндии, 1995. 7. Информационная база Энергетического Центра TACIS в Красноярске по созданию программ энергоснабжения в гг. Москве, Екатеринбурге, Н. Новгороде, Новосибирске, Челябинске, Томске и др. 8. Беликов В. Энергетики душат москвичей коммунальными тарифами. - "Известия", 14.02.96. 9. Авдеев С. Минтопэнерго проводило 1995 год. - "Дейли коммерсантЪ", 22.02.96. 10. Дьяков А. Прогноз развития и реформы управления в электроэнергетике России. - "Известия академии наук. Энергетика", N 6, 1993. 11. Варнавский Б., Кудрин Б. Проблемы оценки эффективности использования электрической энергии. - "Промышленная энергетика", N 6, 1994. 12. Макаров А., Хрипев Л. Контуры новой энергетической политики России. - "Промышленная энергетика", N 2, 1993. 13. Хабачев Л., Шарыгин В. Проблемы согласования экономических интересов производителей и потребителей энергии при осуществлении энергосбережения. - "Промышленная энергетика", N 6, 1995. 14. Инновационная инвестиционная программа энергосбережения России (стратегия и первоочередные меры)//Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.92 N 318. 15. Концепция энергетической стратегии Красноярского края. - Центр стратегического проектирования, Красноярск, 1996. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|