Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 14.04.2005 № 14-3303П

                        ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                          КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     14.04.05                                          N 14-3303П

   О ПРОЕКТЕ N 136515-4 ЛЕСНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НОВАЯ
       РЕДАКЦИЯ), ВНЕСЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Рассмотрев проект N 136515-4 Лесного кодекса Российской Федерации
(новая   редакция),  внесенный  Правительством  Российской  Федерации,
Законодательное Собрание края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить  отзыв  на  проект  N   136515-4   Лесного   кодекса
Российской Федерации (новая редакция) согласно приложению.
     2. Направить настоящее постановление:
     - в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации по природным ресурсам и природопользованию;
     - в  Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации;
     - депутатам  Государственной  Думы от Красноярского края Ашлапову
Н.И.,  Зубову В.М.,  Исакову  И.А.,  Кармазиной  Р.В.,  Клюкину  А.Н.,
Оськиной В.Е., Сергиенко В.И.;
     - члену  Совета  Федерации   Федерального   Собрания   Российской
Федерации  от  Законодательного  Собрания  края Новикову В.А.  и члену
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от  Совета
администрации края Каменскому И.А.

     Председатель
     Законодательного
     Собрания края          А.В.УСС

                                            Приложение к постановлению
                                        Законодательного Cобрания края
                                                от 14.04.05 N 14-3303П

                                ОТЗЫВ
                 на проект N 136515-4 Лесного кодекса
                Российской Федерации (новая редакция)

