Расширенный поиск
Постановление Администрации Красноярского края от 29.01.2001 № 64-пАДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 29.01.2001 г.Красноярск N 64-п О банковской системе Красноярского края В целях укрепления и развития региональной банковской системы, вывода ее на уровень, адекватный состоянию экономики края и обеспечивающий эффективное использование финансовых ресурсов на территории края, ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Одобрить Основные направления развития банковской системы Красноярского края (прилагаются). 2. Заместителям Губернатора края и руководителям комитетов и управлений администрации края учитывать в своей деятельности план мероприятий, изложенных в приложении к Основным направлениям развития банковской системы Красноярского края, и способствовать его реализации. 3. Постановление вступает в силу со дня подписания. Губернатор края А.И.Лебедь Приложение к постановлению администрации края от 29.01.2001 N 64-п Основные направления развития банковской системы Красноярского края Введение Мероприятия по развитию и совершенствованию банковской системы Российской Федерации, проводимые Банком России совместно с Правительством Российской Федерации в целях ее оптимизации, определяют основополагающие отношения как внутри самой банковской системы, так и ее внешние отношения. Вместе с тем, указанные мероприятия не учитывают в полной мере особенности развития экономики регионов и региональной банковской системы, не предусматривают мер по их укреплению и развитию, не предлагают механизмы участия в реструктуризации банков органов власти на местах. Цели и условия реализации Основных направлений развития банковской системы Красноярского края Реализация Основных направлений развития банковской системы Красноярского края предполагает достижение следующих целей: максимального использования в крае формирующихся на территории денежных ресурсов; расширения участия региональных банков в экономике края; пополнения краевого бюджета. Конкуренция на рынке банковских услуг положена в основу эффективной реализации функций банковской системы, что, однако, не исключает поддержку со стороны краевых и местных органов власти и их участие в процессах развития сферы региональных банковских услуг в целях соблюдения экономических интересов территории и повышения доверия инвесторов, в том числе частных, к банковской системе. Состояние и тенденции развития экономики Красноярского края Состояние экономики Красноярского края на конец 2000 года характеризуется: расширением предложения товаров и услуг предприятиями края (физические объемы производства увеличились в большинстве отраслей промышленности); положительной динамикой финансовых результатов; ростом инвестиционной активности предприятий, направленной на повышение технического уровня производства для выпуска конкурентоспособной продукции и поддержание действующих производственных мощностей; тенденцией восстановления реальных денежных доходов населения; устойчивой тенденцией сокращения числа незанятых и ростом на предприятиях и организациях края потребности в работниках. Вследствие сложившегося преобладания крупных промышленных производств на долю экспортоориентированных отраслей края приходится 84 процента объема выпущенной продукции. При этом около 80 процентов в общем объеме выпуска промышленной продукции занимает цветная металлургия. Таким образом, состояние экономики края определяется ограниченным кругом предприятий, характеризующихся: масштабностью; монопольным положением как на внутреннем, так и на внешних рынках; высокой концентрацией капитала; потребностью в значительных инвестиционных вложениях для реализации проектов, в том числе по обновлению основных фондов и освоению сырьевой базы. В связи с улучшением финансовых результатов отмечался рост денежных средств в целом по промышленности, на транспорте, в строительстве и в ЖКХ. Вместе с тем, по оценкам предприятий, недостаток денежных средств для текущей деятельности испытывали 69 процентов предприятий. Недостаток денежных средств восполнялся: ростом кредиторской задолженности (на 40,6 процента с начала 2000 года); привлечением кредитов банков, в большей степени кредитных организаций других территорий (объем кредитов, полученных заемщиками края, в первом полугодии текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 48 процентов и составил 11 млрд.рублей, в том числе предоставленных филиалами банков других территорий - на 70 процентов, до 8,8 млрд.рублей); ростом займов от небанковских организаций (по оценкам предприятий-участников мониторинга привлеченные средства увеличились на 8 процентов). За счет увеличения выручки от реализации продукции (по данным финансовых анкет за шесть месяцев 2000 года - на 77 процентов), роста остатков на счетах предприятий и организаций края доля товарообменных сделок сократилась. Однако удельный вес безналичной составляющей в структуре денежной массы остается незначительным (23 процента). Размер остатков средств на счетах корпоративных клиентов в региональной банковской системе на 01 июля 2000 года составил 2,8 млрд.