Расширенный поиск

Постановление Администрации Красноярского края от 27.06.2001 № 465-п

                             АДМИНИСТРАЦИЯ
                          КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27.06.2001                   г.Красноярск                      N 465-п


Об утверждении Концепции
социально-экономического
развития Красноярского края на
период до 2010 года


     ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Утвердить    Концепцию    социально-экономического    развития
Красноярского  края  на  период  до  2010  года  (далее  -  Концепция)
(прилагается).
     2. Рабочей группе, образованной в соответствии с распоряжением от
23.07.99    N     868-р,     организовать     разработку     Программы
социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010
года (далее - Программа) в соответствии с приоритетами,  определенными
в Концепции.
     3. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.
     4. Постановление вступает в силу со дня подписания.

     Губернатор края          А.И.Лебедь




                                     Утверждена
                                     постановлением администрации края
                                     от 27.06.2001 N 465-п


                              КОНЦЕПЦИЯ
                  социально-экономического развития
              Красноярского края на период до 2010 года


                               Введение

     Красноярский край  -  субъект  Российской   Федерации,   активный
участник    межрегиональной,   внешнеэкономической   и   международной
деятельности.  Он действует  в  правовых  рамках,  которые  определены
российским и краевым законодательством, международными договорами.
     Занимая особое  геополитическое  положение,   Красноярский   край
обладает   не   только  уникальными  природными  особенностями,  но  и
культурно-историческими традициями, что предполагает  создание  особой
системы   защиты   и  реализации  его  территориальных,  в  том  числе
социально-экономических интересов.
     Концепция, как  система  представлений  о  стратегических целях и
задачах края,  является первым шагом  в  формировании  государственной
идеологии, направленной на обеспечение интересов Красноярского края.
     Концепция призвана предложить:
     социально-экономические ориентиры  и параметры сбалансированного,
устойчивого  развития  и   функционирования   социально-экономического
комплекса Красноярского края;
     рекомендации по учету особенностей реформирования  и  структурной
перестройки   экономики   края   в   условиях   переходного   периода,
регулирования формирующихся рыночных отношений;
     пути и  методы достижения основных целей социально-экономического
развития края в  среднесрочной  перспективе  при  различных  вариантах
развития социально-экономической ситуации в Российской Федерации;
     подходы к    укреплению    интеграционных    межрегиональных    и
внешнеэкономических связей края;
     меры,   намечаемые  краевыми  органами  власти  и  управления  по
решению  важнейших  проблем  социально-экономического  развития  края.
Концепция  разработана  в  соответствии  с  распоряжением  Губернатора
Красноярского  края  от 17.04.2000 N 455-р. 
     Документ  создавался  гласно  и  открыто под эгидой общественного
движения  "Союз  красноярцев".  Концепция  представляет  собой систему
принципов,  механизмов  и  мер  преодоления кризиса и его последствий,
создания      предпосылок      для      перехода     к     устойчивому
социально-экономическому развитию региона.
     Исходные положения Концепции:
     В социально-экономическом     положении    Красноярского    края,
сложившемся в  ходе  реформ  (1991-2000  гг.)  преобладают  негативные
явления,  вызванные  выбором не лучших вариантов экономических реформ,
ошибками  и   просчетами   в   социально-экономической   политике   на
федеральном и краевом уровне.
     На современном этапе рыночных преобразований, когда созидательный
потенциал  их  низок,  преобладают  разрушительные  тенденции,  многие
процессы в социально-экономическом развитии края  носят  неустойчивый,
непредсказуемый характер.
     Имеющиеся в    крае    природные    ресурсы,    производственный,
интеллектуальный,  трудовой  потенциал  при рациональном использовании
позволят,  опираясь  в  значительной  степени  на  собственные   силы,
преодолеть  состояние  глубокого  социально-экономического  кризиса  и
создать необходимые предпосылки для подъема  экономики,  повышения  ее
эффективности, роста благосостояния всех слоев населения Красноярского
края.

Тенденции социально-экономических процессов в 1991-2000 гг. и основные
           проблемы социально-экономического развития края

     Анализ социально-экономических    процессов   в   1991-2000   гг.
позволяет определить следующие основные черты социально-экономического
положения края:
     структурный кризис     экономики,      усугубляющийся      низкой
эффективностью  производства  и  неконкурентоспособностью многих видов
производимой продукции, отсутствием инвестиций;
     слабое развитие рыночной инфраструктуры;
     снижение государственного влияния на деятельность  предприятий  и
развитие отраслей экономики;
     тяжелое финансовое положение хозяйствующих субъектов;
     ухудшение демографической ситуации;
     наличие большого числа поселений с  единственным  градообразующим
предприятием и низким уровнем развития социальной сферы;
     ухудшающиеся условия   для   эксплуатации   основных    природных
ресурсов- минерального сырья, лесных ресурсов - в связи с экстенсивным
истощительным природопользованием;
     высокий уровень  преступности,  необходимость  создания условий и
эффективных мер для его снижения,  значительный удельный  вес  теневой
экономики и скрытых доходов;
     отсутствие системы  развития  и  поддержки  среднего   и   малого
бизнеса;
     иждивенческая психология  большинства  даже  успешно   работающих
производств;
     медленная адаптация крупных  и  средних  предприятий  к  рыночным
условиям,  отсутствие высококвалифицированных руководителей,  кадров и
современных технологий управления;
     рост общей безработицы и увеличение издержек рынка труда.
Основными проблемами региона, требующими скорейшего разрешения
являются:
     1. Низкое качество жизни основной массы населения.
     2. Сокращение   сельскохозяйственного   потенциала  и  надежности
продовольственного обеспечения региона.
     3. Исчерпание    резервов    развития    топливно-энергетического
комплекса и ослабление топливно-энергетической безопасности региона.
     4. Неустойчивость налоговой базы бюджета и ее недостаточность для
решения задач социально-экономического развития края.
     5. Узкий    спектр    инвестиционной    привлекательности    сфер
деятельности,  обусловленный высокой капиталоемкостью крупномасштабных
проектов,  их  низкой  конкурентоспособностью  в  сочетании  с  плохим
инвестиционным климатом.
     6. Высокий  уровень  рисков  чрезвычайных  ситуаций  природного и
техногенного характера.

          Предпосылки социально-экономического развития края

     Край обладает необходимыми предпосылками, которые могут стать
основой его развития. К ним относятся:
     Природно-ресурсные:
     топливно-энергетические ресурсы - основа для:  развития в регионе
энергоемких отраслей промышленности; надежного тепло и энергоснабжения
экономики и социальной сферы края; эффективных поставок энергоресурсов
и топлива за пределы региона;
     минерально-сырьевые ресурсы  -  база  для  создания  современного
горнопромышленного комплекса;
     лесные ресурсы  - основа для развития лесопромышленного комплекса
с высоким уровнем глубокой переработки древесины;
     сельскохозяйственные земли;
     водные, рекреационные и биологические ресурсы рек и озер;
     уникальные природно-ландшафтные    и    историко-   архитектурные
территории и объекты - база для развития внутреннего и  международного
туризма.
     Экономико-географические:
     многоотраслевое производство      с      большим      потенциалом
неиспользованных  мощностей,  в  том   числе   переработка   природных
ресурсов;
     сравнительно развитая     транспортная     и     коммуникационная
внешнеэкономическая инфраструктура центральных и южных районов края;
     значительный потенциал строительной индустрии;
     потенциальные возможности сельскохозяйственного производства;
     особое географическое   положение,   позволяющее    реализовывать
геополитические и оборонные интересы России;
     экологическая чистота.
     Социальные:
     наличие постоянного   населения,   адаптированного   к    местным
достаточно суровым условиям жизнедеятельности;
     наличие собственного  трудового  потенциала  с  высоким   уровнем
образования и культуры;
     развитая система  общего  среднего  профессионального  и  высшего
образования и науки;
     особая культура, отражающая своеобразие края, многовековой опыт и
традиции жизни и деятельности населяющих край народов и народностей;
     наличие незначительного,  но  постоянно   увеличивающегося   слоя
населения,     готового     к     предпринимательской    деятельности,
адаптированного   к   условиям   формирующейся   рыночной   экономики.
     Институционные:
     конституционно определено разграничение предметов  ведения  между
краем и Российской Федерации, краевыми органами государственной власти
и органами местного самоуправления;
     в результате   приватизации,   акционирования  создана  смешанная
экономика с преобладанием негосударственного сектора с  многообразными
организационно-правовыми формами;
     заложены основы рыночных институтов и присущих им механизмов;
     развивается малый бизнес и предпринимательство;
     произошла либерализация экономики и внешнеэкономической
деятельности.
     Красноярский край,   являясь   срединным   регионом    Российской
Федерации,  имеет  исключительно важное значение для страны в качестве
точки опоры для развития внутреннего рынка и  усиления  интеграционных
связей.
     Вместе с тем уникальность современной ситуации для  Красноярского
края   заключается   в   том,  что  территория  региона  оказалась  на
"перекрестке"  транспортных  коридоров  и  интересов  трех  крупнейших
полюсов роста мировой экономики:  Северной Америки,  Западной Европы и
Азиатско-Тихоокеанского региона. Это создает благоприятные возможности
для  укрепления роли края в российской и мировой транспортной системе,
расширения внешнеэкономической деятельности региона.