     Предлагаемый законопроект должен быть  направлен  на  обеспечение
рационального  и  неистощительного  использования  лесов,  их  охрану,
защиту и воспроизводство,  исходя из принципов устойчивого  управления
лесами  и  сохранения  биологического  разнообразия  лесных экосистем,
повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения
потребностей   общества   в   лесных   ресурсах   на   основе   научно
обоснованного, многоцелевого лесопользования.
     Проект предусматривает      изменение     действующей     системы
государственного управления лесами,  изменение порядка  предоставления
лесов в пользование,  охраны,  защиты, воспроизводства лесов, усиление
роли федеральных органов власти в управлении  лесами  и  либерализацию
лесопользования.
     Проект Лесного  кодекса  Российской   Федерации,   внесенный   на
рассмотрение  в  Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации, предлагается в данной редакции не поддерживать по следующим
основаниям:
     1. При разработке проекта Лесного  кодекса  Российской  Федерации
необходимо исходить из следующих основных положений:
     1) действующей федеральной собственности на лесной  фонд  (статья
19  действующего  Лесного  кодекса  Российской  Федерации  и статья 42
проекта Лесного кодекса Российской Федерации);
     2) совместного   ведения   Российской   Федерацией  и  субъектами
Российской Федерации вопросов  владения,  пользования  и  распоряжения
лесными ресурсами (статья 72 Конституции Российской Федерации);
     3) организации ведения лесного хозяйства на принципах устойчивого
управления лесами.
     Проект нового Лесного кодекса Российской Федерации разработан без
учета одного из важнейших положений Конституции Российской Федерации -
совместного ведения вопросами  владения,  пользования  и  распоряжения
лесными  ресурсами,  поскольку  в  данном  законопроекте фактически не
предусмотрено участие органов власти субъектов Российской Федерации  в
регулировании лесных отношений.
     В условиях  перехода  к  рыночной   экономике   для   многолесных
регионов,  к которым относится Красноярский край, и где лесные ресурсы
играют важную роль как  в  обеспечении  жизнедеятельности  большинства
сельских  населенных  пунктов  и  ряда городов края,  так и в развитии
экономики  края,  полномочия  в  сфере  организации   лесопользования,
охраны,  защиты и воспроизводства лесов весьма существенны для краевых
органов власти.
     В соответствии с Уставом Красноярского края краевые органы власти
должны   обладать   необходимыми    полномочиями    для    обеспечения
социально-экономического  развития  территории,  в  том числе развития
предприятий  лесного   комплекса,   создания   новых   рабочих   мест,
формирования  доходной  части консолидированного бюджета края.  Проект
Лесного кодекса Российской  Федерации  исключает  возможность  участия
органов   власти   субъектов   Российской  Федерации  в  регулировании
указанных вопросов,  что повлечет негативные  последствия  в  развитии
региона.
     Предлагается в  проекте  Лесного  кодекса  Российской   Федерации
предусмотреть    раздел    "Государственное   управление   в   области
использования,  охраны,  защиты и воспроизводства  лесов",  в  котором
необходимо  в  соответствующей  главе определить полномочия Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации  в  области  использования,
охраны,  защиты и воспроизводства лесов,  предусмотрев участие органов
власти субъектов Российской Федерации в:
     - выставлении  участков  лесного  фонда на конкурсы и аукционы на
право заключения договора долгосрочной аренды;
     - определении начальной ставки арендной платы;
     - определении условий договоров на долгосрочную  аренду  участков
лесного фонда;
     - осуществлении  контроля  за   выполнением   условий   указанных
договоров;
     - организации охраны лесов от пожаров.
     В проекте   Лесного   кодекса   Российской  Федерации  необходимо
предусмотреть    возможность    предоставления    органам     местного
самоуправления  муниципальных  районов  отдельных полномочий в области
регулирования лесных отношений.
     2. В  проекте  Лесного  кодекса  Российской Федерации отсутствует
система государственного  управления  лесами.  Предлагается  в  проект
включить   главу   "Система   государственного   управления   лесами",
предусмотрев  осуществление  государственного  управления  лесами   на
принципах:
     - устойчивого развития (сбалансированного  развития  экономики  и
улучшения состояния окружающей среды);
     - рационального,  непрерывного,  неистощительного   использования
лесного  фонда в интересах Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации  (статья  50   действующего   Лесного   кодекса   Российской
Федерации);
     - несовместимости реализации функций государственного  управления
лесами с осуществлением хозяйственных функций.
     Глава также  должна  отражать  систему  организации  федеральных,
региональных  и  местных  органов  управления  лесным  хозяйством,  их
функций с указанием источников финансового обеспечения этих функций.
     3. Проектом      Лесного     кодекса     Российской     Федерации
предусматривается  возможность  сдачи  арендуемых  лесных  участков  в
субаренду  и  передачи  своих  прав  и обязанностей по договору аренды
лесного участка третьему лицу (перенаем) с уведомлением  арендодателя.
Причем  в  последнем  случае (при перенайме) ответственным по договору
аренды лесного участка перед арендодателем становится новый  арендатор
лесного участка.
     В действующем Лесном  кодексе  Российской  Федерации  отсутствуют
нормы  о  субаренде участков леса и перенайме.  Предлагаемые в проекте
Лесного кодекса Российской Федерации  субаренда  и  перенаем  участков
леса  создадут  условия,  при  которых  арендаторы лесного фонда будут
иметь возможность на  выгодных  для  себя  условиях  торговать  лесным
фондом  в  ущерб  экологическим  функциям  лесов  и их состоянию.  При
перенайме участки леса могут  предоставляться  в  пользование  (прежде
всего для вырубки лесов) так называемым "фирмам-однодневкам",  которые
не будут нести ответственность за  социальное  развитие  территории  и
нарушение лесного законодательства.
     Целесообразно исключить из  проекта  Лесного  кодекса  Российской
Федерации положения о возможности передачи участков леса в субаренду и
их перенаем.
     4. Проектом      Лесного     кодекса     Российской     Федерации
предусматривается предоставление лесных участков в  аренду  только  на