рублей, или около 20 процентов от отгруженной предприятиями края за месяц продукции. Наряду с улучшением финансового состояния предприятий, ростом поступлений в доходную часть бюджета за первое полугодие 2000 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, наблюдается увеличение более чем на 10 процентов реальных доходов населения, что повлекло рост остатков вкладов физических лиц на 23 процента и закрепило позицию сектора домашних хозяйств как основного нетто-кредитора банковской системы: на 70 процентов за счет сектора домашних хозяйств и на 30 процентов за счет сектора нефинасовых предприятий в первом полугодии 2000 года банковская система края получила в 3,3 раза больше средств, чем предоставила. Таким образом, несмотря на улучшение финансового состояния предприятий отдельных отраслей и общее увеличение объема денежных средств, сохраняется недостаток источников для инвестиций и обеспечения текущей производственной деятельности, препятствующий тому, чтобы экономический рост принял долговременный характер. Увеличение объема денежных накоплений на счетах физических и юридических лиц в региональной банковской системе не сопровождался адекватным увеличением потоков из финансового сектора. Состояние банковской системы Красноярского края Банковская система Красноярского края, начиная с 1995 года, характеризуется: снижением влияния региональных банков; оттоком формирующихся на территории денежных ресурсов за пределы края. За пятилетний период количество действующих банков уменьшилось с 29 до 12. В структуре соответствующих показателей по краю доля региональных банков сократилась в части активов-нетто с 46,9 процента до 21,7 процента, кредитных вложений (включая учтенные векселя) - с 51,2 процента до 31,9 процента, вкладов - с 40,4 процента до 12,5 процента, остатков на расчетных (текущих) счетах - с 52,7 процента до 25,3 процента. О снижении влияния региональных банков на динамику валового регионального продукта (ВРП) свидетельствует превышение роста ВРП (за 1999 год 169 процентов) над ростом активов-нетто банковской системы края (145 процентов), сокращение удельного веса источников собственного капитала банков и филиалов (в виде остатка фондов и текущей прибыли) в структуре ВРП за 1999 год с 0,7 процента до 0,5 процента. Большинство региональных банков осуществляют неполный перечень банковских операций. Одной из причин является невыполнение требования Банка России к минимальному размеру собственного капитала для получения генеральной лицензии (на третий квартал 2000 года - 132,4 млн.рублей - эквивалент - 5 млн. ЕВРО). Генеральную лицензию на осуществление банковских операций имеет один банк (АКБ "Енисей"), находящийся в настоящее время в сложном финансовом положении. Лицензию на осуществление операций в иностранной валюте имеют 8 банков. Лицензию (разрешение) на осуществление операций с драгоценными металлами - два банка, однако указанные операции не проводят в связи с наличием финансовых трудностей. Источники собственного капитала региональных банков в реальном исчислении сокращаются (в сравнении с предкризисным уровнем - в 3,4 раза). Так, прибыльность банковских операций за первое полугодие текущего года сложилась ниже уровня за соответствующий период прошлого года в 8,7 раза. В этой связи в структуре собственного капитала региональных банков, составившего на 01.07.2000 года 417 млн. рублей, доля нераспределенной прибыли незначительна и составляет 3 процента. Основной удельный вес занимает уставный капитал (328 млн.рублей) - 79 процентов. Основной удельный вес в структуре обязательств банковской системы, имеющих тенденцию роста, занимают обязательства до востребования и до 30 дней - 48 процентов. В связи с этим неразвитым остается инвестиционное (долгосрочное) кредитование: остаток выданных банками и филиалами кредитов со сроками погашения свыше трех лет составляет 363 млн.рублей, или 9 процентов в целом по банковской системе края, в том числе по банкам - 26 млн. рублей, или 2,3 процента. В сравнении с предкризисным уровнем отток привлеченных средств через систему межфилиальных расчетов увеличился более, чем в три раза, и на 01 июля 2000 года составил 6,2 млрд.рублей, или 52,5 процента привлеченных филиалами средств. Зачисление валютных средств в первом полугодии на счета экспортеров, открытые в кредитных учреждениях края, составило только 28,5 процента от объема экспорта. Размещение кредитных учреждений по территории края является неравномерным. В наименее насыщенных банковскими услугами районах и городах края (Бородино, Дзержинское, Диксон, Ермаковское, Караул, Кодинск, п.