    Стратегические цели и важнейшие задачи управляемого социально-
                         экономического роста

     Проводимая в     настоящее     время    в    Красноярском    крае
социально-экономическая  политика   направлена   на   защиту   краевой
экономики  и  социальной  сферы региона от неблагоприятных воздействий
рыночной  стихии,  преодоление  кризисных   явлений   и   стабилизацию
социально-экономических процессов. Такая политика способна решать лишь
текущие задачи,  задачи выживания.  Ее сохранение в  качестве  ведущей
приведет  к одностороннему развитию экономики региона без необходимого
научно-технического прогресса,  совершенствования техники и технологии
производства,    роста   объемов   конкурентоспособной,   качественной
продукции.
     Альтернативой является            политика           управляемого
социально-экономического  роста.   Она   предполагает    осуществление
принципиально новых направлений, путей и способов решения приоритетных
социальных,  экономических,   технико-технологических,   экологических
проблем  формирования модели устойчивого развития Красноярского края с
учетом тенденций мировой цивилизации в XXI веке.
     Основной целевой  установкой для администрации Красноярского края
является повышение благосостояния жителей края,  защита их интересов и
обеспечение безопасности во всех сферах деятельности.
     Повышение уровня  и  качества  жизни  основной  массы   населения
необходимо, с одной стороны,
     для сохранения   "человеческого   капитала",    демографического,
образовательного и культурного потенциала края; создания благоприятной
социальной  среды  для  мотивации  к   труду   и   предпринимательской
деятельности; с другой стороны -
     для экономического оживления, которое невозможно без создания
эффективного платежеспособного спроса на массовую потребительскую
продукцию местных товаропроизводителей.
     В соответствии  с  этим  стратегической  целью развития экономики
края выступает формирование высокоразвитой  социально  ориентированной
экономики,  обеспечивающей достижение устойчивого экономического роста
и  решение  социально-экономических  задач  в   целях   удовлетворения
жизненных  потребностей  нынешнего  и  будущих  поколений  и повышения
качества жизни населения края.
     Для достижения  стратегической  цели необходимо решение следующих
ключевых задач:
     обеспечение прогрессивных  структурных  сдвигов  в  производстве,
межрегиональных и внешнеэкономических  связях  региона,  повышение  на
этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий;
     завершение реформирования  форм  собственности  и  предприятий  и
обеспечение  институциональных  реформ  в  соответствии  с условиями и
требованиями высокоразвитой социально ориентированной экономики;
     формирование благоприятных   финансовых   условий   для  развития
предприятий и организаций различных секторов экономики,  поддержания и
развития  социальной  инфраструктуры,  обеспечивающей  воспроизводство
человеческого капитала;
     формирование эффективной  системы  государственного  управления в
экономической  и  социальной  сфере,  включая  распределение   функций
управления между уровнями власти;
     развитие общекраевых и внутрикраевых региональных рынков товаров,
труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
     обеспечение энергетической и экологической безопасности  на  всей
территории края;
     обеспечение взаимовыгодной интеграции края в российскую и мировую
экономику,   рационализация   его   роли  в  системе  территориального
разделения труда;
     остановка утечки  капитала,  улучшение  платежного баланса края и
обеспечение финансовой сбалансированности.  Достижение  стратегической
цели  предполагает  также определение и реализацию целей и приоритетов
территориального социально-экономического развития края:
     формирование адекватной новым рыночным и геополитическим условиям
территориальной   структуры   краевой   экономики,    эффективных    и
конкурентоспособных   направлений   специализации   территорий   края,
использование новых организационно-экономических форм  межрегиональной
интеграции;
     достижение экономически   и   социально    оправданного    уровня
комплексности  хозяйства  территорий  края,  рационализации  структуры
экономики регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;
     сокращение чрезмерно  глубоких  межрегиональных различий в уровне
социально-экономического развития территорий края,  поэтапное создание
во  всех административно-территориальных образованиях края собственной
экономической базы повышения благосостояния населения,  рационализация
систем расселения;
     осуществление государственной  политики  стимулирования  развития
районов  и  городов  края,  располагающих  крупным  научно-техническим
потенциалом;  жизнеобеспечения  зон  и  регионов  с   особо   сложными
условиями  хозяйствования,  требующих  особых  методов  регулирования;
поддержки депрессивных районов и городов, зон экологического бедствия,
районов  со  сложными  демографическими  и  миграционными  проблемами,
развития отсталых районов.
     В ближайшие  10  лет  в  крае  требуется  создать  массовый  слой
обеспеченного населения с уровнем потребления не ниже  дореформенного.
Он  должен охватить,  по крайней мере,  50 %  населения.  Одновременно
следует резко,  до 3-5 % (в настоящее время около 25 %) сократить долю
населения с доходами ниже прожиточного минимума.  Для реализации таких
условий средний уровень потребления должен  возрасти  по  сравнению  с
сегодняшним в 1,8 раза.
     Чтобы сохранить необходимые производственные мощности и при  этом
нормализовать    процесс    их    качественного    обновления,   объем
производственных инвестиций должен возрасти в 2,5-3 раза.
     Требования эколого-энергетической    безопасности    предполагают
увеличение расходов на развитие ТЭК и природоохранную деятельность  по
сравнению с 2000 годом в 2,2-2,5 раза.
     Чтобы сохранить  систему  отраслей   социально-культурной   сферы
(образование,  здравоохранение,  культура),  поддержать  ее развитие и
обеспечить проведение необходимых реформ,  требуется увеличить расходы
на   конечное   потребление  государственных  учреждений,  оказывающих
социальные услуги, как минимум на 50 %.
     Реализация поставленных  задач  определяет параметры необходимого
увеличения объема ВРП на  70-75  %.  Это  означает,  что  для  решения
отмеченных  выше  проблем  в  течение  десятилетия  необходимо  уже  в
ближайшие годы обеспечить темп роста экономики не ниже 6 %  в  среднем
за год, поддерживая такой режим в течение 8-10 лет.

           Основные направления структурных преобразований

     Первоочередным условием   долгосрочного  социально-экономического
развития  с  требуемыми   параметрами   роста   является   структурная
перестройка  экономики,  ориентированная  на  формирование и поддержку
секторов  экономики,  производящих   прибыльную,   конкурентоспособную
продукцию  и  поддерживающих  финансовый и товарный потенциал края,  а
также разработка и реализация стратегии маркетинга края.
     Особенности социально-экономической и геополитической ситуации, в
которой    находится    Красноярский    край     (наличие     крупного
минерально-сырьевого  и   энергетического  потенциала,  технологически
передовых предприятий,  развитого научно-образовательного комплекса, с
одной  стороны,  и  невыгодное  экономико-географическое положение,  с
другой)  предопределяют   необходимость   сбалансированного   развития
следующих направлений:
     1. Ресурсного,  ориентированного  на  рациональное  использование
топливно-энергетического и минерально-сырьевого потенциала края.
     2. Транспортно-инфраструктурного,  ориентированного  на  создание
транспортных   коридоров,   развитие   деловой,   коммуникационной   и
информационной инфраструктуры.
     3. Социально    ориентированного    (развитие    АПК,    жилищное
строительство, поддержка и сохранение занятости рабочих мест).
     4. Инновационного (поддержка высоких технологий, науки и
образования).
     Ограниченность финансовых  ресурсов  края  не позволяет проводить
комплексную   широкомасштабную   структурную   перестройку   экономики
региона.  Поэтому  необходим  выбор  ограниченного  числа приоритетных
направлений из перечня  наиболее  значимых  и  эффективных.  Поддержка
приоритетных направлений дает возможность стабилизировать и обеспечить
выход экономики края из кризиса и заложить основы будущего развития.
     4.1. Использование ресурсного потенциала.