аукционной  основе.  Победителем  аукциона  признается  тот  участник,
который предложил наиболее высокую ставку арендной платы.
     Действующий Лесной  кодекс  Российской  Федерации предусматривает
предоставление участков леса в пользование на аукционной основе  и  по
конкурсу.  Этот вариант более предпочтителен.  В случае предоставления
участков леса в аренду только на  аукционной  основе,  где  победитель
будет  определятся  по  наиболее  высокой  ставке  арендной  платы,  в
невыгодных   условиях   окажутся    действующие    лесозаготовительные
предприятия,  которые  несут на себе социальные нагрузки,  связанные с
содержанием лесных поселков,  дорог и так далее.  Указанная  категория
лесопользователей  не  сможет предложить высокую арендную плату,  и их
место займут сторонние компании, главной целью которых будет получение
собственной выгоды.
     В связи с этим необходимо в проекте  Лесного  кодекса  Российской
Федерации  предусмотреть  предоставление участков леса в краткосрочную
аренду (до 5 лет) на основе аукционов и в долгосрочную (более 5 лет) -
на конкурсной основе.
     5. В  статье  1  главы  1  проекта  Лесного  кодекса   Российской
Федерации   необходимо   предусмотреть  ответственность  за  нарушение
лесного    законодательства,    которая    регулируется     уголовным,
административным, гражданским и лесным законодательством.
     6. В  проекте   Лесного   кодекса   наблюдается   систематическое
отклонение   от  общепринятых  в  лесном  хозяйстве,  лесной  науке  и
образовании терминов и понятий.  Такого  рода  термины  и  определения
необходимо   употреблять   в   законодательстве   в   соответствии   с
требованиями  ГОСТов,   ОСТов   и   других   нормативных   технических
документов,  сохраняя  преемственность  с  предыдущим  Лесным кодексом
Российской Федерации.  В общих положениях проекта  кодекса  необходимо
предусмотреть  отдельную статью "Основные понятия и термины",  которая
четко и  исчерпывающе  формулирует  основные  термины,  применяемые  в
Лесном  кодексе  Российской Федерации,  а именно:  лесной фонд,  земли
лесного фонда,  лесной участок,  леса,  не отнесенные к лесному фонду,
древесно-кустарниковая растительность, охрана и защита леса и т.д.
     7. В основных статьях законопроекта (статьи  1,  2,  наименование
главы 3,  статьи 3, 30, 34 и другие) термин "защита" подменен понятием
"охрана" лесов.
     Термин "защита растений" употребляется не только в лесном, но и в
сельском хозяйстве,  и указанная деятельность подразумевает под  собой
"систему  мероприятий  в сельском и лесном хозяйстве,  предупреждающую
появление  и  распространение  вредителей,  болезней  и   сорняков   и
обеспечивающая  их ликвидацию".  (Советский энциклопедический словарь,
М., 1989, стр. 459).
     Охрана же    -    "комплекс    мер   по   охране,   рациональному
(неистощительному)    использованию     и     восстановлению     живой
(растительность  и  животный мир) и неживой (почвы,  воды,  атмосферы,
климата и др.)  природы"  (Советский  энциклопедический  словарь,  М.,
1989, стр. 964).
     Таким образом,  защита  и  охрана  -  это  различные   по   своей
направленности действия, которые нельзя подменять друг другом. Термины
в лесном  законодательстве  сложились  исторически,  они  совпадают  с
аналогичными  терминами в иных отраслях права и производства,  поэтому
считаем необходимым именно этот термин употреблять в законопроекте.
     Замена слов,  предложенная  законопроектом,  должна будет повлечь
одновременное изменение всех нормативных  правовых  актов,  в  которых
вопросы лесозащиты рассматриваются и регулируются.
     8. Основой ведения лесного хозяйства как  в  действующем,  так  и
рассматриваемом  законопроекте  является деление лесов на группы по их
народнохозяйственному   значению    и    категории    защитности.    В
представленном законопроекте предлагается иное деление лесов на группы
по сравнению с действующим законодательством без  указания  механизмов
отнесения  лесов  к  группам  лесов.  Это приведет к изменению системы
лесопользования,   охраны,   защиты   и   воспроизводства   лесов    с
непредсказуемыми последствиями, в том числе финансовыми.
     9. Предлагаемый  проект  Лесного  кодекса  Российской   Федерации
отменяет разрешительную систему лесопользования (лесорубочные и лесные
билеты) и вводит декларативную (заявительную) систему  лесопользования
(лесная  декларация).  Это,  с  одной  стороны,  приводит к дальнейшей
либерализации  лесопользования,  с  другой  стороны,   резко   снижает
эффективность государственного контроля за лесопользованием,  охраной,
защитой  и  воспроизводством  лесов.  Поэтому  при   введении   лесной
декларации    необходимо    предусмотреть   разрешительный   механизм,
позволяющий эффективно осуществлять контроль за использованием  лесов,
при  этом  в  Лесном  кодексе  Российской  Федерации должны быть четко
определены  уполномоченные  органы  по   отводу   лесосек   и   выдаче
разрешительных  документов.  В качестве таких органов должны выступать
территориальные органы федерального органа  исполнительной  власти  по
управлению лесным фондом и их подразделения на местах.
     10. В  рассматриваемом  законопроекте  функция   государственного
контроля   за   соблюдением   лесного   законодательства   и   функции
государственной  лесной  охраны   возложены   на   федеральный   орган
исполнительной    власти    по    надзору   за   соблюдением   лесного
законодательства.   При   этом   разрушается    сложившаяся    система
государственного управления лесами.
     Предлагается функции государственного контроля  за  состоянием  и
использованием  лесов  оставить  в  федеральном  органе исполнительной
власти по управлению  лесным  фондом,  который  должен  организовывать
лесопользование,   охрану,   защиту   и   воспроизводство   лесов   и,
соответственно, должен обладать функциями государственного контроля за
деятельностью   лесопользователей,   а   также   по  охране  лесов  от
лесонарушений.  На федеральный орган исполнительной власти по  надзору
за соблюдением лесного законодательства целесообразно возложить надзор
за соблюдением всеми участниками лесных отношений  требований  лесного
законодательства.
     Принимая во   внимание   изложенное,   Законодательное   Собрание
Красноярского  края предлагает отклонить и направить проект N 136515-4
Лесного кодекса Российской Федерации на доработку.


Информация по документу
Читайте также