Таежный и Тюхтетский) жители не имеют возможности выбора банковского учреждения помимо отделения Сбербанка. На долю Красноярского банка Сбербанка России по состоянию на 01 июля 2000 года приходилось 54 процента активов-нетто банковской системы, 40,1 процента кредитных вложений, 74 процента вкладов, 41,4 процента остатков на расчетных и текущих счетах, 58 процентов - на счетах бюджета. Данные показатели с 01 января 1995 года возросли в 2,1-6,7 раза. Таким образом, состояние региональной банковской системы не адекватно развитию экономики края. Снижение роли региональных банков, ориентация крупнейших промышленных предприятий на инорегиональную банковскую инфраструктуру, отток за пределы края формирующихся на территории денежных ресурсов ухудшают объективно имеющиеся возможности удовлетворения потребностей экономики края и пополнения краевого бюджета. Основные проблемы в развитии банковской системы в крае 1. Проблемами в деятельности региональных банков, препятствующими повышению эффективности совершаемых операций, являются: низкий уровень собственного капитала; неустойчивость клиентской базы (проблема "моноклиента"); краткосрочный характер привлеченных средств; высокий уровень рисков банковской деятельности; преобладающее положение Сбербанка на рынке банковских услуг; высокий политический и правовой риски. 2. Основными причинами обозначенных выше проблем представляются следующие: макроэкономические: высокая доля предприятий с неудовлетворительным финансовым положением; низкая норма сбережений и накоплений юридических лиц и населения; отсутствие инвестиционного спроса по наиболее крупным финансово- стабильным предприятиям региона; прохождение значительной доли денежных потоков минуя банковскую систему; отток капитала из региона; недоверие населения, предприятий малого и среднего бизнеса к финансовому сектору, в том числе банковской системе; слабый интерес со стороны населения и хозяйствующих субъектов к инвестированию средств в уставные капиталы региональных банков; неразвитость системы рефинансирования коммерческих банков; отсутствие зависимости динамики инструментов денежно-кредитной политики (в частности, норм обязательного резервирования и ставки рефинансирования Банка России); неразвитость финансового, в том числе межбанковского, рынка, сохранение недоверия между участниками финансового рынка; несовершенство действующего законодательства. Внутренние причины: недостаточный уровень банковского менеджмента; несовершенство систем внутреннего контроля; незаинтересованность крупных акционеров (участников) в развитии бизнеса банка. Стратегические направления развития региональной банковской системы Красноярского края 1. Увеличение капитальной базы региональных банков за счет: роста собственных источников; увеличения вложений акционеров (участников) - настоящих и потенциальных; вовлечения средств бюджета края и местных бюджетов как путем прямого инвестирования, так и через механизм субординированных кредитов (депозитов); консолидации банковского капитала путем реорганизации (присоединений, слияний). 2. Расширение участия банков в экономике Красноярского края путем: включения на конкурсной основе региональных банков и филиалов банков других территорий как агентов в обслуживание инвестиционных проектов и программ; реализации программ кредитования промышленности с использованием на эти цели бюджетных средств и других источников финансирования, государственных предприятий в рамках Концепции промышленной политики в крае до 2010 года; увеличения объема гарантий администрации края (в рамках работы по составлению бюджета края на очередной год) по долгам ссудозаемщиков- предприятий реального сектора; внедрения практики заключения трехсторонних соглашений о разделе финансовых потоков (СРФП) (соглашение о разделе финансовых потоков - соглашение, заключаемое между администрацией края и собственниками крупнейших предприятий, находящихся на территории края, предусматривающее проведение части денежных оборотов предприятия через региональный банк или филиал банка другой территории, отобранный администрацией края на конкурсной основе); взаимодействия региональных банков и филиалов банков других территорий с администрацией края (местными исполнительными органами власти) для кредитования текущих обязательных платежей предприятий; включения региональных банков и филиалов банков других территорий в механизм реструктуризации долгов предприятий-недоимщиков по обязательным платежам в краевой и местный бюджеты; реализации программ ипотечного кредитования, финансового лизинга и факторинга; реализации программ развития расчетов с использованием пластиковых карт; развития краевого фондового рынка и создания условий для вовлечения в инвестиционный процесс средств частных инвесторов; развития межбанковского рынка, корреспондентских отношений; освоения практики банковских объединений (холдинг, банковский пул и т.д.); расширения банковской инфраструктуры в районах, насыщенность банковскими услугами в которых низка или отсутствует. 3. Внешняя поддержка развития региональной банковской системы может быть осуществлена в формах: развития института уполномоченных банков; выдачи кредитов и оказания финансовой помощи за счет средств бюджета на цели финансового оздоровления системообразующих банков; льготное налогообложение прибыли банков, направляемой на увеличение уставного капитала; реструктуризации долгов банков перед краевым и местными бюджетами; содействия в проведении реструктуризации долгов региональных банков и филиалов банков других территорий по платежам клиентов и собственным платежам перед федеральным бюджетом; финансовой поддержки системообразующих банков, в том числе за счет ресурсов межбанковского кредитного рынка; взаимодействия с кредитными организациями Российской Федерации, в частности, Сибирского федерального округа по вопросам деятельности. 