                   Топливно-энергетический комплекс

     Важнейшими направлениями     развития    топливно-энергетического
комплекса края являются:
     электроэнергетика;
     угольная промышленность;
     нефте- и газодобывающая промышленность;
     нефтеперерабатывающая промышленность.
     Задачи электроэнергетики  на  средне  и  долгосрочную перспективу
состоят в следующем:
     ускоренное сетевое строительство;
     модернизация и  замена  исчерпавшего  свой  ресурс   оборудования
тепловых  станций  (задача  минимум).  Задача  максимум  -  завершение
строительства Березовской ГРЭС и Богучанской ГЭС - должна быть увязана
с  решением  проблемы  крупномасштабной передачи энергии в европейскую
часть страны  и  на  экспорт,  как  в  западном,  так  и  в  восточном
направлениях;
     значительное повышение качества топлива на ТЭЦ,  расположенных  в
городах   и  на  мелких  котельных  (газификация,  улучшение  качества
твердого топлива, внедрение более чистых угольных технологий);
     разумное сочетание  (особенно в северных зонах и на изолированных
источниках энергоснабжения) крупных,  средних и мелких  энергетических
производств,   развитие   малой   энергетики,   промышленное  освоение
нетрадиционных источников.
     Для развития  угольной  промышленности  решающее  значение  имеет
обеспечение   надежного   рынка   сбыта   углей   путем   установления
долговременных  связей  с  крупными  потребителями внутри страны.  Для
повышения конкурентоспособности углей,  наряду с внедрением  передовой
технологии   добычи,   переработки   и  обогащения,  необходимо  также
внедрение высоких технологий углепотребления,  в том числе  зарубежных
экологически  чистых  технологий  производства электроэнергии и тепла.
Развитию  угольной  промышленности   будет   способствовать   создание
производств   по   получению   химической   продукции   (полукокс  для
металлургической промышленности,  газ  для  бытовых  нужд,  компоненты
моторных  топлив,  высокооктановые добавки,  биоразлагаемые полимерные
материалы и др.), получаемой из углей Канско-Ачинского бассейна.
     В зависимости      от      вариантов      развития     экономики,
топливно-энергетического комплекса и угольной промышленности  в  целом
возможности    развития    угольной    промышленности    края   должны
рассматриваться в широком диапазоне.
     Для развития   нефтедобывающей   промышленности  в  крае  имеется
надежная сырьевая база.  Месторождения юга Эвенкии (Юрубчено-Тохомская
и  Собино-Джелиндуконская зоны) и северных районов края (Большехетская
зона) позволяют организовать крупномасштабную добычу нефти.
     Основными направлениями   использования  добываемой  нефти  могут
стать ее поставка на Ачинский и Ангарский  НПЗ,  нефтеперерабатывающие
заводы    малой   мощности   производительностью   до   100   тыс.тонн
нефтепродуктов в год для обеспечения  ими  северных  районов  края,  а
также  экспорт  в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и территории,
тяготеющие к Северному морскому пути.
     Поставка местной  нефти  на  Ачинский НПЗ улучшит возможности его
ресурсного обеспечения  и  создаст  условия  для  увеличения  мощности
предприятия  и  углубления  переработки  сырья  с  доведением качества
бензинов,  дизельного топлива и мазутов до международных технических и
экологических стандартов.
     Приоритетными направлениями        развития        газодобывающей
промышленности являются:  поддержание стабильных объемов добычи газа в
Норильском промышленном районе; формирование новых центров газодобычи;
расширение  переработки  газа  и газового конденсата,  ввод в действие
газоперерабатывающего завода; строительство магистральных газопроводов
от новых месторождений газа до Красноярска и Ачинска.
     Для повышения   технико-экономической    эффективности    отрасли
необходимо  добиться:  комплексной  разработки  месторождений  на базе
высоких   технологий   мирового   уровня    с    полным    извлечением
пропан-бутановой фракции;  переработки газового конденсата;  внедрения
эффективных технологий извлечения и использования гелия;  модернизации
оборудования, в частности, на основе применения стекловолокновых труб,
баллонов, резервуаров со стекловолокновым покрытием.

                   Горно-металлургический комплекс

     Стратегическая цель развития комплекса заключается в создании  (в
условиях    сохранения    ненарушаемого   экологического   равновесия)
многоотраслевого  производства,  обладающего   высокой   экономической
самостоятельностью      и      минерально-сырьевой      безопасностью,
рациональностью      комплексного      использования      сырья      и
экспорто-ориентированностью.
     Приоритетными направлениями развития комплекса должны  стать  его
реструктуризация,      основанная      на     опережающем     развитии
геологоразведочных работ для прироста запасов важнейших  и  дефицитных
видов  минерального  сырья,  подготовки  к  освоению новых эффективных
месторождений (с учетом переоценки ресурсов  полезных  ископаемых  для
новых экономических условий),  а также на техническом перевооружении и
реконструкции действующих предприятий.
     Комплекс предлагаемых   мер  по  повышению  эффективности  работы
горно- металлургических  предприятий  Красноярского  края  сводится  к
следующему:
     увеличение финансирования     геолого-разведочных     работ     в
Красноярском  крае  на  40-50  %  с  ориентацией  их  на  подготовку к
промышленному освоению месторождений металлов стратегического значения
для  промышленности  и  обороны  страны,  воспроизводство  минеральной
сырьевой базы горно-металлургического комплекса;
     развитие в   Красноярском  крае  полного  технологического  цикла
комплексной переработки руд и  концентратов  с  получением  дефицитных
товарных продукций (металлы,  сплавы,  химические соединения и др.), в
частности, создание на базе Горевского месторождения свинцово-цинковых
руд ременного комбината,  а также на базе редкометально-редкоземельных
месторождений   Нижнего   Приангарья    -    комплекса    предприятий,
обеспечивающего   восстановление   в   России  производства  редких  и
редкоземельных металлов (ниобий, самарий, иттрий, неодим и др.);
     разработка и доведение до промышленного освоения новых технологий
и  техники  добычи  и  переработки  комплексных  труднообогатимых  руд
цветных  и  благородных  металлов,  извлечения  ценных  компонентов из
промышленных /подземных вод и рассолов (йод,  бром,  литий, стронций и
др.), утилизация металлсодержащих промышленных отходов и промпродуктов
с  использованием  имеющегося  в   крае   научного   и   промышленного
потенциала;
     освоение новых экологически чистых и энергосберегающих технологий
по  производству  глинозема,  алюминия,  никеля,  меди на предприятиях
Красноярского края;
     возобновление кооперационных  связей  по  производству  цветных и
редких металлов с Республикой Казахстан и государствами Средней Азии с
целью    максимального    использования   имеющихся   производственных
мощностей,   создания   интеграционных   комплексов   металлургических
производств;
     организация буферных  складов  на  территории  России   с   целью
уменьшения  поставок  металлов  за  рубеж  в период его относительного
перепроизводства и увеличения поставок при оживлении  потребительского
рынка.    С    целью    повышения    эффективности    функционирования
горно-металлургического    комплекса,    привлечения    стратегических
инвесторов, снижения инвестиционного риска проектов целесообразно:
     создать опытную  базу  для  технико-технологического  обеспечения
работ  по воспроизводству и использованию минеральных ресурсов редких,
редкоземельных  и  благородных  металлов,  подготовке   инвестиционных
предложений  по  вовлечению в рентабельную переработку различных видов
сырья и выпуск новых видов продукции;
     повысить экономическую       привлекательность      перспективных
минерально-сырьевых баз в районах перспективного освоения новых рудных
месторождений    путем    создания   транспортной   и   энергетической
инфраструктуры;
     обеспечить льготы инвесторам, осваивающим новые месторождения, по
которым  высока   народно-хозяйствующая   составляющая   эффективность
проектов.

                      Лесопромышленный комплекс

     Развитие лесопромышленного  комплекса  в  рассматриваемый  период
связывается прежде всего с использованием  имеющихся  производственных
мощностей, загрузка которых за годы кризиса упала более чем в 2 раза.
     Для выхода отраслей комплекса из  глубокого  кризиса,  достижения
стабилизации  его развития в ближайшее время (1-2 года) инвестиционный
приоритет    должен    быть    предоставлен    в    первую     очередь
лесозаготовительной   промышленности,   где  прирост  или  восполнение
выбывающих мощностей осуществляется преимущественно  путем  возведения
новых  объектов,  т.к.  развитие  лесозаготовок требует освоения новых
лесосырьевых массивов, строительства новых леспромхозов, дорог, жилья,
объектов  соцкультбыта.  В последующем периоде,  когда будет достигнут
подъем уровня лесозаготовок и определенная стабилизация  производства,
отраслевая   структура   капвложений   в   развитие  лесопромышленного
комплекса края должна измениться в сторону увеличения  удельного  веса
инвестиций,    вкладываемых    в   развитие   деревообрабатывающей   и
целлюлозно-бумажной  промышленности  с  соответствующим  снижением   в
лесозаготовительной.  Основной  формой  реализации  капвложений в этот
период  должно  стать  поддержание   имеющихся   мощностей   за   счет
технического перевооружения,  модернизации,  реконструкции действующих
предприятий,  что не исключает создание  новых  небольших  лесопильных
производств на базе современного оборудования,  позволяющего выпускать
высококачественную пилопродукцию,  а также  производств,  использующих
отходы и низкосортную древесину.
     Повышению уровня комплексного испльзования древесного сырья будет
способствовать  развитие производств по получению из древесных отходов
медицинских  препаратов,  пищевых  и  кормовых   добавок,   сорбентов,
биологически  активных  веществ  и других продуктов для удовлетворения
потребности региона и поставки на экспорт.
     4.2. Развитие транспортных коридоров,  коммуникационной и деловой
инфраструктуры региона.
     Развитие транспортного   комплекса   края   в   составе   единого
экономического пространства Сибири и  России  способно  обеспечить  не
только  использование  выгод экономико-географического положения края,
но и в значительной мере "сгладить" угрозы региональной  экономической
безопасности.    Можно    выделить   три   стратегии   его   развития:
транспортно-ориентированную,    ресурсно-ориентированную,    социально
ориентированную.
     Согласно транспортно-ориентированной стратегии основной акцент  в
развитии  делается  на  создание "мостов" между Западом и Востоком.  В
состав основных мероприятий стратегии входит реконструкция Транссиба с
завершением  строительства  Севсиба  как  продолжения  БАМа  на запад;
развитие транспортной связки  "река-море"(Енисей  -  Северный  морской
путь);освоение  кроссполярных трасс авиаперелетов.  Кроме этого важное
значение для этой стратегии будут иметь внешние по  отношению  к  краю
проекты:  глобализация  Транссиба  (строительство трансконтинентальной
полимагистрали на северовосток через Берингов пролив, сухопутной ветки
на  юго-восток  на  Сахалин и далее на Японию,  Корейский полуостров);
создание  прямого  выхода  из  Якутии  в   Центральный   Китай   через
Амуро-Якутскую магистраль, Джалинду и Гулянь.
     Ресурсно-ориентированная стратегия   направлена    на    освоение
природных   ресурсов,   подлежащих   индустриальному   освоению.   При
минимальных затратах на глобализацию Транссиба и БАМа  развитие  будет
ограничено   строительством  меридиональных  ответвлений,  ведущих  от
широтных магистралей к  крупным  месторождениям  полезных  ископаемых.
Речь  здесь  идет  прежде  всего  о  Нижнем Приангарье и южных районах
Эвенкии,   обладающих   благоприятными   инфраструктурными   условиями
освоения  (наличие  транспортных  входов  и источника электроэнергии -
Богучанской ГЭС).
     Социально ориентированная  стратегия в качестве главной установки
выдвигает обеспечение стабильной транспортной связи районных центров с
Красноярском  (особенно  связь между центром и югом края через Манский
район,  минуя  Хакасию  (приоритетное  значение  при  этом   отводится
автомобильному  транспорту),  создание  опорного транспортного каркаса
(прежде всего железнодорожного),  в узлах которого образуются  ареалы,
имеющие  устойчивую  связь  с  любой точкой глобальной железнодорожной
сети  России,  а  также  развитие  северных  аэропортов   (Дудинского,
Норильского,  Хатангского)  как центров развития и освоения территорий
Крайнего Севера.
     Реальная стратегия  должна  исходить  из  сбалансированного учета
всех трех этих подходов.
     Важная роль  в  развитии рассматриваемого направления структурной
политики   принадлежит   телекоммуникационному   комплексу.   Развитие
телекоммуникационного  комплекса,  основой  которого  является  связь,
определяет динамику НТП во  всех  без  исключения  отраслях  народного
хозяйства, уровень жизни населения и степень интеграции экономики края
в российскую и мировую экономику.
     Основными направлениями  развития  телекоммуникационной  среды  в
крае на рассматриваемый период должны стать:
     создание опорной   первичной   цифровой   сети  зоновой  связи  с
использованием волоконно-оптических линий;
     создание сети спутниковой связи для распространения краевых теле-
и радиовещательных программ на  территории  края  и  решения  вопросов
связи малонаселенных и труднодоступных территорий края;
     развитие и   техническое   перевооружение   существующих   систем
коммутации;
     развитие на базе первичных цифровых систем  связи  информационных
инфраструктур;
     развитие систем мобильной связи.

     4.3. Усиление   социальной    ориентированности    экономического
развития.
     Основными приоритетами   социально-ориентированной    структурной
политики являются:
     развитие агропромышленного комплекса;
     расширение масштабов жилищного строительства;
     создание новых возможностей занятости и сохранения рабочих мест.

                      Агропромышленный комплекс

     Концептуальной идеей  выступает  идеология  возрождения,   а   не
выживания АПК края.  В ближайшие годы Красноярский край должен за счет
собственного производства полностью обеспечить внутренние  потребности
в таких продуктах,  как мясо птицы,  яйцо, молоко и молочные продукты,
картофель,  овощи,  зерно.  По другим важнейшим видам продовольствия и
сырья, таким как мясо и мясопродукты, регион будет нуждаться во ввозе,
в том числе в импорте.  Однако  удельный  вес  ввоза  в  общем  объеме
внутреннего   потребления   по   этим   продуктам  должен  существенно
снизиться.
     Минимально необходимые     количественные     ориентиры     роста
агропромышленного производства предусматривают: достижение в 2001-2005
гг. устойчивых темпов роста производства продукции сельского хозяйства
в 3-4%, в пищевой и перерабатывающей промышленности - 5-7%, увеличение
инвестиций  в АПК не менее чем на 20%  в год,  повышение эффективности
агропромышленного производства не менее чем на 10% в год.
     Одновременно должны   быть   предприняты   меры   по   ликвидации
накопленных     финансовых     задолженностей     сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
     Для этого, с учетом общегосударственных федеральных и краевых мер
по  существенному  изменению  пропорций  в распределении регионального
дохода в пользу жителей края, в том числе сельских, и перехода на этой
основе к социально ориентированному хозяйству необходимо:
     существенно улучшить   экономические   условия    для    развития
производства и предпринимательства в аграрном секторе;
     сформировать эффективный   механизм   государственной   поддержки
товаропроизводителей АПК;
     обеспечить сохранение   и   постепенное   наращивание    основных
составляющих  ресурсного  потенциала  в  сельском  хозяйстве  и  сфере
переработки,  в  первую   очередь,   плодородия   земель,   племенного
животноводства,  птицеводства и элитного семеноводства,  прогрессивных
технологий, научно-технического потенциала;
     активизировать структурную перестройку аграрной экономики за счет
постепенного   увеличения   инвестиций   в    высокотехнологичные    и
конкурентоспособные производства;
     обеспечить развитие   социальной   инфраструктуры   в    сельской
местности, повышение уровня жизни сельских жителей.

             Расширение масштабов жилищного строительства

     Жилищное строительство   может   выступать  не  только  средством
улучшения качества жизни населения, но и "локомотивом", способным дать
импульс  инвестиционной  и  экономической активности в других секторах
экономики.
     Приоритетными направлениями  оказания  краевой  поддержки  в этой
сфере явятся:
     обеспечение жильем  представителей  групп  риска (военнослужащих,
чернобыльцев, афганцев и др.);
     массовое (не   элитное)   жилищное   строительство   с   участием
индивидуальных застройщиков и очередников;
     замена ветхого и аварийного жилого фонда;
     создание цивилизованного рынка жилья.
     Программы жилищного    строительства    в   крае   должны   иметь
инновационный характер и опираться на научно-технические достижения  в
области энергосбережения,  на новые технологии строительства, на более
дешевые и экологически безопасные строительные материалы и конструкции
и т.д.

   Создание новых возможностей занятости и сохранения рабочих мест

     Устойчивое социально-экономическое развитие региона, усиление его
роли  в  российской  и  мировой  экономике  невозможны  без  улучшения
структуры   экономики   в  пользу  повышения  удельного  веса  готовой
продукции.  В  связи  с  этим  основой   долгосрочной   инвестиционной
стратегии  края  должно стать обновление существующих и создание новых
предприятий по производству товаров высокой  степени  обработки  и,  в
первую  очередь,  машинотехнических  изделий на основе государственной
(региональной) поддержки.
     Значительным является  потенциал  конверсионных производств края.
Несмотря на ограниченные возможности по наращиванию совокупных объемов
производства в краткосрочной перспективе,  эти предприятия способны на
внедрение отдельных "прорывных" разработок  и  технологий,  содержащих
опережающие   технические   идеи  и  решения,  а  также  на  поэтапное
налаживание конкурентоспособного массового производства
     Существует значительное  число  других  отраслей  и подотраслей в
реальном секторе экономики,  способных  внести  определенный  вклад  в
наращивание объемов и совершенствование структуры производства.  К ним
можно отнести химическую промышленность,  промышленность  строительных
материалов,   отдельные  производства  пищевой  промышленности  и  др.
Определенные перспективы связаны с увеличением производства  различных
видов  услуг,  в  том  числе  в  области коммуникаций,  международного
туризма и т.д.
     4.4. Поддержка и развитие инновационного потенциала

     Инновационная политика  в рассматриваемой перспективе должна быть
направлена на решение конкретных задач по:
     доведению в   кратчайшие  сроки  выпускаемой  предприятиями  края
продукции до конкурентоспособного уровня;
     поиску и   организации   производств   по   выпуску  новых  видов
продукции,  получаемых  с  использованием  местного  производственного
потенциала  и  ресурсов  (минеральных и сырьевых),  характерных прежде
всего для Красноярского края.
     Реализация инновационной  политики края должна быть направлена на
создание такой системы,  которая  позволит  в  кратчайшие  сроки  и  с
высокой   эффективностью   использовать  в  производстве  интеллект  и
научно-технический потенциал региона и России.
     К основным   направлениям   инновационной   и  научно-технической
политики можно отнести:
     выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий,
оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и
конкурентоспособности  продукции в отраслях экономики и обеспечивающих
переход  к  новому  технологическому  укладу,  формируемому  с  учетом
особенностей   имеющейся   в  крае  производственной  базы,  кадрового
потенциала, природных и энергетических ресурсов;
     разработку и  построение  механизмов  поощрения  и стимулирования
научно-технической  деятельности  при  введении  ее  в   хозяйственный
оборот;
     построение системы    информационного    обеспечения,     системы
экспертизы,              финансово-экономическую              систему,
производственно-технологическую  поддержку,  систему  сертификации   и
продвижения  разработок,  систему подготовки и переподготовки кадров в
инновационной сфере;
     развитие малого    инновационного    предпринимательства    путем
формирования  благоприятных  условий  для  образования   и   успешного
функционирования  малых  высокотехнологичных организаций и оказания им
государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
     совершенствование конкурсной    системы   отбора   инвестиционных
проектов и программ.  Реализация  в  отраслях  экономики  относительно
небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных
инвесторов и при поддержке краевой администрации  позволит  поддержать
наиболее  перспективные  производства и организации,  усилить приток в
них частных инвестиций.