4. Повышение доверия к региональной банковской системе Красноярского края может быть обеспечено: финансированием краевой системы страхования вкладов; транспорентностью финансовых институтов (опубликование в региональных СМИ на постоянной основе рейтингов действующих в регионе кредитных организаций); участием органов исполнительной власти края и муниципальных образований в программах ипотечного (жилищного), потребительского кредитования (в частности, программе жилищных сертификатов). Приложение к Основным направлениям развития банковской системы Красноярского края Перечень мероприятий координационного совета по реализации стратегических направлений развития банковской системы Красноярского края 1. Подготовить обращение в Законодательное Собрание края с целью принятия соответствующего нормативно-правового акта, определяющего позицию представительного органа краевой власти относительно возможной модели региональной банковской инфраструктуры, наиболее отвечающей экономическим интересам края, с последующей разработкой соответствующей программы. 2. Подготовить перечень мероприятий по усилению контроля за деятельностью банков. 3. Подготовить предложения по разработке нормативной базы для проведения конкурса по отбору уполномоченной кредитной организации Красноярского края, предусматривающей определение обязательных условий для участия банков-претендентов в конкурсе и критерии их отбора, наиболее отвечающие экономическим интересам Красноярского края. 4. Подготовить предложения о проведении конкурса по отбору уполномоченной кредитной организации Красноярского края, предусмотрев возможность для банка-победителя осуществлять операции со средствами краевого бюджета на возвратной основе, участвовать в качестве платежного агента и гаранта при осуществлении краевых заимствований, обслуживать программы краевых целевых фондов, участвовать в качестве лизингодателя при осуществлении краевых лизинговых программ и других. 5. Подготовить предложения о внедрении в практику предоставления за счет средств бюджета развития кредиты (субординированные кредиты) региональным банкам и филиалам банков других территорий с условием рефинансирования этих средств в инвестиционные проекты по программе развития края с учетом платежеспособности заемщиков. 6. Провести публичное представление инвестиционных проектов, в реализации которых заинтересована краевая власть. 7. Разработать проект закона Красноярского края, предусматривающий применение льгот по налогообложению прибыли региональных банков1 и филиалов банков других территорий, направляемой на увеличение уставного капитала. 8. Оценить возможность участия администрации края в уставных капиталах кредитных организаций. Обратиться к администрации края с предложением предусмотреть при составлении проекта бюджета направление средств из неналоговой части доходов на вложение в уставный капитал кредитных организаций. 9. Подготовить и внести на рассмотрение администрации края предложения об участии в заключении трехсторонних соглашений о разделе финансовых потоков. 10. Подготовить и внести на рассмотрение администрации края предложения выступить в качестве заинтересованной стороны по созданию в крае единой системы пластиковых карт для широкого круга платежных операций, проводимых физическими и юридическими лицами. 11. Оценить возможность краевого бюджета на 2001 год по предоставлению гарантий по кредитам предприятий, осуществляющих социально значимые проекты на территории края. 12. Подготовить и внести на рассмотрение администрации края предложения по изучению возможности перевода части оборотов предприятий, находящихся в краевой собственности, в региональные банки и филиалы банков других территорий. 13. Подготовить предложения по разработке программы кредитования региональными банками и филиалами банков других территорий отдельных инвестиционных проектов отраслей промышленности, используя на эти цели средства бюджетов и другие источники финансирования. 14. Подготовить и внести на рассмотрение администрации края предложения о создании регионального фонда поддержки агропромышленного комплекса (АПК) за счет возмещения разницы в процентных ставках администрацией края. 15. Определить механизм участия региональных банков и филиалов банков других территорий в организации системы эффективного управления и оперативного финансового контроля за предприятиями, находящимися в краевой собственности, либо с долей края в уставных капиталах, путем формирования отраслевых финансово-промышленных групп. 16. Подготовить и внести на рассмотрение администрации края предложения по участию региональных банков и филиалов банков других территорий в процессе реструктуризации долгов предприятий-недоимщиков по платежам в краевой бюджет. 17. Создать "черную" базу ссудозаемщиков: направить предложения банкам и филиалам банков других территорий об участии в проекте и условиях (требованиях) участия; разработать порядок актуализации базы и обмена информацией между участниками проекта; заключить соглашение с участниками проекта. 