  Составляющие политики управляемого социально-экономического роста

     5.1. Инвестиционная политика.
     Главной целью   региональной   инвестиционной  политики  является
восстановление  (понимаемое  как  длительный   эволюционный   процесс)
инвестиционных   возможностей   региона,   повышение  эффективности  и
масштабов инвестиционной деятельности на основе  расширения  набора  и
улучшения    качественных    параметров    инвестиционных    проектов;
совершенствования отраслевой и территориальной  структуры  инвестиций;
мобилизации  внутренних  источников  и привлечения внешних инвестиций;
использования   прогрессивных    форм    организации    инвестиционной
деятельности.
     Ключевые задачи государственной региональной политики в отношении
частных   инвесторов   состоят   в  том,  чтобы  не  вмешиваясь  в  их
деятельность:
     создать необходимую    законодательную    базу    для   повышения
инвестиционной активности и надежной защиты размещаемых средств;
     снизить инвестиционные   риски   и  тем  самым  ускорить  процесс
трансформации  накоплений  в  инвестиции  в  виде  долевого   участия,
гарантий и развития системы страхования;
     содействовать мобилизации    средств    мелких    вкладчиков    с
обеспечением государственных гарантий,  позволяющих частным инвесторам
быть уверенными в возвратности своих инвестиций.
     Основное содержание  и направленность региональной инвестиционной
политики состоят в обосновании и последовательной реализации комплекса
экономических,     организационно-правовых    и    специальных    мер,
ориентированных на решение вышеназванных задач.
     Наиболее эффективным    средством   мобилизации   инвестиционного
потенциала края является финансовое содействие инвесторам  со  стороны
краевой   администрации,   предусматривающее  использование  механизма
льготного кредитования инвестиций, страхования инвестиционных проектов
и  инвестиционных  кредитов,  безвозвратное  (частично  или полностью)
финансирование социально значимых инвестиционных проектов.
     Основным инструментом   финансового   содействия   инвестиционным
проектам останутся краевые целевые программы.
     В целях  концентрации  финансовых ресурсов и достижения эффекта в
кратчайшие сроки количество одновременно  реализуемых  программ  будет
сокращаться,   а   отбор   исполнителей,  предусмотренных  программами
мероприятий будет осуществляться на конкурсной (аукционной) основе.  В
размещении   государственных   заказов  будет  расширяться  применение
конкурсов и тендеров.
     Одно из важных направлений поддержки инвестиционной деятельности,
особенно в  сфере  производства  товаров  высокой  степени  обработки,
связано с использованием мер налогового регулирования.  В связи с этим
целесообразно изучить возможные формы налогового поощрения  инвесторов
для    внесения   обоснованных   предложений   в   ежегодную   краевую
инвестиционную программу.
     Стимулированию инвестиционной  деятельности  будет способствовать
также создание благоприятных условий для внедрения лизинга.
     Для улучшения         организационно-правовой        стабильности
инвестиционного  процесса  предусматривается  внесение  дополнений:  в
договор  о разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти Красноярского края;  в краевые законы, регламентирующие условия
инвестиционной деятельности в крае и порядок установления и применения
мер  по  стимулированию  инвестиционной  деятельности  за счет бюджета
развития Красноярского края (законы "Об инвестиционной деятельности  в
Красноярском   крае",   "О   бюджете  развития  Красноярского  края").
Предусматривается также разработка других нормативных актов.
     Учитывая, что  значительные  инвестиционные возможности связаны с
осуществлением денежной приватизации и развитием рынка  ценных  бумаг,
необходимы  меры  по регулированию фондового рынка и совершенствованию
организационно-правовых условий его деятельности в регионе.
     Наряду с   экономическими   и   организационно-правовыми   мерами
стимулирования инвестиционной деятельности необходимы меры по снижению
трансакционных  издержек  инвесторов.  Этими  мерами предусматривается
развитие информационной структуры  инвестиционного  рынка,  разработка
методического   сопровождения   процедур  сертификации  инвестиционных
проектов  и  предоставления   государственных   гарантий   инвесторам,
регулирование   тарифов   на  услуги  естественных  монополий,  защита
собственности  и  личности  инвестора  от  посягательств  криминальной
сферы.

     5.2 Социальная политика.

     Центр социальной  политики  все  более  смещается  на  краевой  и
частично муниципальный уровни,  в  связи  с  чем  становятся  жизненно
необходимыми разработка и реализация региональных социальных программ.
     К числу центральных  направлений  социальной  политики  относятся
стабилизация  и  повышение  уровня  жизни  населения  и  поддержка его
социально наиболее уязвимых групп.  Снижение общего  уровня,  а  также
усиление  необоснованных  социальных  и  территориальных  неравенств в
уровне и качестве  жизни  являются  источником  обострения  социальной
напряженности,  роста  недоверия к краевой и местной власти и усиления
сепаратистских тенденций.  В настоящее время это  становится  тормозом
экономического и социального развития края.
     Существующая социальная и экономическая политика привела к  тому,
что для эффективной реализации программ социальной поддержки населения
нет достаточных финансовых  ресурсов.  Причина  в  том,  что  основные
региональные  ресурсы  были переданы в процессе приватизации в частные
руки,  что в свою очередь при отсутствии эффективной налоговой системы
и механизма сбора налогов лишило край и местные органы власти средств,
необходимых для решения насущных социальных проблем.
     Выход из  сложившегося  противоречия  может  быть  найден за счет
следующих мер:
     в значительной  мере  за  счет перераспределения чистого рентного
дохода,       образующегося       на       крупных        промышленных
предприятиях-монополистах  при эксплуатации ценных природных ресурсов.
С другой стороны снижение налогового бремени на малый и средний бизнес
будет   способствовать  повышению  их  рентабельности  и  развитию,  а
следовательно, и расширению налогооблагаемой базы;
     за счет   создания   условий   и   возможностей   для   населения
зарабатывать деньги и обеспечивать социально приемлемый уровень  жизни
самостоятельно,  что  позволит существенно снизить социальную нагрузку
на бюджет;
     за счет  рационализации  использования ресурсов,  направляемых на
решение  социальных  проблем  региона  (ревизия  существующей  системы
льгот,    постепенный    переход    от    "льготирования"    отдельных
профессиональных и отраслевых групп к регулированию их  доходов  через
заработную  плату,  сокращение  излишних  административных  расходов и
других  нерациональных  затрат   в   социальной   сфере,   оптимизация
соотношения платных и бесплатных услуг в социальных отраслях).
     Одним из основных  направлений  трудовой  политики  на  ближайший
период  следует  считать  смену  модели занятости населения,  в основу
которой должно быть  положено  создание  высокодоходных  и  стабильных
рабочих  мест.  В  этой  связи  решение  существующих  проблем в сфере
занятости требует реализации следующих мер:
     повышения среднего  размера  заработной платы занятых в экономике
(не менее семи прожиточных минимумов);
     отмены практики  заключения  краткосрочных  (до  1 года) трудовых
контрактов (минимальный срок трудового контракта должен составлять  не
менее трех лет);
     реконструкции (создания)  рабочих  мест   в   высокотехнологичных
отраслях,  выпускающих  конкурентоспособную  (в  том  числе на мировом
рынке) продукцию (приборостроение, электронная промышленность и др.);
     омоложения кадрового   состава   промышленности   (предоставление
муниципального (бесплатного) или частично оплачиваемого жилья молодежи
(прежде   всего   молодым   семьям),   работающей   в  промышленности,
строительстве, науке и научном обслуживании);
     выплаты надбавок  молодым  специалистам,  приступившим к работе в
учреждениях социальной сферы,  агропромышленном комплексе,  в  течение
трех лет после окончания учебного заведения;
     создания дополнительных рабочих мест в сельской местности  (сфера
социальных  услуг,  сельского строительства,  промышленная переработка
сельскохозяйственного сырья) за счет средств госбюджета, выделяемых на
поддержку АПК;
     качественного улучшения управления персоналом в организациях всех
форм собственности,  в том числе возрождение научной организации труда
и управления;  активной защиты трудовых прав работающего  населения  и
регулирования  социально-трудовых  отношений через систему социального
партнерства, реализации законодательства о труде и об охране труда.
     Демографическая политика должна обеспечить:
     стабилизацию темпов  прироста  численности  населения  на  уровне
0,1-0,2% в год;
     снижение смертности населения в целом,  младенческой смертности в
частности;
     формирование определенных  стандартов  репродуктивного  поведения
населения (массовой среднедетности семьи);
     сохранение минимальных миграционных потоков за пределы края;
     совершенствование качественных характеристик населения: здоровья,
образования,  квалификации,  брачности,  ожидаемой   продолжительности
жизни и т.д. - индикаторов реальной динамики процессов воспроизводства
населения.
     Базисом для  преодоления  негативных  тенденций  демографического
развития  является  повышение  реальной  заработной  платы  и  доходов
населения. Кроме этого необходимы дополнительные меры:
     увеличение пособий,  выделяемых на детей,  до уровня прожиточного
минимума ребенка (не менее чем в десять раз);
     увеличение размера   единовременного   пособия    при    рождении
(усыновлении)  ребенка до уровня двадцатикратной величины прожиточного
минимума ребенка;
     увеличение объемов  финансирования  (не  менее  чем в три раза по
всем источникам финансирования) региональных программ, направленных на
улучшение  здоровья и сокращение уровня смертности отдельных социально
незащищенных групп населения;
     регулирование миграционной   политики,   ориентируясь   с   одной
стороны,    на    выборочное     привлечение     в     города     края
высококвалифицированных  специалистов-мигрантов  из  европейской части
страны и стран СНГ,  с другой - на направление основного миграционного
потока  главным  образом  в  сельскую  местность  на  подъем сельского
хозяйства и других необходимых краю отраслей.
     На основе  стабилизации  и роста экономики в крае должна получить
дальнейшее развитие сфера социальных услуг с более широким  внедрением
рыночных   механизмов.  При  этом  необходимо  сохранить  существующий
уровень бесплатных услуг по образованию,  здравоохранению и  культуре,
для  чего понадобится увеличение финансирования как за счет бюджетных,
так  и  внебюджетных  средств,  которые  в   первую   очередь   должны
направляться      на      реконструкцию,     поддержку,     обновление
материально-технической  базы  и  оснащение  оборудованием  учреждений
социальной сферы.
     Необходимо обеспечить также выравнивание обеспеченности  услугами
отраслей   социальной   сферы   путем   оптимизации   территориального
размещения   учреждений,   создания   мобильных    подразделений    по
обслуживанию населения, проживающего в отдаленной местности.
     Критериями социальных гарантий  в  области  образования  являются
обязательное  бесплатное  общее  среднее  образование  и на конкурсной
основе бесплатное среднее и высшее профессиональное образование.
     Критерием социальных  гарантий в области здравоохранения является
получение населением обязательных и дополнительных медицинских  услуг,
с правом выбора гражданами любого медучреждения и лечащего врача.
     Критерием социальных гарантий в  области  культуры  должна  стать
доступность   и   обеспеченность   населения   качественными  услугами
социально-культурных  центров,  организованных  и  функционирующих   в
каждом населенном пункте.
     Проведение социальной политики  должно  осуществляться  с  учетом
интересов  и  проблем  различных  слоев  и  групп населения (молодежи,
участников ВОВ, инвалидов, и др.).

     5.3. Экологическая политика.

     Вопросы экологии  следует  рассматривать   в   тесной   связи   с
экономическим  развитием,  поскольку  именно  оно во многом определяет
состояние окружающей среды и масштабы работ  по  его  оздоровлению.  В
ближайшей  перспективе  10-15 лет возможно решение следующих задач:  в
охране  атмосферы  -  перевод   основных   загрязнителей   воздуха   с
использования традиционных видов топлива (уголь,  мазут,  полукокс) на
экологически чистый природный газ Собинского  месторождения,  а  также
попутный газ Юрубчено-Тохомского месторождения, что позволит сократить
выбросы вредных веществ в атмосферу края в несколько раз; в охране вод
-  приведение  расхода  воды на предприятиях в соответствие с нормами,
повсеместное  внедрение  водооборота  в  промышленности,  развитие   в
городах  межхозяйственной  кооперации  по использованию отработанной и
свежей воды,  повторное применение  бытовых  стоков  после  очистки  в
промышленности,  замена  водяного охлаждения на воздушное - реализация
этих мероприятий лишь в  крупнейших  городах  края  сделает  возможным
уменьшение объемов сточных вод как минимум на 30-50 %.
     На данном  этапе  необходимо  также  в  корне   перестроить   всю
экологическую стратегию: от традиционной борьбы с вредными выбросами и
сбросами путем совершенствования работы  очистных  сооружений  следует
перейти  на борьбу с ними непосредственно в производственном процессе.
Речь идет о  переходе  на  замкнутые  безотходные  (или  малоотходные)
технологии,  дающие  экологический эффект выше более чем на порядок по
сравнению с традиционными мероприятиями.
     В качестве   ключевого   момента   здесь   следует  предусмотреть
обязательное  органичное   "включение"   экологической   реконструкции
действующих   производств   в  рамки  их  общей  технико-экономической
реконструкции и модернизации.
     Важным источником   финансирования  мероприятий  по  оздоровлению
окружающей среды  следует  считать  внедрение  действенного  механизма
платного  природопользования,  включающего  рентные  и компенсационные
платежи-отчисления на решение  экологических  проблем,  которые  могут
быть  весьма велики,  что связано с огромными масштабами использования
природно-ресурсного потенциала  края  и  значительными   возможностями
увеличения   налогооблагаемой  базы  и  ставок.  Реализация  указанных
направлений  экологической  политики  может  гарантировать  устойчивое
развитие   региона,   которое   обеспечивает  удовлетворение  разумных
потребностей  нынешних  поколений  людей  с  сохранением  возможностей
аналогичного удовлетворения потребностей будущих поколений.
     Приоритетной задачей     экологической     политики      является
осуществление   заблаговременного   комплекса   мер,  направленных  на
максимально  возможное  снижение  рисков  возникновения   чрезвычайных
ситуаций  (ЧС),  а  также  уменьшение  материальных  потерь и размеров
ущерба окружающей среде,  что создает необходимые условия  устойчивому
развитию   края,   привлечению   в   край  инвестиций  и  эффективному
использованию на эти цели имеющихся ресурсов.
     В результате   реализации  намеченных  мер  сложатся  условия  по
обеспечению  гарантированной   безопасности   и   условий   нормальной
жизнедеятельности населения края, его социально-экономических, и иных,
структур при любых угрозах и воздействиях  природного  и  техногенного
характера.

     5.4 Бюджетная политика

     Цели бюджетной политики в долгосрочной перспективе:
     обеспечить полное и устойчивое выполнение финансовых обязательств
края на всех уровнях власти;
     устранить дестимулирующие  элементы   и   развить   стимулирующие
элементы, прежде всего в рамках эффективной налоговой политики;
     существенно снизить  издержки,  связанные   с   функционированием
администрации края.
     Указанные цели  будут  достигаться  в  рамках  четырех   основных
направлений:
     создание эффективной системы управления краевыми финансами;
     концентрация финансовых  ресурсов  на  реализацию  стратегических
целей развития региона;
     совершенствование межбюджетных отношений;
     налоговая политика.
     Первое направление.
     Для создания эффективной краевой экономики необходимо  построение
соответствующей   системы   управления  краевыми  финансами.  Основные
принципы здесь - финансовая открытость и жесткий  бюджетный  контроль;
снижение стоимости функционирования краевой власти; сбалансированность
ресурсов и обязательств,  полномочий и ответственности на всех уровнях
бюджетной системы.
     Реализация первого  направления  потребует  завершения   перевода
краевого  и  местных  бюджетов  на  казначейское исполнение,  введение
обязательной публикации подробной бюджетной отчетности,  и обеспечения
открытости процедур размещения краевых и местных заказов.
     Для реализации    второго    направления    бюджетной    политики
(концентрация    финансовых    ресурсов)    необходима    максимальная
консолидация внебюджетных фондов.
     Третье направление   (совершенствование  межбюджетных  отношений)
предполагает  реальную  децентрализацию  бюджетной  системы   края   с
одновременной  передачей  на  краевой  уровень финансовых обязательств
общекраевого уровня и соответствующих им налоговых ресурсов.
     Межбюджетные отношения     должны    стать    реальной    основой
территориальной   политики,   стимулировать   разумную   экономическую
политику     административно-территориальных     образований     края,
обеспечивать равный доступ жителей края к основным бюджетным услугам и
социальным гарантиям,  а также свободу перемещения труда и капитала по
территории края.
     Для этого   необходимы:   четкое   разграничение  расходов  между
уровнями бюджетной системы,  повышение степени автономности  налоговых
полномочий,  выработка  прозрачных  процедур  распределения финансовой
поддержки территориям края.
     Основными задачами  четвертого  направления  (налоговой политики)
являются:  снижение  и  выравнивание  налогового  бремени,   упрощение
налоговой системы, минимизация издержек исполнения и администрирования
налогового законодательства.
     Основной задачей   администрации   края   в   ходе   практической
реализации налоговой политики является обеспечение  баланса  интересов
предприятий,  бюджетных организаций, населения города, района и края в
целом в  процессе  принятия  соответствующего  решения  на  местном  и
краевом уровне.

     5.5. Институциональная политика.