18. Разработать совместно с Южно-Сибирским территориальным управлением МАП России для администрации края предложения о развитии рынка расчетных услуг на территории Красноярского края. 19. Принять участие в подготовке проектов и программ по совершенствованию платежной системы края, в том числе с использованием пластиковых карт. 20. Подготовить предложения по развитию краевого фондового рынка и созданию условий по привлечению в инвестиционный процесс средств частных лиц (выпуск муниципальных облигаций, облигаций предприятий края, кредитных организаций) с указанием необходимых мер поддержки со стороны администрации края и Законодательного Собрания. 21. Для развития на территории Сибирского федерального округа технологически связанных производств путем построения безресурсных цепочек рассмотреть проблемы развития рынка вексельного обращения между кредитными организациями. 22. Заключить соглашение о взаимном учете интересов партнеров- кредитных организаций при решении вопросов текущей деятельности. 23. Подготовить предложения по координации межрегионального сотрудничества через непосредственное участие в процессе интеграции региональных банков и филиалов других территорий, предусмотрев участие в этом процессе органов исполнительной власти. 24. С целью исключения монополизации рынка изучить возможность оказания содействия банкам, при открытии филиалов (дополнительных офисов) в районах края в случае, если в населенном пункте находится менее двух филиалов (дополнительных офисов) конкурирующих банков. 25. Изучить опыт территорий, в частности, Республики Бурятия, по компенсации рыночных процентных ставок при кредитовании коммерческими банками сельского хозяйства и отдельных отраслей промышленности. 26. Рассмотреть возможность создания единой расчетной системы корреспондентских счетов с использованием овердрафтов (открытых взаимных лимитов по МБК) с целью оптимизации расчетов и поддержания ликвидности при возникновении временных финансовых затруднений. 27. Рассмотреть возможность создания региональной системы страхования вкладов населения. 28. Подготовить предложения в Банк России и АРБ по снижению нормы отчислений в обязательные резервы Банка России и увязке ее со ставкой рефинансирования Банка России. 29. Подготовить предложения по освоению ипотечного кредитования, финансового лизинга и факторинговых операций, решению проблемы "вывода" сбережений населения из наличной иностранной валюты с целью инвестирования их в строительный комплекс на основе реализации программы жилищных сертификатов (ЖС), предусматривающей конкретное участие в них краевых властей. 30. Рассмотреть возможность привлечения средств населения и свободных ресурсов юридических лиц под гарантии стабильно работающих и известных в крае предприятий, администрации края с последующим кредитованием предприятий экономики края, в том числе сельхозпроизводителей. 31. Подготовить предложения по развитию негосударственной пенсионной системы Красноярского края по предоставлению населению дополнительного пенсионного обеспечения. Рассмотреть возможность привлечения средств населения через негосударственный Пенсионный фонд для поддержки на взаимовыгодных условиях конкретных проектов, в том числе инвестиционных. Подготовить предложения по осуществлению содействия региональным банкам и филиалам банков других территорий со стороны органов исполнительной власти через реализацию агентских договоров и предоставление инфраструктуры в развитии направления по предоставлению населению дополнительного пенсионного обеспечения. 32. С целью создания единой расчетной системы, вовлечения в банковский оборот денежных средств, находящихся в наличном обращении, подготовить предложения по развитию электронных платежных систем на основе пластиковых карт, инфраструктуры платежной коммерции с указанием необходимых мер поддержки со стороны администрации края и Законодательного Собрания. 33. Рассмотреть возможность реализации социальных программ для населения, в первую очередь малообеспеченных слоев, путем организации и инвестиционной поддержки дисконтных торговых систем. 34. Для сокращения оттока капитала из региона подготовить предложения по привлечению инорегиональных банков в качестве кредиторов долгосрочных инвестиционных проектов. 35. Подготовить предложения по разработке механизма взаимодействия региональных банков и филиалов банков других территорий с администрацией края по вопросам кредитования обязательных платежей предприятий. 36. Рассмотреть возможность финансирования деятельности Фонда защиты прав вкладчиков и акционеров. 37. Подготовить предложения к проекту концепции Банковского кодекса России. 38. Разработать программу повышения уровня банковского менеджмента и приступить к ее реализации. 39. Принять меры по совершенствованию системы внутреннего контроля. 40. Проанализировать все возможности по наращиванию собственного капитала, необходимость реорганизации и принять необходимые решения на собраниях акционеров. 1 После введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|