     Основными направлениями деятельности в указанной области станут:
     реформа государственной (краевой) власти;
     разработка и  осуществление  стратегии  развития государственного
сектора экономики края;
     развитие кредитных отношений;
     развитие фондового рынка и рынка страховых услуг.
     Государственная (краевая)   власть   нуждается   в  консолидации,
преодолении  практики   несогласованности   действий   и   расхождения
декларируемой  и  фактически  проводимой  политики.  В  связи  с  этим
предстоит:
     провести социально-экономическую   экспертизу   законодательства,
определяющего регулятивное  вмешательство  государственных  органов  в
экономические  и социальные процессы,  отказавшись от мер,  не имеющих
четко выраженного целевого характера или не  адекватных  формулируемым
целям;
     оптимизировать структуру исполнительных органов  власти  на  всех
уровнях,   усилить   программно-целевой   подход   к   планированию  и
финансированию их деятельности;
     реформировать госслужбу   на   основе   принципов  эффективности,
динамизма, гибкости и освоения позитивного опыта бизнес-менеджмента;
     кардинально сократить сферу дискреционных решений госслужащих;
     создать современную систему административной юстиции;
     разработать и   внедрить  на  уровне  края  практику  эффективной
координации  деятельности  органов  надзора   и   контроля   в   сфере
безопасности труда и соблюдения законодательства о труде.
     Разработка и осуществление стратегии развития госсектора.
     В настоящее  время  практически отсутствуют механизмы определения
целей развития госсектора и управления им как целостным  образованием.
Отсутствует понимание того,  что госсектор экономики края необходим не
столько для  решения  коммерческих  задач,  сколько  для  формирования
стратегических    рынков,   создания   рабочих   мест   и   расширения
налогооблагаемой базы (в том числе в смежных отраслях экономики),  для
поддержания пропорций воспроизводства и др.
     В связи  с  этим  должна  быть  развернута   система   управления
деятельностью  унитарных  предприятий  на основе бизнес-планирования и
установления  финансово-экономических  показателей  их   деятельности,
экономического  мониторинга  и  контроля  деятельности руководителей с
точки   зрения   выполнения   бизнес-планов.   Требуются    тщательная
инвентаризация предприятий госсектора, выявление масштабов и структуры
их дочерних и аффилированных с ними  структур,  позволяющих  "уводить"
государственные  активы  из  под  госконтроля и решительное пресечение
подобной деятельности.
     Первоочередной задачей   развития   кредитных  отношений  в  крае
является формирование стабильной банковской инфраструктуры  на  основе
укрепления различных групп кредитных организаций. При этом речь должна
идти  не  о  формировании  отдельно  взятой  региональной   банковской
системы,  а  об  интеграции системы в финансовое пространство России с
постепенным усилением ее позиций до уровня,  если не  соответствующего
экономическому  потенциалу края,  то не уступающего регионам Сибири по
степени влияния на экономику.
     Основными направлениями  кредитной  политики Красноярского края в
этой связи должны стать:
     1. Увеличение капитальной базы региональных банков.
     2. Расширение участия кредитных организаций в развитии  экономики
края путем:
     реализации программ кредитования промышленности;
     увеличения объема гарантий администрации края ;
     внедрения практики  заключения   трехсторонних   "соглашений   об
участии в финансовых потоках";
     развития институтов уполномоченных банков;
     реализации программ ипотечного кредитования,  финансового лизинга
и факторинга;
     реализации программ    развития    расчетов    с   использованием
пластиковых карт;
развития краевого фондового рынка и создания условий для вовлечения в
инвестиционный процесс средств частных инвесторов;
     освоения практики банковских объединений.
     3. Повышение  доверия  к  кредитным   организациям   со   стороны
хозяйствующих   субъектов   и  населения  через  формирование  системы
страхования вкладов, повышение транспорентности кредитных организаций.
     Основной целью   развития   фондового   рынка   в  крае  является
формирование  такой  его  модели,  которая   сможет   выполнять   роль
эффективного  механизма  привлечения  и  перераспределения  капитала в
экономике региона,  стимулировать инвестиционную  активность,  усилить
позиции края на российском и международном рынке капитала.
     Для реализации данной цели требуется решение ряда задач:
     содействие развитию   институциональных   инвесторов,  таких  как
негосударственные   пенсионные   фонды   и   институты   коллективного
инвестирования (акционерные и паевые инвестиционные фонды);
     разработка новых  механизмов  привлечения  сбережений  на   рынок
корпоративных бумаг;
     развитие инфраструктуры фондового рынка.
     Главной целью экономической политики в сфере страхования является
формирование региональной системы, способной:
     снизить влияние на рыночную экономику потенциальных рисков;
     обеспечить аккумуляцию долгосрочных инвестиционных  ресурсов  для
развития экономики.
     В числе  основных  задач,  решение  которых  является  критически
важным для формирования эффективной системы страхования:
     разработка адекватной законодательной базы;
     создание эффективного  механизма  госрегулирования  и  надзора за
страховой деятельностью;
     развитие механизмов    трансформации   сбережений   населения   в
долгосрочные инвестиции;
     поэтапная интеграция  региональной  системы  в  общероссийский  и
международный страховой рынок.

     5.6. Территориальная политика.

     Цели территориальной   политики    администрации    края    носят
долговременный  характер  и  связаны  со стратегическими направлениями
социально-экономического развития региона.
     Главными целями являются:
     укрепление экономического  единства  края  на  основе   принципов
централизма,   местного  самоуправления  и  формирования  общекраевого
рынка;
     повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно
равных условий социального развития во всех АТО края;
     всемерное использование  региональных  факторов  и  благоприятных
предпосылок     для      формирования      в      АТО      эффективной
социально-ориентированной экономики.
     Для достижения этих целей намечается решение следующих задач:
     обеспечить работоспособность  основных  систем  жизнеобеспечения,
общекраевых  и  местных  инфраструктурных  систем,   преодолеть   спад
производства,  прежде всего в наиболее развитых опорных регионах края,
свести к минимуму социальный  и  экономический  ущерб  от  свертывания
неконкурентоспособных производств;
     содействовать созданию   в   каждом   АТО    ресурсно-финансового
потенциала,     достаточного     для     решения     основных    задач
социально-экономического развития;
     содействовать восстановлению  нарушенных  межрегиональных связей,
остающихся рациональными в современных условиях;
     развивать общекраевой    рынок    как   интегрированную   систему
региональных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
     сократить разрыв  в уровнях социального и экономического развития
АТО края путем активной поддержки отсталых и депрессивных территорий;
     решить острые  социально-экономические  проблемы районов Крайнего
Севера с учетом специфических  интересов  проживающих  здесь  коренных
народов;
     удержать в   социально   безопасных    рамках    безработицу    в
индустриальных районах и населенных пунктах;
     принять меры к урегулированию миграции населения.
     Для успешной   реализации  территориально-экономической  политики
предусматривается   продолжить    создание    системы    правовых    и
организационно-экономических  норм,   научно-технических  и  проектных
работ,   совершенствование   механизмов   общекраевого   регулирования
территориального развития.
     Объектами особого внимания  со  стороны  краевых  органов  власти
будут  проблемные  АТО,  которые  выделяются  в  зависимости от уровня
развития,  глубины кризисных процессов, значения в решении общекраевых
социально-экономических задач.
     Проблемы северных территорий.
     Стратегические интересы края требуют усиления внимания к северным
районам,  активизации   участия   государства   в   регулировании   их
социально-экономического  развития. Общий  кризис  в  экономике страны
особенно резко обострил социально-экономические противоречия в районах
Севера.  Развитие  кризисных процессов и слабый учет специфики Севера,
его подготовленности к условиям рынка привели к обвальному  сокращению
производства,  резкому  ухудшению  положения  в  социальной сфере этих
территорий.
     Краевая политика  в  отношении  данной зоны должна способствовать
более полному и рациональному использованию природных богатств Севера.
При этом следует обеспечить:
     совершенствование отраслевой структуры экономики северных районов
на основе повышения комплексности используемого сырья;
     закрепление и  развитие  функций  транспортно-транзитного  центра
региона  на  основе  реконструкции объектов инфраструктуры (аэропорты,
речные и морские порты - Норильск,  Дудинка, Хатанга, Диксон, Игарка и
др.);
     восстановление биопродуктивности экологических систем региона  за
счет  жестких  ограничений  экологического  характера  на эксплуатацию
других природных ресурсов;
     поддержку геологоразведочных и научных работ на Севере;
     формирование социальных  стандартов,   соответствующих   условиям
Севера  с поддержкой традиционных производств и образа жизни коренного
населения;
     рациональное регулирование    оттока    населения   из   северных
территорий в другие регионы края и страны.
     Жители северных   районов,   оказавшиеся   в   трудных  условиях,
нуждаются  в  особой  социальной  программе.  Эта   программа   должна
обеспечить  дифференцированный  подход  в  решении  социальных проблем
конкретных территорий (ЕМО "г.Норильск",  депрессивные и  стагнирующие
районы,   и   др.);  носить  протекционистский  характер  и  учитывать
необходимость   длительных    социальных    дотаций    и    субвенций,
компенсационных  льгот  населению  депрессивных и стагнирующих районов
Севера.
     Серьезное внимание   следует  уделить  этносоциальной  программе,
ориентированной на решение социально-экономических,  демографических и
политических проблем коренных народов Севера. Необходимо предусмотреть
меры по восстановлению традиционных отраслей хозяйства,  созданию сети
сезонных   поселений   с  приемлемыми  условиями  жизни  для  кочевого
населения,   развитию   социальной   инфраструктуры   и   медицинского
обслуживания, обеспечению политических и культурных прав.
     Приоритетным направлением стабилизации  экономического  положения
северных  территорий  края  должно  стать  укрепление их экономических
связей с южными территориями края.
     В условиях  значительной  удаленности  районов Севера от основных
районов  потребления  и   рынков   сбыта   необходимо   создать   сеть
технологически,  географически  и  коммерчески обоснованных маршрутов,
включающих  весь  комплекс  объектов  транспортной,  перерабатывающей,
сбытовой   инфраструктуры,  мощностей  по  хранению  сырья  и  готовой
продукции.
     Необходимо сохранить    и    развить    инфраструктуру   (включая
ледокольный атомный флот) Северного морского пути.  Для  этого  должны
быть   предприняты   усилия   по  совершенствованию  и  интенсификации
судоходства, развитию транспортных маршрутов "река-море" по Енисею.

     5.7. Внешнеэкономическая политика.

     Процесс интеграции  Красноярского  края   в   мировую   экономику
приобрел  необратимый характер.  В настоящее время внешнеэкономическая
деятельность прямо и  косвенно  формирует  важнейшие  экономические  и
социальные   аспекты   развития   региона.   Реализация   конкурентных
преимуществ красноярских предприятий на внешнем рынке может  и  должна
стать  ключом  к  экономическому подъему и осуществлению прогрессивных
структурных изменений в экономике края.
     Стратегическими направлениями     развития    внешнеэкономической
деятельности   (ВЭД)    Красноярского    края    являются    повышение
конкурентоспособности   производимой   продукции;   восстановление   и
расширение традиционных  и  организация  новых  наукоемких  экспортных
производств     на     базе     научно-технического    потенциала    и
высококвалифицированных  кадров  красноярской   промышленности   путем
привлечения инвестиций во всем многообразии их форм.
     Условием реализации   этого   направления   является   дальнейшее
развитие реформы внешнеэкономической деятельности:
     создание эффективного механизма  притока  капитала  в  экспортные
производства и внешнюю торговлю;
     создание механизма государственной поддержки региональных  систем
кредитования,   страхования,   патентования,   сертификации,  лизинга,
залога;
     совершенствование бюджетного регулирования;
     совершенствование валютного   регулирования.    Совершенствование
региональной инфраструктуры.
     Основными задачами здесь являются:
     реализация проектов  транспортного  обслуживания  и регулирования
транспортных тарифов;
     государственная поддержка региональных посреднических структур;
     укрепление краевой     таможенной     службы,     усиление     ее
заинтересованности в совместной работе с краевыми органами управления,
ориентация ее интересов на поддержку краевых экспортеров и  импортеров
и повышение качества обслуживания;
     развитие телекоммуникационных средств связи и рекламы за рубежом;
     поддержка выставочного бизнеса;
     развитие финансового рынка;
     создание общекраевого информационно-аналитического центра;
     становление краевого информационного рынка;
     подготовка высококвалифицированных кадров мирового уровня на базе
международных школ.
     Инвестиционная деятельность.
     Для активизации инвестиционного процесса с участием  иностранного
капитала необходимо обеспечить достижение следующих целей:
     создание привлекательного инвестиционного климата в крае,  в  том
числе с отработкой тендерных механизмов;
     разработку механизма   реализации   инвестиций    (взаимодействия
инвесторов и получателей инвестиций);
     создание рыночной  инфраструктуры  (связь,   юридическая   среда,
консалтинг и др.);
     создание условий  для  развития  финансово-промышленных  групп  и
других форм интеграции промышленных предприятий,  торговых, финансовых
и иных форм организации; создание условий для лизинговых компаний;
     внедрение системы  франчайзинга  для  привлечения  в  край  новых
технологий и производств и создания в  регионе  точек  роста  на  базе
имеющихся научно-технических разработок;
     информационное сопровождение   и    продвижение    инвестиционных
проектов  путем  издания  краевых  каталогов  инвестиционных проектов,
проведения выставок  инвестиционных  проектов,  организации  конкурсов
бизнеспланов и т.д.
     Географическая диверсификация ВЭД.
     Акцент здесь должен быть сделан на расширении внешнеэкономических
связей края со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а также
на развитии интеграционных процессов со странами СНГ.
     В условиях сохранения сырьевой направленности  экспорта  края,  а
также  увеличивающейся потребности в импорте высоких технологий страны
Западной Европы,  США и Канада  по-прежнему  будут  выступать  в  роли
важных    стратегических   партнеров   края   по   внешнеэкономической
деятельности.
     Развитие торговли  услугами  (туризм,  транспортное обслуживание,
гостиничные услуги,  консалтинг и т.д.).  Важным условием эффективного
развития  данного  направления  является  кооперация  действий  края с
другими регионами Сибири.
     Красноярский край  является  регионом,  особо важным для России с
точки  зрения  ее  геополитических,  стратегических  и   экономических
интересов.   Через   территорию   Красноярского   края  осуществляются
значительные транспортные связи восточных районов страны с промышленно
развитыми центральными районами России.
     Примыкание края к морям Северного Ледовитого  океана  и  северное
направление  течения Енисея позволяют создать в крае ворота для выхода
Сибири и России на мировой рынок.
     Возможность прохода    морских    судов   по   Енисею   позволяет
рассматривать Дудинку, Игарку и Лесосибирск в качестве крупных морских
портов для осуществления внешних связей Центральной Сибири.
     Западная часть   Нижнего   Приангарья   -    место    пересечения
СевероСибирской  железнодорожной магистрали с Енисеем (города Енисейск
и Лесосибирск) - является  одним  из  наиболее  благоприятных  ареалов
создания  первого  в  пределах  Сибири  крупного трансконтинентального
грузового распределительного аэротерминала.
     Участие края в политике развития внешнеэкономической деятельности
страны.
     Используя право   законодательной   инициативы,  краю  необходимо
участвовать в разработке предложений по государственному регулированию
внешнеэкономической  деятельности,  а  также  заключению международных
договоров Российской Федерации  в  сфере  внешнеэкономических  связей,
затрагивающих интересы края.
     Развитие и     диверсификация      форм      внешнеэкономического
сотрудничества.
     Внешнеэкономическая деятельность края должна строиться исходя  из
оптимального    сочетания   используемых   форм   внешнеэкономического
сотрудничества (экспортно-импортных  операций,  привлечения  кредитных
ресурсов,   создания   совместных   предприятий   и   др.)   с  новыми
(франчайзинг,  лизинговые, хайринговые, инжиниринговые, лицензионные и
другие    операции;   развитие   деловых   связей   с   международными
общественными,     экономическими,     финансовыми      организациями,
специализированными учреждениями ООН).

  Стратегия и этапы становления новой модели экономики и социальной
         сферы региона. Критерии оценки реализации Концепции

     Осуществление политики управляемого  роста  охватывает  несколько
периодов.
     В данной   концепции    долгосрочного    социально-экономического
развития края рассматриваются два пятилетних периода до 2010 года.
     Первый период (2001-2005 гг.)  -  реструктуризация  потенциала  в
направлении  развития  экспортной  продукции,  достижения  устойчивого
развития в базовых отраслях края.
     Второй период  (2006-2010  гг.)  - устойчивое динамичное развитие
всего народнохозяйственного комплекса  Красноярского  края,  насыщение
его    инновационными    технологиями,   обеспечивающими   расширенное
воспроизводство конкурентоспособной наукоемкой  несырьевой  продукции,
осуществляемое во все большей степени за счет факторов НТП.
     В процессе реформирования  экономики  Красноярского  края  должны
быть  реализованы  наиболее  важные  федеральные  программы:  освоения
Нижнего  Приангарья,  конверсии  оборонной  промышленности,   развития
экономики  и  культуры  коренных  народов  Севера  и  др.  Кроме того,
предстоит  реализация  целого  ряда  региональных  программ:  развития
нефтегазовой промышленности, стабилизации и развития агропромышленного
комплекса и др.
     В качестве    критерия    оценки   реализации   Концепции   может
использоваться   интегральный   показатель    социально-экономического
развития территории, формируемый на основе частных показателей.
     В их число входят:
     1. Демографические:
     ожидаемая продолжительность жизни, лет;
     численность населения, тыс.чел.
     2. Благосостояния населения:
     покупательная способность    среднедушевых    денежных    доходов
(отношение денежных доходов к прожиточному минимуму), раз;
     доля населения  с  доходами  выше  прожиточного  минимума в общей
численности населения, %.
     3. Социальные:
     доля расходов консолидированного бюджета на  социальную  сферу  в
валовом региональном продукте, %;
     доля занятых   в   общей   численности   экономически   активного
населения, %;
     доля граждан,  не совершивших преступление,  в общей  численности
населения, %;
     уровень защищенности работающих от травматизма и профессиональных
заболеваний, чел./тыс. работающих.
     4. Экономические:
     валовой региональный   продукт   Красноярского   края   на   душу
населения, тыс.рублей.
     Все частные  показатели  объединяются  в  интегральный показатель
социально-экономического развития.
     Интегральный показатель  социально-экономического  развития  края
рассчитывается   ежегодно   по    официальным    данным    Госкомстата
Красноярского   края.  Значимость  частных  показателей,  составляющих
интегральный показатель, определяется в баллах экспертным путем.
     Устойчивый рост  интегрального показателя будет свидетельствовать
о   положительных   тенденциях   изменения    социально-экономического
положения края.

      Настоящий документ подготовлен рабочей группой в составе:

Заместитель Губернатора края,                       Сараев А.Р.
руководитель рабочей группы
Представитель Министерства экономики в              Шабаев Г.А.
Восточно-Сибирском районе
Вице-президент, академик СО РИА,                    Василенко Н.В.
директор НИИ систем управления волновых
процессов и технологий
Декан экономического факультета,                    Васильева З.А.
заведующая кафедрой "Экономика,
маркетинг и менеджмент"
Депутат Законодательного Собрания края              Воскресенский Ю.В.
Начальник Главного управления                       Гнатюк П.М.
Центрального банка РФ по Красноярскому
краю
Глава г.Железногорска                               Катаргин А.В.
Заместитель Губернатора края, начальник             Качеров С.А.
Главного управления внешнеэкономических,
межрегиональных связей и внешних
инвестиций администрации края
Председатель Красноярского регионального            Каячев Г.Ф.
отделения ФКЦБ России
Глава г.Лесосибирска                                Колпаков Н.Т.
Председатель комитета по науке и высшему            Лепешев А.А.
образованию
Глава Курагинского района                           Марченко Л.А.
Председатель краевого комитета                      Бондарев В В.
государственной статистики
Депутат Законодательного Собрания края              Новиков В.А.
Начальник управления по экологии и
природным ресурсам администрации края               Распопин К.И.
Депутат Законодательного Собрания края              Севастьянов В.Н.
Президент Союза товаропроизводителей,               Сергиенко В.И.
предпринимателей Красноярского края
Заведующий кафедрой "Системный анализ и             Слюсарчук В.Ф.
управление"
Директор электровагоноремонтного завода             Сухих В.Д.
Председатель правления краевого Вольного            Химин Б.И.
экономического общества
Заместитель председателя Законодательного           Ромашов А.А.
Собрания края
Председатель президиума Красноярского               Шабанов В.Ф.
научного центра СО РАН
Заведующий Красноярским отделом                     Шишацкий Н. Г.
Института экономики и организации
промышленного производства


Информация по документу
Читайте также